Статистический портрет некоммерческого сектора россии. Финансирование из-за рубежа. «Есть спящие НКО»

По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ-ВШЭ, уровень занятости и добровольчества в российских негосударственных некоммерческих организациях сопоставим с аналогичным показателем в странах Восточной Европы, но значительно ниже, чем в странах Западной Европы. Однако множество организаций существует лишь на бумаге, таких больше половины. Они искажают наши представления о потенциале российского некоммерческого сектора, его ресурсах и способности решать социально значимые задачи, отмечает директор Центра Ирина Мерсиянова

Результаты эмпирических исследований гражданского общества, которые ведет в последние годы Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ-ВШЭ (научный руководитель Центра - первый проректор ГУ-ВШЭ Лев Якобсон), позволяют уточнить границы некоммерческого сектора как составной части гражданского общества, выявить число российских реально действующих НКО.

Центр осуществляет прикладные научно-исследовательские проекты, реализуемые по методологии и в партнерстве со Всемирным альянсом за гражданское участие (CIVICUS) - влиятельной независимой организацией, занимающейся исследованием гражданского общества, а также в партнерстве с Центром исследований гражданского общества Университета им. Джонса Хопкинса (США).

Численность организаций некоммерческого сектора экономики

По данным Росстата, общая численность некоммерческих организаций (исключая органы государственной и муниципальной власти) в России на 1 января минувшего года составляла 669,9 тыс. человек.

Законодательство предусматривает более 30 различных организационно-правовых форм НКО. Такое многообразие связано с тем, что в отличие от коммерческих организаций организационно-правовые формы НКО устанавливаются не только Гражданским кодексом (ГК РФ), но и рядом специальных законов.

Примерно половина от общего числа зарегистрированных НКО приходится на учреждения, общественные и религиозные организации (объединения) - 36% и 22%, соответственно, от общей численности НКО (рис. 1).

Рисунок 1. Структура некоммерческого сектора

По данным Росстата, общая численность НКО (исключая органы государственной и муниципальной власти) в РФ за период с 1 января 2008 г. по 1 января 2009 г. увеличилась с 655,4 тыс. до 669,9 тыс., или на 2 %.

Опережающими темпами росло число ТСЖ (почти на 20 тыс., прирост за год составил 77%), садоводческих и дачных товариществ (более чем на 2 тыс., прирост за год составил почти 5%), некоммерческих партнерств (более чем 1,5 тыс., прирост за год составил 6,5%), потребительских кооперативов (почти на 2 тыс., прирост за год составил 2,2%).

Наибольшее абсолютное сокращение числа наблюдалось среди общественных и религиозных организаций (их число сократилось почти на 8,5 тыс., т.е. на 5,5%), фондов (их число сократилось на 1 тыс., т.е. на 3,5%).

За пять лет

Динамика изменения численности некоммерческих организаций в разрезе их основных организационно-правовых форм за период 2004-2009 гг. (выборочно) представлена на рисунках 2 и 3.

Рисунок 2. Число НКО (без органов государственной и муниципальной власти) в 2004–2009 гг., по данным Росстата на 01.01.2009


Рисунок 3. Число общественных и религиозных организаций (объединений) в 2004–2009 гг. (выборочно по годам, по данным Росстата на 01.01.2009)


По критериям ООН

В числе организаций, которые официальная статистика относит к «некоммерческим» (опираясь на определение ГК РФ), есть такие, которые не относятся к структурам гражданского общества. Для статистического определения границ «расширительный» подход к перечню организационно-правовых форм НКО представляет известную проблему, уверена Ирина Мерсиянова . Вместе с тем уточнить границы можно, если воспользоваться подходом, принятым ООН. Согласно этому подходу, к некоммерческому сектору как сегменту гражданского общества рекомендуется относить такие организации, которые отвечают пяти критериям:

  • представляют собой организацию, имеющую юридический статус;
  • не преследуют цель получения прибыли и не распределяют прибыль между учредителями, членами и участниками;
  • независимы от органов госвласти;
  • являются самоуправляющимися;
  • образуются на основе добровольности, а не принуждения.

На этих основаниях из общей численности НКО (по данным Росстата) следует исключить организации, не соответствующие указанным критериям. Наиболее многочисленные группы - это органы государственной и муниципальной власти, созданные ими учреждения, а также потребительские кооперативы. За их минусом число российских зарегистрированных НКО составляло по данным на 1 января 2009 г. примерно 360 тыс. организаций.

