На машину наложен арест что делать. На что обратить внимание. Снятие ограничительных мер.

Арест транспортного средства (ТС) является разновидностью имущественного ареста. В общем плане он подразумевает ограничение прав собственника или владельца на распоряжение арестованной автомашиной.

С первого взгляда данная формулировка не выглядит сложной или неясной. Однако арест ТС довольно запутанная юридическая область, т. к. данную меру применяют разные инстанции с разными целями, что регулируется разным законодательством.

Поэтому понятие ареста машин не является однозначным – оно подразумевает ряд санкций, последствия которых существенно отличаются друг от друга и далеко не все они касаются купли-продажи. Давайте вкратце разберемся что тут к чему в общем плане.

Кто может налагать арест на автомобиль?

Прежде всего вам нужно понять, что автомобиль, материально и юридически являясь сложным объектом, создает сразу несколько сфер, в которых может возникнуть проблема, приводящая к аресту.

Автомашина одновременно считается:

  • Объектом повышенной опасности , требующим соблюдения определенных правил использования и оформления;
  • Объектом собственнического владения с высокой стоимостью, что может быть использовано в качестве обеспечения разных обязательств и возмещений.

В связи с этим арестные санкции (АС) на ТС могут применяться следующими заинтересованными инстанциями:

Из данного списка нам интересны только судебные и регистрационные органы, работающие в связке. Другие инстанции также имеют право наложения АС, но они специфичны и применяются если ТС является:

  • Вещественным доказательством уголовного производства;
  • Объектом, нарушающим таможенный режим ввоза/вывоза заграничных товаров;
  • Объектом взыскания по налоговой задолженности.

Во всех трех случаях ТС изымается и помещается на подведомственную спецстоянку. Причем АС указанными органами могут быть применены напрямую – минуя судебное постановление.

Внимание! Налоговые органы имеют право изымать автотранспорт без судебного постановления только у юридических лиц, имеющих критическую налоговую задолженность.

Что может означать арест ТС?

Наложение АС на автомобиль, в зависимости от обстоятельств дела, может иметь разные режимы и последствия. Тут часто происходит путаница в разновидности и уровне примененных санкций. Причем ошибочное представление могут иметь не только простые автомобилисты, но и должностные лица.

Дело в том, что под понятием «арест» зачастую обобщается ряд отличающихся друг от друга санкций для ТС:

  • Задержание;
  • Запрет эксплуатации;
  • Ограничение регистрационных действий.

Нас интересует последний пункт, т. к. именно он именуется водителями арестом (первые два называют: «снятие номеров» и «штрафстоянка») и он же в большинстве случаев является проблемой при купле-продаже.

Но я вкратце остановлюсь на двух первых. Обратите внимание на приведенные списки статей закона для каждого случая – бывает, инспекторы допускают ошибки, путая положения и назначая не полагающиеся санкции. Зная какие статьи к чему относятся, вы сможете определить верно ли поступил наряд ДПС.

Задержание автомобиля

Это помещение машины на специализированную стоянку за какие-то нарушения или до выяснения связанных обстоятельств.


Например, служба ДПС, согласно ст. 27.13 (КоАП РФ), может отправлять авто на штрафстоянку по статьям Кодекса:

11.26; 11.29 ч. 1; 11.29 ч. 2; 12.3 ч.1; 12.5 ч. 2; 12.7 ч. 1; 12.7 ч. 2; 12.8 ч. 1; 12.7 ч. 3; 12.7 ч. 4; 12.16 ч. 4; 12.19 ч. 3; 12.19 ч. 3.1; 12.19 ч. 3.2; 12.19 ч. 4; 12.21.1 ч. 1; 12.21.1 ч. 2; 12.21.1 ч. 3; 12.21.2 ч. 1; 12.26 ч. 1; 12.26 ч. 2; 12.27 ч. 3.

Среди прочего это вождение в пьяном виде, без прав, стоянка в неположенном месте и т. п.

Запрет эксплуатации автомобиля

Запрет на эксплуатацию водители привычно называют снятием номеров (теперь номера не снимают, но могут изымать свидетельство регистрации – СТС).


Это лишение автомобиля права передвижения по дорогам общего пользования до устранения причин вызвавших запрет. Оснований здесь, согласно Гражданскому Кодексу, также немало:

Это статьи – 8.23; 12.5 ч. 3; 12.5 ч. 3.1; 12.5 ч. 4; 12.5 ч. 4.1; 12.5 ч. 5; 12.5 ч. 6; 12.5 ч. 7; 12.4 ч. 1; 12.4 ч. 2; 12.4 ч. 3; 12.37; 12.1 ч. 2.

