Взгляды на миса ван дер роэ. Нйу чбо дет тпь мадчйз

20 ноября 2015, 23:33

Некоторые факты из биографии Миса ван дер Роэ

Людвиг Мис ван дер Роэ - немецкий архитектор-модернист, ведущий представитель «интернационального стиля», один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX веке.

Людвиг Мис родился 27 марта 1886 г. в немецком городе Ахене. С 1900 по 1902 г. учился в ремесленной школе, затем работал каменотёсом в семейном предприятии отца в Ахене, после чего устроился на работу в мастерскую Бруно Пауля в Берлине.

В 1908 г. перешел в мастерскую Петера Беренса, где проработал до 1912г. Под влиянием Беренса у Миса выработался его «универсальный» подход к проектированию зданий, который он затем развивал до конца жизни. Заметное влияние на него оказали такие направления, как конструктивизм и нидерландская школа De Stijl.

До 1938 года Мис жил и работал в Германии. В ранний период своего творчества В 1911-1912 годах руководил строительством здания немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Петера Беренса.

Здание гармонично вписано в ансамбль Исакиевской площади, и в то же время, оно обладает своим уникальным стилем, который отличает его от других зданий, стоящих рядом. Оно может нравится или нет, но запоминается сразу.

С 1930 по 1933 год Мис был директором школы Баухауз (учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933 годы, и определившая многие основные направления в искусстве и архитектуре на весь XX век, но в 1933 году было разогнано нацистами) .

В 1938 г. Мис ван дер Роэ уезжает в США, не желая оставаться в нацистской Германии. Мис становится натурализованным гражданином США. В США Мис оставался и творил до конца своей жизни. Умер в 1969 году в Чикаго.

«Стеклянный дом» Фэрнсуорт-Хаус, 1946-1950


Дом располагается в штате Иллинойс к югу от небольшого города Плано на земельном участке в 24 гектара. Участок примыкает к реке Фокс. Дом располагается в 30 метрах от реки.

Дом для женщины-хирурга из Чикаго (Farnsworth House) стал квитэссенцией еще нескольких лет исследовательской работы Миса в области малоэтажного домостроения. Архитектор пришел к очень чистому решению - простому прямоугольному в плане объему, размещенному на подиуме и от этого кажущемуся зависнувшим в воздухе. Подъём дома над землёй также обеспечивает защиту от наводнений, так как дом располагается недалеко от реки в затапливаемой местности.

Стены дома выполнены из стекла, крепящегося к железным опорам. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж.

При том, что лаконичные формы постройки далеки от природных биоморфных, она как будто растворяется в окружающем ландшафте. Так и должны, по мнению ван дер Роэ, соотноситься человеческое и божественное: проникать и дополнять друг друга, сохраняя свою изначальную сущность.

«Природа должна жить своей собственной жизнью, нам не следует разрушать ее красками своих домов и интерьеров. Но мы должны стремиться к тому, чтобы придать природе, домам и людям высшее единство. Когда вы смотрите на пейзаж сквозь стеклянные стены Фэрнсуорт-хауc, он приобретает более глубокое значение, чем в том случае, когда вы созерцаете его, находясь вне здания. К пейзажу предъявляются большие требования, когда он становится частью более обширного целого», - объяснял архитектор свою точку зрения в одном из интервью.

Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, в доме функционирует музей. Созданный Мисом ван дер Роэ «Стеклянный дом» породил плеяду клонов, настолько идея эфемерности конструкции дома понравилась архитекторам.

Интерьер

Клоны "Стеклянного дома" встречаются везде и повсюду. Вот лишь очень немногие из них.

Обновлено 21/11/15 01:22 :

История "Стеклянного дома"

Дом был заказан известной в Чикаго женщиной-врачом Эдит Фарнсуорт в 1945. Проектирование было завершено к 1947. После завершения проекта строительство было отложено, так как заказчица ожидала получения наследства. Постройка началась в 1950 году и была завершена в 1951.

К окончанию строительства между заказчицей и архитектором возник конфликт. Ван дер Роэ подал на Фарнсуорт в суд, требуя недоплаченные ему деньги за строительство. Фарнсуорт выдвинула встречный иск. Суд решил дело в пользу архитектора, обязав Фарнсуорт выплатить деньги.

Дом не предназначался для постоянного проживания и использовался для отдыха в выходные.

Фарнсуорт продала дом в 1972 году. Дом был куплен британским магнатом и любителем архитектуры Питером Палумбо. Палумбо установил в доме кондиционер воздуха, изменил ландшафтный дизайн вокруг дома и разместил вокруг дома скульптуры из своей коллекции.

В 2003 году Палумбо убрал скульптуры и выставил дом на продажу. При поддержке меценатов дом был выкуплен Национальным трастом сохранения исторических памятников. В нем был организован музей и проводятся экскурсии для посетителей.

В сентябре 2008 года дом был затоплен во время урагана Айк. Хотя дом поднят над уровнем земли на опорах высотой 1,5 м, после сильных дождей вода поднялась выше этого уровня.

МИС ВАН ДЕР РОЭ ЛЮДВИГ (настоящая фамилия Мис, Mies) - немецкий ар-хи-тек-тор, ди-зай-нер и пе-да-гог.