Рисунок 4. Распределение некоммерческих организаций по организационно-правовым формам, соответствующим критериям ООН для структур гражданского общества (по данным Росстата на 01.01.2009)


На бумаге и на деле

Не секрет, что ряд организаций существует только на бумаге, не ведет по тем или иным причинам деятельности, предусмотренной их уставами. Такие организации искажают наши представления о потенциале российского некоммерческого сектора, его ресурсах и способности решать социально значимые задачи.

Вместе с тем информация о динамике численности реально действующих НКО могла бы послужить важным индикатором качества среды, в которой живет российский некоммерческий сектор, а также индикатором состояния гражданского общества.

Согласно результатам всероссийского обследования НКО, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ-ВШЭ в 2007 году , доля реально действующих НКО в общей численности официально зарегистрированных составляет не более 38%.

Таким образом, в действующее ядро некоммерческого сектора как сегмента гражданского общества сегодня в России входят приблизительно 136 тыс. некоммерческих организаций.

Сколько занятых в НКО?

Согласно данным всероссийского обследования НКО (Всероссийское обследование НКО, проведенное Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета – Высшей школы экономики, 2009 г.), в негосударственных некоммерческих организациях по найму на условиях полного или неполного рабочего дня (полной или неполной рабочей недели) трудится 1,13% экономически активного населения России (люди в возрасте от 15 до 72 лет, по методологии МОТ). Данная категория используется для расчетов вместо доли занятых, чтобы снять зависимость занятых от экономических условий - уровня безработицы и т.п . Следует подчеркнуть, что занятость в некоммерческом секторе России носит, в основном, характер полной занятости - 79% сотрудников НКО работают полный рабочий день, то есть 40 часов в неделю. Частично занятые сотрудники НКО работают в среднем по 16,8 часов в неделю. В пересчете на полный рабочий день (при 40-часовой неделе) доля занятых в российском некоммерческом секторе составляет 0,89% численности экономически активного населения.

Рисунок 5. Трудовые ресурсы некоммерческого сектора (доля занятых в некоммерческом секторе в численности экономически активного населения в 2008 году, данные по России - 2009 г.)


Уровень вовлеченности

Труд добровольцев в той или иной мере используют более 75% российских НКО. Общий уровень вовлеченности в добровольческую деятельность в некоммерческом секторе в 2008 году составлял 3,02% от численности экономически активного населения (3,2% от числа занятых в экономике). В среднем добровольцы работают в НКО 26 часов в месяц. В пересчете на полную занятость получается, что трудовые ресурсы добровольцев равны 0,43% численности экономически активного населения или 0,46% от числа занятых в экономике. Таким образом, объем ресурсов добровольческого труда, задействованного в российских некоммерческих организациях, сопоставим с объемом трудовых ресурсов оплачиваемых сотрудников НКО. Можно дать и стоимостную оценку ресурсов труда добровольцев, участвующих в деятельности российских НКО: если бы труд добровольцев оплачивался также, как труд наемных сотрудников НКО, то стоимость ресурсов добровольного труда в некоммерческом секторе составила бы 16,5 млрд руб.

Половина россиян - филантропы в одиночку

Уровень занятости и добровольчества в российских негосударственных некоммерческих организациях сопоставим с аналогичным показателем в странах Восточной Европы, однако он значительно ниже, чем в странах Западной Европы (рис. 6).

Рисунок 6. Трудовые ресурсы некоммерческого сектора (в 2008 году, данные по России - 2009 год)


Таким образом, уровень развития добровольческой деятельности в российских НКО сопоставим с показателями других стран мира. В странах Восточной Европы он в среднем не ниже, чем в России. В целом добровольческая активность как повседневная социальная практика россиян достаточно высока. По данным всероссийского опроса населения, почти треть граждан России за последние 2-3 года несколько раз добровольно и безвозмездно трудились на благо других людей (не членов своей семьи или близких родственников), 9% россиян делали это постоянно и 7% - лишь однажды. Кроме того, необходимо отметить, что почти половина наших сограждан предпочитает проявлять свою добровольческую активность в одиночку, а не в рамках деятельности в НКО.

Подготовила Наталья Гетьман

Материалы по теме

Большинство некоммерческих организаций (НКО) считают, что государство в целом старается сотрудничать с третьим сектором - опорой гражданского общества. НКО, со своей стороны, тоже часто говорят о готовности к партнерству с властью. На практике доля примеров такого альянса скромна, хотя проявления встречного движения государства и третьего сектора очевидны. Об итогах опроса руководителей НКО рассказала в статье директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова.

