12.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.
12.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ.
12.1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА.
Фина́нсы (мн. от лат. finanсia - приказ о выплате) – это фонды денежных средств, возникающие в процессе общественного воспроизводства у основных экономических субъектов и используемые для общегосударственных нужд и нужд общественного воспроизводства. Обычно речь идёт о:
· целевых фондах государства (общегосударственные или централизованные финансы) и
· децентрализованных финансах хозяйствующих субъектов (предприятий).
В процессе формирования и использования этих фондов денежных средств возникают финансовые отношения. С помощью финансовых отношений государство осуществляет прямое перераспределение национального дохода в целях стимулирования наиболее эффективного процесса хозяйствования.
Финансовая система государства это система экономических отношений связанная с формированием и использованием фондов денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных нужд и нужд расширенного воспроизводства, а также учреждения, осуществляющие управление и контроль за использованием денежных средств из этих фондов.
Общегосударственные финансы включают в себя:
1. Бюджетную систему (государственные и местные бюджеты).
2. Государственные внебюджетные целевые фонды;
3. Государственный кредит;
4. Государственные фонды страхования
Задачи, решаемые системой общегосударственных финансов:
· Развитие производственной сферы
· Развитие социальной сферы (культура, спорт, образование и пр.)
· Обеспечение финансовыми ресурсами нужд обороны, управления страной, правоохранительная деятельность.
В странах рыночной экономики производственная сфера развивается и совершенствуется за счет самофинансирования, привлечение кредитных и иных ресурсов. Государство осуществляет поддержку лишь приоритетных отраслей экономики и осуществляется по следующим направлениям:
1. Развитие отраслей и производств, обеспечивающих развитие НТП.
2. Отраслей, выпускающих экспортную или дефицитную продукцию;
3. Развитие отраслей и производств, имеющих общенациональное значение (энергетика, некоторые отрасли добывающей промышленности и сельское хозяйство)
12.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.
Государственный бюджem (от анг. budget - чемодан, мешок с деньгами.) - ведущее звено финансовой системы. Через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Утверждается законодательными органами власти - парламентами.
Основные функции государственного бюджета. Государственный бюджет современных зарубежных стран выполняет следующие основные функции:
1 перераспределение национального дохода. Через государственный бюджет перераспределяется около 50% ВВП. Бюджет широко используется для:
· межотраслевого перераспределения финансовых ресурсов. Таким образом совершенствуются межотраслевые пропорции и обеспечивается выделение приоритетных отраслей экономики.
· территориального перераспределения финансовых ресурсов. Посредством налоговой системы изымаются финансовые ресурсы из регионов, где они имеются в относительно избыточном объеме и направляются в ресурсодефицитные регионы, обеспечивая тем самым их развитие. Как правило, это области, бедные природными ресурсами или пострадавшие экологически и т.п.
· перераспределение доходов между различными группами населения посредством налоговой системы и системы социальных трансфертов.
Используя бюджет, государство вносит глубокие изменения в пропорции, складывающиеся на стадиях производства и первичного распределения национального дохода.
2 государственное регулирование и стимулирование экономики . Перераспределение национального дохода в значительной мере позволяет реализовать следующую функцию государственного бюджета - государственное регулирование и стимулирование экономики.
3 финансовое обеспечение социальной политики . Государственный бюджет стал крупным источником средств для воспроизводства рабочей силы. По мере научно-технического прогресса воспроизводство рабочей силы все в большей степени зависит от расходов на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение.
4 реализация всех этих функций дополняется осуществлением контроля за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств . Он включает контроль за соблюдением финансово-экономического законодательства в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразность произведенных расходов
П ериод, в течение которого действует утвержденный бюджет,называется бюджетный год .
Композиция бюджета. В широком смысле слова бюджет - баланс, в одной стороне которого находятся все доходы, в другой - расходы. (вертикальная и горизонтальная композиция бюджета)
Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Можно выделить следующие основные источники доходной части бюджета: налоги, государственные займы, доходы от использования государственной собственности; доходы от приватизации; гранты или дары; денежная эмиссия.
1) Главный метод перераспределения национального дохода - налоги, обеспечивающие преобладающую долю доходов бюджета. Так, в доходах центрального бюджета различных государств налоговые поступления составляют около 9/10. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственные доходы соответствующих бюджетов) и регулирующих (доходы, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему) доходов.
2) Следующим по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. Существуют два пути получения государственных займов: 1) государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем выпуска ценных бумаг от имени государства; 2) кредиты, полученные у центрального банка и других, кредитных учреждений. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга. И часто ведет к росту налогов. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями. получения государственных займов от отдельных государств либо от международных финансово-кредитных учреждений. Поэтому средства, мобилизуемые на основе государственных займов, необходимо рассматривать не в качестве источника формирования доходов бюджета, а в качестве способа временного пополнения бюджетного фонда.
3) доходы от использования государственной собственности;
4) доходы от приватизации;
5) гранты (дары) от иностранных правительств или международных организаций. Гранты могут предоставляться либо для финансирования реализации определенного проекта, либо просто для поддержания бюджета дружественных государств, испытывающих трудности. Гранты не считаются статьей финансирования бюджета и показываются в его доходной части, а не "под чертой". Если грант предназначен для приобретения средств производства, он считается капитальным. Все остальные гранты относятся к текущим. Гранты отличаются от займов тем, что по грантам не наступает контрактного обязательства выплачивать полученные суммы.
