Страны с доходами ниже среднего уровня. Разница между развитыми странами и развивающимися странами

Неодинаковое положение развивающихся стран находит отражение в их классификации на определенные группы. Для выделения групп в подсистеме развивающихся стран используются различные критерии - географическое положение (регионы и субрегионы), уровень промышленного производства, его доля в экспорте, уровень экономического развития, способность к саморазвитию.

Выделяется группа новых индустриализующихся стран (НИС). К ним относятся страны с относительно высоким уровнем экономического развития и существенным, развивающимся, многоотраслевым по структуре промышленным сектором (20% ВВП). Для НИС характерны более высокие темпы хозяйственного развития, превышающие аналогичные показатели других развивающихся и промышленно развитых стран. Ведущей отраслью экономического развития почти всех НИС стала многоотраслевая обрабатывающая промышленность. Основной статьей экспорта всех НИС стали обработанные товары. У 15 стран они превышают 50% их экспорта.

В экономическом развитии для большинства из них характерны тенденции, присущие зрелой капиталистической экономике. Идет процесс концентрации производства и капитала, формируется финансовый капитал. В наиболее развитых странах образовались ТНК.

НИС в большинстве своем состоят из латиноамериканских государств и стран Юго-Восточной Азии. Уровень их ВВП на душу населения соответствует таким промышленно развитым странам, как ЮАР, Греция, Португалия. Вхождение этих развивающихся стран в промежуточную зону сохраняет целостность мировой хозяйственной системы.

Новые индустриализующиеся страны характеризуют тесные связи с финансовой системой развитых стран. Для всех НИС характерен высокий уровень внешней задолженности ведущим развитым странам.

В зависимости от уровня экономического развития развивающиеся страны делятся на три категории: страны с высоким, средним и низким уровнем дохода. Выделяются также страны - экспортеры и импортеры нефти, страны с высоким уровнем задолженности.

В группу стран с высокими доходами на душу населения, характерными для промышленно развитых стран, входят Бруней, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и ряд других территорий.

Группа стран со средними показателями ВВП на душу населения делится на две подгруппы: с доходами выше среднего уровня и с доходами ниже среднего уровня. В целом в эту группу в основном входят новые индустриализирующиеся страны и страны-нефтеэкспортеры. В них преодолевается аграрная и сырьевая специализация их экономики, формируется диверсифицированный промышленный комплекс, вырабатывается модель приспособления к международным рынкам.

Подгруппу нефтеэкспортирующих стран составляют 19 государств, в экспорте которых нефтепродукты превышают 50%. В ряде этих стран вначале была создана материальная основа, а затем дан простор для развития капиталистических производственных отношений. В них сложился так называемый рентный капитализм.

Значительная часть «новейшей» крупной буржуазии этих стран - преимущественно рантье, живущие на доходы не только от нефти, но и на операциях с нефтедолларами. Эта группа в наименьшей степени связана с национальной экономикой и концентрируется преимущественно вокруг банковских объединений, действующих за рубежом. Немалая часть доходов таких нуворишей превращается в сокровища, значительные средства расходуются на приобретение новейших автомобилей, строительство роскошных вилл.

Третью группу в развивающемся мире образуют страны с низким уровнем дохода, или бедные страны в которых ВВП на душу населения в 1995 г. не превышал 750 долл. В эту подсистему входит порядка десяти азиатских стран преимущественно из Южной Азии и Индокитая, а также Гайяна, Гаити, Гондурас и Никарагуа из Латинской Америки.

Особое положение в группе бедных стран занимают Индия и Китай, обладающие огромным экономическим потенциалом, разнообразной отраслевой структурой огромными внутренними рынками. В Индии в результате социально-экономической эволюции капиталистический сектор достиг среднего уровня развития и преодолел основные внутренние воспроизводственные диспропорции.

В Китайской Народной Республике, возникшей в результате национально-освободительной и последовавшей за ней гражданской войны 1945-1949 гг., была ликвидирована феодальная собственность, собственность компрадорско-бюрократического капитала, проведена коллективизация сельского хозяйства, огосударствлена средняя промышленность в форме совместных предприятий. В результате сложной и противоречивой индустриализации промышленность заняла ведущее место в народном хозяйстве (17% ВВП в 1949 г.). В 1979 г. КНР, входившая в мировую социалистическую систему, получила статус развивающейся страны. Сегодня (2010г.) КНР оспаривает мировое лидерство с США по объёму показателя ВВП, оставив позади себя Японию и другие развитые страны.

Наименее развитые страны. Особенность социально-экономического развития подсистемы развивающихся стран состоит в том, что в ней увеличивается число наименее развитых, беднейших стран. В эту группу по классификации ООН входят страны, которые не обладают способностью к саморазвитию и не имеют внутренних источников преодоления низкого уровня развития. Количество наименее развитых стран за 70-90-е годы увеличилось вдвое и достигло 48 (33 - в Африке). На их территории проживает 10,3% населения мира, но они производят только 0,6% мирового продукта.

В группу наименее развитых стран входят малые по численности населения страны, за исключением Бангладеш, - свыше 120 млн, Эфиопия - 60 млн, Демократическая Республика Конго, Мьянма - свыше 50 млн человек.

В производстве наименее развитых стран основное место занимает сельское хозяйство - свыше 38% ВВП. Доля его за 80 - 90-е годы не изменилась. В сельском хозяйстве этих стран занято 73% рабочей силы, а во всех развивающихся странах - 59%. Во многих из них сохраняются значительные докапиталистические отношения.

Темпы экономического роста этой группы стран уступали соответствующим показателям развивающихся стран в целом. В 1998 г. средний доход на душу населения в них составлял только 20% среднего уровня всех развивающихся стран (1980 г. - 28%). Снижение уровня экономического развития произошло в связи с ухудшением внешних факторов развития, с ростом их зависимости от экспорта сырьевых товаров. Эта подгруппа сохраняется в качестве отсталого сырьевого придатка западных стран. Доля обрабатывающей промышленности в их производстве в 90-е годы сократилась до уровня 1970 г. - 9% ВВП.

Помимо указанных общих причин отрицательное влияние на экономическое развитие ряда беднейших стран оказывает значительная социальная и политическая нестабильность. Огромный ущерб хозяйству Анголы, Демократической Республики Конго, Мозамбика, Сомали, Эфиопии нанесли гражданские войны. Хозяйственное развитие данной подгруппы тормозят традиционные секторы, особенно в сельском хозяйстве. В результате они все больше отстают от основных направлений научно-технического и социального прогресса. Если основные движущие силы развития многих стран периферии мирового хозяйства находятся внутри них, то для наименее развитых стран внешний фактор играет почти абсолютную роль. Все попытки этих стран вырваться из порочного круга нищеты собственными силами до сих пор не привели к заметному изменению их положения. Раньше эту группу развивающихся стран часто называли «четвертым миром».

Итак, подсистема развивающихся стран содержит две противоположные по уровню экономического развития группы стран: новые индустриализующиеся страны и наименее развитые страны. Разрыв в уровнях ВВП на душу населения между ними превышает показатель разрыва между развитыми и развивающимися странами (соответственно 13 раз по отношению к странам Латинской Америки и 5 раз по отношению ко всем развивающимся странам).

Развивающиеся страны отличаются друг от друга не только социально-экономической структурой, уровнем экономического развития. Общественные структуры этих стран развиваются в рамках различных локальных цивилизаций и содержат в себе разное социокультурное наполнение.

Какими стратегиями могут воспользоваться страны с низким уровнем доходов для перестройки своей экономики и диверсификации производства? Автор этой статьи рассказывает о трех видах промышленной политики, подробно рассматривая факторы успеха каждой из них.

Промышленная политика играет значительную роль в экономических преобразованиях, однако полученные результаты, в частности в странах с низким уровнем доходов, отличаются своей неоднородностью. Например, невероятный подъем производственных центров в Восточной и Южной Азии серьезно изменил экономические перспективы этих регионов всего за одно поколение. Это кардинально отличается от маргинализации и ослабления производственного сектора, наблюдаемых в других государствах, особенно в странах Африки к югу от Сахары.

После финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. быстро развивающиеся глобальные державы, такие как Китай, достигли невероятного экономического успеха в том числе благодаря использованию нетрадиционных вариантов политики. Среди лидеров стало появляться понимание важности промышленной политики для переформатирования экономических структур, если страна хочет сохранить конкурентоспособность или перейти на следующий уровень развития.

Сегодня дискуссии в странах с низким уровнем доходов все меньше сконцентрированы на вопросе о том, нужно ли проводить индустриализацию, в частности с помощью политики вмешательства. Все более важным становится вопрос о том, как эта политика может продвинуть умные идеи, в том числе посредством технологических инноваций, для преодоления разрывов в уровне производительности, модернизации промышленности и диверсификации экономики.

Промышленная политика в странах с низким уровнем доходов

Обычно успешные варианты промышленной политики внедрялись в странах с высоким уровнем доходов или в странах с формирующейся экономикой в Азии или Латинской Америке. Однако меньший успех стран с низким уровнем доходов был обусловлен не недостатком инициатив в промышленной политике, а скорее специфическими экономическими и политическими условиями, которые привели к неоднозначным результатам. Более того, груз прошлых неудач стал главной причиной для аргументов против принятия промышленной политики и заставил страны подписывать двусторонние соглашения о зонах свободной торговли (ЗСТ) и двусторонние инвестиционные соглашения (ДИС), ограничивающие возможности участвующих сторон использовать промышленную политику для преодоления повсеместных рыночных сбоев и других структурных экономических проблем.

Несколько фактов о странах с низким уровнем доходов

Потенциальная конкурентоспособность стран с низким уровнем доходов происходит из двух больших преимуществ: существенно низких затрат на рабочую силу, несмотря на высокую конкуренцию на рынке труда, и доступности большого количества природных ресурсов. Тем не менее страны с низким уровнем доходов сталкиваются с многочисленными проблемами, в том числе следующими:

  • экономическая база с низким уровнем индустриализации и диверсификации, характеризующаяся разрывами в производительности труда и по большей части неквалифицированной рабочей силой;
  • неформальный, слабый и малый по размеру местный частный сектор, сталкивающийся с ограничениями на стороне спроса, что связано с низким уровнем дохода и слабой покупательской способностью, а также с ограничениями на стороне предложения из-за низкой продуктивности;
  • непростые деловые условия, выражающиеся в неблагоприятном деловом климате, высоких транспортных издержках, в том числе трансграничных, недостаточной и ненадежной инфраструктуре, неадекватных технологиях и квалификации, а также в ограниченном доступе к финансированию;
  • потребность в исправлении рыночных сбоев и ошибок правительства;
  • влияние внешних игроков, приводящее к несогласованности стратегий с правительственными мерами и, следовательно, к фрагментации политики вместо ее координации.

Что работает (или не работает) и почему?

Промышленная политика имеет множество аспектов, которые необходимо совместно активировать в рамках целевой внутренней политики, дополняющей мягкой политики, а также решений, принимаемых ведущими фирмами, контролирующими глобальные цепочки создания стоимости (ГЦС). Эти виды политики можно разделить на четыре крупные категории: (i) импортозамещающая индустриализация; (ii) экспортоориентированная индустриализация; (iii) ресурсоориентированная индустриализация и (iv) индустриализация посредством инноваций (см. Low and Tijaja, 2013). В этом разделе рассматриваются факторы успеха в первых трех категориях, имеющих отношение к странам с низким уровнем доходов.

Импортозамещающая индустриализация

Изначально импортозамещающая индустриализация была разработана, чтобы ликвидировать отставание стран с низким уровнем доходов от стран с высоким уровнем доходов. Ранние поколения такой политики были направлены на замещение импортных товаров и услуг посредством поддержания торговли и использования инструментов фискальной политики для защиты неокрепших отраслей. Эта модель, однако, оказалась ограниченной из-за недостаточного размера внутренних рынков, появления постоянных искажений рынка и поддержки неконкурентных отраслей, а также увеличения трудностей для конкуренции с иностранными продуктами.

