Интегральные показатели уровня жизни. Фундаментальные исследования

1

В статье предлагается методика оценки качества жизни населения региона на основе моделирования динамических нечетких множеств, учитывающих динамику изменения социально-экономических показателей. Трехуровневая схема построения оценки качества жизни населения предусматривает расчет интегрального показателя путем синтеза оценок частных показателей, характеризующих отдельные составляющие качества жизни населения. Для описания показателей оценки предлагается использовать понятие лингвистической переменной, множества значений которой характеризуют определенный оценочный уровень или кластер. Оптимальное число уровней пять, значения которых лежат в пределах от «низкого» до «высокого». Оценка интегрального показателя качества жизни населения региона и последующего соотнесения его значения с определенным кластером достигается путем последовательного моделирования динамических нечетких множеств. Функциональность предложенной методики подтверждена апробацией на примере Волгоградской области.

качество жизни

моделирование

динамические нечеткие функции принадлежности

лингвистическая переменная

кластерное распределение

1. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров. Основы квалиметрии. – М.: Экономика, 1987. – С. 256

2. Айвазян С.А. Анализ синтетических категорий качества жизни населения субъектов Российской Федерации: их измерение, динамика, основные тенденции // Уровень жизни регионов России. – 2002. – № 11. – С. 5–41.

3. Егоршин А.П. Качество жизни населения региона / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев // Народонаселение. – 2005. – № 1. – С. 14–27.

4. Костикова А.В. Оценка интегрального показателя качества жизни населения на базе построения динамических нечётких моделей / А.В. Костикова, П.В. Терелянский // Экономическая политика: на пути к новой парадигме. Пятнадцатые Друкеровские чтения: материалы междунар. науч.-практ. конф. (5-6 июня 2013 г.). В 2 т. Т. 2 / МАИ (Нац. исслед. ун-т), ИНЖЭКИН МАИ, Ин-т проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. – М., 2013. – C. 275–291.

5. Терелянский П.В. Принятие решений на основе динамических нечётких множеств / П.В. Терелянский, А.В. Костикова // Аудит и финансовый анализ. – 2013. – № 1. – С. 449–457 (аннот. на англ. яз.: С. 41).

6. Терелянский П. В. Разработка методики построения динамических нечетких моделей для оценки качества жизни населения / П.В. Терелянский, А.В. Костикова // Аудит и финансовый анализ. – 2013. – № 4. – С. 449–459.

Современные методики исследования качества жизни населения значительно различаются между собой по целям оценки и используемому инструментарию. С определенной долей условности можно выделить две группы критериев оценки: оценки, основанные на статистической информации, и оценки населения, основанные на социологических опросах, при которых респондентов просят высказать свое отношение к тем или иным сторонам их жизни . На наш взгляд, наиболее приемлем комбинированный подход, при котором ведется учет как объективных характеристик (потребление материальных благ, продолжительность жизни, система образования и др.), так и субъективного восприятия людьми условий существования (комфортность проживания населения на определенной территории, обеспеченность населения объектами культуры, уровень загрязненности окружающей среды и др.).

Построением методик количественного оценивания качества жизни, без которого сегодня практически невозможно обеспечить эффективное функционирование экономических и социальных структур, занимается раздел специального научного направления - квалиметрии, квалиметрия жизни . В вопросах оценки информации об объекте, имеющей качественный характер, прибегают к методикам экспертного оценивания, разработанным в рамках теории принятия решений. Если рассматривать узкую задачу принятия решения по управлению качеством жизни, оценке отдельных показателей качества жизни и оптимизации получаемого интегрального показателя, квалиметрия может пониматься как часть теории принятия решений, а именно та ее ветвь, которая связана с обоснованием агрегированных критериев при принятии решений, относящихся к качеству объектов. В рамках анализа методик теории принятия решения, наиболее подходящих для работы в условиях неопределенности и асимметрии информации об объекте исследования, можно сделать вывод, что нечеткость описания категории качества жизни, использование при анализе признаков «высокое − низкое», неоднозначность семантики отдельных структурообразующих терминов, таких как «жизнь», «благополучие», «благосостояние», «качество и уровень жизни» обусловливают целесообразность применения аппарата нечетких множеств. В то же время динамика изучаемых объектов во времени требует разрабатывать новые алгоритмы и методики аналитико-экспертного оценивания поведения сложных объектов, их возможных изменений с учетом определенных знаний об их начальном состоянии. В связи с изложенной проблемой, автором предлагается использовать комплексный подход к оценке качества жизни населения, основанного на применении динамических нечетких систем. Такие системы позволяют работать одновременно с качественными и количественными характеристиками, изменяющимися во времени, что необходимо для учета подвижной социально-экономической природы исследуемых показателей .

Даже при отсутствии точных данных о значениях каких-либо критериев человек в состоянии описать их словами, например, «мой сосед обладает высоким уровнем достатка», «мнение об уровне преступности в районе скорее положительное, чем негативное». Такой оценки вполне достаточно для определения функций принадлежности лингвистических переменных и их компьютерной обработки наряду с другими, более детерминированными показателями.

Для обобщающей оценки качества жизни населения в регионах РФ предлагается следующая последовательность расчетов:

1) определение частных показателей, характеризующих состояние отдельных составляющих социально-экономической жизни населения региона и рассчитанных на основе математических вычислений и данных статистической отчетности региона;

2) расчет интегрального показателя, позволяющего проводить оценку общего состояния качества жизни населения региона на основе распределения по кластерам.

Последовательность оценки качества жизни населения региона представлена на рис. 1 трехуровневой схемой.

Состояние качества жизни населения в регионе характеризуется набором показателей, рассчитанных на основе математических вычислений и данных статистической отчетности региона. Набор показателей для каждого периода времени одинаков. Показатели, характеризующие состояние отдельных составляющих социально-экономической жизни населения региона, могут быть сгруппированы в обобщающие показатели, так называемые блоки, которые, в свою очередь, составляют систему оценки качества жизни. Предполагается, что выбранная система показателей достаточно полно описывает качество жизни в регионе.

Рис. 1. Трехуровневая схема построения оценки качества жизни населения

Система оценки качества жизни населения региона предусматривает охват следующих блоков: благосостояние населения; здоровье; жилищные условия; образование; рынок труда; экологическая обстановка в регионе; безопасность.

Для описания показателей оценки предлагается использовать понятие лингвистической переменной, множество значений которой составляют нечеткие множества. Смысловое значение каждого нечеткого множества заключается в том, что оно характеризует определенный оценочный уровень или класс, такой как, например, «низкий-средний-высокий». В этом случае перед экспертом ставится задача оценить состояние объекта и отнести полученный результат к одному из подмножеств значений. Уровень каждого показателя качества жизни - частного и интегрального - предлагается оценивать пятью возможными значениями (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий), для которых формируются соответствующие лингвистические термы. Распределение показателей по уровням, в общем случае, схоже с кластерным распределением, в результате проведения которого определяется, к какому классу принадлежит текущее значение качества жизни населения в регионе.

Исходными данными в задаче определения кластера интегрального показателя качества жизни населения являются следующие множества:

Множество QL = {QL1,…, QLm} значений лингвистической переменной, которыми характеризуется объект оценки; m - количество подмножеств лингвистической переменной;

Множество F = {Fn} параметров, характеризующих с различных сторон объект оценки; n - число этих параметров;

Множество V = {f1, …, fv} возможных значений Fn-го параметра, v - число этих значений.

На первом этапе решения указанной задачи осуществляется выбор системы показателей для достоверной оценки состояния объекта предметной области. Далее для каждого показателя, включая интегральный, необходимо определить лингвистические переменные и области их определения. Обязательными компонентами задачи является наличие хотя бы двух лингвистических переменных - первая из которых описывает состояние интегрального показателя, а вторая - уровень показателей. Лингвистическая переменная «Качество жизни» представлена следующими подмножествами: QL1 - нечеткое подмножество «Низкое качество жизни»; QL2 - нечеткое подмножество «Качество жизни на уровне ниже среднего»; QL3 - нечеткое подмножество «Удовлетворительное качество жизни»; QL4 - нечеткое подмножество «Качество жизни на уровне выше среднего»; QL5 - нечеткое подмножество «Высокое качество жизни». Анализ заданного множества значений лингвистической переменной «Качество жизни», представляющих собой наименование нечетких переменных, показывает, что терм-множество лингвистической переменной «Качество жизни» состоит из пяти компонентов-кластеров. Каждому из подмножеств QL1 - QL5 на всем временном интервале анализа соответствуют свои динамические функции принадлежности

где QLI - интегральный показатель, характеризующий качество жизни населения, причем, чем выше QLI, тем выше уровень кластера и соответственно лучше качество жизни населения. Область определения лингвистической переменной «качество жизни» лежит в интервале . Каждый показатель характеризуется лингвистической переменной «Уровень показателя Fii», которая может принимать значения: «очень низкий» (Bi1 - подмножество «очень низкий уровень показателя Fi»), «низкий» (Bi2 - подмножество «низкий уровень показателя Fi»), «средний» (Bi3 - подмножество «средний уровень показателя Fi»), «высокий» (Bi4 - подмножество «высокий уровень показателя Fi»), «очень высокий» (Bi5 - подмножество «высокий уровень показателя Fi») Каждому значению лингвистической переменной соответствует определенное нечеткое множество со своей функцией принадлежности.

