Макулатура облагается ндс с года. Сибирский федеральный округ

Налог на прибыль и НДС являются, пожалуй, самыми сложными и самыми часто меняющихся. И понятно, что к изменениям законодательства всегда нужно готовиться заранее.

Изменения НДС

В начале 2018 года все ожидали достаточно серьезные изменения, которые касаются НДС, - так называемый налоговый маневр, который предполагал повышение НДС до 22% и одновременное снижение страховых взносов до 22%. Данная идея обоснована тем, что налоговый орган научился эффективно отслеживать «цепочки поставщиков», а также разрывы в уплате НДС, доначислять налоги. А вот отслеживать «серые заработные платы» в конвертах ранее Пенсионному фонду, а с 2017 года ИФНС гораздо сложнее. В этой связи и появилась идея повысить тот налог, который государство умеет администрировать и отслеживать более эффективно.

В 2018 году как и в 2017 году можно также ожидать усиление налоговых проверок. Источником выборки является программное обеспечение АСК НДС, в котором плательщики разбираются по цветам риска, используются коды ошибок, а плательщикам направляются требования о предоставлении пояснений. В 2018 году также можно ожидать развитие программных продуктов: автомаризированная система данных ФНС и ФТС, объединение данных ЗАГС и банков в отношении контролируемых сделок и сведений о бенефициарах. Кроме того, с 2017 года была введена контрольно-кассовая техника с передачей информации по каналам в ИФНС, а следовательно, появятся новые судебные споры, которые касаются НДС и налога на прибыль.

При проведении налоговых проверок в 2018 году налоговые органы будут обращать внимание на письма и разъяснения в отношении проверок, примером такого письма является <Письмо> ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ "О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)" (вместе с "Методическими рекомендациями "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)", утв. СК России, ФНС России).

Налоговым и следственным органам необходимо учитывать, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) может быть результатом как виновных деяний (умышленных и по неосторожности), так и деяний, которые могут быть квалифицированы как невиновные.

Например, непреднамеренная арифметическая (техническая) ошибка при исчислении налога не имеет признака виновности.

Примером умышленности совершения налогового правонарушения, влекущей применение налоговой ответственности в виде штрафа 40% от неуплаченных сумм, предусмотренную пунктом 3 статьи 122 Налогового Кодекса, является совокупность действий налогоплательщика, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки). Использование подставных лиц (фирмы-однодневки) происходит, как правило, умышленно, и задача налоговых и следственных органов это выявить и доказать. Например, между поставщиком и покупателем есть несколько посредников, и один из них имеет яркие и однозначные признаки фирмы-однодневки, в том числе не уплачивает налоги.

С 1 октября 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 161-ФЗ "О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Этот закон предусматривает льготы для:

    океанариумов;

    услуг по финансовой аренде (лизингу) медицинских изделий.

Такие услуги отнесены к освобождаемым от НДС.

Для того, чтобы воспользоваться льготой нужно предусмотреть в договоре финансовой аренды (лизинга) право выкупа.

По мысли законодателя это позволит снизить стоимость медицинских изделий, в том числе иностранных производителей, например, томографов.

Соответственно, судебные споры могут быть связаны с правомерностью применения льгот.

Существуют и менее заметные изменения. Например, в последнее десятилетие постоянно вводятся и отменяются меры поддержки различных отраслей. Так, достаточно долгое время существовали льготы для авиакомпаний, в том числе по перевозке багажа, предоставлялись субсидии для перелетов внутри страны, но вот с 2018 года перевозка самолетом багажа и пассажиров внутри страны будет облагаться по общему правилу.

Аналогичные меры поддержки существовали и в отношении сельского хозяйства. Так, до 01.01.2018 передача племенного скота и птицы в лизинг с правом выкупа облагается по ставке НДС 10% (ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ), но соответственно эта мера не будет применяться в 2018 году.

