Принятие чувств как ресурс жизнестойкости: арт-терапевтическая техника. Откуда берется жизнестойкость

Работа школы по формированию навыков жизнестойкости учащихся.

В 2018-2019 учебном году школа продолжает работу по данному направлению. Составлен план работы на текущий год для учащихся 1-11 классов. В реализации Плана задействованы классные руководители, администрация школы, приглашенные специалисты.

Деятельность школы состоит из трех основных этапов: подготовительного, формирующего и мониторинга.

Цель работы - повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактика антивитального поведения. Достижение этой цели предполагает решение взаимосвязанных задач:
1. Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
2. Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);
3. Формирование у подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей;
4. Организация и включение подростков в ценностнозначимую для них деятельность.

Жизнестойкость ребенка - способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения и приспособиться к ним.
Жизнестойкие люди обладают тремя важными качествами. Они умеют принимать действительность такой, какова она есть; они глубоко убеждены, что наша жизнь имеет смысл (основу для этой убежденности часто дает приверженность тем или иным ценностям); они отличаются незаурядным умением импровизировать и находить нетривиальные решения.

Как развить в себе жизнестойкость

Жизнестойкость лучше всего воспитывать с детства.
* Семейное воспитание. Приучая детей самостоятельно принимать решения, не бояться ошибок, но бояться бездействия.
* Обучение. Жизнестойкость предполагает глубокое понимание жизненных процессов.
* Оптимистичный взгляд на жизнь. Стараясь в любой ситуации находить плюсы, не впадая в уныние и отчаяние, человек воспитывает в себе жизнестойкость.
* Благотворительность. Помогая людям, которые попали сложные жизненные ситуации, человек начинает более осознавать собственные возможности, а значит, становится более жизнестойким.
* Самосовершенствование. Избавляясь от слабости, уныния, безынициативности - человек воспитывает в себе жизнестойкость.

Как вырастить ребенка человеком, любящим жизнь и верящим в себя?

* Развивайте самостоятельность.
Гиперопека закладывает в сознание информацию про то, что реальный мир небезопасен, что всегда рядом должен быть кто-то, кто о тебе позаботится.
Чаще давайте возможность делать ребенку что-то самому, подбадривайте, хвалите, как хорошо у него получается.
* Как можно реже говорите «нельзя».
Четко сформулируйте запреты. Их должно быть немного: только те действия, которые угрожают жизни. А в остальных случаях спрашивайте себя: «Что для меня важнее: чтобы ребенок развивался, познавал мир или идеальный порядок в доме?»
* Избегайте вешать «ярлыки».
Ярлыки могут «заклеймить» ребенка навсегда: «он трус», «он не способен учиться», «она у нас слабенькая». Такие внушения отпечатываются на уровне подсознания, и преодолеть эти стереотипы потом очень трудно.
* Всегда находите повод порадоваться и похвалить.
Теплый взгляд, доброе слово - и маленький человечек будет стремиться оправдать ваши надежды.
* Подчеркивайте заслуги детей, признавайте достижения, не сравнивая их с другими.
Приучайте ребенка ставить перед собой реальные цели и достигать их. Отдавайте себе отчет, что нельзя делать все на пять.
* Помните: не ошибается тот, кто ничего не делает.
Если ребенок ошибается, не ругайте его, потому что страх перед вашим недовольством заставит впоследствии «прятать» свои ошибки, обманывать, бояться рисковать.
* Терпеливо ждите результат.
Помните: терпение и время - вот составляющие успеха.
* Воспитывайте любовью.
Детям необходимо чувствовать нашу любовь без каких-либо «если» («Если не будешь есть кашу, не буду тебя любить»). Они должны знать, что им не надо что-либо делать для того, чтобы заслужить любовь. Страх заставляет чувствовать свою неполноценность, порождает замкнутость, враждебность.

Куда обратиться за психологической помощью?

. До неё, вокруг неё - создаются и рушатся многочисленные государства, империи, а она существует и развивается. Что бы про неё, про её народ ни говорили или говорят.

Историю русской цивилизации первый отечественный историк Н.М.Карамзин начинал с древнего Новгорода и Киевской Руси. Однако Киевская Русь, по словам более позднего историка В.О.Ключевского «механически сцепленная первыми киевскими князьями из разнородных этнографических элементов», не проявила необходимой для долголетия жизнестойкости и быстро распалась. Русская цивилизация со специфическими национальными качествами русского народа сформировалась в XII - XV веках, а затем развивалась вовлечением в своё восхождение этносов, окружающих русский народ. История современной России, как центральной страны русской цивилизации, включает в себя периоды: становление, укрепление и развитие Московского княжества, затем Московского царства, Российской империи и Советского Союза. Сегодня продолжателем истории и культуры России является Российская Федерация. Общее же пространство русской цивилизации шире России и охватывает территории, где проживают люди с характерными русскими менталитетом и культурой.