Несмотря на получение во многом неубедительных достижений, есть доказательства, которые демонстрируют, что при определенных условиях и в конкретных отраслях политика импортозамещения позволила достичь хороших результатов. Примером может служить успешное развитие фармацевтической отрасли в Бангладеш. Сегодня 97% внутреннего спроса на непатентованные лекарственные средства удовлетворяется местными производителями таких лекарств по сравнению с 35% в 1982 г., когда правительство начало использовать целенаправленную промышленную политику для стимулирования местного производства. Количество компаний утроилось с 1982 г., и сейчас в них работает около 100 тыс. человек. Бангладеш экспортирует непатентованные лекарственные средства в 85 стран, в том числе США и некоторые европейские государства.

Исходя из этого примера, можно сказать, что причиной успеха импортозамещающей индустриализации стали целенаправленность политики и выбор отрасли. Общественное здравоохранение являлось приоритетной сферой, в которой рыночный сбой ощущался наиболее серьезно. Были разработаны стратегии поддержки развития местной фармацевтической индустрии. Они достигли положительных результатов, так как благодаря жесткому ценовому и рыночному контролю практически не оставляли возможности для концентрации поступлений. Система основывалась на производительности. Бангладеш также сконцентрировалась на получении технологических знаний, передаче ноу-хау и повышении квалификации.

Однако сегодня, несмотря на успехи, действующая модель начинает достигать своего лимита, учитывая рост цен на сырье, конкуренцию с другими производителями непатентованных лекарственных средств и сложности продвижения вверх по цепочке создания стоимости. Не может изменить ситуацию и предоставленное ВТО освобождение от обязательств по Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашения по ТРИПС). Чтобы поддержать отрасль в долгосрочной перспективе, Бангладеш придется переориентировать свою помощь таким образом, чтобы повысить эффективность некоторых форм оказываемой до настоящего времени «временной поддержки» по мере изменения политики в области фармацевтики. Например, до сих пор не ясно, как будет осуществляться поддержка промышленности по истечении временного освобождения от обязательств по Соглашению по ТРИПС в 2016 г., особенно если иностранные фирмы начнут подавать заявления на патенты после 2016 года.

Экспортоориентированная индустриализация

Политика экспортоориентированной индустриализации направлена на производство промышленных товаров для иностранных рынков. Некоторые страны с низким уровнем доходов воспользовались этим видом политики для диверсификации своих экономик, частично чтобы компенсировать неудачи импортозамещения и частично чтобы повторить истории успеха Восточной Азии. В 1980-х и 1990-х гг., когда рынок регулировался Соглашением ВТО по текстилю и одежде, для ряда таких стран открылось несколько возможностей в отрасли производства одежды, где стоимость рабочей силы была низкой. Однако действие этой договоренности истекло в 2005 году.

Одной из характеристик экспортоориентированной политики является то, что, несмотря на относительную легкость привлечения фирм, их сложно удержать со временем, так как они начинают чувствовать себя не связанными обязательствами. Страны, которые добились наилучших результатов в развитии экспорта, уделили внимание более широкой промышленной стратегии и дополнительным усилиям. Все это было нацелено на то, чтобы содействовать развитию связей с поставщиками и заказчиками, удержать фирмы (оказывая поддержку модернизации процессов, продуктов, функций или цепочек создания стоимости) и укрепить партнерство с крупными фирмами для обеспечения передачи ноу-хау и навыков от отраслей с низкой производительностью отраслям с высокой производительностью.

Невозможность реализации этого подхода привела, в частности, к распаду текстильной отрасли в Кении в 1980-х гг., когда Соглашение по различным видам волокон утратило свою силу. Многие инвесторы перевели свои производства в другие страны, несмотря на то, что Кения получила доступ на рынки ЕС и США. В то же время Бангладеш сумела добиться успеха благодаря как механизмам адресной поддержки, направленным на привлечение и удержание инвестиций, так и своей программе развития навыков, например соглашению 1979 г. о техническом сотрудничестве с компанией Daewoo, на тот момент ведущим корейским производителем одежды. Создание таможенных складов для хранения импортируемого сырья позволило фирмам отсрочить уплату таможенных пошлин и денежных субсидий (в размере 25%) за использование местных тканей в качестве сырья для производства готовой одежды на экспорт. Сегодня Бангладеш является вторым крупнейшим экспортером одежды после Китая с более чем 5000 предприятий, производящих одежду, на которых трудится около 3,5 млн человек.

С помощью экспортоориентированной политики Эфиопия стала вторым крупнейшим африканским экспортером срезанных цветов (после Кении). Это стало возможным благодаря стратегии выборочного поощрения экспорта, опирающейся на индустриализацию на основе опережающего развития сельского хозяйства, несмотря на проблемы, связанные с доступом к земле и финансированию, а также слабую инфраструктуру и логистику. Политика, направленная на преодоление основных сдерживающих факторов и создание благоприятных условий, осуществляется с помощью следующих шагов: (а) сдачи в аренду государственной земли недалеко от аэропорта по очень низкой цене; (б) предоставления долгосрочного кредита под низкий процент; (в) решения проблем с логистикой; (г) координации воздушного сообщения, компонента с наибольшими эксплуатационными расходами.

Ресурсоориентированная индустриализация

Для проведения ресурсоориентированной индустриализации требуются очень специфические виды промышленной политики, отражающие природу сырьевого сектора. Примечателен пример мозамбикского алюминиевого завода Mozal. Хотя в Мозамбике не добывался боксит на момент разработки проекта, страна сумела привлечь одного из крупнейших прямых иностранных инвесторов в своей истории с помощью комбинации налоговых и финансовых стимулов, дешевой энергии и обеспечила доступ своего алюминия на рынки через совместное предприятие с компанией Mitsubishi.

Несмотря на важный вклад в экономику Мозамбика, попытка Mozal создать внутренние связи, в частности с помощью программы расширения возможностей малых и средних предприятий, оказалась ограниченной по своему масштабу и структуре.В отрасли были созданы около 3000 рабочих мест, удалось привлечь более 200 поставщиков сырья, однако ее связь с остальной экономикой в разрезе технологических возможностей и обучения осталась недостаточной.

Урок Мозамбика позволяет сказать, что для ресурсоориентированной индустриализации больше важна конкурентоспособность во взаимосвязанных отраслях, чем добыча как таковая. Хотя наделенность факторами производства, безусловно, является преимуществом, примеры Чили, ЮАР или Ботсваны показывают, что она не является достаточной сама по себе. Таким образом, успех ресурсоориентированной индустриализации обуславливают типы стимулов и существующие условия для появления и поддержания обогащения и трансформации отраслей промышленности.

