Наиболее важные черты индустриального общества. Основные признаки индустриального общества

После закрепления в Конституции принципа разделения власти на три ветви произошла смена устаревших понятий. В частности вместо аппарата госуправления появились федеральные органы исполнительной власти. Это, однако, не мешает на практике использовать и прежнее название.

Определение

Сущность исполнительных структур определяется различными авторами по-разному. Так, по мнению одних авторов, эти институты выступают как политические учреждения, которые сформированы для участия в реализации соответствующих административных функций. Для выполнения поставленных задач они наделяются определенными юридическими возможностями. Другие специалисты считают, что федеральные органы исполнительной власти - это особые элементы госаппарата. Их работа направлена на реализацию положений законов и прочих нормативных актов. Согласно своим функциям, эти органы осуществляют распорядительную и исполнительную деятельность. В литературе приводится еще одно определение рассматриваемых институтов. Некоторые авторы считают его наиболее полным. В соответствии с ним федеральные органы исполнительной власти - это организации, которые, выступая как элемент госаппарата, имеют собственное внутреннее устройство, компетенцию и пространственный масштаб. Они формируются в предусмотренном законодательством либо другим нормативным документом порядке. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации применяют специальные методы в своей работе, обладают юридической возможностью выступать от имени и по поручению государства. В рамках своей компетенции эти институты призваны ежедневно руководить социально-культурной, экономической, административно-политической областями общественной жизни.

Общие признаки

Основная задача, которую решают - это реализация на практике, претворение в жизнь положений действующих законов и прочих нормативных документов. Кроме этого, в рамках своей компетенции эти институты обеспечивают соблюдение предписаний всеми субъектами в стране. Их работа носит управленческий, исполнительный, организующий, распорядительный и контрольный характер. В результате ее выполнения решаются соответствующие задачи. Любой российский федеральный орган исполнительной власти обладает собственным внутренним устройством. В нем присутствуют определенные подразделения (гл. управления, специальные отделы, департаменты и проч.) с должностными лицами. Они способствуют наиболее результативному решению поставленных задач.

Сфера влияния

Полномочия федеральных власти достаточно обширны. Их реализация допускается в особых юридических формах. В частности институты осуществляют:

  • Исполнительно-распорядительную деятельность.
  • Контрольно-надзорную работу.
  • Юридические действия.
  • Принятие решений, вследствие которых возникают существенные правовые последствия.
  • Утверждение нормативных актов.
  • Правоохранительную деятельность.

В компетенцию институтов включены их обязанности, юридические возможности и ответственность за выполняемую работу. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, связанные с принятием нормативных актов, обеспечивается и их реализация.

Дополнительно

В законодательстве определяется порядок, в соответствии с которым происходит формирование, реорганизация или ликвидация института. У каждого исполнительного органа есть собственное наименование. В соответствии с ФЗ и нормативными актами субъектов устанавливается ответственность институтов и должностных лиц. Любой исполнительный орган выступает как юрлицо. У него должна быть гербовая печать. Исполнительные органы могут участвовать в гражданско-правовых отношениях. Финансирование производится на средства государственного или регионального бюджета, в зависимости от того, в какой (федеральный орган исполнительной власти или местный) институт направляются деньги.

Принципы

Правовое регулирование федеральных органов исполнительной власти производится в соответствии с ФЗ и Конституцией, а также рядом иных нормативных актов. При этом вся работа институтов базируется на определенных принципах. К основным из них следует отнести:

  1. Принцип федерализма. Это положение обуславливается государственным устройством страны.
  2. Законность. Этот принцип выражается в соблюдении Конституции и ФЗ.
  3. Сочетание децентрализации и централизации. Этот принцип имеет ключевое значение в работе всего института исполнительной власти. Большая часть задач относится к ведению высших подразделений. Вместе с этим на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти возлагаются конкретные обязанности, которые реализуются без вмешательства вышестоящих учреждений.

Предметы ведения

Федеральные, региональные и исполнительные органы составляют единую систему. По предметам их общего ведения, а также по вопросам, относящимся к компетенции высших институтов, нижестоящие учреждения находятся в подчиненном положении. В этом случае действует принцип единства. Контроль федеральных органов исполнительной власти распространяется исключительно на сферы, находящиеся в общей с региональными институтами или непосредственно в их собственной компетенции.

Другие принципы

  • Самостоятельность. Этот принцип исходит из ст. 10 Конституции. Согласно данному положению, органы исполнительной, законодательной и судебной власти обладают самостоятельностью. Это означает, что институты одной ветви не подчиняются подразделениям другой. За деятельностью федеральных органов исполнительной власти, таким образом, не могут следить законодатели или судьи.
  • Принцип экономичности. Он предполагает экономию бюджетных средств, поступающих в сферу госуправления.

Среди прочих принципов специалисты выделяют также:

  • Гласность.
  • Ответственность.
  • Народовластие.
  • Соблюдение и обеспечение свобод и прав человека и гражданина.

Значение этих положений неоспоримо и подтверждено большинством ученых.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти

Эти понятия достаточно часто используются в отраслевой литературе. Система в общефилософском смысле представляет собой объединение разнообразных элементов в единое целое с распределением компонентов по определенным местам. Из других определений следует, что данная конструкция выступает как объективная совокупность явлений и предметов, закономерно связанных друг с другом. Структура представляет собой способ соединения элементов. Она определяет линию поведения конструкции, особенности взаимодействия ее элементов. Конституция разграничивает понятия системы исполнительных органов непосредственно от самого органа. При этом выделяется суть такого разделения. Посредством организационного механизма, в качестве которого выступает исполнительный орган, государство обеспечивает реализацию своих функций. Вся конструкция института закрепляет основные свойства ее элементов. Система отражает в первую очередь связи, формирующиеся между органами. Они, в свою очередь, отходят на второй план. Исполнительные органы формируют структурные звенья внутри единой системы.

