Морское страхование страны. С помощью этого механизма можно свести к минимуму риски, связанной с транспортной деятельностью

Истоки страхования берут именно с развития морского страхования. Начиная с середины XIV в. морское страхование активно распространялось в городах Северной и Центральной Италии, которые были в то время основными центрами морской торговли (Флоренция. Генуя). Именно в Генуе был выдан первый полис морского страхования, датирован 1347 г. Необходимость в страховании появилась с развитием торговых операций в эпоху средневековья.

Первый английский закон относительно морского страхования принят в 1601 г. Во Франции в 1681 году сделана первая попытка кодифицировать нормы морского страхования. В 1847 году в Гамбурге (Германия) были разработаны и напечатаны первые правила морской страхования, которые положены в основу главы о морском страховании Немецкого торгового положение 1897 г. Впоследствии действуя правила было дополнено и переработано, и начиная с 1919 г. их и сейчас применяют в Германии.

Мореходство во все времена было и остается одним из наиболее рискованных видов предпринимательской деятельности. Морские суда и грузы, которые ими перевозятся, составляют значительные материальные ценности, их гибель или повреждения наносят владельцу больших убытков.

Потребность в страховой защите особенно ощутима при осуществлении морской торговли. Опасность мореплавания (стихия на море, пиратские набеги, болезни и эпидемии) требует поиска действенных механизмов защиты имущественных интересов моряков и членов их семей.

Значительное количество грузопотока между странами осуществляется с помощью морского транспорта. Правовыми основами международной деятельности по урегулированию имущественных претензий между заинтересованными лицами являются Закон о морском страховании (Marine Insurance Act) 1906 p., Англия. В данном Законе говорится о том, что "договор морского страхования - это договор, согласно которому страховщик берет на себя обязательство возместить страхователю в порядке и размере, оговоренные договором, его морские убытки, которые он понес во время морского плавания".

Объектом морского страхования может быть любой имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием, а именно: судно, груз, фрахт, прибыль, ожидаемая от груза, заработная плата и другие виды вознаграждения капитана, других лиц, которые принадлежат к судового экипажа, а также риск, принятый на себя страховщиком (перестрахование).

Субъектами морского страхования являются юридические и физические лица, профессиональная деятельность которых связана с морскими перевозками.

В теории и практике международного морского страхования выделяются следующие основные виды страховых услуг:

- страхование КАСКО судов на срок (Hull and Machinery) - вид морского страхования, который предусматривает защиту имущественных интересов физического или юридического лица, которое выступает собственником или эксплуатантом судна вследствие его повреждения, уничтожения и пропажи без вести.

- страхование КАСКО судов на период строительства (строительные риски - Builders" Risks) - страховое покрытие распространяется на корпус и оборудования судна, а на начало строительства - их составляющие. Особенностью данного вида страхования заключается в том, что риски растут в соответствии с уровнем готовности судна к эксплуатации. Для страховщика важно знать сроки формирования стоимости судна во временном измерении. Так, за первые 3 месяца строительства собирается 20% стоимости окончательно, причем речь идет о детали корпуса, в последующие 5 месяцев-40% стоимости корпуса, а еще 30%. приходится на двигатели, которые собираются на верфи и т.д. Страховые премии рассчитываются от конечной конкретной цены и зависят от продолжительности строительства, типа судна и опыта судостроительного завода. По условиям договора на страхование принимается широкий круг рисков, то есть все, что может произойти с судном, в т.ч., и не по вине производителя. В случае страхования ответственности перед третьими лицами не покрываются убытки от землетрясений и извержений вулканов, которые охватываются обычным страхованием;

- страхование военных и забастовочных рисков (War and Strikes) - страховая защита предоставляется от повреждения или гибели судна, или других убытков, вызванных военными действиями, забастовками, гражданскими восстаниями и т.д. Особенность заключения договора страхования заключается в том, что страховая премия за страховую услугу относительно небольшая, а покрывает плавания судов во всех "спокойных" районах Земного шара, где опасность возникновения ущерба невелика. В случае, если судно отправляется в одну из "горячих точек", список которых постоянно пересматривается, необходимо заранее (но не раньше, чем за неделю) известить об этом страховщиков и согласовать размер дополнительной премии. В некоторых случаях она незначительна или вообще отсутствует, если ситуация в данном районе нормализуется;

- страхование риска потери фракту (Loss of Hire) - страховое покрытие предоставляется страхователю в случае потери ватажу во время его транспортировки морским или речным транспортом. Потеря фрахта за период спасения, буксировка и ремонта покрывается по согласованной до начала страхования средне дневной ставке за вычетом франшизы (в данном случае - временной). Например, если ставка - 7000 $ за день, а ремонт длился 25 дней, франшиза - 10 дней, то возмещение исчисляется так:

7000 (25-10)= 105000 $.

- страхование особых имущественных интересов (Increased Value) - по данному виду страхования покрывается только риск полной гибели судна. Такая страховая услуга предоставляется с целью экономии средств страхователей. Рассмотрим конкретный пример: стоимость судна составляет 12000000 $, ставка премии по страхованию на полных условиях - 0,85%, то есть 102000 $ на год, а частичная авария (ломание машин, посадка на мель и спасания) как правило не превышает 3/4 стоимости судна. Страховая премия только от полной гибели - 0,1 %. Представлена страховая услуга позволяет застраховать 3/4 стоимости судна на полных условиях, а 1/4 - только от полной гибели. При таких условиях страхования страховая премия будет составлять: 9000000 0,085 + 3000000 0,01 =795000 $. т.е. для страхователя достигнута экономия в сумме 22500 $. Такой подход в определенной степени противоречит финансовым интересам страховщиков. Но с целью реализации как можно большего количества страховых полюсов некоторые страховщики идут на компромисс. Так, на английском и норвежском страховых рынках предлагают судовладельцам заключать договоры страхования особых имущественных интересов в определенных пределах. Часть стоимости, которая страхуется на условиях "от полной гибели" должна не превышать 25 % части стоимости, по полному каско. В практике страхования выпускается два полиса: страхование каско (Hull Machinery) и страхования особых имущественных интересов (Increased Value, или Disbursements). Страховщик заключает такие договоры только в отношении судов, возраст которых не превышает 15 лет и при этом он должен быть уверен, что страховая сумма по полису каско незнижена сравнению со страховой стоимостью;

o страхование дополнительной ответственности (Excess Liabilities) - предоставляется страховое покрытие на ту долю стоимости судна, которая не была застрахована. Например, договор мог быть заключен, когда сумма соответствовала стоимости, но за определенный период времени рыночная стоимость судна повысилась и это обусловило необходимость пересмотра страховой суммы и страховой премии. По результатам наступления страхового события страховщики каско возместят расходы согласно взятых обязательств. Но сумма выплат будет неполной. Разницу между начальной и повышенной страховой стоимостью возмещают по договору дополнительной ответственности;

o страхование контейнеров (Insurance of Containers) - осуществляется по отдельному договору. На страхование принимаются только физические убытки. Случаи необъяснимого исчезновения контейнеров страхованием не покрываются;

o страхование ответственности судовладельцев (Ship-owners" Liability) - предоставляется страховое покрытие владельцам и другим эксплуатантам судов относительно их ответственности перед третьими лицами. При заключении договора страхования судовладелец передает за определенную плату (страховую премию) страховщику риски, связанные: с жизнью; здоровьем и работоспособностью команды; пассажиров; лоцманов, грузчиков и др.; с имущественными интересами третьих лиц; с опасностью загрязнения окружающей природной среды;

o страхование ответственности фрахтователей (Charterers" Liability) - предоставляется страховое покрытие фрахтовщикам на время перевозки пассажиров, а также транспортировки грузов морским пространством. Фрахтовщик страхует свою ответственность перед третьими лицами на случай: а) причинения ущерба жизни и здоровью пассажиров судна, в т.ч. и команде судна; б) уничтожения, потери или повреждения груза во время его перевозки.

Кроме вышеназванных видов страховых услуг, необходимо выделить также дополнительные. К ним относятся: страхование рыболовецких судов; страхование яхт; страхование на время плавания в пределах небольшой акватории; страхование на рейс; страхование имущественных интересов кредиторов; страхование ответственности судебных агентов и страхование ответственности судебных брокеров.

Базовым национальным нормативным документом является Кодекс торгового мореплавания Украины (1995 p.), что в части VII "Морское страхование" содержится статья 239, в которой отмечается, что "по договору морского страхования страховщик обязуется за обусловленную плату (страховую премию при наступлении предусмотренных в договоре опасностей или случаев относительно объекта страхования (страховой случай) возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор".

