Аннотация 4
Методические указания для студентов 5
Введение 6
Модуль 1. Теоретико-методологические основы экономики социальной работы
7
Глава 1.1. Предмет и задачи курса. Принципы и методы экономики социальной работы 7
1.1.1. Предмет и задачи курса «Экономические основы социальной работы» 7
1.1.2. Принципы и методы экономики социальной работы 8
1.1.3. Экономическое пространство социальной работы 9
Глава 1.2. Экономическая и социальная политика государства 10
1.2.1. Экономические функции государства 10
1.2.2. Социальная политика государства 12
Глава 1. 3. Финансовая система государства и финансирование социальной работы 15
1.3.1. Финансовая система государства 15
1.3.2. Фискальная политика государства 17
1.3.3. Финансирование социальной работы 19
Модуль 2. Основы экономики здравоохранения и образования
22
Глава 2.1. Основы экономики здравоохранения 22
2.1.1. Экономика здравоохранения в системе охраны здоровья населения 22
2.1.2. Организация и управление здравоохранением 24
2.1.3. Финансирование здравоохранения 25
2.1.4. Стандартизация качества медицинских услуг 28
2.1.5. Себестоимость, цена, эффективность медицинских услуг 31
Глава 2.2. Основы экономики образования 35
2.2.1.Предмет и метод экономики образования. Взаимосвязь образования с экономикой страны 35
2.2.2. Система организации и управления образованием 37
2.2.3. Учебно-материальная база образования. Затраты на образование и финансирование учебных заведений 39
2.2.4. Организация труда и заработная плата работников образования 42
2.2.5. Экономическая эффективность образования 43
Модуль 3. Динамика благосостояния населения
45
Глава 3.1. Материальное благосостояние населения 45
3.1.1. Понятие, формирование, показатели благосостояния 45
3.1.2. Экономическое расслоение российского общества 48
3.1.3. Оценки уровня обеспеченности 50
Глава 3.2. Основные меры по повышению доходов населения 53
3.2.1. Социальная помощь 53
3.2.2. Социальные льготы 54
Модуль 4. Организация экономической деятельности социальной защиты населения
58
Глава 4.1. Организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования населения 58
4.1.1. Организационно-экономические основы пенсионного обеспечения 59
4.1.2. Организационно-экономические основы государственного (обязательного) социального страхования 60
4.1.3. Организационно-экономические основы обязательного медицинского страхования 61
Глава 4.2. Организация экономической деятельности и эффективность социальных служб 63
4.2.1. Организация экономической деятельности социальных служб 63
4.2.2. Эффективность социальной работы 65
Глоссарий 70
Литература 70
Аннотация
Социальная работа в настоящее время занимает важное место в жизни общества. Это требует изучения экономических основ деятельности элементов и учреждений социальной защиты населения. В учебном пособии рассмотрены теоретико-методологические основы экономики социальной работы, основы экономики здравоохранения и образования (отрасли социальной сферы, где чаще всего выполняют свои функции специалисты по социальной работе), динамика благосостояния населения, организация экономической деятельности социальной защиты населения.
Учебное пособие «Экономические основы социальной работы» рассчитано на студентов, обучающихся по специальности «социальная работа».
В учебном пособии приводится методический материал, способствующий освоению учебного курса: лекции, вопросы и задания для самоконтроля, глоссарий, тестовые задания, список основной и дополнительной литературы, методические указания для студентов.
Глава I ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Теоретико-методологические основы экономики социальной работы.
Экономические основы социальной работы.
Экономика социальной работы - это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг. Экономическая деятельность проявляется в экономической функции социальной работы. В свою очередь, под экономической функцией понимается деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом.
Субъектами реализации экономической функции являются государство, общество, человек. Деятельность субъектов состоит из формирования и рационального распределения экономических ресурсов, контроля их эффективного использования.
Как экономическая категория социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан. В этом смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источника образования фондов и организации обеспечения.
Таким образом, социальное обеспечение - это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться. Социальная защита как социальный институт это, в широком смысле, деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе и на достойный уровень жизни. В узком же смысле, социальная защита - это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового, организационного характера для поддержания населения и сохранения источника средств существования при наступлении социальных рисков.
Социальное обеспечение можно определить как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных внебюджетных фондов, создаваемых на страховой основе, и ассигнований государством.
Игнатов В. Г., Батурин Л. А. и др. считают, что основными организационноправовыми формами социальной защиты в настоящее время выступают социальное страхование и государственная система социального обеспечения
По мнению Юрьевой Т., структура социальной защиты населения представляет собой систему, включающую несколько подсистем: социальные гарантии, социальное обеспечение, социальное страхование, социальную помощь.