6) при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей, государственных займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег. Это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.
В зависимости от государственного устройства страны различают:
а) в унитарном государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов;
б) в федеративном государстве - доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов;
Расходы государственного бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций.
С начала XX века основная тенденция в области расходов государственного бюджета - постоянное их увеличение. Скачкообразный рост расходов происходит в периоды войн, когда они увеличиваются в десятки раз. Однако, во второй половине XX в. удельный вес военных расходов сократился и возросли социальные расходы, затраты по вмешательству в экономику.
Расходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой подразделяются на следующие пять групп:
1 социальные цели;
2 вмешательство в экономику;
3 военные;
5 предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам.
Основные в государственном бюджете расходы военные, на вмешательство в экономику и на социальные цели.
I. Затраты на социальные цели включают расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение. Они проходят по многочисленным социальным программам. В США насчитывается около 100 таких программ, в Великобритании - несколько десятков. Затраты на социальное страхование в значительной мере финансируются за счет самих трудящихся.
2. Быстро растущей группой государственных расходов являются затраты по вмешательству в экономику (бюджетное финансирование). Например затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР от 50 до 70% всех затрат на научные исследования), на экономическую и социальную инфраструктуру, поддержку сельского хозяйства, государственных отраслей экономики, обеспечение занятости в отдельных отраслях хозяйства и регионах страны, на стимулирование экспорта.
Повысились субсидии частным фирмам, особенно в так называемых районах развития. К ним относятся районы с высоким уровнем безработицы и замедленным экономическим ростом.
В некоторых странах выдаются субсидии на занятость предпринимателям на вновь принятых работников. Значительные ресурсы из государственного бюджета предоставляются сельскому хозяйству. В странах Европейского Союза (ЕС) поддержка сельского хозяйства осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.
Активная помощь оказывается также экспортным фирмам, что значительно облегчает их положение в условиях острой конкурентной борьбы на мировых рынках. стимулирует относительно высокие темпы экономического роста, но и смягчает ее циклические колебания. Удельный вес расходов государственных бюджетов по вмешательству в экономику увеличился с 15-17% в середине 50-х до 20% в середине 60-х и 22-25% в 80-90-х годах.
3. На военные расходы в ведущих зарубежных странах приходится до 20 общей суммы расходов государственного бюджета. Они подразделяются на прямые и косвенные военные расходы. Прямые военные расходы отражаются в военных бюджетах - отграниченной части государственного бюджета. Они включают затраты на производство новейших наступательных стратегических вооружений, содержание и обучение личного состава вооруженных сил, научные исследования военного характера, содержание милитаристских блоков (НАТО).
Прямые военные расходы резко возрастают в периоды войн и в условиях милитаризации экономики.
К косвенным военным расходам относятся часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу, контрибуции и репарации, пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших. а также военные расходы, которые проходят по статьям гражданских ведомств. и
4. Расходы на содержание государственного аппарата управления включают затраты на содержание органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, полиции, различных министерств и ведомств. В целом расходы на государственный аппарат занимают 4-5% общей суммы расходов бюджета.
5. Расходы по внешнеэкономической деятельности.
6. Расходы по обслуживанию государственного долга
Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.
Возможны 3 варианта состояния бюджетного фонда:
· сбалансированное состояние, когда доходы равны расходам;
· профицит , когда доходы превышают расходы;
· дефицит, когда расходы превышают доходы.
Наиболее типичное – дефицит.
12.3. НАЛОГИ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА.
Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги.
Налоги - обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц, носящие фискальный характер.
Государство без налогов существовать не может, так как они главный метод мобилизации доходов в условиях рыночных отношений. Обосновал их необходимость и первым сформулировал основные принципы (правила) налогообложения А.Смит.
Рисунок 12.1 – Принципы налогообложения
равномерность или принцип справедливости - подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам, т. е. соответственно доходу, участвовать в содержании правительства;
определенность - налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика;
удобство - каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее платить его;
экономия - каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он удерживал из доходов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.
· налог должен взиматься с доходов, а не с капитала . Чрезвычайно важно, чтобы налогообложение не наносило ущерба национальному капиталу. Налогообложение любой страны не должно превышать наиболее высоких налоговых ставок, существующих в настоящее время в развитых странах. В результате будет исключена опасность лишения страны путем налогообложения части ее капитала.
Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют три функции: фискальную, регулирующую и стимулирующую.
1. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т. е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. XX в. характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти.
Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. она обусловливает регулирующую функцию.
2. Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала.
3. Стимулирующая. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействовать производству или тормозить его. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг, являющееся для предпринимателей определяющим в процессе использования или реализации производственных мощностей
В современном государстве существуют различные виды налогов (рисунок 12.2.)
Прямые - подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог и ряд других.
Косвенные - это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги. Прямые налоги преобладают в Канаде, США, Японии, Дании, а косвенные - во Франции, Италии, Норвегии. В целом в странах произошел сдвиг в сторону прямого налогообложения. В налоговых поступлениях в госбюджет Республики Беларусь преобладают косвенные налоги. Это свидетельствует о том, что налоговая система страны выполняет в большей степени фискальную, нежели стимулирующую функцию.
