Основные положения стратегии социально экономического развития янао. в % к общему объему валового регионального продукта

ВВЕДЕНИЕ

Основное направление деятельности Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа - это обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения. Решение этой стратегически важной задачи сопряжено со структурной перестройкой экономики Ямало-Ненецкого автономного округа и требует мобилизации значительных инвестиционных ресурсов в условиях благоприятного инвестиционного климата. Инвестиционная активность определяет систему стратегических целей и задач органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционной активности, что необходимо для создания условий по привлечению инвестиций, в первую очередь, в приоритетные направления и отрасли производства и проекты жизнеобеспечения Ямало-Ненецкого автономного округа. Инвестиционная стратегия раскрывает совокупность правовых актов, правил, целей, задач, определяющих процесс привлечения и механизмы реализации инвестиционных ресурсов, направленных на активизацию инвестиционных процессов для решения задач, существенно улучшающих инвестиционный климат на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию инвестиционной деятельности автономного округа.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы инвестиционной деятельности.

2. Провести анализ инвестиционной активности ЯНАО.

3. Предложить мероприятия по совершенствованию инвестиционной деятельности ЯНАО. Объект исследования - инвестиционная активность Ямало-Ненецкого Автономного Округа.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Социально-экономическое положения ЯНАО

Ямало-Ненецкий автономный округ занимает 769,3 тыс. кв. км и по площади относится к числу крупнейших субъектов России.

Его территория расположена в экстремальной природно-климатической зоне Крайнего Севера и Полярного круга, что непосредственным образом осложняет жизнедеятельность людей, оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Промышленный прогресс последних десятилетий способствовал стремительному росту населения округа. Массовой трудовой миграции не помешали ни критические температуры Крайнего Севера, ни слабая обустроенность новых поселений. За пятьдесят лет численность населения в регионе выросла в 8 с лишним раз, достигнув к 01 июля 2011 года 530,2 тыс. человек (0,38% населения России).

Естественный прирост населения региона формируется в основном за счет преобладания представителей более молодой возрастной структуры. Средний возраст жителей 33 года в последние годы ослабляет тенденцию к "старению" населения. Несмотря на то, что суровые условия Севера малопригодны для жизни пенсионеров, доля людей старше трудоспособного возраста увеличилась с 4,4% в 2000 году до 7,9% в 2009 году. В то же время доля населения моложе трудоспособного возраста сократилась с 26% в 2000 году до 20,9% в 2009 году.

В национальном составе населения преобладают русские (59,0%). Украинцы составляют 13,1%, татары - 5,5%. Доля ненцев в национальной структуре постоянного населения составляет 5,2%, ханты - 1,6%, селькупов - 0,3%.

В регионе зарегистрировано более 360 общественных объединений. Более половины из них - профсоюзы и спортивные организации, остальные - ветеранские, национальные и молодежные организации. Кроме того, действует 70 религиозных объединений, представляющих православие, ислам, протестантизм и другие вероисповедания.

Из 36 тысяч человек, являющихся представителями коренных малочисленных народов Севера, почти 40% продолжают вести исконный кочевой образ жизни.

Расселение населения в округе характеризуется высокой урбанизацией. Спрос и предложение рынка труда в городской и сельской местности имеют структурный дисбаланс. В городах много рабочих мест - мало трудовых ресурсов, в сельских населенных пунктах наблюдается обратная ситуация. Дополнительной особенностью регионального рынка труда является то, что свыше 15% занятых в экономике округа работают вахтовым методом и проживают за пределами Ямала. В среднем по округу потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, превышает численность безработных граждан более чем в два раза.

Уникальные месторождения углеводородов исторически закрепили за Ямалом роль крупнейшего поставщика углеводородного сырья не только на внутренний рынок, но и на рынки Восточной и Западной Европы. Ежегодно здесь добывается более 80% российского газа, или пятая часть его мирового производства. Ямальская доля извлечения нефти и газового конденсата составляет около 8,0% общероссийской.

По объему промышленного производства на душу населения автономный округ занимает второе место в Уральском федеральном округе и третье место в России. Основу промышленного производства составляет добыча углеводородного сырья - газа, нефти и газового конденсата. На добычу полезных ископаемых приходится более 88% промышленного производства региона.

В целом значительная часть ресурсов, колоссальными запасами которых располагает территория автономного округа, не используется (или используется в недостаточной степени) в экономике региона.

Так, недра Полярного Урала, занимающего западную часть автономного округа, являются явным ресурсом, который позволит нарастить минерально-сырьевой потенциал региона и в перспективе радикально улучшит сырьевую базу промышленности Урала и всей страны, но для их промышленного освоения необходима дополнительная доразведка.

Автономный округ обладает самым большим стадом северных оленей в России и в мире - на 01 января 2011 года его поголовье достигло 660 тысяч голов. При этом оленеводство относится не только к высокоперспективной сельскохозяйственной отрасли региона, но и является этнообразующей, обеспечивающей сохранность традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

Аналогичное значение имеет в округе и рыбодобыча. Фактически на Ямале добывается половина российского улова сиговых пород.

Экологически чистые ямальские оленина и рыба уже стали брендами региона, заняли достойное место среди деликатесов как внутри России, так и за рубежом. Дальнейшее развитие оленеводства связано с совершенствованием цикла безотходного производства, а рыбной промышленности - с увеличением объемов вылова и переработки, для чего потребуется решить проблему сохранения водных биоресурсов, наладить воспроизводство сиговых пород, ликвидировать браконьерство, достигшее промышленных масштабов.

Еще одним резервным биологическим ресурсом являются дикоросы. Перспективность создания производства на основе дикорастущих лечебных трав и ягод, обильно произрастающих вблизи многих населенных пунктов, требует организации соответствующей инфраструктуры (сбора, хранения, сбыта) и применения высоких технологий.

Территория автономного округа обладает значительными ресурсами деловой древесины, но становление деревообрабатывающей отрасли сопряжено с высокими расходами уже на стадии заготовки древесины. Вовлечение этого ресурса в хозяйственный оборот требует разработки комплексного проекта, учитывающего выбор оптимальных технологий заготовки и переработки, а также логистику и сбыт готовой продукции.

Таким образом, экономический потенциал развития территории автономного округа значителен, но его вовлечение в экономику региона сдерживается отсутствием единой транспортной системы и современных технологий. При этом в первую очередь востребовано именно развитие транспортной инфраструктуры, поскольку требует значительных ресурсных и временных затрат.

Для транспортировки основной продукции нефтегазового комплекса нефти, газа и газового конденсата принципиальное значение имеет трубопроводный транспорт. В округе действует одна из крупнейших в мире трубопроводных систем по транспортировке газа, но ее изношенность отрицательно сказывается на обеспечении безопасности производственных процессов, а также экологии. Высокая степень износа нефтепроводов, вкупе с их неразвитостью, равно как отсутствие единой системы транспорта газового конденсата, усугубляют системные проблемы отрасли.

Воздушный транспорт составляет основу межмуниципального и межпоселкового транспортного сообщения в округе, а в период распутицы является единственным способом доставки людей и грузов в большинство отдаленных и труднодоступных населенных пунктов. Наземная инфраструктура воздушного транспорта для обеспечения должного уровня безопасности и комфортности предоставляемых услуг также нуждается в обновлении и модернизации.

Существующее социально-экономическое положение автономного округа достаточно стабильно. Внушительный ресурсный и людской потенциал сохранят устойчивость региона даже при инерционном сценарии управления. Тем не менее темпы социально-экономического развития способны вырасти, если стимулировать эффективное использование региональных преимуществ и планомерно заниматься решением проблем, снижающих качество жизни населения в условиях Крайнего Севера.

Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года принята в декабре 2011 года. Она представляет собой сбалансированный сценарий развития региона, направленный на улучшение качества жизни населения и повышение устойчивости экономики ЯНАО.

Главные ориентиры социально-экономического развития Ямала в целом совпадают с планами по развитию Арктической зоны России. Это - инновационная модернизация экономики и устойчивый экономический рост, обеспечение национальной безопасности и личной защищённости местного населения, укрепление роли и места Арктики в экономике РФ.

Существующее социально-экономическое положение автономного округа достаточно стабильно. Внушительный ресурсный и человеческий потенциал сохранят устойчивость региона даже при инерционном сценарии управления. Тем не менее, темпы социально-экономического развития способны вырасти, если стимулировать эффективное использование региональных преимуществ и планомерно заниматься решением проблем, снижающих качество жизни населения в условиях Крайнего Севера. Выбор активного (инновационного) сценария развития региона отвечает прогрессивным планам государства, согласуется с ожиданиями населения и целями делового сообщества. Поэтому за основу стратегического планирования принят активный сценарий развития.

Целью Стратегии является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических требований.

Чтобы достичь этого, необходимо сосредоточиться на приоритетных направлениях социально-экономического развития ЯНАО:

  • 1. модернизация инфраструктуры и отраслей социальной сферы;
  • 2. развитие экономического потенциала;
  • 3. сохранение и развитие человеческого потенциала и традиций;
  • 4. охрана окружающей среды и оздоровление экологии;
  • 5. становление автономного округа международным форпостом развития Арктики.

Для решения каждой из намеченных задач в Стратегии предусмотрен комплекс мер, реализация которых станет основой для разработки региональных целевых программ и планов.

Развитие инфраструктуры и отраслей социальной сферы.

Социальная сфера подвергнется обширной модернизации с акцентом на возрождение сельских территорий, повышение устойчивости развития коренных малочисленных народов Севера и смягчение экологических проблем.

В целях повышения качества жизни граждан, развития экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, совершенствования системы государственного управления продолжится развитие информационно-коммуникационных технологий, в рамках которого предполагается:

подключение к сети Интернет образовательных учреждений, музеев, больниц, библиотек и других социально значимых организаций посредством создания региональных сетей передачи данных;

предоставление гражданам и юридическим лицам государственных и муниципальных услуг в электронном виде;

внедрение дистанционного образования, дистанционного консультирования и обслуживания пациентов;

внедрение универсальных электронных карт с целью предоставления и учёта мер социальной поддержки и других информационных сервисов и услуг.

Кроме того, к 2020 году в автономном округе будет создана сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Поддержка гармоничного развития топливно-энергетического комплекса.

Базовым сектором экономики региона на средне - и долгосрочный период останутся нефте- и газодобыча. В рамках сырьевой модели экономики это открывает новые возможности для социально-экономического роста округа, прежде всего, на основе диверсификации нефтегазодобычи и транспортировки углеводородов. Устойчивые темпы развития региональной экономики будут обеспечены за счёт реализации крупнейших инвестиционных проектов, объединённых в Программу комплексного освоения месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края. Согласно этой программе, освоение месторождений полуострова Ямал будет проходить путём создания трёх промышленных зон: Бованенковской, Тамбейской и Южной.

В настоящее время в экономике автономного округа преобладает добыча углеводородов. Так в 2011 г. Ямало-Ненецкому автономному округу было зарегистрировано 227 лицензий на право пользования недрами для геологического изучения и добычи углеводородного сырья, 187 - с правом пользования недрами для добычи углеводородов и геологического изучения или разведки и 40 - с правом геологического изучения недр. Лицензии выданы 60 предприятиям пользователям недр. В 2011 г. добыча углеводородного сырья на территории Ямало-Ненецкого автономного округа производилась 32 предприятиями на 86 месторождениях и составила: по газу - 409 233,600 млн. куб. м, по нефти - 17 233,262 тыс. т, по конденсату - 8 461,929 тыс. т. К уровню добычи периода 2010 года добыча углеводородов в процентном соотношении по газу составила - 105%, по нефти - 94% и по конденсату - 110%.

Добыча нефти производилась 15 предприятиями на 54 месторождениях. Предприятиями "Газпром нефти" добыто более 10 704,340 тыс. т нефти, что составляет 62% от добытой нефти в целом по округу. Компанией "Роснефть" добыто - 5 050,147 тыс. т нефти - 29% добычи нефти по округу в целом. Доля остальных нефтедобывающих предприятий - 9% (1 478,775 тыс. т). Добыча газа производилась 32 предприятиями на 86 ямальских месторождениях. Суммарная добыча дочерних предприятий "Газпром" на 1.10.2011 г. составила 346 888,361 млн. куб. м газа, что составляет 85% всей добычи в округе. Доля остальных предприятий в общей добыче газа по округу - 15%, т.е., 62 345,239 млн. куб. м. Добычу газового конденсата осуществляют 17 предприятий на 23 месторождениях. Лидирующие позиции занимают предприятия ОАО "Газпром", на которые по состоянию на 01.10.2011 года приходится добыча 5507,256 тыс. т конденсата, что составляет 65,1% добычи по округу. Доля добытого конденсата предприятиями ОАО "НОВАТЭК" составила 24,6% (2082,915 тыс. т) добычи по округу, ЗАО "Роспан Интернешнл" - 5,9% (495,587 тыс. т), ОАО "НК "Роснефть" - 2,2% (182,470 тыс. т). Доля остальных предприятий в добыче конденсата по округу составила 2,3% или 193,701 тыс. т.

Что касается производства сжиженного природного газа (СПГ), как перспективного направления ямальского ТЭКа, то в 2010 году "НОВАТЭК" приступил к реализации проекта по созданию на полуострове Ямал нового российского центра по производству СПГ на базе Южно-Тамбейского месторождения, с последующим подключением к проекту месторождений Тамбейской группы. Это месторождение является крупнейшим на севере полуострова Ямал с запасами газа 1,3 трлн. куб. м. На сегодняшний день уже пробурено 55 поисковых и разведочных скважин, выполнено 1160 кв.км сейсморазведочных работ. Определены возможные мощности по производству СПГ с учетом ввода в разработку Южно-Тамбейского месторождения и очередность ввода их в эксплуатацию. Планируемый срок ввода в эксплуатацию первой очереди завода СПГ - 2016 год, второй - 2018 год. К этому моменту должно быть завершено обустройство и необходимый объем бурения для ввода месторождения в эксплуатацию. Кроме этого, потребуется создание танкерного флота ледокольного класса - до 20 судов вместимостью 140-160 тыс. куб. м. Круглогодичность отгрузок и поставок в арктических условиях будет обеспечиваться четырьмя ледоколами.

Общий инвестиционный потенциал проектов, реализуемых в топливно-энергетическом комплексе на территории округа до 2020 г., оценивается почти в 8 трлн. рублей. При этом реализация крупномасштабных инвестиционных проектов позволит создать несколько десятков тысяч рабочих мест.

Развитие агропромышленного комплекса.

В региональном агропромышленном комплексе планируется сохранить территориальные преимущества и национальный колорит, и перейти на качественно новый уровень развития. Для развития отрасли в период до 2020 г. на основе факторий и убойных комплексов будет создана сеть заготовительных пунктов, оснащённых современным морозильным оборудованием. В крупных населённых пунктах предполагается разместить предприятия по консервации пантов. Для выведения предприятий на уровень безубыточной деятельности предполагается технологическая модернизация производственных комплексов на основе инновационных технологий, а также строительство объектов энергетики, использующих ветер и попутный (природный) газ.

