Создание и развитие креативных общественных пространств. Креативные пространства: возможности социальной интеграции и практики социального исключения

Креативных пространств, как мест, где творческие люди могут реализовать свой творческий потенциал, у нас практически не существует.

То, что у нас носит название креативного пространства, таким является лишь формально.

Если говорить об операторах креативного пространства (тех, кто будет занимать площади), то найти их крайне сложно.

Еще сложнее найти достаточный объем потребителей креативного продукта.

Креативное пространство – что это?

Что такое креативное пространство – каждый понимает по-своему. Равно как и вопрос: кто должен развивать креативные пространства: город, девелопер или представители творческих профессий.

Пока что все созданные креативные пространства, в большей степени, создавались именно девелоперами. И принципиально они отличаются лишь объемом инвестиций и грамотностью управления.

Инвестиции в креативные пространства, или Почему девелоперы выбирают креативный путь

Пока что креативные пространства развиваются на территориях, не интересных для классического девелопмента. При развитии промышленной территории девелоперу не всегда выгодно сносить здание, потому как снос сопряжен с немалыми затратами на сам снос, расчистку территории, выемку и утилизацию грунта и т.д. Это вызывает удорожание проекта и в итоге он будет экономически неэффективен. Кроме того, во многих случаях производственные здания являются архитектурными памятниками и охраняются государством, что очень характерно для нашего города.

Поэтому, как это часто бывает, девелопмент осуществляется в рамках из финансовых или градостроительных ограничений. Именно поэтому у нас так много бывших производственных зданий, которые сейчас переоборудованы под офисы, склады, автосервисы и небольшие производства. Именно переоборудованы, а не перепрофилированы, поскольку, чаще всего, никаких существенных инвестиций в имущественный комплекс не вкладывается и работа ведется в исходных помещениях. Может быть, с небольшим косметическим ремонтом.

Как приходят девелоперы в креативщики, или Какие задачи решает создание креативного пространства

Но, тем не менее, в СМИ появляется все больше информации о планах создания креативного пространства или кластера на том или ином бывшем предприятии. Каждый собственник понимает, что если он хочет ускорить капитализацию объекта и маржинальность бизнеса, то ему нужно заниматься развитием объекта недвижимости. А когда классические концепции офисного или общественно-делового здания осуществить сложно, то инвестор задумывается над формированием «креативной» концепции, которая для девелопера - просто модная маркетинговая фишка. Благо вписать в это понятие можно все что угодно: от офисов дизайн-студий и рекламных агентств, до магазинов одежды от малоизвестных марок. Такая концепция формирует кардинально новый подход к позиционированию объекта и дает возможность девелоперу привлечь внимание к своему проекту.

Исходя из европейского и некоторого отечественного опыта, можно утверждать, что с приходом креативных индустрий, капитализация территории значительно повышается. Берлин, например, использует формат креативного кластера для качественного переформатирования депрессивных районов. Аналогичная ситуация с фабрикой №798 в Пекине. Петербург пока делает робкие попытки идти по этому пути.

Но для реализации комплексной креативной концепции девелопер должен не просто подготовить помещения, а еще и так подобрать пул арендаторов, чтобы получился общий синергетический эффект, который сделает объект интересным для посетителей. Т.е. посетитель должен четко понимать ради чего он туда идет: на выставку, попутно что-то покупая, за мебелью и светом, пропитываясь новыми идеями от дизайн-студий, на какой-то мастер-класс или лекцию, которая сделает его клиентом ремесленных школ пространства и т.д. Примеров такой сбалансированной синергии и внятной концепции пространства – немного.

Отчасти это связано с тем, что обеспечить качественное наполнение пространства очень сложно. В Петербурге нет той самой "креативной индустрии", которая должна выступать арендатором и приносить доход. Точнее, она есть, но искать и подбирать ее приходится по крупицам. Представители творческих профессий разрозненны, малочисленны по составу групп и не являются надежными арендаторами.

Еще один нюанс, который не дает активно развиваться креативным пространствам – это то, что, к сожалению, в России креативная индустрия не слишком высокодоходная, поэтому используется девелоперами как временная маркетинговая функция популяризации места, пока не найдется более эффективное применение зданиям и земельным участкам с уже возросшей ценой.

Низкая доходность креативных продуктов связана исключительно с низким объемом потребления. В нашем случае (в случае Петербурга) потребителями в 80%, если не в 90% случаев являются жители города. При том, что сейчас страна переживает не самые лучшие времена - объем потребления снижается. Таким образом, креативному продукту важно расширять географию присутствия.