Жизнестойкость народа России, сумевшего приспособиться к непростым природным условиям и защититься от агрессивных соседей (как сформулировал Тойнби - найти адекватные «ответы» на природные и социальные «вызовы»), проявлена во множестве критических ситуаций. Если вспомнить только те из них, которые связаны с отражением наиболее опасных внешних угроз («ударов» - по Тойнби), то они ассоциируются с такими событиями, именами и названиями мест:

    освобождение от татаро-монгольского ига; Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, Куликовская битва;

    Великая Смута и отпор агрессии польской шляхты; Иван Сусанин, Минин и Пожарский, освобождение Москвы;

    I-ая Отечественная война - защита суверенитета и пресечение претензий на мировое господство великого полководца Наполеона; Багратион, Кутузов и Бородино, пожар Москвы, Березина, Париж;

    отпор иностранной интервенции после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года (отпор немцам, англичанам, американцам, японцам);

    II-ая Отечественная война - защита своего права на жизнь от арийских «сверхчеловеков», отпор европейским полчищам во главе с Гитлером; Зоя Космодемьянская, Сталин и Жуков, битвы под Москвой и Ленинградом, Сталинградом, Курском, Берлином.

Очевидно, что многовековая жизнестойкость русского суперэтноса обеспечивалась определёнными национальными качествами, а жизнеспособность - силой национального единства. Что это за качества, от чего они зависят? Далее рассматриваются ответы на эти вопросы.

Краткий итог. Россия, будучи центральной страной русской цивилизации, существует как независимое государство много веков. Это обеспечивается особенностями населяющего её народа.

Природа России

Черты характера русского суперэтноса формировались в особых географических условиях, о влиянии которых на менталитет и культуру народов писал ещё Й.Г.Гердер. Наиболее подробный анализ этих условий дан в книге А.П.Паршева «Почему Россия не Америка».

Неблагоприятные климатические и географические условия. Россия является одной из самых холодных стран планеты.

В России половину года фактически занимает зима: уже в ноябре пропадает зелень, которая затем появляется только в мае. За остальную половину года люди должны обеспечить себя и сельскохозяйственный скот продуктами питания. В таких условиях человек нуждается в тёплых, фундаментальных жилищах (и тёплых стойлах для скота), в тёплой и потому дорогой одежде. Потребление энергии вследствие сурового климата должно быть в 2-3 раза больше, чем в Западной Европе, в 6 раз больше, чем в Японии.

В России большая часть территории занята зоной вечной мерзлоты, где невозможно земледелие, а остальная, как говорят - рискованная для земледелия. Поэтому сельское хозяйство России трудно рассматривать в качестве основной опоры для будущего. Хорошо, если оно сможет прокормить наше население.

Территория России, представляющая «бесконечную равнину… со своими лесами и болотами» (В.О.Ключевский ), вытянута длинной полосой поперёк течения рек, замерзающих зимой, вдали от естественных морских коммуникаций, что затрудняет организацию транспорта, внутренних и внешних связей регионов страны. История же показывает, что все передовые цивилизации возникали либо на территориях вдоль рек (Тигр и Евфрат, Нил…), либо по берегам незамерзающих морей (Средиземное, Балтийское…), облегчавших взаимообмен товарами, технологиями, информацией, людьми.

Неблагоприятные природныеусловия, с одной стороны, закалили русский народ, но, с другой стороны, всегда создавали существенные затруднения развитию страны.

Зато. Недра России богаты ресурсами - нефтью, газом, углем, рудами и другими сырьевыми материалами. Население составляет 3% населения Земли, а запасы природных ресурсов - 35% запасов планеты. На каждого человека в России приходится 11,7 условных единиц ресурсов (за 1,0 принят среднемировой уровень), а в США - 2,0, в Западной Европе - 0,67, в «третьих» странах - 0,58. Природные богатства в известной степени компенсируют неблагоприятные климатические и географические условия, но создают специфические барьеры для развития передовой экономики высоких технологий вследствие естественного крена в сторону добывающих отраслей хозяйства.

