К доходам гос бюджета не относятся. Микроэкономика изучает - функционирование фирмы



Государственный бюджет

(Government budget)

Важнейшие части государственного бюджета, государственный РФ

Расходы и доходы государственного бюджета, бюджетный , Российский бюджет, в сфере управления государственными финансами

Государственный бюджет - это, определение

Госбюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Госбюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Госбюджет - это баланс доходов и затрат государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной Думой, конгрессом и т. п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Госбюджет (от англ. Budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и издержек государства на определенный времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег

Госбюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физ. лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Бюджет государственный, составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и затрат государства. Сущность Б. г. каждой страны определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства

Госбюджет - это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнения необходимых социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления антикризисных мероприятий.

Госбюджет - это основной план доходов и издержек государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона .

Сущность государственного бюджета

любой стране госбюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных затрат, государственного займа - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физлицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления .

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение издержек по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Составление бюджета, его обсуждение, утверждение, использование средств, рассмотрение итогов бюджетной деятельности - все это представляет собой единый бюджетный . Весь бюджетный процесс регламентируется законом , в котором предусмотрен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование, которое означает перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами. В соответствии с законом должен заблаговременно, задолго до начала бюджетного года принять решение о начале работы над составлением проекта бюджета, составить бюджетное послание парламенту. Для этого составляется социально-экономического развития страны, определяется свободный баланс имеющихся финансовых ресурсов и определяются основные направления бюджетной политики. Все это дает основание рассчитать контрольные цифры проекта бюджета на следующий финансовый год .

В утвержденном бюджете должны быть указаны суммы верхнего предела объема ассигнований бюджета на текущие расходы и на бюджет развития. Дело в том, что если возникает бюджетный дефицит, то, прежде всего, должны быть обеспечены соответствующими доходами ткущие расходы, а бюджет развития, который связан с направлением средств на увеличение объемов производства, на расширение строительства, должен ограничиваться теми суммами, которые первоначально были утверждены при рассмотрении бюджета. В утвержденном бюджете также должны определяться переделы несбалансированной части бюджета, излишек или , причем эти суммы определяются как в абсолютных величинах, так и в процентах от прогнозируемых доходов.

При чрезвычайных обстоятельствах в стране может вводиться чрезвычайный бюджетный режим расходования средств. Введение чрезвычайных мер предусматривается принятием специального закона. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики , отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Для выполнения своих функций органы государственной власти на всех уровнях должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержание законодательной власти , аппарата управления и др. В процессе формирования доходов и затрат отдельных видов бюджета, их сбалансировании возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы - организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав представляют собой бюджетное устройство.

В разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и других специфических черт конкретного государства. Бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований каждого государства, занимает главное место в бюджетном устройстве. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, ибо во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.

Центральное место в системе государственных финансов занимает госбюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий бюджетный год . БК РФ определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Использование федеральными государственными органами иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств России , не допускается, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом и иными федеральными законами.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов ) образуют консолидированный бюджет РФ.

Госбюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политики . Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие издержек. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и затрат государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти . Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены в экономике Российской Федерации и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и издержек; денежные потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам , как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополиста на внешнюю торговлю и валютные отношения, государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе России и её бюджетном устройстве.

БК РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве России, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации , местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов ». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: госбюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Республики Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в Российской Федерации). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

Первый уровень - федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и затратах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Доходы государственного бюджета

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ.

В качестве основы систематизации финансовых операций, обеспечивающей концептуальную базу для решения наиболее широкого круга задач при рассмотрении государственных финансов, может быть использована природа потоков денежных средств, поступающих в органы государственного управления и выходящая из них. Основными критериями, позволяющими объединить финансовые операции в однородные группы, являются следующие: поступления или платежи; возвратные или невозвратные; возмездные или безвозмездные; текущие или капитальные; финансовые активы или обязательства и их подразделение на приобретаемые в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.

Доходы государственного бюджета как экономическая категория выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей организаций и населения в бюджет. По своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти.

В соответствии с рекомендацией средства зачисляются в доход бюджета по моменту их фактического поступления (по кассовому методу). В Российской Федерации порядок зачисления определен ст. 40 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой «денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения российским ЦБ или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного бюджетного фонда».

Средства органов государственного управления, образующиеся за счет доходных операций, состоят из общих доходов и полученных официальных трансфертов. Агрегированную схему доходов и полученных официальных трансфертов можно представить в следующем виде.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются:

— прямые и косвенные налоги . В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются

Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы госбюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.