Развитие торговли и сферы потребительских услуг.

Для полноценного обеспечения населения округа продовольственными товарами необходимо повышать их качество и безопасность, стремиться к росту конкурентоспособности производимых и реализуемых на территории региона товаров, повышать качество заготовительной деятельности и её инфраструктуру. В планах - строительство магазинов, хлебопекарен, овощехранилищ, установка холодильных и морозильных ёмкостей.

Развитие новых, нетрадиционных отраслей экономики.

Диверсификация экономики ЯНАО будет обеспечена как посредством дальнейшего развития традиционных отраслей экономики, так и развитием новых сфер экономической деятельности. Уже созданы условия для реализации ряда проектов, которые объединены в инвестиционную стратегию округа. Она подразумевает выделение восьми кластеров нового экономического развития: городское развитие, развитие малого бизнеса и инноваций, транспорта, туризма, агропромышленного комплекса, развитие альтернативной энергетики, переработка углеводородов, добыча и переработка полезных ископаемых.

Приоритетные проекты инвестиционного развития региона, обеспечивающие формирование новых отраслей:

лесопереработка и производство деревянных каркасно-панельных домов;

изгородное оленеводство;

развитие ветро-дизельных электростанций в изолированной энергосистеме;

организация малых и средних производств по переработке полимеров и создание газохимического кластера;

искусственное разведение сиговых пород рыб;

внедрение безотходных технологий переработки продукции оленеводства и рыболовства;

развитие птицеводства и тепличных хозяйств в городах автономного округа;

развитие въездного туризма.

Одним из перспективных направлений является разработка технологий по добыче йода из обводнённых скважин, на которых прекращена добыча газа. Для развития въездного туризма будет создан международный туристско-рекреационный Центр (хаб) полярного туризма, который сможет удовлетворить спрос самых требовательных туристов благодаря щедрому разнообразию тематических маршрутов: культурно-познавательные, экстремальные, приключенческие, этнографические, оздоровительные, охотничьи, рыболовные, спортивные.

Помимо перечисленных, относительно масштабных для региональной экономики проектов, активная поддержка будет оказываться локальным инвестиционным проектам субъектов хозяйственной деятельности ЯНАО, в том числе представителям малого и среднего предпринимательства. Работа в этом направлении будет способствовать диверсификации экономики региона, развитию малого и среднего бизнеса, созданию новых рабочих мест. Отдельное внимание будет уделено реализации на территории автономного округа инновационных проектов и внедрению новаторских технологий.

Сохранение и развитие человеческого потенциала и традиций.

Политика развития человеческого потенциала в регионе будет опираться на партнёрство субъектов гражданского общества, бизнеса и органов управления. Стратегией предусматриваются качественно новые подходы и механизмы развития социального партнёрства, расширение форм общественного самоуправления, общественной самоорганизации граждан, повышение правовой культуры населения автономного округа.

Охрана окружающей среды и оздоровление экологии автономного округа.

Защита окружающей природной среды и оздоровление экологии ЯНАО требует реализации мероприятий по двум направлениям:

ликвидация последствий уже нанесённого экологического ущерба в ходе интенсивного промышленного освоения территории региона и эксплуатации крупнейших нефтяных и газовых месторождений;

принятие мер по недопущению загрязнения окружающей природной среды.

Становление ЯНАО международным форпостом развития Арктики.

Грамотное управление процессами устойчивого развития, гарантирующего стабильную привлекательность территории для жизни и инвестиций, создаст благоприятные условия для превращения региона в стратегический форпост Российской Федерации в Арктике.

Выполнению этой задачи будет способствовать:

организация опытного полигона для проведения испытаний техники и других механизмов в экстремальных северных условиях;

реализация мероприятий по позиционированию автономного округа как региона-лидера развития арктических широт;

формирование научного центра и развитие его региональной инфраструктуры;

развитие кластера сервисов;

разработка эффективного механизма привлечения инвестиций в регион;

создание информационных ресурсов, посвящённых становлению Ямала лидером арктической зоны;

строительство Арктического выставочного комплекса;

проведение в Салехарде летом 2015 года Международной выставки "ЭКСПО-Арктика 2015".

Пример современного мирового хозяйственного развития показывает, что для сохранения конкурентоспособности, необходимо переходить к экономике, базирующейся на генерации, распространении и использовании знаний. Исходя из этого, наиболее эффективным способом размещения ресурсов становятся инвестиции в капитал. Стратегия развития ЯНАО предусматривает стремительное наращивание инновационного потенциала региона.

Инфраструктура поддержки инновационных проектов предстанет в виде территориально-распределённого технопарка сетевого типа, подразделения которого (отраслевые технопарки, бизнес-инкубаторы и опытные полигоны) появятся в городах автономного округа. Его сердцевиной будет Центр трансферта технологий, который свяжет потенциальных потребителей в регионе с разработчиками по всему миру, организует эффективное взаимодействие с местными изобретателями и инноваторами. Продукты интеллектуального труда, после экспертного заключения, могут рассчитывать на комплексную помощь: от производства опытных образцов и их испытаний вплоть до дальнейшего патентования и коммерциализации разработок.

Опорой комплексному сопровождению инвестиционных планов станет НО "Фонд инновационного развития Ямало-Ненецкого автономного округа", который одновременно выступит площадкой становления полноценной финансово-инновационной инфраструктуры региона. Предполагается, что деятельность Инновационного фонда будет способствовать появлению инфраструктурного фундамента, необходимого для достижения передовых позиций автономного округа в арктическом макрорегионе.

Условием успешной реализации Стратегии является комплексное, системное и синхронное взаимодействие государства, бизнеса и общества на принципах государственно-частного партнёрства.

полуостров ямал автономный округ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО "ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "Экономика"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Региональная экономика

На тему: Развитие Ямало-Ненецкого Автономного Округа.

Оглавление

  • 1. Введение
  • 2. История развития региона
  • 4. Заключение
  • 5. Список литературы
  • Ссылки

1. Введение

Ямамл - полуостров на севере Западной Сибири, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа России. Длина полуострова 700 км, ширина до 240 км. С запада омывается Карским морем, с востока - Обской губой. На севере от полуострова, за нешироким проливом Малыгина, находится остров Белый.

В "кратком отчете о путешествии на полуостров Ямал" Б.М. Житкова в 1909 году дается следующее толкование названия полуострова: "Точное самоедское название полуострова Ямал, соединение слов Я (земля) и мал (конец)" .

Полуостров Ямал, слабо освоен человеком. Ведётся оленеводство, рыболовство. На полуострове расположены крупнейшие залежи природного газа.

На Ямале сосредоточено около 20 % российских запасов природного газа. На полуострове и прилегающих акваториях открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений, разведанные и предварительно оцененные запасы газа которых составляют порядка 16 трлн куб. м, перспективные и прогнозные ресурсы газа - около 22 трлн куб. м. Запасы конденсата оцениваются в 230,7 млн тонн, нефти - в 291,8 млн тонн. В ближайшей перспективе Ямал станет основным районом добычи газа в России и одним из крупнейших в мире.

2. История развития региона

Ненцы (ненец. ненэй ненэче, хасово, нещанг; устаревшее - самоеды, юраки) - самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра.

Современное названия автономного округа России, как Ямало-Ненецкий автономный округ, упоминает ненцев как титульную народность населяющую округ.

Основой создания российской государственной области можно считать момент создания Обдорской крепости или острога, который был основан в 1595 году русскими казаками. Обдорский острог - ныне город Салехамрд (от нен. Сале-Харн "город на мысу") стал самым северным русским поселением в Сибири в то время.

