Понятие, цели и инструменты фискальной политики. Налогово-бюджетная политика: понятие, цели, инструменты Содержание и инструменты бюджетно налоговой политики государства

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это система регулирования экономики посредством формирования величины и структуры госрасходов и налогов .

Цели : а) обеспечение устойчивого экономического роста , б) достижение высокого уровня занятости , в)снижение инфляции

Инструменты : целенаправленное изменение величин госрасходов, налогов, сальдо госбюджета

Виды : стимулирующая политика (направлена на преодоление спада путем увеличения госрасходов , снижения налогов или их комбинирования) и сдерживающая политика (направлена на сдерживание экономического подъема за счет снижения госрасходов, увеличения налогов или их комбинирование)

Типы : дискреционная политика(сознательное изменение величин госрасходов и налогов со стороны государства) и автоматическая (встроенныхстабилизаторов) политика (автоматическое изменение величины налогов : в период спада они сокращаются , а доходы растут, в период подъема , наоборот, они растут , что сокращает бюджетный дефицит).

Налоги – это обязательные платежи на основе государственного законодательства.. Делятся на автономные (не зависят от уровня доходов) и подоходные , зависящие от предельной налоговой ставки t=dT/dV, где dT – прирост налога, dT- прирост дохода. В рамках кейнсианской модели налоги так же, как и госрасходы, действуют на объем национального производства с мультипликационным эффектом .

Мультипликатор госрасходов – это отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению государственных расходов. Его действие (эффект ) на доход прямое , поэтому оно положительно .

Мультипликатор налогов – это отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению налогов. Его действие (эффект ) на доход обратное , поэтому оно отрицательно .

15.Финансирование бюджетного дефицита. Внутренний и внешний государственный долг. Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую за данный год расходы правительства превосходят его доходы .

Различают: структурный дефицит , связанный с выполнением социально-экономических программ правительства, и циклический дефицит, если возникает положительное сальдо между реально наблюдаемым и структурным бюджетным дефицитом.

Финансирование бюджетного дефицита : структурный дефицит покрывается за счет внутренних финансовых средств: кредитов Национального банка, выпуска государственных ценных бумаг и т.п.; циклический дефицит – за счет проведения жесткой фискальной политики : в период спада либо растут налоги, либо уменьшаются госрасходы, либо и то и другое; в период подъема , наоборот, растут налоги и возрастают госрасходы, либо и то и другое. Современное финансирование бюджетного дефицита в условиях стагфляции , помимо этих мер, в основном направлено на оздоровление экономики, развитие производства и достижение полной занятости, хотя в краткосрочном периоде бюджетный дефицит даже возрастает , но в долгосрочном – налоговые поступления обеспечат его ликвидацию

Государственный долг – это сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим лицам. Внутренний долг – это долг государства своему населению, предприятиям и организациям, выступающий в основном в виде госзаймов, т.е долговых обязательства государства. Погашается за счет новых облигаций, налогов и увеличения денежной массы в обращении. Внешний долг – это задолженность государства иностранным лицам. Погашается за счет части национального дохода, недвижимостью. Внешний долг опаснее внутреннего, поэтому существуют установленные государством лимиты его величины. Сокращение его должно происходить через мероприятия по подъему экономики в целом.

С помощью государственного долга покрывается бюджетный дефицит . Государство, управляя своим долгом, влияет на кредитно-денежную систему, а через нее – на экономику в целом.

В Республике Беларусь в 2006-2010гг . будет продолжена налоговая реформа, важным направлением которой станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Снижение нагрузки на фонд заработной платы, повышение доли и значения прямого налогообложения, пересмотр налоговых льгот, выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок и другие мероприятия будут реализованы в целях совершенствования налоговой системы.

16. . Денежно-кредитная политика государства : цели, инструменты, виды

Денежно -кредитная политика – это совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики.

Цели : устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости, равновесие платежного баланса.

Инструменты :общие (воздействуют на все параметры денежно-кредитной сферы) и селективные (регламентация отдельных форм кредита и т.д.).

К косвенным инструментам относятся: изменение учетной ставки, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке.

