Информационные пятиминутки. Актуальные глобальные проблемы современности и пути их решения

Человечество прошло долгий путь от дикарского невежества до исторической высадки на Луну, покорения Красной планеты. Удивительно, но с ростом научной мысли технологии не принесли пользы рядовым гражданам нашей планеты. Напротив, влекут за собой уменьшение рабочих мест, кризисные и военные явления. Рассмотрим глобальные проблемы современности и пути их решения.

Вконтакте

Основополагающие понятия

Глобальные проблемы современности (ГП) – критические явления, затрагивающие интересы каждого человека, общества и мировых государств в целом.

Термин стал популярен в 60-е гг. XX века. Для предотвращения негативных последствий нужен совместный план действий всех стран.

Классификация ГП современности – это система, учитывающая происхождение, уровень опасности, возможные последствия каждой опасности. Благодаря структурированию проще сосредоточиться на решении насущных задач.

Как и любое явление, наше имеет ряд свойств, которые и формируют понятие:

  1. Независимость от времени – группы риска деструктивным образом воздействуют на планету, но их скорость значительно отличается. К примеру, демографический кризис человечества развивается дольше, чем природные катаклизмы, возникающие в одночасье.
  2. Касаются каждого государства – интеграция мировых держав привела к взаимоответственности между ними. Однако важно привлечь внимание всей мировой общественности к конструктивному диалогу.
  3. Угроза человечеству – все виды глобальных проблем современности ставят под вопрос целостность и жизнь мирового общества , планеты.

Внимание! До середины XX века ученые не задумывались о краткости глобальных вопросов человечества. Взаимоотношение между человеческим обществом и природой поднималось только на философском уровне. В 1944 году В.И. Вернадский ввел понятие ноосфера (область деятельности разума), аргументируя это масштабностью творений человечества.

Возникновение глобальных вопросов

Причины глобальных проблем человечества не проявляются на пустом месте. Предлагаем вашему вниманию перечень факторов, формирующих актуальные проблемы современности:

  1. Глобализация мира – экономика и взаимоотношения государств вышли на новый уровень. Теперь каждый участник мировой арены несет ответственность за благополучие соседей (и не только).
  2. Широчайшее поле деятельности – «покорители мира», так чувствует себя современное общество. Сегодня нет областей, где бы не ступала нога человека.
  3. Иррациональное потребление ресурсов – запас прочности планеты не безграничен . Исследования земной коры свидетельствуют о том, что энергетическая сфера (газ, нефть и уголь) рухнет через 170 лет. Надеюсь, вы понимаете, чем это грозит.
  4. Разрушение окружающей среды – сюда входит и стремительное развитие технологий. Ведь для многомилионных проектов требуются тонны полезных ископаемых. Отсюда вырубка лесов, бессистемное истребление даров Мирового , загрязнение атмосферы и космического пространства.
  5. Нравственность и общество – простого человека не интересуют актуальные проблемы современности. Но беспечность на «низшем» уровне чревата расслабленностью правящих кругов, научной элиты.
  6. Неравномерность социально-экономического развития – «молодые» государства значительно уступают сильным мира сего, что позволяет им манипулировать более слабыми. Такая ситуация чревата возрастанием мировой напряженности.
  7. Оружие массового поражениеядерные боеголовки угрожают самому существованию человечества. Однако это и надежный (пока) сдерживающий фактор.

Глобальные вопросы современности, стоящие перед человечеством, свидетельствуют о некомпетентности мировых лидеров государств, агрессивной политике по отношению к природе.

Важно! Ученые круги давно определили причины затруднений современности, но их решение пока не приносит видимых результатов. Для восстановления утраченного наследия человечеству понадобятся десятки, сотни лет.

Классификация

Лучшие умы современности трудятся над структурированием глобальных опасностей для человечества.

Некоторые упорядочивают их по происхождению, другие – по разрушительности воздействия, третьи – по важности для мировой цивилизации. Мы предлагаем ознакомиться с каждым вариантом.

Первая группа – сюда относятся факторы, связанные с внешней политикой государств , их противоречия и взаимные претензии. Для разрешения глобальных проблем необходимо обеспечить политические предпосылки.