В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных затрат на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает , стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, - это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для госбюджета США и ряда европейских стран).

Из зарубежной практики показателен бюджета в Румынии времен Чаушеску. Этот коммунистический лидер очень боялся как бюджетного дефицита, так и закабаления страны посредством роста внешнего долга. Такая политика оказала угнетающее действие на экономику государства , сдерживала рост инвестиций, что стало одной из причин падения режима Чаушеску. Вообще, создание профицита консолидированного бюджета государства сродни хранению денег в чулке - средства просто обесценятся.

Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского ссуды: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие . Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.

Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к боевым действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства государственного бюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.

Созданный в начале 2000-х в Российской Федерации профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.

1. К доходам государственного бюджета не относятся:

а) средства от приватизации;

б) акцизы;

в) жалование государственных служащих;

г) сеньораж;

д) средства от продажи государственных ценных бумаг.

2. К расходам государственного бюджета относятся:

а) налог на добавленную стоимость;

б) таможенные пошлины;

в) взносы на социальное обеспечение;

г) прибыль государственных предприятий;

д) проценты по государственным облигациям.

3. Доходы государственного бюджета не включают:

а) плату за использование природных ресурсов;

б) тарифы на продукцию естественных монополий;

в) таможенные пошлины;

г) субсидии;

д) аккордные налоги.

4. На состояние госбюджета оказывает воздействие величина:

а) государственных расходов;

б) налоговой ставки;

в) совокупного дохода;

г) совокупного выпуска;

д) все ответы верны.

5. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:

а) сумма расходов правительства превышает сумму доходов бюджета;

б) расходы государства увеличиваются;

в) налоговые поступления уменьшаются;

г) обязательства государства превышают его активы;

д) все ответы верны.

6. Дефицит государственного бюджета - это показатель:


а) потока; б) запаса; в) и потока и запаса; г) ни потока, ни запаса.

7. Дефицит государственного бюджета возникает, если в данном году:

а) совокупная задолженность правительства положительна;

б) совокупная задолженность правительства отрицательна;

в) экспорт превышает импорт;

г) импорт превышает экспорт;

д) нет верного ответа.

8. С точки зрения макроэкономической теории дефицит государственного
бюджета равен:

а) G - Т; б) Т- G; в) G+T г) - G; д) определенно сказать нельзя.

9. Если правительство стремится иметь сбалансированный бюджет еже­
годно, то такой бюджет:

а) будет сглаживать колебания в рамках экономического цикла;

б) будет усиливать колебания в рамках экономического цикла;

в) не будет оказывать никакого влияния на объем производства и уровень заня­
тости;

г) будет способствовать ослаблению инфляции;

д) будет стимулировать совокупный спрос.

10. Приверженность правилу ежегодно сбалансированного бюджета ведет к
тому, что:

а) правительство не может использовать монетарную политику для стимулиро-

вания экономики в период рецессии;

б) инфляция становится постоянным явлением;

в) правительство не может снизить налоги для стимулирования экономики в пе-

риод рецессии;

г) правительство перестает пользоваться доверием населения;

д) все ответы верны.

11. Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован:

а) сокращением государственных закупок товаров и услуг;

б) повышением налоговых ставок;

в) уменьшением трансфертных выплат;

г) выпуском государственных облигаций;

д) все ответы верны.

12. Способом финансирования дефицита госбюджета не является заем:
а) у МВФ; б) у ЦБ; в) у КБ; г) у казначейства; д) у населения.

13. Финансирование дефицита госбюджета за счет внутреннего долга:

а) приводит к росту ставки процента;

б) вытесняет частные инвестиционные расходы;

в) может привести к сокращению производственного потенциала в будущем;

г) может в будущем увеличить дефицит государственного бюджета; я) все отве­
ты верны.

14. Какое утверждение верно:

а) дефицит госбюджета является показателем запаса, а госдолг - показателем потока;


б) дефицит госбюджета является показателем потока, а госдолг - показателем
запаса;

в) и дефицит госбюджета, и госдолг являются показателями запаса;

г) и дефицит госбюджета, и госдолг являются показателями потока.

15. Государственный долг - это сумма предшествующих:

а) государственных расходов;

б) бюджетных дефицитов;

в) бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных профицитов;

г) бюджетных профицитов за вычетом бюджетных дефицитов;

д) расходов на оборону.

16. Внутренний государственный долг равен:

а) текущему дефициту государственного бюджета;

б) государственным расходам за вычетом налоговых поступлений;

в) совокупной задолженности правительства гражданам страны;

г) все предыдущие ответы верны;

д) нет верного ответа.

17. Абсолютным показателем государственного долга является:

а) общая сумма долга;

б) темпы роста долга;

г) отношение абсолютной величины долга к объему ВВП;

д) отношение темпов роста долга к темпам роста ВВП.

18. Показателем бремени государственного долга для экономики является:

а) абсолютная величина долга;

б) темпы роста долга;

в) сумма процентных выплат по долгу;

г) прирост величины долга по сравнению с предыдущим годом;

д) отношение абсолютной величины долга к объему ВВП.

19. Величина расходов по обслуживанию государственного долга равна:

а) величине долга;

б) отношению величины долга к объему ВВП;

в) сумме процентных выплат по долгу;

г) отношению суммы процентных выплат по долгу к величине долга;

д) отношению темпов роста долга к темпам роста ВВП.

20. Внутренний госдолг не может привести к банкротству государства, так
как правительство имеет возможность:

а) повысить налоги;

б) рефинансировать долг;

в) увеличить массу денег в обращении;

г) все ответы верны.

21. Если экономика находится в состоянии полной занятости и кандидат в
президенты обещает вдвое уменьшить государственный долг в течение че­
тырех лет за счет повышения ставки подоходного налога и сокращения го­
сударственных закупок, то такая политика, скорее всего, приведет к росту:

а) безработицы;

б) цен на потребительские товары;


в) совокупного спроса;

г) совокупного предложения;

д) темпа экономического роста.

22. К негативным последствиям внутреннего госдолга относится:

а) сокращение производственных возможностей национальной экономики;

б) снижение уровня жизни;

в) перераспределение национального богатства;

г) снижение темпов развития экономики;

д) все ответы верны.

23. Если темпы роста внутреннего госдолга выше, чем темпы роста ВВП,
то это:

а) в итоге приведет к кризису фискальной политики правительства;

б) не имеет большого значения, так как правительство страны должно собствен-

ным гражданам;

в) не представляет собой серьезной проблемы, так как происходит рост эконо-

г) не оказывает влияние на эффективность экономики, поскольку вытеснение

частных инвестиционных расходов компенсируется ростом государственных закупок товаров и услуг;

д) не оказывает влияние на изменение ставки процента.

24. Эффект вытеснения, связанный с финансированием дефицита госбюд­
жета за счет внутреннего долга:

а) сокращает частные инвестиционные расходы;

б) приводит к росту ставки процента;

в) может привести к сокращению запаса капитала и производственных возмож­
ностей экономики в будущем;

г) ведет к перераспределению доходов между частным и государственным сек­
тором;

д) все ответы верны.

25. Отрицательным последствием большого внутреннего долга не является:

а) рост дефицита государственного бюджета;

б) угроза инфляции в долгосрочном периоде;

в) вытеснение частных инвестиций;

г) невозможность погашения долга;

д) нет верного ответа.

26. Значительный внутренний госдолг является нежелательным, потому
что:

а) создает угрозу банкротства государства;

б) всегда сопровождается ростом уровня безработицы;

в) в долгосрочном периоде может привести к высокой инфляции;

г) все ответы верны.

27. Значительный государственный долг:

а) является и в краткосрочном, и в долгосрочном периодах неинфляционным
способом финансирования дефицита государственного бюджета;

б) может снизить экономические стимулы к инвестированию;

в) ведет к сокращению дефицита государственного бюджета;

г) может сопровождаться оттоком капитала из страны;


д) все ответы верны.

28. К негативным последствиям внешнего госдолга относится:

а) сокращение неравенства в доходах;

б) увеличение стимулов к повышению эффективности производства;

в) отток части национального дохода за пределы страны;

г) рост доли сбережений при всех уровнях располагаемого дохода;

д) все ответы верны.

29. Значительный внешний государственный долг не может:

а) привести к кризису платежного баланса;

б) обусловить истощение золотовалютных резервов страны;

в) способствовать экономическому росту в будущем за счет притока иностранно­
го капитала;

г) привести к банковскому и долговому кризису;

д) все ответы верны.

12.3. Тест. Укажите, что из перечисленного относится:
а) к расходам госбюджета; б) к доходам госбюджета.