К административным инструментам относятся: прямое лимитирование кредитов с помощью установления верхнего предела кредитной эмиссии и т.д., контроль над отдельными видами кредитов и т.д.

К селективным инструментам относятся: контроль по отдельным видам кредита, установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т.д.

Виды: 1.политика « дорогих денег » (в условиях инфляции продаются государственные ценные бумаги, увеличивается норма обязательных резервов, повышается учетная ставка). 2..политика « дешевых денег » (в условиях спада расширяется кредитование, ослабляется контроль над приростом денежной массы, покупают государством ценных бумаг, снижение резервной нормы и учетной ставки).

Бюджетно-налоговая политика представляет собой меры правительства для воздействия на экономическую конъюнктуру через изменение величины государственных расходов и налогов. Осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, основным источником пополнения которого являются налоги. Поэтому содержательно бюджетно-налоговая политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Цели бюджетно-налоговой политики в краткосрочном периоде - поддержание ВВП на уровне потенциала, обеспечение полной занятости, стабильный уровень цен, равновесный платежный баланс, в долгосрочном периоде - экономический рост при производстве неинфляционного ВВП.

Инструментами бюджетно-налоговой политики выступают доходы и расходы государственного бюджета, с помощью которых правительство воздействует на совокупные планируемые расходы (совокупный спрос).

Государственный бюджет: доходы и расходы

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ:

  • o бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления;
  • o бюджетная система Российской Федерации представлена совокупностью федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Консолидация бюджетов подразумевает их объединение по отдельным статьям, исключая взаимные операции (дотации, субвенции, взаимные расчеты и т.д.) между бюджетами всех уровней, и не предполагает простого арифметического сложения. Консолидированный бюджет Российской Федерации объединяет федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации объединяет бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов), находящихся на его территории.

Федеральный бюджет РФ является главным финансовым планом страны, который после его утверждения органом законодательной власти (ежегодно Государственной Думой принимается Закон о государственном бюджете на следующий финансовый год) приобретает силу закона и обязателен к исполнению. Составляется федеральный бюджет (а также бюджет любого другого уровня) в форме баланса доходов и расходов государства за определенный период времени (как правило, за год). В России финансовый год соответствует календарному и длится с 1 января по 31 декабря.

Доходы государственного бюджета

Основным источником доходов государственного бюджета являются налоги: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лип, налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, налоги и взносы на социальные нужды (включая единый социальный налог), прочие налоги.

В любой стране налоговое законодательство (в России - Налоговый кодекс РФ) формирует налоговую систему, в соответствии с которой по каждому налогу определяются:

  • o субъект налогообложения (налогоплательщики и плательщики сборов);
  • o объект налогообложения (операции по реализации товаров, имущество, доход и т.п.);
  • o налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения);
  • o ставка налога (величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы);
  • o налоговый период (календарный год, квартал, месяц);
  • o а также порядок исчисления налога, сроки и порядок уплаты налогов и сборов.

Законодательно зафиксированная по каждому налогу совокупность налоговых ставок задает определенную шкалу налогообложения - плоскую, прогрессивную или регрессивную. Соответственно, различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги. При плоской шкале ставка налога не зависит от величины налоговой базы. Примером пропорционального налога может служить действующий в настоящее время в России налог на доходы физических лиц (с 2001 г.), ставка по которому составляет 13% и не зависит величины дохода. При использовании прогрессивной шкалы налогообложения ставка налога растет с увеличением налоговой базы. Например, в странах Евросоюза подоходный налог является прогрессивным. Регрессивная шкала налога означает, что налоговая база и ставка налога изменяются в противоположных направлениях: большей величине налоговой базы соответствует меньшая ставка налога и наоборот. Единый социальный налог, действовавший в России с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2009 г., - это пример прямого регрессивного налога.

По способу взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги являются прямым вычетом из доходов, полученных домашними хозяйствами и фирмами. Налогами прямого действия являются, например, налоги на доходы и имущество. Особенность прямого налога состоит в том, что оплачивает налог (оплачивается налогоплательщиком) и выплачивает налог (выплачивается налогоносителем) одно и то же лицо. Косвенные налоги включаются в цену продаваемой продукции и поэтому носят неявный характер. Это налоги на товары, услуги и виды деятельности. Особенность косвенного налога заключается в том, что оплачивают налог и выплачивают налог разные экономические субъекты. В конечном счете косвенные налоги через цены перекладываются на население, которое и является действительным плательщиком косвенных налогов.

