Для чего нужна была перестройка. Амбиции нового лидера

Подробное решение параграф § 37 по истории для учащихся 11 класса, авторов Данилов Д.Д., Петрович В.Г., Беличенко Д.Ю., Селинов П.И., Антонов В.М., Кузнецов А.В. Базовый и углубленный уровень 2016

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Какой вопрос может возникать у вас, если исходить из этого противоречия?

Нужна ли была перестройка социализма в СССР? Зачем она проводилась?

Сформулируйте свой вариант учебной проблемы, а затем сравните его с авторским.

Нужна ли была перестройка социализма в СССР? Зачем она проводилась? Совпадет с авторским.

ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

Объясните значение понятий командная (плановая) экономика, рыночная экономика, социализм, тоталитаризм, демократия.

Командная экономика – форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. Командная экономика характеризуется высоким уровнем централизации функций руководства экономикой и применением директивных методов управления.

Рыночная экономика (англ. market economy) - экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов. Это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.

Социализм (фр. socialisme от лат. socialis «общественный») - доктрина, полагающая целью и идеалом социальную справедливость, свободу и равенство. Под социализмом также понимают общественный строй, воплощающий эти принципы. В марксизме социализм считается переходной фазой от капитализма к коммунизму. Согласно определению энциклопедии Британника, социализм - это социально-экономическая доктрина, которая призывает к общественной собственности или общественному контролю над собственностью и природными ресурсами.

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный; лат. totalitas - цельность, полнота) - политический режим, стремящийся к полнейшему (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества и человека.

Тоталитаризм в политологии - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством.

Демократия (др.-греч. δημοκρατία «власть народа» от δῆμος «народ» + κράτος «власть») - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

1. Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов

2. Народ является единственно легитимным источником власти

3. Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов

Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.

Вспомните, какие проблемы встали перед экономикой нашей страны в конце 1970-х – начале 1980-х гг.

Перед экономикой нашей страны в конце 1970-х – начале 1980-х гг. встали проблемы:

Низкая эффективность работы промышленных предприятий вследствие низкой производительности труда

Кризис в сельском хозяйстве

Рост инфляции

Свертывание реформ в промышленности

Уровень благосостояния поддерживался за счет продажи нефти

Дефицит товаров народного потребления, т.к. эти товары не практически производились или не пользовались спросом у населения.

Подумайте, за счёт чего происходило повышение уровня жизни в странах Запада в 1950–1980 гг.?

После Второй мировой войны государства Запада сумели достичь уровня «всеобщего благоденствия» за счёт перераспределения налогов и беспощадного ограбления бывших колоний, на территории которых создавались предприятия по производству современных товаров, где имелся огромный рынок сырья, сбыта и дешёвой рабочей силы

Как вы думаете, какое влияние оказала на мир и СССР «холодная война»?

На мир и СССР «холодная война» оказала сильное влияние. Мир находился в противостоянии двух лагерей – капиталистического и социалистического. Ведущие страны были втянуты в гонку вооружений вместо того, чтобы вкладывать денежные средства в образование, медицину, науку и культуру.

В результате «холодной войны» экономика СССР из-за высокого напряжения и нагрузки вступила в полосу глубочайшего кризиса.

Что, на ваш взгляд, стало результатом кратковременного правления Ю.В. Андропова?

Широкий масштаб эти действия приобрели с декабря 1982 г., когда новый генсек стал вводить меры по укреплению производственной и трудовой дисциплины. Парткомы и профкомы боролись с пьянством на производстве, но антиалкогольных кампаний не проводили, и одну из марок водки народ стал называть «андроповкой». Начавшаяся борьба Ю.В. Андропова с хищениями, взяточничеством, коррупцией положительно воспринималась большинством советских людей.

1983 г. закончился с хорошими показателями производительности труда, темпов роста производства.

Преобразования, которые успел осуществить Ю.В. Андропов, не затронули основ плановой экономики и политической системы страны. Они укрепляли трудовую дисциплину, боролись с коррупцией в высших эшелонах партийно-государственной номенклатуры. Это нужно было для наведения порядка.

Страна находилась на грани кризиса. Едва росло промышленное производство, огромное количество зерна и продовольствия закупалось на Западе, куда продавались советские нефть и газ. М.С. Горбачёв начал перестройку – эволюционное преобразование всех сфер общественно-политической жизни и экономики страны.

Как вы думаете, почему М.С. Горбачёву не удалось командно-административными методами предотвратить начало социально-экономического кризиса в стране?

М.С. Горбачёву не удалось командно-административными методами предотвратить начало социально-экономического кризиса в стране потому, что были необходимы коренные преобразования – смена форм собственности, переход к рыночной экономике.

Сделайте вывод: нужна ли была перестройка социализма в СССР? Зачем она проводилась?

Страна находилась на грани кризиса. Едва росло промышленное производство, огромное количество зерна и продовольствия закупалось на Западе, куда продавались советские нефть и газ. Именно поэтому М.С. Горбачёв начал перестройку – эволюционное преобразование всех сфер общественно-политической жизни и экономики страны.

Как вы думаете, зачем понадобились политические реформы в стране в обстановке неудачных преобразований в экономике?

Политические реформы в стране в обстановке неудачных преобразований в экономике понадобились как раз для того, чтобы провести удачные преобразования в экономике. Так в январе 1987 г. М.С. Горбачёв и заявил, что перестройка в экономике невозможна без серьёзных политических реформ.

Сделайте вывод по проблеме: нужна ли была перестройка социализма в СССР? Зачем она проводилась.

Страна находилась на грани кризиса. Едва росло промышленное производство, огромное количество зерна и продовольствия закупалось на Западе, куда продавались советские нефть и газ. Именно поэтому М.С. Горбачёв начал перестройку – эволюционное преобразование всех сфер общественно-политической жизни и экономики страны. Стране были необходимы коренные преобразования – смена форм собственности, переход к рыночной экономике.

Преобразования, которые успел осуществить Ю.В. Андропов, не затронули основ плановой экономики и политической системы страны. Они укрепляли трудовую дисциплину, боролись с коррупцией в высших эшелонах партийно-государственной номенклатуры.

М.С. Горбачёв кардинально изменил политическую систему, обеспечил демократизацию общества, гласность принимаемых решений, попытался модернизировать экономические основы государства, начав переход от плановой экономики к рыночной.

