Ответственность государства за денежную систему. Влияние государства на развитие коммерческих банков

Существуют различные методы государственного регулирования рыночной экономики, которые можно объединить в две группы: административные (прямые) и экономические (косвенные). Применение этих методов зависит от социальных, экономических, исторических, политических условий, состояния развития и структуры экономики страны. Поэтому механизм государственного регулирования экономики в каждой стране имеет свои особенности. Государство как гарант экономических свобод осуществляет административное влияние на рынок на всех уровнях управления - от муниципального до федерального. Организующий влияние на рынок государство осуществляет, прежде всего, путем разработки законов и контроль за их соблюдением всеми хозяйствующими субъектами. К основным методам государственного воздействия относятся: антимонопольное законодательство, контроль за ценами, а также за качеством продукции, через систему государственного лицензирования на производство отдельных товаров; ограничение вывоза некоторых товаров в другие страны. Государство выступает гарантом денежной единицы, осуществляет контроль за оборотом денег. Правительство ежегодно определяет минимальный размер заработной платы, что способствует регулированию рынка труда. Для того чтобы защитить внутренний продовольственный рынок, государство вводит ограничения на ввоз определенных товаров, например значительно повышает ставки пошлин, либо вводит более действенные инструменты защиты - компенсационные сборы, размер которых определяют как разницу между внутренней ценой импортируемого продукта и ценой на рынке, с которого он поступает. Их устанавливают для довольно широкого перечня товаров, прежде всего для тех, которые в достаточном количестве производятся в стране. Государство является прямым рыночным агентом, что дает ей возможность непосредственно влиять на емкость и структуру рынка, а также определять новые организационные формы его функционирования. В современных развитых странах государство является крупным владельцем, сосредоточившим в своих руках не только отрасли инфраструктуры, но и часть средств производства. Особое внимание государство уделяет производству общественных благ. Выбирая стратегию регулирования, она может осуществлять производство этих благ непосредственно на государственных предприятиях. Также могут применяться и косвенные методы регулирования, т.е. государство выступает посредником между потребителем и производителем благ. Масштабы и темпы роста экономической роли государства можно проиллюстрировать на примере США, где 90% населения заканчивает государственные школы, 15 - проживает в квартирах, которые полностью или частично финансируются федеральным правительством, 10% - получают государственные субсидии на питание. Населению гарантируется государственная поддержка в случае безработицы, нетрудоспособности или бедности, трудовая компенсация, пенсия по возрасту. Каждый шестой работник занят в государственных предприятиях и учреждениях. Цены на пшеницу, кукурузу и молочные продукты контролируются государством. В отдельные годы сельскохозяйственные субсидии на эти продукты достигают 50-60% общей стоимости урожая. Многие коммунальных услуг оплачивается по низким ценам благодаря государственному регулированию. Государство оказывает также услуги по пользованию государственными автодорогами, железными дорогами, станциями водоснабжения и т.п. Регулирующее влияние на рыночную экономику государство осуществляет через индикативные планирование - средство координации хозяйственной поведения экономических субъектов. В таком планировании, которая отражает цели и приоритеты социально-экономической политики государства, используются показатели, которые имеют характер рекомендаций. Индикативный план осуществляется субъектами рынка через систему экономических и правовых регуляторов, которые, с одной стороны, стимулируют эти субъекты, а с другой - позволяют решить важнейшие социально-экономические проблемы страны (сдерживание инфляции, социальная защита населения, уменьшение безработица, структурные изменения в экономике). Такие планы выполняют роль специфических средне-и долгосрочных договоров на выполнение целевых программ развития, в частности социальных. К последним относятся: программа охраны здоровья населения, изменение характера, условий и характера труда, развитие духовной сферы, восстановления экологического равновесия и т.д. Наибольшего развития государственное регулирование в сфере экономической политики получило во Франции, Японии, Швеции, Южной Кореи. До важнейших государственных инструментов регулирования экономики Франции принадлежат текущее прогнозирование и стратегическое планирование. Для удовлетворения общегосударственных потребностей в государственном секторе экономики применяют плановый контракт, а в частном - госзаказ. В Японии как регулирующее средство широко используют экономическое планирование. В послевоенный период таких планов было 11. В Швеции особое внимание уделяют проблемам социального регулирования и социального обеспечения, благодаря чему здесь самая высокая занятость населения, безработица составляет 1-2% трудоспособного населения. В Южной Корее регулирующие меры предусматривают достижение финансово-денежной сбалансированности. Даже в годы значительных экономических потрясений (1970 - 1971, 1974-1975, 1979-1981) денежное обращение, инфляция или дефицит государственного бюджета не выходили из-под контроля, что достигалось благодаря государственной монополии в кредитно-финансовой сфере. Национальная экономика Кореи надежно защищена от притока иностранной валюты. Для устранения негативных последствий инфляции государство использует метод прямого регулирования цен. Эти меры принимают относительно энергоносителей, общественного транспорта, телефонной связи, проезда автодороги, продукции оборонной сферы. Значительное внимание государство уделяет ценам на продукты питания и услуги населению, устанавливая их предельный уровень. Государство может менять свою политику в зависимости от сложившейся ситуации. Так, в последнее время сфера прямого регулирования цен в США очень сузилась. Более 10 лет назад было ликвидировано государственное регулирование тарифов на все виды транспорта. К сфере регулирования цен ныне входят «естественные монополии» - производство электроэнергии, услуги связи. Изменение экономической ситуации в США может повлечь возобновление регулирования некоторых цен и тарифов. Для устранения негативных последствий экономической деятельности государство может использовать методы прямого административного воздействия, устанавливая определенные стандарты в соответствующих производствах, предельные нормы выбросов вредных веществ в атмосферу, запрещая применение технологий, которые угрожают здоровью людей. Одним из наиболее эффективных