Один из ли-де-ров сов-ре-мен-но-го дви-же-ния и ин-тер-на-цио-наль-но-го сти-ля , при-над-ле-жит к чис-лу ос-но-во-по-лож-ни-ков ар-хитектурного мо-дер-низ-ма. В Ахе-не учил-ся в ре-мес-лен-ной шко-ле (1899-1901 годы) и под ру-ко-во-дством от-ца - мас-те-ра-ка-мен-щи-ка (вы-пол-нял чер-те-жи и ри-сун-ки для ма-ну-фак-ту-ры леп-но-го гип-со-во-го де-ко-ра). С 1905 года в Бер-ли-не, где был уче-ни-ком в мас-тер-ской ди-зай-не-ра ин-терь-е-ров и архитектора Б. Пау-ля (1906-1908 годы), по-стро-ил в «тра-ди-ци-он-ных» фор-мах дом фи-ло-со-фа А. Ри-ля в Ной-ба-бельс-бер-ге, близ Бер-ли-на (1907 год; го-но-рар по-зво-лил ему по-се-тить в 1908 году Ита-лию). В 1908-1912 годах ра-бо-тал у П. Бе-рен-са, в т. ч. осу-ще-ст-в-лял над-зор за строи-тель-ст-вом по-соль-ст-ва Гер-ма-нии в Санкт-Пе-тер-бур-ге по про-ек-ту по-след-не-го; ус-во-ил при этом сти-ли-сти-ку не-оклас-си-циз-ма (в уп-ро-щён-ном, мо-ну-мен-таль-ном ва-ри-ан-те, вос-хо-дя-щем к К.Ф. Шин-ке-лю) и пе-ре-нял ин-те-рес Бе-рен-са к тех-ническим нов-ше-ст-вам, ра-цио-на-лиз-му в промышленной ар-хи-тек-ту-ре и ди-зай-не. Зна-чительное влия-ние на Миса ван дер Роэ ока-за-ло твор-че-ст-во Ф.Л. Рай-та. В 1912 году от-крыл в Бер-ли-не собственную ар-хитектурную мас-тер-скую, ра-бо-тал в «тра-диционных» фор-мах и не-оклас-сическом сти-ле; раз-ра-ба-ты-вая про-ект до-ма с ху-дожественной га-ле-ре-ей близ Гаа-ги для Х. Крёл-лер-Мюл-лер (1912 год, не реа-ли-зо-ван), в Ни-дер-лан-дах по-зна-ко-мил-ся с твор-че-ст-вом Х. Бер-ла-ге, ис-поль-зо-вав-ше-го но-вые кон-ст-рук-ции (в т. ч. из стек-ла и ста-ли) и вы-сту-пав-ше-го за «че-ст-ность» в ис-поль-зо-ва-нии ма-те-риа-ла. В 1915-1918 годах слу-жил в инженерных вой-сках .

В пер-вые по-сле-во-ен-ные го-ды, ко-гда стро-ительная ак-тив-ность в Гер-ма-нии бы-ла низ-кой, вклю-чил-ся в дея-тель-ность ху-дожественного и ар-хитектурного аван-гар-дизма: воз-гла-вил ар-хитектурную сек-цию Но-ябрь-ской груп-пы (1921-1925 годы), стал уч-ре-ди-те-лем журнала «G: Materialien zur Ele-mentaren» (1923 год, совместно с Х. Рих-те-ром) и ар-хитектурного объ-е-ди-не-ния «Der Ring» (1923-1924 годы, совместно с Х. Хе-рин-гом). Опи-ра-ясь на идею «стек-лян-ной ар-хи-тек-ту-ры» экс-прес-сио-низ-ма и эс-те-ти-ку эле-мен-тар-ных гео-мет-рических форм «Де Стейл» (а от-час-ти и на про-стран-ст-вен-ные ком-по-зи-ции К.С. Ма-ле-ви-ча и Л.М. Ли-сиц-ко-го), раз-ра-бо-тал но-ва-тор-ские кон-цеп-ции вы-сот-но-го зда-ния со стек-лян-ным не-не-су-щим фа-са-дом и ме-тал-лическим кар-ка-сом (кон-курс-ный про-ект не-бо-скрё-ба на Фрид-рих-штрас-се в Бер-ли-не, 1921 год, и др.) и 7-этаж-но-го административного зда-ния из же-ле-зо-бе-то-на с лен-точ-ным за-стек-ле-ни-ем (1922 год), во-шед-шие в ши-ро-кую ар-хитектурную прак-ти-ку с середины XX века; соз-дал про-ек-ты за-го-род-ных до-мов ла-конич-ных гео-мет-рических форм из кир-пи-ча и бе-то-на со сво-бод-ной пла-ни-ров-кой в ду-хе Ф.Л. Рай-та (1923-1924 годы; все не реа-ли-зо-ва-ны). Свои идеи во-пло-тил в жи-лых по-строй-ках (дом Э. Воль-фа в Гу-бе-не, 1925-1927 годы, не сохранился; жи-лой ком-плекс на Аф-ри-ка-ни-ше-штрас-се в Бер-ли-не, 1926-1927 годы) и па-мят-ни-ке К. Либк-нех-ту и Р. Люк-сем-бург в Бер-ли-не (1925-1926 годы, не сохранился). Став 1-м ви-це-пре-зи-ден-том «Не-мец-ко-го Вер-кбун-да» (1926-1932 годы), ру-ко-во-дил строи-тель-ст-вом об-раз-цо-во-го поселения «Вай-сен-хоф» для вы-став-ки Вер-кбун-да в Штут-гар-те (1927 год), от-ра-зив-ше-го основные прин-ци-пы современного дви-же-ния; воз-вёл там 4-этаж-ное мно-го-квар-тир-ное зда-ние на сталь-ном кар-ка-се, во-круг ко-то-ро-го бы-ли по-строе-ны 20 до-мов по про-ек-там Ле Кор-бю-зье, В. Гро-пиу-са, П. Бе-рен-са и других ве-ду-щих ар-хи-тек-то-ров.

Раз-ви-вая свою идею но-во-го жи-ло-го до-ма, соз-дал про-ект па-виль-о-на Гер-ма-нии для Все-мир-ной вы-став-ки 1929 года в Бар-се-ло-не (вос-соз-дан в 1986 году), где со-еди-нил про-сто-ту форм и сво-бод-ную пла-ни-ров-ку с ис-поль-зо-ва-ни-ем раз-но-об-раз-ных ма-те-риа-лов (сталь, тра-вер-тин, мра-мор, оникс, ма-то-вое стек-ло) и про-из-ве-де-ний искусства (скульп-ту-ра Г. Коль-бе). Эта ком-по-зиционная схе-ма бы-ла раз-ра-бо-та-на под-роб-нее в вил-ле Ту-генд-хат в Брно (1929-1930 годы) и до-ме К. Лем-ке в Бер-ли-не (1932-1933 годы). С ди-зай-не-ром Л. Райх про-ек-ти-ро-вал ме-бель для ин-терь-е-ров сво-их зда-ний (крес-ло «Бар-се-ло-на», 1929 год; крес-ло «Брно» 1929-1930 годы, и др.).

В 1930 году по ре-ко-мен-да-ции В. Гро-пиу-са Мис ван дер Роэ воз-гла-вил Бау-ха-уз в Дес-сау, где основное вни-ма-ние уде-лил ар-хитектурному об-ра-зо-ва-нию, сде-лав его бо-лее ра-цио-наль-ным и праг-ма-тич-ным. Под дав-ле-ни-ем на-цис-тов в 1932 году был вы-ну-ж-ден пе-ре-вес-ти шко-лу в Бер-лин, а в 1933 году - за-крыть её. Про-дол-жал уча-ст-во-вать в кон-кур-сах (на про-ект зда-ния Рейхс-бан-ка в Бер-ли-не, 1933-1934 годы, и др.), ра-бо-тал для ча-ст-ных за-каз-чи-ков (про-ект до-ма М. Хуб-бе в Ма-где-бур-ге, 1935 год), но реа-ли-зо-вать свои ра-бо-ты не смог.

В 1938 году воз-гла-вил ар-хитектурный факультет Тех-но-логического института Ар-мо-ра (в 1940 году объ-е-ди-нён с Институтом Льюи-са в Ил-ли-ной-ский тех-но-ло-гический институт) в Чи-ка-го (до 1958 года), где со-з-дал но-вую об-ра-зо-вательную про-грам-му, ос-но-ван-ную на ос-вое-нии прак-тических, при-клад-ных зна-ний и ос-нов про-фес-сии. Для это-го института раз-ра-бо-тал про-ект но-во-го кам-пу-са (ген-план 1940-1941 годы; зда-ния - 1942-1957 годы), в т. ч. учеб-ный кор-пус Кра-ун-холл (1950-1956 годы), где во-пло-ти-лась об-щая для всех его про-ек-тов американского пе-рио-да идея еди-но-го внутреннего про-стран-ст-ва со сво-бод-ным пла-ном, под-хо-дя-ще-го для ме-няю-щих-ся нужд вла-дель-цев по-строй-ки. Как и зда-ние Но-вой национальной га-ле-реи в Бер-ли-не (1962-1968 годы), Кра-ун-холл от-но-сит-ся к ти-пу од-но-этаж-но-го од-но-про-лёт-но-го зда-ния, ко-то-рый Мис ван дер Роэ раз-ра-ба-ты-вал в те го-ды. За-го-род-ный дом Э. Фарн-су-эрт в Плей-но (1945-1950 годы) той же ти-по-ло-гии про-дол-жа-ет его экс-пе-ри-мен-ты в сфе-ре «стек-лян-ной ар-хи-тек-ту-ры»: пол-но-стью про-зрач-ные сте-ны раз-мы-ва-ют гра-ни-цы ме-ж-ду по-строй-кой и её при-род-ным ок-ру-же-ни-ем, но вы-кра-шен-ный в яр-ко-бе-лый цвет ме-тал-лический кар-кас не да-ёт со-ору-же-нию слить-ся со сре-дой. Так-же реа-ли-зо-вал в США свою кон-цеп-цию приз-ма-тического не-бо-скрё-ба с про-зрач-ным фа-са-дом - стек-лян-ной на-вес-ной сте-ной, рас-чер-чен-ной ме-тал-лическими про-фи-ля-ми на пря-мо-уголь-ные сек-ции (жи-лые баш-ни на Лейк-Шор-Драйв в Чи-ка-го, 1948-1951 годы; зда-ние «Сиг-рем бил-динг» в Нью-Йор-ке, про-ект, 1954 , 1956-1958 годы, совместно с Ф. Джон-со-ном; зда-ние IBM в Чи-ка-го, 1960-1969 годы, и многие другие), где круп-ный раз-мер зда-ния со-че-та-ет-ся с тон-ко-стью де-та-лей и бо-гат-ст-вом от-де-лоч-ных ма-те-риа-лов (брон-за, цвет-ное стек-ло, мра-мор и др.). Треть-им ти-пом по-сле-во-ен-но-го твор-че-ст-ва Миса ван дер Роэ ста-ло ма-ло-этаж-ное зда-ние на ме-тал-лическом кар-ка-се (зда-ние ком-па-нии «Bacardi» в Ме-хи-ко, 1957-1961 годы). Со-че-та-ние ма-ло-этаж-ной и вы-сот-ной за-строй-ки ха-рак-те-ри-зу-ет жи-лой мас-сив «Ла-фай-етт парк» в Дет-рой-те (ген-план 1955-1956 годов; зда-ния - начало 1960-х годов).

