Из чего складывается государственный долг. Что такое государственный долг? Международный опыт проведения долговой политики государства

– это общее количество финансовых займов, взятых государством для покрытия бюджетных дефицитов. Сумма государственного долга выражается либо в национальной валюте, либо в долларах США. Для объективного сравнения она указывается в процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны.

Общие положения

Государственный долг представляет собой накопление всех бюджетных дефицитов прошлых лет, без учета излишков бюджета. Накопление государственного долга неизбежно приводит к дефициту бюджета, что в свою очередь приводит к прекращению или ограничению социальных выплат, а это оказывает существенное влияние на благосостоянии граждан государства.

При формировании государственного долга не учитываются задолженности других стран перед данным государством. И поэтому обязательства по погашению взятых на себя финансовых займов страны-должника никак не зависят от возврата собственных заемных средств.

Государственный долг подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В первую категорию попадают займы, взятые на срок до одного года. Среднесрочный долг – кредит, взятый на срок до 5 лет, долгосрочный – на срок свыше 5 лет.

Наиболее тяжким бременем для государства являются краткосрочные долги, которые, как правило, берутся под самые высокие проценты. Поэтому, такие долги стараются пролонгировать или консолидировать. Но эти две процедуры могут быть осуществлены только с согласия кредиторов.

Кроме этого государственный долг делится на внешний и внутренний. Внешний долг – это задолженность государства перед другими странами, иностранными гражданами, компаниями, финансовыми учреждениями. Внутренний долг – это задолженность государства перед собственными гражданами или компаниями, которые являются держателями государственных ценных бумаг. При этом в сумму внутреннего государственного долга не включается задолженность правительства страны по социальным выплатам.

В странах с твердой национальной валютой отсутствует понятие внешнего или внутреннего государственного долга. Для таких стран, как США или Великобритания существует понятие национальный долг.

    Государственный долг - долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

Виды :

Внешний долг - это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

Внутренний долг - обязательства перед резидентами в рублях. Внешний государственный долг отражает долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-либо ценные товары, оказывать определенные услуги. Внутренний государственный долг характеризует долг своему населению и приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет). Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

При рассмотрении государственного долга, как правило, не учитываются встречные требования этого государства к другим, то есть задолженность других государств или физических и юридических лиц этому государству не рассматривается. Также не учитываются обязательства государства в сфере социального и пенсионного обеспечений. Размер государственного долга выражается в национальной валюте или её эквиваленте в любой другой валюте. Для более объективного сравнения государственная задолженность указывается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП). Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Экономические последствия государственного долга:

Обслуживание значительного внешнего долга приводит к существенному сокращению уровня потребления населением данной страны;

Долг может привести к вытеснению частного капитала, следовательно, и ограничению дальнейшего роста экономики;

Увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга снижает экономическую активность в стране;

Происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

Неэффективность финансовой системы государства.

Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

Коррупция в государственном секторе.

Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Взаимосвязь :

Государственный долг возникает, прежде всего, вследствие систематического выпуска государственных займов и привлечения кредитных ресурсов для покрытия бюджетного дефицита. Государственный долг также необходим для содержания государства, как и налоги. Государственный долг является непосредственным итогом дефицитов бюджета и представляет собой сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.

    Государственный долг Российской Федерации - долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами.

Причины появления:

· государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

· кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов

· предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.

· факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

· соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

Внешний долг Российской Федерации - обязательства, возникающие в иностранной валюте.

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) складывается из:

1. задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба;

2. задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба;

3. задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ;

4. коммерческая задолженность бывшего СССР;

5. задолженность перед международными финансовыми организациями;

6. задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте.

В структуре государственного долга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного долга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

Размер государственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение было характерно для экономики РФ с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г.

    Фискальная (налогово-бюджетная) политика - правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе.

Бюджетная система России состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень:

– федеральный бюджет и бюджеты государственных

Внебюджетных фондов

второй уровень:

– бюджеты субъектов Российской Федерации

-(республиканские бюджеты, бюджеты краев и областей, бюджеты Москвы и

Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных

третий уровень – местные бюджеты.

Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

    Денежно-кредитная политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Инструменты :

Денежная база . Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма денежной базы. Центральные банки используют операции на открытом рынке, чтобы изменить объём денежной базы. Центральный банк покупает или продаёт резервные активы (обычно финансовые инструменты, такие как облигации) в обмен на депозитные деньги в центральном банке. Эти депозиты могут быть конвертированы в наличные деньги. Вместе эти наличные деньги и депозиты составляют денежную базу, которая является обязательствами центрального банка, номинированными в его собственной денежной единице. Обычно другие банки могут использовать денежную базу в качестве частичного резерва и расширять общую денежную массу в обращении.

Норма обязательного резервирования . Монетарные власти осуществляют регулирующий контроль над коммерческими банками. Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма активов, которые банки должны хранить в резервах центрального банка. Лишь небольшую часть своих активов банки держат в наличных средствах, доступных для мгновенного снятия. Остаток инвертируется в неликвидные активы, такие как ипотеки и кредиты. Изменяя норму ликвидности, центральный банк изменяет объём доступных кредитных фондов. Центральный банк, как правило, часто не изменяет резервные требования, так как это создаёт волатильные изменения в предложении денег вследствие действия кредитного мультипликатора.

Учётная ставка Кредитование . по учётной ставке заключается в том, что коммерческие банки и другие депозитарные учреждения имеют право занимать резервы у Центрального банка по учетной ставке. Эта ставка обычно устанавливается ниже ставок рынка краткосрочного капитала (Казначейские векселя). Это позволяет институтам изменять условия кредитования (то есть, сумму денег, которую они могут выдать в виде кредитов), таким образом влияя на денежную массу.

Процентная ставка Сокращение денежного предложения может быть достигнуто косвенно, посредством увеличения номинальных процентных ставок. Монетарные власти в различных странах имеют различные уровни контроля процентных ставок во всей экономике. В США Федеральная Резервная система может установить учетную ставку, а также достигнуть требуемой Ставки федеральных фондов операциями на открытом рынке. Эта ставка оказывает существенный эффект на другие рыночные процентные ставки, но совершенной связи не существует. В США операции на открытом рынке занимают относительно небольшую часть суммарного объема на рынке ценных бумаг. Нельзя поставить независимые ориентиры и для денежной базы и для процентной ставки, потому что они обе изменяются единственным инструментом - операциями на открытом рынке.

