Что значит социально экономическое развитие. Экономическое развитие регионов

Социальная экономика - это отрасль научного знания, деятельность и сфера экономики, основной целью которой является достижение личностного развития, а также способствование прогрессу человечества. Зачастую, подобной экономической деятельностью занимаются отдельные организации, не ставящие приоритетной задачей получение прибыли. Для этих ассоциаций, фирм, кооперативов во главу угла поставлено предоставление для нужд общества товаров и услуг.

Зарождение социальной экономики в истории человечества

Понятие совместного труда зародилось на заре человеческой цивилизации, с тех самых пор, когда люди осознали, что совместными усилиями достичь результатов в какой-либо деятельности существенно проще, чем в одиночку. Коллективный труд и сегодня, спустя века и тысячелетия, стоит в основе всей мировой экономики. А вот роль социальной рыночной экономики, объединяющей разнообразные социальные организации в экономической сфере, во многих странах определяется, как буфер между общественным и приватным секторами.

При этом, говорить о социальной экономике, как отдельном секторе, стоит примерно с середины XIX века - то есть, времени, когда в рамках капиталистического общества начало зарождаться . Именно такого мнения придерживаются ученые-экономисты Джон Стюарт Милль и Леон Вальрас. Предшественники современных социально-экономических организаций возникли в качестве логичного ответа на возникшие проблемы социальной сферы.

Промышленная революция: предчувствие социальной экономики

Ряд европейских государств еще веком ранее ощутил на себе воздействие так называемой промышленной революции: благодаря возникновению машинного производства и мануфактур, производительность труда существенно возросла, что оказало существенное влияние на таких стран, к примеру, как Англия (колыбель промышленной революции), в том числе и экономики социальной сферы. За счет перерождения семейных трудовых артелей, мастерских или цехов в более масштабные фабрики и заводы, трудовые отношения между людьми также изменились, стали более безликими, носящими нейтральный характер, ведь теперь они не были основаны на родстве. Вследствие этого возник отдельный социальный класс - пролетариат, то есть, жители городов, задействованные в промышленности. При этом, основу его сложили бывшие крестьяне, которых привлекали к работе на новоиспеченных мануфактурах, и которые для этого перебрались в городскую черту.

Социальное расслоение в результате подобной миграции достигло своей наиболее выраженной формы: контраст нищенствующих пролетариев, вынужденных трудиться по 12-14 часов в рабских условиях за мизерную оплату, и наживающих свой владельцев фабрик и заводов был очевиден. На его фоне зародилось отдельное философское течение, пристально рассматривающее такие проблемы социального развития экономики, как бедность и незащищенность. Пути их решения философы искали в трансформации всего общества, предлагая использовать самые разные доктрины, от классического марксизма до социальной утопии, от научного социализма до доктрин католической церкви. Результатом подобных изысканий стала, впрочем, далеко не умозрительная борьба за права рабочего класса, постепенно сформировавшая такой значимое на сегодняшний день явление, как профсоюзное течение, поспособствовавшее дальнейшему социально-экономическому развитию экономики. Профсоюз, как орган контроля соблюдения прав пролетариата позволил интегрировать рабочий класс в общество достаточно оперативно - уже в ХХ веке эта проблема была практически решена. Тогда же, под воздействием развития этих философских доктрин выкристаллизировался основной тезис будущей социальной экономики: интересы человека и его права всегда должны стоять выше интересов капитала.

Этап становления социальной экономики: кооперативы и самоорганизация пролетариев

Невозможно не упомянуть в связи с социальной экономикой имени британского промышленника и философа Роберта Оуэна, ставшего родоначальником такого явления, как кооператив. Когда в его попала фабрика, он задумался о том, как оптимизировать распределение доходов среди работников. Этот революционный подход вкупе с попытками перевести и его ресурсы в общественную собственность лег в основу теории кооперативов. Свой опыт по руководству фабрикой и внедрению кооперативных основ Оуэн описал в научной работе под названием «Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании человеческого характера», вышедшей в 1813 году. Под воздействием мыслей, изложенных в этом труде, сформировалось немало кооперативов, что стало основной вехой в формировании социально ориентированной экономики.

