К субъектам бухгалтерского учета не относятся. Экономические субъекты - юридические лица как единицы сферы применения бухгалтерского учета

Специальная система учёта бюджетных средств, выделенных на решение хозяйственных задач, необходима для обеспечения информацией органов, контролирующих исполнение бюджетов РФ. Бюджетный учёт упорядочивает всю информацию обязательствах, активах субъектов такого учёта. Субъекты – органы, управляющие внебюджетными фондами, местное самоуправление, государственной власти (Минфин, налоговые инспекции, различного ранга исполкомы, банковские учреждения). Это организации, которые составляют, утверждают и выполняют бюджеты.

26.04.07 г. закон № 63-ФЗ внёс корректировки в Бюджетный кодекс. С этого времени субъект бюджетного учёта – публично-правовое образование (сама РФ, субъекты, муниципальные подразделения), выполняющие бюджетные полномочия согласно БК (ст. 7-9). Бюджет – это основной денежный фонд любого такого образования. Субъектами являются:
  1. финансовые органы;
  2. органы Федерального казначейства;
  3. главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджета.
Отражая только денежные потоки, бюджет не способен отразить весь объём обязательств, активов субъекта. Реформирование бюджетного законодательства привело к новым требованиям учёта, выдвигаемым перед публично-правовыми образованиями, бюджетными учреждениями (представителями соответствующих образований). К ним должны предъявляться те же требования, что и ко всем участникам процесса. Это объясняется тем, что публично-правовые образования сталкиваются при ведении своей деятельности и с денежными средствами, и с различными имущественными обязательствами, владеют непроизводственными активами, объектами недвижимости. Для функционирования этих активов необходимы огромные средства.

Бюджетный учёт рассматривает получателей средств бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета и доходов бюджета.

Правовое регулирование для субъекта бюджетного учёта

Изначально логично определить, кому принадлежат те или иные объекты имущественных отношений, обязательств. Далее становится очевидным, кто является субъектом, на которого положены обязанности по ведению учета таких объектов. Дискуссию вызывает вопрос самостоятельности субъекта бюджетного учёта. Бюджетные учреждения – это юридические лица, что и создаёт некоторую сложность в определениях. Они попадают под действие ФЗ «О бухгалтерском учете». Если фактически объект учёта возник, изменился либо ликвидирован у публично-правового образования, то субъект в данном случаебюджетное учреждение (уполномоченный орган образования).

Оно тратит выделенные ему средства, опираясь на ст. 161 БК (согласно смете). Согласно 5-й ст. закона N 63-ФЗ оно может пользоваться для своего функционирования средствами, полученными от предоставления платных услуг, либо поступлений на безвозмездной основе, что возможно лишь на основе генерального разрешения главного распорядителя бюджетных ресурсов.

Публично-правовые образования – носители прав и обязанностей (бюджетное законодательство), они же являются субъектом права. Участники бюджетного процесса - субъекты конкретных правоотношений, выступают от имени таких образований. Они являются администраторами бюджетных средств.

5. Структура бухгалтерского учета: финансовый, управленческий, налоговый аспекты учета. Синтетический и аналитический учет

6. Учетная политика организации (ПБУ 1/98)

7. Предмет и объекты бухгалтерского учета

8. Методы бухгалтерского учета

9. Документирование как элемент метода бухгалтерского учета

10. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета. Порядок проведения инвентаризации

11. Принципы оценки имущества и калькуляция

12. Счета и двойная запись как элементы метода бухгалтерского учета. Взаимосвязь счетов и бухгалтерского баланса

13. Классификация счетов бухгалтерского учета

14. План счетов бухгалтерского учета, его строение

15. Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь

16. Бухгалтерская отчетность организации. Пользователи бухгалтерской отчетности

17. Учетные регистры и правила исправления в них ошибок

18. Формы бухгалтерского учета, их краткая характеристика

19. Понятие, классификация и оценка основных средств

20. Учет поступления основных средств: покупка, строительство, безвозмездное получение, вклад в уставный капитал

21. Учет амортизации основных средств. Способы начисления амортизационных отчислений

22. Учет реализации и прочего выбытия основных средств

23. Понятие, классификация и оценка нематериальных активов

24. Учет поступления нематериальных активов: покупка, создание, безвозмездное получение, вклад в уставный капитал

25. Учёт амортизации нематериальных активов и методы её начисления

26. Учет выбытия нематериальных активов

27. Понятие, классификация и оценка материалов

28. Учет приобретения, заготовления и прочего поступления материалов

29. Оценка запасов методами ФИФО, ЛИФО и метод средней цены

30. Формы, системы и размер оплаты труда

31. Порядок расчёта заработной платы, доплат, оплаты отпусков, надбавок

32. Учет расчетов с персоналом по оплате труда

33. Единый социальный налог и налог на доходы физических лиц

34. Классификация затрат

35. Учет готовой продукции

36. Учет денежных средств

37. Понятие доходов и расходов

38. Порядок формирования финансовых результатов деятельности предприятия, отражение в учете

39. Реформация бухгалтерского баланса

41. Порядок отражения в учете расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал и по выплате доходов

42. ПБУ 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностран-ной валюте"

