Государственное регулирование рыночных отношений.

Тема 11. Государственное регулирование рыночной экономики.

Самостоятельное изучение.

1.Объективная необходимость, сущность и концепции государственного регулирования экономики

2 Экономические функции государства.

3 Формы, методы и инструменты государственного регулирования

Государство (исторический подход) – определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической связи, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.

Гос-во (юридический подход) – совокупность официальных органов власти действующих в масштабе страны или отдельного территориального субъекта

Гос-во, как субъект международного права, - основной участник международных отношений

Государство как экономический субъект:

Совокупность органов и лиц сосредоточивших экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе, распоряжающихся государственной собственностью

Все виды экономических ресурсов, факторов производства, денежных средств, находящихся в госсобственности, в распоряжении и ведении госуд. органов власти. (изуч. госуд. экономика)

Рыночная система – это не статическое явление. Со времени своего возникновения она постоянно эволюционировала. Одним из направлений такой эволюции было применение ГР, как подсистемы рыночного механизма.

С точки зрения ГР, рыночный механизм прошел три этапа:

Iэтап (XIX век – 10-е годы ХХ в.) – рынок свободной конкуренции. На данном этапе ГР рыночной экономики фактически было сведено к минимуму. Регулирование экономики обеспечивалось, преимущественно автоматическом действиям рыночных механизмов.

II Этап (10-е – пер. пол. 50-х гг. ХХ в.) – не системное (аномально-кризисное) использование ГР экономики. Характерным признаком этого этапа стало то, что ГР экономики не носило постоянно действующего системного характера, оно использовалось в значительных масштабах только в периоды кризисного развития экономической системы.

III Этап (2-ая пол. 50-х гг. ХХ в. – по наш. вр.) – системное государственное регулирование. На данном этапе ГР экономики превратилось в постоянно действующую подсистему рыночной экономики, причем неотъемлемую, без которой ни одна развитая рыночная экономика просто не может функционировать.

Экономическая активность государства зависит от принятой в обществе теоретической концепции:

Меркантилизм: придерживалисьидеологии активного государственного вмешательства, т.к происходило выдвижение на первый план интересов государства. Могущество государства есть главная цель, достижению которой должны быть посвящены все силы общества. Благосостояние подданных лишь тогда обретает какое-то значение, когда оно служит усилению государственной мощи. Свои интересы торговцы отождествляли с интересами государства. Протекционизм, т. е. защита интересов национальных производителей.

ГР при меркантилизме различается в разные периоды. Поэтому выделяют так называемые ранний и поздний меркантилизм.

В эпоху раннего меркантилизма (XV-XVIв) применяются административные (принудительные) методы ГР. Ограничение импорта товаров (высокие ввозные пошлины), кроме импорта дешевого сырья.

Более взвешенный подход демонстрируют поздние меркантилисты, в XVI-XVIII вв. Снятие жестких ограничений по импорту товаров и вывозу денег. Доминирование не принудительных, а экономических методов ГР.

Классическая школа П.Э. лучшей экономической политикой считает такую, которая предусматривает минимально возможное вмешательство государства в экономику.

В основе это лежит идея природного порядка, в соответствии с которой все в мире подчиняется законам Природы. Человек действует природно, когда использует все доступные средства – способности, разум, имущество- с целью обеспечения собственного существования, удовлетворения материальных и духовных потребностей. От сюда вытекает право вольного распоряжение собственным трудом и имуществом, свобода обмена и конкуренции, недопустимость существования монополий, неприкосновенность частной собственности и при этом государство не должно вмешиваться в производственною торговую, финансовую деятельность, а также отсутствуют любые ограничения и запреты на торговлю, переливание капитала, ценовая регламентация производства, законы про минимальную заработную плату и т.д..

Кейнсианство стоит на точке зрения безусловного вмешательства в экономическую жизнь общества. Кейнс считает, что рыночная система потеряла способность к саморегулированию, для её выживания нужна активная государственная политика, направленная на стимулирование совокупного спроса.

Решающим компонентом эффективного спроса, как известно, Кейнс считал инвестиции, уделяя их стимулированию первостепенное внимание. В его работе рекомендуются два основных метода увеличения инвести­ций: бюджетная и денежно-кредитная политика.

Для оживления экономической конъюнктуры Кейнс реко­мендовал увеличение государственных капиталовложений, которые играли бы роль «ключа зажигания», запускающего механизм мульти­пликатора. Поскольку частные инвестиции в условиях депрессии резко сокращаются в силу пессимистических взглядов относительно пер­спектив получения прибыли, решение о стимулировании инвестиций должно взять на себя государство.

Неолиберализм , опирается на КШПЭ и отстаивает принцип невмешательства государства непосредственно в хозяйственный процесс и одновременно принцип вмешательства государства в процесс формирования и защиты совершенной конкуренции (конк.хоз).

Монетаризм. Монетаристы предложили отказаться от проведения дискреционной бюджетной политики и заменить ее на регламентированную денежно-кредитную политику, т.е. политику, подчиняющуюся неким правилам. Основным таким правилом, с точки зрения монетаристов, должно стать поддержание темпов роста предложения денег на уровне, соответствующему темпам роста потенциального реального национального дохода. Такая политика означает стабильность общего уровня цен в длительном периоде.

Таким образом в современных условиях ни одно из направлений не отбрасывает участия государства в экономическом регулировании. Вопрос стоит о его механизме, степени, направлениях, целях, мерах и т.д.

