Российская федерация перспективы экономического развития. Перспективы развития российской экономики

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат

Перспективы развития российской экономики

К началу XXI века российская экономика оказалась на крайне неблагоприятной стартовой позиции. В итоге небывало глубокого для мирного времени и затяжного кризиса экономика отброшена на несколько десятилетий назад по объему производства, конкурентоспособности продукции, уровню и качеству жизни, эффективности управления. При этом объективные причины и факторы сочетались с крупными стратегическими ошибками, просчетами и другими субъективными факторами.

И тем не менее российская экономика не утратила свою жизнеспособность, потенциальную возможность возрождения, развития и перехода к постиндустриальной стадии развития. Сохранились высокий уровень образования, квалификации значительной части трудового потенциала страны, развитая социокультурная сфера (прежде всего наука, культура и образование), которая становится ключевой в становлении постиндустриального общества. Страна обладает разнообразными видами природных ресурсов -- минеральных, земельных, лесных, водных. По многим из них продолжает оставаться уникальной кладовой мира на XXI век и может воспользоваться этим для извлечения мировой природной ренты как ресурса развития.

России благоприятствует ее географическое положение на кратчайших транспортных путях между быстро развивающимися странами Востока и Запада, что позволяет получать транспортную и туристическую ренты. Сохранился значительный объем внутреннего рынка и началась его реинтеграция, что является базой для развития и увеличения доходов отечественных товаропроизводителей. Не до конца разрушены в прошлом мощный производственный потенциал и развитая инфраструктура, хотя они быстро устаревают и требуют крупных вложений для радикального обновления.

Существуют и противодействующие факторы, препятствующие возрождению российской экономики и повышению ее роли в мировом хозяйстве. Таковы прежде всего неблагоприятные климатические условия на большей части территории страны, пространственная разбросанность городов и сел, что ведет к повышенным издержкам транспорта и жизнеобеспечения людей, высокому в целом уровню производственных затрат. Мешают устарелость и техническая отсталость преобладающей части основных фондов, которые почти не обновлялись в 90-е гг. и во многом не пригодны для производства конкурентоспособных товаров и услуг. В последние годы Россия включилась в мировую экономику в качестве поставщика топлива и сырья (запасы которого, кстати, исчерпываются) и покупателя готовых изделий. По данным Всемирного банка, внешний долг увеличился с 59,8 млрд. долл. в 1990 г. до 183,6 млрд. долл. в 1998 г. и достиг 62% к ВНП 1 . Выплаты долга с процентами отягощают государственный бюджет.

Все это обусловило большую глубину кризиса и тормозит выход из него.

В настоящее время известны несколько сценариев будущего развития экономики России. Наиболее известны разработанные Центром стратегических разработок и доработанные Минэкономразвития РФ Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 г., а также оптимистический сценарий социально-экономического развития России до 2015 г., подготовленный Институтом экономики РАН под руководством академика Л.И. Абалкина. Один из сценариев предусмотрен прогнозом динамики структуры экономики России на период до 2020 г., опубликованным в 1996 г. Можно сформулировать следующие сценарии ее развития на ближайшие 15-20 лет.

Оптимистический сценарий. Будет закреплена тенденция к экономическому росту, его основой станут такие внутренние факторы, как опережающий рост инвестиций, ускоренное обновление основного капитала, крупномасштабные инновации, направленные на распространение пятого технологического уклада, а затем и освоение шестого. Ожидается повышение на этой основе конкурентоспособности отечественного производства (прежде всего обрабатывающей промышленности), рост внутреннего спроса в результате опережающего повышения денежных доходов населения. Все это позволит обеспечить среднегодовые темпы прироста ВВП в 6-7% и к 2011-2013 гг. достичь докризисного (1990 г.) его уровня, но в рамках новой, более эффективной структуры. Произойдут позитивные структурные сдвиги в экономике, повысится эффективность функционирования всех экономических укладов. Стране удастся значительно снизить объем внешнего долга, повысить свой инвестиционный рейтинг. Это создаст условия для крупномасштабного привлечения прямых иностранных инвестиций и эффективных технологий.

Однако нельзя исключить и пессимистический сценарий будущего российской экономики. Если благоприятные тенденции, зародившиеся в 2000 г., не будут подкреплены внутренними факторами, мировая конъюнктура (в частности, цены на нефть) сложится неблагоприятно для России, темпы роста инвестиций и обновления основного капитала окажутся невысокими, не будет оказана ощутимая государственная поддержка базисным инновациям, то могут наступить необратимые изменения в экономике. Начнется массовый выход из строя физически изношенного основного капитала, будет утрачен и инновационный потенциал. Для погашения внешней задолженности придется прибегать к новым займам. Сильно возрастут темпы инфляции. Среднегодовые темпы прироста ВВП и повышения реальных доходов вряд ли превысят 1-2%, так что докризисный уровень будет достигнут (если это вообще свершится) как минимум через 25-30 лет. За это время другие страны вновь далеко шагнут вперед. Страна надолго, если не навсегда, отстанет от среднемирового уровня, станет объектом эксплуатации со стороны более развитых стран и цивилизаций. Такой ход событий вызовет острое недовольство населения. Не исключен социальный взрыв.

Значительной долей вероятности обладает умеренный сценарий, при котором позитивные сдвиги, предусмотренные оптимистическим сценарием, будут осуществляться более медленными темпами. В этом случае прирост ВВП и реальных доходов населения составит 3-4% в год, а докризисный уровень будет достигнут к 2016-2020 гг. При этом сценарии отставание России от авангардных стран и среднемирового уровня возрастет, и она на многие десятилетия закрепится в числе экономических отставших стран, подвергаемых эксплуатации ТНК и развитыми странами.

Таким образом, наилучший вариант возрождения экономики России может обеспечить только оптимистический сценарий. Но для его осуществления нужна долгосрочная, научно обоснованная стратегия модернизации и возрождения экономики, активно поддерживаемая как деловыми кругами, так и населением. Необходимо также более активное, умелое и дифференцированное государственное регулирование социально-экономического прогресса.

При определении перспектив развития экономики России необходимо принимать во внимание неизбежность цикличных колебаний показателей экономической динамики, периодических кризисных фаз среднесрочных и долгосрочных циклов. Преобладавшая ранее и используемая поныне методология прогнозирования не учитывает этого важнейшего фактора, особенно ощутимого в условиях преобладания в современной России рыночно-капиталистических отношений и ее активного включения в систему мирового капитализма. Методология прогнозирования циклов и кризисов разработана Ассоциацией "Прогнозы и циклы", Международным фондом Н.Д.Кондратьева, Отделением исследования циклов и прогнозирования РАЕН. Исходя из этой методологии, можно примерно определить перспективы развития экономики России на первую четверть XXI века.

Ритмика среднесрочных циклов и кризисов сохраняется при их смене примерно с десятилетней периодичностью в первые годы XXI столетия, в начале 10-х и 20-х годов. Фактически мировой кризис развернулся в 2001 г. Он охватил ведущие страны и приведет к краткосрочному спаду или снижению темпов роста мировой экономики. Это не может не отразиться на экономике России, которая ныне включена в мировую экономику, особенно если упадут мировые цены на нефть -- основной экспортный товар России и источник валютных поступлений для возврата внешнего долга.

На перспективах экономического роста России в ближайшие два десятилетия способна негативно сказаться динамика долгосрочных циклов, переход преобладающего сейчас пятого Кондратьевского цикла и адекватного ему технологического уклада в понижательную волну. В этом случае фазы подъемов приходящихся на нее среднесрочных циклов меньше, а кризисное падение глубже и длительнее 2 . Эффективность новых моделей и поколений техники в этот период невысока, что ограничивает темпы экономического роста. Лишь в 20-е гг., когда ожидается повышательная волна шестого Кондратьевского цикла, возможно ускорение темпов экономического роста и повышение эффективности технологического прогресса.