Реализацию государством конституционных прав граждан на получение важнейших социальных благ и услуг называют социальными гарантиями. К последним относят:
· право граждан на выбор места работы, на профессиональную деятельность;
· право на минимальный размер заработной платы;
· минимальный размер пенсии;
· пособия при рождении ребенка;
· минимальный размер пособия по безработице;
· минимальный размер стипендии;
· право на жилище;
· право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
· право на образование.
Под социальным обеспечением понимают систему обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а так же семей, имеющих детей. Система социального обеспечения включает пенсии, пособия работающим, пособия семьям, воспитывающим детей, содержание и обслуживание престарелых граждан и инвалидов, пособия по безработице.
Социальное страхование - это одна из основных форм социального обеспечения граждан, представляющая собой систему обеспечения граждан при наступлении страхового случая.
Социальную помощь также можно отнести к форме социального обеспечения - предоставление гражданам, нуждающимся в поддержке, денежных и натуральных выплат.
Сфера производства нематериальных услуг, или социальная сфера, имеет специфические особенности. Продукты труда (предметы потребления) выступают не в виде товара, а в виде определенной деятельности, то есть услуги. Социальная сфера включает отрасли национального хозяйства, создающие социальные блага в виде услуг социальной работы, образования, здравоохранения, культуры и т. д. Отрасли социальной сферы оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния, качество жизни населения. От социальной сферы во многом зависит выполнение основных целей социальной рыночной экономики.
Следовательно, экономика социальной работы занимается изучением, во-первых, воздействия экономики на жизнеобеспечение людей, а, во-вторых, определением государственных стандартов социальной поддержки нуждающихся граждан.
социальная работа в настоящее время занимает важное место в жизни общества. Это требует изучения экономических основ деятельности элементов и учреждений социальной защиты населения. Это проблема охватывает теоретикометодологические основы экономики социальной работы, основы экономики здравоохранения и образования (отрасли социальной сферы, где чаще всего выполняют свои функции специалисты по социальной работе), динамику благосостояния населения, организацию экономической деятельности социальной защиты населения. Целью изучения экономических основ социальной работы является: формирование у специалистов экономической грамотности и экономической культуры в области социальной работы; содействие формированию экономического мышления, что означает знание современных экономических законов, категорий, на основе которых вырабатывается конкретное экономическое поведение на практике, определенный уровень инициативы, деловитости. Социальный работник должен знать: экономические основы формирования доходов населения, критерии обеспеченности и бедности, минимальные государственные гарантии социально-экономической поддержки населения; знать особенности организационных и экономических основ социального обеспечения и социального страхования населения; основы экономики здравоохранения, образования; виды социально-экономических льгот, методы определения эффективности деятельности, вопросы кадрового обеспечения социальных служб; уметь оценивать влияние экономической стратификации в обществе на изменение статуса различных групп и семей, значение бюджетного и других видов финансирования системы социальной защиты; Экономика социальной работы – это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг. Экономическая деятельность проявляется в экономической функции социальной работы. В свою очередь, под экономической функцией понимается деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом. Субъектами реализации экономической функции являются государство, общество, человек. Деятельность субъектов состоит из формирования и рационального распределения экономических ресурсов, контроля их эффективного использования. Как экономическая категория социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан. В этом смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источника образования фондов и организации обеспечения. Таким образом, социальное обеспечение – это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться. Социальная защита как социальный институт это, в широком смысле, деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе и на достойный уровень жизни. В узком же смысле, социальная защита – это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового, организационного характера для поддержания населения и сохранения источника средств существования при наступлении социальных рисков. Социальное обеспечение можно определить как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных внебюджетных фондов, создаваемых на страховой основе, и ассигнований государством.
Экономика социальной работы – это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг. Экономическая деятельность проявляется в экономической функции социальной работы. В свою очередь, под экономической функцией понимается деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общества в целом.
Субъектами реализации экономической функции являются государство, общество, человек. Деятельность субъектов состоит из формирования и рационального распределения экономических ресурсов, контроля их эффективного использования.
Принципы экономики социальной работы – это научно обоснованные проверенные на практике положения в формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений социальной защиты населения.
