Необходимость государственного регулирования экономики обосновывают. Необходимость регулирования рыноч­ной экономики

Рассмотрим предпосылки:

1. По мере усложнения развития общества, хозяйственных связей усиливают интеграционные процессы в экономике, в этих условиях возрастает роль общенациональных потребностей, которые формируются в процессе интеграции общества и государство управляет процессом их реализации как единственно возможный субъект их удовлетворения;

2. Развитие производства, углубление общественного разделения труда, усложнение хозяйственных связей.

Промышленная революция, научно-технический прогресс, который активно развивается в XX веке, приводят к тому, что возрастает технологичность производства, усложняется производимые продукты, в производстве одного конечного продукта принимают участи десятки, сотни, а иногда и тысячи различных товаропроизводителей, которые выстраиваются в определённую замкнутую технологическую цепочку и передают части этого товара друг другу как на конвейере. Если раньше один производитель от начала до конца производил товар, то теперь один товар производят десятки, сотни производителей. Из этого следует необходимость интеграции их деятельности. Ведь каждый из производителей в отдельности самостоятелен и действует на свой страх и риск. Но здесь, когда огромные цепочки, когда множество участников, возрастает опасность принятия неправильного решения отдельным участником этих связей. Поэтому необходимо каким-то образом интегрировать хозяйствующих субъектов в рамках этих сложных технологических процессов. Можно на корпоративном уровне, создавая крупные объединения, корпорации, но постепенно возникает потребность в какой-то более крупномасштабной интеграции на уровне всей национальной экономики. И вот здесь в роли активного регулятора начинает выступать государство, которое приводит в соответствие взаимодействие всех участников сложных цепочек, регулирует связи между цепочками, между различными отраслями, регионами. Чем сложнее экономика, чем глубже разделение труда и специализация, тем острее необходимость использования единого центра для регулирования хозяйственных процессов.



3. Связана со второй – возрастающая неспособность рынка осуществлять эффективное антикризисное регулирование экономикой. До определённого этапа рынок нормально осуществлял свои регулирующие функции, позволял устанавливать баланс между производством и потреблением, спросом и предложением. Но, начиная с середины XIX века, стали происходить постоянные, циклические сбои в работе рыночного механизма. Выражением этих сбоев стали циклически повторяющиеся кризисы (кризисы перепроизводства). И чем сложнее экономика, тем труднее рынку выполнять регулирующие функции, поскольку рынок основан на саморегулировании, на мотивации отдельных, обособленных частных собственников, которым всё сложнее принять правильное решение, когда усложняется их взаимодействие. Из-за того, что взаимодействие между частными собственниками в условиях рынка становится всё более сложным, отдельному рыночному субъекту руководствуясь рыночной информацией всё сложнее принимать правильное хозяйственное решение, возникает риск управленческой ошибки. Этот риск приводит к возникновению различных диспропорций, сбоев в работе рыночного механизма. Как раз государственное регулирование появляется и активизируется во многом для того, чтобы преодолеть эти провалы (фиаско) рынка, связанные с его неспособностью поддерживать оптимальные пропорции, темпы и структуру народного хозяйства.

4. Связана с монополизацией. Не случайно в США разговоры о необходимости государственного регулирования экономики значительно оживились после завершения Великой депрессии (1929-1934 гг.). Появляется кейнсеанство, Кейнс пишет свой труд «Общая теория занятости, процента и денег», который разрабатывает основы государственного регулирования экономикой. Даже тупые америкосы осознали необходимость замены чисто рыночного механизма системой государственного регулирования встроенного в рыночную экономику. Затем это произошло и в других странах.

Главная причина заключалась в том, что по мере развития рыночной экономики, если её эффективно не регулировать из центра, неизбежно нарастают процессы монополизации. Монополия разрушает нормальные пропорции, связи между производством и потреблением, стимулирует инфляцию и другие экономические трудности, деформирует систему инвестиционного обеспечения экономики. И для того, чтобы ограничить монополию нужна какая-то высшая сила. Государство активизирует своё участие в экономическом регулировании во многом из-за необходимости ограничения монополий.

5. Нарастающая неспособность рынка решать социальные проблемы общества, значение которых постоянно возрастает. По мере того, как развивается общество, как повышается уровень благосостояния граждан, возрастает социальная активность граждан, возникает необходимость более полного удовлетворения социальных потребностей. Рынок не проявляет интереса к развитию социальной сферы, он занимается бизнесом, рыночные субъекты это предприниматели озабоченные повышением прибыли, что касается социальной сферы, то предприниматели, в принципе, готовы туда пойти, но только если это принесёт им доход. Это возможно тогда, когда социальная сфера коммерциализируется, когда она становится рыночным сегментом общества. Такое превращение социальной сферы в коммерческий сегмент – очень опасная тенденция, т.к. в данном случае социальная сфера утрачивает свою способность выполнять жизнеобеспечивающую функцию, функции социальной защиты, социальной поддержки, социального обеспечения граждан. В этом случае социальную сферу часто превращают в объект для спекуляции здоровьем человека, его карьерой, да и саму жизнь, те вещи, которые нельзя измерять в деньгах.

Сказанное не означает, что нужно вообще исключить из социальной сферы коммерческую деятельность. В какой-то мере коммерциализация возможна и целесообразна, но только в той мере в какой речь идёт об удовлетворении так называемых «сверх нормативных социальных потребностей». Всё что в рамках некой социальной нормы, в рамках которой обеспечивается жизнедеятельность граждан должно быть на нерыночной основе за счёт государства.

6. Интернационализация хозяйственной жизни общества. Интернационализация это объективный процесс и он связан с тем, что каждая национальная экономика развивается и на определённом этапе разрывает национальные границы, поскольку они мешают её дальнейшему развитию. Государство призвано сыграть активную роль в процессе интернационализации национальной экономики. Эта роль двоякого рода – прежде всего роль государства заключается в том, что оно помогает национальным предприятиям, национальным экономическим субъектам выйти на мировой рынок. Помощь выражается в том, что государство за счёт бюджетных ресурсов поддерживает предприятия, которые выходят на мировой рынок, предоставляет этим предприятиям какие-то налоговые льготы, льготные кредиты, во многих странах, например, Юго-Восточной Азии государство, кредитуя экспортёров (даёт им экспортные кредиты), принимает на себя обязательство по погашению процентов по кредиту и даже части этого кредита.

Кроме того, государство кроме поддержки собственных экспортёров занимается также и защитой национального рынка от проникновения на этот рынок агрессивных товаропроизводителей и инвесторов из других стран. Это очень важно для стран с развивающейся и не очень высоко развитой экономикой. Если снять все ограничения по проникновению капиталов и особенно товаров это может негативным образом отразиться на состоянии национальной экономики.