Хронология попыток перестройки социализма в 1982–1991 гг.

Выделите по 3–4 самых главных события в социально-экономической и политической жизни СССР в данные годы.

События в социально-экономической жизни

– Август – разрешение создавать кооперативы по переработке вторсырья и совместные предприятия.

– Февраль – постановление об организации кооперативов – возрождение предпринимательства в сфере частной торговли, обслуживания и мелкого производства (частная собственность по-прежнему запрещена, т.к. социалистическим нормам отвечает только коллективная кооперативная собственность).

– начало экономического кризиса – нехватка необходимых продуктов и промышленных товаров, т.к. падение цен на нефть не позволяет закупать их на Западе в прежних объемах.

– председатель Правительства СССР Н.И. Рыжков предлагает программу перехода к регулируемому рынку

– разрастание экономического кризиса – падение производства советских предприятий и колхозов на 15–20%, что при сохранении высоких зарплат приводит к массовому дефициту (невозможности купить товары первой необходимости).

– Май – Председатель Правительства СССР Н.И. Рыжков предлагает программу перехода к рынку за 10 лет. Демократы критикуют её, предлагая альтернативные программы, в т.ч. «500 дней» Шаталина– Явлинского.

– Осень – не удалось спасти большой урожай, массовые перебои с продуктами, введение карточек в отдельных областях. Горбачёв (в отсутствие высоких цен на нефть и газ) вынужден взять кредиты в странах Запада для закупки продовольствия. Начало поставок гуманитарной помощи.

События в политической жизни

1982 г. – Ю.В. Андропов избран Генеральным секретарём ЦК КПСС.

1986 г. – Февраль–март – XXVII съезд КПСС – депутаты в стиле старых времён без дискуссий единогласно одобряют предложенную высшим руководством (Политбюро ЦК КПСС) новую Программу и новый Устав партии

– Декабрь – демонстрации казахской молодежи под лозунгом «Казахстан – казахам!» после снятия местного руководства компартии Казахстана и назначения на его место русского.

– Горбачёв объявляет политику перестройки социализма и гласности.

– на телевидении и в печати появляются материалы об «искривлениях» социализма в период «сталинизма и застоя», журналисты получают возможность ограниченно излагать собственное мнение, но без критики основ социалистического строя и действующего руководства страны.

– Октябрь – на Пленуме ЦК КПСС 1-й секретарь Московского горкома КПСС Б.Н. Ельцин выступил с критикой низких темпов реформ Горбачева (за это Ельцин снят с партийных постов).

– Весна – начало армяно-азербайджанских столкновений в Нагорном Карабахе (области, населённой преимущественно армянами, но входящей в состав Азербайджана).

– XIX партийная конференция КПСС – решения о необходимости политической реформы, демократизации (передача реальной власти Советам, альтернативные выборы и т.п.); проявление раскола в высшем партийном руководстве: критика Б.Н. Ельциным низких темпов реформ и ответная критика позиции Б.Н. Ельцина.

– первые в истории СССР выборы народных депутатов на альтернативной основе: в крупных городах вместо традиционных представителей партийно-хозяйственной номенклатуры были избраны выступавшие против них известные деятели культуры или молодые люди демократических взглядов, в Москве победу одержал Б.Н. Ельцин (снятый со всех партийных постов).

– 25 мая – открытие Первого съезда народных депутатов СССР, прямая трансляция его заседаний по телевидению. Большинство депутатов традиционно поддерживают действующее руководство КПСС во

главе с Горбачёвым, который избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР; одновременно часть депутатов образует оппозицию «демократов» – межрегиональную группу.

– Лето – быстрая политизация советского общества: начало массовых митингов демократов (сторонников западной модели развития – демократия и рыночные реформы), коммунистов (сторонников сохранения советского строя) и национал-патриотов (сторонников особого национального пути для России – при сохранении союзного государства, для национальных республик – при отделении и образовании своих государств).

– Июль – начало шахтёрских забастовок: от протеста против тяжелых условий труда и перебоев с продуктами в магазинах забастовщики быстро переходят к критике партийно-государственной номенклатуры, которая, пользуясь своими привилегиями (закрытые столовые, продуктовые пайки, спецмагазины и т.д.), может вести образ жизни, недоступный основной массе граждан.

– Январь – массовые (100-тысячные) демократические демонстрации в Москве и других городах с требованием немедленного перехода от плановой экономики к рыночной и от диктатуры компартии к

реальной демократии.

– Март – съезд народных депутатов СССР по инициативе Горбачёва принимает поправки к Конституции СССР: отмена статьи о руководящей роли КПСС, введение многопартийности, поста Президента СССР. На Съезде народных депутатов СССР (а не прямыми выборами) Президентом избран М.С. Горбачёв.

– 12 июня – Декларация о государственном суверенитете России, при этом реальная власть на территории страны остаётся у союзного центрального правительства. Начинается противостояние союзного руководства во главе с М.С. Горбачёвым и нового российского руководства во главе с Б.Н. Ельциным.

– Январь – образование на Съезде народных депутатов СССР группы «Союз», выступавшей за сохранение союзного государства и социалистического строя. Консерваторы в руководстве КПСС и союзного правительства требуют от Горбачёва решительных мер по подавлению демократических и националистических движений, разрушающих СССР. В Литве и Латвии советские войска попытались распустить избранное руководство местных Советов, но против выступили тысячи местных граждан, большая часть местной милиции. Не решившись на массовое кровопролитие, Горбачёв приказывает прекратить военные операции.

– 17 марта – референдум о сохранении СССР проведён в части союзных республик (руководства Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии, Грузии и Армении, выступавшие за выход из СССР, не проводили референдум на своей территории). Большинство голосовавших граждан (76%) выступили за сохранение Союза.

– 19–21 августа – попытка государственного переворота ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению, образованного ключевыми министрами правительства СССР). Отстранение Горбачёва от власти, отмена всех демократических свобод и объявление программы мер для сохранения союзного государства и основ социалистического строя. Резко против выступает руководство РСФСР во главе с Б.Н. Ельциным. Лидеры ГКЧП не решаются на активное использование силы, армия и КГБ выходит из-под их контроля, члены ГКЧП арестованы, Горбачёв вернулся к исполнению своих обязанностей Президента СССР.