Вторая группа – глобализация взаимоотношений человека и общества, государства. Сюда входят этнические, религиозные, террористические противостояния.

Третья группа является связующим звеном между мировой цивилизацией и природой планеты. Решение этих проблем должно иметь научно-политический характер.

Разберем классификацию ГП , исходя из направленности воздействия:

  1. Угроза мировой – развитие технологий современности требует ресурсной базы, формирование которой загрязняет окружающее пространство. Большая часть современной промышленности выбрасывает продукты распада в . К защите экологии относится не только снижение выброса вредных веществ, но и разработка новых, «чистых» технологий. Подобные проекты уже создаются в экономически развитых странах, но транснациональные компании тормозят их внедрение (баснословные доходы от газа и нефти).
  2. Перенаселение – по прогнозам ученых, население в 12 миллиардов человек приведет к разрушению экосистемы планеты . Если кратко, придется «избавиться» от более чем 5 миллиардов, чтобы вернуть природный баланс. Жестокий способ уменьшения – Третья Мировая война, более гуманный – ограничения рождаемости, фантастический – колонизация .
  3. Дефицит энергоресурсов – без полезных ископаемых (газ, нефть, уголь) человеческую цивилизацию ждет крах. Потеря электричества приведет к остановке производства, деградации систем коммуникации, ограничению информационного пространства. Альтернативные источники энергии помогут человечеству спастись, но сильные мира сего не заинтересованы в этом.

Социальный аспект

Развитие современного общества привело к резкому упадку ценностей человечества, которые формировались сотни лет.

Стремление обеспечить близких переросло в жадность и бескомпромиссность, а развитые государства живут за счет главной «сырьевой базы» – менее развитых соседей.

Озвучим явные проблемы современности в социальном секторе:

  • деградация общественной морали – легализация наркотиков и проституции способствует укоренению новых ценностей. Торговля собственным телом и курение наркотиков – норма современной жизни;
  • преступность – со снижением уровня духовности в обществе повышается преступность и коррумпированность общества. Формирование моральных устоев человечества всегда возлагалось на семью, церковь, образовательную систему;
  • проституция и наркомания – к глобальным проблемам современности в обществе можно отнести распространение психотропных веществ. Они не только порабощают волю человека, но и снижают его социальную активность – делают легкой мишенью для манипуляции и пропаганды.

Оставшиеся виды глобальных проблем современности перечислены ниже:

  1. Разоружение – основной статьей расходов большинства государств является оборонная промышленность. Денежные средства могли бы улучшить мировую экологию, уменьшить уровень безграмотности, остановить голод.
  2. Использование Мирового Океана – помимо вылова огромного количества рыбы и других морепродуктов, многие ядерные испытания проводятся на морских просторах. О вреде для окружающей среды можно не говорить.
  3. Глобальные проблемы современности проявляются в освоении человечеством космоса . Правительство каждой страны пытается покорить или занять доминирующее положение на еще не освоенных просторах.
  4. Преодоление отсталости – ущемление прав граждан развивающихся стран достигло предела. Сильные соседи всячески вмешиваются во внутреннюю и внешнюю политику «партнеров». Это накаляет обстановку на мировой арене.
  5. Борьба с инфекциями – социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем могут исчезнуть после нескольких волн инфекционных заболеваний. Поэтому важно реагировать на появление новых штаммов, вирусов.

Стратегия выхода из кризиса

Глобальные проблемы современности и пути их решения – приоритетная задача для мирового сообщества.

Задачи по решению этих проблем могут стоять самые разнообразные и касающегося разных сфер общества.

Они требуют не только громадных финансовых вливаниц, но и больших усилий, как ментальных, так и физических.

Вкратце перечислим такие задачи.