Некоммерческие организации (НКО) должны участвовать в решении социальных проблем, полагают рядовые граждане, представители власти, бизнеса. Сами представители этих организаций предпочитают вкладывать силы в развитие культурных и образовательных проектов, выяснила в ходе исследования директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова.

Структура культурных потребительских практик в современном обществе становится все более сложной. Меняется и характер взаимосвязи между социальной позицией и стилем жизни. Большую роль в этом играют страновые факторы, пришла к выводу в ходе исследования сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Виолетта Корсунова.

«Выброшенными» из общества в России оказываются не только маргиналы - алкоголики и наркоманы, но и другие категории граждан, например, бедные и безработные, ВИЧ-инфицированные, инвалиды и люди, находящиеся на попечении государства. Больше всего таких «потерянных» в Калмыкии, Тюменской и Самарской областях, меньше - в Москве, Петербурге и на Северном Кавказе, где не принято родных оставлять в беде, выяснили сотрудники Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ при исследовании рисков социальной эксклюзии в российских регионах.

Супергерои с паранормальными способностями, киборги и возрождающиеся из пепла фениксы или же, наоборот, лубочные персонажи в «отлакированных» обстоятельствах - так выглядят в современном российском кино люди сталинской эпохи. Причем у этих художественных крайностей общий знаменатель: намеренная мифологизация времени и его героев, которая позволяет избежать объективных оценок этого периода жизни страны, выяснил преподаватель факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Егор Исаев.

Некоммерческая организация (НКО) - это организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Создается для оказания услуг в социальной, благотворительной, культурной, образовательной областях, а также для защиты прав граждан и организаций, оказания юридической помощи и др.

Понятие "некоммерческая организация" впервые было введено Основами гражданского законодательство Союза ССР и республик (утверждены Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г.). Затем оно было закреплено в 1994 г. Гражданским кодексом РФ.

12 января 1996 г. президентом РФ Борисом Ельциным был подписан федеральный закон РФ "О некоммерческих организациях" (последние изменения внесены 2 июня 2016 г.), который в настоящее время регулирует деятельность НКО в России.

Создание и регистрация

НКО могут создаваться в форме автономной некоммерческой организации, фонда, учреждения, ассоциации или союза, общественной организации, религиозного объединения, национально-культурной автономии и др. Наименование некоммерческой организации в обязательном порядке должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Учредителями могут выступать совершеннолетние граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица - российские и зарубежные. Предусмотрены некоторые ограничения. Так, учредителем (участником или членом) НКО не могут быть иностранные граждане, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания в России. Кроме того, учредителем не могут выступать организации или лица, чья деятельность была признана экстремистской.

НКО могут заниматься предпринимательской деятельностью, только если она направлена на достижение целей организации. Распоряжением правительства РФ от 13 сентября 2007 г. определен перечень видов предпринимательской деятельности, которую вправе осуществлять некоммерческие организации, причем они могут быть зарегистрированы только в организационно-правовой форме фонда, АНО, общественной или религиозной организации. НКО могут пользоваться упрощенной системой налогообложения, если доля участия в них других организаций составляет менее 25%.

Решение о государственной регистрации НКО общероссийского уровня, а также отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций принимает центральный аппарат Министерства юстиции РФ (Минюст). Межрегиональные, региональные и местные НКО регистрируют территориальные органы министерства.

Если в ходе деятельности НКО осуществляет действия, противоречащие ее уставным целям и действующему законодательству, ей может быть вынесено письменное предупреждение со стороны Минюста, или со стороны прокурора - в виде представления об устранении нарушений. После более двух письменных предупреждений или представлений НКО может быть ликвидирована по решению суда. Ликвидация НКО считается завершенной после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Статистика по НКО

На 17 июня 2016 г. Минюстом было зарегистрировано 227 тыс. 397 некоммерческих организаций, в том числе в Москве - 33,8 тыс., в Московской обл. - 15 тыс., Санкт-Петербурге - 12,2 тыс., Свердловской обл. - 6,6 тыс., Краснодарском крае - 6,5 тыс., Татарстане - 5,5 тыс., Башкирии - 5,2 тыс. Впоследствии 4 тыс. 253 организации были исключены из числа НКО в связи с прекращением деятельности.