Напомним, что в 2018 году будут действовать специальные нормы, направленные на поддержку чемпионата мира по футболу. Согласно статье 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации: товаров (работ, услуг) и имущественных прав при реализации FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерним организациям FIFA, а также товаров (работ, услуг) и имущественных прав в связи с осуществлением мероприятий конфедерациям, Организационному комитету "Россия-2018", дочерним организациям Организационного комитета "Россия-2018", национальным футбольным ассоциациям, Российскому футбольному союзу, производителям медиаинформации FIFA, поставщикам товаров (работ, услуг) FIFA, указанным в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Но соответственно после проведения чемпионата мира по футболу данная норма будет не актуальна и применяться не будет.

Некоторые поправки только будут приняты в 2018 году. Так, законопроект № 249505-7 предполагает следующие изменения:

    исключение нормы в отношении применения нулевой ставки НДС только если покупатель экспортируемых товаров – иностранное лицо;

    исключение товаросопроводительных документов из списка документов, которые обосновывают право на применение 0% НДС при экспорте товаров за рубеж;

    введение в статью 165 НК РФ положений, согласно которым документы в налоговую предоставляются один раз.

В целом, поправки имеют положительный характер.

Изменения по налогу на прибыль

В отношении налога на прибыль с 2018 года вводится электронный обмен информацией в отношении иностранных контрагентов.

Еще в 2015 году вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.11.1988. Соответственно, с 01.07.2015 по запросам налогового органа осуществляется электронный обмен информацией. Но именно в 2018 году электронный обмен информацией будет осуществляться в онлайн режиме.

Важные поправки касаются учета доходов.

Так, не включаются в состав доходов стоимость имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные в ходе инвентаризации (Ст.251 НК РФ). Кроме того из статьи 251 НК РФ исключен пункт о не обложении налогом на прибыль финансовой поддержки на проведение капитального ремонта домов, переселение граждан из аварийных домов и модернизацию коммунальных систем. Соответствующие нормы исключены из статьи 270 НК РФ.

Есть ряд поправок, связанных с учетом расходов.

В состав расходов на НИОКР включены и расходы на приобретение исключительных прав на изобретения образцы. Отчет о выполненном НИОКР можно не представлять в налоговый орган, если он размещен в государственной информационной системе по установленному формату. Нужно отметить, что единая государственная информационная система только формируется (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2769-р (ред. от 03.03.2017) <Об утверждении Концепции региональной информатизации>).

Предполагается, что операторы региональных и муниципальных информационных систем:

организуют уведомление пользователей о предстоящем прекращении поддержки их учетных записей и информируют их о необходимости пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации;

обеспечат регистрацию государственных и муниципальных служащих в Единой системе идентификации и аутентификации и использование ее учетных записей при доступе государственных и муниципальных служащих к федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", Единому порталу и региональным порталам, иным информационным системам, используемым для предоставления государственных и муниципальных услуг и требующим авторизованного доступа.

Регистрация в Единой системе идентификации и аутентификации может осуществляться на базе многофункциональных центров по заявлениям граждан.

В состав расходов на обучение включены новые расходы на обучение по сетевой форме, а также расходы на содержание тех помещений, которые используются для обучения. Для того, чтобы понять, что же представляет сетевая форма обучения, обратимся к статье 15 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации". Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях,

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями,

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Следовательно, представляется, что можно учесть расходы, если договор составлен правильно в соответствии с законодательством.

Еще одно изменение касается признания доходов в виде положительных курсовых разниц. Такие доходы не учитываются при определении налоговой базы участников региональных инвестиционных проектов. Напомним, что для того, чтобы стать участником региональных инвестиционных проектов не достаточно быть просто инвестором. Согласно внесенным в НК РФ дополнениям для получения статуса участника регионального инвестиционного проекта организация представляет уполномоченному органу государственной власти субъекта Российской Федерации заявление с приложением соответствующих документов, в том числе инвестиционной декларации.

