Методы государственного регулирования кратко. Методы государственного регулирования экономики

Проблемам гос. регулирования территориального (регионального) развития, региональной экономической политики (РЭП) в росс. научных исследованиях уделяется в последние годы немало внимания. Регион – область, район, территория, часть страны, отличающиеся совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических условий и нац-го состава населения. Под гос. регулированием территориального (регионального) развития обычно понимаются действия государства, цель которых – избирательное воздействие на соц-эк-кое, политическое, экологическое развитие отдельных регионов (территорий). Соотв-но, гос. регулирование эк-кого развития регионов – избирательное целенаправленное воздействие государства на эк-кое развитие развитие отдельных территорий, в заруб. литературе называемое РЭП. Решение задач терр-ного развития требует совершенствования механизма реализации РЭП. Дальнейшее развитие получают такие методы и формы гос. воздействия, как прогнозирование и программирование. При разработке общеросс. прогнозов и программ особое место отведено рег-му аспекту. Это дает регионам необходимые ориентиры, позволяющие им определить господствующие тенденции, примерные количественные параметры соц-эк-кого развития, свое место в межрегиональном разделении труда, наметить и скорректировать в прогнозируемой динамике общеросс-го и региональных рынков собственные регулирующие воздействия на эк-кие и соц. процессы.

Государственное регулирование осуществляется в различных формах:

· законодательной,

· налоговой,

· кредитной,

· субвенционной.

Законодательная форма регулирования означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

Налоговая и кредитная формы регулирования представляют собой использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условиями кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки, и, соответственно, сокращается производство, и наоборот. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий и налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом, таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт).

Среди методов государственного регулирования могут быть выделены: административное и правовое регулирование, прямое и косвенное регулирование.

К административному относятся разнообразные меры по рационированию и контингентированию, лицензированию и квотированию, контролю над ценами, доходами, валютными курсами, учетным процентом и др. Эти меры имеют силу приказа и не опираются на экономические интересы и реализующие их стимулы. Государственное правовое регулирование осуществляется в рамках хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил.

В проектах долгосрочных и среднесрочных прогнозов и программ должны быть отражены вопросы совершенствования региональной экономической политики, в том числе возможные изменения экономического механизма федеративных отношений (межбюджетные отношения, распределение полномочий по налоговой системе, вопросы упр-ния собственностью и использования природных ресурсов и др.).

Важнейшими исходными пунктами являются прогнозирование платежеспособного спроса и его региональное распределение, изучение региональных рынков, оценка финансовых и других ресурсных возможностей регионов, выявление путей и средств активизации собственного потенциала регионов для решения важнейших соц-эк-ких проблем их развития. Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и в перспективе особое место должно быть отведено разработке и осущ-нию фед. целевых программ соц-эк-кого развития регионов . Учет регионального аспекта необходимое звено в выработке и проведении политики структурной перестройки эк-ки.

В качестве основных форм ее реализации наряду с ФЦП развития регионов и отраслей с долевым гос. финансированием используются такие формы, как участие гос-ва в наиб. эфф-ных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации; размещение фед. заказов на поставку продукции для общегос-ных нужд; поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий; содействие активизации международных эк-ких связей регионов РФ; создание условий для формирования СЭЗ и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру; содействие малому и среднему бизнесу.

Ведущим в области соверш-ния финансовых и налоговых отношений между РФ и ее субъектами, а также между органами гос. власти и органами МСУ является должен стать на последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов РФ и МО. С этой целью необходимо закрепить за субъектами РФ постоянные и достаточные финансовые и прежде всего налоговые источники доходов для самостоятельного формирования бюджетов. Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы фед. финансовой поддержки регионов, способных обеспечить развитие собственными силами

Для реализации задач РЭП в бюджетно-налоговой сфере необходимо обеспечить:

Бездефицитность бюджетов большинства субъектов РФпутем изменения налоговой системы;

Законодательное разграничение полномочий между фед. органами гос. власти, органами гос. власти субъектов РФ, а также органами МСУ по осуществлению соц-эк-кой политики, формированию доходных и расходных статей соотв-щих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;

Возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта РФ;

Сбалансированность бюджетов всех уровней, а также согласованные между РФ и ее субъектами соотв-щие расчетные принципы и методы;

Право - в пределах автономных финансовых ресурсов – сам-ного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;

Контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на соц-эк-кое развитие регионов.

Региональные особенности процессов социального развития требуют адекватного отражения при формировании системы мер гос. регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов РФ и предотвращение возникновения очагов соц. напряженности.

Все меры рег-ной политики можно разделить на ограничительные(запреты, взимание доп-ных штрафов, налогов) и поощрительные (направлены на стимулирование эк-кого роста в отстающих по уровню своего эк-кого развития регионах),к последним относятся: финансирование выезда населения из проблемных районов, которое решает в таких районах проблемы безработицы, расходов региональных или местных бюджетов на соц. цели; размещение гос. предприятий и учреждений; улучшение свойств территории – меры рег-ной политики, направленные на повышение инвестиционной привлекательности территорий, но не подразумевающие поддержку конкретных предприятий; оказание помощи отдельным предприятиям. Инструменты региональной политики : программы развития регионов, свободные (особые, специальные) эк-кие зоны; поддержка Севера; поддержка приграничных районов.

4.1 Гос-ная и муници-ная служба: понятие, цели, функции

Главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации.

Государственная служба– професс-ая деят-ть, состоящая в выполнении госслужащими ФОГВ РФ и суб-ов РФ компетенции этих органов, установл-ой в зак-ных и иных нормативных актов.

ГС РФ - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ, ФОГВ, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, ОГВ субъектов РФ, иных ГО субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности (ГД) РФ, лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (ст.1 ФЗ РФ от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе ГС РФ»).ГС – это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения ГД, учреждённых в государственных органах. (Г. В. Атаманчук)

Существует 3 подхода к ГМС:Деятельностный подход , рассматривает ГМС как профессиональную деятельность по обеспечению полномочий ГО и ОМСУ. Этот подход изучает цели и ф-ции ГМС, технологии сбора и обработки инфы, выработки и организации и исполнения решенийИнституциональный подход к ГМС – как систему устойчивых связей и отношений, возникающих в процессе совместной деятельности; Подход акцентирует внимание на освоении практических умений и навыков, конкретных технологий УД, методах анализа и решения конкретных проблем ОГВ и ОМСУ.Публично-правовой подход , предполагает рассмотрение ГМС как системы обязательств между государством и госслужащими мун. Служащими и МО. Подход позволяет изучить управленческие, организационные, экономические, правовые, психологические и другие аспекты ГС, понять сущность бюрократии как профессионального и социального слоя общества, ГС-щего как человека и гражданина.

