Сша и франция несчастнее, чем бедные страны. Карьера

Новые индустриальные страны

Здесь ВВП составляет 500 - 9000$ США. В основном в эту группу входят латиноамериканские страны, включая Аргентину, Венесуэлу, Мексику, Панаму, Чили, Уругвай, а также страны Центральной Европы и Балтии. В них преодолена аграрная и сырьевая специализация их экономики, сформирован достаточно диверсифицированный промышленный комплекс, уточняется модель более равноправного участия на международных рынках. Основной статьей экспорта стали обработанные товары. В экономическом развитии большинства из них присущи тенденции, характерные для зрелой капиталистической экономики, но остается высокой теневая деятельность. У всех стран этой группы высокий уровень внешних долгов. Страны с доходами на душу населения выше среднего сосредотачивают порядка 5% населения и мирового производства (6,5% ВМП по ППС), что составляет 1/4 валового продукта всех периферийных стран.

Страны с доходами ниже среднего уровня

Третью группу образуют 54 страны и территории. Это значительная часть стран Юго-Восточной Азии и Восточной Европы, Латинской Америки, КНР. Они производят около 12% ВМП по текущим валютным курсам (29% по ППС), но в них проживает 42% населения мира. В этой подгруппе существуют большие социально-экономические различия. Особое место занимают бывшие социалистические страны, а среди них - КНР и РФ. ВВП на душу населения в этих стран не более 1,5 тыс. $ США.

Бедные страны

Самую многочисленную группу образуют страны с низким уровнем дохода, или бедные страны, в которых ВВП на душу населения в не превышал 825$. В нее входят свыше 60 стран преимущественно из Африки, Южной Азии, включая Индию и Пакистан.

Особое положение в группе бедных стран занимает Индия, обладающая большим экономическим потенциалом, разнообразной отраслевой структурой и значительным внутренним рынком.

В бедных странах проживает 37% населения мира, но производится 3% ВМП (10% ВМП по ППС).

Среди бедных стран ООН выделяет подгруппу наименее развитых стран. Особенность социально-экономического развития групп стран с развивающимися рынками состоит в том, что в ней увеличивалось число наименее развитых, беднейших стран. В эту подгруппу входят страны, которые, по существу, не обладают способностью к саморазвитию, не имеют внутренних источников преодоления их низкого уровня развития. Численность населения - до 75 млн человек.

Количество наименее развитых стран за 1970-1990-е годы увеличилось вдвое и достигло 50 (33 - в Африке). На их территории проживает свыше 11% населения мира, но они производят только 0,6% мирового продукта.

В производстве наименее развитых стран основное место занимает сельское хозяйство - свыше 38% ВВП. Доля его за 1980 - 1990-е годы не изменилась. В сельском хозяйстве этих стран занято 73% рабочей силы, а во всех развивающихся странах - 59%. Во многих из них сохраняются докапиталистические отношения.

Периферийные страны отличаются друг от друга не только социально-экономической структурой, уровнем экономического развития. Общественные структуры этих стран развиваются в рамках различных локальных цивилизаций и содержат в себе разное социокультурное наполнение .

Чрезвычайная помощь

Специальные механизмы

Фонд компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств предоставляет ресурсы государствам-членам для компенсации нехватки поступлений от экспорта, покрытия расходов за услуги и возмещения убытков, если они носят временный характер и не зависят от этих стран.

Фонд предоставляет чрезвычайную помощь в форме закупок товаров, с тем, чтобы помочь государствам-членам решить проблемы платежного баланса, вызванные внезапными стихийными бедствиями.

Предоставление ресурсов на льготных условиях развивающимся странам - членам МВФ с низким уровнем доходов в целях поддержки среднесрочной макроэкономической перестройки и структурных реформ.

В связи с эволюцией мировой валютной системы УставМВФ трижды пересматривался: 1) в 1969 г с введением системыСДР; 2) в 1976 г с созданием Ямайской валютной системы; 3) в ноябре 1993 г. с включением санкции - приостановки права участвовать в голосовании по отношению к странам, не погасившим свои долги Фонду. МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

Во-первых,МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпускаСДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет вСДР, может приобретать у других участников системыСДР конвертируемую валюту. Регулирующая рольМВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен наСДР путем назначения стран, которые ее представляют. При этомМВФ учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов.

МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана приниматьСДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита вСДР, т.е. пока суммаСДР не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей ФондомСДР.

