План развития тендерного отдела. Создание, управление и развитие тендерных отделов продаж. Скоро в конфигурацию будут добавлены новые возможности

За последние несколько лет государственные и коммерческие закупки прошли большой путь от откровенных распилов бюджетов организаций до открытых и прозрачных процедур, таких как электронные торги. Как следствие, появились и сотрудники, которые специализируются на работе с тендерами. Чтобы максимально упростить их работу, автоматизировать рутинные процессы подбора подходящих закупок, несколько лет назад появились программы-агрегаторы для поиска и работы с торгами. В том числе и поисково-аналитическая система FindTenders . Но из-за перехода все большего числа компаний к ведению своей закупочной деятельности через размещение открытых конкурентных процедур одному сотруднику стало крайне проблематично закрывать весь фронт работ, связанных с тендерами. Компании-поставщики все чаще стали формировать у себя целое структурное подразделение – отдел прокьюремента.

Сотрудники отдела закупок работают во многих типах государственных и частных организаций, где они обрабатывают закупочные операции на услуги, оборудование, канцелярские принадлежности и другие товары. Они выполняют такие обязанности, как определение потребностей в закупках организации, рассмотрение заявок на покупку, присуждение тендеров поставщиков и контроль за выполнением контрактов.

Обеспечить согласованность в закупках

Сотрудник по закупкам обязан обеспечить, чтобы все закупки соответствовали потребностям организации. Например, когда больничный фармацевт подает заявку на покупку 100 коробок респираторного препарата, сотрудник по закупкам должен обеспечить, чтобы объект действительно требовал эту сумму до авторизации покупки. Он может это сделать, изучив предыдущие запросы на покупку, чтобы установить среднее количество респираторных препаратов, используемых больниц в течение определенного периода времени.

Тендерный отдел: структура и распределение обязанностей.

Для начала стоит рассмотреть типовую структуру отдела прокьюремента (тендерного отдела). Среднестатистический отдел имеет в своем составе следующих специалистов:

  • Руководитель тендерного отдела (начальник тендерного отдела). Согласовывает с руководством тендеры для участия, осуществляет планирование работы, распределение обязанностей в тендерном отделе, а также контроль деятельности сотрудников и контроль качества подготавливаемых заявок на тендеры. Руководитель тендерного отдела также несет ответственность за эффективность работы всего структурного подразделения.
  • Менеджер по тендерам (Специалист по работе на электронных торговых площадках). Занимается непосредственным участиям в электронных торгах, подготовкой заявок на тендеры в бумажном виде.
  • Ассистент, помощник менеджера по тендерам (секретарь). Технический специалист в обязанности которого входит сканирование, ксерокопирование документов, сбор правоустанавливающих документов на тендер, ведение внутреннего документооборота тендерного отдела, организация доставки заявок на тендер в бумажном виде, отслеживание итогов по тендерам.

Кроме того, тендерный отдел в своем составе может иметь следующих специалистов (чаще всего обязанности таких сотрудников распределяются внутри тендерного отдела или привлекаются специалисты из смежных):

Когда организация хочет покупать товары через поставщиков, сотрудник по закупкам предлагает поставщикам представить свои заявки вместе с ценовыми предложениями. Она может сотрудничать с другими специалистами по закупкам в отделе закупок для изучения заявок и выбора наиболее конкурентоспособного поставщика. Сотрудник по закупкам переходит к обсуждению более выгодных цен с поставщиком, чтобы компания могла заключить контракт, который соответствует его финансовым целям. Если поставщик нарушает условия договора поставки - возможно, он регулярно делает поздние поставки - сотрудник может инициировать процесс расторжения договора.

  • Специалист по поиску тендеров. Вручную или с помощью специализированного программного обеспечения отслеживает на нескольких сотнях торговых площадок и корпоративных сайтов подходящие закупки. Зачастую функции по поиску тендеров распределяются между сотрудниками тендерного отдела, но бывает что этими обязанностями занимается отдельный сотрудник.
  • Юрист. Готовит заявки на разъяснение положений закупочной документации, проверяет договора перед подписанием, а также, в случае необходимости, готовит жалобы в Федеральную антимонопольную службу. Чаще всего юрист не входит в состав тендерного подразделения, а привлекается по мере необходимости из юридического отдела компании.
  • Специалист по банковским гарантиям (экономист). Связывается с банками и брокерами для получения обеспечения заявки или контракта на лучших условиях. Также зачастую данные функции лежат на экономисте или ином сотруднике в компании. Не всегда компании активно используют в качестве обеспечения заявок банковские гарантии. Все зависит от специфики деятельности компании.

В небольших компаниях один сотрудник может отвечать сразу за несколько направлений работы, а в крупных наоборот - одной и той же деятельностью занимается сразу несколько человек. В любом случае, организация чаще всего участвует сразу в нескольких тендерах, поэтому все специалисты загружены работой.