Организация получает статус участника проекта на основании решения уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации со дня включения ее в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

Порядок ведения реестра, состав сведений, содержащихся в нем, и форма инвестиционной декларации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть издаются приказы ФНС России <Письмо> ФНС России от 26.12.2013 N ГД-4-3/23489 "О налоговых льготах для участников региональных инвестиционных проектов").

Некоторые правки будут иметь технический характер, так законодатели скорректировали перечень доходов, не включаемых в облагаемую базу по налогу на прибыль. В облагаемую базу не будут включаться вклады в имущество, переданные учредителями с любой целью, а не только для увеличения чистых активов. В настоящее время по факту также учредители передают имущество для увеличения уставного капитала. Ранее существовала аналогичная практика. Но существовала особенность в отношении принятия НДС к вычету. Например, вы приобрели основное средство и как учредитель внесли его в . В этом случае Минфин говорил о том, что НДС к вычету принять нельзя, даже если передающая сторона выставит вам счет-фактуру на стоимость переданного имущества (Письма Минфина от 13.12.2016 N 03-03-05/74496, от 27.07.2012 N 03-07-11/197, ФНС от 26.05.2015 N ГД-4-3/8827@).

Ряд поправок касается концессионных соглашений. Эта специальная форма управления имуществом. Сторонами концессионного соглашения являются концессионер и концедент. Концессионер обязуется за свой счет создать или реконструировать некое имущество, которое принадлежит концеденту. При этом концессионер на протяжении определенного срока вправе использовать данное имущество в своей деятельности. Иногда концедент берет на себя часть расходов по созданию или реконструкции. Так, вот в 2017 году был урегулирован вопрос мониторинга подобных соглашений, было принято Постановление Правительства РФ от 4 марта 2017 г. № 259 “Об утверждении Правил проведения мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе на предмет соблюдения сторонами концессионного соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения”.

Мониторинг проводится посредством сбора, анализа, обобщения, систематизации и учета предоставленных концедентами сведений о планируемых, реализуемых и реализованных за отчетный период на территории Российской Федерации концессионных соглашениях.

Концедент в течение 10 рабочих дней после принятия решения о заключении концессионного соглашения размещает в электронном виде с использованием государственной автоматизированной информационной системы "Управление" (далее - информационная система) сведения о проекте концессионного соглашения, в том числе о содержащихся в проекте концессионного соглашения целевых показателях, сроках их реализации, планируемом объеме привлекаемых инвестиций и об иных существенных условиях концессионного соглашения.

Уполномоченный орган формирует начиная с 2018 года ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным годом, результаты мониторинга за отчетный год по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом, и размещает их на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" .

Продолжится действие мер, направленных на поддержку отдельных регионов страны. Это в основном, наши рубежи. Так сохранятся меры поддержки для Крыма и Дальневосточного округа. В соответствии с федеральным законом от 18.07.2017 № 168-ФЗ будут продлены налоговые льготы до 2022 года. Организации Дальневосточного федерального округа смогут воспользоваться правом применять нулевую налоговую ставку по налогу на прибыль организаций за налоговые периоды с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.

Ряд поправок только планируется к принятию в 2018 году.

Например, законопроект № 1119655-6 об изменениях в Трудовой кодекс предполагает установить, что работодатель не реже 1 раза в год обязан повысить заработную плату. Аналогичная норма существует и сейчас в статье 134 НК РФ

Индексация заработной платы проводится для целей соответствия заработной платы рыночным ценам, а также является важным условием лояльности сотрудников. Ведь очевидно, что работник не готов осуществлять трудовую деятельность 10 лет подряд без повышения заработной платы. Если ниже установленной официально по региону или даже ниже рыночного уровня, это повлечет «текучку» кадров.

Но при этом коммерческие организации устанавливают размер заработной платы самостоятельно с учетом:

    коллективного договора;

    локальных нормативных актов;

    трудового договора.

