Чем отличается глобализация от интеграции. Нормативно-правовое регулирование международного интеграционного процесса

глобализация мировая экономика интеграция

Международная интеграция, ее формы и этапы

Резкое усиление межгосударственной конкуренции, более жесткое соперничество на традиционных рынках становится не под силу одному государству. Все процессы в отдельных странах оказываются зависимыми друг от друга, изменения в производстве одной страны вызывают определенные изменения в производстве другой. В результате зарождается и развивается «процесс интеграции - взаимопроникновение отдельных элементов экономики одной страны в экономику других стран. Таким образом, все страны оказываются участниками одного мирового производственного процесса и зависят друг от друга».

К объяснению сущности интеграции современные экономисты подходят по-разному. Так, А.И. Добрынин отмечает, что интеграция представляет собой широкое межгосударственное объединение, действующее в соответствии со специальными соглашениями и обладающее своей организационной структурой . Л.В. Шкваря осознает интеграцию как «комплекс форм экономического сотрудничества стран» . З.Н. Яковлева называет международную интеграцию «объективным и осознанным процессом сращивания национальных экономик» . С.А. Яблокова рассматривает интеграцию уже как «мощный инструмент ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке» . А вот З.К. Раджабова при формулировке своего определения считает важным отметить то, что в процесс интеграции чаще всего включаются государства «преимущественно с однотипным общественным строем и примерно одинаковым уровнем экономического развития».

Итак, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что международная интеграция выступает основой усиления взаимозависимости экономик разных стран, объединяет их на основе глубоких устойчивых связей и постепенно принимает всеохватывающий характер.

Процесс взаимопроникновения в экономику начинается, как правило, на уровне отдельных регионов, постепенно расширяясь и охватывая все новые страны. Происходит постепенное формирование относительно устойчивых связей структурного характера, при этом само сотрудничество между странами-партнерами обретает уже не только торгово-экономический, но со временем и технико-технологический и финансово-инвестиционный характер. В этот процесс вовлекаются многие тысячи банков, фирм, производственных компаний, научно-технических центров, как входящих в сферу влияния ТНК, так и обслуживающих интересы мелкого и среднего бизнеса.

Международная экономическая интеграция может принимать разные формы. Их классификация в экономической литературе основывается на степени ее полноты и зрелости в решении тех или иных задач.

Создание концепций стадий развития международной экономической интеграции - несомненная заслуга Б. Балассы, который классифицирует этапы процесса экономической интеграции по степени сотрудничества между интегрирующимися партнерами и видам дискриминационных мер, подлежащих отмене.

Этот ученый выделяет пять основных этапов, или форм, интеграции, на каждом из которых степень взаимодействия между партнерами усиливается:

Зона (регион) свободной торговли (ЗСТ) - подразумевает отмену количественных ограничений и тарифов между участниками при сохранении индивидуальных внешних барьеров по отношению к третьим странам. ЗСТ подразумевает отмену пошлин и торговых ограничений на торговлю всеми товарами, происходящими из объединяющихся территорий;

Таможенный союз (ТС) - дополнительное установление единого внешнего тарифа участниками союза по отношению к третьим странам, ликвидация пошлин и торговых ограничений на всю торговлю или, по крайней мере, на торговлю всеми товарами, происходящими из объединяющихся территорий, и применению примерно одинаковых пошлин и торговых мер в отношении третьих стран;

Общий рынок - отмена ограничений на передвижение всех факторов производства внутри интегрирующегося региона;

Экономический союз - определенная степень гармонизации экономической и социальной политики, единая валюта и платежный союз;

Полная экономическая и политическая интеграция - передача суверенитета по управлению экономической и социальной политикой наднациональному органу власти, формирование конфедерации .

Но все же современные экономисты вносят свои поправки в выделении стадий развития международной интеграции. Например, З.Н. Яковлева первой стадией интеграции называет преференциальное соглашение, основанное на «снижении тарифных цен и других барьеров во внешней торговле» . Еще она объединяет четвертый и пятый этапы, выделенные Б. Балассой, в один, который называется «экономический и валютный союз». С.А. Яблокова соглашается с классификацией Б. Балассы, в то же время объединяя последние две стадии в одну, называя ее «экономический и валютный фонд». З.К. Раджабова же, наоборот, четко разграничивает экономический союз как третью стадию, и политический союз как четвертую.

По моему мнению, классификация Б. Балассы довольно четко объясняет этапы международной интеграции. Но всё же, я думаю, что нельзя не учитывать и этап преференциального соглашения как основу дальнейших значимых изменений, как зарождение изучаемого процесса.