После того, как завершен подготовительный этап постановки задачи и определения её структуры, переходим к моделированию динамических нечетких множеств. Описание нечетких подмножеств осуществляется путем формирования соответствующих динамических функций принадлежности . Оценочный этап начинается с построения таблицы классификации уровней значений показателей на каждый период времени и определение принадлежности текущего значения показателя к одному из нечетких подмножеств. После чего формируется и рассчитывается интегральный показатель состояния объекта.

где Yi - промежуточный коэффициент, учитывающий число показателей по каждому уровню лингвистической переменной; βi - среднее арифметическое зоны абсолютной уверенности;

где k - значение весового коэффициента показателя.

Соотнесение рассчитанного значения интегрального показателя на предыдущем этапе, с подмножествами лингвистической переменной, заданной на подготовительном этапе и определение кластера, что и является искомым решением задачи.

Оценка качества жизни населения Волгоградской области за 2009-2013 гг. проводилась согласно методике поэтапно: во-первых, были заданы множества QL, F, B; далее сформирована система частных показателей (табл. 1) и было установлено, что все показатели являются равнозначными для анализа r = 1/8.

Частные показатели КЖН Волгоградской области рассчитаны по формулам . Уровни принадлежности носителей нечетким множествам определены по таблице классификации (табл. 2) и по графикам динамических функций принадлежности путем поиска координат точки, по оси абсцисс которой указано значение показателя. В результате классификации по подмножествам (см. табл. 2) и применения формулы (1), получены следующие значения интегрального показателя КЖН: QL2009 = 0,4325, QL2010 = 0,435, QL2011 = 0,48, QL2012 = 0,47, QL2013 = 0,5.

Рассчитанные значения интегрального показателя (QL) попадают в область определения двух нечетких чисел β2(0,15; 0,25; 0,35; 0,45) и β3(0,35; 0,45; 0,55; 0,65) лингвистической переменной «качество жизни». Как показывает рис. 2, значение интегрального показателя КЖН QL2009 за 2009 год на 40 % соответствует нечеткому подмножеству «Качество жизни на уровне ниже среднего» и на 60 % нечеткому подмножеству «Удовлетворительное качество жизни». Для расчета качества жизни населения Волгоградской области в 2013 г. за основу был взят умеренно-оптимистический план социально-экономического развития региона. Согласно расчетам, значение интегрального показателя качества жизни населения в 2013 году составит 0,5, что выше значения прошлого года на 6,4 %. Рассчитанные значения QL2011, QL2012, QL2013 абсолютно соответствуют нечеткому подмножеству «Удовлетворительное качество жизни», что графически отражено точками на верхнем основании трапеции (рис. 2).

Таблица 1

Расчет значений показателей качества жизни населения Волгоградской области за 2009-2013 гг.

Шифр показателя Хi

Наименование показателя Fi

Значение Fi в 2009 г. (xI,i)

Значение Fi в 2010 г. (хII,i)

Значение Fi в 2011 г. (хIIIi)

Значение Fi в 2013 г. (хVi)

Валовой региональный продукт на душу населения

Уровень финансовых доходов населения

Ожидаемая продолжительность жизни населения территории

Обеспеченность населения жильем

Уровень образования

Уровень безработицы

Уровень загрязненности атмосферного воздуха и водных ресурсов

Уровень правонарушений на территории

Таблица 2

Результат классификации показателей по подмножествам за 2009-2013 гг.

Наименование показателя

Результат классификации по подмножествам 2009 г.

Результат классификации по подмножествам 2010 г.

Результат классификации по подмножествам 2011 г.

Результат классификации по подмножествам 2012 г.

Результат классификации по подмножествам 2013 г.

Предложенный в статье подход имеет следующие преимущества:

1) позволяет проводить пространственный анализ и определять место отдельно взятого региона в составе более крупной экономической структуры, а также проводить сравнительный анализ территорий;

2) анализировать качество жизни населения в динамике, исследовать её направленность.

Рис. 2. Функция принадлежности лингвистической переменной «Качество жизни»

Рецензенты:

Рогачев А.Ф., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Математическое моделирование и информатика», Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград;

Терелянский П.В., д.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Информационные системы в экономике», Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград.

Работа поступила в редакцию 03.10.2013.

Библиографическая ссылка

Костикова А.В. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-7. – С. 1520-1524;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32618 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
  • Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике
  • 2.1. Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей
  • 2.2. Блага. Их сущность, классификация и особенности
  • 2.3. Ресурсы и факторы производства: их классификация и характеристика
  • Производства.
  • 2.4. Ограниченность ресурсов. Проблема выбора в экономике
  • Возможности производства продукта а и б при полном использовании ресурсов
  • 2.5. Производственные возможности общества и их границы. Альтернативные издержки и предельные величины
  • (Кривая трансформации).
  • Тема 3. Экономические системы
  • 3.1. Экономическая система общества, понятие, функции и структура
  • 1) Традиционная экономическая система;
  • 2) Рыночная экономика;
  • 3) Командная экономика.
  • 3.2. Модели экономических систем и критерии их оценки
  • 3.3. Собственность: понятие, тенденции развития. Направления реформирования собственности в Республике Беларусь
  • Экономическое содержание собственности
  • Триада полномочий собственности
  • Тема 4. Формы организации общественного хозяйства
  • 4.1. Натуральное и товарное хозяйства, их сущность и особенности функционирования
  • Натуральное хозяйство
  • Присваивающее
  • Воспроизводящее
  • И воспроизводящего натурального хозяйства.
  • Отличительные признаки простого товарного хозяйства и капиталистического хозяйства
  • 4.2. Товар и его свойства. Виды товаров
  • 4.3. Деньги, их эволюция, виды и функции
  • 4.4. Закон стоимости (обмена эквивалентов), его функции и роль в развитии товарного производства
  • 1) Товары должны отличаться по потребительной стоимости;
  • 2) Быть равноценными по стоимости.
  • Стоимость и цена пары обуви на предприятиях отрасли,
  • Тема 5. Рыночная система и механизм ее функционирования
  • 5.1. Механизм рынка, его основные элементы и условия функционирования
  • 5.2. Цена, ее сущность, функции и виды. Система ценообразования
  • 5.3. Конкуренция, монополии и их виды
  • 5.4. Рынок и государство в современной экономической системе. Функции государства в современной рыночной системе и методы ее регулирования
  • Взаимосвязанных экономических категорий.
  • Раздел II. Основы микроэкономики
  • Тема 6. Спрос, предложение и рыночное равновесие
  • 6.1. Спрос и определяющие его факторы. Закон спроса. Эластичность спроса и ее измерение
  • Изменение цены и объема спроса
  • 6.2. Предложение и определяющие его факторы. Закон
  • Неценовых факторов.
  • 6.3. Взаимодействие спроса и предложения. Анализ ситуации рыночного равновесия, избытка и дефицита предложения
  • 6.3.1. Равновесная цена.
  • Тема 7. Теория поведения потребителя в рыночной экономике
  • 7.1. Модель поведения рационального потребителя на рынке. Закон убывающей предельной полезности
  • 7.2. Предпочтения и возможности потребителя.
  • Кривые безразличия и бюджетная линия.
  • Понятие равновесия потребителя
  • Приобретая на рынке товары для удовлетворения потребностей, покупатель руководствуется своими предпочтениями, желаниями купить ту или иную вещь.
  • Тема 8. Теория фирмы
  • 8.1. Фирма, ее цели и функции. Предпринимательство. Коммерческая деятельность
  • Виды предпрИятий
  • 8.2. Производственная функция. Изокванта, изокоста и их экономическое содержание
  • Производственная сетка предприятия
  • 8.3. Основной и оборотный капитал, их сущность и различие
  • 8.4. Издержки предприятия (фирмы) и их виды. Себестоимость продукции
  • 8.5. Доход фирмы. Прибыль и рентабельность, их виды
  • Тема 9. Национальная экономика,
  • 9.2 Продукт национальной экономики. Валовой внутренний продукт и валовой национальный доход
  • 9.3 Экономический рост: понятие, типы и факторы
  • 9.4 Национальное богатство, его состав, структура и факторы
  • Структура национального богатства
  • Тема 10. Макроэкономическая
  • 10.2 Безработица, ее виды и социально-экономические последствия. Государственная политика занятости населения
  • 10.3 Инфляция, причины ее возникновения и виды. Социально-экономические последствия инфляции
  • 10.3.2. Типы открытой инфляции.
  • 10.4 Антициклическая и антиинфляционная политика государства
  • Тема 11. Общее макроэкономическое
  • 11.2 Понятие совокупного предложения. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения
  • 11.3 Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии. «Эффект храповика»
  • Тема 12. Модель совокупных доходов и расходов
  • План лекции:
  • 12.1 Компоненты совокупного спроса в кейнсианской модели
  • 12.2 Совокупное потребление и совокупные сбережения, их функции. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений
  • 12.3 Инвестиции, направления их использования, виды и факторы. Понятие мультипликатора и акселератора инвестиций
  • 12.4 Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели. Государство в кейнсианской модели
  • Тема 13. Финансовая система и фискальная политика государства
  • 13.1 Финансовая система: понятие, принципы построения и структура
  • 13.2 Государственный бюджет. Основные направления формирования и расходования бюджетных средств
  • Примерная структура государственного бюджета
  • 2. Косвенные методы:
  • Государственный долг
  • 13.4 Налоговая система и ее структура. Налоги их виды и функции. Кривая Лаффера
  • 13.5 Сущность, цели и инструменты государственной фискальной политики, ее достоинства и недостатки
  • Тема 14. Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика
  • 14.1 Современная денежная система. Денежный рынок. Спрос и предложение денег
  • 14.2 Сущность кредитных отношений в обществе. Кредит, его функции и формы
  • Роль кредита в рыночном хозяйстве
  • 14.3. Современная денежно-кредитная система страны и ее структура. Банковская система Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь
  • Классификация коммерческих банков
  • 14.4. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа. Особенности функционирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
  • Акционерной собственности.
  • Тема 15. Социальная политика государства
  • 15.1 Понятие, цели и направления социальной политики государства
  • 15.2 Уровень и качество жизни населения: характеристики и интегральные показатели
  • Удельный вес малообеспеченного населения
  • 15.3 Доходы населения и их распределение. Заработная плата, ее сущность, формы и системы
  • Номинальная и реальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в Республике Беларусь
  • Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь (етс)
  • Тарифные разряды и коэффициенты должностей учителей и других педагогических работников общеобразовательных школ
  • 15.4 Проблема неравенства доходов. Роль государства в решении проблем, связанных с неравенством доходов
  • 15. 5 Социальная политика Республики Беларусь: основные направления и приоритеты
  • Тема 16. Современное мировое хозяйсво и его структура. Формы международных экономических отношений
  • 16.1 Понятие мирового хозяйства и экономические предпосылки его возникновения. Интернационализация хозяйственной жизни и её формы
  • Хозяйства с учётом развития мирового рынка
  • 16.2. Основные формы международных экономических отношений
  • Разделения и кооперации труда.
  • 2. По способам установления:
  • 16.3. Платёжный баланс как обобщающий показатель внешнеэкономических связей. Структура платёжного баланса
  • 16.4. Глобализация как новая ступень интернационализации мирового хозяйства. Место Республики Беларусь в формирующемся экономическом метапространстве
  • 3. Формирование глобальной системы движения товарных потоков.
  • Республики Беларусь.
  • Список литературы
  • Дополнительная литература
  • 15.2 Уровень и качество жизни населения: характеристики и интегральные показатели

