Человеческий потенциал россии. Человеческий потенциал РФ: демографический аспект

Потенциал человека и профессиональная деятельность

Важнейшими предпосылками успешного перехода России к устойчивому развитию является формирование, развитие и рациональное использование потенциала человека.

Каждый спе-

циалист как личность обладает только ему одному присущими свойствами, которые определяют его способности к выбранной профессиональной деятельности. Традиционный набор этих свойств, учитываемый организацией, в том числе в государственной и муниципальной службе, сводится к перечню кадровых данных о возрасте, образовании, квалификации, стаже работы и т.д., которые далеко не полно отражают ценность потенциала человека. Существенная информация о том, чем же конкретно может быть ценен и полезен сотрудник, часто остается вне поля зрения службы управления персоналом, а соответствующие способности человека - невостребованными, нереализованными. Эти существенные потери в оценке потенциала человека ставят ряд важных вопросов, связанных в первую очередь с выяснением сути, структуры и содержания понятия «потенциал человека».

Понятие потенциала человека

Человек должен четко представлять, какими социально значимыми ценностями он обладает. Рассматривая понятие «потенциал человека»1, отметим, что под личностным потенциалом понимается прежде всего система характеристик, связанных с движущими силами духовного развития, с мотивацией и самооценкой. Анализ формулировок показывает, что понятие «потенциал» в физике, например, соотносится с работой, которая еще не выполнена, но может быть сделана. Потенциал отдельного человека соотносится с его возможностями в будущем что-то сделать, реализовать свои интересы, достигнуть своих целей2. Сложность и многомерность способностей человека позволяют рассматривать его потенциал как систему всех проявляющихся в профессиональной деятельности социально полезных способностей, как актуализированных, так и резервных.

Чаще всего социальная полезность способностей определяется статусом, миссией, целями, функциями и задачами организации, в которой работает человек, а также рядом других особенностей, характеризующих соответствующую профессиональную деятельность. Таким образом, для организации ценными

являются только те способности человека, которые обеспечивают эффективное исполнение возложенных на него должностных обязанностей.

В то же время следует иметь в виду, что потенциал человека выходит за рамки чисто прагматического соответствия работника требованиям, предъявляемым к нему в определенной сфере деятельности, привнося в его содержание нравственные, гуманистические начала. Это означает, что профессионал должен не только соответствовать требованиям своей деятельности, но и предвидеть ее последствия, и нести за них личную ответственность1.

Рассматриваемые способности человека отражаются в его профессиональной компетентности, в структуре которой выделяют2:

интеллектуальную компетентность - знания, образованность, способность к аналитическому мышлению и комплексному подходу к выполнению служебных обязанностей. Это - доскональное знание дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей;

интегративную компетентность - способность к интеграции знаний и умение выделить приоритетные направления и наиболее действенные формы деятельности, наличие навыков рационально и эффективно действовать в условиях быстро изменяющейся среды;

ситуативную компетентность - жизненный и профессиональный опыт, умение действовать в неординарной ситуации, настойчиво добиваться поставленной цели;

социальную компетентность - наличие коммуникативных способностей, умение поддерживать ровные и уважительные отношения с коллегами, правильно воспринимать мнение других, вести беседы и переговоры.

Формализация структуры способностей человека с целью оценки его потенциала предполагает соблюдение трех основных принципов:

во-первых, системного, комплексного подхода к проектированию показателей оценки всех способностей сотрудника;

во-вторых, дифференцированного подхода с учетом профессионально-квалификационных требований к работникам, занимающим различные должности в подразделениях организации;

в-третьих, синтеза количественных и качественных показателей, который обеспечивается введением соответствующих критериев и шкал оценки, а также алгоритмов ее обобщения.

Существующие подходы и методики оценки персонала позволяют получить спектр количественных и качественных оценок персонала. Особо следует отметить аттестационно-диагнос-тический характер оценки потенциала работника, что не только обеспечивает обоснованность административных решений в отношении оцениваемого, но и, что особенно важно, выявляет конкретные факторы, благоприятствующие или противодействующие (или нейтральные) развитию имеющихся способностей. Такая методика позволяет целенаправленно корректировать имеющиеся недостатки и обеспечить реализацию отмеченных резервов.

Для окончательной формулировки основных характеристик потенциала человека в рамках его профессиональной деятельности подчеркнем еще несколько важных качеств работника, определяющих его трудоспособность.

Это качества, связанные с состоянием здоровья работника, его работоспособностью, выносливостью, типом нервной системы, т.е. все то, что отражает его физический и психологический потенциал; качества, определяемые врожденными и приобретенными способностями человека, которые обусловливают возможность профессиональной деятельности определенного уровня; качества, позволяющие человеку установить продуктивные социальные отношения и связи в организации1.

Обобщая вышеизложенные качества, получим следующий перечень характеристик, отражающих современное представление о потенциале человека в рамках его профессиональной деятельности:

интеллектуальный потенциал - способности, приобретен ные в рамках непрерывного образования; -

социальный потенциал - коммуникативные способности, обеспечивающие эффективную социализацию; -

потенциал профессионального опыта - приобретенный ме ханизм его обобщения в процессе индивидуальной профессио нализации; -

психолого-физиологический потенциал - адаптивные способ ности к изменениям внутренней и внешней среды организации; -

интегративный потенциал - механизм компенсации отсут ствующих или недостаточно развитых способностей, относя щихся к вышеперечисленным характеристикам.

Формирование, реализация и развитие потенциала человека

Потенциал человека формируется в рамках получения им общего, а затем профессионального образования. При этом под образованием понимается целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития обучающегося. Выбирая сферу своей будущей деятельности и получая в ней определенную профессиональную квалификацию, человек обретает соответствующий комплекс способностей, качество которых гарантируется государственными образовательными стандартами по специальностям и контролем образовательного процесса.

Учитывая всевозрастающую динамику общества в целом и существенные преобразования, происходящие в России, было бы наивно полагать, что формирование потенциала человека завершается по окончании им профессионального обучения, например, в высшем учебном заведении.

Поэтому в стране организована обширная сеть образовательных услуг, которая обеспечивает, во-первых, непрерывное образование персонала в рамках второго высшего образования, профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировок, а во-вторых, возможности самообразования.

Значительным фактором формирования потенциала человека является профессиональный опыт, получаемый в период трудовой деятельности. При этом наиболее полезно умение обобщать полученные в профессиональной деятельности знания и навыки, адаптировать их к особенностям должностных функций и

применять в изменяющихся условиях. Как правило, такие способности проявляются у специалистов, занимающихся активным самообразованием, поиском передовых способов конкретной профессиональной деятельности, их «присвоением» (распредмечиванием профессионального опыта) и применением на своих рабочих местах (опредмечиванием профессионального опыта); активно участвующих в исследовательской деятельности или обменивающихся опытом со специалистами аналогичного профиля.

Схема формирования потенциала человека имеет следующий вид:

С А М О О Б Р А 3 О В А Н И Е

Б О Б Щ Е Н И Е

Повышение квалификации

А Р Ь Е Р А

Повышение квалификации

Профессиональная переподготовка

Послевузовское образование

Высшее образование

Общее образование

Используя опыт начавшейся в конце 80-х гг. стандартизации в сфере российского образования, рассмотрим основной меха-низм обеспечения таких гарантий1.

Основными результатами стандартизации являются:

Стандарты качества - государственные образовательные стандарты, определяющие требования к: -

уровню подготовки выпускников; -

процедурам контроля соблюдения требований действу ющих стандартов и оценки их достижения;

технологии и средства контроля соблюдения требований действующих стандартов и оценки их достижения; -

организационные структуры, реализующие контроль и оценку.

Для придания государственным образовательным стандартам (ГОС), с одной стороны, системообразующего свойства - обеспечения единого образовательного пространства России и его согласования с мировым, а с другой - обеспечения гибкости их применения предусмотрена следующая схема их организации (рис. 4). В национально-региональном компоненте ГОС отражаются культурные, экономические, национальные и другие особенности системы образования субъекта Российской Федерации или отрасли народного хозяйства.

Вариативный компонент

Национально-региональный компонент -единый для системы образования субъекта РФ

Рис. 3. Общая схема формирования потенциала человека

Естественно, что качество потенциала человека на каждом этапе его карьеры существенно зависит от качества соответствующих компонентов этого потенциала на этапах обучения, самообразования, обобщения профессионального опыта. Одним из важных факторов влияния на качество потенциала гражданина является забота государства о гарантии качества на всех ступенях его профессионального развития.

Федеральный компонент - единый для системы образования России

Рис. 4. Общая структура Государственного образовательного стандарта

При этом в вариативном компоненте имеется возможность отразить особенные интересы в содержании и результатах профессионального образования, формулируемые в дополнительных разделах на уровне: -

муниципального образования; -

образовательного учреждения; -

преподавателя; -

обучающегося.

Такой подход обеспечивает учет запросов каждого конкретного человека, лично заинтересованного в формировании своего конкурентоспособного потенциала в определенном направлении, а главное - создает механизм гарантий качества ожидаемых результатов профессионального образования. Кроме того, на практике, в содержании дипломных работ, как правило, учитываются особенности будущей профессиональной деятельности выпускника вуза.