1. Расходы на оборону. 2. Финансирование социальных программ. 3. Ак­цизные сборы. 4. Помощь зарубежным странам. 5. Средства от выпуска госу­дарственных облигаций. 6. Обслуживание государственного долга. 7. Сеньо-раж. 8. Обеспечение развития науки и культуры. 9. Выплата пособий по без­работице. 10. Поддержка частного бизнеса. 11. Личный подоходный налог. 12. Таможенные пошлины. 13. Взносы фирм на социальное обеспечение. 14. Со­держание армии. 15. Выплата жалования государственным служащим. 16. При­быль государственных предприятий. 17. Косвенные налоги. 18. Налог на имуще­ство. 19. Содержание государственного аппарата. 20. Налог на добавленную стоимость. 21. Заем у Международного валютного фонда. 22. Выплата пенсий. 23. Налог с продаж. 24. Жалование президента страны. 25. Содержание парла­мента страны. 26. Плата за использование природных ресурсов. 27. Тарифы на продукцию естественных монополий. 28. Аккордные налоги. 29. Средства от продажи приватизируемых предприятий. 30. Проценты по государственным цен­ным бумагам. 31. Охрана общественного порядка.


Похожая информация.


74. Какая из целей деятельности фирмы является наиболее важной:Получение прибыли

75. Какая форма организации предпринимательской деятельности делает для физического лица риск капитала минимальным? Акционерное

76. Какая школа впервые сделала предметом своего анализа процесс производства и определила источники доходов всех слоев общества?Физиократизм

77. Какие действия не относятся к недобросовестной конкуренции? Улучшение качества товара

78. Какие издержки называют «издержками потерянных возможностей»? упущенная выгода в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей.

Каковы объективные условия возникновения и функционирования рыночного хозяйства? Общественное распределение труда

Какое из следующих выражений представляет собой общие издержки - сумма постоянных и переменных издержек

81. Какое свойство не относится к характеристике товара?Бесплатность

82. Какое свойство не относится к характеристике товара?Бесплатность (товар бесплатным не бывает)

83. Какой банк второго уровня осуществляет прямые и портфельные инвестиции? Все банки 2 уровня

84. Какой банк имеет право на эмиссию денег? Нац банк.

85. Какой из денежных активов обладает наибольшей ликвидностью? Наличные деньги

86. Какой фактор не способствует росту реальных доходов семьи? =Повышение цен на потребительские блага и услуги

87. Качество жизни измеряется с помощью показателя - - чистого экономического благосостояния

88. Конкуренция, осуществляемая с помощью рекламы, качества товара, называется - не ценовая

89. Кривая Лоренца показывает фактическое распределение доходов

90. Кривая совокупного спроса (АD) показывает: графически показывает величину спроса на товар для каждого уровня его цены.

91. Кривая Филлипса показывает связь между уровнем безработицы и уровнем инфляции

92. Кривая Филлипса фиксирует связь между уровнем инфляции и - безработицей

93. Кривая, показывающая на графике связь между налоговой ставкой и налоговыми поступлениями в бюджет - Лафера

94. Кризис экономического цикла означает, что в экономике наблюдается - банкротство предприятия

95. Критерием эффективности функционирования инфраструктуры рынка является - снижение затрат на производство

96. Кто является классиками теории маржинализма? К.Менгер, Л.Вальрос, У.Джевонс

98. М1 включает в себя Металлические и бумажные наличные деньги и чековые вклады

99. Маклер- это человек, который осуществляет посредническую деятельность на бирже по покупке товара от имени клиента

100. Меркантилисты изучали внешнюю торговлю

101. Место, где осуществляется купля - продажа ценных бумаг - фондовая биржа

102. Метод дедукции – это метод от общего к частному

103. Метод регулирования деятельности монополистов: ценовое регулирование

104. Метод суждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными экономическими фактами: дедукция

Микроэкономика изучает - функционирование фирмы

106. Микроэкономика изучает деятельность отдельных экономических агентов

107. Монополистически конкурентная фирма производит товар - дифференцированный

108. Моральный износ основного капитала определяется - высокий темп НТП

109. На предприятии используется 200 станков стоимостью по 10 тыс.$. каждый. Срок их службы 10 лет. Потребляемый капитал составит, тыс.$: 2000

110. Направления экономических реформ в переходной экономике - выбирализация внешней торговли и цен

111. Натуральное хозяйство - это форма организации экономики, при которой внутрихозяйственное потребление

112. Неценовая конкуренция ведется с помощью: рекламы

Оборотные производственные фонды – это часть производственных фондов, которая участвует в производстве в виде предметов труда, целиком потребляется в каждом производственном цикле, претерпевает изменения в своей натуральной форме, полностью переносит стоимость на готовое изделие, возмещается в натуре и стоимости после каждого производственного цикла

114. Объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы - конгломерат

115. Опосредованная банком аренда различных видов имущества и оборудования - лизинг

Бюджет - это совокупность расходов и доходов отдельного субъекта устанавливаемая на определенный период времени. Государственный бюджет - это важнейший финансовый документ страны в котором указываются источники и размеры поступлений в государственную казну, а также потребности, погашаемые за счет государства.