    Результативность социальной политики можно оценить, если сравнить уровень и качество жизни населения различных стран. Уровень жизни это уровень материального благосостояния людей. Уровень жизни выражается с помощью таких показателей, как общий объем потребляемых благ и услуг, реальные доходы населения, размер оплаты труда, условия труда, продолжительность свободного времени, жилищные условия, развитие образования, здравоохранения и культуры, продолжительность жизни, потребительская корзина.

    В середине 1950-х гг. в мировом обиходе появился термин «качество жизни» , поскольку понятие уровня жизни не в полной мере отражало изменившиеся условия жизнедеятельности человека: загрязнение окружающей среды, кризисы, урбанизацию и т.д. Американский исследователь О. Тоффлер рассматривал данную категорию как логическое и историческое следствие стандарта жизни, переход от удовлетворения «основных материальных нужд потребителя» к этапу удовлетворения «утонченных, видоизмененных личных потребностей потребителя в красоте, престиже, индивидуализации и чувственных отношениях». Качество жизни - это уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей людей. В отличие от уровня жизни, качество жизни оценить гораздо сложнее. Во-первых, качество жизни выступает как своеобразная интегративная оценка, а во-вторых, качественные параметры достаточно сложно поддаются количественному измерению. Белорусские ученые предлагают при исследовании качества жизни опираться на следующие характеристики, дополняющие количественные показатели уровня жизни:

      состояние здоровья - физические и умственные возможности людей, их самочувствие, длительность и тяжесть болезней;

      качество питания - его состав, ценность, вкусовые качества, свежесть и экологическая чистота продуктов, регулярность питания;

      состояние образования и культуры - уровень обучения, степень овладения научными знаниями, доступность библиотек, музеев и т.п.;

      качество жилья - удобство планировки и благоустройство населенных пунктов, обустройство и обстановка жилища;

      условия и характер труда - его напряженность и эффективность, уровень производственного травматизма, свобода в выборе профессии и специальности и др.;

      качество свободного времени и условия отдыха - разнообразие занятий в свободное время, характер просмотра телепередач, наличие и характер хобби, время на самообразование, смысл свободного времени, достаточная продолжительность отдыха, доступность домов отдыха и санаториев;

      благополучие семейной жизни - ощущение личного счастья и удовлетворенности.

    Категория «качество жизни» носит исторический характер и может варьироваться в разрезе отдельных стран и по временным рамкам. Рост общественного производства и уровня развития производительных сил изменяет потребности людей, их предпочтения и представления об окружающем мире, а, следовательно, меняются и параметры измерения качества жизни.

    В качестве интегрального показателя уровня и качества жизни эксперты ООН используют индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП ). Он был разработан в 1990 году и используется в ежегодном отчете ООН, начиная с 1993 года. Этот индекс отражает достижения каждой данной страны в обеспечении трех важнейших аспектов человеческого благополучия:

    1) здоровья и долголетия , измеряемых ожидаемой продолжительностью жизни;

    2) образования , измеряемого комбинацией двух показателей грамотности взрослого населения и охвата населения тремя ступенями образования (начальным, средним и высшим);

    3) материального уровня жизни, измеряемого величиной реального ВВП на душу населения , т.е. величиной, переведенной в доллары с помощью паритета покупательной способности (ППС). Достижения в каждой из этих трех областей оцениваются в процентах от идеальных показателей, еще не достигнутых ни в одной стране мира: ожидаемая продолжительность жизни - 85 лет; грамотность и охват населения образованием всех трех ступеней - на уровне 100%, реальный ВВП на душу населения - на уровне 40 тыс. долларов. Затем вычисляется простая средняя из этих трех индексов.

    Максимально возможное значение ИРЧП - 1, минимальное - 0. Так, страны с высоким уровнем жизни имеют показатель 0,8-1, страны со средним уровнем жизни – 0,5-0,8 и страны с низким уровнем жизни – 0-0,5. Ближе всего сегодня к показателю 1 находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,944. ИРЧП равный «0» будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам, ВВП на душу населения равен 100 долларам США, в которой 100% населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности находится сегодня Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,275.

    В нашей стране ИРЧП за последние 12 лет вырос с 0,755 до 0,804. Активная социальная политика и очевидные успехи в экономике позволили Беларуси занять в 2007 году 64 место (из 177 стран) и войти в группу 70 стран с высоким уровнем жизни.

    В Республике Беларусь для прогнозирования изменений уровня жизни населения, усиления социальной защиты, определения минимальных размеров заработной платы и социальных выплат, разработки социальных программ помощи населению, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню, используется такой социальный норматив, как минимальный потребительский бюджет (МПБ). С 01.02.10. он составляет 395 020 руб. (≈ 138 $). МПБ представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные потребительские бюджеты разрабатываются для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава. Натурально-вещевая структура МПБ формируется нормативным методом на основе системы потребительских корзин.

    Потребительская корзина - это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени , исходя из конкретных условий и особенностей, сложившихся в республике. Формируется она по основным статьям расходов человека или семьи на:

      питание; одежду, белье, обувь;

      мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;

      жилье и коммунальные услуги;

      культурно-просветительские мероприятия и отдых;

      бытовые услуги, транспорт, связь;

    Исходя из минимального потребительского бюджета, определяют минимальную заработную плату (МЗП ). МЗП применяется исключительно в сфере трудовых отношений как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда. Размер МЗП является обязательным в качестве низшей границы оплаты труда работников. С 1 января 2010 г. месячная МЗП установлена в размере 258 600 руб. (≈ 83 $). Дальнейшее ее повышение, т.е. поэтапное приближение ее размера к минимальному потребительскому бюджету в нашей стране будет осуществляться по мере роста эффективности производства. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30-40 %, что соответствует параметрам экономически развитых стран.

    При формировании и реализации государственной политики регулирования уровня жизни, а также при осуществлении мер социальной защиты населения в республике используется такой социальный норматив, как бюджет прожиточного минимума (БПМ). Бюджет прожиточного минимума – стоимостная величина минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. В прожиточный минимум входят следующие виды материальных благ и услуг:

      продукты питания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользования;

      лекарства, предметы санитарии и гигиены;

      жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги;

      услуги детских дошкольных учреждений.