Все вышеперечисленные опасности требуют скорейшего разрешения:

  • повышение продуктивности сельскохозяйственной отрасли, новые пахотные земли;
  • уменьшение потребления электричества, ресурсов в целом. Оптимизация промышленности снизит потребление топлива, материальных затрат. Снижение вредных выбросов является приоритетным направлением;
  • безвозмездная помощь развивающимся странам, гуманитарные миссии для борьбы с бедностью и голодом;
  • мирное разоружение – отказ от химического и ядерного вооружения. Ограниченное использование «мирного атома», развитие альтернативных источников энергии;
  • глобальная проблема человечества – это падение моральных и этических принципов общества. Предстоит кропотливая работа по внедрению новых ценностей, культивированию полезных привычек, усовершенствованию образовательной системы;
  • космическое пространство нужно избавить от мусора, особенностью можно назвать нейтральность.

Внимание! Финансовый рынок не относится к современным источникам общемировой опасности, влияние денежных средств на экологию или образовательную систему незначительно.

Глобальные проблемы мира и пути их решения

Мировые экологические проблемы

Вывод

К главным особенностям глобальных проблем человечества можно отнести масштабность, взаимосвязь составных частей, деструктивные последствия. Сложность решения таких задач состоит не столько в денежных средствах, сколько в нежелании ряда стран менять устоявшуюся картину современности.

Одной из наиболее актуальных проблем российского общества остается поддержание внутренней стабильности в государстве. Речь идет о предотвращении политических кризисов и обеспечении поступательного движения вперед в области расширения демократических преобразований. Политическая система страны далека от совершенства и в полной мере не гарантирует населению всех тех прав и свобод, которые закреплены законодательно.

Несовершенство политической системы в последние годы стало одной из причин активных выступлений оппозиции.

Продолжает хромать и экономика страны. Лидеры государства не раз указывали в своих выступлениях, что России необходимо прекратить ориентироваться на выгоды, получаемые от продажи за рубеж сырьевых ресурсов, и искать новые резервы развития.

В Бюджетном послании правительству, обнародованном 13 июня 2013 года, президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что важнейшая задача страны – уход от сырьевой зависимости. Возможным решением этой проблемы могла бы стать ориентация экономики на восстановление частично разрушенного машиностроения, внедрение инноваций и современных наукоемких технологий.

Проблемы в социальной сфере

Остается острой проблема бедности широких слоев населения, которую эксперты ставят на одну из первых позиций по значимости. За минувшее десятилетие рост доходов в стране существенно отставал от роста инфляции. Остается значительным разрыв между беднейшими и наиболее состоятельными гражданами страны. Политический обозреватель «Российской Газеты» Валерий Выжутович в статье «Порок бедности», опубликованной 09 сентября 2011 года, приводит данные официальной статистики, согласно которым около 13% населения России проживают за чертой бедности.

Еще одна из проблем, существование которой не возьмется отрицать ни один серьезный исследователь, – повышение уровня алкоголизации населения России. Злоупотребление спиртными напитками неизбежно ведет к общей деградации народа и повышению смертности.

Алкоголизация нередко является следствием нерешенности социальных проблем, потери жизненных ориентиров и растущей безработицы.

Факты свидетельствуют, что население России медленно, но неуклонно сокращается. С момента запуска процессов, которые должны были вернуть Россию на путь цивилизованного развития, кривая смертности среди россиян стала идти вверх, а кривая рождаемости упала. Даже согласно оптимистическим прогнозам Росстата, опубликованным 07 июня 2013 года, к 2031 году численность населения страны сократится с нынешних 143 млн до 141 млн человек.

Это лишь самые острые и наиболее актуальные для сегодняшнего дня проблемы современной России. Решить их можно только комплексно. И многое здесь зависит не только доброй воли властных структур, на которую очень сложно рассчитывать, но и от активной и целенаправленной деятельности общественных объединений и отдельных граждан, болеющих за судьбы России.

Источники:

Многие проблемы, бывшие чрезвычайно актуальными в минувшем 20-м веке, не потеряли своей остроты и в наши дни. Более того, к ним прибавились и новые проблемы, относящиеся буквально ко всем сторонам жизни: политике, здравоохранению, демографии, экономике, межнациональным отношениям и т.д. Какие же из этих тем можно считать наиболее значимыми?