Основные положения

Государственный бюджет влияет на многие экономические факторы страны и принимается на законодательном уровне. Существует даже специальный бюджетный процесс, который включает в себя составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, контроль за исполнением и проведение внешних проверок. Осуществляется бюджетный процесс уполномоченными государственными органами.

Основные функции государственного бюджета:

  • Контролирует и ограничивает действия правительства;
  • Осуществляет регулирование денежных потоков внутри государства и укрепляет финансовые связи между центром и регионами;
  • Определяет экономическую политику государства;
  • Предоставляет информацию о намерениях правительства всем участникам экономической деятельности.

Государственный бюджет служит финансовой базой государства и является необходимой составляющей для нормального функционирования государственной системы. С помощью бюджетных средств, правительство осуществляет выплаты по взятым на себя обязательствам, осуществляет финансирование различных государственных программ, создает государственные резервы.

Экономическое значение бюджета состоит в том, что он во многом определяет конечный потребительский спрос. Это связано с тем, что от величины бюджета во многом зависят доходы населения, за бюджетные средства выполняются различные государственные заказы и закупаются большие объемы продукции. Величина финансовых потоков, которые проходят через государственный бюджет оказывает влияние на такие важные экономические показатели как:

  • Объем производства;
  • Государственные инвестиции;
  • Уровень безработицы;
  • Величина денежной массы;
  • Валютный курс;
  • Учетная ставка Национального банка;
  • Размер внутреннего и внешнего государственного долга;
  • Инфляция.

Все эти экономические показатели взаимосвязаны и негативная динамика одного, незамедлительно повлечет за собой ухудшение значений других показателей. Например, бюджет сокращается за счет уменьшения финансирования какой-либо государственной структуры. В этом случае проблема невыплаты заработной платы решается за счет сокращения части сотрудников данной государственной структуры, что неизбежно приводит к росту безработицы и повышению суммы выплат социальных пособий для безработных граждан.

Другой пример. Правительство решило уменьшить внутренний долг не за счет бюджетных средств, а за счет выпуска дополнительной денежной массы. В этом случае неизбежен рост инфляции, так как денежные средства не подкреплены государственным золотовалютным резервом.

Для эффективной работы с государственным бюджетом выделяют следующие показатели:

  • Доходы;
  • Официальные трансферты;
  • Расходы;
  • Дефицит и профицит.

Доходы государственного бюджета

Государственные доходы выражают экономические отношения, возникающие между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и частными лицами с другой стороны. Выражаются эти отношения в осуществлении денежных платежей предприятиями, организациями и частными лицами, которые направляются для формирования государственного бюджета. Доходы государственного бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в государственную казну, согласно действующего законодательства.

Доходы разделяются на текущие и капитальные. Капитальные доходы - это официальные трансферты, доходы от продажи и сдачи в аренду земли, доходы от реализации государственных запасов. Официальные трансферты - это нерегулярные, необязательные и часто единоразовые платежи, поступающие в государственный бюджет из различных источников. Как правило, эти поступления носят характер пожертвований. Например, трансфертом считается сумма, добровольно выделенная частным лицом в государственный бюджет для строительства больницы или школы.

Текущие доходы делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы формируются из предусмотренных законодательством налогов и сборов. Налоговые доходы составляют основную часть доходов государственного бюджета. На их долю приходится около 85% всех поступлений, на долю неналоговых и капитальных доходов приходится 8% и 7% соответственно. Разновидности налоговых доходов:

  • Налог на прибыль;
  • Подоходный налог;
  • Налог на совокупный доход;
  • Лицензионные и регистрационные сборы;
  • Отчисления в государственные социальные фонды;
  • Налоги на имущество;
  • Платежи, отчисляемые за пользование природными ресурсами;
  • Налоги взимаемые с внешнеэкономической деятельности;
  • Прочие налоги и сборы.

Налоги являются важным инструментом фискальной политики государства. Размер налогов определяется законодательными органами страны, а за их неуплату предусмотрена уголовная ответственность. Совокупность налогов образует налоговую систему государства.

Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются от непосредственной деятельности определенного субъекта. К их числу относят: налог на прибыль, подоходный налог, налог на совокупный доход.

Косвенные налоги составляют около 70% всех поступлений в государственный бюджет. Они оказывают существенное влияния на ценообразование и структуру потребления. К ним относятся: налог на добавочную стоимость (НДС), акцизы, таможенные сборы и пошлины.