2 Необходимость ГР

Современные развитые экономические системы объединяют в себе рыночное саморегулирование и механизм ГР.

Игнорирование любой из этих составляющих приводит к отрицательным последствиям. Важно, чтобы государство, во-первых, эффективно отстранило, локализовало отрицательные последствия рыночных отношений, во-вторых, обеспечивало стабильность среды для экономического роста.



С целью понимания необходимости ГР необходимо принять во внимание три доказательных аспекта: теоретический, исторический и практический.

Чисто теоретический подход заключается в изложении необходимых аргументов, как совокупности внутренних противоречий рыночных отношений.

Основными недостатками рыночного саморегулирования выступают :

1. ограничение механизма конкуренции,

2. незаинтересованность частных предприятий обеспечивать людей общественными товарам

3. неполнота рынков

4. недостаточность информации,

5. ограниченность финансовых ресурсов

6. подверженность экономическим циклам

7. недостаточное внимание к экологической безопасности и т.д.

1) Конкуренция выступает важным фактором повышения эффективности производства. Рыночная среда давит на предприятия, заставляя уделять внимание инновациям. Однако в процессе концентрации капиталов возникают монополии. В процессе монополизации устраняется стимул к повышению эффективности производства, а соответственно, заинтересованность хозяйствующих субъектов во внедрении нововведений в производство. Так же монополисты могут оказывать влияние на государственные органы и их представителей, это отражается на экономической политике государства, которая начинает отвечать не общественным, а частным интересам.

2) Общественные товары удовлетворяют потребности всех членов общества в целом. Такие товары имею 2 особенности: несоперничество в потреблении и общедоступность (ограничение доступа потребителей невозможно или неэффективно). Частный сектор не заинтересован в производстве таких товаров, поэтому производством таких товаров занимается государство.

Например, значимой основой успешного развития общества является высокий уровень фундаментальных знаний общества.

И формирование этого уровня происходит путем накопления информационного материала после проведения фундаментальных разработок результаты, которых по своему внутреннему содержанию есть общественное благо. Соответственно свойства продукта фундаментальных исследований, такие как несоперничество в потреблении и общедоступность приводят к экономии инновационных издержек предприятий, что в конечном итоге имеет стимулирующий эффект.

Следует подчеркнуть, что финансирование фундаментальных исследований сталкивается в рамках частного сектора экономики с существенными проблемами. Эти исследования, во-первых, являются наиболее неопределенными по своим результатам. Во-вторых, эти исследования требуют значительных средств, которых у частного предприятия может не быть вообще, или выделение таких средств может сопровождаться появлением угрозы относительно дальнейшего существования предприятия. В-третьих, компании осуществляющие даже прикладные НИОКР могут получить лишь часть общего коммерческого дохода (по некоторым оценкам, компания-инноватор располагает в среднем всего 30% общего дохода от внедрения новой технологии).

3) Неполнота рынков заключается в неспособности частных производителей обеспечить общество товарами, даже в случае если цены товаров превышают затраты на их производство.

4) В современном обществе редким фактором производства становится именно информация, а её недостаточность ограничивает возможности эффективного использования ресурсов, обуславливает неоптимальное поведение продавцов и покупателей.

Очевидность того, что информация, как фактор производства, играет значительную роль в обществе заставляет обратить внимание на проблему взаимодействия рыночного механизма с информационными потоками.

Например, рынок не способствует оптимальному аккумулированию и распространению информации, которая связана с научно-технической деятельностью, изобретениями и т.п.. Во-первых, любая монополия начинается с монополии на информацию, следовательно рынок по мере своего развития имеет усиливающуюся тенденцию к ограничению доступа ко многим аспекты информации, особенно инновационной. Таким образом, рыночные субъекты являются достаточно заинтересованными в ограничении распространения такой информации; во-вторых, рыночная инфраструктура в сфере инновационной деятельности является наименее развитой, разветвленной, открытой, доступной среди всех видов инфраструктурных подсистем. Исходя из этого важно и необходимо выполнение государством функции аккумулирование и распространение соответствующей научно-технической информации.

5) Рыночный механизм не является идеальным способом распределения финансовых ресурсов общества, но в целом он способен эффективно выполнять эту функцию. В целом обнаруживается, что рыночной мотивации становится мало для обеспечения необходимого уровня финансирования производственной деятельности. Редкость ресурсов проблема общеэкономическая и оптимальное распределение ресурсов, в том числе и финансовых, необходимо осуществлять с пользой для всей экономической системы. Государство обладает большим финансовым потенциалом и возможностью комплексного макроэкономического анализа, на базе которого возможно финансирование приоритетных отраслей, регионов и проектов.

6) Развитие экономики имеет волнообразный возрастающий характер, что связано с постоянным чередованием спадов и подъемов. Рынок не имеет совершенного механизма, способного противостоять экономической нестабильности, которая проявляется через длительный спад производства, повышенный уровень безработицы, высокий уровень инфляции и т.д. Специфическая особенность инновационной деятельности - высокая степень неопределенности и как результат вероятностный характер достижения экономической эффективности. Поэтому она наиболее подвержена влиянию последствий экономического цикла, что в конечном счете может привести к торможению или отказу от неё полностью.

7) В результате интенсивного развития производства в современном мире обострились экологические проблемы. Рыночная экономика в чистом виде не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов. Антропогенная нагрузка на окружающую среду приближается к критической. Частный сектор не заинтересован решать экологические проблемы, так это повышает уровень издержек. В тоже время только государство может гармонизировать отношений между человеком и природой.

