Индексации зарплаты. Регулирование доходов: определение гарантированного минимума заработной платы, индексация доходов, поддержка малообеспеченных слоев населения

В Японии, в отличии от стран Запада, в условиях инфляционного роста цен не вводились правила индексации доходов, поскольку по существу ее роль выполнял уже имевшийся механизм ежегодного повышения заработной платы . Но и в Японии, и там, где были приняты различные формы индексации, отчетливо давал о себе знать рост социальной напряженности. Гонка цен и доходов с неизбежностью превращалась в состязание зайца с черепахой уже потому, что удары со стороны потребительского рынка трудящиеся вынуждены принимать при том уровне заработков, какой имеется в настоящее время, и лишь затем наступает их повышение, почти никогда не признаваемое людьми труда полностью их компенсирующим. Более того, у производителей появляется тем самым нечто похожее на моральное право вздергивать цены, мол, все равно растущие затраты людям будут компенсированы.  


ИНДЕКСАЦИЯ ДОХОДОВ - сумма средств, компенсируемая населению за повышение уровня цен путем регулирования номинальных доходов (заработной платы , пенсий, стипендий, пособий). И.д. производится с целью поддержания уровня доходов такими, какими они сложились на момент изменения индекса стоимости жизни.  

Власть и предприниматели не смогли предложить конкретных мер по индексации доходов и зарплаты, не сумели защитить от провала в жесточайшую нищету самые обездоленные группы населения. В начале 1999 г. начисленная средняя зарплата составила 50% величины . Государственная гарантия работникам в оплате труда в сумме 83 руб. 49 коп. - 9% величины прожиточного минимума трудоспособного человека, или 3,5% минимального потребительского бюджета - носит чисто символический характер. Вознаграждение за труд в среднем исчислении проявляет более черты социального пособия по выживаемости, нежели заработной платы , ибо не способно выполнить присущие заработной плате функции (воспроизводственную, экономическую, социальную). Это вознаграждение не обеспечивает ни достойную жизнь работнику и его семье, ни устойчивый расширяющийся платежеспособный спрос на потребительские товары и услуги, не говоря уж о том, что не выступает для развития различных систем страховой и социальной защиты.  

Глава 97. СБЕРЕЖЕНИЯ И ИНДЕКСАЦИЯ ДОХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ  

Государство обеспечивает защиту реальных доходов населения от инфляции путем введения системы индексации доходов и сбережений.  

ИПЦ используется как общий показатель инфляции в потребительском секторе, при расчетах показателей системы национальных счетов и для индексации доходов населения. На практике исчисляется система индексов потребительских цен. Она включает сводные индексы потребительских цен полного набора потребительских товаров и услуг, приобретаемых в среднем на одну семью сводные индексы по набору товаров и услуг без товаров нежелательного пользования (без алкогольных напитков и табачных изделий) сводные индексы по набору основных потребительских товаров и услуг и индексы на отдельные товары народного потребления.  

В тот же период резко снизился индивидуальный спрос ввиду ухудшения общего экономического положения населения из-за резкого роста инфляции - одной из главных причин и составляющих такой социально-экономической ситуации в обществе. К невостребованности продукции ведут не только скачки инфляции или ее плавный рост, но и инфляционные ожидания . Опасение роста инфляции приводит к приобретению впрок товаров еще до момента ее роста. Затем наступают спад спроса и некоторая его стабилизация. Это происходит на этапе роста инфляции. При ее стабилизации спрос увеличивается, но темпы роста спроса отстают от темпов роста инфляции, поскольку индексация доходов населения в процентном отношении ниже роста инфляции. Так образуется площадь, на которой риск невостребованности продукции превратился в реальность (см. заштрихованную площадь на рис. 4.2).  

На сегодняшний день наиболее общая классификация населения, с точки зрения получения средств к существованию, предусматривает три группы. Первая группа - нетрудоспособные, получающие средства к существованию за счет предприятий, организаций, пожертвований и за счет близких и родных. Эта группа включает пенсионеров, инвалидов и детей нетрудоспособного возраста, студентов, т.е. всех тех, чье неучастие в производственно-экономической деятельности общественно оправдано и дает право на содержание за общественный счет. Ограниченность ресурсов государственного бюджета вынуждает учитывать различия между людьми и возможности самообеспечения при определении очередности и уровня индексации доходов различных социальных групп . Вторую группу образуют лица, доход которых устойчив и складывается из выплат, получаемых из общегосударственных средств и за счет самостоятельной экономической деятельности.  

Элементами общегосударственного регулирования заработной платы являются регулирование соотношения между производительностью труда и заработной платой налогообложение прироста заработной платы отчисления из прибыли в процентах к заработной плате регламентирование фонда заработной платы и средней заработной платы увязка материального поощрения руководителей с перерасходом фонда заработной платы организация бирж труда организация ассоциации руководителей фирм регламентирование условий компенсационных выплат и индексации доходов. Государственные законы регламентируют минимальные ставки заработной платы определяют правила приема на работу и увольнения устанавливают варианты организации режима работы и отдыха определяют правила оплаты труда регламентируют условия труда женщин и молодежи. Должностные оклады , устанавливаемые правительством, определяют гарантированный минимальный уровень оплаты труда и одновременно устанавливают значимость должностей. Справедливость не в том, чтобы получать поровну, а в том, чтобы справедливо получать не поровну. (А. И. Гельман).  