Характеристика

Учитывая приведенные выше разъяснения, можно сказать, что система исполнительных органов представляет собой юридически упорядоченную, внутренне согласованную совокупность разных по организационно-правовой форме элементов, которые соподчинены согласно принципу разделения компетенции. Они образуют интегрированное единство в ходе реализации поставленных задач в пределах РФ. В системе присутствует вертикальная а также горизонтальные уровни. Вместе с этим в конструкции предусмотрен аппарат оперативного управления. Система и находятся под влиянием социальных, политических, экономических, юридических и прочих факторов.

Межведомственное взаимодействие

Система исполнительных органов представлена в виде их совокупности под руководством правительства страны со связями между собой и внутри каждого элемента по поводу достаточно широкого круга вопросов, возникающих в ходе государственного управления. Объем и характер межведомственного взаимодействия определяются условиями, в которых организуется работа каждого звена. Структура региональных и федеральных а также механизм их взаимосвязи формируются под влиянием формы устройства государства. Специфика работы всего института обуславливает необходимость сочетания горизонтального, вертикального и диагонального взаимодействий между ведомствами.

Порядок распределения задач

В соответствии с функциональным методом при создании системы исполнительных органов осуществляется строгое закрепление ответственности и пределов компетенции каждого звена в нормативных документах. Из такого распределения вытекает и необходимость формирования горизонтального взаимодействия конкретных ведомств в вопросах, касающихся пересекающихся сфер. Оптимальная система с обособлением функций органов, входящих в нее, должна обеспечить ответственность, специализацию, оперативность и эффективность взаимосвязи участников.

Классификация

В РФ сформированы различные исполнительные органы. Они отличаются по следующим критериям:

  • Отраслям и сферам управления.
  • Месту в структуре.
  • Масштабу работы.
  • Значению.
  • Специфике.
  • Методу образования.
  • Порядку вынесения решений.

Специфика образования

В зависимости от субъекта, в ведении которого находятся вопросы формирования звеньев, выделяют те, которые образуются самой РФ. Их образование происходит на основании конституционных положений, которыми данные процедуры отнесены к компетенции государства. Таким образом, порядок формирования в данном случае устанавливает федеральный орган исполнительной власти. В субъектах образование звеньев отнесено к компетенции самих регионов. В зависимости от процедуры и способа формирования существуют:

  • Институты, руководители которых выбираются гражданами.
  • Подразделения, для формирования которых издаются соответствующие постановления федеральных органов исполнительной власти.

Формы институтов

В зависимости от организационно-правового типа выделяют следующие федеральные органы:

  • Правительство РФ.
  • Федеральные агентства, службы, министерства, ведомства.

На региональном уровне действуют:

  • Администрации.
  • Правительства.
  • Комиссии.
  • Комитеты.
  • Департаменты.
  • Советы министров.
  • Агентства.
  • Службы и прочие.

Сфера влияния

По данному признаку выделяют:

  1. Подразделения общей компетенции. Они управляют всеми или большинством сфер и отраслей на подведомственной территории.
  2. Звенья отраслевой компетенции. Они регулируют работу внутри конкретных секторов в разных сферах госуправления. В качестве таких подразделений выступают, как правило, высшие и региональные министерства. Правила федеральных органов исполнительной власти едины для всех образованных ими институтов.
  3. Подразделения специальной компетенции. Эти органы исполняют надзорные, разрешительные, регулятивные и прочие функции в разных сферах госуправления.
  4. Институты межотраслевой компетенции. Такие органы учреждаются для координации управления делами в определенной сфере и отрасли.

Порядок вынесения решений

По этому критерию выделяют:

  1. Коллегиальные органы. К ним (в соответствии с общими нормами) относят: правительство РФ, администрации и прочие аналогичные подразделения субъектов.
  2. Единоначальные органы. В РФ подавляющее большинство институтов сформировано по принципу единого начальствования. Принятие решений в них осуществляется непосредственно руководителем.

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

В каждом субъекте РФ формируется свой институт, находящийся в подчинении вышестоящего центрального аппарата. В качестве системы исполнительных органов региона следует понимать комплекс структур, реализующих государственные задачи. Их работа выполняется в пределах их компетенции и в конкретном субъекте страны. В ходе решения поставленных задач региональные органы взаимодействуют с центральным аппаратом и муниципальными исполнительными структурами.

Нормативная база

Конституция РФ закрепляет, что система исполнительных органов в регионах устанавливается субъектами самостоятельно. При этом порядок формирования институтов не должен противоречить законодательным основам и принципам формирования государственных институтов. В качестве нормативных актов при создании системы исполнительной власти в субъекте могут выступать уставы, конституции или законы, изданные компетентными структурами административной единицы. В некоторых регионах таким документом является указ лица, занимающего высшую должность.

Работа региональных подразделений

Исполнительные органы субъектов, решающие вопросы, которые находятся в общем их ведении с РФ, сохраняют общее содержание своей сферы, области управления. К таким подразделениям относят комитеты, управления, департаменты, министерства. В системе присутствуют также органы, которые управляют имуществом, находящимся в собственности региона; некоторые институты, сформированные для надзора за соблюдением законодательных предписаний; структуры, регулирующие сферу дорожного, водного, коммунального хозяйств и проч.

