Основные понятия программы социально экономического развития рф. Программа социально-экономического развития рф

Авиакатастрофа Ту-104Б в районе аэропорта Внуково. 1979 год. Погибло 58 человек.

Авиакатастрофы и происшествия – явления, порождающие самые разнообразные домыслы и кривотолки. Особенно это относится к происшествиям советского периода, когда все подобные случаи тщательно скрывались. Поэтому большинство людей думало, что в СССР авиакатастроф не было в принципе. Глубокое заблуждение. К примеру только в 1973 году в Советском Союзе произошла 51 авиакатастрофа. Причем речь идет только о гражданских самолетах. Сегодня мы расскажем о самых тяжелых и самых одиозных катастрофах 70-80-х годов прошлого века

Вопросы без ответов

1972. Ил-18. Сочи. Погибло 108 человек.

Самолет Ил-18 произвел взлет в аэропорту Сочи 1 октября. На борту находились 100 взрослых пассажиров, 1 ребенок и сопровождающий МВД. Вскоре связь с экипажем прекратилась, а затем поступило сообщение от ВМС о падении самолета в море.

В районе падения самолета море имело глубину 500-1000 м, на дне имелись мощные отложения жидкого ила. Поэтому, обнаружить и поднять со дна части самолета не удалось. По найденным на поверхности мелким частям и остаткам тел можно заключить, что самолет полностью разрушился при ударе об воду.

Следов пожара на найденных частях самолета и трупах не было обнаружено. Истинную причину катастрофы установить так и не удалось.

Комиссия выдвигала ряд причин катастрофы, в том числе: столкновении самолета со стаей перелетных птиц, отказ техники и нападение на экипаж. Ни одна из выдвигаемых версии не получила подтверждения.

Преступная халатность

1973 год. Ту-104. Северо-западнее аэропорта Домодедово (Московская область). Погибло 122 человека.

13 октября самолет выполнял рейс Кутаиси-Москва. На борту находились 112 взрослых пассажиров и два ребенка. Из низ 8 пассажиров были незаконно взяты экипажем без билетов. При заходе на посадку экипаж доложил о плохой работе компасов. Это была последняя связь с самолетом. Лайнер столкнулся с землей в 16 км от посадочной полосы. Причиной катастрофы назвали прекращения работы приборов в результате их обесточивания.

Представители комиссии указали, что «наиболее вероятной причиной обесточивания является непреднамеренное выключение тумблера электрощита, при развороте каким-то посторонним предметом, повешенном на крючок. Возможно также случайное выключение питания одним из находившихся в пилотской кабине безбилетников, взятых экипажем на борт»…

Отказ приборов

1976 год. Ил-18. Воронежская область, близ села Верхняя Хава. Погибло 111 человек.

6 марта экипаж произвел взлет в аэропорту Внуково. На борту находилось 100 пассажиров, в том числе 1 ребенок. При посадке экипаж передал воронежскому диспетчеру: «Падаем, отказали все приборы», после чего связь с ним прекратилась.
Самолет столкнулся с землей и взорвался. Разброс обломков составил 390 м. Основная масса конструкции самолета ушла под землю на глубину 14 м.
Заключение: причиной катастрофы является нарушение работы приборов вследствие отказа электропитания. Причину прекращения питания установить не удалось. Наличие в кабине, рассчитанной на 5 человек, двух лишних членов экипажа (второго пилота и штурмана-стажера) могло способствовать развитию ситуации, приведшей к катастрофе…

Несчастная любовь

26 сентября 1976 года в Новосибирске произошла авиакатастрофа в результате преднамеренного столкновения самолета Ан-2 с пятиэтажным жилым домом.

Воскресным утром, молодой, 24 летний летчик, один из пилотов Западно-Сибирского Управления гражданской авиации, Владимир Серков совершил несанкционированный взлет на самолете Ан-2 без пассажиров из аэропорта «Новосибирск». Некоторое время, покружив над городом на предельно малой высоте, пилот направил свой самолет в пятиэтажный жилой дом. Как показало расследование происшествия, по данному адресу проживала жена «пилота-камикадзе», которая незадолго до этого ушла от него, забрав ребенка. Она проживала в этом доме вместе с родителями. По одной из версий происшествия, летчик решил свести счеты с жизнью, и заодно отомстить своей супруге и ее родственникам, которых в момент тарана в доме не оказалось. При столкновении и в результате пожара погибли 11 жителей дома – кто-то под обломками, кто-то от ожогов, кто-то разбился, выпрыгнув с верхних этажей горящего дома.

Ошибка диспетчера

1979 год. Столкновение близ Днепродзержинска двух Ту-134. Погибли 178 человек, в т.ч. команда «Пахтакор».

11 августа в районе города Днепродзержинск произошло столкновение двух самолетов Ту-134. Столкновение произошло в точке пересечения трасс Днепропетровск – Кременчуг и Магдалиновка – Днепродзержинск, на высоте 8 400 м.

Один из Ту-134 выполнял рейс Ташкент – Минск. На борту находилось 77 пассажиров (из них 13 детей), в том числе игроки и тренеры футбольной команды «Пахтакор», направлявшиеся на игру чемпионата СССР по футболу в Минск.
Второй самолет Ту-134 выполнял рейс Челябинск – Кишинев. На борту находилось 88 пассажиров, в том числе 16 детей.
Самолеты столкнулись под углом 95° и практически полностью развалились в воздухе.

Причиной катастрофы явились ошибки допущенные диспетчером, который не обеспечил установленный интервал между воздушными судами.

Могила команды «Пахтакор» погибшей в авиакатастрофе в 1979 году.

Некачественное изготовление

1982 год. Як-42. Близ Наровли (Белоруссия). Погибло 132 человека.

28 июня в при посадке экипаж доложил диспетчеру о начале снижения и на последующие запросы не отвечал… Обломки самолета были обнаружены в 10 км юго-западнее Наровли. На борту находились 113 взрослых пассажиров и 11 детей.
Выводы комиссии: «анализ Як-42 показал, что в процессе эксплуатации на нем выявлено большое количество дефектов, свидетельствующих о низком качестве производства и сборки»…

Низкая подготовка диспетчерской службы

1984 год. Ту-154. В районе омского аэропорта. Погибло 178 человек.

Вылетевший из Краснодара самолет Ту-154 должен был приземлиться в омском аэропорту. Получив разрешение на посадку, самолет пошел на снижение. Через несколько секунд он столкнулось с машиной, переломился на две части и загорелся.

Виновными в авиакатастрофе признали руководителя полетов и диспетчера.

В момент посадки самолета на полосе работали несколько ветровых машин, оснащенных емкостями с керосином и реактивными двигателями. Машины осушали горячим воздухом бетонное покрытие.

При этом они не имели радиостанций. Диспетчер включил посадочные огни, он был уверен, что полоса свободна…

Через секунду после приземления пилоты заметили препятствие на полосе, но увернуться не получилось. После столкновения с машинами, наполненными большим количеством керосина, произошел взрыв. Все автотранспортные средства были уничтожены. В огне погибло 169 пассажиров, 5 бортпроводников, 3 шофера и мастер аэродромной службы. 3 члена экипажа: командир корабля, штурман и бортинженер, не пострадали.

Роковое стечение обстоятельств

3 мая 1985 года в небе в Львовской области произошла одна из самых загадочных авиакатастроф на территории Украины — столкнулись пассажирский самолет Ту-134А, направлявшийся из Таллина во Львов, и военный Ан-26, летевший из Львова в Москву. Погибли 94 человека.

Ту-134А выполнял внутренний рейс Таллин-Кишинев с промежуточной посадкой во Львове. Экипаж состоял из шести человек, в салоне находились 73 пассажира — 65 взрослых и 8 детей. Этим рейсом летели выдающийся художник-график — «львовский Дюрер» Александр Аксинин, и перспективный молодой эстонский теннисист Алари Линдмэе.