43. ПБУ 6/2001 "Учет основных средств"

44. ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов"

46. Учетная политика и ее роль в принятии решений по управлению организацией

47. Виды и назначения бухгалтерской отчетности

48. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

1. Сущность и значение бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Процесс сбора информации о хозяйственной деятельности организации подразумевает определение, классификацию, оценку и измерение хозяйственных операций и других экономически значимых событий с целью последующего их отражения в системе управленческого учета. Под регистрацией понимают упорядоченное и последовательное отражение хозяйственных операций и других экономически значимых событий в первичных документах и учетных регистрах. Обобщение информации означает анализ, подготовку и интерпретацию информации. В процессе анализа информации о предоставляют состав информации, предоставляемой пользователям, круг пользователей, взаимосвязь между различными показателями деятельности организации, зависимость показателей от экономически значимых событий и ситуаций. Процесс подготовки и интерпретации информации предусматривает предоставление логически связанной плановой, учетной и иной информации, включающей, по необходимости, аналитические и прогнозные заключения.

Подготовленная информация предоставляется пользователям в виде отчетов табличного, графического и текстового формата.

Главная цель бухгалтерского учета - формирование полной и достоверной информации, обеспечение ею внутренних и внешних пользователей, а также анализ, интерпретация и использование информации для выявления тенденций развития организации, выбора различных альтернатив, принятия управленческих решений. Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, находящиеся на территории страны.

2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документам имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон "О бухгалтерском учете", ПБУ),. другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

1-й уровень; законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.

1) Основным актом первого уровня является Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы следует отнести Гражданский кодекс РФ, федеральные законы.

2) Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время, как уже говорилось, в России разработано и утверждено 20-положений по бухгалтерскому учету и отчетности; из них особенно важным является ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", поскольку в нем изложены основные принципы учета (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.).

На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ.

4) Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

документ по учетной политике предприятия;

утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

графики документооборота;

утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета:

утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

3. Закон Российской Федерации "О бухгалтерском учете": общие положения, основные требования к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность

В разделе I "Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, бухгалтерская отчетность и т.п.).

В разделе указан также свод законодательных актов РФ о бухгалтерском учете: Федеральный закон, устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, другие федеральные законы и указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Определена сфера действия Федерального закона.

Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бух терским учетом осуществляется Правительством РФ, а органы, которым Предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счет инструкции по их применению, положения (стандарты) по бух терскому учету и другие нормативные акты и методические ния по бухгалтерскому учету. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в d низаниях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций. Во разделе II "Основные правили ведения бухгалтерского уча изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязанность двойной записи хозяйственных операций на основе рабо плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте РФ, обязательность формирования учетной политики), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского у": икс имущества и обязательств, порядку осуществления инвен-зации имущества и обязательств.

В разделе III "Основные правила составления и представления б/у отчетности" изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правильной оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представим, основные правила составления сводной бухгалтерской от-ности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

4. Организация бухгалтерского учета на предприятии. Права и обязанности главного бухгалтера предприятия

Статья 6. Организация бухгалтерского учета в организациях

Наличные денежные средства и денежные документы хранятся и учитываются в кассе предприятия. Общие правила хранения, использования и учета денежных средств в кассе устанавливаются Центральным Банком РФ (инструкции, положения и пр. нормативные документы). Поступление денег в кассу происходит при их получении с расчетного или других счетов в банках, приеме наличных денег за продукцию и услуги, различных взносов работников предприятия или возврате ранее выданных им авансов. Из кассы деньги расходуются на выплату зарплаты и другие платежи работникам, выдаются на хозяйственные или другие расходы или вносятся на счета в банках.

Основными документами по учету поступления денег и их выдачи являются приходные и расходные кассовые ордера. Расходные кассовые ордера подписываются руководителем предприятия и главным бухгалтером. Подпись руководителя не обязательна, если она есть на прилагаемых к ордеру документах. Приходные кассовые ордера подписываются главным бухгалтером. Лицу, которое внесло деньги, выдается квитанция к приходному кассовому ордеру, подтверждающая факт приходования.

К оформлению всех денежных документов предъявляются особые требования. В них не допускаются никакие исправления. Исполненные кассовые ордера гасятся специальными штампами с указанием даты.

Выдача зарплаты, пособий, пенсий, стипендий оформляется платежными ведомостями, подписанными руководителем и главным бухгалтером предприятия без оформления расходных кассовых ордеров на каждого получателя. По истечении срока выдачи зарплаты и других платежей (3 дня) по ведомости в отношении лиц, не получивших соответствующей выплаты, вместо подписи о получении делается отметка о депонировании, затем подсчитываются и записываются в конце ведомости суммы выплаченных и депонированных средств за подписью кассира. На эти суммы составляются расходные кассовые ордера, на невыданную зарплату - реестр депонированных сумм.

Все приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в журнале регистрации кассовых ордеров.

Количество расчетных счетов, необходимых для осуществления расчетов, определяется самим предприятием. По своему усмотрению предприятие выбирает и банки для их открытия. С любого из них оно может производить все виды операций. Порядок открытия расчетных счетов, совершения и оформления операций определяется Центральным Банком РФ.