Среди прочего, это: несоответствие содержание выхлопа экологическим нормам, несоответствие тонировки стекол принятым нормативам, запрещенные конструктивные изменения/дополнения и т. п.

Ограничение регистрационных действий

Ограничение регистрационных действий некоторые называют арестом права распоряжения собственностью. Оба понятия означают одно и то же – наложение ограничительных, а иногда и запретных санкций на осуществление права собственности владельца в отношении авто. То есть собственник не сможет проводить регистрационные операции с машиной, включая даже техосмотр.


Арестные санкции налагаются, как правило, через судебное постановление и уведомление о нем ГИБДД. Однако запрет на регистрационные действия может быть инициирован и без суда:

  • При повреждении маркировочных шильдиков ТС – ГИБДД действует самостоятельно (отдел розыска);
  • При исполнении судебного решения исполнителями (не во всех случаях);
  • При рейдах по выявлению злостных неплательщиков штрафов – когда ГИБДД и ФССП (Федеральная служба судебных приставов) действуют сообща.

В подавляющем большинстве случаев арестные ограничения применяются из-за финансовой составляющей.

Это может быть мера:

  • Принуждающая к уплате задолженности;
  • Обеспечительная процедура судов по имущественным спорам.

Принуждение к уплате задолженности может иметь самые разные основания. Например, авто могут арестовать за долги по неуплате:

  • Кредитов;
  • Налогов;
  • Коммуналки;
  • Алиментов;
  • Взысканий.

В список могут попасть любые неплатежи юридическим или физическим лицам, по которым вынесено решение суда.

Обеспечительный арест – это упредительная мера, налагаемая судами при рассмотрении дел:

  • По спорному имуществу;
  • Делимому имуществу;
  • Спорных выплатах или компенсациях по какой-либо причине.

Проблемы из-за арестных санкций на авто у покупателя

Проблемы, связанные с АС на авто, могут возникнуть не только у виновника неуплат или участника судебных разбирательств. Нередко страдает новый собственник, которому продали машину, а она оказалась под арестом из-за штрафов или по иску за от банка.


Почему так случается? Основных причин три:

  • Незнание продавца о примененных санкциях;
  • Нечестность продавца ТС;
  • Ошибки чиновников.

Если на старого хозяина наложили какие-то взыскания или обязательства по выплатам, он может и не знать об этом. Особенно часто подобное случается при штрафах от автоматической системы фиксации нарушений, а также если ТС без его постановки на учет.

Легче всего иметь дело с продавцом, который не был в курсе существования обременений – он может быть честным человеком и при совместных усилиях арест снимается без осложнений. Но если сделка проходила через перекупа, то найти бывшего собственника и договориться с ним скорее всего окажется тяжело.

Если же хозяин решил схитрить и продать обремененный автомобиль, переложив проблему с больной головы на здоровую, то дело будет еще сложнее.

В таких случаях плуты стараются «опустить концы в воду», чем сильно осложняют покупателю как постановку машины на учет, так и попытки добиться расторжения договора купли-продажи (ДКП) с возвратом уплаченных денег.

Иногда арестные санкции остаются в действии и после всех уплат из-за ошибок должностных лиц. Удивительно, но известны случаи, когда подобные огрехи не поддавались исправлению месяцами.

Как узнать находится ли автомобиль в аресте?

Перед покупкой машины ее необходимо проверить на наличие обременений. Делается это онлайн при помощи открытых баз данных нескольких инстанций.


  • Портал «Госавтоинспекция» – раздел «Проверка наличия ограничений »;
  • Портал Федеральной службы судебных приставов – раздел «Банк данных исполнительных производств »);
  • Портал Федеральной нотариальной палаты – раздел «Проверка залога движимого имущества ».

Как пользоваться этими сервисами я рассказывал в специальной статье.

К сожалению, узнать находится ли автомобиль под арестом со 100% вероятностью нельзя. В некоторых случаях это не может сделать даже хозяин. Дело в том, что постановления суда и данные исполнительной службы не сразу попадают в открытые базы сети (обычно через 15 дней), а данные по залогам в базы нотариальной палаты предоставляют не все банки и кредитные организации.