Впоследствии земли области входили в состав огромной Сибирской губернии - в одну из первых восьми губерний в России образованных в 1708 году царем Петром I, в состав Царства Сибирского (со столицей в городе Тобольск) во время царствования Екатерины II.

Ямало-Ненецкий автономный округ образован (первоначально как национальный) в составе Уральской области 10 декабря 1930 года. Позднее входил в состав Обско-Иртышскую и Омскую областей, а с 14 августа 1944 года округ включён в Тюменскую область.

В конце 1990-х г. знали, что на полуострове расположены крупнейшие залежи природного газа. Большая часть запасов природного газа сосредоточена в пяти уникальных (запасы > 500 млрд куб. м) месторождениях: Бованенковском, Харасавэйском, Южно-Тамбейском, Крузенштерновском и Северо-Тамбейском . Разведано также 13 крупных месторождений (запасы 30-500 млрд куб. м), три средних (10-30 млрд куб. м) и пять мелких (< 10 млрд куб. м) . Несмотря на 700 глубоких поисковых и разведочных скважин, геологическая изученность полуострова остается низкой, в среднем 1 скважина приходится на 305 кмІ территории, что на порядок ниже южных районов Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Это позволяет надеяться на значительный прирост разведанных запасов углеводородов, а также открытие новых месторождения на шельфе.

Газовые месторождения Ямала отличаются большей глубиной залегания, по сравнению с уже освоенными месторождениями, а также химическим составом газа. В глубокозалегающих газоносных пластах содержится так называемый "жирный" газ, с высоким содержанием пропана, бутана и пентана, имеющих большую ценность, чем основные составляющие природного газа - метан и этан. В частности, пропан-бутановая смесь является экологически чистым моторным топливом, которое может храниться в сжиженном виде в широком диапазоне температур. Однако, "жирный" газ не может транспортироваться по газопроводам без сложной предварительной подготовки, в ходе которой получается "сухой" газ, состоящий почти исключительно из метана и этана. Остальные компоненты, выделяются в отдельную фракцию и транспортируются в сжиженном состоянии, в цистернах или танкерах, либо сжигаются в факелах.

Буровые геологоразведочные работы были развернуты в 1963 году.

Заболоченность местности вынуждала вести работы в основном зимой, когда была возможность транспортировать тяжелую буровую технику, несмотря на морозы до?50 градусов по шкале Цельсия и шквалистые ветра. Для доставки оборудования и материалов были организована доставка грузов силами Мурманского морского пароходства, в итоге было осуществлено несколько сверхранних арктических рейсов с грузами для нефтяников .

В декабре 1964 годы было открыто первое месторождение - Новопортовское нефтегазоконденсатное. В период с конца 1960-х годов до конца 1980-х гг. почти ежегодно обнаруживались новые месторождения.

С 1977 года Ямало-Ненецкий округ имеет статус автономного. В конце 1970-х годов значительно увеличились объёмы разведочного бурения на уже известных месторождениях. В середине 1980-х гг. были приняты планы промышленного освоения газовых ресурсов полуострова. В 1987 году была завершена разработка ТЭО. Бованенковское месторождение планировалось ввести в эксплуатацию в 1991 году, добыв 20 млрд мі природного газа.

С 18 октября 1991 года Ямало-Ненецкий округ принял декларацию о суверенитете. С 1992 года, после подписания Федеративного договора, Ямало-Ненецкий округ стал полноправным субъектом РФ. В 1992 году планировалось добыть уже 50 млрд мі газа, а к концу 1990-х г. ежегодно добывать до 200 млрд куб. м, освоив Харасавэйское месторождение. В 1988 году планировалось развернуть строительство магистрального газопровода "Ямал-Торжок-Ужгород". Однако в марте 1989 года, в условиях кризиса советской экономики, финансирование проектов промышленного освоения было прекращено. В начале 1990-х годов в десятки раз сократились и темпы буровых работ, хотя полностью они не прерывались. Новый этап начался после 2002 года, когда "Газпром" определил Ямал как регион стратегических интересов компании.

В настоящее время для промышленного освоения подготовлено четыре месторождения - Бованенковское, Харасавэйское, Крузенштерновское и Новопортовское. В 2006 году "Газпром" приступил к промышленному освоению Бованенковского месторождения и строительству магистрального газопровода. В 2008 году здесь началось бурение эксплуатационных скважин. Первоначально ввод месторождения в эксплуатацию намечался на 2011 год, в настоящее время - на 2012 год. Проектный объём добычи газа на Бованенковском месторождении определён в 115 млрд мі в год, в долгосрочной перспективе - до 140 млрд мі в год.

Предполагается, что к 2015 году объём добычи газа на Ямале составит 75-115 млрд мі (на Бованенковском месторождении), в 2020 году - 135-175 млрд куб. м, к 2025 году - 200-250 млрд куб. м, к 2030 году - 310-360 млрд куб. м.

Ямалo-Ненецкий автономный округ сегодня - это стабильный, динамично развивающийся регион, где заложен прочный фундамент социально-экономического развития, позволяющий строить масштабные планы на будущее. Разработанная в администрации автономного округа стратегия развития ЯНАО до 2020 года увязывает развитие топливно-энергетического комплекса с формированием новых отраслей региональной экономики, необходимых для современной жизни.

3. Стратегия развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020г.

Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года принята в декабре 2011 года. Она представляет собой сбалансированный сценарий развития региона, направленный на улучшение качества жизни населения и повышение устойчивости экономики ЯНАО.

Главные ориентиры социально-экономического развития Ямала в целом совпадают с планами по развитию Арктической зоны России. Это - инновационная модернизация экономики и устойчивый экономический рост, обеспечение национальной безопасности и личной защищённости местного населения, укрепление роли и места Арктики в экономике РФ.

Существующее социально-экономическое положение автономного округа достаточно стабильно. Внушительный ресурсный и человеческий потенциал сохранят устойчивость региона даже при инерционном сценарии управления. Тем не менее, темпы социально-экономического развития способны вырасти, если стимулировать эффективное использование региональных преимуществ и планомерно заниматься решением проблем, снижающих качество жизни населения в условиях Крайнего Севера. Выбор активного (инновационного) сценария развития региона отвечает прогрессивным планам государства, согласуется с ожиданиями населения и целями делового сообщества. Поэтому за основу стратегического планирования принят активный сценарий развития.

Целью Стратегии является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических требований.

Чтобы достичь этого, необходимо сосредоточиться на приоритетных направлениях социально-экономического развития ЯНАО:

1. модернизация инфраструктуры и отраслей социальной сферы;

2. развитие экономического потенциала;

3. сохранение и развитие человеческого потенциала и традиций;

4. охрана окружающей среды и оздоровление экологии;

5. становление автономного округа международным форпостом развития Арктики.

Для решения каждой из намеченных задач в Стратегии предусмотрен комплекс мер, реализация которых станет основой для разработки региональных целевых программ и планов.

Развитие инфраструктуры и отраслей социальной сферы.

Социальная сфера подвергнется обширной модернизации с акцентом на возрождение сельских территорий, повышение устойчивости развития коренных малочисленных народов Севера и смягчение экологических проблем.

В целях повышения качества жизни граждан, развития экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, совершенствования системы государственного управления продолжится развитие информационно-коммуникационных технологий, в рамках которого предполагается:

подключение к сети Интернет образовательных учреждений, музеев, больниц, библиотек и других социально значимых организаций посредством создания региональных сетей передачи данных;

предоставление гражданам и юридическим лицам государственных и муниципальных услуг в электронном виде;

внедрение дистанционного образования, дистанционного консультирования и обслуживания пациентов;

внедрение универсальных электронных карт с целью предоставления и учёта мер социальной поддержки и других информационных сервисов и услуг.

