Экономическое развитие региона. Развитие коренных малочисленных народов Севера

1.1. Состояние экономики

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Югра) входит в состав Уральского федерального округа (УФО) и располагается в центральной части Западной Сибири. Площадь территории Югры составляет 534,8 тыс. кв. км. Численность населения автономного округа на начало 2012 г. составила 1561,2 тыс. чел. (3 место в УФО и 28 место в Российской Федерации (РФ)). Это самый крупный по численности населения регион, территория которого приравнена к районам Крайнего Севера (Рис. 1). Округ характеризуется высокой степенью урбанизации. Доля городского населения на начало 2012 г. составила 91,6 %. Более 61 % населения автономного округа проживает в моногородах, 2 из которых являются крупнейшими городами региона (Сургут и Нижневартовск).

Рисунок 1. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

В состав округа входят 106 муниципальных образований, в том числе 13 городских округов (Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск, Югорск), 9 муниципальных районов (Белоярский, Березовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский), 26 городских и 58 сельских поселений.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – один из стратегических регионов России, обеспечивающий энергетическую безопасность страны и накопление необходимых финансовых ресурсов для осуществления модернизации и инновационного развития России. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является крупнейшим нефтедобывающим районом России и мира, относится к регионам-донорам и лидирует по целому ряду основных экономических показателей. Автономный округ занимает 1 место среди регионов России по добыче сырой нефти (51,5 % общероссийского объёма по данным за 2011 г.) и выработке электроэнергии (8,1 %); 2 место – по поступлению налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (15,3 % в 2011 г.), по объему инвестиций в основной капитал (6,0 % в 2011 г.), по добыче природного и попутного газа (4,7 % общероссийской добычи в 2011 г.).

По данным Министерства регионального развития Российской Федерации, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра по итогам 2011 г. занял 3 место среди субъектов Российской Федерации по сводному индексу социально-экономического развития.

По итогам 2011 г. международное агентство Standard&Poor"s 15 марта 2012 г. повысило долгосрочный кредитный рейтинг эмитента Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с “ВВВ–” до “ВВВ” и подтвердило его рейтинг по национальной шкале на уровне “ruAAA”. Прогноз изменения рейтингов - “Стабильный”.

Основные показатели социально-экономического положения за 2011 г. Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представлены в Таблице 1.

В целом экономика Югры в 2011 г. и социальная сфера сохранили позитивные тенденции. В 2011 г. объем валового регионального продукта составил 2270 млрд. руб., при этом в сопоставимых ценах объем ВРП в 2011 г. был на 1,5 % больше объема ВРП докризисного 2008 г. По объему производства товаров и услуг в 2011 г., - составившему 2842,7 млрд. руб., автономный округ уверенно занял 2 место после Москвы. Итоги 2011 г. свидетельствуют о росте инвестиционной активности. Инвестиции в основной капитал составили 648, 6 млрд. руб. (в сопоставимых ценах), что на 19,3 % выше показателя 2010 г. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. возросли объемы производства продукции сельского хозяйства на 20,8 % и строительства жилья - на 34, 2 %. Впервые с 2009 г. увеличился физический объем оборота розничной торговли на 5,5 %. Номинальная заработная плата в Югре выросла на 12,4 % и составила 46,4 тыс. рублей.

Динамика и уровень показателей эффективности региональной экономики отражают позитивные тенденции в социально-экономическом развитии автономного округа. По объему производства ВРП на душу населения, составившему по итогам 2011 г. 1465,3 тыс. руб., автономный округ занимает 3 место среди субъектов РФ. Значение показателя свидетельствует о высокой эффективности региональной экономики: ВРП Югры на душу населения, пересчитанный по паритету покупательной способности, в 2011 г. оказался в 1,9 раза выше ВВП на душу населения США. При этом в регионе фиксируется снижение энергоемкости производства ВРП: с 2006 г. по 2010 г. энергоемкость производства ВРП автономного округа снизилась на 8,6 %. По итогам 2011 г. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра имел самый низкий уровень задолженности по налогам среди субъектов РФ. Автономный округ характеризуется высоким уровнем обеспеченности собственными источниками доходной базы бюджета: в 2011 г. регион занял лидирующую позицию среди субъектов РФ по доле собственных доходов бюджета в суммарном объеме консолидированного бюджета.

Развитие и современное состояние экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в существенной мере определяется тенденциями, складывающимися в региональном топливно-энергетическом комплексе, вовлеченном в глобальный энергетический рынок и зависящем от динамики его конъюнктуры.

Развитие экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры находилось с 2005 г. под влиянием благоприятно складывающейся внешнеэкономической конъюнктуры и достигнутой макроэкономической стабильности в стране, с осени 2008 г. по 2010 г. - под влиянием мирового финансового и экономического кризиса, серьезно затронувшего многие секторы российской экономики. Основные показатели социально-экономического положения Югры, РФ и УФО в 2011 году и динамика основных показателей развития экономики Югры, УФО и РФ за период 2005-2011 гг представлены в Табл. 1, 2.

Таблица 1

Основные показатели социально-экономического

положения Югры, РФ, УФО в 2011 г.

Показатель

Единица измерения

Югра
в % от РФ

Югра
в % от УФО

Территория

тыс. кв. м

Численность населения на начало 2012 г.
Валовой региональный продукт

млрд. руб.

Объем производства промышленной продукции

млрд. руб.

Продукция сельского хозяйства

млрд. руб.

млрд. руб.

Ввод в действие жилых домов (общая площадь)
Оборот розничной торговли

млрд. руб.

Объем платных услуг населению

млрд. руб.

Уровень безработицы по методике МОТ
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц
Естественный прирост (убыль) населения на 1000 населения

Таблица 2.Динамика основных показателей развития экономики

Югры, УФО и РФ за период 2005-2011 гг.

Темпы роста, 2011 г. в % к 2005 г.

Валовой региональный продукт
Продукция промышленности
Добыча полезных ископаемых
Обрабатывающие производства
Продукция сельского хозяйства (в сопоставимых ценах)
Инвестиции в основной капитал
Оборот розничной торговли
Объем платных услуг населению (в сопоставимых ценах)
Реальные доходы населения
Удельный вес прибыльных организаций в экономике
2011 г. в %
2005 г. в %

Объем валового регионального продукта округа в 2010 г. только на 11,1 % выше значения 2005 г., что существенно ниже аналогичного показателя по РФ (19,7 % к 2005 г.). Динамика отставания автономного округа по темпам роста ВРП по сравнению с общероссийскими темпами зафиксирована с 2006 г. Последнее является отражением, главным образом, двух процессов – исчерпания резервов наращивания нефтедобычи в регионе, с одной стороны, и, с другой стороны, повышения темпов роста высоко маржинальных секторов экономики в других субъектах Российской Федерации.

В промышленности автономного округа отмечен незначительный рост (101,9 % к 2005 г.) при серьезном увеличении показателя в РФ (117,4 %). В структуре промышленности опережающий рост имел место по обрабатывающим производствам (свыше 146,7 %). Вместе с тем под воздействием снижения с 2007 г. добычи нефти в автономном округе производство в базовом секторе региональной экономики – добыче полезных ископаемых – снизилось на 0,3 % в 2011 г. по сравнению с 2005 г. при увеличении в России за этот же период на 11,9 %. Опережающий рост объемов продукции обрабатывающих производств по сравнению с добычей полезных ископаемых отражает позитивные процессы реструктуризации региональной экономики.

ВРП в сельском хозяйстве (в сопоставимых ценах) в рассматриваемом периоде времени возрос незначительно (103,7 %) на фоне существенного увеличения показателя в УФО (127,9 %) и в РФ (130,3 %).

Рост производства промышленной продукции в автономном округе обеспечен высокими темпами роста инвестиций в основной капитал. За отмеченный период этот рост в автономном округе составил 178,5 %, в то время как в целом по Российской Федерации – 152,3 %. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра входит в пятерку регионов-лидеров по среднедушевому объему инвестиций в основной капитал, величина которого в 2011 г. превысила значение среднероссийского показателя более чем в 5 раз.