Своё по-ни-ма-ние ар-хи-тек-ту-ры Мис ван дер Роэ свя-зы-вал с фи-ло-со-фи-ей то-миз-ма; ви-дел цель твор-че-ст-ва в соз-да-нии уни-вер-саль-ной (аб-ст-ракт-но-гео-мет-рической) ар-хитектурной фор-мы, ко-то-рая из-бав-ле-на от все-го лиш-не-го и ос-но-ва-на на чёт-ко про-ду-ман-ной и яс-но чи-таю-щей-ся кон-ст-рук-ции. Он трак-то-вал искусство ар-хи-тек-ту-ры как вы-ра-же-ние ду-ха эпо-хи, от-ра-же-ние её по-треб-но-стей и ре-сур-сов. Эти идеи, на-ря-ду с раз-ра-бо-тан-ны-ми Мисом ван дер Роэ прак-тическими ар-хитектурными ре-ше-ния-ми, ока-за-ли зна-чительное влия-ние на ар-хи-тек-ту-ру 2-й половины XX - начало XXI веков; вме-сте с тем от-ра-жён-ные в его ра-бо-тах прин-ци-пы клас-сической ар-хи-тек-ту-ры (спо-кой-ный ритм вер-ти-ка-лей и го-ри-зон-та-лей, со-раз-мер-ность мас-шта-бов) и го-тического зод-че-ст-ва (вы-де-лен-ные внут-ри и сна-ру-жи зда-ния эле-мен-ты не-су-щей кон-ст-рук-ции) свя-зы-ва-ют его твор-че-ст-во с ис-то-рическим ар-хитектурным на-сле-ди-ем.

Сочинение:

[От-рыв-ки из вы-сту-п-ле-ний] // Мас-те-ра ар-хи-тек-ту-ры об ар-хи-тек-ту-ре. М., 1972. С. 365-383.

Дополнительная литература:

Johnson P.C. Mies van der Rohe. N. Y., 1947;

Hilberseimer L. Mies van der Rohe. Chi., 1956;

Blake P. Mies van der Rohe: architecture and structure. ;

Ма-чуль-ский Г.К. Мис ван дер Роэ. М., 1969;

Blaser W. Mies van der Rohe: furniture and interiors. Wood-bu-ry, 1982;

idem. Mies van der Rohe: less is more. Z.; N. Y., 1986;

idem. Mies van der Rohe: the art of structure. Basel; Boston, 1993;

Spaeth D. Mies van der Rohe. L., 1985;

Tegethoff W. Mies van der Rohe: the villas and country houses. N. Y., 1985;

Schulze F. Mies van der Rohe: a critical biography. L., 1986;

Mies reconsidered: his career, legacy and disciples. N. Y., 1986;

The Mies van der Rohe archive. N. Y., 1986-1992. Vol. 1-20;

Hochman E.S. Architects of fortune: Mies van der Rohe and the Third Reich. N. Y., 1989;

Mies van der Rohe: critical essays. N. Y., 1990;

Neumeyer F. The artless word: Mies van der Rohe on the building art. Camb. (Mass.), 1991;

The presence of Mies. N. Y., 1994;

Car-ter P. Mies van der Rohe at work. N. Y., 1999;

Mies in America. (Cat.). N. Y., 2001;

Mies in Berlin. (Cat.). N. Y.; L., 2003.

Людвиг Мис ван дер Роэ был одним из основоположников рационалистической архитектуры в Германии, а после Второй мировой войны он стал одним из ведущих архитекторов США. Самая характерная черта его построек – строгие геометрические формы. Предельная простота – вот точка приложения архитектора. Однако простота для Миса ван дер Роэ – не упрощенчество, граничащее с беспомощностью перед поставленной задачей; это простота, основанная на полном овладении сложной проблемой, ставшей благодаря этому простой. Мариа Людвиг Михаэль Мис родился в Аахене 27 марта 1886 года. В 1920-е годы к фамилии, унаследованной от отца, он прибавил фамилию матери. Аахен – старейший центр немецкой культуры. Город расположен вблизи голландской границы, и многие его жители своим спокойным, флегматичным характером и своеобразной внутренней сосредоточенностью напоминают голландцев. Во всяком случае, эти качества были присущи Мису ван дер Роэ. Его творчество по своему характеру ближе к голландской архитектуре, чем к немецкой. Людвиг не получил профессионального образования в обычном понимании. Интерес к строительству привил ему отец, мастер-каменщик, владелец лавочки, торговавший пиленым камнем.

С пятнадцати лет он помогал местному архитектору, выполняя бесконечные чертежи штукатурных орнаментов. В 1905 году Мис уехал в Берлин, где работал сначала у Бруно Пауля, одного из лучших в то время специалистов по архитектуре и оборудованию интерьеров, а с 1908 года – в мастерской Петера Беренса. Среди поручений, которые пришлось выполнять Мису, был надзор за строительством Германского посольства в Петербурге. Три года, проведенные в мастерской Беренса, заложили основу формирования Миса как архитектора, навсегда усвоившего и неоклассические идеи, и технико-промышленные аспекты творчества своего учителя. Мастерская Беренса была единственной в Германии, где молодое поколение могло найти то, в чем оно нуждалось. Определенное влияние на молодого архитектора оказали и работы Райта, которые он видел на выставке в 1910 году в Берлине. Получив заказ в Голландии, Мис в 1912 году уехал в Гаагу, где познакомился с работами Берлаге.

Спустя год он открыл в Берлине свое проектное бюро. Период ученичества завершила Первая мировая война. В 1919–1924 годах, времена социальных потрясений и экономической разрухи, когда строилось мало, Мис ван дер Роэ выступил с серией экспериментальных проектов.

Среди них покрытые налетом экспрессионизма проекты стеклянных небоскребов, в которых архитектор искал новый тип конструктивной структуры и вместе с тем форму, полнее всего выявляющую прозрачность и блескость стекла. После Первой мировой войны Мис ван дер Роэ организовывал выставки, издавал журнал G и активно сотрудничал с Ноябрьской группой, пропагандировавшей современное искусство. Выполненные Мисом проекты оказались слишком смелыми для того, чтобы быть реализованными; однако они часто публиковались и оказали воздействие на развитие современной архитектуры.

В течение следующих двенадцати лет архитектор был занят проектированием ряда выставочных интерьеров, а также создал свои знаменитые работы в области мебельного дизайна – стулья “Барселона”, “Тугендхат” и “Брно”. В 1926г. его избрали вицепрезидентом Немецкого Веркбунда, профессиональной ассоциации архитекторов и мастеров декоративного искусства и промышленного дизайна, а на следующий год назначили директором знаменитой выставки Веркбунда в Штутгарте.

Мису ван дер Роэ посчастливилось продемонстрировать свои архитектурные воззрения в чистом виде при строительстве немецкого павильона на Международной выставке 1929 года в Барселоне и дома Тугендхата в Брно (Чехословакия, 1930). Обе работы знаменуют высшую точку в развитии его творчества, воплотившего основные идеи новой архитектуры – функционализм и отточенность геометрической формы. Немецкий павильон в Барселоне. Вместо павильона для размещения экспонатов он возвел здание, которое по четкости форм и красоте примененных материалов (травертин, оникс и стекло различных оттенков) представляет собой одновременно выставочный павильон и выставочный экспонат. В нем получила выражение новая архитектурная концепция: расчлененное перетекающее пространство со свободно расположенными стенками. Отказ от чисто декоративной трактовки конструктивных элементов – один из важнейших принципов современной архитектуры. Проект этого павильона принес ван дер Роэ мировую известность. Жилой дом Тугендхата в Брно. То, что в Барселоне могло восприниматься как причудливая игра плоскостями и материалами, здесь превратилось в новую концепцию жилого дома. Вилла была построена в 1928–1930 годах для Фрица Тугендхата и его жены Греты.

В 2001 году ЮНЕСКО внесла ее в список Всемирного наследия. Вилла является примером функционализма. Мис ван дер Роэ использовал железный каркас, который позволил ему обойтись без поддерживающих стен и тем самым создать внутри здания ощущение объема и света. Он сам выполнил дизайн всей мебели в здании (при этом два типа кресел, спроектированных им, кресло “Тугендхат” и кресло “Брно”, стали выпускаться массово и производятся до сих пор). В вилле не было произведений живописи, и эффект декоративности создавался за счет материалов с природной текстурой, таких как оникс и некоторые виды древесины. Стена из оникса пропускает свет и меняет цвет во время заката. Вилла расположена на склоне холма, и архитектору удалось использовать открывающиеся виды как целостную часть интерьера.

Из-за нацистского режима в 1937 году Мис ван дер Роэ вынужден был эмигрировать в США. Там ему предложили возглавить архитектурную школу ИТИ – Иллинойсского технологического института в Чикаго. В 1946-1951 г. в местечке Плейно, Иллинойс, Мис построил “Стеклянный дом” (“Фарнсуорт-Хауз”) для доктора Эдит Фарнсуорт, известной в Чикаго женщиныхирурга. Три гладкие железобетонные плиты – терраса, пол и покрытие – как бы плавают над землей, приподнятые на металлических опорах, расположенных снаружи и связанных с боковыми гранями плит. Внутреннее пространство, огражденное лишь стеклянными панелями, не расчленено и воспринимается как часть общего пространства сада. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж.

Единственным замкнутым объемом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение. Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой. Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, и сейчас в нем функционирует музей. В значительно более крупном масштабе тема открытого павильона была использована архитектором для здания “Краун-холла” – архитектурной школы ИТИ (1952). Именно здесь определилась главная архитектурная тема его построек американского периода – нерасчлененный параллелепипед с вынесенным наружу каркасом.