Обратите внимание!

Был установлен мораторий на индексацию окладов госслужащих, военнослужащих. С 1 января 2018 года заработная плата будет снова индексироваться.

С принятием поправок компании должны будут в обязательном порядке индексировать заработную плату, а размер заработной платы будет отражаться в расходах организации.

Также скорее всего будут приняты поправки в декларацию по налогу на прибыль. Основные изменения будут состоять в следующем:

Заполнение строки 150 приложения 4 к листу 02 декларации (убыток, уменьшающий налоговую базу, нужно указывать с учетом 50% ограничения для переноса убытков)

Напомним, что с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г. убытки от операций с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами за предыдущие налоговые периоды не могут уменьшать текущую налоговую базу по указанным операциям более чем на 50%. При этом ограничений по сроку переноса убытков не установлено. Но эта норма не нашла отражения в декларации.

Основанием для симметричной корректировки в этом случае является информация, направленная стороной сделки, осуществившей корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка), с приложением подтверждающих документов об уплате налогов (п. 10 ст. 105.18 НК РФ). Срок для направления информации не установлен.

Симметричные корректировки осуществляются другой стороной сделки на основе информации, содержащейся в уведомлении о возможности симметричных корректировок, направляемом ей федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма уведомления о возможности симметричных корректировок и порядок его выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Симметричная корректировка отражается в налоговой декларации по итогам налогового периода, в котором налогоплательщик самостоятельно произвел корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка) (пп. 2 п. 3 ст. 105.18 НК РФ).

Налоговые санкции за доначисления, произведенные ФНС России, предусмотрены ст. 129.3 НК РФ (штраф грозит в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.). На переходный период до 2017 г. налоговая санкция применяется в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Но в настоящее время порядок проведения симметричных корректировок в декларации по налогу на прибыль не установлен.

В заключение необходимо отметить, что некоторые поправки являются существенными, и на них стоит обратить внимание при налоговом планировании. Другие же носят технический характер, а третьи, такие как внесение изменений в декларации нужно отслеживать более внимательно.

Главные новости, касающиеся НДС в 2018 году, затрагивают тех, кто теперь будет платить налог и кто освобожден от этого бремени. Налог на добавленную стоимость появился в России еще в 20-е годы прошлого века, затем был упразднен, и вновь пришел в обиход лишь в 1992 году. Популярные буквы являются важнейшей составляющей государственной казны – именно за счет этих отчислений пополняется бюджет.

По идее, налог – бремя производителя, но фактически расходы ложатся на плечи рядовых потребителей. Чтобы облегчить жизнь простых россиян, принят целый ряд изменений НДС в 2018 году. Насколько реально они скажутся на жизни обычных людей и деятельности фирм? Попробуем разобраться.

Кто освобожден от НДС

Размер налога в большинстве случаев составляет 18%. Некоторые предприятия имеют льготную ставку НДС в 2018 году: 10% платят производители лекарственных препаратов, детских товаров, книг, периодики. Особо важные процессы вообще не облагаются налогом: нулевую ставку имеют транспорт нефти и газа, реализация товаров космической отрасли, экспорт драгоценных металлов. С 2018 года от уплаты НДС освобождены и другие агенты.

Стоит отметить важное нововведение: каждое предприятие может отказаться от нулевой ставки налога, право на которую нужно доказать. Если сделать это не удастся – придется вносить по 18% за каждого контрагента.

НЕ БУДУТ ОБЛАГАТЬСЯ НДС в 2018 ГОДУ:

  • операторы сотовой и мобильной связи;
  • участники купли-продажи земельных наделов;
  • навигационные и ремонтные услуги аэропортов;
  • сделки, совершенные в рамках системы Tax Free;
  • железнодорожные перевозчики экспортных товаров;
  • выпуск и обновление акций, облигаций, ценных бумаг.

Кому придется платить НДС

Освобождение от уплаты налога должно вести к снижению или хотя бы стагнации цен, однако в действительности так происходит не всегда. К примеру, уже с февраля выросли тарифы некоторых сотовых провайдеров. Тут надо вести речь о жадности конкретных персоналий. А вот расширение списка тех, кому придется платить НДС в 2018 году, связано, прежде всего, с желанием искоренить злоупотребления в этих сферах.

Следует отметить необходимость раздельного учета НДС в 2018 году, даже если один из видов продукции составляет менее 5% от общего оборота. Теперь правило пяти процентов фактически отменяется.

БУДУТ ОБЛАГАТЬСЯ НДС в 2018 ГОДУ:

  • продажа черных металлов;
  • реализация цветного металлолома;
  • сбор и утилизация алюминия и его сплавов;
  • продажа животных шкур;
  • деятельность предприятий с государственными субсидиями.

Перспективы НДС: что ждать потребителям?

Поправок, касающихся НДС в 2018 году, действительно немало. Причем коснутся они даже тех, кого этот аспект не затрагивает. Так, каждый покупатель в магазине может удостовериться в правильности подсчета налога: теперь любой кассовый чек обязан содержать отдельной строкой пункт о размере начисления. По-прежнему строгими остаются сроки декларации НДС: в 2018 году формы необходимо предоставлять в надзорные организации ежеквартально и не позднее 25 числа следующего месяца.

В системе налогообложения грядут большие перемены. Они касаются налога на прибыль, расчета НДФЛ, затрат на амортизацию и страхование основных производственных средств. По оценке аналитиков, чиновники и финансисты правительства не пришли к единому мнению о перспективах развития налога на добавленную стоимость. Скорее всего, НДС уже в 2019 году вырастет до 22%, НДФЛ до 15%, при этом ставки по страховкам снизятся до 21%. А это означает, что изменения по уплате НДС, призванные облегчить жизнь потребителям, станут лишь трамплином для очередного повышения оптовых и розничных цен.

С 2018 года изменились правила ведения раздельного учета НДС. Поправка касается организаций, которые применяют "правило 5 процентов". Покажем раздельный учет НДС с 2018 года с примерами.

Организации, которые проводят облагаемые и не облагаемые НДС операции, ведут раздельный учет НДС. В этом случае принимают к вычету налог по товарам, работам и услугам, относящимся к облагаемой деятельности. До сих пор были споры, как делить НДС, но с 2018 года все поменялось.

С 1 января 2018 года компании должны вести раздельный учет НДС по новым правилам. Заявить к вычету НДС можно по покупкам, которые относятся одновременно к облагаемым и необлагаемым операциям, если доля расходов на необлагаемые операции не больше 5 процентов (п. 4 ст. 170 НК). Кроме того, компании не смогут принять к вычету входной НДС с покупок только для необлагаемых операций вне зависимости от доли расходов на эти сделки. В 2017 году, если расходы на необлагаемые операции были меньше 5 процентов расходов за квартал, компания вправе была не вести раздельный учет. Входной НДС компании могли принять к вычету, а НДС по покупкам для необлагаемых операций - нет.

Такие изменения в НК РФ внес Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

Кроме того, с 1 января 2019 года ставка НДС выросла с 18% до 20%. См. все изменения по НДС c 2019 года>>

Важно: насколько опасна неверная ставка НДС (18%) в документах

С 1 января 2019 года ставка НДС выросла с 18% до 20%. У главбухов возникают проблемы из-за того, что контрагенты в 2019 году стали ошибаться в ставке НДС. Например, старая ставка 18 процентов по налогу попадает в платежки или счета-фактуры. Редакция «УНП» выяснила у налоговиков, как повлияет неверная ставка НДС в документах на результаты налоговых проверок.