Размышляем самостоятельно

Диаграмма на рис. 5.2 представляет структуру доходов консолидированного бюджета в динамике. Какие налога, отраженные на диаграмме, относятся к прямым, а какие - к косвенным?

Помимо представленных выше видов (прямые и косвенные) и типов (пропорциональные, прогрессивные, регрессивные) налогов, различают также федеральные (обязательны к уплате на всей территории страны), региональные (действуют на территории субъекта РФ) и местные налоги (обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований).

Неналоговые доходы бюджета включают доходы от внешнеэкономической деятельности, от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и пр.

Представление о том, как изменялась структура доходов государственного бюджета России, дает диаграмма на рис. 5.2.

Рис. 5.2.

* С 1 января 2010 г. вместо отмененного единого социального налога введены страховые взносы на обязательное социальное страхование. Источники: Финансы России, 2004: Стат. сб. Росстата, табл. 2.3. М., 2004; Финансы России, 2008: Стат. сб. Росстата, табл. 2.3 и 2.4. М., 2008; gks.ru.

Напомним, что в макроэкономике в качестве источника доходов государственного бюджета рассматриваются налоги, для описания которых используется налоговая функция Т = Т а + tY, где Т а - автономные налоги, t - предельная налоговая ставка, 0 < t < 1. Как было показано в предыдущей главе, рост/сокращение автономных налогов вызывает падение/увеличение совокупных планируемых расходов (совокупного спроса) и сопровождается мультипликативными эффектами. Поэтому снижение или увеличение автономных налогов, снижение или увеличение налоговых ставок представляют собой инструменты воздействия правительства на совокупные расходы, когда возникает необходимость стимулировать или, напротив, сдерживать совокупный спрос и, соответственно, выпуск и занятость.

Цели и задачи налогово-бюджетной политики государства

В современном мире налогово-бюджетная политика выступает неотъемлемым инструментом государственного регулирования национальной экономики. В общем виде она представляет собой политику правительства, основанную на использовании бюджетно-налоговой системы государства в целях решения социальных задач и развития деловой активности.

Основные цели налогово-бюджетной политики отражены на рисунке 1. Так или иначе, все они направлены на сглаживание циклических колебаний национальной экономики государства.

Рисунок 1. Цели налогово-бюджетной политики. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Из целей налогово-бюджетной политики вытекает ее основополагающая задача, которая сводится к необходимости сбалансированности макроэкономических систем. Решение социальных задач общества и регулирование уровня деловой активности обеспечивается посредством сбора налогов и расходования средств государственной казны.

В целом бюджетно-налоговая политика, осуществляемая органами государственной власти, ориентирована на производство не инфляционного валового национального продукта и сбережение полной занятости. Она же задает направление развития народного хозяйства, и его темпы.

В конечном счете, сущность налогово-бюджетной политики сводится к стратегически правильному формированию госбюджета посредством действующей в стране системы налогообложения и манипулирования средствами госбюджета ради достижения поставленных целей.

Сегодня реализация налогово-бюджетной политики выступает неотъемлемым элементом управления экономики страны и стабилизации ее цикличных колебаний. Являясь косвенным инструментом регулирования экономики, она играет огромную роль в ее развитии и оказывает существенное влияние на уровень жизни населения.

Инструменты реализации налогово-бюджетной политики государства

Реализация налогово-бюджетной политики государства основана на использовании определенных инструментов.Под инструментами в данном случае принято понимать экономические механизмы, посредством которых обеспечивается достижение целей бюджетно-налоговой политики.

Основными инструментами налогово-бюджетной политики выступают доходы и расходы государственного бюджета (рисунок 2).