    Информационной базой для определения выбора структуры бюджета прожиточного минимума послужили материалы разработки данных обследования семейных бюджетов по группам населения с различным уровнем среднедушевого дохода. В качестве основы для определения доли расходов в бюджете прожиточного минимума, идущих на приобретение непродовольственных товаров, услуг, уплату налогов и других обязательных платежей использована фактически сложившаяся структура расходов у 10 процентов наименее обеспеченных семей в республике. С 1 февраля 2010 г. в РБ установлен новый размер бюджета прожиточного минимума (БПМ) в среднем на душу населения в размере 255 тыс. 220 рублей (≈ 88 $). БПМ является основным критерием признания граждан (семей) малообеспеченными (в мировой практике используется также термин «черта бедности»). По данным Белстата за 2008 год в Беларуси удельный вес малообеспеченного населения составил 6,1% (табл. 15.2.1).

    В большинстве стран Запада «черта» бедности в стоимостном выражении равняется примерно 50 процентам среднего заработка за этот же период времени. Международная черта бедности установлена Всемирным банком на уровне 1$ на человека в день.

    ГЛАВА 2 ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В ОЦЕНКЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    ГЛАВА 2 ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В ОЦЕНКЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    Поскольку фармакоэкономический анализ ставит своей задачей сравнение вложенных затрат на лечебное (профилактическое) мероприятие и конкретных результатов его проведения, в настоящем разделе будут рассмотрены основные подходы к оценке непосредственных результатов лечения на основе интегрального показателя качества жизни (КЖ).

    2.1. Концептуальные модели качества жизни

    Все существующее многообразие концептуальных моделей понятия «качества жизни» основано на двух противопоставлениях: ▲ объективные условия существования - субъективные оценки условий существования и ▲ общество в целом - индивид.

    Исходя из этого, описаны семь типов определений КЖ:

    Первый тип - объективные условия существования на уровне общества в целом;

    Второй тип - субъективные оценки условий существования на уровне общества в целом;

    Третий тип - объективные условия существования индивида;

    Четвертый тип - субъективные оценки условий существования индивида;

    Пятый тип - объективные условия существования и их оценка на уровне общества;

    Шестой тип - объективные условия существования и их оценка на уровне индивида;

    Седьмой тип - объективные условия существования и их оценки на уровне общества и индивида.

    Существование различных типов определений качества жизни показывает, что их эволюция происходила от уровня развития общества к индивиду и от объективных условий существования к субъективным оценкам условий существования.

    В настоящее время наиболее часто используют определение качества жизни седьмого типа, согласно которому качество жизни понимают как теоретическую систему, состоящую из объективных условий существования и их оценки на уровне общества и индивида.

    Исторически сложилось так, что измерение качества жизни проводилось двумя различными способами: измерение объективных условий жизни и измерение субъективных оценок жизни. В рамках этих двух подходов сложились две концептуальных модели качества жизни, которые в научной литературе называются объективистской и психологической (табл. 2.1).

    Таблица 2.1. Концептуальные модели качества жизни

    Объективистская модель Психологическая модель

    Определение качества жизни

    КЖ - результат комбинаций различных статистических показателей: уровень преступности, безработицы и т.д.

    Истинное значение КЖ отражено в субъективных ощущениях индивидов, которые формируются на основе уровня интеллектуального развития индивида, его жизненного опыта, эмоционального состояния и т.д.

    Индикаторы качества жизни

    Объективные:

    а) природные, характеризующие физико-географические условия проживания (широта и долгота; высота над уровнем моря; среднегодовая температура и т.д.);

    биологические условия (объем и разнообразие флоры и фауны; ее пригодность для питания); уровень антропогенной нагрузки на природу (концентрация вредных веществ в атмосфере, воде и недрах; интенсивность электромагнитных излучений, радиации;

    б) социальные индикаторы:

    демографические (показатели продолжительности жизни, младенческой смертности и др.); экономические (ВВП на душу населения, уровень безработицы, доля занятых в сфере сервиса и т.д.);

    показатели здравоохранения (заболеваемость на 100 000 населения, смертность от определенных причин и др.); правовые; культуры и т.д.

    Субъективные:

    а) когнитивная (рациональная) компонента:

    оценки общей удовлетворенности жизнью; оценки удовлетворенности различными сферами жизни;

    б) аффективная компонента - баланс позитивного (ощущения счастья, социальной поддержки, личной компетентности) и негативного (ощущения депрессии, тревожности и стресса) аффектов;

    общая субъективная оценка

    качества жизни складывается из оценок прошлого качества жизни, настоящего и будущего

    В качестве примера рассмотрим макроэкономическую концептуальную модель, предложенную Е.В. Давыдовой и А.А. Давыдовым для суммарной оценки качества жизни:

    КЖ =КПС + КСС + СОУС,

    где: КЖ - качество жизни; КПС - качество природной среды; КСС - качество социальной среды; СОУС - субъективная оценка условий существования.

    Качество природной среды определяется следующим образом:

    КПС = КНП + КЖП,

    где: КНП - качество неживой природы; КЖП - качество живой природы.

    Качество социальной среды определяется как сумма отдельных подсистем социальной системы:

    КСС = КДП + КЭП + КПЗ + ... + КпП,

    где: КДП - качество демографической подсистемы; КЭП - качество экономической подсистемы; КПЗ - качество подсистемы здравоохранения; КпП - качество n подсистемы.

    Субъективная оценка условий существования определяется так:

    СОУС = АБ + С + УЖ + УОСЖ,

    где: АБ - аффективный баланс; С - счастье; УЖ - удовлетворенность жизнью; УОСЖ - удовлетворенность отдельными сферами жизни.

    В дальнейшем измерения проводят как по отдельным показателям, так и по совокупности показателей.

    2.2. Основные разделы и характеристики

    общих методик по оценке качества жизни больных в здравоохранении

    По определению ВОЗ, качество жизни - это «восприятие модели своего положения в жизни, в зависимости от культуральных особенностей и системы ценностей, и в связи с целями, ожиданиями и заботами». Качество жизни - совокупный или интегральный показатель, включающий в себя значительное число составляющих, которые можно объединить в следующие категории:

    Функциональное состояние (работоспособность, толерантность к физической нагрузке, выполнение домашней работы);

    Симптомы, связанные с заболеванием или его лечением (боль, одышка, побочные эффекты лекарственных средств - тошнота, выпадение волос, импотенция и др.);

    Психическое состояние (депрессия или возбуждение, которые могут быть как следствием самого заболевания, так и применения

    Социальная активность;

    Половая функция;

    Удовлетворение медицинской помощью.

    В определении качества жизни (КЖ) обычно выделяют два типа показателей:

    . объективные, отражающие оценочные характеристики со стороны медицинских работников, родственников больных, коллег, друзей и т.п.;

    . субъективные, отражающие удовлетворение различными сторонами жизни самим больным. Конкретный набор показателей и компонент определяется в зависимости от задач исследования, местом его проведения, формой заболевания и другими факторами.

    Традиционные методики оценки эффективности лечения и исходов заболеваний основаны на критериях продолжительности жизни (в частности, средней продолжительности жизни), уровня смертности, показателях смертности от определенных причин. В последние годы произошло осознание того факта, что функциональные параметры являются важнейшими для оценки эффективности методов лечения и прогнозирования исходов заболеваний.

    При исследовании качества жизни пациентов большое внимание необходимо уделять оценке индивидуального восприятия больным своих функциональных возможностей.

    Качество жизни меняется в зависимости от способности человека выполнять основные физиологические функции (дыхание, прием пищи, способность ко сну, сексуальные реакции), а также от наличия или отсутствия болевых ощущений и от способности к самореализации. На качество жизни влияет возраст, социально-экономическое положение, характер трудовой деятельности, религиозные убеждения, культурный уровень, принадлежность к определенному полу.

    Таблица 2.2. Компоненты качества жизни

    В клинических исследованиях качества жизни выделяют три важных компонента:

    ▲ оценка функциональных возможностей пациента;

    μ оценка субъективного восприятия состояния здоровья;

    ▲ оценка основных симптомов заболевания (табл. 2.2). Существует несколько сот методик оценки качества жизни. Они делятся на две большие группы:

    1. Общие методики, которые наиболее полно отражают качество жизни пациента (физические и психические функции, социальная и ролевая функции, субъективное восприятие своего здоровья).

    2. Частные методики, с помощью которых ▲ оценивают какую-либо одну категорию качества жизни (физическое или психическое состояние); ▲ частные методики для оценки качества жизни пациентов с определенными заболеваниями; ▲ частные методики для оценки определенных видов лечения.

    Для конструирования общих методик оценки качества жизни больных ряд зарубежных авторов (J. Ware и др.) предлагают использовать четыре раздела, отражающие разные аспекты функционирования (табл. 2.3), и один, отражающий параметры, специфичные для конкретной изучаемой патологии:

    Биомедицинские характеристики, определяемые особенностями исследуемого заболевания (например, уровень глюкозы в крови);

    Уровень физических функциональных способностей;

    Характеристики эмоциональной сферы (т.е. уровень психологического дистресса или благополучия);

    Социальное функционирование (например, выполнение социальных ролей);

    Общее субъективное восприятие состояния здоровья.