Отсюда следует, что ГС, обеспечивающая функционирование и учитывающая специфику ветвей власти, разнообразные структуры и процессы, ограничения и приоритеты – это сложная, открытая, динамичная и неравновесная социальная система.

Цели ГС вытекают из целей ГУ. Цели ГС: Социальные цели обусловлены социальным характером государства и предназначением ГС как социального института. В связи с этим ОГВ ставят перед собой цели реализации обязательств государства по обеспечению определенного уровня жизни граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, а также конституционных требований о государственной поддержке образования, здравоохранения, социального обеспечения, обеспечения занятости, охраны труда Экономические цели – связаны с повышением эффективности государственного регулирования экономики, управления государственной собственностью, поддержкой предпринимательства, а также снижением затрат на содержание государства.Политические цели направлены на укрепление правового социального государства, организационно-техническое обеспечение ОГВ, создание условий для связи государственного аппарата с населением. Организационные цели характеризуют ожидаемые результаты исполнения и обеспечения полномочий соответствующих ГО, профессионализации государственного аппарата, совершенствование норм, правил, стандартов регулирования качественного, количественного состава государственных служащих, их продвижения по службе, изменение структуры государственного аппарата.Правовые цели отражают намечаемые результаты по реализации госслужащими законодательства страны, а также разработки специального законодательства о ГС.

Под термином «ф-ция ГМУ» понимается комплекс однородных работ либо по осуществл-ию соотв-щим терр-ным образованием в целом (общая ф-ция) или отдельной отрасли хоз-ва (частная), либо по обеспечению деят-ти органа упр-ния (вспомогательная). Функция ГС – конкретный вид государственной деятельности персонала, служебного аппарата ГО, деятельность административно-управленческих структур. Виды функций : Правоприменительная – осуществление государственных полномочий от имени государства либо ГО при исполнении служебных обязанностей. -Правотворческая – разработка и принятие нормативных правовых актов. -Регулирующая – разработка и реализация государственной политики во всех сферах общества. -Организационная – обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, совершение организационных действий. -Правозащитная – осуществление мер по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.

В целом можно констатировать, что функциями государственной службы является обеспечение осуществления функций непосредственно государства, поскольку государственная служба обеспечивает реализацию задач и функций государства через ее механизм, практическое выполнение служащими своих должностных обязанностей, определяемых компетенции конкретных органов государственной власти и местного самоуправления.
Специфические общие функции государственной службы, с одной стороны, касаются деятельности персонала органов государственной власти, связанной с осуществлением государственного принуждения в сфере поддержания правопорядка, общественного порядка, проведение налоговой политики и т.п., а с другой - могут рассматриваться как регулятивный или иной организационный влияние (деятельность), который предусматривает ограниченное и целесообразным вмешательство в сферу экономики и социально-культурного строительства, где нередко объекты управления не принадлежат государству и имеют значительную самостоятельность в выборе решений и их реализации.
Вспомогательные функции государственной службы - это обслуживание деятельности государственных организаций в рамках основных и специфических общих и специальных функций. Это делопроизводство, юридическое обслуживание, материально-техническое обеспечение и т.п.
Специальные функции государственной службы отражают особенности объекта управления (например, методическое и техническое руководство, специальный государственный надзор). Специальные функции могут дополнить общие функции, где их недостаточно. Так, специальная функция изучения общественного мнения дополняет такие функции, как информационное обеспечение, прогнозирование, планирование, организация управления.

Муниципальная служба (МС) – професс-ная деят-ть служащих на постоянной основе в органах МСУ по исполнению их полномочий. (ст.2 ФЗ РФ от 2.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ»). Цель МС - реализация общественных интересов, отнесенных к ведению МСУ. МС реализует следующие функции : анализ, оценку, разработку прогнозов, сценариев; стимулир-ие увеличения и использ-ия трудового потенциала МО; поддержание и развитие соц-ой и производственной инфрастр-тур; получение внебюджетных ресурсов; владение и распоряжение муниц. собствен-ью.

Государственное регулирование экономики может осуществляться: административными и экономическими методами.

Административные методы государственного регулирования экономики базируются на силе государственной власти, авторитете правительства. Они не связанны с мерами финансового стимулирования, материальной заинтересованности или штрафными санкциями со стороны регулирующих органов. Они чужды принципам рыночной экономики и поэтому применяются в сферах и ситуациях где рыночный механизм действует слишком медленно, вообще не может решать задач в чрезвычайных ситуациях или может привести к необратимым последствиям.

Особые случаи, когда административные методы широко применяются государством это природные катастрофы, война, социально-политический кризис. Особая роль принадлежит административным методам в периоды мирной модификации общественно-экономической системы, становление новой формации.

Административное регулирование экономики может осуществляться в трех основных формах: запрет, разрешение и принуждение. Такие формы как запрет, и разрешение имеют широкую область применения. Они осуществляются путем выдачи или отказа в выдаче лицензий, принятия законов или подзаконных актов. Особое место занимает принуждение. В законодательствах некоторых стран оно оговорено как инструмент государственной политики по регулированию экономического цикла, цен и социальных отношений. Речь идет, в первую очередь, о праве правительства в целях стабилизации экономики устанавливать максимально допустимый процент повышения тарифных ставок, заработной платы и цен, а также на время замораживать их.

Административные методы регулирования экономики по своей сути враждебны рыночному хозяйству и в тоже время при чрезвычайных обстоятельствах могут быть необходимы как хирургическое вмешательство больному организму. Их широкое применение нарушает экономический механизм, прерывает нормальное хозяйственное развитие. Поэтому массовое использование административных методов регулирования характерно для чрезвычайных обстоятельств или на крутых поворотах общественного развития.

К административным методам тесно примыкает метод морального убеждения. Этот метод государственного регулирования основывается на авторитете правительства, справедливости, на силе убеждений, призывов, заявлений.

Государство использует этот метод для объяснения населению целей государственного регулирования и призывов следовать этим целям. Своеобразными мерами убеждения является опубликование программ действия правительства, государственных среднесрочных программ, призывов к населению и отдельным социальным группам. Моральное убеждение широко применяется в социальной, торговой, инвестиционной политике.

Главная предпосылка успеха такой акции - совпадение интересов собственников капитала и широких слоев населения. При этом принципиальное значение имеет доверие экономических кругов к государственной экономической политике и вообще к правительству, что само по себе является огромным невесомым капиталом и обязательным условием успеха экономической политики государства.

В основе государственного регулирования хозяйственной деятельности экономическими методами лежит кредитно-денежная, бюджетно-надоговая, внешнеторговая и валютная политика. Государственное регулирование с помощью кредитно-денежной политики представляет собой воздействие на количество и цену предлагаемого ссудного капитала, чтобы в соответствии на спрос и механизм использования кредитов в народном хозяйстве.

Наиболее эффективным методом государственного регулирования в рамках кредитно-денежной политики являются операции на открытом рынке.

Другим методом государственного регулирования является изменение резервной нормы. Она представляет собой часть депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке.

Следующим методом кредитно-денежного регулирования является изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), по которой Центральный банк выдает кредиты по коммерческим банкам увеличение или уменьшение учетной ставки в теории и практике рыночной экономики называется политикой «дорогих» и «дешевых» денег.

Среди кредитно-денежных методов регулирования экономики особое место занимает эмиссия денег, которая выполняет три функции: во-первых, обеспечение экономики средствами обращения, платежа и накопления. Во-вторых, покрытие дефицита государственного бюджета. В критической ситуации, когда других источников покрытия нет, а спасать государственные финансы необходимо, невзирая на последствия. В-третьих, путем увеличения или уменьшения денег в разумных пределах государство может способствовать оживлению экономики путем вливания денежных средств, тормозит перегрев конъюнктуры рынка, бороться с ростом цен.

В системе денежно- кредитной политики имеется и ряд косвенных методов регулирования денежной массы, среди которых особое значение имеет «государственная регистрация» банков. Увеличивая или уменьшая размер уставного капитала, необходимого для получения лицензии, государство косвенно увеличивает или уменьшает количество субъектов экономики, которые могут заниматься кредитной эмиссией.

С помощью названных методов кредитно-денежной политики государство в лице Центрального банка реализует две основные цели: поддержание на определенном уровне денежной массы или процентной ставки.

Дополнением к кредитно-денежной политики и ее методам регулирования хозяйственной деятельности выступает бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства. Она представляет совокупность мер правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета. Выделяют прямые и косвенные методы государственного регулирования.

К прямым относят способы бюджетного регулирования. Основными направлениями использования государственного бюджета в современном обществе являются:

Субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую активность в социально-значимые сферы;

Финансирование сфер образования, здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения;

Стратегические инвестиции производственную и социальную инфраструктуру, затраты на НИОКР, на оборону, поддержку экспорта, охрану окружающей среды;

Государственное потребление (государственные закупки товаров и услуг);

К косвенным методам фискальной политики относят налоговую политику и политику ускоренной амортизации.

С кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политикой тесно связана внешнеторговая политика государства. Она представляет собой совокупность целей, средств и методов, применяемых государством для развития торговых отношений с другими странами. Внешнеторговая политика включает не только определение географической и товарной структуры экспорта и импорта, но и систему государственного регулирования.

Исторически сложилось два противоположных варианта внешнеторговой политики: протекционизма и свободной торговли. Внешнеторговая политика большинства государств носит гибкий характер, что проявляется в избирательном использовании методов протекционизма и введении элементов свободной торговли. Их эффективное применение является одним из важнейших факторов нормального функционирования экономики.

Государственное регулирование экономики немыслимо без проведения действенной валютной политики. Ее суть состоит в изменении, либо поддержании на определенном уровне курса национальной валюты с целью воздействия на экономическую конъюнктуру.

Действия правительства, влияющие на валютный курс, принято делить на прямые и косвенные. К прямым методам относятся валютные интервенции при регулировании валютного курса. Проводя валютную интервенцию, Центральный банк продает или покупает валюту своей страны на валютных рынках: продажа способствует снижению обменного курса, покупка – повышению.

К косвенным методам регулирования валютного курса относят практически все методы кредитно-денежной политики. Если государство осуществляет мероприятие направленные на снижение инфляции, то прочих равных условиях это стабилизирует обменный курс.

В современной экономике государственное регулирование не ограничивается набором административных и экономических методов, но и используется особый инструмент – государственный сектор.

В странах, где доля государственной собственности значительна, она неизменно используется в целях выравнивания экономического цикла и поддержания занятости.

Государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, так как учреждения государственного сектора являются во многих странах ведущими исполнителями научно-исследовательских работ, осуществляемых за счет государственного финансирования.

Государственное регулирование экономики осуществляется через воздействие на политику смешанных компаний, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций.

Таким образом, государственный сектор в экономике выступает не только дополнением к рыночному механизму, но и активным его регулятором.

В условиях рыночных отношений и переходного к рынку периода в системе государственного регулирования экономики используются самые разнообразные формы и методы, обеспечивающие выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его выполнения. В конечном счете, все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.
По форме участия государства в регулировании экономики и методам его влияния на хозяйственную деятельность выделяют административно-распорядительные и экономические методы, а также прямые и косвенные (рис. 2.1). Но при этом следует отметить, что все они тесно связаны друг с другом, и всегда стоит вопрос поиска оптимального сочетания государственного вмешательства и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.

Рис. 2.1. Формы и методы государственного регулирования экономики

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т.д. Например, когда власти заинтересованы в прекращении определенного вида деятельности, они могут прекратить выдачу лицензий, и наоборот, для расширения той или иной деятельности разрешить ее ведение. К мерам принуждения относятся правила, условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (требования охраны труда, установление очистных сооружений и т.д.).
Административно-распорядительные методы государственного регулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения. В развитых странах с рыночной экономикой применение административно-распорядительных методов ограничено, но в критических ситуациях (военные действия, кризисные явления в экономике, стихийные бедствия) их роль возрастает.
Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству.
С помощью экономических методов государство влияет на соотношение спроса и предложения на денежном и финансовом рынках, воздействует в желаемом направлении на деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивает социальную и макроэкономическую стабилизацию в целом, влияет на структуру платежного баланса страны, стимулирует экспорт товаров, услуг, капитала, регулирует валютный курс и пр. Экономические методы регулирования реализуются в основном через финансово-кредитную систему (инвестиции, субсидии, дотации, кредиты, налоги, амортизация, цены и т.д.).
Прямые методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.; косвенные - опосредованно, например, через налоги, кредитование.
Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые и административно-распорядительные чаще используются в управлении предприятиями государственной и коммунальной форм собственности. К предприятиям же негосударственных форм собственности применяются в основном косвенные и экономические методы регулирования. Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.
Особая роль как инструменту государственного регулирования экономики принадлежит амортизации и ускоренной амортизации.
Через амортизацию переносится стоимость средств труда (по мере их физического и морального износа) на производимый продукт, в последующем эта часть стоимости используется для возмещения изношенных средств труда. Через норму амортизации государство активно влияет на структуру основных фондов, стимулирует внедрение новой техники на предприятиях, что ведет к улучшению качества продукции, уменьшению ее цены, повышению конкурентоспособности.
Ускорение обновления основного капитала обеспечивает ускоренная амортизация, суть которой заключается в отрыве физического процесса изнашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.
Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Варьирование норм ускоренной амортизации основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, а также для финансирования природоохранных мероприятий. В Республике Беларусь также применяется ускоренная амортизация как средство ускорения обновления основного капитала предприятий, с 1993 г. введен «Порядок применения ускоренной амортизации активной части основных фондов».
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный заказ, позволяющий активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство. На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для жизнеобеспечения страны, ее безопасности, реализации региональных, республиканских и межгосударственных целевых программ, развития регионов.
Государственный заказ в разных странах называется по- разному: государственный заказ, государственный рынок, контрактная система во Франции или федеральная контрактная система в США. Задачи госзаказа состоят в формировании портфеля заказов товаропроизводителю на поставку потребителям заданного количества продукции, выполнение конкретных видов услуг и работ. Он обеспечивает оптимальные пропорции между спросом и предложением, выполняет функции гаранта жизнеобеспечения всех социальных слоев населения, формирует страховые запасы и резервные фонды. В нашей республике формирование и размещение государственного заказа регулируется Законом Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд», принятым в 1994 г., другими нормативными актами и осуществляется на основе государственного контракта, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки.
Поставки и закупки товаров проводятся в целях:

  • выполнения обязательств по поставкам товаров в соответствии с заключенными Республикой Беларусь договорами;
  • выполнения целевых программ, в которых участвует республика;
  • создания и поддержания государственных материальных резервов;
  • поддержания необходимого уровня обороноспособности и государственной безопасности;
  • ликвидации последствий на ЧАЭС;
  • государственной поддержки устойчивого функционирования топливно-энергетического, жилищно-коммунального и агропромышленного комплексов, транспорта, связи, образования, здравоохранения, культуры и социального обеспечения;
  • проведения геологоразведочных работ и природоохранных мероприятий;
  • удовлетворения нужд государственного управления.
Заказы на поставку товаров для государственных нужд
размещаются на конкурсной основе. Исключение составляют предприятия-монополисты по производству или продаже некоторых видов товаров: они обязаны заключать контракты на поставку товаров для государственных нужд. В случае необоснованного уклонения от заключения контракта они несут имущественную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В качестве мер стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд могут использоваться:
  • кредиты на льготных условиях;
  • льготы по налогам и другим платежам в бюджет;
  • целевые дотации и субсидии;
  • приоритетное обеспечение централизованно регулируемыми материальными ресурсами;
  • другие льготы.
В системе государственного регулирования в целях защиты жизненно важных интересов человека, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения экономических, санитарных и других норм и правил используется лицензирование. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, определяются законом и осуществляются только при наличии официального документа - лицензии, в котором разрешается указанный вид деятельности в течение установленного срока.
Важное место в системе государственного регулирования занимает стандартизация; она устанавливает нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Тем самым обеспечиваются безопасность продукции, работ, услуг, их качество в соответствии с доступным уровнем развития науки и техники, а также единство измерений и экономия ресурсов.
Для подтверждения соответствия продукции, услуг и других объектов установленным требованиям проводится сертификация - обязательная и добровольная. Гигиенический сертификат требуется на производство (ввоз) отдельных видов продукции и услуги. Как правило, это продукция и услуги, касающиеся здоровья человека.
Для отличия производимых сходных товаров и услуг различных производителей используются товарные знаки. Товарные знаки регистрируются, после чего на имя юридического или физического лица выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право владельца в отношении данного товара или услуги. Право на товарные знаки охраняется законом. В соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности (СССР присоединился к ней в 1985 г.) товарные знаки, знаки обслуживания и наименования места происхождения товара относятся к объектам промышленной собственности.
Разновидностью мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, устанавливаемых государственными и международными органами, является квотирование - ограничение производства, экспорта и импорта отдельных товаров и услуг в натуральном или стоимостном выражении, вводимое на определенный срок по странам или группам стран.
В системе мер государственного регулирования экономики можно выделить четыре относительно самостоятельные, но в то же время тесно увязанные между собой направления (формы):
  • планирование, программирование и прогнозирование;
  • финансово-кредитное регулирование;
  • антимонопольное регулирование;
  • дерегулирование экономики.
Важнейшими являются планирование, прогнозирование и программирование.
Планомерное развитие общества - одно из основных достижений человеческой цивилизации. С его помощью обеспечивается согласованное целенаправленное функционирование всех звеньев хозяйственной системы общества.
Планирование - это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий выбор и научную постановку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития. Общегосударственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и сбалансированность натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей и задач, что находит отражение в соответствующем плановом документе (плане).
По форме проявления и содержанию планирование бывает директивным, индикативным, стратегическим.
По периоду действия выделяют долгосрочные планы (10 и более лет), среднесрочные (как правило, 5 лет) и текущие (годовые). На практике используются все три вида планов, что обеспечивает преемственность планирования и возможность достижения целей, равноудаленных по времени.
В системе государственного регулирования усиливается роль прогнозирования, которое может выступать как самостоятельная форма регулирования и как научно-аналитическая стадия планирования. Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта, а также об альтернативных путях их достижения. Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения, представления о будущем, которое обусловлено закономерностями общественного развития и действием разнообразных и равнонаправленных факторов в прогнозируемом периоде.
Программирование как форма государственного регулирования призвано обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики, региональных, межотраслевых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологических и других проблем. Оно должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов для решения выделенной проблемы и достижения поставленной цели. Программы могут разрабатываться на любом уровне управленческой иерархии, носить директивный или индикативный характер, охватывать долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды.
Особое место в системе государственного регулирования отводится финансово-кредитной системе, которая активно воздействует на социально-экономические процессы и обеспечивает движение экономики в заданном планом, прогнозом ил* программой направлении. Система воздействует через налоги, рациональное сочетание безвозмездного финансирования с кредитованием различных процессов и явлений, дифференцированные проценты за кредит, цены, всевозможные финансовые и налоговые льготы. В финансово-кредитной системе выделяют: бюджетно-налоговое, кредитно-денежное регулирование и цены.
Бюджетно-налоговое регулирование представляет совокупность средств, направлений и мероприятий, аккумулирующих и наиболее рационально, по приоритетам распределяющих финансовые ресурсы с целью обеспечения макроэкономической стабилизации и экономического роста.
Бюджетное регулирование является центральным звеном в системе финансового регулирования экономики. С помощью бюджета государство сосредоточивает в своих руках, распределяет и перераспределяет между отраслями, секторами народного хозяйства и административно-территориальными единицами финансовые ресурсы, необходимые для централизованного руководства (регулирования) социально-экономическими процессами в республике. Изъятие и распределение денежных средств в народном хозяйстве должно и может осуществляться через бюджет таким образом, чтобы побуждать предприятия и организации к рациональному использованию материальных, трудовых, природных ресурсов, находящихся в их владении.
Налоговые регуляторы - это различные виды налоговых платежей, их структура, объекты обложения и субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взыскания, способы взыскания.
Кредитно-денежное регулирование осуществляется в финансовой сфере и реальном секторе экономики. В условиях становления рыночных отношений кредитно-денежная система Республики Беларусь подверглась коренному реформированию. Это коснулось как институционной структуры банковской системы, так и содержания кредитно-денежного регулирования, денежной и кредитной политики. На сегодняшний день в качестве инструментов регулирования используются традиционные, ядироко применяемые в рыночной экономике регуляторы и административные меры воздействия. Наиболее острыми проблемами кредитно-денежного регулирования в республике остаются: строгое дозирование эмиссионных кредитов Национального банка, рост денежного предложения, укрепление и стабилизация обменного курса рубля, нейтрализация инфляционного влияния его девальвации в экономике, условия кредитования в целом и льготное кредитование.
Неизменным регулятором общественного производства являются цены. Цены формируют структуру национальной экономики, ее важнейшие пропорции, регулируют деятельность хозяйствующих субъектов. В руках государства они служат инструментом регулирования различных экономических и социальных процессов. Через цены ограничивается монополистическая деятельность, регулируется и контролируется выпуск социально значимых товаров и услуг. Сегодняшняя ценовая политика Республики Беларусь ориентирована на общепринятую в мировой практике стратегию ценообразования. Она должна содействовать ускорению структурной перестройки экономики, внедрению рыночных механизмов, ликвидации элементов бесхозяйственности, устранению с рынка неконкурентоспособных товаропроизводителей. Важнейшим средством решения этих задач являются либерализация цен и государственный контроль над ними.
Частью системы государственного регулирования в условиях рыночных отношений является антимонопольное регулирование. Начало антимонопольному регулированию в Республике Беларусь, вставшей на путь построения социально ориентированной модели рыночной экономики, было положено в 1992 г. с принятием первого в истории республики Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Основные направления антимонопольного регулирования в республике: противодействие монополистической деятельности, формирование и развитие конкурентных отношений, регулирование отношений, защищающих права потребителей.
Дерегулирование как мера государственного регулирования экономики должно обеспечивать баланс между государственным регулированием и полномочиями рыночной системы, поддерживать предпринимательство и формировать рыночную инфраструктуру. Главной формой дерегулирования является разгосударствление, включающее приватизацию, либерализацию цен и рынков, демонополизацию.
В системе государственного регулирования применяются и другие меры государственного вмешательства государства. Однако все используемые формы, методы, инструменты, как правило не являются новыми: они широко использовались в планово-директивных и в рыночных моделях экономики. Принципиальное их отличие заключается в особенностях формирования, формах проявления и совокупном воздействии. В процессе формирования системы государственного регулирования экономики Республики Беларусь поиск новых подходов должен вестись именно в этих направлениях.

В странах с централизовано управляемой экономикой вмешательство государства, его участие в управлении экономикой проявляется в виде директивных планов, распорядительства материальными, финансовыми, природными, трудовыми ресурсами и денежными средствами.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность субъектов предпринимательской деятельности носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, установления обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, осуществления государственных социальных и экономических программ и др.

Ограничение государственного вмешательства в экономику обусловлено, прежде всего, разнообразием форм собственности на средства производства – частной, коллективной, а также правом собственности на землю. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.

Государственное регулирование экономики – это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.

Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования .

Неоклассическая теория (теория «невмешательства», нерегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора – основа эффективности хозяйства.

Кейнсианская теория . Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Дж. Кейнс показал, что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, затраты общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм. По мнению Дж. Кейнса, важнейшим направлением воздействия государства на экономику является формирование эффективного совокупного спроса (особенно инвестиционного), стимулирующего расширение производства и предложения товаров. Основными инструментами, с помощью которых государство может влиять на совокупный спрос, является ссудный процент и государственные расходы.