Рисунок 2. Инструменты налогово-бюджетной политики. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Основным источником доходов государственной казны выступают налоговые поступления.Налог представляет собой безвозмездный, обязательный платеж, который взимается с физических и юридических лиц посредством отчуждения принадлежащих им денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и выполнения его функций.Налоги делятся на несколько видов:

  • прямые;
  • косвенные;
  • подоходные;
  • аккордные.

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с имущества либо доходов субъектов налогообложения (физических и юридических лиц).

Косвенные налоги устанавливаются качестве надбавки к цене товаров и услуг, реализуемых на рынке. Примером прямого налога выступает подоходный налог, примером косвенного – акцизы и НДС.

Аккордные налоги устанавливают на определённом уровне, независящем от доходов экономического субъекта в то время, как подоходные налоги представляют собой процент от доходов.

Расходы государственной казны складываются из трансфертных платежей и расходов на содержание государственного сектора экономики.

К числу первых относятся различные виды государственных субсидий, социальных выплат и пособий (например, пособие по безработице). Вторые же представлены государственными закупками товаров и услуг, необходимых для обеспечения функционирования государственного аппарата.

Замечание 1

Таким образом, инструментами налогово-бюджетной политики выступают доходы и расходы государственного бюджета. Основным источником формирования его доходов выступают налоги, в то время как его расходы могут быть представлены трансфертными платежами и государственными закупками. Каждый из инструментов налогово-бюджетной политики оказывает особое влияние на экономику страны, а их выбор и соотношение определяется фазой экономического цикла.

Методы налогово-бюджетной политики государства

Под методами налогово-бюджетной политики в общем виде следует понимать способы и механизмы использования ее инструментов. Отталкиваясь от основных инструментов налогово-бюджетной политики, можно выделить следующие методы ее реализации:

  • повышение либо понижение налогов;
  • рост либо сокращение объемов государственных закупок;
  • увеличение или сокращение трансфертов.

Таким образом, методы налогово-бюджетной политики государства могут быть сведены способам регулирования и управления формированием доходных и расходных статей государственного бюджета.

Механизмы налогово-бюджетной политики государства и их использование имеют ряд особенностей, определяемых фазой экономического цикла и соответствующим ей видом бюджетно-налоговой политики.

Так, например, основными инструментами реализации налогово-бюджетной политики стимулирующего типа выступают сокращение налогов, рост объемов государственных закупок и увеличение трансфертов.

В то же время для налогово-бюджетной политики сдерживающего типа, напротив, характерно увеличение налогового бремени, уменьшение объемов государственных закупок и сокращение трансфертов.

Основным инструментом налогово-бюджетной политики дискреционного типа выступает изменение налоговых ставок, а не дискреционной – индексация доходов, подоходный налог, различные социальные выплаты и пособия по безработице.

Замечание 2

Так или иначе, именно управление налогами и трансфертными платежами служит основным механизмом реализации налогово-бюджетной политики государства, позволяющим добиваться поставленных целей. Государственным закупкам отводится второстепенная роль.

1. Бюджетная политика: содержание, цели, инструменты.

2. Проблемы и основные направления совершенствования бюджетной политики в РФ.

3. Налоговая политика: содержание, цели, инструменты.

4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации.

1. Бюджетная политика: содержание, цели, инструменты.

1) Бюджетная политика - с оставная часть финансовой политики, направленная на манипулирование доходами и расходами государства, управление государственным долгом и государственными активами.

2) Бюджетная политика это совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования.

Субъектами бюджетной политики являются органы законодательной и исполнительной власти.

Объектами бюджетной политики являются:бюджетные отношения и бюджетные ресурсы, звенья и виды бюджетов, доходы и расходы бюджетов.

1. Определение концептуальных основ развития бюджета, его роли в общественном воспроизводстве.

2. Формирование цели и задач бюджетной политики.

3. Выработка конкретных путей достижения цели и решения поставленных задач.

4. Определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет.

5. Установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ по использованию бюджетных средств.

6. Оптимизации структуры расходной части бюджета.

7. Определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета.

8. Управлению государственным долгом.

9. Определению источников финансирования дефицита бюджета.

10. Разработке механизма мобилизации денежных средств в бюджет

11. Выбору направлений использования бюджетных средств.