Положение России в этой мировой ритмике зависит от избранного ею стратегического пути. Если продолжится нынешний курс "догоняющего" развития, "удержания позиций" в инновационной политике, курс откладывания технологического прорыва на отдаленную перспективу, то Россия останется на периферии мирового прогресса. Переход к очередному Кондратьевскому циклу задержится, а понижательная волна пятого цикла с присущими ей глубокими кризисами окажется особенно болезненной. Если будет принят стратегический курс на "опережающее" развитие, технологический прорыв, на подготовку и приоритетное освоение поколений шестого уклада, это может способствовать реализации оптимистического сценария будущего экономики России.

Россия оказалась в фокусе кризисной фазы цивилизационного цикла. Эта фаза связана с трансформацией индустриальной экономики в постиндустриальную, противоречивыми процессами глобализации с формированием четвертого поколения локальных цивилизаций и углублением их дифференциации, со становлением интегрального социально-экономического строя, идущего на смену как социализму, так и капитализму. Пока не все контуры нового строя и мироустройства ясны, идет бурный поток перемен. Россия как ядро евразийской цивилизации в 90-е гг. пережила период глубочайшего цивилизационного кризиса, откатилась назад по многим позициям. Предстоит не одно десятилетие напряженной, стратегически целенаправленной деятельности, чтобы -- при оптимистическом сценарии -- вернуть себе достойное место в мировом экономическом пространстве. Это необходимо учитывать при разработке долгосрочных перспектив социально-экономического развития страны.

Россия в мировом экономическом пространстве

На современном этапе значение России в мировом экономическом пространстве и в международных экономических отношениях заметно меньше ее экономического и научно-технического потенциала, а также ее роли на мировой политической арене.

По оценке Госкомстата Российской Федерации, процентное отношение валового внутреннего продукта России по паритету покупательной способности в расчете на душу населения достигло в 1996 г. лишь 24,1% к такому же показателю США, составив 6,7 тыс. против 27,8 тыс. долл. В целом по объему ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности, Россия заметно отстает от ведущих промышленно развитых государств (от США -- в 7 с лишним раз). Еще более разительно отставание России по показателю ВВП, рассчитанному по текущему курсу. Составив в 2000 г. 290 млрд долл., он был примерно в 33 раза меньше, чем у США, и в 3,3 раза по сравнению с КНР. По объему экспорта Россия оказывается позади таких стран, как Нидерланды, Бельгия, Испания, Республика Корея, КНР и ряд других. Она занимает 17-ое место в мировом экспорте и 29-ое место в импорте (1,7% и 0,7%, соответственно). Уступает Россия широкому кругу стран и по такому показателю, как интенсивность внешнеэкономических связей.

Вместе с тем процесс глобализации отчетливо проявляет себя в сотрудничестве зарубежных стран с Россией в сфере прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Выражается это в активной роли, которая принадлежит в таких инвестициях транснациональным компаниям и банкам. В результате анализа фирменной структуры иностранных инвесторов обнаруживается, что из 100 ТНК, выступающих в качестве крупнейших в мире инвесторов за рубежом, на территории России в настоящее время имеют свои дочерние компании и филиалы, а также участвуют в совместных предприятиях около 90 компаний, таких, как "Роял Датч Шелл", "Бритиш Петролеум", АМОКО и др.

В целом по России на предприятиях с иностранным капиталом, согласно данным Госкомстата России, работает более 0,5 млн человек. Прогнозные оценки показывают, что к концу первого пятилетия XXI века на таких предприятиях может быть занято до 4 млн человек. Для сравнения отметим, что в середине 90-х гг. в США на подобных предприятиях работало чуть более 3 млн человек. Появление и активизация в России крупнейших в мире ТНК и банков совпадают с развитием в стране процесса концентрации и централизации отечественного капитала, который охотно идет на сотрудничество, вплоть до сращивания с мировыми титанами.

Процесс глобализации проявляется и в формировании неблагоприятной специализации России в международном разделении труда, в развитии ряда ассиметричных тенденций. Как указывалось выше, Россия занимает весьма скромное место в системе международных экономических отношений. На территории России нет центров мировых товарных рынков, где формировались бы конъюнктурные факторы развития таких рынков. Крайне мал перечень товаров, по экспорту которых России принадлежит ведущее место. Это природный газ, алмазы, платина, никель и аммиак.

Российский экспорт не эластичен. Слишком высока степень его концентрации. Гипертрофированное место в нем принадлежит топливно-энергетической товарной группе (до 50%). Развитие экспорта нефти стало определяющим фактором не только экономической, но и политической ситуации в стране. Доля машин и оборудования крайне мала. Это в основном продукция оборонной промышленности. В результате индекс относительной специализации России в международном разделении труда по машинам и оборудованию в 90-х гг. снизился с 4 до 2 пунктов. Высока экспортная квота по некоторым отраслям промышленности и товарам: сырая нефть, природный газ, черные металлы и ряд других. Это невоспроизводимые ресурсы. Интегрирование в мировую экономику при такой ситуации в экспорте трудно назвать перспективным, обнадеживающим.

Не перспективна для России и товарная структура российского импорта. Слишком высока доля импорта в потреблении мяса и мясопродуктов, растительного масла и ряда других продуктов питания, условия для производства которых в России вполне достаточны. Чрезмерной оказалась импортная зависимость России по машинам и оборудованию для химии и нефтехимии, по некоторым химикатам и специальным материалам для нефте- и газодобычи. В целом импорт составляет порядка 15% по отношению к ВВП России, но 1/3 от объема товарооборота потребительских товаров. Таким образом, складываются условия для высокой зависимости российской экономики как от экспорта, особенно по товара топливно-энергетической группы, так и от импорта по широкому кругу готовых промышленных изделий и материалов, а также основных видов продовольствия.

Из-за слабой конкурентоспособности Россия в международном разделении труда выступает как нетто-импортер машин и оборудования. Несмотря на сокращение в связи с падением инвестиций в основные фонды, импорт машин и оборудования (в стоимостном выражении) в несколько раз больше, чем экспорт этих товаров. Это характеризует позиции России не только как ослабленные и нетипичные для промышленно развитого государства, но и как неблагоприятные с точки зрения процесса глобализации, что становится особенно важным в связи с переговорами о присоединении России к ВТО.

Правда, имеется и ряд положительных моментов во внешнеэкономических связях России. По расчетам Международного института развития менеджмента (IMD), в категории "рост экспорта товаров" к 2000 г. Россия вышла на 4-е место в мире, а по величине положительного сальдо торгового баланса -- на 2-ю позицию. Более того, Россия лидирует по позитивному соотношению стоимости экспорта и стоимости импорта.

Хотя вступление России в международный фондовой рынок явилось положительным событием 90-х гг., ситуация на этом рынке нередко стала оказывать на Россию отрицательное воздействие. Переживаемый Россией финансовый кризис резко обострился в июле-августе 1998 г., в частности, под влиянием катастрофического положения на фондовых рынках в ряде азиатских стран. Это обстоятельство негативно отразилось также на Германии и США, являющихся наиболее крупными кредиторами России. Заметно понизился курс российских ценных бумаг на рынке евробондов. Серьезные потери понесли иностранные инвесторы, действующие на российском рынке ценных бумаг. Большинство из них в августе 1998 г. покинуло этот рынок. Считается, что на иностранных инвесторов до кризисной ситуации приходилось официально 20-30% объемов продаж. На самом деле эта доля доходила до 80%, поскольку нерезиденты широко практиковали выход на рынок ценных бумаг через российские брокерские фирмы.