Зачем креативные пространства городу

Зачем нужны креативные пространства девелоперу, вроде как понятно. Но стоит ли городу тратить силы и развивать то, что не является высокодоходным бизнесом? Нужно смотреть на ситуацию шире: для города развитие креативного бизнеса – это решение целого ряда задач. Главная задача креативных пространств для города – это создание инновационной среды, т.к. креативность – это предпосылка для инноваций и создания не промышленного, а творческого или интеллектуального продукта: предметов дизайна, книг, фильмов, мультимедиа технологий и т.д. Собственно, с точки зрения города, креативные пространства можно определить как инфраструктуру, где можно проводить или посещать мероприятия, найти сторонников, сотрудников, подрядчиков, а также партнеров для реализации инновационных социально-значимых проектов или коммерческих стартапов.

Кроме инновационного продукта, я бы выделил еще несколько важных, с экономической и социальной точки зрения, факторов для города, которые будут развиваться при развитии креативных пространств:

  1. Обеспечение творческой молодежи и самозанятого населения средой, богатой возможностями для обучения, обмена навыками, экспериментирования и создания инновационных продуктов. Кроме того, это позволяет государству контролировать представителей тех специальностей, которые в большинстве своем находятся в теневом секторе экономики: дизайнеры, фотографы, фрилансеры и т.п. Т.е. город предоставляет свои возможности для развития и реализации в обмен на налоги, которые обычно находятся в тени.
  2. Компенсация дефицита рабочих мест в традиционных сферах.
  3. Вывод депрессивных городских районов из депрессивного положения.
  4. Повышение туристической привлекательности города. Оригинально разрисованные стены зданий, множество художественных мастерских и мини-галерей, а также огромное количество ресторанов и магазинчиков в эклектичном стиле могут быть привлекательны для гостей города.
  5. Развитие креативного общества, как рынка идей, будет способствовать развитию производств, которые смогут покупать идеи, а не создавать их самостоятельно, оставив за собой лишь производственную функцию, снижая себестоимость продукции и делая ее конкурентной на общемировом рынке.

Но такое взаимодействие города и креативных составляющих требует привлечения творческих предпринимателей к деловому сотрудничеству и создания для них не только условий, но и правовой базы. Нельзя просто выделить несколько зон, назвать их креативными и на этом остановиться. Тут требуется комплексная работа не только с формированием инфраструктуры, но и для развития спроса на креативные продукты. Тогда отрасль будет привлекать все новых людей с целью творческой самореализации.

Выводы

При заинтересованности города в получении дохода от работы креативных пространств, то для их появления, развития и сбыта креативного продукта, городу следует:

  1. разработать механизм предоставления помещений, находящихся в государственной собственности, под целевое использование, с возможностью выплаты арендной ставки в виде процента от выручки креативного предприятия,
  2. развивать совместно с банками систему малых целевых кредитов, в которых город будет выступать поручителем,
  3. организовать поддержку в вопросах ведения бизнеса, т.к. креативные специалисты не имеют специального образования в сфере менеджмента, маркетинга, рекламы,
  4. развивать входящий туристический поток и устраивать выездные выставки и смотры за пределами города

При осуществлении комплекса мер, самозанятое креативное население сможет создавать инновационный продукт, который станет постоянной статьей дохода города.








Отсутствие активного детского досугового проявления, виртуальная зависимость Проблема: Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое. => Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое. Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое."> Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое."> Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое." title="Отсутствие активного детского досугового проявления, виртуальная зависимость Проблема: Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое. => Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое."> title="Отсутствие активного детского досугового проявления, виртуальная зависимость Проблема: Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое. => Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое.">







Сформировать представление о существенной роли художественной техники, материала и инструмента в творческой деятельности; Способствовать сохранению непосредственности и живости результата творческой деятельности, развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы композиций; Расширить художественное восприятие, развить навыки наблюдения, внимания и построения ассоциативных связей замысла через разнообразие технических приемов; Стимулировать интерес к творчеству. Мы руководствуемся задачами:



10.02.2020

27.01.2020

12.11.2019

22.10.2019

17.07.2019

25.03.2019

11.03.2019

12.11.2018

Все статьи 23.06.2015

Развитие креативных пространств — основной библиотечный тренд в ближайшие 15 лет

Создание в публичных библиотеках творческих пространств, где сообщество может собираться вместе для неформального и совместного обучения — быстро развивающийся тренд во всем мире в последние годы. Эта тенденция набирает скорость, в том числе в Австралии. Здесь программа стратегического развития библиотек «Libraries 2030» определяет этот тренд как основной на ближайшие годы. Какое значение имеют такие пространства для библиотек и их сообществ и как они могут быть успешно организованы?