Например, когда агентство предлагает поставщикам участвовать в торгах по контракту, чиновник по закупкам является незаконным раскрывать критерии отбора подрядчиков агентства для несанкционированных лиц. Чтобы продолжить соблюдение требований таких законов, сотрудники по закупкам должны отслеживать и анализировать изменения и новое законодательство. Сотрудники по закупкам возглавляют персонал, который обычно включает в себя покупку клерков, покупателей и покупателей аналитиков. В этом качестве офицеры распределяют задачи этим работникам и контролируют их работу.

Схема работы тендерного отдела.

Теперь нужно разобраться, как устроен бизнес-процесс в отделе прокьюремента. Это проще сделать через блок-схему, описывающую типовой цикл работы с конкретным тендером.

Из рисунка видно, что в работе отдела над конкретным тендером достаточно много различных этапов и внутренних коммуникаций. Если же учесть параллельную работу над несколькими закупками, то вероятность возникновения проблем весьма велика.

Когда агенты по закупкам выходят на поле, оценивая качество продукции на определенном рынке, сотрудник по закупкам координирует свою деятельность и инструктирует их о покупке продуктов. Сотрудники по закупкам также должны обеспечивать позитивные рабочие отношения между сотрудниками.

Грин имеет степень магистра финансов Нью-Йоркского университета. Менеджеры ставок - это очень коммерчески ориентированные лица с пониманием операций, которые влияют на бизнес. Они способны глубже понять потребности закупочной организации и создать команду для реализации таких проектов. Менеджеры ставок имеют отличные организационные возможности, могут руководить командами, формулировать предложения и понимать потребности бизнеса.

Проблемы в работе тендерного отдела.

Тендерный отдел в своей деятельности может иметь ряд стандартных проблем:

Нехватка времени на работу над одним тендером под предлогом занятости другим.

“Испорченный телефон” при передаче информации от одного сотрудника к другому. Потеря части важной информации при переходе от одного этапа работы к следующему, особенно в случае нахождения сотрудников в разных местах.

В настоящее время крупные общественные организации и предприятия часто передают крупные проекты внешним поставщикам, которые могут предоставить свои знания. Задача для внешних поставщиков выбирается для проведения этой работы и получения прибыльного дохода, который приходит с ней.

Возможности коммерческого осознания и управления проектами являются неотъемлемыми. Как правило, организации государственного сектора передают большую часть своей работы на аутсорсинг. Раньше это было в таких областях, как строительство и машиностроение; однако в настоящее время многие другие функции передаются на аутсорсинг.

Сложность контроля деятельности подчиненных руководителем. Тем более в режиме реального времени.

Проблемы с документами. Если тендеров много, а подготавливаемые документы похожи, то легко запутаться с принадлежностью того или иного файла к конкретной закупке.

Программы-агрегаторы тендеров помогают только на 1 этапе работы. Для решения задач на всех остальных этапах приходится использовать различное программное обеспечение общего назначения, например электронные таблицы.

И, кроме того, инфраструктура остается самой большой областью подачи заявок, и поэтому эти отрасли по-прежнему требуют квалифицированных менеджеров. По мере изменения характера управления ставками, когда все более и более мелкие контракты подвергаются процессам торгов, существует также увеличение возможностей для внештатных менеджеров ставок, а также для использования.

При подготовке ставки время будет посвящено поддержанию связи с командой, чтобы доставить предложение и определить потребности потенциального клиента. При запуске до представления Менеджер ставок может работать дольше, чтобы гарантировать, что ставка будет завершена и отправлена ​​вовремя.

Автоматизация работы отдела тендеров с помощью специальной тендерной CRM системы от FindTenders.

Для решения проблем и автоматизации работы тендерного отдела компания FindTenders в 2016 году создала новое программное решение – тендерную CRM систему. Данное ПО позволяет переложить весь бизнес-процесс работы с закупками конкретной компании на “язык компьютера”. Принцип работы сервиса очень похож на классическую CRM систему для отдела продаж. Только вместо работы с клиентами, программа оперирует с закупками. Таким образом, тендерный отдел получает эффективный и гибкий инструмент, адаптированный под деятельность в области тендеров.

Типичный день в качестве Большого менеджера

После оценки таймфреймов по ставкам может оказаться, что в тот же день можно отправить заявку. Заявка может быть сделана в письменной форме через почту через онлайн-торг-портал, который является более распространенным.

  • Начиная с проверки электронной почты.
  • Просмотр любых текущих ставок.
По данным Ассоциации специалистов по конкурсу и управлению предложениями, младшие конкурсанты могут рассчитывать на заработную плату в размере 22 тыс. Фунтов стерлингов в год с начальством по управлению ставками в размере 75 тыс.

Для формального описания бизнес-процесса тендерная CRM система использует функционал меток, которые представляют собой статусы, в которых находит закупка в текущий момент.

Метки пользователь задает самостоятельно, исходя из алгоритма работы своего отдела. При работе можно посмотреть, например, список тендеров, находящихся в интересующем состоянии.