Одновременно при посадке пассажирского самолета, из львовского аэропорта вылетел в Москву военно-транспортный Ан-26. На этом самолете находилось высшее руководство ВВС Прикарпатского военного округа. На борту Ан-26, включая шестерых членов экипажа, было 15 человек. На высоте 3 900 м самолеты столкнулись левыми плоскостями. Не выжил никто.

После катастрофы, расшифровывая информацию «черных ящиков», комиссия установила: за несколько секунд до столкновения пилоты увидели друг друга и пытались сманеврировать. На Ту-134 слышен крик пилота: «Ух, е…ть!», а на военном самолете — крик бортмеханика: «…командир, Тушка!»

В результате авиакатастрофы погибли 94 человека

Комиссия постановила, что виноваты в трагедии львовские диспетчера. Они дали разрешение на вылет военного самолета, не проверив, свободен ли воздушный коридор.

Удивительно то, что, львовский график Александр Аксинин незадолго до этого изобразил свою смерть на гравюрах — на одной из них он нарисовал падающую кисть с 35 ягодами (именно в 35 лет он и погиб), которые срезали воздушные ножницы. А на последнем своем офорте «Воскресение» график изобразил поминальный стакан около могилы в ржаном поле, куда потом упал самолет.

Зачастую происходит серьезная путаница в оперировании такими терминами, как «авиационный инцидент» и «происшествие». На самом деле они имеют совершенно различные объяснения и признаки, которые учитываются при расследовании и составлении отчетных данных.

Что такое авиационный инцидент?

Так как воздушное судно является самым безопасным видом транспорта в наши дни, то перелеты определены категоричными критериями безопасности, на которые могут влиять различные факторы. Постановлением правительства Российской Федерации от 18.06.1998 под номером 609 принято официальное определение авиационного инцидента, которое обозначает событие, произошедшее в течение того времени, когда любое лицо впервые переступило порог воздушного судна с целью совершения полета, до момента полного покидания ВС (воздушного судна) лицами, совершившими перелет.

Как это понимать? Такое событие не является нормой для стандартного протекания полетного времени, а также стандартной работы ВС, экипажа, СУБП, либо привычным воздействием окружающей среды. Оно имеет прямое влияние на безопасность полета. Однако заканчивается без авиационных происшествий.

Виды инцидентов

Учитывая, что события могут носить разный характер, инциденты тоже могут быть двух видов:

  • Серьезный авиационный инцидент, в ходе которого произошло нарушение целостности воздушного судна. В таком случае все восстанавливающие работы по возвращению ВС прежнего вида будут считаться финансово целесообразными и физически возможными. Сюда не стоит относить те моменты, когда ремонт воздушного судна требует замены каких-либо агрегатов с применением технологий, которые не предусматриваются руководством по эксплуатации и обслуживанию определенного типа ВС.
  • Серьезный авиационный инцидент, который не повлек за собой обстоятельств для появления происшествия. Подобные случаи обычно имеют определенные критерии.

Критерии серьезных инцидентов

Признаками серьезных авиационных инцидентов являются:

  • Случай с выкатом за пределы полосы.
  • Появление дыма, изменение температурного режима (его повышение либо понижение), возникновение запаха токсичных газов или других едких веществ, а также остальных воздействий, приносящих вред экипажу и пассажирам.
  • Упадок сил ввиду невыясненных обстоятельств, значительное уменьшение работоспособности кабинного либо летного экипажа.
  • Неправомерное использование силы, которое ведет к телесным повреждением (относится к лицам, находящимся на борту ВС).
  • Изменения в худшую сторону летной характеристики ВС, а также его управляемости.
  • Появление угрозы разрушения конструкции ВС из-за неликвидированной возможности взрыва, неустраненного и продолжающегося разрушения одного из двигателей ВС, а также опасности пожара.
  • Поломка элементов управления воздушным судном.
  • Те повреждения, которые не относятся к категориям авиационного происшествия.

В случаях опасного сближения нескольких летательных аппаратов в воздушном пространстве либо в пределах территории перрона, ВПП - это рассматривается в качестве единого события. Однако для каждого судна будет идти своя классификация последствий. То есть каждое ВС в итоге получает официальное заявление по ходу проверки и расследования.

Чем инцидент отличается от происшествия?

Часто люди, не знакомые с авиационной терминологией, путают такие понятия, как «авиационное происшествие» и «инцидент». Если с последним термином все понятно, то авиационное происшествие имеет несколько другое объяснение, которое выражается в характеризующих его признаках. Итак, что же это такое? Авиационное происшествие имеет свой период - момент, когда первый человек ступил на борт ВС с целью совершить перелет, до момента полного покидания самолета любым индивидом. В течение этого периода могло произойти:

  • Причинение вреда любому лицу с летальным исходом. Исключением являются случаи, когда такой вред не связан с эксплуатацией воздушного судна. Под аналогичный критерий попадают случаи со смертельным исходом по истечении тридцати суток с момента авиационного происшествия.
  • Повреждение либо разрушение фюзеляжа, из-за чего нарушается не только прочность летательного аппарата, но его летные и технические функции. Необходим срочный ремонт, а также замена испорченного элемента, кроме моментов, связанных с отказом одного из двигателей, когда нет возможности заменить одну или несколько частей и необходима комплексная техническая помощь. Повреждение обтекателей, предкрылок, тормозных устройств и так далее, в случае если подобные поломки не изменили конструкционный вид и прочность судна. Нарушение целостности рулей, винтов, трансмиссии и другое.
  • Чрезвычайная ситуация, связанная с пропажей воздушного судна с радаров. Авиационным происшествием будет считаться, если доступ к летательному аппарату ограничен либо невозможен, как и проведение эвакуационных работ (вне зависимости от того, какие повреждения получило ВС).

Самолет считается пропавшим без вести тогда, когда не смогли установить его место нахождения либо обломков ВС, и официальные спасательные операции по поиску были прекращены. Такое решение принимает агентство РосАвиаКосмос.

Виды авиационных происшествий

Как и авиационные инциденты, происшествия имеют два подвида:

  1. Авиакатастрофа - ситуация на борту воздушного судна, в которой произошла гибель, пропажа без вести одного или нескольких членов из числа летного/кабинного экипажа либо пассажиров. Этот же смысл относится и к ситуации аварийного покидания/эвакуации из самолета, который потерпел бедствие.
  2. Авария - авиационное происшествие, результат которого не показал жертв среди экипажа или пассажиров, а также ВС не было объявлено пропавшим без вести.

Причины возникновения авиационных происшествий

Корнем авиакатастроф все-таки является человеческий фактор. Во всем мире имеется определенная статистика причин авиационных происшествий, и в частности наиболее частых ошибок летного экипажа. Список представлен в процентном соотношении:

  • Ошибки пилотов - 50, из которых 29 - неспровоцированные, 16 - вызваны погодными условиями, 5 - связаны с отказом техники.
  • 22 - приходится на отказ техники, не связанной с действиями летного экипажа.
  • 12 - метеоусловия.
  • 9 - террористические акты.
  • 7 - ошибки авиадиспетчеров, техников и т. д.

Наиболее опасными фазами полета являются взлет и посадка ВС, так как воздушное судно переступает черту и входит в малую высоту полета. В этом случае времени для оценки происходящего бывает недостаточно.

Самые популярные участки полетов, на которых случаются авиационные происшествия, авиакатастрофы и инциденты, в процентном соотношении:

  • Момент пробега - 24,8 %.
  • Момент разбега - 17,6 %.
  • Момент посадки - 16,3 %.
  • Нахождение в зоне ожидания и момент захода на посадку - 11,8 %.
  • Момент взлета - 11,1 %.
  • Период набора высоты - 6,5 %.
  • Полет на крейсерском эшелоне - 5,2 %.
  • Снижение и руление - 3,3 % по каждому пункту.

Как происходит расследование?

По действующим правилам, расследованием авиационных происшествий и инцидентов ведают Межгосударственный авиационный комитет и специальный уполномоченный орган в области ГА соответственно. Как же это происходит? Так как в наш современный век большинство чрезвычайных ситуаций происходит не только в воздушном пространстве, но и на земле, в приаэродромной территории, то толкования для таких инцидентов и происшествий значительно расширены.