Эмили Бойл, Мишель Коллинз

Что такое «креативное пространство»

Мейкерспейс, хакерспейс, текшоп, производственная лаборатория, креативное пространство... — все это разные названия по сути одного и того же явления (хотя и существуют определенные различия в принципах работы этих пространств). Проще говоря, креативные пространства — это места, где сообщество может собраться в неформальной обстановке для совместного обучения. Им свойственны практические эксперименты, инновации, игры, обучение мастерству и дух культуры «Сделай сам».

Креативные пространства определяются не по типу оборудования и инструментов, которые они предоставляют (например, 3D-принтеры, программное обеспечение или деревообрабатывающие станки), или типу деятельности, а по принципам самостоятельного обучения, обмену знаниями и организации сообщества. Сотрудничество, содружество и сотворчество — вот три принципа, которые лежат в основе самой идеи креативного пространства. Каждое творческое пространство является уникальным и отражает потребности и желания своего сообщества и библиотеки-организатора.

Пространства различаются по тем программам, которые они предлагают, но, как правило, в них проводятся семинары и мастер-классы с использованием цифровых и иных технологий, посвященные искусствам, ремеслам, «городской науке» и другим сферам, которые отражают интересы и потребности сообщества. Они позволяют людям получить новые навыки, изобретать и создавать вещи и переделать существующие предметы во что-то новое. Они объединяют людей, разных по возрасту, уровню образования и навыков.

Эволюция библиотек

По мере того как в эпоху цифровых технологий библиотеки продолжают развиваться, продолжается и поиск путей дальнейшего взаимодействия с сообществом за пределами их традиционной роли — быть хранилищами информации и обеспечивать доступ к знаниям. Публичные библиотеки все чаще рассматривается в качестве коммуникационных центров, объединенных с различными общественными сервисами и удовлетворяющих целый ряд социальных потребностей. Эта тенденция предлагает библиотекам заново оценить то, что они могут дать обществу, и увидеть, какие новые возможности они могут в себе открыть.

Креативные пространства также позиционируют библиотеку как место создания, изобретения и «делания» вместо потребления и поглощения. Это открывает значительные перспективы: библиотеки все меньше становятся хранилищем книг или информации и все более — центром участия в общественной жизни, предлагают инновационные формы обслуживания и обучения, превращаются в лаборатории изобретений и новых идей.

Какую пользу принесет создание креативного пространства?

Несомненно, ожидание, что создание творческого пространства будет способствовать тому, что библиотеки найдут свое место в будущем, имеет значение. В недавнем исследовании Slatter & Howard участники пришли к выводу, что развитие творческих пространств отражает «изменение формы» публичных библиотек: «Предоставляя материалы, технологии и пространства, творческие пространства создают новые возможности для обучения, укрепляют сотрудничество в обществе и делают возможным равный доступ к обучению для самых разных пользователей».

Креативные пространства также позволяют библиотекам адаптироваться к изменениям в обществе и остаться центрами обучения. Развитие творческих пространств обогащает понятие грамотности новыми смыслами и позволяет говорить о «творческой грамотности», или «транс-грамотности» (это обобщающий термин для всех новых видов грамотности, которые развиваются в течение последних десяти лет). Пользователи давно обучаются информационной грамотности в библиотеке, точно также они могут обучаться навыкам, инструментам и умению создавать.

Библиотеки могут укрепить свою роль в качестве центра знаний не просто через выдачу книг, но через прямой обмен опытом между людьми. Создание креативных пространств в публичных библиотеках отвечает миссии библиотеки — предоставлять доступ к образованию для всего сообщества. Однажды библиотеки сделали возможным самообразование для тех, кто не принадлежит элите, теперь креативные пространства позволяют сделать практическое обучение доступным для всех. Доступ к оборудованию, инструментам и программному обеспечению, которые недоступны из-за их стоимости, дает сообществу возможность проявить свое творческое начало и реализовать идеи. Технологичные творческие пространства обеспечивают доступ тем, кто не может позволить себе дорогие новые гаджеты, аппаратное и программное обеспечение, и дают людям возможность освоить новые навыки, которые им было бы сложно самостоятельно приобрести.

Виды креативных пространств

Креативные пространства можно классифицировать по типу деятельности, оборудованию и используемым материалам:

  • 3D-печать и цифровое производство;
  • цифровой дизайн;
  • мультимедиа, аудио-, видеопроизводство;
  • электроника, например, робототехника, электронные гаджеты, платы;
  • изготовление механических, промышленных, например, из дерева, металла, радиоуправляемых и других «реальных объектов»;
  • ремесла, например, шитье, вязание, лоскутное мастерство;
  • моделирование, лепка и литье, например, из гипса, пластика, глины, стекловолокна, акриловых листов;
  • «акулы пера», например, создание журналов, поэтические семинары, библиотерапия.