На высшей стадии интеграционного сотрудничества унифицированная региональная политика становится по-настоящему единой, включая в себя помимо чисто структурно-технологических аспектов уже и новое содержание. Происходит постепенная унификация процесса структурно-технологической перестройки хозяйства на всей территории интегрирующихся стран.

Интеграция затрагивает факторы производства, межгосударственные взаимосвязи, охватывая весь процесс воспроизводства, что влияет на экономику стран.

В последние годы некогда развивавшийся лишь в нескольких регионах мира интеграционный процесс охватил уже практически все континенты и субконтиненты и привел к образованию многочисленных региональных и субрегиональных торгово-экономических блоков, большая часть которых ставит конечной целью своей деятельности именно выход на интеграционную стадию экономического сотрудничества. Можно сказать, что современное мировое экономическое пространство все больше превращается в определенном аспекте в территорию, фактически поделенную на межгосударственные интеграционные группировки, число которых постоянно возрастает.

Речь уже идет о выравнивании социально-экономического положения стран-участниц в целом и их административных регионов, а также о создании условий для развития их в будущем как единого хозяйственного организма. Международная экономическая интеграция ведет к превращению мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Именно поэтому можно рассматривать интеграцию как основу уникального исторического процесса, а именно - глобализации.

Современная глобализация мировой экономики выражается в следующих процессах:

сокращение экономического расстояния (измеряемого в стоимости транспортных и информационных услуг) между всеми регионами мира, что позволяет объединить их в единое глобальное транспортное, телекоммуникационное, финансовое и производственное пространство. На смену межстрановому межфирменному производственному обмену готовыми изделиями приходит международный внутрифирменный обмен узлами, деталями, компонентами готовых изделий. Внутрифирменный характер международных обменов тем более прочно привязывает национальные хозяйства друг к другу, что осуществляется на основе единой корпоративной собственности. Внутрикорпорационная торговля - поставка компонентов продукта между филиалами МНК - составляет до 80% мировой торговли. Все дело в том, что МНК должны или беспрерывно глобализироваться, или исчезнуть в конкурентной борьбе. Они сосредотачивают трудоемкие процессы там, где имеется дешевая рабочая сила, высокотехнологическую часть производства - в странах с квалифицированным персоналом и развитой инфраструктурой, а завершающую сборку сосредотачивают вблизи от рынков сбыта и в странах с низким уровнем налогообложения. ;

усиление интернационализации обмена на основе углубления международного разделения труда, возрастания масштабов и качественного изменения характера традиционной международной торговли овеществленными товарами. Все более важным направлением международного сотрудничества становится сфера услуг, которая развивается быстрее сферы материального производства;

увеличение масштабов международной миграции рабочей силы. Выходцы из относительно бедных стран находят применение в качестве неквалифицированной или малоквалифицированной рабочей силы в развитых странах. В течение последнего полувека численность мигрантов увеличилась в два с половиной раза: если в 1960 г. их было 76,4 млн., то к 2005 г. количество мигрантов возросло до 191 млн. При этом, доля мигрантов, проживающих в развитых странах мира в их общей численности на планете, увеличилась с 43 до 61%. Удельный вес мигрантов в населении промышленно развитых стран возрос почти в три раза - с 3,4 до 9,5%. При этом страны, использующие иностранный труд для заполнения определенных ниш на рынке труда, связанных с низкоквалифицированной и малооплачиваемой работой, пытаются удерживать иммиграцию в определенных пределах ;

появление новых форм организации мирового хозяйства, соответствующих информационному технологическому базису, глобальных информационных, инновационных, производственных, финансовых сетей;

возрастание роли "глобальных фирм и банков" - транснациональных корпораций (ТНК) и банков (ТНБ) в управлении глобальными экономическими процессами. Примерно 80% интеллектуального капитала принадлежит ТНК. ТНК делают стратегическую ставку на инновации, что позволяет им доминировать в конкурентной борьбе. В общей сложности ТНК контролируют не менее двух третей мировой торговли .

развитие региональных интеграционных объединений с наднациональными механизмами управления экономическими процессами (такие как ЕС, НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР и т.д.);

массовое распространение либеральной рыночной модели экономики (переход к рыночной экономике стран Центральной и Восточной Европы, Китая), обеспечивающих рыночную целостность глобальному мировому хозяйству. Для этого МВФ и Всемирным Банком была разработана единая для всех развивающихся и посткоммунистических стран макроэкономическая стратегия рыночных реформ, необходимая для достижения экономического роста в этих странах ("Вашингтонский консенсус"). Программа включает следующие элементы:

  • üослабление регулирующей роли государства в экономике;
  • üплавающие обменные курсы;
  • üснижение торговых барьеров;
  • üускоренное развитие сектора услуг как основной сферы занятости и создания общественного богатства.