Сами же обременения на ТС могут возникать неожиданным образом. Например, первый хозяин разводится, и его супруга решила оспорить сделку. При этом автомобиль успел сменить 3-х владельцев. В результате о судебном процессе не знает ни одна сторона последней сделки, по базам все в порядке, но спустя несколько дней в ГИБДД проявляется арест на машину, а вы её только купили и совсем не ожидали подвоха.

Может показаться, что вероятность подобных совпадений мала, но на деле случаев таких масса.

Как можно решить проблему ареста ТС, если вы покупатель?

С 2013 года, после кардинального упрощения процедуры купли-продажи, сделку стало возможным заключать в свободной форме без привлечения ГИБДД. При перерегистрации ТС присутствие старого собственника стало необязательным.


Это дало как многие плюсы, так и некоторые минусы, одним из которых стали частые случаи покупки машин, находящихся под арестными санкциями.

Если это случилось, покупателю не стоит паниковать – варианты решения проблемы АС есть, но сразу предупреждаю, что в большинстве случаев дело потребует времени и хлопот.

Чего не нужно делать при покупке автомобиля?

Сразу я дам несколько советов, которые минимизируют риск приобретения автомобиля, обремененного арестными санкциями.

  1. Обязательная и полная проверка на юридическую чистоту . Не делайте исключений ни для каких вариантов. Большинство автомобилистов, купивших машину с АС, соблазнились ее привлекательной ценой и потеряли осторожность;
  2. Максимальная полноценность проведения сделки. В ДКП обязан быть пункт, утверждающий отсутствие обременений ТС, договор должен сопровождаться актом приема-передачи и финансовой распиской, все документы обеспечиваются достаточным количеством копий;
  3. Поля для подписей сторон заполняются везде . Подписи должны быть настоящими, соответствовать образцу в гражданском паспорте и проставлены на всех копиях документов, включая паспорт транспортного средства (ПТС);
  4. Особое внимание уделите изучению истории владения ТС , если вы будете третьим (или более) собственником – расспросите хозяина, изучите ПТС и данные онлайн сервисов.
  5. Потребуйте разрешение жены (или мужа), если продавец состоит в браке. Подозрительно, когда вместо этого вам сделают неплохую скидку.
  6. Не соглашайтесь на сомнительные схемы продажи , если есть возможность этого избежать – по генеральной доверенности, через перекупщиков (не имеющих контактов прежнего хозяина) и т. п.
  7. Не идите на занижение стоимости ТС в документации по сделке – в случае суда вам выплатят то, что указано в ДКП.
  8. Актуальные контакты хозяина машины обязательно сохраняйте;
  9. Личное присутствие хозяина в ГИБДД при перерегистрации ТС наиболее оптимальный вариант сделки;
  10. Если у авто имеются обременения и вы об этом знаете, то условия сделки, касательно их, должны быть подробно расписаны в ДКП отдельными пунктами.

Варианты решения проблемы АС – пошаговая инструкция

Для покупателя есть три варианта решения проблемы с арестными санкциями.

  • Снятием ареста занимается бывший собственник;
  • С машины снимается арест по судебному иску нового собственника;
  • Договор купли-продажи расторгается.

Все это может применяться в последовательном режиме – один вариант за другим. Ниже я приведу алгоритм действий, которого следует придерживаться.

Шаг первый: получение информации

Если в ГИБДД выяснилось, что купленный вами автомобиль под арестными санкциями, то на месте нужно узнать максимум доступной информации.


Не следует думать, что если вы не при чем, то это чужая проблема – она в любом случае имеет к вам отношение в той или иной степени, т. к. вы уже собственник проблемной машины.

В ГИБДД нужно выяснить вот что:

  • Какая инстанция и какого рода наложила санкции;
  • На какую сумму;
  • Как давно они применены;
  • Контактные данные инстанции, применившей санкции.

Все это желательно получить в письменном виде. Если полученная информация не дает полного представления о проблеме, то подробности можно узнать через полученные контакты, разъяснив суть дела.

Шаг второй: контакт с бывшим собственником

Первый практический шаг – это контакт с продавцом в частном порядке. Ведь не все автомобилисты имеют мошеннический умысел, и узнав от вас об обнаружившихся АС, честный человек постарается их снять сам.


Если же покупатель не желает помогать, то культурно, но со всей убедительностью объясните ему, что наймете юристов и подадите в суд, который не только расторгнет ДКП, но и удовлетворит требование по компенсациям и издержкам на очень значительную сумму.