Выбрать подходящий тип креативного пространства

Если вы решили создать творческое пространство, то первое, что нужно сделать — понять, какое именно пространство лучше всего подойдет для вашей библиотеки и ее сообщества. Понять свое сообщество, его особенности и потребности — это первый шаг. Необходимо выяснить, какого рода творческое пространство было бы полезнее всего вашему сообществу и какую аудиторию оно сможет привлечь.

Вот несколько советов, которые помогут собрать данные о возрасте, этнической принадлежности, уровне образования и других параметрах аудитории:

  1. Посмотрите, какие творческие пространства уже есть в вашем районе — так можно избежать дублирования, заполнить пробелы в обслуживании потребностей местного сообщества и увидеть потенциальные возможности для партнерства.
  2. Поймите стратегическую основу вашей библиотеки — так вы можете увидеть, какое творческое пространство наилучшим образом впишется в планы и цели библиотеки.
  3. Будьте в курсе стратегических программ для национальных библиотек — так вы сможете взглянуть на креативное пространство с более высоких позиций.
  4. Постарайтесь понять все множество видов творческих пространств и их стоимости — это поможет решить, какой тип пространства лучше всего подходит для вашей библиотеки и как его финансировать.

Вовлечь сообщество в создание пространства

Ключевой элемент в достижении успеха в создании творческого пространства в библиотеке — достучаться до сообщества и узнать, в каких именно ресурсах и информации оно нуждается, какой потенциал оно хотело бы выразить через это пространство. Если вы внимательно изучите потребности вашего сообщества, оно будет стремиться принять участие, внести свой вклад в формирование нового пространства. Но каждая аудитория индивидуальна и то, что работает для одной библиотеки, не обязательно сработает для другой. Креативные пространства — результат сотрудничества между библиотекой и сообществом, этот баланс необходимо постоянно поддерживать на протяжении жизни нового пространства.

Яна Козак, аналитик «Стрелка КБ», подготовила для вас список из 10 лучших общественных пространств, открытых в ушедшем году. Передаю ей слово.

Девелоперы, занимающиеся развитием общественных пространств, в этом году ставили себе задачи по трем основным направлениям:
— Удешевление и облегчение систем эксплуатации пространств. Отсюда устойчивые и экологичные решения: проницаемые покрытия, системы отведения дождевых вод, биодренажные канавы, светлые поверхности мощения, которые отражают свет и препятствуют перегреву.
— Повышение климатического комфорта, поэтому почти в каждом выбранном объекте есть навесы, тенты, элементы адиабатического охлаждения, то есть фонтанов, искусственных прудов и озер.
— Мультифункциональность. Пешеходные пространства включают не только места отдыха, но и площадки для игр, занятий спортом, пикников, рынков. В них одинаково комфортно как веселой компании, так и одинокому городскому мечтателю.

Вот десять самых ярких проектов 2015 года, отвечающих заданным критериям и потенциально полезных для Москвы.

1. Площадь Берты Крегер
Гамбург, Германия
Автор проекта: relais Landschaftsarchitekten

Целью архитектурного бюро было создание общественного пространства с уютной атмосферой, которое могло бы стать символом всего квартала. relais Landschaftsarchitekten удалось сделать то, что сейчас пытаются сделать в Москве: придать характер многофункциональности «потерянному» пустырю. Теперь здесь есть место и для торговых лавок, и для прогулок, и для отдыха.

Центральная часть площади разделена сидячими островками, называемыми Sitztiden. Скамейки имеют разную высоту и напоминают волны, деревья растут прямо сквозь них.

От площади идет проход к находящейся рядом железнодорожной станции. Он так же, как и сама площадь, выложен серой брусчаткой. Его поверхность пересекают светлые плавные линии из бетонных плит, их задача — указывать направление от вокзала к общественному пространству.

2. Центральная площадь в Эммене
Эммен, Нидерланды
Автор проекта: LandschaftsArchitekten Stadtplaner

Пример грандиозной реконструкции всего центра города. 26 тысяч квадратных метров стали новой достопримечательностью и самым большим общественным пространством Эммена. Раньше площадь была заполнена автомобилями, но теперь она предназначена для пешеходов и велосипедистов, на ней большое количество уличной мебели.

Площадка, вымощенная натуральным камнем, деревянные навесы, зеленые зоны, необычное использование воды, солнечная терраса и потрясающее освещение — вот главные особенности этой площади.