регулирующих средств являются налоги. В разных странах существуют неодинаковые подходы к классификации налогов, однако законодательством всех стран предусмотрено, что граждане обязаны отдавать часть своих доходов на общегосударственные нужды. Есть два субъекты налогообложения - физические и юридические лица. Объектами налогообложения физических лиц является доход, имущество и земля, юридических лиц - прибыль, имущество и земля. Сегодня европеец в среднем тратит на налоги 45-48% своего дохода. В большинстве стран мира юридические лица, которые ведут предпринимательскую деятельность, уплачивают в бюджстуч48-52% полученной прибыли. Часть средств государственного бюджета направляется на развитие определенных отраслей, производство некоторых товаров и продуктов питания, осуществление различных видов деятельности. Почти половина расходов бюджета приходится на социально-экономическую сферу: 1) расходы на выплату пенсий, пособия, здравоохранение, образование, подготовку кадров, 2) содействие развитию энергетики, жилищного строительства и коммунального хозяйства, средств коммуникаций; 3) расходы на охрану окружающей среды. Бюджетом также предусмотрены расходы на оборону страны, научные и космические исследования. В странах с развитой рыночной экономикой особое внимание уделяют стимулированию научно-технического прогресса, развития на его основе наукоемких производств. Для этого каждая страна, исходя из определенной концепции или модели научно-технического прогресса, разрабатывает комплекс мероприятий в соответствии с национально-государственными приоритетами. Модель или концепция стимулирования научно-технического прогресса в различных странах разрабатывается в зависимости от системы управления научно-технической сферой. В США, например, делается акцент на сохранение научно-технического и военного руководства, в Японии - на производство конкурентоспособной продукции с применением достижений ИИТР. В странах Западной Европы, США и Японии эта система имеет децентрализованным характер, финансирование научно-технической сферы осуществляют различные государственные ведомства. Исключение составляет Франция, где существует централизованная система управления научно-технической сферой. Важным объектом государственного регулирования является аграрный сектор, развитие которого стимулируется за счет финансирования из государственного бюджета. Для решения проблем, связанных с преодолением последствий стихийных бедствий, развитием инфраструктуры, реформированием производства, предотвращением социально негативным явлениям в сельской местности - безработице, упадком социально-бытовой и культурной инфраструктуры, - государство выделяет целевые дотации. Для поддержания определенного уровня цен в сельском хозяйстве в федеральном бюджете США предусмотрено 5% расходов для возмещения прямых затрат фермерам, которые выращивают рис, пшеницу, просо, кукурузу, ячмень, овес, хлопчатника. Доля государственной дотации к цене колеблется от 15% для производства пшена до 35% - для риса. На продукцию животноводства дотации не предусмотрены. За счет этих же 5% расходов федерального бюджета финансируются научные исследования в области сельского хозяйства. Поддержка фермеров осуществляется на уровне штатов, которые на льготных условиях (проценты вдвое меньше рыночные) выделяют средства на улучшение социальной сферы - обустройство дорог, телефонной связи, уборку мусора и т.п. Большая часть геологоразведочных работ в США осуществляется за счет финансирования из государственного бюджета. Разведанные места природных ископаемых реализуются на аукционных торгах, доходы от которых поступают в федеральный бюджет. Важное место в системе регулирующих рычагов государства отводится денежно-кредитной системе. Определяя количество денежной массы в обращении, объем кредитов, уровень процентных ставок, государство активно влияет на конъюнктуру рынка - уменьшая количество денег в каналах обращения, она сдерживает деловую активность, и наоборот, увеличение денежной массы способствует усилению инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Этого можно достичь также благодаря кредитной политике. Снижение процентных ставок увеличивает кредитные поступления в национальной экономике. Недостаточные инвестиции приводят к уменьшению объемов производства, высвобождения рабочей силы, падение уровня заработной платы. Объектом особого внимания государства в условиях развитой экономики являются предприятия малого бизнеса - индивидуальные, семейные, групповые. Это обусловлено тем, что, во-первых, именно в этой группе предприятий наблюдается самая острая конкуренция, а, во-вторых, за относительно небольших инвестиций они обеспечивают решение таких проблем, как занятость населения, удовлетворение потребностей рынка, быстро меняются, быстрое внедрение технических, организационных, управленческих новаций т.д. Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется через предоставление долго и краткосрочных кредитов на льготных условиях, подготовку и повышение квалификации кадров, предоставления различных налоговых льгот, коммерческой информации. В Италии, например, льготное кредитование может достигать 40% потенциальных расходов небольших предприятий. Кредиты сроком на 15 лет предоставляются для реализации новых инициатив, на 10 - для модернизации или расширения действующих фирм. При этом процентная ставка с учетом размера кредита составляет 36-60% рыночной. В Нидерландах государство гарантирует возмещение половины убытков при условии не менее пяти капиталовложений за предыдущие три года компаниям с числом занятых до 500 человек. Стимулируют развитие малого предпринимательства также Япония, Южная Корея, Германия, другие развитые крайние. В структурной перестройке народного хозяйства, определении приоритетных направлений общественного производства, рационального соотношения между отраслями чрезвычайно важная роль отводится государству, которое осуществляет бюджетное финансирование определенных отраслей, производств, признанных ключевыми направлениями структурной политики; стимулирует перелива капитала в определенные сферы деятельности; готовит кадры для приоритетных отраслей. Следовательно, государство использует многие административных и экономических регуляторов экономики ни один из них не с идеальным, поскольку, обеспечивая положительный эффект в одном случае, приводит к негативным последствиям в другом. К тому же в разных странах применяются неодинаковые методы регулирования. В одних из них большего развития приобретает кредит, во втором - налог, в третьих - решающая роль принадлежит индикативную планированию. Между административными и экономическими методами нет четко определенной границы, они взаимно дополняют друг друга и за оптимального сочетания дают наибольший эффект. В условиях глобализации особое значение приобретает регулирования внешнеэкономических связей страны.