Объективный процесс развития рыночной экономической системы в CIC-CC веках заставляет рассматривать необходимость ГР именно в историческом аспекте.

Рыночная экономическая система, это динамическое явление. В процессе разрушения натурального хозяйства и возникла рыночная экономическая система. Она постоянно эволюционировала, приспосабливалась и выживала в постоянно менявшихся условиях. Одним из направлений такой эволюции было применение государственного регулирования как подсистемы рыночного механизма. Как уже говорилось (см. воп 1.) ГР в рыночном механизме прошел ряд этапов:

Таким образом, ГР является фактором постоянного развития рыночной системы, который позволяет существенно повысить эффективность и устойчивость рыночной системы в целом. Во второй половине ХХ века НТП создал больше 60% научных знаний о мире и не случайно существует совпадение этого этапа с этапом системного развития государственного регулирования. Очевидно, что постоянно нарастающая экономическая активность в экономической системе требует адекватной реакции со стороны государства. Системное ГР является продуктом последних стадий эволюции рыночного механизма.

Однако, следуя логике развития долговременной цикличности, следует обратить внимание, что в середине ХХІ века вполне возможно ослабление роли и масштабов ГРЭ.

Рассмотрение необходимости ГР будет неполным без проведения параллели с актуальностью этой проблемы для переходной экономики, в этом заключается практический аспект .

Высшая значимость ГР на этапе перехода к рынку связана с двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, сам процесс трансформации экономических отношений требует формирования базовых условий (прежде всего правовых) реализации рыночных преобразований и дальнейшего целенаправленного управления ними. Во-вторых, в переходной экономике невозможно одномоментно создать, все необходимые возможности для функционирования рынка, как саморегулируемой системы, а следовательно необходимо активное государственное влияние на экономические процессы.

3 Сущность, функции и методы ГРЭ

Регулирование – это функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров.

Регулирование экономики – это совокупность целенаправленных мероприятий и процедур, которые систематически инициируются и реализуются в экономической системе на локальном, региональном, национальном и глобальном уровнях. (рынком, корпоративными системами, государством)

ГРЭ – это деятельность государства связанная с созданием правовых, экономических и социальных условий, необходимых для эффективного функционирования экономической системы, в соответствии с поставленными целями и выбранными приоритетам.

Экономическая политика государства – это конкретная форма выражения ГРЭ (четко определены цели и приоритеты) и является элементом общей государственной политики, которая может включать социальный, гуманитарный, оборонный, экологический и др. направления.

Конкретные направления, средства, методы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой социально-экономических проблемв стране в конкретный период. То есть ГРЭ должно гибко реагировать на изменения, которые происходят в экономике.

Сложной теоретической проблемой является определение объекта ГРЭ .

Наиболее агрегированным объектом ГРЭ является экономическая система государства. В связи с этим методологической основой ГРЭ становится макроэкономика.

К объектам ГРЭ относят:

- экономические подсистемы : экономика регионов, народнохозяйственных комплексов, отраслей, секторов экономики, стадии воспроизводства.

- социально-экономические процессы : экономические циклы, демография, занятость, инфляция, НТП, ИП, экология и т.д.

- отношения : кредитные, финансовые, внешнеэкономические ит.д.

- рынки: товаров услуг, инвестиций, ценных бумаг, валюты, капитала, труда, земли и т.д.

Непосредственным объектом ГРЭ является деятельность предприятий (учреждений, организаций), государственных органов, домашних хозяйств.

Субъект ГРЭ – это государство в лице государственных органов (президента, парламента, правительства, местных администраций)

Основные функции государства:

1. Политическая функция заключается обеспечении целостности и сохранении общества, формой которого является государство, в создании условий для спокойного и гармоничного его развития.

2. Социальная функция заключается в обеспечении на всей территории страны прав и свобод каждого человека и гражданина. Выполнение социальной функции предполагает: создание государством условий для воспроизводства человека и развития человека (демографическая политика); формирование социокультурного пространства для самореализации каждого человека; стимулирование творческого роста человека; внедрение в жизнь принципов социальной справедливости.

3. Международная функция заключается в поддержке свободы, суверенитета и исторического существования народов конкретной страны в рамках мирового содружества. Государство должно налаживать нормальные отношения с другими странами и благоприятствовать развитию международных организаций.

4. Экономическая функция заключается в создании условий для эффективной экономической деятельности общества. В рамках этой функции необходимо выделить 5 направлений ГРЭ:

1. Обеспечение экономики необходимым количеством денег . В этой сфере государство является монополистом и противостоим большому количеству покупателей которые формируют спрос на деньги. С целью удовлетворения этого спроса гос-во осущ. ДКП.

2. Формирование правовых основ функционирования экономики . (определяются формы собственности, права и обязанности субъектов хозяйствования, виды хоздеятельности, регламентирует отношения между покупателями и продавцами и т.д.

3. Преодоление недостатков рыночного саморегулирования

4.Перераспределение расходов . Конкурентные рынки могут порождать неравномерность распределения доходов и даже недостаток средств для средств для существования нетрудоспособных членов общества. Для уменьшения неравенства в доходах государство осуществляет их перераспределение с помощью разнообразних социальных программ в форме трансфертных платежей.

Трансферты – это платежи, которые осуществляются государством без предоставления их получателями в замен каких либо товаров и услуг.

