Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.
Подобные документы
Особенности развития мирового хозяйства. Природные ресурсы в мировой экономике, их основные виды. Роль природных ресурсов в мировой экономике. Ресурсы природных компонентов. Запасы и использование природных ресурсов в Европе и Российской Федерации.
курсовая работа , добавлен 13.07.2014
Структура национального богатства. Экономические и трудовые ресурсы мира. Понятие, происхождение, категории, виды, причины, роль и последствия миграции населения. Система межгосударственного регулирования миграционных процессов. Защита прав мигрантов.
презентация , добавлен 07.08.2013
Понятие и субъекты мировой экономики, история ее формирования и развития. Первичные и вторичные секторы экономии. Признаки постиндустриального общества по Д. Беллу. Инструменты внешнеторгового регулирования. Финансовые ресурсы мира. Внешний долг страны.
тест , добавлен 28.05.2010
Связь между мировой экономикой и топливно-энергетическим комплексом. Топливно-энергетические ресурсы мира. Обеспеченность мировой экономики природным газом. Проблемы использования ресурсов. Тенденции в производстве энергоресурсов в различных странах.
курсовая работа , добавлен 25.04.2013
Истоки и механизмы глобализации экономики, предпосылки, сущность и основные черты глобализационных процессов. Перспективы глобализации и их последствия: место России в этом процессе. Выгоды, противоречия и негативные последствия глобализации мира.
курсовая работа , добавлен 23.06.2012
Понятие и значение трудовых ресурсов, их место и роль в мировой экономике, оценка динамики миграции и международного движения. Этапы и направления глобализации международной трудовой миграции, методы и механизмы управления данным процессом, проблемы.
курсовая работа , добавлен 01.06.2014
Возрастная структура населения мира. Уровень образования трудовых ресурсов. Эффективность использования рабочей силы. Теории валютного курса. Финансовые ресурсы и потенциал мирового хозяйства. Мировой рынок капитала. Виды балансов международных расчетов.
учебное пособие , добавлен 28.04.2014
В последнее время появились публикации, в которых встречаются термины "ресурсы знаний", "управление ресурсами знаний99, "управления знаниями", "экономика знаний" и ряд схожих терминов. Эти термины в области информатики и информационной работы в настоящее время в законодательстве не нормированы. Раскроем их содержание и будем употреблять в данном учебнике в указанной трактовке.
Рассмотрим понятие "ресурс знаний" в сравнении с понятием "информационный ресурс".
Под понятием "знание" обычно подразумевается проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Специалисты в области теории познания отмечают многоуровневый характер отношения знания к действительности. Знания различных уровней обладают различной степенью достоверности. Мышление движется от поверхностного знания достоверных фактов к более глубоким научным знаниям, являющимся обобщением достоверных фактов. Первичные факты, или первичные знания, сводятся к констатации фактов и их описанию. Научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов.
Под знаниями надо понимать всю совокупность знаний - от описаний фактов (первичных знаний) до научных знаний.
Гигантский объем знаний, накопленных человечеством, доходит до нас потому, что они документированы, т. е. хранятся на каких-либо носителях.
Документированные знания в информационных системах являются по аналогии с содержанием термина "информаци-
I онный ресурс" ресурсом знаний, и в этом смысле термины "ресурсы знаний" и "информационный ресурс" - синонимы.
I Данный вывод необходимо сделать в интересах практики, так как значительное количество фактов уже являются знаниями.
| Человечеству для развития должна быть представлена инфор-
| мация от первичных знаний до научных, и специалист самосто-
Ятельно определит, какую степень обобщения имеет полученная информация.
Иногда это очевидно - открытие нового небесного светила, географическое открытие и т. д. Важным в практической деятельности являются знания в головах людей. Организация, фирма имеет специалистов, от знаний которых и возможностей
I использования этих знаний на практике зависит успех фирмы
| или организации.
| Экономика знаний - это экономика, при функционирова-
Нии и развитии которой неизмеримо возрастает роль знаний и I информации за счет возможностей доступа к мировым ресурсам 1 и ресурсам знаний с помощью современных информационных технологий. Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов и ресурсов знаний, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств обработки, связи и копирования информации, объединяют в понятие "информационная индустрия"9. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Информационный бизнес - это бизнес, где товаром является информация. Бизнес в сфере информационной индустрии - это бизнес, где товаром являются информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и др.
Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом,
Еще по теме 3.2.3. Ресурсы знаний:
- 1. Понятие рынка ресурсов. Спрос и предложение на рынке ресурсов.
- 1.4. Политические и организационные аспекты управления человеческими ресурсами. Система управления человеческими ресурсами
- 4.2. Зарубежный опыт управления человеческими ресурсами Международные параметры управления человеческими ресурсами
СЕКТОР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
В настоящее время успех компании во многом зависит от внедрения инноваций и развития наукоемких производств. Отметим, что существует ряд ресурсов, содержащих сведения о мировом научном опыте, о последних разработках и открытиях, об опыте внедрения инноваций, которые могут быть выделены как ресурсы знаний.