7. Необходимо контролировать деятельность экономических субъектов в связи с тем, что масштабы их экономической деятельности постоянно увеличиваются. Следовательно, возрастает степень вмешательства хозяйствующих субъектов в развитие многих социальных процессов и природную среду. И государство призвано защитить общество от агрессивного вмешательства в социальные процессы и процессы природного воспроизводства со стороны агрессивных участников рыночной деятельности прежде всего монополий и прежде всего естественных монополий. В связи с этим во многих странах наблюдается тенденция к огосударствлению естественных монополий, к активизации государственного участия в деятельности естественных монополий. Этот процесс прослеживается и в России, но он не связан с национализацией естественных монополий. Речь идёт о создании государственных концернов, об увеличении долевого участия государства в деятельности компаний из сфер естественных монополий, но о национализации (полной или частичной) никто не говорит. Хотя в отдельных случаях можно ставить вопрос и таким образом по отношению к агрессивным естественным монополистам, которые незаконно перекачивают капиталы за рубеж, присваивают природную ренту, проявляют себя как неэффективные собственники. Однако в массовом порядке проведение национализации после завершения приватизации неуместна, поскольку она подорвёт российские рынки, особенно фондовый и финансовый. Кризис отразится не только на состоянии российских рынков, но и мировых, поскольку Россия довольно плотно интегрирована в мировую экономику. Поэтому надо быть ответственным и знать общемировую цену принимаемым решениям.

8. Связано с тем, что государство призвано установить гармонию между всеми существующими в обществе интересами. Чем сложнее общество, тем больше интересов, тем острее противоречия между ними и тем сложнее деятельность государства по гармонизации этих интересов. Речь идёт об интересах индивида, коллектива, общества и мирового сообщества. Задача каждого государства максимально согласовать эти интересы между собой. Встроить интересы индивида в интересы коллектива, интересы коллектива в интересы общества, интересы индивида в интересы общества, согласовать это всё с мировым вектором экономического развития, с международным экономическим интересом.

Необходимость государственного регулирования экономики проявляется в различных странах, но степень государственного регулирования, масштабы государственного регулирования различны не только в зависимости от объективных факторов, но и субъективных, которые связаны со спецификой развития данного общества. О чём сказано выше объективные, глубинные факторы, которые в той или иной степени действуют в любой стране. Но существуют ещё субъективные, ситуативные факторы:

1. Степень государственного регулирования во многом зависит от того, какой тип экономической системы в данной стране. Если это рыночная экономика, то государственное регулирование занимает важную, но не господствующую роль. Государственное регулирование существует по крайне мере на равных правах с рыночным управлением хозяйствующих субъектов. Они взаимодополняют друг друга – государство регулирует рынок, а рынок даёт импульс для развития системы государственного управления. Основу составляет рыночное регулирование, а государственное надстраивается над рыночным с целью преодоления противоречий рыночного хозяйства.

Если говорить о странах с командной, центрально управляемой экономикой, например, как раньше СССР, то здесь государственное регулирование является господствующей формой хозяйственного регулирования. Саморегулирование, рыночное регулирование если и существует, то носит во многом формальный, поверхностный характер. Господствующая роль государственного регулирования, например, в СССР выражалась в том, что в нашей стране существовало жёсткое централизованное директивное планирование. Сверху спускались планы, план приобретал силу закона обязательным для исполнения всеми хозяйствующими субъектами. Планировало всё, начиная от макроэкономических показателей развития государственного бюджета, ВНП, национального дохода, до каких-то мелких индивидуальных нормативов, расценок, внутри предприятия, на уровне бригад и отдельных работников. Даже отдельному работнику, например, слесарю устанавливались нормативы сверху – норма выработки и т.д. Централизованное регулирование выражалась ещё и в том, что существовала система жёсткого централизованного финансирования, господство госбюджетного финансирования, вертикальных финансовых потоков (восходящих и нисходящих). Горизонтальные финансовые связи и отношения либо отсутствовали, либо носили формальный характер и в любом случае задавались сверху через какие-то централизованные нормативы. Самофинансирование и кредитное финансирование если и существовали, то носили номинальный, формальный характер.

Создание централизованной системы материально-технического снабжения. Предприятия получали необходимые ресурсы для своей деятельности в адресном, централизованном порядке. Сверху государство расписывало кто, какое предприятие, откуда, какие ресурсы по каким ценам возьмёт. Принудительно поставщик ресурсов закреплялся за потребителем, цены фиксировались централизованно, номенклатура, объём, структура поставок, всё это определялось сверху. То же самое можно сказать и в отношении торговли готовой продукции – централизация всей торговой деятельности, производитель чётко знал кому, когда по каким ценам он будет продавать свою продукцию. Ему централизованно определялась номенклатура, ассортимент производимой продукции, не сам решал. Планы составлялись на уровне Госплана, отраслевых министерств, ведомств и доводились до отдельных производителей и даже до отдельных работников.

Также существовала централизованная система ценообразования. Все цены на все товары, на все операции, на все работы, устанавливались централизованно. Существовал государственный прейскурант цен, в котором фиксировались цены на все товары, услуги, расценки на работы, тарифы.

Централизованное управление в СССР и других социалистических стран выражалось ещё и в том, что централизованно устанавливались ставки оплаты труда (так называемые тарифные ставки), должностные оклады. Всё это формировалось централизованно и работник получал заработную плату не в зависимости от результатов своего труда, а в зависимости от того, сколько ему назначили сверху. Это, конечно, определялось опытом, профессионализмом, знаниями, но тем не менее конкретные результаты труда очень слабо влияли на заработную плату работника. Основу составляла фиксированная тарифная ставка, правда, существовали разряды, которые учитывали сложность, квалификацию работника, но привязка к результатам труда была очень слабой. Т.к. фонд заработной платы также устанавливался централизованно и доводился до предприятия. И предприятие не могло выйти за пределы этого фонда. Даже если работник работал очень хорошо, показывал высокую производительность, он не мог получить более высокую заработную плату, поскольку фонд заработной платы был ограничен.

Интенсивность государственного регулирования экономикой зависит не только от типа экономической системы, но и от того, какую стадию экономического цикла переживает та или иная экономика. Экономические циклы разделены на 4 основные стадии – оживление, подъём, спад и кризис. Это касается не только стран с командной экономикой, и не столько их, сколько стран с рыночной экономикой. Поскольку в командной экономике государство всегда вмешивается в экономику, в рыночной экономике связь несколько иная. Если, например, в экономике наблюдаются кризисные явления, то государство, как правило, активизирует своё участие в экономическом регулировании и стремиться вывести экономику из кризиса. И наоборот, если экономика развивается динамично, то здесь государство, как правило, «отдаляется» от экономики и менее активно вмешивается в её регулирование. В частности об отмеченной тенденции можно судить по доле бюджетного финансирования. Чем труднее положение в экономике и ниже темпы экономического роста, тем выше доля бюджетных расходов в общефинансовой системе. И чем активнее развивается экономика, тем доля государтсвенных бюджетных ресурсов в общей структуре финансирования меньше.

