Филиал оао огк 2 адлерская тэс. Энергетическое сердце сочи

Адлерская ТЭС — современная парогазовая электростанция, состоящая из двух автономных энергоблоков ПГУ-180. Каждый из энергоблоков включает в себя две газовые турбины производства Ansaldo Energia (Италия) и паровую турбину российского производителя ОАО «Калужский турбинный завод». Технология парогазового цикла, на основе которой функционирует основное оборудование Адлерской ТЭС, обеспечивает высокий КПД (52%), низкий расход топлива и снижение уровня выбросов в атмосферу в среднем на 30% в сравнении с традиционными паросиловыми установками.

Основным и резервным топливом Адлерской ТЭС является природный газ - самый экологически чистый энергетический ресурс. Система охлаждения станции - это закрытая система оборотного водоснабжения с сухими вентиляторными градирнями. Охлаждаемая вода циркулирует по закрытому контуру, что не приводит к повышению влажности воздуха и загрязнению окружающей среды.

Электростанция спроектирована и построена в конфигурации, позволяющей обеспечить все основные требования, предъявляемые как в части выработки электрической и тепловой энергии, так и по обеспечению экологических требований. Технологические решения и материалы, использованные при строительстве Адлерской ТЭС, соответствуют самым высоким российским и международным экологическим стандартам.

Черноморское побережье, включая г. Сочи, традиционно являлось энергозависимым районом. Ко времени принятия решения о строительстве Адлерской ТЭС существующие на побережье Краснодарского края и в районе Большого Сочи электростанции обеспечивали лишь порядка 25% потребности города в электрической мощности, а остальное поставлялось из энергосистем соседних регионов. В связи с прогнозируемым резким увеличением энергопотребления в г. Сочи и с целью обеспечения надежного электро- и теплоснабжения объектов спортивной и туристической инфраструктуры в г. Сочи, проект строительства Адлерской ТЭС был включен в утвержденную Правительством РФ «Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта».

Состав основного оборудования Адлерской ТЭС

ПГУ-180 Газовая турбина V64.3A Ansaldo Energia (Италия) 66 МВт 2 шт. Паровая турбина
- конденсационный режим - 62 МВт
Котел-утилизатор

2 шт.
ПГУ-180 Газовая турбина V64.3A Ansaldo Energia (Италия) 66 МВт 2шт. Паровая турбина Т-48/62-7,4/0,12 ОАО «Калужский турбинный завод»
- теплофикационный режим - 48 МВт
- конденсационный режим – 62 МВт
Котел-утилизатор E-99,6/14,5-7,71/0,55-545/214 ОАО «Подольский машиностроительный завод». Паропроизводительность:
- Контур высокого давления 99,6 тонн в час;
- Контур низкого давления 14,5 тонн в час.
2 шт.

Я решил изучить остальные объекты, которые строят структуры семьи Ротенбергов. С мостом все более-менее ясно: к нему приковано всё внимание страны и чиновников, но как обстоят дела с менее "нашумевшими" стройками? Итак, условия те же - я приезжаю на объект, хожу везде, где мне интересно и снимаю всё, что не запрещено службой безопасности. И сегодня хочу рассказать об электростанции, причем в качестве примера возьмем одну из самых новейших и стратегически значимых в нашей стране.

Строительство дома начинается с фундамента - это основа основ, без которой невозможно ничего сделать. Если перенести эту аналогию на город, "фундаментом" для будущего развития станут инфраструктурные объекты. Именно поэтому, перед тем как возводить стадионы для Олимпийских игр в Сочи, в районе Имеретинской низменности была построена Адлерская ТЭС - технологичная станция, запитавшая не только спортивные сооружения, но и весь Сочи.

Можно сколь угодно рассуждать о целесообразности Игр, но факт остается фактом: до строительства Адлерской ТЭС Черноморское побережье испытывало колоссальный дефицит электроэнергии. Веерные отключения и плановые аварийные работы были постоянной головной болью жителей всего Сочинского района. Но сегодня это в прошлом: новая ТЭС с лихвой удовлетворяет необходимость в электроэнергии и тепле, обеспечивая не только текущие потребности, но и оставляя задел на будущее развитие всего региона.