При открытии расчетного счета предприятие представляет в банк заявление об открытии счета и нотариально заверенные копии документов о создании предприятия (учредительный договор и устав), справки о регистрации предприятия, о его постановке на налоговый учет в налоговой инспекции и в социальных фондах, карточки с образцами подписей распорядителей кредитов (руководителя предприятия, его заместителя) и главного бухгалтера, которые заверяются нотариусом. Один экземпляр карточки с образцами подписей и печати (первое время без печати) хранится у контроллера банка для постоянного контроля подлинности представляемых денежных документов.

Каждому открытому счету присваивается номер, о чем делается пометка в уставе предприятия, заверенная гербовой печатью банка. Далее этот номер указывается во всех документах, связанных с движением денежных средств. При возникновении изменений в названии предприятия, характере его уставной деятельности, состава распорядителей расчетного счета в указанную документацию вносятся соответствующие изменения.

Банковское расчетно-кассовое обслуживание предприятия осуществляется по договору между предприятием и банком, в котором оговаривается стоимость банковских услуг, проценты за хранение денежных средств.

Расчеты между поставщиком и покупателем за товары, услуги, работы производятся в безналичной форме при помощи платежных поручений, требований-поручений, аккредитивов, чеков. Все формы расчетных документов установлены банком и должны содержать следующие сведения: наименование расчетного документа, номер и наименование банка плательщика, наименование ИНН плательщика, номер счета в банке, наименование получателя средств, номер его счета в банке, номер банка-получателя средств, назначение платежа, сумма платежа цифрами и прописью, в том числе НДС, подписи должностных лиц, печать предприятия.

Каждый вид расчетных документов имеет свои особенности.

Платежное поручение - это поручение предприятия банку о перечислении указанной в нем суммы со своего расчетного счета на расчетный счет другого предприятия. Поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки. Плательщик передает поручение в банк, который его обслуживает. Поручением оплачиваются товарно-материальные ценности, работы, услуги после их приемки покупателем или в порядке предоплаты.

Платежное требование-поручение - это требование поставщика к покупателю и поручение покупателя своему банку произвести оплату указанной в них суммы на основании расчетных и отгрузочных документов поставщика. Поставщик пересылает требование-поручение покупателю (почтой или через банк) для акцепта. После акцепта (соглашения на оплату) покупатель подписывает платежное поручение, заверяет его печатью и передает в банк, который его обслуживает, для перечисления средств поставщику.

Платежные поручения и платежные требования-поручения банк принимает только при наличии средств на расчетном счете плательщика.

Аккредитив - поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика произвести оплату счетов поставщика за товары, отгруженные покупателю, на условиях, указанных покупателем в заявлении на открытие аккредитива. Аккредитив может быть открыт за счет средств покупателя (Д 55.1 - К 51) или ссуды банка (Д 55.1 - К 66). Аккредитив открывается для расчетов с одним конкретным поставщиком и ограничен сроком использования средств. При неиспользовании или частичном использовании средств аккредитив закрывается перечислением средств на расчетный счет (Д 51 - К 55.1) или банку (Д 66 - К 55.1). При оплате счетов за счет аккредитива банк поставщика проверяет отгрузочные документы, акцептует счета по поручению покупателя и оплачивает их.

7. Понятие доходов и расходов

Классификация доходов и расходов: доходы и расходы от обычной деятельности, прочие доходы и расходы (операционные, внереализационные, чрезвычайные).

Расходы - это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию. В отличие от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках. Понятие "затраты" шире понятия "расходы", однако при определенных условиях они могут совпадать. Виды расходов

1. Расходы по обычным видам деятельности (Расходы на приобретение сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов, Расчеты по оплате труда, Отчисления в страховой фонд, Амортизационные отчисления)

2. Операционные расходы (Расходы, связанные с предоставлением организациями активов во временное пользование за плату, Расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности Расходы, связанные с участием в уставном капитале других организаций Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции, Проценты, уплачиваемые организацией за пользование денежными средствами (кредитами, займами), Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, Прочие операционные расходы)

3. Внереализационные расходы (Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение убытков, причиненных организацией, Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году Сумма дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания, Курсовая разница, Прочие внереализационные расходы)

4. Чрезвычайные расходы (Расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами (стихийные бедствия, пожары, аварии и др.))

1) По отраслям деятельности доход может быть от:

производственной деятельности;

торговой деятельности;

оказания услуг и т.д.

По видам деятельности доход поступает от:

основной деятельности;

инвестиционной деятельности;

финансовой деятельности.

По источникам формирования доход может быть от:

продажи продукции (работ, услуг);

прочих поступлений.

К прочим поступлениям относятся доходы, включающие в себя:

поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;

поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;

поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

доход, полученный предприятием в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

поступления от продаж основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), а также продукции;

проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

поступления в возмещение причиненных организации убытков;

доходы прошлых лет, выявленные в отчетном году;

суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

курсовые разницы;

сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов) и др.

По характеру налогообложения доход бывает двух видов:

подлежащий налогообложению;

не подлежащий налогообложению.