Отличающийся гармонией пропорций, скупостью средств и четкостью композиций Иллинойсский технологический институт стал вершиной всего его творчества. Та же архитектурная тема – нерасчлененный прямоугольный объем – положена в основу небоскребов Миса ван дер Роэ. Конструктивный каркас небоскребов скрыт за их внешней оболочкой. Самые известные небоскребы Миса ван дер Роэ – высотные жилые дома в Чикаго на Лейк-ШорДрайв (1951), “Коммонуэлс променад” (1957) – отличаются лишь деталями от конторского здания “Сигрэм-билдинг” в Нью-Йорке (1958). Последний выделяется особой утонченностью проработки деталей и роскошью отделочных материалов – бронзовый каркас, стены из сиреневого стекла со сплавом золота.

Кажущаяся простота этих зданий достигнута дорогой ценой – она потребовала сложных конструкций и определенных жертв в функциональной целесообразности сооружений. При строительстве многоэтажных жилых домов в Чикаго Мис ван дер Роэ вернулся к выдвинутой им еще в 1919 и 1921 годах идее высотного дома из стекла. То, что тогда представлялось мечтой, стало теперь реальностью. Стекло и сталь – единственные средства, примененные им для воплощения своего архитектурного замысла. Благодаря скупости использованных средств, выразительности ясной архитектурной формы его ведущая архитектурная идея “меньше значит больше” (less is more) получила четкое выражение. Та же простота видна и в решении планировки дома. Вокруг центрального ядра, в котором находятся помещения инженерного оборудования, расположены спальни и жилые комнаты отдельных квартир. Выбранные им промышленные материалы – сталь и стекло – требуют для их использования в архитектуре высокоразвитого художественного чутья.

При работе с этими материалами важно тщательно разработать все детали, учесть малейшие изменения пропорций. Поэтому мастерские Миса ван дер Роэ сначала изготовляли шаблоны деталей несущей части здания и их примыканий в масштабе 1:1, так как уменьшение масштаба могло исказить художественное впечатление. Здание фирмы “Бакарди” по изготовлению рома в Мехико, пожалуй, самое интересное в архитектурном отношении из творений Миса ван дер Роэ 1953 и 1964 годов. Обращает на себя внимание сознательное подчеркивание соотношения между горизонтальными плоскостями, что чаще встречается в более поздних работах мастера. Кристаллические формы творений Миса ван дер Роэ были “приняты на вооружение” крупными проектными фирмами США.На какое-то время они стали едва ли не обязательными и для новых административных и коммерческих зданий, строившихся в странах Западной Европы. Известный своими изречениями “Меньше значит больше” и “Бог в деталях”, Мис попытался создать умозрительные, нейтральные пространства через архитектуру, основанную на материальной честности и структурной целостности. Мис ван дер Роэ скончался 17 августа 1969 года в Чикаго. Один из его внуков, Дирк Лоан (Dirk Lohan), тоже стал архитектором. Лоан спроектировал могилу дедушки на кладбище Грейсланд в Чикаго.

Талантливый мистер де ла Рента

Знаменитый американский модельер Оскар де ла Рента одевал голливудских кинозвезд, политических и венценосных особ, арабских принцесс, европейских аристократок.

Талантливый архитектор Людвиг Мис Ван Дер Роэ появился на свет 27 марта 1886 года в Аахене. В 1920-е годы он прибавил к своему полному имени, которое спустя некоторое время стало всемирно известным, фамилию матери. Еще подростком Роэ стал незаменимым помощником местного архитектора – чертил штукатурные орнаменты, выполнял нехитрые поручения и внимательно присматривался к мелочам.

"Стеклянный" дом

В 1905 году Мис отправился в Берлин, где ему посчастливилось устроиться на работу к архитектору Бруно Паулю, известному в то время специалисту по оборудованию интерьеров. Тремя годами позже перспективный Мис стал работником мастерской Беренса – он попал в место, которое считалось своеобразной фабрикой молодых талантов. Именно здесь начинающие архитекторы могли получить то, в чем они нуждались.
Работа в мастерской Беренса помогла Людвигу Мису найти себя – неоклассические идеи учителя и его техника наложили отпечаток на все дальнейшее творчество Роэ. Вскоре Мис получает заказ из Голландии и отправляется в Гаагу. А годом позже (в 1913) он уже становится хозяином собственного проектного бюро в Берлине.
Грянувшая мировая война оставила период обучения в прошлом. В это время было не до строительства, и Роэ начал эксперименты в проектировании. Одним из наиболее ярких его работ стал проект стеклянных небоскребов.
В 1923 году Роэ создал проекты загородных домов - кирпичного и железобетонного. Эти работы ознаменовали собой новую концепцию в архитектуре.

Эти два дома представляют собой форму, в которой используется непостоянный характер элементов, составляющих дом. Стена становится не просто элементом обрамляющим здание по периметру. Она выведена теперь за пределы здания и, связывая его с окружением, имеет самостоятельное значение. Сплошные остекленные плоскости работают на контрасте с глухими участками стен. В этих проектах созрело решение планировки дома по функциональному признаку, с четким делением на жилую и хозяйственную зоны.