Данные глобальные сдвиги в мировой экономике свидетельствуют о том, что глобализация качественно отличается от предшествующих этапов интернационализации экономики, основным содержанием которых выступала международная экономическая интеграция.

Качественные различия между глобализацией и интеграцией состоят в следующем.

Глобализация представляет объективное и совершенно неизбежное явление современности, которое можно притормозить средствами экономической политики (что и происходит в ряде случаев), но нельзя остановить или "отменить", ибо таково императивное требование современного общества и научно-технического прогресса . Процессы же международной интеграции являются обратимыми.

Глобализация универсальна по субъектам, участвующим в ней. В отличие от межгосударственной экономической интеграции, основными субъектами которой являются страны и их объединения - союзы государств, международные экономические организации, субъектами глобализации становятся: транснациональные корпорации и банки; сетевые организации, состоящие из предприятий малого и среднего бизнеса, местных общин, банков; некоммерческие организации, индивиды;

Глобализация является более широким по содержанию процессом, чем международная экономическая интеграция. Кроме межгосударственных экономических процессов, регулирующихся национальными государствами и негосударственными органами (по типу ЕС), она включает в себя глобальные транснациональные производственные, финансовые, телекоммуникационные процессы, почти или совсем не поддающиеся государственному регулированию .

Глобализация Процесс образования наднациональных
структур в сфере экономики, политики,
культуры, которые оказывают влияние на
мировые процессы
Процесс складывания единого мирового
сообщества, мировой цивилизации
Цель заключается в построении единого
всемирного государства с единым
правительством, единым пространством,
единой валютой, единым народом,
культурой и проч.

Глобализация - процесс всемирной
экономической, политической и
культурной интеграции и унификации.
Основным следствием этого
является мировое разделение труда,
миграция в масштабах всей планеты
капитала, человеческих и
производственных ресурсов,
стандартизация законодательства,
экономических и технологических
процессов, а также сближение культур
разных стран.

Интеграция

Развитие устойчивых экономических,
политических, социальных и
культурных связей между
государствами, процесс их
сближения, объединения

Причины интеграции

Для развитых стран:
Выход на новые рынки сбыта
Доступ к более дешевым факторам
производства
Снижение издержек производства
Установление мирового господства

Причины интеграции

Для остальных стран:
Привлечение инвестиций
Приобщение к экономическому и
технологическому опыту развитых
стран
Помощь в решении экономических
проблем
Решение своих внутриполитических
проблем
Защита во внешней политике

Мировая система общества по У. Валерстайну

ядро- это развитые страны, за которыми
тянется весь мир, включает
самые сильные и могущественные государства
с усовершенствованной системой производства
полупериферия- занимает
промежуточную позицию между
ядром и периферией.
ядро
полупериферия
периферия
Входят интенсивно
развивающиеся страны с
динамичной политикой,
набирающим силы средним
классом
Периферия- это самые отсталые
и бедные государства

Аналогично предыдущей схеме мы можем рассмотреть схему № 2, которая несет такой же смысл

Ядропостиндустриальное
о-во
Полупериферияиндустриальное
о-во
Перифериядоиндустриальные
страны

Ядро

В ядре находятся такие развитые страны
как:
Япония

10.

США

11.

Западная Европа

12. Полупериферия

Россия

13.

Китай

14.

Восточная Европа

15. Периферия

Индия

16.

Африка

17.

Океания

18.

Латинская Америка

19. Уровни экономической интеграции

1. Торговые соглашения на 2-х или
многосторонней основе
2. Зона свободной торговли (ЕFTA, NAFTA,
EEA)
3. Таможенный союз
4. Общий рынок (Совет сотрудничества
арабских стран Персидского залива,
Андский общий рынок)
5. Экономический союз (ЕС, Бенилюкс,
СНГ, Магриб)

20. Направления и проявления интеграции

1. Экономическая интеграция – ТНК,
МВФ, МБРР, ЕС, ВТО
2. Политическая интеграция – ООН,
Совет Европы, НАТО
3. Социальная интеграция – миграция,
смешанные браки
4. Духовная интеграция –
интернационализация культуры

21.