В соответствии с Законом Украины "О страховании" (2001 г.) морское страхование может осуществляться как в обязательной, так и в добровольной формах. Ст. 7 п: 8,10,26 относительно Закона определены виды морского страхования, которые должны проводиться в обязательной форме:62

o страхование ответственности морского перевозчика и исполнителя работ, связанных с обслуживанием морского транспорта, относительно возмещения убытков, нанесенных пассажирам, багажу, почте, грузу, другим пользователям морского транспорта и третьим лицам;

o страхование средств водного транспорта;

o страхование ответственности субъектов перевозки опасных грузов на случай наступления негативных последствий при перевозке опасных грузов.

Другие виды страховых услуг в сфере морского страхования могут предоставляться в добровольной форме, в частности страхование грузов и багажа, что предусмотрено ст. 6 Закона Украины "О страховании"3 (2001 г.).

С целью координации деятельности страховщиков в сфере морского страхования в Украине функционирует Морское страховое бюро, которое рассматривается как объединение страховщиков, которые имеют разрешение (лицензию) на осуществление морского страхования. Данное объединение действует на основании Положения о Морское страховое бюро, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 27 апреля 1998 года № 561 "О порядке создания и государственной регистрации Авиационного страхового бюро и Морского страхового бюро Украины".

На страховом рынке Украины наиболее распространенными видами морского страхования являются:

o добровольное страхование водного транспорта (морского внутреннего и других видов водного транспорта;

o страхование грузов;

o страхование ответственности судовладельцев. Учитывая высокий уровень рискованности эксплуатации почти

всех видов транспортных средств, используемых на воде, а также опасностью транспортировки грузов возникает необходимость в раскрытии механизма страхования рисков, связанных с водным транспортом.

Особенности морского страхования отражены в Кодексе торгового мореплавания РФ, охватывает широкий круг имущественных интересов, связанных с морским судоходством и морской перевозкой грузов. Объектом морского страхования может быть судно, в том числе и строящееся; груз; фрахт; ответственность судовладельца; плата за проезд пассажиров; арендная плата (плата за пользование судном); прибыль, ожидаемая от груза; заработная плата и иные вознаграждения капитана и экипажа; риск, принятый на себя страховщиком (перестрахование).

В зависимости от содержания страхуемого интереса различаются следующие виды морского страхования:

Страхование каско. Этот вид страхования обеспечивает страховым покрытием морские, речные, строящиеся суда, нефте- и газодобывающие платформы. В объем покрытия включается корпус судна, его двигатель и оснащение. Суда страхуют на согласованную сумму сроком на 1 год или на время рейса. Взносы рассчитываются исходя из размеров страховой суммы;

Страхование карго. Это страховая защита груза на всем протяжении его перемещения по принципу «от склада до склада». Основная масса перевозимых товаров страхуется по стандартным условиям, однако некоторые – на особых условиях;

Страхование ответственности. Данный вид страхования обеспечивает покрытие рисков гражданской ответственности перевозчика;

Страхование фрахта. Страхуется судовладелец от потери дохода, так как фрахт, плата за аренду судна, подвержен риску утраты так же, как судно и груз.

Каско-страхование обеспечивает возмещение ущерба от повреждения или конструктивной гибели транспортного средства. Объектами страхования являются морские торговые суда; рыболовецкие суда; буксиры и оборудование портов; прогулочные яхты и пр.

Условия страхования плавающих средств зависят от целей их использования.

Наиболее крупной сферой деятельности страховщиков является страхование торговых судов. Страховое покрытие распространяется на судно; машинное оборудование; оснащение (все то, что на борту, а также необходимое для коммерческого использования, в том числе мазут, канаты, продовольствие, посуда и т.д.).

В международной практике существуют несколько вариантов стандартных условий страхования морских судов:

Без ответственности за частную аварию;

Без ответственности за повреждение;

Только от полной гибели.

Согласно «полным условиям страхования» страховщик возмещает судовладельцу убытки от физической и конструктивной гибели или повреждения судна вследствие пожара, взрывов, бури, землетрясения, посадки судна на мель или его соприкосновения с какими-либо предметами, а также вследствие любых других опасностей, связанных с мореплаванием. Страхование покрывает также гибель и повреждение застрахованного имущества в результате: несчастных случаев в процессе грузовых работ и бункеровки; поломки валов и взрыва котлов; скрытых дефектов корпуса судна или оборудования; небрежности экипажа при ремонте судна, если судовладелец проводил ремонт не сам.



Не возмещаются убытки, ставшие следствием политических и социальных событий (трудовых конфликтов, захвата, ареста и задержания судна, военных действий, гражданских волнений).

По условиям страхования «без ответственности за частную аварию» страхуются те же самые риски, что и на полных условиях, но ответственность страховщика не возникает по частной аварии, под которой понимается любое повреждение застрахованного имущества, не подпадающее под понятие общей аварии. Экономическая разница между полными и рассматриваемыми условиями существенна, так как частные аварии возникают чаще.

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ (ст. 284) общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от обшей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, – судна, фрахта и перевозимого судном груза.

Условия страхования «без ответственности за повреждение» обеспечивают еще более узкое покрытие, поскольку страховщик не отвечает ни за какие повреждения застрахованного судна и его оборудования – ни за случайные, ни за те, которые причинены намеренно и разумно в целях спасения. Он несет ответственность только за гибель судна, включая расходы по спасению.

При страховании «только от полной гибели» ответственность страховщика наступает только в случае гибели судна.

Определение стоимости страхования достигается путем переговоров страховщика и судовладельца. Величина ставки страховой премии зависит от стоимости судна; возраста судна; типа (специализации) судна; грузоподъемности, мощности двигателя; классификации (класса, флага и страны регистра); менеджмента (владельца, капитана, экипажа); района плавания; условий страхового покрытия; стоимости проведенного ремонта; опыта страхования.

Страхование грузов является одним из важнейших видов морского страхования, которое тесно связано с транспортным средством, т.е. cyдном (страхование карго).

Существует ряд условий страхования грузок с разным объемом ответственности страховщика.

Основным в страховании грузов является условие страхования «с ответственностью за все риски». По этому условию подлежат возмещению убытки, расходы и взносы по общей аварии, ущерб от которой распределяется между судном, грузом и фрахтом (здесь понимается не сам факт аварии, а убытки, понесенные участниками морской перевозки), и, кроме того, убытки от повреждения и полной гибели всего или части застрахованного груза, произошедшие по любой причине, кроме военных рисков, прямого или косвенного воздействия радиации, умысла и грубой небрежности страхователя, особых свойств и качеств груза и его транспортировки.

По условиям страхования грузов «с ответственностью за частную аварию» возмещаются убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие различных причин:

В результате пропажи судна без вести;

Убытки, расходы и взноса по обшей аварии;

В связи с необходимыми и целесообразно проведенными расходами по спасению груза, а также по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

По страхованию грузов «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения», условия страхования и перечень страховых случаев в целом совпадают с «ответственностью за частную аварию».

Разница в том, что при страховании грузов «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» возмещаются только убытки от полной гибели всего или части груза (т. е. без возмещения его повреждения).

Страховая стоимость груза – это стоимость, указанная в счете поставщика, с включением расходов по перевозке. В условиях рыночной экономики стоимость, указанная в счете, представляет его рыночную цену в момент погрузки.

На величину тарифной ставки при страховании груза влияют:

Характер груза и степень подверженности его повреждению;

Год постройки, флаг, тоннаж судна;

Время года, когда совершается рейс;

Направление перевозки;

Место расположения груза на судне (под палубой, на палубе);

Местные условия в портах погрузки и разгрузки;

Условия страхования.

Договор страхования груза обычно заключается на 12 месяцев.

По условиям договора каско при столкновении судов не обеспечивается полное покрытие убытков. Этот вид страхования предусматривает финансирование 75% ответственности виновного лица перед потерпевшей стороной. Оставшаяся незастрахованной часть ответственности за столкновение (1/4 возможного ущерба другому судну), а также ответственность за телесные повреждения и ущерб грузу обеспечиваются специальной страховой защитой.

Термин «морская ответственность» включает в себя профессиональную гражданскую ответственность определенных групп перевозчиков, экспедиторов, грузчиков, судоремонтных и портовых рабочих, фрахтователей и т.д. за ущерб, причиненный их действиями в процессе работы. Гражданскую ответственность несут также владельцы небольших судов, таких как яхты, катера, портовые суда и др.

Таким образом, страхователями по договорам страхования гражданской ответственности могут быть владельцы судов (торговых, рыболовецких, прогулочных и т.д.) и перевозчики в отношении перевозимого груза.

Целью данного вида страхования является представление гарантии от рисков, связанных с судоходством и эксплуатацией судна. Объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностями в порядке, установленном законодательством данного государства или нормами международного права, возместить ущерб или осуществить другие меры в связи с нанесением вреда третьим лицам вследствие эксплуатации принадлежащих ему грузов.

