Обязательные платежи с граждан и фирм осуществляемые.

Классификация и показатели государственного бюджета зависят от функций органов государственного управления. В соответствии с международной практикой классификация операций органов государственного управления (в зависимости от характера денежных (информационных) потоков) имеет следующий вид.

I. Поступления.

1. Невозвратные , из них:

а) возмездные:

§ текущие, к которым относят сборы и платежи, а также поступления от коммерческих продаж;

§ капитальные, т.е. продажа капитала или доходы, полученные от операций с капиталом.

К этим операциям в свою очередь относятся:

продажа основного капитала - эта категория охватывает реализацию реального основного капитала, включая жилые дома и другие здания, а также прочие сооружения, транспортные средства, машинное и другое оборудование. Исключаются невоспроизводимые материальные активы, такие, как земля, полезные ископаемые, инструменты, запасные части и быстроизнашивающееся оборудование; товары длительного пользования, приобретенные в военных целях, все военные строения, за исключением помещений для семей военнослужащих. Данная категория включает только основные фонды, используемые государственными органами;

продажа государственных запасов товаров и материалов;

продажа нематериальных активов;

капитальные трансферты от государственных источников, к которым относятся поступления добровольных, безвозмездных, невозвратных платежей на капитальные нужды, полученные государственными органами из негосударственных источников. Эти трансферты осуществляются за счет накопленного богатства с большими временными интервалами, а их целью являются финансирование процесса капиталообразования и расходов, которые должны окупиться лишь в долгосрочной перспективе, или приобретения материальных ценностей. Часто в эту статью включают капитальные трансферты на строительство или покупку больниц, школ, музеев, театров, культурных центров или других государственных капитальных объектов и/или оборудования. Источниками средств могут быть платежи, поступающие от физических лиц, частных некоммерческих учреждений, институциональных единиц - как резидентов, так и нерезидентов;

б) безвозмездные, которые могут быть только текущими. К ним относятся налоги, штрафы и конфискации, лицензии и текущие официальные трансферты. Текущие официальные трансферты предназначены для осуществления текущих расходов либо общего, либо неуказанного характера, включая текущие и капитальные расходы. В данную позицию включают все официальные трансферты на приобретение военной техники, военных объектов или услуг по их обслуживанию.

2. Возвратные, к которым относятся:


а) текущие, включающие финансовые активы, приобретенные с целью управления ликвидностью (международной ликвидностью страны);

б) капитальные:

§ финансовые активы, приобретенные для осуществления государственной политики;

§ выплаченные в счет погашения государственных кредитов, выданных в прошлом.

3. Обязательства (заимствования):

а) от внешних источников;

б) от денежно-кредитных властей страны.

II. Платежи.

1. Невозвратные:

а) возмездные:

§ текущие, к которым относятся заработная плата рабочих и служащих государственных учреждений, приобретение товаров и услуг, а также полученные проценты;

§ капитальные, т.е. затраты на приобретение капитала;.

б) безвозмездные:

§ текущие, которые включают текущие трансферты;

§ капитальные, к которым относят капитальные трансферты. Данная статья охватывает официальные трансферты, предназначенные для приобретения либо создания новых или существующих товаров длительного пользования со сроком службы свыше одного года, стоимость которых превышает некоторую конкретную минимальную величину и которые должны использоваться для производства продукции невоенного характера. Таким образом, сюда относятся денежные средства, выделенные на строительство дорог, дамб, на ведение ирригационных работ, строительство больниц, школ, стадионов, домов культуры, спортивно-оздоровительных комплексов или других зданий, а также на приобретение прочих капитальных сооружений и оборудования.

2. Возвратные:

а) текущие финансовые активы, приобретенные с целью управления ликвидностью;

б) капитальные финансовые активы, приобретенные для осуществления государственной политики и на валовое кредитование.

3. Обязательства - денежные средства, которые используются для погашения как внутреннего, так и внешнего долга.