Денежно-кредитная политика государства (монетарная)– это способность государства оказывать воздействие на денежно-кредитную систему, а следовательно, на ставку процента и через нее на инвестиции и реальный ВВП.

Цель денежно-кредитной политики - обеспечение устойчивой денежной системы, национальной валюты.

1) стабильного экономического роста,

2) полной занятости ресурсов,

3) стабильности уровня цен,

4) равновесия платежного баланса.

При этом используется три основных инструмента:

1. Изменение нормы обязательного резервирования

2. Изменение учетной ставки центрального банка - ставки рефинансирования

3. Операции на открытом рынке.

Изменение нормы обязательных резервов. Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке, либо в виде наличности. Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается. При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования (как кредитные ресурсы), увеличивается, а его кредитные возможности соответственно сокращается. Так же норма обязательных резервов определяет величину банковского (депозитного) мультипликатора. Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам: 1) и через изменение кредитных возможностей коммерческих банков, 2) и через изменение величины банковского мультипликатора. В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. Кроме того, стабильность нормы резервных требований служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент не используется для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (последний раз этот инструмент в США использовался в период кризиса 1974-1975 гг.).

Регулирование учетной ставки процента (ставки рефинансирования). Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег. Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше величина заимствований у центрального банка и тем меньший объем кредитов предоставляют коммерческие банки. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредитные возможности расширяются, увеличивая денежную базу, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы. Объявление о повышении учетной ставки информирует о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику, как правило, для борьбы с инфляцией. Если центральный банк объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономика реагирует очень быстро, деньги (кредиты) становятся «дорогими», и денежная масса сокращается.


Операции на открытом рынке являются наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой. Они представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. (Деятельность центрального банка на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом.) Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно: 1) краткосрочные государственные облигации и 2) казначейские векселя.

Государственные ценные бумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков. Если ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму резервов на его счете в центральном банке. Тем самым, общий объем резервных депозитов банковской системы возрастает, что увеличивает кредитные возможности банков и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению. Таким образом, как и изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, лишь воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежную базу.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм), то поскольку продавец получает чек у центрального банка и вкладывает его на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличатся, и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Отличие однако состоит в том, что когда продавцом выступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются, как уже отмечалось, на всю сумму покупки облигаций, в то время как, если ценные бумаги продает частное лицо, то увеличивается сумма на текущих счетах, поэтому кредитные возможности банковской системы будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии с нормой резервных требований составит обязательные резервы банка.

Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», то центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке.

Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг у центрального банка выгодна коммерческим банкам и населению. Это связано с тем, что цена облигации и ставка процента находятся в обратной зависимости, и когда центральный банк покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и население) начинают продавать их центральному банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается. И, наоборот, когда центральный банк продает государственные ценные облигации, их предложение растет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодным их покупку.

Наиболее часто применяемым методом монетарного регулирования является эмиссия, которая представляет собой выпуск денег во всех формах, в том числе за счет их печатания, и ведет к увеличению денежной массы в обороте.

Второстепенные инструменты регулирования: осуществляется через фондовую биржу, потребительский кредит и увещевание.

Безудержная спекуляция на фондовой бирже создает серьезные проблемы. Так, снижение курса акций уничтожает состояния частных лиц и фирм, имеющих большое число акций. Это вынуждает их сокращать потребительские и инвестиционные расходы и толкает экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже устанавливается маржа, или минимальный процент первоначального взноса, который должны сделать покупатели акций. Норма маржи должна увеличиваться, когда необходимо ограничить спекуляцию (скупку акций), и уменьшаться для оживления вялого рынка.

Сокращение потребительского кредита путем введения определенных ограничений может использоваться в качестве момента антиинфляционной политики.

Увещевание означает использование ЦБ политических заявлений, призывов к коммерческим банкам о том, чтобы они не допускали излишнего расширения или сокращения банковского кредита.

Кредитно-денежная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важнейшие макроэкономические показатели, как ЧВП, занятость и уровень цен. В зависимости от экономической ситуации ЦБ проводит политику дешевых или дорогих денег.

Политика дешевых денег - политика увеличения массы денег в обращении путем понижения процентной ставки, что увеличивает инвестиционный компонент совокупных расходов и равновесный уровень ЧВП. Данная политика делает кредит легким и доступным, она используется, когда данному уровню чистого валового продукта сопутствует значительная безработица и недоиспользование производственных мощностей.

Политика дорогих денег - политика сокращения или ограничения роста денежной массы в стране путем увеличения процентной ставки, что уменьшает инвестиционный компонент совокупных расходов и ограничивает инфляцию спроса. К ней ЦБ прибегает в условиях инфляции спроса. Эта политика понижает доступность кредита и увеличивает его издержки.