22. Последствия интеграции и глобализации

1. Положительные:
Рост производства, торгового оборота,
развитие инфраструктуры,
распространение новейших технологий
Способствуют решению глобальных
проблем
Гарантирует целостность мира и его
развитие
Взаимовыгодное сотрудничество
разных стран и народов

23. Последствия интеграции и глобализации

2. Отрицательные последствия
Вестернизация культуры
Закрепление неравноправного положения стран
в экономической системе
неравномерность распределения преимуществ
от глобализации в разрезе отдельных отраслей
национальной экономики
Деиндустриализация национальных экономик
возможность перехода контроля над
экономикой отдельных стран от суверенных
правительств в другие руки, в том числе к
более сильным государствам, ТНК или
международным организациям;

24. Последствия интеграции и глобализации

2. Отрицательные последствия
возможная дестабилизация финансовой
сферы, потенциальная региональная или
глобальная нестабильность из-за
взаимозависимости национальных экономик на
мировом уровне. Локальные экономические
колебания или кризисы в одной стране могут
иметь региональные или даже глобальные
последствия.
Политический диктат развитых стран
Ущерб национальному суверенитету
Порождение новых проблем

25. Последствия для стран «третьего мира»

увеличение технологического отставания от
развитых стран;
рост социально-экономического расслоения;
обнищание основной массы населения;
усиление зависимости менее развитых стран от
стабильности и нормального функционирования
мирохозяйственной системы;
ограничение ТНК способности государств
проводить национально ориентированную
экономическую политику;
рост внешнего долга международным финансовым
организациям, который препятствует дальнейшему
прогрессу.

26. Международные организации

1 группа – ЕС
2 группа – Совет Европы
3 группа – ООН
Подготовить ответ по плану:
1) Образование и состав
2) Руководящие органы
3) Деятельность

27. Мировое правительство

Директор информационного аналитического
агентства при Управлении делами президента РФ
Александр Игнатов:
«Ключевым фактором, влияющим на современные
глобализационные процессы, является
деятельность Мирового правительства... Эта
надгосударственная структура эффективно
исполняет роль штаба «нового мирового
порядка». В своей работе эта организация
ориентируется на интересы малочисленной
элиты, объединенной этническим родством и
инициацией (т. е. посвящением) в ложах
деструктивной направленности. [«Независимая
газета» от 7 сентября 2000 г.]

28.

Социальная
в региональной
Высшее
“знахарство”
стратификация
цивилизации
запада

29. Глобалисты и антиглобалисты

Глобалисты – сторонники
глобализации
Антиглобали́зм - политическое
движение, направленное против
определённых аспектов процесса
глобализации в её современной
форме.
Антиглобалисты регулярно
проводят в разных странах мира
социальные форумы, различные
акции протеста.

30. Ресурсы

Ресурсы
М. М. Шумилов. Социальные последствия
глобализации // www.credonew.ru
Владимирова И.Г. Глобализация мировой
экономики: проблемы и последствия
//Менеджмент в России и за рубежом/№3 2001
И. Медведева, Т. Шишова. Что такое
глобализация и ее последствия для
России//«Православные вести», 29 марта 2001
года
Проблемы культуры мира в контексте
глобализации// www.nasledie.ru
Государство в условиях глобализации
//www.ref.by/
М. Кузнецов. Концепция глобалистов//
www.patriotica.ru

31. Домашнее задание

1. § 28, конспект выучить.
2. Подготовиться к прессвонференции «Последствия
глобализации для мира и для
России» по группам:
1-я группа – Глобалисты
2-я группа – Антиглобалисты
3-я группа – Представители прессы

Благодаря деятельности ТНК начинают стираться грани между мировым и внутренним рынками отдельных стран. Это не только открывает новые возможности развития, но и создает новые противоречия.

1 элемент глобализации – ТНК и ТНБ – господа мировой экономики.

Государства объективно заинтересованы в привлечении капиталов ТНК. Создаются новые рабочие места, увеличивается объем продукции, выпускаемой на национальной территории, обеспечивается доступ к новым технологиям.

В то же время ТНК обычно настаивают на либерализации внешней торговли, налоговых льготах, ограничении государственного вмешательства в экономику. Эти запросы нередко противоречат социальным ориентирам развития национальных экономик, которые поддерживает большинство избирателей.

В условиях, когда стабильность национальных экономик определяется устойчивостью мировых рынков валюты, капиталов и товаров, многие действия ТНК и ТНБ становятся источником серьезных проблем. Их капитал при появлении более выгодных сфер приложения немедленно перетекает в экономику других стран, что дестабилизирует положение на обширных территориях. Многие ТНБ обогащаются на разнице валютных курсов, т. е. прибегают к спекулятивным валютным операциям, подрывая устойчивость всей международной финансовой системы.

Использование преимуществ привлечения ресурсов ТНК и защита интересов отдельных государств обеспечиваются межгосударственным сотрудничеством, интеграцией.

2 элемент глобализации – слияние национальных экономик в единый комплекс.

Наиболее полного развития интеграция, приводящая к слиянию национальных экономик в единый комплекс, достигла в Западной Европе. Успешно развивается она в Северной Америке, где США, Канада и Мексика создали зону свободной торговли (НАФТА), в Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Разрабатываются проекты создания Североатлантической зоны свободной торговли, Азиатско - Тихоокеанской интеграционной зоны.