Инструкция

Военные конфликты и геополитическая борьба за сферы влияния – самые актуальные темы настоящего времени. После ужасов 2-й Мировой войны сама мысль о том, что люди по-прежнему могут разрешать конфликты, спорные ситуации на поле боя, казалась абсурдной. Тем не менее, во второй половине 20-го века множество войн – от кратковременных, до весьма затяжных, масштабных. Некоторые из них сопровождались исключительным ожесточением враждующих и масштабными жертвами среди мирного населения. Увы, и в начале 21-го века, вооруженные конфликты – печальная . Ситуация усугубляется тем, что во многих случаях эти конфликты происходят с прямым или косвенным участием держав или военно-политических блоков, если затрагиваются их геополитические интересы.Наиболее показательными можно считать гражданскую в Сирии, а также конфликт на Украине, начавшийся в ноябре 2013 года.

Разумеется, вероятность полномасштабного вооруженного конфликта между, например, Россией и блоком НАТО мала (благодаря наличию сдерживающего фактора в виде арсеналов термоядерного оружия). Тем не менее, такая опасность существует по-прежнему.

Очень злободневной проблемой остаются экономические кризисы, проблема с трудоустройством (особенно среди молодежи). Причем это касается даже тех стран, которые еще сравнительно недавно считали весьма благополучными. Например, среди государств - членов ЕС, очень острые экономические проблемы у Греции, Испании, Италии и Португалии.

Введение Глава 1. Этические проблемы - исторический экскурс Глава 2. Терроризм – как актуальная этическая проблема современности. 2.1. Терроризм – как порождение глобализации. 2.2. Как выиграть войну с террористами. 2.3. Идея ненасилия как объединяющая основа различных культур. Глава 3. Этические проблемы виртуализации коммуникационных процессов. 3.1 Информационная безопасность (защита данных). 3.2. Этика Интернета: торжество свободы морального выбора или разгул анонимной аморальности? 3.3. Разработка моральных кодексов Интернета как воплощение компьютерной этики. Заключение Библиографический список 3 5 6 6 8 9 14 16 18 20 23 25

Введение.

Мы живем в необычное время: мир ищет свою дорогу в будущее. Информационное, техническое, экономическое развитие, количество используемой человечеством энергии (т.е. природных ресурсов) – все это влечет новую ситуацию существования человечества.

К сбоям в системе «человечество» могут привести неравномерное распределение информационных и энергетических ресурсов: так, население богатых стран потребляет 60 % мировых ресурсов, в то время как демографический взрыв переживают совсем другие страны.

За несколько последних столетий понятие «человек» существенно изменилось. Назарчук А.В. говорит о смерти «человека природы», который потреблял природные ресурсы и о рождении «человека культуры», который обеспечивает свое существование не потребляя природные ресурсы, а перерабатывая их. Он все менее зависит от реальностей природы, и все более – от социальной и технологической ситуации культуры. «Прежняя культурная ситуация, характеризующаяся балансом репродуктивных потребностей и культурно-продуктивной активности человечества, сменяется ситуацией, когда культурно-производительная деятельность далеко опережает репродуктивную потребность». В результате возникает новый мир, не имеющий аналогов в природе и истории. Соответственно, традиционные формы и механизмы жизни, которые были ответственны за самосохранение человечества, перестают действовать. В результате возникает чувство глобальной угрозы существованию: никто не может сказать, способно ли человечество поставить под контроль те силы развития, которые оно вызвало к жизни или «или оно уже находится в руках иррациональной «логики вещей».

Совокупность изменений социума, объединяемых понятием «глобализация», – одно из проявлений указанной исторической мутации.(Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации . Основным следствием этого является мировое разделение труда , миграция в масштабах всей планеты капитала , человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для групп государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов)

Если до сих пор происходящая мутация вызывала опасные, но локальные и потому контролируемые кризисы, – к ним можно причислить политические революции, разрушительные мировые войны прошедшего столетия, раскол мира в «борьбе систем», – то глобализация обозначает новый – уже не локальный – масштаб проблем. Роковой вопрос прогресса – ведет ли он к увеличению или уменьшению управляемости мира – в этом случае может иметь как положительный, так и отрицательный ответ. Ответ на него можно найти, обращаясь к механизмам управления, контроля человечества над этими процессами. Говоря о механизмах контроля, мы обращаемся в первую очередь к морали, праву и политике как основным сферам саморегуляции социума. Если политика и отчасти право указывают на оперативные возможности управления исторической ситуацией, то этика несет в себе фундаментальные основания последних. Поэтому понимание и постановка этических проблем, а также возможных вариантов решения этих проблем является особенно актуальной задачей современного общества.