Любые электростанции, будь-то ГЭС или ТЭС, обслуживаются небольшим количеством специалистов. Например, на огромной Угличской ГЭС, которая во время войны питала энергией Москву, работает около 200 сотрудников. На Адлерской при всей её важности и масштабах - всего 212 человек. Однако на этапе создания станции (проектирования, строительства, монтажа) в работах участвуют в десятки, а то и сотни больше людей. И это - самый важный этап, от которого зависит вся дальнейшая эксплуатация объекта.

Под катом рассказ о создании станции и история настоящей любви, возникшей во время строительства энергетического сердца Сочи...

Строительством Адлерской ТЭС занималась Группа компаний "ТЭК Мосэнерго", на счету которой многие энергетические объекты в России. Станцию возводили практически на пустом месте:

3.

Строительство происходило в сложнейших условиях: во-первых, из-за плотного грунта постоянно приходилось откачивать воду после дождей. Во вторых, на фоне практически полного отсутствия дорожной инфраструктуры, приходилось искать пути доставки стройматериалов - по воде, по железной дороге и т.д. Существенные ограничения вносила и сейсмология региона - станция должна была выдержать землятресение до 9 балов. Тем не менее, построили ТЭС в рекордные сроки. Работы на строительной площадке начались в сентябре 2009 года, а уже к июню 2012 года прошел тестовый набор мощности:

4.

В день, когда я приехал на ТЭС был жуткий ветер и служба безопасности не позволила поднять над станцией квадрокоптер. Зато показали макет, на котором хорошо видно всю станции. К слову говоря, это одна из самых компактных ТЭС в России, при её мощности в 360 МВт, она занимает меньше 10 гектар.

Самое большое строение - главный корпус Адлерской ТЭС с пристроенными электротехническими помещениями и пристанционным узлом. В этом корпусе расположен машинный зал с паротурбинными установками:

5.

Это сердце станции - машинный зал. Помещение впечатляет своими масштабами и металлической паутиной труб всевозможного диаметра:

6.

Основным топливом ТЭС стал природный газ, который подведен к станции по магистральному газопроводу "Джубга - Лазаревское - Сочи". Станция создана на основе двух энергоблоков парогазового цикла. В каждый из двух энергоблоков станции входит по три турбины: две газовые и одна паровая. Такая технология обеспечивает высокий КПД до 52% (средний показатель для ТЭС - 40%), низкий расход топлива и снижение уровня выбросов в атмосферу в среднем на 30%:

7.

Напротив машинного зала находится главный орган управления всей ТЭС. Тут постоянно работают люди, которые следят за состоянием станции:

8.

Ума не приложу, как они умудряются разбираться во всех этих замысловатых схемах и показателях:

9.

Сколько я не просил включить левую часть на втором настенном мониторе, мне отказывали. По-видимому, на ней отображаются какие-то секретные данные:

10.

Впрочем, люди на станции открыты и дружелюбны. Все очень довольны запуском новой ТЭС и своей работой на ней:

11.

В конце концов, мне даже показали красную кнопку!

12.

Комплексное распределительное элегазовое устройство, которое передает полученную энергию в электросеть:

13.

14.

Емкости с дизельным топливом. Если вдруг что-то случится, они позволят поддерживать работу станции в автономном режиме:

15.

Химический цех. Тут обеспечивают очистку воды и конденсата:

16.

17.

Система охлаждения станции - это закрытая система оборотного водоснабжения с сухими вентиляторными градирнями. Проще говоря, охлаждаемая вода циркулирует по кругу, что не приводит к повышению влажности воздуха и загрязнению окружающей среды:

18.

Если подняться на градирню, открывается прекрасный вид на станцию и близлежащие территории:

19.

Отсюда видно побережье и олимпийские объекты:

20.

21.

22.

Кстати, экскурсию проводил главный инженер ТЭК «Мосэнерго», один из создателей этой станции:

23.