Кейнсианские воззрения на экономическую роль государства легли в основу многочисленных практических разработок и концепций по регулированию экономики. В течение нескольких десятилетий государственное регулирование осуществлялось именно на основе кейнсианских построений. Однако с конца 70-х годов ХХ века под влиянием изменившейся экономической ситуации кейнсианские методы государственного регулирования экономики были подвергнуты ревизии, и сторонниками монетаризма и теории предложения были выдвинуты иные практические рекомендации.

Согласно теории монетаризма активное вмешательство государства в экономику оказывает на нее отрицательное воздействие и поэтому должно быть минимальным. Основная задача государства – создать финансовые условия для нормального функционирования рынка. Объектом регулирования со стороны государства должно быть лишь денежное предложение, изменяя величину которого государство может влиять на динамику основных макроэкономических показателей (объём производства, темп роста цен, уровень безработицы).

Исходя из ориентации на те или иные теоретические положения, правительства разных стран и выбирают объекты, методы, инструменты регулирования экономики.

Объекты государственного регулирования – это сферы, отрасли, регионы, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли трудности, проблемы, которые не могут быть разрешены рынком автоматически.

Объектами государственного регулирования являются:

1) экономический цикл;

2) отраслевая и региональная структура экономики;

3) условия накопления капитала;

4) занятость и цены;

5) денежное обращение;

6) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

7) условия конкуренции;

8) состояние окружающей среды;

9) внешнеэкономические связи и т.д.

Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.

Высшая цель государственного регулирования – поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства.

Все остальные цели производны от нее и периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в отношениях взаимозависимости.

Процветание страны, рост благосостояния ее жителей достигается, если в стране все, кто может и хочет работать, имеют такую возможность, цены устойчивы, объем производства постоянно увеличивается, а внешняя торговля сбалансирована.

Отсюда и основные цели макроэкономического регулирования 2 :

1. Устойчивый экономический рост.

2. Оптимальная занятость.

3. Экономическая эффективность.

4. Стабильный уровень цен.

5. Экономическая свобода.

6. Справедливое распределение доходов.

7. Экономическая обеспеченность граждан.

8. Уравновешенный внешнеторговый баланс.

Устойчивый экономический рост рассматривается как положительная динамика главных макроэкономических показателей. Оптимальным считается такой рост, который обеспечивает одновременно его положительную динамику, повышение благосостояния, эффективное использование ограниченных ресурсов, а также равновесие с природной средой и социальной сферой.

Оптимальная занятость означает, что все, кто желает и способен работать, получают подходящее занятие. Другими словами, в идеале работу должны иметь все, кто ищет и хочет работать.

Экономическая эффективность – способность макроэкономики функционировать с максимальной отдачей при минимальных издержках используемых ограниченных ресурсов.

Стабильный уровень цен – их одинаковая эффективность для экономических субъектов, т. е. никто не выигрывает и не проигрывает как от инфляции, так и от дефляции.

Экономическая свобода – как цель означает, что все субъекты экономики в рамках закона гражданского общества сами, без ограничений, принимают решения о путях реализации своих интересов.

Справедливое распределение доходов рассматривается как такое развитие макроэкономики, при котором происходит образование и преобладание в социальной сфере т. н. среднего класса.

Экономическая обеспеченность граждан – означает, что в идеале все граждане независимо от их трудоспособности должны быть обеспечены благами не ниже прожиточного минимума. Этот прожиточный минимум должен позволять гражданину реализовывать его основные права и обязанности на уровне социальных норм, принятых для больных, нетрудоспособных, престарелых и т. п. групп населения.

Уравновешенный внешнеторговый баланс – цель, означающая, что каждое государство, вступая в международные экономические отношения, должно «жить по средствам», не наносить ущерба другим странам.

Совершенно очевидно, все отмеченные цели тесно взаимосвязаны, но весьма противоречивы. Например, наращивание объемов производства может привести к росту цен, снижение цен влечет за собой рост безработицы, увеличение импорта в целях достижения баланса внешней торговли снижает занятость, увеличение экспорта в тех же целях вызывает рост цен и т.д. Степень достижения основных макроэкономических целей во многом зависит от государства и проводимой им экономической политики.

Поэтому в зависимости от их насущности на каждом конкретном этапе экономического развития они ранжируются, определяются наиболее важные, или приоритетные. Приоритетные цели и формируют стратегию макроэкономической политики государства.

Методы государственного регулирования подразделяются на административные и экономические .

Административные методы регулирования опираются на силу государственной власти и ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта.

В отличие от административных, экономические методы государственного воздействия (снижение налогов на бизнес или учетной ставки) не ограничивают свободу предпринимательского выбора.

Разграничение методов государственного регулирования на административные и экономические до некоторой степени условно, поскольку, чтобы задействовать экономический регулятор, необходимо административное решение, в то же время любое административное решение оказывает влияние на политику, проводимую хозяйствующими субъектами. Тем не менее, очевидно, что если в плановой экономике преобладали административные методы, то рыночной экономике характерны экономические методы государственного регулирования. Именно они адекватны природе рынка, так как непосредственно воздействуют на экономический интерес, конъюнктуру рынка и через нее на производство и потребление товаров и услуг.

Административные методы регулирования рыночной экономики базируются на соответствующем законодательстве, которое определяет отношения между хозяйствующими субъектами и включает меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения.

К административному регулированию относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, отраслей, предприятий – это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты.

К административно-правовым средствам также относятся различного рода стандарты и нормы , которые находятся на стыке экономики, техники и экологии (например, максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктах или выбросов вредных веществ в атмосферу и окружающую среду в целом).

Использование административных мер заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения, основанные на предписаниях государственной власти.

Наиболее часто административные методы используются в борьбе с монополиями, отрицательными внешними эффектами, в процессе регулирования деятельности государственных предприятий, при установлении минимального уровня оплаты труда, регулировании рынка труда, обеспечении экономической безопасности производства, защите национальных интересов в сфере международных экономических отношений и т.п.

Экономические методы государственного регулирования предполагают воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствует проводимой государством политике. Экономические методы, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные (рис. 5).