Страхование ответственности перевозчиков проводится на основании требований международных соглашений, регулирующих условия перевозок в соответствии с видом используемого транспортного средства. При перевозке грузов действуют единые международные принципы, определяющие границы ответственности перевозчиков:

Перевозчик несет ответственность за доверенный груз в «разумных пределах»;

Перевозчик при определенных условиях освобождается от ответственности (форс-мажорные обстоятельства);

Нет причин для освобождения перевозчика от ответственности, есть только финансовые ограничения.

В практике морских перевозок применяются условия международных конвенций:

Гаагские правила, принятые в 1924 г. в Брюсселе;

Гаагские правила Висби, подписанные в 1966 г.;

Гамбургские правила, принятые в 1978 г. в Гамбурге.

Эти международные соглашения определяют основные понятия и условии международных перевозок.

Различие между международными конвенциями состоит в ограничениях ответственности и размерах выплат.

Страхование фрахта. Фрахт – это плата грузовладельца судовладельцу за перевозку его грузов. Потеря фрахта может быть включена в условия страхования каско.

Страхование фрахта по условиям каско предусматривается по статье «Увеличенная стоимость». Эта статья включает расходы по эксплуатации судна. Страховая сумма может быть увеличена до 20% фактической стоимости судна. При этом, однако, покрывается до 50% предполагаемого фрахта, поскольку фрахт обычно полностью оплачивается по прибытии корабля в порт назначения. В случае полной или полной конструктивной гибели судна фрахт исключается из суммы возмещения.

С развитием торгового мореплавания и торговли грузы чаще стали перевозиться на судах, принадлежащих другим лицам. Это привело к разделению интересов в сохранности судов и грузов, а следовательно, и к выделению в морском страховании:

Страхования судов (КАСКО);

Страхования грузов (КАРГО),

Страхования ответственности судовладельцев.

Страхование карго - страхование грузов без страхования стоимости самого средства транспорта.

Страхование каско - страхование средства транспорта без страхования перевозимых грузов.

Основными источниками морского права в России являются:

Гражданский кодекс РФ;

Закон РФ «Об организации страхового дела»;

- «Кодекс торгового мореплавания»;

- «Правила страхования средств водного транспорта (КАСКО)» и «Правила страхования ответственности судовладельцев перед третьими лицами» какой-либо российской страховой компании;

Международные конвенции, принятые Международной морской организацией (ИМО), включающей в себя 153 страны (в том числе Российскую Федерацию) и являющейся специализированным отделением ООН. Основная задача - создание максимально возможных норм безопасности мореплавания.

Страховой интерес в морском страховании заключается в избежании материальных или финансовых потерь, т.е. убытков.

Убытки могут выражаться в следующих формах:

Утрата имущественного права полностью или частично;

Неполучение ожидаемого имущественного права, которое могло быть приобретено при благополучном исходе морского предприятия;

Возникновение нежелательной имущественной обязанности.

Объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием, - судно, строящееся судно, груз, фрахт, а также плата за проезд пассажира, плата за пользование судном, ожидаемая от груза прибыль и другие обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом требования, заработная плата и иные причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию, ответственность судовладельца и принятый на себя страховщиком риск (перестрахование).

Страховые риски в морском страховании общим образом могут быть классифицированы следующим образом.

1. Проявление сил природы.

2. Результаты человеческих действий, которые, в свою очередь, можно разделить на:

Действие лиц, которым принадлежит или вверено застрахованное имущество (судовладелец, его представители, капитан, экипаж судна);

Вмешательство посторонних лиц или социальных сил (кража, пиратство, военные действия, забастовки).

Основными страховыми рисками гибели (уничтожения), повреждения или утраты судов или грузов, которые включаются в том или ином составе страховщиками в правила страхования, являются следующие:

Пожар, взрыв;

Выброс штормом судна с грузом на берег или его посадка на мель, с повреждением (или без повреждения) корпуса судна и угрозой гибели без освобождения (выброса) части груза;

Затопление транспортного средства с грузом;

Столкновение транспортного средства с грузом с другим транспортным средством по вине последнего;

Случайный, непредвиденный наезд транспортного средства с грузом на неподвижный объект;

Кража, грабеж груза;

Противоправные действия третьих лиц, приведшие к повреждению или уничтожению груза;

Падение груза с транспортного средства, смыв груза с палубы судна;

угон или пропажа транспортного средства с грузом без вести;

Случайное повреждение груза при погрузке, разгрузке или падение груза за борт водного судна;

Непредвиденное, внезапное изменение температурного режима хранения груза при его перевозке или перевалке;

Залив или подмачивание груза забортной водой;

Падение летательных аппаратов, их обломков на груз или транспортное средство с грузом;

Наводнение, ураган, буря, смерч;

Землетрясение, вулканическое извержение;

Обвалы, оползни, проседания грунта.

По назначению суда делятся на военные, торговые, пассажирские, грузопассажирские и грузовые, служебные (буксиры, ледоколы, лихтеры, паромы, плавкраны и так далее), промысловые, спортивные.

По районам плавания суда делятся на океанские, морские дальнего и малого плавания, прибрежного плавания, река - море, речные и озерные.

По материалу, из которого построен корпус, суда бывают деревянные, железные, стальные, смешанные или композитные, а также железобетонные, иногда алюминиевые или медные.

По роду движителя судно может быть парусным, колесным и винтовым.

По роду двигателя суда подразделяются на ветровые, паровые (с угольным отоплением, нефтяным и смешанным), тепловые, электрические, атомные.

По направлению совершаемых рейсов торговые суда могут подразделяться на линейные и трамповые.

Торговые суда подразделяются также на пассажирские, грузопассажирские и грузовые.

Грузовые суда в зависимости от характера перевозимых ими грузов делятся на сухогрузные и наливные (танкеры).

Все суда различаются также по объему, вместимости, способности брать на борт определенное количество груза.

Существует два общепризнанных вида измерения судов: весовое и объемное.

Объемная вместимость судна называется регистровой вместимостью . За единицу регистровой вместимости принимается регистровая тонна, равная 100 куб. футам, или 2,83 куб. метра. Различают регистровую вместимость полную (брутто) и чистую (нетто).

Грузовая вместимость судна не является постоянной величиной для всех грузов, а зависит от их характера, объема, конфигурации, их соотношения к рельефу грузовых помещений судна. Соответственно этому различается грузовместимость судна для насыпных и для штучных грузов. Грузовместимость для насыпных грузов обычно выше на 8-10%.

Наибольшее количество груза, которое может принять судно без ущерба для безопасного плавания, зависит от предельной осадки судна, которая устанавливается для каждого судна на основании специальных правил. Для определения предельной осадки на борту каждого судна наносится грузовая марка (отметка).

Сторонами договора морского страхования являются страховщик и страхователь.

Страхователь может заключить договор как в свою пользу, так и в пользу другого лица - выгодоприобретателя.

Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя, в котором должны быть сообщены подробные сведения о судне (тип судна, название, год постройки, класс, валовая вместимость судна). Кроме того, страхователь обязан сообщить и все другие известные ему сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о степени риска.

Страховщик несет ответственность за убытки, происшедшие только в том районе плавания или только по тому рейсу, которые были обусловлены в договоре страхования.

На страхование по условиям КАСКО принимаются суда с их машинами, оборудованием, такелажем, а также фрахт, расходы по снаряжению и другие расходы, связанные с эксплуатацией судна.

В морском страховании принято заключать договор на срок 1 год или на рейс (переход судна от места отправления до места назначения, и если необходимо, то и на обратный переход).

При любых условиях страхования судов КАСКО подлежат обязательному возмещению убытки:

а) от полной гибели судна (фактической или конструктивной) вследствие огня, молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушения, посадки на мель, столкновения с другим судном или каким-либо неподвижным или плавучим объектом, включая лед, или вследствие того, что судно опрокинется или затонет, а также вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке и выгрузке груза или приеме топлива, взрыва на борту судна, взрыва котлов, небрежности или ошибки капитана, механика или других членов команды или лоцмана;

б) от пропажи судна без вести.

Правилами страхования судов предусматривается пять разновидностей условий (оговорок) страхования судов, в основу которых положены оговорки, выработанные Институтом лондонских страховщиков.

1. «С ответственностью за гибель и повреждения». Наиболее широкий объем ответственности страховщика по этим условиям проявляется, во-первых, в том, что по страховым рискам, страховщик возмещает убытки как от полной гибели, так и от повреждения судна; во-вторых, в том, что круг страховых рисков при этих условиях значительно шире, чем при других, и включает в себя, помимо перечисленных выше, также:

Убытки от повреждения судна вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара;

Убытки, взносы и расходы по общей аварии;

Все необходимые и целесообразные расходы по спасению судна, по уменьшению убытка и по устранению его размера, если убыток подлежит возмещению по условиям страховщика.