Рост розничного товарооборота (119,9 %) опережает рост реальных доходов населения, которые за этот же период увеличились на 4 %. Последнее отражает позитивные процессы на региональном потребительском рынке и свидетельствует о значительном расширении в округе сферы рыночных услуг. Существенный рост объема платных услуг (138,2 %) отражает позитивную динамику в качестве жизни населения автономного округа.

Благоприятная в целом конъюнктура на мировом рынке углеводородов, даже с учетом начавшегося в 2008 г. кризиса, и позитивная динамика производства в большинстве секторов региональной экономики предопределили значительное улучшение финансового положения большинства субъектов экономики на территории округа. Удельный вес прибыльных организаций в округе (по совокупности крупных и средних предприятий) с 2005 по 2011 гг. возрос с 69,4 % до 75,1 %, в то время как в УФО удельный вес прибыльных организаций в 2011 г. составил 70,3 %, а в целом по Российской Федерации – 71,9 %.

Уровень жизни населения

Одним из основных макроэкономических показателей уровня жизни являются доходы населения. По итогам 2011 г. среднедушевые денежные доходы населения составили 32529,5 руб. (Табл. 3). В номинальном выражении на протяжении ряда лет они остаются одними из самых высоких в Российской Федерации (в 2011 г. 4 место среди субъектов РФ).

Таблица 3. Показатели уровня жизни в Югре, РФ, 2005 г. - 2011 г.

Показатель, единицы измерения

Югра в 2005 г.

Югра в 2011 г.

РФ в 2011 г.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, руб.
Соотношение с величиной прожиточного минимума среднего размера назначенных пенсий, в разах
Коэффициент замещения (соотношение средней пенсии к средней заработной плате), %
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах
Площадь жилищ в среднем на 1 жителя, кв. м
Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда, %

Достигнутый уровень денежных доходов населения позволяет обеспечивать более 3 бюджетов прожиточного минимума.

Кризисные явления в 2008-2009 гг. несколько снизили социальное расслоение в автономном округе: коэффициент фондов снизился с 17,9 до 17,1, коэффициент Джини – с 0,431 до 0,425, однако уровень поляризации населения региона по доходам остается одним из самых высоких среди субъектов РФ.

Серьезной проблемой, обостряющей социальную ситуацию в Югре, является сохранение территориальной и отраслевой дифференциации по уровню заработной платы, обусловленной сырьевой специализацией экономики автономного округа. В 2011 г. разница между максимальной и минимальной заработной платой в муниципальных образованиях округа составляла 1,8 раза (в 2005 г. – 2,3). Лидерами по уровню оплаты труда в Югре являются города и районы, экономика которых связана с функционированием нефтегазовой промышленности (Сургут и Сургутский район, Югорск, Покачи, Нефтеюганский район), аутсайдерами – западные районы Югры (Кондинский, Советский, Березовский).

Несмотря на предпринимаемые правительством Югры меры по сокращению диспропорций в оплате труда по видам экономической деятельности, существенная разница в доходах работающего населения в сельском хозяйстве и социальной сфере по сравнению с доходами занятых в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых по-прежнему сохраняется.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра характеризуется широкой системой мер социальной защиты, которой охвачено 11 % населения региона (по состоянию на 31 декабря 2011 г. в региональном регистре получателей мер социальной поддержки зарегистрировано 110,5 тыс. чел.), а в некоторых районах этот показатель достигает 38,6 % .

Жилищная проблема для Югры продолжает оставаться первостепенной. Округ отстает от большинства субъектов РФ по уровню обеспеченности жилой площадью, опережает по показателям ветхого и аварийного жилого фонда. Для решения этой проблемы в Югре ведется активное жилищное строительство, отрабатываются разные схемы приобретения жилья населением (субсидирование, кредитование, компенсация процентной ставки). Однако решение жилищной проблемы региона только за счет средств окружного бюджета невозможно, требуется более активное привлечение средств самих граждан.

Рынок труда и занятость

Численность экономически активного населения автономного округа в 2011 г. составила 903,5 тыс. человек, или 58,3 % от общей численности населения автономного округа, из их числа 846,5 тыс. чел., или 93,7 % экономически активного населения, были заняты в экономике (Рис. 2).

Рисунок 2. Численность экономически активного населения, 2005-2011 гг., тыс.чел.

Преобладающая часть занятого населения сосредоточена на крупных и средних предприятиях и организациях. Доля среднесписочной численности работников малых предприятий в общей численности занятых в автономном округе возросла за период 2008-2011 гг. с 7,6 % до 11,2 %.

Изменения в структуре занятости в целом являются позитивными. С 2005 по 2011 гг. на фоне роста среднегодовой численности занятых в экономике автономного округа на 26,5 тыс. чел. занятость в корпоративном секторе, учитываемая как среднесписочная численность работников организаций по полному кругу, выросла существенно – на 64,6 тыс. чел.

По состоянию на 1 января 2012 г. численность безработных, имеющих официальный статус безработного в окружной службе занятости населения, составила 8,0 тыс. чел. (Рис. 3). По сравнению с аналогичным периодом 2010 г. абсолютная численность безработных снизилась на 1,9 тыс. чел.

Ситуация на регистрируемом рынке труда автономного округа в 2011 г. оставалась стабильной и характеризовалась положительными изменениями, этому способствовала реализация активных форм занятости населения и дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

В 2011 г. в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы обратились 60064 чел., что на 15,3 % меньше, чем в 2010 г.

Рисунок 3. Численность занятых в экономике, всего безработных и официально зарегистрированных безработных на конец года, 2005-2011 гг., тыс.чел.

Заявленная работодателями в службу занятости населения потребность в работниках в 2011 г. составила 124,5 тыс. вакансий, что на 18,6 тыс. рабочих мест больше аналогичного показателя 2010 г.

В 2011 г. численность граждан, трудоустроенных при помощи службы занятости населения, снизилась на 16,6 % и по сравнению с 2010 г. составила 33,7 тыс. чел. Данный показатель обусловлен снижением потока обращений граждан за содействием в поиске подходящей работы и подтверждает положительные тенденции, наблюдаемые на регистрируемом рынке труда. Процент трудоустройства граждан, обратившихся в органы службы занятости населения с целью поиска подходящей работы, составил в 2011 г. 47,0 % против 45,3 % в 2010 г.

Югра в масштабах России является регионом, который наиболее активно использует труд вахтовых мигрантов из регионов России и зарубежных стран. Вахтовые работники прибывают на разные, как правило, короткие, сроки для работы на предприятиях округа с периодическим возвращением к месту постоянного жительства. Численность работающих вахтовым методом на территории Югры в 2011 г. уменьшилась на 2604 чел. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. и составила 69662 чел.

За последние 5 лет автономный округ сократил свое почти 10 % отставание от среднероссийских темпов роста производительности труда. В 2010 г. индекс производительности труда в округе составил 102,3 % к предыдущему году и близок к среднему российскому показателю в 103 %.

Наличие качественных трудовых ресурсов является важным фактором привлечения капитальных вложений в регион и, соответственно, обеспечения экономического роста.

Усиление глобальной конкуренции, охватывающей традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, предъявляет высокие требования к качеству человеческого потенциала. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени будет определяться качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации, возрастанием роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

По индексу образования, являющегося составной частью индекса развития человеческого потенциала, Югра со значением 0,754 входит в первую десятку регионов России.

Анализ динамики и достигнутого уровня показателей в Югре, по которым осуществляется оценка качества трудовых ресурсов, позволяет сделать вывод о высоком качестве трудовых ресурсов региона. В 2010 г. удельный вес занятого населения автономного округа с высшим профессиональным образованием составил 29,4 % (УФО – 25,6 %, РФ – 28,7 %), со средним профессиональным образованием – 27,2 % (УФО – 29,6 %, РФ – 27,1 %) (Рис. 4). Для северного региона России это достаточно высокие показатели.