5. Обеспечение людей обязательными товарами. Товары (правила поведения), которые государство обязывает людей использовать (придерживаться), называются обязательными товарами (в случае если человек причиняет вред не только себе, но и другим членам общества (курение, алкоголь, правила дорожного движения, потребление вредных продуктов))

Разработанная ЭП характеризуется совокупностью гос. регуляторов (инструментов, методов) в различных комбинациях и с различным уровнем действенности. При этом регулятор выступает, как единый неделимый способ воздействия на экономическую систему.

Такими неделимыми способами выступают: государственные закупки, государственные трансферты (сумма государственных закупок и государственных трансфертов образуют государственные расходы), налоги, учетная ставка, норма обязательного резервирования, операции на открытом рынке, лицензии, государственное нормирование (квоты, нормы, нормативы, стандарты, цены), пропаганда.

Методы ГРЭ – это способы государства на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор с целью создания условий для эффективного функционирования в соответствии с направлениями ГЭП.

Методы ГРЭ делятся: по форме влияния:

- методы прямого воздействия – непосредственно действуют на субъектов рынка посредством инструментов административно-правового характера.

- методы косвенного воздействия – это методы которые регламентируют поведение субъектов рынка не прямо, а опосредованно с помощью создания определенной экономической среды, которая заставляет их действовать нужном направлении

По характеру взаимодействия с экономической средой государство может быть экзогенным и эндогенным фактором .

В первом случае государство существует как внешняя, задающая обязательные условия экономического развития, оболочка. Государство координирует экономику через выпуск различного уровня нормативных актов, как строго административного характера, так и документов которые регламентируют поведение субъектов рынка опосредованно,

Действия государства, как эндогенной составляющей выражается в участии в экономических процессах, как равноправного субъекта.

Регулирующую функцию государство может осуществлять, через два указанных вида участия. Схематично эти отношения представлены на рисунке

Методы прямого воздействия


К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

В рыночной экономике основная роль в координации хозяйственной деятельности принадлежит рынку. "В системе свободного предпринимательства, - пишет П. Самуэльсон, - ни отдельные люди, ни организации специально не решают триады экономических проблем... что, как и для кого производить". И приводит пример города Нью-Йорка, которое обеспечивается различными товарами из разных штатов и разных уголков земного шара с помощью рынка. Все это осуществляется без принуждения и без централизованного руководства некоего коллективного органа.

Сотни тысяч товаров производятся миллионами людей в той или иной степени в соответствии с их собственных намерений без централизованного руководства. Итак, система рынка не является системой хаоса. Она подчинена определенным закономерностям.

Рыночная система - это сложный механизм непроизвольной координации экономических отношений, действующий через систему цен, конкуренции и рынков, объединяющий действия миллионов различных производителей и подчиняет их общественным потребностям.

В этой системе, по выражению А. Смита, действует принцип "невидимой руки", которая направляет каждого индивида действовать для достижения наибольшего блага для всех. Но это касается только той экономики, в которой имеет место совершенная конкуренция. А нынешняя система является смешанной системе частного и государственного предпринимательства, она является системой монополии и конкуренции. В этой системе рынок не решать все проблемы.

В современной рыночной экономике имеют место определенные негативные явления, прежде всего такие:

1) постоянно нарушается экономическое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением; экономика развивается циклически; не до используются трудовые ресурсы; нестабильны цены; имеет место инфляция,

2) технический прогресс и конкуренция ведут к увеличению размеров фирм, неизбежно порождает тенденцию к монополизации рынка. К ней ведет и само развитие конкурентной борьбы, в ходе которой одни производители укрепляют свои позиции, а другие разоряются;

3) рынок обеспечивает благами только платежеспособных потребителей. Неплатежеспособных рынок не допускает к потреблению благ. А таких людей много. Это сироты, инвалиды, несовершеннолетние, безработные, многодетные семьи и другие. Он обрекает людей жить в нищете. Частная благотворительность не способна устранить нищеты, хотя может немного сгладить ее. Только вмешательство государства может в определенной степени решить эти проблемы;

4) рыночная экономика в современных условиях не может обеспечить справедливой конкуренции;

5) рынок не полностью решает проблему "что производить". Он не заинтересовывает производить общественные блага, к которым относятся фундаментальные научные исследования, образование, здравоохранение, протиповиневи сооружения, строительство дорог, мостов, благоустройство городов и т.д.;

6) хроническая безработица, недоиспользование производственных мощностей свидетельствуют, что рыночный механизм не обеспечивает рационального использования ресурсов и решения многих других проблем. К ним относятся: создание законодательной базы, защита конкуренции, охрана окружающей среды, регулирования доходов населения, занятости, денежно-кредитной системы, внешнеэкономических отношений и прочее. Следовательно, необходимо государственное регулирование многих экономических процессов;

7) рыночный механизм не может обеспечить внешней и внутренней безопасности, регулирования денежного обращения, сбора налогов и формирования государственного бюджета, регулирования внешнеэкономической деятельности.

С развитием рыночной экономики возникают и развиваются новые экономические и социальные проблемы, которые нельзя решить без вмешательства государства. Обостряется конкуренция, экологические проблемы, безработица, требует государственного вмешательства и государственных капиталовложений.

В рыночной экономике основная роль в координации хозяйственной деятельности принадлежит рынку"В системе свободного предпринимательства, - пишет. П. Самуэльсон, - ни отдельные люди, ни организации специально не виришуют во триады экономических проблем, которые, как и для кого производить"И приводит пример. Нью-Йорка, которое обеспечивается различными товарами из разных штатов и разных уголков земного шара с помощью рынка. Все это осуществляется без принуждения и без централизованного руководства некоего коллективного органлективного органу.