Кроме того, к 2020 году в автономном округе будет создана сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Поддержка гармоничного развития топливно-энергетического комплекса.

Базовым сектором экономики региона на средне - и долгосрочный период останутся нефте- и газодобыча. В рамках сырьевой модели экономики это открывает новые возможности для социально-экономического роста округа, прежде всего, на основе диверсификации нефтегазодобычи и транспортировки углеводородов. Устойчивые темпы развития региональной экономики будут обеспечены за счёт реализации крупнейших инвестиционных проектов, объединённых в Программу комплексного освоения месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края. Согласно этой программе, освоение месторождений полуострова Ямал будет проходить путём создания трёх промышленных зон: Бованенковской, Тамбейской и Южной.

В настоящее время в экономике автономного округа преобладает добыча углеводородов. Так в 2011 г. Ямало-Ненецкому автономному округу было зарегистрировано 227 лицензий на право пользования недрами для геологического изучения и добычи углеводородного сырья, 187 - с правом пользования недрами для добычи углеводородов и геологического изучения или разведки и 40 - с правом геологического изучения недр. Лицензии выданы 60 предприятиям пользователям недр. В 2011 г. добыча углеводородного сырья на территории Ямало-Ненецкого автономного округа производилась 32 предприятиями на 86 месторождениях и составила: по газу - 409 233,600 млн. куб. м, по нефти - 17 233,262 тыс. т, по конденсату - 8 461,929 тыс. т. К уровню добычи периода 2010 года добыча углеводородов в процентном соотношении по газу составила - 105%, по нефти - 94% и по конденсату - 110%.

Добыча нефти производилась 15 предприятиями на 54 месторождениях. Предприятиями "Газпром нефти" добыто более 10 704,340 тыс. т нефти, что составляет 62% от добытой нефти в целом по округу. Компанией "Роснефть" добыто - 5 050,147 тыс. т нефти - 29% добычи нефти по округу в целом. Доля остальных нефтедобывающих предприятий - 9% (1 478,775 тыс. т). Добыча газа производилась 32 предприятиями на 86 ямальских месторождениях. Суммарная добыча дочерних предприятий "Газпром" на 1.10.2011 г. составила 346 888,361 млн. куб. м газа, что составляет 85% всей добычи в округе. Доля остальных предприятий в общей добыче газа по округу - 15%, т.е., 62 345,239 млн. куб. м. Добычу газового конденсата осуществляют 17 предприятий на 23 месторождениях. Лидирующие позиции занимают предприятия ОАО "Газпром", на которые по состоянию на 01.10.2011 года приходится добыча 5507,256 тыс. т конденсата, что составляет 65,1% добычи по округу. Доля добытого конденсата предприятиями ОАО "НОВАТЭК" составила 24,6% (2082,915 тыс. т) добычи по округу, ЗАО "Роспан Интернешнл" - 5,9% (495,587 тыс. т), ОАО "НК "Роснефть" - 2,2% (182,470 тыс. т). Доля остальных предприятий в добыче конденсата по округу составила 2,3% или 193,701 тыс. т.

Что касается производства сжиженного природного газа (СПГ), как перспективного направления ямальского ТЭКа, то в 2010 году "НОВАТЭК" приступил к реализации проекта по созданию на полуострове Ямал нового российского центра по производству СПГ на базе Южно-Тамбейского месторождения, с последующим подключением к проекту месторождений Тамбейской группы. Это месторождение является крупнейшим на севере полуострова Ямал с запасами газа 1,3 трлн. куб. м. На сегодняшний день уже пробурено 55 поисковых и разведочных скважин, выполнено 1160 кв.км сейсморазведочных работ. Определены возможные мощности по производству СПГ с учетом ввода в разработку Южно-Тамбейского месторождения и очередность ввода их в эксплуатацию. Планируемый срок ввода в эксплуатацию первой очереди завода СПГ - 2016 год, второй - 2018 год. К этому моменту должно быть завершено обустройство и необходимый объем бурения для ввода месторождения в эксплуатацию. Кроме этого, потребуется создание танкерного флота ледокольного класса - до 20 судов вместимостью 140-160 тыс. куб. м. Круглогодичность отгрузок и поставок в арктических условиях будет обеспечиваться четырьмя ледоколами.

Общий инвестиционный потенциал проектов, реализуемых в топливно-энергетическом комплексе на территории округа до 2020 г., оценивается почти в 8 трлн. рублей. При этом реализация крупномасштабных инвестиционных проектов позволит создать несколько десятков тысяч рабочих мест.

Развитие агропромышленного комплекса.

В региональном агропромышленном комплексе планируется сохранить территориальные преимущества и национальный колорит, и перейти на качественно новый уровень развития. Для развития отрасли в период до 2020 г. на основе факторий и убойных комплексов будет создана сеть заготовительных пунктов, оснащённых современным морозильным оборудованием. В крупных населённых пунктах предполагается разместить предприятия по консервации пантов. Для выведения предприятий на уровень безубыточной деятельности предполагается технологическая модернизация производственных комплексов на основе инновационных технологий, а также строительство объектов энергетики, использующих ветер и попутный (природный) газ.

Развитие торговли и сферы потребительских услуг.

Для полноценного обеспечения населения округа продовольственными товарами необходимо повышать их качество и безопасность, стремиться к росту конкурентоспособности производимых и реализуемых на территории региона товаров, повышать качество заготовительной деятельности и её инфраструктуру. В планах - строительство магазинов, хлебопекарен, овощехранилищ, установка холодильных и морозильных ёмкостей.

Развитие новых, нетрадиционных отраслей экономики.

Диверсификация экономики ЯНАО будет обеспечена как посредством дальнейшего развития традиционных отраслей экономики, так и развитием новых сфер экономической деятельности. Уже созданы условия для реализации ряда проектов, которые объединены в инвестиционную стратегию округа. Она подразумевает выделение восьми кластеров нового экономического развития: городское развитие, развитие малого бизнеса и инноваций, транспорта, туризма, агропромышленного комплекса, развитие альтернативной энергетики, переработка углеводородов, добыча и переработка полезных ископаемых.

Приоритетные проекты инвестиционного развития региона, обеспечивающие формирование новых отраслей:

лесопереработка и производство деревянных каркасно-панельных домов;

изгородное оленеводство;

развитие ветро-дизельных электростанций в изолированной энергосистеме;

организация малых и средних производств по переработке полимеров и создание газохимического кластера;

искусственное разведение сиговых пород рыб;

внедрение безотходных технологий переработки продукции оленеводства и рыболовства;

развитие птицеводства и тепличных хозяйств в городах автономного округа;

развитие въездного туризма.

Одним из перспективных направлений является разработка технологий по добыче йода из обводнённых скважин, на которых прекращена добыча газа. Для развития въездного туризма будет создан международный туристско-рекреационный Центр (хаб) полярного туризма, который сможет удовлетворить спрос самых требовательных туристов благодаря щедрому разнообразию тематических маршрутов: культурно-познавательные, экстремальные, приключенческие, этнографические, оздоровительные, охотничьи, рыболовные, спортивные.

Помимо перечисленных, относительно масштабных для региональной экономики проектов, активная поддержка будет оказываться локальным инвестиционным проектам субъектов хозяйственной деятельности ЯНАО, в том числе представителям малого и среднего предпринимательства. Работа в этом направлении будет способствовать диверсификации экономики региона, развитию малого и среднего бизнеса, созданию новых рабочих мест. Отдельное внимание будет уделено реализации на территории автономного округа инновационных проектов и внедрению новаторских технологий.