Среди лучших проектов площадь в Эммене оказалась за то, как интересно и функционально на ней использована вода. В северной части площади находится пруд, в котором высажены декоративные водные растения.

Длинным каналом он соединен с центральной частью площади. Здесь вода разлита прямо по камням, ее глубина составляет всего 15 см. Здесь же находятся наземные фонтаны. Гладкая поверхность красиво отражает небо, здания и деревья.

3. Хафенпарк
Франкфурт, Германия
Автор проекта: Sinai

Хафенпарк — пример удачной трансформации индустриальной пустоши в публичный парк. В 2012 году там появилась первая часть парка — «Цементные джунгли» — скейт и BMX-парк.

Но начиная с 2013 года вдоль реки там начали появляться возможности для отдыха и более спокойных слоев населения. Компании Sinai удалось переосмыслить территорию набережной: здесь появились раскидистые рощи, тенистые сады, приподнятые озелененные плато.

Удивительный пример того, как совместить агрессивный тип спорта, поля с фитнес-оборудованием и спокойные зеленые зоны. Здесь все та же приверженность основным тенденциям 2015 года: проницаемые поверхности, не требующие установок дренажа, и светлые ненагревающиеся покрытия.

4. Торговая линия и набережная
Район Ультимо, Сидней
Автор проекта: Aspect Studio

Открытие обновленной набережной в районе Ультимо делает Сидней ещё более инновационным и экологичным городом. The Goods Line — стратегическое связующее звено и важное зеленое пространство для развивающейся части города. Все организовано так, что места под коворкинг, пикник, ритейл или детскую площадку или теннисный стол тщательно продуманы и используются по назначению.

Этот уникальный парк раньше представлял собой железнодорожный коридор, который трансформировали в зеленую пешеходную вену одного из самых густонаселенных районов Сиднея. Это пространство стало живой метафорой перехода от индустриального прошлого к инновационному и информационному будущему.

На набережной есть возможность проводить разные мероприятия и фестивали, она создает чувство общности в ранее заброшенном пространстве. Намеренно нелинейный дизайн создает большое количество небольших субпространств, которые можно использовать для разных целей.

5. Квартал Этьен-э-Фош Барак
Ландау, Германия
Автор проекта: A24 Landschaft GmbH

The State Horticultural Show Landau 2015 — проект грандиозного преображения 27 гектаров на общий бюджет в 13 миллионов евро. Он обеспечит основу для будущего развития нового жилого квартала, для этой же цели на территории бывших военных объектов готовят площадки для отдыха и занятий спортом.

Эта территория примыкает к природному заповеднику Эденберга, поэтому все меры по ее реконструкции направлены на сохранение природного ландшафта и разумное его использование в рекреационных целях.

Огромная зеленая зона уже сыграла свою роль в развитии этого района. Ей удалось привести к гармонии свежеотстроенные жилые дома и казармы. В центре нового квартала находится пруд со множеством водных растений. Площадка для спорта и отдыха расположилась на территории бывшего угольного склада.

Дизайн парка вдохновлен сдвигами тектонических плит в рифтовой долине Верхнего Рейна: необработанные края, разрывы и расслоившийся камень выглядят здесь очень эстетично. И, конечно же, все утопает в зелени.

6. Кампус университета Монаша
Мельбурн, Австралия
Автор проекта: Taylor Cullity Lethlean Landscape Architecture

В эпоху развития онлайн-обучения университетские кампусы стали еще более значимыми для преподавателей и студентов. Аллеи, газоны, террасы и площадки для разных активностей имеют огромное количество возможностей для обучения, общения и питания. Архитектурное бюро постаралось создать в университете Монаша благодатную почву для обмена идеями и социализации, умственного и физического развития.

В центре кампуса теперь пространство для проведения мероприятий и терраса для спокойного отдыха на свежем воздухе. Пол центральной площадки украшен большим графическим рисунком. Тут находятся площадки для игры в баскетбол и настольный теннис.

Дороги и парковку превратили в площадку для прогулок с водными объектами, которая создает реальное ощущение пребывания в кампусе.

7. Порт Ольборга
Ольборг, Дания
Автор проекта: C.F. Møller Landscape

Средневековый центр города связали с прилегающим к нему фьордом, который раньше был недоступен для пешеходов из-за интенсивного транспортного движения и расположения здесь промышленной гавани. То, что раньше было обратной стороной города, стало новым, привлекательным центром.