Переход к новым формам хозяйствования не означает полного отказа государства от управления экономикой. Наоборот, именно в переходный период как никогда важной становится возможность контроля за ходом реформ, и в этом большую роль играют коммерческие банки. Стабилизация экономики невозможна без эффективно действующей, разветвленной сети надежных банков, деятельность которых не идет в разрез с интересами государства. Только, в отличие от командной экономики управление банками осуществляется не директивно, а посредством законодательства о банковской деятельности.

На сегодняшний момент основными задачами ЦБ являются регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, единая денежно-кредитная политика, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков, внешнеэкономическая деятельность, установление норм обязательного резервирования, учетной ставки. ЦБР является кредитором последней инстанции. Среди банков составляющих второй уровень банковской системы существуют и специализированные: муниципальные, ипотечные, земельные, инвестиционные.

Особое место в банковской системе России занимают Внешэкономбанк - он обслуживает внешний долг РФ и Банк реконструкции и развития - занимается финансированием правительственных программ с использованием бюджетных ресурсов. Кроме того, существуют специальные кредитные институты: кредитные союзы, кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды, ссудно-сберегательные ассоциации, инвестиционные фонды. Их основное отличие от банков состоит в том, что они выполняют ограниченное число банковских операций. Они аккумулируют средства населения и юридических лиц, осуществляют кредитование предприятий и граждан, трастовые операции.

В РФ функции регулирования деятельности коммерческих банков в рамках единой денежной системы возложены на Центробанк. Основными, возложенными на него задачами являются:

устойчивость работы и укрепление финансового положения КБ

ориентация и стимулирование деятельности банка в областях кредитования направленных на выполнение приоритетных задач экономики

научная организация денежного обращения в народном хозяйстве.

Но, в отличие от командной экономики, теперь методы управления банковской системой в основном экономические:

Основными инструментами и методами денежно - кредитной политики Банка России являются:

процентные ставки по операциям Банка России;

нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

операции на открытом рынке;

рефинансирование кредитных организаций;

валютные интервенции;

установление ориентиров роста денежной массы;

прямые количественные ограничения;

эмиссия облигаций от своего имени.

В соответствие с инструкцией №1 ЦБР образован резервный фонд кредитной системы РФ за счет резервирования определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.

ФОР при необходимости обеспечивает возможность коммерческим банкам своевременно выполнять обязательства за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками как кредитные ресурсы. ЦБР изменяя нормы обязательного резервирования, влияет на кредитную политику КБ и изменение денежной массы в стране.

Одним из инструментов экономического управления коммерческими банками является централизованное кредитование экономических субъектов со стороны ЦБР через КБ, а также кредитование самих банков.

Но в отдельных случаях, к примеру, устойчивая потеря банком ликвидности, нарушение сроков внесения средств в ФОР, могут применяться административные меры.

Управление и контроль за устойчивостью банковской системы заключается в выполнении банками определенных условий, обеспечивающих выполнение 12 основных нормативов:

Н1-минимальная достаточность капитала - соотношение капитала банка и суммарного объема активов, взвешенных с учетом риска.

Н2-минимальная текущая ликвидность - отношение суммы активов к сумме обязательств банка по счетам до востребования более половины ликвидных активов представлено остатками по счету “Операции с государственными ценными бумагами”.

Н3-норматив мгновенной ликвидности банка-отношение суммы высоколиквидных активов к обязательствам банка до востребования.

Н4-максимальный риск по долгосрочным кредитам - отношение кредитов сроком свыше года к капиталу и долгосрочным депозитам.

Н5-минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов. Соотношение ликвидных активов и суммарных активов. Суммарные активы рассматриваются как активы-нетто.

Н6-максимальный размер риска на одного заемщика - отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заемщику к капиталу банка.

Н7-максимальный размер риска по крупным кредитам - соотношение совокупной величины крупных кредитов и 50% гарантий к капиталу банка.

Н8-максимальный размер риска на одного кредитора - соотношение величины вклада по счетам одного кредитора к капиталу банка.

Н9-максимальный размер кредитов, предоставленных одному акционеру - отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заемщику-акционеру, к капиталу банка.

Н10-максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдеру. Отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных инсайдерам, к капиталу банка.

Н11-максимальный размер привлеченных вкладов населения. Соотношение общей суммы вкладов граждан и капитала банка.

Н12-максимальное использование собственных средств для приобретения акций одного юридического лица. Процентное соотношение инвестируемых и собственных средств.

Кроме того, существуют методики, позволяющие определять риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору в установленный кредитным договором срок - кредитный риск. Это необходимо при формировании кредитного портфеля, показывающего общую картину кредитов, выданных банком в отчетный период (как правило, квартал). Исходя из степени риска ссудную задолженность подразделяют на 5 условных групп риска. Оценка кредитных рисков производится в зависимости от наличия соответствующего и надлежащим образом оформленного обеспечения, а также количества дней просрочки по ссуде. Существуют также ограничения по крупным кредитам - кредитам, выдаваемым одному заемщику, и составляющем 20 и более процентов от уставного капитала банка.