Впоследствии, начиная с 1924 года этот принцип становится основным при проектировании жилых зданий. Мис ван де Роэ закладывает новое понимание при разработке внешнего облика здания. Он не стремится заключить функцию в сложный объем, а напротив, целиком подчиняет объемно-пространственное решение назначению здания. Таким образом, получается свободно-расчлененная композиция сооружения.

В 1926 году Мис стал создателем памятника Карлу Либкнехту и Розе Люксембург. Изваяния поражают суровостью и страстью своей динамики.
Уже год спустя Роэ организовал международную выставку, проходящую в Штутгарте. А во время строительства павильона Международной выставки 1929-го года в Барселоне Мис получил возможность полностью проявить свои архитектурные таланты и воззрения. Здание, возведенное под его началом, стало одновременно и павильоном, и экспонатом.

Эта работа представляла собой воплощение новой концепции – плоская крыша, расчлененное свободно текущее пространство, стальные стойки, дающие возможность изготавливать стены из тонкостенных материалов (например, стекла). Проект принес Роэ всемирную известность.

В 1930 году, являясь главой Баухауза, Роэ акцентировал внимание на изучение лишь формальных проблем. Но нацисты не смотря на это сделали работу школы в Дессау (Германия) невозможной. В результате архитектору пришлось сначала перенести свою школу в Берлин, а затем (в 1933 году) распустить её. Вскоре Роэ эмигрировал в Штаты, где в 1938 году он получил предложение стать главой архитектурной школы Иллинойского института технологии.
Крупный заказ Роэ получил уже в первый год своего пребывания в США – проект и строительство технологического института в Чикаго.

Территория технологического института в Чикаго.

В этой работе проявились основные черты его творчества американского периода – здание представляло собой нерасчлененный параллелепипед, каркас которого вынесен наружу.

Небоскребы талантливого архитектора – Чикагские высотки на Лейк-Шоо-Драйв и Коммонуэлс променад – быстро приобрели широкую известность.


Одной из самых интересных работ Роэ по праву считается здание компании «Бакарди» (Мехико). Намеренное акцентирование внимания на соотношении горизонтальных плоскостей делает это творение магнитом для взглядов прохожих.
В начале шестидесятых воззрения и направления Мис ван дер Роэ исчерпали себя. Он сворачивает преподавательскую деятельность и посвящает себя строительству здания Музея современного искусства (Западный Берлин). Это творение, воплотившее в себе идеалы неоклассицизма, стало его последней работой. В августе 1969 года Мис ван дер Роэ скончался.

Музей современного искусства в берлине.

Людвиг Мис ван дер Роэ (настоящее имя - Мария Людвиг Михаэль Мис) - в 20-х гг. один из лидеров функционализма, в 1930-33 директор Баухауза. С 1938 в США, где развивал идею совершенной «универсальной формы», создал тип здания - параллелепипеда со стальным каркасом, нерасчлененным внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен (Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, 1958 ).

Формирование мастера

С детства был приобщен к строительному делу отцом, каменщиком по профессии. В 1905 переселился в Берлин, где в течение двух лет обучался ремеслу мебельщика у Бруно Пауля, а затем, в 1907-11 , работал под руководством выдающегося архитектора Петера Беренса, занимавшегося проектированием производственных зданий и промышленных изделий. От Беренса воспринял тенденцию неоклассицизма и программные установки на рациональный поиск способов эстетической организации современной индустриальной среды. Здесь же произошло знакомство Миса с Вальтером Гропиусом и Ле Корбюзье.

Его первые самостоятельные проекты выдержаны в неоклассическом стиле (например, дом Креллер в Гааге, 1912 ). При посещении Гааги начинающий зодчий познакомился с творчеством и идейными воззрениями Х. П. Берлаге, призывавшего к «честности» в архитектуре, то есть к выявлению свойств конструкции и качеств материала. На становление архитектурных принципов Миса оказали воздействие также концепции голландской группы «Стиль» и русского конструктивизма.

Творчество 1920 -х годов

По окончании Первой мировой войны Мис ван дер Роэ становится активным пропагандистом эстетики функционализма в качестве сооснователя журнала «G» (сокр. от Gestaltung - формообразование) и участника объединения революционных художников «Группа ноября», где в 1921-25 он возглавлял секцию архитектуры. Хотя лишь немногие из его новаторских проектов 1920 -х годов были осуществлены, они сыграли важную роль в развитии архитектурной мысли.

Задумывая тип небоскреба со сплошным остеклением (проекты 1919 и 1920-21 годов), Мис стремился придать простым геометрическим объемам легкость и лучезарность, наполнив их переливами отраженного и поглощенного света. Замысел офисного здания из железобетона (1922 ) - одна из первых проб сооружения кристаллической формы с опоясывающими его лентами окон. В проектах загородных домов архитектор, продолжая линию Ф. Л. Райта, находит способы организации динамичного пространства посредством свободной планировки.

Лишь во второй половине 1920 -х годов были воплощены в материале некоторые предложения архитектора. Памятник Карлу Либкнехту и Розе Люксембург в Берлине (1926 , уничтожен нацистами), с его выразительным движением монументальных массивов, выступающих вперед и уходящих в глубину, вошел в историю как один из лучших образцов мемориальных сооружений. В постройках частных особняков - дом Вульфа в Рубене (1926 ), дом Германа Ланге в Крефельде (1928 ), дом Тугендхата в Брно (1930 ) - Мис достигает классической сбалансированности в асимметричной компоновке призматически четких объемов.

