К экономическому управлению природопользованием относится. Экономический механизм управления природопользованием

Метод морфологического анализа

Суть метода состоит в том, что в системе выделяют несколько характерных (структурных или функциональных) признаков. Каждый из них может характеризовать какой-то параметр или характеристику системы, от которых зависит решение проблемы. По каждому выделенному признаку составляют список его различных вариантов-альтернатив. Признаки с альтернативами располагают в таблицу - «морфологический ящик». Перебирая всевозможные сочетания этих альтернатив, можно выявить новые варианты решения. Модификации морфологического метода – матричные методы.

Морфологический анализ - эффективный способ решения системных задач требующих нетрадиционного, оригинального решения. Идеи современного морфологического анализа были впервые опробованы монахом Раймондом Лулием (примерно 1235 - 1316 г.г.). Вторую жизнь методу дал известный швейцарский астрофизик, работавший в США в середине XX века Фриц Цвикки. Используя свой метод Ф.Цвикки, смог генерировать внушительное количество оригинальных решений для задач ракетостроения. Название метода «морфологический» частенько заменяют термином «метод Цвики». Сейчас морфологический анализ широко применяется в различных областях человеческой деятельности. Развитие метода сформировало отдельное его направление – Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ Г.С. Альтшуллера).

Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее не рассматривались. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств. Морфологический анализ основан на следующих последовательных действиях-шагах – алгоритме.

Рисунок 7.3.1 Алгоритм проведения морфологического анализа

Принцип морфологического анализа рационален для достаточно простых систем – рекламы, дизайна и т.д. Для объектов имеющих большое количество элементов и множество вариантов, таблица становится громоздкой и метод становится трудоемким. Таблица для анализа вариантов для попарного сочетания и выбора оптимального приведена ниже.

Таблица 7.3.1 Таблица морфологического анализа

для попарного сочетания вариантов

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4

Основными преимуществами морфологического анализа считаются:

· равноценность всех элементов анализируемого объекта;

· максимальная четкость формулировки поставленной задачи;

· снятие ограничений в анализе элементов исследуемого объекта;

· возможность получения новых и/или развития уже имеющихся идей.

Основные схемы морфологического анализа:

Метод выделения опорных элементов исследуемой системы и работа с комбинациями вариантов решения;

Метод отрицания и конструирования. В основе этого метода морфологического анализа - замена сформулированных идей на противоположные и анализ несоответствий;

Метод морфологического ящика (наиболее приемлем для больших и сложных объектов). Состоит в определении всех возможных параметров решения задачи, формирования матрицы и анализ различных сочетаний до выбора наилучшего варианта сочетания.

Метод наблюдения

Метод наблюдения один из основных методов сбора первичной информации. Наблюдение простой и распространенный в силу его дешевизны и доступности метод. По этим характеристикам, наблюдение может обойти, пожалуй, только метод совещания.

Наблюдение - это получение информации (сбор и регистрация) в открытом или скрытом варианте о процессе поведения и о свойствах изучаемого объекта.

Основными задачами наблюдения, например, в торговой организации, являются:

Определение частоты посещения

Определение пола и возраста клиентов

Определение продолжительности процесса покупки, процесса выбора товара и пр.

Оценка эффективности места расположения объекта и возможность путей подхода к этой точке.

При проведении наблюдения необходим специальный инструментарий. Это может быть: дневник наблюдения, карточки для регистрации, протокол наблюдения, аудиовизуальные средства фиксации.

Достоверность и надёжность данных по результатам наблюдения могут быть повышены при следовании следующим правилам:

· Максимально дробно фиксировать элементы наблюдаемых событий, пользуясь четкими критериями (индикаторами).

· Наблюдать один и тот же объект следует в разных ситуациях. Например, психолого-социологические наблюдения за сотрудниками может проводиться в нормальных, стрессовых, стандартных и конфликтных ситуациях.

· Контролировать достоверность описания фактических событий или их элементов, не подменяя их эмоциональными или желаемыми представлениями.

· Основные наблюдения предпочтительнее проводить несколькими лицами по единой технологии, для сопоставления впечатлений, оценок, интерпретаций.

Рисунок 7.4.1 Этапы проведения наблюдения

Наблюдения могут быть классифицированы по различным признакам: по степени формализации, по положению наблюдения, по условиям организации наблюдения, по регулярности наблюдения.