2.«Без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения». Убытки от повреждения подлежат возмещению, только если их причинами явилось крушение, посадка на мель, пожар или взрыв на борту судна, столкновение судов или судна со всяким неподвижным или плавучим предметом (включая лед), опрокидывание или затопление судна, меры, принятые для спасания или тушения пожара. По этим условиям страхования возмещаются также:

Убытки от пропажи судна без вести;

Убытки, взносы или расходы по общей аварии;

Убытки, которые страхователь обязан оплатить владельцу другого судна вследствие столкновения судов;

Все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию судна.

3.«Без ответственности за частную аварию». По этим условиям возмещаются только убытки от повреждения судна,. причиненные тушением пожара или столкновением с другим судном во время спасательных операций, и не возмещаются убытки, вызванные посадкой судна на мель, пожаром или взрывом на борту судна, столкновением судов между собой (не во время спасательных операций) или судна с подвижным или неподвижным предметом (включая лед), опрокидыванием или затоплением судна.

4.«С ответственностью только за полную гибель судна, включая расходы по спасанию». По этим условиям страхования возмещаются убытки только от полной гибели судна и пропажи судна без вести (что приравнивается к полной гибели судна), а также разумные и необходимые расходы по спасанию судна. Никакие иные убытки не подлежат возмещению.

5.«С ответственностью только за полную гибель судна». По этим условиям возмещаются убытки от полной гибели судна и пропажи его без вести. Не возмещаются даже необходимые и целесообразные расходы по спасанию судна.

Современное морское страхование включает не только страхование судов, ответственности судовладельцев, но и страхование грузов (товаров, перевозимых морскими судами).

Особенности и условия морского страхования, регулирующие взаимоотношения сторон договора страхования, содержатся в Кодексе торгового мореплавания (КТМ), соответствующем международным правовым нормам в этой области.

Грузы страхуются в соответствии с основными типами торговых сделок, разработанных Международной торговой палатой в документе «Инкотермс».

Основными участниками транспортной перевозки являются:

Отправитель (или грузоотправитель) - физическое или юридическое лицо, отправляющее принадлежащий ему груз из пункта А в пункт Б;

Получатель - физическое или юридическое лицо, которое имеет право получить этот груз в пункте Б. Это право предоставляет ему отправитель, обозначив получателя в товарно-транспортных документах;

Перевозчик - физическое или юридическое лицо (чаще всего транспортная организация), владеющее транспортным средством или арендующее его. Перевозчик должен доставить переданный ему отправителем груз из пункта А в пункт Б и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю) или доставить в пункт перевалки на другое транспортное средство;

Экспедитор - как правило, юридическое лицо, которое обеспечивает координацию и взаимодействие всех сторон, включенных в перевозку, осуществление перевалочных операций в пунктах перевалки и иных услуг, связанных с договором перевозки.

В качестве субъектов страхования грузов выступают страхователь, страховщик, выгодоприобретатель.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 930 ГК РФ груз может быть застрахован в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого груза. При отсутствии такого интереса договор страхования является недействительным.

Предметами страхования грузов всегда являются конкретные материальные ценности (грузы) или иные ценности, предусмотренные правилами страхования того или иного страховщика.

Объектом страхования грузов являются имущественные интересы страхователя (выгодоприобретателя), связанные с сохранением, восстановлением того или иного предмета страхования грузов при наступлении страхового случая и с потребностью в дополнительном источнике средств для этих целей.

Страхование перевозимых грузов - один из видов страхования имущества, необходимый элемент международных торговых контрактов - имеет существенные особенности, отличающие его от страхования других видов имущества, и требует специальных подходов для учета этой специфики.

Во-первых, при страховании груза страховая сумма может значительно превышать стоимость груза на месте его приобретения (производства), поскольку его цена в пункте доставки значительно выше. Именно эта разница составляет ту часть имущественного интереса покупателя, которая также должна быть защищена страхованием. В обычаях делового оборота принято увеличение страховой суммы над стоимостью товара в месте его приобретения в размере 10%.

Во-вторых, технология и состав страховой защиты должны учитывать технологию процесса доставки груза и то, что в процессе доставки груз исключается, как правило, из-под контроля его собственников (и продавца, и покупателя) и в процессе доставки оказывается под контролем перевозчика, принимающего на себя ответственность за его доставку (причем таких перевозчиков может быть несколько и виды транспорта могут взаимодействовать в процессе доставки).

К третьей особенности относится возможность и зачастую необходимость применения упрощенной технологии страхования грузов вследствие относительного постоянства торговых связей и транспортных потоков. Страховая защита таких грузоперевозок ведется по открытому генеральному полису, позволяющему максимально упростить формальности по страхованию. Применительно к внешнеторговым грузам применяются правила Инкотермс.

В договоре страхования груза стороны могут предусмотреть согласованный размер франшизы (условной или безусловной) в процентах от страховой суммы или в абсолютной денежной величине.

Срок действия договора страхования грузов устанавливается по соглашению страхователя и страховщика. Договор страхования грузов может заключаться на разовую перевозку, на несколько перевозок в течение определенного периода времени, а также генеральный договор (генеральный страховой полис), заключаемый обычно на год по любой схеме перевозки.

При соблюдении общего требования для вступления договора страхования груза в силу - уплаты страховой премии или первого ее взноса (ч. 1 ст. 957 ГК РФ) - страхование (страховая защита) груза может начинаться в зависимости от схемы перевозки, согласованного со страховщиком решения страхователя и стандартных условий поставки товаров с момента:

Взятия груза для погрузки в транспортное средство со склада изготовителя товара, оптового торговца или с места хранения, нахождения перевозимого имущества юридического, физического лица, но не ранее даты, указанной в страховом полисе, и доставки его в пункт отправления железнодорожным, водным, воздушным или автомобильным транспортом;

Погрузки в вагон, водное или воздушное судно, на магистральный (внутренний или международный) автотранспорт;

Прохождения таможни;

Достижения промежуточного пункта или начала установленной договором страхования груза части транспортного маршрута.

Страхование груза может заканчиваться:

После доставки груза на склад грузополучателя, обозначенный как конечный пункт доставки, или иное место хранения в указанном пункте назначения;

После доставки на любой другой склад или место хранения, которое до или в указанном пункте назначения было выбрано страхователем;

Или по истечении 60 дней после окончания разгрузки застрахованного груза с борта судна в порту в зависимости от того, какое из трех событий произошло раньше.

В заявлении страхователем должны указываться, как правило, следующие сведения :

Полное и сокращенное наименование страхователя, адрес и телефон;

Точное наименование груза (каждого из подлежащих перевозки предметов), род упаковки, число мест, вес;

Номера перевозочных документов (транспортные накладные, квитанции, коносаменты);

Вид транспортного средства: наименование, марка, тип, номер государственной регистрации (для водного средства - наименование, год постройки, тоннаж, принадлежность);

Способ отправки груза (в трюме, на палубе, навалом, насыпью, наливом);

Пункты отправления, назначения и перевалки груза;

Дата отправки груза и доставки в пункт назначения;

Действительная стоимость груза;

Страховая сумма;

Вид страховой ответственности страховщика, выбираемый страхователем.

При заключении договора страхования особое значение имеют так называемые «стандартные исключения» из страхового покрытия, которые определяют размер страховой выплаты в зависимости от характера и объема повреждения застрахованного груза. Они изложены в Условиях (оговорках) морского страхования (Marine Insurance Clauses) Института лондонских андеррайтеров. Эти условия применяются не только при страховании грузов, перевозимых морским транспортом, но и при страховании железнодорожных, воздушных и автомобильных грузоперевозок. В соответствии с этими Условиями договор страхования может быть заключен на следующих условиях:

· Условия А - это наиболее полное страховое покрытие, так называемое страхование «от всех рисков»;

· Условия В - страховому покрытию подлежат только следующие риски:

1. Гибель застрахованного груза или повреждение, произошедшее вследствие:

Пожара или взрыва;

Разгрузки груза в порту в результате аварии;

Землетрясения, вулканического извержения или удара молнией.

Выбрасывания или смытия груза за борт судна;

Протечки морской, озерной или речной воды в судно, транспортное средство, контейнер с грузом или место хранения.

3. Полная потеря отдельных частей груза в результате падения за борт при погрузке или разгрузке.

· Условия С - предоставляется страховое покрытие только следующих рисков:

1. Гибель застрахованного груза или его повреждение, произошедшее вследствие:

Пожара или взрыва;

Посадки на мель, выброса на берег, опрокидывания судна или в случае, когда судно тонет;

Опрокидывания или схода с рельсов при наземной транспортировке;

Столкновения судна или транспортного средства с любым объектом, за исключением контакта с водой;

Разгрузки груза в порту в результате аварии.