    Таблица 2.3. Разделы общих методик оценки качества жизни больных

    Перечень показателей, характеризующих данную категорию

    Физическое здоровье

    Физические ограничения

    Ограничение самообслуживания, мобильности и физической активности

    Необходимость посторонней помощи при мытье, одевании, необходимость пребывания в кровати; невозможность совершать покупки

    Физические способности

    Способность выполнять нагрузки в повседневной жизни

    Способность подниматься в гору, по лестнице, участвовать в спортивных состязаниях

    Пребывание на постельном режиме

    Необходимость пребывания в постельном режиме

    Число дней в течение последнего месяца, которые постоянно или частично приходилось проводить на постельном режиме в связи с состоянием здоровья

    Физическое благополучие

    Субъективная оценка физического состояния здоровья

    Оценка физического состояния или физической формы

    Психическое здоровье

    Тревога/ депрессия

    Ощущение тревоги, нервное напряжение, депрессия, плохое настроение, упадок духа

    Депрессия или ощущение несчастья, обеспокоенность своей нервозностью

    Психологическое ощущение благополучия

    Частота и выраженность положительных эмоций

    Счастье, удовольствие, удовлетворенность жизнью; пробуждение с ощущением интереса к предстоящим событиям дня; ощущение бодрости и отсутствие озабоченности

    Контроль поведения и эмоций

    Контроль поведения, мыслей и чувств в течение определенного периода

    Ощущение эмоциональной нестабильности; потеря контроля над поведением, мыслями, чувствами; беспричинный смех или плач

    Познавательные функции

    Ориентация во времени, способность к концентрации внимания

    Ощущение смущения, забывчивости, совершение большего, чем обычно, числа ошибок

    Межличностные контакты

    Частота встреч с друзьями и родственниками; частота телефонных контактов с друзьями и родственниками в течение определенного периода

    Число встреч с друзьями, число выходов из дома или встреч с друзьями; частота разговоров по телефону с родственниками и друзьями за последний месяц

    В результате работ 15 исследовательских центров Всемирной Организации Здравоохранения создан единый модуль инструмента ВОЗ: Качество Жизни-100, включающий 100 вопросов по шести большим сферам, отражающим основной характер качества жизни (табл. 2.4).

    Названные 6 сфер включают 25 субсфер, отражающих основные категории качества жизни; отдельно проводят глобальную оценку КЖ.

    Сложность оценки КЖ, попытки измерить неизмеряемое привели к созданию большого количества шкал и опросников, в определенной степени отличающихся друг от друга. Во всех случаях оценивается ряд аспектов: ▲ жизненная ситуация, ▲ удовлетворенность жизнью в целом, ▲ семейные и социальные взаимоотношения, ▲ дневная активность и работоспособность, ▲ свободное время, ▲ финансы, ▲ безопасность, ▲ юридические проблемы, ▲ здоровье, в том числе соматические ощущения, ▲ когнитивные процессы и ▲ настроение. Различия обусловлены целями и задачами исследования, а также подходами к получению данных. В большинстве случаев информацию собирают путем заполнения соответствующих опросников самим обследуемым. Однако, очевидно, что самооценка и реальное положение вещей не всегда совпадают при наличии психических нарушений. Некоторые шкалы, кроме самоопроса, предполагают также возможность заполне-

    Таблица 2.4. Сферы качества жизни, измеряемые инструментом ВОЗ Качество Жизни-100

    ния опросника другими лицами. Такая возможность становится особенно важной у хронических больных. При получении объективных и субъективных оценок при проведении фармакоэкономического исследования в дальнейшем производят их сопоставление.

    Достаточно простым, ориентировочным методом определения КЖ является балльная система, когда больному предлагают ежедневно оценивать свое состояние по 5-балльной системе. Другой пример - линейка 10 см, на которой больной отмечает выраженность болевых ощущений. Оценка динамики КЖ больными носит субъективный характер и зависит от многих факторов: особенностей характера, типа высшей нервной деятельности (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), медицинской информированности (знания различных сторон разнообразной патологии), социальных обязательств, воспитания.

    Каждая из методик (табл. 2.5), отражает какую-либо определенную категорию КЖ. Методики отличаются по объему исследований, времени, необходимому для заполнения анкет, способам заполнения и по количественной оценке показателей качества жизни. Число пунктов в каждом разделе не должно превышать 9, так как человек может отработать одновременно 5-9 пунктов.

    W. Spitzer обозначил 9 условий, которым должна удовлетворять методика по оценке КЖ:

    Простота (краткость, ясность для понимания);

    Широта охвата аспектов качества жизни, содержание методик должно определяться реальными общественными условиями и выводиться эмпирически на основании обследования пациентов, опроса врачей и других работников здравоохранения;

    Таблица 2.5. Основные характеристики распространенных за рубежом методик оценки качества жизни

    .
    в методике должна быть предусмотрена количественная оценка показателей качества жизни;

    Качество жизни пациентов должно быть отражено с одинаковой эффективностью независимо от возраста, пола, профессии и вида заболевания;

    Необходимо тщательное установление валидности вновь создаваемой методики;

    Использование методики должно быть одинаково удобно как для пациентов, так и для исследователей;

    Высокая чувствительность методики обязательна;

    Получаемые данные о качестве жизни должны различаться при исследовании разных групп пациентов;

    Результаты оценки качества жизни с помощью методики должны коррелировать с результатами других методов исследования пациентов.

    Критерии эффективности использования методик по оценке КЖ

    . Валидность. В фармакоэкономике выделяют 3 вида валидности.

    Содержательная валидность характеризует, насколько вопросы методики оценки КЖ отражают параметры, которые нужно измерить. Например, содержательная валидность общих методик оценки КЖ определяется тем, в какой степени их пункты отражают функциональные способности пациента, восприятие своего состояния здоровья, а также общие симптомы заболевания.

    Совпадающая валидность определяется путем сравнения данной методики с методикой, которая принята в качестве эталона. Поскольку до настоящего времени такая эталонная методика не принята, то и определение совпадающей валидности не проводят.

    Конструктивная валидность определяется для вновь созданных методик путем сравнения корреляций между разделами исследуемой методики с соответствующими корреляциями в методиках, которые уже нашли широкое применение. Например, в большинстве используемых методик более высокие показатели физической активности коррелируют с меньшей психической заболеваемостью, так что в случае совпадения этой корреляции во вновь созданной методике можно говорить о ее высокой конструктивной валидности по этим показателям.

    . Надежность методики - необходимое условие ее эффективного применения. Надежность - способность методики при одних и тех же условиях эксперимента или одном и том же виде лечения давать одинаковые результаты при повторных исследованиях. Если надежность высокая, то при получении в случае повторных исследований результатов, отличающихся от первоначальных, можно быть уверенным, что эти изменения не случайны, а действительно обусловлены изменениями качества жизни.

    . Чувствительность методики - способность определять клинически значимые изменения даже при небольшой выраженности этих изменений. Определить чувствительность методик можно путем использования нескольких методик в одном исследовании с последующим сравнением полученных результатов.

    Оценка качества жизни дает возможность точнее выявить нарушения в состоянии здоровья пациентов, яснее представить суть клинической проблемы, определить наиболее рациональный метод лечения, а также оценить его ожидаемые результаты по параметрам, которые находятся на стыке научного подхода специалистов и субъективной точкой зрения пациентов.

    Результаты оценки качества жизни позволяют точнее оценить экономическую эффективность разных методов лечения и, следовательно, дают возможность рационально планировать бюджет здравоохранения.

    Востребованность фармакоэкономических исследований неуклонно растет. К основным потребителям фармакоэкономических данных в России в настоящее время относятся:

    1) руководители и специалисты федеральных и региональных департаментов здравоохранения, которым предстоит определять оптимальные бюджетные ассигнования при реализации территориальных программ здравоохранения с применением данных фармакоэпидемиологии;

    2) эксперты-ученые и специалисты, которым необходимы объективные экономические доказательства при сравнении равных по эффективности и безопасности лекарственных средств для внесения их в соответствующие перечни, списки, формуляры;

    3) специалисты фармацевтических и дистрибьюторских компаний, имеющие целью проведение оптимальной ценовой политики внедрения лекарственных средств на российском фармацевтическом рынке;

    4) работники аптечных организаций, Министерства здравоохранения и соцразвития России, ФОМС федерального и регионального уровня, сотрудники научных кафедр, практические врачи и пациенты.

    Литература

    Васькова Л.Б. Фармакоэкономический подход к оценке влияния лекарственной терапии на качество жизни больных депрессией//Экономический вестник фармации. - 2001. - ?9. - С. 55-58.

    Новик А.А., Ионова Т.И., Кайнд П. Концепция исследования качества жизни в медицине. - СПб.: Элби, 1999. - 140 с.

    Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. - М.: Олма-Пресс, 2002. - 318 с.

    Тиганов А.С. Круглый стол. Качество жизни: методологические проблемы и перспективы исследования. - М.: Медицина, 1994. - 166-180 с.

    Шмуклер А.Б. Проблема использования понятия «качество жизни» в психиат- рии//Социальная и клиническая психиатрия. - 1996. - ? 6. - С. 100-

    Интегральные показатели уровня жизни.