Таблица 7.4.1 Классификация видов наблюдения

Классификационный признак (критерий) Вид наблюдения Особенности
По степени формализации Контролируемые наблюдения Организовываются по четкому формализованному плану, процедурам. Обязательно наличие разработанного списка признаков событий, инструкций для наблюдателей, регистрационного инструментария.
Неконтролируемые наблюдения (нестандартизированные, бесструктурные) Наблюдения проводятся лишь по общему принципиальному плану, результаты фиксируются в свободной форме.
По принципу положения наблюдения Включенные наблюдения Имитируется вхождение в среду объекта, адаптация и сбор информации «изнутри». Исследователь может работать как в открытом, так и в закрытом (инкогнито) варианте.
Не включенные наблюдения (простое) Регистрация событий проводится «со стороны». При этом желательно наблюдателю быть «невидимым», чтобы уменьшить помехи, вносимые при его исследовании.
По условиям организации наблюдения Полевые наблюдения Наблюдение проводится в естественных условиях.
Лабораторные наблюдения Ситуация для наблюдения создается экспериментально, искусственно.
По регулярности наблюдения Систематические наблюдения Регулярная фиксация, как правило, по определенному графику в соответствии с программой наблюдения.
Случайные наблюдения (не-систематические) Наблюдения, не предусмотренные исследовательской программой.

В заключении хочет отметить, что наблюдение с исследовательской, научной целью отличается от наблюдения обывательского, прежде всего тем, что оно подчинено четкой цели и задачам, во-вторых, планируется и проводится по специальной процедуре.

Вся история человеческого общества — это история его взаимодействия с природой, . В процессе этого взаимодействия между ними происходит постепенный обмен веществ, имеющий сложный и во многом противоречивый характер. Во второй половине XX в. впервые человечество оказалось перед угрозой уничтожения среды своего обитания. Локальные изменения в природных системах стали перерастать в глобальные — нарушение озонового слоя атмосферы, гибель лесов, глобальное потепление климата, сокращение видового разнообразия. Многие процессы необратимы. По подсчетам ученых-географов, антропогенные ландшафты занимают более 60% земной суши, в том числе примерно на 20% ее территории они преобразованы коренным образом. В настоящее время человечество оказалось перед проблемой выработки экономического механизма природопользования, который бы обеспечил выполнение условия:

(a + b) N

Однако, сдерживая рост значений , , , экономический механизм природопользования должен ориентировать деятельность человека на максимизацию уровня жизни:

U(a, b, N)→ max

Громадный рост объемов ресурсопотребления, который происходит в рамках индустриальной фазы развития современной цивилизации ведет ко все более значительному вовлечению природных ресурсов в производство. Достаточно сказать, что в России по сравнению с 1913 г. душевое потребление всех видов природных ресурсов возросло с 6,2 т до 65,9 т без учета водопотребления, а конечное потребление с 1,5 т до 3,0 т. Это означает, что в процессе ресурсопотребления почти 95% всех природных ресурсов уходит в отходы производства и потребления. Растут затраты на добычу, транспортировку и переработку, обостряются проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Все это выдвигает проблему ресурсопотребления в число наиболее острых проблем, стоящих перед человечеством. В свете этого рациональное использование природных ресурсов является составной частью комплексной программы охраны окружающей среды.

Сложности на пути выработки экономического механизма природопользования огромны и связаны с новизной, необходимостью изменения сложившихся представлений о человеческих ценностях, выработкой специального налогового механизма, сопоставления результатов и затрат разных поколений населения, оценки использования невосполнимых природных ресурсов.

К основным эколого-экономическим задачам ресурсосбережения можно отнести:

  • оптимизацию использования природных ресурсов;
  • определение допустимых техногенных или антропогенных нагрузок на природные экосистемы;
  • улучшение качественных показателей состояния окружающей природной среды;
  • корректировку путей и методов социально-экономического развития хозяйства:
  • способы осуществления государственного контроля.

В основном правовая регламентация платежей за , их использование, загрязнение окружающей среды установлена в законах РФ: «Об охране окружающей природной среды» (1991 г., 2002 г.), «О недрах», Земельный кодекс Российской Федерации, «О плате за землю», «Об охране атмосферного воздуха», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об экологической экспертизе» и др. Вопросы природопользования регулирует также ряд постановлений Правительства РФ.

В июне 1992 г. состоялась конференция ООН в Рио-де-Жанейро (Бразилия) по проблемам окружающей среды и развитию, в которой приняли участие 179 стран мира. Основным документом, принятым на конференции, является «Повестка дня на XXI век». В 2002 г. состоялся крупнейший форум начала века, посвященный устойчивому развитию, — Всемирный саммит в Йоханнесбурге.

Предпосылки и необходимость создания нового раздела экономической науки–экологической экономики. Формирование экономического механизма природопользования в Российской Федерации в условиях перехода к рынку. Эффективность подобных механизмов в международной практике управления природопользованием (США, Япония, Польша). Принцип «загрязнитель платит» как основа установления платы за загрязнение окружающей среды. Нормативно-правовая база управления природопользованием и контроля над использованием природных ресурсов. Охрана природной среды как составляющая часть особого вида производственной деятельности, со своей собственной нормативно-правовой базой. Классификация, учет, оценка, слежение за состоянием и использованием, охраной и воспроизводством природных ресурсов – основы нового подхода к понятию природных ресурсов как специфической экономической категории.

Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды как система организационных и экономических мер органов государственного управления, местного самоуправления и природопользователей по поводу использования, воспроизводства, обмена и охраны природных ресурсов.

Цели и принципы экономического механизма использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов - это исходные начала, определяющие эту деятельность. Принципы платности, научной обоснованности, экономической ответственности, комплексности и хозяйственного расчета. Элементы экономического механизма природопользования. Учет ресурсов. Кадастр- свод количественных, организационных, качественных, экономических и экологических показателей природного ресурса. Кадастр как основа планирования использования ресурсов, их экономической оценки, ценообразования, определения ущерба, наносимого среде, системы мер по их воспроизводству. Земельный, водный, лесной кадастры, кадастр месторождений полезных ископаемых, охотничьих животных, рыбных запасов, природно-заповедных территорий, загрязнителей окружающей природной среды. Формирование комплексных территориальных кадастров природных ресурсов как информационных баз для принятия экологически обоснованных управленческих решений в сфере природопользования с учетом приоритетов социально-экономического развития территорий.

Планирование и регулирование как самостоятельные элементы управления экономикой. Органы государственного управления как субъекты регулирования. Пути установления для природопользователей экономических различий-регуляторов (налогово-кредитные рычаги, финансирование из различных источников, ценообразование; платежи за использование природных ресурсов, за загрязнение среды, за размещение вредных веществ). Регулирующее воздействие экологического нормирования, лимитирования и лицензирования, экологическое страхование. Финансирование как один из способов регулирования или обеспечение выполнения природоохранных программ материальными средствами. Средства осуществления регулирования.Лимитированиекак система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов. Принципы экономического стимулирования . Основные виды экономического стимулирования, предусмотренные Законом РФ об охране окружающей среды.

Экономическая ответственность - органичный элемент экономического механизма природопользования и охраны окружающей природной среды. Экономическая ответственность как элемент хозрасчета юридических лиц и признак самостоятельности в хозяйственно-оперативном отношении. Возмещение вреда, причиненного природной среде и здоровью человека как одна из задач экономического механизма. Тождественность экономической ответственности материальной. Два вида экономической ответственности - административная и гражданско-правовая.

Новые рычаги управления природопользованием . Экологическая сертификация как удостоверение степени соответствия экологическим требованиям оборудования, технологии и продукции. Сертификация как форма контроля. Единая разветвленная система сертификации в России, аккредитация лабораторий и центров сертификации. Система органов сертификации. Обязательность проверки качества продуктов и их соответствия требованиям безопасности для жизни, здоровья, окружающей среды.

Экологический аудит как анализ и определение экономических последствий экологических затрат, как экономический анализ деятельности предприятий, осуществляющих природоохранные мероприятия, и их экономической эффективности. Рыночное регулирование природопользования и охраны окружающей природной среды. Отличия административного и экономического, рыночного регулирования. Развитие рыночных отношений в области природопользования в экономически развитых странах (характеристика основных направлений).

Экономический механизм управления природопользованием – это система экономических инструментов поощрительного и принудительного характера, применение которых обеспечивает сохранение природной среды. В зависимости от происходящих в стране экономических процессов структура экономического механизма может существенно изменяться. Условно можно выделить три типа экономических механизмов природопользования:

Стимулирующий механизм с преобладанием рыночных инструментов и созданием благоприятной экономической среды для развития экологически чистых производств;

Жесткий механизм с использованием административных и рыночных инструментов, с подавлением посредством жесткой налоговой политики развития экологически опасных отраслей;

Мягкий механизм с установлением ограничительных экологических рамок, слабо влияющих на темпы и масштабы экономического развития.

В России в настоящее время формируется механизм управления природопользованием, включающий как поощрительные, так и принудительные элементы регулирования.

Основу экономического механизма управления природопользованием в России составляют платежи за пользование природными ресурсами и экологические платежи и экономические санкции за экологическое правонарушение .

Все существующие системы управления с точки зрения устойчивого развития далеки от совершенства. Это относится и к развитым странам Запада, и к развивающимся странам, и к странам с переходной экономикой. Этим вопросам посвящено большое количество работ, в том числе в России.

Основные научные задачи, которые были поставлены десять лет назад, продолжают оставаться достаточно актуальными в настоящее время:

Какие методы регулирования (административные, экономические, институционные) в наибольшей степени отвечают целям концепции устойчивого развития.

Как должны быть изменены механизмы управления природопользованием, чтобы более адекватно учитывать экологические затраты.

Как учитывать и сочетать социологические, политические и этические факторы с экономическим стимулированием.

Какова роль экономических стимулов в управлении эколого-экономическими системами.

Какие международные организации необходимы и полезны для достижения локальной и глобальной экологической устойчивости.

Почему экологические налоги и акцизы, направленные на ресурсо - и энергосбережение, с трудом внедряются на практике.