К основным принципам, которые реально находятся в основе экономики социальной работы, относятся: принцип гуманизма предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его прав, создание условий для социально-экономического благополучия человека; принцип общественной целесообразности – основываясь на этом принципе, государство должно оказывать поддержку гражданам, которые в силу объективных причин не могут себя обеспечить; принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения заключается в том, что государство гарантирует гражданам экономическое обеспечение на минимальном уровне; на основе принципа экономической эффективности – соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование, отчисления на социальную сферу должны соотноситься с макроэкономическими показателями (валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др.) – оптимальное соотношение между социальными выплатами и заработной платой; разграничение экономических полномочий субъектов различных уровней осуществляется на основе принципа экономической самостоятельности.
Методы экономики социальной работы это способы достижения социальных целей на основе экономических принципов. Правильность применения методов определяется их эффективностью. Эффективность, в свою очередь, означает достигнут ли эффект для отдельного человека и общества в целом при оптимальных затратах. Методы выполняют свои задачи через правовую и социальную политики государства. Методы следующие: система минимальных социально-экономических гарантий (минимальная заработная плата, прожиточный минимум); компенсация доходов; система льгот; система государственных пособий; нормативный анализ (изучение и определение научно обоснованных таких социально-экономических стандартов и нормативов, как размер пенсий, пособий); позитивный анализ изучает взаимосвязь экономических явлений (например, рост цен и снижение уровня жизни).
СР осуществляется в определенном экон. пространстве. Оно представляет собой постоянно развивающуюся упорядоченную систему, в которой экономически взаимодействуют гос-во и все члены общества. Экономическое пространство социальной работы включает экономику системы социальной защиты населения, экономику здравоохранения, образования, сферы трудовых отношений. Социальная сфера, с одной стороны зависит от государства, а, с другой – влияет на развитие всего общества. Социальная работа осуществляется в учреждениях социальной защиты различных типов и видов. Экономическая деятельность социальных служб во многом зависит от других субъектов экономики. Изучение материального благосостояния населения позволит говорить о различных видах дифференциации доходов населения. Определение располагаемых ресурсов отдельных граждан позволит более адресно предоставлять государственную социальную помощь.
В сферу изучения экономики СР входит:
1) понятие и виды пенсий (пенсия – ежемес. ден. выпл., предост. гражд. при достиж. ими опред-го возраста, наступлением инвалидности, потере кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью) – трудовая пенсия (необходим минимальный трудовой стаж) и социальная пенсия // 3 вида пенсий: по старости, по инвалидности, по потере кормильца. По старости и по инвалидности состоят из базовой, страховой и накопительной части, по потере кормильца – из базовой и страховой. СЧ=ПК/Т (ПК-сумма расчетного пенсионного капитала застрах. лица, учтенного по состоянию на день,с которого указанному лицу назнач. страх. часть пенсии по старости; Т-кол-во месяцев ожидаемого периода выплаты труд. пенсии по старости – 19 лет или 228 месяцев)
2) Плата за социальное обслуживание (бесплатное СО в гос-й системе соц. служб. В объемах, которые определены стандартами СО предоставляется 1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают; 2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; 3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.) Порядок бесплатного предоставления соц. услуг опред-ся органами гос. вл. Субъектов РФ. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
3) общепрофильные и специализированные соц. службы (Все соц. службы можно разделить на 2 группы: общепрофильные и специализированные. К ообщепроф. учр. относ. учр., которые создаются для обслуживания населения определенной административно-территориальной единицы – город, поселок, район. Они оказывают первичную социальную поддержку тем, кто обращается за помощью. В настоящее время преобладающей моделью общепрофильных соц-х учреждений является КЦСОН. Кроме того, к общепроф. учр. относ. террит. центры соц. помощи семье и детям, дома милосердия.). К специализированным учреждениям относятся: детские приюты, дома ребенка, дома престарелых, психоневрологические диспансеры, геронтологические центры, хосписы, реабилитационные центры, телефон службы доверия.
4) государственные гарантии и компенсации (ФЗ «О гос. гарантиях и компесациях на лиц, работ. И прожив. В районах Кр. севера и приравн. к ним местностях» от 19.02.1993): район-й коэф-т к з/пл, пенсиям и пособиям, стипендиям и компенсациям-1,4, т.е. 40%; % надбавка к з/пл(устан. За стаж работы в данном районе – 80%); дополнительный отпуск (24 календарных дня); пособие по временной нетруд-ти (устан. в размере полного заработка с учетом район-го коэф-та и % надбавки, но не выше размера, устан.ФЗ); компенсация расходов на оплату стоимости проезда и оплату провоза багажа к месту использования отпуска и обратно
5) стипендиальное обеспечение (стипендия – денежная выплата, которая назначается студентам, аспирантам, докторантам, обучающиеся на очной форме обучения и подразделяющаяся на след. виды: госуд. стип. для аспирантов и докторантов; госуд. академическая стипендия; госуд. соц. стипендия; именные стипендии; стипендии Президента РФ и специальные гос-е стипендии Правит. РФ)
Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Еще в сочинениях древних философов (Аристотель, Ксенофонт, Платон и др.) представлены варианты экономического бытия.