Рисунок 12.2 – Виды налогов
Особенно важна классификация в зависимости от объекта налогообложения и его цели:
1 подоходный налог с населения. Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспечивает подоходный налог с населения - от 25 до 45% и более от общей суммы доходов государственного бюджета.
2 налог на прибыль корпораций. Одна из наиболее ярких тенденций в области прямого налогообложения в западных странах - постоянное снижение удельного веса поступлений по налогу на прибыль корпораций. Так, в США накануне Второй мировой войны поступления по этому налогу составляли почти половину всех налоговых поступлений федерального бюджета, в 1998 г. - 12%.
Такие же процессы происходят во всех других экономически развитых странах. Доля этого налога в общих доходах бюджета колеблетсяот 5,5% во Франции и Германии, до 10-11% в Великобритании.
3 налог на добавленную стоимость (НДС ). Среди косвенных налогов в зарубежных развитых странах наибольшее значение имеют налог на добавленную стоимость (НДС) НДС - важнейшая составная часть налоговых систем 42 государств, в том числе 17 европейских (действует во всех странах ЕС). Из ведущих зарубежных стран НДС не применяется в США и Японии. На долю этого налога приходится от 30 до 50% и более всех косвенных налогов. В целях стимулирования экспорта все вывозимые товары освобождаются от НДС.
4 акцизы (на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, вино, бензин).
5 таможенные пошлины - это налоги, взимаемые при импорте и экспорте товаров. В связи с интернационализацией хозяйственной жизни, развитием международного разделения труда роль таможенных пошлин как доходного источника после Второй мировой войны в экономически развитых западных странах постоянно снижалась. Это связано с общим сокращением таможенных тарифов на промышленные товары в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ)", созданием зон беспошлинной торговли в странах ЕС, ЕАСТ и др.
Налоговые платежи являются важнейшим инструментом государственного макроэкономического регулирования. Налоги должны обеспечивать доходную часть бюджета финансовыми ресурсами и одновременно они не должны быть слишком высокими, чтобы сохранялись стимулы развития производства у национальных производителей. Увеличение налоговой ставки свыше ее оптимальной величины приведет к сокращению объемов национального производства и снижению суммы налоговых поступлений в бюджет государства. Это было показано советником президента Р.Рейгана А.Лаффером
Рисунок 12.3 – Кривая Лаффера
Используя налоговую функцию: Т = t Y, А.Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max .). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y) (рис.12.3). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) А. Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций).
12.4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ.
Как мы уже отмечали из трех возможных состояний бюджетного фонда наиболее типичным для современного государства является состояние дефицита. Дефицит государственного бюджета может покрываться за счет заимствований государства. Государственные заимствования приводят к появлению такого явления, как государственный долг.
Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.
Осуществление государственных займов у резидентов порождают внутренний долг и у нерезидентов – внешний долг. Сумма внешнего и внутреннего долга – это национальный долг страны.
Виды государственного долга:
- Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам;
- текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил;
Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лёт) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжёлыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами.
Показатель величины государственного долга отражается в СНС и государство контролирует этот важнейший макроэкономический показатель. МВФ рассчитал и установил критические значения величины государственного долга. Внешний долг страны не должен превышать:
· 60%к ВВП;
· отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг (критическое значение) – 220 %;
· отношение платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг - 25 %.
Каждое государство осуществляет управление государственным долгом для того, чтобы его величина не превысила критическое значение.
Управление государственным долгом – это система мер направленных на обслуживание долга (выплата % по нему) и его погашение.
Финансирование расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга осуществляется за счет:
1 увеличения налогов (основной, но не единственный источник);
2 продажа государственной собственности;
3 прибыль, если средства использованы производительно;
4 осуществление новых займов.
Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.,
Наличие государственного долга имеет следующие реальные негативные последствия:
· погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладает государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче;
· повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу может подорвать действие экономических стимулов развития национального производства;
· займы правительства в национальной банковской системе для уплаты процентов по государственному долгу приводят к сокращению инвестиций внутри страны;
· наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности ее экономики.
12.5. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ.
С целью ускорения экономического роста, контроля над занятостью и инфляцией, государство осуществляет фискальную, или бюджетно-налоговую политику.
Фискальная политика представляет собой систему мер, которую предпринимает правительство для стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой).
Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.
Фискальную политику проводит правительство.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.
По методам осуществления различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).
Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов.
Автоматические стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется , но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. Т.е происходит естественное приспособление экономики к фазам экономического цикла
К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог; 2) пособие по безработице.
Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, и, следовательно, величина налоговых поступлений уменьшается. В условиях экономического роста растет занятость, увеличиваются объемы выпуска, растет прибыль, налоговые поступления при прогрессивной системе налогообложения увеличиваются даже при неизменной ставке налога. Увеличение налогов сокращает величину совокупных расходов и оказывает антиинфляционное воздействие на экономику. Поскольку экономический рост сопровождается ростом занятости, уменьшаются трансфертные государственные платежи (пособия по безработице, по бедности), что также сдерживает развитие инфляции. Наоборот, в условиях экономического спада налоговые поступления автоматически снижаются, а трансфертные платежи возрастают (пособия по безработице), что содействует увеличению совокупных расходов и снижению уровня безработицы.
Такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение.
Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» Артуру Лафферу (рис.12.3).