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды в законе «об охране окружающей среды» (глава 4) относятся:

Разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

Разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

Разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения вреда окружающей среде;

Установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

Установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

Проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

Проведение экономической оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;

Предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов ;

Поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды;

Возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

Иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Экономические показатели характеризуют общую стоимость природных ресурсов, используемых в производстве, стоимость природных ресурсов на единицу выпускаемой продукции, или на ее эксплуатацию, размеры платежей за загрязнение окружающей природной среды, затраты на природоохранные мероприятия и возмещение ущерба.

Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду из-за изъятия из нее природных ресурсов и загрязнения природных комплексов выбросами, стоками, отходами, физическими излучениями. Экологические показатели включают общее количество изымаемых природных ресурсов на производство, удельное потребление природных ресурсов на единицу выпускаемой продукции, общий объем загрязнений природной среды от производства, удельное загрязнение природной среды от единицы продукции.

К экологическим показателям относятся также количество и концентрации вредных веществ в выбросах, стоках и отходах, вероятность аварийных выбросов, стоков, отходов при функционировании производства и эксплуатации технических систем.

В России еще не закончена перестройка экономической структуры, слабо развиты рынки капитала, сохраняются недостатки в банковской системе , другие негативные факторы, препятствующие полному применению принципа «загрязнитель платит».

Практическая реализация национального экономического механизма природопользования осуществляется на региональном и локальном уровнях. Требования ужесточения учета экологических факторов и ограничений в процессе инвестирования, строительства, эксплуатации и ликвидации производств обусловливают активизацию природоохранной деятельности на предприятиях. Большинство предприятий осуществляют контроль своей деятельности в области природопользования, но такой контроль не может в полной мере соответствовать требованиям экологической безопасности . Необходимы структурированные системы управления природопользованием, которые должны обеспечить конкурентоспособность продукции, финансовую стабильность предприятия и его экологическую безопасность. Такие системы управления предусмотрены международными стандартами ИСО серии 14000, разработанными международной организацией по стандартизации в соответствии с требованиями ООН относительно охраны окружающей среды. Эти стандарты содействуют распространению общих критериев и нормативных процедур для оценки систем управления охраной окружающей среды и их соответствия экологическим требованиям, принятым в промышленно развитых странах.

Природопользование является основным сектором экономики территорий ресурсного типа; природные ресурсы являются основными источниками экономического роста. Примером таких территорий являются регионы Восточной Сибири.

Анализируя Российскую государственную политику в области природопользования в период реформ, можно утверждать, что она осуществлялась на основе так называемого «неоклассического подхода». При данном подходе предприятие стремится к максимальному доходу, нанося при этом ущерб окружающей среде, не превышающий некоторого приемлемого уровня. Предприятию вменяется в обязанность или провести восстановительные работы за свой счет, либо компенсировать ущерб платежами в соответствующие фонды. Государство контролирует выполнение ограничений по изъятию предприятием ресурсов и нанесению ущерба окружающей среде. При разработке любого проекта использование природных ресурсов должно быть согласовано с многочисленными органами. В технико-экономическом обосновании проекта предусмотрен обязательный раздел об экологических последствиях. В проекте предусмотрены также обязательства пользователя по возмещению ущерба окружающей среде. Работающие предприятия обязаны вносить платежи в экологический фонд за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу воздуха, сбросы вредных веществ в водную среду и размещение твердых отходов на поверхности земли. Собранные средства должны быть направлены на восстановление окружающей среды.

Казалось бы, осуществление этих мероприятий по охране окружающей среды должны гарантировать улучшения экологического состояния экосистем. Однако в реальности происходит дальнейшая деградация природной среды. В переходный период процесс деградации экосистем продолжается, не смотря на то, что многие предприятия сокращают объемы производства. Государственный контроль за тем, чтобы ущерб окружающей среде не превышал допустимых норм, в действительности является чрезвычайно слабым, особенно в небольших населенных пунктах, значительно удаленных не только от областных, но и районных центров. Поэтому «допустимый» уровень воздействия на окружающую среду не обеспечивается надежным государственным контролем .

Следует отметить, что в переходный период наибольший доход приносят экологически опасные формы природопользования: сплошные рубки леса, открытые разработки месторождений угля и других полезных ископаемых , водопользование для нужд энергетики. В условиях слабого государственного контроля экологически опасным становится использование ресурсов животного мира, особенно добыча ценных видов животных и ценных пород рыб.

Наиболее опасные виды природопользования, характерные для переходного периода, наносят невосполнимый ущерб экосистемам, находящимся на территориях ресурсного типа. На этих территориях должны быть созданы механизмы управления природопользованием, которые могли бы противостоять протекающим на них негативным экологическим процессам.