Сотни тысяч товаров производятся миллионами людей в той или иной степени в соответствии с их собственных намерений без централизованного руководства. Итак, система рынка не является системой хаоса. Она подчинена некоторый им закономерностейям.

. Рыночная система - это сложный механизм непроизвольной координации экономических отношений, действует через систему цен, конкуренции и рынков, который объединяет действия миллионов различных производителей и подчиняет их общественным потребностей ба.

В этой системе, по выражению. А. Смита, действует принцип"невидимой руки", которая направляет каждого индивида действовать для достижения наибольшего блага для всех. Но это касается только той экономики, в которой имеет место совершенная конкуренция. А нынешняя система является смешанной системе частного и государственного предпринимательства, она является системой монополии и конкуренции. В этой системе рынок не решать все проблемыи всі проблеми.

В современной рыночной экономике имеют место определенные негативные явления, прежде всего такие:

1) постоянно нарушается экономическое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением; экономика развивается циклически; не до используются трудовые ресурсы; не являются стабильными цены, присутствует инфл ляция

2) технический прогресс и конкуренция ведут к увеличению размеров фирм, что неизбежно порождает тенденцию к монополизации рынка. К ней ведет и само развитие конкурентной борьбы, в ходе которой одни производитель ки укрепляют свои позиции, а другие разоряются;

3) рынок обеспечивает благами только платежеспособных потребителей неплатежеспособных рынок не допускает к потреблению благ. А таких людей много. Это сироты, инвалиды, несовершеннолетние, безработные, многодетные семьи мьи и другие. Он обрекает людей жить в нищете. Частная благотворительность не способна устранить нищеты, хотя может немного сгладить ее. Только вмешательство государства может в определенной степени решить эти проблемыблеми;

4) рыночная экономика в современных условиях не может обеспечить справедливой конкуренции;

5) рынок не полностью решает проблему"что производить"Он не заинтересовывает производить общественные блага, к которым относятся фундаментальные научные исследования, образование, здравоохранение, протиповиневи сооружения строительство дорог, мостов, благоустройство городов и т.д. міст тощо;

6) хроническая безработица, недоиспользование производственных мощностей свидетельствуют, что рыночный механизм не обеспечивает рационального использования ресурсов и решения многих других проблем. К ним относятся: создание законодательной базы, защите конкуренции, охрана окружающей среды, регулирования доходов населения, занятости, денежно-кредитной системы, внешнеэкономических отношений и прочее. Следовательно, не обходную государственном регулировании многих экономических процессовв;

7) рыночный механизм не может обеспечить внешней и внутренней безопасности, регулирования денежного обращения, сбора налогов и формирования государственного бюджета, регулирования внешнеэкономической деятельности.

С развитием рыночной экономики возникают и развиваются новые экономические и социальные проблемы, которые нельзя решить без вмешательства государства. Обостряется конкуренция, экологические проблемы, безработица я, что требует государственного вмешательства и государственных капиталовложенийь.

Государственное регулирование рынка. Налоги и дотации. Фиксированные цены. Роль государства в современной рыночной экономике не следует недооценивать. Прежде всего государство устанавливает правила экономического поведения и обеспечивает их соблюдение всеми экономическими субъектами.

Предположим, некое предприятие обанкротилось. Государственное законодательство определяет порядок удовлетворения претензий к этому предприятию со стороны банков, других кредиторов, потребителей его продукции, государственного бюджета, наемных работников и т. д.

Или, допустим, некое предприятие сорвало договорные поставки своей продукции потребителям и тем самым нанесло им экономический ущерб. Законодательство устанавливает общий порядок определения и возмещения этого ущерба.

Еще один пример. Представим себе, что рядом с городом построили новый аэродром, который причиняет жителям близко расположенных к нему домов массу неудобств. Имеют ли владельцы этих домов право на денежную компенсацию со стороны собственников аэродрома? Каковы должны быть размеры этой компенсации? Могут ли владельцы домов воспрепятствовать строительству аэродрома? Эти вопросы можно сформулировать иначе. Имеют ли владельцы домов право собственности на тишину, и в чем именно это право собственности заключается? Все эти вопросы должны регулироваться государственным законодательством.

Допустим, под участком земли, находящимся в частной собственности, обнаружено месторождение нефти. Кому принадлежит эта нефть? Собственнику участка земли, государству или, может быть, той фирме, которая эту нефть обнаружила? Законодательство должно дать ответ и на этот вопрос. Можно привести и много других примеров, иллюстрирующих важность государственного законодательства, регулирующего хозяйственную жизнь.

Другая очень важная функция государства - управление денежной системой. В настоящее время во всех странах в обращении находятся не "полноценные" деньги (золотые или серебряные), а искусственные (бумажные наличные деньги, вклады в банках и т. д.). Объем денежной массы (включая безналичные деньги) является чрезвычайно важным макроэкономическим инструментом государственной экономической политики. Избыточный рост денежной массы вызывает рост цен, инфляцию. Наоборот, недостаток денег в экономике может привести к экономическому спаду, росту безработицы. Центральный банк, который во всех странах, по сути дела, является государственным органом, регулирует размеры денежной массы, управляет всей банковской системой страны.

Читатель уже знаком с поведением на рынке монополиста, т. е. предприятия, которое является единственным производителем данного вида продукции. Стремясь к максимуму прибыли, монополист обычно сокращает объем производства и повышает цену на свою продукцию по сравнению с теми объемом и ценой, которые сложились бы на конкурентном рынке. В результате монополист наносит определенный ущерб обществу. Важное значение поэтому имеет разработка и применение антимонопольного законодательства.