Практически все государства при проведении экономических преобразований прибегают к внешним кредитам. Рациональное распределение и использование таких займов весьма способствует решению многих проблем. Но, вследствие ограниченности собственных финансовых запасов, не всегда или недостаточно эффективное применение полученных кредитов, нарушение срока выплат приводят к тому, что государственный внешний долг начинает расти. Далее рассмотрим это явление более подробно.

Ситуация в мире

В списке крупнейших мировых должников в течение достаточно продолжительного периода первые места занимали такие страны, как Аргентина, Бразилия и Мексика. Довольно быстрыми темпами роста займов отличается в последнее время Китай. В Азиатском регионе в числе крупных должников остаются Южная Корея, Индия, Турция. В этот же список включена и Индонезия. Немалым является и государственный долг Российской Федерации.

Предпосылки к займам

Относительно нашей страны можно сказать, что структура государственного долга и его объем отражают экономические и геополитические проблемы. В первую очередь это развал СССР, кризис 90-х гг. Немаловажное значение имеет и отсутствие последовательности при проведении рыночных преобразований, сложные отношения с зарубежными кредиторами.

Проблемы погашения

Благодаря переговорам о реструктуризации долга, Лондонским кредитным клубом было списано 30% российского займа. Однако непростыми до сих пор остаются отношения нашей страны и Международного валютного фонда. Остается неурегулированным государственный долг частным компаниям. Также все еще актуальна проблема погашения займа развивающихся стран по предоставленным кредитам в период существования СССР, а также участников СНГ.

Формы обязательств

Существуют разные виды государственного долга. В соответствии с обязательствами, выделяют:

  • Кредитные договоры и соглашения с соответствующими организациями, зарубежными странами и международными финансовыми корпорациями в пользу этих заемщиков.
  • Соглашения по предоставлению госгарантий, поручительства по реализации обязательств третьими сторонами.
  • Ценные бумаги, которые выпущены от имени РФ.
  • Переоформление заемных обязательств третьих сторон в государственный долг РФ на основании соответствующих законов.
  • Договоры и соглашения о реорганизации и пролонгации заемных обязательств прошлых лет.

Государственный и муниципальный долг взаимосвязаны друг с другом. При дефиците бюджета, наличии свободных средств у юридических лиц и граждан в стране возникает необходимость обращаться к сторонним кредиторам.

Классификация займа

Существует разделение в зависимости от того, где расположен кредитор. Если он внутренний, то долг будет соответственным. Заем может предоставляться и из-за рубежа. В этом случае это будет государственный внешний долг. В течение весьма продолжительного времени отечественные законодатели не могли точно определиться с данной классификацией. В разделение на виды государственного долга они заложили несколько сомнительный признак. В качестве него выступала валюта. В ней были выражены заемные обязательства страны. Однако события, которые предшествовали 17 августа 1998 года, показали со всей определенностью, что рублевый кредит, приходящийся на зарубежных инвесторов – это не только внутренний государственный долг.

Заем может быть также текущим, основным и капитальным. В последнем случае речь идет о всей сумме выпущенных и непогашенных обязательств страны. В эту же категорию входят и гарантированные займы других сторон, в том числе начисленные проценты, предполагаемые к уплате. Основной государственный долг представляет собой номинальную стоимость кредитных обязательств страны. Сюда же входят гарантированные ею заимствования. Текущий государственный долг состоит из предстоящих расходов по уплате доходов кредиторам по всем принятым обязательствам. Сюда же входят затраты на погашение тех обязательств, срок для выплаты которых уже наступил.

Государственный и муниципальный долг

Такое разделение осуществляется в соответствии с существующими уровнями госвласти. Так, выделяют непосредственно государственный долг РФ и ее субъектов. В последнем случае речь идет об обязательствах, выпущенных органами местного (регионального) самоуправления.

Управление государственным долгом

Оно представляет собой комплекс мероприятий власти по уплате доходов кредиторам, погашению займов. В управление государственным долгом также входит изменение условий выпущенных обязательств, определение обстоятельств выпуска новых ценных бумаг. Формы, в соответствии с которыми осуществляются данные мероприятия, могут быть различными. Так, управление может осуществляться путем:

  • Изменения доходности займов – конверсии.
  • Увеличения срока действия, внесения корректив прочих условий.
  • Объединения в один нескольких займов – консолидации. Данная мера предусматривает понижение числа видов одновременно обращающихся ценных бумаг. Это значительно упрощает работу, а также сокращает государственные расходы по системе долга.
  • Приравнивания нескольких облигаций прежнего займа строго к одной – обмена по регрессивному соотношению.
  • Отсрочки погашения кредита. Такая мера применяется при условии, если дальнейшее развитие операций, связанных с выпуском ценных бумаг, не будет иметь финансовой эффективности для страны. Это случается, когда правительством было выпущено слишком большое количество займов, а условия их эмиссии были недостаточно выгодны. В этих случаях значительная доля дохода от реализации облигаций по новым займам направляется на уплату процентов по выпущенным ранее обязательствам.
  • Аннулирования госдолга. В этом случае имеет место полный отказ правительства от обязательств по займам. Такая форма управления используется в тех случаях, когда происходит переворот в стране со сменой власти, либо государство признает свое банкротство.
  • Реструктуризации кредитных обязательств. Для России считается весьма актуальным замена дорогих и коротких долгов дешевыми и длинными.
  • Рефинансирования обязательств. В этом случае прежний госдолг гасится выпуском новых займов.

Данные формы считаются общими, вне зависимости от классификации займа. Однако внутренний государственный долг не так специфичен.

Регулирование займовых обязательств перед зарубежными кредиторами

Чрезмерное увеличение внешнего долга может угрожать безопасности страны, фактически привести к ее банкротству. Регулирование займов иностранных кредиторов выполняется в трех формах:

  • Финансовое размещение. Этот способ считается наиболее эффективным. Он предполагает финансирование инвестиционных программ и развитие экономики.
  • Бюджетное использование. В данном случае осуществляется финансирование расходов и дефицита госбюджета. Сюда же входит обслуживание внешней задолженности.
  • Смешанное размещение.

В России применяется второй способ. Он считается самым неэффективным из всех. Управление погашением внешней задолженности может выполняться с использованием разных источников. В частности, это могут быть бюджетные средства, золотовалютные резервы, конвертация обязательств в акции предприятий, а также новые займы. Последние использует правительство РФ.