Комиссия по расследованию авиационных происшествий и инцидентов, согласно статье под номером 96 Воздушного кодекса Российской Федерации, имеет достаточно широкие полномочия. Такая особенность связана с доскональным изучением всех материалов дела. С учетом того, что Россия участвует в Чикагской конвенции, представители государств и иные работники комиссии имеют право:

  • посещать место происшествия столько раз, сколько им потребуется;
  • осматривать летательный аппарат в той мере, в которой им необходимо для составления протоколов и докладов;
  • принимать участие во время считывания информации с записывающих устройств воздушного судна;
  • иметь открытый доступ ко всем вещдокам, а также просматривать всю информацию, содержащую показания свидетелей.

Самым важным фактором является оперативность прибытия спасательных сил на место авиационного происшествия. Для руководства важным является оперативность в донесении первичной информации, которая позволяет мобильно развернуть и сформировать работу комиссии по расследованию и изучению произошедшего случая.

Ответственность за первоначальные действия лежит на руководителе ОГА и главе регионального управления той территории, которая входит в их ответственное владение. До прибытия команды спасателей ответственным является командир воздушного судна. Бортовые самописцы и другие устройства разрешено вскрывать исключительно с разрешения председателя комиссии по расследованию происшествия. Эксплантат, изготовитель и организация-разработчик должны сохранить всю документацию по ВС.

Работа комиссии

Председатель комиссии отвечает за организацию, координацию и проведение всех работ по расследованию. Обычно для облегчения работы создаются мини-комиссии под руководством главной. Они помогают в изучении летных, инженерно-технических и административных материалов. Для инцидентов подобных комиссий не создается. Если по ходу выясняется, что необходимо возбуждение уголовного дела, то к работе приступают следователи. В таких случаях изъятие самописцев и других материалов производится с разрешения правоохранительных органов.

Пока расследование не окончено и не вынесен главный вердикт, любое распространение информации категорически запрещается. Комиссия проводит заседания, которые оформляются специальными протоколами с подписями начальника штаба и председателя. В отчетах по расследованию авиационных происшествий и инцидентов отражается вся проделанная работа за определенный промежуток времени.

В финальном отчете указывается вся имеющаяся в распоряжении комиссии информация по исследованию и экспертизам. Расследования авиационных инцидентов происходят в том же порядке и по тем же правилам. При вынесении вердикта учитываются все голоса участников такой комиссии. При выражении несогласия необходимо предоставить свое мнение в письменном виде, по которому создается протокол обсуждения. Но есть случаи, когда несогласное мнение помечают пометкой "особое".

Примеры авиационных инцидентов

Во всем мире ежедневно случаются мелкие авиаинциденты, связанные с халатным отношением персонала, износом техники. Некоторые из них просто являются последствием стечения обстоятельств. Не все авиационные инциденты в России освещаются СМИ. Однако среди внутренней документации авиакомпаний и авиапредприятий конец года всегда примечателен свежим перечнем, собравшим все инциденты, происшествия и катастрофы, случившиеся за этот календарный год.

Например, в 2015 году в Самаре по причине отказа бортового компьютера совершил экстренную посадку самолет "Уральских авиалиний" во время следования из города Екатеринбург в Геленджик. Салон был не полным: около ста человек. Благодаря командной работе летного экипажа и действиям КВС самолет успешно приземлился в Самаре, а пассажирам предоставили резервный борт. В том же 2015 году под Воркутой вынужденно сел вертолет Ми-8 компании "Комиавиатранс" из-за полученных повреждений лопастей и лобового стекла пилотской кабины.

Рассмотрим международные случаи. По расследованию авиационного инцидента, произошедшего в аэропорту Анталии (Турция) в октябре 2017 года, было выяснено, что из-за халатного отношения персонала анталийского аэропорта во время попытки взлета воздушного судна украинской компании "Роза ветров" произошла утечка авиационного керосина (топлива). В итоге после прерванного взлета самолет отогнали на дальнюю стоянку для ликвидации последствий и определения причин инцидента.

Октябрь 2017 года запомнился провальным испытанием созданного в Воронеже Ан-148. Пилотам пришлось производить экстренную посадку из-за отказа одного из двигателей. По поводу инцидента ведется проверка на Воронежском самолетостроительном заводе.

Еще одно испытание закончилось неудачей, только на сей раз в Бразилии с участием нового транспортного воздушного судна КС-390. По итогам разбора удалось выяснить, что из-за смещения тяжелого не зашвартованного агрегата из центральной части судна в хвостовую произошло вращение вокруг своей оси и последующий штопор, выйти из которого удалось на критически малой высоте в триста метров. Последующие исследования конструкции фюзеляжа обнаружили повреждения вследствие превышения допустимого предела перегрузок.

И свежий инцидент, произошедший уже первого января 2018 года у турецкой авиакомпании Turkish Airlines. В Стамбуле один из споттеров сумел сфотографировать, как Airbus-321 столкнулся со связкой разноцветных шаров. К счастью это стало лишь красивым снимком, но не стоит забывать, что подобные изделия наполняются газами, способными к быстрому воспламенению, и в случае попадания такого вещества в двигатели воздушного судна могут наступить непоправимые последствия.

Самые страшные и известные авиакатастрофы

В истории пассажирских авиаперевозок можно насчитать не одну сотню катастроф. Страшно представить, о чем люди думали в самые последние секунды их жизни. Благодаря современным технологиям можно ознакомиться практически с каждой крупной катастрофой по средствам СМИ или с помощью документальных фильмов BBC о расследовании авиакатастроф.

Примером одного из крупнейших происшествий стало крушение «Боинга-747», принадлежавшего "Японским авиалиниям". Она произошла в 1985 году. Самолет следовал по маршруту Токио - Осака, и спустя 12 минут полетного времени в кабине пилотов прозвучал сигнал о технических неполадках судна. Оказалось, что у аппарата оторвался киль, и полчаса командир со вторым пилотом пытались стабилизировать положение самолета. Однако чуда не произошло. «Боинг-747» столкнулся с горным хребтом. На борту находилось 520 человек, но, по известной информации, 4 из них удалось каким-то образом остаться в живых.

Примером серьезного столкновения в воздушном пространстве стала авиакатастрофа над индийским полуостровом. В 60 км от столицы - Дели, упали обломки «Боинга-741» и российского «Ила-76», который летал под флагом Казахстана. Причиной явилось несанкционированное снижение ВС «Ил-76» с 15 до 14 футов, в результате чего он пробил стабилизатор и левое крыло «Боинга». Последний моментально разрушился и упал, а следом за ним рухнул потерявший управление «Ил». Погибло 349 человек.

К самой крупнейшей аварии во Франции причисляется катастрофа 1974 года. Тогда следовавший по маршруту Стамбул - Париж - Лондон турецкий самолет Turkish Airlines потерпел крушение сразу после взлета из-за начавшейся декомпрессии всего салона. По выясненным обстоятельствам резкий спад кабинной высоты случился в связи с плохо зафиксированной дверью грузового люка, который при достижении запредельной нагрузки и при отсутствии надува внутреннего пространства открылся, повредив систему управления ВС. 72 секунды понадобилось на то, чтобы самолет рухнул вместе с 346 пассажирами в Эрменонвиле. Выживших найдено не было.

Самолет "Саудовских авиалиний" L-1011 потерпел катастрофу, будучи уже на земле. Во время движения по воздушной трассе из Эр-Рияда в Джидде на борту, в грузовом отсеке, начался пожар. Экипаж успешно развернул борт и совершил посадку в пункте отправления. Однако по каким-то причинам не заглушил двигатели и продолжил двигаться по ВПП. В конечном итоге он остановился на очень отдаленном расстоянии от пожарных расчетов, которые не осмелились подъехать ближе. Целых 23 минуты понадобилось огню, чтобы захватить весь периметр воздушного судна, и в итоге все 301 человек сгорели заживо либо погибли от удушья.