Но государственную политику по отношению к монополиям нельзя сводить только к борьбе с ними. В некоторых сферах экономической деятельности разделение монополиста на несколько конкурирующих между собой предприятий или организация параллельных фирм, выпускающих такую же продукцию, экономически нецелесообразно, поскольку это может привести к росту затрат на единицу производимой продукции или оказываемых услуг. Примеры таких ситуаций можно найти в городском хозяйстве. Имеет ли смысл создавать два конкурирующих между собой метрополитена с параллельными линиями? Видимо, нет, поскольку затраты на перевозку одного пассажира в этом случае возрастут. По этой же причине не имеет смысла, наверное, создание параллельных, конкурирующих между собой систем электроснабжения или газоснабжения. В таких случаях говорят, что имеет место естественная монополия . С естественными монополиями государство обычно не борется, оно их регулирует, в том числе и путем установления фиксированных цен на их продукцию и услуги.

В некоторых случаях экономически оправдано предоставление государством монопольных прав отдельным экономическим субъектам. Иначе говоря, иногда государство не борется с монополиями, а их искусственно создает. Например, государство юридически оформляет, а затем и защищает право собственности изобретателя на его изобретение. Никто без разрешения изобретателя и без устанавливаемого им вознаграждения не имеет права воспользоваться его изобретением. Конечно, монополия изобретателя сдерживает широкое использование данного изобретения на практике. Но, с другой стороны, такой порядок создает мощные материальные стимулы к новым и все более эффективным изобретениям.

Налоги. В современной рыночной экономике применяется довольно сложная и разнообразная система налогов. Население регулярно вносит в государственный бюджет подоходный налог, величина которого определяется в зависимости от размера дохода того или иного гражданина. Предприятия уплачивают налоги на прибыль. Используются также налоги на имущество, таможенные пошлины и т. д.

В настоящем разделе рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых нетоварных налогов. К этой группе налогов можно отнести налог на налог продажи, применявшийся в СССР налог с оборота, а также так называемый акциз.

Непосредственными плательщиками в государственный бюджет этих налогов являются обычно продавцы. Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях и копейках) с каждой единицы товара.

Рассмотрим рис. 4.27. Вначале, до введения налога, линия спроса занимала положение D 1 , а линия предложения - S 1 . Равновесная цена составляла P 1 , равновесный объем продаж - Q 1 .

Допустим теперь, что правительство ввело налог на данный товар в сумме Т грн. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами. Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т . Почему? Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q 1 по цене P 1 , то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена брутто (с включением налога) будет на Т грн. выше, чем P 1 . В этом случае производители получат цену нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т грн. Линия предложения займет положение S 2 .

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q 2 , P + , P - . Объем рынка Q 2 будет меньше первоначального Q 1 . Цена, которую платит покупатель, P + , окажется выше первоначальной P 1 . Цена, которую фактически получает продавец (без налога), P - , окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет соответствовать площади прямоугольника P + АВР - . Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени возлагается на покупателей.

Можно представить себе такую ситуацию, когда потоварный налог непосредственно вносится в госбюджет не продавцами, а покупателями. Предположим, например, что покупатели, придя в магазин, платят за товар цену без потоварного налога и тут же уплачивают налог присутствующему в магазине налоговому инспектору. В этом случае происходит параллельный сдвиг линии спроса вниз на величину Т (рис. 4,28). Действительно, если ранее покупатели согласны были приобрести количество товара, скажем, Q 2 по цене P 1 , то теперь они согласятся приобрести то же количество товара, если только его цена без налога будет на Т грн. ниже. Тогда покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене.

Нетрудно убедиться, что новый объем продаж Q 2 , цены P + и P - будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. Таким образом, не имеет никакого значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и снижение цены, фактически получаемой продавцами.

Сила воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. 4.29,а изображена ситуация, когда и линия спроса, и линия предложения имеют пологие наклоны. Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение продаж. Предположим, что речь идет в данном случае о красных автомобилях. Для большинства покупателей цвет автомобиля не имеет большого значения. Повышение цен только на красные автомобили вызывает переключение спроса покупателей с красных автомобилей на автомобили другого цвета. Поэтому линия спроса на автомобили красного цвета имеет довольно пологий характер. Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен (без налога) на красные автомобили без особого труда могут сократить их производство и увеличить выпуск автомобилей другого цвета. Введение налога только на красные автомобили может привести к полному исчезновению их с рынка.

На рис. 4.29,б изображена ситуация, когда линии спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о сельскохозяйственных тракторах независимо от их цвета. Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение объема продаж.

Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения наклонов линий спроса и предложения. Очевидно, что спрос на электролампочки очень неэластичный. Линия спроса имеет довольно крутой наклон. Предложение же электролампочек, во всяком случае в длительном периоде, достаточно эластично по цене. Линия предложения в длительном периоде имеет пологий наклон. Эта ситуация изображена на рис. 4.30,а. На рисунке видно, что большая часть налогового бремени (P T - P T ) возлагается на покупателей и меньшая часть налогового бремени (P + - P - ) возлагается на производителей. Для сравнения на рис. 4.30,б изображена противоположная ситуация. Можно сделать следующий вывод: чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей. Теперь рассмотрим возможности изъятия государством с помощью потоварного налога так называемого "незаработанного" дохода, который может возникнуть у предприятий в результате благоприятной рыночной конъюнктуры.