Следует отметить, что эта схема предусматривает соответствующую компетенцию требований ГОС. Компетенция касается не только прав, но и ответственности субъекта на каждом уровне (федеральный, региональный, муниципальный, учреждения, преподавателя, обучающегося) за обеспечение всех необходимых условий реализации соответствующего компонента ГОС. Основная забота о качестве профессиональной подготовки специалистов выражается в различных проектах, обеспечивающих все необходимые возможности формирования человеческого потенциала, отраженные в блоках схемы на рис. 3, включая современные возможности дистанционного образования.

Существенным фактором формирования потенциала человека являются также определенные служебные ресурсы организации, в которой он работает. К ним в первую очередь относится возможность поддержания у персонала достаточно сильной мотивации к обучению или повышению своей квалификации, которая, как правило, связана с реализацией перспектив: занятия более высокого положения в иерархии организации, соответствующего повышения материального вознаграждения за более эффективную профессиональную деятельность сотрудника, получения новых чинов, званий, наград.

Рассматривая вопросы реализации потенциала человека, следует учесть, что, с одной стороны, не все имеющиеся у человека способности оказываются востребованными в рамках исполнения должности, а с другой - у него могут отсутствовать или быть развиты не на должном уровне способности, необходимые для его профессиональной деятельности. Если в первом случае перед субъектом управления возникает задача проанализировать возможность задействования резервных способностей человека, то во втором случае перед ним стоит задача формирования недостающих способностей. Для оптимизации таких управленческих действий необходима диагностическая оценка потенциала работника, отражающая конкретные спектры как имеющихся способностей (актуализированных и резервных), так и отсутствующих, которые могут быть сформированы в рамках соответствующих образовательных мероприятий.

Эффективное управление развитием потенциала каждого сотрудника предполагает проведение диагностического мониторинга кадрового потенциала, отражающего, с одной стороны, способности персонала, а с другой - существующую и перспективную необходимость в соответствующих способностях, вытекающую из задач организации и функций работника в рамках конкретной должности, и возможности реализации имеющегося потенциала сотрудников. Такой мониторинг обеспечивает эффективное управление развитием потенциала каждого сотрудника и организации в целом.

Человеческий потенциал страны - это совокупность физических и духовных сил ее жителей, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей - как инструментальных, связанных с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности, так и экзистенциальных, включающих расширение самих потенций человека и возможностей его самореализации.

Основу человеческого потенциала составляет демографический потенциал, определяемый численностью и возрастно-половым составом населения. Хотя Россия входит в число крупнейших по числу жителей стран мира, существует очевидное несоответствие между ее населением и размерами территории, протяженностью границ, огромностью пространств, нуждающихся в освоении, неразвитостью поселенческой сети и т.п. При этом Россия несет очень большие демографические потери из-за высокой преждевременной смертности. Но даже если эти потери удастся сократить, в ближайшие десятилетия у России нет шансов хоть сколько-нибудь увеличить численность своего населения за счет его естественного воспроизводства. Единственным источником роста (а в худшем случае - хотя бы стабилизации) численности населения России может стать иммиграция. Если миграционный прирост будет составлять не менее 500 тыс. человек в год, убыль населения страны окажется относительно кратковременной, а его численность примерно в середине первого десятилетия XXI века превысит уровень 1990 г., после чего станет медленно увеличиваться.

Многомерный человеческий потенциал зависит от качественных характеристик людей, от их соматического и психического здоровья; социальных потенций; развитости материальных и духовных потребностей и возможностей их удовлетворения, включая возможности трудовой деятельности и ее содержание; образованности; социокультурной мотивированности поведения и пр. Все эти характеристики системны, они не могут соединяться в произвольном порядке. Тип личности, система ценностей и предпочтений, структура и настоятельность интересов, степень активности, психологические реакции - все взаимоувязано и в таком взаимоувязанном виде формируется социальной средой. Каково общество, таков и человек. Но верно и обратное: каков человек, таково и общество. В этом кроются границы социального действия, в этом же - ценность понятия человеческого потенциала.

Нынешний переходный, реформаторский этап российской истории, в конечном счете, ведет к формированию новых социальных типов людей, их новых многомерных потенциалов, реализация которых и будет определять развитие российского общества в ближайшие десятилетия. В качестве задаваемого реформами стержневого процесса выступает образование среднего класса и, соответственно, развитие экономического, социально-политического, социокультурного, нравственного потенциала его представителей.

С развитием социально-политического потенциала среднего класса (доступ к властным функциям и подготовленность к их отправлению, общественный вес, активность, заинтересованность и пр.) связывается его определяющее влияние на будущее развитие России, рост ее богатства, устойчивость социальных институтов и т. д. Но так как средний класс никогда не будет единственным элементом социальной структуры, то необходимо рассмотрение всей этой структуры в ее эволюции, равно как и анализ социально-политического потенциала всех образующих ее слоев и проблем их взаимодействия.

Вопрос о социально-политическом потенциале неотделим от вопроса об экономическом потенциале (собственность, доходы, уровень жизни). Если в советское время экономический потенциал разных социальных групп был, в значительной степени, функцией их политического потенциала, ибо он измерялся мерой участия во владении общественным (читай: государственным) богатством, его распределении и использовании т. е., по существу, мерой доступа к рычагам власти, то теперь соотношение меняется. Все общественные слои, и прежде всего высший и средний классы, которые в идеале должны охватывать большинство населения, осознают свои экономические интересы и служат динамичным источником импульсов к развитию (эта роль прежде принадлежала монополисту-государству). При определении курса развития заинтересованные собственники должны заменить равнодушного государственного чиновника - в этом заключается одна из главных целей реформ. Однако такой поворот порождает много новых проблем, связанных с необходимостью ограничивать эгоистические интересы собственников, защищать интересы неимущих или малоимущих слоев, без чего не может сохраняться социальный мир, целостность и устойчивость общества.

Проблематика формирования и развития человеческого потенциала оказывается, таким образом, тесно связанной с проблематикой экономических и прочих возможностей разных социальных слоев и групп, стало быть, с экономической и социальной дифференциации общества. Это, в свою очередь, подводит к вопросу о новых механизмах социальной солидарности, которые позволили бы смягчить неблагоприятные последствия неравенства и в то же время не означали бы возврата к уравнительному государственному патернализму советского времени. Он действительно ограничивал дифференциацию, но это достигалось на крайне низком общем уровне благосостояния и уничтожало стимулирующее действие зависимости между трудовым вкладом и экономическим результатом. Лишенная обратных связей экономика не могла быть эффективной. Чтобы избежать повторения этой тупиковой схемы, надо переформулировать саму задачу социальной защиты: стремиться не к тому, чтобы облагодетельствовать из государственной или общественной казны как можно большее число людей, а к тому, чтобы как можно большее число людей не нуждалось в государственных или общественных благодеяниях. Это и означало бы повышение самостоятельного экономического потенциала индивида и семьи.

Еще одна сторона человеческого потенциала - социокультурный потенциал (культурный уровень, образованность, духовные интересы, система ценностей). Носителями индивидуальных, групповых и классовых интересов всегда выступают конкретные люди, деятельность которых направляется усвоенными ими в процессе социализации целями и ценностями. Эти цели и ценности складываются на соци-етальном, надиндивидуальном уровне и отражают коллективные интересы всего общества или его частей, социальных слоев и групп. Поэтому для формирования и реализации человеческого потенциала очень важно, насколько устойчивы и непротиворечивы принимаемые обществом цели и ценности и насколько облегчено или затруднено усвоение этих ценностей каждым отдельным человеком.

Последнее десятилетие XX в. оказалось для российского общества временем коренной переоценки ценностей переориентации людей, развития индивидуализма на смену коллективизму. Сейчас главная черта социально-экономического сознания населения - его переходность, сочетание в нем "духа социализма" и "духа капитализма". Это переходное сознание проявляется в противоречивости действующего сегодня набора ценностей, и сказывается ценностная и, в частности, в неготовности к жизни в условиях рыночной экономики, в непонимании природы рыночных отношений, в неприятии богатства и богатых, новых собственников, "новых русских".

Ценностная переориентация российского общества неизбежна. Этот сложный и противоречивый процесс нуждается в серьезной научной рефлексии. Необходимо систематизировать и структурировать его главные направления, оценить происходящие перемены с позиций будущего российской экономики и общества в целом. Только в этом случае можно объективно разобраться в том, как переживаемые обществом перемены воздействуют на человеческий потенциал, на его развитие и мобилизацию, какие из них позитивны, а какие - негативны, что можно и нужно сделать, чтобы добиться перевеса первых над вторыми.

В понятии человеческого потенциала соединяются самые разные стороны возможностей человека и общества и самые различные механизмы их социальной детерминации. Это понятие все шире входит в практику международных сравнений. В 1993 г. рассчитанный по единой международной методике индекс развития человеческого потенциала составлял для России 0,804. Она входила в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, занимая среди них последнее, 57-е место. В 1994 г. Россия с индексом 0,792 отодвинулась на 67 место, а в 1995 г. ее ИРЧП снизился до 0,760. Подобная динамика не может не тревожить российское общество. Цель Белой книги не сводится к более подробному анализу условий формирования человеческого потенциала России и к более точному его измерению. Главная задача - выявить основные проблемы российского отставания с тем, чтобы начав его преодолевать, добиться роста ИРЧП России и улучшения ее позиции в мировой "табели о рангах".