Фунтов стерлингов. Из-за огромного роста проектов, финансируемых из внешних источников, имеется много вакансий для внештатных менеджеров ставок. У фрилансеров есть свобода выбора ставок, которые они берут, когда они пишут ставки и где они работают. Кроме того, фрилансеры обычно могут взимать более высокие дневные тарифы за свою работу и даже обсуждать выгодные бонусы за успешные ставки.

Как попасть в управление ставками?

Если пейзаж заявок будет спокойным, в офисе будут работать другие рабочие места, пока не будет больше работы без риска для получения дохода. Менеджеры ставок часто поступают из проектов управления проектами, и таков характер написания заявки. В прошлом авторы ставок часто исходили из строительного и инженерного опыта; однако в наши дни отраслевые особенности часто требуются при работе с конкретными запросами ставок.

Для решения проблемы структурированности документации используется встроенное облачное хранилище.


Документы хранятся с привязкой к тендеру, поэтому ошибки, связанные с параллельной работой нескольких человек над одной закупкой, практически исключены. При этом пользователю доступна возможность хранить личные файлы, связанные с тендером, без доступа к ним остальных членов команды.

Скоро в конфигурацию будут добавлены новые возможности

Вот список других необходимых навыков. Приобретающие компании могут часто предоставлять лишь неопределенный контекст, почему они передают внешний подряд конкретному проекту. Хороший руководитель проекта сможет полностью идентифицировать мотивацию покупателя в своих интересах. Организация - Заявки обычно запрашиваются в соответствии с очень четкими сроками. Менеджеры ставок должны гарантировать, что вся информация будет готова до подачи заявки. Взаимодействие с различными заинтересованными сторонами, проведение исследований, определение бюджетов и других обязанностей - все это является частью этого процесса. Презентация - успешный участник торгов должен иметь не только отличные навыки устной презентации, если запрос требует этого, но и возможность представить в письменной форме жидкое деловое предложение. Если покупатель не может понять детали заявки, то они с меньшей вероятностью продолжат действовать. Финансовая осведомленность. Прежде всего, предложение для проекта должно иметь коммерческий смысл для компании, предлагающей цену. Менеджер ставок должен быть способен понять требования к ценообразованию покупателя, одновременно обеспечивая, чтобы издержки, необходимые для управления проектом, были не слишком высокими, чтобы приносить прибыль.

  • Коммерческая осведомленность.
  • Заявочная документация часто может быть очень формальной по своей природе.
Закупки - это отдел, который часто встречается в сфере финансов или логистики.

Для обсуждения работы над закупкой и сохранения указаний и идей в программу встроен специальный мессенджер.


Диалоги также имеют привязку к конкретному тендеру, что упрощает поиск нужного обсуждения на этапе анализа проведенной работы.

Для повышения эффективности работы отдела в программе присутствует аналитический модуль.

Компании часто наводняются запросами от поставщиков предоставлять услуги, чтобы отдел закупок управлял поставщиками и разрабатывал стратегии закупок, которые отвечают бюджетным и другим операционным требованиям компании. Из 260 компаний, опрошенных во всем мире, 43% планировали инвестировать в обучение персонала в течение года, что на одну пятую больше, чем в предыдущем году. Основные цели отделов закупок включали в себя более стратегические и сокращенные издержки.

Что такое Менеджер по закупкам?

Такой подход поможет поддерживать согласованность круглосуточно, а также поддерживать расходы в рамках бюджета. В зависимости от размера операции Менеджер по закупкам может управлять группой людей, каждая из которых несет ответственность за закупки в определенных областях, таких как стационарные, проездные, жилые помещения и складские помещения.


Руководитель или специалист по поиску тендеров всегда может получить исчерпывающий отчет по отраслям или компаниям, связанных с госзаказом. Отчеты могут содержать, как числовые данные,


К кому отвечает Менеджер по закупкам?

Довольно часто в организациях, возглавляемых службами, Менеджер по закупкам может выступать в составе финансовой команды и, следовательно, отчитываться перед начальником финансов главного финансового директора. При производстве и логистических операциях Менеджер закупок может быть более тесно связан с операциями и, следовательно, представлять отчет Директору по операциям.

За что отвечает Менеджер по закупкам?

Менеджер по закупкам несет ответственность за то, чтобы у компании была очень четкая стратегия при покупке товаров и услуг. Для многих компаний затраты являются ключевым фактором в принятии решений о покупке, поэтому Менеджер по закупкам будет обеспечивать, чтобы поставщики знали об этом.

так и графические.



Это дает возможность пользователю максимально четко представить себе картину исследуемой области. Использование аналитики в рамках тендерного отдела эффективно также по причине более четкой фильтрации тендеров, исходя из шанса на победу. В тех случаях, когда статистика однозначно говорит о маловероятности выигрыша интересного тендера, не загружаются бесполезной работой другие сотрудники отдела.