– 23 августа – указом Б.Н. Ельцина запрещена деятельность КПСС – главный становой хребет советской системы управления, связывавший между собой республики, перестал действовать.

– 8 декабря – лидеры России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л.М. Кравчук) и Белоруссии (С.С. Шушкевич) на совещании в Беловежской Пуще принимают решение о денонсации договора об образовании СССР, его роспуске и создании Содружества Независимых Государств (СНГ), отвергая тем самым идею даже конфедеративного объединения бывших советских республик.

– Официальное исчезновение СССР с политической карты мира.

ПРОФИЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Сравните две цитаты из одного и того же интервью одного из идеологов перестройки – А.Н. Яковлева о существовании «плана перестройки». В чём эти две цитаты дополняют друг друга, а в чём отчасти противоречат?

Эти две цитаты дополняют друг друга в том, что конкретного плана перестройки не было.

И противоречат в том, что 1 цитата отвергает существование плана, а 2 цитата утверждает, что был замысел политических преобразований

Какую проблему можно сформулировать на основе приведённых текстов? Сравните с авторским вариантом.

Существовал ли замысел, план перестройки? Совпадает с авторским.

Прочтите отрывки из воспоминаний людей, принимавших непосредственное участие в перестройке. Как вы считаете, можно ли, основываясь на них, сделать однозначный вывод об отсутствии стратегических планов проведения перестройки?

Основываясь на воспоминаниях людей, принимавших непосредственное участие в перестройке, можно сделать однозначный вывод об отсутствии стратегических планов проведения перестройки

Сделайте вывод по проблеме: существовал ли замысел, план перестройки?

Основываясь на документах и других источниках, можно сделать однозначный вывод об отсутствии стратегических планов проведения перестройки

Проанализируйте тексты историков и сделайте вывод по проблеме: существовал ли замысел, план перестройки?

На основании анализа текстов историков, можно сделать однозначный вывод об отсутствии стратегических планов проведения перестройки

В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С.Горбачев. В апреле под его руководством состоялся очередной Пленум ЦК КПСС, с которого начинает отсчет период крупнейших политических, экономических, идеологических и социальных потрясений в самой большой стране мира.

Этот период продлился 7 лет и вошел в мировую историю как «Перестройка».

Характер перестройки определялся стремлением реформировать советское общество, которое к началу 80-х гг. оказалось в глубоком социально-экономическом, политическом и духовно-нравственном кризисе.

Производительность труда составляла треть от американской, в сельском хозяйстве - менее 15% к уровню США. По объему потребляемых надушу населения товаров и услуг СССР занимал 50-60 место в мире. По уровню детской смертности СССР находился на 50 месте в мире, после Маврикия и Барбадоса, по средней продолжительности жизни - на 32 месте.

В истории перестройки выделяют три этапа:

1985-1986 гг.: период ускорения: реформы необходимы, они должны реализовать огромные экономические и политические возможности, которые есть у построенного в СССР социализма. Причем, первоначально речь не шла об изменении экономических основ социализма и политического строя, не подвергались сомнению социалистические ориентиры советского общества. Конкретное содержание и даже цели реформаторского курса изменялись, говорилось лишь о необходимости ускорить темпы продвижения по социалистическому пути на основе эффективного использования достижений научно-технического прогресса, активизации «человеческого фактора» и изменения порядка планирования.

1987-1988 гг.: «гласность» и перестройка: идеологической основой нового курса стала концепция «хозрасчетного социализма». Однако существенных сдвигов в экономике не происходило, сопротивление при этом росло.

Новый импульс развитию политических событий дала XIX партийная конференция КПСС, состоявшаяся в июне - июле 1988 года. Выступая на ней с докладом, М.С.Горбачев подчеркивал, что все преобразования перестройки натолкнулись на мощный механизм торможения в лице командно-административной системы, для уничтожения которого необходимо провести реформу политической системы и уже в январе 1987 акцент был сделан на политике «гласности». Общество решительно выступало за углубление реформ и ускорение преобразований.

1989-1991 гг.: поздняя перестройка: последняя попытка реформировать социалистическую систему, которая потерпела крах. В 1989 году состоялись выборы Съезда народных депутатов, которые впервые прошли на альтернативной основе. Распад СССР.

Актуальность данной темы сомнений не вызывает, т.к. последствия перестройки ощущаются в стране до сих пор.

Целью данной работы является: осмыслить и уяснить суть перестройки в СССР и ее последствия и влияние на судьбу советского государства.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Экономическая модель СССР разительно отличалась от эталонной капиталистической. При этом она имела свои плюсы и минусы в реализации, поэтому её нельзя однозначно оценить (ни как лучшую, ни как худшую, сравнительно с западной). В частности нобелевский лауреат в области экономики (1994) Джон Нэш, чьё имя стало широко известно после х/ф «Игры Разума», считал что в ряде случаев она более эффективна - за счёт гибкости с которой можно было перераспределять ресурсы. Это актуально при решении глобальных задач, например, космонавтика в СССР развивалась намного стремительнее нежели в США, при этом денежных средств на её развитие расходовалось значительно меньше.

Тем ни менее, это не спасло советскую экономику от упадка. То, что страна движется к банкротству (но не развалу) руководство партии заметило ещё середине 80-х, что и стало причиной начало горбачёвской «Перестройки». Сам ГМС определял её, первую очередь, как перестройку сознания . Что бы понять что-же конкретно собирался перестраивать последний президент СССР, мне придёт продолжить начатый исторический экскурс с последующим возвратом к данному вопросу.