3 элемент глобализации – создание единых правовых пространств.

Развитие интеграционных процессов привело к созданию так называемых единых пространств. В их рамках действуют согласованные (чаще всего единые) правовые нормы, включая антимонопольное законодательство, принципы социальной, таможенной, налоговой, финансовой политики. При создании государствами обширных единых пространств, гиганты транснационального бизнеса оказываются вынуждены принимать согласованные правительствами экономические правила игры. В то же время интеграция не противоречит интересам ТНК и ТНБ. Она обеспечивает открытость экономических границ, свободу перемещения капиталов, товаров, рабочей силы, увеличивает стабильность положения в государствах, где находятся филиалы ТНК.

Переход ключевых позиций в мировой экономике к ТНК и ТНБ, развитие интеграционных процессов между самыми развитыми государствами мира на основе информационных технологий породили явление, которое в 1990-е гг. стало определяться как глобализация.

4 элемент глобализации – Интернет.

Глобализация - это новый этап мировою развития, начавшийся в связи с возникновением информационных технологий. Он характеризуется резким ускорением темпов взаимовлияния всех сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной). На этом этапе качественно возрастает степень взаимовлияния народов друг на друга, что раскрывает беспрецедентные возможности взаимообогащающего развития, но в то же время порождает новые противоречия.

В условиях глобализации сотрудничество между народами и государствами стало важнейшей предпосылкой их успешного развития. Именно по этой причине государства, которые сумели найти наиболее эффективные модели сотрудничества, заняли лидирующие позиции в современном мире. Совместными усилиями они решали достаточно сложные проблемы, возникавшие в ходе модернизации их экономики.

В то же время потребность в сотрудничестве вступает в противоречие с традициями политики, основанной на защите национальных интересов. В формирование единых пространств вовлекаются страны с различным уровнем развития, неодинаковым экономическим, научно-техническим потенциалом. Каждая из них стремится к тому, чтобы правила игры в рамках этих пространств в наибольшей мере отражали (или по крайней мере не ущемляли) ее интересы. В итоге развивается новый тип соперничества, протекающий в форме борьбы за влияние на политику международных институтов.

5 элемент глобализации – Мировое правительство.

Передача (делегирование) полномочий национальных правительств наднациональным институтам, рождающимся в ходе углубления интеграции, ведет к возникновению нового уровня власти, не подотчетной парламентам и избирателям отдельных стран. Эти процессы в 1990--е гг. воспринимались во многих государствах Западной Европы и Северной Америки как создающие угрозу демократии, правам и свободам граждан.

В 1990-е гг. протест против углубления интеграции, контроля ТНК и ТНБ над мировой экономикой выражали интеллектуалы, студенчество, довольно широкие слои общества, не получающие выгод от глобализации -- от представителей мелкого и среднего бизнеса, не выдерживающих конкуренции с ТНК, до маргиналов.

6 элемент глобализации – глобальное гражданское общество.

Заметную роль в политической жизни многих стран в конце ХХ в. стало играть движение антиглобалистов, Оно объединяет различные неправительственные организации (НПО), озабоченные переходом контроля над экономикой в руки ТНК и ТНБ, расширением их политического влияния. Особенно возросла активность антиглобалистов после того, как в 1997 г. ведущие страны мира начали переговоры о заключения соглашений, гарантирующих защиту инвестиций и собственности ТНК. В ответ на это антиглобалисты провели в Канаде (Торонто) учебу для 2000 активистов из различных стран под лозунгом «Бросая вызов власти корпораций». Начиная с этого времени, все встречи государств «Восьмерки», заседания руководства влиятельных международных организаций сопровождаются массовыми акциями протеста.

Движение антиглобалистов крайне неоднородно, оно не имеет ни организационной структуры, ни руководящего ядра. По примерной оценке, в него входит около 20 тыс. различных НПО - экологических, анархистских, троцкистских, марксистских и других. Антиглобалистское движение - международная инициатива «Акция без границ» 2000 г, участники которого в разных странах координируют свои действия через Интернет, является типичной сетевой структурой. Подобным термином называют организации, спонтанно и стихийно формирующиеся «снизу». НПО, выразившие желание принять участие в той или иной акции протеста, согласовывают действия, собирают средства. Как показала практика, они способны перебросить почти в любую точку земного шара до 100 тыс. своих активистов, организовать их проживание и пропитание.

У антиглобалистов отсутствует единая программа. Тем не менее их идеи имеют черты, близкие к взглядам новых левых 1960-1970-х гг. Это говорит о становлении новой радикальной политической силы международного масштаба.