Масштабы государственного регулирования зависят ещё от того, каким образом развивается научно-технический прогресс в данном государстве. Дело в том, что в начальный этап развития научно-технического прогресса, бурное, массовое развитие каких-то новых технологий, инновационных процессов обычно сопряжены с возрастанием доли государства в экономике по понятным причинам. Функции инвестора, функции регулирующего субъекта принимает на себя государство. Это стартовый период инновационного процесса всегда связан с повышенными затратами, когда в эту сферу необходимо инвестировать. Бизнес далеко не всегда идёт в эту сферу, поскольку ему нужны деньги. Здесь неизвестно, будут они или нет, а если будут, то не скоро и инвестиционные затраты при внедрении инноваций окупаются не сразу, а постепенно. Только после того, как эти новые отрасли, новые технологии выходят в режим коммерческого функционирования, начинают приностить доход, к данным технологиям проявляют интерес частные инвесторы.

Какие политические силы в той или иной стране находятся у власти. Например, в Скандинавии традиционно высоким оказывается государственное вмешательство в экономику, высокий вес государственных расходов в финансовой системе. Это связано с тем, что северные страны всегда как-то сбивались в группы население, централизация образа жизни была достаточно высокая. То же самое можно сказать о странах Юго-Восточной Азии, там также тенденции к огосударственности традиционно сильны.

В США преобладают рыночные отношения, в структуре финансирования преобладают кредитные ресурсы или средства самофинансирования. Государство не имеет устойчивых традиций глубинного вмешательства в экономику.

Необходимость государственного регулирования экономики

Государство это политическая форма организации жизни общества, основной инструмент политической власти.

Многие глобальные проблемы нашего общества не могут быть решены без государственного участия. Государство продолжает сохранять за собой ведущую роль в области национальной безопасности, охраны окружающей среды, здравоохранения, защиты прав потребителей.

Государственное регулирование экономики это воздействие государственных органов на экономические объекты и процессы. Оно осуществляется для придания экономическим процессам организованный характер, соблюдения законов, государственных и общественных интересов.

Необходимость государственного вмешательства в экономику происходит в случаях сбоев в работе рыночного механизма, невозможности рыночного хозяйства разрешать задачи развития экономики, при наличии поиска вариантов для удовлетворения потребностей общества в общественных благах.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. Первой школой экономической науки является меркантилизм.

Приверженцы этого учения доказывали вмешательство государства в развитие экономики просто необходимо. роль государства в регулировании внешней торговли была достаточно высокой.

Развитие меркантилизма происходило в два этапа. Первый этап - ранний меркантилизм, был связан с утверждением монетарной системы. Второй этап - развитой меркантилизм, называемый мануфактурной системой.

Но в период развития капитализма и свободной конкуренции появилось мнение, что рыночная экономика способна саморегулироваться, без вмешательства государства. Так появилась классическая школа экономики.

В основе классической школы лежат три принципа: неприкосновенность частной собственности, свобода хозяйственной деятельности и свободная конкуренция.

По мнению Адама Смита, государство должно выполнять три обязанности:

  • - Ограждение общества от насилия и вторжений;
  • - Ограждение каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, установление правосудия;
  • - Создание и содержание определённых общественных сооружений в интересах отдельных лиц или небольших групп.

Повторяющиеся кризисы, инфляция, безработица конца ХIX - начала XX века, повлекшие за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок и обострение конкуренции, показали неспособность рыночной системы обеспечить нормальный процесс общественного воспроизводства и заставили усилить контролирующие меры государства.

Главной задачей государства стало обеспечение правовых норм, общественных благ и устойчивости национальной валюты.

Первая и вторая мировые войны потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но, главной причиной вмешательства государства в регулирование экономикой стал экономический кризис 30-х годов прошлого века.

Новая система взглядов на регулирование экономика оформилась с учения Дж. М. Кейнса.

Английский экономистом Дж. М. Кейнсом была обоснована необходимость государственного регулирования экономики.

Кейнсианская модель государственного регулирования показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период.

Кризис показал, что рыночная экономика, основанная на крупном промышленном производстве, утрачивает способность к саморегулированию.

Потому что индустриальное производство порождает монополизм, а монополизм - это отрицание основ рыночной экономики.

Кейнсианство показало, что рыночная экономика нуждается в регулировании, и что это регулирование может осуществить только государство. Суть теории Кейнса сводится к государственно-регулируемой рыночной экономике. Но данное регулирование имело цель сохранить конкуренцию и свободное ценообразование при государственном регулировании.

Со второй половины 70-х годов из-за дефицита государственного бюджета, высокого уровня инфляции и нефтяного кризиса, начались нападки на кейнсианство представителей либеральной мысли, таких как М. Фридман и Ф. Хайек.

Фридмен считал, что на экономику влияет совокупность наличных денег и банковских резервов.

На этот раз причиной кризиса было чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Теперь потребовалась новая концепция, которая сводила бы вмешательство государства к минимуму, то есть только к регулированию денежной сферы. Монетаристы стали сворачивать государственные социальные программы и увеличивать долю частной собственности.

Теоретической основой неоклассической модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Сторонники экономики предложения считают нужным воссоздать классический механизм скопления и возродить полную свободу частного предпринимательства. Поэтому в согласовании с данной теорией правительство обязано обеспечить условия для процесса скопления капитала и повышения производительности производства.

Главные препятствия на этом пути -- высокие налоги на прибыль и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет внедрение заемных средств для скопления.

Таким образом, на протяжении ХХ века в экономике постоянно сменялись приоритеты между государственным и рыночным регулированием.

Это означает, что при внешнем противоречии неоклассической, кейнсианской и монетаристской теориями все эти теории имеют одно родство, все они исходили из приоритета общерыночных ценностей, таких как индивидуальность, конкуренция, цена. И все они опираются на одни и те же положения, такие как ограниченность, рациональность, предельность и равновесие.

Из этого следует, что главными составляющими всех трёх теорий являются:

  • - Конкуренция и ценообразование;
  • - Форма монополизма;
  • - Экономический потенциал государства.

Активная роль государства в экономических процессах обусловлено, как минимум, тремя причинами.