Сохранение и развитие человеческого потенциала и традиций.

Политика развития человеческого потенциала в регионе будет опираться на партнёрство субъектов гражданского общества, бизнеса и органов управления. Стратегией предусматриваются качественно новые подходы и механизмы развития социального партнёрства, расширение форм общественного самоуправления, общественной самоорганизации граждан, повышение правовой культуры населения автономного округа.

Охрана окружающей среды и оздоровление экологии автономного округа.

Защита окружающей природной среды и оздоровление экологии ЯНАО требует реализации мероприятий по двум направлениям:

ликвидация последствий уже нанесённого экологического ущерба в ходе интенсивного промышленного освоения территории региона и эксплуатации крупнейших нефтяных и газовых месторождений;

принятие мер по недопущению загрязнения окружающей природной среды.

Становление ЯНАО международным форпостом развития Арктики.

Грамотное управление процессами устойчивого развития, гарантирующего стабильную привлекательность территории для жизни и инвестиций, создаст благоприятные условия для превращения региона в стратегический форпост Российской Федерации в Арктике.

Выполнению этой задачи будет способствовать:

организация опытного полигона для проведения испытаний техники и других механизмов в экстремальных северных условиях;

реализация мероприятий по позиционированию автономного округа как региона-лидера развития арктических широт;

формирование научного центра и развитие его региональной инфраструктуры;

развитие кластера сервисов;

разработка эффективного механизма привлечения инвестиций в регион;

создание информационных ресурсов, посвящённых становлению Ямала лидером арктической зоны;

строительство Арктического выставочного комплекса;

проведение в Салехарде летом 2015 года Международной выставки "ЭКСПО-Арктика 2015".

Пример современного мирового хозяйственного развития показывает, что для сохранения конкурентоспособности, необходимо переходить к экономике, базирующейся на генерации, распространении и использовании знаний. Исходя из этого, наиболее эффективным способом размещения ресурсов становятся инвестиции в капитал. Стратегия развития ЯНАО предусматривает стремительное наращивание инновационного потенциала региона.

Инфраструктура поддержки инновационных проектов предстанет в виде территориально-распределённого технопарка сетевого типа, подразделения которого (отраслевые технопарки, бизнес-инкубаторы и опытные полигоны) появятся в городах автономного округа. Его сердцевиной будет Центр трансферта технологий, который свяжет потенциальных потребителей в регионе с разработчиками по всему миру, организует эффективное взаимодействие с местными изобретателями и инноваторами. Продукты интеллектуального труда, после экспертного заключения, могут рассчитывать на комплексную помощь: от производства опытных образцов и их испытаний вплоть до дальнейшего патентования и коммерциализации разработок.

Опорой комплексному сопровождению инвестиционных планов станет НО "Фонд инновационного развития Ямало-Ненецкого автономного округа", который одновременно выступит площадкой становления полноценной финансово-инновационной инфраструктуры региона. Предполагается, что деятельность Инновационного фонда будет способствовать появлению инфраструктурного фундамента, необходимого для достижения передовых позиций автономного округа в арктическом макрорегионе.

Условием успешной реализации Стратегии является комплексное, системное и синхронное взаимодействие государства, бизнеса и общества на принципах государственно-частного партнёрства.

полуостров ямал автономный округ

4. Заключение

Арктический фасад России, энергетическое сердце государства, край романтиков и энтузиастов - как только не называют Ямал. Все эти определения справедливы и уместны

Ямал сегодня остается главной энергетической базой современной России. В ближайшей перспективе добыча и экспорт российского газа будут возрастать за счет увеличения добычи газа на полуострове Ямал и континентальном шельфе Карского моря. Только перспективы полуострова Ямал и его прилегающих территорий оцениваются в пятьдесят триллионов кубических метров газа. Проблемы освоения нефтегазовых ресурсов российской Арктики, добычи нефти и газа на прилегающих акваториях полуострова Ямал непосредственно связаны с обеспечением экологической безопасности при освоении месторождений, бережным отношением к среде обитания коренного населения. Реализация этих проектов имеет огромное значение для социально-экономического развития автономного округа, где наряду с добычей углеводородов планируется наращивать их переработку

Ямало-Ненецкий автономный округ сегодня является одним из передовых в экономическом и социальном отношении регионов Российской Федерации. Он полигон разработки новейших решений развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. И главная задача заключается в том, чтобы перевести проблемы и вопросы из стадии научных разработок и идей в стадию реализации конкретных вариантов технических решений развития и освоения новых месторождений, вывести их на уровень привлекательных инвестиционных вложений.

Ямал сегодня - это стабильный, динамично развивающийся регион, где заложен прочный фундамент дальнейшего социально-экономического развития, позволяющий строить масштабные планы на будущее.

5. Список литературы

1. Барбаков ОМ. Региональное управление: реалии и перспективы, СПб.: Юнити, 2009

2. Бурков Герман, Карепова Валентина, Игнатюк Владимир - Человек и ледокол. Арктическая звезда: Журнал. - Мурманск.

3. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. М.: Гардарики, 2008

4. Житков Б.М. Краткий отчет о путешествии на полуостров Ямал.

5. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. М.: Экономика, 2008.

Ссылки

. Житков Б.М. Краткий отчет о путешествии на полуостров Ямал: общ. собр. И.Р. Г.О. 19 февр. 1909 г. стр. 20.

. Мегапроект "Ямал" // gazprom.ru

. Природный газ // mineral.ru

. Технология СПГ - перспективный вариант освоения ресурсов газа полуострова Ямал // gasforum.ru

. Герман Бурков, Валентина Карепова, Владимир Игнатюк - Человек и ледокол // Арктическая звезда: Журнал. - Мурманск, 2009. - В. №9 от 25 Сентября.

. Ввод в эксплуатацию Бованенковского месторождения перенесут на 3 квартал 2012 года - Агентство нефтегазовой информации // angi.ru

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проведение кластерного анализа, предоставившего возможность проанализировать и сгруппировать монопрофильные города Ямало-Ненецкого округа по признаку развитости. Факторный анализ показателей, влияющих на значение среднедушевых доходов населения.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2015

    Оценка природно-ресурсного потенциала региона. Основные экологические проблемы округа из-за разработки нефтяных месторождений. Развитие здравоохранения. Оценка производственного потенциала Ненецкого автономного округа. Основные отрасли промышленности.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2011

    Хозяйственное развитие Ямало-Ненецкого автономного округа в условиях интенсивного освоения природных ресурсов. Организация процесса недропользования. Отраслевая структура экономики. Проблемы ресурсодобывающих регионов. Перспективы развития туризма в ЯНАО.

    контрольная работа , добавлен 30.09.2016

    Правовое обеспечение стратегического планирования. Сравнительный анализ социально-экономического развития Ненецкого автономного округа с развитием других приарктических регионов. Цели и задачи стратегического плана, построение дерева целей проекта.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2016

    Макроэкономические характеристики Ямало-Ненецкого автономного округа. Главный индикатор регионального экономического развития. Адресная инвестиционная программа, межрегиональные связи. Задачи и функции департамента международных и межрегиональных связей.

    контрольная работа , добавлен 04.06.2013

    Экономико-географическое положение территории Ямало-Ненецкого автономного округа, административный состав. Природные условия. Население и трудовые ресурсы. Уровень развития и структура хозяйства. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации.

    реферат , добавлен 16.05.2014

    Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого АО до 2020 г. Освоение Бованенковского, Харасавейского, Новопортовского месторождений. Оценка воздействия на природные экосистемы строительства подводного газопровода по дну Байдарацкой губы.