2. Гибель застрахованного груза или его повреждение, произошедшее вследствие:

Убытков, расходов и взносов по общей аварии;

Выбрасывания груза.

В зависимости от вида груза страхователю следует обратить внимание на основные риски, сопровождающие перевозку таких грузов, как:

1. Насыпные грузы.

2. Промышленная техника и оборудование.

3. Автомобили и другие транспортные средства.

4. Продукты питания.

5. Фрукты, растительная продукция.

6. Нефть и нефтепродукты.

Для оценки риска непосредственно самой транспортировки грузов необходима следующая информация о надежности, опытности перевозчика , услугами которого предполагается воспользоваться:

Сведения о транспортной компании, об опыте работы и статистические данные об убытках, а также подтверждение о заключении страхователем договора с ней о перевозке груза или накладная;

Какими документами регулируется порядок перевозки грузов: это могут быть международные конвенции, внутренние правила (устав автомобильного транспорта) и т.д.

При страховании ответственности судовладельцев могут быть покрыты следующие риски (убытки, расходы):

1. Убытки или компенсация за потерю жизни, телесное повреждение или заболевание любого лица, находящегося на борту или поблизости от зарегистрированного судна, но не из числа команды.

2. Убытки или компенсация за потерю жизни, телесное повреждение или заболевание капитана, моряка или члена экипажа зарегистрированного судна.

3. Убытки или компенсация за потерю жизни, телесное повреждение или заболевание любого лица, нанятого для обработки груза на судне, возникшие в период обработки груза.

4. Убытки или компенсация за потерю жизни, телесное повреждение или заболевание любого лица на борту другого судна, вызванное небрежным вождением или управлением зарегистрированного судна.

5. Расходы, понесенные по закону или коллективному или специальному соглашению в отношении смерти, телесного повреждения или заболевания капитана или любого члена экипажа (расходы по госпитализации, медицинскому обслуживанию или похоронные расходы).

6. Расходы по репатриации капитана, любого члена экипажа с зарегистрированного судна.

7. Расходы по оплате найма членов экипажа взамен умершего или репатриированного.

8. Возмещение капитану или члену экипажа стоимости погибшего имущества.

9. Расходы, понесенные судовладельцем в отношении моряков, потерпевших бедствие.

10. Портовые и девиационные расходы, связанные с высадкой или передачей безбилетных пассажиров, больных и лиц, потерпевших телесные повреждения.

11. Расходы по спасению жизни, если они не подлежат возмещению страховщиками КАСКО.

12. Ответственность на случай столкновения и ряд других случаев.

В морском страховании для доказательства интереса в застрахованном грузе необходимо представить коносаменты, железнодорожные накладные и другие перевозные документы, фактуры и счета, если по содержанию этих документов страхователь или его представитель имеют право распоряжаться грузами.

Наличие страхового случая подтверждается:

Морским протестом;

Выпиской из судового журнала;

Другими актами, свидетельствующими о причинах страхового случая, а при пропаже судна без вести - достоверными сведениями о его выходе из последнего порта и ожидаемой дате прибытия в очередной порт.

Для доказательства размера претензии по убытку представляются:

Аварийные сертификаты, составляемые аварийным комиссаром;

Акты экспертизы;

Оценочные и другие документы, составленные в соответствии с законом и обычаями того места, где происходит оформление убытка;

Оправдательные документы по произведенным расходам, а в случае наличия требования по уплате доли в общей аварии - обоснованный расчет и диспаша.

Морской протест - заявление, сделанное компетентному государственному органу капитаном судна, с изложением в нем важнейших обстоятельств морского происшествия и мер, принятых командованием судна для предотвращения полной или частичной ликвидации его неблагоприятных последствий.

Судовой журнал - документ, в котором капитан или вахтенный помощник капитана в хронологическом порядке ведут регистрацию всех фактов и обстоятельств, относящихся к судну, экипажу, грузу и т.п.

Машинный журнал – документ,в котором в хронологическом порядке заносятся все данные, относящиеся к машинному отделению, в том числе полученные и исполненные команды.

Статья 278 КТМ предусматривает: если груз застрахован от гибели, страхователь или выгодоприобретатель может заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованный груз (абандон) и получить всю страховую сумму в случае:

1) пропажи судна без вести (с застрахованным грузом на борту);

2) уничтожения груза (полной фактической гибели);

3) экономической нецелесообразности восстановления груза (полной конструктивной гибели судна);

4) экономической нецелесообразности доставки груза в порт назначения;

5) захвата судна (с застрахованным грузом на борту) или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более чем шесть месяцев.

Наиболее сложные взаимоотношения между страхователем и страховщиком, а также грузополучателем и перевозчиком возникают при общей аварии, убытки и расходы по которой подлежат возмещению страховщиком.

В морском праве термин « авария » - это не само происшествие, а убытки и расходы, причиненные этим происшествием морскому предприятию. Эти убытки делятся на убытки общей аварии – убытки, которые распределены между всеми участниками морского предприятия, и частной аварии – убытки, которые падают на владельца поврежденного имущества или на того, кто ответственен за их причинение. Убытки общей аварии распределяются между судном, грузом и фрахтом пропорционально их стоимости. Каждый из страховщиков груза, судна или фрахта безоговорочно возмещает падающую на него долю убытков.

Общая стоимость имущества, участвующего в покрытии убытка по общей аварии, именуется контрибуционным капиталом . Контрибуционный капиталопределяется по действительной чистой стоимости имущества по окончании рейса с прибавлением к ней суммы, возмещаемой по общей аварии за пожертвованное имущество.

Наличие общей аварии устанавливается диспашерами .Расчет по распределению общей аварии именуется диспашей и составляется диспашерами по заявлению заинтересованных лиц.

Грузополучатель при приеме груза обязан возместить перевозчику все необходимые расходы, произведенные им за счет грузоотправителя, а в случае общей аварии - внести аварийный взнос или представить надежное обеспечение (на основании залогового права перевозчик до уплаты соответствующей суммы может задержать выдачу груза).

Аварийная подписка - письменное заявление грузополучателя, в котором он обязуется уплатить приходящуюся на груз долю по общей аварии согласно диспаше.

На практике, однако, наряду с аварийной подпиской перевозчик или его агент может потребовать от грузополучателя внесения денежного депозита в обеспечении платежей по общей аварии. Размер депозита определяется из примерной стоимости груза в порту назначения и возможной суммы убытка и расходов по общей аварии.

По договоренности сторон денежный депозит может быть заменен банковской гарантией или гарантийным письмом страховых компаний, в которых застрахован груз.

Основные риски в международной торговле связаны с транспор­тировкой товаров, поэтому основное значение имеет транспортное страхование. Объектами транспортного страхования являются:

груз-карго;

транспортное средство - каско;

В международной торговле перевозки осуществляются в основ­ном морским транспортом, поэтому морскому страхованию уделя­ется особое внимание.

Основные требования к договору морского страхования содер­жатся в главе XII Кодекса торгового мореплавания (КТМ), которая регулирует взаимоотношения между сторонами договора.

Объектом морского страхования может быть имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием: судно, в том числе находящееся в постройке, груз, фрахт, плата за проезд, арендная плата, прибыль, ожидаемая от груза, заработная плата и иные виды вознаграждения капитана и других лиц судового экипажа," а также риск, принятый на себя страховщиком (перестрахование).

Договор страхования должен иметь только письменную форму. В этой связи страховщик обязан выдать страхователю документ (по­лис, страховой сертификат и т.п.).

Договор морского страхования грузов заключается на основании письменного заявления страхователя. Заявление должно содержать:

точное наименование груза, род упаковки, число мест, вес груза;

номера и даты коносаментов или других перевозочных докумен­тов;

наименование, год постройки, флаг и тоннаж судна;

способ транспортировки груза (в трюме, на палубе, навалом, на­сыпью, наливом);

пункты отправления, перегрузки и назначения груза;

дату отправки груза, страховую сумму, условия страхования.

Страховщик вправе требовать, чтобы грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для предохранения от утраты, недостачи и повреждения, предъявлялись к перевозке в исправной таре и упаковке, соответст­вующей государственным стандартам и техническим условиям, а грузы, не имеющие установленных для них государственных стан­дартов и технических условий, - в исправной таре и упаковке, обес­печивающей их сохранность при перевозке и перевалке.

Перевозчик обязан заблаговременно обеспечить техническую пригодность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить его, укомплектовать экипаж и снабдить всем необходимым, а также при­вести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозятся гру­зы, в состояние, обеспечивающее надлежащий прием, перевозку и сохранность груза.

Договор страхования считается заключенным с момента, когда факт страхования подтвержден страховой компанией. После такого подтверждения страхователь выдает страховой полис.

Договор страхования может быть заключен на следующих усло­виях;

с ответственностью за все риски;

с ответственностью за частную аварию;

без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения.