Необходимо, на наш взгляд, дать некоторые пояснения к используемым в международной статистике понятиям. Платеж или поступление считаются возвратными, если обратный поток имеет форму договорных обязательств с фиксированным сроком погашения. Если обратный поток с фиксированным сроком погашения отсутствует, платеж или поступление считаются невозвратными (например, сборы и платежи, налоги - это поступления; заработная плата рабочих и служащих, текущие трансферты - это платеж). В результате возвратной операции возникают финансовые требования либо погашение обязательств. В статистике государственных финансов считается, что к договорным обязательствам с фиксированным сроком платежа можно отнести также акции.

Невозвратные платежи и поступления являются возмездными, если имеет место обратный поток товаров и услуг. Если же такой поток отсутствует, то невозвратные платежи и поступления считаются безвозмездными. Возмездные операции предусматривают платежи на условиях компенсации. Безвозмездная же операция может быть добровольной или обязательной, и здесь не предусматривается получение какого-либо эквивалента.

Среди возвратных финансовых операций основное различие должно проводиться между операциями, связанными с возникновением обязательств органов государственного управления по отношению к другим секторам экономики, и операциями, ведущими к возникновению обязательств других секторов экономики по отношению к государственным органам.

Доходы включают все невозвратные поступления, независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными, за исключением официальных трансфертов от других органов государственного управления (отечественных или зарубежных) и международных организаций.

Смотрите также:

Обязательные, невозвратные платежи в бюджеты соответствующих уровней и во внебюджетные фонды, осуществляемые плательщиками в порядке, определенном законом. Общественное назначение налогов проявляется в их функциях - фискальной и экономической. Фискальная функция состоит в том, что налоги формируют денежные доходы государства. Экономическая функция заключается в воздействии государства через налоги на общественное воспроизводство.
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их начисления образуют налоговую систему, которая устанавливается соответствующими законами, например, Налоговым кодексом РФ. Как правило, в основу построения налоговой системы кладутся два принципа: функциональный и территориальный. В соответствии с функциональным принципом налоги сводятся в две группы:
налоги, взимаемые с физических лиц\
налоги, взимаемые с доходов юридических лиц.
11ри реализации территориального принципа налоги группируются:
налоги, формирующие централизованный бюджет государства;
налоги, формирующие региональные бюджеты,
местные налоги, формирующие бюджеты местных органов власти.
Если принять за основу функциональный принцип налогообложения, присовокупив к нему механизм сбора, то налоги можно подразделить на прямые и косвенные. Если налоги взимаются государством непосредственно с конкретного физического или юридического лица, то это прямые налоги. К ним относятся налоги на доходы и имущество: подоходный налог, налог на прибыль, налог на собственность и т.д. Объектом налогообложения выступает доход и стоимость имущества налогоплательщика.
В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов и стоимостью имущества налогоплательщиков. Они устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. К такого рода налогам от! ю- сятся акцизы, фискальные «монопольные» налоги и таможенные пошлины.
Кроме классификатора налогов, налоговая система содержит и другие, не менее важные элементы. К ним относятся: объекты налогообложения, единица обложения, налоговая ставка, налоговая льгота и т.д. Изменение параметров элементов налоговой системы со стороны государства (например, уменьшение или увеличение ставок налогообложения, применение налоговых льгот) приводит к существенным переменам в экономической среде. Низкий уровень налогов способствует активизации деятельности хозяйствующих субъектов, а высокий - напротив, тормозит, сдерживает деловую активность в стране.
Таким образом, роль налогов, всей системы налогообложения в современной экономике очень высока. По опыту функционирования стран с рыночной системой хозяйства, налоги обеспечивают 9110 поступлений в доходы бюджетов. С их помощью перераспределяется от 1/3 до 2/3 национального дохода. Не случайно требования к системе налогообложения очень высоки: гибкость в сочетании с твердой обязательностью фискальной политики; понятность; приемлемость налогового бремени по отношению к налогоплательщикам и одновременно высокая эффективность как инструмента государственной экономической политики.