Большая часть территории России не тронута преобразованиями. Коэффициент антропогенного давления на окружающую среду (за 1,0 и здесь принято среднемировое значение) составляет:

    Нидерланды - 41,5;

  • Индия, Китай - 1,0;

    Россия - 0,7.

Сохранившаяся нетронутой природная территория России играет роль мощного регулятора биосферы, что в условиях экологических угроз всему человечеству является важнейшим ресурсом будущего устойчивого развития страны и залогом её места в мировом сообществе.

Краткий итог. Ментальные и культурно-исторические особенности народа России определились самым холодным на планете климатом, огромными размерами территории с плохими коммуникациями, богатыми природными ресурсами и малой освоенностью природной среды.

Л.М.Власова, В.В.Сапронов, Е.С.Фрумкина, Л.И.Шершнев БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Современный комплекс проблем безопасности / Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений / Под редакцией Сапронова В.В. Москва 2009


Жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности. Жизнестойкие люди обладают тремя важными качествами. Они умеют принимать действительность такой, какова она есть; они глубоко убеждены, что наша жизнь имеет смысл (основу для этой убежденности часто дает приверженность тем или иным ценностям); они отличаются незаурядным умением импровизировать и находить нетривиальные решения.


Три компонента жизнестойкости: как выжить в любых условиях Жизнестойкость – это интерес к жизни. Жизнестойкость – это умение нестандартно реагировать на стандартные жизненные ситуации. Жизнестойкость – это уверенность в том, что всё в жизни имеет свой смысл. Жизнестойкость – это готовность выходить победителем из любых жизненных испытаний и выносить жизненный опыт. Жизнестойкость – это оптимистичный способ взаимодействия с миром и окружающими людьми.


Преимущества жизнестойкости: Жизнестойкость придаёт силы для преодоления препятствий и противодействий. Жизнестойкость даёт толчок к развитию способностей. Жизнестойкость даёт возможности проявить лучшие свои человеческие качества. Жизнестойкость даёт освобождение от оков неуверенности, комплексов и пессимизма. Жизнестойкость даёт удовлетворение от понимания жизненных процессов. Жизнестойкость обеспечивает уважение к людям и жизни.


Проявления жизнестойкости в повседневной жизни Здоровье. Жизнестойкость помогает преодолеть порою даже серьезные недуги; там, где пессимист предвидит лишь фатальный исход, жизнестойкий человек находит надежду. Экстремальные ситуации. Любовь к жизни и внутренняя энергия помогают жизнестойкому человеку достойно выйти даже из экстремальных ситуаций. Воинская служба. Жизнестойкость – одно из качеств, необходимых каждому воину для успешного прохождения службы. Религиозность. Человек, имеющий веру – жизнелюбив, так как не сомневается в том, что все жизненные проявления имеют высший смысл.


Как развить в себе жизнестойкость Жизнестойкость лучше всего воспитывать с детства. Семейное воспитание. Приучая детей самостоятельно принимать решения, не бояться ошибок, но бояться бездействия. Обучение. Жизнестойкость предполагает глубокое понимание жизненных процессов. Оптимистичный взгляд на жизнь. Стараясь в любой ситуации находить плюсы, не впадая в уныние и отчаяние, человек воспитывает в себе жизнестойкость. Благотворительность. Помогая людям, которые попали сложные жизненные ситуации, человек начинает более осознавать собственные возможности, а значит, становится более жизнестойким. Самосовершенствование. Избавляясь от слабости, уныния, безынициативности – человек воспитывает в себе жизнестойкость.




Качества, которыми обладает жизнестойкий ребенок: Высокая адаптивность Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринужденно как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Уверенность в себе Непредвиденные ситуации не смущают ребенка. Независимость Такие дети живут своим умом. Стремление к достижениям Такие дети стремятся демонстрировать окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Ограниченность контактов Дети устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми, что способствует их чувству безопасности и защищенности.


Как воспитать жизнестойкого ребенка Поощряйте самостоятельность ребенка. Ясно, четко формулируйте правила и требуйте их соблюдения. Подчеркивайте значимость семьи, чувства гордости и родства. Предоставляйте ребенку возможность открыто выражать свои чувства. Обучайте ребенка быстро принимать решения. Поощряйте активность ребенка. Четкое определяйте и называйте проблемы, подчеркивайте, что проблемы – это часть нормальной жизни. Совместно ищите выход. Обучайте ребенка поведению в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке Помогайте ребенку в перестройке негативных эмоций в позитивные. Поощряйте веру ребенка в себя и в его способность действовать самостоятельно. Помогайте в определении, как и где ребенок может попросить помощь в случае необходимости. Проявляйте интерес и уважение к мнению ребенка. Создавайте защищенную среду с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили. Помогайте ребенку в развитии самоуважения, интересов, навыков, талантов.