Раздел пятый. Национальное богатство и его использование.

Из применяемых ныне макроэкономических индикаторов возможности долговременного развития страны наиболее адекватно характеризуются показателем национального богатства. Другой макроэкономический индикатор, традиционно употребляемый в подобных целях - валовый внутренний продукт, больше пригоден как отправной пункт кратко- и среднесрочных прогностических проектировок. Особенно это относится к России при нынешнем депрессивном состоян ии ее э кономики.

С признанием в последние годы главным фактором общественного развития человеческого потенциала радикально изменились политико-экономические представления о национальном богатстве и соответственно его статистические измерения. В настоящее время, по данным ООН, на человеческий капитал приходится 64% накопленного в мире богатства, а доля материального богатства - всего лишь 36%. Для России названные показатели - соответственно 60% и 40%.

По размерам материальной составляющей национального богатства Россия -о дна из стран - мировых лидеров. Но если в большинстве цивилизованных стран в материальном богатстве превалирует воспроизводимое, рукотворное богатство, то в России преобладающая его часть - 75% приходится на природные ресурсы: запасы полезных ископаемых, земельные угодья, леса и т.п. Минимальная стоимость разведанных запасов полезных ископаемых оценивается в 28,6 трлн. долларов, а прогнозный потенциал - в 140 трлн. долларов.

Характеризуя воспроизводимое материальное богатство, следует отметить, что и здесь Россия существенно отличается от других цивилизованных стран. В этих странах свыше половины воспроизводимого богатства - непроизводственного назначения. Так в США, жилой фонд составляет 30% его объема, домашнее имущество 25%. В России около 60% накопленного воспроизводимого богатства приходится на производственный основной и оборотный капитал.

Значительная часть российского производственного капитала в настоящее время недоиспользуется. Загрузка мощностей обрабатывающей промышленности составляет в среднем примерно 30%. Причина здесь не только и не столько в нынешней депрессии или неумелом управлении. Большинство предприятий не отвечает современному техническому уровню, не в состоянии выпускать продукцию, конкурентоспособную по качеству и ценам даже на внутреннем рынке. С помощью иностранных инвесторов и партнеров многие предприятия будут реконструированы. Но немало и таких, для которых единственная перспектива - утилизация.

Последовательное осуществление реформ включает как одну из важнейших составляющих переход к преимущественно рыночным механизмам воспроизводства богатства. Радикально меняется социальная природа богатства - именно в нем в наибольшей мере отражается глубина процессов разгосударствления и приватизации, перехода к реальному многообразию форм собственности. В настоящее время в системе отношений собственности на основной капитал еще продолжаются серьезные подвижки, но начало следующего века будет ознаменовано переходом экономики России к достаточно стабильной, стационарной системе отношений собственности на основные элементы национального богатства. При этом доля государственной и муниципальной собственности составит примерно 1/3. Преобладающей формой собственности станет частная и корпоративная.

Несомненный интерес представляет вопрос о "внешних элементах" национального богатства России, о ее собственности за пределами страны. Основная масса этого богатства в виде недвижимости сформировалась еще в советский и даже досоветский периоды и была унаследована Россией, одновременно перенявшей на себя и все внешние обязательства бывшего СССР. В настоящее время указанная недвижимость продолжает находиться в государственной собственности. В последние годы названная форма "заграничного богатства" интенсивно дополняется другими - за счет вывоза капиталов из России, который, по различным оценкам отечественных и зарубежных экспертов, составляет порядка 30-50 млрд. долларов ежегодно. В целом в настоящее время зарубежные активы России (всех субъектов собственности) оцениваются в 800 млрд. долл., из которых около половины находится в виде недвижимости, а остальное - вывезенная валюта; средства, переведенные в зарубежные банки; а также иные ценности.

В Белой книге национальное богатство России будет охарактеризовано как стартовая площадка долговременного развития страны. Рассмотрены вопросы повышения эффективности использования национального богатства. Особое внимание будет уделено проблемам управления зарубежными активами России, репатриации вывезенных из страны капиталов.

Раздел шестой. Формирование качественно новой российской экономики.

Натурально-распределительная - командно-административная - экономика дореформенной России представляла собой полную противоположность рыночной. Определяющими ее особенностями служили абсолютное преобладание государственной собственности, высокая централизация, концентрация и монополизация производства, значительная степень автаркии. По сравнению с другими странами Восточной Европы экономика России оказалась наиболее трудно реформируемой также вследствие "нерыночности " ее структуры, чрезмерной доли добывающих и сырьевых отраслей, а главное - военно-промышленного комплекса.

В соответствии с новой геополитической ситуацией и ограниченными экономическими возможностями страны, намечается проведение последовательной демилитаризации и конверсии, значительное уменьшение численности вооруженных сил и персонала ВПК, сокращение мобилизационных мощностей и мобилизационного резерва. Решающее значение здесь будет иметь начатая в 1997 г. с серьезным и болезненным для страны запаздыванием военная реформа.

Крупным недостатком экономики, осложняющим ее структурную перестройку, является технологическая неоднородность, разноуровневость отечественной промышленности. В то время как производство вооружений, сосредоточенное хотя и в огромном, но обособленном ВПК, находилось на достаточно высоком техническом уровне, отвечало мировым стандартам пятого технологического уклада, в остальной экономике преобладающим оставался третий и отчасти четвертый уклад. Наряду с институциональной нерыночностью ВПК, это создает принципиальные трудности использования для подъема гражданского производства наукоемких технологий конверсируемых предприятий. Наблюдается отторжение предлагаемых последними инноваций. Преодоление подобных трудностей потребует немалых усилий и средств, привлечения на взаимовыгодной основе зарубежных партнеров.

В результате структурной перестройки возрастет доля обрабатывающей промышленности, особенно финишных ее отраслей, ориентированных на платежеспособный спрос конечного потребителя. Коренная модернизация производственного аппарата на основе новейших технологий позволит существенно уменьшить энерго - и материалоемкость продукции, повысить ее качество и обеспечить конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках.

Опережающее развитие получит инфраструктура. Предстоит проложить многие тысячи километров современных транспортных магистралей, линий оптико-волоконной связи, создать многоканальные телекоммуникационные спутниковые системы.

В ходе формирования новой экономики придется решать сложные социальные проблемы, связанные с ликвидацией убыточных предприятий, неконкурентоспособных производств; реструктуризацией угольной и других отраслей промышленности, а также сельского хозяйства. Понадобятся широкомасштабные мероприятия по смягчению возрастающей безработицы; поддержанию занятости посредством создания новых рабочих мест, развития малого и среднего предпринимательства, массового переобучения населения, трудовой миграции и др.

Формирование новой российской экономики потребует огромных инвестиций, осуществляемых прежде всего за счет внутренних источников. Важнейшие из них - средства предприятий, федерального и территориальных бюджетов, сбережения населения. Значительные инвестиционные ресурсы дало бы прекращение утечки капиталов за рубеж и репатриация вывезенных ранее десятков миллиардов долларов. Добиться этого можно, лишь радикально улучшив инвестиционный климат в стране, что позволит также многократно увеличить иностранные инвестиции, которые в настоящее время ни в коей мере не соответствуют масштабам и потребностям России.

Существенное внимание в Белой книге будет уделено рыночным механизмам и субъектам мобилизации инвестиционных ресурсов и эффективного инвестирования. Среди них на первом месте уже сформировавшаяся в основном банковская система. С преодолением чрезмерного бюджетного дефицита и сокращением высокодоходных государственных заимствований типа ГКО для его покрытия, все большие средства коммерческих банков в виде долгосрочных кредитов будут направляться в реальную экономику. Из других субъектов инвестирования весьма перспективными представляются страховые компании, а в дальнейшем - пенсионные фонды. Их роль в развитой рыночной экономике трудно переоценить. В США по размеру капиталов эти финансовые институты уступают лишь коммерческим банкам.

В России страхование - пока еще наименее развитый сектор финансового рынка. 90% собственности предприятий в России не застраховано, отсутствуют многие обязательные во всем мире виды страхования -а втогражданской ответственности и др. Общий объем страховых взносов составляет в России менее 1% от ВВП. В США этот показатель достигает 10%, а в европейских странах соотношение страховых взносов и ВВП еще выше. Отставание страхового сектора тормозит социально-экономическое развитие страны, отрицательно сказывается на стабильности и устойчивости экономики и общества, усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне.

При благоприятном сценарии развития в течение 20-25-летнего начального периода XXI века в России будет осуществлена коренная перестройка отраслевой, технологической и территориальной структуры производства; сформирована современная рыночная экономика, ориентированная, главным образом, на удовлетворение потребностей населения - нынешнего и будущих поколений.

Каждый из нас не раз слышал такое слово, как «потенциал». Это в психологии такое понятие, которому даётся не одно и не два определения. Более того, данной тематике посвящено немало научных работ и исследований. Она действительно представляет собой определённый интерес, так что стоит углубиться в её изучение.

Исследования Эриха Фромма

Принято считать, что потенциал - это человека умножать свои внутренние возможности, развиваться, быть продуктивным, эффективно взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром. Данному качеству, а также изучению посвятил свою жизнь известный немецкий социолог Эрих Фромм.