Раздельный учет НДС с 2018 года: новые правила

В кодексе закрепили правило: если расходы по необлагаемой деятельности менее 5 процентов, то НДС по смешанным расходам можно полностью принимать к вычету (Федеральный закон от 27.11.17 № 335-ФЗ). Если же траты относятся только к необлагаемой деятельности, то НДС надо учитывать в расходах компании (п. 4 ст. 170 НК). Споров больше не будет.

Если расходы на необлагаемый бизнес больше 5 процентов, то НДС по общим тратам можно принять к вычету пропорционально доле выручки от облагаемых операций за квартал. Такое правило действовало и раньше (см. схему).

Пример: Раздельный учет НДС при наличии операций, необлагаемых НДС

Компания ведет облагаемую и не облагаемую НДС деятельность. Данные для раздельного учета:

Расходы по облагаемой деятельности - 4 000 000 руб.

НДС с расходов по облагаемой деятельности (ставка НДС 20%) - 800 000 руб.

Расходы по необлагаемой деятельности - 118 000 руб.

НДС с расходов по необлагаемой деятельности (ставка НДС 20%) - 23 600 руб.

Общие расходы - 400 000 руб.

НДС с общих расходов - 80 000 руб.

Выручка от облагаемой деятельности (без НДС) - 5 500 000 руб.

Выручка от необлагаемой деятельности - 650 000 руб.

Сумма общих расходов, которые приходятся на необлагаемую деятельность, - 42 276,42 руб. (400 000 × (650 000: (5 500 000 + 650 000)).

Общая сумма расходов по необлагаемой деятельности - 160 276,42 руб. (42 276,42 + 118 000).

Доля расходов по необлагаемой деятельности - 3,55% (160 276,42: (4 000 000 + 118 000 + 400 000) × 100%).

"Правило 5 процентов" выполняется. Это значит, что компания вправе полностью принять НДС в общих расходах к вычету. Сумма НДС к вычету составит 880 000 руб. (800 000 + 80 000).

Как закрепить правила раздельного учета НДС в 2019 году

Внесите изменения в учетную политику для целей налогообложения, чтобы делить НДС по новым правилам. Измените пункт, в котором вы закрепили «правило 5 процентов». Запишите условие, чтобы принять к вычету НДС по смешанным тратам.

Например, подойдет такая формулировка:

"…Если расходы на необлагаемые операции не превышают 5 процентов от общей суммы расходов ООО „Компания“ за квартал, суммы НДС, предъявленные продавцами по товарам, работам и услугам, одновременно используемым для облагаемых и необлагаемых операций, принимаются к вычету полностью".

Раздельный учет НДС: риски

В НК РФ закреплено "правило 5 процентов". Если расходы по необлагаемой деятельности менее 5 процентов от всех расходов компании, то она вправе принимать весь НДС к вычету. Но было неясно, можно ли принимать налог к вычету по расходам, которые относятся только к необлагаемой деятельности.

Сначала налоговики считали, что налог к вычету можно принять по всем товарам, в том числе и тем, которые относятся только к необлагаемой деятельности (письмо ФНС от 13.11.08 № ШС-6-3/827). Но потом чиновники и налоговики передумали - они посчитали, что учитывать можно только те траты, которые одновременно относятся к облагаемым и необлагаемым реализациям (письма ФНС от 23.12.16 № СА-4-7/24825@, Минфина от 05.10.17 № 03-07-11/65098).

В спорах судьи поддерживали контролеров (определение Верховного суда от 12.10.16 № 305-КГ16-9537). Ведь в кодексе есть общее правило о том, что входной НДС по необлагаемым операциям нельзя заявить к вычету. Учитывая мнение чиновников и судей, безопаснее заявлять вычеты только по общим покупкам.

ФНС сделала дайджест новинок, с которыми бухгалтерам работать со следующего года.

Президент подписал несколько законов, изменяющих НДС с 2018 и 2019 годов.

Налоговые агенты по НДС

С 1 января 2018 года на покупателей отдельных видов товаров возлагается обязанность налоговых агентов по НДС.