Каков типичный день менеджера по закупкам?

Менеджер по закупкам будет отвечать за обеспечение того, чтобы поставщики отвечали этим требованиям. В типичный день Менеджер по закупкам может участвовать в совещаниях с финансовыми и оперативными командами для понимания вопросов, затрагивающих департаменты. Менеджер по закупкам также может работать над предстоящими тендерами. Большая часть дня может быть потрачена на обработку запросов от потенциальных поставщиков, а также время менеджера людей может быть потрачено на поддержку команды.

В современных реалиях информационного общества, когда объем передаваемых данных весьма значителен, и даже очень квалифицированный специалист не может в одиночку решить всю задачу целиком, использование программных средств , позволяющих максимально автоматизировать работу, как отдельного сотрудника, так и целого структурного подразделения, является ключом к успешному бизнесу в целом и тендерный отдел не исключение. Надо всегда помнить о том, что даже незначительная потеря информации или времени на каждом из этапов работы в конечном итоге может выливаться в провал всего проекта или снижению эффективности.

Какова заработная плата и преимущества работы по закупкам?

Существует множество преимуществ того, чтобы быть менеджером по закупкам. Заработная плата типичного менеджера по закупкам начинается в районе £ 45 тыс. Вверх в зависимости от размера организации и местоположения. В настоящее время существует высокий спрос на менеджеров по закупкам и с поднятием подготовки, есть много возможностей.

Какие навыки необходимы при закупках?

В качестве менеджера по закупкам вам понадобятся сильные навыки межличностного общения, позволяющие вести переговоры, пытаясь достичь наилучшей цены у поставщиков. Вам также понадобится возможность управлять финансовыми аспектами роли и понимать процессы управления бюджетом.

1.1. Роль государственных закупок в поддержке бизнес-процессов

Если экономика страны развивается достаточно стабильно по всем показателям, это говорит о том, что управление ею осуществляется максимально эффективно, а используемую экономическую систему вполне можно назвать полноценной. Качественная структура управления государством должна быть предельно прозрачной и честной и ни в коем случае не напоминать то время, когда государство деградировало в прямом смысле этого слова, а экономика катастрофически падала.
Стоит отметить, что государственные структуры всеми силами стараются сделать экономическую систему более совершенной, используя для этой цели только самые современные решения и те законы, которые могут выступить в качестве решающих в сложном деле повышения качественного уровня жизни и поспособствовать созданию особого имиджа страны на мировом уровне. Не стоит также забывать о бизнес-климате, который складывается непосредственно внутри государства, так как в последнее время его улучшение явно прослеживается в большинстве аспектов предпринимательской деятельности.
В качестве одного из основных средств экономических инноваций сегодня выступают государственные закупки, способные предоставить определенные преимущества организациям поставщиков. По сути, их можно назвать своего рода локомотивом для экономики и бизнеса в РФ в целом. Госзаказ предоставляет основным экономическим секторам возможность выйти на принципиально новый уровень и несколько стабилизироваться, совершенствуя управленческие методы. При этом не следует забывать и о субъектах малого бизнеса, которые могут рассматривать работу с госзакупками как отличный старт для будущего развития своего бизнеса.
Государственная экономия, как известно, носит долговременный характер, а потому способна обеспечить определенный успех для будущего целой страны, так как все средства могут быть вложены и в другие экономические секторы и полноценно работать, а не пропадать в карманах чиновников, как это нередко случалось ранее.
Инновации в сфере государственных закупок можно назвать одним из самых оптимальных путей, способных обеспечить экономическую стабильность страны и смело выставлять ее в качестве полноценного конкурента не только на внутреннем, но и на мировом рынке. Внесение коррективов в процесс госзаказов позволяет правительству совершенствовать не только модель бизнеса, но и процессы, протекающие на действующем рынке. Государство, в свою очередь, оказывает значительную финансовую поддержку, которая может оказаться очень важной для общего поддержания экономики на нужном уровне, даже если на практике это очень часто происходит параллельно с ощутимым недостатком и ограниченностью финансовых средств государства.
Ярким примером служит нововведение законов в сфере закупок, осуществляющихся для государственных нужд. Это Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 44-ФЗ), который исключил недоработки предыдущего Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», учитывая не только финансовую часть контракта, но и качество услуг исполнителя, а также установил правила игры для отдельных видов юридических лиц с государственным участием – Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-ФЗ).
Стабильность в основных производственных отраслях неразрывно связана с непоколебимостью действующей экономической политики государства. Постоянное инвестирование государства в развитие инфраструктуры позволяет стабильно развивать строительный бизнес, результатом чего обычно становится предоставление большего количества рабочих мест и возможность реальной реализации планов при возведении объектов государственной важности.
Стоит отметить и еще одно преимущество госзаказов: обязательство государства главным образом учитывать интересы тех экономических отраслей, которые являются стратегически важными. В основном заключение контракта с государством является своего рода гарантом дальнейшего развития для многих отраслей экономики.
Чтобы заполучить госзакупку, необходимо заключить контракт или договор с заказчиком. Для того чтобы реализовать это право согласно Закону 44-ФЗ, сделка должна заключаться на основании специально проводимых процедур, только после этого с участником закупки будет заключен договор или контракт. Любая закупка, которую проводит государство, предоставляет возможность любому участнику принимать активное участие в честной конкурентной борьбе за право заключить контракт, что является преимуществом в настоящей системе закупок.
Действующий порядок государственных закупок предоставляет всем заказчикам возможность реализовать выделенное финансирование максимально прозрачно, насколько это возможно.
Для развития бизнес-процесса необходимо учитывать и исполнять все условия контракта в соответствии с действующим законодательством. Существует немало реальных примеров, когда небольшие предприятия практически держатся на плаву именно благодаря госзаказам. Также можно привести ситуации, в которых госзакупки выступают в качестве одной из самых стабильных сфер получения прибыли, в некоторых случаях даже организации, которые не имеют каких-либо связей в государственном секторе, могут получить очень крупный заказ на несколько миллионов рублей.
Закон 44-ФЗ выступает в роли своеобразной страховки для участников, которые ограждаются таким образом от каких-либо недоразумений в процессе заключения государственных контрактов, определяя при этом все возможные условия расторжения контракта. Более гибким же является Закон 223-ФЗ в сравнении с Законом 44-ФЗ, но в обоих случаях дополнительной защитой выступает реестр недобросовестных поставщиков.
Производимые на сегодняшний момент государственные закупки очень сильно отличаются от тех, что проводились раньше. Главным их отличием можно назвать полноценную оптимизацию, которая стала возможной благодаря проведению закупок в сети Интернет. На данный момент предприятия, принимающие активное участие в государственных закупках, уже имеют своих специалистов по тендерам, которые без проблем найдут необходимую информацию по проводимым тендерам.
Все прекрасно понимают, насколько сложно создать по-настоящему идеальную систему, особенно на государственном уровне. На данный момент государственные закупки, невзирая на наличие некоторых недостатков, сумели зарекомендовать себя в качестве одного из оптимальных способов обеспечить нужды страны.