Президент РФ Владимир Путин, выступая 1 октября 2015 г. на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, заявил, что "в НКО трудятся более 670 тыс. человек".

НКО - иностранный агент

Понятие "НКО-иностранный агент" было введено федеральным законом от 20 июля 2012 г., документ внес изменения в законодательные акты в части регулирования деятельности некоммерческих организаций. Согласно документу, НКО, занимающиеся политической деятельностью на территории России, могут получать финансирование из иностранных источников только в том случае, если они зарегистрируются в Минюсте в качестве иностранного агента.

За нарушения законодательства о статусе иностранного агента Кодексом РФ об административных нарушениях предусмотрены различные штрафы - до 300 тыс. руб. для должностных лиц и до 500 тыс. руб. для юридических. Кроме того, предусмотрена уголовная ответственность за злостное уклонение от представления необходимых документов для включения НКО - иностранного агента в соответствующий реестр Минюста: максимальное наказание - лишение свободы до двух лет (статья 330.1 Уголовного кодекса РФ).

28 декабря 2012 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав человека и свобод человека, прав и свобод граждан РФ" (закон был подписан после принятия в США "Акта о верховенстве закона и подотчетности имени Сергея Магнитского", известного как "акт Магнитского"). Документ, в частности, ввел временный запрет на деятельность в России финансируемых из США политических НКО. Эти организации могут возобновить свою работу лишь в случае отказа от американских грантов.

21 февраля 2014 г. главой государства был подписан закон, в соответствии с которым Минюст имеет право проверять все некоммерческие организации на тех же основаниях, что и НКО-иностранные агенты. 4 июня 2014 г. вступили в силу очередные поправки к закону об иностранных агентах, наделившие министерство полномочиями принудительно регистрировать неправительственные организации в качестве иностранных агентов.

2 июня 2016 г. президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, который внес поправки в закон о некоммерческих организациях по уточнению понятия "политическая деятельность" НКО (официальное название: "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях"; был внесен Госдуму в феврале 2016 г. группой депутатов, представляющих все фракции нижней палаты российского парламента). Согласно закону, к формам политической деятельности НКО (за исключением политической партии) относится финансирование этой деятельности; участие в организации и проведении публичных мероприятий - собраний, митингов, демонстраций, шествий и др.; организация и проведение публичных дебатов, дискуссий, выступлений; участие в наблюдении за проведением выборов и референдумов, формировании избирательных комиссий, в работе политических партий; формирование общественно-политических взглядов путем проведения опросов общественного мнения и др. Не относится к политической деятельность в области науки, культуры и искусства, здравоохранения, социальной поддержки и защиты граждан, физической культуры и спорта, благотворительность и др.

Зарегистрированные и признанные иностранные агенты

29 апреля 2014 г. на заседании Совета Федерации РФ генпрокурор России Юрий Чайка сообщил, что в ходе проверок НКО "признаки политической деятельности" и подтвержденное документацией самих НКО иностранное финансирование выявлено у 215 организаций. На конец 2013 г. прокурорами были установлены 24 НКО, подпадающие под действие законодательства об иностранных агентах.

Первой некоммерческой организацией, зарегистрированной в качестве иностранного агента, стало некоммерческое партнерство "Содействие развитию конкуренции в странах СНГ" (27 июня 2013 г.). Первой НКО, признанной иностранным агентом, стала Ассоциация некоммерческих организаций "В защиту прав избирателей "Голос" (5 июня 2014 г.).

НКО - иностранными агентами являются межрегиональная общественная организация "Правозащитный центр "Мемориал" (Москва; включена 21 июля 2014 г.), межрегиональная общественная организация "Комитет против пыток" (Нижний Новгород; 16 января 2015 г.), некоммерческая организация "Фонд защиты гласности" (Москва; 19 ноября 2015 г.), автономная некоммерческая организация "Институт прав человека" (Москва; 20 ноября 2015 г.) и др.

По состоянию на 24 июня 2016 г., в реестре НКО, выполняющих функции иностранного агента, числятся 100 организаций. Всего иностранными агентами были признаны 133 некоммерческих организаций, впоследствии 33 из них были исключены из списка Минюста в связи с ликвидацией или прекращением данной деятельности. Последняя включена 22 июня 2016 г. - Некоммерческое партнерство по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" (Москва). Согласно информации на сайте организации, она занята вопросами профилактики распространения ВИЧ среди наркозависимых.

НКО - иностранные агенты на сайте Минюста России.