8. Порядок формирования финансовых результатов деятельности предприятия, отражение в учете

Финансовые результаты по видам деятельности, вследствие которых они возникают, подразделяются на: прибыль (убытки) от обычной деятельности и чрезвычайных событий. Под обычной деятельностью понимают любую деятельность предприятия, а также операции, обеспечивающие ее или возникающие вследствие осуществления такой деятельности. Обычная деятельность подразделяется на: операционную и прочую ( инвестиционную и финансовую). Под операционной деятельностью понимают основную деятельность предприятия, а также другие виды деятельности, не являющиеся инвестиционной или финансовой деятельностью. Основная деятельность - это деятельность, связанная с производством или реализацией продукции (товаров, работ, услуг), являющаяся определяющей целью создания предприятия и обеспечивающая основную часть его дохода. Инвестиционная деятельность - приобретение и реализация необоротных активов, а также тех финансовых инвестиций, которые не являются составляющей эквивалентов Денежных средств (например, инвестиции в ассоциированные или дочерние предприятия, совместная деятельность и др.). Под финансовой деятельностью понимают деятельность, которая приводит к изменениям размера и состава собственного и заемного капитала. Чрезвычайная деятельность - операции или события, отличающиеся от обычных и не происходящие часто или регулярно. К таким событиям относятся стихийные бедствия, техногенные аварии, пожар и др.

9. Реформация бухгалтерского баланса

Реформация баланса - это списание прибыли (убытка), полученной фирмой за прошедший финансовый год. Реформацию проводят 31 декабря, после того как в учете будет отражена последняя хозяйственная операция фирмы.

Реформация баланса состоит из двух этапов:

закрывают счета, на которых в течение года учитывались доходы, расходы и финансовые результаты деятельности компании. Это счета 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы";

включают финансовый результат, полученный фирмой за прошедший год, в состав нераспределенной прибыли или непокрытого убытка.

40. Учет собственного капитала организации

Каждое предприятие, организация или учреждение для реализации поставленных целей имеет в своем распоряжении как средства труда (здания, машины, оборудования и пр), так и предметы труда (сырье, материалы, топливо и пр), которые в совокупности составляют хозяйственные средства, то есть собственность предприятия. В свою очередь, собственность ассоциируется с понятием "Капитал".

Вместе с тем, хозяйственные средства имеют разные источники своего образования. Одни хозяйственные средства стали собственностью предприятия вследствие взноса в уставной капитал его основателями, другие были приобретены за счет или собственных средств предприятия, или займов других юридических или физических лиц. Учитывая деление источников формирования хозяйственных средств на собственные и привлеченные, капитал тоже делится на собственный и привлеченный.

При создании предприятия (при условии отсутствия долгов перед кредиторами) активы предприятия равняются его капиталу (А = К).

В процессе осуществления хозяйственной деятельности у предприятия возникает разного рода кредиторская задолженность (перед работниками - по оплате труда, перед поставщиками - за поставленные сырье и материалы, перед банками на суммы полученных кредитов). Следствием такой задолженности является возрастание активов предприятия. При этом условии активы предприятия равняются сумме собственного капитала и обязательств предприятия (А = Капитал + Обязательства).

Исходя из указанной формулы (Капитал = А - Обязательства), можно утверждать, что собственный капитал - это доля в активах предприятия, которая остается после вычитания всех его обязательств.

Составные собственного капитала представлены в разделе I пассива баланса "Собственный капитал", в который входят:

уставной капитал;

паевой капитал;

дополнительный капитал;

прочий дополнительный капитал;

резервный капитал;

нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);

неоплаченный капитал;

изъятый капитал.

Основной составной собственного капитала есть уставной капитал, который представляет собой общую стоимость активов, внесенных основателями при создании предприятия.

1. Порядок отражения в учете расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал и по выплате доходов

Счет 75 "Расчеты с учредителями"

Счет 75 "Расчеты с учредителями" предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации (акционерами акционерного общества, участниками полного товарищества, членами кооператива и т.п.): по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, по выплате доходов (дивидендов) и др. Государственные и муниципальные унитарные предприятия применяют этот счет для учета всех видов расчетов с уполномоченными на их создание государственными органами и органами местного самоуправления.

К счету 75 "Расчеты с учредителями" могут быть открыты субсчета:

75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал",

75-2 "Расчеты по выплате доходов" и др.

На субсчете 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал" учитываются расчеты с учредителями (участниками) организации по вкладам в его уставный (складочный) капитал.

2. ПБУ 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностран-ной валюте"

ПБУ 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте".

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных и бюджетных организаций), особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, связанные с пересчетом стоимости этих активов и обязательств в валюту Российской Федерации - рубли. Иные вопросы отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, должны решаться организацией исходя из правил, установленных для соответствующих видов активов и обязательств, стоимость которых выражена в рублях.

2. Настоящее Положение не применяется:

при пересчете показателей бухгалтерской отчетности, составленной в рублях, в иностранные валюты в случаях требования таких пересчетов учредительными документами, при заключении кредитных договоров с иностранными юридическими лицами и т.п.;

при пересчете стоимости активов и обязательств, выраженной в иностранной валюте или в условных денежных единицах, но подлежащих оплате в рублях;

при включении данных бухгалтерской отчетности дочерних (зависимых) обществ, находящихся за пределами Российской Федерации, в сводную бухгалтерскую отчетность, составляемую головной организацией.