Изменчивая природа индустриализации и эволюционирующая торговая система

Изменчивая природа индустриализации в сочетании со стремительно развивающейся архитектурой глобальной торговли существенно влияет на способность стран с низким уровнем доходов делать политический выбор для содействия своему промышленному развитию. Фрагментация способов производства и инвестиционных потоков привела к разбросу производственной деятельности по цепочкам создания стоимости или производственным сетям по всему миру, в результате чего произошло резкое увеличение торговли промежуточными продуктами.

Несколько фирм из стран с низким уровнем доходов сумели подключиться к глобальным цепочкам создания стоимости на устойчивой основе. Когда это удавалось, они оставались на низкой ступени цепочки и испытывали трудности с продвижением вверх. Неудивительно, что значительная доля прямых иностранных инвестиций во многие страны с низким уровнем доходов была сосредоточена в определенных секторах, таких как добыча полезных ископаемых и углеводороды. Инвесторы уделяли мало внимания деятельности с высокой добавленной стоимостью и производству. Это отражает глубокие и растущие разногласия между странами с низким уровнем доходов и остальным миром и демонстрирует важность и безотлагательность необходимости подстраиваться под новые требования индустриализации.

По мере эволюции производственной экосистемы меняются и правила игры. За последние годы мы столкнулись с распространением двусторонних и региональных торговых соглашений между развитыми и развивающимися странами, а также между развитыми странами, как способа углубления торговых отношений. Мегарегиональные торговые переговоры более масштабны по объему и наполнению и охватывают вопросы, находящиеся вне компетенции соглашений ВТО, в том числе охрану окружающей среды, трудовые права, защиту данных и конфиденциальность, а также вопросы конкуренции. В случае своего успешного подписания эти соглашения кардинально изменят правила ведения торговли и окажут серьезное влияние на не участвующие в них государства, в частности страны с низким уровнем доходов. Они приведут к размытию действующих торговых преференций, особенно в сфере производства одежды и переработки сельхозпродукции, и, что более важно, к значительному сближению или синхронизации нормативно-правовых баз.

Однако это также может создать новые возможности для стран с низким уровнем доходов, позволив им пропустить некоторые технологические процессы и специализироваться на деятельности, больше соответствующей их факторам производства и учитывающей их сравнительные и конкурентные преимущества.

Дальнейшие шаги: варианты политики для стран с низким уровнем доходов

Количество политических инструментов для преодоления проблем индустриализации достаточно, хотя страны с низким уровнем доходов сейчас работают в более ограниченной правилами торговой среде по сравнению с более ранними условиями, в которых развивались индустриальные страны. Например, ВТО ограничивает применение отдельных политических инструментов, в частности экспортных ограничений или связанных с торговлей инвестиционных мер, и регулирует условия использования технологий, патентов, промышленных образцов и авторских прав. Подписание соглашений о ЗСТ, в том числе соглашений об экономическом партнерстве, еще более ограничило пространство этих стран для маневра в политике, так как они обязались устранить тарифные барьеры в отношении не менее чем 75% продуктов, импортируемых из ЕС. Наконец, ДИС наделяют иностранных инвесторов дополнительными правами для оспаривания мер, которые национальные правительства могут принимать в пользу местных отраслей.

Тем не менее страны с низким уровнем доходов обладают значительной степенью гибкости в ВТО, в частности в соответствии с многочисленными исключениями, положениями о специальном и дифференцированном режиме, а также особыми исключениями или освобождениями от обязательств ВТО, по которым им предоставляется более длительный переходный период для имплементации конкретных соглашений.

Недостаток пространства для маневра в политике, похоже, не представляет проблемы. Странам с низким уровнем доходов необходимо расширить и углубить использование действующих политических инструментов в целях перестройки экономики и содействия внутренней диверсификации своей производственной базы. Кроме того, эти страны должны искать подходящий баланс между мягкими и жесткими видами промышленной политики, а также между внутриотраслевыми и горизонтальными мерами политики для развития устойчивой производственной базы. В дополнение к этому необходимо корректировать политику по мере изменения экономической ситуации в стране и развития международной торговли.

Принимая во внимание условия успеха политики импортозамещения в фармацевтической отрасли в Бангладеш, кажется необходимым оценивать политику и поддержку в разрезе производительности. Желательно, чтобы некоторые формы поддержки были ограничены по времени во избежание ее направления в малопродуктивные отрасли и для обеспечения устойчивости в долгосрочной перспективе.

В случае с экспортоориентированной и ресурсоориентированной политикой опыт показывает, что фирмы выбирают место работы в зависимости от эффективности производства, оказываемой поддержки для преодоления сдерживающих факторов, таких как доступ к финансам, земле или логистические сложности, а также условий доступа на рынок и предоставляемых торговых преференций. Это означает, что для удержания глобальных компаний требуется постоянный пересмотр промышленной политики.

Наконец, по мере развития глобальной торговли страны с низким уровнем доходов должны разрабатывать стратегии и создавать стратегические союзы для извлечения пользы из новой среды. Им необходимо взять на себя более активную роль в ВТО, чтобы многосторонняя торговая система гарантировала прозрачность и сохраняла для них необходимые механизмы гибкости.

Эта статья подготовлена на основе исследования Изабель Рамду “Industrial Policies in a Changing World: What Prospects for Low-Income Countries ”, опубликованного Международным центром по торговле и устойчивому развитию (МЦТУР) и Всемирным экономическим форумом в 2015 году.

Изабель Рамду – старший советник по развитию связей и инвестициям Африканского центра по освоению минеральных ресурсов, Экономическая комиссия для Африки

Разные дома, разные машины, разные суммы денег. Какова концепция экономического неравенства? Какие характеристики присущи развитым странам и развивающимся странам?

Что такое экономическое неравенство?

Между развитыми и развивающимися странами существует целый ряд отличий. Почти в любом городе можно увидеть различные дома, автомобили и людей, занимающихся различными видами деятельности. Эти различия могут быть индикаторами экономического неравенства, что является отличительной чертой отдельных лиц или целых групп населения в плане их богатства, активов или доходов. Хотя чаще всего можно увидеть различия в экономическом уровне в своем городе, экономическое неравенство также может занимать более широкий масштаб, касающийся целых народов и наций.