После пересмотра в 70-е годы Устава МВФ расширены возможности стран использовать СДР для более широкого круга операций со всеми признанными Фондом владельцами этих резервных активов без его активного посредничества, как это было прежде. Операции в СДР (209,5 млрд. СДР, или 286,6 млрд. долл., с 1970 г. по 30 апреля1992г.) дают возможность странам в известной мере покрывать дефицит их платежного баланса.

В пересмотренном в результате Ямайского соглашения Уставе МВФ зафиксирована обязанность стран-членов "сотрудничать с Фондом и другими странами-членами, имея ввиду, что их политика относительно резервных активов будет согласовываться с целями содействия установлению лучшего международного надзора за международной ликвидностью и превращения СДР в главный резервный актив международной валютной системы". Предполагалось, что СДР будут выступать в роли альтернативы как золоту, так и доллару, а также другим национальным валютам, исполняющим функцию международного резервного средства. Намечалось также использовать единицу СДР в качестве универсального стоимостного эталона для установления паритетов денежных единиц стран-членов. Иными словами, ставилась цель трансформировать СДР в Основу международного валютного механизма. Пока нет оснований говорить о реальном прогрессе на пути перестройки структуры международной валютной ликвидности путем унификации резервных активов на базе СДР. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США, поскольку они не намерены отказаться от роли доллара как международного платежно-резервного средства. Система СДР не решила проблему интернационализации международной ликвидности и централизованного управления ею.



Во-вторых,МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативеСША, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Соглашение о созданииМВФ отводило золоту важное место в его ликвидных ресурсах.

В-третьих,МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных ресурсов.

Однако, обязательства стран-членов по регулированию валютных ресурсов в ныне действующем УставеМВФ (по сравнению с предыдущим) носят расплывчатый характер. Это дает странам возможность различных толкований тех или иных положений, предоставляя им относительную свободу для принятия собственных решений в данной области.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных ресурсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: 1) на основании СтатьиXIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые членыМВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена; 2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.

С момента созданияМВФ постоянно добивается от стран-членов устранения валютных ограничений и множественности валютных курсов. Однако значительная часть развивающихся, а также восточноевропейских стран все еще не имеет возможности установить в полном объеме свободную конвертируемость своих валют. Тем не менее, в июне 1978 г. 46 стран (1/3 членовМВФ), а в апреле 1994 г. 88 стран (49%) приняли на себя обязательства по СтатьеVIII о недопущении валютных ограничений.

В-пятых,МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функции координатора международного кредитования. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной деятельности в странах-заемщиках. ЗаключенияМВФ об экономической политике и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный отМВФ, приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность привлечений более крупных сумм на рынке ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной политикиМВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов - с другой.

МВФ наряду с другими международными организациями активно участвует в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, стран Восточной Европы, России, др. государствСНГ.

В-шестых,МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состояния платежных балансов, официальных золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных ресурсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены обязаны беспрепятственно предоставлять Фонду эти сведения и консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной политики.МВФ осуществляет надзор за макроэкономической и валютной политикой двумя путями. Одним из них являются предусмотренные СтатьейIV Устава консультации с правительственными учреждениями стран-членов. Другой путь - это регулярные (дважды в год) обсуждения доклада «Мировой экономический обзор». Такие обсуждения представляют собой анализ глобальной экономической ситуации в многосторонней перспективе.МВФ занимается также оказанием технической помощи странам-членам и предоставлением им разнообразного набора консультационных услуг.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран - заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений "семерки" ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт

Страны которые развиваются с уровнем доходов ниже среднего

Страны которые развиваются с уровнем доходов высокими и выше среднего

· Страны нефтеэкспортеры

Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт,

ОМАН, Бахрейн, Катар, Ливия, Венесуэла

— экспорт нефти

· Богатые острова:

Карибского бассейна, Северной Атлантики, Индийского океана:

международный туризм

офшорные зоны

— транзитная торговля (пр.через острова)

— военные базы НАТО, США

· Среднеразвитые страны СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Туркменистан)

· Мусульманские …
страны юго-западной Азии и Средиземноморья (Иран, Ирак, Сирия, Иордания, Ливан, Палестина, Албания, Египет, Тунис, Алжир, Марокко).

· Азиатские доиндустриальные страны 3-ей волны (Индия, Китай)

· Плантационные острова (Фиджи, Куба, Доминикана, Мальдивы, Шри-Ланка)

· Среднеразвитые страны Латинской Америки (Боливия, Гватемала, Гондурас, Эквадор, Колумбия, Никарагуа, Парагвай, Перу)

· Среднеразвитые страны Южной Африки (Боцвана, Свазиленд).