Другими основателями современной социальной экономики стали сами пролетарии. Их попытки самоорганизации легли в основу доктрины. Так, объединение ткачей из Рочдейла стало пионером, среди социальных организаций такого рода. Они еще в 1844 году создали собственное кооперативное производство, в основе управления которым лежал принцип справедливого распределения прибыли. Успех первого предприятия ткачи закрепили открытием целого ряда подобных кооперативов: они приобрели мастерские с прядильным оборудованием, создали собственные финансовые органы - сберегательную кассу и страховое общество. Их опыт стал показательным для многих других британских и европейских предпринимателей, последовавших их примеру. Так, в Британии к 1832 году уже насчитывалось около 500 кооперативов, а с успехом Рочдейла их количество стало расти в прогрессии.

В Германии в это же время под влиянием ткачей из Рочдейла некто Фридрих Вильгельм Райффайзен основал кооперативную пекарню, а впоследствии - стал еще и родоначальником кредитной кооперации, заложив еще один камень в основание социальной экономики.

Основные понятия современной социальной экономики

Чтобы понять социальную структуру экономики и ее отдельной формы хозяйствования, которой является социальная экономика, стоит ближе познакомиться с ее понятийной базой:

Кооператив - это базовое понятие отрасли. Это социальная организация, осуществляющая деятельность согласно принципов кооперации, которые регулируются и контролируются на уровне международного права.

  • Объединение - форма некоммерческой организации, занимающейся страховой деятельностью на волонтерской основе.
  • Общества взаимопомощи - организации, помогающие вовлекать в трудовой процесс социально незащищенные формы населения за счет развития производства.
  • Профсоюзы - органы объединения рабочих, капитал которых преимущественно принадлежит рабочему классу.
  • Ассоциации - специализированные организации, оказывающие помощь наиболее социально незащищенным группам населения.
  • Фонды - благотворительные некоммерческие организации, занимающиеся сбором денежных средств и распределением их на нужды общественных организаций, реализацию социальных проектов и благотворительных акций.

Принципы социальной экономики

Доминанта человеческих нужд и потребностей над капиталом и его накоплением стала ключевой позицией для социальной экономики. Для предприятий, трудящихся на этой ниве этот постулат послужил основой для демократической, автономной, справедливой и прозрачной экономической деятельности. А это значит, что в отличие от частных организаций и предприятий, вся деятельность таких кооперативов и социальных организаций подчиняется принципам демократии. А за основу распределения полученной прибыли берется не процент от вложенного капитала, а количество затраченного на ее получение труда. То есть, чем больше труда прилагает рабочий, тем выше его оплата, при этом социальная экономика гарантирует стабильность выплаты, сохранения рабочего места, низкую трудовую миграцию и соответствие коллективным нормам. Солидарность труда является еще одним базовым принципом для социальной экономики: только в условиях коллективной работы и взаимопомощи можно достичь максимальной эффективности.

Еще один принцип социальной экономики - максимальное вовлечение социально уязвимых слоев населения к труду, чтобы интегрировать их в социум и избежать вынужденной социальной изоляции. Заодно такой подход дает возможность развивать экономику на локальном уровне города, местности или региона, предоставлять его населению равные права и возможности, коррелировать трудовую деятельность с личными и семейными интересами, чтобы достигать оптимального баланса рабочей и внерабочей активности для человека.

Предприятия социальной экономики

Все предприятия, задействованные в сегменте социальной экономики можно разделить на два условных типа по такому основанию, как :

1) Те, которые конечной целью ставят получение прибыли - кооперативы, общественные объединения, общества с ограниченной ответственностью. Они занимаются производством продуктов и услуг и их реализацией на рынке, при этом, используя труд рабочих из социально незащищенных слоев, демократически распределяя полученную прибыль и обеспечивая социальные гарантии своим работникам. Такой подход к ведению предпринимательской деятельности позволяет одновременно и обеспечивать соблюдение социальных гарантий в обществе, и в то же время вести целесообразный, приносящий прибыль .