3. Для целей настоящего Положения указанные ниже понятия означают следующее:

деятельность за пределами Российской Федерации - деятельность, осуществляемая организацией, являющейся юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, за пределами Российской Федерации через представительство, филиал;

дата совершения операции в иностранной валюте - день возникновения у организации права в соответствии с законодательством Российской Федерации или договором принять к бухгалтерскому учету активы и обязательства, которые являются результатом этой операции; курсовая разница - разница между рублевой оценкой соответствующего актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, исчисленной по курсу Центрального банка Российской Федерации, на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, и рублевой оценкой этих актива и обязательства, исчисленной по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период.

3. ПБУ 6/2001 "Учет основных средств"

ПБУ 6/2001 "Учет основных средств".

Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации. Под организацией в дальнейшем понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

2. Настоящее Положение применяется также в отношении доходных вложений в материальные ценности.

3. Настоящее Положение не применяется в отношении:

машин, оборудования и иных аналогичных предметов, числящихся как готовые изделия на складах организаций - изготовителей, как товары - на складах организаций, осуществляющих торговую деятельность;

предметов, сданных в монтаж или подлежащих монтажу, находящихся в пути;

капитальных и финансовых вложений.

4. Для целей настоящего Положения при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

5. К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

6. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.

4. ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов"

ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов".

Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах коммерческих организаций (кроме кредитных), находящихся у них на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

2. Настоящее Положение не применяется в отношении:

а) не давших положительного результата научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

б) не законченных и не оформленных в установленном законодательством порядке научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

в) материальных объектов (материальных носителей), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных.

3. Для целей настоящего Положения при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

б) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

в) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

г) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

е) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих

существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

4. К нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты, отвечающие всем условиям, приведенным в пункте 3 настоящего Положения, - объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):

исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).

В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

5. Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект.

Инвентарным объектом нематериальных активов считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо использовании для управленческих нужд организации.

5. Содержание и порядок формирования показателей бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс - основная форма бухгалтерской отчетности. Он характеризует имущественное и финансовое состояние организации на отчетную дату.

В балансе отражаются остатки по всем счетам бухгалтерского учета на отчетную дату. Эти показатели приводятся в бухгалтерском балансе в определенной группировке.

Бухгалтерский баланс делится на две части: актив и пассив. Сумма активов баланса всегда равна сумме пассивов баланса.

В актив баланса включены два раздела: разд. I "Внеоборотные активы" и разд. II "Оборотные активы". В пассиве баланса три раздела: разд. III "Капитал и резервы", разд. IV "Долгосрочные обязательства" и разд. V "Краткосрочные обязательства". Каждый из разделов баланса состоит из подразделов (групп статей), в которых отражаются виды активов и обязательств организации. Подразделы включают в себя отдельные статьи - строки, предназначенные для расшифровки показателей баланса. Конкретная структура бухгалтерского баланса определена в разд. IV ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации".

6. Учетная политика и ее роль в принятии решений по управлению организацией

Учетная политика организации.

это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

Раздел II "Формирование учетной политики". Учетная политика формируется исходя из установленных допущений и требований.

Формируемая организациями учетная политика должна соответствовать требованиям полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

методы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями;

другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организации по каждому конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации

Раздел III "Раскрытие учетной политики". Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.

7. Виды и назначения бухгалтерской отчетности

Виды отчетности

по экономическому содержанию:

бухгалтерская

налоговая

статистическая

организационная

по длительности охватываемых периодов

промежуточная

по времени ее составления

посменная

ежедневная

недельная

декадная

месячная (оперативная)

по уровню специализации

специализированная

по степени обобщения отчетных данных

индивидуальная

Назначение бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности, так как бухгалтерский учет собирает, накапливает и обрабатывает экономически существенную информацию о совершенных или запланированных хозяйственных операциях и результатах хозяйственной деятельности. таким образом, бухгалтерская отчетность служит инструментом планирования и контроля достижения экономических целей предприятия, которые можно свести к двум важнейшим экономическим целям предпринимательства. Каждый предприниматель хотел бы получать прибыль и сохранить свой источник дохода. Если для собственника капитала сиюминутный доход важнее долговременной работы предприятия, он будет стараться получить прибыль как можно быстрее, чтобы изъять ее из предприятия, извлеченный таким образом прирост на собственный капитал уже не окажется в будущем в распоряжении предприятия. Изъятие капитала означает, что устойчивости предприятия и цели сохранения собственного капитала придается меньше значения чем цели получения дохода. Отсюда возникает необходимость постоянного информационного отслеживания этих двух целей с помощью бухгалтерской отчетности - важного инструмента рыночных отношений.

Общественность имеет законное право на информацию об организации, поскольку ее потребителей, местных жителей - посредством решения вопросов экологии, занятости и т.д.

8. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию порядок признания коммерческих и управленческих расходов.

В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы, операционные расходы и внереализационные расходы, а в случае возникновения - чрезвычайные расходы.

В случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов.