    В дополнение к частным характеристикам уровня и качества жизни современная наука предусматривает осуществлять по строение интегральных показателœей уровня жизни. Теоретической базой для этого служит Концепция человеческого развития, выработка которой ведется в рамках Программы развития ООН (ПРООН), начиная с 80-х годов ХХ века. В соответствии с этой концепцией был разработан интегральный показатель - Индекс Развития Человеческого Потенциала (ИРЧП, UNDP) (в настоящее время – индекс человеческого развития (ИЧР) - Human Development Index. (HDI).

    В корне его расчета лежат три компоненты уровня жизни: доход , долголетие и образование. Доход измеряется как реальный объём ВВП на душу населœения в долларах США на базе паритета покупательной способности валют (ППС). Долголетие как способность личности к долгой и здоровой жизни измеряется показателœем средней продолжительности предстоящей жизни при рождении (Life expectancy at the birth ), определяемым по демографическим таблицам смертности.

    Образование характеризует реализацию способности к получению и накоплению знаний, к общению, к обмену информацией (измеряется двумя показателями: грамотностью взрослого населœения и охватом молодежи обучением).

    Индекс человеческого развития строится на базе перечисленных показателœей как средняя арифметическая трех компонентных индексов: индекса продолжительности жизни (I 1) , индекса достигнутого уровня образования (I 2) , индекса скорректированного реального ВВП на душу населœения (I 3) :

    (11.6)

    Индекс продолжительности жизни (I 1) , а также индексы показателœей, на базе которых определяется индекс достигнутого уровня образования (I 2) рассчитываются по формуле:

    , (11.7)

    Фактическое значение показателя, описывающего -е измерение человеческого развития (компонент ИЧР) в данной стране,

    и - минимальное и максимальное значения каждого показателя человеческого развития (реперные точки).

    Индекс достигнутого уровня образования (I 2) рассчитывается на базе двух частных индексов по формуле:

    , (11.8)

    Индекс грамотности взрослого населœения (Adult literacy index ),

    Индекс валового показателя поступивших в учебные заведения (Gross enrolment index) или индекс полноты охвата обучением.

    При расчете индекса скорректированного реального ВВП на душу населœения (I 3) используются не абсолютные показатели дохода, а его десятичные логарифмы:

    . (11.9)

    В качестве реперных точек при расчете компонентных индексов используются следующие значения:

    Таблица 11.7

    Произведем расчет ИЧР по данным за 2004 год.

    Таблица 11.8

    Пример расчета ИЧР Бразилии по данным за 2004ᴦ.

    1. Индекс продолжительности жизни (Life expectancy index ): .

    Для расчета индекса достигнутого уровня образования определим (Education index ):

    · Индекс грамотности взрослого населœения (Adult literacy index )

    ;

    · Индекс валового показателя поступивших в учебные заведения (Gross enrolment index ) или индекс полноты охвата обучением

    .

    2. С учетом этих индексов определяется средний индекс достигнутого уровня образования:

    = .

    3. Индекс скорректированного реального ВВП на душу населœения (GDP per capita (PPS US$ ):

    =.

    Индекс человеческого развития (human development index – HDI ):

    ИЧР рассчитывается по странам мира, что позволяет ранжировать их на базе данного показателя. Проводится также группировка стран по уровню человеческого развития с использованием следующих критериев:

    · высокий уровень, ИЧР0,8,

    · средний уровень, ,

    · низкий уровень, .

    В таблице 11.9 представлены данные об уровне ИЧР по группам стран.

    Таблица 11.9

    Компоненты ИЧР по группам стран. 2004

    Группы стран Число стран ИЧР Ожидаемая продолжительность жизни ВВП на душу населœения (ППС долл. США) Индекс долголетия Индекс уровня образования Индекс скорректированного реального ВВП на душу населœения
    С высоким уровнем человеческого развития 0,923 78,0 0,88 0,95 0,93
    Со средним уровнем человеческого развития 0,701 67,3 0,71 0,75 0,65
    С низким уровнем человеческого развития 0,427 45,8 0,35 0,53 0,40
    Весь мир 0,741 67,3 0,71 0,77 0,75
    Россия 0,797 65,2 0,67 0,95 0,77
    Норвегия 0,965 79,6 0,91 0,99 0,99
    Нигерия 0,311 (177место) 44,6 0,33 0,26 0,34

    См.: Human Development Report 2006/2007. Fighting climate change: Human solidarity in a divided world. Published for the United Nations Development Programme (UNDP). 1 UN Plaza, New York, 10017, USA. 2007.

    Глобальной тенденцией является увеличение доли стран с высоким и средним уровнем человеческого развития. Сегодня Россия входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития. В России реализуются детальные разработки ИЧР на федеральном и региональном уровнях, результаты которых публикуются в ежегодных докладах о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Особенностью региональных разработок является использование не ВВП, а ВРП (валовой региональный продукт).

    Кроме ИЧР вычисляются также некоторые другие интегральные характеристики человеческого развития и уровня жизни. По развивающимся странам вычисляется показатель нищеты населœения human poverty index –(ИНН-1 ) по формуле:

    где:

    § - доля лиц, не доживающих до 40 лет,

    § - доля неграмотных в общей численности взрослого населœения,

    § - составной показатель материальной обеспеченности, включающий в себя:

    § - долю населœения, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде (доля сельского населœения),

    § - долю населœения, не имеющего доступа к медицинским услугам,

    § - долю детей в возрасте 5 лет с недостаточным весом.

    На этой базе p 3 определяется как средняя арифметическая из соответствующих показателœей:

    ИНН-2 характеризует бедность в развитых странах. Для расчета ИНН-2 используются следующие показатели:

    Для характеристики бедности населœения в развитых странах используется показатель (HDI-2 ), вычисляемый по формуле:

    § - доля лиц, не доживающих до 60 лет,

    § - доля функционально неграмотного населœения (не способного понимать прочитанное) в общей численности взрослого населœения,

    § - доля населœения, живущего ниже черты бедности (то есть имеющего доходы ниже 50% медианного скорректированного располагаемого личного дохода),

    § - уровень застойной безработицы (безработицы в течение 12 месяцев и более).

    Вычисляется также ряд других обобщающих показателœей человеческого развития и уровня жизни.

    Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учеб. Пособие/ М.Р. Ефимова, С.Г. Бычкова; Под ред. М.Р. Ефимовой.- М.: Финансы и статистика, 2004.

    Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов/Под ред. Проф. М.Г.Назарова.-М.:Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000

    Практикум по социальной статистике/Под ред.И.И.Елисеевой.- М.: Финансы и статистика, 2004.

    Социальная статистика: Учебник/Под ред.И.И.Елисеевой.-3-е изд.-М.: Финансы и статистика, 2001

    Статистика. Учебник/Под ред. И.И.Елисеевой.-М.: Высшее образование, 2006.

    Экономическая статистика: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова.- М.: ИНФРА-М, 1999

    Методологические положения по статистике. Вып.1-3/ГКС России.-М.- 1998

    Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. Учебное пособие под общей ред. проф. В.П.Колесова (экономический факультет МГУ), 2-е издание, дополненное и переработанное.-М.:Права человека,2008

    Доклады о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации

    В общем виде структура современных источников информации, используемых российской официальной статистикой была охарактеризована в главе 1


    Размещено на реф.рф
    115.

    Кроме рассмотренных трех коэффициентов вычисляют также квинтильный коэффициент, основанный на данных о распределœении населœения по 20% группам.

    Существуют также иные модификации данной формулы.


    Размещено на реф.рф
    483.

    Российский статистический ежегодник. 2007: Стат.сб./Росстат. - М., 2007. - стр.
    Размещено на реф.рф
    209.

    Россия в цифрах. 2008: Стат.сб./Росстат. - М., 2008. - стр.
    Размещено на реф.рф
    130.

    Социальное положение и уровень жизни населœения России. 2007: Стат.сб./Росстат. - М., 2007. - стр.
    Размещено на реф.рф
    492.

    Предусмотрен ФЗ РФ от 31 марта 2006 ᴦ. N 44-ФЗ ʼʼО потребительской корзинœе в целом по Российской Федерацииʼʼ

    ППС учитывает количество единиц национальной валюты, крайне важно й для покупки аналогичного по составу стандартного набора товаров и услуг на 1 долл. США в Соединœенных Штатах Америки. Использование ППС позволяет учесть разную покупательную способность доходов в странах.

    Human Development Report 2006/2007. Fighting climate change: Human solidarity in a divided world. Published for the United Nations Development Programme (UNDP). 1 UN Plaza, New York, 10017, USA. 2007.

    Интегральные показатели уровня жизни. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Интегральные показатели уровня жизни." 2017, 2018.

    1

    Качество жизни определяется как восприятие людьми своего положения в обществе в зависимости от социальных, экономических и экологических особенностей и системы ценностей в связи с их целями, ожиданиями, стандартами. Рассмотрены теоретико-методологические основы оценки качества жизни населения; обобщены современные возможности интегральной оценки качества жизни; разработаны модели-классификации интегральной оценки качества жизни населения на основе метода сводных показателей (МСП); проведена апробация моделей на примере интегральной оценки качества жизни населения г. Санкт-Петербурга и г. Москвы в 2004 – 2011 гг. По результатам исследований сделан вывод о том, что в г. Санкт-Петербурге качество жизни за весь исследуемый период попадает во второй класс (качество «выше среднего»), в г.Москве – в третий («среднее» качество). Отмечено, что в этот период наиболее высокое качество жизни населения городов приходится на 2007 год.