Еще одна страшная катастрофа произошла в летний период 1988 года. Над территорией Ирана был сбит широкофюзеляжный А-300, следовавший по маршруту Тегеран - Дубай. Военный крейсер американцев, стоявших в заливе, просто ошибся, неверно идентифицировав борт. Ракета земля-воздух унесла жизни 290 человек, а американское правительство не принесло ни одного извинения по поводу своей трагичной оплошности. Однако американцы выплатили семьям компенсацию в размере 62 миллионов долларов, так и не признав свою вину. Парадокс.

Раз уж затронули Америку, то в истории США самой крупной катастрофой стало происшествие, произошедшее в 1979 году. Из-за плохого технического обслуживания лайнера после взлета произошел отказ одного из двигателей, который в результате и вовсе оторвался от крыльевого пилона. Рейс, следовавший из Чикаго в Лос-Анджелес, закончился падением рядом с ВПП и гибелью 273 человек.

Одной из самых загадочных катастроф является крушение малазийского «Боинга-777» под Донецком, совершавшего рейс Амстердам - Куала-Лумпур. Результаты расследования только ожидают обнародования, но, по известным сведениям, самолет был сбит. Погибло более 300 человек.

Одной из самых крупных катастроф, связанной с террористическими действиями, явилось крушение А-321 над Синайским полуостровом, где массово погибли российские туристы, возвращавшиеся с отдыха по маршруту Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург. После взлета, через 23 минуты, самолет пропал с радаров диспетчеров, а позже обломки были найдены близ города Нехель. Части самолета были разбросаны друг от друга на приличном расстоянии. По выясненным данным, в багаж была подложена бомба в виде банки от газированного напитка, которая взорвалась после набора высоты. Катастрофа унесла 224 жизни, за смерть которых взяла ответственность запрещенная группировка исламского государства Ирака и Леванта.

Самой нелепой и крупнейшей катастрофой считают столкновение двух бортов в аэропорту Тенерифе 1977 года. Почему нелепая? Все из-за того, что оба борта «Боинг-747» не должны были оказаться в тот момент на территории Тенерифе. Однако диспетчеры перенаправили их в связи со случившимся терактом в Гранд-Канарии. Два «Боинга» - голландской и американской авиакомпании - двигались по одной и той же рулежке лицом друг к другу. Столкновения избежать не удалось, так как оплошность диспетчеров заметили очень поздно. Погибло 583 человека, выжило 60.

Общество, 20 мар, 03:54

Число жертв авиакатастроф в России выросло в два с половиной раза ... обусловлены человеческим фактором. В 2018 году в России произошло 42 авиапроисшествия , включая 22 катастрофы, погибли 128 человек, следует из отчета, опубликованного... авиапроисшествий , в которых погиб 51 человек, говорится в документе, внимание на который обратила газета «Коммерсантъ». Россия лидирует по количеству жертв и авиапроисшествий ...

Общество, 20 фев, 16:47

Во Внуково частный самолет «подрезал» заходивший на посадку Boeing Наземным службам аэропорта удалось предотвратить столкновение двух самолетов после того, как взлетавший Bombardier превысил заданную высоту. В это время на посадку заходил лайнер Utair. Во время взлета в аэропорту Внуково самолет Bombardier Challenger 600 не выполнил команду диспетчера и продолжил набор высоты, превысив разрешенный эшелон в 2 тыс. м. В это... Неудачно севшим в Конго самолетом с военными управляли россияне В Конго произошел второй за неделю авиаинцидент с участием российских пилотов. Самолет перевозил группу конголезских военных и совершил неудачную посадку. Дипломаты утверждают, что россияне приезжают работать в страну неофициально. Транспортным самолетом, неудачно севшим 24 декабря в городе Бени в Конго (ДРК), управляли российские граждане. Об этом сообщает... В Индонезии рассказали об обстоятельствах крушения лайнера Lion Air Эксперты исключили вероятность взрыва на борту лайнера индонезийской авиакомпании Lion Air. На основании данных самописцев и расположения обломков на поверхности воды был сделан вывод, что он на высокой скорости врезался в море. Самолет индонезийской авиакомпании Lion Air разрушился при касании воды на большой скорости. Об этом заявил руководитель Комитета... В Красноярске после посадки самолета с трещиной на стекле начали проверку Следственный комитет начал проверку после аварийной посадки в Красноярске самолета Boeing-737 авиакомпании NordStar с трещиной в лобовом стекле. Об этом сообщается на сайте Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СК. Борт NordStar вылетел из Новосибирска в китайский город Санья, который расположен на острове Хайнань. В самолете находились... В Британии разбился вертолет владельца футбольного клуба «Лестер Сити» ... , по его словам, начался пожар, который охватил затем весь вертолет. Авиапроисшествие возле стадиона «Кинг Пауэр» подтвердили в местной полиции. «Инцидент произошел... В Одессе начали проверку после задымления самолета во время взлета В Одессе полиция начала проверку после того, как во время взлета из международного аэропорта задымился пассажирский самолет Boeing рейса Одесса - Дубай. Об этом сообщается на сайте управления Национальной полиции Одесской области. Как отмечается в сообщении, в результате произошедшего никто не пострадал. Пассажиров самолета эвакуировали, а вылет был отложен... Самолет из Турции сел в Уфе с неисправной системой шасси Самолет Airbus A321 авиакомпании «Северный ветер» рейса Анталья - Уфа благополучно приземлился с неисправной гидравлической системой шасси. Об этом сообщается на сайте управления МЧС по Башкирии. Как отмечается, посадка прошла в штатном режиме. В результате никто не пострадал. Представитель уфимского аэропорта Татьяна Ризван сообщила «РИА Новости», что борт... В Москве бодибилдера-чемпиона сняли с рейса после угрозы взорвать самолет Чемпиона России по бодибилдингу Павла Геца сняли с рейса в аэропорту Шереметьево, после того как он пригрозил взорвать самолет. Об этом сообщил источник в правоохранительных органах «РИА Новости» и РЕН ТВ. Как сообщили в РБК в пресс-службе управления на транспорте МВД России по ЦФО, инцидент произошел на рейсе Москва - Пермь. В ведомстве рассказали, что...

Общество, 25 сен 2018, 17:36

В Новосибирске задержали угрожавшего взорвать самолет пассажира Угрожавший взорвать самолет пассажир задержан в Новосибирске, сообщили РБК в пресс-службе управления на транспорте МВД по Сибирскому федеральному округу. «Пассажир потребовал пересадить его из экономического в бизнес-класс. Ему было отказано, после чего он заявил, что самолет дальше не полетит. Экипажем было принято решение вернуть борт обратно к зданию...