Учёный считал, что каждый человек по-своему уникален. Он уверял: именно реализация своего внутреннего потенциала и развитие личности является главной целью каждого из нас. Если человек стремится проявить своё «я», не обращая внимания на препятствия, внешние раздражители и искушения, то он обретает настоящую позитивную свободу и избавляется от антисоциальных устремлений. Что это значит? Позитивная свобода - это максимально полная реализация индивидом своих способностей и параллельное ведение активного образа жизни.

О видах деятельности

Потенциал - это в психологии такая тема, которая содержит массу немаловажных нюансов. Важно отметить, что внутренняя сила, заложенная внутри каждого человека, ориентирована на определённые виды деятельности. В процессе своей жизнедеятельности личность расставляет приоритеты, обозначает для себя цели и впоследствии достигает их.

Многие считают, что при определённых обстоятельствах потенциал может раскрыться полностью. Обычно это наблюдается при преодолении человеком жизненных трудностей, испытаний и препятствий. Подавляя в себе собственные страхи, индивид реализует такие способности, о которых он мог даже не подозревать.

Потенциал - это в психологии то же самое, что и в философии. А вот социология рассматривает данное понятие не только как внутреннюю силу и энергию индивида. Потенциалом принято считать совокупность материальных и духовных возможностей, которые могут поспособствовать достижению тех или иных целей.

Личностный потенциал

Об этом качестве хотелось бы рассказать более подробно. Если говорить научным языком, то так называется интегральная характеристика уровня личностной зрелости и проявление феномена самодетерминации. Последнее означает способность человека осуществлять собственный выбор.

Австрийский психолог Виктор Франкл считал, что мощным личностным потенциалом (ЛП) определяется свободное отношение человека к его телесности и потребностям. Это значит, что мотивы и обстоятельства над ним могут господствовать лишь настолько, насколько он сам того хочет. К тому же данное качество отражает успешное преодоление человеком заданных обстоятельств.

Характеристика ЛП

Также принято считать, что личностный потенциал включает в себя как способности индивида, так и систему постоянно умножаемых ресурсов (волевых, психологических, интеллектуальных и т. д.). Это очень важное качество. Именно оно помогает индивиду во всех его адаптационных периодах в тех или иных сферах, влияет на формирование профессиональных навыков, самореализацию, карьеру, развитие способностей.

Понятие ЛП удачно раскрывает идею о преобразовании личности в изменяющемся мире. Человек с мощным ЛП не только способен приспособиться к тем или иным условиям. Он может изменить их, чтобы они ему сыграли на руку и поспособствовали достижению целей. Способность индивида осуществлять задуманное, несмотря ни на что, - ценнейшее качество, которое помогает не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Творческий аспект

Выше было немного рассказано про такое понятие, как личностный потенциал. Психология помимо него выделяет ещё один тип данного качества - творческий (ТП).

В каждом из нас есть начало, рождающее в сознании фантазию, воображение. Оно наталкивает человека совершенствоваться, идти вперёд. Психология развития творческого потенциала личности доказывает, что реализация ТП приводит к гиперактивности мозга, к преобладанию бессознательного над сознанием. Нередко сочетание интеллекта и креативное порождает гениальность в человеке.

Индивид с мощным ТП, как правило, обладает ярко выраженной инициативностью, уверенностью в себе, умением доводить начатое до конца, желанием постоянно совершенствоваться и познавать что-то новое. Такие люди постоянно мотивируют себя, самолично создают условия для достижения поставленных целей, контролируют качество выполняемой работы (в чём проявляется перфекционизм), и детально анализируют проблемы перед их решением, если таковые возникают. Все эти качества характеризуют человека с ТП только с лучшей стороны. Неудивительно, что именно такие люди лучше всего проявляют себя в трудовой деятельности.

Креативность

Ещё один аспект заслуживает внимания. Креативный потенциал психология выделяет в отдельную тему. Данное качество определяет способность личности осуществлять созидающую активность, выражать себя и выходить за рамки стандартных знаний. «Креатив» в данном случае задействует поведенческий, эмоциональный и когнитивный аспект.

Если говорить про потенциалы личности в психологии, то стоит отметить, что КП является самым ценным и практичным качеством. Человек с креативным потенциалом способен неординарно реализовать себя не только в какой-либо деятельности, но и в чувствах, ощущениях, поведении. Такие люди способны меняться и идти наперекор стереотипам. Их выдаёт нестандартное мышление, умение формулировать оригинальные идеи, а также игнорирование привычных рамок и границ. Они имеют разносторонние интересы, всегда с удовольствием осваивают новые навыки и знания. Такие люди вызывают у остальных желание с ними познакомиться и пообщаться поближе.

Рабочая сфера

Несколько слов необходимо сказать и про трудовой потенциал. Это в психологии определение, которое выводится в отдельную категорию. Так называется совокупность качеств, характеризующих трудовые способности того или иного человека.

Трудовой потенциал (ТП) выражается в возможности индивида поддерживать нормальные отношения в коллективе и принимать участие в его деятельности. Человек с ТП способен генерировать и анализировать передовые идеи, а также владеет необходимыми практическими умениями и теоретическими знаниями для осуществления рабочих обязанностей. Его отличает хорошее здоровье, наличие нравственных принципов, активность, образованность, компетентность, умение практично организовать своё время, аккуратность, дисциплинированность. Люди, умеющие реализовать свой трудовой потенциал, являются ценными работниками.

Самосовершенствование

Развитие потенциала личности психология изучает самым тщательным образом. Этой же темой интересуются люди, желающие заняться формированием своей внутренней силы и реализацией скрытых возможностей.

Чтобы усовершенствовать свой потенциал, необходимо сформировать для себя мощный побудительный мотив. Он станет действующей силой, которая поможет пробудить скрытые возможности. Человек способен на многие поступки, если он становится одержимым тем, чего он сильно желает.

Вдохновиться можно успехами человека, добившегося впечатляющих достижений в интересующей области. Более того, стоит ознакомиться с их стратегией, советами и попробовать понять образ мышления, после чего применить полученные знания в собственной практике.

А ещё рекомендуется поделить поставленную цель на несколько этапов. Чем больше их будет, тем лучше. Они будут соединять текущее состояние дел с желаемым. Это примерно то же самое, что и покорять вершину. Преодолевая ежедневно определённое расстояние, в конце получится достичь самого верха. Методика действенная, но самое главное - это желание. Человек, жаждущий чего-либо, способен на такие поступки, осуществления которых он сам от себя не ожидал.

Встречаются очень разные трактовки о его сущности, составляющих элементах и взаимосвязи с понятиями «человеческий капитал », «трудовой потенциал», «кадровый потенциал » и так далее. Человеческий потенциал (в общем значении) - способность человека (индивида) либо человечества (совокупность индивидов) проявить теоретические возможности на практике... (SW). В литературе встречаются другие названия - Человеческий фактор , Человеческий капитал .

Экономическое выражение

Особенно часто человеческий потенциал путают с человеческим капиталом . Человеческий капитал является важной (но не единственной) формой проявления человеческого потенциала в системе рыночных отношений . И связан с получением потока доходов благодаря эффективности вложений в развитие профессиональных качеств его носителя. При этом сами по себе расходы на образование и так далее - не являются гарантией прироста человеческого капитала, поскольку между данными факторами, хотя и может прослеживаться статистическая корреляция , отсутствует устойчивая причинно-следственная связь . То есть инвестиции в образование представляют собой лишь возможные выгоды в будущем, а к сфере возможного относится понятие «потенциал», - следовательно, здесь следует оперировать термином «человеческий потенциал», а не «человеческий капитал».

Заметим, что ценность человеческого потенциала не может выражаться лишь в стоимостных показателях. Более того, его в принципе нельзя свести только к количественной оценке, поскольку методов непосредственного измерения возможностей не существует. Но на современном этапе исследований для понимания феномена человеческого потенциала важна не столько формально исчисленная неким образом его величина, сколько оценка качества социальной жизни и существующих экономических условий для формирования и реализации потенций человека в трудовой или иной общественно-признаваемой деятельности. Если такие условия есть, то человеческий потенциал может реализоваться как человеческий капитал, выступая источником дохода для своего носителя, экономического роста и социального прогресса - для общества.

Оценка ситуации в России

Современные исследования (А. Сен, М. Уль-Хак и др.)

Тема «человеческого потенциала» нашла отражение в концепции «человеческого развития» (Human Development), получившей в последние годы широкое признание, в том числе благодаря теоретическим разработкам индийского ученого, лауреата Нобелевской премии по экономике () Амартии Сена . В своих исследованиях А. Сен использовал подход «с точки зрения возможностей» (capability approach ) и обосновал положение о том, что процесс развития - это не возрастание только материального или экономического благосостояния, а расширение возможностей человека, которое подразумевает «большую свободу выбора, чтобы каждый мог выбирать из большого числа вариантов ту цель и тот образ жизни, которые он считает предпочтительными».

Доход , согласно концепции человеческого развития - это только один из выборов, которым бы хотел обладать человек, и, несмотря на всю его значительность, он не определяет всю сложность и многообразие человеческой жизни.

Согласно выводам А. Сена экономический рост может способствовать человеческому развитию тогда, когда он обеспечивает не только повышение дохода на душу населения , но и позволяет иметь достаточный уровень государственных расходов, которые инвестируются в социальную сферу (а не в вооружение! ), а также сопровождается справедливым распределением ресурсов в экономике .