То есть ваша задача убедить продавца в том, что отказ от решения проблемы обернется серьезными убытками и большими хлопотами, нежели те усилия, которые понадобятся для помощи в деле.

Однако будьте настороже! Если вам сознательно продали проблемное ТС, то бывший хозяин может разыграть представление, со всем соглашаясь, каясь за невнимательность и обещая все исправить. На словах, а на деле он ничего не станет предпринимать, с целью оттянуть судебное разбирательство.

Поэтому поступайте вот как:

  • Не соглашайтесь на большой срок ожидания;
  • Проверяйте в инстанциях, наложивших санкции, активность продавца – пытался ли он что-то решить;
  • Записывайте переговоры с продавцом при помощи электронных гаджетов – это поможет в суде доказать злой умысел, если он будет.

Если вы видите, что никаких подвижек в деле не происходит, то переходите к следующему шагу.

Шаг третий: попытка исключения авто из арестных санкций

Данный шаг позволяет покупателю самостоятельно снять арестные санкции с машины по постановлению мирового суда. В зависимости от обстоятельств, это осуществляется разными способами.

Если на авто наложен арест по инициативе банков

Способ этот сработает не во всех случаях, и чтобы увеличить шансы на успех советую нанять юриста или судебного представителя, т. к. решение по подобным делам можно с примерно равным успехом повернуть в обе стороны. Никаких досудебных претензий тут не требуется. Ваш представитель просто подает в суд заявление о снятии арестных санкций с вашего имущества.


Основанием здесь обычно служит ст. 352 ГК РФ, которая дает шансы покупателю отстоять право собственности. Успех возможен если состоявшаяся сделка признается судом как добросовестное приобретение лицом, которое не знало и не могло знать об имеющихся обременениях ТС на момент его продажи.

Но имейте в виду, что доказательства вышеуказанного факта суды возлагают на покупателя, а сделать это простому человеку сложно – юрист здесь просто необходим.

Также имейте в виду, что критическим фактором тут выступает момент наложения санкций:

  • Если они вступили в силу после даты заключения ДКП , то прогноз положительного постановления благоприятный;
  • Если арест наложен до момента совершения сделки , а тем более давно, то выиграть дело сложно. Однако тут можно схитрить – попросить продавца переписать ДКП задним числом (если дата санкций не застарелая), чтобы сделка документально прошла до ареста.
Если арест является обеспечительной мерой судебного производства

Если ТС стало предметом каких-то имущественных споров, то суд вправе наложить временные санкции до вынесения решения (чтобы авто никуда не делось в процессе).


Подобный арест производится по специальному постановлению, которое можно обжаловать и отменить. Но тут нужно действовать в зависимости от вашего статуса в деле:

  • Если вы не имеете никакого отношения к имущественному спору , из-за которого был инициирован арест ТС, то обеспечительный арест можно снять посредством ст. 442 (п. 2) ГПК РФ («Защита прав иных лиц при вынесении судебного решения»). Такое дело должно рассматриваться отдельным производством с участием должника, взыскателя и нового собственника ТС.
  • Если вы являетесь участником судебного спора , то отмена возможна по ст. 144 ГПК РФ («Отмена обеспечения иска»). В этом случае вопрос рассматривается в рамках основного производства.

Тут я также советую привлекать юриста – частных нюансов может быть очень много и правильно разобраться с ними может только специалист.

Шаг четвертый: расторжение ДКП

Если предыдущие усилия ни к чему не привели и арест оставлен в силе, то нужно начинать расторжение ДКП. Если сделка была оформлена как положено и в договоре прописан пункт об отсутствии обременений ТС, то суд обычно выносит положительное решение.


Ведь арестные санкции – это серьезное препятствие для нового собственника, не позволяющее ему осуществить свое право на полноценное использование приобретенной машины.

Основанием тут служит ст. 460 ГК РФ. Ее п. 1 гласит, что продавец по умолчанию обязан предоставить покупателю товар, на который не претендуют третьи лица – и физические и юридические, включая государственные инстанции.

Это означает, что если в ДКП особо не указано иное, то любая купля-продажа считается заявленной продавцом как свободная от обременений. Это касается даже случаев, когда в ДКП нет особого пункта на данный счет.

Пункт 2 этой статьи уточняет, что покупатель вправе требовать расторжения договора, даже если он заранее знал об имеющихся обременениях, но они не были отражены в ДКП.

Саму процедуру расторжения договора я описывать тут не буду, т. к. на этот счет имеется специальная статья.

Как продавцу снять арест ТС от суда или судебных приставов?

Если вы продаете машину и вдруг узнали о наложенных на нее арестных санкциях, то лучше всего их снять, а не искать себе проблем, сбывая обремененный транспорт.


Положительным моментом тут является то, что продавцу много легче решить проблему АС, чем покупателю – для этого не требуются суды, а нужно лишь потратить некоторое время с усилиями.

АС, рассматриваемые в нашем случае, к физическим лицам применяются двумя инстанциями:

  • Судом – при имущественных спорах и т. п. делах;
  • Исполнительной службой – при вынесении судом решения о каком-либо материальном взыскании. В этом случае у судебных приставов есть право самостоятельно выбирать объект ареста.

Согласно ст. 80 (ФЗ № 229 – «Об исполнительном производстве») арест имущества может осуществляться как с его изъятием (на ответственное хранение), так и без. Но есть и вариант отсроченного изъятия, которое производится если должник отказывается платить.

Решение вопроса АС предельно простое – нужно убрать основания санкций:

  • В случае материальной задолженности она погашается;
  • В случае материальных споров нужно дождаться их завершения или ходатайствовать о замене обеспечительного ареста ТС другим ценным имуществом.

Вот приблизительный алгоритм ваших действий:

  1. Получение пакета документации по АС и их изучение – это уведомление об исполнительном производстве и постановление суда (если есть). Если дело сложное, то лучше отнести документы юристу – он проверит все ли в них соответствует законности;
  2. Ликвидировать причину АС – оплатить долги (иногда достаточно части суммы) или вывести ТС из списка судебного обеспечения;
  3. Получить документы о ликвидации причины ареста (квитанции об оплате или постановление) и отнести их судебному исполнителю (именно тому, который причастен к АС);
  4. Дождаться снятия санкций (1-2 дня), и получить постановление об этом от пристава (попросите лишнюю заверенную копию);
  5. Ксерокопии квитанций об оплате или постановления суда, а также заверенную копию постановления о снятии АС лучше лично отнести в ГИБДД – это существенно ускорит процесс, т. к. пересылка документации между ведомствами может затянуться на недели и даже месяцы.

Все, после этого вы можете продавать машину, не опасаясь проблем с регистрацией у покупателя, которые перейдут к вам.

Внимание! Снимать АС собственник авто может только в тех региональных инстанциях, которые их наложили.

Грозит ли арест ТС из-за неуплаченных штрафов?

Если у водителя имеются непогашенные штрафы, срок неуплаты которых превысил два месяца, то автомобиль может подвергнуться аресту.


На сегодня срок оплаты автомобильных штрафов составляет 60 дней. После их истечения суд направляет постановление в исполнительную службу – на это дается период до 10 дней (но отправить могут в первый же день). При этом сумма штрафа увеличивается в 2 раза.

Судебный пристав, согласно ст. 32.2 (ч. 5 КоАП РФ), принимает постановление о принудительном взыскании суммы штрафа, с возможностью ареста имущества должника.

Однако обратите внимание, что по закону исполнители должны в первую очередь арестовывать денежные активы (депозиты, различные выплаты – з/п и т. п.), а не движимое имущество.

К взыскиваемой приставом сумме будет добавлен исполнительный сбор – 7% от размера неуплаты (минимум 500 руб.), согласно ст. 112 (ФЗ № 229).

На сегодняшний день в России нередко применяется практика совместных рейдов ГИБДД и ФССП по отлову проштрафившихся должников на дорогах. При этом ФССП объясняет, что действует вполне законно, т. к. приставы имеют право разыскивать должников с помощью подразделений МВД – по месту работы, жительства или месту обнаружения имущества должника.

Исполнители взыскивают суммы штрафов прямо на месте остановки ТС, а если денег нет, то производят арест ценных вещей, находящихся в машине (что многие юристы считают противозаконным) или саму машину (если сумма неуплат превысила 30 тыс. руб.).

Кстати: с 2016 г., для принуждения водителей к уплате штрафов применяется новая довольно жесткая мера – временное аннулирование действия водительского удостоверения, согласно ст. 67.1 (ФЗ № 229).

Чем грозит арест авто в Украине?

В заключение я кратко остановлюсь на проблеме ареста ТС в Украине.


В данном случае, как и во многих других, суть законодательной базы России и Украины очень похожа – это объясняется не только общностью основ законодательства со времен СССР, но и намеренной их подгонке в последующие года, т. к. сходная юридическая система стран СНГ работает лучше.

Важным отличием АС в Украине является их большая жесткость. Регистрационный арест, без изъятия ТС, законодательно прописан, но в отличие от РФ, данная норма применяется реже, нежели фактическое задержание и изъятие машины на штрафстоянку.

Причем это могут сделать даже за совсем пустяковые неуплаты, т. к. согласно обновлению исполнительного законодательства от 2012 г. сумма неуплат имеет малое значение при выборе формы ареста. В РФ такого нет.

В добавок инспекторами на дорогах в большинстве случаев игнорируется требование ст. 31 ЗУ № 1404-VIII («Об исполнительном производстве»), согласно которому машина не может быть изъята без предъявления должнику копии постановления пристава об исполнительном производстве.

Стоимость же дня штрафстоянки для украинцев высока (в среднем 200 грн.), поэтому у них в отношении арестов ТС острой проблемой является недопущение незаконного задержания автомобиля, чтобы не лишиться немалых денег и некоторых частей авто в придачу.

Зато законно купить машину с арестными обременениями в Украине пока сложно, т. к. там не введена свободная процедура заключения ДКП и оба сдельщика обязаны присутствовать в ОРЭР ГАИ (аналог МРЭО).

  • Если должник не был на судебном заседании и не уведомлен ФССП об исполнительном производстве, а такое бывает часто, то он может успешно обжаловать постановление. Суд будет вынужден пройти еще раз, но на какое-то время арест с ТС будет снят.
  • Исполнители не имеют право задерживать ТС , если оно используется инвалидом или от него зависит основной доход должника. Но такая норма применяется при стоимости авто не свыше 100 минимальных зарплат.
  • На машине с арестными санкциями можно ездить. Для этого требуется лишь полис ОСАГО, оформленный на старого хозяина. В него вы должны вписаться как водитель, допущенный к управлению.

Заключение

Итак, вы уяснили чем является арест ТС и что его отличает от похожих видов обременений, кто его может налагать и каким образом решается эта проблема покупателями и продавцами. С этими знаниями вы существенно уменьшите для себя хлопоты от транспорта с арестными санкциями.

Сталкивались ли вы с обременениями ареста на купленный или продаваемый автомобиль? Каким образом вы их решали? Чем это закончилось и какие возникали проблемы по ходу дела? Расскажите об этом мне и читателям блога в комментариях.

Видео-бонус: топ-5 новых случаев жести во время стрима :

Приобретенная машина может оказаться в аресте в случае, если она является залоговым имуществом банка по обеспечению взятого прежним владельцем кредита.

Для банков выгодно обеспечивать кредиты залоговым имуществом, так как в случае невыполнения клиентом своих обязательств по возврату кредитов можно вернуть деньги, обратив в зыскание на имущество, находящееся в залоге.

Правила предоставления залогового имущества по банковскому кредиту и все действия, связанные с ним определены Гражданским кодексом Российской Федерации.

Автомобиль может стать предметом залога в следующих случаях:

  1. При покупке нового автомобиля в кредит , этот же купленный автомобиль становится залоговым имуществом.
  2. При взятии в кредит большой суммы денег, банки стараются получить гарантии их возврата, для чего зачастую оформляются договора залога, при этом предметом залога выступает автомобиль клиента.

Как может статься так, что купил машину в аресте?

В последнее время увеличилось количество «счастливых» обладателей вновь купленных автомобилей, которые задаются вопросом: « Купили машину, а она в аресте . Как так могло случиться?»

Зачастую, если не в основном прежние владельцы автомобиля могут оказаться мошенниками. В данном случае мошенничество бывает двух видов. Рассмотрим каждый из них.

Купил машину по доверенности, оказалась в аресте

Приобретается новый автомобиль в кредит на подставное лицо, естественно автомобиль в данном случае выступает предметом залога. Затем через какое-то короткое время, например, через полгода автомобиль срочно продается по довольно-таки низкой цене по доверенности, и бывший владелец исчезает. В данном случае, новый покупатель, польстившись на низкую цену и маленький пробег автомобиля, с радостью покупает такой автомобиль. А уже через какое-то время узнает через работников ГИБДД или судебных исполнителей, которые предъявят ему иск о том, что купленная им машина оказалась в аресте по обеспечению кредита банка.

Купил машину по договору купли-продажи, а она в аресте

Некоторые клиенты банков, взяв в кредит большую сумму под залог автомобиля и не рассчитав свои возможности, желая спасти свои деньги не дожидаясь, пока банк пр идет изымать их автомобиль, продают его.

Хотя с 2014 года в РФ в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ существует единая база залоговых автомобилей, не все банки вносят в нее данные об имеющихся у них договорах залога. В связи, с чем проверка покупаемого автомобиля на предмет пребывания его в залоге довольно затруднительна. Так как для полной проверки пришлось бы обойти все банки, которые дают кредиты под залог автомобиля, что само по себе не реально .

А новый владелец узнает о том, что автомобиль залоговый только после того, как приходит в ГИБДД сн имать его с учета и оформлять документы.

Поэтому необходимо подходить к вопросу покупки автомобиля, очень серьезно и взвешено , дабы не оказаться в подобной ситуации.

Как же быть, если Вам все же не повезло?

Как спасти купленный автомобиль, оказавшийся в аресте или вернуть деньги?

Дело в том, что согласно ст. 353 ГК РФ залоговое имущество продолжает быть таковым даже в том случае, если оно поменяло владельца. Это означает, что банку все равно у кого находится автомобиль, главное вернуть свои деньги.

Что же в данном случае делать Вам ? Решение данного вопроса возможно в большинстве случаев только через суды, так как человек, продавший Вам заложенный автомобиль вряд ли согласиться вернуть Вам деньги добровольно.

Во-первых, можно попробовать вернуть свои деньги, признав в судебном порядке совершенную сделку не действительной или притворной. Но это в том случае если автомобиль куплен по договору купли-продажи или по доверенности и в документах указана истинная стоимость автомобиля, которую Вы за него заплатили, так как суд в данном случае обяжет нерадивого продавца вернуть Вам ту сумму, которая указана в договоре купли-продажи . Но тут тоже не все так просто , ведь если банк не может забрать деньги у Вашего продавца автомобиля, то это вряд ли получится у Вас , а если и получится, то не так скоро. На практике же зачастую новый владелец остается и без денег, и без авто.

Во-вторых, можно правда не отчаиваться, подыскать толкового юриста, который изучит договор залога , правильность его составления и если что-то там не так, а это вполне может быть, если юристы банка не вполне компетентны, то можно попытаться признать договор залога недействительным. По крайней мере, были такие прецеденты.

В-третьих, с 01.07.2014 г. в ГК РФ, в частности в ст. 352 (прекращение залога) ч.1 внесены изменения, а именно добавлен п.2. Который гласит, что если покупатель не знал и не должен был знать о том, что купленный им автомобиль находится в залоге, то и отдавать его банку он не должен , то есть действие залога прекращается . Так как в данном случае нарушаются уже его права, как добросовестного покупателя.

Ключевые слова здесь «не знал и не мог знать о залоге» и «покупатель». Что же это значит? Разберем все по по рядку.

  • Итак, «покупатель» значит, что залоговый автомобиль должен быть обязательно куплен, то есть, приобретен возмездно , а не подарен и т.п .
  • « Не знал и не мог знать о долге», то есть имеется в виду, что покупатель должен быть добросовестным, а не вступившим в сговор с продавцом для сохранения его имущества. Но это еще надо доказать. Доказательством может служить то, что Вы не знали ранее продавца, получили при сделке на руки все необходимые документы (ПТС), в которых нет никаких отметок, что автомобиль в залоге, а также оба ключа.

Но здесь имеются свои нюансы, так как данная поправка вступила в законную силу с 01.07.2014 г. , то и действует она только в отношении тех автомобилей, которые были оформлены залоговым имуществом с 01.07.2014 г.

В любом случае, чтобы вернуть себе автомобиль, если Вы попали в такую, мягко говоря, не приятную ситуацию, Вам необходимо запастись терпением, временем для походов по судам и хорошим юристом.

Но как говориться, лучше не попадать в неприятную ситуацию, чем потом думать, как из нее выбраться с наименьшими для себя потерями. Для этого воспользуйтесь нашими советами:

  1. При покупке автомобиля обращайте внимание на то, почему вдруг продается автомобиль с маленьким автопробегом и по привлекательной цене. Наверное, лучше такой автомобиль не покупать.
  2. При покупке автомобиля обращайте внимание на документы, т.е . ПТС, это должны быть только оригиналы, так как иногда продают автомобили по дубликату ПТС. Продавцы-мошенники после покупки автомобиля в кредит обращаются в милицию с заявлением об утере ПТС и, получив дубликат, продают автомобиль, а затем исчезают.