Эти условия разработаны с учетом международной практики, сложившейся в морском страховании грузов, и соответствуют, в част­ности, стандартным условиям, выработанным Институтом лондон­ских страховщиков.

Условия Института лондонских страховщиков в силу их стандар­тизации и общепризнанности широко применяются страховыми ком­паниями большинства стран мира.

По договору страхования, заключенному страховой компанией на условиях с ответственностью за все риски, возмещаются все убытки от повреждения или полной гибели всего либо части застрахованного груза, кроме убытков, произошедших в результате:

а) всякого рода военных действий или военных мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями, пиратских действий, а также гражданской войны, народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, ареста и уничтожения грузов по требованию военных и гражданских властей;

б) прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиа­ции и радиоактивного заражения, связанных с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов;

в) умысла или грубой небрежности страхователя, или выгодоприобретателя, или их представителей, а также нарушения установлен­ных правил перевозки, пересылки и хранения грузов;

г) влияния температуры, трюмного воздуха или особых свойств и естественных качеств груза, включая усушку;

д) несоответствующей упаковки грузов и отправления грузов в поврежденном состоянии;

е) воздействия огня или взрыва вследствие погрузки с ведома стра­хователя, выгодоприобретателя или их представителей, но без ведо­ма страховой компании, веществ и предметов, опасных в отноше­нии взрыва или самовозгорания;

ж) недостачи груза при целостности наружной упаковки;

з) повреждения грузов червями, грызунами и насекомыми;

и) несвоевременной доставки грузов и падения цен.

Не возмещаются также всякие другие косвенные убытки страхо­вателя, кроме тех случаев, когда по условиям страхования такие убыт­ки подлежат возмещению по общей аварии.

Под общей аварией понимаются убытки и расходы, причиненные в результате столкновения судов, пожара или взрыва на судне, по­садки на мель и т.п., которые распределяются между всеми участни­ками морского предприятия: судном, грузом и фрахтом.

В международной практике широко применяются так называемые Йорк-Антверпенские правила, представляющие собой свод сложив­шихся основных положений об убытках по общей аварии и порядке их распределения. Условия о применении этих Правил на случай общей аварии обычно включаются в коносаменты и чартеры с ука­занием года редакции Правил.

По договору страхования, заключенному на условиях соответст­венностью за частную аварию, возмещаются:

убытки от повреждения или полной гибели всего или части заст­рахованного груза вследствие огня, молнии, бури, вихря и иных сти­хийных бедствий, крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собой или удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва, повреждения судна льдом, подмочки забортной водой, а так­же в результате мер, принятых для спасения или тушения пожара;

убытки вследствие пропажи судна или самолета без вести;

убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза в результате несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке грузов и приеме судном топлива;

убытки, расходы и взносы по общей аварии;

все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза, а также по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается согласно условиям страхования.

При страховании грузов на условиях с ответственностью за част­ную аварию не возмещаются убытки, перечисленные в пунктах «а»-«з» условий страхования с ответственностью за все риски.

Условия страхования без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения по объему ответственности, перечню страховых слу­чаев, при которых подлежат оплате убытки, а также по совокуп­ности исключений из страхового покрытия в целом совпадают с условиями страхования с ответственностью за частную аварию. Раз­личия между этими условиями заключаются в том, что по условиям с ответственностью за частную аварию возмещаются убытки от по­вреждения или полной гибели всего или части груза, в то время как по условиям без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения, возмещаются убытки только от полной гибели всего или части груза.

Установление факта и причин страхового случая, размера ущерба, причиненного застрахованному имуществу в результате страхового случая, документальное оформление и оплату страхования в практике иностранного страхования принято именовать ликвидацией убытка.

Ликвидацией убытка завершаются юридические и экономичес­кие взаимоотношения между страхователем и страховщиком, выте­кающие из договора морского страхования.

Страховщик вправе путем уплаты страховой суммы освободить себя от дальнейших обязательств по договору страхования. О своем намерении воспользоваться этим правом страховщик обязан уведо­мить страхователя в течение семи дней со дня получения от него (страхователя) извещения о страховом случае и его последствиях и возместить расходы, произведенные страхователем в целях предотвращения или уменьшения убытков до получения им указанного уве­домления страховщика.

Страхователь может заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество или сделать заявление об абандоне и получить страховую сумму в случаях: пропажи судна без вести, экономической нецелесообразности восстановления или ремонта застрахо­ванного судна (полная конструктивная гибель); экономической нецелесообразности устранения повреждения или доставки застрахо­ванного груза в место назначения; захвата судна или груза, застрахо­ванного от такой опасности, если захват длится более двух месяцев.

Заявление об абандоне должно быть сделано страховщику в тече­ние шести месяцев после наступления перечисленных обстоятельств. Соглашение сторон, противоречащее этому правилу, недействитель­но. По истечении шестимесячного срока страхователь лишается права на абандон, но может требовать возмещения убытка на общих осно­ваниях.

По особому соглашению - генеральному полису могут быть застра­хованы все или известного рода грузы, которые страхователь полу­чает или отправляет в течение определенного срока.

Страхователь обязан по каждой отправке грузов, подпадающей под действие генерального полиса, сообщать страховщику необхо­димые сведения: наименование судна, на котором отправляется груз, путь следования груза и страховую сумму. Страхователь не освобож­дается от этой обязанности, даже если он получает сведения об от­правке грузов после доставки в место назначения в неповрежденном состоянии.

По генеральному полису считаются застрахованными грузы, пе­ревозимые: по морским и водным путям на всякого рода исправных, допущенных к плаванию в данном районе судах; по железной доро­ге; автомашинами и другими обычно употребляемыми средствами транспорта; воздушным транспортом.

Страхование грузов по генеральному полису оформляется на ос­новании заявления страхователя или иного документа, содержащего необходимые данные. Такое заявление страхователь делает по каждой отправке груза, подпадающей под действие генерального полиса.

До отхода судна или другого транспортного средства страхова­тель сообщает следующие данные:

наименование груза, число мест, вес и род упаковки;

вид транспорта и способ отправки груза;

пункты отправления и назначения груза, а также перевалок и перегрузок;

дата отправки груза (выхода судна из порта);

номера и даты коносаментов, накладных или других транспорт­ных документов;

страховая сумма;

условия страхования грузов.

Если грузы, подлежащие страхованию по генеральному полису, не будут заявлены на страхование, страховая фирма оставляет за собой право отказаться от оплаты возможного убытка.

Правовые нормы морского страхования находят свое закрепление в соответствующих договорах страхования. Транспортное страхование в Российской Федерации регулируется Законом Российской Федерации от 27.11.1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с учетом корректировки), гл. 47 Гражданского Кодекса Российской Федерации «Страхование», а также гл. XV Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Договор морского страхования представляет собой гражданско-правовую сделку. Это двустороннее письменное соглашение, в силу которого страховая организация обязуется при наступлении страхового случая возместить понесенный ущерб вследствие этого события указанному в договоре страхователю или иному лицу (выгодоприобретателю), уполномоченному на ее получение, а страхователь обяжется уплачивать страховые платежи (страховые премии), назначенные страховщиком. В результате заключенного договора морского страхования между страхователем и страховщиком складываются определенные правоотношения, которые направлены на удовлетворение имеющихся страховых интересов.

Согласно ст.927 Гражданского Кодекса РФ страхование осуществляется на основе договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Если говорить более конкретно -- морской страховщик. Страхователи -- судовладелец, морской перевозчик (фрахтователь), грузовладелец, пассажир или член экипажа морского судна, а также другие физические или юридические лица.

На транспорте используются различные виды страхования. Наиболее важным из них является имущественное. Страхование может осуществляться в двух формах: добровольной (на основе добровольно заключаемого договора между страховщиком и страхователем) и обязательной (предусмотренное законом).

Заключение договора морского страхования всегда обусловлено страховым интересом, который имеют судовладелец (перевозчик), грузовладелец или иное лицо в обеспечении объекта морского страхования (судна, груза, фрахта и т. д.). Не все интересы можно страховать. Страховщики не несут ответственности по договору морского страхования за убытки вследствие ядерного взрыва. Военные риски страхуются специальным договором страхования. При этом, исходя из оценки объекта морского страхования и других факторов (рисковых обстоятельств), выражающих степень опасности предполагаемого морского предприятия, страховщик связывает заключение договора морского страхования со своей стороны с безусловным обязательством страхователя внести назначенные страховые платежи (целиком или в рассрочку). Для страхователя назначенные страховые платежи -- плата за риск. Для морского страховщика назначенные страховые платежи -- денежное выражение оцененного риска. Поочередно вносимые страховые платежи всегда характерны для деятельности клубов взаимного страхования судовладельцев. Здесь все зависит от того, как фактически сложится прохождение заключенных договоров морского страхования между судовладельцами, объединенными в клуб.