Совершенствование института

В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос, касающийся системы и структуры всей исполнительной власти в стране. В государстве сегодня продолжается административная реформа. В ее рамках наметилась тенденция совершенствования институтов как на региональном, так и на высшем, федеральном уровне. На это указывает не только работа существующих в стране политических партий, но и специфика принимаемых законов и подзаконных актов. Правовое регулирование на федеральном уровне осуществляется конституционными положениями и предписаниями ФЗ. Немаловажное значение также имеют указы президента, правительственные постановления. На региональном уровне нормативное регулирование производится в соответствии с принятыми в субъекте законами. Они конкретизируют конституционные положения и требования ФЗ.

Заключение

В течение последних десятилетий система федеральной исполнительной власти подвергалась многочисленным изменениям. Реформы были нацелены на оптимизацию и усиление влияния института на процессы формирования общества и государства в целом. Тем не менее далека от идеала. В ней существуют подразделения, сферы влияния которых пересекаются. Некоторые органы исполняют схожие, а в ряде случаев дублирующие функции. Такая неопределенность в поставленных задачах выступает в качестве основной причины неупорядоченности и нестабильности всего института. Для формирования оптимальной системы необходимо, чтобы у каждого элемента был понятный и четкий юридический статус. Он должен определяться на законодательном уровне с учетом объема и характера решаемых задач. По мнению ряда специалистов, для ликвидации многих проблем следует оптимизировать процедуру идентификации, упразднить избыточные, дублирующие, нелегитимные функции. Исследователи считают, что это первый и главнейший фактор, препятствующий эффективному взаимодействию. Обусловлено это тем, что чем больше дублирующих функций, тем больше необходимо людей для их реализации. Это, в свою очередь, усиливает влияние человеческого фактора и снижает результативность работы. В решении указанных проблем большое значение имеет утверждение ФЗ, определяющего общие принципы организации органов управления. На основании нормативного документа можно впоследствии провести унификацию, оптимизацию всего института.

Непосредственной реализацией государственной федеральной социально-экономической политики в регионах, а также решением собственных социально-экономических задач с учетом территориальных интересов занимаются региональные органы государственной власти и управления.

Органы законодательной (представительной) власти обеспечивают, реализуют государственную власть в регионах посредством принятия законов и других нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законодательством РФ они наделены государственно-властными полномочиями в пределах предметов ведения субъектов федерации, а также предметов совместного ведения федерации и субъектов федерации.

Количественный состав и структура органов законодательной власти (равно как и название) определяются ими самостоятельно с учетом местных особенностей и традиций. Как правило, основными структурными подразделениями органов законодательной власти являются комитеты, курирующие различные сферы региона, например:

Каждый комитет рассматривает и подготавливает определенный круг вопросов, относимый к компетенции органа законодательной власти.

Например, комитеты по бюджетно-финансовой политике, налогам, сборам, использованию государственной собственности готовит предложения для обсуждения в органе представительной власти, касающиеся проекта бюджета региона, введения и отмены региональных налогов и сборов, использования объектов, находящихся в государственной собственности субъекта федерации.

Деятельность комитетов по экономической политике заключается в рассмотрении проектов программ, прогнозов социально-экономического развития региона, подготовке заключений по ним для обсуждения на заседаниях органа представительной власти.

Комитеты по социальной политике подготавливают предложения и проекты по вопросам социальной защиты населения региона, обеспечению занятости, вопросам развития образования, здравоохранения, культуры.

Комитеты по природным ресурсам занимаются вопросами, связанными с владением, распоряжением, пользованием земельными, ископаемыми, лесными, водными и другими природными ресурсами региона, обеспечивают подготовку их нормативного обеспечения для органа представительной власти региона.

Помимо этого, могут создаваться и другие комитеты и подкомитеты в соответствии со специфическими особенностями экономической системы конкретного региона. Таким образом, характерным отличием региональных органов представительной власти является их разнообразие по численности, названиям, структуре, выполняемым функциям, поскольку эти вопросы находятся в компетенции субъектов федерации, а федеральное законодательство определяет лишь общие принципы организации органов государственной власти субъектов федерации.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают, реализуют власть в регионе посредством преимущественно государственного регулирования производственно-экономической и финансовой сфер региона, управления социальной сферой (см. выше). Органы исполнительной власти наделены государственными полномочиями и осуществляют управление всеми сферами региональной экономической системы на основе решений, постановлений, законов, принятых федеральными и региональными органами представительной власти. В пределах своей компетенции они принимают решения, издают постановления и распоряжения, обязательные к исполнению всеми хозяйствующими субъектами региона.

Органами исполнительной власти в регионе являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями. Региональные органы исполнительной власти руководят хозяйственным, социально-культурным строительством, организуют управление объектами государственной собственности региона, разрабатывают организационную структуру управления регионом, осуществляют полномочия в сфере экономики, ее отдельных отраслей, в бюджетно-финансовой сфере, ценообразования, торгового, бытового, социально-культурного обслуживания населения и др.

Органы исполнительной власти в соответствии со своими полномочиями решают задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти. Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ, вместе с тем, при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти, определении их состава учитываются особенности конкретного региона. Таким образом, для региональных органов исполнительной власти (также как и для представительной власти) характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.

Органы регионального управления можно разделить на две основные группы.