Наиболее значительные достижения Миса ван дер Роэ периода его работы в Германии - жилой дом с изменяемой внутренней планировкой в поселке Вайсенхоф (Штутгарт, 1927 ) и павильон Германии на Всемирной выставке 1929 года в Барселоне. В прозрачном выставочном павильоне был последовательно осуществлен принцип сквозного движения пространства, перетекающего через внутренние перегородки и сливающегося с окружающей средой.

В Америке

Обосновавшись в США, Мис ван дер Роэ смог вполне реализовать свой творческий потенциал и достичь мировой известности. Уже в первой крупной работе - комплексе сооружений Иллинойского технологического института (ИТИ, 1942-58 ) - определилась его основная образно-пластическая тема, отмеченная влиянием живописи Мондриана: стеклянные поверхности, расчерченные прямоугольной сеткой металлического каркаса.

Называя свои постройки «конструкциями из кожи и костей», Мис стремился к совершенству формы, выстроенной по отвлеченным законам математической регулярности. Элементы его универсального языка - стальная конструктивная решетка, навесные стены, плоские перекрытия и внутренние панели, создающие эффект непрерывного перетекания пространственных зон. Стандартные балки и плиты использовались им как модули, обеспечивающие точность пропорциональных соотношений.

Среди сооружений ИТИ самое знаменитое - Краун-холл архитектурной школы (1952-56 ) - двухъярусное здание, нижний этаж которого утоплен в землю, а верхний стеклянный павильон словно взлетает, зависая на двух мощных рамах. Тектоника дома Эдит Фарнсуорт в Фоке- Ривер (Иллинойс, 1946-50 ) определяется ритмом парящих, будто подвешенных на магнитах горизонтальных плит - террасы, приподнятого над ней пола, перекрытия, лестничных ступеней.

Наибольшую известность принесли архитектору его стеклянные небоскребы. Два многоэтажных жилых корпуса на Лейк Шор Драйв в Чикаго (1957 ) располагаются под прямым углом друг к другу так, что с любой позиции видны разные комбинации фасада и торца. Четко очерченный блок здания компании Сигрэм в Нью-Йорке (1958 ) возносится над открытой площадкой, сверкая сиреневыми стеклами и пронзающей их бронзовой сеткой. Кристаллоподобные сооружения, переливающиеся под солнечными лучами, наполненные внутренним свечением по ночам, воплощали идеал Миса, выраженный им в кратком афоризме: «Меньше- значит больше».

Созданные им эталоны «интернационального стиля» широко тиражировались в 1950-60 -х годах, но позднее их отвлеченный минимализм был подвергнут критике в архитектурной теории постмодернизма.

Малоэтажные дома

В 1946 -1951 г. в местечке Плейно, Иллинойс Мис строит «Стеклянный дом» (Фарнсуорт-Хауз) для доктора Эдит Фарнсуорт, известной в Чикаго женщины-хирурга. Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственным замкнутым объёмом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение.

Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой. Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, в доме функционирует музей. Среди многочисленных подражаний, реплик и клонов «Стеклянного дома» можно отметить дом ученика Миса - архитектора и художественного критика Филипа Джонсона - дом которого построен по принципу «слияния с природой»: те же стеклянные стены, но зато тёмные опоры здания, расположенные в углах-гранях периметра несущей конструкции.

Чикагские небоскребы

Вторым значительным направлением в архитектурной деятельности Миса было строительство небоскрёбов в Чикаго. Наиболее известным является построенный в 1958 году небоскрёб Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке, ставший прототипом многочисленных корпоративных офисов по всему миру. Одним из новаторских предложений Миса было отодвинуть небоскрёб с общей линии застройки вглубь квартала, оставив место для площади с фонтаном перед зданием. Ещё на шаг отступив от принципов функционализма, для создания ритма Мис навешивает на здание внешние профили, использующиеся здесь в качестве элемента декора и не несущие особой функциональной нагрузки. В действительности основные несущие конструкции по технологическим причинам скрыты внутри здания.

После Сигрэма в конторе Миса создают ещё несколько офисных небоскрёбов, среди которых IBM Плаза в Чикаго и небоскрёбы в Торонто (Канада).

Верный своей идее универсальной абстрактной формы, Мис строит свои высотные жилые дома внешне неотличимыми от офисных зданий - и резко отличавшимися от традиционной кирпичной застройки жилых районов. Наиболее известными жилыми многоквартирными домами Миса являются здания на Лейк Шор Драйв 860/880, занесённые в число официальных достопримечательностей города Чикаго.

Последние годы жизни и творческое наследие

Последней крупной работой Миса ван дер Роэ стало здание Новой национальной галереи в Западном Берлине, построенная в 1968 году. Архитектор умер 17 августа 1969 г. в Чикаго. Похоронен на кладбище Грейсленд.

Работа Миса породила в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса». Однако ещё при жизни Мис достиг почти полной абстракции своей любимой геометрической формы, и дальше развиваться его идеям оказалось сложно. Полностью стеклянные стены породили проблемы с избыточной инсоляцией, а застроенные одинаковыми блоками кварталы стали казаться многим унылыми. После смерти Миса его стиль постепенно начал сходить с архитектурной арены, и в 80-е годы практически вытеснен другими стилями, такими как постмодернизм.