Закон устанавливает, что при реализации на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов (эти операции больше не будут освобождаться от НДС), а также сырых шкур животных, алюминия вторичного и его сплавов сумма НДС исчисляется налоговыми агентами - покупателями этих товаров.

Исключение составляют физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Налоговые агенты, применяющие общую систему налогообложения, одновременно с исчислением налога вправе заявить соответствующий вычет, то есть фактическое перечисление денежных средств в бюджет не производится.

Электронные услуги

В настоящий момент при оказании электронных услуг иностранные организации исчисляют НДС только в том случае, если покупателем услуг выступает физическое лицо.

Если контрагентом выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, они выступают налоговым агентом и при перечислении платы по договору иностранному лицу удерживают НДС.

С 1 января 2019 года обязанность по исчислению НДС будет возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем. (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

Национальная платежная система

Кроме того, закон не признает налоговыми агентами посредников, являющихся субъектами национальной платежной системы, а также операторов связи, указанных в Федеральном законе «О национальной платежной системе».

Субсидии

С 1 января 2018 года налогоплательщики не вправе принимать к вычету суммы предъявленного НДС на товары, работы или услуги, приобретенные за счет полученных субсидий и бюджетных инвестиций.

Данное ограничение также применяется, если субсидия увеличивает уставный капитал.

Кроме того, уточнен порядок восстановления НДС в том случае, если субсидия частично компенсирует стоимость покупки.

Нулевая ставка НДС

Применение нулевой ставки по НДС с 1 января 2018 года распространено на операции по реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта.

При этом нулевая ставка по НДС применяется только в случае, если ранее товары проходили таможенные процедуры - переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны или свободного склада.

Ранее налогоплательщики, оказывающие услуги по предоставлению ж/д подвижного состава и контейнеров для перевозки экспортируемых товаров, могли применять нулевую ставку по НДС только в том случае, если подвижной состав и контейнеры находились у них в собственности или в аренде. С 2018 года данное условие отменено.

Таким образом, расширился круг лиц, имеющих право на применение нулевой ставки НДС по данному основанию.

Экономический кризис и снижение экспортных поступлений вынуждают чиновников искать дополнительные источники финансирования бюджетных расходов. В том числе власти рассматривают различные варианты повышения НДФЛ и НДС с 2018 года. Эксперты считают, что потребность в налоговой реформе назрела давно.

Отечественная экономика уже преодолела последствия кризиса. В текущем году возобновится положительная динамика ВВП, уверены в правительстве. Однако сохраняется угроза стагнации, которая замедлит развитие экономики на длительный период.

Основные цели грядущей налоговой реформы – увеличение темпов экономического роста и стабилизация бюджетных поступлений. Кроме того, чиновники планируют снизить долю «серых» схем, направленных на минимизацию налогообложения. Согласно оценкам Минэкономразвития, объемы теневого сектора достигают 5 трлн руб.

В Минфине не планируют увеличивать налоговую нагрузку для представителей бизнеса. При этом эксперты ведомства считают, что существующая налоговая нагрузка на оплату труда является завышенной. В свою очередь существует потенциал для увеличения ставок по НДФЛ и НДС.

Эксперты считают, что подобный налоговый маневр укрепит конкурентные позиции представителей сельского хозяйства. Кроме того, снижается нагрузка на бюджетный сектор и госуправление.

Основным риском данной модели является разбалансированность пенсионной системы. Кроме того, любое изменение в налоговой сфере чревато увеличением объема теневого сектора, предупреждают эксперты. В том числе повышается вероятность неправомерного использования специальных режимов налогообложения.

Еще один фактор, который может повлиять на масштабы использования «серых» схем – переход на прогрессивную шкалу ставок НДФЛ в 2018 году. В результате увеличится соблазн скрывать высокие доходы, что негативно отразится на налоговых поступлениях.