Задачи регулирования

Россия начинает проводить работу по обслуживанию государственного долга. В связи с этим первоочередными являются следующие задачи:

  • Оптимизация структуры займа: по срочности, доходности, типам. В частности, необходимо привлекать долго- и среднесрочные кредиты, расширять спектр применяемых финансовых инструментов и эмиссию, учитывать соотношение валютной и рублевой доходности.
  • Использование программ и проектов, финансирование которых осуществляется посредством связанных займов.
  • Конверсия – обмен задолженности на национальную валюту, выкуп кредита с дисконтом, обмен на экспорт, долг, собственность.
  • Управление внешними активами. Здесь предполагается проведение инвентаризации имущества страны за рубежом, а также непосредственный возврат долгов и золота.

Регулирование обязательств по займам отечественных кредиторов

Этот государственный долг России координируется посредством прогнозирования, планирования, анализа и контроля. В основу мероприятий по регулированию положены следующие принципы:

  • Единство учета. Оно предполагает контроль над всеми видами ценных бумаг, которые эмитированы государственными органами всех уровней.
  • Безусловность. Под ней понимают обеспечение своевременного и точного исполнения обязательств правительства перед кредиторами и инвесторами без постановки дополнительных условий.
  • Единство заемной политики. Оно предполагает один подход в процессе управления госдолгом со стороны центра относительно субъектов и муниципальных образований.
  • Согласованность. Речь идет об обеспечении максимально возможной сбалансированности интересов заемщика и кредиторов.
  • Уменьшение рисков.
  • Оптимальность . Под ней понимают формирование такой структуры государственного долга, чтобы при выполнении обязательств риски и негативное влияние на экономику были минимальными.
  • Гласность . Она предполагает предоставление своевременных, полных и достоверных сведений о параметрах кредита всем заинтересованным лицам.

Методы регулирования

Контроль над тем, как соблюдаются обязательства, по которым предоставлен российский государственный долг, в широком смысле предусматривает:

Определение политики и верхнего предела, который может иметь государственный долг России, осуществляется соответствующими законодательными органами. Регулирование этих моментов выполняют исполнительные комитеты. В управлении госдолгом используются следующие методы:

  • Рефинансирование.
  • Конверсия.
  • Консолидация.
  • Новация – договор между страной-заемщиком и кредитором о замене обстоятельств в рамках одного соглашения.
  • Унификация – решение об объединении нескольких займов, выпущенных ранее.
  • Отсрочка – консолидация с одновременным отказом от выплаты дохода по кредиту.
  • Дефолт. Он представляет собой полный отказ госвласти от выплаты долга.

В качестве основной формы кредита выступает заем, который характеризуется тем, что имеющиеся у населения, организаций и предприятий временно свободные финансы привлекаются для восполнения дефицита бюджета страны посредством выпуска и последующей реализации ценных бумаг.

Отечественная кредитная деятельность

Необходимо отметить, что Россия является не только заемщиком. Кредит бывших социалистических и развивающихся стран составляет на сегодня больше 120 млрд долларов. Главная доля государственного долга при этом приходится на Вьетнам, Кубу, Монголию, Индию, Ливию, Ирак, Сирию. В 1992 году РФ должно было быть перечислено 14.2 млрд долл. по операциям по погашению выданных кредитов. Фактические же поступления составили около двух млрд долл. Основная часть задолженности погашается за счет традиционных для указанных стран товаров.

Эти кредиты, оформленные в рублях и американских долларах, не котируются на мировых торговых площадках. Это связано с тем, что в договорах указывалось на то, что все действия по ним должны являться объектом предварительной договоренности. Постепенно поступают средства от Аргентины, часть выплатил Вьетнам. Погашение кредита Индией осуществляется поставками изделий ширпотреба, хлопка, чая. Вступление РФ в Парижский клуб государств-кредиторов должно было способствовать облегчению обязательств для Вьетнама, Йемена, Алжира и ряда других стран.

Актуальность проблемы

Являясь преемницей СССР, РФ взяла обязательства обслуживания его внешнего долга на себя. С 1991 по 1998 гг. страна получила займы от МВФ, МБРР, ЕБРР и стран ОЭСР. Общая сумма составила больше 13.6 млрд долл. в первом случае, 5.6 – во втором, 22 – в третьем. СССР имел положительную репутацию, будучи должником, обязательства выполнялись строго по графику. Однако с 1992 года последний перестал соблюдаться. России было необходимо отчислить 19.6 млрд, а по факту поступило 2.6. То же самое произошло и в период с 1993-го по 1995-й. В течение последнего десятилетия отмечается достаточно опасная тенденция увеличения государственного долга РФ.

Несмотря на мировую практику, кредиторы Запада не во всех случаях учитывали невысокую кредитоспособность страны. Одной из важнейших проблем считается необходимость добиться оседания значительной части доходов от экспорта товаров в зарубежных банках и возвращение данных капиталов на родину. По сведениям из заграничных изданий, там задерживается ежегодно около 15-17 млн долл. Решение проблемы выполнения обязательств по внешнему долгу зависит во многом от восстановления доверия к российской денежной единице и формирования условий, благоприятных для инвестирования. В том случае, если стабилизация рубля будет осуществляться активно, будут преодолены и сложности в погашении займов зарубежных кредиторов.

Причины возникновения бюджетного дефицита могут быть самыми разными. Это войны, экономические спады, снижение налогов, а иногда и отсутствие политической воли и решимости касательно сокращения расходов и экономии бюджета. Отрицательно влияют на бюджет инфляция, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика. Сам по себе бюджетный дефицит не всегда является негативным явлением, более того, его наличие может стимулировать экономическое развитие, но во многом это зависит от способа его финансирования. Он может покрываться несколькими способами: за счет эмиссии денег, займов в центральном банке, займов в частном секторе и внешних заимствований.

Эмиссия денег считается самым простым способом покрыть бюджетный дефицит. Но избыточная эмиссия может вызвать неконтролируемую инфляцию, обесценить сбережения и национальную валюту.

Государство также может ужесточить налоговую политику, однако это непопулярная мера, которой стараются избегать.

Государственные займы, по сравнению с двумя вышеупомянутыми способами, более предпочтительный источник финансирования дефицита бюджета. Это не так губительно для экономики как эмиссия, ведь такие, к примеру, внутренние займы состоят из временно свободных денежных средств населения и организаций, соответственно, совокупный спрос и количество денег в экономике не увеличивается. Но негативное влияние на экономику все равно существует. Государственные ценные бумаги отвлекают часть свободных денежных средств; повышение спроса со стороны государства на денежные средства ведет к росту процентных ставок, а следствием этого является сокращение инвестиций в реальный сектор экономики.