Концептуальная схема человеческого развития

Концептуальные разработки А. Сена получили продолжение в ежегодных докладах международной организации «Программа развития ООН» (ПРООН) «Отчёт о развитии человечества », первый из которых был подготовлен в группой исследователей под руководством друга А. Сена, выдающегося пакистанского экономиста Махбуба уль-Хака. Разрабатываемая в докладах ПРООН концепция человеческого развития исходит, в первую очередь, из необходимости поиска баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью .

Государственная политика, ориентированная на рост и эффективность, не всегда учитывает жизненно важные потребности той части общества, которая неспособна самостоятельно решить проблему их удовлетворения. Но, с другой стороны, переложение ответственности за удовлетворение потребностей членов общества на государство способно порождать иждивенческие настроения, что неизбежно снижает индивидуальную экономическую активность. Поэтому предлагается исходить из того, что государство обеспечивает не столько равенство потребления, сколько равенство возможностей , прежде всего в сфере образования, здравоохранения, безопасности, политических и гражданских прав.

Концептуальная схема человеческого развития, предлагаемая «Программой развития ООН», строится на следующих основных принципах:

  • Производительность труда (люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей деятельности и участвовать в процессе формирования дохода, поэтому экономический рост, динамика занятости и оплаты труда являются составляющими моделей человеческого развития).
  • Равенство возможностей (ликвидация барьеров, связанных с расой, полом, местом проживания, уровнем благосостояния, которые препятствуют участию в политической, социальной и экономической жизни).
  • Устойчивость развития (отсутствие финансовых, социальных, демографических, экологических долгов, по которым придется платить будущим поколениям, обеспечение справедливого распределения возможностей развития между поколениями).
  • Расширение возможностей (содействие самостоятельности, повышение ответственности людей за свою судьбу, активное участие населения в процессах принятия решений и повышение роли гражданского общества).
  • Общественные благополучие (необходимость в социально ответственных формах развития свободных рыночных отношений, наличие чувства социальной сплоченности).

Российский вклад

В России тематика человеческого развития, оставаясь вполне прагматической и увязанной с социально-экономическими задачами, приобрела новое качество и вызвала к жизни теоретические разработки концепций «человеческого потенциала», в частности, активированные Институтом человека (до ) и

Введение. 3

1.Основные факторы производства. 5

1.1 Труд. 5

1.2 Земля. 7

1.3 Капитал. 8

1.4 Предпринимательская способность. 12

1.5 Информация. 16

2.Роль человеческого капитала в реализации задач, стоящих перед

Российской экономикой. 20

2.1 Оценка человеческого капитала в современной России. 20

2.2 Возможности активизации человеческого капитала в России. 23

Заключение 27

Список литературы 29

Введение.

В последние годы социальной сфере России уделяется особое внимание. В соответствии с программой социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу ключевым направлением деятельности отечественного правительства является обеспечение достижения таких стратегических целей развития страны, как повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны.

Актуальность темы исследования определяется особенностями текущего этапа социально-экономического развития России. Приоритетной задачей внутренней политики на ближайшие годы Правительством РФ определено сохранение и развитие национального человеческого капитала страны, как главного фактора экономического роста и основы конкурентоспособности России в глобальной экономике.

Необходимо с формировать сравнительные преимущества, которые будут определять геополитическую конкуренцию середины XXI века. Среди определяющих национальные конкурентные преимущества факторов на передний план выйдут: образование и охрана здоровья населения; развитие науки; пропускная способность, доступность и наполнение информационной среды; способность государственного управления обеспечить раскрытие созидательных творческих возможностей каждой личности; чистота окружающей среды и высокое качество жизни.

Успешное функционирование производства зависит от наличия и эффек-тивного сочетания различных факторов производства. На всех этапах развития человечества главными факторами производства выступали рабочая сила (человеческий фактор) и средства производства (вещественные, материальные факторы). В более узкой трактовке факторы производства представлены первичными ресурсами, становящимися элементами процесса производства. Они поступают в экономическую систему извне. Экономическая наука знает два подхода к классификации факторов производства (Таблица 1). [ 5 ]

Марксистская политическая экономия в качестве факторов производства

Таблица 1. Различные подходы в выделении факторов производства и их классификация.

выделяет рабочую силу, предмет труда и средства труда. Рабочая сила- личный фактор производства. Предмет труда и средства труда, воплощаясь в средствах производства, образуют вещественные факторы. Личные и вещественные факторы, объединяясь, образуют сложную систему отношений. В ней ведущую роль играют отношения собственности, которые формируют общественный принцип производства, распределения, обмена и потребления. [ 5 ]

Маржиналистская классификация к факторам производства относит землю, труд, капитал, предпринимательскую способность и информацию.

В своей работе я остановлюсь на подробном анализе маржиналистской классификации факторов производства. В частности первая часть будет посвящена выделению основных характеристик факторов производства, а вторая - более детальному анализу роли человеческого фактора в производстве и воздействия инвестиций в человеческий капитал применительно к российскому обществу.

1.Основные факторы производства.

1.1 Труд.

Основой жизнедеятельности человеческого общества является труд. Труд опосредствует обмен веществ между человеком и природой, приспосабливая природные материалы и всю окружающую среду под потребности человека и общества. Человеческому труду присущи следующие специфические факторы: целенаправленность (любое производство преследует какую-либо цель, поставленную человеком); общественность (занимаясь трудовой деятельностью человек, использует знания и навыки, приобретенные в процессе социализации человека); созидательность (конечная цель трудовой деятельности предполагает производство благ); способность создавать орудия труда.

В процессе труда человек меняет не только окружающую среду, но и свою внутреннюю природу, реализует свою способность к труду: он развивается и совершенствуется физически и умственно, приобретает новые знания, его язык отражает новые понятия. Таким образом, можно утверждать, что труд создал человека и продолжает развивать его.

Труд – важнейший фактор производства. Это объясняется рядом причин, среди которых можно отметить следующие: во-первых, практически каждый работоспособный член общества является субъектом рынка труда; во-вторых, вознаграждение (заработная плата), получаемое ресурсом (трудом) на рынке труда, составляет основную часть дохода подавляющего большинства семей любой страны; в-третьих, вопросы занятости, безработицы, уровня заработной платы становятся объектом политической и экономической борьбы, государственной политики. [ 5 ]

Труд может быть квалифицирован как процесс созидательной целесообразной деятельности человека, с помощью которой он видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей. По определению Джевонса, труд есть всякое умственное или физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достичь какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы. [ 7 ]

Процесс труда включает три момента: сам труд, предмет труда и средства труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Труд олицетворяет рабочую силу и ее носителей – работников. В современном мире большое значение имеет квалификация рабочей силы. Чем выше квалификация рабочей силы, тем большим потенциалом обладает ее носитель, тем выше уровень создаваемых таким трудом жизненных благ. Труд может быть квалифицирован следующим образом (Таблица 2).

Труд


Таблица 2. Виды труда.

Абстрактный труд представляет собой затраты физиологической энергии товаропроизводителей, не учитывающие конкретных условий товарного производства. Согласно трудовой теории стоимости абстрактный труд создает стоимость товара.

Конкретный труд связан с затратами энергии в определенной полезной форме, создающей потребительскую стоимость. Конкретный труд образует диалектическое единство с абстрактным трудом. В условиях рынка конкретный труд является частным трудом, а его общественный характер выражается через абстрактный труд. Здесь, однако, имеется противоречие, которое выражается в общественном характере производства и частнокапиталистической форме присвоения.

Живой труд – затраты умственной и физической энергии человека, направленные на создание материальных и духовных благ. Он делится на необходимый и прибавочный.

Прошлый труд – овеществленный труд, воплощенный в средствах

производства и предметах потребления. Труд, производящий товары, является

простым, если он не требует специальной подготовки. К нему относится труд неквалифицированных работников. Сложным трудом является всякий труд, для осуществления которого работника необходимо специально подготовить. Сложный труд – это квалифицированный труд. Он может быть выражен умножением простого труда. [ 7 ]

1.2. Земля.

Под фактором земля понимаются все естественные ресурсы: природные ископаемые, леса, земли сельскохозяйственного значения, все природные богатства, которые могут быть задействованы в производственном процессе. Считается, что количество этого фактора условно фиксировано, а спрос на него является производным, т.е. зависит от спроса на производимую с его помощью продукцию. Этот фактор, в отличие от других, не является результатом человеческой деятельности.

К понятию «земля» относятся не только географические территории, но и все заключенное в недрах земли (нефть, руды, газ, уголь, и пр.), а также лесные угодья, гидроресурсы, рыбные богатства. Кроме того, понятие «земля» включает всю биосферу, в которой проходит жизнь человека и осуществляется процесс производства.

В современных условиях значение земли в жизни человека определить не так просто. С одной стороны, роль естественных сил земли и зависимость человека от сил природы многократно снизились. Научно-техническая революция и новые технологии привели и к созданию искусственного плодородия почвы, и к появлению синтетических материалов, и к освоению новых видов энергии, ранее недоступных человеку. С другой стороны, многие природные ресурсы, которые ранее считались неисчерпаемыми, оказались на грани исчезновения. Повсеместно на земном шаре не хватает пресной питьевой воды. Разведанные запасы нефти могут истощиться через 40 лет, угля – через 100 лет. Исчезают с лица планеты леса, в том числе и джунгли, ответственные за состояние атмосферного воздуха. Исчезают целые виды животных. Загрязняются природные водоемы, гибнут рыбные ресурсы. Производственная деятельность человека загрязняет не только воду и воздух, но и почву, продукты которой становятся негодными к употреблению. Таким образом, общее ухудшение состояния экосферы делает человека более уязвимым от сил природы, в связи, с чем значение земли (в широком смысле слова) беспрецедентно возрастает. Растет также значение доступа к полезным ископаемым и,прежде всего к энергоносителям,таким как нефть,газ. Значительно возрастает значение земли как места обитания человек и размещения производственных объектов. [ 7 ]

1.3 Капитал.

Современная экономическая наука понимает под капиталом: стоимость, приносящую прибавочную стоимость;чистую стоимость активов физического или юридического лица за минусом суммы обязательств;навыки и знания, приобретенные в процессе обучения;сумму, внесенную акционерами или пайщиками для современного ведения хозяйственной деятельности; совокупные ресурсы,используемые в бизнесе;все средства производства, созданные людьми:оборудование,инструменты,транспорт,знания,машины, сырье,запасы товаров и полуфабрикатов,нематериальные активы и т.п.; совокупность экономических отношений,существующих в обществе; капитальные вложения материальных и денежных средств в экономику; фактор производства,ответственный за соединение результатов прошлого и настоящего труда.

Теоретически и практически капитал непрерывно связан с понятием прибыли. В этом его основное содержание,и в этом сходятся все научные трактовки капитала. Ученые также согласны в том,что капитал авансируется, т.е. не расходуется окончательно и пускается в оборот (промышленный, торговый,денежный),с тем,чтобы вновь вернуться к своему владельцу и принести доход в виде прибыли.

В широком смысле под капиталом понимают все то,что приносит его владельцу доход. Это могут быть и средства производства,и сданная в аренду земля,и денежные вклады в банке,и используемая в производстве рабочая сила. Капитал подразделяют на реальный,или физический,и денежный,или финансовый. Под реальным капиталом подразумевается сами средства производства,а под финансовым – деньги,используемые для закупки средств производства. Эти деньги принято называть инвестициями.

Наиболее часто употребляемым определением капитала является следующее: капитал – это самовозрастающая стоимость. В связи с этим определением существует множество производственных понятий капитала (Таблица 3). [ 6 ]

Активный

Амортизационный

Банковский

Беглый

Буферный

Блуждающий

Венчурный

Выпущенный

Вложенный

Гибкий

Гомогенный

Декларированный

Денежный

Добавочный

Заемный

Негативный

Инвестиционный

Номинальный

Общественный

Оборотный

Основной

Паевой

Собственный

Теневой

Чистый

Таблица 3. Капитал

Опираясь на понимание экономической категории капитала, можно утверждать,что деньги сами по себе не являются капиталом. Деньги как деньги выполняют функцию удовлетворения разнообразных потребностей индивидуума. Деньги же в качестве капитала преследуют другую цель – увеличение капитала. В этом случае основная задача владельца денег состоит в их приумножении,увеличении богатства,получении прибавочной стоимости. [ 4 ]

Прибавочная стоимость – часть стоимости товара, создаваемая неоплаченным трудом. Прибавочная стоимость является источником доходов работодателей. В процессе производства рабочая сила используется работодателем сверх ее стоимости. В результате этого она производит прибавочную стоимость,эквивалентную стоимости неоплаченного труда.

Каптал находится в постоянном движении. Это способ его существования. Непрерывно происходящее круговое движение капитала образует его оборот (Таблица 4). При этом на стадии производства различные части производительного капитала оборачиваются по-разному (за разные сроки). В зависимости от этого производительный капитал делят на основной и оборотный. Основной капитал участвует в производстве многократно,частями перенося свою стоимость на готовые изделия и возвращаясь к инвестору в денежной форме по частям. К нему относятся заводские здания,машины, оборудование и т.д. В отличие от него оборотный капитал участвует в производстве однократно,полностью переносится на созданный продукт и возвращается к инвестору в денежной форме в течение одного кругооборота. К нему относятся сырье,материалы,полуфабрикаты и т.д. а также заработная плата работников.

Таблица 4. Оборот капитала.

Форма обращения денег как капитала имеет следующий вид:

D (деньги) – T (товар) – D" (деньги плюс дополнительные деньги),

Где D"=D + m

В этой формуле содержится некоторое противоречие. Дело в том, что обмен, как известно, происходит на эквивалентной основе. Здесь же мы имеем превышение первоначально авансированной суммы. То есть первоначально авансируемая сумма приросла на некоторое количество денег. Формула капитала как раз и показывает процесс возникновения прибавочной стоимости(m). Следовательно, получение прибавочной стоимости невозможно вне сферы обращения (T),где ее товарная форма превращается в денежную. Товарная же форма прибавочной стоимости создается наемным трудом в процессе производства.

Существуют два способа производства прибавочной стоимости: абсолютный и относительный. Оба они базируются на степени использования рабочего времени. Рабочий день представляет собой сумму необходимого и прибавочного рабочего времени. Необходимое рабочее время – это период,в течение которого работник воспроизводит эквивалент стоимости своей рабочей силы. В рамках прибавочного времени он создает прибавочную стоимость. Таким образом, абсолютный способ производства прибавочной стоимости заключается в простом удлинении рабочего дня (Таблица 5). Тогда необходимое время остается неизменным,а прибавочное – увеличивается. Производство относительной прибавочной стоимости базируется на повышении производительности труда. При этом рабочий день не только не удлиняется, но даже может сокращаться (Таблица 6).

Необходимое рабочее время, ч

Прибавочное рабочее время, ч

Рабочий день, 8 ч

Таблица 5. Процесс производства абсолютной прибавочной стоимости.

Необходимое рабочее

время, ч

Прибавочное рабочее время, ч

Рабочий день, 8 ч

Таблица 6. Процесс производства относительной прибавочной стоимости.

Абсолютная прибавочная стоимость – прибавочная стоимость,произ-водимая путем удлинения рабочего дня.

Относительная прибавочная стоимость – прибавочная стоимость,возни-кающая вследствие сокращения необходимого рабочего времени и соответствующего изменения соотношения величин обеих составных частей рабочего дня.

Рост производительности труда при производстве относительной прибавочной стоимости вызывает не только увеличение объемов производства, удешевление предметов потребления, но и ведет к понижению цены рабочей силы. Это в свою очередь вновь ведет к увеличению производства прибавочной стоимости.

Разновидностью относительной прибавочной стоимости является избыточная прибавочная стоимость. Она характеризует индивидуальный уровень производительности труда отдельных предприятий, превышающий его общественное значение. Ее основным отличием от относительной прибавочной стоимости является то, что она не связанна с понижением стоимости рабочей силы, а целиком базируется на применении более производительного труда.

Не следует, однако, думать, что прибавочная стоимость производиться только лишь за счет наемных работников. Она – субпродукт всех факторов производства: земли, капитала, труда, предпринимательской способности, информации. Посредством труда она принимает формы, позволяющие оценить ее стоимостную величину.

В современной России некоторые политические партии в своей предвыборной борьбе используют тезис о перераспределении природной ренты, присваиваемой новыми олигархами. Это и есть не что иное, как попытка перераспределения прибавочной стоимости, создаваемой в топливно-энергетическом комплексе страны за счет ее природного потенциала. [ 5 ]

1.4 Предпринимательская способность.

Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин.

Отсюда и множественность его трактовок и определений. Сущность же предпринимательства, как экономической категории, обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды.

Предпринимательство – это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности. [ 9 ]

Предпринимательские способности можно охарактеризовать как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.

В свою очередь к предпринимателям относятся, прежде всего, владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих.

Используют также термин «предпринимательский потенциал». В целом предпринимательский потенциал можно охарактеризовать как потенциальные возможности по реализации предпринимательских способностей людей.

Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы – труд, земля, капитал, информация. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост. Как показывает опыт многих стран с рыночной экономикой, их экономические достижения, в том числе темпы экономического роста, инвестиции, нововведения, напрямую зависят от реализации предпринимательского потенциала. Так, экономический курс, ориентированный на поддержку предпринимательства, уменьшение государственных расходов, и государственного регламентирования, позволил США и ряду других стран Запада эффективно преодолеть многие трудности 80-90-х гг.

По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращаются в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становиться определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товарное производство исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В-четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.

Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

Предпринимательство – инициативная деятельность. Постоянное стрем-ление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды - отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива – это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса. Предпринимательство следует ассоциировать не с обманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей – с «духом ненасильственного приобретательства».

Хотя инициатива является свойством человеческой натуры, проявление ее в качестве функционального признака предпринимательской деятельности обусловлено самой природой рыночного хозяйства. Инициируя свои начинания, любой предприниматель, несомненно, опирается на обладание некими преимуществами, дающими ему уверенность в успехе. Такие преимущества могут быть извлечены из самой рыночной среды, к примеру, из-за асимметрии информации.