Попытки государства контролировать банки в переходный период не новы: они предпринимались еще в период НЭПа. Способность банка обеспечить своевременность своих обязательств, находилась в центре внимания кредитной политики в середине 20-х годов. Тогда ликвидность советских банков достигалась через сбалансированность их активов и пассивов, а государственное регулирование их платежеспособности осуществлялось путем установления пропорций между величиной обязательств банка и его собственными средствами, ограничение разовой выдачи кредита одному клиенту и другими способами. Деятельность кредитных учреждений с 1921 по 1928 г. ограничивалась, как правило, десятикратной величиной их собственного капитала. Так, в соответствии с Декретом ВЦИК и СНК от 18 января 1923 г. были созданы коммунальные банки, в Уставе которых указывалось, что “общий итог принятых банком сумм во вклады и на текущие счета переучтенных ими векселей и всяких других сумм принятых на себя денежных обязательств не должен ни в коем случае превышать более чем в десять раз собственный капитал банка, основной и запасной”. Аналогичное требование было включено в уставы Центрального сельскохозяйственного банка, акционерного банка по электрификации “Электробанк”. Для обществ сельскохозяйственного кредита сумма принимаемых на себя обязательств, включая поручительства, не должна превышать более чем в 20 раз их собственные капиталы. Переход к кредитному планированию долгосрочных и краткосрочных кредитов в конце 20-х годов, противопоставление плана и рынка привели к отказу от регулирования деятельности отраслевых банков в целом. В интересах соблюдения ликвидности банков и клиентов в 20-х годах уставами и положениями кредитных учреждений также ограничивалась выдача кредита одному заемщику. Так, в Уставе коммунального банка предусматривалось, что кредит, открываемый каждому из отдельных клиентов, не мог превышать сумму, равную 1/10 доли основного капитала. Несмотря на изменение экономической ситуации в стране такие требования актуальны и по сей день.

Начиная с 30-х годов банковская система, основанная на государственной форме собственности, работала в основном с государственными предприятиями и организациями. Преобладание государственности в народном хозяйстве означало, что по обязательствам заемщиков перед кредитными институтами, в конечном счете, отвечало государство в лице министерств и ведомств. Это привело к тому, что банки в своей работе не ощущали риска. Безграничные платежеспособность и ликвидность государства в условиях неконвертируемости национальной валюты и закрытой экономики ограждали банки от рисков, делали излишней работу кредитных институтов по поддержанию ликвидности.

В результате были утрачены опыт и навыки распознавания, оценки и контролирования кредитных рисков. Новый экономический механизм, приведенный в действие законами о государственном предприятии, о кооперации в СССР, изменения в формах собственности потребовали адекватных изменений в банковской сфере. Возникновение специализированных, коммерческих и кооперативных банков, основанных на разных формах собственности, вызвало децентрализацию кредитных ресурсов, отделило эмиссионную деятельность от кредитной, изменило облик Госбанка и других кредитных институтов. Появление элементов рыночных отношений сделало деятельность банков сопряженной с рисками.

Более чем полутора вековой банковский опыт позволил определить классические рычаги воздействия со стороны Центрального банка на другие кредитные институты с целью поддержания их платежеспособности и регулирования денежно-кредитных отношений в целом. Это, прежде всего, ограничение задолженности одного заемщика, система резервирования средств, обязывающая коммерческие и другие банки хранить в Центральном банке определенную долю от общей суммы вкладов, система рефинансирования и процентных ставок по рефинансированию или учету банковских векселей в Центральном банке, операции Центрального банка с ценными бумагами на рынке, контроль за достаточностью капитала. Самым сильным методом регулирования деятельности коммерческих банков является система рефинансирования со стороны Центрального (эмиссионного) банка. Большая часть кредитов, выдаваемых коммерческими банками, покрывается за счет рефинансирования.

Вообще, банк - это организация, выполняющая определенные экономические и общественные функции. Причем, эти функции разнятся в зависимости от экономического строя. В условиях жесткой централизации и планирования банки являются частью государственного аппарата управления и контроля за деятельностью хозяйства. При этом надзор, сигнализация о допущенных недостатках, бесхозяйственности на предприятиях становятся одним из основных направлений их деятельности. В такой ситуации банк может толковаться как элемент надстройки. Основная функция банка в рыночной экономике - перераспределение денежных средств в этих условиях базируется не на рыночной конъюнктуре, а на директивах высшего руководства, принцип “один банк для клиента” не дает основы для развития коммерческих отношений в банковской сфере. А это в свою очередь, не способствует развитию новых форм банковской деятельности, ведет к ее застою. Действительно, при реформе банковской системы стало, очевидно, что отечественный уровень банковских операций ни количественно, ни качественно не соответствует зарубежному. То, что имелось, к примеру, операции с векселями - забыто, а новые виды банковских услуг не сформированы.

Но, и в нынешней Российской экономике коммерческие банки продолжают участвовать в контроле за деятельностью предприятий, зачастую в ущерб своей основной деятельности.

Нельзя не отметить, что банки также могут воздействовать на государство путем:

предоставления или не предоставления кредитов правительству

изменения объемов операций с валютой и государственными ценными бумагами

изменением своей кредитной политики по отношению к отечественным товаропроизводителям.

Автор пишет об от­вет­ствен­но­сти го­су­дар­ства за де­неж­ную систему. Ис­поль­зуя текст, об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, ука­жи­те два воз­мож­ных на­прав­ле­ния вли­я­ния го­су­дар­ства на де­неж­ную систему. Про­ил­лю­стри­руй­те каж­дое из них кон­крет­ным при­ме­ром де­я­тель­но­сти государства.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Нужда в государстве возникает из-за того, что абсолютной свободы не бывает. Как ни привлекательна анархическая философия, в мире несовершенных людей анархия неосуществима. Свобода одного человека может вступать в конфликт со свободой другого, и, когда это происходит, чью-то свободу приходится ограничить, чтобы сохранить свободу второго

человека; как выразился однажды член Верховного суда, «моя свобода размахивать кулаками должна быть ограничена расстоянием до вашего подбородка»…

В области экономической большие затруднения связаны с конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции. Какой смысл следует вкладывать в понятие «свободное» применительно к предпринимательству? В США «свободу» в этом случае понимают так, что каждый свободен сделаться предпринимателем, а значит, уже существующие предприниматели несвободны избавляться от конкурентов, кроме как посредством продажи лучшего товара по той же цене или того же товара по более низкой цене. Напротив, континентальная традиция обычно толкует это понятие в том смысле, что предприниматели свободны поступать так, как им заблагорассудится, в том числе сговариваться о ценах, делить рынки и пользоваться прочими способами вытеснения потенциальных конкурентов. Видимо, самая сложная конкретная проблема в этой области касается объединений рабочих, где особенно остро встаёт вопрос о свободе объединений и свободе конкуренции.