Общество, 04 сен 2018, 07:17

Самолет экстренно приземлился в Якутске из-за проблем с шасси Самолет авиакомпании «Якутия» совершил вынужденную посадку в аэропорту Якутска из-за проблем с шасси. Об этом сообщили в пресс-службе авиакомпании, передает «Интерфакс». Как отмечается в сообщении, самолет Bombardier Dash 8-Q300 следовал рейсом Якутск - Черский. Когда борт набирал высоту, у него не сработала сигнализация по уборке створок шасси. В... В Южной Америке восемь самолетов экстренно сели из-за угрозы взрыва В Чили, Перу и Аргентине восемь самолетов экстренно совершили посадку из-за сообщений о бомбе на борту. Речь идет о бортах авиакомпаний LATAM Airlines и Sky Airline. В Чили, Перу и Аргентине восемь самолетов экстренно приземлились из-за угроз взрыва на борту. Полиция расследует данные инциденты, сообщает чилийское радио BioBio. Также информацию об угрозе... В Канаде при крушении самолета 1930-х годов пострадали пять человек В Канаде в результате крушения самолета 1930 года во время авиашоу Abby Airshow в аэропорту Абботсфорда пострадали пять человек. Об этом сообщается в Twitter воздушной гавани. Как сообщается на сайте шоу, речь идет о пассажирском самолете de Havilland Dragon Rapide. Самолет разбился вскоре после окончания мероприятия. Все пятеро пострадавших находились на... МАК начал расследование крушения вертолета Utair в Красноярском крае Межгосударственный авиационный комитет (МАК) начал расследование крушения вертолета Ми-8 авиакомпании Utair, который разбился в Красноярском крае. Об этом сообщается на сайте МАК. Как отмечается в сообщении, комитет в соответствии с российским законодательством сформировал комиссию по расследованию данной авиакатастрофы. В соцсетях появилось видео с места... Пассажир разбившегося самолета Aeromexico подал в суд на авиакомпанию Пассажир самолета Aeromexico, который потерпел крушение в штате Дуранго, подал иск в суд против авиаперевозчика по обвинению в халатности. Об этом говорится в документах суда в Чикаго, передает радиостанция Noticias MVS. Истец, 43-летний американец мексиканского происхождения Нестор Мартинес, считает, что авиакомпания допустила халатность, разрешив взлет... В летевший в Петербург самолет попала молния В самолет компании Air Moldova, выполнявший рейс Кишинев - Санкт-Петербург, во время полета попала молния. Об этом сообщается на странице в Facebook молдавского перевозчика. Как отмечается в сообщении, инцидент произошел через 10 минут после взлета. После удара молнии экипаж борта не обнаружил повреждений воздушного судна, но принял решение вернуться в... В Литве при крушении самолета Як-52 пострадала женщина В Литве в результате крушения самолета Як-52 пострадала женщина. Об этом сообщили в департаменте противопожарной охраны и спасения Каунасского уезда, передает Delfi. Как отмечается в сообщении, самолет упал на аэродроме Алексотас. По предварительным данным, на его борту в момент крушения находились мужчина и женщина. Прибывшие на место сотрудники экстренных... СК рассказал о выживших при жесткой посадке вертолета Ми-2 в Югре ... » вертолет упал в болотистой местности в районе кладбища. В результате авиапроисшествия погиб пилот. Помимо него, по имеющейся информации, на борту находится... В Новосибирске экстренно приземлился летевший из Москвы самолет В Новосибирске совершил вынужденную посадку самолет Boeing 737-800 авиакомпании «Аэрофлот» рейса Москва - Томск. Об этом сообщил официальный представитель Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Оксана Горбунова, передает «РИА Новости». По ее словам, борт совершил экстренную посадку по техническим причинам. По каким именно, она не уточнила. В момент... Самолет Air India экстренно сел из-за утечки в гидравлической системе В индийском городе Мумбаи совершил экстренную посадку самолет Air India из-за утечки в гидравлической системе. Об этом сообщил представитель авиаперевозчика, передает газета Financial Express. По его словам, воздушное судно вылетело из города Ахмадабад и направилось в Маскат. В момент инцидента на его борту были 176 пассажиров. Во время экстренной посадки... В Ирландии самолет совершил экстренную посадку из-за записки о бомбе В Ирландии самолет американской авиакомпании United Airlines, следовавший из Рима в Чикаго, экстренно сел в аэропорту Шаннон из-за сообщения о бомбе. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на свой источник, близкий к расследованию, и газета Irish Sun. Как рассказали Reuters в ирландской полиции, сообщение было найдено на борту самолета. Газета Irish Sun ... В Болгарии в результате крушения военного вертолета погибли два человека В Болгарии в результате крушения военного вертолета погибли два человека, пострадали двое. Об этом сообщили в экстренных службах, передает агентство БГНЕС. Как отмечается в сообщении, инцидент произошел около гражданского аэропорта Пловдив. Из-за чего именно произошло крушение, не сообщается. Телеканал Btv сообщает, что крушение потерпел вертолет Ми-17. Он... Власти Окинавы призвали прекратить полеты самолетов ВВС США над островом В Японии власти префектуры Окинавы призвали прекратить полеты американских военных самолетов над островом, после того как истребитель ВВС США потерпел крушение в понедельник, 11 июня. Об этом сообщает Mainichi. Министерство обороны Японии обратилось к американской авиабазе Каден, с которой вылетел потерпевший крушение истребитель, чтобы ее руководство... В США при крушении легкомоторного самолета погибли четыре человека В США в штате Висконсин в результате крушения легкомоторного самолета погибли четыре человека из одной семьи. Об этом сообщили в полиции, передает агентство Associated Press. Как отмечается в сообщении, инцидент произошел примерно в 1,6 км от Муниципального аэропорта Монро. Самолет Cessna 182T упал и задел несколько деревьев. Агентство со ссылкой на местное... В Польше легкомоторный самолет совершил аварийную посадку на трассу ... . Самолет в Польше На место происшествия прибыла комиссия по расследованию авиапроисшествий . Без ее разрешения самолет нельзя убирать с трассы, отмечает RMF ... В США в результате ДТП с 10 машинами погибли четыре человека В американском штате Луизиана в результате массового ДТП с участием легковых машин и трейлера погибли четыре человека, 13 получили ранения. Об этом сообщили в местной полиции, передает ABC. В Facebook полиции штата Луизина рассказали, что всего столкнулись 10 машин. Как отмечается в сообщении, трейлер, который вез авокадо, по невыясненным причинам не смог... На Кубе среди погибших в крушении Boeing 737 были 20 священников Среди погибших в результате крушения Boeing 737 авиакомпании Global Air Mexico на Кубе были 20 священников евангелический церкви. Об этом сообщили в Кубинском совете церквей, передает Associated Press. Как сообщили в совете, все они были из церкви Назарянина, которая находилась на востоке Кубы. Группа священников принимала участие во встрече в Гаване, а... Самолет из Улан-Удэ экстренно приземлился из-за курившего пассажира Самолет рейсом Улан-Удэ - Москва экстренно приземлился в аэропорту Кольцово в Екатеринбурге из-за курящего в туалете пассажира. Об этом сообщается на сайте управления на транспорте МВД по Уральскому федеральному округу. Как отмечается в сообщении, во время полета на борту самолета сработали датчики противопожарной сигнализации. После этого экипаж запросил... В Австрии жертвами крушения мотопланера стали два человека В Австрии в результате крушения мотопланера погибли два человека. Об этом сообщает местное издание Kronen Zeitung. Как отмечается в сообщении, самолет упал недалеко от аэропорта в городе Инсбруке в федеральной земле Тироль. Оба погибших были швейцарцами и пассажирами воздушного судна. В полиции рассказали, что самолет приземлился в аэропорту Инсбрука для... Самолет авиакомпании Southwest экстренно приземлился в Филадельфии Самолет американской авиакомпании Southwest Airlines рейса 1380, следовавший из Нью-Йорка в Даллас, совершил экстренную посадку в Филадельфии из-за проблем с двигателем. Об этом сообщает CNN со ссылкой на пассажира. По его словам, самолет «потерял левый двигатель» и отклонился от курса, направившись в Филадельфию. Собеседники CNN рассказали, что один... В Следственном комитете в числе версий крушения легкомоторного самолета в Липецкой области назвали ошибку пилотирования и техническую неисправность. Об этом сообщается в Telegram-канале СК. Как отметается в сообщении, в расследовании обстоятельств крушения принимают участие специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В Липецкой области... В Липецкой области разбился легкомоторный самолет Два человека погибли при падении легкомоторного самолета в Липецкой области. Об этом РБК сообщил старший оперативный дежурный ГУ МЧС по региону. «Да, [разбился] легкомоторный самолет, погибли два человека. Вся остальная информация уточняется», - рассказали в экстренных службах. По факту случившегося СК начал доследственную проверку, сообщается на сайте... В Омске вылетавший в Москву самолет повредили амбулифтом В аэропорту Омска рейс в Москву был задержан из-за повреждения самолета амбулифтом, который поднимал на борт пассажира с ограниченными возможностями. Об этом сообщается на сайте Западно-Сибирской транспортной прокуратуры. Речь идет о самолете Airbus А321. На момент инцидента на его борту находились 136 пассажиров. Самолет должен был вылететь в Домодедово в... В США жертвами крушения самодельного самолета стали два человека В результате крушения самодельного двухместного самолета в американском штате Южная Калифорния погибли два человека. Об этом сообщили в правоохранительных органах, передает Associated Press. Как отмечается в сообщении, инцидент произошел около города Санта-Пола. Самолет упал в менее чем в 1 км от аэропорта этого населенного пункта. Была ясная и солнечная... Самолет в США пришлось вынужденно посадить из-за собаки на борту Самолет американской авиакомпании United Airlines вынужденно совершил посадку после того, как на борту была обнаружена собака. Об этом сообщает телеканал ABC. Инцидент произошел на рейсе Ньюарк - Сент-Луис. «Собака была благополучно доставлена владельцам в штат Огайо... Все пассажиры рейса получат компенсацию», - сказано в сообщении. Согласно телеканалу, ...