Итак, некоторые люди считают, что в развале СССР виноват именно Горбачёв со своей не доведённой до конца затеей. Это в корне не верно. Советская Империя начала чахнуть задолго до прихода Горбачёва к власти, причём только он из всех своих предшественников попытался проанализировать ситуацию и что-то предпринять. Но, согласитесь, было бы неправильным обвинять врача, слишком поздно взявшегося за лечение больного, в его неминуемой смерти. Впрочем, неминуемость смерти первого социалистического государства вопрос спорный. Да, но пожалуй роковым фактором стала неуёмная, но объяснимая жадность будущих глав независимых государств. Дело в том, что с началом Перестройки, страна начата окунаться в ещё незамутнённые воды рыночной экономики и перспективы открывались сказочные. Естественно что те, кто понимал откуда дует ветер, не хотели оказаться в стороне, но будучи «вторыми» президентами они не могли гарантировать себе светлого будущего, т.к. в любой момент могли быть сняты с должности со всеми вытекающими. План был прост - путём территориального дележа, отстранить от власти «первого» и прочно закрепится на вершине вновь образованных суверенных субъектов (если не ошибаюсь, Александр Коржаков, в одном из интервью говорил что, после отстранения Горбачёва от власти, Ельцин встал перед висящей на стене картой России, распростёр руки и воскликнул - «Это всё теперь моё»). В середине 1991-м была предпринята попытка пресечь сей заговор. Событие это вошло в историю как августовский Путч, организаторы которого не имели утверждённого плана действий, но, в общих чертах, задумывали следующее:

1. отстранить от власти ГМС, т. к. он, по мнению путчистов, был не способен остановить надвигающийся крах Империи (последующее развитие событий показало что они были правы)
2. сохранить территориальную целостность страны.

Осуществить это, при наличии соответствующих полномочий, было не трудно, возможно именно по этой причине, путчисты не слишком форсировали события, но из-за несогласованности, да и, что там говорить, - нерешительности, не смогли даже толком захватить власть. Да и ЕБН не дремал. Взяв события под контроль он

1. Восстановил конституционный порядок, вернув ГМС на место, чем значительно повысил свой политический рейтинг.
2. Устранил политических конкурентов, которые могли помещать ему осуществить «провозглашение независимости» (с 1992 по 2002, 12 июня именовался «Днём принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации» или, в простонародье «Днём Независимости»)

В результате в 8.12.1991 был подписан знаменитый беловежский договор.

Вообще, историкам следовало бы характеризовать Путч 91-го как неудавшуюся попытку сохранения СССР, а подписания «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» - удавшимся переворотом. Но историю, как известно, пишут победители.

Что же мы получили в итоге. А в итоге, страна пошла по капиталистическому пути, а Перестройка была похоронена и забыта.

А между тем, сегодняшняя экономическая модель России ещё очень далека от эталонной капиталистической. Фактически мы застряли где-то на полпути.

Так чём же была проблема советской модели ? Говоря общими словами - в неэффективном расходовании денежных средств. Денег в бюджет поступало меньше, чем расходовалось. И дело было не только, да и не столько (хотя и в этом тоже) в сокращении источников дохода, а в том, что тратились они неразумно и относительно бесконтрольно . Именно эта проблема была унаследована нашим государством и жива по сей день. Проиллюстрирую на примере.

Расходы той или иной самостоятельной административной единицы (города, области, региона..) планируются загодя (это уже звучит нелепо, но только не для тех, кто работал по этой схеме ни одно десятилетие). Так вот, в конце каждого года Руководство города N ломает голову - сколько же денег просить у Москвы. Сложность в том, что нельзя попросить N-ную сумму на ремонт мостов, а потом потратить их на озеленение улиц - сиё классифицируется как нецелевое использование бюджетных средств и карается по все строгости закона, вплоть до уголовки. Поэтому каждое ведомство N-ской администрации пишет свой вариант челобитной. Так хозяйственники, среди прочего, хотят заложить в бюджет ремонт городских дорог. Какую же сумму вписать, если достоверно неизвестно сколько дорожного полотна придёт в негодность в ближайшие полгода (зимой у нас асфальт, слава богу, не кладут)? Самый простой способ - взять за основу прошлогодние цифры, прибавить к ней небольшой «запас» (проси больше — получишь сколько надо) и помножить на коэффициент инфляции. Если этого кажется недостаточно, можно просчитать изменения тарифов на материалы и работу за предыдущие годы, выведя некий коэффициент роста цен. Вероятнее всего он окажется больше коэффициента инфляции. В общем - кручу-верчу-запутать-хочу, правда все эти арифметические нагромождения требуют детального обоснования, но, по это существу ничего не меняет - при желании можно обосновать любую цифру и цифры эти, как я уже сказал, ВСЕГДА завышены.

Наконец бюджет расходов утверждён. И руководство n-ска приступает к его освоению. Асфальт укладывается там, сям... наконец всё что хотели обновить - обновили, а деньги остались. Что делать? За недорасход скорее накажут, чем похвалят. Логика простая - ты сам мотивировал траты, а значит это твоя ошибки, стало быть и сидишь ты не на своём месте... В общем, дабы не оказаться в дураках, деньги продолжают тратить, но - в рамках целевой статьи, что гарантирует, что, с точки зрения закона, ничего не нарушено, не украдено, не распилено. А главное такое бестолковое транжирование практически невозможно выявить и с точки зрения Москвы - все траты были необходимыми и обоснованными (стало быть на следующий год...)

Живя в Тюмени неоднократно наблюдал, как ежегодно асфальт меняется на одних и тех же улицах. И ладно бы ещё он был вдребезги разбитым (хотя если дорога убивается за год - это тоже бардак)...

Сей маразматический подход, как я уже сказал, был унаследован от СССР, но если в тогда Горбачёв хотя бы пытался как-то исправить ситуацию, делая ставку на рационализацию трат (для чего и необходимо было перестраивать мышление - что бы сама модель не поощряла дуристику), то сегодня Путин и его команда пытаются выправить бюджетный дефицит исключительно за счёт

1. Увеличения налоговых ставок (это вроде как должно увеличить приток средств).
2. Сокращения статей расходов;

Первый пункт заслуживает отдельного эссе, а вот второй разъясню, ибо устранение расписанного выше бардака сюда, увы, не входит. Сокращения производится за счёт перевода бюджетных организаций на... хозрасчёт (знакомое слово?) или, говоря современным языкам - самоокупаемость. Сначала была медицина, за ней пошли образовательные учреждения... в общем все завоевания социализма, потихоньку сливаются, по лозунгами модернизации экономической политики.

Понятно, что уменьшение «нахлебников» может несколько сократить бюджет, но изменение самой модели расходов способно дать 30 (если не более) процентов экономии, что попросту исключит необходимость отказываться от социальных льгот.