Предметом данной работы является выявление актуальных этических проблем современности, поиск решений этих проблем.

Задачи: рассмотреть этические проблемы с точки зрения истории, выявить этические проблемы современности в условиях процесса глобализации, рассмотреть возможности поиска решений данных этических проблем.

Глава 1. Этические проблемы - исторический экскурс.

Основными проблемами этики на протяжении всей истории существования человечества были проблема критериев добра и зла, смысла жизни и существования человека, проблема существования справедливости и должного. Термин «этика» был впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью этики Аристотель называл счастье - деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека - это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель - это умеренность и благоразумие.

Примечательно, что так называемое «золотое правило этики» - «не делай другим того, чего не желаешь себе», сформулировано Конфуцием не только вне греческой философской традиции, но и до рождения Аристотеля.

Глава 2. Терроризм – как актуальная этическая проблема современности

Рассматривая актуальные этические проблемы современности я хотела бы остановиться на некоторых из них, которые, как мне представляется, имеют наибольшее значение.

2.1. Терроризм – как порождение глобализации

Одним из порождений глобализации и технического прогресса стал терроризм. Глобализация породила терроризм как глобальную угрозу и в то же время получила от него сокрушительный удар . Ощущение опасности, риска стало всеобщим и постоянным. "Общество риска" превратилось в реальность. Автор этого термина, немецкий социолог У. Бек, раскрывая его содержание, указывал на состояние всеобъемлющего страха, все более овладевающее людьми: "Опасность представляет "разрушительная сила войны" . Язык опасности заразен: социальная нужда иерархична, новая опасность, напротив, демократична. Она поражает и богатых и бедных. Потрясения затрагивают все области. Рынки разрушаются, правовые системы не охватывают состава преступлений, правительствам предъявляются обвинения, и они одновременно получают новые шансы действовать. Глобализация отразилась на исламских странах преимущественно негативно. Двери глобальной экономики оказались для них в целом закрыты. Культура этих стран по-прежнему очень далека от западной, а традиции и обычаи выдержали испытание на прочность . Поскольку исламские культуры, в отличие от христианских, не заняты постоянной выработкой новых и пересмотром старых мировоззрений (как на социальном, так и на индивидуальном уровнях), ислам продолжает определять повседневную жизнь верующих мусульман, удерживая ее от радикальных перемен . Видимой дестабилизирующей (атакующей) стороной являются исламские радикальные организации, представляющие из себя надгосударственные образования, действующие на основании собственных, внутренних представлений об этических (духовных) ценностях.

Объектами террористических актов служат государства, не разделяющие систему духовных ценностей террористов или поддерживающие ее (системы) прямых оппонентов (например, Израиль). Страны, которые являются целями для террористов, в большинстве своем - лидирующие представители т.н. западного, или техногенного пути развития. С точки зрения обывателя - это места комфортного проживания, мировые лидеры общества потребления - США, Европейское сообщество, Саудовская Аравия . Сопоставляя вышеприведенные данные, можно прийти к выводу о взаимосвязи фактически уже идущей мировой террористической войны и общего кризиса современной цивилизации, существование и развитие которого констатируют крупнейшие ученые в различных сферах познания .

