Система источников налогового права и налогового законодательства Российской Федерации. специальное налоговое законодательство

Акты, принимаемые органами представительной и исполнительной власти в рамках предоставленных им полномочий, содержащие нормы налогового права, являются источниками налогового права . Они весьма многочисленны, разнообразны по правовой форме, но взаимосвязаны и составляют определенную систему. Источники налогового права классифицируются по тем же основаниям, что и источники финансового права.
Источники налогового права делят на: внутригосударственные (законодательство, поднадзорные нормативные акты, судебная практика, правовой обычай) и международные (международные договоры, решения международных судов).
Ведущее место среди них занимает Конституция РФ, закрепляющая исходные положения налогового права России. Так, например, Конституционный Суд РФ постановил, что в соответствии с Конституцией РФ установить налог или сбор можно только законом. Заметное место среди источников налогового права отводится конституциям и уставам субъектов РФ, уставам муниципальных образований, определяющим основные начала их налоговой деятельности.
Основными источниками налогового права являются акты, основное содержание которых составляют налоговые нормы. Это в первую очередь Налоговый кодекс, который является основой налогового законодательства РФ. Соответствие Налоговому кодексу РФ - обязательное требование к законодательству субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного самоуправления. Так, например, НК РФ определяет, что ряд налоговых отношений может быть урегулирован исключительно Налоговым кодексом РФ.
Также федеральные законы, законы РФ (Закон РФ «О таможенном тарифе»), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции Министерства РФ по налогам и сборам и Минфина России, инструкции Государственного таможенного комитета (ГТК) РФ по применению законов РФ о конкретных налогах, а также по регулированию порядка реализации отдельных прав налоговых и других уполномоченных органов по взиманию налогов и международные договоры - устанавливающие общие принципы налогообложения, такие, как Европейская социальная хартия (1961 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.)

56. Основные виды налогов и принципы налогообложения.

Виды налогов.

Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:

  • по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);
  • по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);
  • по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);
  • по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость и имущество и т.д.);
  • по целевому назначению налога (общие, специальные).

Проанализируем прежде всего разделение налогов на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог, налоги, регулирующие процессы природопользования, и ряд других.

Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. К косвенным налогам могут быть отнесены акцизные налоги, таможенные пошлины (налоги на экспорт и импорт), налоги на продажу, налог с оборота, налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции , косвенные - в большей степени регулируют процессы распределения и потребления . Поэтому если прямые налоги - это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.

Представляется целесообразным относить налоги к прямым или косвенным на основе признака совпадения или несовпадения объекта и источника налогообложения . В соответствии с таким подходом прямые, налоги - это такие налоги, для которых источник и объект налогообложения идентичны, а косвенные - те, для которых источник и объект не совпадают.

Идентифицируем основные виды налогов, следуя указанным признакам.

1. Налог на доходы физических лиц. Так как источник и объект совпадают непосредственно, то налог - прямой.

2. Налог на прибыль корпораций. И объект, и источник - облагаемая прибыль, следовательно, налог является прямым.

3. Налог на доходы от денежных капиталов. Относится к категории прямых налогов, поскольку источник и объект налогообложения один и тот же: дивиденды, проценты от облигаций, проценты по вкладам в банки.

4. Поземельный налог. Исчисление налога на землю практически повсеместно осуществляется в абсолютных суммах, взимаемых с единицы земельной площади. Источником уплаты налога является текущий доход собственника земли, а объектом - земельная площадь в натуральном выражении. Правомерно отнести этот налог к категории косвенных.

5. Поимущественный налог. Объектом налогообложения является имущество юридического или физического лица в стоимостном выражении, то есть овеществленный прошлый доход налогоплательщика, а источником - текущий доход, следовательно, это налог косвенный.

6. Налог с наследств и дарений. Объект налогообложения - имущество, передаваемое в наследство или в дар, а источник уплаты налога - текущий доход субъекта налогообложения. Налог является косвенным.

7. Налог на ценные бумаги. Конструкция налога внутренне противоречива, поскольку он состоит из двух разнородных частей:

  • налога на эмиссию акций, облигаций и других ценных бумаг, взимаемого с акционерных компаний;
  • налога на биржевые сделки, взимаемого при переходе права собственности на ценные бумаги.

В первом случае объектом налогообложения является стоимость ценных бумаг (доход от продажи акций). Источник совпадает с объектом, и налог является прямым. Налог на биржевые сделки - это скорее аналог имущественного налога, уплачиваемого всякий раз при переуступке права собственности. Объектом является стоимость ценных бумаг, а источником - текущий доход субъекта налогообложения. Такой налог является косвенным.

8. Акциз. Представляет собой классический налог на цену товара. Объектом налогообложения является цена или облагаемый оборот. Источник уплаты акцизов - доходы потребителей. Так как источник и объект не совпадают, то акциз является косвенным налогом.

9. Налог с оборота. Объектом налогообложения является облагаемый оборот. Источником могут служить как доходы потребителей, так и доходы производителей. Объект и источник не совпадают, так что налог относится к косвенным.

10. Налог на добавленную стоимость. Объект налогообложения - добавленная стоимость на каждой стадии производства и реализации товаров (работ, услуг). Источником могут быть как доходы потребителя, так и доходы производителя в зависимости от результатов перераспределения налогового бремени. Налог является косвенным.

Принципы налогообложения

Принципы налогообложения

Под принципами налогообложения следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали и придают большое теоретическое и практическое значение.

Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который в своей работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):

Принцип справедливости подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения;

Принцип определенности налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;

Принцип удобства каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;

Принцип экономии каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.

Учение о принципах налогообложения не стояло на месте. Основные принципы, разработанные А.Смитом, были изучены и дополнены новыми, экономически обоснованными положениями. В частности, немецкий экономист Адольф Вагнер выделяет три группы принципов взимания налогов:

1. этические принципы обложения:

Всеобщность налогов;

Соразмерность обложения с платежеспособностью;

2. принципы управления налогами:

Определенность обложения;

Удобности обложения и взимания налогов для их плательщиков;

Дешевизна взимания;

3. народнохозяйственные принципы:

Надлежащий выбор источников налогов;

Правильная комбинация совокупности налогов в такую систему, которая обеспечивала бы, при возможности соблюдения этических принципов и принципов управления, а также достаточность поступления и эластичность на случай чрезвычайных государственных нужд.

В НК РФ (ст. 3) отмечаются следующие принципы налогообложения:

Принцип всеобщности и равенства налогообложения означает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

Принцип отсутствия дискриминационного характера налогов налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и других подобных критериев. Кроме того, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (кроме ввозных таможенных пошлин);

Принцип экономической определенности налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

Соблюдение единого экономического пространства не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

Принцип индивидуальной ответственности налогоплательщиков означает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы;

Принцип определенности элементов налогообложения при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;

Принцип точности и удобности уплаты налогов акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

Принцип приоритетности налогоплательщика все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В современных условиях в основу системы налогообложения должны быть положены следующие основные принципы:

  • принцип стабильности налогового законодательства;

Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.

Источники налогового права – это внешние формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы, которые регулируют вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за налоговое правонарушение.

Налоговый Кодекс РФ к источникам налогового права относит:

1. международные договоры Российской Федерации,

2. Налоговый Кодекс РФ,

3. федеральные законы и законы Российской Федерации,

4. законы и иные нормативные акты законодательных органов субъектов РФ

5. нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.

Значение источников налогового права:

– они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

– источники налогового права представляют собой форму существования налоговых норм, т. е. внешнее выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях.

Существуют определенные особенности вступления в законную силу нормативных правовых актов о налогах и сборах. Так, по общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии двух условии:

а) не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования;

б) не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Особые правила вступления в законную силу определены для актов налогового законодательства, вводящих налоги и сборы – не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но в любом случае не ранее истечения месячного срока с момента из официального опубликования.

Согласно ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Тем самым, данное положение, во-первых, ограничивает законодателя в возможности придания закону обратной силы, во-вторых, гарантирует конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положением налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие.

Источники налогового права обладают следующими свойствами :

– формальная определенность;

– общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения;

– законность, заключающаяся в наличии юридической силы.

Вместе с тем источники налогового права имеют характерные черты , отличающие их иных нормативно-правовых актов:

– они регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права

– принимаются только теми органами государства и местного самоуправления, правотворческая компетенция которых предусмотрена НК РФ.

– источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства.

3.2. Налоговый кодекс Российской Федерации

НК РФ – первый опыт кодификации налогового законодательства в Российской Федерации. Цель кодификации состоит в том, чтобы систематизировать и законодательно закрепить органичность, взаимосвязанность и взаимозависимость правовых норм, устранив произвол в их понимании и применении.

НК РФ занимает ведущее место в системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные нормативные акты этой сферы могут быть приняты только при условии соответствия нормам НК РФ.

НК РФ определяет правовую базу регулирования всех стадий налоговых отношений. В нем:

– закреплен исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

– определены основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;

– установлен порядок проведения налогового контроля, виды налоговых проверок, сроки их проведения и периодичность, оформление результатов проверок;

– закреплены общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также установлены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение;

– регламентирован порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.

Таким образом, НК РФ является кодифицированным источником законодательства о налогах и сборах.

НК РФ состоит из двух частей.

Часть первая НК РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ принята Государственной Думой 16 июля 1998 года и одобрена Советом Федерации 17 июля 1998 года. Данный законодательный акт был введен в действие с 1 января 1999 года, он состоит из 7 разделов, 20 глав, 142 статей.

Первая часть устанавливает: законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах; систему налогов и сборов в РФ; правовой статус участников налоговых правоотношений; общие правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов; порядок оформления и подачи налоговой декларации; основы налогового контроля; виды и составы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение; процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Вторая часть НК РФ регламентирует порядку исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, а также специальным налоговым режимам.

Часть вторая НК РФ принята Государственной Думой 19 июля 2000 года и одобрена Советом Федерации 26 июля 2000 года. В ее состав входят 4 раздела, 11 глав, 256 статей.

НК РФ нормативный правовой акт прямого действия, который исключает детализацию или разъяснение подзаконными нормативными актами.

Со времени издания НК РФ прошло 6 лет. Между тем за этот, относительно небольшой, период законодатель успел издать около 50 федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в этот важный нормативный акт.

3.3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству

Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

НК РФ разделяет нормативно-правовые акты по органам государственной власти

– нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти,

– нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ,

– нормативные правовые акты исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Соответственно федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Налоговое законодательство оговаривает условия , при наличии которых нормативный правовой акт о налогах и сборах не может применяться либо признается недействительным. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;

3) изменяет содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;

5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;

7) изменяет основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных НК РФ, либо использует эти категории в ином значении;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

По общему правилу признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. До начала судебного разбирательства орган, издавший оспариваемый нормативный акт, вправе отменить действие такого документа или изменить его соответствующим образом.