1.2. Преимущества и недостатки тендерных продаж

Что хорошего можно сказать о продажах, осуществляемых посредством тендеров?
В первую очередь, участие в тендерах можно назвать единственным вариантом для реализации продукции государственным и муниципальным учреждениям, компаниям с госучастием и некоторым крупным частным компаниям, которые работают только через тендеры.
Можно вовсе не заниматься продажами данного типа, однако в этом случае предприятие может лишиться огромного количества потенциальных заказчиков, так как у многих организаций, которые однажды начинают заниматься данным видом деятельности, именно эти заказчики становятся постоянными и приносят большую долю стабильной прибыли. В соответствии с законодательством России получить такие заказы можно только посредством участия в тендерах, никаких других способов попросту не существует.
Также следует отметить, что затраты на содержание тендерных специалистов на практике оказываются в несколько раз ниже, чем оплата деятельности традиционного отдела продаж. В начале пути участия в тендерах будет достаточно «завести» только одного специалиста в данной сфере, а если учесть, насколько развиты в данный момент программные средства, то этому можно даже обучить уже имеющихся сотрудников, которые будут тратить на данную деятельность примерно два часа ежедневно.
В некоторых случаях тендеры являются практически единственным способом заполучить по-настоящему «жирные» заказы и такие же прибыли. И многие крупные компании стали таковыми только потому, что однажды приняли решение сделать свое участие в государственных закупках регулярным.

НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ ТЕНДЕРНЫХ ПРОДАЖ
В первую очередь, не стоит забывать, что в нашей стране определенный процент приходится на заказные тендеры. Убедиться в том, что далеко не каждый тендер в России – заказной, можно на практике, приняв участие в нескольких торгах и выиграв один из них без каких-либо договоренностей.
В этом случае нелишним будет учесть такую закономерность: чем крупнее заказ, тем больше вероятность того, что он может оказаться заказным. Для того чтобы не тратить свое драгоценное время на участие в государственных закупках подобного рода, важно предварительно очень тщательно и серьезно изучить, какие требования заказчик предъявляет в документации, какие выставляет сроки и технические требования к продукции.
Также необходимо отметить и тот факт, что определенная доля тендеров проводится под работы, которые уже выполнены, и такие ситуации, к сожалению, встречаются нередко, также подпадая под число заказных государственных закупок. Естественно, нельзя говорить о том, что такие тендерные закупки составляют 100%, так как реализовать данный способ на практике довольно сложно. Опять же, для того чтобы не стать участником подобных закупок, рекомендуется предварительно тщательно изучить всю документацию, что позволит уже на начальных этапах выявить подобные тендеры, проводящиеся чисто формально, и принять верное решение об участии либо неучастии в них.
Не стоит забывать и о том, что участие в тендерных продажах основано на определенных тратах, которые, однако, являются вполне посильными даже для небольших организаций и частных предпринимателей, а полученные контракты позволят с лихвой окупить средства, затраченные на подготовку и непосредственно торги. Тендеры рекомендуется отбирать с особой тщательностью, стараясь обращать внимание и принимать участие только в тех, которые компания реально может исполнить. Помимо этого, важно сосредоточить свое внимание на тех торгах, которые проводятся в электронной форме, так как этот вариант позволит в несколько раз уменьшить возможные издержки на участие в тендерных процедурах.