Рисунок 4. Структура численности занятых в экономике по уровню образования в 2010 г., %

Финансовые ресурсы и бюджет

Доходы консолидированного бюджета автономного округа с 2005 г. по 2011 г. возросли с 142,7 млрд. руб. до 204,5 млрд. руб., поступления доходов в 2011 г. превысили докризисный уровень 2008 года на 13 % (Табл. 4).

Таблица 4. Динамика доходов и расходов консолидированного бюджета в 2005-2011 гг., млрд. руб.


Югра играет значительную роль в формировании налоговых доходов бюджета Российской Федерации – 15,3 % в 2011 г. При современной системе формирования межбюджетных отношений 85,8 % доходных платежей, генерируемых субъектами экономической деятельности в регионе, концентрируются в федеральном бюджете, в консолидированном бюджете Югры остается 12,2 % в бюджет Тюменской области поступает 2 %.

В структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации доля Югры как в доходах, так и в расходах по-прежнему достаточно высока, но постепенно снижается, регион утрачивает лидерство в темпах ростах бюджетных доходов (Табл. 5).

Таблица 5. Доля консолидированного бюджета Югры в доходах и расходах консолидированного бюджета РФ, 2006-2011 гг., %

Посткризисное восстановление экономики региона компенсировало потери регионального бюджета. Стабильное функционирование бюджетной системы и выполнение всех обязательств автономного округа требует принятия системы мер, направленных на повышение устойчивости региональной финансовой системы.

Развитие коренных малочисленных народов Севера

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – исконное место проживания коренных малочисленных народов Севера (КМНС). По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в автономном округе из их числа проживает 31,5 тыс. чел. – это более 12 % представителей коренных малочисленных народов Севера РФ. Почти 70 % коренного населения региона проживает в сельской местности, более 3 тыс. чел. ведут традиционный образ жизни.

Коренные малочисленные народы Севера широко расселены по территории Югры. Наиболее высокая доля их в общей численности населения отмечается в таких муниципальных районах как Березовский (23%), Кондинский (14%), Ханты-Мансийский (10%), Белоярский (9%) и Нижневартовский (6,5 %), в остальных районах и городских округах доля КМНС не превышает 6 %.

В целом значение доли коренных малочисленных народов Севера в общей численности населения региона в последние годы стабилизировалось и остается неизменным – около 2%. Национальный состав коренных народов Югры характеризуется преобладанием ханты (64 %) и манси (34 %).

Численность граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, признанных безработными, за период 2009-2011 гг. снизилась на 28 % и составила на начало 2012 г. 362 чел. При этом количество трудоустроенных граждан уменьшилось с 1810 чел. в 2009 г. до 1215 чел. в 2011 г., что обусловлено снижением обращений граждан за содействием в поиске работы и отражает положительные тенденции в занятости среди коренного населения.

Уровень жизни коренных малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности и ведущих традиционный образ жизни, характеризуется как преимущественно низкий. Валовой доход на душу населения (по материалам выборочного обследования) не превышает величину прожиточного минимума Югры. Оплата труда в традиционных отраслях экономики остается существенно ниже среднеокружной и в 2011 г. составила 15,6 тыс.руб. в месяц.

На территории Югры развиваются традиционные формы хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (оленеводство, охотничий и рыболовный промысел, сбор дикоросов). По состоянию на конец 2011 г. на территории автономного округа образовано 475 территорий традиционного природопользования (ТТП) общей площадью 13,7 млн. га (25,7% территории округа) преимущественно за счет преобразования ранее созданных родовых угодий. Количество пользователей ТТП из числа коренных малочисленных народов и лиц, не относящихся к коренным малочисленным народам, но ведущих традиционные виды хозяйственной деятельности, – 4075 чел.

В округе действует 72 предприятия, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, в которых трудоустроены 1125 граждан из числа коренных народов.

Правительство Югры уделяет большое внимание вопросам социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера. Ряд жизненно важных проблем коренных малочисленных народов учтен в окружных законах, регулирующих вопросы недропользования, жилищных отношений, образования, культуры, охоты и рыболовства.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является лидером среди субъектов Российской Федерации по объему финансовой поддержки экономического и социального развития коренных народов Севера: более 66% всего финансирования субъектами РФ приходится на регион.

За период с 2008 по 2011 гг. по программам на социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера и мест их компактного проживания выделено из средств бюджета автономного округа в качестве государственной поддержки более 2,5 млрд. рублей. Государственная поддержка традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов была предоставлена в виде грантов на реализацию проектов по развитию северного оленеводства, дикоросов, рыболовства и охотпромысла, этнографического туризма, выдачи субсидий на обустройство территорий традиционного природопользования, выдачи субсидий на продукцию традиционной хозяйственной деятельности, обеспечение жильем представителей КМНС, компенсации оплаты обучения, оздоровления в санаторно-курортных учреждениях и др.

Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры впервые был закреплен принцип системного подхода в оказании мер государственной поддержки с учетом категорий и видов осуществляемой деятельности граждан из числа малочисленных народов, который позволит обеспечивать поддержку в первую очередь лицам, максимально зависимым от традиционных видов хозяйствования КМНС.

В последние годы произошел рост общественного самосознания коренных малочисленных народов, активно создаются общественные объединения, воссоздаются общины как традиционные формы совместной деятельности и взаимопомощи коренных малочисленных народов.

Состояние основных отраслей и комплексов

Нефтедобыча является базовой отраслью региональной экономики. Из недр Югры в 2011 году извлечено 262,5 млн. т нефти, или 51,5% общероссийской ее добычи. В мировом масштабе доля добычи нефти в Югре составляет около 7%. По объему годовой добычи нефти регион уступает только Саудовской Аравии (526 млн. т) и США (352 млн. т) (Табл. 6).

Таблица 6. Основные мировые производители нефти в 2011 г.

(Данные BPStatisticalReviewofWorldEnergy 2012)


В период с 2001 г. по 2007 г. в автономном округе наблюдался рост добычи нефти. В 2007 г. добыча нефти составила 277,9 млн. т – максимальный объем добычи в Югре за последнее десятилетие (Табл. 7).

Таблица 7. Добыча нефти в разрезе компаний, 2001-2011 гг., млн. т

Компания

ОАО "НК "Роснефть"
ОАО "Сургутнефтегаз"
ОАО "НК "Лукойл"
ОАО "ТНК-ВР Холдинг"
ОАО НГК "Славнефть"
ОАО "Газпром нефть"
ОАО НК "Русснефть"
ОАО АНК "Башнефть"
Прочие
Итого

С 2008 г. в округе наблюдается сокращение объемов добычи. Связано это как с внешними факторами – мировым финансово-экономическим кризисом, так и внутренними факторами – ухудшением качества ресурсной базы нефти, недостаточной активностью поиска, разведки и ввода в разработку новых месторождений, а также производственными планами компаний, предполагающими снижение добычи.

В 2011 г. по 9 крупным нефтяным компаниям (ОАО НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО НК «ЛУКОЙЛ», «ТНК-ВР», ОАО НГК «Славнефть», ОАО «Газпром нефть», НК, ОАО НК «Русснефть», ОАО «Томскнефть» ВНК, ОАО АНК «Башнефть») объем добычи нефти составил 99,3% от общей добычи по округу, и лишь 0,7% добывают 14 независимых производителей.

Электроэнергетика является важнейшей отраслью хозяйственного комплекса Югры. Основную долю выработки электроэнергии на территории автономного округа обеспечивают крупнейшие электростанции общегосударственного масштаба: Сургутская ГРЭС-1, Сургутская ГРЭС-2 и Нижневартовская ГРЭС – общей установленной мощностью 10480 МВт. Объём выработки электроэнергии в регионе за 2011 г. составил 81,7 млрд. кВт∙ч.