В этой связи клуб взаимного страхования первоначально назначает судовладельцам-страхователям авансовые (предварительные) страховые платежи. Затем могут последовать требования клуба к судовладельцам об уплате дополнительных страховых платежей.

Страховые платежи -- это плата за морское страхование, через которые страхователь удовлетворяет свой страховой интерес. В определенной мере это одновременно издержки страхователя, обусловленные морским предприятием. Для морского страховщика поступающие страховые платежи в счет заключаемого договора морского страхования - это источник формирования страхового фонда и других целевых фондов, которые в будущем (если произойдет страховой случай) предназначаются на выплату страхового возмещения страхователю. Страховые платежи (взносы), уплачиваемые при заключении договора морского страхования в акционерную страховую компанию, а те же страховые платежи (взносы), уплачиваемые клубу взаимного страхования.

Содержание договора морского страхования в российской правоприменительной практике раскрывает глава XV Кодекса торгового мореплавания РФ. По договору морского страхования страховщик обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренных договором морского страхования опасностей или случайностей, которым подвергается объект страхования (страхового случая), возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен такой договор (выгодоприобретателю), понесенные убытки. Договор морского страхования должен быть заключен только в письменной форме. В удостоверение заключенного договора морского страхования страхователю вручается страховщиком особый документ, который называется страховой полис. При этом различают традиционный и генеральный страховой полис. Кроме того, страховой полис может быть именной (где указан страхователь и/или выгодоприобретатель) и на предъявителя. В качестве промежуточного документа, предшествующего выдаче страхового полиса, может быть выдан страховой сертификат.

Физическое или юридическое лицо, на руках которого находится страховой полис, называется держателем страхового полиса или полисодержателем.

Передача страхового полиса от одного предъявителя к другому предъявителю осуществляется с помощью специальной передаточной надписи -индоссамента. В хозяйственном обороте, связанном с торговым мореплаванием, получили распространение рейсовые (срочные) страховые полисы, т. е. имеющие фиксированный срок действия; смешанные, т. с. на срок и на рейс одновременно; таксированные, т.е. имеющие твердо фиксированную страховую стоимость, или нетаксированные, где страховая стоимость заранее не указывается, а при гибели застрахованного имущества оценка его стоимости устанавливается документально по факту.

Гражданский Кодекс РФ не относит страховой полис к числу денежных документов. В случае утери страхового полиса страхователем (держателем) или иным участником страховых правоотношений (например, выгодоприобретателем) он подлежит восстановлению в качестве дубликата.

Более углубленная классификация страховых полисов возможна исходя из объема страхового покрытия, сроков действия заключаемых договоров страхования, лимитов ответственности морского страховщика и некоторых других отличительных особенностей.

Страховой полис является неотъемлемой частью условий заключенного договора морского страхования.

В качестве страховых случаев понимаются морские опасности и другие случайности, которые угрожают торговому мореплаванию. При наступлении страхового случая страхователь обязан принять разумные и доступные меры по предотвращению или уменьшению убытков. Страхователь должен немедленно известить страховщика о наступлении страхового случая и следовать указаниям страховщика, если такие указания будут даны им.

Типичным страховым случаем является столкновение судов и иные формы коллизии, пожар на судне (баратрия), выбрасывание груза за борт, пиратство и терроризм.

Каждый договор морского страхования должен содержать определенную страховую сумму, которую объявляет страховщику страхователь. Страховой премией или страховым взносом, страховым платежом является сумма, уплаченная страхователем страховщику за то, сто он принял на себя риск ответственности по возможному ущербу при наступлении страхового случая. Страховщик вправе согласиться или не согласиться с объявленной страхователем страховой суммой. В договоре морского страхования должна указываться страховая сумма, отражающая действительную стоимость имущества. Страховая сумма указывается в валюте страхования и исходит из сделанной опенки объекта морского страхования.

При страховании судна, груза или иного имущества страховая сумма не может превышать их действительную стоимость (страховую стоимость) в момент заключения договора морского страхования. Страховщик не может оспаривать страховую стоимость имущества, определенную договором морского страхования, если не докажет что он намеренно введен в заблуждение страхователем.

Если страховая сумма, указанная в договоре морского страхования, превышает страховую стоимость имущества, то договор морского страхования является недействительным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость. Когда страховая сумма объявлена ниже страховой стоимости имущества, то размер страхового возмещения уменьшается пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости.

В случае, если по получении страхового возмещения судно окажется непогибшим, страховщик может требовать, чтобы страхователь или выгодоприобретатель, оставив за собой имущество, возвратил страховое возмещение за вычетом той части страхового возмещения, которая соответствует реальному ущербу, причиненному страхователю или выгодоприобретателю. Страховое возмещение страхователю по факту страхового случая в связи с причиненным материальным ущербом является страховой выплатой. Выплата страхового возмещения увязывается с конкретным объектом страхования, указанным в договоре морского страхования. Выплачиваемое страховое возмещение не может быть больше страховой суммы (страховой стоимости), обусловленной условиями договора морского страхования.

Объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием. За объект морского страхования, например, может быть принято судно, в т. ч. строящееся судно, груз, фрахт. Сюда же относятся плата за проезд пассажиров, плата за пользование судном, ожидаемая от груза прибыль и другие обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом требования. В качестве объекта морского страхования могут быть признаны заработанная плата и иные причитающиеся капитану судна суммы, в том числе расходы на репатриацию, ответственность судовладельца перед третьими лицами. Объект морского страхования должен быть указан в договоре морского страхования.

Страхователь или выгодоприобретатель обязан немедленно, как только это станет ему известно, сообщить страховщику о любом существенном изменении, которое произошло с объектом страхования или в отношении объекта страхования (перегрузка, изменение способа перевозки груза, порта выгрузки, отклонение судна от обусловленного или обычного маршрута следования, оставление судна на зимовку и др.). Страховая сумма отражает денежный эквивалент объекта страхования, обозначаемого соответствующим договором морского страхования. Во многом от действительной стоимости объекта морского страхования на день заключения договора морского страхования определяется величина страхового платежа (страхового взноса), назначаемого морским страховщиком страхователю. Через объект морского страхования выражается страховой интерес страхователя и его намерение заключить договор морского страхования. Без страхового интереса не может быть заключен договор морского страхования.

При заключении договора морского страхования страхователь обязан сообщить страховщику сведения об обстоятельствах, которые имеют существенное значение для определения степени риска, угрожающего объекту страхования, и которые известны или должны быть известны страхователю. В отношении судна, принимаемого на страхование, к числу таких существенных обстоятельств относятся:

  • - год постройки судна (объективно в наиболее общей форме указывает страховщику на его техническое состояние);
  • - назначение судна (например, сухогруз, нефтеналивное судно, газовоз, автомобильный паром и т.д.);
  • - водоизмещение судна (количество воды, вытесненное плавающим судном);
  • - брутто-тоннаж (валовая или полная регистровая вместимость судна);
  • - конструктивные особенности и технологические материалы, использованные при постройке корпуса судна (стальные, деревянные, смешанные, композитные и т. д.);
  • - флаг судна;
  • - судовладелец (юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании);
  • - ограничения по району плавания (содержащиеся в судовых документах);
  • - вид главного судового двигателя и используемого для его эксплуатации топлива (например, дизельная установка, паротурбинная установка, атомная энергетическая установка и т. д., соответственно дизельное топливо, уголь, ядерные энергетические материалы и т. д.).

В отношении груза, предназначенного для перевозки и принимаемого на страхование, к числу таких существенных обстоятельств относятся:

  • - вид груза (например, генеральный, навалочный, крупногабаритный, рефрижераторный и т. д.);
  • - позиция товарной номенклатуры (например, в отношении навалочных грузов указывается, какой именно подлежит морской перевозке: сахар-сырец, зерно, шрот, щебень и т. д. Если планируется, например, морская перевозка рефрижераторного груза, то указывается -- мороженая рыба, мясо, цитрусовые, куриные окорочка и т. п.);
  • - тара и упаковка груза (например, мешки, паллеты (поддоны), коробки, ящики и т. д.);
  • - масса, вес, объем груза в соответствующих единицах измерения;
  • - маршрут следования груза (с точки зрения ожидаемых погодноклиматических условий в процессе морской перевозки, а также необходимого технологического оборудования в порту погрузки и порту выгрузки для погрузочно-разгрузочных операций);
  • - прочие специфические особенности морской перевозки груза (например, доставка груза от дверей склада порта погрузки до дверей склада порта выгрузки; ожидаемые политические риски в пути следования груза (например, объявление груза в порту выгрузки контрабандным товаром) и т.д.