    качество жизни

    интегральная оценка

    построение моделей-классификаций

    метод сводных показателей.

    1. Алимов А.Ф., Дмитриев В.В., Флоринская Т.М. и др. Интегральная оценка экологического состояния и качества среды городских территорий / под ред. А.К. Фролова. – СПб.: СПбНЦРАН, 1999. – 253 с.

    2. Глухов В.В., Окрепилов В.В. Управление качеством жизни. – СПб.: Наука, 2008. – 484 с.

    3. Дмитриев В.В., Стемасова Д.Н. Разработка критериев комплексной оценки экологической ситуации в г. Санкт-Петербурге на основе геоинформационных систем / Экологические и гидрометеорологические проблемы больших городов и промышленных зон. Материалы Международной конференции (25-27 октября 2006 г.). – СПб.; Изд-во РГГМУ, 2006. – С.86-87.

    4. Колбасина А.Г. Разработка методики оценки качества жизни населения территорий (на примере г. Красноярска). – Красноярск, 2003. – 20 с.

    5. Тикунов А.В. Интегральные показатели пространственных моделей развития стран мира. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 248 с.

    6. Хованов Н.В. Анализ и синтез показателей при информационном дефиците. – СПб., СПбГУ, 1996. – 195 с.

    7. Dmitriev V.V. Integral Estimation of Ecological Condition and Quality of Anthropogenic Transforming System Environment / Building together our territories. Construire ensemble nos territories. Abstracts. Resume. 31st International Geographical Congress, Tunis 2008, August 12-15, pp.410-411.

    Введение. Современное состояние крупных городов с развитой инфраструктурой вызывает опасения, как у специалистов, так и у простых горожан. На сегодняшний день города представляют собой перенаселенные территории, на которых из-за выбросов от промышленных предприятий и еще больше от автотранспорта происходит загрязнение атмосферного воздуха; существует загрязнение сточными водами поверхностных и подземных вод, разрушение почв и рост заболеваемости растительности и населения. Высокая концентрация людей и предприятий на относительно небольшой территории привела к проблеме отходов, которые по мере увеличения своего количества все более и более влияют на природные среды (почвы, воды, воздух и др.), все это сопровождается ростом заболеваемости населения. Это лишь некоторые основные проблемы больших городов, не включающие в себя широкий спектр социальных проблем.

    Такое количество неблагоприятных, как для природной среды, так и для самого человека факторов обусловливает необходимость контроля, оценки, анализа и прогноза текущего и будущего состояния городской среды и качества жизни населения. Однако, разнородные и разновременные данные о различных компонентах природно-антропогенной среды и оценка последних, зачастую, не дают представления об экологической ситуации в городе в целом. Решать эту проблему необходимо путем разработки различных критериев и методов интегральной оценки экологического состояния, качества городской среды и качества жизни населения, интегральных показателей развития стран мира .

    Разработки системы показателей качества жизни населения, является одним из важнейших направлений исследований, нацеленных, на совершенствование инструментов управления развитием общества.

    Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.

    Термин «качество жизни» был введен Дж. Гэлбрейтом в 1960-е гг. при решении проблемы охраны окружающей среды и обновления городов, оценки здоровья городского населения. Ряд авторов трактуют качество жизни как сложное, комплексное многокомпонентное понятие, но эта сложность рассматривается ими в различных аспектах. Одни авторы определяют качество жизни через систему качеств (духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических компонентов жизни). Другие представляют качество жизни как комплексную, интегральную характеристику экономических и неэкономических факторов, определяющих положение человека в современном обществе. Третьи говорят о качестве жизни как об интегральном понятии, всесторонне характеризующем степень (уровень) комфортности общественной и природной среды для жизни и деятельности (труда) человека, уровень благосостояния, социального, духовного и физического здоровья человека. Категория "образ жизни" подразумевает в общем виде формы жизнедеятельности людей, типичные для исторически определенных социальных отношений. Категория "стиль жизни" конкретизирует образ жизни, раскрывает его особенности, выражающиеся в общении, поведении людей. Категория "уровень жизни" предусматривает еще один важнейший параметр любой социальной системы - жизнеобеспеченность. Уровень жизни характеризует количественную сторону жизни, сопоставимую с качественной, степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей. Существующие трактовки понятия «качество жизни» весьма многочисленны и неоднозначны, следовательно, и подходы к его измерению у разных исследователей различны.

    Наиболее известно определение «качества жизни», данное ВОЗ. По этому определению качество жизни, - это восприятие людьми своего положения в жизни в зависимости от культурных особенностей и системы ценностей и в связи с их целями, ожиданиями, стандартами и заботами.

    Это определение, на наш взгляд, не полностью отражает суть данного термина, поскольку восприятие людьми своего положения зависит от социальных, экономических и экологических особенностей и системы ценностей, принятых в обществе, в связи с их целями, ожиданиями, стандартами и нормами.

    В наши дни качество жизни - термин, широко применяемый в экологии человека, в социальной экологии, и выражающий качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей - качество питания, комфорт жилища, качество образования, здравоохранения, сферы обслуживания, окружающей природной среды, структуры рекреации; модность одежды, степень удовлетворения потребностей в объективной информации, уровень стрессовых состояний и т.д. Кроме того, под качеством жизни может пониматься соответствие среды жизни социально-психологическим установкам личности. Исходя из определений качества жизни, основной задачей оценки может считаться определение совокупности природных, социальных и экономических условий, обеспечивающих в той или иной степени здоровье человека - личного и общественного и его потребности, т.е. соответствие среды жизни здорового человека его потребностям .

    По-видимому, качество жизни на современном этапе - главный критерий развития научно-технического и человеческого потенциала региона, достижения его социально-экономической безопасности и определения уровня социально экономического развития.

    В настоящее время администрации городов при разработке социальных программ руководствуются статистической информацией о состоянии той или иной сферы жизни данной территории. И естественно, не принимаются во внимание восприятие и удовлетворенность качеством жизни населения данного региона, что приводит в итоге к неверной «адресации» и неэффективному использованию средств, а также усугублению ситуации. Подобное поведение власти вызывает недовольство, недоверие и недопонимание в кругах населения .

    В целом круг определений качества жизни очень неоднозначен - от чрезвычайно узкого его понимания как субъективного восприятия до более широкого, включающего показатели благосостояния и развития человека. Объективность оценки качества жизни обеспечивается научно-обоснованными нормативами и общественными интересами людей. Рассматривая качество жизни с этих позиций, можно объективно судить о степени удовлетворения потребностей населения. С другой стороны, различные категории населения имеют собственное, субъективное представление о своем благосостоянии и о степени его соответствия своим потребностям. В таком случае оценка качества жизни выступает в двух формах: степень удовлетворенности населения на основе действующих нормативов и возможностей социальной инфраструктуры и удовлетворенность качеством жизни самих людей.

    Итак, в моделях субъективного измерения «качество жизни» остаётся на уровне обыденного сознания и идентифицируется с представлениями о «хорошей жизни». Объективный подход к оценке качества жизни является наиболее распространённым, насчитывает множество отечественных и зарубежных методик расчёта объективных показателей. Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения проблемы сравнительной оценки качества жизни городского населения, на которое влияют экономические, социальные, экологические условия.

    Материалы и методы. Различия в имеющихся методиках оценки качества жизни проявляются при решении таких вопросов как: выбор номенклатуры показателей качества жизни, измерение этих показателей, выбор методов и процедур оценки для получения обобщённого оценочного суждения об уровне жизни отдельного индивида, группы людей, конкретного региона или страны в целом. Вместе с тем, методики или модели качества жизни в основном выстроены в ключе либо субъективного, либо объективного измерения. Например, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) рассчитывается на основе: долголетия; достигнутого уровня образования; совокупной доли учащихся, поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровня; уровня жизни. Комплексный индекс социального развития, разработанный Институтом социального развития ООН в 1970-е годы для оценки экономического развития стран, включал 16 важнейших социальных, экономических и политических факторов. Субъективные индексы качества жизни (ИКЖ) формируются на основе социологических опросов, используют субъективные индикаторы, которые более или менее удачно дополняют достоверную картину качества жизни населения, или изменяют приоритеты оценивания на определенном временном интервале.

    Для интегральной количественной оценки качества жизни воспользуемся методом построения сводных показателей, этапы которого рассмотрены ниже.

    На первом этапе отбирается обоснованная система критериев, с использованием которых возможно диагностирование качества жизни. Эти критерии разбиваются на группы, характеризующие качество среды, экономической сферы, социальных условий. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый из параметров был необходим, а все параметры (индикаторы) вместе были достаточны для описания качества (состояния) рассматриваемого свойства урбосистемы. При этом могут существовать характеристики, увеличение значений которых приводит к ухудшению качества или близки к оптимальному состоянию (первый тип), а также характеристики, увеличение значений которых приводит к его улучшению (второй тип). Кроме того, возможно существование характеристик, критические значения которых разбивают шкалу изменений характеристики на два интервала с противоположными свойствами влияния переменной на качество жизни. Одновременно с введением признаков (критериев) оценивания вводятся классы состояния (качества).