Государственные займы можно классифицировать по следующим признакам: по субъектам заемных отношений (займы, размещаемые центральным и территориальными органами власти); по обращению на рынке (рыночные, которые свободно покупаются и продаются, и нерыночные, которые не могут менять своих владельцев); по валюте заимствований (внутренние и внешние); в зависимости от срока привлечения средств (краткосрочные – до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше); по методу определения дохода (с твердым или плавающим доходом); по обеспеченности (закладные и беззакладные); по характеру выплачиваемого дохода (выигрышные, процентные, беспроигрышные) и другим признакам1.

Внутренний и внешний займы.

В самых общих чертах внешний долг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам, внутренний долг – это долг государства своему населению. В соответствии с Бюджетный Кодексом РФ в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются: номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией; объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации; объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса2.

Последствия государственного долга для экономики.

Исследователи экономической теории выделяют две точки зрения на последствия государственного долга для экономики. Первая заключается в том, что государственный долг оказывает исключительно отрицательный эффект на экономику страны. Он связывается, во-первых, с так называемым бременем долга – население вынуждено платить государству налоги, необходимые для обслуживания долга. Во-вторых, занимая деньги, государство вытесняет частных заемщиков с кредитного рынка. Сторонники противоположной идеи считают, что ни бремени долга, ни вытеснения частных заемщиков не происходит.

Первое направление развивалось в творчестве экономистов-классиков. Классическая модель экономики предполагает, что основным двигателем является не спрос, а предложение, и экономика самонастраивается. Следовательно, в государственной функции стабилизации нет надобности, значит, нет необходимости и в займах. Отрицательное отношение к государственному долгу разделял Адам Смит . Ставя индивидуальные предпринимательские интересы выше интересов государства, он подчеркивал, что государство, в отличие от частного заемщика, более расточительно, менее качественно управляет капиталом. Когда государство берет в долг, теряется изымаемый им из экономики ресурс, как в случае внутреннего, так и в случае внешнего долга. Поэтому Адам Смит выдвигает требование сбалансированного бюджета, то есть, бюджета без дефицита.

Одно из наиболее тщательных исследований в рамках данной концепции сделал Пьер Поль Леруа-Болье. Он строил следующую модель внутреннего долга: следствием займов является обложение граждан налогом, который потом распределяется между рантье в виде процентов. С первого взгляда, благосостояние нации не меняется – одни граждане, именуемые рантье, получают проценты от других граждан, именуемых налогоплательщиками.

Допустим, что заем отменяется. Налогоплательщики не уплатят налог, а рантье инвестируют свой капитал по-другому и будут получать примерно такие же проценты. Тогда каждая сторона остается с суммой, которая в случае займа принадлежала бы только одной стороне. Следовательно, отсутствие займов делает нацию богаче. Однако, по Леруа-Болье, есть случай, когда заем может приносить пользу. Это происходит тогда, когда он используется для хорошо спланированных и экономично выполненных общественных работ. Тогда капитал не разрушается, а трансформируется в общественное благо: постройку моста, транспортной сети и так далее.

Второй взгляд на государственный долг часто связывают с так называемой эквивалентностью Рикардо. Давид Рикардо не считал государственный долг положительным явлением, но он считает, что долг не ложится налоговым бременем на будущие поколения. Рикардо допускал, что будущие налоги, связанные с текущими займами, капитализируются рациональными гражданами в тот момент, когда долг возникает. То есть, в результате займа налоги не увеличиваются, они распределяются во времени.

Далее, свои возражения в адрес классическому воззрению на государственный долг выдвигала кейнсианская школа. Последователи Кейнса расходились с классиками в трех пунктах.

Во-первых, они не считали, что возникновение долга означает возникновение бремени долга для будущих поколений (по-крайней мере, в случае внутреннего долга). Они связывали это с тем, что, даже учитывая то, что потомкам предстоит выплачивать долг, – они же будут получать и выгоду от этого долга, так как государство будет должно выплатить им проценты и сумму погашения.

Во-вторых, государственный долг не аналогичен частному долгу. Когда занимает частный заемщик, он вынужден проявлять большую осторожность в распоряжении своими финансами, чтобы не довести себя до банкротства.

Вероятность же банкротства государства близка к нулю, каким бы крупным ни был его внутренний долг, так как кредиторы живут в одной стране с налогоплательщиками.

В-третьих, есть большое различие между внутренним и внешним долгом. В случае внешнего долга воззрения кейнсианцев близки к идеям классиков. Но внутренний долг не так страшен по причине двух вышеуказанных возражений. Исходя из этого, последователи Кейнса предлагают заменить правило сбалансированного бюджета правилом, по которому расходы бюджета равны сумме налогов и внутреннего долга.

Современная экономическая теория придерживается той точки зрения, что последствия долга нужно оценивать с учетом временного горизонта.

В краткосрочном плане экономика – кейнсианская. Дефицит провоцирует рост совокупного спроса, что влечет за собой рост национального дохода.

В долгосрочном плане экономика – классическая. Дефицит тормозит рост национального дохода и препятствует частным инвестициям.

Управление государственным долгом и его обслуживание.

Система управления государственным долгом – это совокупность бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других мероприятий, направленных на эффективное регулирование государственного долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны, в частности, выплаты доходов кредиторам и погашение займов, изменение условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуск новых государственных ценных бумаг.

Существуют следующие меры в области управления государственным долгом: конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов, рефинансирование и реструктуризация долга.

Конверсия – это снижение или увеличение размера выплачиваемых процентов по займам.

Консолидация – изменение условий займов, связанное с их сроками. Как правило, государство заинтересовано в увеличении срока займа. Обычно вместе с консолидацией проводится унификация ценных бумаг.

Унификация – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Эта мера предпринимается для уменьшения количества видов обращающихся ценных бумаг для уменьшения расходов на их обслуживание. В некоторых случаях проводится обмен облигаций по регрессивному соотношению.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению – это ситуация, когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.

Аннулирование государственного долга – это отказ государства от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу). Аннулирование может произойти в случае банкротства государства, или отказа новой политической власти признавать долги предыдущих властей.

Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Поэтому особую важность имеет сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий и выпуском новых займов. Межправительственные займы обычно являются безоблигационными. Их условия оговариваются в специальных соглашениях. Но возможны межправительственные займы только в случае хорошей репутации страны на финансовом рынке.