Таблица 8. Фактический баланс электроэнергии за 2007-2011 гг., млн. кВт∙ч

Электропотребление всего
Выработка всего
в том числе:
ТЭС, всего

ОАО "ОГК-"2

(Сургутская ГРЭС-1)

ОАО "Э.ОН.Россия"

(Сургутская ГРЭС-2)

ЗАО Нижневартовская

ОАО "Передвижная

энергетика" (ПЭС

ГТЭС, всего

"Сургутнефтегаз"

ОАО "Газпром нефть"

(ГТЭС Южно-

Приобская)

ОАО "НК Роснефть"

(ГТЭС Приобская)

Сальдо-переток (избыток)

Доля фактической выработки электроэнергии ТЭС автономного округа за 2011 г. составила 92,3% от всего объема выработки электроэнергии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Табл. 8). Доля выработки электроэнергии ГТЭС составила 7,7 %.

Увеличение собственных генерирующих мощностей нефтяных компаний, в качестве топлива использующих попутный нефтяной газ, обеспечивает дополнительную надежность в работе энергосистемы региона и в то же время высокоэффективную утилизацию попутного газа. Постановлением Правительства РФ от 08.01.2009 № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» утвержден целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 г. и последующие годы в размере не более 5% от объема добытого попутного нефтяного газа.

Спецификой Югры является значительное преобладание в структуре электропотребления региона предприятий нефтегазового комплекса, в том числе нефтегазодобывающих и перерабатывающих компаний, а также предприятий, осуществляющих транспортировку добытых углеводородов, над прочими отраслями промышленности, сельским хозяйством и коммунально-бытовыми потребителями (Рис. 5).

Рисунок 5. Структура энергопотребления в 2011 г.

Совокупное электропотребление нефтегазового комплекса Югры составило в 2011 г. 86,6 %.

Нефтегазопереработка и нефтегазохимия развиваются в автономном округе как звенья регионального нефтегазового кластера.

Для газоперерабатывающих предприятий сырьем является попутный нефтяной газ. С точки зрения утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) газопереработка является наиболее технологичным способом. Суммарный объем производственных мощностей газоперерабатывающих заводов в автономном округе составляет 71% от суммарной мощности в целом по Российской Федерации.

В 2011 г. общий объем переработанного попутного газа на предприятиях автономного округа составил 22,8 млрд. куб. м, что на 3,2% больше, чем в 2010 г. Показатели работы газоперерабатывающих предприятий Югры за 2011 г. представлены в Табл. 9.

Таблица 9. Показатели работы газоперерабатывающих предприятий за 2011 г.

Предприятие

Прием газа, млн. куб. м

Производство продукции

сухой отбензи­ненный газ, млн.куб.м

ШФЛУ, тыс. т

бензиновый газ стабиль­ный, тыс. т

сжиженный газ, тыс.т

дистиллят газокон-денсат, тыс.т

УПГ ОАО "Сургутнефтегаз"
ОАО "Южно-Балыкский ГПК"
УППНГ ТПП "Лангепаснефтегаз"
ООО "Няганьгазпереработка"
ООО "Нижневартовский ГПК"
Мини-ГПЗ “Приразломный”
Мини-ГПЗ “Западно-Салымский”
ООО "Белозерный ГПК"
Итого

На территории округа действуют 6 нефтеперерабатывающих предприятий. Для этих предприятий характерна невысокая мощность и глубина переработки. Наибольшей глубины переработки нефти добилось ОАО «Сургутнефтегаз» – 58% – это абсолютный рекорд в 2011 г. для НПЗ округа. При создании нефтеперерабатывающих производств компании в первую очередь были нацелены на производство топлива для собственных нужд, однако с ростом объемов производства началась реализация нефтепродуктов и на рынке.

На нефтеперерабатывающих предприятиях автономного округа в основном выпускается моторное топливо: бензин и дизельное топливо не выше 3 класса качества, исключением являются УППН ТПП «Когалымнефтегаз» и Сургутский ЗСК, создавшие мощности для производства дизельного топлива 4 и 5 класса качества соответственно.

Лесопромышленный комплекс (ЛПК) занимает важную позицию в экономике округа, обеспечивая углубление диверсификации региональной экономики.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра входит в пятерку субъектов РФ, наиболее обеспеченных лесосырьевыми ресурсами. Запасы спелой древесины составляют здесь 4,6 % от общероссийского уровня.

На 1 января 2011 г., по статистическим данным, в лесопромышленном комплексе округа производственную деятельность осуществляли 296 предприятий в области лесного хозяйства и 198 предприятий в области обработки древесины. Это в основном малые предприятия. Производство продукции лесопромышленного комплекса сосредоточено во всех районах Югры, основная часть производственных мощностей ЛПК – в западной части округа: в Советском, Кондинском и Октябрьском районах.

Лесопромышленный комплекс автономного округа в 2011 г. продолжал находиться под влиянием последствий кризисных явлений предыдущего периода, проявившихся в снижении спроса на продукцию как лесозаготовок, так и деревообрабатывающих производств. Лесопромышленный комплекс автономного округа характеризуется наличием отрицательной динамики в финансовом положении крупных и средних предприятий, в частности, доля убыточных организаций по итогам 2011 г. увеличилась по сравнению с 2010 г. с 46,1% до 55,5%.

Объемы и динамика основных видов продукции ЛПК Югры за 2005-2011 гг. представлены в Табл. 10.

Таблица 10. Динамика объемов производства основных видов продукции ЛПК Югры, 2005-2011 гг.

Наименование показателя

Лесозаготовительная отрасль

Заготовка древесины тыс. куб. м
Древесина необработанная тыс. куб. м

Деревообрабатывающая отрасль

Производство пиломатериалов тыс. куб. м

в том числе

экспортные пиломатериалы

тыс. куб. м

Производство деревянных строительных конструкций

Блоки дверные в сборе

тыс. кв. м

Блоки оконные в сборе

тыс. кв. м

Дома деревянные заводского изготовления

тыс. кв. м

Плитная промышленность

Производство шпонированного бруса LVL тыс. куб. м
Производство фанеры тыс. куб. м
Производство плит МДФ тыс. куб. м
Производство древесностружечной плиты тыс. куб. м

Начиная с 2008 г. в натуральных показателях наблюдается снижение объемов производства лесозаготовок, пиломатериалов, столярных изделий. В 2011 г. отмечается рост производства продукции с высокой добавленной стоимостью: домов деревянных заводского изготовления и плитной продукции (древесностружечной плиты, фанеры). Общая численность занятых в лесном хозяйстве и деревообрабатывающей промышленности с 2005 г. по 2011 г. снизилась с 9226 чел. до 5113 чел., или на 45 %. В структуре промышленного производства автономного округа организации лесопромышленного комплекса занимают 0,18 %.

Анализ развития ЛПК автономного округа показывает, что уровень развития лесозаготовительной промышленности не соответствует имеющимся лесосырьевым ресурсам.

Горнопромышленный комплекс

Развитие горнопромышленного комплекса Югры неразрывно связано с реализацией проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", который охватывает обширную территорию в административных границах Уральского федерального округа и предполагает создание уникального индустриально-инфраструктурного комплекса, обеспечивающего развитие, модернизацию и использование имеющегося потенциала промышленности на базе освоения природно-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала и строительства ключевых элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры.

Реализация Проекта является предпосылкой более глубокой интеграции уникальной сырьевой базы Северного Урала и Западной Сибири с индустриальным ядром Среднего и Южного Урала.

По своему масштабу и значению проект выходит далеко за региональные рамки и способен оказать радикальное позитивное влияние на развитие ключевых отраслей промышленности страны.

Проект отвечает стратегическим целям экономической и промышленной политики России в области развития транспорта, энергетики и минерально-сырьевой базы и способен принести существенные социально-экономические выгоды как на региональном, так и на общенациональном уровне.

Проект включает в себя три основных блока: транспортный, энергетический и минерально-сырьевой.

Ядром транспортной инфраструктуры станет железнодорожная магистраль «Полуночное – Обская – Салехард» протяженностью 885,5 км (в том числе 494 км – по территории округа).

Одновременно с железной дорогой по восточному склону Уральских гор предполагается проложить автомобильную дорогу «Агириш – Обская – Салехард». Ее протяженность составит 795 км, в том числе непосредственно по территории округа – 547 км.

При реализации проекта развития территории Приполярного Урала в регионе появятся новые крупные потребители электроэнергии.

Общая мощность новых и существующих потребителей электроэнергии на Приполярном Урале к 2020 г. может возрасти более чем в 5 раз и составить до 235 МВт.

Основной базой для развития энергетической системы Приполярного Урала являются залежи бурого угля Люльинского, Тольинского и Оторьинского месторождений Северо-Сосьвинского бассейна, на основе которых, согласно Концепции развития энергетики Приполярного и Полярного Урала, планируется строительство 3 тепловых электростанций общей мощностью 4800 МВт, что позволит не только обеспечить потребности Приполярного Урала, но и закрыть энергодефицит Промышленного Урала.

Общая стоимость строительства новых электростанций и электрических сетей для энергоснабжения потребителей Приполярного Урала, ввода новых объектов генерации и сетей в центре и на востоке района составит более 100 млрд. руб. К концу прогнозного периода энергосистема района будет многовариантно интегрирована с внешними энергосистемами: с ОАО «АЭК Комиэнерго» по ВЛ 220 кВ на Печорскую ГРЭС; ОАО «Тюменьэнерго» по ВЛ 110 кВ на ПП 110 кВ Приобье и ОАО «Свердловэнерго» – по ВЛ 110 кВ на Полуночное и ВЛ 220 кВ на ПС 220/110 кВ Белка. Это позволит гибко маневрировать потоками энергии: районные излишки могут быть выданы соседним энергосистемам, с другой стороны, местный дефицит энергии можно будет оперативно закрыть мощностями соседних систем.

Для перевода потребителей населенных пунктов на более качественное электроснабжение, стимулирования развития местной промышленности (деревопереработка, заготовка и хранение дикоросов, добыча и хранение рыбы и др.) и появления новых энергопотребителей трассы новых электрических сетей будут проходить вблизи населенных пунктов Березовского района (Анеева, Сартынья, Сосьва, Ломбовож, Хурумпауль и др.), имеющих сегодня децентрализованное электроснабжение. Для бюджета округа и района это будет означать сокращение затрат по компенсации стоимости электроэнергии местным социальным потребителям и населению.

Имеющийся минерально-сырьевой потенциал Уральской части автономного округа необходимо рассматривать как основу инновационного развития Югры. Усиление геологоразведочных работ на рассматриваемой территории в 2006-2010 гг. позволило прогнозировать перевод минерально-сырьевых ресурсов в балансовые запасы, которые могут служить основой для покрытия дефицита промышленного Урала в минеральном сырье. В настоящее время обеспеченность Урала местным железорудным сырьем составляет 35%, медным концентратом – около 50 %, цинковым – 70%, никель-кобальтовыми рудами – 25-40%, энергетическим углем – 17%. Практически отсутствуют коксующиеся угли, руды хрома, марганца, редких элементов и некоторых других видов сырья.

Основными полезными ископаемыми вдоль восточного склона Урала на территории автономного округа, ресурсы и запасы которых обоснованы наиболее достоверно, являются: уголь, кварцевое сырье и золото. Необходимо доизучение и переоценка в отношении ресурсов хрома, марганца, цветных, редких, благородных металлов и урана.

При благоприятных условиях, по данным Института экономики УрО РАН, в автономном округе к 2030 г. возможно ежегодное производство:

бурого угля – до 16 млн. т;

железной руды – более 3 млн. т;

концентратов цветных металлов – около 100 тыс. т;

бентонитов – 300 тыс. т;

золота – до 500 кг.

В агропромышленном комплексе (АПК) Югры с 2005 г. по 2011 г. объем продукции сельского хозяйства в денежном выражении возрос и составил в 2011 г. 7,7 млрд. руб. Основной вклад в производство продукции АПК Югры вносят хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства. Выработка продукции сельского хозяйства на 1 занятого в отрасли человека в 2 и более раз меньше аналогичного показателя в Российской Федерации.

Рыбопромышленный комплекс, когда-то бывший основой экономики региона, в настоящее время испытывает затруднения. Общий вылов рыбы по Югре (Табл. 11.) в 2011 г. – 8546,9 тонн .

Таблица 11. Добыча водных биоресурсов, 2005-2011 гг., т

Добыча водных биоресурсов

По данным органов власти автономного округа, квота на вылов рыбы в водоемах Югры в 2011 г. не была полностью освоена. Фактический промышленный вылов водных биологических ресурсов на территории Югры за 2011 г. составил 8546,9 т., что составляет менее половины от выделенной автономному округу промышленной квоты. Ухудшается качественный состав вылова рыбы. С 2005 г. по 2011 г. произошло пятикратное снижение объемов добычи сиговых.

В настоящее время отрасль рыболовства и рыбоводства играет малозначимую роль в экономике округа. Средняя численность занятых в отрасли составляет 0,7 тыс. чел. Уровень среднемесячной заработной платы в рыболовстве в разы ниже, чем в среднем по экономике округа.

Состояние рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отрасли в Югре показывает, что даже при господдержке и значительных размерах рынка сбыта многие предприятия отрасли убыточны. Несмотря на это, рыбоводство и рыболовство имеет значительный потенциал развития на территории округа.

Малое предпринимательство является важным элементом экономики Югры. За последние годы заметен несомненный прогресс его влияния на окружную экономику. В 2011 г. в Югре осуществляли свою деятельность более 20 тыс. малых предприятий . Наиболее популярными в сфере малого бизнеса являются такие виды экономической деятельности как оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; строительство; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; транспорт и связь. Малый бизнес в Югре активно развивается.

В 2011 г. количество малых предприятий на 100 тыс. жителей составило 1249 ед. (Табл. 12).

Таблица 12. Показатели эффективности малого бизнеса в Югре, УФО и РФ, 2011 г.

Социальная эффективность малого предпринимательства в регионе растет. Малые предприятия обеспечивают занятость 12,6% от среднесписочной численности работников организаций (по полному кругу). Экономическая эффективность малого бизнеса в регионе высокая. Производительность труда занятых в малом бизнесе в автономном округе значительно выше, чем в РФ и УФО. В целом перспективы развития малого предпринимательства в регионе можно назвать благоприятными. С 2004 г. в регионе действуют долгосрочные программы поддержки малого бизнеса . Меры, предпринимаемые органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, направлены на развитие малого и среднего предпринимательства, являются одним из факторов, позволивших предпринимателям Югры существенно минимизировать потери, вызванные финансово-экономическим кризисом.

Сфера услуг автономного округа включает в себя совокупность отраслей экономики Югры, предоставляющих услуги населению: оптовую и розничную торговлю и ремонт, гостиницы и рестораны, транспорт, связь, финансовое посредничество, государственное управление, образование, здравоохранение и социальные услуги, прочие коммунальные и другие услуги. Объем потребляемых услуг на душу населения в автономном округе возрос с 112,4 тыс. руб. в 2005 г. до 173,1 тыс. руб. в 2011 г. (Рис. 6).

Рисунок 6.Динамика структуры государственных, платных и бытовых услуг
на 1 жителя в 2005-2011 гг., тыс. руб., %

Население автономного округа является потребителем комплекса услуг как государственного сектора, так и негосударственных секторов экономики. Услуги государственного сектора фактически отражают все расходы консолидированного бюджета округа: услуги государственного управления, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунальные услуги, транспорта, связи и другие. Негосударственный сектор представлен услугами организаций в сфере торговли, транспорта, связи, финансов, туризма, строительства и пр. Доля услуг государственного сектора к общему объему услуг имеет тенденцию к снижению с 78% в 2005 г. до 72% в 2011 г.

Оборот организаций сектора услуг вырос за рассматриваемый период более чем в 2 раза и по темпам роста опережает общий оборот организаций всех секторов экономики на 50 %. Лидеры роста в этом периоде – услуги отраслей торговли, гостиниц и ресторанов, услуги здравоохранения, их оборот вырос почти в 3 раза.

Рост сектора услуг в ВРП происходит за счет высокого уровня доходов населения региона и в связи с этим – развитого спроса на рыночные услуги (Табл. 13). В прогнозируемом периоде структурный сдвиг в экономике будет происходить, главным образом, за счет роста сектора услуг.

Таблица 13. Структура ВРП в 2005-2011 гг. в постоянных ценах,%

Производство товаров
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
Промышленное производство
в том числе:
Добыча полезных ископаемых
Обрабатывающие производства
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Строительство
Производство услуг
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
Транспорт и связь
Другие
в том числе:
Гостиницы и рестораны
Финансовая деятельность
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
Образование
Здравоохранение и предоставление социальных услуг
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
* оценочные данные

Туризм является важным направлением углубления диверсификации сектора услуг в Югре. Въездной туризм – наиболее перспективный потребительский сегмент, имеющий важное экономическое значение. Численность занятых в туризме в 2011 г. составила 25,5 тыс. чел. или 3 % от среднегодовой численности занятых в экономике автономного округа. Туристские услуги населению на территории округа оказывали 128 туристских компаний и 18 туроператоров, находящихся в федеральном реестре и имеющих финансовую гарантию. По объему платных услуг, оказанных населению, отрасль превосходит сферу культуры, физической культуры и спорта. Показатели оборота в 2011 г. в сфере туризма превосходили аналогичные в сфере здравоохранения и оказания социальных услуг, сельском хозяйстве.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, по оценке Института развития информационного общества, за 2009-2010 гг. входит в пятёрку лидеров среди субъектов РФ по Индексу готовности регионов России к информационному обществу, включая развитие и обеспеченность телекоммуникационной инфраструктурой.

По состоянию на начало 2012 г. число абонентских устройств телефонной связи в Югре составляет 530,3 тыс. единиц, в том числе в сельской местности – 20,6 тыс. единиц. Общее число подключенных к сетям подвижной связи абонентских устройств составляет 3085,1 тыс. единиц.

На территории автономного округа лицензирована работа 47 телерадиокомпаний, крупнейшими из которых являются окружная телерадиокомпания «Югра» и государственная телерадиокомпания «Югория».

Основную долю услуг по предоставлению аналогового эфирного вещания общероссийских обязательных общедоступных радио и телеканалов оказывает филиал ФГУП «РТРС» «Урало-Сибирский региональный центр». Охват жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры общероссийскими обязательными общедоступными радио и телевизионными программами по состоянию на 01.01.2012 отражен в Табл. 14.

Таблица 14. Охват жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры общероссийскими обязательными общедоступными радио и телевизионными программами

Основную долю услуг по предоставлению аналогового эфирного вещания окружного радио и телеканала «Югра» оказывает автономное учреждение ОТРК «Югра». Охват жителей окружным радиоканалом составляет 92,4 %, телеканалом - 99,2 %.

В силу географических, социальных и экономических причин для пригородного и сельского населения автономного округа эфирное телерадиовещание является единственным легкодоступным источником получения информации.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы» в автономном округе филиал ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» «Урало-Сибирский региональный центр» осуществляет строительство сетей государственного цифрового эфирного стандарта DVB-T2 вещания первого мультиплекса. Перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов для цифрового вещания первого мультиплекса определен Указом Президента России от 24 июня 2009 г. № 715.

На территории автономного округа в рамках реализации программы «Реконструкция спутниковой сети распространения ТВ, РВ, ТФ «Югория» для внедрения цифрового эфирного телевидения стандарта DVB-T» построена окружная сеть, позволяющая предоставлять услугу по вещанию цифрового мультиплекса из 8 телеканалов: Первый канал, Россия - 1, Россия - 2, Россия - К, Россия - 24, Телекомпания НТВ, Петербург-5 канал, Югра.

В автономном округе на 01.01.2012 г. зарегистрировано 115 операторов кабельного телевидения, в том числе 3 оператора эфирно-кабельного телевидения.

Научный потенциал автономного округа представляют 30 научных организаций различной специализации (из них 10 являются ведущими), 5 государственных ВУЗов, в том числе два федеральных. Общая численность научных работников в регионе составляет более 3500 человек, при этом кадровый потенциал распределён в равной степени между вузами и научными организациями.

Количество научных работников с учёными степенями составляет: докторов наук – 272 человека (7,7%), кандидатов наук – 977 человек (28%), то есть специалисты высшей квалификации в округе составляют более 35 % от общей численности научных работников.

Основные направления, в которых проводятся научные исследования: в сфере информационных технологий, нефтегазодобычи и нефтегазоразведки, экологии и рационального природопользования, медицины, нанотехнологий, энергосбережения, экономики, градостроительства и другие.

Важным элементом инновационной системы являются организации инновационной инфраструктуры. В автономном округе создано несколько организаций инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, деятельность которых направлена на оказание поддержки субъектам инновационной деятельности: автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Технопарк высоких технологий»; некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства Югры»; Общество с ограниченной ответственностью «Окружной Бизнес – Инкубатор» и другие. Организации инновационной инфраструктуры оказывают разнообразные виды поддержки инновационным компаниям.

Автономный округ является одним из лидеров по удельным и абсолютным объемам затрат на технологические инновации, значительно уступая многим регионам по удельным объемам затрат на НИОКР (Рис. 7, 8).

Рисунок 7. Удельные расходы организаций на НИОКР и технологические инновации на 1000 руб. ВРП/ВВП в Югре и РФ, 2010 г.

Рисунок 8. Удельные расходы организаций на НИОКР и технологические инновации на душу населения в Югре и РФ, 2010 г.


Данные за 2010 г.
Данные за 2010 г.
Коэффициент фондов характеризует степень расслоения общества и показывает отношение среднего уровня доходов 10 % самых богатых граждан к среднему уровню доходов 10 % самых бедных.
Коэффициент Джини - коэффициент, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютного равного их распределения между всеми жителями.
Информация об итогах социально-экономического развития округа за 2010 г.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – субъект Российской Федерации, входящий в состав Тюменской области. Находится в Уральском федеральном округе. Округ является экономически самодостаточным регионом-донором. Основной нефтегазоносный район России и один из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Протяженность границ округа составляет 4750 км. Численность населения региона составляет 1 646,1 тыс.человек. Административным центром является город Ханты-Мансийск. Крупнейшие города – Сургут (348,6 тыс.человек), Нижневартовск (270,8 тыс.человек), Нефтеюганск (125,4 тыс.человек). В 1930 году был образован Остяко-Вогульский национальный округ, который входил в состав Уральской области, с 1934 года в состав Обско-Иртышской области. В 1944 году регион вошел в состав Тюменской области. В 1978 году регион был переименован в Ханты-Мансийский автономный округ, а в 2003 году округ получил свое нынешнее название – Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. С 1993 года округ получил автономию и стал полноправным субъектом Российской Федерации.

Экономика

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является одним из нефтегазоносных районов страны и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира.

В отраслевой структуре промышленности, соответственно, доминирующее положение занимает нефтегазодобывающая отрасль, доля которой составляет 81,7%, электроэнергетика - 6,1 %, обрабатывающие производства - 12,2%.

Добычу нефти и газа на территории округа осуществляет 51 предприятие, 33 из которых входят в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний, 18 - независимых компаний. Доля округа в общероссийской добыче нефти – 43,6%. Больший объем по добыче нефти принадлежит ПАО «НК»Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО НК «ЛУКОЙЛ». Эти три компании добывают 78,8% всей нефти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Открыто 413 месторождений нефти и газа, из них наиболее крупными считаются: Самотлорское, Фёдоровское, Мамонтовское, Приобское.

На территории округа действуют 6 нефтеперерабатывающих и 9 газоперерабатывающих предприятий. Устойчивость электроэнергетического комплекса обеспечивают: ОАО «Сургутская ГРЭС-1», ОАО « Сургутская ГРЭС-2», ОАО «Нижневартовская ГРЭС» и «Няганская ГРЭС», общей установленной мощностью более 12,1 ГВт. По итогам 2016 года энергосистема округа выработала рекордные 92,6 миллиардов киловатт-час.

1 937,0 тыс. рублей на душу населения

На протяжении веков характер экономики Обь-Иртышского Севера определялся как природно-климатическими особенностями, так и относительно низкой плотностью населения. Основными занятиями северян были рыбная ловля, охота на зверей, птиц, сбор кедровых орехов, грибо и ягод. Однако открытие огромных залежей нефти и газа в 1960-х гг. круто изменило жизнь края. В настоящее время ХМАО по экономическому потенциалу входит в первую десятку субъектов Российской Федерации. Он первый по добыче нефти, второй по выработке электроэнергии, второй-третий по добыче газа. На территории округа производится около 3% внутреннего валового продукта страны, 5,6% промышленной продукции. Десятая часть налоговых платежей в федеральный бюджет поступает из ХМАО.

Структура промышленного производства округа выглядит следующим образом: нефтегазодобывающая отрасль - 79,8%; электроэнергетика - 12,2%; газоперерабатывающая - 6,1%; стройиндустрия - 0,7%; лесная и деревообрабатывающая - 0,6%.

Началом изменения жизни края и экономики всей страны послужило открытие богатых залежей нефти и газа. В 1964 г. на Усть-Балыкском месторождении (Нефтеюганский район) была получена первая промышленная нефть. С этого времени началась эксплуатация нефтяных месторождений округа. В 1965 г. было открыто уникальное Самотлорское месторождение (нижневартовский район). В конце 1980-х гг. на территории округа ежедневно добывалось около миллиона тонн нефти. Максимальное количество нефти было добыто в 1988 г. - 335 млн т, а с начала эксплуатации недр в округе извлечено свыше 7 млрд т нефти.

Сегодня поиском и разведкой плезных ископаемых занимаются 61 геофизическое и 46 геологических предприятий. Всего на территории округа открыто 410 нефтяных, газовых и нефтегазовых месторождений. Выданы лицензии на разработку 249 месторождений, из которых 145 введены в эксплуатацию, остальные ожидают разбуривания и обустройства. В нераспределённом фонде недр находится 161 месторождение, ежегодно часть из них выставляется на конкурсы и аукционы. Лицензии на право добычи нефти на территории округа оформили 50 компаний. В тендерах наряду с российскими предприятиями приняли участие такие известные в мире фирмы, как "Шелл", "Экссон", "Мобил".

Доля нефреперерабатывающей промышленности в общем объёме производства округа невелика и составляет 0,7%. Почти весь объём добываемой нефти перерабатывается за пределами ХМАО. Данная отрасль находится пока только в статии становления, но у неё большое будущее, о чём говорят достаточно быстрые темпы её развития в последние годы. Так, в 1996 г. введены в эксплуатацию нефтеперерабатывающий завод в Нягани, Черногорнефтепераработка в Нижневартовске; в 1997 г. начал работу завод моторных топлив в Когалыме; в 1999 г. закончен монтаж оборудования на нефтеперерабатывающем объединении в Нижневартовске, построен и начал работать завод моторных топлив в Сургуте, специализирующийся на переработке газового конденсата, поставляемого с месторождений Ямала. Производством и реализацией нефтепродуктов на территорию округа занимаются 10 предприятий, которые выпускают бензин мари АИ-92, АИ-80, А-76, газовый стабильный бензин, дизельное топливо, реактивное топливо (ТС-1) и др.

Газопереработка в округе налажена гораздо раньше нефтепераработки, и с каждым годом количество горящих факелов уменьшается. Попутный нефтяной газ перерабатывается предприятиями АО "СИБУР", в составе которого работают 8 заводов с общим объёмом переработки свыше 16 млрд. куб.м газа в год. Основная продукция - сухой газ, на котором работают электростанции округа, и нестабильный газовый бензин, поступающий для дальнейшей переработки на Тоболький нефтехимический комбинат.

В округе создан один из крупнейших в стране электроэнергетических комплексов. Установленная мощность электростанций составляет 9500 МВт. Сургутские ГРЭС-1 и ГРЭС-2, Нижневартовская ГРЭС работают на попутном газе. ГРЭС-2, мощностью 4800 МВт, крупнейшая в мире. Ежегодно генераторами электростанций округа вырабатывается не менее 50 млрд кВт/ч электроэнергии. Окружная энергосистема стала избыточной и поставляет энергию другим территориям, например, в Ямало-Ненецкий округ - 5%, на юг Тюменской области - 7%, в Уральский регион поступает 24% выработки энергии.

Значительная часть территории округа покрыта лесами, в которых растут кедр, сосна, ель, пихта, лиственница, береза. Площадь земель лесного фонда составляет 48,4 млн га (4,5% всего лесного фонда России) с общим запасом древесины около 3248 млн куб.м. Расчётная лесосека позволяет вырубать 23,2 млн куб.м. В настоящее время расчётная лесосека испльзуется примерно на 15-18%. Наибольшие объёмы заготовок были достигнуты к концу 1980-х гг. Они составляли в среднем 12,2 млн куб.м в год. В настоящее время заготавливается около 4 млн куб. м древесины в год. Переработка составляет 25% от объёма заготовок. Именно на её развитие делается упор сегодня. Основные лесозаготовительные районы (Советский, Кондинский и Октябрьский) расположены в западной части округа. Лесозаготовительные предприятия базируются в основном по берегам лесосплавных рек Оби, Иртыша, Конды, а также вдоль железных дорог Ивдель - Приобье и Тюмень - Сургут.

Сегодня Ханты-Мансийский автономный округ один из самых преуспевающих среди субъектов Российской Федерации. По мнению экспертов -экономистов преимущества региона с точки зрения инвестиционных проектов очень велики. Во-первых, это развитая структура среди средств связи - они уже на мировом уровне. Во-вторых, это едва ли не самый политически стабильный регион России. И наконец, местное законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность предпринимателей, разумно и понятно - считают юристы. По мнению администрации округа, наиболее перспективны в ближайшее время такие инвестиционные проекты, как строительство 2-го блока Нижневартовской ГРЭС, возведение нефтеперерабатывающего завода, целлюлозно-бумажного и фанероного комбинатов, организация производства высокочистых кварцевых концентратов на базе ОАО "Полярный кварц". Последний проект особенно любопытен, поскольку в данный момент производство 90% высокочистого кварца приходится на долю США. Без чистых кварцевых концентратов невозможно выращивание кремниевых кристаллов, которые, в свою очередь, являются основой производства современной электроники. Именно ханты-мансийское кварцевое сырьё наилучшим образом подходит для выпуска сверхчистого кварца, в котором нуждаются медицина и электронная промышленность, - это подтвердили, в частности, и немецкие специалисты.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Ха́нты-Манси́йский автоно́мный о́круг — Югра́ - субъект Российской Федерации (в составе Тюменской области), входит в состав Уральского федерального округа.

Административный центр - г. Ханты-Мансийск.

История

Округ был образован 10 декабря 1930 года и до 1940 года носил название Остяко-Вогульский национальный округ . В 1977 году Ханты-Мансийский национальный округ получил статус автономного, а в 1993 году в соответствии с Конституцией РФ стал равноправным субъектом РФ. В 2003 году в официальное название округа было добавлено слово «Югра» (соответственно изменён текст ст. 65 Конституции РФ).