Антиглобалисты негативно относятся к большинству существующих международных организаций, органам власти своих стран, ведущим политическим партиям и их лидерам, считая, что они защищают интересы транснационального бизнеса.

Антиглобалисты выступают против стремления высшего и среднего классов к повышению своих доходов и уровня жизни, увеличения прибылей ТНК за счет нанесения урона окружающей среде, переработки в предметы потребления невосполнимых ресурсов.

Антиглобалисты считают аморальным положение, когда меньшинство населения мира, проживающее в богатых странах Севера, пользуется всеми благами прогресса и тратит огромные средства на военные цели.

Антиглобалисты не отрицают преимуществ международного разделения труда, но считают, что оно должно развиваться не под контролем и по желанию ТНК, а на основе соблюдения интересов участвующих в нем государств и народов.

Развитие связанной через Интернет сети НПО свидетельствует о начале процесса становления глобального гражданского общества, которое в XXI в. сможет стать весьма весомой силой в мировой политике.

Сложились и международные организации сторонников глобализации, такие, как «Новая атлантическая инициатива» (учреждена в Праге в мае 1996). Ее активными участниками выступают концерн «Даймлер - Крайслер», другие представители транснационального бизнеса, военных и политиков стран НАТО.

Экология и проблема модернизации стран «Юга»

Проблемы экологии привлекли внимание мировой общественности еще в 1970-е гг. Только за период 1950--1960-х г - объем производства товаров и услуг в промышленно развитых странах Европы и Северной Америки увеличился в 30 раз. Соответственно возросло потребление энергоресурсов, сырья, воды, увеличились отходы производственной деятельности.

В 1970 г; группа ведущих ученых мира, объединившихся в Римский клуб, создала компьютерную модель развития мира. В нее были заложены параметры роста производства и потребления, наличия природных ресурсов, состояния биосферы и т. д. Оказалось, что при сохранении прежних темпов роста численности населения и прироста производства человечество в очень короткие сроки столкнется с истощением материальных ресурсов развития, ухудшением экологического положения.

Перевод промышленности на высокие энерго- и ресурсосберегающие технологии, безотходное производство на основе замкнутого цикла, которыми владеют ТНК, в принципе решает экологические проблемы.

Благодаря новым технологиям с начала 1960-х по начало 1990-х гг. расход энергоресурсов на производство каждых 100 долларов ВНП в странах Азиатско - Тихоокеанского региона сократился со 137 кг условного топлива до 37 кг, в арабских государствах - с 228 до 76 кг, в США - со 166 до 26 кг. Без увеличения объема природного вещества, вовлекающегося в производственный цикл, было обеспечено значительное увеличение выпуска готовой продукции.

Принятое в большинстве развитых стран жесткое природоохранное законодательство обязывает компании, корпорации принимать меры по предотвращению промышленного загрязнения окружающей среды. Уже в 1980-е гг. доля условно чистой продукции (производимой без ущерба экологии) в развитых странах достигла 27%, в развивающихся - 19%.

Увеличились общие государственные расходы на природоохранные цели. Во многих странах Северной Америки и Западной Европы к концу 20 в. они превысили 2% ВНП (5-7% бюджета), что позволяет частично исправить ущерб, ранее нанесенный природе. Так, в Германии удалось восстановить чистоту воды в реке Рейн, на берегах которого находятся крупнейшие производственные комплексы. В США были очищены от загрязнения Великие озера. Повсюду в мире создаются национальные парки и заповедники, где запрещена промышленная деятельность.

В то же время большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки не имеют средств на внедрение экологически безопасных технологий. ТНК во имя получения наибольшей прибыли используют заинтересованность многих развивающихся стран в привлечении капиталов для эксплуатации их ресурсов.

ТНК рассматриваются международной общественностью как виновники ежегодного уничтожения 20 млн га тропических лесов, представляющих собой «легкие» планеты; хищнической эксплуатации почв в странах Азии и Африки, ведущей к наступлению пустынь; сброса отходов производства в Мировой океан или их захоронения без соблюдения норм экологической безопасности в слаборазвитых странах.

В условиях глобализации совершенно новое измерение приобрели проблемы модернизации бывших колониальных и зависимых стран. Еще в 1970-е гг. существовали надежды, что постепенно будет преодолено отставание в уровне жизни населения этих стран от уровня жизни населения Западной Европы и Северной Америки. Однако с овладением ими высокими технологиями неравномерность мирового развития в целом возросла.