Реструктуризация – погашение долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков погашения (пересмотр сроков платежей, списание части долга). Реструктуризация долга проводится с согласия кредиторов.

К целям управления государственным долгом относят: сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне; сохранение стоимости обслуживания государственного долга; обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

В следующей таблице приведены цели управления государственным долгам в разных странах.

Таблица: Цели управления государственным долгам в разных странах
Австралия «Основная цель... – привлекать заемные средства, управлять долгом и обслуживать его с наименьшими долгосрочными затратами и приемлемой уязвимостью от риска».
Дания «Общая цель правительственной долговой политики – снижать, насколько это возможно, стоимость займов в долгосрочном плане. Эта цель обставляется другими соображениями: – держать риск на приемлемом уровне; – создать в Дании и поддерживать хорошо функционирующий, эффективный финансовый рынок; – облегчить правительству выход на финансовый рынок в долгосрочном плане».
Ирландия «Цель управления долгом... – рефинансировать погашаемый долг и финансировать годовую потребность правительства в заемных средствах так, чтобы обеспечить кракто- и долгосрочную ликвидность, сдерживать рост и волатильность фискальных затрат на обслуживание долга, ограничить уязвимость правительства от риска и превзойти эталонный (теневой) портфель».
Новая Зеландия «Максимизировать долгосрочный экономический доход на финансовые активы и долг правительства в контексте фискальной стратегии и нежелания правительства рисковать».
Португалия «Привлекать заемные средства и совершать другие финансовые трансакции от имени Республики Португалия так, чтобы: – удовлетворять потребность республики в заемных средствах на стабильной основе; – минимизировать расходы правительства на обслуживание долга в длительной перспективе с учетом разработанных правительством риск-стратегий».
Швеция «Цель управления долгом центрального правительства – минимизировать в долгосрочной перспективе стоимость займов с надлежащим учетом рисков, связанных с управлением долгом. Однако управление всегда должно соответствовать требованиям, налагаемым денежной политикой, и наставлениям кабинета министров».
Великобритания «Поддерживать годовой объем, установленный министрами казначейства для купли-продажи государственных облигаций, с упором на минимизацию долгосрочных затрат и учетом риска».
Источник: Currie, Elizabeth, Jean-Jacques Dethier, and Eriko Togo, “Institutional Arrangements for Public Debt Management”, World Bank Policy Research Working Paper 3021, April 2003, p. 30. (Алехин Б.И. Государственный долг. Пособие для студентов академии бюджета и казначейства. М., 2007)

Для того чтобы определить, насколько эффективно управление кредитом, необходимо сравнить сумму превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита к сумме расходов. По внешнему государственному долгу возможно определить коэффициент его обслуживания. Это отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга считается его значение до 25%.

Международный опыт проведения долговой политики государства.

Для того чтобы определить современные тенденции в долговой политике, необходимо увидеть уровень распределения государственного долга по странам мира. На карте с данными МВФ на октябрь 2014 мы видим, что процент государственного долга по отношению к ВВП распределяется крайне неравномерно. Страны должники можно условно разделить на две группы: страны должники с высоким уровнем жизни и развитыми экономиками и страны-должники с неразвитыми экономиками.

Начнем с первой группы.

На начало 2014 самый большой государственный долг был у США, далее страны (развитые) распределялись в следующем порядке:

США – 17,61 трлн. долларов

Япония – 9,87 трлн. долларов

Китай – 3,89 трлн. долларов

Германия – 2,60 трлн. долларов

Италия – 2,33 трлн. долларов

Франция – 2,11 трлн. долларов

Великобритания – 2,06 трлн. долларов

Бразилия – 1,32 трлн. долларов

Испания – 1,23 трлн. долларов

Канада – 1,2 трлн. долларов

При этом если оценивать государственный долг к ВВП, список будет несколько иным:

Япония – 242,3%

Греция – 174%

Италия – 133,1%

Португалия – 125,3%

Ирландия – 121,0%

США – 107,3%

Сингапур – 106,2%

Бельгия – 101,2%

Испания – 99,1%

Великобритания – 95,6%

Лидирующие позиции и в первом и во втором списке занимает Япония. Нужно отметить, что государственный долг Японии по большей части внутренний. Его рост начался после нефтяного кризиса 1973. В целях преодоления кризиса японским правительством была проведена приватизация государственных корпораций, но в начале 90-х годов экономика вошла в полосу стагнации. Реформы, направленные на преодоление проблем, требовали бюджетных вливаний, и дефицит рос. После аварии на Фукусиме 11 марта 2011 в Японии были закрыты атомные электростанции, пришлось переориентировать выработку энергии на другие ресурсы, в первую очередь, импортные. Большое количество людей пенсионного возраста и традиционная социальная политика подразумевают развитые социальные программы, что также требует денежные средства. Все это приводит к росту бюджетных расходов. Основным приоритетом экономической политики нового премьер-министра Синдзо Абэ было расширение спроса на внутреннем рынке, фискальные реформы (в частности, повышение налогов). Однако государственный долг продолжил рост, за апрель-июнь 2014 вырос на 1,4% и достиг новой рекордной отметки в 1 квадриллион 39 триллионов иен (10,2 триллиона долларов). В июне 2014 Банк международных расчетов опубликовал доклад, в котором подсчитано, что повышение доходности государственных облигаций с 10-летним сроком погашения на 2 процентных пункта приведет к тому, что стоимость обслуживания долга превысит налоговые поступления в бюджет.

Половину строк в обоих списках занимают страны Евросоюза, в которых масштабный рост долгов и дефицита бюджета привел к долговому кризису.

Выделяют три уровня причин европейского долгового кризиса: во-первых, влияние глобального финансово-экономического кризиса, во-вторых, внутренние евроинтеграционные противоречия, в-третьих, усугубление ситуации в наиболее уязвимых страна с большим количеством внутренних экономических проблем.

Глобальный финансово-экономический кризис был спровоцирован избыточной ликвидностью, возникшей как результат политики «дешевых денег» ФРС США, а также накоплением сбережений в быстрорастущих азиатских странах. Впоследствии снизилась процентная ставка, кредиты стали дешеветь, что стимулировало рост долгового рынка.