Особенностью природопользования в регионах ресурсного типа заключается в том, что процесс хозяйственной деятельности сопровождается не только частичным ущербом окружающей среде, но и нарушением целостности экосистем. В этих условиях модель природопользования должна основываться на минимальном экологическом ущербе. Уровень дохода предусматривается приемлемым и для предприятия (фирмы), которая будет вести хозяйственную деятельность, и для региональных органов государственной власти, которые являются представителями государства и общества и несут ответственность за соблюдение их интересов.

Каждый вид природопользования влечет за собой некоторые потери общества. При этом не только ухудшается состояние окружающей среды, но, и в случае использования невозобновляемых природных ресурсов, общество всегда лишается какой-то части природного капитала. Общество должно быть уверено, что доходы от природопользования будут способствовать повышению благосостояния населения, а не только приносить доходы владельцам компаний (фирм).

Следует отметить, что ответственность за ущерб окружающей среде должны нести не только производители продукции, но и члены общества, использующие эту продукцию.

Платность является одним из основных принципов природопользования. Платность природных ресурсов решает три задачи:

1. повышение заинтересованности производителя в эффективном использовании природных ресурсов;

2. повышение материальной заинтересованности в сохранении и воспроизводстве природных ресурсов;

3. появление дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.

Плата за использование природных ресурсов включает плату за право пользования ресурсами; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; плату на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Важнейшая цель платности – стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят. При этом происходит пополнение государственного и местного бюджетов . Структура платежей, а также порядок их внесение за природопользование регулируются природоресурсными законодательными и иными нормативными правовыми актами . Природоресурсные платежи поступают в бюджеты разных уровней. При этом наблюдается значительная региональная дифференциация сумм поступления этих платежей, что обусловлено очевидными различиями в обеспеченности регионов природными ресурсами. В таблице 5.1 приведен уровень природно-ресурсных и экологических платежей по регионам Российской Федерации в 1998 году в соответствии с величиной валового регионального продукта.

Таблица 5.1

Уровень природо-ресурсных и экологических платежей по регионам Российской Федерации в 1998 году (в процентах к величине внутреннего и его регионального продукта)

Регион Российской Федерации

Природно-ресурные платежи

Экологические платежи

В целом по России, в том числе по экономическим районам

Северный

Северо-Западный

Центральный

Волго-Вятский

Центрально-Черноземный

Поволжский

Северо-Кавказский

Уральский

Западно-Сибирский

Восточно-Сибирский

Дальневосточный

Из таблицы видно, что очевидна тенденция заметного увеличения значимости природно-ресурсных платежей по направлению из центральных районов на север и восток, где сосредоточено большое количество природных ресурсов. Наибольшие природно-ресурсные платежи поступают из Западно-Сибирского региона, в частности из Тюменской области, в которой природно-ресурсные платежи превышают в 5 раз величину внутреннего регионального продукта. Для Волго-Вятского региона уровень природно-ресурсного потенциала минимальный и составляет всего 0,28% к величине внутреннего регионального продукта.

Природо-ресурсные платежи можно условно разделить на четыре группы:

Плата при пользовании недрами;

Плата за землю;

Плата за пользование водными объектами;

В структуре платежей за природные ресурсы в целом по Российской Федерации преобладает плата за пользование недрами (около 70% суммы всех природо-ресурсных платежей), но ее сумма по отдельным регионам существенно различается, что обусловлено крайне неравномерным размещением запасов и добычи минерального сырья и ископаемых топливно-энергетических ресурсов по территории страны. Приблизительно 60-70% этой платы приходится на Тюменскую область и примерно по 10% на Уральский и Поволжский экономический районы, которые являются основными районами добычи нефти и природного газа.

В течение длительного периода (до 2001 года) порядок взимания платежей при пользовании недрами был регламентирован законом Российской Федерации «О недрах» от 01.01.01 года № 000-1 в редакции федеральных законов от 3 марта 1995 года и от 01.01.01 года и определял следующие виды платежей:

Платежи за участие в конкурсе на получение права пользования недрами и выдачу лицензий на конкретные виды пользования недрами;

Платежи за пользование недрами, взимаемые с пользователей недр за поиски и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу;

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, взимаемые с пользователей недр, осуществляющих добычу всех видов полезных ископаемых;

Акцизы на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками.

Платность природных ресурсов России.

https://pandia.ru/text/79/096/images/image002_15.png" width="680" height="972">

В новой редакции закона «о недрах» система платежей при использовании недр включает:

Разовые платежи при пользовании недрами;

Регулярные платежи за пользование недрами;

Плата за геологическую информацию о недрах;

Сбор за участие в конкурсе (аукционе);

Сбор за выдачу лицензий.

Наибольшее значение имеют регулярные платежи за пользование недрами. Возможный размер этих платежей регламентирован постановлением правительства РФ от 01.01.01 года № 000 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок регулярных платежей за пользование недрами». По закону «О недрах» в редакции федерального закона от 8 августа 2001 года регулярные платежи за пользование недрами могут взиматься только в денежной форме. Ставки налога на добычу полезных ископаемых приведены в таблице 5.2.