К неналоговым доходам государственного бюджета относят:

  • Административные платежи и сборы;
  • Доходы от имущества находящегося в государственной собственности;
  • Платежи по штрафам;
  • Прочие неналоговые поступления.

К источникам доходов государственного бюджета можно отнести государственные займы и средства, полученные за реализацию государственных ценных бумаг.

Расходы государственного бюджета

Расходы - это все невозвратные платежи, вне зависимости от того являются ли они возмездными или безвозмездными. Расходы государственного бюджета это экономические отношения возникающие в связи с распределением государственных средств и их использования по отраслевому, целевому и территориальному назначению. С помощью расходов бюджета, государство обеспечивает необходимую финансовую поддержку всех государственных программ проводимых правительством.

Расходы, как и доходы, делятся на текущие и капитальные. Капитальные расходы - это расходы, выделяемые правительством на различные инвестиционные программы. Кроме этого, в данную категорию входят расходы, направленные на кредитование юридических лиц из государственного бюджета. Текущие расходы - это расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, а также различные дотации и субсидии, предоставляемые государством для отдельных отраслей экономики.

Расходы государственного бюджета предназначены для следующих целей:

  • Социальные. В эту категорию входят расходы на выплату социальных пособий и пенсий, а также расходы на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности. Этот вид расходов занимает наибольшую долю в бюджете страны.
  • Военные. Эти расходы направлены на повышение обороноспособности государства, финансирование и содержание армии.
  • Экономические. Расходы из этой категории направляются на финансирование государственных инвестиционных и экономических программ, накоплений государственных резервов и выплату государственного долга.
  • Внешнеэкономические. Расходы направленные на обеспечение и реализацию международных договоренностей и выплату взносов в международные организации.
  • Содержание государственного аппарата. Расходы связанные с финансированием органов судебной и законодательной власти.

Дефицит и профицит государственного бюджета

При принятии государственного бюджета в обязательном порядке учитываются размер доходов и расходов. Оптимальным считается бюджет, в котором величина доходов равна величине расходов, так называемый сбалансированный бюджет. Но на практике, такого идеального показателя достичь, как правило, не удается и возникает дефицит или профицит бюджета.

Профицит бюджета - это превышение доходов государства, над его расходами. Данное явление, в современной экономике, встречается не очень часто. В основном странам приходится сталкиваться с дефицитом бюджетных средств.

Дефицит бюджета - превышение расходов государства над его доходами. В современном мире, явление бюджетного дефицита распространено повсеместно и вряд ли найдется государство, которое не сталкивалось с этой проблемой. Допустимым уровнем превышения расходов над доходами принято считать 5% от валового национального продукта.

Большой дефицит бюджета может привести к экономическому краху и даже банкротству государства. Поэтому правительства, всячески стараются предотвратить бюджетный дефицит. На сегодняшний день существуют три основных способа решения этой проблемы:

  • Сокращение бюджетных расходов;
  • Эмиссия дополнительных денежных средств;
  • Одалживание денег.

Сокращение бюджетных расходов один из самых эффективных и наименее популярный способ погашения бюджетного дефицита. В первую очередь это связано с тем, что урезание финансирование в основном скажется на малообеспеченных слоях населения, единственным доходом которых являются социальные выплаты или зарплаты выплачиваемые из госбюджета. Правительство, сделавшее ставку на этот способ решения проблемы, навряд ли будет пользоваться поддержкой населения.

Эмиссия дополнительных денежных средств. Этот способ наиболее легкий и безболезненный, но он приводит к обесцениванию национальной валюты. Поэтому использовать его можно не часто, чтобы не превысить допустимые нормы инфляции.

Одалживание денег - это самый распространенный способ «залатать дырявый бюджет». Этот способ популярен, тем, что деньгами можно воспользоваться сейчас, а отдавать их надо будет потом. Таким образом, переложив проблему возврата долга на следующие поколения.

Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг - это займы у иностранных кредиторов, а внутренний - у граждан или организаций собственного государства. Очень часто внутренний заем осуществляется посредством реализации государственных ценных бумаг.

Федеральный бюджет России

Федеральный бюджет - главный финансовый документ Российской Федерации в котором отображены основные расходы и доходы государства. Федеральный бюджет является финансовым планом страны на 1 год и утверждается Федеральным Собранием РФ в виде Федерального закона. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса финансовых средств между различными отраслями промышленности и народного хозяйства, между производственным и непроизводственным секторами экономики, а также регионами страны.