На долю 24 государств Севера (США, Канада, страны Западной Европы и Япония) к концу ХХ в. приходилось лишь 16% населения мира, но 77% мирового производства ВНП, 96% всех капиталовложений. Именно на их территории находятся центры «производства знаний», создаются и внедряются новые технологии. Основное движение капиталов ТНК и ТНБ осуществляется между этими странами.

Некоторые из государств Латинской Америки, Азии, Африки или страны Юга, как их иногда называют, смогли занять довольно весомое положение в новой системе международного разделения труда. Прежде всего это нефтедобывающие страны, такие, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Венесуэла, Мексика, ряд других. Многие государства, для которых свойственно сочетание довольно высокого уровня внутренней стабильности с наличием относительно дешевой рабочей силы, оказались привлекательны для капиталов тнк. К ним можно отнести Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Бразилию, Мексику и др. На их территорию стали переводиться экологически опасные производства, предприятия по сборке автомобилей, электронного оборудования, бытовой техники.

Модернизация с помощью ТНК имела ограниченный эффект. Благодаря ее осуществлению во многих странах "Юга» сложились высокотехнологичные производства. Однако они не стали органичной частью национальных экономик, которые во многом сохраняли традиционный, полунатуральный характер. Увеличились острота внутренних противоречий, неравномерность и нестабильность в развитии. Созданные крупные предприятия обслуживали преимущественно внешние рынки, их процветание зависело от положения дел в странах "Севера».

Вместе с тем такие страны, как Китай и Индия, обладающие огромными людскими и природными ресурсами, смогли добиться определенных успехов в модернизации своих экономик.

В наихудшем положении оказались те государства, которые стали непривлекательны для транснационального бизнеса по ряду причин. К ним относятся внутренние конфликты, отсутствие квалифицированной рабочей силы и обширных запасов полезных ископаемых. В этих странах «Юга», включающих большинство государств Центральной и Экваториальной Африки, ряд стран Центральной Америки и Азии (в частности, Афганистан), не решена проблема снабжения населения минимальным количеством жизненных благ и продовольствия. Здесь значительная часть населения (около 50%) не имеет доступа к услугам медицины, пользуется недоброкачественной водой, живет в городах и населенных пунктах, лишенных канализации, где бытовые отходы сбрасываются в окружающую среду. /

Правительства данных государств не имеют ресурсов для самостоятельного решения проблем развития. В большинстве из них рост численности населения превышает увеличение объема производства ВНП, что ведет к постоянному ухудшению положения. По некоторым оценкам, разрыв в уровне доходов, производимых на душу населения стран «Севера» и наименее развитых государств «Юга», в начале ХХ в. составлял 10: 1, в 1960-е гг. - 30: 1, к концу 1990-х гг. - 74: 1.

Существующие международные программы содействия развитию недостаточны, чтобы решить возникающие проблемы.

Эффективность содействия в развитии, оказываемого по линии международных организаций, не бесспорна. Международный валютный фонд (МВФ), задачей которого является поддержание стабильности курсов валют, в 1986-1997 гг. оказал помощь 54 странам. За все эти годы рост производства ВНП на душу населения в них составил лишь 4%.

Всемирный банк, созданный для помощи в развитии странам, которые не могут получить кредиты частных банков, за последние три десятилетия оказывал помощь в развитии 68 странам. Однако большинство из них не достигли успеха. Напротив, у государств, принимавших помощь МВФ и Всемирного банка, наблюдался быстрый рост внешней задолженности.

Низкая эффективность помощи развитию частично объясняется нецелевым использованием кредитов, расхищением средств местной знатью, бюрократией. В то же время условия выделения помощи, предъявлявшиеся МВФ и Всемирным банком, нередко не отвечали местному положению дел, их вынужденное принятие лишь ухудшало положение.

Таким образом, наряду с «центром» мирового хозяйства, развитым «Севером», и его периферией, государствами «Юга», выделилась группа наименее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки (их население - около 1 млрд человек) с крайне низким уровнем жизни, оказавшихся в стороне от процессов глобализации. Это создает серьезные проблемы для всех участников международной жизни.

Страны «Юга» становятся зонами военно-политической нестабильности, очагами возникновения эпидемий. Потоки беженцев из стран, охваченных кризисами и конфликтами, наводняют соседние государства, что обостряет и их внутренние сложности.

Во многих государствах нарастает недовольство в связи с ограниченностью программ содействия развитию. Высокий уровень жизни в странах «Севера» рассматривается как вызов народам, с трудом решающим проблемы обеспечения минимального выживания. Многие лидеры «Юга» стремятся любой ценой, в том числе и военными средствами, повысить статус своих стран в мировых делах.