Методы государственного регулирования

Административные

Экономические

Косвенные

Государственное законодательство

Целевое финансирование территорий, отраслей, предприятий

Государственное предпринимательство

Социально-экономическая политика

Внешне-экономическая политика

Денежно-кредитная политика

Налогово-бюджетная политика

Инструменты

лицензирование

субвенции, прямые субсидии,

минимальная заработная плата

таможенные пошлины

учетная ставка

регистрация

пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных

комплексные программы

размер пенсий, пособий по безработице

нетарифные методы регулирования

обязательные резервы банков

гос. расходы

регламентация

льготные кредиты

государственные инвестиции

курс нац. валюты

операции открытого рынка

гос. заказы

антимонопольные запреты

субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам

валютные интервенции

займы, субсидии, субвенции. дотации

квотирование

кредитные льготы

компенсации

запреты. разрешения

золотовалютные резервы

налоги (ставки, льготы)

Рисунок 5. Методы государственного регулирования

Прямые методы регулирования связаны с государственной собственностью и предпринимательской деятельностью государства. Государственное предпринимательство (деятельность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству) оказывает большое влияние на частный сектор и экономику в целом.

Сегодня государство большинства стран, выполняя функции частных предпринимателей (производство, продажа товаров, закупка ресурсов, инвестиции и т.п.), непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. Часть экономики страны, в которой хозяйственная деятельность осуществляется государством, образует государственный сектор .

Удельный вес государственного сектора в экономике разных стран различен. Он невелик в США и Японии. В Европе же на государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) ВВП. Следует отметить, что границы распространения государственной собственности в рыночной экономике весьма подвижны. Доля ее меняется в зависимости от того, какое сочетание государственной и частной собственности, по мнению государства, наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, роста ее социально-экономической эффективности, недопущения отставания от других стран.

В 50-е годы ХХ в. в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация – государственный сектор расширялся; а в 80-е годы происходила приватизация и сокращение государственного сектора.

Функции государства определяют цели деятельности государственных предприятий, которые, в отличие от частных, не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям.

На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач. Второстепенное значение коммерческого успеха для государственных предприятий, искусственное ограждение их от конкуренции, финансовая поддержка со стороны государства и т.п. делают государственные предприятия менее эффективными по сравнению с частными. Именно это объясняет массовую приватизацию, проводившуюся в 80-е годы ХХ века.

Косвенные методы предполагают использование в качестве инструментов регулирования экономики государственный бюджет и массу денег в обращении.

Проводя соответствующую бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику, государство воздействует на экономику. (Подробнее эти методы воздействия на экономику будут рассмотрены в последующих темах).

Наряду с краткосрочным – государство осуществляет долгосрочное регулирование – программирование.

Экономическое программирование – разработка и принятие государством программ, формулирующих долгосрочные цели и определяющих порядок достижения этих целей; органы, ответственные за исполнение программ; необходимые средства и порядок их финансирования.

Программирование – высшая форма государственного регулирования – предполагает комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей.

Объекты программирования те же, что и в случае краткосрочного регулирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно-технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т.д.

Государственные программы могут быть:

1) целевые (программы развития какой-либо отрасли или региона, определенного направления НТП или занятости, например, программы общественных работ);

2) общенациональные (стабилизации или развития экономики в целом, например, удвоения ВНП за 10 лет);

3) чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.).

Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ и их осуществление.

Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.

Государственному воздействию на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки .

Положение, при котором государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества называется фиаско (провалами) государства .

Причинами фиаско (провалов) государства может быть:

1) ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для выработки того или иного курса;

2) несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;

3) наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;

4) неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;

5) наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.

Таким образом, к фиаско рынка может добавляться фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике – не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Это две стороны одной «медали» – смешанной экономики.

Воздействие государ­ства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. Это - сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки экономической политики, обоснования ее по­ложений, выбора средств и методов ее проведения.

По объекту воздействия государственное регулирование экономи­ки означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.

В условиях рыночных отноше­ний оно включает в себя:

ü информирование участников рынка о состоянии экономики страны и перспективах ее развития;

ü обоснование важнейших пунктов экономической политики, которую намерены проводить государственные органы власти в рамках данного этапа развития экономики;

ü мероприятия по развитию государственного сектора экономики - одного из важных инструментов воздействия государства на экономические процессы в стране.

Государственное регулирование экономики - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

Экономический рост;

Полная занятость;

Стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

Внешнеэкономическое равновесие.

В настоящее время российское правительство исходит из того, что его “сверхзадача” связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема - создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей (хотя ряд ученых и практиков так не считают). По разным мотивам правительство пока не включает в число приоритетных целей достижения внешнеэкономического равновесия и природоохраны.



В России в процессе трансформации экономической системы можно выделить несколько форм государственного регулирования . В плановой экономике осуществлялось директивное планирование, при переходе к рыночной экономике использовались следующие формы регулирования:

· государственные заказы;

· индикативное планирование;

· стратегическое планирование;

· про­граммирование;

· прогнозирование и др.

Рассмотрим основные формы государственного регулирова­ния.

Директивное планирование – одна из форм государственного регулирования, длительное время существовавшая в СССР и дру­гих социалистических странах. При директивном планировании план экономического и со­циального развития страны имеет силу закона и становится обя­зательным для всех звеньев народного хозяйства - предприятий, отраслей, регионов. В СССР при директивном планировании был достигнут максимальный уровень вмешательства государства в экономику. Директивное планирование существенно ограничивало сво­боду экономической деятельности и инициативу в процессе вы­бора решений. Функции государства в это время сводились, главным обра­зом, к планированию материальных пропорций и потоков, рас­пределению материальных ресурсов, административному управ­лению производством и потреблением. В директивном плане определяющую роль играли взаимоувя­занные централизованные директивные задания предприятиям на более или менее длительный срок (как правило, пятилетний), обес­печение централизованным снабжением материальными (частич­но трудовыми и финансовыми) ресурсами и сбытом (с помощью Госснаба СССР и его органов на местах). Соответственно плану производства разрабатывался план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Тогда каждый поставщик имел своего по­требителя, хорошо его знал. Поскольку планирование осуществлялось с помощью техни­ческих нормативов и материальных балансов, стоимостные, фи­нансовые балансы были лишь дополнениями. Такое планирова­ние не отвечало объективным требованиям усложнения эконо­мики. Развивавшаяся при такой форме регулирования экономика была экономикой дефицита.