Пристань превратилась в бульвар для пешеходов и велосипедистов. Средневековый замок Ольборна снова стал центральной гаванью, теперь уже обрамленной зелеными зонами. На набережной появились ступенчатые спуски к воде, оборудованы площадки для торговли, игр с мячом и принятия солнечных ванн. В общем, архитекторы постарались создать привлекательное общественное пространство для разных слоев населения.

Центральная площадка для активного времяпрепровождения — это игровое пространство, полезное для людей всех возрастов. Тут можно заниматься чем угодно: от пляжного волейбола летом до катания на коньках зимой. Здесь находится несколько стальных павильонов, в которых хранится спортивный инвентарь и продается мороженое.

По соседству с игровой зоной находятся зеленые насаждения, пышные оазисы для спокойного отдыха. Рядом с набережной расположен бывший ледокол Эльбьерн, превращенный в плавучий ресторан.

8. Кампус Alumni Green Технологического университета в Сиднее
Сидней, Австралия
Автор проекта: Aspect Studio

UTS Alumni Green - самое значимое открытое пространство Городского кампуса Технологического университета Сиднея. Оно делится на три части. «Зеленая зона» — приподнятая платформа с газоном, которая может быть использована для разных мероприятий и отдыха. Фигурные границы зоны используются как скамейки.

«Центральная зона» — пространство для сбора студентов и посетителей.

И «садовая зона» — оазис из деревьев, со столами, стульями, розетками, барбекю и площадками для игры в пинг-понг.

Пространство специально было разработано так, чтобы удовлетворять самые разные нужды. Здесь можно проводить концерты, показывать кино, устраивать вечеринки и пикники.

9. Парк на крыше здания
Осло, Норвегия
Автор проекта: OSLO Ontwerp Stedelijke en Landschappelijke Omgeving

На берегу реки Доммел стоит невысокое строение, а на его крыше — маленький парк. Это место — вал Sint Jan, который был одним из четырех главных входов укрепленный старый город. Здесь были найдены остатки ворот и стены из средневекового булыжника. Фланговые стены бастиона были частично восстановлены и последи них была возведена массивная крыша на стальных колоннах. Она на полтора метра выше уровня улицы и на ней разбито общественное пространство.

Площадь парка всего 700 квадратных метров, но в нем достаточно сидячих мест.

Он расположен на одном из изгибов Доммела, поэтому с площадки открывается широкий вид на обе стороны реки. Плитка, которой выложена площадка, была изготовлена специально для этого парка: по форме она напоминает льдины.

Высаженные по периметру деревья создают тень и укрывают отдыхающих от посторонних глаз. Ковер из гравия позволяет корням деревьев получать воду и воздух. Стволы покрашены коричневым природным пигментом, который сочетается с ржавыми конструкциями.

10. Парк Ulls hus
Уппсала, Швеция
Автор проекта: White Arkitekter

Бюро White спроектировало ландшафтную зону перед новым зданием Шведского аграрного университета в Уппсале. Закрытый внутренний двор, аллеи и несколько входов стали для него основой. Растительность играет здесь ведущую роль.

Большой двор — это коллективное пространство для отдыха, встреч, повседневной жизни и праздничных мероприятий. Площадка покрыта гравием, ее пересекают дорожки из крупных гранитных плит. Гранитные каналы выравнивают гравий и отводят дождевую воду. В центре площадки находится минималистичный фонтан.

На южной стороне расположена тисовая изгородь, парковка для велосипедов и площадка со столами.

Интерес девелоперского сообщества к созданию так называемых "креативных пространств" не угасает. В течение последнего года в Петербурге что ни день - то заявление о новом "креативном проекте". И потому вполне своевременно задаться вопросом - а нужны ли эти пространства в таком количестве, и если да, то кому и зачем?

Интерес девелоперского сообщества к созданию так называемых "креативных пространств" - проектов, рассчитанных на привлечение творческого сообщества и реализацию на своих территориях всевозможных арт-замыслов, - не угасает. В течение последнего года в Петербурге что ни день - то заявление о новом "креативном проекте". Вполне своевременно задаться вопросом - нужны ли эти пространства в таком количестве, и если да, то кому?

В общей сложности число всевозможных лофтов, зон коворкинга, арт-территорий давно перевалило за несколько десятков. Однако крупные или просто признаные в своей среде проекты можно пересчитать по пальцам. Среди наиболее успешных - "Этажи" и "Ткачи", которые вполне можно назвать первопроходцами отрасли (если, конечно, не брать в расчет легендарную "Пушкинскую, 10"). Под всевозможные арт-мероприятия отдают свои площади галеря Bulthaup и музей "Эрарта", довольно успешно работает проект "Тайга". Менее масштабные (по занимаемым площадям и количеству резидентов), но весьма интересные пространства - "Табурет", "Третье место", "Зона действия", недавно открывшийся Kokon Space.