Как вырастить ребенка человеком, любящим жизнь и верящим в себя? Развивайте самостоятельность. Гиперопека закладывает в сознание информацию про то, что реальный мир небезопасен, что всегда рядом должен быть кто-то, кто о тебе позаботится. Чаще давайте возможность делать ребенку что-то самому, подбадривайте, хвалите, как хорошо у него получается. Как можно реже говорите «нельзя». Четко сформулируйте запреты. Их должно быть немного: только те действия, которые угрожают жизни. А в остальных случаях спрашивайте себя: «Что для меня важнее: чтобы ребенок развивался, познавал мир или идеальный порядок в доме?» Избегайте вешать «ярлыки». Ярлыки могут «заклеймить» ребенка навсегда: «он трус», «он не способен учиться», «она у нас слабенькая». Такие внушения отпечатываются на уровне подсознания, и преодолеть эти стереотипы потом очень трудно. Всегда находите повод порадоваться и похвалить. Теплый взгляд, доброе слово – и маленький человечек будет стремиться оправдать ваши надежды.


Подчеркивайте заслуги детей, признавайте достижения, не сравнивая их с другими. Приучайте ребенка ставить перед собой реальные цели и достигать их. Отдавайте себе отчет, что нельзя делать все на пять. Помните: не ошибается тот, кто ничего не делает. Если ребенок ошибается, не ругайте его, потому что страх перед вашим недовольством заставит впоследствии «прятать» свои ошибки, обманывать, бояться рисковать. Терпеливо ждите результат. Помните: терпение и время – вот составляющие успеха. Воспитывайте любовью. Детям необходимо чувствовать нашу любовь без каких-либо «если» («Если не будешь есть кашу, не буду тебя любить»). Они должны знать, что им не надо что-либо делать для того, чтобы заслужить любовь. Страх заставляет чувствовать свою неполноценность, порождает замкнутость, враждебность.


Тест «Стратегия семейного воспитания» Уважаемые родители! Выберите, пожалуйста, из представленных вариантов ответов самый предпочтительный. 1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием? A. Преимущественно воспитанием. Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды. B. Главным образом врожденными задатками. Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом. 2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей? A. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности. Б. Абсолютно с этим согласен. B. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей. Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом. 3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным? A. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу) Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве) B. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер) Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Фуллер) 4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола? A. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам. B. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности. Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители. 5. Как вы обычно поступаете, когда требуется ребенку дать деньги на карманные расходы? A. Если просит, можно и дать. Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы. B. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы. Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.


6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник? A. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка. Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика. B. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие. Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях. 7. Как вы отнесетесь к сквернословию вашего ребенка? А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято. Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить. В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы. Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе. 8. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы его? A. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших. Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят. B. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться. Г. Не вижу причины запрещать. 9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал? A. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить. Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения B. Расстроюсь. Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать. 10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример? А. Безусловно. В. Надеюсь. Б. Стараюсь. Г. Не знаю.


Стиль семейного воспитания: Авторитетный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны.


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Кто оказывает психолого-педагогическую и медико-социальную помощь «Алтайский краевой центр диагностики и консультирования – г. Барнаул, пр. Ленина, 54. Запись на консультацию к специалистам: 8(3852) Квалифицированные психологи и учителя-логопеды проводят диагностику и консультирование обучающихся и их родителей по проблемам: Трудностей в обучении Личностных особенностей детей и подростков Уровня тревожности ребенка Уровня самооценки Школьной мотивации обучающихся Адаптации к обучению в школе Речевых нарушений Звукопроизношения Особенностей детско-родительских отношений Профессиональных интересов, склонностей, предпочтений


В Центре ведутся занятия по психолого-педагогическим программам: «Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа занятий учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи»; «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ограниченными возможностями здоровья»; «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»; «Программа коррекционно-развивающей работы со слабоуспевающими обучающимися»; «Коррекционно-развивающая программа детей с задержкой психического развития дошкольного возраста»; «Программа коррекционно-развивающих занятий для детей 5-7 лет «Формулы развития»; «Программа коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»; «Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации»; «Программа коррекции детско-родительских отношений по формированию навыков жизнестойкости»; «Профилактическая антистрессовая программа «Волна». «Программа профессионального самоопределения обучающихся «Старт в профессию»; «Программа профессионально-личностного саморазвития педагога «Точка роста»; «Программа тренинга психоэмоциональной разгрузки «Серпантин».