  • 1. Территориальные органы федеральных органов управления (например, территориальные органы министерства по налогам и сборам, министерства по антимонопольной политике, территориальные управления Центрального Банка и др.). Эти органы не входят в структуры региональных администраций и правительств, не подчиняются главам региональных органов представительной и исполнительной власти. Они реализуют федеральные функции управлении на территории данного региона в соответствии со своей компетенцией с целью обеспечения исполнения общефедеральных интересов, реализации федеральной политики в регионе. Свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с региональными органами представительной власти и региональными администрациями (правительствами).
  • 2. Органы регионального управления непосредственно входящие в состав региональных администраций (правительств). Эти органы управляют всеми составляющими региональной экономической системы, в целях обеспечения интересов региона.

Поскольку регионы РФ имеют не только особенное, но и много общего в составе региональных экономических систем и, несмотря на значительное разнообразие региональных структур управления, в них можно выделить типовые, общие для всех регионов структуры управления.

В структуре органов управления производственно-экономической и бюджетно-финансовой сферах региона обычно выделяются:

  • - финансовое управление;
  • -управление экономики (экономики и прогнозирования, экономического развития, экономического развития и торговли и т.д.);
  • -комитет по управлению имуществом (имущественным отношениям и др.);
  • -управление по внешнеэкономическим связям;
  • -комитет по инвестициям;
  • -управление цен;
  • -департамент транспорта;
  • -департамент промышленности;
  • -департамент агропромышленного комплекса;
  • -управление ЖКХ;
  • -другие.

В управлении социальной сферой:

  • -управление здравоохранения;
  • -управление образования (образования и науки);
  • -управление культуры;
  • -комитет по физкультуре и спорту;
  • -управление по делам молодежи;
  • -управление социальной защиты населения;
  • -комитет по труду;
  • -департамент занятости
  • -другие.

В управлении инфраструктурой региона:

  • -управление капитального строительства;
  • -управление архитектуры и градостроительства;
  • -управление автодорог;
  • -государственный архитектурно-строительный надзор;
  • -другие.

В управлении ресурсной сферой региона:

  • -комитет по земельным ресурсам;
  • -комитет по охране окружающей среды и природным ресурсам;
  • -управление лесами;
  • -управление водного хозяйства;
  • -другие.

Указанные управленческие структуры в соответствии с федеральным и региональным законодательством осуществляют весь процесс управления соответствующей сферой или отраслью экономики региона - анализ потенциальных возможностей региона в данной сфере или отрасли; прогнозирование направлений развития; определение целей, приоритетов, задач развития; выработку стратегии развития; разработку и реализацию планов, целевых комплексных программ развития сферы или отрасли, разработку методов управления, непосредственных управленческих воздействий, организацию финансирования.

Проблемы регионального управления.

Многообразие региональных экономических систем формирует основу механизма выявления и распространения позитивного опыта управления национальным хозяйством. Усложнение управления формирует новые возможности для развития. Таким образом, данное понимание позволяет определить неоднозначность проблемы разделения власти, то есть взаимозависимость правил формирования двух уровней правовой среды развития региона. С определенными допущениями можно говорить о том, что социальные приоритеты управления генерируются на федеральном уровне власти, а экономические на региональном. Как следствие, оценка степени самостоятельности региона невозможна на базе исключительно социальных или исключительно экономических приоритетов, но только на базе их согласования.

Рассмотрим проблему роли регионального уровня власти в развитии субъекта государства. Федеральная форма государственного управления России закреплена Конституцией 1993 года. Однако, функциональный механизм российского федерализма еще нельзя назвать сформировавшимся. Продолжаются процессы перераспределения властных функций и прав. Ярким примером этому является сосуществование двух противоречивых тенденций. С одной стороны происходит усиление федеральных функций регулирования, например, вводится институт федеральных представителей в регионах. С другой стороны продолжается процесс регионализации, то есть усиление хозяйственной и политической силы региональных властей. Законодательного закрепления уникальной функциональной роли региональной власти в развитии национальной системы пока нет. С формальной точки зрения регион продолжает оставаться в значительной степени проводником федеральной политики на места, чем базовым элементом развития национальной экономики. Это несомненно правильно, поскольку задача обеспечения государственной целостности превыше всего. Тем не менее, комплекс накопившихся проблем национального развития не может быть решен без механизмов экономической самоорганизации государства, заложенных в региональном уровне управления. Самоорганизации, как процесса формирования и накопления позитивного опыта.

Переходя к особенностям современной практики управления развитием российских регионов отметим, что, несмотря на формальную неопределенность активной экономической роли регионального управления в развитии национальной системы на практике эта роль очень заметна. Из жизни мы хорошо знаем, что именно региональная власть является "царем и богом" для хозяйствующих субъектов, формирующих национальное богатство. Именно региональная власть по факту сегодня обеспечивает ту или иную степень благоприятности подведомственной территории для ведения той или иной экономической деятельности.

Децентрализация функций государственного управления развитием национального хозяйства привела к появлению 89 уникальных региональных хозяйственных систем. Право регионального института власти формировать собственные законы хозяйствования определило действительное многообразие региональной управленческой практики. На ее базе сегодня формируется новое для России понимание региона как субъекта хозяйственной деятельности, наделенного не только государственными правами и обязанностями, но и правом самостоятельного определения правил управления имеющимися у него ресурсами. Данное обстоятельство можно наблюдать на примере существования экономически развитых регионов. Можно выделить как минимум десяток регионов-лидеров, в несколько раз более сильных, чем остальные. Состав этой группы зависит от выбора критерия оценки уровня экономического развития. При этом, успех в процессе формирования регионального продукта не всегда сопровождается успехом в процессе его распределения его результатов.