1.3. Тендерные продажи. С чего начать?

1.4. Продажи и сбыт

Проанализировав многочисленную литературу по продажам, тренинги и семинары, приходишь к выводу, что построение отделов продаж сводится или к многоступенчатому набору персонала (с разными тестами над ним), или к обучению речевкам по продажам (скриптам), или внедрению CRM-системы с последующей достройкой данной системы. Это системы, которые организуют активные продажи, но специфика тендерных продаж зачастую отличается ввиду различия технологии продаж.
Возьмем, к примеру, компанию средней руки с оборотом 5-7 млн рублей в месяц, в которой уже создан отдел продаж (по любой из имеющихся методик), где ежедневно происходят встречи с клиентами, производятся сотни звонков, выдаются десятки килограммов бумаги в форме коммерческих предложений и буклетов, кипит бурная деятельность. Оборотных средств хватает, чтобы оплачивать текущую деятельность и заработную плату персоналу. Но у руководителя есть стойкое ощущение, что продажи в отделе могли бы происходить более интенсивно, да и выручку пора увеличивать. В один прекрасный момент в отделе появляется менеджер по тендерам.
Привлечение клиентов – один из важнейших вопросов для любого коммерческого предприятия. Многие компании прикладывают неимоверные усилия для развития продаж и вовлечения в свои продажи новых клиентов. Давайте посмотрим, кто является клиентом вашей компании? В настоящий момент в мире около 65-70% продаж приходится на продажи организациям и только около 30% – конечному потребителю. Именно поэтому организации обычно приносят основной доход. Из корпоративных продаж стоит выделить достаточно крупный сегмент продаж бизнеса для государства, объем заключенных контрактов которых, по данным 2015 года, оценивается в 5412052,56 млн рублей, из которых контракты федерального уровня составляют 38,55% (2086229,93 млн рублей), уровня субъекта – 43,35% (2346170,73 млн рублей), муниципального уровня – 18,10% (979651,90 млн рублей). Думаем, интересные цифры. И если ваша компания еще не работает с закупками для государства или работает недостаточно эффективно, то это огромное упущение, которое необходимо в ближайшее время исправить путем создания в компании тендерного отдела продаж или выделения для начала тендерного специалиста. Для многих компаний появление тендерного специалиста – дело хлопотное, кто-то его просто считает бездельником, который сидит весь день в Интернете, в то время как они бегают по клиентам. Первым делом, что должен изучить тендерный специалист, это специфику ТРУ компании, а также чем она занимается, ее структуру, как происходит реализация и кто за что отвечает. (Это очень важно! Одного нашего знакомого взяли на работу тендерным специалистам в группу компаний, которые занимаются всем – от продажи машин до строительства, причем на работу его принимал именно собственник бизнеса. Он прошел многочисленные собеседования, даже тестирование на знание законодательства о закупках. Но проработал в компании всего два месяца. Когда он уходил из компании, там царил полный хаос, за два месяца он участвовал в 5 закупках, которые, конечно же, он проиграл. Собственник бизнеса очень разочаровался в тендерных продажах. Причем за два месяца тендерного специалиста так и не познакомили с работником, который отвечал за строительство. В организации все занимались всем.)
Также важно понимать, что в конечном итоге требуется от тендерного специалиста – самостоятельное участие в тендерных продажах или оформление участия в тендерах, которые поручают менеджеры по продажам.
Здесь мы подходим к основному вопросу, послужившему названием для данного раздела: так все же продажи или сбыт?
Прежде всего давайте определимся с терминами, которые мы будем в дальнейшем использовать и которые уже были упомянуты ранее.
Сбыт – реализация товаров и услуг в пассивной форме. Главный принцип сбыта: имеется очередь – выписываются документы – забираются деньги, и все довольны. В данном контексте сбыт будет означать форму реализации ТРУ, информация о которых размещается в единой информационной системе zakupki.gov.ru либо на торговых площадках, и вся деятельность тендерного специалиста в этом случае состоит исключительно из действий, установленных закупочными документами.
Продажи – это активная система действий, направленная на создание потребности у клиента и последующего удовлетворения данной потребности. В нашем случае тендерный специалист осуществляет активное взаимодействие с заказчиками, помогая в создании и реализации закупочных (тендерных) процедур, путем разработки технического задания или предоставления типового технического задания, разработки проекта контракта, подготовки обоснования начальной (максимальной) цены контракта и т. д., в данном случае тендерный специалист берет на себя ряд функций менеджера по продажам (или менеджера по проектам – если рассматривать каждую закупку как проект).
Заказчик – организация или учреждение, являющееся покупателем товаров, работ, услуг в соответствии с Законом 44-ФЗ и Законом 223-ФЗ.
Наиболее точную информацию о заказчиках можно получить на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях, а также в единой информационной системе в сфере закупок. Можно также использовать и другой источник информации, главное, чтобы он был достоверным.
Тендер представляет собой форму отбора на конкурентной основе, в результате которого выбирается поставщик товара или услуги в соответствии с объявленными в рамках тендера условиями. Результатом такого тендера является выбор победителя, в качестве которого выступает один из участников – тот поставщик, который сделал предложения с наиболее выгодными для заказчика условиями. Многие начинают путаться, считая, что электронные аукционы, конкурсы и запросы котировок – это разные вещи. На самом же деле все это – одно и то же, те самые тендеры, так как данное понятие включает в себя любые конкурентные процедуры, которые проводятся заказчиком с целью выбора лучшего для него поставщика. Для этого организуются определенные «состязания», на которые приглашаются все желающие, соревнуются друг с другом по различным параметрам, будь то цена, качество, сроки выполнения работы и др. Результатом тендера является объявление заказчиком победителя, которому и будут выплачены деньги за поставленные им товары, выполненные работы или оказанные услуги.
Уже в самих понятиях продажи и сбыта можно увидеть различия в том, какой именно подход выбирается для реализации товаров/работ/услуг. Это связано, скорее всего, с организационными моментами непосредственно внутри самой организации, структурой управления и характером продаж.