Два типа стран

Экономически мир был разделен на два типа - развитые страны и развивающиеся страны. Эти две категории основаны, главным образом, на доходах на душу населения, которые рассчитываются путем учета общего национального дохода для страны и деления его на число людей, проживающих в стране. Например, если небольшая страна имеет общий национальный доход в размере 800 000 долларов США и население в 20 000 человек, то доход на душу населения составляет 40 долларов.

Наиболее важные характеристики развивающихся стран

Наименее развитые (развивающиеся) страны имеют следующие общие черты:

  • Низкий уровень жизни. Среди причин: медленные темпы роста национального дохода, стагнирующие темпы роста доходов на душу населения, концентрация доходов в руках нескольких лиц и неравномерное распределение национального дохода, низкий уровень здравоохранения, низкий уровень грамотности и недостаточные образовательные возможности.
  • Низкий уровень производительности труда из-за отсутствия технологий, капитала и т. д.
  • Высокие темпы роста населения. Недостаточно развитые страны характеризуются более высокими темпами роста населения. Показатели смертности также находятся на высоком уровне по сравнению с развитыми странами.
  • Высокий и растущий уровень безработицы и неполной занятости. Некоторые работают меньше, чем могли бы. В неполную занятость также входят те, кто обычно работает полный рабочий день, но у кого нет подходящих вакансий. Замаскированная безработица является особенностью развивающихся стран.
  • Существенная зависимость от сельскохозяйственного производства. Подавляющее большинство людей, почти три четверти, работают в сельской местности. Аналогичным образом три четверти рабочей силы заняты в сельском хозяйстве. Вклад сельского хозяйства в валовой национальный продукт развивающихся стран очень высок по сравнению с развитыми странами.
  • Зависимость от первичного продукта. Большинство экономик из менее развитых стран ориентированы на производство первичной продукции, а не на вторичную деятельность. Эти сырьевые товары составляют основной экспорт в другие страны.
  • Зависимость в международных отношениях. Высшее неравное распределение экономической и политической власти между богатыми и бедными странами проявляется не только в доминирующей власти богатых стран для контроля за международной торговлей, но и в их способности часто диктовать условия, в которых технологии, иностранная помощь и частный капитал направляется на нужды развивающихся стран.
  • Дуалистическая экономика. Почти у всех развитых стран есть дуалистическая экономика. Одно им из них является рыночная экономика; Другая - экономика натурального хозяйства. Один находится в городе и недалеко от него; Другой - в сельской местности.
  • Распределение богатства. Неравенство в отношении богатства и распределения активов является основной причиной неравномерного распределения доходов в сельских районах. наиболее высокая концентрация активов находится на промышленном фронте в руках крупных бизнес-домов.
  • Отсутствие природных ресурсов: плодородных земель, чистой воды и минеральных ресурсов, железа, угля и т. д.
  • Отсутствие предпринимательства и инициативы. Еще одной характерной чертой слаборазвитых стран является отсутствие предпринимательских перспектив. Предпринимательство тормозится социальной системой, которая отрицает возможности творческих способностей.
  • Неэффективное капитальное оборудование и технологии.

Развитые нации

Первая экономическая категория - это развитые страны, которые обычно можно классифицировать как страны с более промышленным развитием и имеющие более высокий уровень дохода на душу населения. Чтобы считаться развитой страной, страна обычно имеет доход на душу населения около 12 000 долларов США. Кроме того, в большинстве развитых стран средний доход на душу населения составляет приблизительно 38 000 долларов США.

По состоянию на 2010 год в список развитых стран вошли США, Канада, Япония, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, Скандинавия, Сингапур, Тайвань, Израиль, страны Западной Европы и некоторые арабские государства. В 2012 году совокупное население этих стран составляло около 1,3 миллиарда человек. Этот показатель является относительно стабильным и, по оценкам, в течение следующих 40 лет он будет расти в пределах 7%.

В дополнение к высоким доходам на душу населения и стабильным темпам роста населения развитые страны также характеризуются особенностями использования ресурсов. В развитых странах люди потребляют большое количество природных ресурсов на человека и, по оценкам, потребляют почти 88% мировых ресурсов.

Развивающиеся нации

Первая экономическая категория - это развитые страны, и развивающиеся страны - это, соответственно, вторая экономическая категория. Это широкое понятие включает страны, которые менее индустриализированы и имеют более низкий уровень дохода на душу населения. Развивающиеся страны могут быть разделены на более развитые или менее развитые страны.

У умеренно развитых стран приблизительный доход на душу населения составляет от 1000 до 12 000 долларов США. Средний доход на душу населения для умеренно развитых стран составляет около 4000 долларов США. Список умеренно развитых стран очень длинный и составляет около 4,9 млрд. человек. Некоторые из наиболее узнаваемых стран, которые считаются умеренно развитыми, включают Мексику, Китай, Индонезию, Иорданию, Таиланд, Фиджи и Эквадор. В дополнение к ним идут государства Центральной Америки, Южной Америки, Северной и Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Восточной Европы, бывшего СССР и многих арабских государств.

Менее развитые страны являются вторым типом развивающихся стран. Они характеризуются наименьшим доходом, при этом общий доход на душу населения составляет примерно менее 1000 долларов США. Во многих из этих стран средний доход на душу населения еще ниже - около 500 долларов США. Страны, перечисленные как менее развитые, находятся в восточной, западной и центральной Африке, Индии и других странах на юге Азии. В 2012 году в этих странах проживало около 0,8 миллиарда человек, и они проживали с очень небольшим доходом.

Несмотря на то, что диапазон доходов довольно велик, до сих пор почти 3 миллиарда человек живут менее чем на 2 доллара в день. Можете ли вы представить себе жизнь менее чем на 2 доллара в день? Это было бы очень трудной задачей для большинства из нас. Помимо низкого уровня доходов, развивающиеся страны также характеризуются высокими темпами роста населения. По оценкам, в следующие 40 лет оно увеличится на 44 %. К 2050 году прогнозируется, что более 86% населения будет жить в развивающихся странах.