Термин «экономия» от греческого «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (правило, закон) рассматривался вначале как наука о домашнем хозяйстве. В современных условиях экономика -это как бы синоним категории «рыночное хозяйство».
Экономическая функция социальной работы - это деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общности и общества в целом. Она состоит из таких элементов, как формирование и рациональное распределение экономических ресурсов; контроль за их эффективным использованием и др.
В реализации экономической функции по решению проблем достойного существования человека участвуют три субъекта: государство, общество и сам человек. В зависимости от конкретной ситуации каждый из них берет на себя большую или меньшую нагрузку.
Практика свидетельствует, что на современном этапе формирования рыночных отношений в обществе первостепенная роль в реализации экономической функции социальной работы принадлежит государству.
Экономика социальной работы - это экономическая деятельность всей структуры социальной защиты населения по производству нематериальных услуг.
Сфера производства нематериальных услуг имеет специфические особенности, состоящие в том, что продукт (предметы потребления) этой сферы выступает не в виде товара, а в виде определенной деятельности (услуги), т. е. труд «...оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности...» Здесь не происходит характерный для материально-вещественного производства переход из формы деятельности в форму продукта, и процесс производства услуг почти всегда совпадает с процессом их потребления.
Сфера нематериальных услуг включает жилищно-коммунальные услуги, бытовое обслуживание, здравоохранение, образование, культуру, пассажирский автотранспорт и связь, социальное обеспечение и страхование, социальное обслуживание и др. Общим для них является нематериальный характер труда работников, занятых в этих видах деятельности. Объединяет эти отрасли и их непосредственная функциональная направленность на человека и социальные условия его существования.
Вместе с тем деятельность, которую с начала 90-х годов обозначают как «социальная работа», имеет принципиальные отличия. Она рассматривается не только как деятельность по предоставлению социальной поддержки и услуг, но и как совокупность усилий государства и негосударственных формирований, направленных на проведение справедливых социальных преобразований в обществе в интересах всех его членов и особенно тех, кто по объективным причинам не может сам обеспечить себе достойный уровень жизни.
В период перехода к рынку возрастает число тех, кому объективно необходима поддержка государства. В то же время разгосударствление и множественность форм собственности привели к значительному сокращению ресурсных возможностей государства для удовлетворения социальных потребностей наиболее уязвимых слоев населения. И это стало еще одной особенностью экономики социальной работы в период формирования рыночных отношений.
Предмет изучения курса «Экономические основы социальной работы» - это закономерности экономических процессов в социальной сфере и системе социальной защиты населения, влияние экономических факторов на социальное благополучие общества в целом, отдельных социальных групп и слоев и на каждого конкретного индивида в условиях формирования рыночных отношений.
Экономика социальной работы изучает экономические отношения между членами общества (как отдельных индивидов, так и их групп) как с государством и другими звеньями политической системы, так и между собой.
Социальная работа покоится на экономике как материальной основе общества. Это особенно важно сейчас, в переходный период, когда наблюдается кризис производства и рост безработицы, инфляция, рост стоимости всех видов товаров и услуг. И как результат - резкое, все увеличивающееся снижение уровня жизни и ее качества, рост числа социально незащищенных и обнищание больших масс населения. Как экономика государства является материальной основой решения социальных задач, так человек может быть защищен, если он обладает реальной собственностью.
Курс «Экономические основы социальной работы» ставит задачу изучить экономические связи в социальном организме общества, их изменение в переходный период и направленность на социальную защиту тех слоев населения, у которых ущемлены экономические, политические и иные социальные права; влияние рыночных отношений на социальный организм общества в целом; процессы, происходящие в экономике, и их влияние на социальную жизнь общества, его отдельных социальных групп и его членов, семей в обществе и индивидов в семье.
Экономические отношения в обществе прямо воздействуют на социальную жизнь отдельных его членов. Особенно сильное влияние оказывают отношения, связанные со средствами производства, отчуждением наемных работников от средств производства и т.д. Отчуждение от средств производства приводит к проблемам занятости и безработицы, экономической и социальной стратификации общества, экономическим и социальным проблемам в семье, к экономической эксплуатации.