А теперь вспомните Перестройку. Тогда в ходу было много «модных» словечек, казавшихся прозападными - гласность , демократия . А между то и другое были призваны - вскрыть неочевидные (для верхов) организационные проблемы (например антиалкогольная компания 85-го, ставила своей целью, в первую очередь, борьбу с пьянством на производстве, только лишь присовокупив социальные мотивы, но в итоге оказалось, что проблема экономического спада была несколько в другом). Или другое слово той эпохи - бесхозяйственность . По недоразумению оно применялось, скорее как ругательство там, где производственный коллапс был наиболее очевидным, а ведь, по замыслу, бесхозяйственность - суть концептуальный дефект системы управления конкретно-взятого предприятия, когда выстраиванию эффективной модели производства мешало отсутствие должной мотивации у руководства (прежде всего - отсюда и название) и исполнителей. Сейчас кажется очевидным, что данная проблема носила повальных характер и слово «конкретно-взятого» здесь лишнее, но в начале Перестройки, ситуация воспринималась не такой удручающей.

Подытоживая скажу, да Перестройка была, что мёртвому припарки, во всяком случае в том виде, в котором она осуществлялась, но сама проблема неэффективного управления финансовыми потоками именно в бюджетной сфере была, ради устранения которой Перестройка и была задумана, как говориться - имела место быть. И, если мы хотим сохранить хоть что-то из социалистических завоеваний, необходимо вернуться решению данного вопроса, тем более что даже просрав все соцзавоевания, мы рискуем не остановиться на этом и повторить судьбу Греции (пока ещё не плачевную, но всё к этому идёт)

Если бы члены ЦК КПСС знали, какие перемены начнутся после их решения 11 марта 1985 года избрать Генеральным секретарем ЦК Михаила Горбачева, то половину из них точно хватил бы «кондратий».

Был определенный символизм в том, что вокруг фигуры самого молодого члена Политбюро развернулась нешуточная борьба. Основными претендентами были, помимо Горбачева, глава московской парторганизации (уже в возрасте к тому времени) Виктор Гришин и глава Ленинграда 60-летний Григорий Романов. В том, что в схватке победил Горбачев, заслуга не только самого влиятельного члена Политбюро бессменного главы МИД Андрея Громыко, но и курировавшего оргработу в ЦК выходца из Томска Егора Лигачева (он сильно «прошерстил» состав ЦК, наполнив его людьми, послушными ему лично). Свою роль сыграла и, скажем так, «организационная ловкость» Горбачева и его сторонников. Так, во время принятия решения по генсеку один из главных оппонентов Горбачева глава ЦК Компартии Украины Щербицкий находился с визитом в США и вовремя прилететь… не смог. Григорий Романов недальновидно оказался в отпуске в Литве и едва успел на пленум, но подготовительную работу в свою пользу упустил. К моменту его прилета все уже было решено. Дряхлый предшественник Горбачева Константин Черненко, дышавший на ладан все недолгое время пребывания в генсеках, умер вечером 10 марта. Решение по Горбачеву, судя по всем, принципиально было принято той же ночью. Народу объявили о смерти «вождя» лишь 11 марта. И да, слово Андрея Громыко стало решающим. Через несколько месяцев он был «вознагражден» за это постом председателя Президиума Верховного Совета СССР.

Были ли перемены необратимы? В какой-то мере. Идея неких – нет, не реформ, само слово это было слишком радикально для геронтократов из Политбюро – а «преобразований» витала в воздухе. Наследовавший вогнавшему СССР в застой Брежневу Юрий Андропов, как глава КГБ, был отлично осведомлен об истинном состоянии дел в стране. Но большего, чем «закручивание гаек», в форме ужесточения производственной дисциплины (ловли граждан в рабочее время по кинотеатрам и магазинам) выдумать не мог. Говорил о «совершенствовании социализма». А как, куда? Не было, по большому счету, никаких стратегических идей. Было ощущение, что проигрываем гонку вооружений Америке (программа «звездных войн» Рейгана всерьез напугала), было понимание, что отстаем технологически. Но четкого понимания, что плановая экономика – это путь в тупик, не было. Все тогдашние «реформаторы» грезили неким «социализмом с человеческим лицом» и паллиативными методами его «совершенствования».

Идей не было и у Горбачева. С чего он начал? С борьбы с алкоголизмом. То есть с чисто идеалистической кампании. Соответствующее постановление появилось в мае того же 1985 года. Началась безумная антиалкогольная кампания. В Молдавии из 210 тысяч гектаров виноградников было уничтожено 80 тысяч. На Украине вырубили 60 тысяч гектаров (а доходы от виноградников составляли пятую часть бюджета Украины). В России с 1985 по 1990 год площади виноградников снизились с 200 до 168 гектаров, а среднегодовой сбор сократился с 850 тысяч тонн до 430 тысяч тонн. Все это нанесло удар по бюджету. Который, теоретически, мог бы пойти на дело модернизации промышленности. До начала антиалкогольной кампании около четверти поступлений в госказну от розничной торговли приходилось на алкоголь, в 1986 году доходы госказны от пищевой промышленности составили лишь 38 миллиардов рублей, а в 1987 году 35 миллиардов рублей вместо прежних 60 миллиардов. Правда, были и положительные результаты: в период антиалкогольной кампании родилось на 500 тысяч детей больше, чем за последние десятилетия, ослабленных новорождённых было на 8 процентов меньше. Продолжительность жизни среди мужчин увеличилась на 2,6 года, что стало максимумом за всю историю России.

Но еще большую неприятность принесла Горбачеву нефть. С 1986 года происходит резкое падение цен. Достигнув пика – более 35 долларов за баррель (в нынешних ценах - это ближе к 60), в 1986 они упали до 10 долларов (это меньше 30 сегодняшних). Это стало реакцией на перенасыщенность рынка в условиях падения спроса на нефть на фоне замедления мировой экономики после арабского «нефтяного эмбарго» начала 70-х. Между тем, с 1975 по 1989 г. СССР заработал от экспорта нефти и нефтепродуктов примерно 100 миллиардов рублей (в ценах того времени, по подсчетам экономиста Николая Шмелева 200-250 миллиардов долларов). В 1986 году СССР получил за экспорт нефти и нефтепродуктов лишь 5 миллиардов инвалютных рублей вместо прежних 10–12 миллиардов рублей в год. Только за первые три года правления Горбачева страна потеряла около 40 миллиардов рублей. Собственно, доходы от нефти тогда были промотаны, потрачены на потребительский импорт и импорт зерна (в 1982 году были ввезены рекордные 32 миллионов тонн).