В продолжающемся усилении асимметрий экономического развития российских регионов можно увидеть не только негативные процессы. Помимо простого перераспределения национального богатства между регионами, наблюдается существование успешного опыта управления внутренними ресурсами регионального развития.

Таким образом мы можем говорить о том, что проблема двойного управления регионом действительно существует и ее решение связано со следующими аспектами:

  • а) Осознанием того, что в разделении власти есть определенный экономический смысл, оправдывающий усложнение системы управления.
  • б) Признанием того, что российская национальная политика в отношении регионов не имеет пока официального закрепления принципов реализации их активной экономической роли.
  • в) Выявлением в российской практике успешного опыта управления региональным хозяйством, который может быть распространен.

Органы государственной власти выступают в качестве центрального звена административного аппарата страны. Без них невозможна реализация конституционных и законодательных положений, соблюдение прав и свобод граждан.

Общая характеристика

Органы государственной власти являются механизмами, посредством которых народ осуществляет по Конституции свои полномочия. К основным признакам этих институтов следует отнести:

  • Особый порядок создания и организации работы.
  • Наличие государственно-властных полномочий.

Эти институты выступают как ключевой элемент административной системы страны.

Особенности структуры

Система управления страной включает в себя различные региональные и федеральные органы власти. Они создаются и функционируют на основании принципа единства. Он проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий. Управление в стране осуществляется, по Конституции, судами, ФС и президентом. Эти органы власти формируют свою уникальную структуру. Она, в свою очередь, подразделяется еще на несколько подсистем. По Конституции, президент не относится ни к одной из существующих ветвей власти. В задачи главы страны входит обеспечение согласованности действий прочих институтов и контроль над исполнением возложенных на них обязанностей. Президент руководит деятельностью правительства, утверждает законодательные акты, которые имеют главенствующее значение для страны.

Три направления

Власть в стране разделена на 3 ветви:

  1. Законодательную.
  2. Судебную.
  3. Исполнительную.

К последней относят в первую очередь правительство страны. В эту ветвь включены также органы исполнительной власти административно-территориальных единиц. К ним относят и президентов республик, глав администраций, губернаторов, правительства, комитеты и ведомства. Все эти органы формируют целостную систему исполнительной власти всей страны. Высшим институтом в данной ветви считается Правительство. В качестве основной черты этих органов выступает приказной порядок их формирования. Они создаются по распоряжению администрации либо главы соответствующей единицы. Деятельность данных органов обладает исполнительным или распорядительным характером. К следующей ветви относят суды:


Эти органы власти также формируют единую систему. Свои полномочия они реализуют посредством уголовного, гражданского и административного судопроизводства. Законодательные органы власти создаются посредством народного избрания. К ним относят Госдуму, различные собрания и прочие институты, которые формируются указанным способом.

Обособленное направление

Относительно самостоятельной ветвью считается прокуратура. Органы власти, входящие в эту структуру, осуществляют надзор за исполнением законодательных положений в сфере госслужбы и управления. Эта централизованная система подчиняется Генеральному прокурору.

Региональные институты

Поскольку Россия - государство федеративное, то вся власть в ней разделяется не только по горизонтали. Существуют также и вертикальные уровни. Органы госвласти, как выше было сказано, присутствуют в субъектах страны. Но они все находятся в подчинении вышестоящих инстанций. Предметы ведения, которые находятся под контролем региональных и федеральных органов власти, строго разграничены конституционными положениями. При этом Основной закон предоставляет некоторым субъектам особые полномочия. В Конституции также закреплено, что регионы вправе самостоятельно создавать собственные органы власти, закреплять на законодательном уровне те или иные порядки, не противоречащие ФЗ и иным общим нормативно-правовым актам.

Специфика региональных органов власти

В пределах своего субъекта представительные структуры имеют неограниченную законодательную инициативу. В каждом регионе законодательные органы могут иметь свое название. Порядок формирования, тем не менее, един для всех. В соответствии с законодательством страны, создание этих институтов осуществляется посредством голосования. Срок полномочий - 4 года. В судебной системе на уровне субъектов действуют областные и краевые инстанции. Они действуют согласно региональному законодательству. Они не относятся к судам общей юрисдикции. Исполнительные органы регионов - правительства и администрации. Руководство ими осуществляют главы, губернаторы, президенты. Первые заместители этих лиц также часто выступают в качестве глав правительств.

Предметы ведения

Как выше было сказано, Конституция разграничивает круг вопросов, которые могут решаться на региональном и федеральном уровнях. Вместе с этим существуют такие задачи, реализация которых осуществляется институтами совместно. Органы госвласти выступают в качестве основного механизма реализации Конституции и законов. В зависимости от их роли в системе управления можно оценить правовую ситуацию в стране.

Понятие органа государственного управления (исполнительной власти)

Орган исполнитель ной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию(1), территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Из определения следует, что этот орган:

Является частью государственного аппарата (Министерство путей сообщения является частицей Правительства);

Имеет свою структуру;

Имеет территориальный масштаб деятельности и свою компетенцию (действует на определенной территории)

Образован в соответствии с законодательством (Закон “О местном самоуправлении”);

Выступает от имени государства (например, когда Правительство осуществляет свою деятельность за пределами РФ);

Осуществляет руководство в различных сферах деятельности (в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической).

Образование, структура, порядок деятельности и компетенция органов исполнительной власти (их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности) определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах. (Например, Министерство путей сообщения в своей работе руководствуется Федеральным законом от 25.08.95г. “О федеральном железнодорожном транспорте” - собрание законодательства № 35-95г.)