Таблица 5.2

Ставки налога на добычу полезных ископаемых (по налоговому кодексу РФ, часть вторая, глава 26, в редакции федерального закона от 8 августа 2001 года).

Виды добытых полезных ископаемых

Ставки в процентах к стоимости добытых полезных ископаемых

Нефть, природный газ, газовый конденсат

Цветные и редкие металлы, алмазы, драгоценные и полудрагоценные камни, многокомпонентная товарная руда

Подземные минеральные воды

Драгоценные металлы, за исключением золота особо чистое кварцевое сырье

Золото, горнорудное неметаллическое сырье

Горнохимическое неметаллическое сырье, природная соль и чистый хлористый натрий, радиоактивные металлы, неметаллическое сырье, используемое в строительной индустрии

Руды черных металлов

Уголь каменный и бурый, горючие сланцы, торф, фосфоритные руды

Калийные соли

Как видно из таблицы ставки налога меняются от 3.8% до 4% для калийных солей, бурого и каменного угля до 16.5% для нефти, природного газа, газового конденсата. Следует отметить, что налог на добычу полезных ископаемых не распространяется на забор подземных пресных вод для водоснабжения , который в настоящее время подлежит обложению платежами по Федеральному закону «О плате за пользование водными объектами».

Распределение сумм налога за добычу полезных ископаемых по бюджетам различных уровней осуществляется исходя из характера добываемых полезных ископаемых в пропорциях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации в редакции от 8 августа 2001 года.

Второе место в структуре платежей за природные ресурсы в целом по Российской Федерации занимает плата за землю, на долю которой приходится 20% суммы всех природно-ресурсных платежей. Принцип платности использования земель закреплен в новом земельном кодексе Российской Федерации от 01.01.01 года. В настоящее время порядок установления и взимания платы за землю регламентирован законом РФ «О плате за землю» от 01.01.01 года с последующими многочисленными изменениями и дополнениями.

Основными формами платы за землю являются арендная плата и земельный налог . Наибольшее распространение имеет земельный налог, представляющий собой стабильный платеж за единицу земельной площади в расчете за год независимо от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, земледельцев или землепользователей. Основанием для установления и взимания земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности , владения или пользования земельным участком . Земельный налог исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемой налогом, и утвержденных ставок земельного налога. В соответствии с бюджетной классификацией РФ выделяются следующие виды земельного налога:

За земли сельскохозяйственного назначения;

За земли городов и поселков;

За другие земли несельскохозяйственного назначения.

Система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включает плату за пользование водными объектами (водный налог) и плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов. В целом по Российской Федерации на долю этих платежей приходится около 10% суммы всех природно-ресурсных платежей при относительно небольших различиях в экономической значимости платы за пользование водными объектами по отдельным регионам.

Платой за пользование водными объектами облагаются предприятия и организации, осуществляющие отдельные виды водопользования на основе специальных разрешений, наличие и срок действия которых необходимо проверять при экологическом аудите.

Согласно Федеральному закону от 6 мая 1998 года «о плате за пользование водными объектами» (с изменениями и дополнениями федеральных законов от 01.01.01 года и от 7 августа 2001 года) объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:

Осуществления забора воды из водных объектов;

Удовлетворения потребностей гидроэнергетики в воде;

Использования акваторий водных объектов для лесосплава, а также для добычи полезных ископаемых, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования;

Осуществления сброса сточных вод в водные объекты.

Сумма платы за водопользование рассчитывается исходя из соответствующих ставок, платы и платежной базы, определяемой статьями Федерального закона «О плати за пользование водными объектами».

Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется:

Объемом воды, забранной из водного объекта;

Объем продукции (работ, услуг), произведенной при пользовании водным объектом без забора воды;

Площадь акватории используемых водных объектов;

Объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Минимальные и максимальные ставки платы в пределах, установленных законом, дифференцированы и утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам». В соответствии с этим постановлением наиболее высокие ставки за забор воды установлены для озера Байкал как наиболее ценного водоема России и для вододифицитных районов в бассейнах рек Северного Кавказа, а самые низкие по пресноводным объектам – по рекам бассейна Лены и другим водным объектам Дальнего Востока. Ставки платы за забор пресных подземных вод с помощью артезианских скважин по большинству бассейнов на 10-30% выше ставок платы за пользование поверхностными водными объектами.

Ставки платы за пользование водными объектами, связанные с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются по минимальным из утвержденных ставок. Ставки платы за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод устанавливаются в размере 30% общих ставок платы.