Перечень конкретных проявлений процесса глобализации в России был бы неполным, если не отметить выявившуюся в 90-е гг. тенденцию к росту вывоза за границу российского капитала. В подавляющем большинстве случаев такой вывоз осуществляется нелегально. Он представляет собою бегство капитала из России, что наносит значительный ущерб ее народному хозяйству. Ежегодно, по оценке Генпрокуратуры РФ, из страны уплывают 20-25 млрд долл. США.

Вместе с тем капитал вывозится крупными российскими компаниями из России и по легальным каналам в связи с осуществлением инвестиций за рубежом. Он направляется в предприятия по добыче нефти и металлургического сырья, в строительство магистральных газопроводов, в нефтеперерабатывающую промышленность, в выращивание некоторых плантационных культур и т.д.

Вывоз капитала из России связан и с нарастающим из года в год потоком граждан, выезжающих на работу и постоянное жительство за границей. Эмиграция сопряжена в России с вывозом указанными гражданами капитала в основном в виде инвалютных денежных средств. В итоге утечка умов, сама по себе негативно воздействующая на российскую экономику, провоцирует еще и увеличение вывоза из России денежных средств.

Как видим, уже на начальном этапе своего перехода к рыночной экономике Россия охвачена процессом глобализации мировой экономики. Но она не получает от этого выигрыша. Объем экономических потерь оказывается заметно выше.

К 2000 г. заметным фактором воздействия на эффективность экономической деятельности в России стало отношение зарубежных государств и непосредственных партнеров по торговле и сотрудничеству к российским хозяйствующим субъектам и государству в целом. Это отношение стало жестким, а в ряде случаев враждебным. В США и ЕС увеличивается число антидемпинговых процедур против российских экспортных товаров и т.п. Все это происходит на фоне стремления соответствующих финансовых и информационных структур определять неблагоприятные рейтинги России на рынках заемного капитала, транспортных, страховых и других услуг. Делаются попытки раздуть миф о сплошной криминализации российского бизнеса.

В этой связи представляет интерес как индикатор отношения к России оценка конкурентоспособности нашей страны, сделанная в 2001 г. Международным институтом развития менеджмента. Используя статистические показатели, полученные от международных организаций, национальных и частных институтов, а также данные опроса руководителей крупных и средних компаний, этот институт определил на основе 286 критериев рейтинг конкурентоспособности 49 стран, присудив России 45-е место. Главными факторами, не позволившими нашей стране занять более достойную позицию, оказались самый высокий внешний долг в процентах от ВВП, самый высокий уровень потребления энергии (62,7 килоджоулей) на каждый доллар ВВП (в Гонконге -- 1,9, в Швеции -- 3,3), несовершенство механизма защиты иностранных инвестиций, слабый интерес к созданию благоприятных условий для привлечения не только инвестиций, но и лучших умов.

Все это убеждает в необходимости разработки и проведения целенаправленной политики государственного регулирования в целях включения России в мировую экономику и в процесс глобализации на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и защиты государственного суверенитета.

Используемая литература

Агарков М.М. Учение о ценных бумагах. М.: Финстатин-форм, 1993.

Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. М.: Дело и сервис, 1998.

Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика. 1992.

Архангельский В.Н. Еще одна концепция развития экономики России М.: Права человека, 1996.

Архангельский В.Н. Макромаркетинг в российской экономике: проблемы взаимодействия рынка и

государственного регулирования. М.: Изд-во РАГС, 2002.

Баззел Р.Д. и др. Информация и риск в маркетинге. М.: Финстатинформ, 1993.

Бойко И.П. Проблемы устойчивости сельскохозяйственного производства. Л., 1986.

Буглай В.Б., Ливвнцвв Н.Н. Международные экономические отношения. М.: Высшая школа, 1996.

Буланов B.C. Рабочая сила в условиях формирующихся рыночных отношений. Рязань, 1994.

Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс. T.I, И. М.: Интерпракс, 1994.

Валовая Т.Д. Валютный курс и его колебания. М.: АО "Финстатинформ", 1995.

Венская конвенция о договорах международной куплипродажи товаров: (Комментарии). М.: Юридическая литература, 1994.

Виноградов В.В. Экономика России. Учебное пособие. М.: Юрисгь, 2001.

Виссема X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания. М.: Финпресс, 2000.

Подобные документы

    Понятие, структура и виды иностранных инвестиций. Формы участия иностранного капитала в иностранной экономике. Перспективы импорта капитала в российскую экономику. Оценка инвестиционной привлекательности современной экономики Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2014

    Современные тенденции экономического развития России. Анализ проблем восстановительного экономического роста в России. Исследование основных направлений развития российской экономики в 21 веке. Предпосылки глобализации российской экономики.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2007

    Стратегические альтернативы российской экономики. Концепция социально-экономического развития России. Сущность и роль регионального стратегического планирования, его основные этапы. Характеристика и перспективы развития субъектов Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Предпосылки возникновения и развития новой экономики, ее характерные черты. Принципы развития новой экономики в России. Факторы, влияющие на конкурентные возможности России в новой экономике. Сетевые технологии как основа глобальной экономики будущего.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2016

    Характеристики и принципы функционирования рыночной экономики. Факторы формирования российской модели рыночной экономики. Стратегии перехода к рыночной экономике России и пути их реализации. Экономика России на современном этапе и перспективы ее развития.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    Определение Российской экономики. Три сектора экономических реформ. Порок экономических реформ. Перечень достижений российской экономики. Современное состояние экономических реформ России. Ошибки реформирования Российской экономики.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2006

    Анализ социально-экономического развития Российской Федерации. Построение экономических моделей. Оценка объектов собственности. Прогнозы развития моделей смешанной экономики. Основные направления развития российской смешанной экономической системы.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2017

    Особенности экономики Северных регионов России, социально-демографическая ситуация. Тенденции, перспективы экономического развития, необходимые мероприятия и существующие проблемы. Концепции государственного регулирования развития экономики субъектов РФ.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2012

    Теория экономического роста и экономического развития. Рецессия как следствие кризисных явлений в развитии экономики России на современном этапе, ее суть и содержание. Причины создания сложившейся ситуации в российской экономике, пути решения проблем.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2013

    Экономический потенциал России и его уникальность. Политические и экономические предпосылки включения РФ в мировое хозяйство. Причины низкой конкурентоспособности российской экономики, трудности ее преодоления. Перспективы преобразования экономики страны.

Перспективы социально- экономического развития России к 2020 году.

Целью стратегии 2020 является «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надёжно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан». В частности, в 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объёму ВВП (по паритету покупательной способности), благосостояние россиян достигнет сегодняшнего уровня самых развитых стран, а средняя ожидаемая продолжительность жизни - примерно 72 лет. Хотя финансово-экономический кризис отодвинул достижение тех или иных задач, он не способен отменить достижение определённой стабильности: во-первых, заданы основные ценности и приоритеты в управлении страной: ничего во вред России и всё для роста благосостояния граждан; во-вторых, усиливается преемственность и устойчивость политического курса и, следовательно, безопасность политической жизни; в-третьих, укрепляется доверие граждан к демократической системе за счёт реализации жизненных интересов подавляющего большинства людей. Наконец, наличие Концепции долгосрочного социально-экономического развития как формализованного документа позволяет говорить о наличии инструмента эффективного контроля власти со стороны общества. Благодаря достигнутой стабильности появилась возможность перейти к политике долгосрочного социально-экономического развития. И новый стратегический план позволит нам ответить на вызовы современности.

России необходимо направлять большие средства на развитие нашей военной машины, когда эти средства могли бы пойти на проекты социально-экономического развития. Поэтому в отношении внешней безопасности поставлена задача не дать втянуть себя в затратную гонку вооружений, обеспечив тем не менее достаточный уровень внешней безопасности.

Многие страны имеют то или иное преимущество перед другими: дешёвую рабочую силу, доступное сырьё, научно-технологическое превосходство, тёплый климат… В то же время, призывая Россию к снятию таможенных и иных ограничений, внешнеэкономические партнёры нечасто стремятся к ответной открытости. В этих условиях Стратегия-2020 предусматривает активную защиту национального производителя.