Население

Население округа составляет 1505,2 тыс. чел. (2008), плотность населения - 2,8 чел./км² (2008), удельный вес городского населения - 91,3 % (2008).

Административное деление

Административно-территориальное деление. В составе округа 9 районов 16 городов, 24 посёлка городского типа, 173 сельских населённых пункта. Кроме того, имеется около 680 стойбищ - небольших сезонных национальных поселений, связанных с традиционными видами деятельности коренного населения. Наиболее крупные города: Сургут (285, 5 тыс. чел.), Нижневартовск (239 тыс. чел.), Нефтеюганск (107,8 тыс. чел.), Нягань (61,1 тыс. чел.), Когалым (55,7 тыс. чел.).

Законодательным органом власти является Дума Ханты-Мансийского АО, состоящая из 25 депутатов. Председатель Думы - Василий Семёнович Сондыков.

Испольнительную власть осуществляет правительство Ханты-Мансийского АО. председатель правительства - губернатор округа.

ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

Тенденции улучшения экономической и финансовой ситуации в предыдущие годы нашли отражение в позитивной динамике валового регионального продукта (ВРП). Начиная с 1999 года, отмечается рост ВРП. При этом темпы роста замедляются. По оценке в 2006 году ВРП в сопоставимых ценах составил 104,3% к уровню 2005 года. В 2007 году по предварительной оценке ожидается рост ВРП - на 4,1% в сопоставимых ценах к уровню 2006 года. На период 2008 - 2010 годы также прогнозируется положительная динамика ВРП. В предстоящий период развитие экономики будет определяться основными факторами и тенденциями:

Существенным исчерпанием источников роста за счет внешнеэкономической конъюнктуры, в частности, возможностей наращивания экспорта и тенденцией возможной стабилизации или умеренного снижения цен на нефть;

Активизацией инновационно-инвестиционной компоненты роста;

Усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках.

Среднегодовой рост ВРП в 2008 - 2010 годах по основному (2-му) варианту прогнозируется на 3,6% ежегодно. В 2010 году объем валового регионального продукта автономного округа составит по прогнозной оценке 2,1 трлн. рублей. В структуре ВРП отмечается постепенное сокращение доли производства товаров (с 70,9% в 2005 году до 68,2% в 2010 году) и увеличение доли производства услуг (с 21,7% в 2005 году до 24,4% в 2010 году).

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

В промышленном производстве автономного округа сохраняется положительная динамика роста. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу организаций - производителей промышленной продукции (разделы по ОКВЭД: С,D,Е) в 2006 году составил 1613,4 млрд. рублей. Индекс промышленного производства к уровню 2005 года составил 102,3%. В общем объеме производства доля крупных и средних промышленных предприятий составила 98,4%, ими отгружено продукции, выполнено работ и услуг на 1588 млрд. рублей. Предприятиями автономного округа произведено около 10,1% от общего объема произведенной промышленной продукции в России. По объему промышленного производства Ханты - Мансийский автономный округ-Югра занимает 1-е место среди субъектов Российской Федерации. По оценке в 2007 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу производителей промышленной продукции в действующих ценах ожидается 1624,3 млрд. рублей, индекс производства – 102,2% к уровню 2006 года. По прогнозу в 2008 году объем отгруженных товаров составит в действующих ценах по 1-му варианту 1623,3 млрд. рублей, индекс производства – 99,7% к уровню 2007 года; по 2-му варианту объем промышленной продукции составит 1659 млрд. рублей индекс промышленного производства – 101,9%. По обоим вариантам средневзвешенный индекс-дефлятор составил по расчету 100,3% к предыдущему году. В 2009 году прогнозируется рост промышленного производства к уровню предыдущего года: по 1-му варианту – 100,7%, по 2-му варианту – 101,6%. Рост производства в 2010 году составит по 1-му варианту 100,5% к уровню предыдущего года, по 2-му варианту – 101,4%.

На период 2008-2010 годы прогнозируются более высокие темпы роста по организациям обрабатывающих производств (раздел D) по сравнению с добычей полезных ископаемых (раздел С) и производством электроэнергии (раздел Е), что будет достигнуто за счет увеличения выпуска продукции деревообрабатывающими предприятиями, предприятиями по производству стройматериалов, нефтепромыслового оборудования и запасных частей к нему. Промышленное производство автономного округа в значительной мере зависит от положения дел в доминирующей производстве - нефтедобыче, на долю которой приходится более 93% объема промышленной продукции. Учитывая обязательства по лицензионным соглашениям и динамику добычи нефти в течение 1-го полугодия 2007 года, объем добычи нефти на территории автономного округа по оценке в 2007 году составит 281 млн. тонн, объем добычи газа – 30,7 млрд. куб. метров, что к уровню 2006 года составит соответственно 102% и 105,3%. На 2008 год по 1-му варианту (инерционному) прогнозируется уровень добычи нефти на территории автономного округа 280 млн. тонн, по 2-му варианту (основному) – 286 млн. тонн. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по добыче полезных ископаемых на 2008 год прогнозируется по 1-му варианту в объеме 1478,5 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составит 99,6% к уровню предыдущего года, по 2-му варианту – 1511,2 млрд. рублей или в сопоставимых ценах 101,8%. При расчете объема приняты индексы-дефляторы, рекомендуемые Министерством экономического развития и торговли России, по обоим вариантам – 99%. Согласно инерционному варианту прогноза предполагается объем добычи нефти на территории автономного округа в 2009 году - 282 млн. тонн, в 2010 году – 283 млн. тонн. Согласно основному варианту прогноза уровень добычи нефти на территории автономного округа может составить в 2009 году 290 млн. тонн, в 2010 году – 293 млн. тонн. В целом по Ханты - Мансийскому автономному округу-Югре за период 2007 - 2010 гг. добыча нефти к уровню 2006 года может увеличиться по первому варианту - на 7,4 млн. тонн, по второму – на 17,4 млн. тонн или на 2,7% и на 6,3% соответственно.

Таким образом, ни по одному из вариантов не предполагается снижение уровня добычи нефти. Между тем, в условиях исключительно благоприятной конъюнктуры рынка нефти прогнозируется замедление темпов прироста добычи нефти на территории автономного округа, которое вызвано ослаблением стимулов к интенсивному наращиванию добычи нефти у нефтяных компаний в связи с увеличением налоговой нагрузки. Кроме того, нефтяные компании, нарушая проектные решения в предыдущие годы, выработали высокопродуктивные залежи и в настоящее время столкнулись с проблемой освоения низкорентабельных малопродуктивных залежей. Для решения этой проблемы требуются значительные капитальные вложения. Немаловажной причиной замедления темпов роста добычи является резкое сокращение количества выставляемых на аукционы участков недр в связи с изменениями федерального законодательства.

На замедление темпов прироста добычи нефти в автономном округе влияет хроническое невосполнение объёмов добычи разведанными запасами. В 2006 году сохранилась тенденция снижения объемов геологоразведочных работ на территории автономного округа в связи с изменением с 2002 года системы финансирования геологоразведочных работ (отмена отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы). На месторождениях, введенных в разработку в предыдущие годы, наращивать и удерживать добычу нефти возможно только до 2010 года. Если за это время не будут открыты новые месторождения, при этом прирост запасов должен быть не менее чем с коэффициентом 1,5 к добыче, то в последующие годы следует ожидать существенного сокращения объемов добычи нефти. Между тем за 2005 год компенсация добычи составила 62%, за 2006 год воспроизводство минерально-сырьевой базы составило по оценке не более 42%. Правительством автономного округа предпринято много шагов для поддержки и развития геологической отрасли в автономном округе. Все предложения окружных органов власти по вопросам недропользования остаются без внимания на федеральном уровне