Никакого плана экономических реформ и даже самой идеи о направлении движения (как у Дэн Сяопина в КНР в начале 80-х, еще до прихода Горбачева) ни у кого в советском руководстве не было. Были какие-то рваные мысли по поводу «совершенствования методов социалистического хозяйствования» и прочего. Думаю, что мы до сих пор недооцениваем ту роль, которую сыграло в проведении тогдашней политики банальное невежество что тогдашних руководителей, что представителей «интеллектуальной элиты» по части того, как устроена современная экономика. Будучи десятилетиями зомбированными заклинаниями «марксистско-ленинской науки», эти люди были попросту безграмотны. Состояние наук об обществе в позднем СССР погрязло в догматизме, оно было прискорбно. Правда, сейчас, мне кажется, оно еще более прискорбно.

Считается, что Горбачев совершил роковую ошибку, когда начал в 1987 году политические «реформы» (хотя сами по себе они были весьма и весьма ограниченными и невнятными) вместо экономических (мол, в Китае было все наоборот и потому успешно). Проблема не в этом. Проблема в том, что не было грамотного представления, что делать, ни в политике, ни в экономике. Так называемые «политические реформы» попросту нечем было заменить в экономике. По части «политических реформ» у руководства СССР было примерно такое же представление, как о реформах экономических – то есть такое же невежественное. Исходили из возможности реформировать социализм во главе с КПСС (больше гласности и «социалистической демократии»). Примерно так же, как считали, что можно реформировать плановую экономику – «больше социализма».

СССР, на мой взгляд, и его экономика были спасаемы примерно в начале 70-х, когда пытались осторожно и планомерно нащупать некие новые варианты более эффективного ведения дел (хозрасчет и прочее). Но так называемые «косыгинские реформы» (по имени председателя Совмина Алексея Косыгина) были похоронены догматичным руководством страны и резко выросшими ценами на нефть. В этом смысле, история сейчас повторяется. Нефть снова упала для нас неожиданно.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции "Вечерней Москвы"

Перестройка в СССР 1985-1991 годов - масштабные перемены в экономической, политической, а также идеологической жизни страны, достигнутые путем внедрения кардинально новых реформ. Целью реформ была всецелая демократизация политического, общественного и экономического строя, сложившегося в Советском Союзе. Сегодня мы с вами подробнее познакомимся с историей Перестройки в СССР 1985-1991 годов.

Этапы

Основные этапы Перестройки в СССР 1985-1991 годов:

  1. Март 1985 - начало 1987 гг. Лозунгами этого этапа стали фразы: «ускорение» и «больше социализма».
  2. 1987-1988 гг. На этом этапе появились новые лозунги: «гласность» и «больше демократии».
  3. 1989-1990 гг. Этап «разброда и шатания». Единый прежде лагерь перестройки раскололся. Политическое и национальное противостояние начало набирать обороты.
  4. 1990-1991 гг. Данный период ознаменовался крахом социализма, политическим банкротством КПСС и, как следствие, распадом Советского Союза.

Причины перестройки в СССР

Начало крупных реформ в Советском Союзе, как правило, связывают с приходом к власти М. С. Горбачева. Вместе с тем, некоторые эксперты считают «отцом Перестройки» одного из его предшественников - Ю. А. Андропова. Есть также мнение, что с 1983 по 1985 годы Перестройка переживала «эмбриональный период», пока СССР входил в стадию реформирования. Так или иначе, в силу отсутствия экономических стимулов к труду, разорительной гонки вооружений, огромных расходов на военные действия в Афганистане, и нарастающего отставания от Запада в сфере науки и техники, на заре 1990-х годов Советский Союз нуждался в широкомасштабном реформировании. Разрыв между лозунгами правительства и реальной ситуацией был огромен. В обществе росло недоверие к коммунистической идеологии. Все эти факты и стали причинами Перестройки в СССР.

Начало перемен

В марте 1985 года М. С. Горбачева избрали на пост генсека ЦК КПСС. В следующем месяце новое руководство СССР провозгласило курс на ускоренное развитие страны в социальной и экономической сфере. С этого и началась реальная Перестройка. «Гласность» и «ускорение» в результате станут ее главными символами. В обществе все чаще можно было услышать лозунги типа: «мы ждем изменений». Горбачев тоже понимал, что изменения крайне необходимы государству. Со времен Хрущева он был первым генсеком ЦК КПСС, который не брезговал общением с простым народом. Путешествуя по стране, он выходил к людям, чтобы спросить об их проблемах.

Работая над выполнением поставленного курса по развитию и внедрению реформ Перестройки в СССР 1985-1991 года, руководство страны пришло к выводу, что отрасли экономики нужно перевести на новые способы хозяйствования. С 1986 по 1989 гг. постепенно издавались законы о государственных предприятиях, индивидуальном труде, кооперативах, а также о трудовых конфликтах. Последний закон предусматривал право рабочих на забастовку. В рамках экономических преобразований были внедрены: госприемка продукции, хозяйственный расчет и самофинансирование, а также назначение директоров предприятий по результатам выборов.

Стоит признать, что все указанные меры мало того что не привели к главной цели Перестройки в СССР 1985-1991 годов - положительным улучшениям экономического положения страны, так еще и ухудшили ситуацию. Причиной тому стали: «сырость» реформ, значительное расходование бюджета, а также увеличение количества денег в руках простого населения. Из-за государственных поставок продукции нарушились установленные между предприятиями связи. Дефицит потребительских товаров усилился.

«Гласность»

С экономической точки зрения, Перестройка началась с «ускорения развития». В духовной же и политической жизни ее главным лейтмотивом стала так называемая «гласность». Горбачев заявил, что демократия невозможна без «гласности». Под этим он подразумевал, что народ должен знать обо всех государственных событиях прошлого и процессах настоящего. В публицистике и высказываниях партийных идеологов стали фигурировать идеи смены «казарменного социализма» на социализм с «человеческим обликом». Культура в годы Перестройки СССР (1985-1991 гг.) начала «оживать». Власть изменила свое отношение к диссидентам. Лагеря для политзаключенных постепенно начали закрываться.