2) Второй тип предприятий не связан с получением прибыли, как основной целью. Это - фонды, ассоциации и различные организации благотворительного характера, чьей основной деятельностью является предоставление определенных услуг по низким ценам или на добровольной основе. Преимущественно их основными адресатами становятся семьи участников подобных ассоциаций и фондов. Хотя существует практика и помощи сторонним людям. Они также могут производить свой продукт, но продавать его по более низким социальным ценам и не в основной порядке, а в качестве дополнительной формы деятельности. Основу дохода таких организаций составляют взносы и пожертвования благотворителей, участников фонда или организации, а также регулярное проведение адресных или обще благотворительных мероприятий для сбора средств и ресурсов.

Оба типа предприятий являются частными структурами и регулируют свою деятельность в соответствии с принципами обязательства о социальной ответственности, закрепленного в мировой правовой базе, разработанной многими государствами для четкого правового и юридического определения подобной деятельности. Такая практика общепринята в современном обществе, в том числе, на ней базируется социальная .

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Основные положения стратегии экономического развития регионов

Стратегия экономического развития регионов — это система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития.

Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики.

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, ), так и субъективными факторами, и в первую очередь — методами регионального управления. В последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели прежде всего те регионы, которые использовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием.

Социально-экономическое развитие региона — это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.

Выход из этого состояния может оказаться весьма болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек; в то же время он может сопровождаться минимальными издержками, если администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые.

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России.

При анализе качества регионального развития полезно использовать концепцию теории стадий роста , согласно которой экономическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доминирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горно-добывающая промышленность. В индустриальной стадии доминируют перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и пр. В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становятся отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др. Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкости производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства.

Экономическое развитие сегодня — это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм.

Тенденции экономического развития современного общества позволяют сделать вывод о том, что нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу занятости, преимущественное направление инвестиций и фактор процветания современного общества. Иными словами, нематериальное производство — это парадигма современного экономического развития.

В России в настоящее время происходят два противоположных по направленности процесса : деиндустриализация и рост удельного веса . Первая тенденция — падение удельного веса перерабатывающих отраслей с одновременным укреплением добывающих — является отчасти вынужденной и в целом с точки зрения перспектив дальнейшего развития отечественной экономики носит негативный характер. Эта тенденция смещает отечественную экономику с преимущественно индустриальной на до- индустриальную стадию развития, что свидетельствует не о прогрессе, а скорее о регрессе. В то же время в российской экономике происходит рост удельного веса услуг, торговли и финансовых учреждений, что характерно в целом для постиндустриальной стадии развития общества. В ближайшие годы в России прогнозируется весьма существенное перераспределение трудовых ресурсов.

Главным фактором становится не наличие ресурсов, а эффективность их использования .

В первые годы экономических реформ в России особое положение сложилось в сырьевых отраслях. Именно экспорт нефти, газа, черных, цветных металлов и леса обеспечивал основную массу валютных поступлений и не давал окончательно разрушиться всему промышленному потенциалу страны.

В России в 1990-е гг. экспорт расширялся в основном благодаря заниженному обменному курсу рубля, при этом увеличивался импорт сложных товаров. Это направление развития внешней торговли оказывало негативное воздействие на уровень жизни в стране, дополнительно снижая его.

Относительные преимущества сырьевых отраслей были обусловлены более низкими издержками, в первую очередь издержками на заработную плату. По мере укрепления реального курса рубля и повышения заработной платы в экспортных производствах данное преимущество постепенно стало сходить на нет. Поэтому ориентация экономического развития России на традиционные сырьевые экспортные отрасли бесперспективна : былые преимущества постепенно перестают быть таковыми.

Информационные технологии начинают играть ведущую роль. Эффективность общественного производства в значительной мере определяется степенью использования средств обработки информации (вычислительной техники, ксероксов, телефонов, программного обеспечения), плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий с помощью компьютерных программ. Более того, весь современный бизнес представляет собой информационный процесс, создающий связи между организациями и людьми, для того чтобы продукт оказался в нужной точке, в нужное время и нашел своего потребителя.

В экономике любой развитой страны или развитого региона манипулирование информацией становится базисом любого продвижения вперед. Информационная компонента начинает доминировать в любом производстве и в любом бизнесе. Развитость информационной компоненты становится одновременно фактором, индикатором и результатом развития страны или региона. Другими словами, развитость информационной инфраструктуры (которая одновременно является инфраструктурой бизнеса) становится фактором притяжения и развития деловой активности. Компьютерные сети, вычислительная техника, компьютерный дизайн, средства связи сегодня становятся тем, чем были в конце XIX в. железные дороги, — катализатором и фактором социально-экономического развития всего общества. Информация становится сегодня ресурсом развития, а зрелость информационных технологий определяет темп этого развития.