Во-первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма -- конкуренция. Прямым следствием развития данной рыночной категории является монополизация экономики. В свою очередь, развитие монополий подрывает конкуренцию, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности производства.

Во-вторых, всегда существовали такие виды производства, развитие которых нереально в рамках рыночного механизма.

В-третьих, существуют предпосылки, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов:

  • - обеспечение равновесия в экономике;
  • - поддержание должного уровня занятости населения;
  • - правовое обеспечение функционирования рыночного механизма;
  • - разработка теории и принципов оптимального экономического поведения.

В системе свободного рынка не может быть монополий, исключается инфляция, безработица, перепроизводство. Но в действительности всё значительно сложнее. И особую роль здесь играет государственное регулирование рыночных отношений.

Свободный рынок не в состоянии гарантировать решение всех социально-экономических проблем современного общества. Поэтому, там, где свободный рынок не может дать хороший результат, необходимо экономическое вмешательство государства.

Даже в самой идеальной экономике свободного предпринимательства всегда будут существовать три проблемы, не подвластные рыночному механизму.

1. Государственное регулирование внешних эффектов. Рынок не может охватить все социально-экономические отношения участников. В ходе деятельности как производителей, так и потребителей появляются внешние эффекты, непосредственно не имеющие денежной меры. Например, загрязнение окружающей среды, социальная защита незащищённых слоёв населения. В этих случаях без вмешательства государства не обойтись.

Учёт внешних эффектов даёт основание разделить частные и социальные расходы и результаты производства. Равенство частных расходов и результатов образуют рыночное равновесие. А равенство социальных затрат и результатов образуют псевдорыночное равновесие. Псевдорыночное равновесие устанавливается совместными усилиями государства и механизма спроса и предложения.

  • 2. Предоставление населению общественных товаров является одной из функций государства в экономике свободной конкуренции.
  • 3. Именно государство обеспечивает экономические процессы нужным количеством денег. Рынок самостоятельно не способен решить такую проблему.

В итоге выделяются два ведущих звена механизма свободного предпринимательства - свободный рынок и государство. При этом смысл экономической деятельности государства заключается в том, чтобы решать те проблемы, которые рынок решить не в состоянии. Если посмотреть на реальную деятельность рынка, то можно заметить, что механизм рынка не даёт должного эффекта обществу.

Чисто рыночное распределение не может гарантировать обществу достойное существование и благосостояние. Но государство не может называться демократическим, если в нём не соблюдаются права всех его граждан. Так кто же будет защищать интересы нетрудоспособных - пенсионеров, детей и инвалидов в условиях рыночной экономики? Именно для этого государство разрабатывает соответствующие социальные программы.

Рынок не может гарантировать соблюдения права на труд даже для тех, кто хочет работать. И поэтому в рыночной экономике безработица неизбежна. Этот факт ставит перед государством много проблем. Поэтому государство также берёт на себя регулировать рынок рабочей силы для поддержания полной занятости и сокращения безработицы.

Также рынок не может обеспечить развитие науки и высоких технологий, преобразование производства. Только государство заинтересовано в капитальных вложениях в фундаментальную науку, разработки высоких технологий, прибыль от которых может быть пока не определена.

Для решения региональных программ также требуется вмешательство государства. Без регулирования на национальном и межгосударственном уровнях невозможно эффективное развитие мировой экономики.

Любая экономика подвержена инфляции и монополии, и поэтому рынок нуждается в антиинфляционной и антимонопольной политике, проводимых государством.

Экономика в переводе с греческого означает «искусство ведения домашнего хозяйства». В настоящее время понятие «экономика» стало намного шире и означает:

  • 1. Комплекс производственных отношений, экономическая основа общества;
  • 2. Народное хозяйство страны;
  • 3. Наука, изучающая экономические отношения.

Основу экономики образуют отношения собственности на средства производства. Определяющим фактором развития экономики считают производительные силы.

Экономический базис - это основа для всех общественных отношений, он играет решающую роль в развитии общества.

Народное хозяйство представляет собой систему отраслей, видов производств и территориальных комплексов.

Экономика взаимосвязана с политикой и характер их взаимоотношений выражается в следующих формулировках:

Различаются внешняя и внутренняя политики, но это различие условно, так как внешнеполитический курс государства определяется характером его внутренней политики.

Важнейшей частью политики является экономическая политика, система экономических мероприятий, осуществляемых государством в интересах господствующего класса.

Государственная экономическая политика складывается из бюджетной, структурной, инвестиционной, ценовой, финансово-кредитной, внешнеэкономической, социальной, политики труда и занятости.

В настоящее время вмешательство государства в экономику сводится к следующим действиям:

  • - Разработка экономической политики;
  • - Управление предприятиями и организациями, находящимися в собственности государства. К таким предприятиям относятся объекты ядерной энергетики, космические, транспорт, связь, энергетические системы;
  • - Установление правовых основ рынка и ценовой политики - стимулирование предпринимательства, защита прав всех форм собственности, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции, охрана прав потребителя;
  • - Регулирование внешнеэкономических отношений. Вмешательство государства в экономику усиливается в периоды экономических кризисов, на переходных этапах развития экономики. Как показывает опыт, экономическая реформа, реализуемая в нашей стране в данный момент, не может быть результативной без активного вмешательства государства в экономические процессы.

В настоящее время выделяются экономические функции государства, связанные с его общими функциями.

  • 1. Социальная функция - многообразна по содержанию. Главное предназначение - обеспечение общественного благополучия, создание равных возможностей для всех граждан. Государство гарантирует занятость трудоспособного населения, справедливое распределение благ, осуществление социальной защиты инвалидов, пожилых, беженцев, многодетных семей и детей-сирот, учащихся, безработных, национальных меньшинств.
  • 2. Экологическая функция - обязывает государство обеспечить экологическое благополучие граждан. Государство устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь пострадавшим от экологических катастроф, предоставляет компенсации. В России действует Закон об охране окружающей среды.
  • 3. Налогообложение и взимание налогов - одна из самых важных функций государства, обусловленная тем, что бюджет Российской Федерации практически полностью состоит из налогов.
  • 4. Руководство и регулирование хозяйственной деятельностью всех звеньев экономики;
  • 5. Защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Согласно декларации прав человека от 22 ноября 1991 года и Конституции РФ, государство гарантирует каждому гражданину судебную помощь и защиту его прав, свобод и законных интересов. Выполнение этой функции обеспечивается системой правоохранительных органов. Надзор за исполнением законов возлагается на органы прокуратуры;
  • 6. Вхождение России в мировое сообщество значительно изменило её внешнюю политику и побудила признать гуманистические и общедемократические нормы в межгосударственном общении. Установлен приоритет международного договора перед внутригосударственным законом.
  • 7. Функция интеграции в мировую экономику основана на признании экономической взаимозависимости государств.
  • 8. Функция обороны одна из самых важных функций государства. В настоящее время эта функция основывается на принципе поддержания уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности.