В основном сомнительные автомобили продают по доверенности , так что прежде чем купить автомобиль по заниженной цене, с маленьким автопробегом и по доверенности подумайте хорошенько, чем это может для Вас обернуться.

Что Вы думаете по поводу статьи «Что делать если купленная машина оказалась в аресте?»? Прокомментируйте ее, пожалуйста!

Одна из неприятностей, поджидающих недобросовестных должников — владельцев авто, а также ничего не подозревающих приобретателей, — неожиданное выяснение факта ареста автомобиля. Это обстоятельство значительно ограничивает круг возможных действий в отношении машины, а в дальнейшем грозит и более тяжёлыми последствиями – изъятием и реализацией. Поэтому необходимость консультации у квалифицированного юриста в подобного рода ситуациях сложно недооценить. В данной статье попробуем подробно разобрать типичные ситуации, когда на машину наложен арест, что делать в конкретном случае вы сможете узнать, обратившись за бесплатной онлайн-консультацией на нашем портале.

Различия между ограничением регистрационных действий и реальным арестом авто

  1. Возможность неконтролируемого инициирующими арест службами перемещения;
  2. Регистрация распорядительных действий владельца в ГИБДД;
  3. Существующая практика купли-продажи авто «по доверенности», когда официальный владелец машины может даже не знать о её местонахождении.

Всё это на практике сформировало два понятия ареста автомобиля:

  1. Ограничение регистрационных действий (в этом случае будет отказано в возможности и даже пройти техосмотр), когда пристав не может установить место нахождения автомобиля или арест имеет своей целью лишь недопущение отчуждения ТС;
  2. Непосредственно опись и изъятие автомобиля для последующей продажи и погашения долгов собственника (физический арест).

Первое, что должен знать собственник, если на машину наложен арест, — основанием этого действия является постановление суда либо другого уполномоченного органа. Постановление ограничивает все регистрационные действия с авто в ГИБДД. Если предпринятые меры не дали желаемых результатов (например, собственник не оплатил долги, несмотря на все неудобства, связанные с ограничениями) судебный пристав может инициировать розыск авто, в этом случае в отношении машины будут приниматься такие меры, как если бы она была в угоне.

Физически арест на машину может быть наложен только посредством её осмотра, предварительной оценки и описи судебным приставом. После такого ареста автомобиль изымается у собственника и отдается на хранение специально назначенному лицу (хранителю).

За что накладывают арест на машину

Чаще всего автомобили арестовывает служба судебных приставов, если собственник машины является должником по исполнительному делу, не оплатившим своевременно свои долги, будь то штрафы, алименты, взысканные судом задолженности по коммунальным платежам, кредитам, налогам и прочему.

Ограничение распоряжения машиной может быть наложено в процессе рассмотрения судом дела, в котором автомобиль выступает в качестве спорного имущества. Такой арест накладывается для обеспечения иска и до окончательного решения суда изъятием не грозит.

Арестовать авто могут таможенные органы в случае нарушения порядка его ввоза на территорию государства. Существует также арест ГИБДД, он используется инспекторами в случаях повреждения госномеров, номеров двигателя или кузова и означает лишь невозможность снять авто с учёта до сверки после их восстановления.

Как узнать о статусе авто

Недобросовестный должник чаще всего знает о возможности ареста имущества, а кроме того, обо всех исполнительных действиях его уведомляет пристав посредством направления копий важных документов. Сложнее приходится покупателям автомобилей, ведь на момент заключения договора и передачи машины продавец может умолчать о факте ареста. Неожиданный отказ в регистрации, , может стать неприятным сюрпризом, поэтому подготовиться следует заранее.

Проверить статус приобретаемого авто можно подав запрос в службу судебных приставов или инспекцию ГИБДД. Для обращения в последнюю следует заранее выяснить у собственника:

  • Марку и модель авто;
  • Госномер;
  • VIN, номера кузова и двигателя.

Проверить авто на арест можно и через интернет – для этого достаточно ввести те же данные на сайте ГИБДД.

Вместо заключения отметим, что снятие ареста с автомобиля, подвергнутого этой мере воздействия вследствие накопившихся долгов его собственника, возможно лишь путём их полного погашения. Статьи о других проблемных вопросах автомобильной тематики, например, что делать, вы найдёте на нашем портале.