Операционные и внереализационные расходы могут не показываться в отчете о прибылях и убытках развернуто по отношению к соответствующим доходам, когда:

соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение расходов;

расходы и связанные с ними доходы, возникшие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансового положения организации.

В бухгалтерской отчетности также подлежит раскрытию как минимум следующая информация:

расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат;

изменение величины расходов, не имеющих отношения к исчислению себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчетном году;

расходы, равные величине отчислений в связи с образованием в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов (предстоящих расходов, оценочных резервов и др.).

Прочие расходы организации за отчетный год, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются в отчетном году на счет прибылей и убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно.

Основные проводки по учету ремонта ОС

Проводка Операция
Дт Кт
Ремонт без создания ремонтного фонда
25, 26 60
25, 26 10,70,69
Ремонт с созданием ремонтного фонда
25, 26 96 Сумма созданного в отчетном месяце резерва
96 60 Ремонтные работы, выполненные сторонними организациями
23 10,70,69 Фактические затраты по текущему ремонту основных средств, выполненному хозяйственным способом
96 23 Списание фактических затрат по законченному ремонту, произведенному хозяйственным способом

Инвентаризация основных средств

Цель инвентаризации - выявить фактическое наличие и качественное состояние основных фондов предприятия, проверить техническую документацию, уточнить данные бухгалтерского учета. Инвентаризация основных средств проводится не реже 1 раза в год перед составлением годового отчета.

наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров бухгалтерского учета;

наличие документов на основные средства, сданные или принятые в аренду и на хранение.

Таблица Основные проводки при инвентаризации

Находит свое выражение прежде всего в некоей материальной структуре, в рамках которой осуществляется. Это могут быть вещи, так или иначе используемые в процессе деятельности люди, принимающие в этой деятельности участие какие-либо другие материальные предметы. Между перечисленными элементами возникают отношения. Вместе все перечисленное составляет хозяйственный комплекс субъекта учета.  

Односторонний характер, к примеру, имеет факт перемещения товара с одного склада предприятия на другой (т.н. внутреннее перемещение) многосторонний - факт поступления на склад товара, полученного от другого субъекта учета (т.к. данный факт имеет отношение одновременно к нескольким субъектам учета).  

Предыдущая классификация, таким образом, определяет участие в ФХД различных субъектов учета, а текущая - участие различных должностных лиц одного субъекта учета.  

Волю субъекта учета следует, разумеется, трактовать как волю должностных лиц, определяющих его хозяйственную политику.  

Понимая абсурдность распространения своих требований на все субъекты учета без исключения, законодатель не устанавливает за отсутствие у предприятия изолированного кассового помещения никаких конкретных штрафных санкций , а отсылает к общему законодательству, тем самым негласно разрешая данный пункт письма не исполнять.  

Ответственность за неисполнение большинства нормативных актов , разумеется, установлена, и только требования, фиксирующие ответственность, интересны как субъектам учета, так и законодателям. Вообще, ответственность за несоблюдение правил учета возможна различная дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Каждый из перечисленных видов ответственности регулируется различными нормативными актами , среди которых  

Что получается сейчас Предположим, что нам необходимо подсчитать величину А, которая определяется как сумма величин Б и В, каждая из которых представляет собой суммы Г и Д и, соответственно, Ей Ж и т.д. Порядок вычислений известен. Законодательство, вместо того, чтобы указать на единственную букву А как величину высшего уровня, предписывает порядок расчета всего алфавита, насколько хватает сил. Таковы все отчетные формы . Законодателя интересует лишь одна величина - допустим, сумма налога к уплате, - но он заставляет субъектов учета указывать множество составивших налог величин, как будто можно легко фальсифицировать одну цифру, но нельзя так же легко - целый ряд.  

Регламентация операционных данных (способов их обработки) приводит к серьезным потерям. Так, действующая методология, будучи недостаточно эластичной, не позволяет субъекту учета перестраиваться в зависимости от обстоятельств дела. Она, однажды определив учетный прием , заранее не предполагает, что со временем может появиться другой, более совершенный прием, позволяющий решить ту же проблему быстрее и надежнее. Тем самым методология ориентируется не на конечный результат , а на исполнение неких правил, не задаваясь вопросом, хороши они или плохи для каждого конкретного случая.  

Однако стоит себя спросить, насколько цели бухгалтерского учета способны отличаться от целей налогового Бухгалтерский учет призван фиксировать ФХД и тем самым предоставлять лицам, принимающим управленческие решения , пищу для ума. Налоговый учет призван учитывать базу налогообложения и суммы уплаченных субъектом учета налогов. Разница между первым и вторым весьма призрачна  

В этом ощущается привкус безумия. Законодатель говорит записывайте одно, но принимайте во внимание другое. С той же долей логики можно было бы посоветовать записывайте дважды два как пять, но не забудьте, что на самом деле это четыре. Если бы субъекты учета вели бухгалтерский учет как им заблагорассудится, т.е. бухгалтерский учет имел бы рекомендательный, а не обязательный характер, это было бы понятно. Тогда требования звучали бы следующим образом если даже вы запишете, что дважды два пять (в бухгалтерском учете), все равно это будет четыре (для налогообложения). На практике же мнение законодателя, спотыкаясь на скользких ступенях учетной методологии, сводится зачастую к компетентному указанию записывайте дважды два как пять, но не забудьте, что на самом деле это шесть.  