1.5. Роль тендерного отдела продаж в жизни компании

Среди руководителей компаний распространено мнение о том, что тендерный специалист на самом деле не оказывает практически никакого влияния на государственные закупки, не может обеспечить победу и чаще всего выступает исключительно в роли статиста и делопроизводителя. Решающим критерием является только цена. В качестве основного приоритета в государственных закупках выступают репутация компании и ее стабильность в финансовом плане, а также наличие недорогих каналов поставок продукции и др. В результате получается, что все кто угодно «куют» победу в тендерах, но только не те специалисты, которые несут ответственность за тендерное направление.
Мы в свой книге не хотели делать ссылку на закон, с учетом того, что книга потеряет свою актуальность при изменении законодательства, но, думаем, будет уместно привести несколько примеров, чтобы показать значимость специалиста тендерного отдела продаж и на примере доказать, что знание продукции компании от «А» до «Я» – это еще не все, что должен знать специалист.








Данное заблуждение приводит к тому, что на многих предприятиях за зарплату в 20-30 тысяч рублей работают тендерные специалисты, ответственные порой за миллионы, и любой их шаг, противоречащий законодательству, может привести к серьезным неприятностям.
В последние несколько лет от тех, кто принимает участие в тендерах, нередко поступают жалобы на то, что процедура госзакупок не только достаточно сложна, но и имеет некоторые недочеты. На самом деле самые серьезные проблемы в данной сфере возникают именно из-за того, что должностные лица, отвечающие за участие в тендерах, не имеют достаточной квалификации и опыта в данном направлении, зачастую относясь к своей работе достаточно халатно. Таким работникам во всем мерещится коррупция.
Получается, что халатность и недостаточная компетентность являются основными проблемами, которые подвергают финансовым рискам участников тендерных закупок, а значит, выступают в качестве причин нерациональной растраты средств государственного бюджета.
Халатное отношение к своим обязанностям тендерного специалиста может стоить организации, в которой он работает, миллионных контрактов. Основной «бич» – это недостаток специалистов в данной сфере деятельности, который особенно заметен в районах, расположенных довольно далеко от центральных городов страны. В таких населенных пунктах и сегодня остро стоит проблема компьютерной и юридической грамотности должностных лиц, которые несут прямую ответственность за проведение государственных закупок.
Естественно, попытки решить данные проблемы предпринимаются на государственной уровне, что позволяет несколько увеличить число квалифицированных специалистов в данной отрасли. Единственный недостаток заключается в том, что на решение данного вопроса уходит много времени – месяцы, а порой и годы работы.