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией, конституциями республик в составе России, фе деральными и иными законами, положениями об органах (например, Положени е "Министерстве внутренних дел Российской Федерации). Все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью, а именно правоспособностью и дееспособностью. Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и прекращается в связи с их упразднением. Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Характерные черты органов исполнительной власти

Осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

Наделены оперативной самостоятельностью;

Имеют, как правило, постоянные штаты;

Как правило, образуются вышестоящими органами;

Наделены правом распорядительств а (правом издавать подз аконные юридические акты, в том числе акты норматив ного характера);

Подотчетны и подконтрольны выше стоящим органам управления. При этом органы гос ударственного управ ления могут действовать в рамках двойного подчинения - в ер тикальном и горизонтальном. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централиза ции, двойное п одчинение отсутствует (управление об оронной промы шленностью, управление ФСБ и т.д.).

Виды органов исполнительной влас ти

1. В соответствии с федеральным государственным устройством:

Федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всей территории России (Президент России и Администрация Президента, Правительство России, федеральные министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти);

Региональные федеральные органы исполнительной в ласти, действующие на территории определенных регионов, т.е. на части территории России. Деятельность этих органов может осуществляться в пределах нескольких республик, краев, областей и иных территориальных единиц (в пределах военного округа, железной дороги и др.). Такие органы являются межтерриториальными (межрегиональными);

Органы исполнительной власти субъектов федерации, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. В масштабе республик действуют президенты, правительства, министерства, комитеты и иные ведомства. В масштабе края, области, города федерального значения и автономного образования исполнительная, управленческая деятельность осуществляется соответствующей администрацией, руководимой ее главой (губернатором, мэром).

2. В зависимости от объема и характера компетенции:

Органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сфер ами управления (президентуры, правительства, администрация краев, обл аст ей, городов федерального значения, автономных образований) ;

Органы отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, некоторые комитеты и ведом ства, отделы и управления);

Органы межотраслевой (специальной) компетенции, ведаю щие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (орга ны статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости населения и др.

3. По порядку разрешения вопросов:

Коллегиальные органы, обсуждающие и разрешающие подведомственные вопросы, имеющие наиболее важное значение. (Правительство Российской Федерации, правительства субъектов федера ции , некоторые государственные комитеты и др.);

Единоначальные органы, в которых подведомственн ые вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа исполнительной власти (мин истерства, ведомства, управления, отделы, службы, админ истрации и др.). Однако в единоначальных органах исполнительной власти е диноначалие сочетается с коллегиальностью. В министерствах, ведомства х, управлениях и других единоначальных органах образуются коллегии, в соста в ко торых входят руководитель органа, его заместители и другие руководящие работники, а также специали сты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы управления отрасль ю.

4. По основаниям образования:

Образование которых предусмотрено конституциями (президенты и их администрация, правительства);

Создаваемые на основе текущего законодательства и по дз аконных актов (министерства, комитеты, департаме нты, управления, отделы, службы, администрации и другие ведомства).

Принципы построения органов исполнительной власти .

1. Принцип федерализма. Этот принцип обусловлен государственным устройством России. В структурном плане он проявляется в том, что в общую систему органов исполнительной власти входят федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. В юридическом смысле принцип федерализма проявляется в следующем:

Компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе нормативно-правовых актов (Указ Президента РФ от 14.08 1996г. “О системе органов исполнительной власти РФ);

Конституцией РФ регламентируется соотношение правовых актов органов государственной власти и ее субъектов (законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для органов исполнительной власти субъектов федерации);

Одной из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ является административный договор (по соглашению федеральные органы могут передавать часть своих полномочий исполнительным органам субъектов РФ).

2. Принцип сочетания централизации и децентрализации. Указанный принцип оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти.

Централизация - сосредоточение большой части государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти. Цент - Правительство и оно отдает определенные команды определенным министерствам и ведомствам.

Децентрализация - означает закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненному органу.

3. Принцип законности. Этот принцип проявляется прежде всего в том, что все органы исполнительной власти, должностные лица, обязаны соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы и другие акты государственного управления.

Система и структура органов исполнительной власти

Систему и структуру федеральных органов исполнительной власти определяет Президент РФ (Указ Президента РФ от 14.08.1996г). Федеральные органы исполнительной власти (центральные органы) функционируют в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах. Они осуществляют общее руководство соответствующими отраслями, как правило не руководят непосредственно предприятиями и организациями. В настоящее время нет нормативно-правовых актов, которые бы устанавливали общие основы правового положения федеральных органов исполнительной власти. Объем и характер их полномочий определяются особенностями порученных им отраслей и сфер деятельности.

Система и формы органов исполнительной власти в республиках определяются их Конституциями, законами и иными актами. Система и формы органов других субъектов РФ определяются их Уставами и иными правовыми актами в соответствии с законами и указами Президента РФ.

Правительства республик образуются либо представительными органами государственной власти (Советами), либо Президентами республик (назначаются с дальнейшим утверждением Советами). Примерно так же образуются и соответствующие администрации. Структура администрации определяется Уставом данного субъекта РФ, или в установленном им порядке. Например, по Уставу Новосибирской области администрация области состоит из губернатора, первого заместителя и заместителей главы администрации, которые исполняют полномочия исполнительной власти в конкретных сферах управления. Но не во всех областях руководитель субъекта РФ является главой администрации. Например, руководитель администрации Курганской области назначается губернатором, с согласия областной Думы.