В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида дискреционной фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.
Стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) применяется при спаде (рис.12.4 (фискальная экспансия)) и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Она сокращает рецессионный разрыв выпуска и снижает уровень безработицы, направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.
Сдерживающая фискальная политика (фискальная рестрикция) направлена на ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов и увеличение налогов. (рис.12.4). Она имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.
Рисунок 12.4 – Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
Фискальная политика в Республике Беларусь является сдерживающей, что связано с инфляционными процессами в национальной экономике. Современная бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь предполагает сокращение расходов государственного бюджета и увеличение его доходов главным образом за счет неналоговых инструментов (использование механизмов приватизации, стимулирования деловой активности).
Кроме того, проводится совершенствование и налоговой политики. Это обусловлено тем, что бюджетно-налоговая политика государство носила до сих пор фискально-защитный характер, при котором государство стремилось обеспечить высокую степень защиты населения. Это предполагало высокую налоговую нагрузку на экономику. В связи с этим произошло снижение темпов развития производства, снизилась собираемость налоговых платежей, произошло ухудшение собираемости налогов. Дальнейшее реформирование налоговой системы в республике предполагает дальнейшее упрощение системы налогообложения и снижение налоговой нагрузки основных субъектов хозяйствования.
Наверняка вы слышали это слово в репортажах, интервью, читали в газетах или публицистической литературе. Но что это - фискальный? Давайте разбираться вместе.
Фискальный это...
Слово относится к официальным, сфера его применения по большей части - финансы. Представим значения данного прилагательного:
- Принадлежащий казне государства, служащий фиску. Это то же, что и государственная казна. Ранее - частный бюджет римского императора.
- Все, что относится к фискальству, фискалу. Последним словом в царской России именовался чиновник, призванный следить за работой административных организаций. Из-за специфики его работы фискалом также называли доносчика или ябеду. Отсюда фискальство - это деятельность такого лица. Это может быть написание доносов, жалоб, распространение слухов.
- Налоговый, финансовый, имеющий отношение к накоплению государственных доходов.
Происходит от существительного "фискал". Его истоки - лат. fiscus - "касса", "казна".
Распространенные синонимы слова "фискальный" - это:
- казенный;
- ябеднический;
- налоговый.
Перейдем к частным случаям.
Фискальный агент
Данное словосочетание имеет ряд определений:
- Представитель одного из финансовых национальных институтов США, который консультирует какую-либо организацию, объединение.
- Третье лицо, работающее от имени эмитента облигаций при оплате последних подписчиками.
- В тех же Соединенных Штатах агент, который имеет правомочие собирать налоги и прочие сборы от имени государства.
Фискальная политика
Зная значение слова "фискальный", мы можем догадаться, чем характерен одноименный тип ведения политики. Это один из главных видов вмешательства государства в сферу экономики, цель которого - уменьшение колебаний бизнес-циклов, установка стабильной системы за короткий срок.
Инструменты фискальной политики - прибыль и растраты государственного бюджета, в частности, госзакупки, трансферты, налоги.
Фискальный чек
Данный термин обозначает кассовый чек с фискальными признаками. Аппарат, который выдает этот документ, обязательно должен быть зарегистрирован в отделении налоговой инспекции.
Основные признаки фискального чека следующие:
- Наличие информации об ИНН.
- Пропечатка данных о регистрационном номере
- Фискальный признак. Последним служат различные стилистические вариации написания буквы "Ф".
Итак, фискальный - это слово, имеющее не одно значение. Мы рассмотрели его синонимы, а также разобрали чеки, агентов, политику, которые определяются этим прилагательным.
⚡ Фискальная политика ⚡ - это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.
Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются:
- а) затраты на расширенное воспроизводство
- б) непроизводительные расходы государства
- в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.
- г) проведение структурной политики
- д) содержание военно-промышленного комплекса и др.
С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского . Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.
В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства:
- а) дискреционную
- б) политику автоматических стабилизаторов
Проанализируем их подробнее.
Дискреционная политика
Дискреционная (от лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами.
Первая зависимость состоит в том, что рост государственных расходов увеличивает (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.
Другая зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот, снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.
Указанные зависимости используются в дискреционной политике для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика отличается на разных фазах .
Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП расширяются государственные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов сочетается с уменьшением налогов. Итогом является уменьшение спада производства.
Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит политику сдерживания деловой активности - сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем .
Политика автоматических (встроенных) стабилизаторов
Второй вид фискальной политики - политика автоматических (встроенных) стабилизаторов . Автоматический стабилизатор - экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты.
На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по и иные социальные расходы государства. Заодно снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.
В фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, и тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолеть спад производства.
Налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики
Из сказанного видно, какое огромное значение имеет налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим фискальная политика государства должна быть направлена на совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.
Рассмотрим в качестве примера наиболее важную разновидность налогов - подоходный налог, который устанавливается на доходы физических лиц и прибыль фирм. Как определяется величина этого налога?
Сначала подсчитывается валовой доход - сумма всех доходов, полученных физическими и юридическими лицами из разных источников. По законодательству обычно разрешается из валового дохода произвести следующие вычеты:
- а) производственные, транспортные, командировочные и рекламные расходы
- б) различные налоговые льготы (необлагаемый минимум доходов, суммы пожертвований, льготы для пенсионеров, инвалидов и др.). Значит, облагаемый налогом доход - это разница между валовым доходом и указанными вычетами.