Есть немало современных троцкистов, готовых принять поддержку от зарубежных покровителей в обмен на перехват управления Россией посредством революционных технологий или внутриэлитных перестановок. Но какие бы разногласия ни возникали, мы должны всегда действовать по принципу «ничего во вред России». Необходимо защищать устойчивость и преемственность проводимого политического курса.

Согласно Стратегии-2020 будут сокращены избыточные полномочия государственных органов по регулированию экономической активности граждан и предприятий. Оставшиеся процедуры упростят и сделают более прозрачными для контроля. Если тот или иной вид экономической активности не требует особого внимания государства, то разрешительный порядок для этой деятельности, согласно Стратегии-2020, предполагается заменить уведомительным порядком. За органами власти останется функция последующего надзора. При этом часть функций по надзору может быть передана на региональный и муниципальный уровни управления.

Сегодня в России доходы 10% самых обеспеченных граждан и 10% самых бедных отличаются более чем в 15 раз. И большинство людей не видит пользы от преобразований 1980-1990-х годов, считая, что ситуация приносила и приносит выгоды непропорционально прилагаемым усилиям, талантам и способностям.

Стратегия-2020 предусматривает сокращение социального неравенства: должно быть создано общество не только равных прав, но и равных возможностей. Доля среднего класса составит к 2020-му году 0,6-0,7 от общей численности населения. Однако не следует впадать в уравниловку: более нравственный, трудолюбивый и талантливый человек должен быть достоин большего, чем ленивый, глупый и безнравственный.

Проводимые в стране реформы опираются не только на государственную волю, но и на частную инициативу. Но никакой собственник не будет заинтересован в стратегическом развитии своего дела, если у него есть ощущение временного характера владения имуществом. И всё же, несмотря на хозяйственные неурядицы последних 20 лет, у нас сложилась определённая предпринимательская среда и даже развивается в условиях давления, с одной стороны, криминала, пытающегося поставить предпринимателя или его имущество под свой контроль, и, с другой стороны, мощного иностранного капитала, способного скупить на корню целые.

Для нашей страны в последние годы характерен рост различий в уровне социально-экономического развития регионов - иногда в десятки раз. Это вызывает огромное социально-политическое напряжение, провоцирует вопросы о справедливости и эффективности государственной региональной политики. Выравнивание в уровне развития регионов будет происходить, согласно Стратегии-2020, не только путём бюджетных вливаний, но и за счёт формирования новых центров социально-экономической активности, создания инновационных производственных комплексов, совершенствования инфраструктуры.

Наша страна пытается перейти к инновационному социально-ориентированному типу развития, который имеет ряд важных характеристик. С одной стороны, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного) с опережающим развитием переработки сырья в более высокотехнологичные продукты. С другой стороны, инновации станут ведущим фактором экономического роста, сопоставимым к 2020 году по своему вкладу в ВВП с сырьевым сектором. Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП составит 17-20% (2007 год - 10-11%).

Инновационному сценарию соответствует модернизация. Но мы не должны распылять свои ресурсы и время, пытаясь стать лучшими сразу во всём. В основу Стратегии-2020 положено развитие ключевых секторов национальной конкурентоспособности: авиационная промышленность и двигателестроение, ракетно-космическая промышленность, судостроительная промышленность, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, ряд других.

Производительность труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, вырастет в 3-5 раз. Также должна быть восстановлена национальная инновационная система - совокупность взаимосвязанных организаций, занятых производством и/или коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур.

Ключевой принцип построения национальной инновационной системы заключается в том, что нам следует не «догнать и перегнать» передовые страны, а как бы перепрыгнуть те этапы развития, которые прошли они, и оказаться в числе первых. Значит, России нужны не просто инновационные, а прорывные технологии и проекты - такие, которые выводят нас в число мировых лидеров по тому или иному продукту либо способу его производства.

Кроме того, Стратегия-2020 предполагает почти полное обновление производственной базы. Предусмотрено массовое внедрение технологий, более совершенных по показателям эффективности, энергосбережения, экологической чистоты, уровня производственного травматизма и заболеваемости, а также отдачи на единицу вкладываемых ресурсов.

Кредитно-финансовая система, как известно, это не просто одна из отраслей, а сфера, которая направляет развитие всей экономики в ту или иную сторону или даже разрушает её. Поэтому Россия уже строит независимую кредитно-финансовую систему на принципах, которые обеспечивают устойчивость развития. Один из принципов - переход на внешнюю торговлю за рубли. Другой принцип - обеспечение доступности капитала для длинных технологических циклов, а не только для быстрых спекуляций на фондовом и валютном рынках. Важнейшая роль отводится максимальному снижению кредитной ставки. Необходимые средства предоставляют и институты развития: Фонд национального благосостояния, Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию и некоторые другие. Среди нефинансовых институтов развития можно назвать особые экономические зоны (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые), бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и другие.

Ещё один ключевой фактор инновационного сценария - развитие инфраструктур как систем интеграции общества. Известно, что рост экономики находится почти в прямой зависимости от роста потребляемой энергии. Развитие энергетического сектора направлено на решение триединой задачи: обеспечение экономики необходимыми энергетическими потоками за счёт создания новой электроэнергетической инфраструктуры и преодоления дефицита генерирующих и сетевых мощностей, устойчивое наращивание масштабов и эффективности добычи и переработки нефти, газа и угля, снижение энергоёмкости экономики на 40%.

Задача развития транспортной системы - это задача роста пространственной свободы и мобильности граждан. Предполагается обеспечить: ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, формирование единого транспортного пространства страны; повышение доступности и качества услуг транспорта для населения; повышение безопасности и устойчивости транспортной системы; снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду, повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны (в частности, создание транспортных коридоров между Европой и Азией).

Фактором, определяющим рост национальной конкурентоспособности, должно стать ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий, а именно: формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; совершенствование законодательной и нормативной базы, поддерживающей развитие информационно-коммуникационных технологий; повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий; стимулирование распространения информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и государственном управлении; формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности; обеспечение конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и повышение экспортного потенциала информационно-коммуникационных технологий.

Общий объём предоставляемых информационно-коммуникационных услуг вырастет к 2020-му году по сравнению с 2007-м годом почти в 10 раз.

К 2020-му году в основном завершится догоняющее развитие России. Адекватные ответы на внешние и внутренние вызовы современности приблизят нас к обществу, гарантирующему безопасность и процветание не для избранных, а для всех.

Разделы: Оценка знаний учащихся

Увидевшие свет в октябре новые среднесрочные прогнозы развития российской экономики стали, на первый взгляд, более позитивными, особенно со стороны международных организаций. Однако дело здесь, видимо, лишь в разнице прогнозных предпосылок с точки зрения цен на нефть. При этом даже на фоне прогнозного оптимизма Россия в ближайшие годы будет уменьшать свою долю в мировом ВВП.

Мы обычно подробно не комментируем прогнозы других организаций относительно динамики российской экономики. Однако на фоне набирающей силу дискуссии относительно перспектив развития российской экономики и значительного расхождения оценок мы решили изменить этому правилу и постараться глубже понять логику аргументов, высказываемых экономическими прогнозистами.