Общество, 15 мар 2018, 10:54

В Якутии из самолета выпал груз золота При вылете из аэропорта Якутска у Ан-12 сорвало створку люка. На борту были слитки золотого концентрата общей массой 9 тонн, часть из них рассыпалась. В Якутске у грузового самолета Ан-12 при взлете воздушным потоком сорвало левую створку грузового люка. Об этом сообщается на сайте АО «Аэропорт Якутск». По данным Sakhaday, самолет перевозил золотые слитки. ...

Которое привело к гибели либо серьёзным травмам какого-либо лица (лиц), существенному повреждению либо утрате этого воздушного судна.

Как правило, среди авиационных происшествий различают:

Определение Конвенции является одним из наиболее широких, охватывая, в частности, и гибель посторонних лиц на земле, если она вызвана непосредственным воздействием воздушного судна (например, при падении самолёта). В то же время в качестве авиационного происшествия не рассматриваются опосредованные воздействия (например, гибель в результате пожара, возникшего в результате воздействия реактивной струи).

Конвенция не устанавливает градации авиационных происшествий и вообще не использует термин «катастрофа».

ПРАПИ-98 [ | ]

Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации (ПРАПИ-98) , утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 года № 609 (с изменениями от 19 ноября 2008 года, 7 декабря 2011 года), устанавливают определение, в целом аналогичное определению Конвенции о международной гражданской авиации. Кроме того, вводятся понятия авиационный инцидент (серьёзный авиационный инцидент ) и производственное происшествие .

Основные отличия от определения Конвенции:

Правила для государственных воздушных судов [ | ]

«Правила расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации» устанавливают существенно более узкое определение для авиационных происшествий. Таковыми считаются только события, связанные с лётной эксплуатацией воздушного судна, которые привели к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, и (или) утрате этого воздушного судна .

Воздушное судно считается утраченным, когда:

  • произошло полное разрушение воздушного судна;
  • местонахождение воздушного судна (его обломков) не установлено и его официальные поиски прекращены;
  • эвакуация воздушного судна с места его вынужденной посадки невозможна или нецелесообразна независимо от полученных им повреждений;
  • восстановление воздушного судна невозможно или экономически нецелесообразно.

Не считаются авиационными происшествиями события, приведшие к повреждению, но не разрушению воздушного судна. Такие события классифицируются как «серьёзный авиационный инцидент с повреждением воздушного судна».

Как и в случае гражданских воздушных судов, авиационные происшествия с государственными судами подразделяются на аварии и катастрофы.

Таким образом, например, в соответствии с российским законодательством не будет рассматриваться, как авиационное происшествие, гибель человека на земле от упавшей на него детали военного самолёта (если сам самолёт при этом не был утрачен). С практической точки зрения, однако это различие не существенно для пострадавшего, так как влияет только на процедурные особенности расследования, не отменяя уголовной и гражданской ответственности виновников происшествия. Кроме того, международная Конвенция, ратифицированная Российской Федерацией, имеет приоритет перед национальными нормативными актами .

Причины авиационных происшествий [ | ]

Наиболее распространённой причиной авиакатастроф является человеческий фактор .

По статистике причины распределяются следующим образом:

Самый опасный участок полёта - это взлёт и посадка из-за малой высоты полёта и, как следствие, недостатка времени для оценки возникшей проблемы и её решения. Происшествия по участкам полёта распределяются так:

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Приложение 13 к Конвенции о международной гражданской авиации. Расследование авиационных происшествий и инцидентов (неопр.) . aviadocs.net. Проверено 19 августа 2013. Архивировано 19 августа 2013 года.
  2. Текст Правил официально опубликован не был.
  3. Как и в Конвенции, к телесным повреждениям со смертельным исходом относятся такие повреждения, которые привели к смерти в течение 30 дней с момента происшествия.
  4. Документ ссылается на название не существующего в настоящий момент государственного органа - Федеральной авиационной службы (ФАС). В настоящее время его функции выполняет

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

„УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ“

по учебной дисциплине „Воздушное право“

„Авиационные происшествия и инциденты“

Выполнил: Васильев И.М.

Проверил: Бойко Н.С.

Ульяновск 2016

ВВЕДЕНИЕ

Понятие авиационного инцидента

Компетентные органы расследования АПИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И порядок РАССЛЕДОВАНИЯ аПи

Расследование авиационных происшествий

Учет АПИ Экспериментальных ВС

Гражданских ВС

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИсок используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Авиакатастрофы и происшествия - явления, порождающие обычно самые разнообразные слухи, домыслы и заблуждения. Особенно это относится к происшествиям советского периода, когда все подобные случаи тщательно скрывались, а информация по ним носила гриф «для служебного пользования». Довольно большое количество происшествий того периода известно лишь немногим специалистам, а родственники или друзья погибших в них летчиков и пассажиров зачастую собирают информацию по крупицам. По данным статистики, 70-80% летных происшествий в гражданской авиации происходит на взлете и при аварийной посадке у земли (воды).

Понятие авиационного происшествия

Авиационное происшествие с человеческими жертвами(катастрофа) - авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа. К катастрофам относятся также случаи гибели кого-либо из лиц, находившихся на борту, в процессе их аварийной эвакуации из воздушного судна.

Авиационное происшествие без человеческих жертв (авария) - авиационное происшествие, не повлекшее за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа.

Приведенные определения являются обобщенными. Различные нормативные правовые акты и иные применяемые на практике документы устанавливают различные толкования понятия авиационное происшествие. Применимость этих толкований зависит от сферы действия соответствующего акта. Кроме того, толкования содержат большое количество терминологических и юридических тонкостей, в связи с чем строгое отнесение того или иного события к категории авиационных происшествий в каждом случае требует детального анализа контекста.

В Советском Союзе в сходном значении также применялся термин лётное происшествие (ЛП).

Приложение 13 к Конвенции о международной гражданской авиации относит к авиационным происшествиям следующие события (здесь и далее определения из соответствующих правовых актов даются в обобщенном и сокращенном виде, только для создания общего представления об их особенностях): когда какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом или серьезное телесное повреждение в результате нахождения в воздушном судне, столкновения с какой-либо его частью (в том числе отделившейся), либо в результате воздействия реактивной струи;

· когда воздушное судно получает значительные повреждения или разрушается;

· когда воздушное судно пропадает без вести либо оказывается в недоступном месте.

Определения содержат ряд исключений и оговорок. Не относятся к авиационным происшествиям, в частности:

· гибель или травмы безбилетных пассажиров, скрывающихся вне зон, предназначенных для пассажиров и экипажа;

· телесные повреждения, полученные в результате естественных причин, нанесенные самому себе, либо другими лицами;

· определенные виды повреждений, относящихся к легко заменяемым частям или агрегатам воздушного судна.

Определены также рамки понятия «использование воздушного судна»: к авиационным происшествиям относятся только события, произошедшие с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно.

Таким образом, не является авиационным происшествием, например, пожар, возникший при проведении ремонтных работ.