В ЕС свою роль сыграли особенности самого объединения. Из более развитых стран, прежде всего из Германии, поток капитала направлялся в «периферийные» страны – Испанию, Грецию, Ирландию, Португалию. Приток денег провоцировал быстрый рост зарплат, расширение внутреннего спроса и рост цен. При этом рост зарплат опережал рост производительности труда, доля экспорта оставалась небольшой, а импорт, напротив, увеличивался. Результатом стало увеличение внешней задолженности. Мировой кризис положил конец притоку внешнего финансирования. Цена кредитов стала расти. К тому времени периферийные страны уже накопили дефицит. Кризис суверенного долга начался с кризиса греческого рынка государственных облигаций в 2010. Динамику его развития можно проследить по следующему графику:

Почему ситуация вышла из-под контроля? Ответ заключается в особенностях структуры Евросоюза. Документальную основу экономического и валютного союза до 2010 составляли следующие документы: Маастрихтский договор , Договор о функционировании Европейского союза , Лиссабонский договор о росте и занятости (в 2010 заменен на стратегическую программу «Европа 2020») и Пакт о стабильности и росте .

В Маастрихтском договоре указаны критерии, которые позволяли проверять готовность страны к членству в союзе. Речь идет об определенном уровне инфляции – не более 1,5 процентных пункта превышающей показатели трех стран ЕС с самыми низкими темпами, размере бюджетного дефицита– максимум 3% ВВП страны, уровне госдолга – не выше 60% ВВП.

Последовавшая в 2005 модификация документов существенно смягчила бюджетную политику, что было использовано национальными правительствами, привело к росту государственного долга и уровня бюджетных дефицитов в ряде стран и закончилось кризисом.

В целях выхода из кризиса пришлось глобально пересматривать внутриевропейскую политику. В частности, был сделан упор на доскональный макроэкономический мониторинг стран, входящих в Евросоюз. Сегодня в случае отклонений от утвержденных критериев, Европейская комиссия выдает рекомендации по корректирующим действиям, которые связаны с определенными мерами экономии. Если через пять месяцев результаты оказываются неудовлетворительными, на страну накладываются санкции (чего не было в предыдущей юридической базе). В случае избыточного дефицита страна вносит процентный депозит в размере 0,2–0,5% ВВП. Если меры не приняты, страна перестает получать проценты. Если и далее рекомендации ЕС игнорируются, депозит превращается в штраф. Можно предположить, что если бы подобные правила существовали до 2010, Европа либо избежала кризиса, либо он был значительно мягче.

Однако скептики указывают на существенные недостатки такой политики, к которым относятся частичная потеря суверенитета стран-участниц, замедление экономического роста, связанного с жесткой экономией средств и штрафами, а также протесты населения, которые также не способствуют стабильности и процветанию.

Вторая выделенная группа – страны-должники с неразвитыми экономиками. В отличие от высокоразвитых стран, где основную часть долга составляют внутренние заимствования, во втором случае это в основном внешние долги: кредиторами выступают другие государства, иностранные банки и так далее. Среди крупнейших должников – страны Африки и Латинской Америки. Долги большинства африканских стран являлись одними из наименее обеспеченных. В частности, многие из них были должны СССР за поставки оружия. В июле 2008 16 млрд. долларов долгов африканских стран было списано Россией.

Что касается Латинской Америки, после ряда кризисов 80-x и 90-х годов, внешняя задолженность крупнейших стран региона выросла и продолжает расти.

Государственный долг США.

США – обладатель самого большого государственного долга в мире. На сегодняшний день национальный долг США составляет уже более 18 трлн. долларов. Почему США накопили такой гигантский долг, и почему он вызывает беспокойство во всем мире? Чтобы это понять, необходимо разобраться в истории его формирования и в его структуре.

Сразу можно отметить, что долги делятся на две группы: Federal Government Accounts и Public. Federal Government Accounts – это «нерыночные долги», держателями которых выступают различные внебюджетные социальные фонды и бюджетные организации. Эти долги не обращаются на рынке, вызваны они внутренними заимствованиями в государственном секторе. Public Debt – «рыночные долги». Их держатели – покупатели долговых бумаг казначейства США на финансовом рынке, прежде всего, казначейских облигаций (treasury securities) и казначейских векселей (treasury bills).

Рыночные долги, в свою очередь подразделяются на долги ФРС и остальные долги. Доля долгов, оформленных казначейскими бумагами, быстро растет. В 2008 в общем объеме государственного долга на долг, оформленный казначейскими бумагами, пришлось 65,2%. А в середине 2013 доля казначейских бумаг в государственном долге выросла до 75%8.

Держателями казначейских бумаг США могут быть как резиденты, так и нерезиденты. Резиденты – это держатели финансового и нефинансового сектора. К финансовому сектору и относится ФРС. В состав прочих финансовых организаций входят инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные и социальные фонды, депозитно-кредитные организации (банки), страховые компании. За последние шесть лет значительнее всего выросла доля ФРС: с 2008 (7,8%) к середине 2013 увеличилась до 16,6%. Такому росту способствовали программы «количественных смягчений», нацеленные на скупку «мусорных» облигаций на финансовом рынке США для замещения последних казначейскими облигациями. Эти меры и ряд других, были направлены на поддержание банковской системы США во время кризиса 2007–2009. Администрация Обамы продолжила проведение политики поддержки терпящих бедствие финансовых институтов и проблемных ипотечных заемщиков. Наиболее сильным проявлением этой политики стало принятие нового закона о государственной поддержке – Закон о восстановлении и реинвестировании от 17 февраля 2009 (American Recovery and Reinvestment Act of 2009). Согласно этому закону, 787 млрд. долл. в течение двух лет выделялось на программы поддержки американской экономики, преодоления кризисных явлений и восстановления хозяйственного роста. В общем, в целях преодоления кризиса государством в экономику было вложено около 5 трлн. долл. 9.

Что касается долгов США у нерезидентов – в основном это бумаги, находящиеся на балансах центральных банков и министерств финансов других стран. Это так называемые официальные держатели рыночного долга правительства США. Частные инвесторы куда менее охотно вкладываются в казначейские бумаги США из-за их невысокой доходности. Главными держателями казначейских бумаг США за пределами Америки выступают Китай и Япония. Держателями американских казначейских бумаг также являются многие страны Западной Европы. Такие крупные масштабы инвестирования европейскими странами в облигации американского казначейства с первого взгляда кажутся странными в условиях европейского долгового кризиса. Многие эксперты считают это проявлением зависимости Европы от Соединенных Штатов. Однако, не будем забывать, что главным достоинством казначейских бумаг США является надежность. За всю историю по ним не было просрочки или отказа от выплат процентов. Для инвесторов – это почти безрисковый инструмент надежных сбережений долгосрочного характера. В 2008 у США возникла необходимость в очень большом объеме выпуска – не на 200–400 млрд. долл., а на 1400 млрд. долл. (именно столько было выпущено в 2009). Но вместе с тем мировые потрясение сделали их особо привлекательным активом ввиду их надежности. Это может объяснить закупки государственных ценных бумаг США европейскими странами во время кризиса.