Разница между развитыми странами и развивающимися странами

Классификация стран основана на экономическом статусе (ВВП, ВНП, доход на душу населения, индустриализация, уровень жизни и т. д.) Развитые страны относятся к суверенным государствам, экономика которых значительно продвинулась и обладает большой технологической инфраструктурой по сравнению с другими народами. Страны с низкой индустриализацией и низким показателем человеческого развития называются развивающимися странами. В одних государствах обеспечивается свободная, здоровая и обеспеченная атмосфера, в то время как в других этого не хватает.

Развитые и развивающиеся страны мира: сравнительная таблица

Существуют развитые, развивающиеся, переходные страны. В чем их основное различие? Основные особенности развитых и развивающихся стран представлены в таблице:

Развитые страны Развивающиеся страны
Наличие эффективного уровня индустриализации и индивидуального дохода Развивающаяся страна - это страна с медленными темпами индустриализации и низким доходом на душу населения
Низкий уровень безработицы Бедность и высокий уровень безработицы
Показатель смертности, в том числе младенческой, и рождаемости является низким, а средняя продолжительность жизни является высокой. Высокий уровень младенческой смертности, смертности и рождаемости, а также низкий показатель продолжительности жизни
Хороший уровень и условия жизни Низкий уровень и удовлетворительные условия жизни
Развитый производственный сектор, сектор обслуживания и высокий промышленный рост. Зависимость от развитых стран. Развитый сельскохозяйственный сектор экономики
Равное распределение доходов и эффективное использование факторов производства Неравное распределение доходов, факторы производства используются неэффективно

Страны с точки зрения экономики и индустриализации

Развитые страны - это страны, которые развиваются с точки зрения экономики и индустриализации. Их называют еще первыми и самодостаточными. Статистика развития человеческого потенциала оценивает страны на основе их развития. Эти государства имеют высокий уровень жизни, высокий ВВП, высокое благосостояние детей, здравоохранение, отличные медицинские услуги, транспорт, связь и образовательные учреждения.

Они обеспечивают улучшение жилищных условий и условий жизни, промышленное, инфраструктурное и технологическое развитие, более высокий доход на душу населения. Эти страны получают больше доходов от промышленного сектора по сравнению с секторами услуг, поскольку они имеют постиндустриальную экономику. Наряду с другими, в список развитых стран входят:

  • Австралия.
  • Канада.
  • Франция.
  • Германия.
  • Италия.
  • Япония.
  • Норвегия.
  • Швеция.
  • Швейцария.
  • Соединенные Штаты Америки.

Страны, которые переживают начальные уровни промышленного развития наряду с низким доходом на душу населения, известны как развивающиеся страны. Эти страны относятся к категории стран третьего мира. Экономически развитые и развивающиеся страны отличаются друг от друга по многим показателям, в том числе низкий индекс развития человеческого потенциала, отсутствие здоровой и безопасной среды для жизни, низкий валовый внутренний продукт, высокий уровень неграмотности, неудовлетворительные образовательные, транспортные, коммуникационные и медицинские услуги, неустойчивый государственный долг, неравномерное распределение доходов, высокий уровень смертности и рождаемости, недоедание как матери, так и младенца, высокий уровень младенческой смертности, плохие условия жизни, высокий уровень безработицы и нищеты. К ним относятся такие государства, как:

  • Китай.
  • Колумбия.
  • Индия.
  • Кения.
  • Пакистан.
  • Шри-Ланка.
  • Таиланд.
  • Турция.
  • ОАЭ и др.

Ключевые различия

Страны, которые являются независимыми и процветающими, известны как развитые страны. Государства, которые стоят перед началом индустриализации, называются развивающимися. Первые имеют более высокий доход на душу населения, высокий уровень грамотности, хорошую инфраструктуру. Там постоянно улучшают условия в области охраны здоровья и безопасности, которых нет в развивающихся странах.

Экономика развитых и развивающихся стран может иметь схожие черты, однако очевидных различий больше. Существует большая разница между такими государствами. Развитые страны имеют высокий индекс развития человеческого потенциала, они зарекомендовали себя на всех фронтах и ​​сделали себя суверенными своими собственными усилиями, в то время как развивающиеся с переменным успехом все еще пытаются достичь того же.

Социально-культурные характеристики

В одной стране проживают разные виды социальных групп. Они различаются по признаку религии, каст и вероучений, культур и обычаев, языков и убеждений и т. д. Эти социальные и культурные ценности оказывают глубокое влияние на экономику нации. Развивающиеся страны могут иметь диссонирующие социальные модели в своей экономической жизни. Возможности занятости или виды деятельности существуют в городских районах, тогда как традиционный метод производства используется в сельских районах. Возможностей трудоустройства меньше, чем требуется. Следовательно, эти страны имеют дуалистическую экономику, что приводит к различным проблемам с формулированием экономической политики.

Проблемы развивающихся стран: бедность, милитаризация

Бедность - это низкий доход, маленькие инвестиции, меньший объем индустриализации. В определенной промышленной и технологической области развивающиеся страны достигают быстрого роста при условии, если будет достигнута экономическая и геополитическая стабильность.

Милитаризация также мешает стабильно процветать и совершенствоваться. Некоторые развивающиеся страны сталкиваются с проблемами терроризма и угрозы национальной безопасности из-за пограничных споров. Они тратят миллиарды долларов на приобретение современного военного оборудования, что приводит к сокращению средств на развитие и инновации. Примерами являются Индия, Китай, Вьетнам.

Роль образования

Говоря о проблемах развитых и развивающихся стран, не стоит забывать про значение образования для будущего той или иной нации. Важной особенностью развивающейся страны является ее неграмотность. Хотя предпринимаются усилия по ее искоренению, по-прежнему проблема неквалифицированных кадров остается острой по сей день.

Известно, что причиной более высокой эффективности стран с низкими доходами заключается в том, что они находятся на более низком этапе экономического развития. Этап экстенсивного развития в связи наличием свободных ресурсов позволяет им приобретать дополнительные ресурсы за меньшую цену. В результате инвестиции в слаборазвитых странах используются более эффективно.