В увидевших свет в сентябре-октябре новых прогнозах развития мировой экономики от ОЭСР и МВФ видно некоторое ухудшение прогнозов роста мирового ВВП на ближайшие годы по сравнению с оценками начала и середины года (табл. 1). Это объясняется в основном влиянием Brexit и осознанием факта относительной устойчивости наблюдающегося после мирового финансового кризиса торможения мировой торговли, что объясняется последовавшим за кризисом замедлением Китая, ростом протекционизма и ослаблением темпов роста спроса в Европе. С другой стороны, и МВФ, и ОЭСР темпы роста мирового ВВП в 2017 г. прогнозируются более высокими, чем в 2016 г.: 3,2% и 3,4% против ожидаемых 2,9% и 3,1% прироста в 2016 г. соответственно (табл. 1). При этом, хотя обе организации предостерегают относительно рисков для финансовых институтов и финансовой стабильности, связанных с затянувшимся периодом низких процентных ставок, но нового мирового кризиса в ближайшие годы они на текущий момент не предвидят (МВФ дает свои прогнозы до 2021 г.).

Обобщая «пакет» новых октябрьских докладов МВФ о состоянии мировой экономики, традиционно включающий в себя World Economic Outlook, Global Financial Stability Report и Fiscal Monitor, можно сказать, что, по мнению этой организации, для развивающихся стран в целом за последние 6 месяцев краткосрочные риски сгладились, так как рынки показали гибкость и способность адаптироваться к большому количеству шоков. Давление на развивающиеся рынки ослабилось благодаря прекращению падения и даже росту цен на сырьевые товары, а также в силу того, что ожидания жесткой посадки экономики Китая не оправдались.

При этом среднесрочные риски возрастают вследствие повышенной политической нестабильности на развивающихся рынках и нарастания финансовых проблем. Ожидания относительно нормализации денежной политики в развитых экономиках еще сильнее сместились в будущее, а слабый рост и низкие процентные ставки повышают давление на банки, страховые и пенсионные фонды как в развитых, так и в развивающихся странах. Хотя в большинстве развитых экономик банковская система в целом надежна, стабильная доходность находится под вопросом, отражая нерешенные структурные проблемы и проблемы, связанные с необходимостью изменения используемых банками бизнес-моделей. Корпоративный долг на многих развивающихся рынках достиг пиковых отметок при слабых возможностях обслуживания долга. Эти изменения осложняют проведение более сбалансированной и стимулирующей политики и могут привести к продолжению экономической и финансовой стагнации. По мнению МВФ, экономические власти всех стран должны следовать более комплексному и продуманному подходу, стремясь защитить и усилить финансовую стабильность и оживить мировую экономику.

Исходя из такого рода оценок и призывов, новые прогнозы развития российской экономики формируются МВФ, с одной стороны, на фоне растущих долгосрочных рисков при относительно стабильных текущей ситуации и ценах на нефть, а с другой стороны, предполагают проведение Россией жесткой денежно-кредитной политики. Касательно цен на нефть в базовом сценарии МВФ предусмотрен выход на уровень 50,6 долл. за барр. нефти марки Brent в 2017 г. против 43 долл. – в 2016 г.

В условиях, когда господствует точка зрения о низкой вероятности нового мирового кризиса (так как обычно предшествующий ему перегрев мировой экономики вроде бы отсутствует), прогнозы по России различных организаций определяются преимущественно оценкой динамики внутренних для российской экономики факторов. Тем не менее, эти прогнозы меняются достаточно быстро. Так, если в первой половине года иностранные эксперты говорили лишь о замедлении рецессии в России в 2017 г., то большинство прогнозов, вышедших позже, в своих базовых сценариях говорят уже о переходе в следующем году к росту. Правда, оценки этого роста разнятся от 0,4% прироста ВВП в 2017 г. у Института «Центр развития» НИУ ВШЭ до 1,3% у рейтингового агентства Fitch (табл. 2).

При этом показательны действия рейтингового агентства Fitch, которое недавно скорректировало прогноз по ряду российских банков и по долгосрочному рейтингу дефолта эмитента (РДЭ) России в целом (IDRs), присвоив им уровень «Стабильный» вместо «Негативного», который рейтинговые агентства ставили российской экономике довольно долгое время. При этом потолок странового рейтинга все так же остается на отметке BBB-, а краткосрочный РДЭ в национальной валюте – на уровне F3, что, как известно, является последними отметками инвестиционной категории, граничащими со спекулятивной. Однако изменение характера прогноза на стабильный дает определенную надежду на улучшение позиций или же, как минимум, на сохранение достигнутого уровня. При этом эксперты агентства Fitch отметили проведение адекватной и достойной доверия макроэкономической политики российскими денежными властями в ответ на резкое падение цен на нефть.

Можно согласиться и с почти солидарной позицией иностранных экспертов относительно того, что такие факторы, как гибкий валютный курс, таргетирование инфляции и поддержка финансового сектора, позволили удержать экономику России от сильного спада и даже наметить шаги для постепенного восстановления. Особенно, по мнению уже конкретно экспертов Fitch, проводимая Россией политика выделилась (в положительном смысле) на фоне мер, принятых в других странах-экспортерах нефти, также зависящих от колебания цен на природные ресурсы. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что триггером принятия этих решений явилось не только снижение цен не нефть, но и вся совокупность экономических и политических условий и факторов, определившая ту высокую степень шока, от которого российская экономика пострадала в последние два года.

Позитивным признаком, позволяющим прогнозировать рост российской экономики после ее снижения, наблюдаемого в конце 2014-2015 гг., по мнению многих экспертов, является рост международных резервов на 8% за первые девять месяцев 2016 года. При этом гибкий обменный курс способствовал сохранению профицита счета текущих операций и сокращению оттока капитала. При этом тем же рейтинговым агентством Fitch ожидается, что в 2016 г. профицит все же будет ниже, чем в 2015 г., вследствие снижения цен на нефть, т.е. составит около 2,3% ВВП против 5,2% в 2015 г., а в будущем будет наблюдаться его медленный и рост.

И все же, по нашему мнению, разница в оценках перспектив российской экономики со стороны российских и зарубежных экспертов, явно видная в табл.2, объясняется не большим скептицизмом россиян относительно проводимой экономической политики и, тем более, ее перспектив, а разными предпосылками прогноза с точки зрения цен на нефть. На период до 2018 г. они разнятся от 40 до 50 долл. за барр. (табл. 1) (за исключением агентства Fitch, которое, по понятным причинам, открытого доступа к своему полному прогнозу и его предпосылкам, судя по всему, не предоставляет).

При этом наша гипотеза относительно причины расхождений в прогнозах по России российских и иностранных экспертов выглядит весьма правдоподобной, так как чувствительность темпов роста российского ВВП к изменению (при прочих равных) цен на нефть достаточно велика и до кризиса, по некоторым оценкам, составляла до 0,175 п.п. годового прироста при изменении цен на нефть на 1 долл. за барр.9

В связи с этим имеет смысл особое внимание обратить не на абсолютные цифры прогноза по России того же МВФ, а на прогнозируемую динамику российской экономики относительно других, прежде всего, нефте-ориентированных экономик. Это позволит более глубоко понять логику этой организации в оценке перспектив России.

Фактические темпы и прогноз (по данным МВФ) роста ВВП нефте-ориентированных экономик и Китая, прирост год к году, %

Новый прогноз развития мировой экономики и стран мира от МВФ (World Economic Outlook) показывает, что прогнозируемые темпы роста ВВП России в целом хотя и находятся в положительной сфере (около 1,5% в год с 2019 г.), однако они заведомо ниже многих крупных нефте-ориентированных экономик, даже имеющих гораздо более высокий уровень ВВП на душу населения (Норвегия и Канада), не говоря уже о Казахстане, Нигерии и Саудовской Аравии (рис. 1). Правда при этом МВФ рассчитывает на успех России в борьбе с инфляцией, которая, по его оценкам, должна снизиться до 4% уже в 2018 г. и достичь среднего для крупных «нефтяных» экономик уровня, став значительно ниже, чем у Казахстана, Азербайджана и Нигерии (рис.2).