Вот ещё более существенная область экономики, в которой ответить на этот вопрос и сложно, и весьма важно: определение прав собственности. Развившееся с течением веков и занесённое в наши законоуложения понятие собственности настолько сделалось частью нашего сознания, что мы о нём не задумываемся и не осознаём, до какой степени понятия о том, что же является собственностью и какие права обеспечивают владение ею, представляют собой сложные социальные конструкты, а не самоочевидные истины. Например, позволяет ли мне моё право на владение землёй и моя свобода распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению отказывать другому в праве летать над моей землёй в своём самолёте? Или верх берёт его право пользоваться своим самолетом? ...Наличие строго конкретного и общепринятого определения собственности во многих случаях куда важнее, чем само содержание этого определения.

Ещё одна область экономики, создающая особенно сложные проблемы, - это денежная система. Ответственность государства за денежную систему признаётся давно... По-видимому, ни в одной другой области экономической деятельности государственные полномочия не пользуются таким широким признанием. Это привычное и сегодня уже почти автоматическое признание за государством такой ответственности делает вдвойне необходимым глубокое понимание оснований для этой ответственности, ибо оно увеличивает опасность расширения государственных полномочий за пределы деятельности, приемлемой в свободном обществе...

(М. Фридмен )

Пояснение.

Два воз­мож­ных влияния го­су­дар­ства на де­неж­ную систему.

- Сти­му­ли­ру­ю­щая политика (стимулирующее влияние).

Пример В пе­ри­од экономического кри­зи­са Центральный банк со­кра­тил учетную став­ку процента, что при­ве­ло к умень­ше­нию кредита для пред­при­ни­ма­те­лей и по­вы­си­ло их эко­но­ми­че­скую активность.

- Сдер­жи­ва­ю­щая политика.

Пример Для сни­же­ния инфляции в пе­ри­од экономического бума Цен­траль­ный банк по­вы­сил норму обя­за­тель­ных банковских резервов, что сни­зи­ло активность банков.

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию

Часть 1

Задания 1–3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при

Указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

задания

ответ

ТРУДА

246

11122

236

235

12122

234

145

122112

256

245

11212

345

11223

264871

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Нужда в государстве возникает из-за того, что абсолютной свободы не бывает. Как ни привлекательна анархическая философия, в мире несовершенных людей анархия неосуществима. Свобода одного человека может вступать в конфликт со свободой другого, и, когда это происходит, чью-то свободу приходится ограничить, чтобы сохранить свободу второго человека; как выразился однажды член Верховного суда, «моя свобода размахивать кулаками должна быть ограничена расстоянием до вашего подбородка»…

В области экономической большие затруднения связаны с конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции. Какой смысл следует вкладывать в понятие «свободное» применительно к предпринимательству? В США «свободу» в этом случае понимают так, что каждый свободен сделаться предпринимателем, а значит, уже существующие предприниматели несвободны избавляться от конкурентов, кроме как посредством продажи лучшего товара по той же цене или того же товара по более низкой цене. Напротив, континентальная традиция обычно толкует это понятие в том смысле, что предприниматели свободны поступать так, как им заблагорассудится, в том числе сговариваться о ценах, делить рынки и пользоваться прочими способами вытеснения потенциальных конкурентов. Видимо, самая сложная конкретная проблема в этой области касается объединений рабочих, где особенно остро встаёт вопрос о свободе объединений и свободе конкуренции.

Вот ещё более существенная область экономики, в которой ответить на этот вопрос и сложно, и весьма важно: определение прав собственности. Развывшееся с течением веков и занесённое в наши законоуложения понятие собственности настолько сделалось частью нашего сознания, что мы о нём не задумываемся и не осознаём, до какой степени понятия о том, что же является собственностью и какие права обеспечивают владение ею, представляют собой сложные социальные конструкты, а не самоочевидные истины. Например, позволяет ли мне моё право на владение землёй и моя свобода распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению отказывать другому в праве летать над моей землёй в своём самолёте? Или верх берёт его право пользоваться своим самолётом? ...Наличие строго конкретного и общепринятого определения собственности во многих случаях куда важнее, чем само содержание этого определения.

Ещё одна область экономики, создающая особенно сложные проблемы, - это денежная система. Ответственность государства за денежную систему признаётся давно... По-видимому, ни в одной другой области экономической деятельности государственные полномочия не пользуются таким широким признанием. Это привычное и сегодня уже почти автоматическое признание за государством такой ответственности делает вдвойне необходимым глубокое понимание оснований для этой ответственности, ибо оно увеличивает опасность расширения государственных полномочий за пределы деятельности, приемлемой в свободном обществе...

(М. Фридмен

21. Какие три «области экономики», в которых возникают затруднения, связанные с пониманием свободы, рассмотрел автор?