Основная цель бюджетной политики - это обеспечение условий для эффективного функционирования государства. Эта цель может конкретизироваться в следующих задачах:

Ø макроэкономической сбалансированности (между секторами, экономики, минимальной безработице);



Ø сбалансированности бюджетов всех уровней;

Ø отсутствие государственного долга;

Ø поддержание стабильности национальной валюты;

Ø сочетание экономических интересов государства и всех членов общества.

Ø создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных процедур распределения финансовой поддержки регионам.

Бюджетная политика разрабатывается и реализуется Министерством финансов РФ. Федеральные годовые бюджеты являются теперь составной частью перспективного финансового плана, сформированного на три года.

Доходы бюджета расширенного правительства формируются в основном за счет налоговых поступлений: налог на прибыль, налог по доходам физических лиц (НДФЛ), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на добавленную стоимость (НДС).

Бюджетная политикареализуется с помощью бюджетного механизма, который включает в себя следующие элементы: методы мобилизации доходов, формы предоставления бюджетных средств, межбюджетное распределение и перераспределение средств.

Инструменты бюджетной политики:

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают: бюджетные кредиты, налоги, государственные расходы, трансферты, государственные закупки и государственные займы, федеральные целевые программы и др.

1) Бюджетный кредит – это средства, выделяемые из бюджетов юридическим лицам на возвратной и платной основе, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями.

2) Дотация – сумма, выделяемая на безвозвратной основе из бюджета вышестоящего территориально уровня в бюджет нижестоящего уровня, если имеет место недостаточность собственных доходов

3) Субсидия – сумма из определенного фонда или вышестоящего бюджета на определенные цели. Выделяется одноразово на значимые расходы

4) Субвенция – форма денежной помощи местным бюджетам из государственного бюджета для определенной цели. Если имеет место нецелевое использование, возвращаются в тот бюджет, из которого были получены

5) Компенсация – выплата, производимая для возмещения расходов, выплачивается в заранее установленном размере для возмещения выпадающих доходов и покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти

6) Бюджетная ссуда – сумма денежных средств, выделяемых из бюджета одного уровня в другой на возвратной основе (оформляется соглашением).

7) Трансферт – денежные или натуральные выплаты, получаемые населением из государственного и муниципального бюджета, внебюджетных социальных фондов и общественных организаций: пенсии, стипендии, пособия по социальному страхованию.

8) Государственный заказ - это выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство. Такой заказ может выполняться не только государственными, но и другими предприятиями. Заказ обычно выдается на конкурсной основе.

9) Государственные инвестиции - инвестиции, образуемые из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников.

10) Государственные целевые программы – это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей и задач путем использования имеющихся ресурсов.

Контуры бюджетной политики в России определяет Президент в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ. В рамках этих посланий Правительство РФ разрабатывает проект закона о бюджете, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. 29 июня 2010 года было подготовлено бюджетное послание, которое содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2011–2013 годах.

Министерство финансов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативное правовое регулирование в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга и межбюджетных отношений.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит:

Из Бюджетного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на трехлетний период,

Законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на трехлетний период,

Нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Бюджетный дефицит и государственный долг. Бюджетный профицит.

Расходы гос бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом . Пртовоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, наз бюджетным профицитом(излишком). Принято различатьпервичный и общий дифицит гос-го бюджета. Первичный дефицит – общий дефицит гос бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по гос долгу.По аналогии опред и первичный профицит.

Принято различать фактический, структурный и циклический дефицит гос бюджета. Фактический- отрицательн разница м\д фактическими(действительными)доходами и расходами правительства. Структурный – разность м\д доходами и расходами гос бюджета, рассчитанная для уровня национ дохода, соотв полной занятости. Др.словами это та занятость кот существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью гос-ых расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость. Циклический- разница м\д фактическим и структурным дефицитом гос.бюджета.Он представл собой следствие колебаний эконом активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и гос расходах происходят автоматически.Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка(профицита):

Налгово-бюджетную политику принято подразделять на 2 типа: дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).Дискреционная налогово-бюджетная политика- сознательное манипулирование законодательной властью налогооблажением и гос расходами с целью взаимодействия на уровень экономической активности. Речь идет о воздействии, оказыв влияние на изменение объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста. В этом поределении важно отметить то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соотв законы,касающиеся объема гос расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов.Все эти меры оказывают воздействие как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. В рамках кейнсианского подхода дискреционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы. Изменение любого из компонентов совокупного спроса, будь то потребительские расходы, капиталовложения, гос расходы, чистый экспорт повлекут за собой мультипликативные эффекты, приводящие к соответствующему изменению дохода.

Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост гос расходов и\или снижение налоговых ставок. Напротив, дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение гос расходов и\или рост ставок налогов. Стимулирующая политика может сопровождаться бюджетным дефицитом, т.е.превышением текущих расходов гос-ва над доходами. Она проводится с целью борьбы со спадами, и соответственно, циклической безработицей. Это - главная цель. Правительство, принимая решение о проведении дискреционной фискальной политики должно ясно представлять, на каком из отрезков траектории циклического развития находится экономика. Действительно ли в экономике начался спад, и такое нежелательное изменение совокупного спроса нужно блокировать стимулирующей налогово-бюджетной политикой?



Автоматическая налогово-бюджетная политика – это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Ведь законодательный орган определяет только ставки налогов, а не размер налоговых поступлений. АНБП явл результатом действия автоматических, или встроенных стабилизаторов, т.е. механизмов в экономике, кот уменьшают реакцию реального ВВП на изменение совокупного спроса. Главные из них-пособия по безработице и прогрессивное налогооблажение.

41. Деньги: сущность и функции. Денежная масса и ее основные агрегаты. Регултирование денежной массы в обращении.

Деньги представляют собой неотъемлемый элемент повседневного бытия. Современный человек не может представить себе рыночную экономику без денежного обращения. Деньги возникли на определенном этапе хозяйственной жизни общества, и появление их стало огромным шагом вперед по преодолению узости бартерного обмена. В процессе исторического развития формы денег претерпели серьезную эволюцию.

Деньги, по определению, обладают абсолютной ликвидностью. На языке экономической теории это означает, что издержки обмена денег на какие-либо др блага = 0.

Гос-во выпускает в обращение деньги как законное средство платежа в экономике. Предложение денег (денежную массу) обеспечивает по согласованию с правительством Центральный банк страны. Т.О. современные деньги представляют собой декретные деньги кот правительство провозгалшает обязательными для приема при обмене и в качестве законного способа уплаты долгов.

В экономике страны население предъявляет спрос на деньги , поскольку они выполняют важные функции :1). Счетная единица в бартерной экономике торговля ведется по относительным ценам товаров. Чем больше товаров вовлекается в обмен, тем больше кол-во относительных денег. Поэтому объективно требуется своеобразная единая мера ценности, роль кот выполняют деньги. С появлением денег цены всех товаров получают денежное выражение. 2).Средство обмена – В бартерной экономике необх двойное совпадение потребностей для заключения сделок. Деньги становятся посредниками в товарообменных сделках (товар-деньги-товар). 3). Средство сохранения ценности –деньги позволяют сохранить ценность богатства, служат его накоплению, хотя их ценность может со временем меняться. 4).Средство платежа- в денежной форме может фиксироваться величина обязательств и долгов; поэтому деньги служат средством платежа. В этой роли деньги используются, когда наблюдается несовпадение по времени покупок и продаж, т.е.товары продаются в кредит. ВЕКСЕЛЬ - безусловное долговое обязательство. Имея в своих активах векселя различных фирм, банки могли на их основе выпускать собственные векселя – БАНКНОТЫ, кот превращали банки в должников.

Денежная масса -совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающ обращение товаров и услуг, кот располаг частн лица, институциональные собственники, гос-во. В структуре денежной массы выделяется активн часть и пассивн часть. Наличные средства - бумажные деньги, мелкая разменная монета. «Квази-деньги» -наиболее весомая и быстро растущая часть в структуре денежной массы. Экономисты наз «квази-деньги » ликвидными ативами. Расположив компоненты денежной массы по степени убывании я ликвидности, можно выделить неск денежных агрегатов – показателей денежной массы.