Инструменты управления экономическим развитием региона

Наиболее действенными на данном этапе инструментами управления экономическим развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.

И стратегическое управление — испытанные методы современного менеджмента. Практика доказала высокую эффективность, а в ряде случаев настоятельную необходимость применения стратегического планирования не только в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, но и в других видах человеческой деятельности. Стратегическое планирование может успешно использоваться не только при разработке комплексных программ социально-экономического развития регионов, но и при осуществлении антикризисных мер в регионах и городах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами и других направлениях развития в регионах.

Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня, — это как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели всех преобразований — созданию условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.

Цикл стратегического планирования экономического развития региона можно представить в следующем виде:

  1. Определение целей развития.
  2. Анализ внешней среды развития региона.
  3. Определение сильных и слабых сторон региона.
  4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.
  5. Разработка концепции развития.
  6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.
  7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

В современных условиях, когда в ряде регионов проявляются постиндустриальные тенденции социально-экономического развития, важно определить региональные преимущества не только в производстве материальной продукции, но и в сфере услуг. Регион должен научиться «экспортировать» услуги другим регионам. Производство услуг может притягивать ресурсы и содействовать благосостоянию так же, как и производство материальных ценностей. Финансовые, страховые, консультационные, аудиторские, услуги связи, информатики, образования, медицинские услуги — все эти виды экономической активности в современных условиях могут способствовать региональному развитию.

Важнейший современный фактор развития региона — наличие качественной инфраструктуры связи — современных коммуникационных линий региональных компьютерных сетей, свободного доступа в Интернет.

В рамках данной стадии стратегического планирования социально-экономического развития региона рассматриваются возможности максимально использовать сильные стороны региона, а слабые нейтрализовать или превратить в преимущества.

Планы стратегического развития региона служат основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации.

См.также:

Планирование экономического развития региона - это непрерывный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе. Сам процесс планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое, в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в определенных рамках, определяемых стратегическим планом.

Для того, чтобы полностью исследовать различия в социально - экономическом развитии регионов, нужно иметь представление о том, что такое социально - экономическое развитие.

Социально - экономическое развитие (ЭСР) - расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала. Характеризуется самовоспроизводством общественных систем и прогрессивной направленностью.ЭСР включает развитие общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики и общества, распределения материальных благ.

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель - здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

2. Интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения)

Величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:

1. Национальный доход на душу населения

2. Уровень потребления отдельных материальных благ

Уровень начисленной заработной платы

Продолжительность жизни

Уровень физического здоровья

Уровень образования

Степень счастья населения

Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:

1. Привлечение новых видов бизнеса

2. Расширение существующего бизнеса

Развитие малого бизнеса

Развитие центра города

Развитие промышленности

Развитие сферы услуг

Повышение уровня занятости населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ

Промышленный подъем 1893-1900 годов. Индустриальное общество характеризуется преобладанием промышленного производства над сельским хозяйством. И хотя Россия оставалась сельскохозяйственной страной, ее промышленность в конце XIX - начале XX в. переживала бурный подъем. Толчком к росту производства стало усиленное железнодорожное строительство, которое возобновилось в 1893 г. после нескольких лет относительного затишья. Сеть железных дорог увеличивалась в 1895-1899 гг. в среднем более чем на 3 тыс. км в год, в следующие пять лет - более чем на 2 тыс. км. Расширение сети железных дорог стимулировало рост продукции тяжелого машиностроения, увеличение производства металлургической, лесной и других отраслей. Особенно быстрыми темпами развивались сферы народного хозяйства, связанные с новыми видами топлива - углем и нефтью, добыча которых в 1893-1900 гг. возросла в 3 раза. Выпуск продукции тяжелой промышленности увеличился за это время в 2,3 раза. Российская промышленность имела самые высокие в мире темпы прироста - до 8,1% в год.

Несмотря на высокие темпы развития промышленного производства (количественные показатели), Россия значительно отставала от мировых держав по качественным показателям: производству промышленной продукции на душу населения, производительности труда, технической оснащенности предприятий. По уровню социально-экономического развития она являлась среднеразвитой аграрно-индустриальной страной. Причем наряду с частнокапиталистическим укладом и новейшим капиталистическим производством значительное место в ее экономике занимали мелкотоварное и даже натуральное хозяйство. Россия начала XX в. являлась страной с многоукладной экономикой.

Иностранный капитал. В конце XIX - начале XX в. власти создали благоприятные условия для привлечения в страну иностранного капитала. В 1897 г. по инициативе министра финансов С. Ю. Витте была проведена денежная реформа, которая ввела золотое обеспечение рубля, его свободную конвертируемость. Иностранные инвестиции в российскую экономику составляли почти 40% всех капиталовложений.

Российский монополистический капитализм. В 1900-1903 гг. европейские страны потряс мощный экономический кризис. Он затронул и Россию. Обострив до предела конкурентную борьбу, кризис вызвал гибель множества предприятий, слабых в финансовом, организационном или техническом оснащении. За три года закрылось свыше трех тысяч предприятий, на которых было занято 112 тыс. рабочих. Значительно сократилось железнодорожное строительство. Ответом капиталистической экономики на кризис, обусловленный свободной конкуренцией, стало усиление процесса концентрации производства и создание монополий. Их учредители договаривались об условиях продажи товаров, сроках платежей, определяли количество производимых продуктов, устанавливали цены, делили между собой рынки сбыта и сырья, распределяли между предприятиями доходы и прибыль. Преобладающей формой монополистических объединений в России были синдикаты.

Изменения в социальной сфере. Новые явления в российской экономике привели к изменениям в социальной сфере. Все больший экономической вес набирала так называемая "новая", или "петербургская" буржуазия, связанная с передовыми отраслями промышленности. Она формировалась из числа государственных чиновников, директоров и членов правления акционерных обществ и банков, не имевших ранее значительных личных капиталов. Прочные позиции удерживала и так называемая "московская" буржуазия, имевшая купеческие, нередко старообрядческие корни. "Старорусские" кланы обладали многомиллионными состояниями. Но они не спешили вкладывать свои капиталы в новые отрасли промышленности, отдавая предпочтение традиционному хлопчатобумажному производству. Несмотря на рост экономического могущества буржуазии, политическая власть оставалась в руках старой элиты - помещиков-дворян.

Курс на индустриализацию привел к увеличению численности пролетариата. К началу века в России имелось примерно 13 млн. наемных рабочих. Среди них 2,8 млн. составляли потомственные пролетарии, остальные относились к пролетариям первого поколения. Среди потомственных рабочих был высок процент грамотных. Они утратили связь с деревней и являлись носителями городской культуры и образа жизни.

Сельское хозяйство. В середине 90-х годов XIX в. в стране начался подъем сельскохозяйственного производства. К началу XX в. Россия занимала первое место в мире по объему сельскохозяйственной продукции. На ее долю приходилось 50% мирового сбора ржи, около 20% - пшеницы и 25% мирового экспорта зерна. Быстрыми темпами увеличивалось производство сахарной свеклы, льна, технических культур. Росли поголовье и продуктивность скота. Однако прирост продукции приходился лишь на незначительную часть зажиточных крестьянских хозяйств и помещичьих имений. В деревне преобладали в основном полусередняцкие и бедняцкие семьи, не производившие товарной продукции. Ситуация с помещичьими хозяйствами тоже была неоднозначной. Часть из них приобретала характер крупного капиталистического производства с применением новейших машин, агротехнических приемов и наемного труда. Однако большинство мелких помещиков вели свое хозяйство по старинке, сдавая землю в аренду на условиях отработки с применением примитивного крестьянского инвентаря. Ситуацию в деревне осложняли также еще два взаимосвязанных обстоятельства: аграрное перенаселение и существование общины.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В 1894-1904 годах

Император Николай II. 20 октября 1894 г. умер император Александр III. На престол вступил его сын Николай II. Николай II никогда не излагал своих взглядов в виде каких-либо концепций. Его считали слабым правителем, находившимся под влиянием сначала матери, а потом жены Александры Федоровны. Говорили также, что последнее слово всегда оставалось за последним советником, с которым он разговаривал. На самом деле последнее слово оставалось за тем, кто разделял взгляды императора. При этом, определяя свои собственные позиции, Николай руководствовался только одним критерием: как поступил бы в подобной ситуации его отец? Люди, близко знавшие императора, считали, что если бы он родился в обыкновенной среде, то прожил бы жизнь, полную гармонии. Все в один голос отмечали, что Николай был идеальным семьянином, прекрасно воспитанным, сдержанным в проявлении эмоций. В то же время ему было присуще "византийское лукавство", неискренность и упрямство. Современники обвиняли его в том, что он являлся "человеком среднего масштаба", тяготившимся государственными делами и теми событиями, которыми было наполнено его царствование.

Борьба консервативных и либеральных сил в высших эшелонах власти. В ближайшем окружении императора существовали различные точки зрения на перспективы развития России. С. Ю. Витте первоочередными считал экономические преобразования, а среди них - реформы в области промышленного производства и финансов. Он полагал, что индустриализация страны - задача не только экономическая, но и политическая, так как ее осуществление позволит, с одной стороны, накопить средства для проведения назревших социальных реформ, заняться сельским хозяйством, а с другой - постепенно вытеснить с политической сцены дворянство, заменив его представителями крупного капитала, которые и скорректируют политическое устройство страны.

Главным оппонентом Витте выступал министр внутренних дел В. К. Плеве, который имел репутацию твердого защитника "русских устоев". В ответ на слова министра финансов о том, что Россия, согласно "мировому непреложному закону", вслед за другими странами переходит к капитализму, Плеве заявил, что у России "своя отдельная история и специальный строй". Он считал, что страна нуждается в некоторых реформах, в том числе в постепенном введении самоуправления. Однако, по его мнению, инициатива в вопросе о преобразованиях должна была принадлежать правительству.

"Зубатовский социализм". Особое внимание Плеве уделял расширению сети отделений по охране порядка и общественной безопасности, которые получили в народе название "охранка" и стали синонимом всей тайной полиции.

Начальником Московского охранного отделения С. В. Зубатовым была осуществлена попытка взять под контроль рабочее движение. Его замысел заключался в том, чтобы вырвать рабочих из-под влияния антиправительственных организаций. Для этого он считал необходимым внушить им мысль, что интересы правительства не совпадают с узкокорыстными интересами предпринимателей и что улучшить свое материальное положение рабочие могут только в союзе с властью. По инициативе Зубатова и при поддержке генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича в 1901-1902 гг. в Москве, а затем и в других городах были созданы легальные рабочие организации.

Вожди "зубатовского социализма" не запрещали рабочим участвовать в экономических забастовках. Поэтому члены зубатовских организаций приняли активное участие в прокатившейся в 1902-1903 гг. широкой стачечной волне. Это вызвало недовольство фабрикантов. В правительство посыпались жалобы на "рискованные эксперименты". Зубатов был отправлен в отставку.

Либеральные проекты П.Д. Святополк-Мирского. Между тем ситуация в стране обострялась. Непрекращающиеся рабочие и крестьянские волнения, оппозиционные выступления земских либералов и студенчества, тяжелые поражения русской армии в войне с Японией привели Россию на грань революционного взрыва. В этих условиях при назначении на ключевой пост министра внутренних дел выбор Николая II пал на виленского губернатора князя П. Д. Святополк-Мирского, известного своими либеральными настроениями.

В ноябре 1904 г. Святополк-Мирский вручил царю записку, в которой перечислил первоочередные меры в области государственного переустройства. Он предложил включить в состав Государственного совета (совещательного органа при императоре) выборных от земств и городских дум, расширить круг избирателей в земские и городские органы управления, распространить земства на всю территорию империи. Среди предложенных мер значились также сближение крестьян в имущественных правах с другими сословиями, расширение прав старообрядцев, издание закона о правах еврейского населения и т.д.

В начале декабря 1904 г. Николай II собрал высших государственных сановников для обсуждения программы Святополк-Мирского. Итогом совещания стал императорский указ от 12 декабря 1904 г., обещавший некоторые социальные, национальные и религиозные послабления. Однако о народном представительстве в указе не говорилось. Более того, в нем подчеркивалось, что все реформы должны быть осуществлены при сохранении самодержавия в незыблемом виде.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.