Еще по теме Налоги:

  1. Транспортный налог, налог на имущество, земельный налог По данным видам налогов возможны следующие варианты оптимизации. Налог на имущество
  2. 46. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ, РОЛЬ НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МЕТОДЫ ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ
  3. 9.2. Прямые налоги в учетной политике 9.2.1. Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог
  4. 5.1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах 5.1.1. Конституционные нормы о налогах и сборах

ДЗ (КЗ) - дебиторская (кредиторская) задолженность.

Снижение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности означает ухудшение состояния расчетов с покупателями, напротив, его рост свидетельствует о положительных тенденциях. Увеличение коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности говорит ускорении динамики погашения задолженности хозяйствующим субъектам (то же самое происходит при уменьшении длительности периода погашения кредиторской задолженности). Кстати, в переходный к рыночной экономике особо остро стоит вопрос о просроченной задолженности, не погашенной в установленные договорами сроки, в частности о просроченной задолженности по заработной плате.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность статистического изучения источников формирования и направлений использования хозяйствующими субъектами финансовых ресурсов?

2. Каковы особенности методологии изменения показателей рентабельности и их значимость в условиях рыночных отношений?

В единых (унитарных) государствах местные бюджеты не входят в ; в федеративных государствах (как в Российской Федерации) местные бюджеты не включаются в бюджеты членов Федерации, а последние не входят в государственный федеральный бюджет. За местными бюджетами закреплены второстепенные, или локальные, налоги, чаще поимущественные. социальных выплат в местных бюджетах, как правило, больше, чем в государственных бюджетах. Местные бюджеты в основном дефицитны и получают недостающие финансовые средства в форме субсидий и кредитов из государственного бюджета, а также путем выпуска местных займов, гарантированных правительственными и/ денежными властями;

§ внебюджетные (специальные) фонды, средства которых расходуются на выплату:

§ пенсий по возрасту и инвалидности;

§ пенсий по случаю потери кормильца;

§ пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам;

§ пособий по безработице;

а) от внешних источников;

б) от денежно-кредитных властей страны.

II. Платежи.

1. Невозвратные:

а) возмездные:

§ текущие, к которым относятся заработная рабочих и служащих государственных учреждений, приобретение товаров и услуг, а также полученные проценты;

§ капитальные, т. е. затраты на приобретение капитала;.

б) безвозмездные:

§ текущие, которые включают текущие трансферты;

§ капитальные, к которым относят капитальные трансферты. Данная статья охватывает официальные трансферты, предназначенные для приобретения либо создания новых или существующих товаров длительного пользования со сроком службы свыше одного года, которых превышает некоторую конкретную минимальную величину и которые должны использоваться для производства продукции невоенного характера. Таким образом, сюда относятся денежные средства, выделенные на строительство дорог, дамб, на ведение ирригационных работ, строительство больниц, школ, стадионов, домов культуры, спортивно-оздоровительных комплексов или других зданий, а также на приобретение прочих капитальных сооружений и оборудования.

2. Возвратные:

а) текущие финансовые активы, приобретенные с целью управления ликвидностью;

б) капитальные финансовые активы, приобретенные для осуществления государственной политики и на валовое кредитование.

3. Обязательства - денежные средства, которые используются для погашения как внутреннего, так и внешнего долга.

Необходимо, на наш взгляд, дать некоторые пояснения к используемым в международной статистике понятиям. Платеж или поступление считаются возвратными, если обратный поток имеет форму договорных обязательств с фиксированным сроком погашения. Если обратный поток с фиксированным сроком погашения отсутствует, платеж или поступление считаются невозвратными (например, сборы и платежи, налоги - это поступления; рабочих и служащих, текущие трансферты - это платеж). В результате возвратной операции возникают финансовые требования либо погашение обязательств. В статистике государственных финансов считается, что к договорным обязательствам с фиксированным сроком платежа можно отнести также акции.

Невозвратные платежи и поступления являются возмездными, если имеет место обратный товаров и услуг. Если же такой поток отсутствует, то невозвратные платежи и поступления считаются безвозмездными. Возмездные операции предусматривают платежи на условиях компенсации. Безвозмездная может быть добровольной или обязательной, и здесь не предусматривается получение какого-либо эквивалента.