1.6. Эффективность тендерных продаж

Постоянные подсчеты всего и вся – вот один из основных секретов успешных продаж. Это делает практически любой предприниматель, сумевший добиться в своем деле достойного уровня. Тот же принцип может быть использован и в вопросах, связанных с тендерами – без регулярных и точных подсчетов в этом деле также не обойтись.
Существуют определенные критерии, учитывая которые, можно определить, насколько эффективной будет тендерная деятельность, которая основывается на двух основных показателях, первый из которых – это то количество торгов, в которых компания приняла непосредственное участие, а второй – это так называемая конверсия тендерных продаж.
Что представляет собой показатель объема участия в тендере? Это именно тот тендерный показатель, который обычно стараются всеми силами повысить, так как чем больше объем участия, тем больше процент выигрышей тендеров, которые, естественно, увеличивают чистую прибыль любой организации.
Даже в тех случаях, когда компания начинает свое участие в торгах точечно, скрупулезно подбирая наиболее подходящие ей единичные тендеры, рано или поздно ответственные за это специалисты все же придут к выводу о том, что участие в тендерах следует принимать количественно.
Каким образом можно увеличить число тендеров для последующего в них участия? В первую очередь, стоит научиться находить такие тендеры. Подобный поиск рекомендуется вести везде, где только можно, но, в первую очередь, конечно, обращаться на сайт единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, основное достоинство которого заключается в том, что все данные абсолютно достоверные и предоставляются совершенно бесплатно. Также информацию такого рода можно без проблем отыскать на сайтах самих заказчиков, которые часто оповещают об этом заинтересованных лиц, и на торговых площадках.
Получается, что для того чтобы повысить прибыль, важно, в первую очередь, увеличить объем участия фирмы в тендерах, что позволит в разы увеличить число заключенных в будущем контрактов.
Также не следует забывать и о втором показателе, то есть о конверсии, которая представляет собой то число тендеров, которые компании удалось выиграть, с учетом объема тех торгов, в которых она принимала участие. По сути, конверсия – это процентное соотношение выигранных торгов к тем, в которых фирма участвовала.
Каким образом можно увеличить конверсию тендерных продаж? Одним из самых распространенных вариантов считается предварительное проведение анализа тендеров, в которых, предположительно, будет принимать участие компания. Анализ проводится до того, как будет подана заявка, а она, в свою очередь, направляется только в том случае, когда ответственные представители организации уже приняли решение о том, что данный контракт может оказаться для них выгодным.
Провести необходимый анализ также можно совершенно бесплатно, используя для этой цели все тот же ресурс www.zakupki.gov.ru. Учитывая представленную на данном сайте информацию, можно самостоятельно ее оценить и подумать о том, стоит ли подавать заявку к конкретному заказчику или нет.
Иными словами, именно правильно выполненный анализ зачастую позволяет принять действительно верное решение об участие или неучастии в торгах, в противном случае, отправляя заявки на все тендеры подряд, можно только зря потратить свое драгоценное время и нервы.
Кроме того, тщательно выполненный анализ позволяет количественно повысить уровень конверсии, так как компания изначально не принимает участие в сомнительных тендерах либо тех, в которых ей заведомо ничего не «светит».
Если работа по предварительной подготовке организации к участию в тендерах проведена правильно, то и конверсии можно ожидать достаточно высокой: 25-30% – результат впечатляющий и многим удается его достичь, эффективно настроив систему анализа. По сути, при таком соотношении компания попросту выигрывает один из трех тендеров, что можно назвать весьма неплохим результатом.
Точечное участие оправдано только на начальных этапах тендерных продаж или когда ограничены ресурсы компании, поскольку данный подход противоречит одному из основных принципов тендерных продаж – тотальности участия в тендерах.
Хотя далеко не все так радужно, как можно представить на первый взгляд, а потому всегда следует быть готовым к тому, что большинство тендеров, в которых компания будет принимать участие, все же будет ею проиграно. Это тоже считается абсолютной нормой, так как конверсия существует в любых продажах, просто в тендерных она довольно своеобразна, так как принцип их заключается в том, что компания изначально должна «купить» договор с клиентом, и только после этого она будет нести определенные расходы. Поэтому можно говорить о том, что конверсия в 30% – это тоже нормально.
Настроиться на объемы и соответственную конверсию рекомендуется изначально. Было бы наивно полагать, что компания может принять участие всего в паре тендеров за месяц и выиграть их оба.
В данном деле действительно большую роль играют объемы, из которых нужно еще постараться «выжать» хороший процент конверсии.
Какие еще методы можно использовать для того, чтобы повысить данный показатель? В первую очередь, специалисты рекомендуют сократить издержки. Вполне понятно, если налоговая нагрузка и расходы на контракты будут сведены к минимуму, к примеру, в результате реализации эквивалентных товаров, то и конверсия от этого несколько повысится, так как в этом случае компания может выставить на торгах более выгодное предложение, нежели ее конкуренты, расходы которых не настолько оптимизированы.
Помимо этого, в себестоимость не будут включены расходы! на ведение фронт-офиса, который используется для приема клиентов – продавать свой товар предприятие может где угодно, даже дома у его директора. А так как таких расходов не будет, то и в контракте их тоже не учитывают.
Обучение и мотивация менеджеров, тим-билдинги, выезды – все это отменяется, равно как и расходы на данные статьи.
При наличии возможности продажи товара, эквивалентного тому, который желает получить заказчик, но с другим товарным знаком, который при этом стоит дешевле, компания может реализовать именно его и тоже сэкономить таким образом.
Конец ознакомительного фрагмента.