Суть этого кризиса абсолютно точно выразил директор Института философии РАН, академик Степин: для продолжения успешного развития цивилизации необходима новая нравственная, этическая система, объединяющая все человечество. Международный терроризм можно рассматривать как некий рефлекс, выброс отчаяния и бессильной злобы в ответ на методически нарастающее и бесцеремонное господство Запада над всем миром. Поэтому в духовном и политическом плане борьба с ним совпадает с вопросом об альтернативных сценариях глобализации. Ясно, что культуры, народы, государства подошли к такой стадии взаимодействия, когда отношения между ними приобретают качественно новый характер и многократно разделенное человечество ищет новые формы синтеза. Как сделать так, и можно ли сделать так, чтобы это происходило во благо всех культур, народов и государств или, по крайней мере, без существенных, очевидных потерь для них? Этот поставленный реальной историей вопрос является вызовом для общественной науки, включая этику . Народы хотят знать, куда ведет, во имя чего осуществляется глобализация, какую человеческую, духовную перспективу она обещает, и самое главное, всем ли найдется достойное место в новом глобализированном мире, на каком языке в нем будут разговаривать, каким богам там будут молиться.

3.2. Как выиграть войну с террористами.

Гусейнов считает, что чтобы выиграть войну с террористами, надо поменять их позитивный идеал, нужно отыграть доверие, которого Запад лишился .

Здравствуй читатель. Прошлый учебный год в образовательных организациях Краснодарского края был отмечен ", что год грядущий нам готовит? В школы поступило письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 07.07.2017 № 47-12359/17-11 «О проведении в образовательных организациях информационных пятиминуток», а также рекомендации по использованию в работе организационной модели проведения «Информационных пятиминуток» в 2017-2018 учебном году. Особое внимание следует уделить соблюдению соответствия тематики возрастным категориям учащихся. "Информационные пятиминутки" (далее - пятиминутки) для обучающихся рекомендуется проводить еженедельно на первом уроке (4 раза в месяц). Подготовка информации осуществляется учителем совместно с детьми. В 1-5 классах данную работу осуществляет учитель, классный руководитель, в 6-8 классах в подготовке и проведении пятиминуток принимают участие как учитель, так и ученики, в 9-11 классах пятиминутки готовятся совместно с учителем, но ведутся учениками.

Пятиминутки распределяются по следующим тематическим направлениям:

Первая неделя — «Слава России».

При организации подготовки и проведении пятиминуток может использоваться исторический календарь школьника Г.А. Любимова «Слава России». В старших классах возможен формат сопоставления исторических событий России с событиями мировой истории.

Вторая неделя — «История говорит».

Чтение и обсуждение отрывков произведений детьми или учителями, прослушивание записей мастеров слова, которые не включены в школьную программу («Библиотека кубанского школьника», «100 книг» по истории, культуре и др.).

Третья неделя - Новостная неделя.

Информация об актуальных событиях современности (политических, общественных, культурных, социальных и пр.), просмотр видеозаписей, чтение периодических изданий, анализ событий.

Четвертая неделя-«На Кубани мы живем».

Информация об исторических фактах, подвигах и достижениях кубанцев, внёсших вклад в развитие и процветание Краснодарского края, воспоминания ветеранов ВОВ и труда, тружеников тыла, детей войны, а также почетных жителей муниципальных образований и края.

  • В начальной школе необходимо остановиться на двух тематических неделях «Новостная» и «На Кубани мы живем». В течение месяца они чередуются между собой.
  • Очередность проведения тематических недель в 6-8 классах зависит от выбора классного руководителя, В этой возрастной группе работа ведется по таким темам,как: «Слава России», «Новостная неделя», «На Кубани мы живем». Рекомендуем теме «Слава России» уделить особое внимание и проводить ее дважды в месяц.
  • В 9-11 классах реализуется только «Новостная неделя». План и темы проведения пятиминуток составляется инициативной группой (зам. директора по воспитательной и учебной работе, учителя истории, литературы, учителя начальных классов, классные руководители).

При проведении пятиминуток учитываются возрастные особенности учащихся. В первых классах рекомендуется проведение пятиминуток начинать со второй четверти, с учетом адаптационного периода ребенка к школе.

В именных школах на таких неделях уделяется внимание значимым фактам из жизни героя, в честь которого названа образовательная организация.

При наличии школьного радио возможно проведение дополнительных «Информационных пятиминуток» в общешкольном формате.

Письмо получено по электронной почте