Приведенные ставки платы за пользование водными объектами относятся к водопользованию в пределах установленных лимитов. Установление лимитов для водопользователей производится специально уполномоченными государственными органами управления использования и охраны водного фонда в соответствии с инструкцией Госналогслужбы Российской федерации от 01.01.01 года № 46 «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами. Расчет сверхлимитного пользования водными объектами производится исходя из фактического объема водопользования и установленным лимитом.

При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов ставки платы для плательщиков увеличиваются в 5 раз по сравнению с базовыми ставками платы. При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии плата за водопользование также увеличивается в 5 раз. В связи с этим отсутствие лицензии на водопотребление при экологическом аудите должно рассматриваться как серьезное несоответствие.

Особенности природопользования в авиации и космонавтике (от производства до эксплуатации летательных аппаратов).

В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах.

Ракетно-космическая промышленность. Выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей, сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. На долю России приходится 85% мощностей ракетно-космического комплекса бывшего СССР.

Из большого объема промышленных выбросов, попадающих в окружающую среду, на машиностроение приходится лишь незначительная его часть - 1-2%. В этот объем входят и выбросы предприятий военно-ориентированных отраслей, оборонной промышленности, являющейся значительной составной частью машиностроительного комплекса. Однако на машиностроительных предприятиях имеются основные и обеспечивающие технологические процессы производства с весьма высоким уровнем загрязнения окружающей среды.

К ним относятся:

Внутризаводское энергетическое производство и другие процессы, связанные с сжиганием топлива;

Литейное производство;

Металлообработка конструкций и отдельных деталей;

Сварочное производство;

Гальваническое производство;

Лакокрасочное производство.

К наиболее экологически опасным технологическим процессам машиностроительных предприятий относятся гальванические производства и нанесение лакокрасочных покрытий. По уровню загрязнения окружающей среды районы гальванических и красильных цехов сопоставимы с такими крупнейшими источниками экологической опасности, как химическая промышленность; литейное производство сравнимо с металлургией; территории заводских котельных - с районами ТЭС, которые относятся к числу основных загрязнителей.

В гальванических цехах применяются растворы кислот, соли тяжелых металлов. Образующиеся при нанесении гальванических покрытий отходы официально не подлежат вывозу на городские свалки, но из-за крайней нехватки мест захоронений такие отходы часто накапливаются на территории предприятий, сбрасываются в канализацию, вывозятся в смесях с другими отходами. Однако отработанные растворы, шлам гальванических производств во многих случаях могли бы использоваться для извлечения цветных металлов..

Механическая обработка металлов ведется с помощью металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования. Станки дают множество твердых отходов (стружки, окалины, пыли, шлама), частично попадающих в атмосферу и сточные воды. Высокая отходность обработки металлов резанием в то же время не способствует рациональному использованию природных ресурсов. Механическая обработка металлов оказывает и акустическое воздействие (90-110 дБ в механических цехах, 115-130 дБ в кузнечно-прессовых).



При работе металлорежущего оборудования с применением смазочно-охлаждающих жидкостей (эмульсий, масел) воздух загрязняется аэрозолями этих веществ. При обработке заготовок абразивным инструментом выделяется абразивная пыль.

Загрязнители, образующиеся в процессе обезжиривания поверхностей, определяются типами используемых растворителей, в качестве которых наиболее широко применяются растворы щелочей, хлорорганические растворители и фреоны.

В машиностроении, например в прокатных и сталеплавильных цехах, используется большое количество воды. Сточные воды предприятий машиностроения и металлообработки содержат механические взвеси песка, окалины, металлической стружки и т. д., а также различные минеральные масла.

Гальваническое производство - один из наиболее крупных источников образования сточных вод в машиностроении. Основными загрязнителями сточных вод гальванических производств являются ионы тяжёлых металлов, неорганических кислот и щелочей, цианиды, поверхностно-активные вещества.

Разнообразными, в том числе вредными для здоровья человека загрязнениями сопровождаются процессы пайки и сварки.

Твердые отходы машиностроительного производства содержат амортизационный лом (модернизация оборудования, оснастки, инструмента), стружки и опилки металлов, древесины, пластмасс и т. п., шлаки, золы, шламы, осадки и пыль (отходы систем очистки воздуха и др.).

На машиностроительных предприятиях 55 % амортизационного лома образуется от замены технологической оснастки и инструмента. Безвозвратные потери металла вследствие трения и коррозии составляют примерно 25 % от общего количества амортизационного лома.

Основные технологические процессы в машиностроении характеризуются довольно значительными шумом и вибрациями. Наиболее интенсивны шум и вибрации при работе технологического оборудования кузнечно-прессовых и штамповочных молотов и прессов.