Некоторые проекты существуют лишь на бумаге. Амбициозные планы по созданию креативного кластера площадью около 20 тыс. кв. м строят владельцы завода "Ленполиграфмаш", пока они сумели собрать под своей крышей всего несколько профильных резидентов - клубы А2 и Case Club, центр дизайна и урбанистики Make It и ряд других. О планах вложить около 300 млн руб. в преобразование более 2 га земли на Васильевском острове заявила компания "Механобр-техника".

Оценивая реальность эти начинаний, стоит вспомнить историю территории завода "Красный треугольник", которой прочили судьбу центра рок-культуры и андерграунда. Воплотить замысел комплексно пока так и не удалось из-за отсутствия финансирования: площади некоторых производственных корпусов просто сдаются в аренду под офисы и музыкальные студии.

На аналогичное препятствие натолкнулись и собственники фабрики "Красное знамя", рассчитывавшие превратить часть цехов в культурно-деловой центр и музей современного искусства. Впрочем, у "Красного знамени" есть шанс реабилитироваться - с помощью администрации Петербурга, которая намерена начать создание собственного креативного кластера. "Красное знамя" - один из вариантов для его размещения, наряду с изолятором "Кресты", канатным цехом завода "Красный гвоздильщик", трамвайным парком №2 на Васильевском острове и территорией Адмиралтейства, Петровского дока и Летнего сада в Кронштадте. На этом информация, которая известна о городском креативном кластере, исчерпывается, и даже близкие к отрасли эксперты пока не очень понимают, что будет из себя представлять этот проект.

Остается неясным, пожалуй, самый принципиальный момент - кто будет пользователем всех этих креативных пространств? Достаточно ли в Петербурге той самой "креативной индустрии", которая должна приносить доход авторам таких проектов? И можно ли рассчитывать, что подобные проекты - долговечные, особенно на фоне того, что уже сейчас инвесторы развития территории фабрики "Красный Октябрь" в Москве решили отказаться от сформировавшегося здесь довольно успешного креативного кластера и вернуться к первоначальным планам строительства на этой земле элитного жилья.

РБК провел несколько блиц-интервью с экспертами отрасли - и поинтересовался их мнением по данным вопросам. Основной вывод - креативные пространства являются лишь временным вариантом использования объектов недвижимости, в этих проектах нет бизнеса как такового, однако, не принося серьезного дохода, творческие индустрии позволяют "подогреть" интерес к территориям и повысить их капитализацию. А значит впоследствии такую недвижимость - но уже с совершенно другой функцией - владелец сможет продать или сдать в аренду по более выгодным ценам. Таким образом, благодаря экспертам нашлось и объяснение, почему креативный кластер стал так интересен городской администрации. Оказывается, это практически единственный путь заинтересовать бизнес редевелопментом городских территорий.

Директор по развитию креативного пространства "Ткачи" Алексей Нешитов: "На одних театрах бизнес не построить"


- Есть ли в Петербурге та самая "креативная индустрия", для которой предназначены и ваш проект, и многие другие, которые сейчас продолжают активно появляться?

Сейчас у нас около 60 арендаторов, а число организаций и креативных start-up проектов, заинтересованных в возможности разместиться у нас, давно перевалило за тысячу. Думаю, что если не три, то два таких же здания (площадь "Ткачей" - 13 тыс. кв. м) мы бы и сейчас смогли заполнить.

- Но, наверное, только в том случае, если понимать эту индустрию довольно широко?

Вряд ли, конечно, нам бы удалось заполнить проект только театральными и музыкальными коллективами. Мы просто не смогли бы себе такого позволить, потому арендная ставка у нас рыночная, 1100 руб за кв. м в месяц с учетом налогов и коммунальных услуг, а такие проекты, как правило, очень небогаты и обычно требуют разного рода дотаций и субсидий. Но они есть среди наших арендаторов, однако их не более 30-40%.

- Арендная ставка у вас действительно приличная. Как представители креативной индустрии "выживают" и что привлекает их сюда, близость к "себе подобным"?

С мая прошлого года от нас ушло всего два арендатора из наиболее требовательного к нам сегмента - магазинов на первом этаже. У нас нет "особых" коммерческих условий для представителей креативной индустрии, поэтому, я думаю, что выбор делается в первую очередь в пользу концепции, желания находиться рядом с себе подобными, поскольку такие компании очень часто становятся партнерами друг другу и делают какие-то совместные проекты.