Реализация политики социальной защищенности населения - задача социальной работы. При этом все более возрастает значение социального страхования, социальных гарантий в сфере здравоохранения, образования, на случай старости, утери трудоспособности и т.д.
Экономика социальной работы определяется общими категориями экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление.
В реализации личностных и общественных интересов уделяется особое внимание анализу решающей области жизнедеятельности людей - сфере производства и распределения жизненных благ в условиях формирования рыночных отношений.
Производство материальных благ - основа жизни человека и общества.
Распределение как категория экономической науки - это не только распределение результатов общественного производства. Это и распределение ресурсов, или факторов производства. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности, так как факторы производства принадлежат их собственникам.
Становление рыночной системы хозяйствования и формирования на этой основе слоя собственников усиливает влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование собственных доходов населения неизбежно способствует росту дифференциации доходов, экономическому и социальному расслоению общества. И это требует системного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности, формирования системы социально-экономической поддержки наиболее уязвимых категорий населения.
Основная целевая функция перераспределения внутреннего валового продукта государства состоит в нивелировании экономических различий в целях обеспечения более благоприятных условий жизнедеятельности большинства населения. Формой реализации такой цели выступают распределение продуктов и услуг, трансформация выплаты, а также государственные программы по стабилизации доходов.
На основе государственных программ социально-экономической помощи осуществляется обеспечение конституционных прав граждан: бесплатное образование и медицинское обслуживание, содержание престарелых и нетрудоспособных, поддержка материнства и детства и др. Степень их удовлетворения определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками общества.
Деятельность государства по регулированию распределительных процессов осуществляется по трем основным направлениям.
Первое направление, это когда часть получаемых населением поступлений находится в зависимости от результатов труда, но с учетом степени удовлетворения потребностей для жизнеобеспечения.
Второе направление характеризуется тем, что на первое М есто выступает размер потребностей, на удовлетворение которых направляются эти выплаты: детские пособия, доплаты н а специализированное лечение и т.д.
Особенность третьего направления государственной поддержки выражается в форме льгот и услуг законодательно определенным категориям населения через соответствующие учреждения непроизводственной сферы.
Программы социально-экономической поддержки призваны смягчить различия в уровне доходов, связанные с причинами, находящимися вне процессов труда.
Экономика социальной работы, оставаясь в рамках общей экономической теории, занимается изучением ее воздействия на жизнеобеспечение людей, определение государственных стандартов социальной поддержки нуждающихся, которые зависят не только от экономических, но и политических, исторических, национальных, этических и других норм жизни общества.
Экономическая категория «жизнеобеспечение населения» характеризуется совокупностью качественных и количественных характеристик, соответствующих производительных сил общества, социально-экономических отношений в условиях функционирования и развития рыночной экономики.
В этом смысле представляет интерес социально-экономическая модель системы жизнеобеспечения населения.
Введение в научный оборот и практику государственного регулирования современного рыночного хозяйства экономической категории «система жизнеобеспечения» населения теоретически оправдана и позволит государству более компетентно обеспечивать формирование в России высокоразвитого, социально справедливого общества.
Для экономики социальной работы как учебной дисциплины наиболее характерными функциями являются познавательная, методологическая, практическая. Цель*этих функций - анализ экономических проблем и их влияние на социальное благополучие общества.
С точки зрения объекта исследования разделы курса рассматривают различные аспекты, связанные с микро- и макроэкономикой как двумя аспектами концепции социальной защиты населения. С одной стороны, они предполагают создание условий для самообеспечения, а с другой - помощь тем, кто объективно не может создать себе нормальный уровень жизни.
С микроэкономикой связан анализ, причин, закономерностей и последствий функционирования отдельных социальных субъектов в рыночной экономике (например, социальных предприятий и служб, семейных производственных коллективов и т.п.). Макроэкономика рассматривает совокупные показатели дохода, занятости, динамики материального благосостояния, определяет закономерности и социальную направленность государственной экономической политики.
Таким образом, предметом экономики сферы социальной работы являются закономерности движения направленных в эту сферу материальных, финансовых и трудовых ресурсов и используемых в ней для достижения общественно и лично обусловленных целей ее функционирования и развития.
Она опирается на экономическую теорию как методологическую основу и включает службы планирования, функционирования и ресурсного обеспечения социальной сферы и степени социальной защиты населения, изучает экономические связи между государством, социальными группами и индивидами на основе знания закономерностей экономических процессов и использования законов экономики в практике социальной работы.
На профессиональном уровне экономика социальной работы призвана ответить на вопросы: какова эффективность ресурсных вложений в отрасль и ее отдельные звенья и каковы критерии этой эффективности.