Государственные заказы представляют собой результат пере­хода в начале рыночных преобразований от глобального дирек­тивного планирования к ограниченному планированию. Анализ отечественного и зарубежного опыта хозяйствования в рыночных условиях позволяет сформулировать основные прин­ципы формирования и реализации госзаказов:

Заказчиком продукции (работ, услуг) является государство, располагающее для этого финансовыми и иными необходимыми ресурсами и передающее определенные права своим исполнитель­ным органам, утверждающим конкретные, детально разработан­ные сметы, программы мероприятий и соответствующие им бюд­жетные ассигнования;

Состав заказов связан со структурой общегосударственных потребностей, с функциями государства в различных областях общественно-политической, научной и экономической жизни страны, которые по объективным причинам не могут осуществ­ляться с помощью механизма рыночного саморегулирования;

Объем заказов ограничивается величиной средств бюджет­ного фонда страны;

Заказы размещаются и выполняются на договорной основе.

Их приоритетность определяется, исходя из большей выгод­ности для предприятий-исполнителей, сочетающейся с элемента­ми административно-правовой защиты заказчика для некоторых особо важных заказов (программ), имеющих стратегическое зна­чение. Государственный заказ можно определить как одну из форм исполнения расходной части государственного бюджета и, сле­довательно, как форму регулирования рыночной экономики. До размещения заказов необходимо проведение конкурсного отбора предприятий-подрядчиков. Это способствует повышению эффективности использования бюджетных ресурсов, о чем сви­детельствует зарубежный опыт применения государственных за­казов. На основе результатов торгов ведомства-заказчики выбирают предприятия-подрядчики, исходя из наиболее выгодных для государства условий. По окончании отбора соответствующее ведомство-заказчик подписывает с предприятием-подрядчиком контракт - основной документ, определяющий права и обязанности сторон по поставке необходимой продукции, проведению работ и оказанию услуг.

Индикативное (рекомендательное) планирование является фор­мой государственного регулирования рынка преимущественно при рыночных отношениях. Индикативное планирование - механизм координации ин­тересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее государствен­ное регулирование с рыночным и нерыночным саморегулиро­ванием, основанный на разработке системы показателей (инди­каторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов. В России ин­дикативное планирование в масштабе национальной экономики не применяется. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели динамики, структуры и эффективности экономики, состояния финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движения цен, занятости, уровня жизни населения и др.

Стратегическое планирование как форма государственного регулирования используется во Франции и других, странах. Суть стратегического планирования состоит в выборе глав­ных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство. Посредством стратегического планирования определяются пути, по которым предстоит идти обществу, решается, на каких рынках лучше действовать, какую технологию осваивать прежде всего, как обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и какие общественные структуры при этом следует опираться. Исходя из этого, устанавливаются главные направле­ния развития страны: укрепление национальной валюты и обес­печение занятости, образование, научные исследования, соци­альная защита населения, обустройство территории, обновление государственных служб. Важно отметить, что каждое из перечис­ленных направлений приобретает статус целевой государствен­ной программы, для большей привлекательности выполнения которой предусматриваются различные финансовые льготы.

Программирование представляет собой разработку програм­мы социально-экономического развития - комплекса целевых ориентиров социально-экономического развития и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указан­ных ориентиров. В программе социально-экономического развития РФ на сред­несрочную перспективу в соответствии с Федеральным законом должны быть отражены:

ü анализ итогов социально-экономического развития России за предыдущий период и характеристика состояния экономики РФ;

ü концепция программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу;

ü макроэкономическая политика;

ü институциональные преобразования;

ü инвестиционная и структурная политика;

ü аграрная политика;

ü экологическая политика;

ü социальная политика;

ü региональная политика;

ü внешнеэкономическая политика;

ü перечень федеральных целевых программ на среднесрочный период, цели и задачи, основные этапы и сроки выполнения при­нятых к реализации федеральных целевых программ, даты их ут­верждения и государственные заказчики.

Особо выделяется программа развития государственного сектора экономики, включающая показатели его функционировании и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом и содержащая оценку эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также направления повышения эффективности использования федеральной собственности.

Прогнозирование призвано выявить важнейшие проблемы и направления развития страны. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для выработки и обо­снования социально-экономической политики и приоритетов государства. Прогнозирование как одна из форм государственного регу­лирования служит начальным этапом, предшествует разработке программ, планов, основных направлений, разработке стратегии социально-экономического развития и т.д. Во всех видах обще­ственной деятельности необходимо предвидение перспектив раз­вития, будущих последствий принятых в настоящее время реше­ний, а также явлений, которые могут возникнуть независимо от предусмотренных мер. Главная функция прогнозирования - формирование научных предпосылок принятия управленческих решений в рыночных усло­виях. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Фе­дерации» (1995 г.) содержит следующее определение прогнози­рования: государственное прогнозирование социально-экономи­ческого развития России - научные представления о направлени­ях социально-экономического развития РФ, основанные на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития РФ используются при принятии орга­нами законодательной и исполнительной власти России конкрет­ных решений в области социально-экономической политики го­сударства. Цель прогнозирования состоит в создании научных предпосылок, включающих: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение предстоящего развития об­щественного воспроизводства, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных послед­ствий принимаемых решений; обоснование направлений социаль­но-экономического и научно-технического развития для приня­тия управленческих решений.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатыва­ются в целом по Российской Федерации:

1. по народнохозяйственным комплексам (в том числе в тер­риториальном разрезе);

2. по отраслям экономики;

3. по регионам (по экономическим районам).

На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство РФ организует разра­ботку Концепции социально-экономического развития Россий­ской Федерации на десятилетний период. В Концепции конкре­тизируются варианты социально-экономического развития Рос­сии, заложенные в прогнозе на долгосрочную перспективу, определяются возможные цели и стратегические приоритеты со­циально-экономического развития РФ, пути, средства и этапы до­стижения поставленных целей и реализации приоритетов. Кон­цепция социально-экономического развития вместе с предложе­ниями о системе долгосрочных федеральных целевых программ, обеспечивающих решение поставленных целей и приоритетов, на­правляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государ­ственную Думу.

Рассмотренные основные формы государственного регулиро­вания не являются бесспорными и исчерпывающими. В каждой из них применяются как общие, так и специальные методы госу­дарственного регулирования.