На рис. 4.31 линия D 1 - это первоначальное положение линии спроса, линии IS 1 , SS 1 , LS 1 -линии предложения в мгновенном, коротком и длительном периодах. Первоначальное равновесие характеризуется объемом рынка Q 1 и равновесной ценой P 1 .

Предположим, что неожиданно спрос на товар резко возрос, линия спроса заняла положение D 2 . Как уже знает читатель, цена в мгновенном периоде возрастет до уровня P 2 а затем по мере увеличения производства данного товара цена будет снижаться. В длительном периоде цена опустится до уровня P 3 объем продаж возрастет до Q 3 .

Обратим внимание на то, что сразу после увеличения спроса прибыль предприятий, выпускающих данный товар, резко возрастает. Прирост прибыли в расчете на единицу продукции составляет -P 2 - P 1 . Именно это увеличение прибыльности и стимулирует расширение производства данного товара.

Но правительство может отнестись к этой дополнительной прибыли как к "незаслуженному", "незаработанному" доходу и попытаться изъять ее с помощью потоварного налога. Допустим, правительство вводит потоварный налог размером P 2 - P 1 в расчете на единицу продукции. Вся дополнительная прибыль изымается в госбюджет. Но одновременно исчезают все стимулы к расширению производства данного товара. Линии предложения в коротком и в длительном периодах сдвинутся вертикально вверх на величину налога и займут положения соответственно SS 2 и LS 2 . Точка E 2 станет точкой равновесия как в коротком, так и в длительном периодах. "Справедливость" вроде бы восторжествовала, но в конечном счете основная часть налогового бремени оказалась возложенной на потребителей.

Дотации. Дотация - это как бы налог "наоборот". Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной (в рублях) сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.

Рассмотрим рис. 4.32. Допустим, что линии спроса и предложения сначала занимали положения соответственно D 1 и S 1 . Равновесный объем продаж составлял Q 1 , а равновесная цена - P 1 . Предположим, правительство ввело дотации из госбюджета производителям данного товара размером V грн. в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения на V грн. вниз. Действительно, если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q 1 по цене P 1 , то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если цена без дотации будет на V грн. ниже P 1 . В результате объем продаж увеличивается до Q 2 цена для покупателей снижается до P - , цена, фактически получаемая производителями, повышается до P + .

Фиксированные цены. Помимо использования налогов и дотаций государство может применять и гораздо более грубые методы вмешательства в рыночные механизмы. В частности, государство может устанавливать фиксированные цены.

Рассмотрим рис. 4.33. Государство может установить фиксированную цену на уровне как превышающем цену равновесия (Р" > P E ), так и ниже ее (Р" < P E ). В первом случае это приведет к избытку продукции (Q" S -Q" D ), во втором случае - к дефициту (Q"" D - Q"" S ). В обоих случаях объем продаж будет ниже равновесного объема Q E . В первом случае будет реализовано Q" D единиц продукции, во втором - Q"" S . .

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию. Эта практика в значительной мере объясняется тем политическим давлением, которое оказывают на правительство сельскохозяйственные производители. Обратим внимание на то, что правительство не может ограничиться только установлением фиксированной цены. Ведь возникает избыток продукции, с которым нужно что-то делать. Правительству не остается ничего другого, как закупать весь этот избыток на деньги налогоплательщиков. Сумма денег, направляемых на эти цели из госбюджета, соответствует площади прямоугольника Q" D ABQ" S

Но на этом проблемы не заканчиваются. Правительство не может "выбросить" закупленную продукцию на внутренний рынок, так как это неизбежно приведет к понижению цен. Не решает проблему и экспорт продукции в другие страны, поскольку это может привести к сокращению частного экспорта сельхозпродукции из данной страны и опять же к понижению внутренних цен. Правительству приходится увеличивать государственные запасы сельхозпродукции без ясной перспективы их дальнейшего использования.

Пытаясь сократить избыток продукции, правительство может прибегнуть к дополнительным административным мерам. Например, правительство может начать устанавливать каждому производителю пределы посевных площадей, платить премии за их сокращение и т. д. Это приведет к уменьшению предложения, к сдвигу линии S на рис. 4.34 влево и к сокращению избытка продукции. Но эти же меры вызывают необходимость в создании специального административного аппарата, увеличивают государственные расходы на его содержание, на выплату вышеупомянутых премий и т. д. Многие зарубежные экономисты подвергают большому сомнению экономическую целесообразность установления государством фиксированных цен, превышающих цены равновесия.

Рассмотрим теперь ситуацию дефицита, когда цена устанавливается государством на уровне Р" , т. е. ниже цены равновесия -P E (рис. 4.34). В этой ситуации может случиться, что часть товаров попадет к покупателям, у которых цена спроса невысока (чуть выше Р" ), тогда как часть покупателей, цена спроса у которых значительно выше (некоторые готовы платить за товар цену, превышающую P 1 ), останутся без покупок. Таким образом, с одной стороны, одни покупатели смогут улучшить свое положение за счет других, а с другой - появляется возможность взаимовыгодных сделок между удачливыми и неудачливыми покупателями.

Рассмотрим еще два сюжета, связанных с товарным дефицитом.

Допустим (рис. 4.34), правительство установило предельную цену некоторого товара на уровне Р max . Это значит, что производители могут назначать цену на свой товар ниже Р max , но не имеют права устанавливать ее выше, чем P E . Предельная цена P max ниже равновесной цены P E . Объем продаж при цене P max равен Q .