Особых оборотов политика «гласности» набрала в 1987 году. К советскому читателю вернулось наследие литераторов 30-50-х годов, и труды отечественных философов. Репертуар театральных и кинематографических деятелей значительно расширился. Процессы «гласности» нашли проявление в журнальных и газетных публикациях, а также на телевидении. Большой популярностью пользовался еженедельник «Московские новости» и журнал «Огонек».

Политические преобразования

Политика Перестройки в СССР 1985-1991 годов предполагала раскрепощение общества, а также его избавление от партийной опеки. Вследствие этого на повестку дня был поставлен вопрос о необходимости политических преобразований. Важнейшими событиями во внутриполитической жизни СССР стали: одобрение реформы государственного строя, принятие поправок к конституции и принятие закона о выборах депутатов. Эти решения стали шагом на пути к организации альтернативной системы выборов. Высшим законодательным органом власти стал Съезд народных депутатов. Он выдвигал в Верховный Совет своих представителей.

Весной 1989 года состоялись выборы членов Съезда народных депутатов. В состав съезда была включена легальная оппозиция. В ее главе были поставлены: известный на весь мир ученый и правозащитник академик А. Сахаров, бывший секретарь Московского горкома партии Б. Ельцин и экономист Г. Попов. Распространение «гласности» и плюрализма мнений привело к созданию многочисленных объединений, часть и которых были национальными.

Внешняя политика

В годы Перестройки коренным образом изменился курс внешней политики советского союза. Правительство отказалось от конфронтации в отношениях с Западом, прекратило вмешиваться в локальные конфликты и пересмотрело свои взаимосвязи со странами социалистического лагеря. Новый вектор внешнеполитического развития базировался не на «классовом подходе», а на общечеловеческих ценностях. По мнению Горбачева, отношения между государствами должны были базироваться на соблюдении баланса национальных интересов, свободе выбора путей развития в каждом отдельном государстве и коллективной ответственности стран за решение глобальных вопросов.

Горбачев был инициатором создания общеевропейского дома. Он регулярно встречался с правителями Америки: Рейганом (до 1988 года) и Бушем (с 1989 года). На этих встречах политики обсуждали вопросы разоружения. Советско-американские отношения были «разморожены». В 1987 году были подписаны договоры об уничтожении ракет и ПРО. В 1990 году политики подписали договор о сокращении количества стратегического вооружения.

В годы Перестройки Горбачев смог установить доверительные отношения с главами ведущих государств Европы: Германии (Г. Коль), Великобритании (М. Тэтчер) и Франции (Ф. Миттеран). В 1990 году участники Совещания по безопасности Европы подписали договор о снижении количества обычного вооружения на территории Европы. СССР начал выводить своих солдат с Афганистана и Монголии. На протяжении 1990-1991 годов были распущены как политические, так и военные структуры Варшавского договора. Военный блок, фактически, прекратил свое существование. Политика «нового мышления» принесла принципиальные изменения в международные отношения. Это было концом холодной войны.

Национальные движения и политическая борьба

В Советском Союзе, как в многонациональном государстве, всегда существовали национальные противоречия. Особые обороты они набирали в условиях кризисов (политических или экономических) и радикальных перемен. Занимаясь строительством социализма, власть мало внимания уделяла историческим особенностям народов. Объявив о формировании советского сообщества, правительство фактически начало разрушать традиционное хозяйство и быт многих народов государства. Особо сильное давление власти оказывали на буддизм, ислам и шаманизм. Среди народов Западной Украины, Молдавии и Прибалтики, которые присоединились к СССР накануне ВОВ, были очень распространены антисоциалистические и антисоветские настроения.

На советскую власть были сильно обижены народы, депортированные в годы войны: чеченцы, крымские татары, ингуши, карачаевцы, калмыки, балкарцы, турки-месхетинцы и прочие. Во времена Перестройки в СССР 1985-1991 годов в стране были исторические конфликты между Грузией и Абхазией, Арменией и Азербайджаном, Грузией и Арменией, и прочие.

Политика «гласности» дала зеленый свет для создания националистических и национальных общественных движений. Наиболее значимыми из них были: «Народные фронты» стран Прибалтики, армянский комитет «Карабах», украинский «Рух» и российское сообщество «Память». К оппозиционному движению привлекались широкие массы.

Усиление национальных движений, а также противостояния союзному Центру и власти Коммунистической партии стало определяющим фактором кризиса «верхов». Еще в 1988 году в Нагорном Карабахе развернулись трагические события. Впервые со времен гражданской войны под националистическими лозунгами состоялись манифестации. Вслед за ними в азербайджанском Сумгаите и узбекской Фергане произошли погромы. Апогеем национального недовольства стали вооруженные столкновения в Карабахе.

В ноябре 1988 года Верховным Советом Эстонии было провозглашено верховенство республиканского закона над общесоюзным. В следующем году Верховная Рада Азербайджана провозгласила суверенитет своей республики, а Армянское общественное движение стало выступать за независимость Армении и отделение ее от Советского Союза. В конце 1989 года Коммунистическая партия Литвы заявила о своей самостоятельности.

Выборы 1990-го

Во времена избирательной кампании 1990 года было ярко выражено противостояние между партийным аппаратом и оппозиционными силами. Оппозиция получила избирательный блок «Демократическая Россия», который стал для нее не иначе как организационным центром, а позже превратился в общественное движение. В феврале 1990 года состоялось множество митингов, участники которых добивались ликвидации монополии Коммунистической партии на власть.

Депутатские выборы в Украине, Белоруссии и РСФСР стали первыми истинно-демократическими выборами. Порядка 30% должностей в высших законодательных органах получили депутаты с демократической ориентацией. Эти выборы стали отличной иллюстрацией кризиса власти партийной верхушки. Общество потребовало отмену 6-й статьи Конституции Советского Союза, провозглашающей верховенство КПСС. Так в СССР начала формироваться многопартийная система. Главные реформаторы - Б. Ельцин и Г. Попов, получили высокие посты. Ельцин стал председателем Верховного Совета, а Попов - мэром Москвы.