Рассмотрим более подробно процесс формирования внутренних инвестиций: государственных и частных - в развитых странах (т.е. в странах с высоким уровнем дохода) и развивающихся странах (со средним и низким уровнем дохода) .

Первый случай рассмотрим на примере развитой экономики США, используя статистические данные Всемирного банка и Бюро экономического анализа США. На рисунке 1 представлена динамика инвестиционных расходов в США за период с 1972 по 2015 гг. .

Рисунок 1. Динамика инвестиций США за 1972-2015 гг., в % к ВВП

Средневзвешенная доля инвестиций в США за анализируемый период составляет 21 %. Это соответствует выводу, приведенному ранее о том, что доля инвестиций в целом по развитым странам ниже показателя стран со средним уровнем дохода, который составляет 27,85 % от ВВП.

Таблица 1.

Инвестиции в США по периодам

1967-1980

1980-2000

2000-2015

Доля инвестиций в общем объеме внутренних инвестиций, в %:

тих инвестиций, в %:

Государственные внутренние ин­вестиции

Частные внутренние инвестиции

Доля инвестиций в % к ВВП:

Государственные внутренние инвестиции

Частные внутренние инвестиции

Согласно таблице выше, в структуре внутренних инвестиций США большую долю инвестиций составляют частные капиталовложения. В период 2000-2015 гг. их средняя доля составила 85 %, государственные инвестиции составляют менее 20 %, с тенденцией последних к уменьшению за счет увеличения объемов частного инвестирования.

Сокращение доли государственных внутренних инвестиций в их общем объеме с 22 % в 1967-1980 гг. до 15 % в 2000-2015 гг. связано не с умень­шением их абсолютного объема, а с увеличением размера частных внутренних инвестиций. В таблице видно, что с течением времени доля внутреннего государственного инвестирования в процентах к ВВП не претерпевала из­менений и оставалась на уровне 3 %, а доля частных инвестиций в основной капитал увеличилась к 2015 году с 14 % до 20 %.

Процесс формирования государственных внутренних инвестиций США осуществляются за счет бюджетных средств, которые, в свою очередь, фор­мируются из доходных статей бюджета: налоговых и неналоговых поступлений. В случае дефицита бюджета государства используют такой инструмент как государственные займы. Государственные займы - это заимствования на внутреннем и внешнем рынках посредством выпуска государственных ценных бумаг, которые размещаются среди индивидуальных инвесторов и корпораций, пенсионных фондов и правительств как национальных, так и зарубежных. В условиях современной экономики рынок ценных бумаг повсеместно выступает главным источником покрытия бюджетного дефицита. Но эти средства не относятся к категории внутренних или внешних государственных инвестиций. Причина заключается в цели выпуска государственных ценных бумаг - на покрытие дефицита. Фактически это финансирование текущих расходов. В среднем 80 % государственных расходов идет на потребление и лишь 20 % - на инвестиционные цели. Чем выше государственный долг - и соответственно бюджетные дефициты - тем больше государство обращается к капитальным рынкам. Т.е. государство привлекает сбережения, которые могли бы направляться в акции и облигации корпораций, создавая новые доходы за счет создания новых рабочих мест. Получается, что правительство за счет более привлекательных ценных бумаг не вытесняет (так как доля частных капиталовложений растет), но все же сдерживает высокие темпы роста, так как все более высокие уровни сбережений направляются на покупку государственных ценных бумаг.

В рисунке 2 представлена динамика эффективности инвестиций США за период с 1972 по 2015 гг.

Рисунок 2. Эффективность инвестиций США за 1972-2015 гг.

Средняя эффективность общих инвестиций в США за указанный период составляет 13,9 %, что является немногим выше усредненного показателя по странам с высоким уровнем дохода в целом.

Подводя итоги по ситуации на рынке реальных инвестиций развитых стран на примере США можно сформулировать его некоторые особенности.

Во-первых, доля общих инвестиций развитых стран ниже, чем в стра­нах со средним уровнем дохода. Так, например, для США среднее значение данного показателя оказалось на уровне 21 %, в то время как группы стран со средним уровнем дохода значение показателя равно 27,85 %.

Во-вторых, существуют некоторые различия между развитыми и раз­вивающимися странами в структуре формирования инвестиций по источни­кам финансирования, а также в степени значимости их составляющих. В ча­стности, внешние инвестиции в США представлены только в виде прямых и портфельных иностранных инвестиций (т.е. официальная помощь развитию отсутствует). Государственные займы на рынке иностранного капитала к ка­тегории внешних инвестиций не относятся, несмотря на их растущую долю в структуре общих займов, однако косвенно они являются источником фор­мирования внутренних инвестиций (как и в развивающихся странах).

В-третьих, уровень эффективности инвестиций развитых стран в целом ниже уровня в странах с более низким уровнем развития. Как было описано ранее, основной причиной этому служит различие в степени развития стран. Страны с высоким уровнем жизни перешли этап экстенсивного роста и, соответственно, исчерпали его возможности, в отличие от развивающихся стран. Имеющаяся жесткая конкуренция на рынке интенсивных факторов роста в целом приводит к более низкой отдаче инвестиций.

Рассмотрим ситуацию на рынке инвестиций в развивающихся и слаборазвитых странах. В рисунке 3 представлен объем общих инвестиционных расходов в развивающихся и наименее развитых странах в динамике, экономический рост и эффективность.

Рисунок 3. Динамика инвестиций в развивающихся и наименее развитых странах, % к ВВП

Из вышеприведенной диаграммы видно, что в этих странах наблюдается неустойчивая, но все же тенденция к увеличению объемов инвестиций в ВВП. Экономический рост в этих странах отличается нестабильностью: за ростом ВВП следует различный по глубине его спад.

Проанализируем эффективность инвестиций, разделив развивающиеся страны согласно доходу на душу населения: на группы стран со средним и низким уровнем дохода. Ученый-экономист Джозеф Стиглиц предлагает опреде­лять эффективность инвестиций как отношение между ростом ВВП и долей инвестиций в ВВП, что можно выразить через следующую формулу:

– эффективность инвестиций;

– дополнительный объем произведенного ВВП в результате вложения дополнительных инвестиций;

– объем дополнительных инвестиций (прирост инвестиций).