Вообще структуры и системы органов исполнительной власти субъектов РФ многообразны. Как правило, возглавляют их в республиках - Президенты и главы Правительств, в администрациях - губернаторы. Но в некоторых республиках исполнительную власть возглавляет и коллегиальный орган. Например, в Дагестане Правительство возглавляет Государственный Совет Республики.
Должность главы администрации замещается путем выборов. В тех субъектах, в которых выборы глав еще не состоялись, они назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ .

1. Разрабатывают и представляют на утверждение представительному органу бюджета, обеспечивают его исполнение.

2. Распоряжаются и управляют имуществом.

3. Разрабатывают и реализуют программы в сфере управления.

4. Осуществляют меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан.

5. Осуществляют меры по охране общественного порядка, ведут борьбу с преступностью.

6. Осуществляют учет и контроль за деятельностью различных сфер деятельности.

7 Осуществляют управление в сферах экономического, социально-культурного развития и т.д.

Таким образом, органы государственного управления имеют свою структуру, компетенцию, определенный масштаб деятельности. Они осуществляют повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной и административно - политической сферами деятельности.

Государственные органы образуют единую систему осуществления государственной власти в Российской Федерации. Государственное управление регионами осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ и судами РФ, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Федеральные органы различных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) взаимосвязаны между собой, а принцип единства позволяет обеспечить баланс данных властей исходя из разграничения полномочий при осуществлении своих функций.

В настоящее время усиливается роль регионального управления. Система регионального управления включает в себя:

(систему федеральных и региональных органов власти;

(совокупность функций, осуществляемых государственными, органами, а также разнообразные методы, ресурсы, используемые для реализации этих функций;

(систему государственной службы;

(систему связей (прямых и обратных), возникающих между объектами и субъектами управления и т.д.

Вся система регионального управления базируется на общих принципах государственно-властного воздействия на регионы, которое находит свое выражение в правовых формах, а также в выработке общегосударственных целей как для федеральных, так и для региональных органов власти.

В каждом регионе осуществляют свою деятельность территориальные отделения федеральных исполнительных органов государственной власти, которые находятся в прямом подчинении у Центра, но часто одновременно в сильной зависимости от региональных администраций. В настоящее время все избранные главы региональных администраций формально не находятся в прямом подчинении федерального центра, поэтому Глава Российской Федерации и Правительство должны иметь свои собственные подразделения в регионах.

Координация деятельности территориальных органов федеральной власти базируется на взаимодействии Федерального центра и муниципальной власти, а также является неотъемлемой частью в области решения региональных проблем и направлена на достижение поставленных целей федеральной региональной политики.

На законодательном уровне власти создаются комитеты и комиссии структуры, занимающиеся вопросами взаимодействия Центра с субъектами РФ.

Комитет по развитию Севера нес ответственность за проведение эффективной федеральной политики в отношении северных территорий. Практическая деятельности данного Комитета охватывала обширный спектр вопросов: от разнообразных исследований в области науки до снабжения необходимыми продуктами. территорий Севера во время единственного короткого летнего периода.

В обеих палатах парламента существуют профильные комитеты, деятельность которых сосредоточена на разработке законов в области региональной политики государства.

Одним из важных составляющих региональной политики является углубленное изучение и анализ последствий принятия различных законов для предотвращения потенциальных отрицательных последствий для отдельных территорий. Такое исследование должно проводиться в рамках официально одобренной федеральной региональной политики. В Государственной Думе над данной проблемой работает Комитет по вопросам федерации и региональной политики. Комитеты, которые осуществляют свою деятельность в обеих палатах парламента, работают в области экспертного анализа законов, годового бюджета и иных официальных документов.

Организационная структура управления регионами на федеральном уровне состоит из следующих основных элементов:

Администрация Президента РФ, которая имеет подразделения, занимающиеся вопросами региональной политики. В функции администрации входит решение основных политических вопросов.

Ведомства и департаменты Правительства РФ, в компетенцию которых входят вопросы региональной политики (в частности вопросы национальной политики, миграционной политики).

Министерства Правительства РФ, например министерство финансов. Функции министерства финансов связаны с решением вопросов в области финансов, участии в бюджетном процессе;

Отраслевые ведомства, в компетенцию которых входит управление в регионах процессами, связанными с функционированием соответствующих отраслей народного хозяйства.

Функционирование организационных структур управления регионами нуждается в совершенствовании в целях координации их работы для повышения эффективности проводимой социально-экономической политики. Оптимальной считается ситуация при которой:

(обеспечено взаимодействие всех ведомств для наиболее полной реализации функций в области социально-экономической политики;

(функции четко распределены между ведомствами;

(межведомственные конфликты отсутствуют.

Администрация Президента осуществляет контроль в отношении социально-экономического развития регионов и при необходимости может оказывать непосредственное влияние на органы государственного управления субъектов Федерации.

В целях обеспечения реализации Главой Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением Президент РФ Указом «О создании федеральных округов» от 13 мая 2000 года создал на территории Российской Федерации семь федеральных округов:

Центральный (с центром в Москве);

Северо-Западный (Санкт-Петербург);

Уральский (Екатеринбург);

Южный (Ростов-на-Дону);

Приволжский (Нижний Новгород);

Сибирский (Новосибирск);

Дальневосточный (Хабаровск).

Центральный федеральный округ:

Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва.

Северо-Западный федеральный округ:

Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий АО.

Уральский федеральный округ:

Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО.

Южный федеральный округ:

Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия (Алания), Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область.

Приволжский федеральный округ:

Республика Башкортостан, Республика Марий-Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Коми-Пермяцкий АО.