Основные направления государственного регулирования экономики включают в себя:

  • 1. Управление государственной собственностью;
  • 2. Стимулирование роста промышленности по приоритетным направлениям;
  • 3. Региональное регулирование экономики;
  • 4. Политика занятости;
  • 5. Антиинфляционное регулирование.

Все эти направления иногда противоречат друг другу. Правительство в зависимости от ситуации выбирает приоритеты.

1. Управление государственной собственностью направлено на организацию воспроизводства, использования, трансформации и присвоения ее объектов посредством экономических функций, форм и методов.

Приватизация является одним из инструментов данной системы. Она отражает отношения по поводу преобразования государственной собственности в частную для рационализации их общей структуры и обеспечения эффективности воспроизводства консолидированного общественного капитала.

Управление государственной собственностью требует четкого определения объектов и субъектов государственной собственности и учета их особенностей. К объектам, относятся участки земли сельскохозяйственного назначения, большая часть природных ресурсов, средства производства государственных предприятий, финансы, ценные бумаги и многое другое. Субъекты - федеральное государство, субъекты федерации, субъекты муниципальной собственности.

2. Достижение сглаженности экономического развития необходимо для получения внутренней сбалансированности экономики.

Комплекс методов регулирования можно разделить на две группы:

  • - Косвенные меры - налоги, налоговые льготы, льготные кредиты, субсидии;
  • - Прямые меры - государственные заказы на продукцию, госуслуги, бюджетные инвестиции, определённые запреты правительства на выпуск ряда товаров и услуг.
  • 3. Одно из направлений экономической политики связано с решением региональных проблем.

Региональная политика представляет собой комплекс мер государства по достижению определённого пространственно-производственного равновесия в экономике.

Применительно к регионам государство реализует следующие меры:

  • - Определение границ региона, нуждающегося в поддержке;
  • - Выработка концепции специализации региона4
  • - Координация деятельности субъектов экономики, реализующих региональную политику.
  • 4. Разрабатывая политику занятости и социальной защиты безработных, государство старается не допустить дальнейшего нарастания напряжённости в обществе и предотвратить социальный взрыв.

В мировой практике существует два типа воздействия на уровень занятости: активная и пассивная государственная политика.

Активная политика на рынке труда предусматривает комплекс правовых, организационных и экономических мер, которые проводит государство в целях снижения уровня безработицы.

  • - Создание новых рабочих мест;
  • - Обучение, переподготовка и повышение квалификации;
  • - Активный поиск и подбор для безработных подходящих должностей;
  • - Субсидирование создания новых рабочих мест;
  • - Организация рабочих мест через систему общественных работ;
  • - Проведение мер по предупреждению увольнений работников.

Пассивная политика государства направлена на сглаживание негативных последствий безработицы и предполагает следующие действия:

  • - Выплата пособий по безработице;
  • - Оказание материальной помощи безработным;
  • - Осуществление доплат на иждивенцев;
  • - Выдача малоимущим гражданам недорогих товаров первой необходимости;
  • - Организация питания в специальных столовых.

В настоящее время центр тяжести смещается в сторону усиления активных мер.

5. Антиинфляционная политика является составной частью экономической политики. Антиинфляционная политика направлена на регулирование её темпа в безопасных для экономики государства пределах.

По мировому опыту, набор основных антиинфляционных мер типичен практически для всех государств. Важное значение для сдерживания инфляции имеют общеэкономические меры, которые направляются на поддержание относительно устойчивых темпов экономического роста. Типичные меры по сдерживанию инфляции:

  • - Преодоление бюджетного дефицита;
  • - Регулирование государственного долга;
  • - Кредитно-денежная политика;
  • - Регулирование цен;
  • - Политика доходов;
  • - Планы стабилизации;
  • - Внешние факторы.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от опасности со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в публичных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных граждан, решает вопросы государственной обороны.

Подводя итоги по всему вышесказанному, хочу отметить, что наиглавнейшей задачей всего государственного механизма является достижение баланса в процессе регулирования экономики.

государственное регулирование экономический социальный

Список литературы

  • 1. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь.-- М.:ИНФА -- М,2006. - 345 c.
  • 2. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия.-- М.:ИНФА -- М,2006. - 704с.
  • 3. Чепурин М. Н. Курс экономической теории. -- Киров: АСА,2007-.515 c
  • 4. Серёгина С.Ф., Агапова Т.А., Макроэкономика. М., 2006.
  • 5. Экономика, учебник, под ред. А.Г. Грязновой, И.П. Николаевой, В.М. Кадыкова, М. 2007.
  • 6. А.Ф. Шишкин, Н.В. Шишкина, Макроэкономика. М., 2007.

Необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ) обусловлена важнейшими причинами:

  • 1. Растущее обобществление производства – усиление общественного характера производства.
  • 2. Существование «провалов» рынка – те проблемы в экономической жизни общества, которые рыночная экономика самостоятельно решить не может: нестабильность и циклический характер производства; несостоятельность конкуренции; недопроизводство общественных благ; наличие внешних эффектов (экстерналий); невозможность рыночной экономики решать социальные проблемы.

Функции государства:

  • 1. Создание институционально – правовой основы деятельности субъектов экономики.
  • 2. Создание общих условий эффективности воспроизводства.
  • 3. Общественная (государство удовлетворяет общественные потребности в национальной обороне, образовании, здравоохранении и т.п.)
  • 4. Корректирующая (сглаживание негативных последствий рыночного саморегулирования).

В результате осуществления этих функций рыночная экономика трансформируется в смешанную (различные виды собственности; сочетание государственного регулирования и саморегулирования).

Государственное регулирование направлено на достижение определенных целей.

Цели первого порядка:

  • 1. Поддержание экономического роста.
  • 2. Минимизация безработицы.
  • 3. Стабильность цен.
  • 4. Достижение внешнеэкономического равновесия(выражается в уравновешенном платежном балансе)

Это «магический четырехугольник», все четыре цели невозможно достичь одновременно.

Цели второго порядка:

  • 1. Создание благоприятных условий для конкуренции.
  • 2. Обновление средств производства.
  • 3. Сглаживание чрезмерных различий в доходах.
  • 4. Поддержание удовлетворительного состояния окружающей среды.
  • 5. Повышение конкурентоспособности производителей.

Для достижения поставленных целей государство воздействует на объекты экономики: условия, процессы, отношения и секторы народного хозяйства, эффективное функционирование которых требует государственного вмешательства (экономический цикл, хозяйственная конъюнктура,

Почему же необходимость государственного регулирования рыноч­ной экономики общепризнана и теоретиками всех школ, и практиками-хозяйственниками? Кратко об этом было сказано в первой главе. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Дело в том, что рыночному хозяйству внутренне присущи недо­статки и пороки. Они всесторонне описаны экономистами XX в., особенно после Дж.М.Кейнса, который первым выдвинул и обосновал тезис о том, что рыночная система не обладает свойством самокор­рекции для поддержания устойчивого роста.

Эти пороки вытекают, во-первых, из того, что мотивация ры­ночных субъектов, особенно сегодня, не сводится только к прибыли. На нее влияют социальные, духовные, психологические и др. мотивы. Во-вторых, из того, что объективно существуют проблемы, которые не решаются или недостаточно решаются рыночными силами спроса и предложения.

Рассмотрим более подробно эти проблемы.

Сначала о проблемах, которые образуют минимальную границу государст­венного регулирования. Сюда относятся:

Устранение последствий внешних эффектов,

Предоставление государством общественных товаров,

Правильная организация денежного обращения.

1. "Чистая" рыночная экономика слабо реагирует на внешние, или побочные эффекты. Внешние для рынка эффекты порождаются дея­тельностью и производителей, и потребителей. Внешние эффекты, или экстерналии - это издержки или выгоды от рыноч­ных сделок, не получившие отражения в ценах. Макконнелл и Брю называют это издержками перелива ресурсов, когда выгоды или издержки перемещаются к третьей стороне, т.е. к тем, кто не является непосредственным покупателем или продавцом. Фишер гово­рит об этом так: "Внешний эффект имеет место, когда производство или потребление товара оказывает непосредственное воздействие на производителей или потребителей, не вовлеченных в процесс купли-продажи данного товара, и когда эти побочные эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах".

Во внешних эффектах всегда присутствует нечто, воздействующее на издержки фирмы или благосостояние потребителей, но не являю­щееся предметом купли-продажи.

Итак, внешние эффекты - это эффекты произ­водства или потребления экономического блага, воздействие кото­рых на третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами этого блага, не отражается в его (блага) цене.

Внешние эффекты бывают отрицательные и положительные. Первые связаны с издержками, вторые - с выгодами. Они (эффекты) показывают разность между социальными и частными издержками (или выго­дами). Отрицательный внешний эффект возникает, если деятельность одного экономического агента обусловливает издержки у других. Классический пример этого - деятельность целлюлозно-бумажного комбината, который сбросом недостаточно очищенных отходов за­грязняет бытовую и питьевую воду. Другой пример - выбросы метал­лургического предприятия в воздух. Общий итог - загрязнение окружающей среды. Издержки перелива несут купальщики, рыбаки, всё население. Причем чем больше производство, тем больше внеш­ние издержки.

Положительный внешний эффект возникает в том случае, когда деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим. Классический пример здесь - выигрыш от развития образования. Образованность приносит выгоду индивидуальному потребителю в виде более высокого дохода. Но от образованности, профессионализма отдельных работников выигрывает и общество в целом. Выигрыш имеет место и на микро- и на макроуровне. Рациональный потребитель соизмеряет затраты на образование с индивидуальной выгодой, но не принимает во внимание общую выгоду.

Существование внешних эффектов дает основание провести разли­чие между частными и социальными затратами и результатами произ­водства. В рамках рыночного пространства существуют частные за­траты и результаты, их равенство означает рыночное равновесие. Социальные затраты и результаты могут быть либо больше, либо меньше частных (в зависимости от знака внешнего эффекта). Равен­ство социальных затрат и результатов достигается соглашением между участниками свободной конкуренции и какими-либо организа­циями, выражающими общий (федеральный, региональный и т.д.) интерес. Это равновесие шире рыночного (“псевдорыночное” - назы­вает его А.Я.Лившиц).

Как происходит трансформация чисто рыночного равновесия в социальное, псевдорыночное?

Чтобы частные издержки (выгоды) приблизились к социальным издержкам (выгодам) необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние. А. С. Ингу предложил решать эту проблем с использованием налогов и субсидий.

Корректирующий налог должен применяться к выпуску экономиче­ских благ, обладающих отрицательным внешним эффектом. Как за­ставить предприятие устранить причины, загрязняющие окружающую среду? И не просто заставить, а сделать это выгодным для пред­приятия. В этом, в частности, и заключается искусство налоговой политики.

Если, например, установить налог на выброс токсических отхо­дов, это либо вынудит бумажный комбинат очищать свои стоки, либо даст в бюджет дополнительные средства, которые можно использовать на финансирование работ по очистке.

Наряду с платой за выброс (налог) возникла новая форма -продажа прав на загрязнение природной среды. Конечный итог здесь возможен как и в предыдущем случае - местные органы власти полу­чают средства для финансирования работ по очистке. При этом варианте появляется еще одна своеобразная ситуация - часть лицен­зий может выкупить и изъять из обращения местное отделение пар­тии защитников окружающей среды ("зеленые").

В целом можно сказать, что эффективным контроль за загрязне­нием окружающей среды будет в том случае, если будут сбалансиро­ваны общественные выгоды от контроля с издержками проведения этого контроля в жизнь.

Корректирующая субсидия должна предоставляться производите­лям или потребителям экономических благ, которые характеризуются положительных внешним эффектом. Общество может, например, дотиро­вать образование, беря на себя часть расходов на производство товара - знания. Каков здесь конечный результат? Во-первых, обра­зованность охватит относительно большую часть населения по срав­нению с положением, когда цена услуг образовательных учреждений выше. Во-вторых, станет ниже сама цена специалиста. Поэтому общество с большей выгодой для себя сможет использовать его знания и труд. Общий вывод в том, что государство, регулируя внешние эффекты в экономической и социальной областях, ограничивает (а в лучшем случае совсем исключает) вредные (отрицательные) и поощряет по­лезные (положительные) нерыночные последствия деятельности чело­века.

2. Чистый рыночный механизм слабо функционирует в производст­ве многих товаров и услуг коллективного пользования. Эти блага в мировой экономической литературе именуются в отличие от частных благ общественными благами.

Частное благо, будучи потреблено одним лицом, не может быть потреблено кем-то другим. Одежда, пища, предметы домашнего обихода - частные блага.

Общественное благо - то, которое при потреблении одним лицом остается доступно и другим. В потреблении общественных благ уча­ствуют все граждане страны в целом или региона, независимо от того платят люди за него или нет. Общественные блага удовлетворяют коллективные потребности, которые обычно не измеряются в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок.

Свойства чисто общественных благ - неизбирательность и неисключаемость в потреблении.

Неизбирательность это отмеченный выше факт, что потребление блага одним лицом не устраняет его доступность для других. Неисключаемость означает, что благо доступно для потребления всем, независимо от того, заплатил ли конкретный потребитель за него или нет.

Интернационализация производства и потребления придает неко­торым общественным благам международный характер.

К общественных благам относятся обеспечение национальной обороны, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система, сеть коммуникаций, водопровод, содержание садов и парков, аэропортов, санитарный контроль.

Беря на себя производство общественных благ (товаров и услуг), государство тем самым обеспечивает общие условия функционирования основных сфер жизнедеятельности общества. Об этом писал еще А.Смит: "...Обязанностью государя или государства является осно­вание и содержание таких общественных учреждений и таких общест­венных работ, которые будучи может быть в самой высокой степени полезными для обширного общества в целом, не могут однако своей прибылью возместить расходы отдельного человека или небольшой группы людей. Поэтому нельзя ожидать, чтобы частное лицо или небольшая группа частных лиц основывала их или содержала".

Общественные или коллективные товары потребляются, как пра­вило, поровну, в равных объемах всеми. Платить за них потребители тоже должны в принципе поровну, через налоги. Налог - это как бы цена общественного товара, назначенная государством. Но что значит "платить поровну"? В одинаковых суммах на голову или пропорционально доходу?

Это - самостоятельная и непростая проблема. В мировой эконо­мической теории и практике преобладает критерий распределения налогового бремени (критерий Викселя) пропорционально доходу (прогрессивный налог).

Если рыночное распределение, как правило, минует (полностью или частично) занятых в вооруженных силах, в государственном управлении, в фундаментальной науке и т.д., то их содержание должно быть делом государства. Но есть немало благ, которые имеют признаки как общественных, так и частных. Например, высшее обра­зование, здравоохранение. В этом случае, видимо, не годятся оба крайних варианта - ни тотальное огосударствление этих сфер, ни развитие их на чисто рыночной основе. Целесообразно сочетание рыночного и государственного их содержания.

Для экономической науки и хозяйственной практики остается нерешенной проблема определения истинной потребности в общест­венных товарах. Примером может служить рынок вооружений, на ко­тором размер производства может определяться за спиной налогопла­тельщиков путем сговора государственных чиновников, военных и представителей ВПК, подрядчиков.

Наличие общественных благ создает еще одну проблему - уклоне­ние от платы за них тех, кто платить должен, стремление получить эти блага даром. В некоторых публикациях эта ситуация получила название проблемы безбилетника.