Социально ориентированные НКО

По данным Росстата, в 2013 г. насчитывалось 113 тыс. социально ориентированных НКО. По исследованию Росстата за 2012 г., деятельность в области образования и науки вели 25,4% социально ориентированных НКО, социальной поддержки и защиты граждан - 21,9%, физической культуры и спорта - 17,9%, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи - 14,7%, благотворительности - 13,2%, здравоохранения - 10,9%, культуры и искусства - 9,5%, оказывали различную психологическую помощь - 9,4%, юридическую - 8,8%, поддерживали пожилых людей - 5,7%, инвалидов - 5,5%, матерей и детей - 4,2%.

В 2014 г. в 45 субъектах РФ реализовывалась 71 региональная программа поддержки социально ориентированных НКО. Для этих целей из федерального бюджета было выделено в виде субсидий 660 млн руб. (в расчете на два года).

Финансирование

Законодательством РФ предусмотрено несколько видов источников финансирования НКО: федеральные гранты (гранты Министерства экономического развития, президентские гранты), региональные гранты (субсидии министерств экономического развития субъектов РФ, гранты глав регионов), донорские средства (средства крупных НКО, фондов), частные пожертвования (меценатство, система привлечения частных средств, электронная благотворительность).

Конкурс президентских грантов проводится на основании распоряжения главы государства, впервые он состоялся в 2005 г. В 2014 г. общий денежный фонд грантов составил 2 млрд 698 млн руб. Победителями конкурса на распределение президентских грантов в 2014 г. стали 347 НКО (было отобрано 1,2 тыс. проектов).

В 2014 г. финансовая господдержка институтов гражданского общества в России составила около 10 млрд руб. Финансирование некоммерческих структур через президентские гранты увеличилось более чем в три раза, для реализации социально значимых проектов было выделено более 3 млрд 200 млн руб. (данные с V Съезда некоммерческих организаций России, который проходил 2-5 декабря 2014 г. в Москве).

В 2015 г. на поддержку некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социальные проекты и в сфере защиты прав и свобод человека, было выделено из федерального бюджета 4,23 млрд руб. (соответствующее распоряжение президента РФ подписано 1 апреля 2015 г.). Поддержку получили 1,4 тыс. проектов НКО из 78 субъектов РФ. Как заявил 4 ноября 2015 г. на гражданском форуме "Сообщество" президент РФ Владимир Путин, всего грантовая поддержка НКО в 2015 г. составила почти 6 млрд руб.

В 2016 г. президент РФ Владимир Путин распорядился выделить 4,59 млрд руб. на поддержку некоммерческих организаций, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав человека. Деньги из федерального бюджета пойдут на проведение четырех конкурсов (должны состояться до 16 декабря 2016 г.) и на гранты по их результатам. Распоряжением главы государства (от 5 апреля 2016 г., № 68-рп) утвержден список из 9-ти НКО: Российский союз молодежи, Российский союз ректоров, Союз пенсионеров России, Союз женщин России и др.

Финансирование из-за рубежа

По данным Минюста России, за 2013 г. 2,7 тыс. некоммерческих организаций, зарегистрированных на то время в России, получили иностранное финансирование на сумму 36 млрд руб.

Газета "Известия" писала 13 апреля 2015 г.: по данным Минюста и Общественной палаты РФ, в 2014 г. 4 тыс. 108 некоммерческих организаций получили из-за рубежа более 70 млрд руб.

Обозреватель «Филантропа» Андрей Сучилин в своём блоге разбирается с данными исследования, согласно которому только 10% НКО в России реально работают.

Друзья, я полагаю, что вы, как и я, со временем сильно осторожнее стали относиться к словам. И, тем более, к различного рода исследованиям. Но меня всякий раз буквально ошарашивает, когда я сталкиваюсь с определённого рода текстами. Например, на днях я узнал, что «в регионах реально работает не более 10% от зарегистрированных НКО, а многие тысячи организаций либо просто существуют на бумаге, либо осваивают государственные и муниципальные деньги». Так говорится в докладе экспертов РАНХИГС.

«Власти не представляют, как работать с НКО»

Эта занимательная аббревиатура принадлежит Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. И я бы даже мог бы полностью и безраздельно поверить этому докладу, если бы сам не интересовался этой проблемой статистики и социологии третьего сектора начиная где-то с 2007 года. И если бы не знал, что РАНХИГС не слишком известен в благотворительном сообществе и в мире НКО вообще. Точнее – так: это, возможно, весьма авторитетная экспертная организация именно среди тех НКО, из числа которых реально работают 10% и которые «осваивают государственные и муниципальные деньги».

Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на доклад экспертов РАНХИГС, исследование проведено по заказу Общественной палаты (ОП). Плачевные результаты исследования привели к тому, что председатель ОП Александр Бречалов заявил, что в ближайшее время намерен устроить поездку по регионам, чтобы научить НКО эффективной работе.

С другой же стороны, Александр Бречалов рассказал «Коммерсанту» и о второй причине плачевного положения дел: «Проблема в том, что власти не имеют представления о том, кто такие гражданские активисты. Они не представляют, как работать с НКО, но эту проблему мы будем решать». По словам Бречалова, для этого члены ОП РФ проведут серию форумов для НКО и госслужащих, которые будут сопровождаться тренингами по взаимодействию обеих сторон.

По мнению авторов доклада, причина такого положения дел кроется в том, что власть чрезмерно контролирует НКО. «Власть сотрудничает только с ручными НКО, которые умеют правильно писать заявки на получение грантов по федеральным, региональным и муниципальным программам, демонстрируют свою лояльность»,- говорится в исследовании. Как полагают эксперты РАНХИГС, многие представители региональных администраций считают, что выделения гранта достаточно для того, чтобы «принять участие в развитии третьего сектора».

Проблема, как считают эксперты, заключается в том, что у чиновников отсутствуют эффективные механизмы взаимодействия с НКО и общественными объединениями. «Нет даже инструментов знакомства с ними, нет практики диалога, а подобная дискуссия важна для понимания работы именно с неформальными гражданскими сообществами, которые будут в дальнейшем формировать повестку современных городов».

«Есть спящие НКО»

Возглавляющая в президентском Совете по правам человека комиссию по делам НКО Елена Тополева-Солдунова с выводами в докладе в целом согласна, но считает, что претензии к общественным организациям несколько преувеличены. «Эти цифры очень условные: есть масса незарегистрированных общественных объединений, которые работают эффективно, есть спящие НКО, которые работают по конкретным проектам»,- сказала она. Кроме того, у организаций, прекративших свое существование, часто просто не хватает денег на полноценную ликвидацию: «Это довольно дорогая юридическая процедура, а зарегистрировать (и ликвидировать) НКО порой даже сложнее, чем коммерческую фирму», — сказала она «Коммерсанту».

Странности статистики НКО

Я бы от себя добавил следующее. Общественная палата практически ежегодно проводит , посвященные состоянию НКО, их численности и другим вопросам. Цифры в этих исследованиях всегда удивительные и, что интересно, всякий раз – другие. Они настолько разные, что это не может быть изменено динамикой роста или деградации некоммерческих организаций. В некоторых исследованиях, к тому же, к числу НКО до сих пор относят гаражные и дачные кооперативы, союзы вкладчиков и инвесторов, а также, например, организации коллекционеров.

«Филантроп» уже неоднократно писал о странностях статистики НКО, потому сделать какие-либо определенные выводы о количестве работающих и неработающих организаций я не берусь. Кроме того, разительно отличаются цифры у разных исследователей.

Например, : «По данным Росстата, на 1 января 2007 г. численность НКО в России (за исключением органов государственной и муниципальной власти) составила 673 019 организаций. А по данным Федеральной регистрационной службы, на 1 декабря 2007 г. число НКО, состоящих на учете в ФРС и ее территориальных органах, равнялось 243 130 организаций, т.е. почти втрое ниже, чем по данным Росстата. На международной конференции „Некоммерческий сектор: экономика, право и управление“ Ярослав Кузьминов (ВШЭ) обозначил численность НКО в 359 000. На встрече с Дмитрием Медведевым 15 апреля 2009 года он же привел несколько иные данные: „В стране 413 000 негосударственных, некоммерческих организаций: четверть - это потребительские кооперативы, реальных НКО около 70 000“. А Ирина Мерсиянова, представляющая то же академическое учреждение, также ссылаясь на данные Росстата от 01.01.2009, приводит оценку 360 000, причем отмечает, что „из них реально действующих 38%, т.е. 136 000“».

По данным на 14 марта 2013 года , в разделе «Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях» на сайте Министерства юстиции РФ числилось 405 720 НКО. В этот перечень входили как организации, имеющие статус «исключенных» (184 647), так и статус «зарегистрированных» (221 073).