- Нет ли опасения, что мода на лофты и креативные пространства скоро пройдет и собственники таких проектов найдут земельным участкам более экономически эффективное применение, пример тому - "Красный Октябрь" в Москве?

Для "Красного Октября" креативное пространство было антикризисным решением, а строить жилье премиум-класса и бизнес-центры здесь собирались изначально, поэтому никаких противоречий я не вижу. Мы же не собираемся быть "модными". Возможно, те арендаторы, которые делают ставку на моду, и уйдут от нас, но останутся те, кто действительно видит в этом проекте необходимость для себя, удобство от местоположения, сервисов и так далее. И их, я уверен, подавляющее большинство.

Директор Центра прикладных исследований Европейского Университета в Санкт-Петербурге, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований, социолог - урбанист Олег Паченков: "Креативный кластер не может навязываться "сверху"


- Нет ли ощущения, что креативных пространств сейчас в Петербурге уже несколько с избытком, при этом и администрация города заявила о пяти площадках, на которых могут потенциально появиться такие проекты.

Потенциала креативных индустрий, как мне кажется, на имеющееся и возможное к появлению количество пространств хватит. И если такие проекты продолжают в городе появляться, значит, пока их все же недостаточно. Другой вопрос, что не всем, возможно, подходит размещение в одних стенах, часть подобных проектов - вероятно, большая - должна быть рассредоточена по городу. Но лично для меня, например, не совсем ясно, почему администрация города выбрала пять, а не три, и не семь площадок?

- То есть инициировать такие проекты все же должен бизнес?

Креативный кластер - это элемент публичной жизни и его нельзя навязывать "сверху". Частные инициативы в данной сфере более органичны. К тому же, на мой взгляд, существует серьезная проблема с идеологами для таких проектов, и начинать нужно было не с изучения пространств, а исследовать людей в данной среде, и уже с ними определять точки пересечения интересов креативной индустрии с конкретными местами на карте города. Роль государства в данной сфере должна быть похожа на игрока в керлинг - он не должен подталкивать камни или указывать им путь, он должен лишь натирать перед ними лед, чтобы они катились быстрее.

- Но ведь понятно, что креативная индустрия не слишком высокодоходная. Нет ли опасности, что со временем, когда мода и ажиотаж вокруг этой темы пройдут, российские бизнесмены найдут более эффективное применение своим зданиям и земельным участкам?

Я не вижу причин, почему этого нужно бояться. Это стандартный процесс, и во всем мире в восьми из десяти случаев подобные проекты - временные. На западе они также появлялись как temporary use в связи с закрытием индустриальных площадок. Можно сказать, что для того, чтобы оставаться актуальными, таким проектам нужно обновляться, или, если хотите, умирать и снова возрождаться. Самое важное в данной ситуации, чтобы резиденты таких проектов также это понимали, но знали, что у них есть не год, а, скажем, пять лет, чтобы работать в данном проекте и рассчитывать свои планы.

Директор "Центра стратегических разработок "Северо-Запад" Владимир Княгинин: "Создать креативное пространство не значит осуществить девелопмент, а значит наполнить его интересным содержанием"


- Можно ли как-то оценить место креативной индустрии в экономике Петербурга, в том числе в сравнении с основными "креативными" городами?

Образец креативной индустрии - Лондон, там около 15-20% занятого населения так или иначе связаны с этой отраслью. В нее входят все те, кто занимается производством образов, впечатлений, переживаний: театры, кино, fashion-индустрия, программирование. Такая деятельность предполагает ненормированный рабочий день, определенный образ существования, независимость мышления. В отличие от Лондона, в среднем в городских креативных индустриях занято около 7-10% населения. Если говорить о Петербурге, то он дотягивает до этого уровня, однако, основную часть его креативной индустрии составляет сегмент HORECA (отели, рестораны, кафе).

- А если говорить о качестве креативной индустрии и креативных пространств в Петербурге?

Важно подчеркнуть, что создание креативного пространства – это не просто осуществление девелопмента. Гораздо важнее сделать креативное пространство интересным для пребывания, обеспечить его качественное наполнение. Финны в этом вопросе продвинулись гораздо дальше Санкт-Петербурга, не говоря уже о мировых столицах креатива.

- А городу зачем свой "креативный кластер" при наличии достаточного количества частных проектов?

С приходом креативных индустрий капитализация территории значительно повышается. Берлин, например, использует формат креативного кластера для качественного переформатирования депрессивных районов. Аналогичная ситуация с фабрикой №798 в Пекине. И Петербург тоже пойдет по этому пути. Других причин для инициирования такого проекта городской администрацией я не вижу.