Проблема взаимоотношений государства и рынка - одна из центральных в обществе, так как государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе и одновременно само является субъектом экономических отношений. Современная экономическая роль государства является итогом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. Если в эпоху свободной конкуренции вмешательство государства в экономику было ограниченным (его сравнивали с ролью футбольного арбитра на поле или ночного сторожа), то в современной рыночной экономике роль государственного регулирования довольно значительна: государство, образно говоря, можно представить как тренера, играющего на поле.
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования в целях стимулирования торговли, прежде всего внешней.
В процессе вызревания рыночных отношений набиравший силу класс предпринимателей стал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Не удивительно, что пришедшие в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, приверженцы которого негативно оценивали вторжение государства в экономику, сразу нашли огромное число горячих поклонников.
Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма впервые наиболее полно обосновал А. Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов». Согласно его трактовке рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» - личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Этот интерес выступает в качестве главной побудительной силы экономического развития.
Одной из центральных мыслей учения А. Смита было утверждение о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. Лучший вариант для государства - придерживаться политики невмешательства в хозяйственную жизнь страны. Поскольку главным координатором, по А. Смиту, выступает рынок, то ему должна быть предоставлена полная свобода.
Однако экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX в., что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Иначе говоря, ответы на вопросы: что? как? и для кого производить?, которые дает саморегулирующаяся рыночная система, отнюдь не всегда отвечают действительным потребностям общества. Важнейшей причиной, обусловливающей фиаско рынка, явилась свойственная рынку тенденция к монополизации, которая подрывает свободную конкуренцию как условие наиболее полного выявления регулирующих функций рынка.
Кроме того, рыночный выбор «слеп» к проблемам справедливости и равенства. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов и социальной незащищенности граждан. Когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство. Вмешательства государства требует и другая рыночная проблема - безработица. Необходимы государственные усилия по ее сокращению либо по смягчению последствий безработицы, если она все же неизбежна.
Особенно наглядно роль государства в экономике проявляется в переломные периоды истории (например, в эпоху Петра I, во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.), когда возникает необходимость концентрации ресурсов под контролем государства. Большую роль во взглядах на роль государства в экономике сыграл мировой экономический кризис 1929-1933 гг., который показал, что рыночная система самостоятельно, путем самонастройки не может выйти из кризиса. Под влиянием этих событий знаменитым английским экономистом Дж. М. Кейнсом был детально разработан механизм государственного вмешательства в экономику.
Необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ) возникает с усложнением производственных связей, увеличением значимости человеческого фактора, растущей нагрузкой на окружающую среду по мере развития производства.
Однако объективная возможность ГРЭ появляется далеко не сразу, а только в начале XX в. Этому способствовали следующие факторы: достижение определенного, достаточно высокого уровня экономического развития государств; концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства (подобное стало возможным с появлением подоходного налогообложения населения, введением налога на прибыль предприятий, возникновением центральных банков); рост научно-технических возможностей (системы транспорта, связи и обработки информации).
Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, административного и экономического характера, осуществляемых государством в лице его институтов различных уровней в целях поддержания экономической и социальной стабильности общества, приспособления его к изменяющимся условиям.
В настоящее время существуют различные взгляды на роль государства в рыночной экономике, на взаимодействие государства и рынка, основанные на достижениях исторического опыта и специфике современного национального развития различных экономических систем. Экономический либерализм.
Суть данной концепции заключается в том, что рыночная экономика развивается как саморегулирующаяся система, а вмешательство государства нарушает механизм самонастройки, порождает сбои в его функционировании. Основная задача государства - быть гарантом и защитником прав собственности, законности и национального суверенитета. В своей деятельности государство должно исходить, во-первых, из принципа создания равных экономических возможностей для всех, а во-вторых, - из признания конкуренции, рыночного механизма наиболее эффективным способом распределения ресурсов.
Сторонники экономического либерализма считают, что даже свои социальные обязательства государство должно реализовывать через рыночные механизмы. К примеру, в области образования американский экономист М. Фридмен впервые предложил ввести так называемый образовательный ваучер, предоставляемый государством родителям учеников и дающий право на оплату гарантированного минимального уровня образования. Этатизм (от франц. etat - государство).
Данная идеология предполагает активное использование различных рычагов государственного воздействия на национальное хозяйство. Сторонники этатизма говорят о желательности существования в той или иной степени централизованного управления производством и распределением материальных благ. По их мнению, это ускоряет развитие экономики, обеспечивает быстрые и крупномасштабные сдвиги в производственной, военной и научно-технической сферах, уменьшает социальное неравенство. Большая роль в развитии экономики отводится государственному сектору. Примерами идеологии этатизма могут служить кейнсианство (в наиболее полном виде данная концепция реализовывалась в США и Великобритании в 1930-1970-е годы), французский «дирижизм», социал-демократические модели «третьего пути» в Скандинавии. В 1950-1970-е годы многие развивающиеся страны в своей экономической политике опирались на идеологию этатизма в целях преодоления отсталости и зависимости.
Доминирующей тенденцией вплоть до 1980-х годов было усиление роли государства в экономике, рост перераспределяемой государством части национального продукта. Однако переход к постиндустриальной экономике, основанной на информатизации производства, усилении интеграционных процессов, быстром развитии сферы услуг, изменении характера производственной деятельности работника, привел к пониманию того, что экономическая роль государства в рыночной экономике имеет свои пределы, свою нишу, где она дает максимальный эффект.
В условиях постиндустриальной экономики происходят усложнение и уточнение экономических функций государства по следующим направлениям. Переход от прямых форм регулирования к косвенным. Это проявляется в том, что государство воздействует не непосредственно на производство и потребление, а на экономические интересы производителей и потребителей. Государство все больше выступает в качестве организатора экономического и правового пространства для эффективного функционирования рыночной экономики. Главными задачами государства становятся обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках, защита национальных интересов в международных экономических отношениях, обеспечение экономической безопасности. Обострение конкурентной борьбы приводит к усилению социальных функций государства (защита прав потребителей и вкладчиков банков, стимулирование развития ипотечного кредита, регламентация продолжительности рабочего времени и времени отдыха). Возрастает значение природоохранной деятельности государства.
Таким образом, государство в условиях постиндустриальной экономики все больше играет роль макрорегулятора экономических процессов.
Характер, применяемые методы и инструменты ГРЭ зависят от типа государства. Можно выделить два основных типа государства. «Контрактное» государство.
Это такое государство, которое использует монополию на насилие только в рамках делегированных ему гражданами полномочий и в их интересах, а граждане рассматривают уплату налогов не как повинность, а как свою обязанность. Роль государства ограничивается ролью гаранта по тем сделкам, в которых защиту прав собственности выгоднее поручить государству. Основными предпосылками существования контрактного государства являются:
а) наличие четких конституционных рамок деятельности государства (четкая формулировка норм, на основе которых функционирует государственный аппарат, прав, которые делегируются гражданами государству);
б) существование механизмов участия граждан в деятельности государства;
в) широкое развитие негосударственных форм регулирования экономической деятельности (третейские суды, саморегулирующиеся организации производителей и потребителей). «Эксплуататорское» государство.
Признаком этого типа государства служит использование монополии на насилие для максимизации собственного дохода (налоговых поступлений) и объема ресурсов, проходящих через государственный бюджет. Государственный аппарат стремится максимально контролировать все сферы деятельности людей. Признаками «эксплуататорского» государства можно считать:
а) высокую долю неналоговых доходов в общих доходах бюджета. Чем выше доля неналоговых доходов, тем активнее вмешательство государства в экономику;
б) преобладание «нерыночных» налогов (рентные налоги, таможенные пошлины) среди налоговых доходов;
в) низкая собираемость налогов (соотношение фактических налоговых поступлений и их потенциальной величины, рассчитанной исходя из реальных размеров налоговой базы). Чем выше собираемость налогов, тем ближе государство к модели контрактного;
г) недофинансирование социальных статей бюджета. Для «эксплуататорского» государства приоритетным является финансирование «силовых» министерств и государственного аппарата.
Для административно-командной системы был характерен второй тип государства, в условиях рыночной экономики - первый.
В переходной экономике, когда формируются новые экономические связи, присутствуют высокая неопределенность и риск хозяйственной деятельности, потребность в государственном вмешательстве возрастает. Однако возможности государства влиять на хозяйственные процессы так, как было в административно-командной системе, уменьшаются. Причинами этого являются приватизация и либерализация экономики, падение налоговых доходов бюджета в связи с ростом частного сектора. Поэтому государство должно сосредоточиться на приоритетных направлениях регулирования переходной экономики.
В переходной экономике можно выделить две основные функции государства. Системоформирующая функция:
а) формирование рыночной инфраструктуры (наличие стандартного набора рыночных институтов, конкурентных товарных и финансовых рынков).
По оценкам экспертов МВФ, для поддержания необходимого уровня конкуренции и эффективного функционирования рыночной экономики странам следует стремиться к следующим параметрам: одно банковское учреждение (банк или его филиал) должно приходиться на 10-12 тыс. человек населения; численность специалистов, работающих в специализированных кредитно-финансовых институтах (негосударственные пенсионные фонды, страховые и инвестиционные компании, ломбарды, лизинговые и факторинговые фирмы, паевые инвестиционные фонды и т.п.), должна быть не менее 30-40 человек на 10 тыс. человек населения; численность работников налоговых органов должна быть не менее 10-15 человек на 10 тыс. человек населения.
б) разгосударствление и приватизация.
Разгосударствление - это процесс преодоления монополии государства во всех сферах жизнедеятельности. По некоторым оценкам, критическая масса негосударственного сектора, позволяющая «включить» рыночный механизм, должна составлять не менее 30- 35% производственных фондов;
в) формирование правовой базы функционирования рыночной экономики, своего рода «правил игры»;
г) создание рынков там, где они не существовали (рынки земли, информации, ценных бумаг, государственного долга, образовательных, медицинских услуг и т.п.). Системоутверждающая функция:
а) приведение отраслевой структуры национального хозяйства в соответствие с требованиями рыночной экономики (ликвидация производств, выпускающих не востребованную рынком продукцию, и налаживание выпуска товаров и услуг, пользующихся спросом);
б) поддержка предпринимательства, малого бизнеса;
в) организационное оформление экономических интересов производителей и потребителей (стимулирование создания саморегулирующихся организаций производителей и потребителей).
Как показывает мировой опыт, в период крупномасштабных изменений в экономике государство должно брать на себя четыре основные группы функций, связанных с выработкой стратегии: защитные, ориентационные, инициативные, координационные.