3.4. Индивидуальные налогово-правовые акты

Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Индивидуальные правовые акты – это акты, которые не содержат общеобязательных правил поведения, а содержат предписания, которые персонально затрагивают определенных лиц. Эти акты:

– имеют индивидуально-определенный характер, т. е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно;

– являются властными и обязательными для исполнения;

– выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения, т. е. осуществляют локальное правовое регулирование;

– применяются однократно и на других субъектов не распространяется;

– обеспечиваются государственным принуждением.

Индивидуально-правовые акты могут быть отнесены к особому виду подзаконных, официальных актов, принимаемых субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащие односторонние властные волеизъявления и влекущие юридические последствия.

Характерные черты индивидуальных правовых актов:

– особая юридическая форма управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности;

– официальное решение, принятое органом публичного управления;

– предписание полномочного органа государственного управления или специального должностного лица.

Классификация:

1) по субъектам, их принимающим (издающим):

– налоговыми органами – (большинство актов),

– финансовыми органами – (решение об изменении срока уплаты налогов и сборов),

– таможенными органами – (решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика),

– органами государственных внебюджетных фондов – решение об изменении срока уплаты налогов и сборов в вышеназванные фонды,

– органами, уполномоченными на осуществление контроля за уплатой госпошлины – (решения об изменении срока уплаты госпошлины, принимаемые судами, ОВД).

2) по направленности действия:

– правообеспечительные – акты, которые гарантируют исполнение субъектами налоговых правоотношений их прав и обязанностей (решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика),

– правоисполнительные – акты, которые обеспечивают принудительную реализацию неисполненных или ненадлежащее исполненных налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора (решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика),

– правоохранительные – (решения руководителя налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения).

3) по характеру правового воздействия:

– регулятивные – обеспечивают реализацию диспозитивных регулятивных норм налогового права, властно подтверждая или определяя права и обязанности субъектов налогового правоотношения,

– охранительные – обеспечивают реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности.

4) по форме:

– договорные – договор налогового кредита и инвестиционного налогового кредита,

– недоговорные – все остальные.

3.5. Решения Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений

Конституционный характер правового регулирования распространяется на широкую сферу отношений, составляющих предмет налогового права. На основе этого возникает двухуровневая система внутригосударственных источников налогового права: а) Конституция РФ и решения КС РФ, определяющие общие начала налогообложения; б) базирующееся на указанном конституционном слое налогового права собственно налоговое законодательство, в основе которого лежит НК РФ.

К источникам налогового права относятся не все акты КС РФ, а, прежде всего те постановления и определения, которые вынесены по итогам проверки конституционности нормативно-правовых актов или отдельных норм налогового права или толкуют те положения Конституции РФ, которые необходимы для уяснения значения отдельных норм и институтов налогового права.

Юридическая сила и место в иерархической структуре источников налогового права:

– решения Конституционного Суда РФ являются обязательными для всех правоприменителей;

– как акт конституционного контроля, представляет разновидность судебной практики;

– решения, являясь актами правосудия, обладают определенными характеристиками правоприменительного акта и одновременно приобретают черты нормативно-правового акта.

Правовые позиции КС РФ с одной стороны, придают решениям Конституционного Суда РФ юридические (нормативно-правовые) качества источников права, а с другой – предопределяют специфику данного вида правовых источников.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ – аргументированные, получившие обоснование в процедуре конституционного правосудия оценок и представлений по вопросам права в рамках решения, принятого по итогам рассмотрения конкретного дела.

Основные характеристики позиций Конституционного Суда РФ:

> итогово-обощающий характер.

> оценочная, аксиологическая природа правовых позиций.

> правовые позиции Конституционного Суда РФ – результат истолкования конкретных положений налогового законодательства, итог выявления конституционного смысла рассматриваемых положений.

> концептуальный характер.

> общий характер.

> юридическая обязательность.

> правовые позиции Конституционного Суда РФ находятся в сложных взаимосвязях с корреспондирующими им правовыми позициями законодателя.

Виды правовых позиций:

1. по юридической форме – в рамках постановлений или определений.

2. по видам налогов – правовые позиции в области федеральных, региональных, местных налогов.

3. по сферам налоговых отношений – в сферах установления налогов, исполнения обязанности по уплате налога и сбора, налогового контроля.

Виды решений Конституционного Суда РФ:

1. Решения Конституционного Суда РФ по обоснованию и толкованию принципов налогообложения.

2. Решения по вопросу толкования ст. 57 Конституции РФ о законном установлении налогов и сборов.

3. Решения о недопустимости придания обратной силы актам законодательства о налогах и сборах.

4. Решения о ясности и определенности правового регулирования в сфере налогообложения как необходимом условии соблюдения ст. 19 Конституции РФ.

5. Публично-правовой характер налогов и решения Конституционного Суда РФ об ответственности за налоговые правонарушения.

Итак, к источникам права, в том числе и налогового, принято относить различные нормативные правовые акты, содержащие соответствующие нормы права. Учитывая множественность нормативной базы налогообложения, есть необходимость уточнить понятие правового акта.

Нормативно-правовой акт принимается уполномоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), имеет официальный характер и обязательную силу, выражает властные веления и направлен на регулирование общественных отношений.

Источниками налогового права в Российской Федерации являются:

1. Налоговый кодекс РФ;

2. Федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

3. Законы о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

4. Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятые представительными органами муниципальных образований о местных налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

5. Подзаконные акты органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах;

6. Международные договоры по вопросам налогообложения;

7. Постановления высших судебных органов РФ по вопросам судебной практики, Конституционного Суда РФ.