Некоторые государства «Юга» (к их числу в конце ХХ в. относят Афганистан, Сомали, Судан, Заир и другие) становятся базой деятельности международных террористических организаций. Выступая под религиозными, националистическими, классовыми лозунгами, они пытаются методами насилия и террора «отомстить» ведущим державам мира за бедственное положение своих народов.

Все это создает новые проблемы на пути обеспечения международной безопасности и стабильности, требует новых решений от правящих кругов высокоразвитых стран мира.

Вопросы и задания

1.Как вы думаете, какие из объединений стран Западной Европы и Северной Америки и почему достигли наибольших результатов в интеграции?

2.В чем состоят проблемы и противоречия интеграционных процессов?

3.Проанализируйте основные черты двух моделей экономического развития евроатлантических стран: северо - американскую и западноевропейскую. В чем их отличие?

4.На какой стадии интеграции находятся в настоящее время страны Западной Европы? Каковы перспективы их дальнейшего сближения? При ответе на этот вопрос используйте материалы Интернета и текущей прессы.

5.Как определялись цели создания ЕЭС, какие методы их достижения предполагалось использовать?

6.Дайте определение понятий «транснациональная компания» и «транснациональный банк». Чем вызвано их появление? Какую роль они играют в современном мире?

7.Неизбежен ли процесс глобализации? Выскажите свое мнение.

8.Как связаны между собой проблемы экологии и модернизации стран «Юга»?

9.Почему некоторые государства «Юга» не могут решить проблемы, связанные с модернизацией? К каким последствиям это приводит?

10.В чем значение движения антиглобалистов?


"Интеграция" происходит от лат "integratio" - объединение. Применительно к сфере межгосуд. отношений оно означает добровольное и взаимовыгодное объединение отдельных частей (субъектов) в некую самостоят. целостность (общность). При этом последняя представляет собой не просто арифметич. сумму составляющих ее частей. Интеграция позволяет получить такие материальные, интеллектуальные и иные средства, каких ни один из участников не имел бы, действуй он автономно.

Интеграция представляет собой реальную возможность обеспечить мирное сосуществование гос-в, что может быть достигнуто посредством таких мер, как расширение торговли, свободное перемещение людей, развитие культурного обмена, активное проведение полит. консультаций и т. п.

Интеграция также определяется как "процесс, посредством которого отдельные государства передают часть своих суверенных прав в пользу создаваемой и единой для них всех институциональной структуры с тем, чтобы обеспечить учет и реализацию их общих интересов". Еще в античности возникла идея «космополиса» - глобального гос-ва для устранения разобщен-ти отдельных гос-в и войн. Либеральная концепция заключалась в создании м/н орг-ции (универсальной), придание ей наднационального статуса для преодоления межгос. разобщен-ти и анархии. После 1 МВ была создана Лига Наций, которая потерпела неудачу из-за грандиозности и неконкретности. Концепция функционализма (2 пол 20в), изложенная Митрани призывала не создавать наднациональных орг-ций, а устанавл-ть сотруднич-во гос-в в экон, соц, культ сферах - та практика подтолкнет гос-ва к формир-ю межгос-х органов и полит коопераций.

В современных м/н отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества гос-в и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (их > 4 тыс) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН.

    процесс интеграции (интеграция вглубь)

    глобализация (интеграция вширь)

Предпосылки интеграции:

террит. близость или общие границы

примерно одиников. ур-нь развития

демонстрация эффективности существующих объединений

Экономическая интергр. проходит несколько этапов: создание зоны свободной торговли,

таможенный союз, общий рынок, экон. и валютный союз.

Глобализация - процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.

Основные причины глобализации: переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям; переход от централизации экономики к ее децентрализации; переход от национальной экономики к мировой; переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора; использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения.

Глобализация - это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.

Основные направления глобализации: деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру; глобализация финансовых рынков; международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов; создание международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.

Формирование глобальной экономики порождает взаимозависимость экономик отдельных государств. Успех или кризис стран ощутимо сказываются по всему миру. Власть становится бессильной перед глобальными процессами. Это подталкивает к объединению усилий разных стран для решения социально-экономических и политических вопросов, например, расширяющееся Европейское экономическое сообщество.

Последствия процесса глобализации.

Позитивные:

Стимулирующее влияние на экономику: - появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где их производство обойдется дешевле; - возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду; - снижение издержек производства; - появление возможностей для дальнейшего развития производства; - рост прибыли; - концентрация усилий на разработке новых передовых технологий; - плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-технические исследования;

Сближение государств;

Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике;

Возникновение социокультурно¬го единства человечества.

Негативные:

Насаждение единого стандарта потребления;

Создание препятствий для развития отечественного производства;

Игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран;

Навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества;

Оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах;

Утрата каких-то специфических черт национальных культур.