Итак, госдолг США растет, а значит, увеличивается стоимость его обслуживания, а за ним и дефицит бюджета. Для того, чтобы избежать технического дефолта, правительство США вынуждено повышать «потолок» госдолга для новых и новых заимствований. Это внушает серьезные опасения, а также служит картой в политической игре между республиканской и демократической партией. Первые выступают как сторонники экономии и установления жесткого «потолка» госдолга, который будет пересматриваться в следующий раз 16 марта 2015.

Государственный долг РФ.

На 1 декабря 2014 внутренний долг РФ составлял 4 427 138,353 млн. рублей, внешний долг 5 3972,2 млн. долларов США.

Внешний долг России складывается из: кредитов Парижского клуба кредиторов; кредитов СССР по двусторонним соглашениям; кредитов, выданных России с 1992 по двусторонним соглашениям; кредитов международных финансовых организаций; рыночных займов (еврооблигаций).

Сумма унаследованных от СССР долгов составляла около 90 млрд. долларов. Это были доли всех союзных республик, которые Россия взяла на себя в обмен на отказ республик от причитавшейся им доли внешних активов СССР. Наибольшая сумма долга причиталась Парижскому и Лондонскому клубу кредиторов. В Парижском клубе почти вся задолженность СССР была сформирована в 80-е годы в результате падения цен на нефть. Реструктуризации данного долга способствовало вступление России в Парижский клуб в 1997 году: был определен льготный период до 2020, в течение которого Министерство финансов РФ должно было платить только часть процентов и лишь по его окончании – основную сумму долга. Но в августе 2006 года, благодаря высоким ценам на нефть, долг был полностью выплачен досрочно.

До 2010 Россия выплачивала долги СССР также Лондонскому клубу, включающему в себя частные банки и компании-экспортеры, которые при распаде СССР оказались в положении кредитора по отношению к российским импортерам. В 2010 этот долг был полностью выплачен.

С 1 июня 1992 Россия является членом Международного Валютного Фонда . Сотрудничество с Фондом осуществлялось на основе регулярных адресных программ. Кредитование продолжалось до 17 августа 1998, когда российские власти вынуждены были принять решения о фактическом объявлении дефолта по внутреннему государственному долгу (в части, касающейся ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г.), установлении 90-дневного моратория на платежи по иностранным финансовым обязательствам коммерческих банков и осуществлении мероприятий в валютной области, которые привели к четырехкратной девальвации рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Кредитный пакет помощи России был временно заморожен. Еще один транш от МВФ был получен в июле 1999, а с 2000 Россия ни разу не обращалась за кредитом в МВФ.

С 2004 по 2006 наблюдалось устойчивое снижение государственного долга, однако, после кризиса 2008 года он опять стал расти.

На сегодняшний день мы снова проходим через масштабное снижение цен на энергоносители. Но, во-первых, сейчас у России относительно небольшой государственный долг, во-вторых, существуют средства, накопленные за годы профицита – средства Федерального Резервного и Фонда Национального Благосостояния. В документе «Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013–2015 годы», предполагались возможные негативные последствия политической обстановки, экономические потрясения и прочие возможные негативные факторы. Поэтому долговая политика была нацелена на:

– обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении высокой степени долговой устойчивости;

– развитие рынка государственных ценных бумаг;

– обеспечение оптимального доступа к источникам заемного капитала10.

Планировалось увеличить количество видов долговых инструментов и плавно наращивать внутренний долг во избежание серьезной нагрузки на его обслуживание. Однако реальность скорректировала прогнозы. Нефть упала гораздо ниже прогнозируемых величин, состояние экономики и влияние политических факторов приводят к дефициту бюджета. Соответственно, будет увеличен внутренний государственный долг.

На сегодняшний день государство выпускает следующие виды ценных бумаг.

1) Облигации федерального займа, по которым предусмотрены процентные выплаты по купонам. ОФЗ выпускаются Минфином РФ и делятся на ОФЗ АД – с амортизацией долга, предусматривающие периодическое погашение основной суммы долга, и ОФЗ ПД– с постоянный доходом, когда купон выплачивается раз в год и фиксируется на весь срок обращения.

2) Государственные сберегательные облигации. Последние бывают с фиксированной процентной ставкой и с постоянной процентной ставкой. ГСО не обращаются на вторичном рынке, и не предназначены для иностранных инвесторов. Они эмитируются для страховых организаций, пенсионных и инвестиционных фондов, управляющих компаний, а также внебюджетных фондов.

3) ОВОЗ – облигации внутренних займов РФ. Срок погашения ОВОЗ, выпущенных на сегодняшний день, наступает в 2018.

В проекте федерального бюджета на 2015–2017 Минфин прогнозирует уровень внутреннего госдолга РФ на конец 2015 в размере 7,4 триллиона рублей, внешнего госдолга - 64 миллиарда рублей. Внутренний госдолг РФ на конец 2016 ожидается на уровне 7,9 триллиона рублей, на конец 2017 - 8,7 триллиона рублей. Верхний предел внешнего госдолга РФ на 1 января 2017 установлен в сумме 71,5 миллиарда долларов США (55 миллиардов евро); на 1 января 2018 - 77 миллиардов долларов США (59,2 миллиарда евро).

Касательно возможного дефолта в России в 2015 существуют две противоположные точки мнения. Оптимисты, в первую очередь официальные источники, заявляют, что о дефолте речь не идет благодаря накопленным валютным резервам. Пессимисты, – в их числе Saxo Bank, – прогнозируют в 2015 дефолт, причиной которого будет экономическая нестабильность. Предполагается, что валютные резервы будут быстро растрачены на компенсации убытков от санкций.

Заключение .

1) Государственный долг – инструмент, получивший самое широкое распространение в последнее время, хотя теоретиками он оценивается неоднозначно. Классическая школа дает этому инструменту негативные оценки, кейнсианство вполне допускает его использование в том случае, если этот долг внутренний. К внешнему долгу отношение однозначно негативное, так как он тормозит экономическое развитие.