    На втором этапе с помощью несложных преобразований избавимся от размерности исходных характеристик так, чтобы наилучшим условиям по каждому критерию соответствовало значение равное 0, а наихудшим, равное 1 (можно наоборот). Такое преобразование, следуя , выполним следующим образом. Для критериев первого типа введем правило перевода в виде:

    В (1): q i - преобразованное значение из табл.2; xi - текущее значение из табл.2; min i - минимальное (фоновое, допустимое, безопасное, предельно-допустимое и т.п.) значение критерия; max i - максимальное значение критерия (лучше ориентироваться на региональные, но не абсолютные максимумы критериев).

    Для критериев второго типа введем правило перевода в виде:

    (2)

    Диапазон изменения qi всегда находится в пределах от 0 до 1. Таким образом, исходные критерии в различных шкалах измерения (абсолютные и средние величины в конкретных единицах измерения, относительные или балльные оценки и т.п.) приводятся к безразмерным шкалам, после чего над их значениями можно производить математические действия с целью получения интегрального показателя качества жизни.

    Зададим минимальные и максимальные значения критериев. Для этого, как правило, используются минимальное (mini) и максимальное (maxi) значения из каждой шкалы исходных характеристик. Можно рекомендовать также использовать для этого региональные минимумы и максимумы характеристик.

    На третьем этапе выбирается вид интегрального показателя Q(q,p), который строится таким образом, что зависит не только от показателей qi , но и от их значимости, определяемой весовыми коэффициентами pi , сумма которых должна равняться 1 (0≤ pi ≤1). В качестве выражения для интегрального показателя, следуя , зададим линейную свертку показателей вида:

    Qi =qi pi , i =1,...n, где n- число критериев оценивания.

    На четвертом этапе вводятся оценки весовых коэффициентов pi. Как правило, уже само составление программы оценочных исследований является первичным "взвешиванием" параметров, компонентов и их свойств. Однако такое взвешивание оказывается недостаточным, так как влияние отобранных главных факторов также неравнозначно, что вызывает необходимость придавать при оценке различным критериям разные приоритеты, веса или коэффициенты значимости. Нередко при этом вес вводится без какого-либо четкого обоснования. В самом простом случае, при равенстве весов исходных параметров, вес определяется простой формулой pi = 1/n.

    На пятом этапе для левой и правой границ каждого класса исходной (обучающей) классификации рассчитывается значение Qi . В результате выполнения пятого этапа получаем шкалу интегрального показателя по классам состояния при условии равновесного (неравновесного) учета всех параметров оценивания.

    На шестом этапе по собранным данным определим значение интегрального показателя качества жизни в определенный момент времени. Как правило, оценить состояние системы однозначно при покомпонентной оценке не представляется возможным, так как по одному критерию система относится к одному классу состояния, по другому - к другому. Встречаются еще более сложные ситуации, когда разброс значений отдельных критериев укладывается в несколько классов состояния. Это может быть связано как с несовершенством методической базы, так и с недостаточным опытом исполнителя, осуществляющего сбор фондовых, каталожных материалов и статистических данных.

    По правилам построения исходной классификации рассчитываются значения интегрального показателя Qi и, таким образом, по совокупности критериев оценивания система (или ее качество) относится к определенному классу (либо к пограничному состоянию между классами).

    Можно таким же образом рассчитать значение интегрального показателя по другим натурным данным или другим моделям-классификациям. В более сложных примерах, учитывающих неполную, неточную и нечисловую информацию, вводятся многоуровневые свертки информации о состоянии природных систем, а весовые коэффициенты задаются на основе моделей информационного дефицита . Сравнение состояния урбосистем на интегральной основе дает возможность количественно оценивать пространственно-временные особенности их динамики, степень их трансформации, тенденции их изменения, степень допустимого воздействия на них.

    Результаты и обсуждение. Цель работы - выполнить сравнительную интегральную оценку качества жизни населения г. Санкт- Петербурга и г. Москвы.

    Информация для работы была взята с сайтов Федеральной службы государственной статистики, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Москве, из бюллетеней «Основные показатели охраны окружающей среды» за разные годы, «Регионы России. Социально-экономические показатели» за 2004, 2007, 2009, 2011 годы.

    В систему критериев для оценки качества жизни входят 3 блока: социальный, экономический, экологический. В социальный блок вошли: 1) численность населения, млн.чел; 2) плотность населения, тыс.чел/км2; 3) общий коэффициент рождаемости; 4) общий коэффициент смертности; 5) коэффициент брачности, на тыс.чел.; 6) коэффициент разводимости, на тыс.чел.; 7) число библиотек, на 100 тыс.чел; 8) численность студентов в ВУЗах, на 10 тыс. чел.; 9) численность студентов среднего профессионального образования, на 10 тыс.чел.; 10) численность учащихся школ, на 10 тыс. чел.; 11) обеспеченность врачами, на 10 тыс. чел.; 12) число зарегистрированных преступлений, на 100 тыс. чел.

    Составляющие экономического блока: 1) отношение среднемесячных денежных доходов населения к стоимости прожиточного минимума; 2) средний размер пенсий по старости, тыс.руб./мес.; 3) доля населения с доходами, ниже среднего прожиточного минимума, % от общей численности населения; 4) уровень безработицы, %; 5) доля экономически активного населения, % от общей численности; 6) стоимость минимального набора продуктов питания, тыс. руб.; 7) стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг, тыс./руб.; 8) средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, тыс. руб.

    В экологический блок вошли: 1) сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, млн. м3; 2) выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, тыс. тонн; 3) вывоз спецтранспортом бытового мусора, тыс.м3; 4) ИЗА; 5) общая площадь зеленых насаждений, м2/чел.; 6) УКИЗВ.

    При покомпонентной оценке характеристик качества жизни можно установить, что различные показатели попадают в различные классы (от первого, который характеризует «высокое» качество жизни, до пятого - «низкое»). Если сравнить социальные критерии Санкт-Петербурга и Москвы за исследуемый период, то видно, что многие критерии по Санкт-Петербургу имеют класс качества несколько выше, чем аналогичные критерии для Москвы. Также видно, что большинство экономических показателей в Москве ухудшились к 2011 году. В Санкт-Петербурге за 2011 год четкой динамики в изменении экономических критериев не наблюдается. Можно отметить, что в Москве большинство экологических критериев попадают в четвертый и пятый класс качества, а в Санкт-Петербурге качество среды на 1-2 класса выше. Расчет интегрального показателя качества жизни (ИПКЖ) на первом (внутри групп) и на втором (между группами) выполнялся в предположении равенства приоритетов (весов) оценивания. Кроме этого, предполагалось, что между параметрами оценивания и оцениваемым свойством существует линейная (прямая или обратная) связь.

    Изменение качества жизни населения Санкт-Петербурга и Москвы за 2004, 2007, 2009 и 2011 г.г. представлено на рис.1.

    Анализ рис.1 показывает, что качество жизни в г. Санкт-Петербурге за все исследуемые годы характеризуется вторым классом качества («выше среднего»).

    Качество жизни населения г. Москвы также за все исследуемые годы попадает в один класс - в третий, который характеризуется как «среднее» качество жизни. Хотя величины интегральных показателей в городах однопорядковые, есть тенденция для перехода в более старший класс обоих городов. Оценивая динамику интегрального показателя качества жизни, можно сделать вывод о незначительном снижении качества жизни населения от 2004 к 2011 гг. (порядка 6%).

    Рисунок 1 - Изменение качества жизни населения Санкт-Петербурга и Москвы за 2004, 2007, 2009 и 2011 г.г. Пунктиром обозначены границы классов.

    Заключение. В результате работы на основе литературных обобщений выделены критерии (индикаторы) для оценки качества жизни населения г. Санкт-Петербурга и г. Москвы, введены классы качества, разработаны оценочные шкалы и модель-классификация для оценки качества жизни населения городов; собраны статистические данные для оценки качества жизни населения г. Санкт-Петербурга и г. Москвы с 2004 по 2011 гг.; рассчитаны интегральные показатели качества жизни при условии равенства весов внутри групп и между группами критериев в предположении линейного характера связей между индикаторами и оцениваемым свойством; проведен анализ показателей, который позволил сделать вывод о том, что в г. Санкт-Петербурге качество жизни несколько выше, чем в г. Москве за весь исследуемый период: г. Санкт-Петербург попадает во второй класс качества, г. Москва - в третий. Отмечено, что в период с 2004 по 2011 гг. в г. Санкт-Петербурге и в г. Москве наиболее высокое качество жизни населения приходится на 2007 год. На основе оценки и анализа динамики интегрального показателя качества жизни, сделан вывод о незначительном снижении интегрального показателя от 2004 к 2011 гг. (порядка 6%).

    Исследования поддержаны грантом РФФИ № 13-05-00648-а.

    Библиографическая ссылка

    Боблакова Л.М., Боблакова Л.М., Дмитриев В.В., Дмитриев В.В. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И Г. МОСКВЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-1. – С. 91-95;
    URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4670 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»