Инициатива требует известной хозяйственной свободы. Когда уровень регламентации предпринимательской деятельности слишком высок, инициативная активность снижается, оборачиваясь деловой стагнацией. В этом смысле создание условий для активизации инициативы у субъектов хозяйствования – ключевая задача перехода к предпринимательству.

Риск является органической компонентой предпринимательской деятельности, но само предпринимательство не связано со склонностью к риску. Нацеленность предпринимателя на обращение рыночной неопределенности и свою пользу выступает решающим фактором при принятии решений. Нечеловеческие качества в виде склонности к безрассудному риску, а предполагаемое вознаграждение заставляет предпринимателя идти на риск. Поэтому величина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от вероятного увеличения дохода.

Коммерческий риск отличается от риска вообще тем, что основывается на трезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий. Стремление к успеху здесь всегда уравновешивается хозяйственной ответственностью.

Таким образом, как управленец-хозяйственник предприниматель стремится к обеспечению стабильных условий для реализации и развития своей предпринимательской функции. С этой стороны его задача состоит в уравновешивании разнонаправленных сил, позволяющих эффективно осуществлять предпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе. В то же время, реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разрешение этого противоречия может иметь самые разные формы, но все они, в конечном счете, сводятся к обеспечению приемлемой нормы прибыли. Удовлетворенность прибылью означает не что иное, как компромисс между различными сторонами предпринимательской функции . [ 9 ] 1.5 Информация.

Информация является основным фактором экономической динамики. Асимметричность распределения информации является источником неравновесия и развития экономической системы, а также фактором формирования транзакционных издержек, имеющих информационную природу. Рост транзакционных издержек вследствие неопределенности становится ограничителем экономического роста и фактором его нестабильности. Снижение транзакционных издержек, в первую очередь в наукоемких отраслях, позволит стимулировать устойчивый экономический рост.

Экономическую систему, сложившуюся в развитых странах во 2-й половине XX века, часто называют постиндустриальной, информационной экономикой, или экономикой, основанной на знаниях.

Характерной чертой постиндустриальной экономики является широкое применение информации в хозяйственной деятельности. Информация используется в качестве фактора производства с самого момента возникновения общества и хозяйства, но в постиндустриальной экономике информация играет принципиально новую роль, что и позволяет говорить об особом этапе развития хозяйства, возникающем в процессе развития западной цивилизации.

В экономике, основанной на знаниях, период воспроизводства удлиняется за счет того, что в воспроизводственный цикл вкл ючается стадия производства "идеи". Еще в период классического промышленного капитализма научно-технический прогресс имел характер внешнего по отношению к хозяйству процесса, и предпринимательская прибыль не была и предпринимательская прибыль не была главным стимулирующим фактором научных исследований.

Специфика экономики, основанной на знаниях, определяется той ролью, которую играет информация. Как и всякому экономически значимому фактору производства, информации присущи такие качества, как полезность и редкость.

С экономической точки зрения важна не абсолютная ценность знаний, а их редкость, так как даже очень ценные знания не приносят экономической выгоды, если они общеизвестны. Важна ограниченность знаний, их недоступность никому, кроме выгодоприобретателя . Поэтому экономику, основанную на знаниях, с большим правом можно было бы назвать «экономикой, основанной на незнании», несмотря на колоссальный объем производимой и потребляемой в процессе хозяйственной деятельности информации, а также усовершенствование методов обработки информации.

Для объяснения кажущегося противоречия между огромным потоком информации, и ее редкостью необходимо провести различие между знаниями и данными, как принципиально различными типами информации, применяемой в хозяйственной деятельности.

Под знаниями здесь имеется в виду обобщенная, абстрактная, систематизированная информация о природе и обществе. В отличие от знаний, данные – конкретная информация, понимание и интерпретация которые возможны только на основе уже имеющихся знаний.

Количественное накопление знаний и данных ведет к совершенно различным результатам. Если накопление знаний сопровождается их универсализацией, то есть возможностью описать при помощи одного набора аксиом, гипотез и законов описать все возрастающий объем фактов, то накопление данных, во-первых, ведет к сложностям в их обработке, и, во-вторых, повышается вероятность того, что часть данных не сможет «втиснуться» в рамки существующих знаний. Поэтому рост объема информации в обществе сопровождается снижением экономической эффективности информации.

Необходимо также отметить, что с ростом сложности производства и с развитием разделения труда возрастает зависимость производства от знаний о механизмах функционирования общества. Социальные знания обладают специфическими свойствами, проистекающими из их интегрированности в процесс принятия решений.

Важной практической функцией социального знания в процессе хозяйственной деятельности является помощь участникам хозяйственной деятельности в прогнозировании поведения своих партнеров, конкурентов и т.д. В информационной экономике способность социальных знаний выполнять прогностическую функцию снижается.

Ситуация неопределенности усугубляется попытками отдельных экономических агентов не просто предсказать, но и среагировать на прогнозируемые социальные изменения, результатом чего становится увеличение неопределенности у других субъектов и в экономической системе в целом. Примером подобного механизма является инфляция ожиданий, возникающая вследствие стремления избавиться от валюты, чье обесценение предполагается в будущем. В системе информационных зависимостей ситуация неопределенности порождает обратные связи, придающие динамике развития нелинейный характер.

Другим важным следствием роста неопределенности является устаревание информации, содержащейся в неявной форме в институтах. Возникает потребность в обработке информации там, где раньше возможно было использовать привычные способы хозяйствования.

В случае с человеческим капиталом, который в экономике, основанной на знаниях, становится основным, наиболее производительным активом, появляются дополнительные сложности, вызванные тем, что производительная способность человека не является его единственным «полезным» свойством. Поскольку человеческий капитал является специфическим активом, у его партнеров возникает стремление ограничить его мобильность, чтобы гарантировать себе будущий поток доходов от комбинации своих активов с человеческим капиталом. Следовательно, возникает тенденция к ограничению личной свободы человека. Прикрепленность человека к конкретному предприятию гарантируется оговорками в контракте найма, предусматривающими выплату значительных неустоек в случае досрочного расторжения или нарушения контракта.

Наукоемкие производства являются одними из наиболее рискованных и чувствительных к уровню транзакционных издержек. Это наиболее заметно на примере России, в которой в период реформ резко возросли трансакционные издержки, что послужило причиной депрессии и фактического распада в первую очередь инновационных отраслей. Инновации были практически полностью выключены из воспроизводственного механизма российской экономики. Последствия этого очевидны – российская экономическая система перестала быть самодостаточной , и, более того, потеряла способность к интенсивному расширенному воспроизводству. [ 3 ]

2.Роль человеческого капитала в реализации задач, стоящих перед российской экономикой.

2.1Оценка человеческого капитала в современной России.

Стратегия социально-экономического развития России определяет воспроизводство человеческого капитала (Таблица 7) как одну из главных целей реформ. Качество национального человеческого капитала определят успехи социально-экономического развития государства, выступает важнейшим фактором национальной безопасности. [ 11 ]

Таблица 7. Источники формирования национального человеческого капитала.

Можно определить национальный человеческий капитал как сложную совокупность созидательных производительных сил всех граждан, каждая из которых в отдельности представляет собой индивидуальный капитализированный запас знаний, умений и навыков, накопленный посредством взаимодействия комплекса факторов и условий, связанных с разными уровнями жизнедеятельности общества и экономически реализуемый в производственном обороте, принося доход своему владельцу и формируя агрегированный поток дохода как часть национального дохода страны. [ 1 ]

Основным показателем, который снижает индекс развития человеческого потенциала России (и человеческий капитал) – низкая продолжительность жизни, особенно мужчин (58 лет), а также сравнительно низкий ВВП на душу населения. Продолжительность жизни населения – индикатор «воли к жизни», индикатор уровня и качества предприимчивости населения (важнейшего экономического ресурса – предпринимательской способности), творческого потенциала страны, индикатор качества труда. А именно высокое качество жизни населения – основная цель и задача развития экономики и общества. Россия находится на 105-м месте из 111 в рейтинге по показателю качества жизни населения.

Многочисленные примеры неудач в государственном строительстве, законодательстве, экономике и других сферах Российского государства есть прямое следствие сравнительно низкого уровня и качества российского человеческого капитала и, соответственно, его низкой отдачи. Законы РФ копируются с законов развитых стран мира, но они не работают в российской действительности, которая продолжает функционировать во многом «по понятиям», а не по законам.

Российская система государственного образования оказывается не способной обеспечить достаточный уровень подготовки специалистов. В высшей школе практически отсутствует связь с реальным производством, нет подготовки сотрудников для конкретных предприятий. В российских вузах ведется всего 4,5 % исследовательских работ, производимых в стране. Государственное финансирование системы высшего и специального образования осуществляется не на конкурсной основе и является весьма скудным. [ 11 ]

Исследования аналитиков ООН привели к пессимистическому выводу: человеческий потенциал в России быстро деградирует. Деградации, по мнению аналитиков ООН, способствует жизнь за счет продаж природных ресурсов, крайне медленное развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью, деградация науки, культуры, недоступность качественного медицинского обслуживания населения, антирыночный менталитет населения.