Следовательно, под этим показателем можно понимать не только прирост инвестиций за определенный период, то есть насколько больше вло­жений стали осуществлять в данном периоде по сравнению с предыдущим периодом, но и долю инвестиций в ВВП за каждый период.

Таблица 2.

Расчет эффективности инвестиций по группам стран за 1960-2015 гг.

Инвестиции, в % к ВВП (1960-2016)

Экономический рост (1960-2015)

Эффективность инвестиций

В развивающихся странах средняя доля инвестиций составляет 27,85 % к ВВП против 17,37 % - в слаборазвитых странах; экономический рост 4,7 % против 3,4 % соответственно. Налицо прямая зависимость между объемами инвестиций и экономическим ростом, то есть чем выше уровень инвестиций, тем выше темпы экономического роста.

Средний показатель эффективности инвестиций в странах с низким уровнем дохода выше аналогичного показателя в странах со средним уровнем дохода: 19,6 против 16,9 соответственно. Напомним, что различия в уровне эффективности инвестиций зависит, в том числе, и от степени развитости страны. Ранее мы определили, что наиболее развитые страны обладают в среднем более низкой отдачей от инвестиций, а самая высокая отдача на­блюдается в наименее развитых странах. Причиной этому, по нашему мнению, служат возможности использования экстенсивных факторов роста в слаборазвитых странах и постепенное их исчерпание по мере развития стран.

Необходимо отметить, что средний размер чистого притока прямых внешних инвестиций в слаборазвитые и развивающиеся страны с 1990 года составляет более 2,5 % к ВВП, что превышает показатели стран с развитой экономикой (см. таблицу 3).

В данном случае рассматривается показатель чистого притока инвести­ций, то есть приток инвестиций, за вычетом оттока. Безусловно, абсолютные размеры инвестиций как притока, так и оттока выше для стран с развитой экономикой, однако чистый показатель притока в процентах к ВВП выше у развивающихся и слаборазвитых стран (2,54 % в развивающихся странах, про­тив 1,23 % - в развитых странах). Отток инвестиций из слаборазвитых и разви­вающихся стран ниже, чем в развитых странах, соответственно показатель чистого притока выше у слаборазвитых и развивающихся стран.

Таблица 3.

Чистый приток внешних инвестиций по различным группам стран, % к ВВП

Группы стран

Среднее значение

Страны с низким уровнем дохода

Страны со средним уровнем дохода

Страны с высоким уровнем дохода

К основным преимуществам прямых иностранных инве­стиций для принимающих развивающихся стран можно отнести такие, как создание новых рабочих мест; высокая заработная плата; увеличение экспорта; повышение производительности; внедрнение новых технологий, знаний и исследований.

К недостаткам можно отнести то, что привлечение со стороны иностранных компаний специалистов местных фирм подрывает возможности и конкурентоспособность национальных фирм, однако, тем не менее, прямые иностранные ин­вестиции, которые представляют собой внешние инвестиции, направляемые непосредственно в реальный сектор, являются решением проблемы недостатка отечественных инвестиций.

Список литературы:

  1. Гуманитарные технологии. Информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gni/rating-countries-gni-info (дата обращения 04.03.2017).
  2. World Development Indicators [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://data.worldbank.org/data-catalog/world-development-indicators (дата обращения 04.03.2017).

Новые индустриальные страны

Здесь ВВП составляет 500 - 9000$ США. В основном в эту группу входят латиноамериканские страны, включая Аргентину, Венесуэлу, Мексику, Панаму, Чили, Уругвай, а также страны Центральной Европы и Балтии. В них преодолена аграрная и сырьевая специализация их экономики, сформирован достаточно диверсифицированный промышленный комплекс, уточняется модель более равноправного участия на международных рынках. Основной статьей экспорта стали обработанные товары. В экономическом развитии большинства из них присущи тенденции, характерные для зрелой капиталистической экономики, но остается высокой теневая деятельность. У всех стран этой группы высокий уровень внешних долгов. Страны с доходами на душу населения выше среднего сосредотачивают порядка 5% населения и мирового производства (6,5% ВМП по ППС), что составляет 1/4 валового продукта всех периферийных стран.

Страны с доходами ниже среднего уровня

Третью группу образуют 54 страны и территории. Это значительная часть стран Юго-Восточной Азии и Восточной Европы, Латинской Америки, КНР. Они производят около 12% ВМП по текущим валютным курсам (29% по ППС), но в них проживает 42% населения мира. В этой подгруппе существуют большие социально-экономические различия. Особое место занимают бывшие социалистические страны, а среди них - КНР и РФ. ВВП на душу населения в этих стран не более 1,5 тыс. $ США.

Бедные страны

Самую многочисленную группу образуют страны с низким уровнем дохода, или бедные страны, в которых ВВП на душу населения в не превышал 825$. В нее входят свыше 60 стран преимущественно из Африки, Южной Азии, включая Индию и Пакистан.

Особое положение в группе бедных стран занимает Индия, обладающая большим экономическим потенциалом, разнообразной отраслевой структурой и значительным внутренним рынком.

В бедных странах проживает 37% населения мира, но производится 3% ВМП (10% ВМП по ППС).

Среди бедных стран ООН выделяет подгруппу наименее развитых стран. Особенность социально-экономического развития групп стран с развивающимися рынками состоит в том, что в ней увеличивалось число наименее развитых, беднейших стран. В эту подгруппу входят страны, которые, по существу, не обладают способностью к саморазвитию, не имеют внутренних источников преодоления их низкого уровня развития. Численность населения - до 75 млн человек.

Количество наименее развитых стран за 1970-1990-е годы увеличилось вдвое и достигло 50 (33 - в Африке). На их территории проживает свыше 11% населения мира, но они производят только 0,6% мирового продукта.

В производстве наименее развитых стран основное место занимает сельское хозяйство - свыше 38% ВВП. Доля его за 1980 - 1990-е годы не изменилась. В сельском хозяйстве этих стран занято 73% рабочей силы, а во всех развивающихся странах - 59%. Во многих из них сохраняются докапиталистические отношения.

Периферийные страны отличаются друг от друга не только социально-экономической структурой, уровнем экономического развития. Общественные структуры этих стран развиваются в рамках различных локальных цивилизаций и содержат в себе разное социокультурное наполнение .