2) Управление государственным долгом - достаточно затратная статья государственного бюджета. Заключается в выпуске государственных ценных бумаг, обслуживании существующих долгов и их реструктуризации, когда это возможно. Но даже самое искусное управление долгом не может отменить необходимость его выплаты, которая ложится на плечи либо ныне живущих, либо будущих поколений. Невозможность платить по долгам наносит непоправимый ущерб экономике страны, так как подрывает доверие инвесторов и населения.

3) Рост государственного долга может быть оправданным в случае реализации крупных государственных проектов, которые впоследствии принесут большую общественную пользу. Либо в критичных условиях, например, во время войны.

4) Государства можно условно разделить на тех, кто занимает в критических ситуациях, и на тех, кто привлекает дополнительные ресурсы для повышения уровня жизни населения или в неких политических целях. К первым относятся беднейшие страны Африки и Латинской Америки, ко вторым – развитые и развивающиеся экономики.

5) Даже страны с развитой экономикой испытывают серьезные экономические и политические проблемы в случае с чрезмерно раздутым государственным долгом, и предпринимают самые усиленные меры, направленные на его снижение. В курсовой подобная ситуация рассмотрена на примере Японии и Евросоюза. И том и в другом случае правительства готовы идти на непопулярные меры – такие как политика экономии, снижения социальных выплат, даже частичная потеря суверенитета – для снижения госдолга. И это не удивительно. Ведь это не только нарастающий дефицит бюджета, но, в случае внешнего долга, еще и орудие политического давления.

6) Основной интерес вызывают ситуация с государственным долгом США. На сегодняшний день это самый крупный госдолг в мире, который постоянно растет. Некоторые авторы, указывая на то, что США привлекает в свою экономику ресурсы со всего мира, подозревают некую злую волю определенного круга лиц, развивая теорию заговора. Один из основных вопросов – что может произойти, если правительство США откажется поднимать потолок государственного долга и объявит технический дефолт. Тут мнения расходятся – оптимисты считают, что при высоком ВВП и определенных мерах экономии США смогут справиться со своими заимствованиями. Пессимисты предполагают, что дело может закончится Третей мировой войной, вспоминая, что подобная ситуация с государственным долгом выглядит как повторение экономических проблем, с которыми США столкнулись перед Второй мировой войной.

Но как бы не развивалась ситуация, в любом случае ее влияние распространиться далеко за пределы американской экономики, и это ни у кого не вызывает сомнение.

7) Российский государственный долг и динамика его роста строго взаимосвязаны с ценами на нефть и энергоносители. Зависимость здесь обратная – когда цены на энергоносители растут, правительство расплачивается с долгами. Когда цены на энергоносители падают, растет государственный долг. И СССР в определенные периоды своего существования, и РФ создавали достаточно крупный внешний долг. На сегодняшний день ситуация в экономике самая неблагоприятная, и правительство идет по пути развития государственного внутреннего долга. Это представляется единственным возможным выходом из ситуации, так как в экономике за период устойчивого развития были накоплены определенные средства, которые государство может занять и использовать для решения насущных проблем. Если эти средства будут использованы на модернизацию промышленности и сельского хозяйства, внедрение инноваций, то наша страна имеет шанс получить дополнительный импульс к развитию. Некоторые факторы (бюджет на оборонный комплекс, который тянет за собой все экономику; санация банковской системы и т.д.) позволяют надеяться на этот оптимистичный вариант.

Анастасия Блюхер

Литература:

Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие . Изд. Центр ЕАОИ, 2010
Алехин Б.И. Государственный долг. Пособие для студентов академии бюджета и казначейства. М., 2007
Серегина С.Ф., Ларионова М.Л. Европейский долговой кризис и новые направления реформирования механизмов экономической политики ЕС . Российский экономический журнал. 2012, № 6
Катасонов В.Ю. Кому должны США? http://www.fondsk.ru
Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013–2015 гг. www.minfin.ru
Бюджетный Кодекс РФ. Статья 98



Государственный долг в принципе можно представить в виде общей суммы всех задолженностей государства.

Задолженность может быть как перед физическими, так и перед юридическими лицами, а также перед другими государствами и любыми другими иностранными субъектами. Под задолженностью понимаются полученные государством кредиты, займы, договоры на предоставление государственных гарантий, выпущенные государством ценные бумаги и другие долговые обязательства.

Долг государства может быть текущим и капитальным. Текущий долг возникает, когда приходит срок уплаты по обязательствам. Капитальный долг - это все выпущенные и непогашенные обязательства государства, в том числе и проценты.

Также можно подразделить на две группы: внутренний долг и внешний. Внутренний долг - это всевозможные обязательства перед различными субъектами внутри самого государства, обычно выражается в рублях. Внешний долг - обязательства перед другими государствами, международными организациями и прочими иностранными субъектами, выражается в валюте.

Государственный долг имеет возможные негативные последствия:
1. Для оплаты долга государство увеличивает налоговое бремя населения. Это может привести к снижению активности среди предпринимательства и к укрывательству доходов.
2. Если долг будет увеличиваться и увеличиваться - это может привести к разорению всей нации.
3. При увеличении долга государства возрастает неуверенность всего населения в правительстве и в будущих благоприятных перспективах страны.
4. Существует опасность, что возросший внешний долг будут вынуждены выплачивать наши следующие поколения.
5. Высокий внешний долг снижает авторитет страны на международном уровне.
6. Выплаты по внешним долговым обязательствам могут привести к заметному понижению уровня жизни населения и к финансовому неравенству разных слоев общества.

Как видно, именно высокий внешний долг государства может стать основной опасностью для страны и населения в плане негативных последствий, экономических и социальных.
В нашей стране обязанности по управлению государственным долгом возложены на Центральный банк и на Федеральное казначейство при Министерстве финансов. Управление долгом - совокупность мер, принимаемых государством для снижения своих долгов, как внешнего, так и внутреннего. Управление долгом может осуществляться разными методами:
- погашение выпущенных государством займов, по которым уже истек срок действия;
- выплата процентов по государственным займам, выпущенным ранее;
- проведение конверсии займов, выпущенных ранее - изменение ставки дохода, которую государство обязано выплатить кредиторам;
- проведение консолидации займов - сокращение или увеличение сроков по выплатам ранее выпущенных займов;
- рефинансирование - выпуск государством новых займов для того, чтобы получить возможность рассчитаться по ранее выпущенным.
Все затраты, направленные на погашение сумм государственных займов, процентов по ним, а также все прочие затраты по снижению долга производятся из средств федерального бюджета государства.