Также ППМС-помощь оказывается в городах и районах Алтайского края ГДЕ МОЖНО УТОЧНИТЬ КООРДИНАТЫ ППМС- СЛУЖБ: Справочник организаций (города), оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь: Режим доступа: в свободном доступе; Справочник организаций (районы), оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь: Режим доступа: в свободном доступе; Базовые психологические кабинеты: &id=332&Itemid=169 &id=332&Itemid=169 Режим доступа: в свободном доступе.

Как вернуть интерес к жизни и стать стойким на пути жизненных трудностей?

Нужно принять себя, осознать собственные скрытые проблемы и потребности. В этом поможет авторская арт-терапевтическая техника «Принятие чувств как ресурс жизнестойкости».

В настоящее время много публикаций посвящено стрессу и стрессоустойчивости, при этом термин «жизнестойкость» только начинает пробивать себе дорогу.

Жизнестойкость (hardiness)

- это способность человека успешно справляться с жизненными трудностями и противостоять ударам судьбы.

Жизнестойкость включает в себя три составляющие , которыми должна овладеть личность, чтобы успешно преодолевать трудные жизненные обстоятельства (С. Мадди):

  • интерес к жизни - активность личности, вовлеченность в отношения с другими людьми (вместо пассивности и отчуждения);
  • контроль над собой и обстоятельствами своей жизни , проявляющийся в ответственности за свои действия в преодолении трудностей, в продуктивном влиянии на события собственной жизни (вместо бессилия, инфантильности, выученной беспомощности);
  • принятие риска - мудрое отношение к жизненным вызовам и «выход из зоны комфорта» (вместо стремления к безопасности и избеганию усилий по преодолению трудностей).

Ресурс

- это средство, способствующие успешному преодолению проблем.

Ресурсами являются запасы мотивации и энергии, отдых и развлечение, находчивость, изобретательность и оригинальность и т.д.

Основными ресурсами человека являются энергия , знания , умения , навыки , его Величество опыт , образование , здоровье , сильные личностные качества , деньги и материальные блага , а также ближайшее окружение , формирующее стратегии совладания личности.

Таким образом, ресурсы - это внутренние опоры для совладания.

Но человеку может не хватать собственных внутренних ресурсов для конструктивного преодоления трудностей, и тогда он обращается за помощью извне.

Актуализации личностного ресурса могут помочь: психологически компетентное профессиональное консультирование, коучинг, групповой психологический тренинг, поведенческие методы и техники саморегуляции (аутогенная тренировка, психомышечная релаксация, медитация и др.), креативные техники и развитие творчества, методы транзактного анализа, приемы арт-терапии (терапии средствами искусства) и пр.

Раскрытию ресурсов человека могут также способствовать естественные способы нивелирования стресса : общение с друзьями и близкими, красивые уголки природы, запахи и звуки, вкусная еда, полноценный отдых и медитация, секс, хобби и творчество, путешествия, субъективно значимые вещи... Так, ношение талисмана, особенно изготовленного своими руками, вызывает чувство спокойствия и, следовательно, может влиять на поведение человека в новых обстоятельствах.

Психологи в индивидуальной или групповой работе с клиентами взращивают субличность ответственного , верящего в себя «Взрослого» , усиливают внутреннюю позицию заботливого и критического (контролирующего) «Родителя» , а также естественного «Ребенка» , умеющего радоваться жизни. В целом, речь идет о восполнении недостающих ресурсов для мудрого решения жизненных проблем.

С целью

  • осознания человеком имеющихся проблем и значимых потребностей ,
  • принятия собственных чувств (как позитивных, так и негативных), а также
  • поиска стратегий для преодоления трудностей и обретения ресурсов жизнестойкости

можно использовать технику
«Принятие чувств как ресурс жизнестойкости»

апробированную автором в работе с мужчинами и женщинами разного возраста, социального и профессионального статуса (в частности, на Ежегодном саммите психологов «Технологии успеха» в Санкт-Петербурге в 2012 году).