Среди возвратных финансовых операций основное различие должно проводиться между операциями, связанными с возникновением обязательств органов государственного управления по отношению к другим секторам экономики, и операциями, ведущими к возникновению обязательств других секторов экономики по отношению к государственным органам.

Доходы включают все невозвратные поступления, независимо от , являются они возмездными или безвозмездными, за исключением официальных трансфертов от других органов государственного управления (отечественных или зарубежных) и международных организаций.

Официальные трансферты - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный в виде субвенций, дарений, репараций и полученные от других органов государственного управления (резидентов и нерезидентов) или международных организаций. Полученные официальные трансферты по-разному учитываются при определении текущего превышения доходов над расходами, т. е. сбережений органов государственного управления. При расчете величины собственных сбережений государственных органов без учета средств, поступивших откуда-либо еще, текущие официальные трансферты учитываться не должны. В то же время если текущие трансферты, предназначенные для конкретных статей расходов, не учитываются при изменении сбережений, то это может привести к недоучету их объема, поскольку использование полученных текущих трансфертов отражается в текущих расходах. Кроме того, объема сбережений органов государственного управления, с учетом полученных текущих официальных трансфертов, целесообразно с точки зрения сопоставимости данного показателя со сбережениями других секторов экономики, в которые эти трансферты включаются.

Собственные сбережения органов государственного управления - это текущих доходов этих органов расходами без учета полученных текущих официальных трансфертов.

16.3. Основные показатели статистики бюджета и бюджетной системы

Доходные и расходные статьи бюджета располагаются в соответствии с бюджетной классификацией конкретного государства.

Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления его функций.

Бюджетные доходы - более узкое, чем доходы государства, которые помимо средств бюджета включают денежные средства всех уровней власти, ресурсы внебюджетных фондов, а также доходы всего государственного сектора.

Главным источником доходов бюджета является . В случае его недостаточности для покрытия финансовых нужд привлекает . Основные методы привлечения национального дохода в - это специальные налоги и сборы, которые устанавливаются исполнительной, а утверждаются законодательной властью.

В настоящее время разработан проект Федерального закона «О составе и структуре бюджетной классификации», который способствует сопоставимости бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетной классификации стран с развитой рыночной экономикой. Необходимо отметить, что в последние годы осуществляется жесткая финансовая и денежно- государства. Заложенные в бюджет параметры характеризуются установлением предельного размера: государственных внешних заимствований РФ; государственных (централизованных) кредитов, предоставляемых РФ иностранным государствам (за исключением стран - членов СНГ); кредитов, предоставляемых странам - членам СНГ, и то только в том случае, если на 1 января 1998 г. они выполнили свои обязательства по уплате процентных платежей и/или по погашению основной задолженности по ранее полученным ссудам.

I. Налоговые доходы.

10. Специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей экономики.

1. Доходы от государственной собственности или от деятельности субъектов государственного управления.

2. Доходы от продажи государственного имущества, в том числе от приватизации.

3. Доходы от реализации государственных запасов.

4. Доходы от продажи земли и нематериальных ресурсов.

5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников.

6. Административные платежи.

7. Штрафные санкции.

9. Доходы от внешнеэкономической деятельности.

10. Поступления на счета налоговых органов.

11. Прочие неналоговые доходы.

12. Безвозмездные перечисления от:

§ нерезидентов;

§ других уровней власти;

§ государственных внебюджетных фондов;

§ государственных предприятий и учреждений;

§ целевых бюджетных фондов.

III. Итого доходов (I + II).

IV. Произведение отчисления из доходов в:

§ централизованный фонд развития налоговой службы;

§ фонд социального развития федеральных органов налоговой полиции;

§ государственный фонд по борьбе с преступностью.

V. Всего доходов (III - IV).

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Существуют критерии классификации расходов бюджета по:

§ их влиянию на процесс расширенного воспроизводства - расходы подразделяются на текущие и капитальные;

§ направлению их использования (например, расходы на финансирование экономики, науки, здравоохранения, обороны);

§ ведомственному признаку, с помощью которого можно контролировать изменения в структуре расходов, связанных с происходящими в стране реформами системы управления;