Сибирский федеральный округ:

Республика Бурятия, Республика Алтай, Республика Тува, республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский АО, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО, Усть-Ордынский Бурятский АО, Эвенкийский АО.

Дальневосточный федеральный округ:

Якутия, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская АО, Корякский АО, Чукотский АО.

Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах Российской Федерации был преобразован в институт полномочных представителей Главы Российской Федерации в федеральных округах.

Полномочный представитель Президента России в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Главу Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента России, соответственно он назначается на должность и освобождается от должности Главой Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации. Полномочный представитель непосредственно подчиняется Президенту Российской Федерации и подотчетен ему. Срок назначения на должность, определяется Главой Российской Федерации, но не может превышать срока исполнения Главой России своих полномочий.

Полномочный представитель имеет заместителей, распределяет между ними обязанности и руководит их деятельностью. Заместители полномочного представителя также являются федеральными государственными служащими и входят в состав Администрации Президента Российской Федерации. Назначение на должность заместителей полномочного представителя, освобождение их от должности, а также применение к ним мер поощрения и дисциплинарного взыскания осуществляются Руководителем Администрации.

Основными задачами полномочного представителя являются:

(организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Главой Российской Федерации;

(организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

(обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Главы Российской Федерации;

(представление Главе Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений.

Полномочный представитель в целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:

(обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;

(анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Главе Российской Федерации соответствующие предложения;

(организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;

(разрабатывает совместно с ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Федерации программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;

(согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Главой Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти;

(организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Главы Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;

(согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах этого округа;

(согласовывает направляемые в федеральные органы исполнительной власти органами государственной власти субъектов Федерации, находящимися в пределах федерального округа, представления о награждении государственными наградами Российской Федерации, об объявлении благодарности Главы Российской Федерации, а также о присвоении почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий;

(вручает в федеральном округе по поручению Главы Российской Федерации государственные награды Российской Федерации, а также объявляет благодарность Главы Российской Федерации;

(принимает участие в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

(организует по поручению Главы Российской Федерации проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, находящимися в пределах федерального округа;

(вносит Главе Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов законодательству;

(взаимодействует с Главным контрольным управлением Главы Российской Федерации и органами прокуратуры Российской Федерации при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Главы Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

Полномочный представитель имеет право:

(запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Главы Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, и от должностных лиц;

(направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

(пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента России и федеральных органов государственной власти;

(использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации;

(организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Главы Российской Федерации, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе;

(направлять на рассмотрение федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, руководителей организаций, находящихся в пределах федерального округа, и должностных лиц жалобы и обращения граждан;

(вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения о поощрении руководителей их территориальных органов, находящихся в пределах федерального округа, и применении к ним мер дисциплинарного взыскания;

(привлекать сотрудников Главного контрольного управления Главы Российской Федерации, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа;

(образовывать совещательные и консультативные органы.

Полномочный представитель при исполнении должностных обязанностей имеет право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федерального округа.

Оперативное руководство деятельностью полномочного представителя осуществляет Руководитель Администрации Президента России.

Непосредственное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляет аппарат полномочного представителя, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента России. В состав аппарата полномочного представителя входит соответствующая окружная инспекция Главного контрольного управления Президента России.

Главное контрольное управление Главы России осуществляет методическое руководство указанной окружной инспекцией по вопросам организации контроля за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Главы Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, реализацией федеральных программ.

Руководитель Администрации Президента Российской Федерации утверждает структуру и штатную численность аппарата полномочного представителя, определяет количество заместителей полномочного представителя.

Полномочный представитель:

Руководит деятельностью аппарата полномочного представителя, обеспечивая решение возложенных на него задач;

Распределяет обязанности между своими заместителями;

Утверждает должностные инструкции работников аппарата полномочного представителя;

Назначает на должность и освобождает от должности сотрудников своего аппарата, поощряет их и применяет к ним меры дисциплинарного взыскания;

Подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции;

Издает распоряжения по вопросам деятельности аппарата полномочного представителя;

Решает вопросы о командировании сотрудников аппарата полномочного представителя в пределах Российской Федерации.

Полномочный представитель размещается в центре федерального округа. Место размещения заместителей полномочного представителя и его аппарата на территории федерального округа определяется полномочным представителем.

Зарубежный опыт региональной политики

Первые шаги в области регулирования развития регионов были предприняты еще в середине девятнадцатого века. Основу региональной политики составляло соотношение «центр - периферия». В литературе выделяют несколько этапов развития регионального управления в западных странах:

Начальный этап приходится на 30-е гг. XX в. После разрушительного кризиса 1929-1933 гг. важность и необходимость изучения проблем регионального развития экономики не оставляла сомнений. Программы по развитию регионов получили наибольшее распространение в Великобритании и США. Например, в Великобритании в 1933 году для проведения антикризисной политики государства были выделены «специальные районы», так как спад производства наблюдался в области традиционных отраслей промышленности и в некоторых аграрных районах.

Второй этап приходится на 40-50-е гг. Данный период характеризуется также спадом производства, в основном в традиционных отраслях промышленности, что явилось последствием послевоенного экономического кризиса. Последствия этого кризиса в наибольшей степени проявились в странах Западной Европы (Новая Англия, Эльзас, Лотарингия, Северные районы Франции и др.). Однако спад производства наблюдался в некоторых штатах в США, что подтолкнуло правительство к активному освоению слаборазвитых районов: Аляски, северных районов Скандинавии и Канады.