Причины авиационных происшествий

Наиболее распространенной причиной авиакатастроф является человеческий фактор. По статистике причины распределяются следующим образом:

· Ошибки пилотов -- 50 %:

· ошибки пилотов неспровоцированные -- 29 %,

· ошибки пилотов, вызванные сложными метеоусловиями -- 16 %,

· ошибки пилотов, вызванные отказами техники -- 5 %.

· Отказы авиатехники -- 22 %.

· Погодные условия -- 12 %.

· Терроризм -- 9 %.

· Ошибки наземного персонала (авиадиспетчеров, авиатехников и др.) -- 7 %.

· Другие причины -- 1 %.

Самый опасный участок полёта -- это взлёт и посадка из-за малой высоты полёта и, как следствие, недостатка времени для оценки возникшей проблемы и её решения. Происшествия по участкам полёта распределяются так:

· руление -- 3,3 %

· разбег -- 17,6 %

· взлёт -- 11,1 %

· набор высоты -- 6,5 %

· крейсерский полёт -- 5,2 %

· снижение -- 3,3 %

· ожидание и заход на посадку -- 11,8 %

· посадка -- 16,3 %

· пробег -- 24,8 %

Авиационный инцидент

Авиационный инцидент - событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, могущее оказать влияние на безопасность полета, но не закончившееся авиационным происшествием. Серьезный авиационный инцидент - авиационный инцидент, обстоятельства которого указывают на то, что едва не имело место авиационное происшествие. Для серьезных авиационных инцидентов характерны следующие признаки:

· выход воздушного судна за пределы ожидаемых условий эксплуатации;

· возникновение значительных вредных воздействий на экипаж или пассажиров (дыма, паров едких веществ, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и т. п.);

· значительное снижение работоспособности членов экипажа;

· значительное повышение психофизиологической нагрузки на экипаж;

· получение серьезных телесных повреждений каким-либо лицом, находящимся на воздушном судне;

· значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных или прочностных характеристик;

· возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов воздушного судна в результате взрыва, пожара, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и т. п.;

· разрушение или рассоединение элементов управления;

· повреждение элементов воздушного судна, не относящееся к авиационному происшествию.

Серьезный авиационный инцидент с повреждением воздушного судна (Ранее -- Авиационная поломка) -- авиационный инцидент, при котором восстановление воздушного судна, получившего повреждение, возможно и экономически целесообразно. К серьезным авиационным инцидентам с повреждением воздушного судна не относятся повреждения, устраняемые путём замены агрегатов и не требующие применения технологий, не предусмотренных руководством по технической эксплуатации техническому обслуживанию данного типа воздушного судна.

Компетентные органы расследования АПиИ

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) учрежден в декабре 1991 года на основании Межгосударственного соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства (Соглашение), заключенного 12 новыми независимыми государствами, для сохранения единых авиационных правил, норм летной годности, единой системы сертификации авиационной техники и ее производства, международных категорированных аэродромов и их оборудования, независимого расследования авиационных происшествий, координации вопросов развития гражданской авиации и гармонизации национальных программ развития систем организации воздушного движения.

МАК призван служить достижению целей безопасного и упорядоченного развития гражданской авиации и эффективного использования воздушного пространства государств-участников Соглашения.

МАК действует на основе и в полном соответствии с международным законодательством и национальными законодательствами государств-участников Соглашения, имея от них полномочия, делегированные в соответствии с указами Президентов, постановлениями Правительств и другими законодательными актами.

В соответствии с положениями Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации и Процедурами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Соглашение и Положение о МАК в июле 1992 года зарегистрированы ИКАО, и МАК включен в Перечень межправительственных организаций.

МАК заключены соглашения о сотрудничестве со многими зарубежными государствами и международными организациями -- ИКАО, EASA, ИАТА, ИФАЛПА, МПА СНГ, ЕврАзЭС и др. Подписаны подготовленные МАК международные соглашения в области летной годности, безопасности полетов и расследования авиационных происшествий со многими ведущими авиационными государствами.

МАК является членом Международной ассоциации независимых органов расследования на транспорте (ITSA).

Штаб-квартира МАК располагается в Москве, где его деятельность обеспечивается в соответствии с Законом, ратифицированным Федеральным Собранием Российской Федерации, и Воздушным Кодексом.

Федеральная авиационная служба России осуществляет специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие) функции в гражданской авиации и организации воздушного движения. Положение о ней принято 13 августа 1996 года Правительством Российской Федерации в качестве федерального органа исполнительной власти, входящего в систему, возглавляемую Министерством транспорта РФ. Одновременно такой же статус получили Росморфлот, Росречфлот и Федеральная авиационно-дорожная служба.

Постановлением Правительства "Вопросы ФАС России" N583 от 14 мая 1996 установлена предельная численность центрального аппарата ФАС - 457 единиц и территориальных органов - 1744 единицы. Службе разрешено иметь 7 замов, в том числе 2 первых, коллегию из 15 человек и Департамент по организации воздушного движения. В состав ФАС передана Комиссия по регулированию воздушного движения (Росаэронавигация).

К концу 1996 года остальные транспортные департаменты были возвращены в состав Министерства транспорта, а авиационная служба осталась в самостоятельном статусе.

Организация и порядок расследования АПиИ

Расследование авиационных происшествий с воздушными судами Российской Федерации и воздушными судами иностранных государств на территории Российской Федерации организует и проводит МАК с участием ФАС России, Минэкономики России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации. В соответствии с этим МАК формирует и назначает комиссию по расследованию авиационного происшествия.

Если в процессе расследования авиационного происшествия не требуется проведение дополнительных исследований, срок расследования не должен превышать 30 суток. Срок расследования продлевается по ходатайству председателя комиссии.

РАССЛЕДОВАНИЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Комиссия проводит расследование авиационного происшествия с привлечением необходимых специалистов, руководствуясь Воздушным кодексом Российской Федерации, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации, настоящими Правилами и другими актами воздушного законодательства Российской Федерации, регулирующими деятельность в области гражданской авиации и использовании воздушного пространства.

Комиссия по расследованию авиационного происшествия имеет статус государственной комиссии. В случае вовлечения в авиационное происшествие с государственным или экспериментальным воздушным судном представителей авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, а также в случае вовлечения в авиационное происшествие с гражданским воздушным судном авиационного персонала государственной или экспериментальной авиации состав участников расследования согласуется с заинтересованными сторонами, при этом председатель комиссии по расследованию и ее состав назначаются полномочным органом по расследованию того вида авиации, к которому относится воздушное судно, потерпевшее авиационное происшествие.

Расследование авиационных инцидентов

Расследование авиационных инцидентов с воздушными судами Российской Федерации и воздушными судами иностранных государств на территории Российской Федерации организует и проводит ФАС России и ее региональные органы с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации. В соответствии с этим ФАС России формирует и назначает комиссию по расследованию авиационного инцидента.

Общий срок расследования авиационного инцидента не должен превышать 10 суток, если не требуется проведение дополнительных исследований. Продление срока расследования допускается с разрешения ФАС России по запросу председателя комиссии.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, командование войсковых частей, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны оказывать всемерное содействие комиссии по расследованию авиационного инцидента, в том числе выделять в распоряжение комиссии необходимые силы и средства, принимать меры по обеспечению охраны места авиационного инцидента, обеспечивать транспортировку и проведение необходимых работ и исследований авиационной техники в интересах расследования авиационного инцидента.

Учет АПиИ Экспериментальных ВС

Авиационные происшествия с экспериментальными воздушными судами Российской Федерации подлежат обязательному учету. Учет авиационных происшествий ведется в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации и в организациях экспериментальной авиации в журнале учета авиационных происшествий(Журнал учета авиационных происшествий является документом постоянного хранения).

На основе рекомендаций комиссии по расследованию в организациях экспериментальной авиации разрабатываются мероприятия по результатам расследования авиационного происшествия. Официальным основанием для разработки этих мероприятий является утвержденный акт расследования авиационного происшествия с приложениями (дело расследования). При разработке указанных мероприятий учитываются все выявленные отклонения в функционировании авиационной системы, в том числе не оказавшие непосредственного влияния на возникновение и развитие особой ситуации в данном полете, но представляющие угрозу безопасности полетов.