Начало распада СССР

М. С. Горбачев и Перестройка в СССР 1985-1991 годов у многих ассоциируются с распадом Советского Союза. Все началось в 1990 году, когда национальные движения стали набирать все больших оборотов. В январе, вследствие армянских погромов, в Баку ввели войска. Военная операция, сопровождающаяся большим количеством жертв, лишь на время отвлекла общественность от вопроса о независимости Азербайджана. Приблизительно тогда же литовские парламентарии проголосовали за независимость республики, в результате чего в Вильнюс вошли советские войска. Следом за Литвой аналогичное решение приняли парламенты Латвии и Эстонии. Летом 1990 года Верховный Совет России и Верховная Рада Украины, приняли декларации о суверенитете. Весной следующего года в Литве, Латвии, Эстонии и Грузии прошли референдумы о независимости.

Осень 1990 года. М. С. Горбачев, которого на съезде народных депутатов избрали президентом СССР, вынуждено провел реорганизацию органов власти. С тех пор исполнительные органы находились в непосредственном подчинении президенту. Был учрежден Совет Федерации - новый совещательный орган, в состав которого вошли главы союзных республик. Затем началась разработка и обсуждение нового Союзного договора, регламентирующего отношения между республиками СССР.

В марте 1991 года состоялся первый в истории СССР референдум, в котором граждане стран должны были высказаться касательно сохранения Советского Союза как федерации суверенных республик. Шесть союзных республик (Армения, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония и Грузия) из 15, отказались принимать участие в референдуме. 76% опрошенных проголосовали за сохранение СССР. Параллельно был организован Всероссийский референдум, по результатам которого был введен пост президента республики.

Выборы президента России

12 июня 1991 года прошли всенародные выборы первого президента в истории России. По результатам голосования этот почетный пост достался Б. Н. Ельцину, которого поддержали 57% избирателей. Так Москва стала столицей двух президентов: российского и общесоюзного. Согласовать позиции двух лидеров было проблематично, особенно учитывая тот факт, что их отношения были далеко не самыми «гладкими».

Августовский путч

К концу лета 1991 года политическая ситуация в стране сильно усугубилась. 20 августа после острых дискуссий руководство девяти республик договорилось о подписании обновленного Союзного договора, который, по сути, означал переход к настоящему федеративному государству. Ряд государственных структур СССР был устранен или заменен на новые.

Партийно-государственное руководство, посчитав, что лишь решительные меры приведут к сохранению политических позиций Коммунистической партии и остановке распада СССР, прибегли к силовым методам управления. В ночь с 18 на 19 августа, когда президент СССР находился на отдыхе в Крыму, они образовали ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению). Новоиспеченный комитет объявил чрезвычайное положение в некоторых районах страны; объявил о расформировании властных структур, девствующих в разрез с Конституцией 1977 года; воспрепятствовал деятельности оппозиционных структур; запретил собрания, демонстрации и митинги; взял под жесткий контроль средства массовой информации; и, наконец, ввел войска в Москву. А. И. Лукьянов - Председатель Верховного совета Советского Союза, поддержал ГКЧП, хотя сам не вошел в его состав.

Б. Ельцин вместе с руководством России возглавил сопротивление КГЧП. В обращении к народу они призывали его не подчиняться незаконным решениям комитета, интерпретировав его действия не иначе, как антиконституционный переворот. Ельцина поддержало более 70% москвичей, а также жители ряда других регионов. Десятки тысяч мирных россиян, выражая поддержку Ельцину, были готовы встать на оборону Кремля с оружием в руках. Испугавшись развязывания гражданской войны, ГКЧП после трех дней противостояния начал выводить войска из столицы. 21 августа членов комитета арестовали.

Руководство России использовало августовский путч для разгрома КПСС. Ельцин издал указ, согласно которому партия должна приостановить свою деятельность на территории России. Имущество Коммунистической партии национализировали, а средства арестовали. Либералы, которые пришли к власти в центральной части страны, забрали у руководства КПСС рычаги управления силовыми структурами и средствами массовой информации. Президентство Горбачева были лишь формальным. Основное количество республик отказалось от заключения Союзного договора после августовских событий. О «гласности» и «ускорении» Перестройки уже никто не думал. На повестку дня стал вопрос о дальнейшей судьбе СССР.

Окончательный распад

В последние месяцы 1991 года Советский Союз окончательно распался. Съезд народных депутатов распустили, Верховный Совет радикально реформировали, большинство союзных министерств ликвидировали, а вместо кабинета министров создали межреспубликанский экономический комитет. Государственный совет СССР, в который вошел президент Советского Союза и главы союзных республик, стал высшим органом по управлению внутренней и внешней политикой. Первым решением Государственного совета стало признание независимости стран Прибалтики.

1 декабря 1991 года на Украине провели референдум. Более 80% опрошенных высказались за независимость государства. В результате Украина также приняла решение не подписывать Союзный договор.

7-8 декабря 1991 года Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич, встретились в Беловежской пуще. По результатам переговоров политики объявили о прекращении существования Советского Союза и об образовании СНГ (Союза независимых государств). Сначала в СНГ вошли только Россия, Украина и Беларусь, но в дальнейшем к нему присоединилась все государства, входящие ранее в Советский Союз, кроме прибалтийских.

Итоги Перестройки в СССР 1985-1991 годов

Несмотря на то, что Перестройка закончилась пагубно, ряд важнейших изменений в жизнь СССР, а затем отдельных его республик, она все же принесла.

Положительные итоги перестройки:

  1. Жертв сталинизма полностью реабилитировали.
  2. Появилось такое понятие, как свобода слова и взглядов, а цензура стала не такой жесткой.
  3. Однопартийную систему ликвидировали.
  4. Появилась возможность беспрепятственного въезда/выезда в/со страны.
  5. Служба в армии для студентов, проходящих обучение, была отменена.
  6. Женщин перестали зажать в тюрьму за супружескую измену.
  7. Был разрешен рок.
  8. Формально прекратилась «холодная война».

Конечно же, Перестройка в СССР 1985-1991 годов имела и негативные последствия.

Вот лишь основные из них:

  1. Золотовалютный запас страны снизился в 10 раз, что вызвало гиперинфляцию.
  2. Международный долг страны вырос, по меньшей мере, в три раза.
  3. Темп экономического роста страны упал едва ли не до нуля - государство попросту замерло.

Ну, и главный негативный итог Перестройки в СССР 1985-1991 гг. - распад СССР.