Принимается федеральный бюджет Государственной Думой РФ в трех чтениях. В первом чтении принимаются основные положения будущего бюджета, во втором депутаты принимают бюджет по разделам, в третьем - по подразделам. После принятия федерального бюджета Государственной Думой, он утверждается президентом Российской Федерации. Согласно законодательству, правительство РФ должно внести на рассмотрение Госдумы проект бюджета на следующий год, не позднее 1 октября текущего года.

Как и во многих странах, в России поступления в федеральный бюджет из регионов распределены неравномерно. Так, например, в 2013 году Ханты-Мансийский Автономный Округ перечислил в общей сложности 27% бюджетных средств. А это на целых 5% больше, чем 72 региона России.

Федеральный бюджет рассчитывается исходя из валютного курса рубля и мировых цен на нефть. Бюджет России в 2015 году был рассчитан исходя из цены в 96 $ за баррель нефти и по курсу 37.7 рублей за доллар США. Сумма доходов определена на уровне - 15.082 трлн. рублей, расходов - 15.531 трлн. рублей. Дефицит бюджета составил приблизительно 450 млрд. рублей.

Основными «потребителями» бюджетных средств РФ в 2015 году являются: Министерство финансов Российской Федерации - 29.49%, Министерство обороны Российской Федерации - 10.89%, Министерство Внутренних дел - 7.55%. На здравоохранение выделено 1.31% бюджета, а на образование и науку - 2.72%.

Наибольший доход ожидается от таможенных пошлин на нефть и газ - 26.11%, налога на добавочную стоимость - 34.15%, налога на добычу полезных ископаемых - 17.26% и различного рода акцизов - 4.46%.

Государственные бюджеты стран мира

Каждая страна имеет специфику собственной финансовой системы. Поэтому для сравнения экономического потенциала выбираются наиболее важные экономические показатели, расчет которых проводится аналитиками различных международных организаций.

Для сравнительной характеристики бюджетов используются суммы государственных расходов и доходов отраженные в долларах США. При этом дефицит/профицит бюджета отображается в процентном отношении к ВВП страны. В нижеприведенной таблице указаны страны с наибольшим уровнем государственных доходов в 2013 году.

страна Доходы бюджета, млрд $ расходы бюджета, млрд $ дефицит/профицит бюджета, млрд $ ВВП, млрд $ отношение дефицита бюджета к ВВП, %
1 США 2 849 3 517 - 668 16 768 3.98
2 Китай 2 118 2 292 - 174 16 173 1.07
3 Япония 1 739 2 149 - 410 4 685 8.75
4 Германия 1 626 1 624 + 2 3 610 -
5 Франция 1 410 1 522 - 112 2 535 4.41
6 Великобритания 1 023 1 112 - 89 2 450 3.6
7 Италия 984 1 052 - 68 2 106 3.23
8 Канада 687.8 740.8 - 53 1 530 3.46
9 Испания 505.1 597.3 - 92.2 1 523 6.05
10 Австралия 494.3 514.4 - 20.1 1 051 1.91
11 Россия 439 450 - 11 3 492 0.31

Как видно из таблицы, только Германия смогла закончить 2013 год с профицитом бюджета. Наибольший дефицит бюджета в денежном эквиваленте у Соединенных Штатов Америки - 668 млрд. долларов, а в отношении к ВВП, самая худшая ситуация у Японии - дефицит составил 8.75% от ВВП. Среди европейских стран, набольший % дефицита у Испании - 6.05, а в среднем ведущие страны Евросоюза имеют дефицит равный 4.32% от ВВП, что в принципе допустимо. У России и Китая одни из лучших показателей 0.31% и 1.07%.

Кратко и актуально о государственном бюджете читайте на Answr

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Государственные расходы - это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием фондов финансовых ресурсов субъектов экономических отношений в целях финансирования основных затрат расширенного воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей.

Специфика общественного назначения государственных расходов состоит в обеспечении финансирования государственной деятельности.

Объём и структура государственных расходов в ВВП зависят от многих факторов: этапа общественного развития, внешней и внутренней политики государства, уровня благосостояния населения, размера государственного сектора в экономике и другие. Кроме того, чем шире функции государства, тем больше необходимо ресурсов для их реализации. Если в рабовладельческом и феодальном государствах расходы государства состояли в основном из затрат на содержание дружины и военных походов, а также частных расходов государя, то с развитием производительных сил в современных условиях значительны государственные расходы в обеспечении финансирования таких функций государства, как экономическая, социальная, управленческая, экологическая, военная. По общественному назначению расходы государства подразделяются на следующие группы:

1. Расходы на социальные нужды. К таким расходам относится расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование.