Допустим далее, что производители имеют нелегальную возможность продавать свой товар по повышенной цене на черном рынке. Предположим, что в случае разоблачения санкции несут только продавцы. Кривая предложения товара на черном рынке принимает положение S 1 . Эта линия расположена выше линии S , т. е. линии предложения при отсутствии государственного вмешательства. Почему? Например, объем продукции Q" прозводители согласны поставить на легальный рынок по цене Р" , тот же объем они согласны поставить на черный рынок по более высокой цене Р " . Разница Р" - Р" представляет собой компенсацию за риск разоблачения. Вертикальная разность между линиями S 1 и S определяется строгостью санкций за нарушения дисциплины цен.

На черном рынке установится цена P 1 , превышающая как предельную цену Р max , так и равновесную цену P E . Объем продаж Q 1 больше того объема Q , который был бы реализован на легальном рынке по предельной цене P max , но меньше равновесного объема Q E .

В рассмотренном примере правительство поставило перед собой вроде бы благую цель: ограничить рост цены товара. Но результат оказался противоположным. Весь товар ушел на черный рынок. Причем цена черного рынка оказалась даже выше той, которая сложилась бы на рынке, если бы государственного вмешательства не было.

Функции спроса и предложения обычно формулируются применительно к товару вполне определенного качества. Сейчас мы сделаем исключение и предположим, что качество товара не фиксировано, а может изменяться. Возьмем, например, такой товар, как сосиски. В принципе в этот товар можно включить различное количество (больше или меньше) влаги, жиров, крахмала и других компонентов.

Рассмотрим рис. 4.35. Предположим, первоначально линия спроса на сосиски занимала положение D , линия предложения - положение S . Пусть цена сосисок зафиксирована государством на уровне Р , что ниже равновесной цены P E . Объем продаж при этом равен Q 1 , дефицит - Q 2 -Q 1 .

В условиях дефицита производители могут несколько ухудшить качество сосисок (например, включив в них больше влаги и крахмала), не опасаясь трудностей с реализацией. В результате ухудшения качества сосисок спрос на них уменьшается, кривая спроса сдвигается влево, последовательно принимая положения D 1 и D 2 . Наоборот, предложение сосисок увеличивается, поскольку менее качественный товар требует, как правило, меньших затрат на производство (вода и крахмал дешевле мяса) и производители согласны поставить на рынок по той же цене большее количество менее качественного товара. Линия предложения сдвигается вправо, последовательно принимая положения S 1 и S 2 . Движение линий спроса и предложения в противоположных направлениях происходит до тех пор, пока точка их пересечения не опустится до уровня фиксированной цены Р .

Состояние "квазиравновесия" характеризуется объемом рынка Q 3 , который больше Q 1 и меньше Q 2 . Квазиравновесный объем Q 3 может быть как больше, так и меньше Q E . Качество сосисок ниже того уровня, который могли бы обеспечить производители и который хотели бы иметь покупатели.

С целью предотвращения снижения качества товаров государство может ввести контроль не только за ценами, но и за качеством продукции. Но в условиях товарного дефицита возможности этого контроля весьма ограничены.

Резюме:

Контрольные вопросы

1. Чем определяется структура рынка?

2. Почему важно знать структуру рынка?

3. При каких условиях фирма максимизирует прибыль?

4. При каких условиях фирмы вынуждены прекратить производство продукта?

5. Почему кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы горизонтальная, а кривая спроса для всего конкурентного рынка имеет отрицательный наклон?

6. Как формируется кривая краткосрочного предложения конкурентной фирмы и отрасли?

7. Чем руководствуется совершенно конкурентная фирма, принимая решение об объеме выпуска?

8. При каких условиях возникает долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции?

9. Насколько совершенно конкурентные рынки являются эффективными?

Тесты

Задачи

1. Функция спроса населения на данный товар: Q D = 9 - Р ; функция предложения данного товара: Q S = - 6 + 2Р , где Q D - объем спроса, млн. шт.; Q S - объем предложения, млн шт.; Р - цена, грн..

а) Предположим, на данный товар введен нетоварный налог, уплачиваемый продавцом, размером 1.5 грн./шт. Определите равновесную цену (с включением и без включения налога), равновесный объем продаж. Сделайте рисунок.

б) Предположим, на данный товар введен потоварный налог, уплачиваемый продавцом, размером 25 % цены, уплачиваемой покупателем. Определите равновесную цену (с включением и без включения налога), равновесный объем продаж. Сделайте рисунок.

в) Предположим, за каждую проданную единицу товара производители получают дополнительно 1.5 грн. из госбюджета. Определите равновесную цену (с дотацией и без нее), равновесный объем продаж. Сделайте рисунок.

г) Предположим, на данный товар введен потоварный налог, уплачиваемый продавцом, размером 1.5 грн./шт. Одновременно правительство установило фиксированную розничную цену (включающую налог) в 5 грн. Определите избыточный спрос. Сделайте рисунок.

Основные термины и понятия

Отрасль – это группа фирм, производящих блага, предназначенные для удовлетворения однои потребности и взаимозаменяемые между собой.

Рыночная структура – это совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной организации, обусловливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющих характер взаимодействия фирм отрасли.

Рыночная власть производителя – это обусловленная особенностями рыночной организации его способность воздействовать на рыночную цену блага посредством регулирования объема его предложения.

Совершенная конкуренция – тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Предельный анализ

Совместный анализ


Вальрас Леон Мари Эспри (1834-1910) - швейцарский экономист.