Рис. 2. Фактические темпы и прогноз (по данным МВФ) динамики потребительской инфляции, на конец периода, в %

При этом удивительных успехов российская экономика в прогнозе МВФ достигает в снижении дефицита государственного бюджета, который с 3,9 % ВВП в 2016 г. к 2018 г. снижается до 0,8%, опережая по этому параметру большинство крупных нефтяных экономик (за исключением Норвегии и Азербайджана) (рис. 3). На этом фоне уровень государственного долга России растет очень медленно, увеличиваясь с 17,1% ВВП в 2016 г. до 19,1% в 2019 г. Столь же низкий уровень госдолга из нефтяных экономик МВФ прогнозирует лишь для Нигерии (рис. 4), где политическая ситуация нестабильна, что априори снижает ее привлекательность как надежного заемщика.

Рис. 3. Фактические уровень и прогноз (по данным МВФ) динамики дефицита государственного бюджета, в % к ВВП

Агентство Fitch в своем недавнем докладе также отмечает, что, согласно среднесрочной налоговой стратегии, в России планируется замораживание бюджетных расходов совместно с повышением акцизов (что уже значится в планах относительно повышения цен на алкоголь) и некоторых других налогов. Эти и некоторые другие меры должны привести к снижению общего дефицита федерального бюджета до 1,5% ВВП в 2018 году с 4% в 2016 году. Также прогнозируется снижение государственного долга до уровня гораздо ниже среднего прогнозируемого значения для группы ВВВ в рейтингах агентства Fitch в 34%.

Рис. 4. Фактические уровень и прогноз (по данным МВФ) динамики госдолга (гросс), в % к ВВП

На фоне вынужденно жесткой денежно-кредитной и экономной бюджетно-налоговой политики в России МВФ не предполагает того, что российские власти смогут быстро задействовать институциональные факторы ускорения экономического роста. При том, что в 2017-2021 гг. сбережения будут превышать валовые накопления на 3,5-4% ВВП, доля последних в ВВП в 2018 г. будет составлять лишь 22,4%, а к уровню в 24% приблизится лишь в 2021 г. (рис. 5). Такой уровень инвестиционной активности среди нефтяных экономик будет свойственен лишь благополучной Канаде, которая почти все уже построила, а заметно ниже он будет в прогнозируемом периоде лишь у Азербайджана и Нигерии.

Неудивительно, что при слабой инвестиционной активности чистый экспорт, который на фоне прошедшей девальвации мог бы подстегнуть рост российского ВВП, по мнению МВФ, также не будет расти. Более того, рост физических объемов импорта в отдельные годы будет даже опережать прирост экспорта в реальном выражении (рис.5), а темпы последнего (1-3% в год) будут находиться на среднем для нефте-ориентированных экономик уровне, явно отставая от прогнозных оценок по Казахстану и Нигерии. При этом даже на фоне слабой динамики экспорта счет текущих операций в российской экономике будет находиться на вполне благополучном уровне (3,9% ВВП в 2018 г., 4,4% – в 2021 г.), лишь чуть более низком, чем в 2007 г., когда он составлял 5,2% ВВП (рис. 5). Это предрекает относительную стабильность и валютного курса рубля. В общем, посмотришь прогноз МВФ, и получается тишь да гладь. При этом претензии «по существу» к этим прогнозам можно предъявлять лишь с точки зрения завышенных прогнозных цен на нефть и, соответственно, по завышению величины счета текущих операций и стабильности валютного курса рубля.

Однако при этом надо четко осознавать, что, если судить по текущим прогнозам международных организаций, даже выйдя из рецессии в 2017 г., российская экономика будет расти вяло, темпами в 2,5-3 раза более низкими, чем мировая экономика в целом. Это будет негативно сказываться на уровне жизни и настроениях населения, негативно влиять на настроения инвесторов и уменьшать возможности по накоплению человеческого капитала и укреплению позиций страны в мире.

Удастся ли сделать так, чтобы прогнозы российской экономики стали не только успокаивающими, но и привлекающими внимание быстрым экономическим ростом, обеспечивающим возможности модернизации экономики и общества? Время покажет.

К сожалению, «устойчивость» и «надежность» — не те слова, которыми можно описать текущее состояние российской экономики. Курсы валют то и дело скачут, финансовые риски обостряются, и потому даже самые квалифицированные и опытные эксперты с большой осторожностью высказываются касательно ближайшего будущего РФ. Но как же быть? В конце концов, совершенно невозможно управлять экономическими процессами, предварительно не спланировав свой бюджет с учетом вероятных негативных трендов!

Это правило распространяется не только на любой семейный бюджет, но и на бюджет Российской Федерации. Для правительства РФ ситуацию ежегодно прогнозируют эксперты, работающие в ведущих аналитических компаниях и международных экономических организациях. Они используют огромные массивы данных и самые современные инструменты компьютерного моделирования, чтобы понять потенциальные риски, выделить факторы роста или падения показателей, а также описать главные тренды в российской экономике.

Ничуть не меньше финансовые прогнозы на 2019 год интересуют простых россиян. Каждый взрослый человек понимает, что предсказанные аналитиками экономические скачки повлекут за собой изменения в текущей , скажутся на социальных гарантиях и повлияют на уровень жизни в стране.

Из-за шаткого положения экономики РФ прогнозы на 2019 год весьма актуальны

Еще большую злободневность этот вопрос приобретает в условиях, когда экономика государства находится в состоянии рецессии – сегодня кризисные явления и санкции слишком сильны, чтобы не обращать на них внимание. Давайте узнаем, что прогнозируют на 2019 год ведущие российские и международные специалисты, и какой они видят экономику РФ в ближайшем будущем!

Какой будет экономика России в 2019 году?

Увы, никаких стопроцентных гарантий даже самые точные прогнозы не дают. Эксперты редко сходятся во мнениях касательно того, чего стоит ожидать в будущем, потому что в развитие событий могут вмешиваться различные непрогнозируемые факторы. При этом все ведомства, работающие под эгидой правительства, публикуют крайне позитивные прогнозы. По их мнению, уже в 2019 году Россию ожидает период экономического подъема и стабильности.

Для такого прогноза есть несколько причин: скоро будет реализована программа замещения импорта, а особые адаптационные меры сделают страну независимой от сырьевых конъюнктурных изменений. Впрочем, когда речь идет о конкретных цифрах, правительственные эксперты высказываются осторожнее – невероятный рост ВВП в 2019 году не прогнозируется. Единственное, что обещают россиянам — рецессия наконец-то сменится стагнацией с позитивным трендом.

Независимые компании и всемирные организации говорят о том, что если сравнивать экономические показатели в России с прошлыми годами, то можно говорить о наметившейся положительной тенденции. Однако ситуация может мгновенно поменяться – инфляция давит все сильнее, сырьевые рынки (особенно нефтяной) постоянно находятся под угрозой падения, структура отраслей государства осталась неизменной, а внешнеполитический фактор играет не на руку правительству. Есть и сторонники откровенно отрицательного сценария: по их мнению, в 2019 году Россию ждет очередной кризисный виток.