С интенсивным развитием производства на основе современных научных достижений потребность компаний и специалистов в доступе к оперативным ресурсам знаний многократно возросла. В итоге компании формируют спрос на знания как на производственный ресурс. Знания в современном обществе могут выступать объектом купли-продажи, т.е. приобретают свойства товара (стоимость, ценность для потребителя и др.).
Источники знаний для компании делятся на внутренние и внешние. Внутренний источник знаний не является достаточным для эффективного функционирования компании, развития инновационного производства. Поэтому основную часть знаний компания получает из внешних источников, т.е. приобретает на рынке ресурсов знаний. Доступ к сведениям о новейших разработках, инновациях, опыте других компаний может иметь решающее значение для успеха этой компании.
На примере научно-технической информации рассмотрим процесс формирования ресурсов знаний. Научно-техническая информация с момента ее появления проходит несколько этапов, качественно изменяясь, образует цикл научно-технической информации. На упрощенной схеме цикла публикации (рис. 4.8) показано, как меняется форма и состав информации. При продвижении по часовой стрелке информация становится менее свежей, но более качественной и достоверной, так как подверглась рецензированию и редактированию.
С течением времени информация проходит цикл, длительность которого определяется различными обстоятельствами. Например, результаты исследований могут сообщаться неформально, докладываться на конференциях, заноситься в библиографические базы данных, переоформляться и комментироваться другими авторами. На результаты, факторы времени, участников этого процесса и отношения между ними влияет способ распространения информации. Например, авторы могут представлять свои работы сразу в общедоступные базы данных и обнародовать их через Интернет без задержек во времени, характерных для традиционных форм публикаций.
В цикле публикаций представлены следующие типы источников информации.
На предварительном этапе 0 (см. рис. 4.8) предоставляется информация о самых ранних этапах исследовательской или проектной работы, когда она только началась или находится в стадии подготовки к реализации; по сути, это анонсирование предстоящих исследований и ожидаемых результатов.
На этапе 1 формируются первичные источники. Первичные источники - это печатные или электронные издания, в которых результаты работы впервые представляются в документированном виде (рецензируемые журналы, патенты).
На этапе 2 происходит формирование вторичных источников, в которых первичную информацию каталогизируют, упорядочивают, переоформляют, представляют в сжатом виде, повышающем стоимость информации. Эти источники делают более удобным поиск и оценку первичной информации.
На этапе 3 каталогизируют, упорядочивают и дают рекомендации по работе с вторичной информацией. Необходимость в этих источниках метаинформации возрастает по мере нарастания информационного потока, увеличения документированной информации, исходных (документальных) баз данных. Метаинформация также предоставляет сведения об информационных ресурсах, предоставляющих доступ к первичным источникам.
Сведения о новых разработках и открытиях, как правило, публикуются в первую очередь в периодической печати и регулярных сборниках научных трудов и т.п. Новые знания содержатся в научных, аналитических, отраслевых или специализированных журналах. Большое значение в качестве ресурсов знаний имеют профессиональные конференции, семинары и встречи, основные выводы по этим мероприятиям также издаются в виде сборников тезисов докладов.
Исторически первыми хранилищами ресурсов знаний были библиотеки. Они существуют веками и содержат практически весь объем знаний, накопленных человечеством. В наше время библиотеки играют важную роль по обеспечению широким слоям населения доступа к информационным ресурсам, в том числе электронным.
Традиционным средством передачи знания являются книги, журналы и другие печатные издания. Ежегодно в мире выходит в свет более миллиона новых изданий, в том числе в России - более 100 тыс. (табл. 4.3). В настоящее время часть современных изданий
пабликуются как в печатной, так и в электронной форме. Издания, публикуемые в электронной форме, являются доступными через Инку. Нет практически всем заинтересованным лицам, так как эти доны СНТы неизбежно попадают в профессиональные базы и электронные документы.
В последние столетия значение знаний как экономического ресурса нарастает. В ХХI веке знания превращаются в главный экономический ресурс. Знания вырабатываются, прежде всего, в сфере науки, точнее - в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации. Поэтому в современном мире велико значение научного потенциала (научных ресурсов), образовательного (образовательных ресурсов) и информационного (информационных ресурсов).10.1. Научные ресурсы мира
Масштабы НИОКР
Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций, т.е. новых или усовершенствованных продуктов и технологий. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование), организационной структуры, государственной политики в сфере НИОКР, а масштабы инноваций – прежде всего от инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР. Так, в России ее научные ресурсы используются слабо во многом из-за малого спроса российской экономики на результаты НИОКР. Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран, являются показатели материально-кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований: - доля расходов на НИОКР в ВВП;- численность занятых в НИОКР (исследователей и технического персонала) в общей численности населения или в численности занятых в экономике; индекс цитирования (частота ссылок в научных изданиях на работы исследователей данной страны) с учетом языковых барьеров; число международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения; сальдо технологического баланса, т.е. баланс торговли лицензиями и патентами; доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте (см. табл. 10.1).