Важно установить оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются следующие ставки налога:
- прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов
- пропорциональные - единый процент уплаты налогов независимо от размеров доходов
- регрессивные, которые снижаются в большей мере в сторону меньших доходов
Рис. Виды налогов
Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду и новаторству. Непомерное возрастание в 1960-1970-х гг. в западных странах налогового бремени вызвало «налоговые бунты», широкое уклонение от налогов, привело к утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения.
Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стремлению работников и предпринимателей увеличивать производство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооблагаемая база - и прибыль.
Группа американских специалистов во главе с профессором А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена в кривой Лаффера.
Рис. 22.3. Кривая Лаффера
Было теоретически доказано: ставка налога в 50% Н0 является оптимальной. В таком случае достигается максимальная сумма налогов Н. При ставке налога выше Н0 резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в При ставке налога, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству
Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50-70%. Американцы говорят, что при столь высокой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике.
В течение 1980 - начале 1990-х гг. в ведущих странах Запада проводились радикальные налоговые реформы. Их цель - ввести более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог на прибыли компаний, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот.
Кстати, с самого начала экономических преобразований в России правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных, региональных (собираемых субъектами Российской Федерации) и местных налогов и взносов в различные фонды доходили до 85-90%), что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией явилось широкое развитие теневой экономики. В итоге Правительство Российской Федерации было не в состоянии собрать в доходную часть бюджета до половины предусмотренных налоговых поступлений.
Сотрудники налоговой полиции обнаружили свыше ста способов уклонения от налогов. Вот несколько, пожалуй, самых простых:
- занижается объем произведенной продукции
- завышается себестоимость товара (чтобы скрыть часть прибыли)
- торговая выручка, полученная наличными, не приходуется, не указывается
- используются чужие расчетные счета в банке по взаимной договоренности предпринимателей
- при сдаче товаров в коммерческий магазин накладная (документ о поставке товаров) оформляется, но не регистрируется
- и т.д.
Таким образом, наносит серьезный ущерб формированию доходной части государственного бюджета.
Налоги - обязательные удержания в пользу государства с населения и предприятий. Они устанавливаются законом, а все мероприятия, связанные с порядком их взимания, размерами ставок, определением их количества, называются налоговой политикой. История налогов насчитывает более 5 тысяч лет (от жертвоприношений и принудительных повинностей к современным сборам). Налоги являются средством расходов государства при выполнении им своих задач и функций.
История налогообложения на Руси началась с полюдья князя Олега - неупорядоченного сбора дани князем с дружиной. В 945 г. княгиня Ольга провела важную реформу - установила фиксированное налогообложение в землях восточнославянских племен, ввела уроки (размер дани), погосты (места сбора дани), дым (единицу налогообложения). Собирать налоги стали специальные люди - емцы, мытники, мечники.
Государево тягло - так именовали в Русском государстве весь комплекс денежных и натуральных платежей государству.
Налоговая система включает в себя совокупность налогов, налоговое законодательство, способы исчисления и формы сбора налогов, методы налогового регулирования и контроля.
Функции налогов: фискальная(наполнение государственного бюджета, чтобы власть могла выполнять свои обязательства перед обществом), распределительная или социальная социальную (перераспределение доходов в пользу малоимущих слоев населения) , стимулирующая (стимулирование экономической деятельности). Важное значение имеют налоги для определения политики государства в регионах. От того, какие в стране налоги, зависит очень многое. Например, если они слишком высоки, то производить продукцию, оказывать услуги становится просто невыгодно.
1. Фискальная функция (от латинского слова fiscus - государственная казна) была исторически первой. И остается до сих пор главной. Налоги должны обеспечить потребности государственного и местных бюджетов. Налоги в России в последние годы дают более 85% дохода бюджета.
2. Распределительная функция налогов. Одни налоги платят, другие получают их плоды. Без этого нельзя осуществлять никакие социальные программы.
3. Стимулирующая функция налогов- это использование налоговой системы в качестве инструмента воздействия на экономическое поведение производителей и потребителей. Для стимулирования используются налоговые льготы , например, для увеличения инвестиционной активности, и воспроизводственные налоги (плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, лесной сбор и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы) для обеспечения рационального потребления ресурсов.
Прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются с доходов или имущества граждан и предприятий в явном виде. Например, индивидуальный подоходный налог и налог на прибыль предприятий. Прямыми являются и такие налоги, которые имеют дело с прошлыми доходами: налог на имущество, налог на наследство.
Другие налоги мы платим незаметно - покупая товары и услуги. Эти налоги включены в цены товаров и услуг, например, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на продажи, все таможенные пошлины. Это косвенные налоги . Косвенные налоги уплачивают в бюджет производителями. Акцизы – то есть налоги на отдельные товары и услуги - широко применяются, но больше всего известны акцизы на алкоголь, табак и предметы роскоши.
В развитых странах примерно 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой примерно 2/3 налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче. Но косвенные налоги менее справедливы. Доля косвенных налогов в России составляла в 1990-х гг. более 70%.