Прогноз от Министерства экономического развития


Минэкономразвития считает экономический спад временным и локальным

На основании аналитических выкладок, сделанных специалистами Минэкономразвития на трехлетний период, правительственные службы разрабатывают и корректируют бюджетные показатели. Именно от них зависят не только стратегические ориентиры РФ, но и благосостояние простых россиян. В последнем прогнозе, опубликованном Минэкономразвития, сказано, что экономическая политика должна разрабатываться с учетом сохранения западных санкционных ограничений. Основные прогнозы ведомства выглядят так:

  • бюджету грозит острый дефицит, поэтому на 2019 год прогнозируется его уменьшение – ориентировочно на 5%;
  • нефтедобыча к началу 2019 года сократится на 52 миллиона тонн и составит примерно 675 миллиардов тонн. При этом показатели экспорта будут зафиксированы на отметке в 140 миллиардов тонн;
  • поставки энергетических ресурсов за рубеж будут наращиваться – в 2018-2019 годах они возрастут до 243 и 247,2 миллионов тонн соответственно;
  • экономика страны может достичь докризисного уровня к началу 2020 года, если цена на черное золото стабилизируется и составит 70 долларов за единицу объема;
  • при сохранении тренда на низкую стоимость нефти возникнет необходимость пересмотреть тарифы на газ. Для промышленного сектора эти цифры возрастут на 2% в год, для обычных россиян – на 3%;
  • предполагается, что тарифы на перевозку грузов и пассажиров будут увеличены на 4,5-4,2% за год;
  • энергетический тариф для промышленного сектора и населения вырастет на 5,1-5,6%;
  • согласно заявлению главы Минэкономразвития, которым сегодня является Максим Орешкин, в 2019 году страна может продемонстрировать экономический рост в пределах 3-3,5%. Правда, само Министерство экономического развития в официальных документах озвучило цифру 2,2-3,1%, причем такое показатель будет доступен при реализации самого оптимистичного сценария. Превысить трехпроцентную отметку, скорей всего, удастся только в 2020 году.

Впрочем, представители Министерства недавно откорректировали свой долгосрочный прогноз. Последние тенденции показали, что в экономике России возобновился спад, так что увеличение показателей больше чем на 2% вряд ли возможно. Показатель ВВП за последние месяцы упал на 0,3%, что стало одним из самых негативных результатов за несколько лет. При этом Минэкономразвития старается обнадежить граждан, называя данный спад локальным: пока что он произошел в ограниченном числе отраслей, прежде всего — в металлургии и на производстве промышленного оборудования и механизмов.

Экономический прогноз от Центробанка РФ


Центробанк планирует обуздать инфляцию и заморозить ее на отметке в 4%

Исходя из прогнозов, озвученных Эльвирой Набиулинной, экономические показатели государства вырастут примерно на 2,3-2,5% за 2018-2019 год. По мнению представителей Центробанка, основной фактор, влияющий на финансовое положение России — это рост внутреннего спроса, который приведет к возрастанию потребления со стороны домохозяйств и расширению инвестиций в предпринимательском секторе. В прогноз заложены два вероятностных сценария:

  • Оптимистичный : нефтецены вырастут до 79-80 долларов за единицу объема уже к концу 2018 года;
  • Консервативный: цена барреля нефти будет равна примерно 58-60 долларам.

Предполагаются, что инфляционные проявления получится обуздать и удержать на отметке в 4%. При этом рост ВВП в 2018 году достигнет от 1,5 до 2%, а в 2019 году – замедлится до 1-1,5%.

Прогноз от Высшей школы экономики


Эксперты ВШЭ категорически не согласны с бодрым прогнозом Центробанка

Специалисты из ВШЭ кардинально не согласны с правительственными ведомствами. Они прямо говорят, что слова Владимира Путина и Максима Орешкина о вступлении страны в фазу полноценного экономического роста не отвечают действительности. Скачок нефтецен представители ВШЭ назвали «подарком», который позволил России ненадолго подняться вверх, оттолкнувшись от экономического дна. Уже в 2018 году страну ожидают стагнационные процессы, из-за которых РФ будет отставать от мировых показателей в 7 раз.

Пока что Российская Федерация продолжает функционировать в режиме, названным «сырьевой трубой». Несмотря на то, что правительство говорит о переориентации отраслей и развитии инноваций, концентрация доходов в сфере добычи ресурсов и их экспорта за границу только возрастает. Эксперты озвучили прогноз, согласно которому к началу 2019 года можно ожидать роста не более чем на 0,5%. Причем даже в том случае, если нефтецены останутся стабильными – ведь именно нефть обеспечивает 60% валютных доходов государства.

По словам Натальи Акидиновой, занимающей должность директора Центра развития ВШЭ, текущая государственная политика приведет к углублению экономического кризиса. Прибыльность всех экономических отраслей, исключая нефтедобычу и экспорт сырьевых товаров за границу, продолжает снижаться. Увеличение зарплатного фонда на 5% было достигнуто простым путем – уменьшением числа занятого населения на 2%, а если учесть постоянное закрытие предприятий малого бизнеса, то доходы граждан заметно сократились.

По мнению аналитиков, этот экономический спад можно назвать рекордным – за последние годы показатель розничной торговли упал на 13,1% (в сравнении с 2014 годом, то есть до начала кризисных явлений). Показатели в строительной сфере снизились на 7,8%, а обрабатывающей – на 0,5%, а спрос со стороны домохозяйств упал на 10%, что отвечает показателю восьмилетней давности.

Более 90% инвестиционных сложений обеспечивается не бизнесом, а государством — например, происходят вливания в высокобюджетные проекты типа Керченского моста или проведения ЧМ-2018, которые не принесут ощутимого дохода в будущем. Такую экономику эксперты называют «костыльной» — она продолжает держаться на госвливаниях и сырьевых государственных корпорациях.

Центр Гайдара, РАНХиГС и Академия внешней торговли


Похоже, новый пакет санкций может существенно повлиять на экономику РФ

Эксперты трех авторитетных учреждений объединили усилия, чтобы спрогнозировать российское экономическое будущее. Сразу отметим, что обновленное видение посткризисной ситуации от РАНХиГС, Центра Гайдара и Академии внешней торговли выглядит менее радужно, чем версия прошлого года, и существенно расходится с тем, что озвучили в Министерстве экономразвития.

Авторы прогноза высказали мнение, что тренд на укрепление экономики, который был зафиксирован в 2017 году, вряд ли можно назвать долгосрочным – он не способен обеспечить России даже двухпроцентный рост, если говорить о периоде с 2018 по 2020 год. Откуда появилось такое сильное расхождение с прогнозом от Минэкономразвития? Похоже, ранее эксперты исходили из того, что американские санкционные ограничения будут сохранены, но не усилены. К сожалению, недавно был принят новый пакет санкций, который повлияет на текущую ситуацию.

В итоге были разработаны два сценария:

  • Инерционный: в его условия заложена цена нефти марки Urals по 55-56 долларов за единицу объема в 2018 и 2019 годах. Показатель ВВП в таком случае вырастет на 1,4-1,2%. В случае реализации такого сценария гражданам можно рассчитывать на определенный рост доходов (примерно на 1,6-1,5% в год);
  • Консервативный: падение стоимости нефти до отметки в 40,8-41,7 долларов за баррель приведет к росту ВВП всего на 0,8-0,7%. Ставки по кредитам в этом случае могут возрасти до 16,4% годовых, так что мнение Центробанка о дальнейшем снижении этого показателя вряд ли окажется правдивым. При этом доходы населения возрастут всего на 1-0,4% за 2018 и 2019 год.

Оба сценария предполагают, что Центробанку удастся обуздать инфляционные проявления на уровне не более 4-5% в год. Впрочем, сами эксперты относятся к этому довольно скептически. Из-за действия санкционных ограничений, принятых США, можно ожидать потерь на фондовом рынке, скачков курса валюты и очередного оттока капитала. Кроме того, проблемы ожидают предприятия и корпорации, которые имеют кредитные обязательства перед Западными банками – теперь у них могут потребовать досрочного погашения долгов.

Впрочем, некоторые правительственные эксперты уже вступили в полемику — они отрицают выкладки РАНХиГС, полагая, что страна ощутит действие новых санкций только в краткосрочном периоде. Экономика России, по их словам, прекрасно приспособилась к западным ограничениям, а у государства есть еще множество внутренних источников развития. В качестве примера они приводят Иран – санкции против страны по-прежнему действуют, но она запускает в космос новые спутники. А значит, все в порядке будет и у России.