Для работы необходимо приготовить:

Процесс арт-терапевтической техники состоит в следующем:

  1. Нарисуйте на альбомном листе красками свои чувства (состояние) в детстве
  2. На другом листе - свои чувства (состояние) в подростково-юношеском возрасте . Расскажите, что происходит на рисунке.
  3. На третьем листе - чувства (состояние), которые испытываете сейчас (во взрослом периоде) . Расскажите, что происходит на рисунке?
  4. Сфотографируйте все три свои «шедевра».
  5. Порежьте эти три работы на любое количество частей (можно порвать на кусочки разной формы или вырвать лишь значимые образы и символы), а затем наклейте кусочки на половинку ватмана так, как Вам нравится, или как душе угодно, как они «просятся на ватман лечь»... Если уж не захочется клеить все кусочки - сожгите некоторые из них или выбросьте; однако допустимо сделать их нижним слоем работы, тем самым приняв все чувства - они же Ваши! Расскажите, что теперь отражено на рисунке?
  6. Сфотографируйте эту работу, интегрирующую в себе эмоциональные состояния детства, подросткового периода и взрослости . Осознайте все чувства , связанные с прошлыми воспоминаниями и актуальными переживаниями; это обеспечит их принятие.
  7. Полистайте красивые глянцевые журналы, просмотрите прочую полиграфическую продукцию, отберите понравившиеся Вам 3-4 картинки (можно и больше, конечно), вырежьте их, а также слова или фразы, привлекшие Ваше внимание. Прислушайтесь к своим чувствам, доверьтесь своему подсознанию и наклейте эти картинки и фразы на свой «шедевр». (Можно изготовить и что-то объемное, прикрепив его к своей работе, например, конфету, салфетку, коробочку с подарком и др.).
  8. Сфотографируйте заключительную работу . В ней найдут отражение актуальные состояния, эмоции и чувства - как позитивные, так и негативные.
  9. Заключительная беседа по выполненной работе с разбором образов и символов . (Для этого могут использоваться словари образов и символов, практическое руководство по имагогике (от «имаго» - образ), трактовка образов из символдрамы, нумерология, тест Люшера для интерпретации цвета в рисунках и пр. При этом следует обращать внимание не только на классическую интерпретацию образов и символов, но и на их индивидуальное значение для клиентов).

Примеры рисунков:

Участница тренинга - женщина, 43 года, учитель сельской школы:

1. Детское состояние. Она рассказывает о жизни в селе, купании в реке и рыбалке; черные птицы напоминают ей об умерших дедушке и бабушке.

2. Подростковое состояние. Клиентка рассказывает о школьной любви с одноклассником, который стал ее мужем. Однако несколько лет назад он умер... (Пронзенное стрелой сердце - стандартный образ любви; холмик и черная туча подсказывают нам переживания, связанные со смертью. Символ горы может свидетельствовать о проблемах во взаимоотношениях с матерью, а коричневый цвет - говорить об отношениях зависимости и психосоматических нарушениях. После уточняющих вопросов узнаём, что на ее руках - больная мать).

3. Взрослое состояние . Любимая семья и работа. (Изображение воды символизирует женскую сексуальную энергию. Черная «стена-туча» справа говорит, что процесс горевания еще продолжается).

4. Коллаж (с использованием частей из всех трёх рисунков). Фрагментарность на коллаже может говорить о дезинтеграции и рассогласовании частей личности, о внутреннем конфликте. Причем черную тучу она наотрез отказалась убирать из коллажа.


5. Коллаж (с дополнительными образами). Здесь актуализировались значимые потребности: чтобы у детей была радостная жизнь, внук и внучка росли здоровыми, чтоб мы все были как одна большая дружная семья (образ тигрицы с тигрятами). Заметим, что картинки приклеены так, что они оказались в центре работы, что говорит об ассоциации частей личности и интеграции «Я».


Другая участница тренинга - женщина, 48 лет, бухгалтер-экономист:

1. Детское состояние. Она рассказывает о жизни в поселке городского типа на Украине. В детстве она занималась спортивной гимнастикой, играла на скрипке, ездила в туристические поездки... Трактовка цвета говорит о состояниях радости, активности и мотивации достижений (красный), об оптимизме, потребности в признании (желтый), в прочной и глубокой привязанности, любви и поддержке (синий).


2. Подростковое состояние. Женщина рассказывает, что отец бил маму, и она в 11 лет выступала ярой её защитницей. Затем состоялся суд о разделе квартиры, после чего отец еще долго не давал им спокойно жить. Развод был длительным и сложным, поэтому этот период связан с сильными переживаниями. Зеленый цвет одинокого листа говорит о волевых качествах клиентки, штриховка - о тревожности.