Учитывая значимость данного вопроса для развития экономики, власти продолжают обсуждать параметры будущей налоговой реформы.

Налоговые дискуссии

Экономический блок правительства обсуждает налоговую реформу, которая позволит увеличить бюджетные поступления и ускорить темпы экономического роста. Кроме того, НДФЛ обеспечивает львиную долю поступлений в региональные бюджеты (по итогам 2016 года до 38%). Повышение ставки налога позволит улучшить финансовое положение регионов. Помимо инициатив чиновников, собственную программу изменений готовит Центр стратегических разработок.

При этом чиновники рассматривают несколько вариантов возможных нововведений:

  1. Повышение базовой ставки.
  2. Запуск прогрессивной шкалы.
  3. Введение минимального уровня доходов, который не облагается налогом.

Какие из изменений по НДФЛ будут запущены в 2018 году, зависит от развития экономической ситуации. Кроме того, могут измениться и другие составляющие налоговых платежей, в том числе сумма страховых взносов. Налоговая реформа обсуждается с осени прошлого года, итоговые предложения будут готовы к декабрю 2017 года.

Согласно оценкам главы ФНС Михаила Мишустина, общие поступления по НДФЛ за прошлый год увеличились на 7,5%, что свидетельствует о восстановлении российской экономики.

Представители Минфина рассматривают вариант повышения ставки НДФЛ до 15%. Практически половина данной суммы (6-8%) предлагается направлять в федеральный бюджет. Несмотря на повышение НДФЛ, чиновники не намерены увеличивать суммарную налоговую нагрузку на работодателей. В качество компенсатора выступает снижение страховых взносов до 21%.

В Минэкономразвития предлагают другой способ компенсации – добавить специальный налоговый вычет. При этом представители МЭР согласны на снижение взносов до 21%, однако предлагают увеличить НДС до 21%.

Еще один вопрос, который предстоит решить чиновникам – полномочия регионов при определении ставки НДФЛ. Один из вариантов реформы предполагает право регионов самостоятельно утверждать уровень ставки.

Представители Центра стратегических разработок предлагают увеличить ставку НДФЛ до 17%. При этом эксперты организации рассматривают два варианта вычетов – всем категориям граждан или только для наиболее социально необеспеченных категорий. В результате эффект для бюджета будет нейтральным.

Проблемный вопрос

Эксперты отмечают актуальность налоговой реформы для развития отечественной экономики. Базовая ставка НДФЛ сохраняется на низком уровне, что негативно отражается на финансовом положении регионов. На данный момент ставка налога в России существенно ниже соответствующих показателей европейских стран.

Повышение ставки НДФЛ позволит решить часть проблем. Однако намерение чиновников компенсировать данную меру за счет страховых взносов нанесет удар по бюджету Пенсионного фонда. Без дополнительных мер (повышение пенсионного возраста, сокращение льгот и т.д.) проблемы отечественного бюджета только усугубятся.

Кроме того, чиновникам предстоит определиться с дальнейшей судьбой спецрежимов налогообложения. Ранее законодатели неоднократно высказывались по поводу возможной отмены УСН, ЕНВД и других форм упрощенки. Эксперты скептически относятся к подобному подходу, подчеркивая значимость малого и среднего бизнеса для восстановления экономики. На данный момент власти еще не определились с вариантами функционирования спецрежимов в 2018 году.

В 2018 году власти планируют запустить масштабную налоговую реформу. Нововведения направлены на ускорение темпов экономического роста и стабилизацию бюджетных поступлений. Помимо чиновников, свои предложения готовят представители Центра стратегических разработок.

Экономический блок правительства планирует пересмотреть базовую ставку НДФЛ и допускает переход к прогрессивной шкале. Кроме того, чиновники рассматривают варианты снижения страховых взносов и увеличения НДС. Окончательный вариант реформы будет согласован до декабря текущего года. Также правительство должно определиться с дальнейшей судьбой упрощенки.