(экономики этих стран тесно связаны с южно-африканской республикой)

· Наименее развитые страны Азии (Афганистан, Пакистан, Непал, Емен, Северная Корея,

Бутан, Лаос, Монголия, Комбоджа и тд.)

· Наименее развитые азиатские страны СНГ (Киргизия, Узбекистан, Таджикистан)

· Наименее развитые страны Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова)

Таким образом можно сделать вывод, что социально-экономический тип страны определяет:

1) особенности воспроизводства и миграцию населения, социальные и политические проблемы

2) особенности производственных отношений, продуктивность производства

3) структуру сельского хозяйства и промышленности

4) стр. сферы услуг

5) место в международном разделении труда

Тема 2. Модели экономического развития.

Модель экономического развития – это тенденции развития экономических объектов (мировой экономики в целом, развитых стран, стран с переходной экономикой, развивающихся стран, отдельных сфер мирового хозяйства, интеграционных объединений, которые приводят к определенному экономическому результату)

Особенности моделей экономического развития определяются конкретными условиями соотношения и взаимодействия экономических факторов.

Модель экономического развития определяется на основе теоретических закономерностей, функционирования экономических систем в рыночной экономике.

Одной из наиболее распространенных моделей экономического развития является модель импорта замещения, или модель догоняющего развития . Эта модель базируется на меркантилистской теории, то есть развитии торговли внутри страны путем импорта замещения. Преодолевание отставания в развитии осуществляется за счет развития внутреннего рынка. Сущность этой теории заключается в протекционизме отраслей национальной экономики (путем тарифных и нетарифных способов ограничения внешней торговли), содействие (в виде субсидирования или дотаций) импортозамещающих отраслей.

Модель импортозамещения часто сопровождается определенной изолированностью государства от системы мирового хозяйства. Очень часто присутствуют государственная монополия на ведения внешнеэкономической деятельности и неконвертируемость национальной валюты.

Эта модель способствует развитию многоотраслевой экономики. Но в конечном итоге, протекционизм понижает конкурентноспобность и становится тормозом развития экономики гос-ва в целом, вызывая потребность применения другой экономической модели.

Экспортноориентированная модель экономического развития. Ее сущность заключается в ориентации экономики в основном на внешний рынок. Привлечение в государство иностранного капитала путем создания благоприятствующего инвестиционного климата.

Экспортноориентированная модель может применяться как в чистом виде, так и в смешанном. В зависимости от структуры экономики, социально-экономического развития, политического устройства и т.д.

Инновационная модель экономического развития. Эта модель развития и подъема продуктивных сил страны, который основывается на использовании высоких технологий, которые способствуют созданию конкурентных преимуществ для продвижения товаров на внешний рынок. В структуре инноваций высокоразвитых стран 60% занимают инновации в виде открытий, остальная доля приходится на усовершенствование уже имеющихся технологий.

Активное внедрение инноваций в экономику сопровождается понижением материала и энергоемкости производства, ростом продуктивности труда и соответственно повышением конкурентоспособности страны.

Результатом развития высокотехнологичных производств, которые характерны для инновационных экономик является расширение структуры экспорта в пользу высоко- и среднетехнологических отраслей.

Инновационная модель развития состоит из многих элементов, которые находятся в постоянном взаимодействии. Главными элементами инновационной модели являются:

1) Система производства научных знаний и инноваций.

2) Система образования и повышения квалификации.

3) Система коммерциализации научных знаний.

4) Система использования инноваций.

5) Система управления и регулирования инновационного развития экономики.

Для инновационной системы характерно переориентация прямого гос. вмешательства в экономику на более эффективные методы посредственного вмешательства:

1. Создание условий для рыночного спроса на инновации.

2. Содействие развитию конкуренции в инновационной сфере.

3. Предоставление поддержки системе науки и образования.

4. Обеспечение повышения качества образования.

5. Защита прав интеллектуальной собственности.

В целом, инновационноориентированная экономика характеризуется рядом особенностей. Основными из них являются:

1) Четко определенная направленность производственного процесса на достижение высокой конкурентноспособности за счет научных знаний, технологий и инноваций.

2) Наличие социально-экономической инфраструктуры, которая соответствует задачам роста технологической конкурентноспособности до уровня наиболее развитых стран мира.

3) Наличие технологического и производственного потенциала, материальных и человеческих ресурсов, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции.

Устойчивое развитие – процесс изменений, в кот. эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности согласованы и укрепляют будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

70е годы: вопрос ограниченности природных ресурсов (римский клуб «Пределы роста»)

1972 год – конференция в Стокгольме

В 1980 г. Впервые получила широкую огласку концепция устойчивого развития во Всемирной стратегии сохранности природы, созданной ЮНЕП – программой ООН по защите окр. среды.

Устойчивое развитие: удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает спосоность будущих поколений удовлетворять свои потребности, т.е. прекращение нерационального роста использования ресурсов окружающей среды.

Эксперты всемирного банка определили устойчивое развитие как процесс управления совокупностью активов, направленный на сохранение и расширение возможностей людей.

Экономика:

· Оптимальное использование ресурсов

· Создание экономически приемлемой продукции

· Переработка отходов

· Справедливое разделение благ

· Сохранение культурного капитала

· Возобновление природных ресурсов

· Сохранение биоразнообразия

Тема 3. Особенности развития постсоветских стран:

· Находились в условиях административно-командной экономики. Отсутствие рыночных механизмов, запрет хозяйственной деятельности. Советский союз ничего не импортировал, а бюджет поднимался от поступлений нефти и газа.

· Отсутствие законодательной базы, нормативно-правового регулирования. Плановая экономика -пятилетки. Очень централизованное управление. Экстенсивный способ ведения сельского хозяйства.

· Обеспеченность природными ресурсами. Ресурсы мирового значения.

(Казахстан, Азербайджан, Туркменистан, Россия)

Среди стран – обеспеченные (Украина, Таджикистан)

Бедные(Белоруссия, Молдова, Армения)

Экспорт топлива, сырья и полуфабрикатов на базе советских производств стал основным для многих стран СНГ. Высокий научный и образовательный потенциал и квалификация(рос.,укр.,блр.)

Многие модели образования были списаны с советской. Низкий уровень социально-экономического развития. 12т. на д.н.

Структура экономики. Для постсоветских государств характерно развитие добывающей, тяжелой и военной промышленности. Чрезмерное энергоемкость производства. В структуре ВВП преобладает продукция с малой добавочной стоимостью. Усиленное фискальное давление на предпринимателей как следствие – высокая степень коррупции и большой процент тенизации экономики.

40-60% экономик стран на постсоветском пространстве находятся в тени. Высокая степень подверженности кризиса экономики. Экспортно-ориентируемы страны – зависим от цен на сырье.

Приватизационные процессы на пост советском пространстве. Первые кооперативы.

1-ый этап – малая приватизация

2-ой этап – ваучерная приватизация

Инфляция, дефицит товаром, дефицит платежной возможности

3-ий этап – форма аукционов

Высокая степень промышленной кооперации в рамках советского союза. СС функционировал как единый экономический организм. После распада СС из-за разрыва кооперационных связей промышленное произв. сократилось на 50%.

Тема 4. Экономическое развитие США

1929-33(великая депрессия) план маршала

Начался в США в условиях глобализации мировой экономики. Падение производства от 10%. Из-за ипотечного кризиса в США. Доллар не подкреплен товарами услугами, производством.

Эмиссия доллара не контролируется(печатный станок в частных руках). От доллара отказаться не могут, поскольку в каждой стране золотовалютные резервы на половину или одну треть состоят из доллара. ВВП США 14 триллионов долл. На душу населения 45тыс. долл., долг США примерно составляет ВВП, слегка превысив. 14,5 триллионов долл

Причины ипотечного кризиса в менталитете. Люди получают высокую зарплату, и могут позволить себе жить в кредит.. вся страна живет в кредит, беря огромные займы.. но как только уровень экономики падает, многие не в состоянии выплатить кредиты и не собираются их отдавать (происходит перераспределение валового мирового продукта..) Внешний долг государства растет, когда берутся кредиты под рост ВВП, а показатели ВВП куда меньше за год чем ожидалось.

В экономике США лежит идеология частного предпринимательства и максимальное ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Основными принципами государственной политики являются – поддержка частного предпринимательства, свобода экономической активности, защита конкуренции. Главная роль в экономике принадлежит нескольким сотням ТНК и крупнейшим банкам. В сфере услуг производится 76% ВВП, 20% — промышленность, 4% с/х. В структуре промышленного производства основную роль играют:

1) Машиностроение (автомобилестроение, авиастроение, военно-промышленный комплекс)

«производство максимально автоматизировано»

2) Химическая промышленность (нефтепереработка а также органический синтез и высокая химия)

3) Добывающая промышленность (уголь, нефть, газ) США консервируют свои запасы.

4) Высокий уровень развития с/х

США занимает первое место в мире по объемах импорта и экспорта. Основные торговые партнеры – Канада, Мексика, Япония, ЕС, Китай, Бразилия.

Тема 5. Экономическое развитие КНР.

Один из лидеров по динамике экономического развития.

Начало преобразований экономики Китая, как и многих развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой, было связано с применением модели импорта замещения. Основной целью данной экономической политики было развитие внутреннего рынка методом протекционизма. Отличительной чертой становления экономики Китая то, что основная идеология коммунизма, однопартийная.

Развитие экономики в период с 1949 по 1980 гг во многом зависело от экономических отношений с Советским Союзом и остальными странами Соцлагеря. Именно тогда были заложены основы тяжелой промышленности, энергетики, военно-промышленного комплекса.

Результаты импорта замещения: развитие внутреннего рынка, увеличение темпов экономического роста, определенное сокращение сферы «госуправление экономикой», приход ТНК в экономику Китая, развитие новых сфер производства и развитие сферы услуг.

В данный момент – ярковыраженная экспортноориентированная модель развития.

Экспорт 1 600 млрд. дол.; импорт – 1 500 млрд. дол.

Структура и география внешней торговли.

Основные торговые партнеры Китая: США, Гонконг, Япония, Германия, Южная Корея, Нидерланды, Великобритания, Сингапур и т.д.

Импортирует технологию и продукцию высокотехнологичного характера; экспортирует продукцию легкой промышленности и товары электроники.

Население – 1 350 млн. человек.

11.12.2001 года Китай вступил в ВТО. Его вступление в ВТО сыграло значительную роль в экономическом развитии государства. За три года в организации, ВВП страны возросло в разы.

Основные плюсы поствхождения Китая в ВТО:

1. Значительное увеличение объемов экспорта и расширения рынков сбыта продукции

2. Уменьшение количества антидемпинговых расследований и применение антидемпинговых и компенсационных пошлин.

3. Повышение инвестиционного климата внутри государства

Начиная с 2000 года темп роста экономики Китая, в частности ВВП, составляет в среднем прирост 10% в год. Эти темпы роста вызывают так называемый перегрев экономики. Он заключается в том, что Китай производит продукцию в сфере материального производства, сфера услуг занимает 40%, промышленность 47%, с/х 13%. Такие высокие темпы роста стимулируют обращение денежной массы в экономике, которое приводит к инфляционным процессам, темп роста зарплаты меньше.

Золотовалютные резервы 3 трл. дол. 65% занимает доллар США, Евро – 26%

Фискальная политика государства. В Китае сформировался благоприятный инвестиционный климат во многом благодаря фискальной политике государства, налоговые льготы для иностранных инвесторов (в специальных экономических зонах), усиленное налогообложение государственных предприятий, налоговые льготы для предприятий средне- и высокотехнологичных, усиленное фискальное давление на добывающую и промышленность с сырьевым ориентированием.

Факторы экономического роста:

· Население и трудовые ресурсы

· Обеспеченность природными ресурсами (уголь, нефть, руды металлов)

· Выгодное экономико-географическое положение

· Структурная перестройка и преобразование

· Децентрализация экономики и развитие частного предпринимательства

· Развитие технологий

· Благоприятный инвестиционный климат

Известно, что причиной более высокой эффективности стран с низкими доходами заключается в том, что они находятся на более низком этапе экономического развития. Этап экстенсивного развития в связи наличием свободных ресурсов позволяет им приобретать дополнительные ресурсы за меньшую цену. В результате инвестиции в слаборазвитых странах используются более эффективно.

Рассмотрим более подробно процесс формирования внутренних инвестиций: государственных и частных - в развитых странах (т.е. в странах с высоким уровнем дохода) и развивающихся странах (со средним и низким уровнем дохода) .

Первый случай рассмотрим на примере развитой экономики США, используя статистические данные Всемирного банка и Бюро экономического анализа США. На рисунке 1 представлена динамика инвестиционных расходов в США за период с 1972 по 2015 гг. .

Рисунок 1. Динамика инвестиций США за 1972-2015 гг., в % к ВВП

Средневзвешенная доля инвестиций в США за анализируемый период составляет 21 %. Это соответствует выводу, приведенному ранее о том, что доля инвестиций в целом по развитым странам ниже показателя стран со средним уровнем дохода, который составляет 27,85 % от ВВП.

Таблица 1.

Инвестиции в США по периодам

1967-1980

1980-2000

2000-2015

Доля инвестиций в общем объеме внутренних инвестиций, в %:

тих инвестиций, в %:

Государственные внутренние ин­вестиции

Частные внутренние инвестиции

Доля инвестиций в % к ВВП:

Государственные внутренние инвестиции

Частные внутренние инвестиции

Согласно таблице выше, в структуре внутренних инвестиций США большую долю инвестиций составляют частные капиталовложения. В период 2000-2015 гг. их средняя доля составила 85 %, государственные инвестиции составляют менее 20 %, с тенденцией последних к уменьшению за счет увеличения объемов частного инвестирования.

Сокращение доли государственных внутренних инвестиций в их общем объеме с 22 % в 1967-1980 гг. до 15 % в 2000-2015 гг. связано не с умень­шением их абсолютного объема, а с увеличением размера частных внутренних инвестиций. В таблице видно, что с течением времени доля внутреннего государственного инвестирования в процентах к ВВП не претерпевала из­менений и оставалась на уровне 3 %, а доля частных инвестиций в основной капитал увеличилась к 2015 году с 14 % до 20 %.

Процесс формирования государственных внутренних инвестиций США осуществляются за счет бюджетных средств, которые, в свою очередь, фор­мируются из доходных статей бюджета: налоговых и неналоговых поступлений. В случае дефицита бюджета государства используют такой инструмент как государственные займы. Государственные займы - это заимствования на внутреннем и внешнем рынках посредством выпуска государственных ценных бумаг, которые размещаются среди индивидуальных инвесторов и корпораций, пенсионных фондов и правительств как национальных, так и зарубежных. В условиях современной экономики рынок ценных бумаг повсеместно выступает главным источником покрытия бюджетного дефицита. Но эти средства не относятся к категории внутренних или внешних государственных инвестиций. Причина заключается в цели выпуска государственных ценных бумаг - на покрытие дефицита. Фактически это финансирование текущих расходов. В среднем 80 % государственных расходов идет на потребление и лишь 20 % - на инвестиционные цели. Чем выше государственный долг - и соответственно бюджетные дефициты - тем больше государство обращается к капитальным рынкам. Т.е. государство привлекает сбережения, которые могли бы направляться в акции и облигации корпораций, создавая новые доходы за счет создания новых рабочих мест. Получается, что правительство за счет более привлекательных ценных бумаг не вытесняет (так как доля частных капиталовложений растет), но все же сдерживает высокие темпы роста, так как все более высокие уровни сбережений направляются на покупку государственных ценных бумаг.

В рисунке 2 представлена динамика эффективности инвестиций США за период с 1972 по 2015 гг.

Рисунок 2. Эффективность инвестиций США за 1972-2015 гг.

Средняя эффективность общих инвестиций в США за указанный период составляет 13,9 %, что является немногим выше усредненного показателя по странам с высоким уровнем дохода в целом.

Подводя итоги по ситуации на рынке реальных инвестиций развитых стран на примере США можно сформулировать его некоторые особенности.

Во-первых, доля общих инвестиций развитых стран ниже, чем в стра­нах со средним уровнем дохода. Так, например, для США среднее значение данного показателя оказалось на уровне 21 %, в то время как группы стран со средним уровнем дохода значение показателя равно 27,85 %.

Во-вторых, существуют некоторые различия между развитыми и раз­вивающимися странами в структуре формирования инвестиций по источни­кам финансирования, а также в степени значимости их составляющих. В ча­стности, внешние инвестиции в США представлены только в виде прямых и портфельных иностранных инвестиций (т.е. официальная помощь развитию отсутствует). Государственные займы на рынке иностранного капитала к ка­тегории внешних инвестиций не относятся, несмотря на их растущую долю в структуре общих займов, однако косвенно они являются источником фор­мирования внутренних инвестиций (как и в развивающихся странах).

В-третьих, уровень эффективности инвестиций развитых стран в целом ниже уровня в странах с более низким уровнем развития. Как было описано ранее, основной причиной этому служит различие в степени развития стран. Страны с высоким уровнем жизни перешли этап экстенсивного роста и, соответственно, исчерпали его возможности, в отличие от развивающихся стран. Имеющаяся жесткая конкуренция на рынке интенсивных факторов роста в целом приводит к более низкой отдаче инвестиций.

Рассмотрим ситуацию на рынке инвестиций в развивающихся и слаборазвитых странах. В рисунке 3 представлен объем общих инвестиционных расходов в развивающихся и наименее развитых странах в динамике, экономический рост и эффективность.

Рисунок 3. Динамика инвестиций в развивающихся и наименее развитых странах, % к ВВП

Из вышеприведенной диаграммы видно, что в этих странах наблюдается неустойчивая, но все же тенденция к увеличению объемов инвестиций в ВВП. Экономический рост в этих странах отличается нестабильностью: за ростом ВВП следует различный по глубине его спад.

Проанализируем эффективность инвестиций, разделив развивающиеся страны согласно доходу на душу населения: на группы стран со средним и низким уровнем дохода. Ученый-экономист Джозеф Стиглиц предлагает опреде­лять эффективность инвестиций как отношение между ростом ВВП и долей инвестиций в ВВП, что можно выразить через следующую формулу:

– эффективность инвестиций;

– дополнительный объем произведенного ВВП в результате вложения дополнительных инвестиций;

– объем дополнительных инвестиций (прирост инвестиций).

Следовательно, под этим показателем можно понимать не только прирост инвестиций за определенный период, то есть насколько больше вло­жений стали осуществлять в данном периоде по сравнению с предыдущим периодом, но и долю инвестиций в ВВП за каждый период.

Таблица 2.

Расчет эффективности инвестиций по группам стран за 1960-2015 гг.

Инвестиции, в % к ВВП (1960-2016)

Экономический рост (1960-2015)

Эффективность инвестиций

В развивающихся странах средняя доля инвестиций составляет 27,85 % к ВВП против 17,37 % - в слаборазвитых странах; экономический рост 4,7 % против 3,4 % соответственно. Налицо прямая зависимость между объемами инвестиций и экономическим ростом, то есть чем выше уровень инвестиций, тем выше темпы экономического роста.

Средний показатель эффективности инвестиций в странах с низким уровнем дохода выше аналогичного показателя в странах со средним уровнем дохода: 19,6 против 16,9 соответственно. Напомним, что различия в уровне эффективности инвестиций зависит, в том числе, и от степени развитости страны. Ранее мы определили, что наиболее развитые страны обладают в среднем более низкой отдачей от инвестиций, а самая высокая отдача на­блюдается в наименее развитых странах. Причиной этому, по нашему мнению, служат возможности использования экстенсивных факторов роста в слаборазвитых странах и постепенное их исчерпание по мере развития стран.

Необходимо отметить, что средний размер чистого притока прямых внешних инвестиций в слаборазвитые и развивающиеся страны с 1990 года составляет более 2,5 % к ВВП, что превышает показатели стран с развитой экономикой (см. таблицу 3).

В данном случае рассматривается показатель чистого притока инвести­ций, то есть приток инвестиций, за вычетом оттока. Безусловно, абсолютные размеры инвестиций как притока, так и оттока выше для стран с развитой экономикой, однако чистый показатель притока в процентах к ВВП выше у развивающихся и слаборазвитых стран (2,54 % в развивающихся странах, про­тив 1,23 % - в развитых странах). Отток инвестиций из слаборазвитых и разви­вающихся стран ниже, чем в развитых странах, соответственно показатель чистого притока выше у слаборазвитых и развивающихся стран.

Таблица 3.

Чистый приток внешних инвестиций по различным группам стран, % к ВВП

Группы стран

Среднее значение

Страны с низким уровнем дохода

Страны со средним уровнем дохода

Страны с высоким уровнем дохода

К основным преимуществам прямых иностранных инве­стиций для принимающих развивающихся стран можно отнести такие, как создание новых рабочих мест; высокая заработная плата; увеличение экспорта; повышение производительности; внедрнение новых технологий, знаний и исследований.

К недостаткам можно отнести то, что привлечение со стороны иностранных компаний специалистов местных фирм подрывает возможности и конкурентоспособность национальных фирм, однако, тем не менее, прямые иностранные ин­вестиции, которые представляют собой внешние инвестиции, направляемые непосредственно в реальный сектор, являются решением проблемы недостатка отечественных инвестиций.

Список литературы:

  1. Гуманитарные технологии. Информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gni/rating-countries-gni-info (дата обращения 04.03.2017).
  2. World Development Indicators [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://data.worldbank.org/data-catalog/world-development-indicators (дата обращения 04.03.2017).

Невероятные факты

Согласно новому исследованию 18 стран по всему миру, депрессия, вероятнее всего, чаще распространена в странах с высоким уровнем дохода. Исследование показало, что средний уровень стресса в 10 странах с высоким уровнем дохода, составил 14,6 процентов. В восьми странах с низким и средним уровнем дохода распространенность депрессии несколько ниже – 11,1 процент.

Во всех странах депрессия была связана с социальными факторами, такими как возраст, семейное положение и доходы, хотя в некоторых случаях переплетение всех этих факторов было очень сложным. В странах с низким и средним уровнем доходов, к примеру, средний возраст первого депрессивного эпизода – 24 года. В странах с высоким уровнем доходов первый удар депрессии происходит почти двумя годами позже – в 25,7 лет.

Эксперты полагают, что жители богатых стран чаще сталкиваются с хандрой, поскольку в таких государствах неравенство в доходах значительно сильнее представлено. Кроме того, как утверждают они, депрессия чаще всего выступает как "болезнь богатых", явление, которое до конца так и не изучено. Выяснение причин депрессии во всем мире поможет развиваться инициативам, направленным на борьбу со связанными с психическим здоровьем проблемами, которые часто приводят к развитию болезни Альцгеймера. По данным всемирной организации здравоохранения в тяжелых случаях депрессия может закончиться самоубийством (850000 смертей в год).

Мир грусти

Более ранние исследования уже демонстрировали различный уровень депрессии в различных странах, однако, данное исследование стало первым в своем роде, в котором для оценки уровня депрессии использовался стандартный набор вопросов, тем самым полученные результаты получились очень точными. В рамках исследования ВОЗ, эксперты проводили интервью с 89037 людьми в 18 странах. 10 странами с высоким уровнем дохода были: Бельгия, Франция, Германия, Израиль, Италия, Япония, Нидерланды, Новая Зеландия, Испания и США. Восемь стран с низким и средним уровнем дохода, принимавшие участие в исследовании, - это Бразилия, Колумбия, Индия, Китай, Ливан, Мексика, ЮАР и Украина.

Эксперты расспрашивали респондентов о наличии у них основных симптомов депрессии, в том числе печали и потери интереса к повседневной жизни для того, чтобы диагностировать расстройство. Люди также отвечали на вопросы об их возрасте, доходах, семейном положении и давали информацию о других демографических данных.

Согласно полученным результатам ниже представлен процент людей, испытывающий в данной стране депрессию в тот или иной период своей жизни.

Страны с высоким уровнем дохода:

Япония: 6,6 процента

Германия: 9,9 процента

Италия: 9,9 процента

Израиль: 10,2 процента

Испания: 10,6 процента

Бельгия: 14,1 процент

Новая Зеландия: 17,8 процента

Нидерланды: 17,9 процента

США: 19,2 процента

Франция: 21 процент

Страны с низким и средним уровнем дохода:

Китай: 6,5 процента

Мексика: 8 процентов

Индия: 9 процентов

Южная Африка: 9,8 процента

Ливан: 10,9 процента

Колумбия: 13,3 процента

Украина: 14,6 процента

Бразилия: 18,4 процента

Демография депрессии

Семейное положение, как среди жителей богатых, так и среди жителей бедных стран, было напрямую связано с депрессией, вот только в странах с высоким уровнем доходов люди находились в этом состоянии, если им приходилось видеться с супругом редко в силу сложившихся обстоятельств, или же если они никогда не были женаты, в странах с низким уровнем доходов, депрессии были подвержены те, кто овдовел или находился в разводе. Во Франции, Германии, Новой Зеландии и США самые бедные респонденты в два раза чаще находились в состоянии депрессии по сравнению с богатыми респондентами. Однако, в бедных странах уровень доходов человека не влиял на наличие или отсутствие у него подобного состояния.

Исследователи полагают, что неравенство в доходах, которое больше наблюдается в богатых странах, способствует развитию множества хронических заболеваний, включая и депрессию. Одним из факторов, который прослеживался во всех без исключения странах, был фактор соотношения пребывания в этом состоянии мужчин и женщин. Независимо от национальности, женщины в два раза чаще мужчин испытывали депрессию.

Все же у исследования были некоторые недостатки, поскольку, как писали сами специалисты, Южная Африка была единственной африканской страной, которая принимала в нем участие. "Однако, даже, несмотря на это, оно дало нам много важной информации для понимания того, как депрессия влияет на людей по всему миру", - говорит Эвелин Бромет (Evelyn Bromet), специалист университета Нью-Йорка в Стони Брук.

"Мы сумели продемонстрировать, что депрессия – это серьезная мировая проблема, которая тесно связана с социальными условиями. Понимание закономерностей и причин ее развития может помочь появлению глобальных инициатив, которые помогут отдельным людям и в целом, таким образом, уменьшат общественное бремя", - добавила она.