Бухгалтерам приходится подчиняться, поскольку альтернативы нет и не предвидится. Считают они одно, а подразумевают подчас совершенно другое. Это конвенция, хотя со стороны бухгалтеров и вынужденная. В бухгалтерском учете почти все конвенции вынужденные. Нет спору, любая регламентация принуждает - для того она и осуществляется но регламентация регламентации рознь. Принуждение бывает оправданным или не слишком нам кажется, что в данном случае - не слишком. Соблюсти государственный интерес можно было бы более безболезненно для субъектов учета, если бы законодатель отдавал себе отчет в том, что именно он намеревается регламентировать исходные данные или отчетные. В первом случае законодателю должно быть запрещено требовать от субъектов учета какой-либо информации, не соответствующей исходной во втором - вообще регламентировать ввод информации в ИСУ, поскольку в этом нет необходимости. О регламентации операционных данных - во всяком случае, при компьютерной форме учета - речи, как было сказано, идти не может в принципе, поскольку это нонсенс. Количество нормативных документов в итоге существенно сократилось бы, а качество регламентации учета возросло.  

В этом случае важно как можно полнее и достовернее описать все возможные варианты. Законодательство должно содержать полный (желательно - закрытый) перечень всех хозяйственных ситуаций , в которых может оказаться субъект учета, и предложить единственно правильный способ оформления каждой из них в учете.  

Правила относительно легко формулировать. 2. Правила не составит труда применить на практике. 3. Правила могут быть сколь угодно многословны и при этом не изменят своей сущности. 4. С помощью правил легко устанавливать особые порядки ведения учетаотдельных отраслях, для различных видов деятельности и т.п.). 5. Правила сложно трактовать различным образом. 6. С помощью правил легко привести информацию к стандартному виду. 1. Невозможно составить полный перечень всех допустимых ФХД, поэтому нельзя установить для каждого факта свое правило отражения в учете. 2. Субъекты учета находятся в заведомо неравных условиях, т.к. для каждого из них может быть установлено отдельное правило. 3. Резко возрастает объем нормативной документации. 4. Отсутствует методологическое единообразие при ведении учета . 5. Правила могут не основываться на принципах, что делает ИСУ нерелевантной. 6. Механическое исполнение правил не способствует пониманию того, чем бухгалтерия занимается и для чего это необходимо.  

Любое правило хорошо тем, что указывает, как надо действовать в той или иной ситуации. Если способ действия не указан, может быть истолкован произвольно или допускаются различные действия в аналогичных ситуациях, правила обращаются в рекомендации и перестают отвечать своему назначению. Парадоксально, но законодательство не только в некоторых случаях ошибается, допуская противоречия и неточности при описании тех или иных правил, а своей рукой устанавливает для субъекта учета возможность альтернативного выбора действий в одной ситуации. Для способа регламентации учета путем установления его правил это весьма и весьма странно.  

С другой стороны, слабое подобие выбора все-таки остается. Некоторые нормативные акты прямо предусматривают альтернативные способы отражения в учете идентичных ФХД. Таков, к примеру, приказ Минфина РФ от 17.02.97 г. № 15 Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга , устанавливающий правила учета для следующих случаев а) имущество учитывается на балансе лизингополучателя б) имущество учитывается на балансе лизингодателя. Это означает, что субъект учета вправе выбрать любой из двух вариантов отражения в учете одного и того же события.  

Нам кажется, что эффект от замены языка законодательства был бы потрясающим. Только представьте, что бухгалтеру при расчете заработной платы уже не нужно пользоваться многословными и содержащими разночтения инструкциями, а достаточно, взяв официальную версию программы, указать в ней все исходные параметры задачи, после чего программа выдаст гарантированно верный результат. Безусловно, разработать такую формулу по причине противоречивости и неполноты законодательства оказалось бы непросто, но если этого не смогут добиться профессиональные программисты при помощи профессиональных бухгалтеров и профессиональных юристов, возможно ли требовать аналогичного подвига от субъектов учета  

Пространственный и временной континуумы. До сего момента мы исходили из того, что имеется хозяйственный (или имущественный) комплекс субъекта учета и имеются отдельные части этого комплекса. Но вести учет можно с различной степенью детализации. Понятно, что учитывать весь хозяйственный комплекс целиком не имеет смысла - как таковой, он всегда равен единице. Учитывать же изменения хозяйственного комплекса означает раздроблять комплекс на части, частное изменение каждой из которых вызывает изменение хозяйственного комплекса в целом. Учет может заключаться лишь в исчислении отдельных объектов как составных частей этого хозяйственного комплекса - только в таком случае оправдывается прикладное назначение учета.  