Перечисленные существенные обстоятельства служат основанием для достоверного суждения морского страховщика относительно объекта морского страхования. Сопоставляя существенные обстоятельства и сравнивая их друг с другом, а также имеющимся прошлым опытом, систематизированным в натуральных и стоимостных показателях страховой статистики, морской страховщик производит котировку риска, т. е. выносит решение относительно целесообразности заключения договора морского страхования и тарифной ставки страхового платежа. Право производить котировку риска в отношении объекта морского страхования может быть передоверено морским страховщиком страховому брокеру. Тем не менее, окончательное решение относительно заключения договора морского страхования по результатам котировки принадлежит морскому страховщику.

При несообщении страхователем сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения степени риска, или при сообщении им неверных сведений, страховщик вправе отказаться от исполнения договора морского страхования. При этом страховая премия причитается страховщику, если страхователь не докажет, что несообщение им сведений или сообщение неверных сведений произошло не по его вине.

Страховщик не вправе отказаться от исполнения договора морского страхования, если обстоятельства, которые имеют существенное значение для определения степени риска и о которых не сообщил страхователь, отпали. Вместе с тем, в случае, когда при заключении договора морского страхования отсутствовали ответы страхователя на вопросы о сведениях, запрошенных страховщиком, то страховая компания не может впоследствии отказаться от исполнения договора морского страхования на том основании, что такие сведения не были сообщены.

Страхователь или выгодоприобретатель обязан немедленно, как только это станет ему известно, сообщить страховщику о любом существенном изменении, которое произошло с объектом страхования или в отношении объекта страхования (перегрузка, изменение способа перевозки груза, порта выгрузки, отклонение судна от обусловленного или обычного маршрута следования, оставление судна на зимовку и др.). Любое изменение, увеличивающее риск, если только оно не вызвано спасанием людей, судов или грузов либо необходимостью безопасного продолжения рейса, дает страховщику право пересмотреть условия договора морского страхования или потребовать дополнительной страховой премии. В случае, если страхователь не согласится с этим, то договор морского страхования прекращается с момента наступления такого изменения.

В РФ договор морского страхования вступает в силу в момент уплаты страховой премии. Данная правовая норма соответствует общепринятой международной практике. Плательщиком страховой премии выступает страхователь в лице судовладельца, фрахтователя, грузовладельца и других. Страхователь обязан уплатить фрахтовщику страховую премию в обусловленный договором морского страхования срок.

Правоотношения, устанавливаемые по договору морского страхования, предполагают возможность наличия выгодоприобретателя. В данном случае договор морского страхования заключается страхователем в пользу выгодоприобретателя. Наличие выгодоприобретателя не освобождает страхователя от выполнения обязанностей, которые возложены на него по условиям заключенного договора страхования. Наряду со страхователем, выгодоприобретатель несет все обязанности по договору морского страхования, если этот договор заключен по его поручению или без его поручения, но при условии, что в последующем выгодоприобретатель выразит свое согласие на страхование.

Если договор морского страхования был заключен в пользу выгодоприобретателя, то страхователь пользуется всеми правами, предусмотренными этим договором без наличия специальной доверенности, выданной выгодоприобретателем.

Договор морского страхования может быть заключен страхователем в пользу выгодоприобретателя независимо от того, указано имя или наименование выгодоприобретателя в этом договоре или нет. Если имя или наименование выгодоприобретателя не указано при заключении договора морского страхования, то страховщик выдает страхователю страховой полис или иной страховой документ (например, страховой сертификат) на имя предъявителя.

Неотъемлемой правовой нормой в Российской Федерации в отношении договора морского страхования является соблюдение страховщиком тайны страхования. Гражданский кодекс РФ под тайной страхования понимает совокупность сведений о страхователе, которые получены страховщиком в результате своей профессиональной деятельности и не подлежат разглашению во всеобщее сведение.

Одна из отличительных особенностей договора морского страхования -- абандон. Правовой и экономический смысл абандона заключается в возможности отказа страхователя от своих прав на застрахованное судно и/или перевозимый этим судном груз с целью получения от страховщика всей (100%) страховой суммы. Заключая договор морского страхования, страхователь обязан объявить денежную сумму, на которую он страхует соответствующий интерес, т. е. страховую сумму. В случае абандона страховая сумма выплачивается страхователю или выгодоприобретателю, а права на застрахованное имущество переходят к страховщику. Основанием для заявления абандона со стороны страхователя или выгодоприобретателя по договору морского страхования служат:

  • - пропажа судна без вести;
  • - уничтожение судна и/или груза (полная фактическая гибель);
  • - экономическая нецелесообразность восстановления или ремонта судна (полная конструктивная гибель);
  • - экономическая нецелесообразность устранения повреждений судна или доставки груза в порт назначения;
  • - захват судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более чем шесть месяцев.

Заявление об абандоне должно быть сделано страховщику в течение шести месяцев с момента окончания срока или наступления обстоятельств, удостоверяющих юридический факт пропажи судна без вести, полной фактической или конструктивной гибели и т. д. Правовые нормы требуют от страхователя или выгодоприобретателя по договору морского страхования, чтобы заявление об абандоне было сделано в безусловной форме. Это значит, что заявление об абандоне не может быть взято страхователем или выгодоприобретателем обратно. По истечении шести месяцев страхователь или выгодоприобретатель утрачивает право на абандон и может требовать возмещения убытков на общих основаниях.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации предусматривает такое понятие как «отчуждение застрахованного груза». При отчуждении застрахованного груза договор морского страхования сохраняет силу. При этом на приобретателя такого груза переходят все права и обязанности страхователя. Если до момента отчуждения застрахованного груза страховая премия не уплачена, то обязанность ее уплаты несут как страхователь груза, так и его приобретатель. Требование уплатить страховую премию не относится к держателю страхового полиса или другого страхового документа (например, страховой сертификат), в которых отсутствует указание на то, что страховая премия не уплачена.

При отчуждении застрахованного судна договор морского страхования прекращается с момента отчуждения судна. В случае отчуждения застрахованного судна во время рейса по требованию страхователя, договор морского страхования остается в силе до окончания рейса и на приобретателя такого судна переходят все права и обязанности страхователя. Аналогичным образом решается вопрос по договору морского страхования ответственности судовладельца.

Страховщик не несет ответственности за убытки, причиненные умышленно или по грубой неосторожности страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя. При страховании судна страховщик не несет ответственности за убытки, причиненные вследствие:

  • - отправки судна в немореходном состоянии; если только немореходное состояние судна не было вызвано скрытыми недостатками судна;
  • - ветхости судна и его принадлежностей, их изношенности;
  • - погрузки с ведома страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя, но без ведома страховщика веществ и предметов, опасных в отношении взрыва и самовозгорания.

Существует ряд случаев, когда страховщик также освобождается от ответственности при страховании груза. Основанием для этого служит доказательство страховщиком, что убытки грузу были причинены:

  • - умышленно или по грубой неосторожности отправителя или получателя груза либо его представителя;
  • - вследствие естественных свойств (пороков) груза (порча, убыли, ржавчины, плесени, утечки, поломки, самовозгорания и других);
  • - вследствие ненадлежащей упаковки.

Перечисленные основания освобождения страховщика при страховании судна и груза также являются законными основаниями для освобождения страховщика от ответственности при страховании фрахта.

Убытки, причиненные вследствие ядерного инцидента, освобождают страховщика от возмещения ущерба, причиненного страхователю или выгодоприобретателю. К ним относятся убытки вследствие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного сражения. Страховщик не отвечает также за убытки, возникшие вследствие военных или пиратских действий, народных волнений, забастовок. Факт конфискации, реквизиции, ареста либо уничтожения судна или груза по требованию соответствующих властей служит основанием для освобождения страховщика по убыткам, заявленным к возмещению со стороны страхователя. Если убытки в застрахованном имуществе по договору морского страхования возникли вследствие того, что страхователь или выгодоприобретатель умышленно или по грубой неосторожности не принял меры по предупреждению или уменьшению убытков, то страховщик также освобождается от ответственности возмещать эти убытки. Умысел или грубая неосторожность страхователя или выгодоприобретателя, к результате которых возникли убытки в застрахованном объекте страхования, согласно условиям заключенного договора морского страхования, являются основанием для освобождения страховщика возместить причиненный ущерб страхователю или выгодоприобретателю либо его представителю.

Страховщик обязан возместить страхователю или выгодоприобретателю необходимые расходы, произведенные им для:

  • - предотвращения или уменьшения убытков, за которые несет ответственность страховщик, если даже меры, принятые страхователем или выгодоприобретателем по предотвращению или уменьшению убытков, оказались безуспешными;
  • - выполнения инструктивных указаний страховщика по факту страхового случая (в целях предотвращения или уменьшения убытков);
  • - выяснения и установления размера убытков, подлежащих возмещению страховщиком;
  • - составления диспаши по общей аварии.