Прогрессивные и регрессивные налоги. Прогрессивность и регрессивность налога понимают по-разному. С одной стороны, они связаны с налоговой арифметикой. Если по мере роста облагаемой базы ставка налога растет, то мы имеем дело с прогрессивной шкалой. В противном случае шкала будет регрессивной. Если ставка налога постоянна при любой базе, то такой налог имеет пропорциональную шкалу.
С другой стороны, эти понятия связаны с экономической сутью налогов. Прогрессивность и регрессивность налога для экономиста определяется не характером его шкалы по отношению к размеру налогооблагаемой базы, а по отношению к доходам граждан. Прогрессивный налог – это налог, средняя ставка которого повышается по мере роста дохода налогоплательщика. У регрессивного налога средняя ставка снижается по мере роста дохода налогоплательщика, а пропорциональный налог характеризуется постоянной средней ставкой.
Например, косвенные налоги экономисты квалифицируют как регрессивные, так как, купив одну и ту же вещь, богатый и бедный заплатили в сумме один и тот же налог, но доля этого налога будет разной - большей для бедного. Поэтому, чем больше косвенных налогов, тем выше степень регрессивности налоговой системы.
Тенденции развития налоговых систем. По мере формирования и укрепления среднего класса налоговое бремя во все большей мере перекладывается на плечи его представителей. Общая тенденция заключается в расширении налоговой базы и в сокращении льгот . Цель заключается в ослаблении налогового бремени при сохранении общего объема сбора налогов.Льготы же переносят из налоговой сферы в сферу трансфертов, то есть прямых выплат нуждающимся.
Российская налоговая система соответствует большинству “мировых стандартов”. Вместе с тем у нее есть и особенности. Во-первых, фактически пропорциональный индивидуальный подоходный налог с очень низкой ставкой – 13%. Во-вторых, российская налоговая система носит ярко выраженный фискальный характер , хотя по отдельным видам предпринимательской деятельности предусмотрено стимулирование производственного, инновационного, малого предпринимательства. В-третьих, бюджетные поступления в значительной мере складывается из отчислений небольшой группы крупных и высокорентабельных предприятий.
Налоговый Кодекс установил исчерпывающий перечень налогов. Иные налоги не могут быть введены региональными и местными властями. Наибольшее значение имеют следующие налоги:
· налог на добавленную стоимость,
· налог на прибыль,
· акцизы,
· платежи за пользование природными ресурсами,
· подоходный налог с физических лиц,
· таможенные пошлины,
· налог на имущество организаций.
Эти налоги обеспечивают большую часть доходов бюджета.
Индивидуальный подоходный налог. Главной формой основного налога на граждан является подоходный, его ставка в разных странах колеблется от 10 до 50%. Уплата подоходного налога - одна из обязанностей граждан, она осуществляется как по месту работы, так и на основании личных налоговых деклараций - документов, которые должны представляться в специальное ведомство - налоговую инспекцию. В этом документе указываются все суммы, полученные в течение года (например, гонорары за книги, выполненные работы, дополнительные заработки не по основному месту работы). Если же гражданин работает только на одном месте и уплачивает подоходный налог с заработной платы, ему не нужно подавать налоговую декларацию. В России ставка подоходного налога с граждан (физических лиц) составляет 13%.
Бухгалтерия российского предприятия ежемесячно начисляет этот налог в размере 13% и вычитает из зарплаты и переводит в бюджет. Если у вас были иные доходы, то в начале года надо заполнить налоговую декларацию. Таким образом, большая часть налога собирается у источника, а другая - по декларации. Индивидуальный подоходный налог используется и для обложения индивидуальных предпринимателей.
Базой для расчета налога является совокупный годовой доход. В него включаются выплаты со всех мест работы и другие доходы: пособия, премии, дивиденды по акциям и другие доходы. Доход для целей налогообложения составляют материальные блага, получаемые физическими лицами от других лиц (за исключением государства и муниципалитетов), в результате трудовой и предпринимательской деятельности, а также полученные по другим основаниям и улучшающие их материальное положение. Чтобы от дохода перейти к облагаемому доходу нужно вычесть из него изъятия; расходы, подтвержденные документально, и сумму льгот, если они положены. Изъятиями являются, например, расходы на содержание детей и иждивенцев в сумме минимальной оплаты труда, или расходы на благотворительные цели, или расходы на новое строительство в пределах до 5000 минимальных месячных оплат труда.
Налог на добавленную стоимость утвержден в качестве основного для стран - членов ЕС. Введение НДС является одним из обязательных условий для вступления ЕС. В настоящее время им пользуются примерно 50 стран.
Добавленную стоимость определяют как выручку за вычетом покупаемых предприятием товаров и услуг. НДС на каждой стадии производства равен разнице между налогом, взимаемым при продаже продукции и налогом уже уплаченным при покупке сырья, материалов и услуг. Плательщиками налога являются предприятия.
Первоначально в 1992 г. ставка НДС в России равнялась 28% практически для всех товаров и услуг. По сравнению с другими странами она была значительно выше (Австрия - 20%, Англия - 15%, ФРГ - 14%, Франция - 18,6%, Дания - 22%, Швеция - 23,5%). Однако так продолжалось недолго. В 1993 году ставки НДС в России были понижены. По продовольственным товарам (кроме подакцизных) и некоторым товарам для детей (швейные изделия, школьно-письменные принадлежности, обувь и другие) до 10%. По остальным товарам и услугам - до 20%. Такие ставки действовали 10 лет до 2004 г., когда ставка снизилась до 18%.
Налогом на корпорации (фирмы) облагается не только прибыль предприятий, но также и часть издержек (например, особый налог предприятия выплачивают с начисления зарплаты своим сотрудникам). в России в целом соответствуют мировой практике. В 1990-х гг. в Германии этот налог составил 36-50%, в Канаде - 38-43,5%, Японии - 28-40%. До 1994 г. ставка налога на прибыль всех предприятий была равна 32%. После она была снижена до 30%, а в 2001 году - до 24%.
Акцизы - это специальные косвенные налоги, включаемые в цену некоторых товаров. Их часто называют налогами "на грехи", имея в виду высокие ставки акцизов на табак и спиртное. Этим, с одной стороны, стимулируется сокращение потребления этих товаров, с другой стороны, пополняется казна. Кроме того, акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельную продукцию. Например, на экспорт нефти или на ювелирные изделия. Акцизы могут составлять до 90% отпускной цены товара (например, в цене крепких напитков в 1994 году). Платят этот налог предприятия, которые производят товар, а по импортным товарам - поставщики этих товаров.
Единый социальный налог (ЕСН) пришел на смену целой гамме налогообразных платежей. Базой для его исчисления является фонд заработной платы, а платит предприятие. Важнейшей частью этой реформы стало введение регрессивной шкалы этого налога (см. табл. 4-7). Чем больше предприятие платит своим работникам, тем меньше средняя налоговая ставка. Это должно «вывести из тени» оплату труда на многих предприятиях.
Постоянно увеличивается в налогообложении часть косвенных налогов - это акцизы (налоги, как бы скрывающиеся в цене определенных товаров, например, в алкогольных напитках, табаке), таможенные пошлины и некоторые другие. От того, насколько исправно уплачиваются налоги, зависит благосостояние всего общества - уровень медицинского обслуживания, образования, пенсионного обеспечения и т. д. Не случайно во всех странах предусмотрены строгие наказания для тех, кто сознательно занижает свои доходы и уклоняется от уплаты налогов.
При разработке налоговой политики государственные органы определяют, каким налогам отдать предпочтение: прямым или косвенным, какими должны быть ставки налогообложения. Предусматривает государство и определенные налоговые льготы. Например, в ряде стран те фирмы, которые тратят средства на благотворительность, образование и социальное обеспечение, выпускают важную для государства продукцию (допустим, детские товары), получают значительные налоговые льготы. В нашей стране налоговые льготы распространяются на предприятия, использующие труд инвалидов.
Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержаться структуры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.
Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно.
Налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.
Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета.
- Налоговая система включает в себя:
- субъект налогообложения (кто должен платить налог)
- объект налогообложения (что облагается налогом);
- налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).
Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой.
Существует два основных типа налогов: прямые налоги ,которые являются прямым вычетом из доходов, получаемых фирмами и домашними хозяйствами (например, подоходный налог), и косвенные налоги , которыми непосредственно облагаются фирмы и которые устанавливаются в зависимости от объема их производственной деятельности и включаются в цену той продукции, которая производится фирмами и поставляется ими на рынок (например, налог на добавленную стоимость) на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т.п.).
- Поэтому к прямым налогам относятся:
- личный подоходный налог;
- налог на прибыль;
- налог на наследство;
- налог на имущество;
- налог с владельцев транспортных средств и др.
Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку этот налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер и представляет собой налог на потребление, а не на доход. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены.
- К косвенным налогам относятся:
- налог на добавленную стоимость-НДС;
- налог с оборота,
- налог с продаж,
- акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкоголь, автомобили, ювелирные изделия, меха);
- таможенная пошлина.
- В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения:
- пропорциональный налог,
- прогрессивный,
- регрессивный налог.
Пропорциональный налог предполагает, что средняя налоговая ставка остается неизменной, независимо от величины дохода.
При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода.
Регрессивный налог – это налог, налоговая ставка которого увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. Таким образом, при увеличении дохода
доля дохода, выплачиваемого в виде налога, сокращается. Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги.
Таким образом, в своей налоговой политике государственные лидеры должны найти некую «золотую середину», оптимальный уровень налоговых ставок, который приносил бы государственному бюджету максимально возможный доход и вместе с тем обеспечивал бы экономике наилучшие условия для ее роста. Как определить этот уровень налоговых ставок? На этот вопрос помогает ответить кривая Лаффера.
Рис.№19.
Кривая Лаффера |
КРИВАЯ ЛАФФЕРА показывает функциональную зависимость величины налоговых поступлений в государственный бюджет от уровня налоговых ставок; экстремальное значение функции, которая выражена в кривой Лаффера, показывает максимальную сумму налоговых поступлений в государственный бюджет.
Зависимость между налоговыми ставками и доходами бюджета связана со многими конкретными условиями той или иной страны. Поэтому нельзя дать какого-то единого рецепта для определения налоговых ставок вне зависимости от места и времени. Но принцип налоговой политики государства сводится к тому, что она должна обеспечить оптимальные условия для экономического роста, т. е.:
- домашние хозяйства должны иметь располагаемый личный доход, соответствующий уровню экономического развития данной страны;
- в государственный бюджет должны поступать доходы, за счет которых правительство было бы в состоянии обеспечить благоприятные условия для экономического роста.