Баллы

Три области экономики:

1) область конкуренции предпринимателей (конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции)

2) собственность

3) денежная система.

Правильно названы три области экономики.

Правильно названы две области экономики.

Правильно названа только одна три область экономики

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Для американской традиции характерно понимание свободы предпринимательства как свободы каждому сделаться предпринимателем (свобода объединений). Как следствие - развитие честной конкуренции, стремление продать свой товар дешевле, чем у конкурентов, или сделать его лучшим, эффективное использование ресурсов.

Для континентальной традиции характерно понимание свободы как возможность действовать любыми способами в конкуренции (свобода конкуренции). Результат − появление монополистических объединений, сговор предпринимателей. Неэффективное использование ресурсов.

Правильно названы все элементы ответа. Указаны особенности американской и континентальной традиций, названы два последствия каждой из традиций.

Правильно названы две традиции, правильно указано одно последствие

ИЛИ правильно названа одна традиция, верно названы два последствия

Правильно указаны только две традиции

ИЛИ правильно указаны только два последствия

ИЛИ ответ неверный

Максимальный балл

23. Автор пишет об ответственности государства за денежную систему. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два возможных направления влияния государства на денежную систему. Проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером деятельности государства

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Два возможных влияния государства на денежную систему.

Стимулирующая политика (стимулирующее влияние).

Пример В период экономического кризиса Центральный банк сократил учетную ставку процента, что привело к уменьшению кредита для предпринимателей и повысило их экономическую активность.

Сдерживающая политика.

Пример. Для снижения инфляции в период экономического бума Центральный банк повысил норму обязательных банковских резервов, что снизило активность банков.

Правильно названы два возможных направления влияния государства на денежную систему. Каждое направление проиллюстрировано конкретным примером деятельности государства.

Правильно названы два возможных направления влияния государства на денежную систему. Одно из них проиллюстрировано конкретным примером деятельности государства.

ИЛИ Правильно названо одно из возможных направлений влияния государства на денежную систему. Приведены два примера, конкретизирующих два разных направления деятельности государства

Правильно названы два возможных направления влияния государства на денежную систему. Примеры не приведены или приведены некорректные примеры.

ИЛИ Правильно названо только одно возможное направление влияния государства на денежную систему. Приведён корректный пример, иллюстрирующий приведённое направление деятельности государства.

Правильно названо только одно возможное направление влияния государства на денежную систему. Примеры не приведены.

ИЛИ приведены только примеры деятельности государства, направления не названы

ИЛИ ответ неверный

Максимальный балл

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Рост государственных полномочий приводит к нарушению рыночного равновесия.

2. Директивное решение большинства экономических вопросов приводит к снижению личной инициативы руководства и рабочих, их мотивации.

3. Результатом роста полномочий государства может быть национализация ряда предприятий и лишение прав собственности их владельцев.

4. В плановой экономической системе, когда полномочия государства в экономике особенно широки, многие предприятия используют ресурсы неэффективно, рентабельность производства падает.

5. Расширение полномочий государства может привести к росту коррупции.

Правильно названы три аргумента в поддержку тезиса

Правильно названы два аргумента в поддержку тезиса

Правильно назван только один аргумент в поддержку тезиса

Аргументы не приведены

ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов, и одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: инфляция - это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о видах инфляции в зависимости от темпов, например: В зависимости от темпов инфляции условно различают инфляцию умеренную (ползучую), галопирующую, гиперинфляцию; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любое последствие инфляции, например: В условиях инфляции замедляется экономический рост, поскольку фирмам становится недоступно приобретение новой, более совершенной техники.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любое последствие инфляции.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием

задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт только смысл понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия

Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

26. Каким экономическим понятием характеризуются ситуацию, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Указан экономический термин

Дефицитный бюджет

2. Приведены три примера действий государства, для преодоления последствий этой ситуации, например:

Снизить государственные расходы, в том числе социальные расходы на образование, здравоохранение, военные расходы;

Повышение налогов на бизнес и население, что повысит доходную часть бюджета;

Повышение пенсионного возраста, что приведет к повышению сбора налогов и уменьшению социальных выплат государства;

Приватизация позволяет передать государственное имущество более эффективным собственникам, снизив расходы.

Могут быть приведены другие примеры действия государства для преодоления последствий это ситуации.

Правильно указан экономический термин и

приведены два примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации

ИЛИ правильно приведены три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации

Правильно указан экономический термин и приведен только один пример действий государства для преодоления последствий этой ситуации

ИЛИ правильно приведены только два примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации

Правильно указаны только экономический термин

ИЛИ Правильно приведены только один пример действий государства для преодоления последствий этой ситуации

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ ответ неверный

Максимальный балл

27. Государство Z переживает экономический подъём. Промышленность в своём развитии опережает сельское хозяйство. Законом установлено господство государственной собственности. Какая экономическая система существует в государстве Z? По какому признаку Вы это установили? Назовите любые

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Это командно-адмистративная экономическая система.

Доказательство: законом установлено господство государственной собственности

Могут быть приведены следующие признаки:

Централизованное ценообразование;

Директивное управление экономикой;

Отсутствие рыночных механизмов управления экономикой;

Плановое развитие.

Могут быть указаны и иные признаки, не искажающие смысла.

Правильно назван тип экономической системы, назван признак этой экономической системы, содержащийся в задании, правильно названы два иных признака этой экономической системы.

Правильно назван тип экономической системы, назван признак этой экономической системы, содержащийся в задании, правильно назван один иной признак этой экономической системы.

