Отличие сэз от оэз. Особые экономические зоны россии

Особые экономические зоны - это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли. В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005

Цель создания особых экономических зон - развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

    Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства

    Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы

    Предоставляется ряд налоговых преференций

    Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

    Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.

    Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.

    Портовые зоны

    Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ "Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г..

Промышленные ОЭЗ. Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям - это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек. Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

    Автомобилей и автокомпонентов

    Строительных материалов

    Химической и нефтехимической продукции

    Бытовой техники и торгового оборудования

Инновационные ОЭЗ. Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки. Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции. Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

    Нано- и биотехнологии

    Медицинские технологии

    Электроника и средства связи

    Информационные технологии

    Точное и аналитическое приборостроение

    

    Особая экономическая зона

    Осо́бая, cвобо́дная или специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ ) - ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон - решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

    Цели создания ОЭЗ

    Цели создания с точки зрения государства

    • Привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг.
    • Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.
    • Развитие экспортной базы.
    • Апробация новых методов менеджмента и организации труда.

    Цели создания с точки зрения инвесторов

    • Приближение производства к потребителю.
    • Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин
    • Доступ к инфраструктуре .
    • Использование более дешёвой рабочей силы .
    • Снижение административных барьеров.
    • Развитие территории.

    Классификация ОЭЗ

    ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

    По функциям

    • Зона свободной торговли (ЗСТ таможенной территории . Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).
    • Промышленно-производственная зона (ППЗ ) - часть национальной таможенной территории , внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.
    • Технико-внедренческая зона (ТВЗ ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории , внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки , технополисы .
    • Туристско-рекреационная зона (ТРЗ ) - территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность - создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха , развитие и оказание услуг в сфере туризма.
    • Сервисная зона - территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)
    • Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это - зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

    По степени интеграции в экономику

    • Зоны, интегрированные в национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.
    • Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

    По системам льгот

    Особые экономические зоны по странам

    Россия

    Особые экономические зоны - это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

    В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005

    Цель создания особых экономических зон - развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания - "Особые экономические зоны" , единственным акционером которого является государство.

    На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

    • Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства
    • Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы
    • Предоставляется ряд налоговых преференций
    • Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами

    В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

    • Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.
    • Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.
    • Портовые зоны
    • Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ

    Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ "Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. .

    Промышленные ОЭЗ

    Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям - это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

    Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области (Тольятти (особая экономическая зона)), территория которой непосредственно примыкает к Тольятти. В декабре 2010 года - была создана Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Титановая долина" (Верхняя Салда, Свердловская область)

    В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

    • Автомобилей и автокомпонентов
    • Строительных материалов
    • Химической и нефтехимической продукции
    • Бытовой техники и торгового оборудования

    Инновационные ОЭЗ

    Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.

    Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

    Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска , Санкт-Петербурга, Москвы (Зеленограда) и Дубны (Московская область).

    Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

    • Нано- и биотехнологии
    • Медицинские технологии
    • Электроника и средства связи
    • Информационные технологии
    • Точное и аналитическое приборостроение
    • Ядерная физика

    Туристические ОЭЗ

    Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

    Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.

    Портовые ОЭЗ

    Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.

    Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

    Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае - формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

    2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.

    Условия создания

    • На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:
      • Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²);
      • Промышленно-производственные (с 2012 года площадью не более 40 км²);
      • Туристско-рекреационные;
      • Портовые
    • Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования;
    • На территории ОЭЗ не допускается :
      • Добыча и переработка полезных ископаемых ;
      • Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов ;
    • ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
    • Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ .

    Беларусь

    Работа по созданию и развитию СЭЗ в Беларуси была начата еще в 90-х гг. В качестве территорий под создание СЭЗ были выбраны отдельные районы областных центров. В настоящее время в Республике Беларусь функционируют 6 свободных экономических зон, в числе которых «Брест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Витебск», «Могилев» и «Гродноинвест». Все СЭЗ Беларуси являются комплексными по характеру экономической деятельности, что проявляется в выполнении ими производственной, экспортной и таможенной функций. В настоящее время стадии разработки находится проект по организации специализированной СЭЗ туристско-рекреационного типа «Несвиж-Минск». Первая СЭЗ «Брест» в Беларуси была создана в 1996 г. Процесс становления СЭЗ включал два этапа. На первом этапе (1997-2000 г.) акцент делался на формирование необходимых основ производственной и социальной инфраструктуры многоотраслевого комплекса взаимосвязанных производств, в том числе экспортной ориентации, для решения задач последующих этапов развития зоны. Второй этап (2000-2005 гг.) предусматривал становление и наращивание производственного потенциала зоны в соответствии с ее специализацией, создание высокоэффективного производственно-инновационного комплекса предприятий экспортного и импортозамещающего характера, развитие туристско-рекреационной и других видов деятельности. На практике СЭЗ «Брест» создавалась практически на чистом месте, при отсутствии привлекательных условий для инвесторов. Проблема отсутствия необходимых элементов инфраструктуры для функционирования промышленных производств являлась главной и для СЭЗ «Витебск». Также на территории СЭЗ отсутствовали склады временного хранения, где должны производиться оперативное таможенное управление и контроль всех поступающих и вывозимых грузов. Проблемность развития выражается через необходимость инвестиций, либо одним резидентом СЭЗ, или участие в совместном строительстве. Более благоприятные стартовые условия для создания СЭЗ были в районах городов Минск, Гомель, Гродно и Могилев. Во-первых, эти центры имели необходимую инфраструктуру, инженерные коммуникации, свободные земельные площади для производственной деятельности. Во-вторых, здесь присутствует развитая сеть автомобильных, железнодорожных и авиационных коммуникаций. В-третьих, наличие на границах СЭЗ свободных производственных мощностей действующих предприятий, объектов и строительства, а также земельных участков в районах перспективной промышленности. Создание свободных экономических зон ставит целью привлечение иностранного капитала, при условии местного производства, с дальнейшим сбытом товаров (услуг) на экспорт. Суммарный экспорт СЭЗ Беларуси в 2009 году составил 1176,86 млн. долл., а импорт – 1146,94 млн. долл. Сальдо равняется +29,91 млн. долл. Ситуация изменяется в 2010 году. Экспорт товаров и услуг составил – 1571,24 млн. долл., а импорт – 1588,89 млн. долл. Соответственно сальдо внешней торговли -17,65 м млн. долл. Наибольшее количество резидентов занято машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической промышленности. На эти сферы приходится порядка 48% всех резидентов СЭЗ. Эти отрасли являются высокотехнологическими и требуют постоянных потоков финансовых ресурсов. Эффективность функционирования СЭЗ отражается через объем накопленных инвестиций. Свободными экономическими зонами Беларуси за период с 1998 по 2011 года накоплено иностранного капитала на сумму в 559,87 млн. долларов. В абсолютном выражении наибольший объем ППИ поступил из СЭЗ «Могилев», «Брест», «Минск». Чистые поступления прямых иностранных инвестиций от резидентов СЭЗ составили только 166,52 млн. долл., соответственно 8% от общего объема прямых инвестиций в страну в 2011 г. Такие показатели ставят под сомнение эффективность функционирования СЭЗ Беларуси. При наличии таможенных и налоговых льгот, которые в большинстве своем представлены отменой всяких выплат, резиденты СЭЗ не в состоянии качественно привлекать иностранный капитал.

    Особая экономическая зона - это определяемая правительством часть территории Российской Федерации со специальным режимом для предпринимательской деятельности. В свободной зоне действует особый налоговый, таможенный, лицензионный и визовый режимы. Управление президент своим указом возложил на новый орган государственной власти - Федеральное агентство по управлению ОЭЗ, подведомственное Министерству экономического развития и торговли. В соответствии с указом новое агентство будет образовано в трехмесячный срок.

    Основными целями создания ОЭЗ являются:

    • - развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;
    • - производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;
    • - развитие туризма и санаторно-курортной сферы.

    Закон гарантирует участникам налоговые льготы. Во-первых, на первые пять лет резиденты обоих типов зон освобождаются от налога на имущество и земельного налога. В промышленно-производственных зонах помимо этого разрешается применять повышающий (удвоенный) коэффициент по амортизационным отчислениям и без ограничений списывать убытки на будущий период и затраты на НИОКР. Для технико-внедренческих зон предусмотрена максимальная ставка ЕСН на уровне 14 процентов. Наряду с этим регионы и муниципалитеты смогут предоставлять еще и свои льготы.

    На территории ОЭЗ не допускается:

    • - Добыча и переработка полезных ископаемых;
    • - Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;
    • - ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности. Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса. Из 24 действующих зон 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 13 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.

    Промышленно-производственные особые экономические зоны

    Создаются на участках территории, которые имеют общую границу, и площадь которых составляет не более чем двадцать квадратных километров.

    Технико-внедренческие особые экономические зоны

    Создаются не более чем на трех участках территории, общая площадь которых составляет не более чем четыре квадратных километра. Запланированный объем государственных инвестиций 44,9 млрд. рублей. На сегодняшний день государство инвестировало 15 млрд. рублей.

    Запланированные государственные инвестиции в технико-внедренческие ОЭЗ составляют 78 млрд. рублей. Из этой суммы реализовано на сегодняшний день 28 млрд. рублей

    Туристско-рекреационные особые экономические зоны

    Создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации. Располагаются на самых живописных местах России. Данные ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, рекламного и других видов бизнеса.

    Портовые особые экономические зоны

    Создаются на участках территории, прилегающих к морским портам, речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и могут включать в себя части территорий и (или) акваторий морских портов, речных портов, территорий аэропортов. Портовые особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, расширения, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. В границах портовых особых экономических зон могут располагаться объекты инфраструктуры морского порта в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.

    Выбору конкретных территорий под такие зоны предшествовали глубокий анализ и оценка условий, необходимых для их эффективного функционирования, - трудового потенциала, уровня экономического развития, количества расположенных здесь высших и средних специальных учебных заведений, их профильности. Запланированный объем государственных инвестиций 4,74 млрд. рублей.

    По данным Минэкономразвития России, с 2006 года бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 45 миллиардов рублей или порядка $1,5 миллиардов. С 2006 года по 2011 год в особые экономические зоны России пришло 272 инвестора (по состоянию на 01 октября 2011 года) из 18 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них есть такие транснациональные гиганты как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool, Novartis, Plastic Logic и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций - более 308 миллиардов рублей или порядка $ 9,9 миллиардов.

    Согласно ст. 10 Закона №116-ФЗ на территории ОЭЗ осуществлять предпринимательскую деятельность вправе не только резиденты, но и индивидуальные предприниматели, а также коммерческие предприятия - нерезиденты. Подобное положение предоставляет последним такую льготу без заключения с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, что является обязательным для их резидентов.

    По закону резиденты ОЭЗ не могут иметь обособленных подразделений вне зоны, поэтому, скорее всего, в ОЭЗ будут работать в основном вновь созданные организации. Однако главное условие для резидентов промышленно-производственных зон - это инвестирование в производство не менее 10 миллионов евро, а в первый год - не менее 1 миллиона евро. Помимо этого, предполагаемый резидент должен представить бизнес-план с заключением банковской или финансовой организации. Для участников технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена А главное, будет решаться вопрос - не нарушается ли при открытии зоны экономическая стабильность регионов-соседей - в смысле перетекания капитала и производства. Территориальный орган при Федеральном агентстве по управлению ОЭЗ - это та структура, которая будет управлять территорией отдельно взятой ОЭЗ. В его функции входит регистрация юридических лиц в качестве резидентов, ведение реестра участников зоны, а также контроль за соблюдением резидентами условий работы в ОЭЗ. Специальный совет при территориальном органе будет рассматривать заявки от потенциальных инвесторов, оценивая, какую пользу их проекты могут принести экономике.

    Таможенные (импорт) - частично или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т.п., ввозимых для использования внутри зоны;

    Таможенные (экспорт) - частично или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

    Финансовые - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

    Административные - упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

    Однако, несмотря на достаточно бодрые цифры Минэкономразвития России, фотографий и отчетов с официального сайта, большинство ОЭЗ в нашей стране не функционирует

    О каких-либо результатах деятельности особых зон говорить рано: ни в одной из них еще даже не достроена инфраструктура. Основные работы по ее созданию в ППЗ и ТВЗ планируется завершить до 2011 года, в туристско-рекреационных - до 2012 года, а в портовых - до 2014-го.

    Тем не менее обе промышленно-производственные зоны уже что-то производят. Во-первых, в Татарстане, в ОЭЗ «Алабуга», собирают автомобили два СП, созданные компанией «Соллерс» (бывшая «Северсталь-авто»). Российско-японская «Соллерс-Исузу» до конца 2008 года выпустит 7 тыс. одноименных грузовых автомобилей, а российско-итальянская «Соллерс-Елабуга» - 10 тыс. автомобилей Fiat Ducato. Во-вторых, в Липецке создано несколько российско-итальянских СП по производству стройматериалов и сложной бытовой техники. Предполагается, что к концу года объем выпуска двух этих ОЭЗ составит 11 млрд. рублей.

    Впрочем, несмотря на заявленное стремление следовать лучшей мировой практике, мы опять пошли своим путем. Современные зональные структуры, образованные в странах Европы, Азии и Латинской Америки, заметно отличаются от наших ОЭЗ по методам организации и механизму функционирования.

    Во-первых, инициатор создания зоны - будь то частная компания или государственное агентство - не изобретает льготы, а выступает в роли девелопера, действующего на свой страх и риск. На собственные деньги и на собственном (или подконтрольном) участке территории он создает привлекательную инфраструктуру, а затем приглашает туда инвесторов-пользователей для размещения производственных мощностей. Функция организатора зоны ограничивается предоставлением услуг: он не вправе контролировать производственные планы инвесторов, а взаимодействует с ними на равноправных договорных началах. При этом все преференции и правила поведения для участников зон обычно прописаны в соответствующем законе заранее и напрямую, то есть не подлежат дальнейшим уточнениям с администрацией зоны или федеральными ведомствами. В российских же зонах органы их управления выступают в странной двоякой роли: вступая с резидентами ОЭЗ в договорные коммерческие отношения (через специально созданную компанию развития), они одновременно берут на себя ряд контролирующих функций.

    Во-вторых, в современной мировой практике отраслевая специализация резидентов особых зон, как правило, не регламентируется: приоритет отдается заявительному порядку осуществления инвестиций, особенно в частных зонах. Хотя это не означает, что зоны не имеют специализации: на стадии бизнес-плана, просчитывая потенциальный спрос на свои услуги, инициатор-девелопер, конечно же, представляет, на пользователей какого масштаба и профиля он ориентируется. То есть в мировой практике отбор инвесторов осуществляет сам рынок: в каждую зону приходят те, кому она больше всего подходит по особенностям инфраструктуры и условиям ведения бизнеса. А у нас государство в лице РосОЭЗ и местных зональных администраций не только ведет отбор будущих пользователей (то есть реализует разрешительный порядок инвестирования - наименее привлекательный для бизнеса), но и принуждает их брать на себя задачи девелоперов - финансировать исходные инфраструктурные затраты. Не удивительно, что наши предприниматели как-то вяло пока стремятся брать на себя несвойственную ношу и делить с государством слабо просчитанные риски. Вот если бы власти допустили возможность создания частных зон, как это делается сегодня повсюду, тогда в среде бизнеса нашлись бы, возможно, и свои застройщики, и свои пользователи.

    Пока же правительство уповает на механизм частно-государственного партнерства, хотя при создании локальных ОЭЗ оно нигде за рубежом не применяется (в отличие, скажем, от крупных энергетических проектов национального масштаба). Популярный же аргумент о том, что государство вправе рассчитывать на «взаимность», так как дает льготы и недобирает налоги, безоснователен: ОЭЗ создаются на территориях, где не было ни производств, ни налоговых сборов.

    Надо к тому же заметить, что классические промышленно-производственные зоны, где инвесторы-резиденты пользуются широкими таможенными и налоговыми льготами, - это, прежде всего, инструмент догоняющего развития. Поэтому свое наибольшее распространение они получили в развивающихся странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки на этапе их индустриализации. Что же касается США и развитых стран Европы, то там давно поняли, что для стимулирования технологической модернизации нужны не столько таможенные анклавы, сколько промышленные и научные парки, где преференции (налоговые и административные) предоставляются частным инициаторам-застройщикам, а отнюдь не резидентам-пользователям. Последние не имеют здесь каких-то особых льгот, но стремятся в парки по той причине, что эффекты компактного размещения и эксплуатации единой инфраструктуры обеспечивают приличную экономию затрат.

    Например, Южная Корея, пройдя этап индустриализации и экспортного рывка, ликвидировала в своих локальных зонах специальные таможенные льготы, но сохранила модельную основу таких территорий - их парковый принцип организации. То же самое во многих случаях сделали и другие азиатские «тигры». Не исключено, что через какое-то время эти парковые структуры снова станут полноценными особыми зонами, но только уже с другим составом инвестиционных льгот, рассчитанных на задачи инновационного, постиндустриального роста.

    Российские же власти все смешали в кучу, поскольку не сделали четкого стратегического выбора в своей политике развития. С одной стороны, в апреле этого года правительство вроде отказалось от идеи энергетической сверхдержавы и взяло курс на инновационный прорыв, о чем свидетельствует известная «Концепция-2020». С другой стороны, оглядываясь на Китай 1980-1990-х годов, мы культивируем в зонах селективную поддержку отраслей-лидеров и технологий-локомотивов, то есть используем методы господдержки из арсенала догоняющей реиндустриализации. Но в эпоху глобальной конкуренции невозможно заранее угадать, какой именно сектор или технология станут бесспорными лидерами лет через двадцать.

    Поэтому никакой гарантии того, что затея с особыми зонами окажется на этот раз успешной, у нас, увы, нет. И практика уже начинает подтверждать эти сомнения.

    Прежде всего, при создании зон очень быстро проявилась непоследовательность. Даже базовый принцип локальности, положенный в основание закона 2005 года, строго говоря, реализован только для двух типов ОЭЗ, которые создавались первыми, - промышленно-производственных и технико-внедренческих. Но дальше стали появляться туристско-рекреационные зоны, охватывающие крупные и, главное, неопределенные по размерам территории. И именно этот, «негабаритный» тип зон сегодня численно доминирует в российской практике.

    Второй момент: закон об ОЭЗ не является актом прямого действия. Слишком многое при их организации отдано на усмотрение исполнительной ветви власти - и федеральной, и региональной. В результате все ключевые вопросы жизнедеятельности ОЭЗ требуют сложных бюрократических согласований в рамках триады РосОЭЗ - администрация региона - администрация конкретной ОЭЗ. Это ухудшает инвестиционный климат, создает широкие возможности для коррупции. Пикантный момент: администрации ОЭЗ по своему юридическому статусу являются некоммерческими организациями, то есть выпадают из регулярной системы как хозяйственного, так и административного права.

    После недавней проверки ОЭЗ прокуратура предъявила РосОЭЗ претензии по поводу нецелевого использования свободных средств (их прокрутки через банковские счета), а отдельным зонам - по поводу того, что реальную деятельность здесь ведет абсолютное меньшинство зарегистрированных пользователей. Все это во многом напоминает практику 1990-х годов, когда отдельные территории со специальным статусом и индивидуальными льготами (Калмыкия, Алтай, Эвенкийский автономный округ, Ингушетия и др.) быстро превращались в классические центры прибыли, где инвесторы только регистрировались ради ухода от налогов.

    При ответе на вопрос: есть ли перспективы у свободных экономических зон в России - можно сказать что есть. Однако несомненно и то, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:

    формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;

    разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;

    организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;

    взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;

    возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;

    создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;

    предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

    Как видно, здесь нет принципиально невыполнимых условий. Вероятнее всего проблемы свободных экономических зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.

    Создание у нас СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.

    Для улучшения инвестиционного климата в стране, для привлечения зарубежных инвесторов и развития экономики государства в целом в мировой практике применяется успешная модель развития регионов, которые заключаются в особые экономические зоны. Они создаются в разных регионах под определенные отрасли, они по-разному выглядят в охвате территорий и т.д.

    Какую суть несут свободные экономические зоны?


    Свободные экономические зоны создаются только с одной основной целью для привлечения инвестиций. В качестве инвесторов могут выступать, как отечественные, так и зарубежные компании. За счет привлеченных инвестиций строятся научно-технологические, промышленно-производственные объекты, которые необходимы для развития экономики страны.
    То есть свободные экономические зоны необходимы для развития регионов.

    Такие зоны могут быть искусственно созданные, так и иметь естественный природный ландшафт. Искусственно созданные, когда государством выделяется земля, на которой могут развернуть свою деятельность и построить заводы, и прочую отраслевую инфраструктуру компании инвесторы. В таких зонах государство берет на себя изначально обязательство по обустройству территорий для создания привлекательности свободной зоны.

    Свободные экономические зоны в естественном ландшафте представлены в основном в туристическо-рекреационном направлении. И в качестве зоны выступают целые регионы или природные объекты. Например, к ним можно отнести полуостров Крым, «Долина Алтая», «Ворота Байкала».

    Если дать определение, то свободной экономической зоной называют территорию, за которой закреплен особенный юридический статус, гарантирующий льготные налоговые условия для ведения предпринимательской деятельности, как российским, так и зарубежным компаниям.

    В чем отличие свободной зоны от остальных регионов?

    1. Свободные зоны получают максимальные привилегии по налогообложению, например, как сокращение налоговых ставок, так и полное освобождение от уплаты налогов на какой-то период.
    2. Таможенные льготы могут быть выражены в освобождении от уплаты пошлин или сокращении таможенных тарифов для ввоза импортных материалов и комплектующих, необходимых в производстве, а также экспорте продукции.
    3. Льготные коммунальные услуги за электроснабжение, воду, за аренду офисных помещений.
    4. Упрощение процедуры регистрации и документального оформления.

    Как можно стать резидентом особой экономической зоны?

    Для того чтобы стать полноправным инвестором-резидентом свободной зоны. Надо соответствовать определенным критериям:

    1. Чтобы деятельность бизнеса соответствовала определенным направлениям. В частности в России, чтобы попасть в ее экономическую свободную зону, надо проводить деятельность в направлениях:

    — туристическо- рекреационном;
    — промышленно-производственном;
    — транспортной логистике, в частности портовой логистике
    — научно-технологическом.

    1. Также проверяется государством бизнес –план, а именно сколько по нему будет вложено инвестиций, сколько рабочих мест будет создано и т. д. Например, чтобы стать резидентом в свободной экономической зоне, как Крым, не обходимо вложить инвестиций в бизнес 150 млн. руб., для среднего и малого бизнеса сумма инвестиций меньше более чем в 2 раза, а также чтобы число сотрудников было больше 10 человек.

    Какие льготы по налогам в особых зонах?

    Привлекает свободная зона и льготными налоговыми условиями. Какие привилегии дает государство? Рассмотрим на примере свободной зоны, как Крым.


    Для другой СЭЗ, как «Алабуга» действуют льготы в отношении имущественного, транспортного, земельного налога, ставка по ним 0% в течении 10 лет.
    Налог на прибыль тарифицируется по ставкам в течении 5лет по ставке 2%, последующие 5 лет 7%, остальные года до 2055г по ставке 15,5%.
    Действует ускоренный режим амортизации с повышающим коэф.2%.
    Также в отношении таможенных сборов, отменены пошлины на импорт и экспорт готовой продукции, сырья, материалов.

    В зависимости от расположения, количества инвестиций в экономическую зону будут действовать разные налоговые преференции.

    Где в России находятся свободные зоны?

    В России создано 29 свободных экономических зон. Некоторые из них привлекли достаточно много инвестиций, а какие-то совсем не оправдали ожиданий правительства.
    СЭЗ условно поделены на 4 вида. Деление происходит по отраслевой принадлежности: промышленный кластер, технологический, логистический, туристический. Среди лидеров признаны регионы, развивающие промышленные и технологические отрасли. На третьем месте логистическая отрасль и меньше всего инвестиций в туристических СЭЗ.
    Какие же регионы удостоены звания СЭЗ?

    1. В промышленную зону вошли 6 СЭЗ:

    — «Алабуга», расположенный в республике Татарстан в Елабужском районе.
    — «Моглино» Псковской области
    — «Тольятти» в Самарской области
    — «Липецк» в Липецкой области
    — «Титановая долина» Свердловская область
    — «Людиново» Калужская область

    2. В технологический кластер вошли:
    — «Дубна» в Московской области
    — «Санкт-Петербург»
    — «Зеленоград» Московская область
    — «Томск» в Томской области.

    3. Логистический кластер:
    — «Ульяновск» в Ульяновская область
    — «Советская гавань» Хабаровский край

    4. Туристический кластер:
    — «Долина Алтая» — алтайский край
    — «Байкальская гавань» республика Бурятия
    — «Бирюзовая Катунь» Алтайский край
    — «Ворота Байкала» Иркутская область
    — «Архыз», «Ведучи», «Эльбрус Безенги», «Мамисон», «Цори и Армхи», «Матлас», «Лагонаки», «Каспийский прибрежный сектор», «Бальнеологические курорты» все расположены на Северном Кавказе.
    — «Иннополис» в республике Татарстан.
    — Республика Крым

    Основным представительством этих СЭЗ, за исключением туристических зон Серверного Кавказа и Крыма, является РОСОЭЗ www.russez.ru

    По истечении нескольких лет СЭЗ проявляют себя не всегда заявленным ожиданиям. Например, СЭЗ Северного Кавказа не оправдали себя, т.к. не привлекли к себе инвесторов.
    Каждая зона, имеет свои условия получения статуса резидента, свои налоговые и льготные преференции.

    В чем минус СЭЗ?

    В основном изложенный до этого материал показывал, что СЭЗ это прекрасно. Особые зоны привлекают инвестиции, помогают развивать регионы и в целом экономику России. Только не все так безоблачно.
    Порог входа в такую зону достаточно высок, и в основном себе могут это позволить очень крупные компании. Например, чтобы стать резидентом в «Алабуге» необходимо инвестировать в первый год 1млн евро, а в последующие годы до 10 млн евро. Такие инвестиции сможет вложить не каждый предприниматель.

    Благоприятнее развитие предпринимательства складывается в регионах, когда действует единый закон для всего бизнеса. Когда понижаются налоги не для избранных предприятий, а для всей бизнес индустрии. Хотя государство в этом случае не дополучает налоги, зато дает возможность развиться региону, а потом уже получать с него нормальные налоговые сборы.

    Одной из важнейших форм экономических связей являют­ся особые экономические зоны (ОЭ3). Они представляют собой особый вид государственного регулирования экономической де­ятельности.

    Особой экономической зоной является территория, на ко­торой законодательно устанавливается особый режим хозяй­ственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных пред­приятий и граждан. ОЭЗ создаются для ускорения социально­ -экономического развития, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, pacширения производства высококачественной и импортозамеща­ющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества.

    Особые экономические зоны создаются государством с уче­том его экономических задач и предлагаются в качестве перспек­тивной модели развития отдельных территорий, обладающих хорошими предпосылками для образования центров роста. До недавнего времени в российском законодательстве однозначного термина, характеризующего подобные территории, не существо­вало, хотя зоны оффшорного типа в России появились в середине1990-х гг. Основными в то время являлись учрежденные в 1994 г. зона экономического благоприятствования "Ингушетия" и зона льготного налогообложения в Республике Калмыкия. Позднее такие зоны были образованы в ряде других регионов. Большин­ство из них так и не стали функционировать в полной степени, их деятельность во многом нарушала федеральное законода­тельство, по причине чего они и были ликвидированы.

    Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 22.07.2005 г. N2 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Рос­сийской Федерации", который закрепил их правовое определение. В соответствии с положениями закона особая, свободная или специальная экономическая зона - ограниченная территория с осо­бым юридическим статусом по отношению к остальной террито­рии и льготными экономическими условиями для национальных и (или) иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон - решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэко­номических, социальных, региональных и научно-технических.

    ОЭЗ классифицируются по выполняемым функциям, степе­ни интеграции в экономику и.системам предоставляемых льгот.

    В зависимости от способа оформления зоны и режима их функционирования ОЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) и интеграционные.

    Анклавные зовы полностью ориентируются на экспорт всей производимой на ее территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Они обычно созда­ются на территориях страны, естественным образом отделенных от нее (острова, полуострова, морские побережья и т. п.). Но мо­гут создаваться и внутри города.


    Интеграционные зовы тесно связаны с национальной и ми­ровой экономикой, имеют более свободный режим функциониро­вания. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, включенных в международное разделение труда.

    По системам льгот выделяют:

    налоговые: налоговые "каникулы" - частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступившим в силу 1 января 2006 Г.: резиденты промышленно ­производственной зоны на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4% (до16%) снижается налог на прибыль. Для технико-внедренческих зон также предусматривается снижение ставки Единого соци­ального налога с 26% до 14%);

    Таможенные (импорт) - частичное или полное освобож­дение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;

    Таможенные (экспорт) - частичное или полное освобож­дение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию;

    Финансовые - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений;

    Административные - упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностран­ных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно получен­ной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

    По функциям особые экономические зоны подразделяют:

    . на зоны свободной торговли - территорий, выведенные за пределы национальной таможенной территории; внутри про­водятся операции по складированию товаров и их предпродаж­ной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.);

    . промышленно - производственные зоны - части нацио­нальной таможенной территории, внутри которых налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы;

    . технико - внедренческие зоны - территории, выведенные за пределы национальной таможенной территории, внутри которых размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации (примеры ТВ3: технопар­ки, технополисы);

    . туристско-рекреационные зоны - территории, на ко­торых ведется туристско-рекреационная деятельность - соз­дание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры ту­ризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма;

    . сервисные зоны - территории с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижи­мостью, перевозками);

    . комплексные зоны - многопрофильны, формируются и на ограниченнои территории, и в границах областей и других территориальных образований; в них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием не­обходимой инфраструктуры.

    Технико-внедренческие зоны способствуют ускорению научно-технического прогресса на основе активизации внешне­экономического сотрудничества, внедрению результатов отече­ственной науки, а также разработке наукоемких технологий, но­вых видов готовой продукции и расширению экспорта.

    Технополис - одна из форм особой экономической зоны, . призванная активизировать инновационный" процесс с помо­щью региональных центров по разработке и производственно­му освоению продукции высокого технического уровня на базе интеграции высокоразвитого производства, науки и образова­ния. Многопрофильная деятельность технополисов основыва­ется на формировании и осуществлении с участием государ­ства проектов фундаментальных и прикладных исследований с их последующей промышленной утилизацией (с использова­нием научно-промышленного парка).

    Идея технополисов возникла в Японии в начале 1980-х гг., там они получили широкое распространение. Интенсивное раз­витие технополисов связано с современным этапом научно - ­технической революции, когда осуществляется автоматизация и электронизация производства, внедряются новые материалы и технологии. Название "технополис" используется и как сино­ним наукограда, грань между ними очень тонкая: первые целе­направленно создаются при научно-промышленных центрах, вторые имеют более самостоятельное значение, хотя и тяготеют к крупнейшим городам; первые заняты более узкими техниче­скими и технологическими разработками, вторые имеют широ­кую специализацию, включая фундаментальные исследования.

    Технополис представляет собой крупную зону экономиче­ской активности, состоящую из университетов, исследователь­ских центров, технопарков, промышленных и иных предприя­тий, которые осуществляют свою практическую деятельность, опираясь на результаты научных и технологических исследований, поддерживают тесные связи с аналогичными структура­ми на национальном и международном уровнях, являются не­отъемлемой частью системы международного разделения тру­да и имеют среду обитания, целенаправленно сформированную для ученых, специалистов, высококвалифицированной рабочей силы. В Японии и Франции модель технополиса распространя­ется на всю территорию города.

    Технополисы пользуются разнообразными льготами и обе­спечивают разработку и внедрение современной технологии с помощью национальных и иностранных предприятий и органи­заций. Технополис - это город, в котором "критическая масса" образования и культуры, науки и техники, наукоемкого бизнеса и венчурного капитала порождает "цепную реакцию" научной и деловой активности международного, глобального масштаба. В России наукограды и Академгородки в перспективе могут слу­жить основой для формирования технополисов.

    Наряду с собственно свободными экономическими зонами в мировой практике существуют оффшорные зоны. Они составляют особый класс среди ОЭ3. Их главное отличие состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осу­ществлять никакую производственную деятельность. Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения.

    Снижение налогового бремени посредством льготных нало­говых юрисдикций - фактор, позволяющий наиболее эффек­тивно осуществлять национальную экономическую деятель­ность. Использование подобного правового средства позволяет государству привлекать инвестиции и поощрять международное сотрудничество, отвлекая минимум ресурсов на регулирование и вмешательство в экономику.

    В России существуют особые экономические зоны четы­рех типов: технико-внедренческие, промышленно-производст­венные, портовые и туристско-рекреационные. Кроме того, в Калининградской области с 1991 г. действует ОЗ3 (СЗ3 "Янтарь", ОЗ3 в Калининградской области, условия на которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федераль­ном законе от 10.01.2006 г. NQ 16-Ф3 "Об особой экономической зоне в Калининградской обл. и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

    В Ф3 от 22.07.2005 г. NQ 116-Ф3 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" оговорено несколько условий создания ОЗ3 на территории РФ.

    На территории государства могут создаваться только че­тыре типа ОЭ3: технико-внедренческие (площадью не более, 3 км2); промышленно-производственные (площадью не более 20 км2); туристско - рекреационные; портовые.

    Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию администра­тивного образования.

    На территории ОЭЗ не допускается: добыча и перера­ботка полезных ископаемых; производство и переработка под­акцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мо­тоциклов; ОЭ3, кроме ОЭ3 туристско-рекреационного типа, мо­гут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности; решение о создании ОЭ3 при­нимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса. Кроме того, для Калининградской области Федеральным законом от 10.01.2006 г. NQ 16-Ф3 предусмотрены особые условия функци­онирования ОЭ3 (распространение режима ОЗ3 на территорию всей области, значительные налоговые и таможенные льготы).

    Для управления ОЭ3 создано ОАО "Особые экономиче­ские зоны" (ОАО "Оэ3") - управляющая компания, в веде­нии которой находятся 16 действующих и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Из 16 действующих зон специализируются на развитии промышленного производ­ства, 4 ~ на технологических инновациях, 8 - на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 2 - на развитии портово­ - логистических и транспортных узлов.

    "ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 г., его единственным акционером является государство. С момента принятия закона об ОЗ3 в 2005 г. и до 2010 г. компания действовала как заказчик строительства ин­фраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере. С 2006 г. бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 44 млрд. руб., или порядка 1,5 млрд. долл. С 2006 по 2010 г. в особые экономические зоны России при­шло 223 инвестора из 18 стран, и этот процесс набирает обо­роты. Среди них есть такие транснациональные гиганты, как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool и др. Объем заявленных резидентами инвестиций ~ более 150 млрд. руб., или порядка 5 млрд. долл.

    ОАО "0ЭЗ" привлекает инвесторов" из числа крупнейших международных и российских корпораций либо независимых специализированных компаний среднего размера и работает с ними, аккумулируя лучший мировой опыт в области развития и управления особыми экономическими зонами.

    Цели создания с точки зрения государства: привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий хотя бы на ограниченную часть территории страны; создание новых рабочих мест для персонала высокой квалификации; развитие экспортной базы; импортозамещение; апробация новых методов менеджмента и организации труда.

    Цели создания с точки зрения инвесторов: освоение но­вых рынков сбыта; приближение производства к потребителю; минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин; доступ к инфраструктуре; использование более дешевой рабочей силы; попытка снижения влияния бюрократии; развитие территории.

    В перспективе благодаря отечественным и иностранным ин­вестициям 033 должны стать основным стимулом развития на­укоемких производств, внедрения передовых технологий и вы­_ пуска конкурентоспособных товаров.

    22 декабря 2005 г. постановлением Правительства РФ в России организовано шесть особых экономических зон: четы­ре технико – внедренческие (инновационные) в городах: Дуб­на, Москва (3еленоград, ТВ3 "3еленоград", Сколково), Санкт-Петербург (поселок Стрельна, зона "Нойдорф"), Томск и две промышленно-производственные зоны в городах: Елабуга (ОЭЗ "Алабуга"), Липецк (ОЭЗ "Липецк").

    3 февраля 2007 г. постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристско­ рекреационного типа:,

    В Республике Алтай (постановление Правительства РФ № 67);

    В Республике Бурятия (постановление Правительства РФ № 68);

    В Алтайском крае (постановление Правительства РФ № 69);

    В Краснодарском крае (постановление Правительства РФ № 70);

    В Ставропольском крае (постановление Правительства РФ № 71);

    В Иркутской области (постановление Правительства РФ № 72);

    В Калининградской области (постановление Правительства РФ № 73).

    На конец 2009 г. всего на территории ОЭЗ зарегистрировано 207 резидентов. Кроме того, на всей территории Калининград­ской области действует особая экономическая зона, созданная01.04.2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 г. N 16-Ф3, которая имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и пр. По состоянию на 06.05.2008 г. данная 033 привлекла 56 официально зарегистрированных резидентов с общим объемом инвестиций 31,3 млрд. руб.

    В г. Магадане действует торгово-производственная зона, созданная в соответствии с Федеральным законом от 31.65.1999 г. NQ 104-Ф3 "Об особой экономической зоне в Магаданской об­ласти». С помощью правового режима зоны предполагается решить основные задачи в экономике и социальной сфере области: развитие производительных сил, насыщение потребительского рынка всевозможными товарами, повышение уровня жизни на­селения. С 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. участники зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на терри­тории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие про­изводства и социальной сферы.

    30 декабря 2009 г. подписано постановление Правительства РФ NQ 1163 "О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны". По информации специалистов областного департамента инвестиций, принципиальное отличие ульяновской портовой зоны от других в том, что она ба­зируется на имущественном комплексе, практически готовом для создания свободной экономической зоны. Портовая зона будет создана на базе международного аэропорта "."Ульяновск­ Восточный", построенного в 1980-е гг. Аэропорт обладает уни­кальной взлетно-посадочной полосой, которая способна прини­мать любые виды воздушные судов.

    Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1185 на территории Хабаровского края создана портовая особая эко­номическая зона, а на территории острова Русский Приморского края создана туристско-рекреационная особая экономическая зона (постановление Правительства РФ от 31.03.2010 г. NQ 201).

    Также существует проект создания ОЭЗ в Красноярском крае. Основной проблемой организации особых экономических зон на территории Российской Федерации является отсутствие тео­ретических научно разработанных основ. Создание особых эко­номических зон - действенное направление развития экономи­ки отдельных территорий и регионов, ориентированное, как пра­вило, на решение конкретных приоритетных экономических за­дач, реализацию стратегических программ и проектов. Особые экономические зоны должны стать новым вектором развития российской экономики, однако не стоит забывать, что при суще­ствующих масштабах распространения свободных зон R миро­вом хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для притока в российские особые зоны иностранного капитала. Большое влияние в этом отношении могут оказать политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструк­туры, упрощение административных процедур.