Фактически, топливно-сырьевая специализация страны, приемлемая лишь на отдельном отрезке времени и при определенных условиях, в отечественной экономике не эволюционирует в более развитые формы, связанные с повышением глубины переработки природных ресурсов, что серьезно ограничивает возможности вхождения России на выгодных для нее условиях в мировое сообщество. Сопоставление данных доклада ООН о развитии человеческого потенциала с данными общей макроэкономической ситуации в стране наглядно показывает, что на фоне внешнего благополучия и высоких темпов экономического роста в России деградирует реальный человеческий потенциал. Движущие факторы современного этапа экономического роста не способствует развитию человеческого капитала, модернизации экономики в целом. [ 2 ]

Крайне недостаточное финансирование науки и образования со стороны государства привело к тому, что быстро стареют и теряют свою ценность знания, накопленные во времена СССР, а новые накопления знаний незначительны. Существует тенденция переманивания отечественных специалистов за границу. Большинство талантливых и выдающихся ученых, инженеров, врачей и других специалистов уехало в период смены государственной власти в основном в США, Канаду, Германию. Уехали и уезжают физики, математики, программисты, химики, электронщики, специалисты по биотехнологиям и т.д. Работают российские специалисты также в Японии, Сингапуре и других азиатских странах. По примерным подсчетам уехало за границу более половины числа лучших специалистов.

Существенный вклад в снижение уровня и качества человеческого капитала внес и внутренний отток, выразившийся в уходе ученых инженеров в бизнес, в торговлю, в иные сферы. Ученые и инженеры, оставшиеся в научных организациях за малым исключением деградировали без приемлемой для выживания зарплаты, оборудования, бюджетного финансирования, заказов и работы. Есть примеры и положительные, особенно в Сибири, в академических городках, но они лишь подтверждают общую безрадостную картину.

В составе стартового человеческого капитала России при переходе к рынку почти отсутствовала такая составляющая человеческого капитала как предпринимательская способность – важнейший экономический ресурс, без которого невозможно эффективное функционирование рыночной экономики. Не было в России и экономической науки как таковой по причине отсутствия экономистов-рыночников и управленцев-рыночников. В наследство России достался также низкого качества труд, неважное здоровье населения, отсутствие современной образовательной системы по гуманитарным наукам, экономике, менеджменту, сельскому хозяйству и т.д. [ 11 ]

Увеличение инвестиций в человеческий капитал и поддержание их на должном уровне в долях от ВВП является стратегически необходимым и, возможно, достаточным условием вхождения России в число передовых стран мира (если таковую задачу перед страной ставить),пусть и в отдаленной перспективе.

2.2 Возможности активизации человеческого капитала в России.

Развитие человеческого капитала напрямую связано с ростом качества жизни населения и улучшения предпринимательского климата. В то же время рост качества жизни населения определяет потребительский спрос как фактор развития, а инвестиционный или предпринимательский климат определяют инвестиционный спрос (Таблица 8).


Таблица 8. Связь человеческого капитала с факторами роста экономики.

Человеческий капитал развивается по следующим составляющим:

¾ ментальность населения;

¾ качество и этика труда, связанные с ментальностью;

¾ качество и этика предпринимательства;

¾ качество, созидательная активность и эффективность элиты;

¾ образовательный потенциал;

¾ креативность и элиты и народа;

¾ здоровье народа;

¾ накопленные знания и их качество;

¾ инновационный потенциал;

¾ качество жизни и условия реализации личности;

¾ приток и отток человеческого капитала;

¾ тип, стратегия и отношения государства народа. [ 12 ]

Базой роста уровня и качества человеческого капитала (его конкурентоспособности на мировом уровне) является культура и менталитет нации, на формирование которых решающее влияние оказывала основная национальная религия. Ментальность отражает влияние накопленного веками человеческого капитала на характер народа, на отношение к труду, определяет внутреннюю энергию нации.

Главное богатство России, как известно, природные ресурсы и люди. С природными ресурсами все более или менее ясно: нефть, газ, даже какой-нибудь калий – сегодня все это идет в дело, все приносит доход, рост капитализации, налоги.

С людьми сложнее. По многим показателям население России –уникальный ресурс. Уровень грамотности у нас – самый высокий в мире. Уровень охвата среднего образования – самый высокий в мире. Образование выше среднего имеют около 85% населения (а если смотреть на показатели среди экономически активного населения, младше 60 лет, тут картина и вовсе уникальная – почти 95%). Для сравнения: данный показатель в Германии – стране с самым высоким уровнем образования в ЕС – 78%, в Великобритании – 76%, в Испании и вовсе заметно меньше – 50%. Средний уровень квалификации рабочих и специалистов – один из самых высоких в мире. Причем, в том числе и в тех сегментах экономики, которые принято называть постиндустриальными.

Стратегия развития национального человеческого капитала (Таблица 9) сформулирована и представлена Правительством РФ в рамках приоритетных национальных проектов в области образования, здравоохранения, обеспечения жильём населения, а также развития агропромышленного комплекса. Целью реализации приоритетных национальных проектов объявлено развитие человеческого капитала и повышение качества жизни граждан РФ.

Таблица 9. Стратегия развития национального человеческого капитала.

Долгосрочная стратегия развития национального человеческого капитала в России должна осуществляться в рамках следующих принципов:

– комплексное решение задач формирования человеческого потенциала и нового качества жизни;

– опережающее развитие науки, образования, здравоохранения, культуры по сравнению с другими элементами, обеспечивающими позитивную динамику экономического роста: высокий имидж интеллектуального труда, его огромное значение для новой экономики, экономики знаний порождает мощные синтетические эффекты усиления совокупного интеллекта страны, отраслей промышленности, корпораций, в конечном итоге, совокупного капитала страны;

– признание основополагающей роли государства в формировании и воспроизводстве национального человеческого капитала.

Важнейшей сферой формирования и развития человеческого капитала является реальный сектор экономики. В теории человеческого капитала предприятие, наряду с семьёй и государством, признаётся основным источником инвестиций в индивидуальный человеческий капитал. В литературе человеческий капитал фирмы рассматривается преимущественно в рамках концепции нематериальных активов организации. Человеческий капитал сотрудников признаётся основной частью нематериальных активов предприятия, генерирующей силой инновационного развития. [ 11 ]

Экономика РФ относится по своему типу к индустриально-сырьевой экономике. Переход к экономике нового качества вызван фактической неконкурентоспособностью данного типа экономического развития. Для перехода к постиндустриальной экономике, к инновационной экономике или экономике знаний необходим соответствующий человеческий капитал высокого качества и в достаточном количестве. Наличие человеческого капитала высокого качества его рыночных составляющих, является необходимым и достаточным условием для создания эффективной инновационной экономики.

Заключение.

Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в повышение уровня жизни и качества жизни населения, в том числе в воспитание, образование, здоровье, знания, науку), предпринимательские способность и климат, информационное обеспечение, формирование элиты, приток человеческого капитала из других стран, безопасность и экономическую свободу, а также в культуру и искусство (Таблица 10).

Как интенсивный фактор развития человеческий капитал определяет технический прогресс или инновационный фактор развития (новые технологии, инновации, науку, образование, знания). Инновационный фактор развития, в сущности, является фактором развития, функционально зависящим от человеческого капитала, производным от человеческого капитала.

Подводя итоги нужно сказать, что необходимыми и достаточными условиями для успешного развития страны являются качественный человеческий капитал в достаточном количестве и благоприятные внутренние и внешние условия. Качественный человеческий капитал как основной фактор развития государства, общества и экономики должен обеспечить оптимизацию этих показателей для обеспечения оптимальных темпов прироста ВВП.

Развитие человеческого потенциала России невозможно без расширения возможностей выбора – круга вероятных сценариев самореализации человека как личности. Элементарными предпосылками для человеческого развития, по мнению экспертов Всемирного банка, являются долгая и здоровая жизнь, образование, достойный уровень жизни, обладание политическими и гражданскими свободами, необходимыми для участия в жизни общества. Общий доход от инвестиций в человеческий капитал зависит от объёма произведённых вложений и их норм отдачи. Тезис состоит в том, что различия в общих объёмах инвестиций, осуществляемых разными людьми, связаны с различиями в их индивидуальных нормах отдачи.

Таблица 10. Взаимосвязь развития человеческого капитала и экономики и уровня развития страны в блоке «Обучение – знания – эффективность труда – национальное богатство».

Список литературы.

1.Капелюшников Р.И. Теории человеческого капитала.- Казань: Форум Стратегии регионального развития, 2003:http:regionforum.ru

2.Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации?- Воронеж: ЦИРЭ,2005

3.Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. – М.:Дело,2002.

4.Самуэльсон П. Экономика,т.2.- М.:- Алгон,1992

5.Сидоров В.А. Общая экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: «Издательство «Элит»,2006.

6.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономическая теория. – М.:Юнити,2002

7.Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.:ИНФРА-М,2000.

8.Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. / Под ред. И.П. Николаевой.- М.:ЮНИТИ,2004.

9.Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство БЕК,1999.

10. Александрова Е.Н., Аретова Е.В., Пономаренко Е.Е., Шевченко К.И. Ключевые проблемы развития социальной сферы России: организационно-экономический аспект.// Финансы и кредит.2007,28

11.Клочков В.В. Человеческий капитал и его развитие. В кн.: Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. / Под ред. И.П. Николаевой. – М.:ЮНИТИ,2004.

12.Черняковский И. Активизация человеческого потенциала как условие прогресса.// Экономист.2007,10

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.