ИЛИ Правильно назван тип экономической системы, не назван или неверно назван признак этой экономической системы, содержащийся в задании, правильно названы два иных признака этой экономической системы.

Правильно назван тип экономической системы, назван признак этой экономической системы, другие признаки не названы

ИЛИ Правильно назван тип экономической системы, не назван признак этой экономической системы, правильно назван только один иной признак этой экономической системы

Не назван тип экономической системы (назван неверно) при любом количестве признаков

ИЛИ ответ неправильный.

Максимальный балл

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Особенности государственной экономической политики в условиях рынка». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

При анализе ответа учитывается: − наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы; − корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; − соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно - формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Государственная экономическая политика, её сущность и

основные направления.

2. Экономические цели государства:

а) обеспечение экономического роста;

б) обеспечение экономической безопасности;

в) обеспечение полной занятости;

г) оказание социальной помощи нуждающимся;

д) достижение экономической эффективности;

е) создание условий экономической свободы.

3. Важнейшие функции государства в условиях рыночной

экономики.

4. Основные экономические задачи государства:

а) защита основ рыночной экономики;

б) производство общественных благ;

в) учёт побочных последствий внешних эффектов производства и потребления;

г) разработка программ и финансирование помощи

нуждающимся.

5. Постепенный переход от административных к экономическим методам регулирования рынка:

а) особенности монетарной (денежно-кредитной) политики;

б) особенности фискальной (бюджетно-налоговой) политики.

6. Дискуссии о способах и масштабах вмешательства государства в экономику:

а) либеральная (классическая) школа А. Смита;

б) кейнсианское направление.

Возможны другое количество и (или) иные корректные

формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть

представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие 2, 4 и 5 пунктов плана в данной или близкой по

смыслу формулировке не позволяет раскрыть содержание этой

темы по существу.

Структура

предложенного

плана

Наличие пунктов

плана, без которых

данная тема не может

быть раскрыта

по существу

Корректность

формулировок пунктов

плана

Баллы

Три или более

пункта, любые

два из которых

детализированы

в подпунктах

Два

Формулировки пунктов

плана корректны

и позволяют раскрыть

содержание темы

по существу

Два пункта

детализированы

в подпунктах.

ИЛИ

Три пункта,

любой один

из которых

детализирован

в подпунктах

Два

Формулировки пунктов

плана корректны

и позволяют раскрыть

содержание темы

по существу

ИЛИ

Три или более

пункта, любые

два из которых

детализированы

в подпунктах

Два

Формулировки пунктов

плана позволяют

в целом раскрыть

содержание темы,

отдельные неточности

в формулировках

не искажают плана

по существу

План по своей

структуре

является

простым

и содержит

не менее трёх

пунктов

Два

Формулировки пунктов

плана корректны

и позволяют раскрыть

содержание темы

по существу

ИЛИ

Три или более

пункта, любые

один-два

из которых

детализированы

в подпунктах

Один

ИЛИ

Три или более

пункта, любые

один-два

из которых

детализированы

в подпунктах

Два

В плане наряду

с корректными

формулировками

имеются ошибочные

позиции, искажающие

отдельные аспекты

раскрытия темы

Два пункта,

любой один

из которых

детализирован

в подпунктах

Два

Формулировки пунктов

плана корректны

и позволяют раскрыть

содержание темы

по существу

Два пункта,

один-два

из которых

детализированы

в подпунктах

Два

Формулировки пунктов

плана позволяют

в целом раскрыть

содержание темы,

отдельные неточности

в формулировках

не искажают плана

по существу

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям

выставления оценок в 1, 2 и 3 балла

ИЛИ

План представляет собой набор абстрактных формулировок,

не отражающих специфики содержания данной темы

Максимальный балл

С9.3 Экономика: «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П. Т. Хейне)

С9.3 Экономика: «Бизнес - это сочетание войны и спорта» (А. Моруа)

С9.3 Экономика: «Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс)

С9.3 Экономика: «Инфляция - золотое время для возврата долгов» (К. Мелихан)

С9.3 Экономика: «Нет ничего ошибочнее, чем мысль, что казнями можно регулировать цены или отучить от взяточничества» (В. Короленко).

С9.3 Экономика: «То, что государство дает, оно сначала должно забрать» (Д. Коул- ман)

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 29, критерий

К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или

раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию

(К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется

0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание 29

Баллы

К1

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт.

ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт

представления о его понимании

К2

Характер и уровень теоретической аргументации

Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания

положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл

(с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов)

Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по

усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на

соответствующие понятия, теоретические положения,

рассуждения и выводы

В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не

связанные между собой и с другими компонентами

аргументации понятия или положения

Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл

ключевых понятий не объяснён; теоретические положения,

рассуждения и выводы отсутствуют).

ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не

связанные непосредственно с раскрываемой темой

К3

Качество фактической аргументации

Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие

к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие

о непонимании используемого исторического, литературного,

географического и (или) другого материала , не засчитываются при

оценивании

Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым)

тезису(-ам), почерпнуты из различных источников:

используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов

(истории, литературы, географии и др.), факты личного

социального опыта и собственные наблюдения.

Приведено не менее двух примеров из различных источников

(примеры из разных учебных предметов рассматриваются

в качестве примеров из различных источников)

2

Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым)

тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт

и житейские представления.

ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым)

тезису(-ам) примеры из источника одного типа.

ИЛИ

Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым)

тезису(-ам) пример

1

Фактическая аргументация отсутствует.

ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому

тезису

0

Максимальный балл