Машиностроительный комплекс в целом и производства оборонных отраслей промышленности, как его неотъемлемая часть, являются потенциальными загрязнителями окружающей среды:

Воздушного пространства;

Поверхностных водоисточников;

Авиационный транспорт создает существенные нагрузки на при­родную среду в местах своей концентрации - в районе аэропортов, ис­пытательных полигонов, на основных трассах движения. Его топливо обладает высокой токсичностью и сильно загрязняет окружающие тер­ритории. Сильные шумовые нагрузки делают опасным проживание лю­дей вблизи аэропортов. Сами по себе крупные аэропорты выступают большими потребителями земельных ресурсов. По мере нарастания мощностей двигателей величина выбросов растет быстрее числа самолетов. Так, по данным США, с 1975 по 1990 год при росте авиапарка на 20 % величина выбросов окислов азота увеличилась в 3 раза.


В современном обществе на первое место выходят экономические инструменты защиты природы. По большому счету они должны быть такими, чтобы загрязнять и разрушать окружающую среду стало не выгодно.

В общем виде можно выделить три типа экономических механизмов природопользования.

Первый тип - компенсирующий (мягкий, пассивный) механизм, либе­ральный в экологическом отношении. Он ставит самые общие ограничи­тельные экологические рамки для экономического развития отраслей и сек­торов, практически не тормозя его. Данный тип экономического механизма направлен главным образом на компенсацию негативных экологических по­следствий и слабо влияет на темпы и масштабы развития. Именно такой механизм природопользования свойствен техногенному типу развития экономики. Он направлен главным образом на борьбу с негативными экологи­ческими последствиями экономического развития, а не с причинами воз­никновения экологических деформаций. Такой компенсирующий пассивный механизм сейчас формируется в России.

Второй тип - стимулирующий развитие экологосбалансированных и при­родоохранных производств и видов деятельности. Ведущее место в функцио­нировании такого механизма природопользования играют рыночные инстру­менты. Он способствует увеличению производства на базе новых технологий, позволяет улучшить использование и охрану природных ресурсов. Примером такого механизма может стать создание благоприятной экономической среды для развития биологического (органического) сельского хозяйства. В теорети­ческом плане данный тип свойствен слабой устойчивости.

Третий тип экономического механизма природопользования можно оха­рактеризовать как жесткий, «подавляющий». Этот механизм использует ад­министративные и рыночные инструменты и посредством жесткой право­вой, налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет раз­витие определенных отраслей и комплексов в области расширения их при­родного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов. Этот тип механизма характерен для сильной устойчивости.

В России в последнее время все сильнее развиваются экономические механизмы природопользования и охраны окружающей среды. Из существующих экономических методов управления:

1. Издавна существуют:

· меры материально-технического обеспечения;

· платность за пользование природными ресурсами;

· платежи за загрязнение окружающей среды;

· льготы по кредитованию и налогообложению.

2. Новые, связанные с рыночной экономикой и выходом на международный рынок:

· экологическое страхование;

· введение поощрительных цен на экологически чистую продукцию и снижение на экологически неблагоприятную;

· планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

· установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

· установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов;

· поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды;

· предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществление других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

· возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Задача этих мер состоит в том, чтобы сделать охрану окружающей среды и рациональное природопользование составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы предприниматель был в них заинтересован.

Экономический механизм охраны природы имеет определенные инструменты воздействия на материальные интересы природопользователей:

Лимитирование природопользования – плата за сверхлимитное использование природных ресурсов и загрязнения окружающей среды в несколько раз превышает плату за использование и загрязнение в пределах установленных нормативов. Платность природопользования – плата за использование практически всех природных ресурсов, за загрязнение окружающей среды, размещение в ней отходов и за другие виды воздействия. Внесение платы за использования и загрязнение не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей среды.

Финансирование природоохранных мероприятий – предоставление денежных средств на природоохранные мероприятия. Источниками финансирования могут быть собственные средства, банковские кредиты, экологические фонды и другие источники. Создание экологических фондов является одним из новых экономических методов в природопользовании. Под фондами понимаются как учреждения, призванные оказывать какую-либо материальную помощь, так и сами денежные материальные средства, а также их источники. В экологические фонды поступают платежи всех предприятий за природопользование, а потом эти средства выдаются на проведение неотложных мероприятий. Предприятия могут делать взносы в фонды экологического страхования.

Материальное стимулирование природоохранной деятельности обеспечение выгодности для природопользователей природоохранной деятельности. Материальное стимулирование предполагает применение не только мер поощрения, но и наказания.

Меры материального поощрения :

Установление налоговых льгот (сумма прибыли, с которой взимает налог, уменьшается на величину, полностью или частично соответствующую природоохранным затратам);

- освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества;

- применение поощрительных мер и надбавок на экологически чистую продукцию (овощи с пониженным содержанием нитратов, пестицидов, ядохимикатов и других вредных веществ могут стоить дороже, а значит, их выгоднее производить и продавать);

- применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих природоохранную деятельность

Меры материального наказания :

Введение специального добавочного налогообложения экологических вредной продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;

- штрафы за экологические правонарушения.