Планы мероприятий, разработанные по результатам расследования авиационного происшествия, согласовываются с организациями - исполнителями и соисполнителями работ и представляются в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. В случае когда требуются единичные меры, издаются приказы или иные распорядительные документы по этим вопросам. Для разработки планов мероприятий или иных документов по реализации рекомендаций комиссии по расследованию устанавливается срок до 10 суток. Срок исчисляется с момента получения лицом, ответственным за организацию разработки мероприятий, всех материалов комиссии. В отдельных случаях оперативные мероприятия по рекомендациям комиссии разрабатываются и реализуются до завершения расследования авиационного происшествия и утверждения акта расследования авиационного происшествия.

Контроль за реализацией мероприятий, разработанных по результатам расследования авиационного происшествия, осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации ежеквартально проводит анализ авиационных происшествий, результатов выполнения мероприятий, разработанных по результатам расследования авиационного происшествия. Материалы анализа с рекомендациями по повышению безопасности полетов Министерство промышленности и торговли Российской Федерации направляет во все организации экспериментальной авиации.

авиационный происшествие гражданский расследование

Гражданских ВС

Каждое авиационное происшествие с гражданским воздушным судном Российской Федерации подлежат обязательному учету. Учет авиационных происшествий проводится в организации ГА, которой принадлежит воздушное судно и на территории которого произошло авиационное происшествие, в региональных управлениях гражданской авиации и соответствующих подразделениях других министерств и ведомств, ФАС России, МАК и Минэкономики России. Порядок ведения учета определяется ведомственными инструкциями.

ФАС России, МАК и Минэкономики России проводят периодически в согласованные сроки взаимный обмен информацией об авиационных происшествиях.

Комиссия по расследованию авиационного происшествия разрабатывает рекомендации по повышению безопасности полетов на основании анализа информации, полученной в ходе расследования. При разработке рекомендаций учитываются все выявленные отклонения в функционировании авиационной транспортной системы, в том числе и не оказавшие непосредственного влияния на возникновение и развитие особой ситуации в данном полете, но представляющие угрозу безопасности полетов.

Мероприятия по результатам расследования авиационных происшествий разрабатываются на основе рекомендаций комиссий по расследованию. Официальным основанием для разработки мероприятий является утвержденный Окончательный отчет с приложениями. Для разработки планов мероприятий (или иных распорядительных документов) по реализации рекомендаций комиссий по расследованию авиационных происшествий устанавливаются следующие сроки:

30 суток для межведомственных планов;

20 суток для ведомственных планов и иных распорядительных документов.

При составлении плана мероприятий (или иного распорядительного документа) все рекомендации комиссии должны быть рассмотрены и либо приняты, либо обоснованно отклонены, о чем орган, ответственный за разработку мероприятий, информирует орган, назначивший расследование авиационного происшествия, в срок не более 10 дней с момента утверждения плана. При наличии разногласий в целесообразности или путях реализации какой-либо рекомендации комиссии этот вопрос включается в план мероприятий для дополнительной проработки.

Аналогичный учет ведут Минэкономики России, ОКБ - разработчики авиационной техники и структурные подразделения ФАС России в части, их касающейся.

Порядок разработки, согласования, утверждения мероприятий, их учета, финансирования и контроля за реализацией, а также доведения их до организаций-исполнителей и соисполнителей и органа, назначившего расследование, определяется межведомственной инструкцией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Затраты на предотвращение авиационных происшествий нелегко поддаются сравнению с выгодами, получаемыми в результате таких мероприятий, поскольку невозможно знать, какие происшествия не произошли благодаря мерам по их предотвращению. Однако такие меры часто приводят к повышению эффективности деятельности предприятия, поскольку они направлены на устранение ошибок и недостатков на всех уровнях и в различных областях. Необходимость создания и проведения программ по предотвращению авиационных происшествий, дополняющих традиционные нормативные мероприятия в области безопасности полетов, могут быть обоснованы следующими соображениями:

1) авиационные происшествия продолжают случаться, несмотря на существование и выполнение многочисленных правил и регламентов безопасной деятельности гражданской авиации;

2) лица, причастные к происшествию, как правило, с неохотой сообщают информацию о допущенных ошибках и нарушениях органам, проводящим расследование. Такая информация может иметь решающее значение для окончательного понимания обстоятельств случившегося и, следовательно, для разработки превентивных мер;

3) занимающиеся расследованиями организации, иногда скрывают недостатки в работе самих органов государственного нормативного регулирования деятельности ГА, что, в свою очередь, может порождать:

· конфликты интересов;

· кризис доверия;

· возможности для вмешательства в вопросы предоставления информации в области безопасности деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Международная организация гражданской авиации, Приложение 13 к Конвенции о международной гражданской авиации: Расследование авиационных происшествий и инцидентов // изд.10, 2010, с.76

2. Селяков Л. Л. Состояние с аварийностью - некоторые статистические данные, опубликованные в печати на 31.01.90 // Человек, среда, машина. -- АО АНТК им. А.Н. Туполева. -- 1998. -- 134 с.

3. Постановление Правительства РФ от 04.04.2000 N 303 (ред. от 30.06.2010) "Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами в Российской Федерации".

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_26859/

4. Постановление Правительства РФ от 18.06.1998 N 609 (ред. от 07.12.2011) "Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации".

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43232/

5. Федеральный законгосударственном регулировании развития авиации" (10-фз от 8 января 1998) - http://base.garant.ru/175962/

6. Постановление от 18 июня 1998 г. N 609 об утверждении правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с воздушными судами в РФ (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 854) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_81846/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Установление причин авиационного происшествия или инцидента с гражданским воздушным судном Российской Федерации или иностранного государства. Принятие мер по предотвращению события. Первоначальные действия должностных лиц при авиационном происшествии.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2017

    Обеспечение транспортной безопасности. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий. Первоначальные следственные действия при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Фиксация положения транспортного средства на месте происшествия.

    контрольная работа , добавлен 07.10.2013

    Криминалистическая характеристика, особенности, специфика и методика расследования дорожно-транспортных происшествий. Классификация происшествий по различным основаниям. Характеристика следственных действий, осуществляемых в ходе осмотра происшествий.

    реферат , добавлен 19.05.2011

    Классификация, учет и причины дорожно-транспортных происшествий. Начальный этап расследования, осмотр места происшествия, транспортного средства и трупа. Судебно-медицинская экспертиза. Допрос потерпевших, свидетелей, водителя. Виды наездов на пешеходов.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2015

    Криминалистическая характеристика автотранспортных происшествий. Этапы процесса расследования преступлений (традиционная и ситуационная характеристики). Анализ особенностей расследования автотранспортных преступлений в условиях различных ситуаций.

    дипломная работа , добавлен 07.04.2011

    Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) криминальной природы, их виды и особенности. Розыск транспортных средств и водителя по материальным следам, обнаруженным на месте происшествия. Основные права и обязанности очевидцев ДТП.

    реферат , добавлен 08.04.2010

    Основные признаки, виды и причины дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Первоначальные действия следователя: возбуждение уголовного дела, осмотр места происшествия, следов торможения, трупа, транспортных средств. Анализ данных и составление схемы ДТП.

    отчет по практике , добавлен 29.06.2012

    Правовое обеспечение безопасности эксплуатации внутреннего водного и автомобильного транспорта. Особенности возбуждения уголовного дела. Первоначальные и последующие следственные действия. Организация расследования происшествия с судами на водных путях.

    дипломная работа , добавлен 21.04.2014

    Криминалистическая трактовка транспортного происшествия. Этапы расследования дорожно-транспортных преступлений. Анализ следственных ситуаций. Осмотр транспортного средства. Особенности судебной автотехнической и медико-криминалистической экспертизы.

    дипломная работа , добавлен 11.08.2013

    Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Специфика ДТП в условиях города. Осмотр места происшествия и транспортного средства. Особенности расследования столкновений нескольких автотранспортных средств.