Что представляет собой ФХД Это событие, изменяющее хозяйственный комплекс субъекта учета. Но события, особенно в хозяйственной деятельности , совершаются не мгновенно. Подход к длительности ФХД зависит от того, дискретно мироздание во времени или нет  

Продолжается работа над проектами 1ретьей очереди стандартов, в число которых вошли стандарты Контроль качества работы в аудите, Первичные аудиторские проверки , Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта , Учет допущения непрерывности деятельности предприятия в аудите и Учет нормативных документов по бухгалтерскому учету и налогообложению в ходе аудита. Названия некоторых из числа названных стандартов в ходе разработки могут быть уточнены. В процессе работы над стандартами необходимо, по нашему мнению, решить задачу кодификации стандартов, как это сделано в международных и ряде национальных стандартов.  

ФЗБУ, не давая определения, в качестве субъектов учета указывает в статье 4 на  

Интересы этих макропользователей защищают налоговые и иные органы, как правило, обладающие в отношении субъектов учета значительными правами и возможностями. Предоставление информации этим органам всегда регламентируется законодательством и составляет значительную часть бухгалтерской работы.  

Заметим, что прецедентность бухгалтерского законодательства противоречит его выборочности, но тут все зависит от субъекта учета в одном случае законодательство повернется к нему прецедентной стороной, в другом - субъект может надеяться на выборочное воздействие.  

Выработка конвенций, независимо от того, носят они объективный или субъективный характер, происходит не спонтанно, а в результате борьбы групп заинтересованных лиц бухгалтеров, менеджеров, законодателей и др. - каждая из которых в сфере выработки бухгалтерских соглашений преследует србственные цели. Естественно, цели этих групп переменчивы и противоречивы, а интерес велик от той или иной интерпретации бухгалтерской информации зависят суммы уплачиваемых налогов, официальные результаты финансово -хозяйственной деятельности , часто - возможности по манипулированию средствами предприятия и многое другое, а в конечном счете - и общее финансовое состояние субъекта учета. Таким образом, сфера учета связана с колоссальными денежными потоками , что делает ее чрезвычайно уязвимой для трактовок, отвечающих не научным, а иным требованиям.  

Законодательные противоречия делают конвенции в учете излишне навязчивыми. Любой бухгалтер при обнаружении законодательных противоречий обратится, если есть такая возможность, скорее к налоговому инспектору , чем к консультанту или аудитору. Причина выбора кроется не в квалификации первых и вторых (у консультантов и аудиторов квалификация, как правило, значительно выше), а в общей конвенциональности учета установить конвенцию между субъектом учета и государством по силам, невзирая на смысл законодательства, налоговому инспектору , но никак не консультанту с аудитором.  

Достаточно сформулировать один или несколько принципов, чтобы охватить ими все ФХД. 2. Все субъекты учета находятся в равных условиях. 3. При ведении учета достигается методологическое единообразие. 4. Применение единых принципов делает ИСУ релевантной (отвечающей требуемым образом на запрос от английского relevant - уместный, относящийся к делу). 5. Резко сокращается объем нормативной документации. 6. Соблюдение принципов способствует пониманию того, чем бухгалтерия занимается и для чего это необходимо, w 1. Принципы необходимо сознательно соотносить с каждым конкретным ФХД. 2. Сформулировать принципы трудно, поскольку хозяйственная деятельность необычайно сложна и многогранна. 3. Принципы не терпят исключений, что усложняет их формулировку. 4. Принципы располагают к многословным комментариям, что, в конечном счете, сводит их (принципы) на нет, превращая в правила. 5. Принципы возможно трактовать различным образом. 6. При помощи принципов сложно привести информацию к стандартному виду.  

Разумеется, разграничение комплекса зависит не от произвольного выбора субъекта учета, а определяется устройством мироздания. Вещи уже известным образом разделены - в качестве критерия их разделенности выступает пространственная конфигурация. Принцип заключается в том, что разграничено (или, наоборот, объединено в одном понятии, обозначающем материальный предмет) может быть только то, что совмещено в пространстве. Например, понятие автомобиль обозначает материальный предмет. Однако автомобиль можно разобрать на отдельные части, каждая из которых тогда также будет представлять собой иной материальный предмет, обозначаемый отдельным понятием. После разборки автомобиль как понятие исчезнет термин утеряет свой доскональный смысл и превратится в нечто весьма отвлеченное и абстрактное, хотя никаких материальных потерь он в результате разборки не претерпел.  

Об основных требованиях к ведению бухгалтерского учета мы рассказывали в . А что является объектом бух учета? Об объектах бухгалтерского учета кратко расскажем в этом материале.

Объекты и субъекты бухгалтерского учета

В бухучете объектом является то, что отражается в учетной системе или иным образом с ней связано.

Субъекты бухгалтерского учета — внутренние и внешние пользователи учетной информации.

Объекты бухучета

Вполне логично, что объектами бухгалтерского учета являются такие объекты, которые предусмотрены нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Обратимся к Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» .

Объекты бухгалтерского учета и их классификация представлены в ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ .

Так, к объектам бухгалтерского учета относятся:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования деятельности;
  • доходы;
  • расходы.

Кроме того указано, что объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Все объекты бухгалтерского учета признаются и учитываются в том порядке, который предусмотрен .

Что касается управленческого учета, то объекты бухгалтерского управленческого учета - это те же учетные объекты, предусмотренные Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ, а также другие объекты, определенные целями и задачами внутреннего учета. Как правило, основным объектом бухгалтерского управленческого учета являются затраты.