2. Внешнеэкономические расходы связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это прямые субсидии компаниям из бюджета, освобождение экспортеров от налогов, предоставление кредита экспортеру или импортеру на льготных условиях, страхование экспорта и т.п. В эту группу можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей.

3. Экономические расходы имеют важное народнохозяйственное значение: они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей. Инвестиции расходуются на финансирование отраслей инфраструктуры, которые требуют огромных капиталовложений, поскольку низкорентабельны; финансирование новых прогрессивных отраслей, убыточных отраслей (угольнодобывающих, сельского хозяйства), научно-исследовательских работ, особенно фундаментальных исследований.

4. Расходы на оборону страны (военные расходы), в состав которых включаются расходы по содержание личного состава, вооружение, материально- техническое оснащение, строительство военных объектов, военных исследования и разработки, пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей и др. Существуют косвенные военные расходы, т.е. расходы на ликвидацию последствий войны и милитаризации, пенсии и пособия участникам войны, на восстановление хозяйства.


Скрытые военные расходы включают в себя исследовательские расходы, расходы на подготовку к мобилизационным мероприятиям, на подготовку населения на случай ведения войны.

5. Расходы на управление включают в себя расходы на содержание законодательных органов, правительство, местных органов власти и управления, милицию, органов судопроизводства и прокуратуры.

По своей роли в процессе воспроизводства расходы федерального бюджета классифицируются на производительные, которые связаны с финансированием материального производства, и непроизводительные, которые идут на содержание непроизводственной сферы.

По характеру потребностей расходы делятся на обыкновенные и чрезвычайные. Обыкновенные отвечают постоянным потребностям и возобновляются с каждым финансовым годом. Чрезвычайные обусловлены случайными и изменчивыми потребностями. В финансовой науке было признано, что обыкновенные расходы покрываются обыкновенными доходами (налогами, пошлинами и другими), а чрезвычайные - посредством чрезвычайных поступлений (продажа государственного имущества или заключение займа).

По целевому назначению расходы государства подразделяются на три группы: текущие расходы, капитальные расходы, а также расходы, связанные с образованием и обслуживанием страховых и резервных фондов. Каждая группа расходов утверждается отдельно. Текущие расходы бюджетов представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, государственную поддержку другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в форме:

Ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

Средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

Трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению;

средств на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

Ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти и приводящих к увеличению бюджетных расходов;

Бюджетных кредитов юридическим лицам;

Субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

Бюджетных ссуд, дотаций, субвенций, и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

Кредитов иностранным государствам;

Средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Капитальные расходы бюджетов представляют собой расходы, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность. Они включают в себя статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Кроме того, они включают средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные, расходы, связанные с расширенным воспроизводством, а также расходы, при осуществлении которых создаётся или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утверждённых расходов федерального бюджета.

Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной власти субъектов РФ при утверждении бюджетов на очередной финансовый год.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Федеральным бюджетом предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1% утверждённых расходов федерального бюджета. Средства этого фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ и на основании его письменного распоряжения.

Среди расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита. Его появление связано с превышением бюджетных расходов над его доходами, т.е. государство становится заемщиком финансовых средств или у населения, банков и предприятий, и в этом случае возникает внутренний государственный долг, или у другого государства или международных финансовых организаций, тогда возникает внешний государственный долг.

Если принимается федеральный закон либо другой правовой акт, предусматривающий введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов.

Государство выполняет свои функции либо непосредственно через систему органов управления, либо через принадлежащие ему предприятия, организации, учреждения.

Государственные расходы осуществляются из различных фондов: как централизованных (бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фонды государственных предприятий). Определяющими остаются государственные централизованные государственные расходы, а государственный бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Организационное построение данной системы базируется на определённых принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся: целевое направление средств, безвозвратность расходования государственных ресурсов, бесплатность, соблюдение режима экономии, контроль за их использованием.

Целевое направление средств означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой - заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и тому подобное.

Государство устанавливает приоритетность тех или иных потребностей, регламентируя порядок их удовлетворения, исходя из экономической политики и имеющихся ресурсов.

Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Однако следование этому принципу не означает, что можно быть безразличным к итогу использования государственных ресурсов. Порядок и условия их инвестирования должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.

Бесплатность означает, что выделение бюджетных средств производится без уплаты государству каких-либо доходов в виде процентов или других видов оплаты ассигнований.

Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов отвечает такой принцип их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

Контроль направлен на борьбу с бесхозяйственностью и расточительством, на соблюдение законности и требований финансовой дисциплины при расходовании средств.