Как я уже говорил, на этапе строительства тут работало куда больше людей - в общей сложности около 15 000 человек. В среднем на площадке одновременно находилось 1500 рабочих и специалистов. В один из таких дней познакомились Сергей и Элла.

Сергей приехал со Ставропольской ГРЭС для монтажа трубопровода в химическом цехе, а Элла работала ведущим инженером на этом участке. Схема была непростая. Требовалось соединить две трубы и Элле необходимо было постоянно следить за процессом. Чтобы быть на связи, Сергей взял телефон Эллы.

Сейчас Сергей отшучивается на вопрос - была ли в телефоне реальная необходимость или это была часть плана? Но, похоже, в тот день в химическом цехе соединились не только трубы:

24.

После этого Сергей уехал домой, но продолжал звонить и писать Элле. Через некоторое время Сергей переехал в Сочи и перевелся на Адлерскую ТЭС:

25.

В конце концов, Сергей и Элла поженились. Два года назад у них родился сын. Удивительная история!

Адлерская ТЭС появилась благодаря проведению в 2014 году в городе Сочи зимней Олимпиады. Сочи всегда страдал от нехватки электроэнергии. Мощностей собственной генерации, а это Сочинская ТЭС, ТЭЦ Небуг, Краснополянская ГЭС и ТЭЦ Туапсинского НПЗ, хватало на удовлетворение лишь 25% потребностей города. Остальное восполнялось из соседних регионов. Поэтому в 2009 году новая станция стала одной из первых олимпийских строек.

Адлерская ТЭС - это инвестиционный проект ОАО "Газпром", непосредственное финансирование шло через ООО "Газпром инвестпроект" (100% дочернее предприятие газового холдинга). На сегодняшний день станция входит в состав ОАО "ОГК-2" (ООО "Газпром энергохолдинг " является контролирующим акционером этой компании). Строительство велось на условиях проектного финансирования, кредит в размере $19.5 миллиардов предоставил ОАО "Внешэкономбанк" сроком на 15 лет.

Проект Адлерской ТЭС – заслуга института "Мосэнергопроект", а генеральным подрядчиком строительства выступало ОАО "ТЭК Мосэнерго". Все работы велись в максимально сжатые сроки. Станция расположена на площади 9.89 гектар и находится в микрорайоне Верхнеимеретинской бухты. Строители и проектировщики сумели очень бережно вписать ТЭС в окружающий ландшафт, что было отмечено жителями города и руководством страны. Помимо этого все материалы и технологии, использованные на объекте, отвечают самым высоким экологическим международным стандартам.

Работы на строительной площадке начались в сентябре 2009 года. К марту 2011 уже был возведен главный корпус, а в апреле-мае проведен монтаж и пуско-наладочные работы парогазовой установки. В августе прошли успешные испытания первой газовой турбины на энергоблоке № 1. В июне следующего 2012 года на Адлерской ТЭС прошел тестовый набор мощности ГТУ-1, при этих испытаниях установку вывели на номинальную мощность – 65 МВт. В начале октября пошло первое тепло от новой станции к Олимпийским объектам, а через месяц энергетики провели комплексные испытания всего оборудования Адлерской ТЭС. При этом станция беспрерывно работала в течение 72 часов и выдавала номинальную мощность в 360 МВт. Окончательный вывод на проектную мощность состоялся 21 января 2013 года.

Адлерская ТЭС имеет в своем составе два энергоблока ПГУ-180. На каждом из них смонтировано по две итальянских газовых турбины, произведенных компанией Ansaldo Energia, и одна паровая турбина, выпущенная на ОАО "Калужский турбинный завод ", а также котел утилизатор производства ОАО "Подольский машиностроительный завод". Предъявляемые повышенные требования по экологической безопасности были учтены и при выборе системы охлаждения станции. Здесь применяется оборотное водоснабжение и вентиляторные градирни сухого типа. Эта система позволяет не повышать влажность окружающего воздуха, не производить загрязнение природной среды и более чем на треть снизить уровень выбросов тепла в атмосферу.