    статья , добавлен 29.01.2015

    Статистические характеристики расходов и потребления населением России и Ямало-Ненецкого автономного округа товаров и услуг на современном этапе. Показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа за январь-июнь 2011 года.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2012

    Стратегии, цели и приоритеты социальной политики государства. Ее принципы: рациональность, социальная справедливость и общественная безопасность. Основные экономические показатели Ненецкого автономного округа; анализ бюджетных доходов и расходов.

    дипломная работа , добавлен 19.03.2014

    История образования Чукотского автономного округа. Изучение климата и природных ресурсов региона. Обзор динамики численности населения. Анализ социально-экономического положения округа. Основные проблемы субъекта РФ и предложения по региональной политике.

Инвестиционная активность региона Ямало-Ненецкого автономного округа

1.1 Социально-экономическое положения ЯНАО

Ямало-Ненецкий автономный округ занимает 769,3 тыс. кв. км и по площади относится к числу крупнейших субъектов России.

Его территория расположена в экстремальной природно-климатической зоне Крайнего Севера и Полярного круга, что непосредственным образом осложняет жизнедеятельность людей, оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Промышленный прогресс последних десятилетий способствовал стремительному росту населения округа. Массовой трудовой миграции не помешали ни критические температуры Крайнего Севера, ни слабая обустроенность новых поселений. За пятьдесят лет численность населения в регионе выросла в 8 с лишним раз, достигнув к 01 июля 2011 года 530,2 тыс. человек (0,38% населения России).

Естественный прирост населения региона формируется в основном за счет преобладания представителей более молодой возрастной структуры. Средний возраст жителей 33 года в последние годы ослабляет тенденцию к "старению" населения. Несмотря на то, что суровые условия Севера малопригодны для жизни пенсионеров, доля людей старше трудоспособного возраста увеличилась с 4,4% в 2000 году до 7,9% в 2009 году. В то же время доля населения моложе трудоспособного возраста сократилась с 26% в 2000 году до 20,9% в 2009 году.

В национальном составе населения преобладают русские (59,0%). Украинцы составляют 13,1%, татары - 5,5%. Доля ненцев в национальной структуре постоянного населения составляет 5,2%, ханты - 1,6%, селькупов - 0,3%.

В регионе зарегистрировано более 360 общественных объединений. Более половины из них - профсоюзы и спортивные организации, остальные - ветеранские, национальные и молодежные организации. Кроме того, действует 70 религиозных объединений, представляющих православие, ислам, протестантизм и другие вероисповедания.

Из 36 тысяч человек, являющихся представителями коренных малочисленных народов Севера, почти 40% продолжают вести исконный кочевой образ жизни.

Расселение населения в округе характеризуется высокой урбанизацией. Спрос и предложение рынка труда в городской и сельской местности имеют структурный дисбаланс. В городах много рабочих мест - мало трудовых ресурсов, в сельских населенных пунктах наблюдается обратная ситуация. Дополнительной особенностью регионального рынка труда является то, что свыше 15% занятых в экономике округа работают вахтовым методом и проживают за пределами Ямала. В среднем по округу потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, превышает численность безработных граждан более чем в два раза.

Уникальные месторождения углеводородов исторически закрепили за Ямалом роль крупнейшего поставщика углеводородного сырья не только на внутренний рынок, но и на рынки Восточной и Западной Европы. Ежегодно здесь добывается более 80% российского газа, или пятая часть его мирового производства. Ямальская доля извлечения нефти и газового конденсата составляет около 8,0% общероссийской.

По объему промышленного производства на душу населения автономный округ занимает второе место в Уральском федеральном округе и третье место в России. Основу промышленного производства составляет добыча углеводородного сырья - газа, нефти и газового конденсата. На добычу полезных ископаемых приходится более 88% промышленного производства региона.

В целом значительная часть ресурсов, колоссальными запасами которых располагает территория автономного округа, не используется (или используется в недостаточной степени) в экономике региона.

Так, недра Полярного Урала, занимающего западную часть автономного округа, являются явным ресурсом, который позволит нарастить минерально-сырьевой потенциал региона и в перспективе радикально улучшит сырьевую базу промышленности Урала и всей страны, но для их промышленного освоения необходима дополнительная доразведка.

Автономный округ обладает самым большим стадом северных оленей в России и в мире - на 01 января 2011 года его поголовье достигло 660 тысяч голов. При этом оленеводство относится не только к высокоперспективной сельскохозяйственной отрасли региона, но и является этнообразующей, обеспечивающей сохранность традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

Аналогичное значение имеет в округе и рыбодобыча. Фактически на Ямале добывается половина российского улова сиговых пород.

Экологически чистые ямальские оленина и рыба уже стали брендами региона, заняли достойное место среди деликатесов как внутри России, так и за рубежом. Дальнейшее развитие оленеводства связано с совершенствованием цикла безотходного производства, а рыбной промышленности - с увеличением объемов вылова и переработки, для чего потребуется решить проблему сохранения водных биоресурсов, наладить воспроизводство сиговых пород, ликвидировать браконьерство, достигшее промышленных масштабов.

Еще одним резервным биологическим ресурсом являются дикоросы. Перспективность создания производства на основе дикорастущих лечебных трав и ягод, обильно произрастающих вблизи многих населенных пунктов, требует организации соответствующей инфраструктуры (сбора, хранения, сбыта) и применения высоких технологий.

Территория автономного округа обладает значительными ресурсами деловой древесины, но становление деревообрабатывающей отрасли сопряжено с высокими расходами уже на стадии заготовки древесины. Вовлечение этого ресурса в хозяйственный оборот требует разработки комплексного проекта, учитывающего выбор оптимальных технологий заготовки и переработки, а также логистику и сбыт готовой продукции.

Таким образом, экономический потенциал развития территории автономного округа значителен, но его вовлечение в экономику региона сдерживается отсутствием единой транспортной системы и современных технологий. При этом в первую очередь востребовано именно развитие транспортной инфраструктуры, поскольку требует значительных ресурсных и временных затрат.

Для транспортировки основной продукции нефтегазового комплекса нефти, газа и газового конденсата принципиальное значение имеет трубопроводный транспорт. В округе действует одна из крупнейших в мире трубопроводных систем по транспортировке газа, но ее изношенность отрицательно сказывается на обеспечении безопасности производственных процессов, а также экологии. Высокая степень износа нефтепроводов, вкупе с их неразвитостью, равно как отсутствие единой системы транспорта газового конденсата, усугубляют системные проблемы отрасли.

Воздушный транспорт составляет основу межмуниципального и межпоселкового транспортного сообщения в округе, а в период распутицы является единственным способом доставки людей и грузов в большинство отдаленных и труднодоступных населенных пунктов. Наземная инфраструктура воздушного транспорта для обеспечения должного уровня безопасности и комфортности предоставляемых услуг также нуждается в обновлении и модернизации.

Существующее социально-экономическое положение автономного округа достаточно стабильно. Внушительный ресурсный и людской потенциал сохранят устойчивость региона даже при инерционном сценарии управления. Тем не менее темпы социально-экономического развития способны вырасти, если стимулировать эффективное использование региональных преимуществ и планомерно заниматься решением проблем, снижающих качество жизни населения в условиях Крайнего Севера.

Анализ экономических, финансовых и социальных сфер жизни Самарской области

Добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды индекс промышленного производства в январе-сентябре 2015г. по сравнению с январем-сентябрем 2014г. составил 109,0%, в сентябре 2015г...

Бюджетная политика

Социально-экономическое развитие Омской области по большинству показателей наша область занимает лидирующие позиции не только по Сибирскому округу, но и в целом по России. Есть несколько критериев, которые...