В Конституции РФ закреплены основополагающие нормы налогового права России: предмет ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения РФ и ее субъектов в области налогообложения; компетенция в области налогов Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ; правомочия органов местного самоуправления в области налогообложения; основы правового статуса налогоплательщика. Правовые нормы, установленные в Конституции, образуют Конституционные основы Налогового права.

Налоговый кодекс РФ выделяет отдельными источниками права налоговое законодательство (ст. 1) и нормативно-правовые акты органов исполнительной власти (ст. 4).

В статье 1 Налогового кодекса определяется четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах, регулирующих отношения в сфере налогообложения в Российской Федерации:

Налоговый кодекс Российской Федерации (кодифицированный акт высшей юридической силы);

Федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Кодексом;

Законы и иные нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации;

Нормативные акты представительных органов местного самоуправления.

При этом, высшей юридической силой наделяется Налоговый кодекс, нормам которого должны соответствовать все остальные уровневые нормы системы законодательства о налогах и сборах.

Вторую самую многочисленную группу источников налогового права образуют нормативно правовые акты органов исполнительной власти. Согласно ст. 4 НК РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

То есть, речь идёт о так называемой методологической группе нормативно-правовых актов, которые не меняют законодательства о налогах и сборах, а лишь его комментируют, разъясняют и создают методологическую базу регулирования налоговых правоотношений.

Акты Правительства РФ, министерств и ведомств являются источниками налогового права, однако не входят в состав законодательства о налогах и сборах, то есть являются подзаконными актами. В случае если указанные акты противоречат НК РФ или федеральным налоговым законам, должны применяться положения НК РФ или федеральных налоговых законов.

Налоговое законодательство насчитывает к настоящему времени около 6 тысяч нормативно-правовых актов. Нормотворческий процесс продолжает развиваться, налоговое законодательство - совершенствоваться, однако нормативные правовые акты о налогах и сборах, при их многообразии и различиях, должны соответствовать критериям, установленным в ст. 6 НК РФ.Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Налоговому кодексу РФ при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с Налоговым кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, иных обязанных лиц либо полномочия налоговых органов, установленные Налоговым кодексом;

3) изменяет определенное Налоговым кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, иных обязанных лиц, разрешенные Налоговым кодексом;

5) запрещает действия налоговых органов и их должностных лиц, разрешенные или предписанные Налоговым кодексом;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные Налоговым кодексом;

7) изменяет установленные Налоговым кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в Налоговом кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они им используются;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Налогового кодекса.

В ст. 5 НК РФ установлен особый порядок принятия, вступления в силу и действия законодательства о налогах и сборах во времени.

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом.

Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Особое место среди источников налогового права занимают постановления высших судебных органов РФ по вопросам судебной практики, Конституционного Суда РФ, а также международные договоры по вопросам налогообложения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение

Введение

Понятие "содержание налогового законодательства" близко к понятию "система налогового законодательства". Система налогового законодательства - это огромное количество закономерно связанных друг с другом нормативных актов о налогообложении, представляющих собой определенное целостное образование, единство. Система налогового законодательства упорядочивает содержание законодательства о налогообложении в соответствии с принципами ее системы. Завершающей формой системы законодательства является ее кодификация.

В области налогового законодательства очень большое значение имеет Налоговый кодекс РФ, который является систематизированным законодательным актом. Налоговый кодекс РФ обеспечивает комплексный подход к решению важных проблем налогового права. В Налоговом кодексе РФ действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, перерабатываются в соответствии с основными приоритетами и направлениями развития налоговой системы, приводятся в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.

Налоговый кодекс РФ является одним из основных источников налогового права.

Вопрос, касающийся источников налогового права является основополагающим в теории права. Эффективность правовых норм во многом зависит от формы их выражения и закрепления.

Следует отметить, что регулирование налоговых отношений нуждается в совершенствовании. Список источников налогового права на законодательном уровне недоработан, трудности их классификации заключаются в том, что они не полностью разработаны в научном плане, а принципы их действия трактуются разным образом в правоприменительной практике.

источник налоговое право законодательство

1. Общетеоретические аспекты источников налогового права и налогового законодательства Российской Федерации

1.1 Определение понятия налогового законодательства РФ

Традиционно в советской теории государства и права понятием "законодательство" охватывались акты различных государственных органов, в том числе органов исполнительной власти, которые имеют нормативный характер. Однако концепция, которая лежит в основе формирования налогового законодательства Российской Федерации, а это создание системы законов о налогах прямого действия, исключающей издание конкретизирующих и развивающих их подзаконных актов. Именно законодательная основа налогов, исключающая возможность неоднозначного толкования тех или иных положений, создает необходимые условия для подлинной защиты прав налогоплательщиков. Вилесова О.П., Казакова А.В. Основные начала законодательства о налогах и сборах // Законодательство. 2011. №11.С. 210

Большинство авторов не рассматривают конкретно содержание этого термина. Зачастую они рассматривают только общее определение, такое, например, как "система законов и иных нормативных актов, регулирующих налоговую сферу государства"Брызгалин А.В. Налоговый кодекс РФ и российское налоговое законодательство: соотношение и взаимодействие // Налоговый вестник. 2010. № 5. С. 58. . В связи с этим приходится обращаться к дословному толкованию данного понятия, которое, может быть раскрыто путем проведения морфемного анализа. Исходя из результатов такого анализа, данное слово можно разбить на два составляющих: "закон" и "дать". Таким образом, данный термин в узком смысле слова означает совокупность законов, а в широком - источник нормы, правила поведения.

Стоит отметить, что законодательство, как совокупность источников права, содержит не только законы федерального уровня, но и законы субъектов федерации, а также другие подзаконные акты, при помощи которых осуществляется правовое регулирование определенной сферы публичных отношений. И хотя закон все-таки первичен, подзаконные акты несут большую нагрузку и играют важную роль в системе налогового законодательства. Подзаконные нормативные акты являются необходимым и важным продолжением законов и служат источником прав и обязанностей участников правоотношений.

В связи с вышеизложенным, мы приходим к выводу, что налоговое законодательство - это совокупность, система законных и подзаконных актов, регулирующих общественные отношения в сфере взимания государством обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд.

В связи с вышеизложенным, понятие налогового законодательства можно рассматривать:

- как форму выражения норм налогового права;

- как источник налогового права.

И то и другое указывает на огромную связь налогового права и налогового законодательства.

Налоговое право, также как и налоговое законодательство, невозможно рассматривать отдельно друг от друга. Налоговое право и налоговое законодательство имеют общий объект регулирования - общественные отношения в сфере налогообложения.

Налоговое законодательство не является отдельной отраслью российского законодательства. В соответствии с общероссийским классификатором законодательства, налоговое законодательство - это подотрасль финансового законодательства. Основным отличием налогового права (как части института финансового права) и налогового законодательства (как отрасли финансового законодательства) являются формы их выражения. Налоговое право выражается через норму, правило поведения, закрепленное и гарантированное государством. Налоговое законодательство выражается через различные источники налогового права.

1.2 Понятие, специфика источников налогового права

Система источников налогового права включает в себя множество элементов, представляющих собой нормативные правовые акты, которые регулируют налоговые отношения. Источником налогового права считатется нормативный правовой акт, который содержит положения об установлении, введении и взимании налогов и сборов, налогового контроля.

Источники налогового права - это внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы налогового права.

Особенностью понятия "законодательство о налогах и сборах" является включение не только законов в собственном смысле, но и других нормативных правовых актов.

Обобщенное представление об источниках налогового права дают ст. ст.1 и 7 НК РФ, согласно которым к источникам налогового права относятся:

1. Конституция РФ;

2. международные договоры РФ;

3. законы (федеральные и субъектов РФ);

4. иные нормативные правовые акты о налогах и сборах.

Источники налогового права выполняют две задачи:

1. они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества. В результате осуществления государством и органами местного самоуправления правотворческой функции и образуются источники налогового права;

2. они представляют собой форму существования налоговых норм, т.е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях; форма источника налогового права содержит знания о действующем законодательстве, регулирующем налоги и сборы Бошно С.В. Современное состояние теории и практики в сфере кодифицированных актов // Современное право. 2011. № 12. С. 125. .

Нормативные правовые акты о налогах и сборах имеют свои особенности вступления в законную силу. Согласно общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии следующих двух условий процедурного характера:

1. не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования;

2. не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

С учетом соблюдения этих названных условий в самом акте о налогах или сборах устанавливается конкретная дата вступления в законную силу. Официальными источниками опубликования нормативных актов о налогах или сборах служат "Собрание законодательства РФ", "Российская газета" или "Парламентская газета".

К источникам налогового права можно отнести:

1. международные источники:

международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения;

международные налоговые соглашения (соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые РФ с различными странами);

международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения;

решения международных судов о толковании международных соглашений;

2. Конституция Российской Федерации;

3. специальное налоговое законодательство:

федеральное (Налоговый кодекс РФ и федеральные законы);

региональное (законы субъектов РФ, вводящие на территории соответствующих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы);

нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;

4. общееналоговое законодательство (ФЗ, содержащие нормы о налогах - Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. и др.);

5. подзаконные нормативные правовые акты о налогообложении:

акты органов общей компетенции (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные правовые акты);

акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ;

6. акты по вопросам налогообложения судебных органов:

акты органов конституционной юстиции (постановления и определения конституционного суда РФ и конституционных судов субъектов РФ);

акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов (решения Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, решения по делам о налоговых спорах, обзоры судебной практики).

2. Система источников налогового права и налогового законодательства Российской Федерации

2.1 Основной источник налогового права

Основным источником налогового права является Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. №4. Ст. 445. Особый статус Конституции РФ выражается в том, что все нормативно-правовые акты (в том числе, и акты о налогах и сборах) должны соответствовать её положениям.

Конституция РФ устанавливает основные принципы налоговых отношений. Она не может и не должна регулировать все сферы налогового права. Функция Конституции РФ - определить основные направления в регулировании налоговых отношений. Данные принципы делятся на общие принципы права (которые относятся, в том числе, и к налоговому праву) и принципы исключительно налогового права. К общим принципам можно отнести принцип верховенства закона (ч.2 ст.4, ст.15 Конституции РФ), защиты равным образом государственной, муниципальной и частной форм собственности (ч.2 ст.8 Конституции РФ), определения содержания законов правами и свободами граждан (ст.18 Конституции РФ), равенства всех перед законом и судом (ч.1, 2 ст. 19 Конституции РФ), запрета обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ч.1 ст.54 Конституции РФ), соразмерности ограничения прав и свобод граждан публичным интересам (ч.3 ст.55 Конституции РФ).

Принцип определения содержания законов о налогах и сборах, исходя из прав и свобод граждан, а также принцип соразмерности ограничения прав и свобод граждан публичным интересам применяются при решении проблемы ограничения права собственности, а также проблемы сбалансированности частного и публичного интереса. Известно, что налог - это ограничение конституционного права собственности. Цель взимания налога - финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований. С одной стороны, права и свободы граждан определяют смысл функционирования государственных и муниципальных органов (ст.18 К РФ), с другой стороны, их функционирование вызывает необходимость ограничения права собственности граждан.

Ограничение прав и свобод граждан должно быть соразмерно публичным интересам. "Публичные интересы могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод". Вилесова О.П., Казакова А.В. Основные начала законодательства о налогах и сборах // Законодательство. 2011. №11. С. 43.

Важно отметить, что Конституция РФ закрепляет принцип верховенства закона. В соответствии со статьями 4, 15 Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. При этом Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Согласно принципу верховенства закона, акты государственных органов, их деятельность должны основываться на законе. Конституционный суд РФ признал, что при рассмотрении судами споров о налогах и сборах нужно руководствоваться нормами законов о налогах и сборах во взаимосвязи с нормами гражданского законодательства. Отсутствие согласованности норм налогового и гражданского законодательства не может явиться причиной негативных последствий для обязанного лица и может привести к нарушению принципа верховенства закона.

2.2 Международные договоры Российской Федерации

Налоговый кодекс РФ подтверждает приоритет норм международного законодательства, признанного РФ, над ее национальным законодательством. Согласно ст.7 Налогового кодекса РФ, если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные актами налогового законодательства, то применяются правила и нормы международных договоров. Данный подход соответствует принципу, закрепленному в ч.4 ст.15 Конституции РФ: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. №4. Ст. 445.

Наиболее распространенными формами международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, являются:

- соглашения (договоры) об избежании двойного налогообложения;

- соглашения о борьбе с налоговыми правонарушениями. Васильев А.А. Источник права: вопросы теории и истории: Монография / А.А. Васильев. - М.: Юрлитинформ, 2011. С. 29.

При этом следует учитывать, что в соответствии со статьями 15 и 106 Конституции РФ международные договоры по вопросам налогообложения могут применяться лишь после их ратификации Федеральным Собранием РФ.

В настоящее время выделяют две группы международных актов, являющихся источниками налогового права России.

1. Международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения, признанные многими странами. К актам такого вида относится Европейская социальная хартия, которая принята 18 октября 1961 г. и вступила в действие в 1965 г.

2. Международные межправительственные конвенции по вопросам налогообложения. К актам такого вида относят, например, различные соглашения об устранении двойного налогообложения, которые заключаются Российской Федерацией с различными странами. Соглашение от 25 ноября 1998 г. о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами-участниками СНГ, двусторонние соглашения об оказании административной помощи по налоговым делам (они заключаются между налоговыми органами различных стран в целях обмена информацией, усиления налогового контроля и т.д.), международные соглашения, которые носят индивидуальный характер и направлены на освобождение от уплаты налогов представительств и штаб-квартир конкретных международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ФИФА, МОК и т.д.) в странах пребывания, и ряд др.

Отдельные положения, касающиеся вопросов налогообложения, могут содержаться в заключенных РФ консульских конвенциях.

2.3 Законодательство о налогах и сборах федерального, регионального и муниципального уровня

В соответствии со ст.1 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах включает три уровня:

1) законодательство РФ о налогах и сборах, куда входит Налоговый кодекс РФ и федеральные законы о налогах и сборах;

2) законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, куда входят законы о налогах субъектов РФ, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

3) нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ Крохина Ю.А. Налоговое право. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С. 88. .

Структура федеральных нормативных правовых актов о налогах и сборах включает в себя:

- Налоговый кодекс РФ;

- принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ федеральные законы о налогах и сборах.

Налоговый кодекс РФ занимает певрое место в системе источников налогового права и обладает огромной юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все другие федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты о налогах и сборах могут быть приняты только при условии соответствия Кодексу.

Налоговый кодекс РФ (п.2 ст.1 НК РФ) устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1. виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5. формы и методы налогового контроля;

6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Действующий Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей. В части первой определены общие принципы налогообложения в РФ. Часть вторая посвящена правовому регулированию уплаты отдельных налогов и сборов и специальным налоговым режимам.

В систему источников налогового права также входят налоговые законы общего действия и законы о конкретных налогах.

К законам общего действия относятся нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус налоговых органов, какой-либо группы налогоплательщиков или налогообложения определенного вида имущества. Необходимость принятия федеральных законов о налогах и сборах предусмотрена рядом статей Налогового кодекса РФ. Например, п.4 ст.23 Налогового кодекса РФ обязывает налогоплательщиков представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

К федеральным источникам налогового права также можно отнести Федеральный закон "О бухгалтерском учете" Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете" // Российская газета от 28 ноября 1996 г. и др. Законы о конкретных видах налогов определяют порядок их исчисления и уплаты.

Нормы, регулирующие налоговые отношения, содержатся не только лишь в налоговых законах, но и в законах неналогового характера. Подобный разброс источников налогового права объясняется тем, что различные функции налогов охватывают разноплановые сферы социально-экономических отношений, и почти все сферы государственной деятельности нуждаются в дополнительных налоговых льготах в целях развития здравоохранения, образования, культуры и т.п.

В систему источников налогового права федерального уровня входят также подзаконные нормативные правовые акты о налогах и сборах, изданные органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов. К числу органов, наделенных правом налогового нормотворчества, относятся Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Центральный банк РФ и др. Названные органы издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, только лишь в предусмотренных законодательством случаях.

На муниципальном уровне нормативные правовые акты о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, муниципальные исполнительные органы имеют право издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением.

Субъекты РФ и органы местного самоуправления могут вводить лишь те налоги и сборы, перечень которых предусмотрен Налоговым кодексом РФ как федеральным законом. Данное правило следует из ч.3 ст.55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом, а налог является ограничением права частной собственности. Статья 12 Налогового кодекса РФ запрещает субъектам РФ и органам местного самоуправления вносить новизну в налоговую систему России. Следовательно, относительно установления региональных и местных налогов и сборов региональное и муниципальное правотворчество носит усеченный (ограниченный) характер и распространяется лишь на сферу введения налогов, отнесенных Налоговым кодексом РФ к региональным либо местным.

Правотворчество субъектов РФ и муниципальных образований в налоговой сфере носит характер предварительно санкционированного со стороны государства. Петрова Г.В. Налоговое законодательство и концепции налогового кодекса //Законодательство и экономика. 2010. №11-12. С. 18.

Характерные признаки нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований в качестве источников налогового права:

- обязательное соответствие Налоговому кодексу РФ;

- пространственная ограниченность их юридической силы (действуют только в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования);

- обязательность для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями, расположенными в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования;

- необходимость регистрации со стороны федеральных органов государственной власти (Министерства юстиции РФ);

- возможность со стороны субъектов налогового права об жалования в судебном порядке или опротестования в порядке прокурорского надзора.

2.4 Иные источники налогового права

В последнее время в Российской Федерации большое значение в регулировании налогообложения приобрели решения органов конституционной юстиции, прежде всего - Конституционного Суда Российской Федерации.

Рассматривая жалобы и заявления граждан, предприятий, государственных органов, Конституционный суд РФ толкует конституционные нормы, дает конституционное толкование нормативных актов (придает нормативным актам конституционный смысл), интерпретирует общие принципы права. В результате этого модернизируются представления о юридическом содержании конституционной формы. Конституционный суд РФ не изменяет словесной формы статей Конституции РФ, а толкует их, уточняет их смысл. Нешатаева Т.Н. К вопросу об источниках права судебном прецеденте и доктрине // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2010. № 5.

Можно сказать, что Конституционный суд РФ занимается правотворчеством особого рода. И действительно, сформулированные им правовые нормы имеют особую форму, которая именуется "правовая позиция Конституционного суда РФ". Правовая позиция Конституционного суда РФ - это прецедент толкования конституционной нормы, выраженный в мотивированной части Постановления Конституционного суда РФ.

Правовые позиции Конституционного суда РФ в отношении проблем налогообложения выражены в особой форме. Конституционный суд РФ в процессе рассмотрения дел о проверке конституционности нормативных актов о налогах и сборах толкует конституционные нормы и определяет главные принципы налогообложения и сборов. В случае, если нормативные акты о налогах и сборах противоречат этим принципам, Конституционный суд РФ объявляет эти акты не соответствующими Конституции РФ.

Поэтому изучение правовых позиций Конституционного суда РФ по вопросам налогообложения и сборов в основном состоит в изучении сформулированных в постановлениях Конституционного суда РФ основных принципов налогообложения и сборов, определении их содержания, сфер и способов применения. Бошно С.В. Современное состояние теории и практики в сфере кодифицированных актов // Современное право. 2011. № 12. С. 35.

Вопрос о судебной практике как источнике права является дискуссионным. Однако нельзя не признать, что решения высших судебных органов - Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации имеют самое непосредственное влияние на практику применения нормативных актов о налогах и сборах.

Имеются многочисленные примеры признания Верховным Судом Российской Федерации недействительными положений, инструкций, нормативных писем государственной налоговой службы России, Минфина России.

Решение Верховного Суда Российской Федерации об отмене того или иного нормативного акта порождает новые права и обязанности участников налоговых отношений, и только в этом смысле такое решение является нормотворческим. Стоит отметить, что суд не создает новой нормы права, не определяет правила, которые подлежат исполнению. Вместо отмененного акта начинают действовать другие нормы, а если образуется пробел в регулировании, то отношения строятся исходя только из норм Конституции РФ. Поэтому о нормотворческой деятельности Верховного Суда Российской Федерации можно говорить с долей условности.

Согласно ст.138 части первой Налогового кодекса РФ арбитражным судам подведомственны дела по спорам об обжаловании организациями и индивидуальными предпринимателями нормативных правовых актов налоговых органов, например инструкций.

Иное проявление деятельности высших судебных органов в сфере налогового права - это издание обзоров судебной и судебно-арбитражной практики. В ст.126, 127 Конституции РФ закреплено право Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации давать разъяснения по вопросам судебной практики.

Здесь особенно заметна роль Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает материалы исследования и обобщения практики внедрения законов и других правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики, которые обязательны для арбитражных судов. Президиум ВАС РФ рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах информирует нижестоящие арбитражные суды (ст.13,16 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" 1 Федеральный конституционный закон от 28. 04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 06. 12.2011) «Об арбитражных судах в Российской Федерации" // СЗ РФ. 01. 05.1995. № 18. ст. 1589.).

Заключение

Налоговое законодательствовключает совокупность нормативных актов, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения. В его состав входят: международное законодательство, действующее на территории РФ; законодательство о налогах и сборах и иные нормативные акты (в том числе и органов исполнительной власти), которые регулируют отношения в сфере налогообложения. Законодательство о налогах и сборахявляется составным элементом налогового законодательства.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения (п.1 ст.2 НК):

1. по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

2. возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В связи с вышеизложенным, мы пришли к выводу, что источники налогового права - это официально признаваемые государством юридические формы, содержащие налогово-правовые нормы. Источники налогового права включают нормативно-правовые акты, международные договоры.

Следует отметить, что налоговое законодательство включает три уровня правового регулирования - федеральный, региональный и местный. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах включают решения и иные акты представительных органов местного самоуправления, принимаемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ Брызгалин А.В. Налоговый кодекс РФ и российское налоговое законодательство: соотношение и взаимодействие // Налоговый вестник. 2010. № 5.С. 102. .

Налоговый кодекс - основной источник налогового права, который обладает согласованностью, сложной структурой, большим объемом, высоким уровнем нормативных обобщений.

Международные договоры включают в себя налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения и международные договоры о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства. Если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные актами налогового законодательства, то применяются правила и нормы международных договоров (ст.7 НК РФ).

Судебный прецедент - это правило поведения, сформулированное в судебном решении по конкретному делу, правило поведения, которое имеет обязательное значение для широкого круга лиц, включая другие суды. Прецедент служит моделью при рассмотрении судами аналогичных дел.

В целях соблюдения баланса между правами и обязанностями налогоплательщика и государства, о котором говорится в ст.57 Конституции РФ, необходимо установление основ налогообложения в законодательных актах. Недопустима в целях быстрого устранения правовых коллизий передача правотворческих функций судебным органам. В связи с этим информационные письма высших судебных инстанций должны носить рекомендательный характер для нижестоящих судов. Судья должен принимать к сведению информацию высших судебных органов, а не слепо следовать ей.

Список используемой литературы

1 . Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008г. №7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. №4. Ст.445.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // СЗ РФ.05.12.1994. № 32. ст.3301.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 46-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 2 декабря 2013 г.) // СЗ РФ от 3 августа 1998 г. № 31 ст.3824.

4. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" // Российская газета от 28 ноября 1996 г.

5. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011)"Об арбитражных судах в Российской Федерации" // СЗ РФ.01.05.1995. № 18. ст.1589.

2 . Литература

6. Бошно С.В. Современное состояние теории и практики в сфере кодифицированных актов // Современное право. 2011. № 12.411 с.

7. Брызгалин А.В. Налоговый кодекс РФ и российское налоговое законодательство: соотношение и взаимодействие // Налоговый вестник. 2010. № 5.211с.

8. Васильев А.А. Источник права: вопросы теории и истории: Монография / А.А. Васильев. - М.: Юрлитинформ, 2011.305с.

9. Вилесова О.П., Казакова А.В. Основные начала законодательства о налогах и сборах // Законодательство. 2011. №11.321с.

10. Крохина Ю.А. Налоговое право.5-е изд., перераб. и доп. М., 2011.215с.

11. Петрова Г.В. Налоговое законодательство и концепции налогового кодекса // Законодательство и экономика. 2010. №11-12. С.18.

12. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право. Учебно-методический комплекс. М.: Изд-во НОРМА, 2010.355 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Источники налогового права – нормативно-правовые акты, содержащие нормы налогового права. Особое место Конституции в системе источников налогового права. Источники международного налогового права - национальное законодательство и международные соглашения.

    реферат , добавлен 18.12.2008

    Сущность, характеристика и история развития источников налогового права, их свойства. Конституция Российской Федерации и федеральные нормативные правовые акты как основные источники налогового права в России. Структура и функции Налогового кодекса.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2010

    Налоговое право в системе российского права, его основные понятия. Система налогов и сборов, налоговая система Российской Федерации. Понятие налогового правонарушения. Содержание принципов налогового права. Виды норм и источники налогового права.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2014

    Понятие, предмет и система налогового права Российской Федерации. Источники налогового права. Основные признаки, функции и виды налогов и сборов. Особенности содержания налогового правоотношения. Принципы построения налоговой системы Российской Федерации.

    реферат , добавлен 21.11.2013

    Понятие, предмет, метод налогового права. Формирование публичного фонда денежных средств государства. Принципы налогового права. Нормативный правовой акт о налогах и сборах. Система налогового права и его место в системе права. Источники налогового права.

    презентация , добавлен 22.07.2015

    Теоретическая база, принципы и основные доктрины налогового права. Функции налогообложения в структуре налогового права как отрасли, его основные институты и методы. Участники налоговых правоотношений. Особенности налогового права Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 02.11.2013

    Конституция и Федеральные нормативно-правовые акты в системе источников налогового права. Источники регулирования налоговых правоотношений субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Обзор индивидуальных нормативно-правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2016

    Черты, отличающие источники налогового нрава от совокупностей нормативно-правовых актов, регулирующих иные отрасли (подотрасли) права. Системообразующая роль Налогового кодекса РФ в системе источников налогового права. Налоговые процедурные отношения.

    контрольная работа , добавлен 18.03.2015

    Понятие, предмет, методы правового регулирования налогового права, его роль и значение в системе финансового права. Основные источники данной отрасли права, объекты и субъекты. Элементы налогообложения и специальные режимы, ответственность за нарушения.

    реферат , добавлен 12.02.2015

    Понятие и значение налогового права в системе государственного контроля, принципы его деятельности. Методы правового регулирования налогообложения. Нормы и источники налогового права, их виды и степень важности. Структура системы налогового права.