Проектировщикам и энергетикам удалось добиться на этом объекте генерации очень высоких показателей по КПД - 52%, средние значения для тепловых электростанций находятся в районе 40%. В период проведения сочинской Олимпиады 2014 станция отработала на отлично и более чем на треть закрыла потребности в энергии на олимпийских объектах.

Основное топливо Адлерской ТЭС – природный газ. Он поступает по магистральному газопроводу "Джубга - Лазаревское - Сочи". Ежегодная потребность электростанции в газе - около 580 миллионов кубических метров в год. Общая установленная мощность Адлерской ТЭС - 360 Мвт, тепловая – 227 Гкал/ч. Обслуживанием станции занимается 180 человек. С вводом в эксплуатацию этого объекта энергетики проблема в электроснабжении Сочи практически полностью была решена.

О дефиците энергии в Краснодарском крае известно давно. Четыре ТЭЦ, построенные в этом регионе, не в состоянии обеспечить электроэнергией столь крупный субъект России. Особенно чувствуется нехватка энергии в Сочи. Этот большой курортный город обеспечивается электричеством лишь на четверть. А ведь совсем скоро в Сочи придет Олимпиада, энергетические потребности которой на порядок больше.

Для исправления этой сложной энергетической ситуации и была построена Адлерская ТЭС.

Новая ТЭС Краснодарского края была заложена в 2009-м. Это строительство входило в одобренный российским правительством план, согласно которому Сочи со временем превратится в международный горнолыжный курорт. По плану, Адлерская ТЭЦ станет основным энергетическим источником не только для Сочи, но и для прилегающих к городу районов. Ее мощности хватит, чтобы согреть все жилые дома Сочинского района, а также большую часть олимпийских объектов.

Два энергоблока теплоэлектростанции за час будут производить 360 МВт электрической и 227 Передовые технологии, использованные при строительстве ТЭС, позволят снизить число обслуживающего станцию персонала. Сотрудники, разделенные на три смены, будут обслуживать объект круглые сутки. При этом в каждую смену войдет только 65 человек.

Адлерская ТЭС разместилась близ города Адлера, заняв при этом 9,89 гектаров. Учитывая сейсмическую активность этой зоны, инженеры наделили теплоэлектростанцию повышенной устойчивостью к подземным толчкам.

Однако наиболее инновационно выглядит система охлаждения ТЭС. Из-за критического дефицита воды, охлаждать энергоблоки станции будет закрытая циклическая система. Благодаря сухим вентиляторным градирням, теплоэлектростанция не будет загрязнять атмосферу парниковыми газами. Надо ли упоминать, что на строительство пошли самые прочные и качественные материалы.

Работать Адлерская ТЭС будет на самом экологичном топливе - природном газе. Этим минеральным топливом станцию снабдит газопровод, соединяющий Сочи, Лазаревское и Джубгу, который обслуживает все России.

Внимание уделили не только производительности и безопасности, но и внешнему виду станции. Адлерская ТЭС органично впишется в окружающий ее ландшафт, а территория теплоэлектростанции будет напоминать парк с красивыми газонами и аллеями. Самая первая аллея из была высажена в 2009-м, во время церемонии закладки станции.

Помимо возведения новой ТЭС, планируется и развитие уже имеющихся в Сочинском районе электростанций. Все энергообъекты района должны быть отремонтированы и усовершенствованы. На полную мощность, которая превысит ныне существующую в несколько раз, сочинские электростанции выйдут к 2014-му.

Кроме Адлерской теплоэлектростанции, число ТЭС России пополнится Джубгинской электростанцией, при строительстве которой тоже применяются современные технологии. Мощность Джубгинской ТЭС составит 180 МВт. «Олимпийская волна» накроет не только Сочи, но и весь Краснодарский край. Помимо энергетики, высокие технологии будут применяться и в других сферах. Так, уже строящийся вокзал Анапы будет получать энергию не от общей энергосети, а от солнечных батарей.