Прогноз от Института стратегического анализа ФБК


Согласно некоторым прогнозам, рост ВВП в 2019 году может составить 0%

Директор указанного ведомства — Игорь Николаев, — утверждает, что считать кризис разрешенной проблемой еще рано. Такие явления в экономике можно обуздать лишь одним способом — выяснив и устранив причины их проявления. Но сегодня в отношении РФ все также действуют санкционные ограничения, а цены на нефть нельзя назвать стабильными в долгосрочной перспективе. Даже при условии роста нефтецен с 40 до 60 у.е. за баррель, экономика России не перестанет быть сырьевой.

Предприятий малого бизнеса в стране по-прежнему мало, падение показателей сельскохозяйственной сферы за прошлый год составило 2%, а строительной – более 3%, промышленный сектор также не демонстрирует никаких улучшений. Несмотря на заявления правительственных ведомств про падение инфляции, реальные доходы граждан продолжают снижаться. Говорить о том, что Россия может в 2019-2020 годах догнать и перегнать мировые экономические показатели (а именно такую задачу сформулировал Владимир Путин), пока не приходится.

В качестве дополнительных рисков эксперт назвал ухудшение политической обстановки вокруг РФ, возможность пролонгации соглашения стран ОПЕК о сокращении нефтедобычи, а также наращивание сланцевой добычи в США. Рост социальных гарантий – это исключительно предвыборное мероприятие. Страна не вышла из кризиса, а лишь немного адаптировалась к нему. Текущие проблемы не решены, и хорошо, если ВВП в 2019 году не покажет прирост в 0%.

Прогноз специалистов из Всемирного банка


Всемирный банк пересмотрел цифры и улучшил прогноз для экономики РФ

Представители этой авторитетной мировой экономической организации решили немного улучшить свои предыдущие прогнозы. По их мнению, основные показатели, которые характеризуют состояние экономики РФ, все равно будут невысокими, но корректировке подверглись их циферные значения:

  • в 2018 году экономический рост страны может составить 1,7%;
  • в 2019 году можно ожидать увеличения показателей еще на 1,8% (прошлое прогнозное значение составило всего 1,4%).

В качестве причины для улучшения прогнозных выкладок были названы нефтекотировки, которые пока что демонстрируют устойчивый рост. В 2019 году Банк прогнозирует установление среднегодовых нефтецен на отметке в 50-63 доллара за единицу объема. Отдельно было отмечено, что позитивное влияние на РФ оказывает общее состояние мировой экономики и торговли – объемы экспортно-импортных операций снова возросли, а инвесторы заметно оживились.

При этом Россия должна приготовиться к ситуации, когда «нефтяное ралли» будет исчерпано. Революционные изменения в данной сфере, которые активизировали сланцевую добычу энергоресурсов, обеспечат рынку дешевые поставки. Падение нефтецен прогнозируется как минимум до 2025 года. Эти условия вызовут отставание экономического роста РФ от мировых показателей в 2 раза, а от прочих стран БРИКС — в 3 раза. За пять лет экономику РФ ожидает рост примерно на 4,1%, в то время как Китай «подрастет» на 38%, а США — на 14%.

Прогноз агентства Goldman Sachs


В Goldman Sachs считают, что положение России улучшится, но несущественно

Представители данного аналитического агентства полагают, что Россия может выйти на показатель экономического роста в пределах 2,9%. Причиной положительной динамики они называют стабилизацию нефтяных цен, однако другие внешнеполитические и внешнеэкономические факторы имеют негативную направленность, так что докризисного уровня Россия все еще не достигнет.

Выводы

Эксперты полагают, что уже в 2019 году правительство сделает все, чтобы адаптировать страну к очередным негативным реалиям. Также не стоит забывать, что в 2018 году подойдет полное исчерпание ресурсов Резервного Фонда, а в 2020 году будут использованы все деньги из Фонда национального благосостояния. После этого у страны останутся четыре основных направления, которые помогут российскому правительству бороться с кризисом и наполнять бюджет:

  • власти могут решиться на запуск «печатного станка»;
  • фискальная политика может быть пересмотрена в сторону повышения;
  • начнется очередная волна приватизации;
  • будут сокращены расходы, прежде всего — на , образовательную сферу и медобслуживание.

Эксперты считают приватизационные мероприятия самой безболезненной мерой по стабилизации экономики – она даст России возможность привлечь капитал в размере полутриллиона рублей всего за один год. В этом случае страна могла бы сохранить суверенные фонды, создав условия для рыночной конкуренции и активизировав приток капиталов в обрабатывающие сектора.


Чтобы удержать экономику Российской Федерации на плаву, правительству в 2019 году придется сделать выбор между интересами корпораций и граждан

Повышение налогов считают не самым удачным мероприятием – особенно в периоды, когда экономика находится в рецессии. Многие владельцы малого и среднего бизнеса просто не выдержат дополнительной фискальной нагрузки — при том, что сегодня российский бизнес уже платит немаленькие проценты.

Что касается социальных расходов, то к их сокращению население уже почти привыкло, но всякому терпению есть предел. Включение печатного станка, безусловно, закончится резкой инфляцией, причем она может достигнуть отметки в 10% и более. Итогом станет отток капитала и падение уровня сбережений у домохозяйств, которые сегодня и так находятся в довольно сложном положении.

Некоторые эксперты говорят, что в 2019 году правительству предстоит сделать нелегкий выбор между гражданами и корпорациями. Стабилизировать ситуацию можно, если кто-нибудь в госаппарате сможет усмирить «аппетиты» представителей оборонного сектора, государственных подрядчиков, добывающих госкорпораций и силовиков. Пора делать ставку на малый и средний бизнес, чтобы экономика имела шанс на выравнивание в течение ближайших пяти лет.

Перспективы Российской экономики опрделяются двумя моментами: возможностями господствующей в стране экономической системы, и условиями, в которые она будет поставлена в ближайшие десять–двадцать лет. Учитывая, что особенностью «периферийного капитализма» является его высокая зависимость от внешних факторов (Запад для России критически важен, во-первых, как рынок; во-вторых, как источник финансирования; и, в-третьих, как хранитель капиталов российского привилегированного класса), динамическое изменение условий в государствах Запада имеет для него первостепенное значение.
Говоря об этих условиях, в первую очередь нужно иметь в виду две важнейшие вещи: это, во-первых, общее замедление темпов роста мировой экономики и, во-вторых, активное вступление экономик развитой части мира в постиндустриальную стадию.
Что касается первой тенденции – некоторого общего замедления роста, то оно связано с несколькими факторами: это и ресурсно-экологические ограничения, и действие технологических факторов, и ужесточение социальных требований к содержанию и качеству экономического роста, и некоторые другие факторы, в том числе субъективно-психологического свойства. В особенности этот процесс затрагивает развитые западные экономики – большинство экспертов сходятся во мнении, что для США, Европы и Японии средние темпы роста в ближайшие пять–семь лет будут составлять в лучшем случае 2–3%. Рост ВВП, скажем, на 5% в год будет пока оставаться для этой группы стран недостижимой мечтой.
Помимо прочего это означает, что в рамках мировой экономики наиболее емкие рынки, каковыми являются рынки развитых стран, почти не будут расти, а конкуренция за место на них, в первую очередь для экспортно-ориентированных динамично развивающихся стран, являющихся конкурентами России на мировых рынках, заметно ужесточится.
С другой стороны, на структурные показатели этих рынков возрастающее влияние будет оказывать все более заметный переход развитых стран к постиндустриальной, то есть ресурсосберегающей и интеллектуалоемкой модели развития. В этих условиях спрос на сырье будет в долгосрочном плане падать и в относительном, и даже, возможно, в абсолютном выражении, и условия торговли для поставщиков этих ресурсов будут неизбежно ухудшаться.
С учетом этих тенденций перспективы российской экономики при условии отсутствия в ее основах революционных качественных изменений выглядят во многом пугающе. В первую очередь опасения вызывает ясно обозначившийся и пока что только усиливающийся структурный перекос экономики в пользу сырьевых отраслей.