Представленный на рисунке график показывает зависимость величины налоговых поступлений (Тр) в государственный бюджет от ставки налога на прибыль (Т*). Если Т = 0, то вся прибыль остается фирмам, а в бюджет государства ничего не поступает. Если ставка налога на прибыль будет, например, 10%, то в бюджет поступит 200 млн р. дохода. Дальнейший рост ставки налога на прибыль будет сопровождаться увеличением дохода государственного бюджета, пока налоговая ставка не достигнет своего «критического уровня». В нашем примере он равен 50%. При налоговой ставке 50% доход бюджета достигнет своего максимума - 600 млн р. Дальнейший рост налога на прибыль приведет к тому, что фирмы начнут сокращать выпуск продукции, а их прибыли будут уменьшаться. Теперь чем больше будет повышаться налоговая ставка, тем меньше продукции будут выпускать фирмы, тем меньше будут их прибыли, и тем меньше будет получать государственный бюджет отчислений от прибыли. Если недомыслие финансовых руководителей государства доведет ставку налога на прибыль до 100%, то фирмы прекратят выпуск товаров и услуг, их прибыли упадут до нуля и эта статья доходов бюджета тоже будет равна нулю.
Фискальная политика - сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения поставленных правительством макроэкономических целей.
Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, то есть стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, являются поддержание:
- стабильного экономического роста;
- полной занятости ресурсов;
- стабильного уровня цен.
Фискальную политику проводит правительство. Инструменты фискальной политики воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм).
- Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
- государственные закупки;
- налоги;
- трансферты.
Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляет собой расходы государственного бюджета, а налоги - основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой политики.
Расширительная фискальная политика осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита. Перерасход (дефицит) правительство будет покрывать за счет займов у населения, страховых компаний, промышленных фирм и т. д. Оно может занять и у центрального банка. Расширительная фискальная политика проводится в случае, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей.
Ограничительная фискальная политика основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок.
Дискреционная - значит произвольная, зависящая от сознательного решения исполнительной власти. Дискреционная фискальная политика - политика, довольно часто требующая изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. Но этот процесс - медленный. Именно медлительность снижает эффективность дискреционной фискальной политики. Ее иногда сравнивают со стрельбой по быстро движущейся мишени: только приготовили законопроект, связанный с новой ситуацией в экономике, а пока его обсуждали, эта ситуация уже «устарела», и нужно разрабатывать новый законопроект.
Автоматическая фискальная политика. Эту политику называют также автоматической стабилизацией ,которая обеспечивает антициклические изменения в расходных и налоговых действиях правительства без преднамеренного обсуждения и изменения в фискальной политике. Речь идет о так называемых автоматических стабилизаторах, которые применяются правительством автоматически, ибо предусмотрены законами и «встроены» в расходную часть бюджета. Имеются три основных «встроенных» стабилизатора:
а) Пособия по безработице. Если растет безработица, то и поступления от налогов для обеспечения пособий по безработице падают из-за общего снижения занятости. Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Напротив, если фактическая норма безработицы низка, а занятость велика, налоговые поступления растут, а число пособий сокращается. Иными словами, во время спада программа пособий будет иметь налоговый дефицит, а во время подъемов - излишек.
6)Налоги на прибыль корпораций. Прибыль - самая чувствительная к циклическим изменениям форма доходов. Она падает сильнее остальных видов доходов во время застоя и растет быстрее во время оживления. Точно так же резко колеблются и налоговые поступления от прибылей корпораций. Падение поступлений сразу расширяет дефицит госбюджета, увеличение - сокращает дефицит.
в) Прогрессивный подоходный налог. И в этом случае налоговые поступления будут падать во время спада и расти во время подъема, автоматически стабилизируя экономику, т. е. ограничивая глубину и размах циклических колебаний.
Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено введение трехуровневой системы налогообложения. Трехуровневые налоги функционируют в большинстве федеральных государств.
Налоги в России впервые разделены на три вида:
- Федеральные налоги
:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы на отдельные группы и виды товаров;
- налог на доходы банков;
- налог на доходы от страховой деятельности;
- налог от биржевой деятельности;
- налог на операции с ценными бумагами;
- таможенные пошлины;
- подоходный налог с физических лиц и др.
Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпункте "п" зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральные налоги (в т. ч. размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.
Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономной области, автономных округов.
Все республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.
- Местные налоги
, например:
- налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
- земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о Земле.
- регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;
- налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
- курортный сбор и др.
Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования. Но для создания такой политики необходимо определить место налогов в механизме стабилизации. В настоящее время в России идет этап становления механизма налогового регулирования посредством реформирования налоговой системы.
Выполняя работу 3, Вы узнаете о роли государства в рыночной экономике.
При изучении теоретического материала обратите внимание на то, в каких случаях государство вмешивается в рыночные отношения и почему оно это делает. Запомните определения налогов, их структуры и типы налогообложения.
Определите, каким образом государство может создать благоприятные условия для экономического роста.
Для лучшего усвоения тем работы целесообразно обратиться к периодическим специализированным изданиям. Поработайте со статистикой госбюджета, государственного долга и налоговых поступлений, приведенной в СМИ. Обратите внимание на изученные понятия, разберите, в каком ключе они используются в периодике. Постарайтесь разобраться в прочитанном.