Таблица 10.1. Ресурсное обеспечение НИОКР и их результативность в ведущих странах мира в 2002г
доля расхо дов на НИОКР в ВВП, % | Число исследователей на 10 тыс. занятых в экономике * | Сальдо техно логического баланса, млн. долл. | Доля высокотехнологичных изделий в про мышленном экспорте стра |
|
США | ||||
Япония | ||||
Ю. Корея | ||||
Швеция | ||||
Финляндия | ||||
Великобритания | ||||
Франция | ||||
Германия | ||||
Россия |
* без технического персонала, занятого в НИОКР
Понятие предпринимательского ресурса (предпринимательства), его место в ряду других экономических ресурсов, его составные элементы
Предпринимательство (предпринимательский ресурс, предпринимательские способности, менеджмент) – способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов -труда, земли, капитала, знаний – для осуществления хозяйственной деятельности.
В состав этого ресурса входят:
предприниматели (владельцы фирм и менеджеры)
предпринимательская инфраструктура (институты и нормы рыночной экономики)
-предпринимательская этика и культура
Возможности для развития предпринимательства в разных странах и регионах мира
Воздействие глобализации на предпринимательство
1.Растущая доступность таких экономических ресурсов, как труд (малоквалифицированный), земля и капитал повышает значение остальных ресурсов – предпринимательства, знаний, труда (квалифицированного)
2. В условиях растущей внешней конкуренции уровень менеджмента выступает как все более важный элемент национальной конкурентоспособности
Понятие теневой экономики, ее формы
Теневая экономика – экономическая деятельность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами. Имеет три формы:
1.Неформальная («неофициальная») экономика, которая охватывает нефиксируемую официальной статистикой (но включаемую в ВВП на основе оценки) хозяйственную деятельность:
-уходящую от налогов и чрезмерного госрегулирования
-неоформленную в личных подсобных хозяйствах, торговле, строительстве и др. отраслях
2.Криминальная («нелегальная», «подпольная») экономика, охватывающая запрещенные и неучитываемые в ВВП виды хозяйственной деятельности (проституция, нелегальное производство и сбыт наркотиков, оружия, контрабанда)
3.Фиктивная экономика, охватывающая незаконное перераспределение ВВП в виде взяточничества, рэкета, мошенничества и т.д.
Теневая экономика: методы оценки масштабов
Монетарный метод
Метод «Палермо»
Анализ занятости
Метод технологических коэффициентов
Причины теневой экономики
Размеры налогового бремени
Чрезмерное госрегулирование
Традиционный неохват статистикой
Уровень хозяйственной этики в стране
Состояние экономики
Роль и последствия неформальной экономики в различных странах и регионах мира
Позитивная и негативная роль и последствия:
-экономия на налогах для фирм - потеря налогов для бюджета
-экономия на издержках - уход от любого госрегулирования
-повышение занятости – потери для системы государственного соцстрахования
-приспособление к депрессивной ситуации – падение хозяйственной этики
Особенности неформальной экономики в различных странах и регионах мира
Около 20% ВВП мира
Около 12% ВВП развитых стран
Около 23% ВВП стран с переходной экономикой
Около 39% ВВП развивающихся стран
Размах криминальной и фиктивной экономики в мире
Криминальная экономика
организованная преступность
Транснационализация
Фиктивная экономика
-коррупция как вид административной ренты, особенно в условиях высокой и бесконтрольной бюрократизации
- уровень этики в стране
Ресурсы знаний в мире
Знания – это совокупность сведений в различных областях. Они становятся главным экономическим ресурсом (фактором производства) в современном мире.
Новые знания:
-вырабатываются прежде всего наукой
-усваиваются через образование и профессиональный опыт
-распространяются через средства информации.
Научные ресурсы мира
Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР.
НИОКР (R&D) – научные исследования и опытно-конструкторские работы
Важнейшие показатели НИОКР в стране:
-доля расходов на НИОКР в ВВП
-численность занятых в НИОКР (абсолютная и на каждые 10 тыс. занятых в экономике)
-индекс цитирования
-число международных премий за определенный период
-сальдо торговли технологиями, т.е. лицензиями и патентами
-доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте
Образовательные ресурсы мира
Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний, которые усвоены населением и воспроизводятся прежде всего через систему образования.
Основные показатели образовательных ресурсов в стране:
-доля расходов на образование в ВВП
-расходы на образование на душу населения населения
-доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу
-доля студентов в возрастной группе 18-19 лет
-численность студентов на 10 тыс. населения
-доля лиц с высшим образованием
-доля иностранцев в общей численности студентов
Информационные ресурсы мира
Информационные ресурсы – это как совокупность информации (знаний), так и средств их распространения.
Основные показатели информационных ресурсов страны:
-число ежедневных печатных изданий, телевизоров, радиоприемников, стационарных телефонов в расчете на 100 человек населения
-число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета на 100 человек населения
-доля расходов информационно-комуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП