Экономический механизм охраны окружающей среды ориентирован на. Экономический механизм охраны окружающей природной среды

Экономические механизмы охраны окружающей среды

I. Кадастры природных ресурсов

II. Финансирование и материально-техническое обеспечение

III. Платы за пользование природными ресурсами и их загрязнение

IV. Экологические фонды

V. Экономическое стимулирование

I. Кадастры природных ресурсов – это своды экономических, организационных, экологических и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, а также категории природопользователей. Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры составляются по видам природных ресурсов: земельный, лесной, водный и др.
На базе их данных определяется денежная стоимость природного ресурса, продажная цена, система мер по его оздоровлению и восстановлению.

II. Источниками финансирования могут быть: бюджетные средства, банковские кредиты, экологические фонды, собственные средства предприятий (в основном, прибыль) и другие источники. Финансирование экологических программ должно обеспечиваться материально-техническими ресурсами.

III. В платах за пользование природными ресурсами и их загрязнение предусмотрено два вида платы :

1. за пользование природными ресурсами;

2. загрязнение окружающей среды.

За загрязнение предусмотрено два вида платы :

1. за выбросы, сбросы вредных веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов;

2. за выбросы, сбросы и размещение отходов сверх установленных лимитов, либо без разрешения.

Внесение платы за использование и загрязнение природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению ущерба.

IV. Экологические внебюджетные фонды формируются из средств от организаций, граждан, иностранных юридических лиц; из платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов; из сумм, полученных по искам, штрафам, за счёт средств от продажи конфискованных орудий охоты и незаконной продукции; из платежей всех предприятий за природопользование. Эти средства зачисляются на специальные счета и используются для финансирования природоохранных мероприятий.

Запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью.

V. Меры поощрения :

· освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества;

· установление налоговых и иных льгот предприятиям при внедрении безотходных технологий, использовании вторичных ресурсов;

· применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды;

· применение поощрительных цен на экологически чистую продукцию.

Меры наказания :

· введение специального добавочного налогообложения на экологически вредную продукцию и продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий;

· штрафы за экологические правонарушения [Цветкова, 1999].

3.2. Экозащитная техника и технологии

Инженерные природоохранные мероприятия делят на две группы:

I. Мероприятия, снижающие выброс загрязняющих веществ и уровень вредных воздействий:

1. Совершенствование технологических процессов и внедрение малоотходных и безотходных технологий.
2. Изменение состава и улучшение качества используемых ресурсов (удаление серы из топлива, переход с угля на газ или нефть, с бензинового топлива на водородное и др.).
3. Установка очистных сооружений с последующей утилизацией улавливаемых отходов.

1. Типы экономических механизмов и инструментов.

Экономический механизм природопользования – это совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с природной средой.

Выделяют три типа экономических механизмов природопользования:

1. компенсирующий (мягкий) механизм - борьба с последствиями (а не с причинами ) техногенного типа экономического развития.

2. стимулирующий механизм - поощрение развития экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности.

3. жесткий механизм - ограничение природоэксплуатирующей деятельности; такой механизм посредством жесткой правовой, налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов.

В реальной действительности данные механизмы природопользования не существуют в чистом виде. Неизбежно их сочетание. Многое зависит от конкретных технологий, производств, видов деятельности. Все направления экономического механизма природопользования связаны между собой, часто взаимообусловлены и пересекаются на практике.

Назначение экономических инструментов – использование связанных с функционированием рынков стимулов для воздействия на экономические интересы и экономическое поведение субъектов хозяйствования в экологически релевантном направлении. В этом случае экономическим агентам предоставляется значительная свобода выбора в поиске эффективных путей достижения общественно значимых природоохранных целей.

Инструменты эколого-экономического регулирования можно условно подразделить на:

· поощрительные меры - «метод пряника» (льготное налогообложение (экологичных видов продукции), льготное кредитование и субсидирование экопроектов, дотации на приобретение природоохранного оборудования, ускоренные сроки амортизации природоохранного оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности);

· принудительные меры – «метод кнута» (платежи за природные ресурсы, за выбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, сокращение субсидирование природоемких и неэкологичных производств, повышенное налогообложение («неэкологичной» продукции));

· компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов, экологическое страхование).

В составе экономических инструментов могут быть выделены рыночные и финансово-кредитные рычаги и стимулы.

Рыночно ориентированные инструменты :


· природно-ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды;

· рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот;

· механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды;

· залоговая система;

· интервенция с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителей;

· методы прямых рыночных переговоров;

Финансово-кредитные инструменты:

· формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий;

· кредитный механизм ООС, займы, субсидии и т. п.;

· режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования;

· экологические и ресурсные налоги;

· система страхования экологических рисков.

2. Теоретические принципы установления налогов и платежей за загрязнение : использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования; понятие экстерналий и Пигувианского налога.

Использование принципа «загрязнитель платит» в экономическом механизме природопользования

«Загрязнитель платит» - принцип, согласно которому загрязнитель обязан возместить обществу затраты, связанные с ликвидацией ущерба от загрязнения.

В области охраны окружающей среды необходимо заставить оплачивать издержки самого загрязнителя, включать эти издержки в цену его продукции, что сделает ее менее конкурентоспособной.

Это один из фундаментальных экономических и правовых принципов. Официально введен ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в свои документы в 1972 г.

В России этот принцип положен в основу механизма платежей за загрязнение.

В ряде случаев принцип «загрязнитель платит» трансформируется в принцип «платит жертва» – величина платежей оплачивается потребителем: платежи за предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов относятся в России на издержки (себестоимость) производства.

В данном случае это справедливо, т.к. за загрязнение, неустранимое при данном уровне техники и технологии, должно расплачиваться все общество, если хочет потреблять тот или иной продукт. Таким образом, платежи в этой части возмещаются потребителями, так как за негативное воздействие расплачивается все общество.

Формы платности за природные ресурсы :

1) Формы платы за использование земли : зависят прежде всего от типа отношений собственности: землевладения, бессрочного (постоянного) или временного пользования земельными участками, их аренды.

ü земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) Взимается за земельные участки, находящиеся в собствен­ности, земельный налог. Размеры платы за землю определяются в за­висимости от площади, качества и местоположения земельного участка с учетом его кадастровой оценки. Платежи за землю обычно поступают на специальные бюджетные счета местных представительных органов, на территории которых находятся земельные участки. Так, в России плата за землю является сегодня единственным видом так называемых природноресурсных налогов и платежей, в установлении размера которого участвуют органы местного самоуправления; после 2005 г. планируется полное их зачисление именно в местные бюджеты в качестве одного из основных доходных источников. Для стимулирования ра­ционального использования земли эти виды платежей должны направляться ис­ключительно на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеуст­ройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране земель, повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат зем­лепользователя на эти цели, а также на погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, процентов за пользование ими, на фиксированные выплаты земле­пользователям, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества, инженерное и социальное обустройство территории.

ü арендная плата (Взимается за арендуемую землю. При аренде земельного участка у собственника земли арендная плата, как правило, поступает на его счет. Арендная плата, получаемая собственником земли, используется им по своему усмотрению)

В разных странах существуют определенные льготы по взиманию платы за землю. Так, в России от платы за землю полностью освобождаются 23 категорий землепользователей, в том числе заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные или малопродуктивные в соответствии с кадастровой оценкой земли и т. д.

2) Формы платы за водные ресурсы :

ü плата, связанная с использованием водными объектамиводный налог

Существуют две основные схемы взимания платы за водопользование.

1) Первая, которая характерна для России, Австралии, стран Азии и Африки, основана на жестком государственном регулировании размеров платы. Все платежи при этом направляются в государственный бюджет, где аккумулируются для последующего использования на цели содержания и развития водохозяйственных систем и сооружений.

2) Вторая схема применяется главным образом в странах Западной Европы, США и Канаде. Она основывается на корпоративном управлении использованием и охраной водных ресурсов со стороны водопользователей, которые образуют бассейновые объединения. Плата за воду осуществляется в виде взносов водопользователей на содержание объединения и финансирование его деятельности. Государство же получает налоги от бассейнового объединения, которые используются в основном для кредитования и субсидирования водохозяйственного строительства и выплат компенсации льготным категориям водопользователей.

3) Формы платы за пользование лесным фондом :

ü арендная плата

ü плата по договору купли-продажи лесных насаждений

Платежи за лесопользование могут взиматься за заготовку древесины, отпу­скаемой на корню; за заготовку живицы; за заготовку второстепенных лесных ма­териалов; за побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, заготовка в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев, пасек и других видов лесного пользования); за лесопользование для нужд охотничьего хозяйства, туристских или спортивных целей.

4) Формы платы за пользование недрами :

ü разовые платежи за пользование недрами;

ü регулярные платежи за пользование недрами;

ü плата за геологическую информацию о недрах;

ü разовый сбор (бонус) за участие в конкурсе (аукционе, тендере) за право пользования недрами;

ü периодический сбор (плата) за лицензию на недропользование.

5) Система платежей за пользование животным миром :

ü плата за пользование животным миром, т.е. за изъятие из естественной среды обитания следующих групп

Объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

Принадлежащих к видам, занесенных в Красные книги разного уровня;

Не отнесенных к перечисленным выше группам.

ü штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

При необходимости регулирования численности отдельных видов, представляющих угрозу для здоровья и жизни людей, домашних животных, а также для предотвращения нанесения ущерба экономике страны, изъятие может быть разрешено бесплатно или за вознаграждение.

В целом мировая практика движется по пути постепенного и целенаправленного внедрения новых, более совершенных экологических налогов и сборов, стимулирующих природоохранную деятельность и рациональное ресурсопользование.

В странах ЕЭС выделяются следующие основные разновидности экологических налогов и платежей (согласно Европейскому экологическому агентству):

1. Компенсирующие налоги – это налоги (платежи), служащие цели покрытия экологических издержек. Подразделяются на платежи пользователей и отложенные платежи . Например, платежи за сточные воды или за размещение отходов.

плата за забор воды из водоемов, налоги на шумовое загрязнение, специальные налоги на батарейки

в России применяются в основном этот тип налогов

2. Стимулирующие налоги – направлены на поощрение изменения поведения производителей / потребителей в сторону экологически безопасного и ответственного. При наличии необходимой информации могут устанавливаться на уровне, уравновешивающем предельные экологические издержки и предельные выгоды. В этом случае они именуются оптимальными и выполняют функции, аналогичные первой разновидности налогов. В противном случае их называют инструментальными стимулирующими налогами.

налоги на тару одноразового использования, алюминиевую фольгу, соль для посыпки дорог, мебель из тропической древесины.

в России – в стадии обсуждения

3. Фискальные экологические налоги – налоги, используемые преимущественно в фискальных целях и повышающие бюджетный доход, могут также использоваться для ослабления налогового бремени на труд и капитал.

В России – акцизы на нефть, газовый конденсат, природный газ.

Экономический механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования ориентирован на обеспечение эффективного природоохранного управления. Реализация такого управления достигается с помощью разнообразных экономических рычагов воздействия на природопользователя, включающих формирование ценообразования с учетом природоохранного фактора; разработку стимулирующих принципов финансирования природоохранных мероприятий, а также принятие государственных и региональных природоохранных программ. Среди основных задач, решаемых с помощью экономических механизмов управления природопользованием, следует выделить:

· планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

· установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

· установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы вредных веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия;

· предоставление природопользователям налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

· возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Согласно Закону «Об охране окружающей природной среды», пользование природными ресурсами в России является платным. В соответствии с этим положением, экономические механизмы управления природопользованием включают:

· платежи за пользование природными ресурсами (ресурсные платежи);

· компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого оборота или ухудшение их качества (компенсацию ущерба), вызванные деятельностью природопользователя;

· платежи за загрязнение окружающей природной среды (эмиссионные платежи);

· штрафы за нарушение природоохранного законодательства;

· рыночные цены на часть природных ресурсов, поступающих в экономический оборот и являющийся объектом рыночных операций;

· дифференциацию налогообложения с учетом экологических факторов;

· финансирование (бюджетное и внебюджетное) природоохранных мероприятий, включая систему экологических фондов воспроизводства природных ресурсов;

· страхование экологических рисков.

Одним из центральных элементов экономических методов регулирования природоохранной деятельностью является естественнонаучное обоснование предельно допустимых нагрузок на природную окружающую среду, которое основано на количественной оценке значений ассимиляционного потенциала и представлении его в качестве ресурса, с последующим использованием его стоимостной оценки в экономических расчетах. При этом в качестве ориентировочной аппроксимации ассимиляционной емкости различных регионов и территорий часто принимаются расчетные значения лимитов на ПДВ, ПДС и др., последовательные итерации которых в результате могут способствовать более объективной ее оценке. В этом случае ассимиляционный потенциал будет выражаться как система экологических нормативов, которые, с одной стороны, являются количественной характеристикой экологических потребностей, а с другой параметрами, характеризующими издержки по сохранению такого ресурса как качество окружающей природной среды.

Плата за природные ресурсы(землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

· за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

· за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

· на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за природные ресурсы представляет собой расходы природопользователя, связанные с их разведкой, извлечением и использованием, а также на возмещение убытков возникающих из-за экологического ущерба окружающей среде и здоровью людей. При этом она включает в себя две существенно различающиеся между собой составные части.

Во-первых, это плата за право пользованием природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого вида ресурсов. В этом виде платы реализуется абсолютная рента, которая ранее изымалась в федеральный бюджет, не заинтересовывая регионы в эксплуатации природных ресурсов. Данный вид платы формируется исходя из затрат на компенсацию потерь региона и не зависит от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. Обычно, абсолютная величина платежа определяется по итогам конкурса (тендера) или увязывается с уровнем банковского процента. На практике в эту плату входит и дифференциальная рента, т.е. стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая влияет на эффективность их эксплуатации. Например, месторождение более благоприятное по горно-геологическим условиям и содержанию полезных компонентов эксплуатируется с большим эффектом, чем месторождение с худшими показателями. Очевидно, что получаемый при этом экономический эффект не зависит от вклада природопользователя и уже только по этой причине может быть изъят. В основе практического применения данного принципа лежит экономическая оценка природных ресурсов, которая может осуществляться по рыночным ценам, замыкающим затратам и другим методическим принципам, которые были рассмотрены выше. Применение перечисленных составляющих платы за право пользования природными ресурсами ориентировано на повышение экономической заинтересованности природопользователей в интенсификации использования природных ресурсов, внедрения новых, более эффективных безотходных и природоохранных технологий.

Во-вторых, это плата на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Данная составляющая платы за природные ресурсы представляет собой оплачиваемые природопользователем расходы специализированных предприятий и организаций на восстановление израсходованной в процессе хозяйственной деятельности части ресурсов. В основе этой платы лежит экономическая оценка тех же ресурсов, но ориентированная на расчет потерь и финансовых ресурсов, необходимых для рекультивации и восстановления ресурсов природной среды, нарушенных в процессе природопользования.

Следует также иметь в виду, что на ресурсы, непосредственно изымаемые природопользователем, устанавливаются лимиты их использования. Они действительны определенный срок по каждому виду природных ресурсов, которые определяются уровнем развития техники, технологических процессов, изменением потребностей в данном виде ресурса и его состоянием. В соответствии с установленными лимитами природопользователи получают разрешение на использование природных ресурсов.

В качестве ресурсов часто выступают также отходы производства, вторичные энергетические ресурсы, вода замкнутого оборотного цикла и др. Такие ресурсы могут оцениваться по нулевой стоимости, по издержкам на доставку и подготовку к использованию, или по вытесненным затратам за счет замены «первичного» природного ресурса.

Предполагается, что плата за природные ресурсы должна носить стимулирующий характер и быть ориентированной на повышение экономической ответственности отдельных субъектов хозяйственной деятельности за рациональное природопользование.

Природные ресурсы могут оцениваться ценой предприятия добывающего, подготавливающего или производящего первичную переработку ресурса. К таким природным ресурсам относится большинство сырьевых и энергетических ресурсов. С другой стороны, природные ресурсы могут оцениваться издержками на их добычу и облагаться специальными налогами в пользу государственных и муниципальных фондов за каждую единицу используемого ресурса. Сюда относятся изменяемые или используемые земли, вода, лес, и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство.

Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством РФ.

Пользование землей в России является платной. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах путем формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Налоговая форма пользования землей стимулирует рациональное использование, охрану и освоение земель, повышение плодородия почв. Плата установлена за пользование сельскохозяйственной, городской, пригородной землей, землей, занятой месторождениями полезных ископаемых и другими категориями земель. При этом ставка земельного налога является единой, независимо от того, находится ли земельный участок в пользовании, владении или собственности соответствующего налогоплательщика и изымается из его прибыли (дохода). Отсюда, земельный налог носит фискальную направленность. Средства от его взимания поступают в бюджет (от местного до федерального). Земельный налог подразделяется на две основные группы:

· за земли сельскохозяйственного назначения;

· за земли несельскохозяйственного назначения.

Плата за земли первой группы территорий учитывает состав, качество, площадь и местоположение угодий П з = п х S , где п - нормативная ставка земельного налога; S – площадь сельскохозяйственных угодий.

Средние нормативные ставки налога за земли сельскохозяйственного назначения по субъектам РФ установлены Законом «О плате за землю». Органам законодательной власти предоставлено право, исходя из средних размеров налога и кадастровой оценки угодий, устанавливать ставки налога по группам почв, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

Плата за земли несельскохозяйственного назначения, с помощью соответствующих коэффициентов повышения средней ставки земельного налога, классифицируется с учетом:

· экономической значимости и экологического состояния района РФ;

· уровня социально-культурного потенциала;

· уровня исторической ценности территории.

Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взимается в двукратном размере.

Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 % от средних ставок земельного налога для поселений численностью до 20 тыс. человек. За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования. Налог на земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.

Кроме земельного налога, в качестве платы за землю используются арендная плата и нормативная цена земли. Арендная плата взимается за земли, сданные в аренду. Ее величина устанавливается по договору. За нижний предел в данном случае берется размер земельного налога. Реальный расчет размера ставок арендной платы базируется на данных по сделкам купли-продажи и аренды земли на первичных и вторичных рынках недвижимости.

Земельный налог и арендная плата используются исключительно на следующие цели:

· финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под эти мероприятия, и процентов за их использование;

· инженерное и социальное обустройство территории.

Тема: Экономический механизм охраны окружающей среды

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Тема: Экономический механизм охраны окружающей среды
Рубрика (тематическая категория) Экология

1. Типы экономических механизмов и инструментов.

Экономический механизм природопользования - ϶ᴛᴏ совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователœей в оптимизации их взаимодействия с природной средой.

Выделяют три типа экономических механизмов природопользования:

1. компенсирующий (мягкий) механизм - борьба с последствиями (а не с причинами ) техногенного типа экономического развития.

2. стимулирующий механизм - поощрение развития экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности.

3. жесткий механизм - ограничение природоэксплуатирующей деятельности; такой механизм посредством жесткой правовой, налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определœенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов.

В реальной действительности данные механизмы природопользования не существуют в чистом виде. Неизбежно их сочетание. Многое зависит от конкретных технологий, производств, видов деятельности. Все направления экономического механизма природопользования связаны между собой, часто взаимообусловлены и пересекаются на практике.

Назначение экономических инструментов – использование связанных с функционированием рынков стимулов для воздействия на экономические интересы и экономическое поведение субъектов хозяйствования в экологически релœевантном направлении. В этом случае экономическим агентам предоставляется значительная свобода выбора в поиске эффективных путей достижения общественно значимых природоохранных целœей.

Инструменты эколого-экономического регулирования можно условно подразделить на:

· поощрительные меры - ʼʼметод пряникаʼʼ (льготное налогообложение (экологичных видов продукции), льготное кредитование и субсидирование экопроектов, дотации на приобретение природоохранного оборудования, ускоренные сроки амортизации природоохранного оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности);

· принудительные меры – ʼʼметод кнутаʼʼ (платежи за природные ресурсы, за выбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, сокращение субсидирование природоемких и неэкологичных производств, повышенное налогообложение (ʼʼнеэкологичнойʼʼ продукции));

· компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов, экологическое страхование).

В составе экономических инструментов бывают выделœены рыночные и финансово-кредитные рычаги и стимулы.

Рыночно ориентированные инструменты :

· природно-ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды;

· рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот;

· механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды;

· залоговая система;

· интервенция с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителœей;

· методы прямых рыночных переговоров;

Финансово-кредитные инструменты:

· формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий;

· кредитный механизм ООС, займы, субсидии и т. п.;

· режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования;

· экологические и ресурсные налоги;

· система страхования экологических рисков.

2. Теоретические принципы установления налогов и платежей за загрязнение : использование принципа ʼʼзагрязнитель платитʼʼ в экономическом механизме природопользования; понятие экстерналий и Пигувианского налога.

Использование принципа ʼʼзагрязнитель платитʼʼ в экономическом механизме природопользования

ʼʼЗагрязнитель платитʼʼ - принцип, согласно которому загрязнитель обязан возместить обществу затраты, связанные с ликвидацией ущерба от загрязнения.

В области охраны окружающей среды крайне важно заставить оплачивать издержки самого загрязнителя, включать эти издержки в цену его продукции, что сделает ее менее конкурентоспособной.

Это один из фундаментальных экономических и правовых принципов. Официально введен ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в свои документы в 1972 ᴦ.

В России данный принцип положен в основу механизма платежей за загрязнение.

В ряде случаев принцип ʼʼзагрязнитель платитʼʼ трансформируется в принцип ʼʼплатит жертваʼʼ – величина платежей оплачивается потребителœем: платежи за предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов относятся в России на издержки (себестоимость) производства.

В данном случае это справедливо, т.к. за загрязнение, неустранимое при данном уровне техники и технологии, должно расплачиваться всœе общество, в случае если хочет потреблять тот или иной продукт. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, платежи в этой части возмещаются потребителями, так как за негативное воздействие расплачивается всœе общество.

Формы платности за природные ресурсы :

1) Формы платы за использование земли : зависят прежде всœего от типа отношений собственности: землевладения, бессрочного (постоянного) или временного пользования земельными участками, их аренды.

ü земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) Взимается за земельные участки, находящиеся в собствен­ности, земельный налоᴦ. Размеры платы за землю определяются в за­висимости от площади, качества и местоположения земельного участка с учетом его кадастровой оценки. Платежи за землю обычно поступают на специальные бюджетные счета местных представительных органов, на территории которых находятся земельные участки. Так, в России плата за землю является сегодня единственным видом так называемых природноресурсных налогов и платежей, в установлении размера которого участвуют органы местного самоуправления; после 2005 ᴦ. планируется полное их зачисление именно в местные бюджеты в качестве одного из базовых доходных источников. Важно заметить, что для стимулирования ра­ционального использования земли эти виды платежей должны направляться ис­ключительно на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеуст­ройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране земель, повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат зем­лепользователя на эти цели, а также на погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, процентов за пользование ими, на фиксированные выплаты земле­пользователям, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества, инженерное и социальное обустройство территории.

ü арендная плата (Взимается за арендуемую землю. При аренде земельного участка у собственника земли арендная плата͵ как правило, поступает на его счет. Арендная плата͵ получаемая собственником земли, используется им по своему усмотрению)

В разных странах существуют определœенные льготы по взиманию платы за землю. Так, в России от платы за землю полностью освобождаются 23 категорий землепользователœей, в т.ч. заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные или малопродуктивные в соответствии с кадастровой оценкой земли и т. д.

2) Формы платы за водные ресурсы :

ü плата͵ связанная с использованием водными объектами – водный налог

Существуют две основные схемы взимания платы за водопользование.

1) Первая, которая характерна для России, Австралии, стран Азии и Африки, основана на жестком государственном регулировании размеров платы. Все платежи при этом направляются в государственный бюджет, где аккумулируются для последующего использования на цели содержания и развития водохозяйственных систем и сооружений.

2) Вторая схема применяется главным образом в странах Западной Европы, США и Канаде. Она основывается на корпоративном управлении использованием и охраной водных ресурсов со стороны водопользователœей, которые образуют бассейновые объединœения. Плата за воду осуществляется в виде взносов водопользователœей на содержание объединœения и финансирование его деятельности. Государство же получает налоги от бассейнового объединœения, которые используются в основном для кредитования и субсидирования водохозяйственного строительства и выплат компенсации льготным категориям водопользователœей.

3) Формы платы за пользование лесным фондом :

ü арендная плата

ü плата по договору купли-продажи лесных насаждений

Платежи за лесопользование могут взиматься за заготовку древесины, отпу­скаемой на корню; за заготовку живицы; за заготовку второстепенных лесных ма­териалов; за побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота͵ заготовка в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев, пасек и других видов лесного пользования); за лесопользование для нужд охотничьего хозяйства, туристских или спортивных целœей.

4) Формы платы за пользование недрами :

ü разовые платежи за пользование недрами;

ü регулярные платежи за пользование недрами;

ü плата за геологическую информацию о недрах;

ü разовый сбор (бонус) за участие в конкурсе (аукционе, тендере) за право пользования недрами;

ü периодический сбор (плата) за лицензию на недропользование.

5) Система платежей за пользование животным миром :

ü плата за пользование животным миром, ᴛ.ᴇ. за изъятие из естественной среды обитания следующих групп

Объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

Принадлежащих к видам, занесенных в Красные книги разного уровня;

Не отнесенных к перечисленным выше группам.

ü штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

При крайне важно сти регулирования численности отдельных видов, представляющих угрозу для здоровья и жизни людей, домашних животных, а также для предотвращения нанесения ущерба экономике страны, изъятие должна быть разрешено бесплатно или за вознаграждение.

В целом мировая практика движется по пути постепенного и целœенаправленного внедрения новых, более совершенных экологических налогов и сборов, стимулирующих природоохранную деятельность и рациональное ресурсопользование.

В странах ЕЭС выделяются следующие основные разновидности экологических налогов и платежей (согласно Европейскому экологическому агентству):

1. Компенсирующие налоги - ϶ᴛᴏ налоги (платежи), служащие цели покрытия экологических издержек. Подразделяются на платежи пользователœей и отложенные платежи . К примеру, платежи за сточные воды или за размещение отходов.

плата за забор воды из водоемов, налоги на шумовое загрязнение, специальные налоги на батарейки

в России применяются в основном данный тип налогов

2. Стимулирующие налоги – направлены на поощрение изменения поведения производителœей / потребителœей в сторону экологически безопасного и ответственного. При наличии крайне важно й информации могут устанавливаться на уровне, уравновешивающем предельные экологические издержки и предельные выгоды. В этом случае они именуются оптимальными и выполняют функции, аналогичные первой разновидности налогов. В противном случае их называют инструментальными стимулирующими налогами.

налоги на тару одноразового использования, алюминиевую фольгу, соль для посыпки дорог, мебель из тропической древесины.

в России – в стадии обсуждения

3. Фискальные экологические налоги – налоги, используемые преимущественно в фискальных целях и повышающие бюджетный доход, могут также использоваться для ослабления налогового бремени на труд и капитал.

В России – акцизы на нефть, газовый конденсат, природный газ.

Тема: Экономический механизм охраны окружающей среды - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема: Экономический механизм охраны окружающей среды" 2017, 2018.

  • 9. Конституционные основы экологического права.
  • 10. Право граждан на благоприятную окружающую среду и иные экологические права граждан.
  • 11. Понятие и общая характеристика права собственности на природные ресурсы (формы, субъекты, объекты, содержание).
  • 12. Право собственности на недра в рф. Право собственности на водные объекты.
  • 12.Право соб-ти на недра в рф. Право соб-ти на водные объекты.
  • 13. Право собственности на леса в рф. Право собственности на животный мир.
  • 13.Право соб-ти на леса в рф. Право соб-ти на животный мир.
  • 14. Понятие права природопользования (объекты, субъекты, виды).
  • 14.Понятие права природопользования (объекты, субъекты, виды).
  • 15. Основания возникновения и прекращения права природопользования. Ограничение прав
  • 15.Основания возникновения и прекращения права природопользования. Ограничение прав природопользователей.
  • 16. Общая характеристика пользования недрами.
  • 16.Общая характеристика пользования недрами
  • 17. Общая характеристика пользования водными объектами
  • 17.Общая характеристика пользования водными объектами.
  • 18. Общая характеристика пользования лесами
  • 18.Общая характеристика пользования лесами
  • 19. Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими ресурсами.
  • 19. Общая характеристика пользования животным миром и водными биологическими ресурсами.
  • 20. Правовое регулирование охоты и рыболовства.
  • 20.Правовое регулирование охоты и рыболовства
  • 21.Правовая охрана природных объектов (понятие, содержание)
  • 22.Правовая охрана недр
  • 23.Правовая охрана вод
  • 24.Правовая охрана лесов
  • 25.Правовая охрана животного мира
  • 26.Правовая охрана атмосферного воздуха
  • 27. Понятие и общая характеристика управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
  • 28. Виды, органы и функции управления.
  • 2. Министерство сельского хозяйства
  • 3. Министерство экономического развития рф
  • 29. Экологический мониторинг.
  • 30. Экологическое нормирование.
  • Глава V фз№7 «об охране окр ср» ст. 19-31
  • 31. Оценка воздействия на окружающую природную среду.
  • 32. Экологическая экспертиза.
  • 33. Экологическое лицензирование.
  • 34. Техническое регулирование, экологическая стандартизация и сертификация.
  • 35. Экологический аудит.
  • 36. Экологический контроль.
  • 37. Учет компонентов и объектов окружающей среды.
  • 38. Экономический механизм в экологической сфере.
  • 39. Платность использования природных ресурсов (виды платежей).
  • 40. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 41. Экологическое страхование.
  • 42. Ответственность за экологические правонарушения (понятие и структура экологического
  • 45. Эколого-правовые требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
  • 46. Правовая охрана окружающей среды в промышленности.
  • 53. Международно-правовая охрана природной среды.
  • 54 Международные экологические организации
  • 38. Экономический механизм в экологической сфере.

    Экономический механизм - это совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    Элементы экономического механизма:

    1. планирование и финансирование природоохранных мероприятий

    2. установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов.

    3. Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов.

    4. Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот в случае внедрения ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий.

    5. Осуществление иных эффективных мер по охране окружающей среды

    6. Ведение кадастра того или иного природного ресурса

    7. Заключение договоров в сфере природопользования

    8. Экологическое страхование

    9. Экологический аудит

    Целью экономического механизма является стимулирование природопользования, которая заключается в создании условий экономической заинтересованности юридических и физических лиц в выполнении адресованных им требований экологического законодательства.

    В экологической сфере экономические меры и административные не являются альтернативой одного другому, а гармонично дополняют друг друга.

    39. Платность использования природных ресурсов (виды платежей).

    Статья 20. Платность использования природных ресурсов.

    1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

    2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

    * за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

    * за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

    * на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

    3. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.

    4. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

    Таким образом, взимание платы за ресурсы предполагает три основания: пользование в пределах лимита; сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Данная часть проводимого исследования касается проблем разработки и внедрения механизма платы за первое из перечисленных оснований - за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов.

    Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов (объектов) и природопользователем и взимается в виде налогов, арендной платы или в иных формах, предусмотренных законодательством и решениями органов власти краев, областей, автономных образований. Состав и порядок применения весьма разветвленной системы платежей за пользование природными ресурсами (ресурсных платежей) уточняются по мере обобщения накапливаемого опыта. В настоящее время действуют следующие виды платежей (налогов) за пользование отдельными видами природных ресурсов:

    * земля (налог, средняя плата);

    * лесные ресурсы (лесные подати, арендная плата);

    * водные ресурсы (водный налог);

    * животный мир (плата за пользование объектами животного мира);

    * недра (платежи за право пользования недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензий, акцизный сбор, платежи за пользование акваторией и участками морского дна).

    Приведенный выше перечень видов платежей (налогов) за пользование природными ресурсами свидетельствует об отсутствии отработанных механизмов взимания платы за пользование природными рекреационными ресурсами, и вообще - единой методологии по установлению ресурсных платежей.