Муниципальные финансы

Доходная часть бюджета за 2008 год исполнена (с учетом безвозмездных поступлений из областного бюджета и доходов от оказания платных услуг бюджетными учреждениями) в сумме 5292,8 млн. руб. или 94,6% к плану города. Бюджетом города не дополучено 302,6 млн...

Налоги с физических лиц

Налоги с населения как основной источник финансовых ресурсов государства известны с незапамятных времен, выступая необходимым элементом экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы...

Налоговая система

Политика занятости в Республике Беларусь

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы. Понятие «полная занятость» с трудом поддается определению. На первый взгляд его можно трактовать в том смысле...

Разработка и оценка эффективности инвестиционного проекта на примере туристской фирмы ООО "Капитал Клуб"

Современный туризм превратился в крупную отрасль, играющую заметную роль в экономике многих стран. Туризм характеризуется как общественно-экономическое, социальное и культурное явление, как специфическая отрасль хозяйственной деятельности...

Разработка предложений по повышению эффективности использования основного капитала предприятия (на примере ОАО "Приморье-64")

Региональная финансовая политика

Российская Федерация - государство с существенными межтерриториальными различиями в уровне экономического развития, обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, инвестиционных возможностях общественного и частного сектора...

Роль местного бюджета в решении проблем социально-экономического развития муниципального образования

В современном обществе местное самоуправление играет наиболее значимую роль в развитии Российской Федерации, является фундаментом, на котором происходит становление экономики нашей страны...

Сущность и значение государственного бюджета

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год...

Федеральный бюджет Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012-2013 гг.

Бюджет - это основная составляющая финансов страны, и, следовательно, центральное звено всей финансовой системы. Понятие "бюджет" многогранно, и определений ему большое множество. Бюджетный Кодекс РФ понимает бюджет...

Финансовая система Республики Башкортостан

Республика Башкортостан является одним из наиболее развитых регионов Российской Федерации. Экономика республики отличается многоотраслевой структурой и высокой эффективностью производства, наличием сильного промышленного потенциала...

Этапы создания кредитного кооператива в России

Основной целью деятельности кредитного потребительского кооператива граждан является удовлетворение потребностей его членов в финансовой взаимопомощи...

Этапы становления и развития бюджетной системы РФ

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему...

СТРАТЕГИЯ

социально-экономического развития

Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года
Оглавление

Запасы месторождений твердых полезных ископаемых Полярного Урала автономного округа 19

Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года

ВВЕДЕНИЕ

Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года (далее - Стратегия) представляет сбалансированный сценарий развития региона, направленный на постоянное повышение уровня и качества жизни населения и устойчивое развитие экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ, округ, регион) на период до 2020 года.

Современное административно-территориальное устройство автономного округа включает в себя 14 административно территориальных единиц: 7 районов и 7 городов окружного значения. (Рисунок №1 «Административно-территориальное устройство автономного округа»).

Рисунок №1 «Административно-территориальное устройство автономного округа»

Наименование районов: 1 – Ямальский, 2 – Тазовский, 3 – Шурышкарский, 4 - Приуральский, 5 – Надымский, 6 – Пуровский, 7 - Красноселькупский.
Численность населения автономного округа на 1 января 2010 года составила 546,5 тыс. человек (0,38% населения России). За последние 50 лет, прошедших после переписи населения 1959 года, население автономного округа выросло более чем в 8 раз.

По сравнению с результатами Всероссийской переписи населения 2002 года население автономного округа на начало 2010 года увеличилось на 40 тыс. человек, или на 7,9%.

Миграция населения в автономном округе оказала основное влияние на демографические процессы в автономном округе в 70–80-е годы ХХ века в результате развития нефтяной и газовой промышленности и связанных с ними отраслей. Однако в последние десять лет при наличии достаточно интенсивных миграционных процессов миграционное сальдо остается незначительным и не оказывает заметного влияния на демографическую ситуацию.

Наибольшей миграционной подвижностью отличается население в трудоспособном возрасте (с 16 лет до 59 лет – мужчины, с 16 лет до 54 лет – женщины). На начало 2009 года в числе прибывших в автономный округ доля лиц в трудоспособном возрасте составила около 80,0%, в числе выбывших около 75%

Несмотря на то, что автономный округ является зоной абсолютно и экстремально дискомфортной для проживания, в числе прибывших мигрантов все еще наблюдается высокая доля лиц старше трудоспособного возраста, что создает дополнительную нагрузку на бюджет автономного округа.

В автономном округе достигнут высокий уровень урбанизации населения: так, на начало 2010 года доля городского населения в общей численности населения составила 84,9%. Современный уровень урбанизации достигнут еще в конце 1980-х – начале 1990-х годов.

С середины 1990-х годов по настоящее время численность населения автономного округа увеличивается в основном за счет положительного естественного прироста населения.

Уровень рождаемости в автономном округе по многолетним данным всегда превышал общероссийский уровень. Уровень смертности населения автономного округа, в связи с более молодой, чем в России, структурой населения, ниже среднероссийского уровня в 2,6 раза. В числе умерших в автономном округе преобладают лица в трудоспособном возрасте. В структуре причин смертности первое место занимают болезни системы кровообращения (38,5%), второе – несчастные случаи, отравления и травмы (23,0%), третье – новообразования (14,9%).

Основным фактором формирования положительного баланса естественного движения населения является преобладание в структуре населения автономного округа лиц в возрасте 20 – 44 лет (более 43%). Средний возраст жителей автономного округа составляет 33 года.

В то же время, в последние годы в автономном округе наблюдается тенденция «старения» населения. За период с 2000 года в автономном округе существенно изменилось соотношение возрастных групп населения: доля населения старше трудоспособного увеличилась с 4,4% в 2000 году до 7,9% в 2009 году, доля населения моложе трудоспособного снизилась с 26 % в 2000 году до 20,9 % в 2009 году.

Национальный состав населения (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года): русские – 59%, украинцы – 13,1%, татары – 5,5%, ненцы – 5,2%, ханты – 1,6%, селькупы – 0,3%.

Численность коренных малочисленных народов Севера на Ямале составляет 36 тыс. человек, что выше уровня 1959 года более, чем на 78%. Около 40% (14,7 тыс. человек) представителей коренных малочисленных народов Севера ведут традиционный кочевой образ жизни.

По уровню денежных доходов на душу населения автономный округ в последние годы находится в первой пятерке среди субъектов Российской Федерации. Среднедушевые денежные доходы населения автономного округа в 2009 году составили 39,2 тыс. рублей в месяц, по сравнению с 2000 годом они возросли в 5,2 раза. Увеличение доходов населения в значительной степени обусловлено ростом номинальной заработной платы. Реальные располагаемые доходы населения с 2000 по 2009 год выросли на 115,4%.

Одной из острейших проблем социально-экономического развития автономного округа является значительная дифференциация населения по уровню доходов. Основной причиной дифференциации населения автономного округа по уровню доходов является отраслевая дифференциация по уровню начисленной заработной платы.

Уровень экономической активности населения в автономном округе традиционно высок. Так, в 2009 году уровень экономической активности населения автономного округа составил 75,2% и превысил общероссийский показатель (в Российской Федерации в 2009 году – 67,8%), что объясняется особенностями возрастной структуры населения автономного округа.

Численность занятых в экономике в автономном округе увеличилась с 313 тыс. человек в 2000 году до 366 тыс. человек в 2009 год или на 16,9%, при росте населения автономного округа за этот же период на 9,7%.

Одной из особенностей рынка труда автономного округа является наличие большой численности работающих вахтовым методом и проживающих за пределами автономного округа (свыше 15% занятых в экономике).