Тарифная основа - это совокупность норм, условий дифференциации заработной платы в зависимости от сложности и условий труда . Элементами тарифной основы являются тарифные ставки , тарифно-квалификационные справочники работ и профессий, квалификационные справочники должностей служащих региональные коэффициенты, схемы должностных окладов , надбавки и доплаты к ставкам (окладам), премирование, условия формирования фондов оплаты труда , правила индексации доходов.  

Индексация доходов представляет собой корректировку доходов и денежных вкладов граждан с целью частичного возмещения потерь вызванных инфляцией. На каждый процент роста индекса потребительской цены устанавливаются нормативы повышения различных частей дохода. Наблюдение за движением цен на товары и услуги осуществляется органами государственной статистики.  

Инфляция порождает необходимость проведения индексации доходов населения. Для этой цели рассчитывается прожиточный минимум . В соответствии с Законом РФ от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ О прожиточном минимуме в Российской Федерации установлена потребительская корзина , включающая в себя минимальный набор продуктов питания , непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Стоимостная оценка потребительской корзины определяет величину прожиточного минимума . По РФ потребительскую корзину устанавливает федеральный закон . По субъектам Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными органами субъектов Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления основных социально-демографических групп населения.  

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы , пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения , позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности , особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.  

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду , а также не способствует проведению антиинфляционных мер.  

Что такое индексация доходов и какова ее социальная роль  

Индексация доходов - увеличение номинальных доходов (заработной платы , социальных выплат) в зависимости от уровня инфляции  

Особо следует отметить мероприятия по защите тех слоев населения, которые в большей степени страдают от инфляции дети, пенсионеры, неработоспособные, бюджетники. Мировая практика выработала основные меры их защиты пособия, индексация доходов, определение и фиксация минимальных расходов и их уровней, гуманитарная помощь . Все эти меры должны являться постоянной составляющей экономической политики правительства в период осуществления антиинфляционных мер.  

ИНДЕКСАЦИЯ ДОХОДОВ - регулярное изменение номинальных доходов различных групп населения осуществляется государством в зависимости от изменения уровня цен.  

В преддверии двадцать первого века наша страна начала переход к регулируемому рынку и предпринимательству. Многие проблемы приходится решать впервые, и в деловом мире в ближайшее время появятся неизвестные или малоприменяемые у нас термины. Отсутствие достаточного количества книг и учебных пособий по маркетингу, менеджменту, предпринимательству и бизнесу затрудняет усвоение новых терминов. Рынок, либерализация цен, бездефицитный бюджет, приватизация собственности - все эти понятия, еще недавно почти абстрактные, ныне наполняются конкретным содержанием. В практический обиход все активнее входят такие термины, как маклер, брокер, биржа, акция, дивиденд, индексация доходов, и многие, многие другие.  

Из Определения Конституционного суда от 17.06.2010 № 913-О-О:
«...индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору».

Помните фразу Черной Королевы из «Алисы в Зазеркалье»: «Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте!»? Она как нельзя более точно иллюстрирует ситуацию с нашими зарплатами в условиях инфляции: чтобы зарплата оставалась на одном уровне и не обесценивалась, ее надо регулярно индексировать.

Однако во многих компаниях индексация зарплат либо вообще не проводится, либо проводится так редко, что сотрудники даже не помнят, когда это было в последний раз. Возникает вопрос, обязаны ли работодатели индексировать зарплату и если да, то как часто?

Индексация обязательна, но работникам от этого не легче

Индексация зарплаты - это одна из основных государственных гарантий по оплате труда работнико вст. 130 ТК РФ .

Два года назад Конституционный суд указал, что работодатель обязан проводить индексаци юОпределение КС от 17.06.2010 № 913-О -О . Эту позицию разделяют и в Роструде.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

“ Уклонение работодателя от индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги может расцениваться как нарушение трудового законодательства, в частности ст. 134 ТК РФ. А за нарушение трудового законодательства к работодателю может быть применена административная ответственност ь” .

Индексация - один из способов защиты населения... от инфляции, состоящий в том, что государство и иные субъекты [к примеру, работодатели]... увеличивают денежные доходы... граждан в соответствии с ростом цен... Тем самым поддерживается покупательная способность населения и средние реальные доходы людей.

Современный экономический словарь

Это все, конечно, хорошо. Но единого механизма индексации у нас нет. В Трудовом кодексе лишь говорится, что индексация проводитс яст. 134 ТК РФ :

  • в бюджетных организациях - в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами. Однако до сих пор такого порядка нет. Поэтому зарплата бюджетников различных уровней индексируется только по специальной отмашке - распоряжению либо Правительства РФРаспоряжение Правительства от 31.05.2011 № 957-р , либо исполнительного органа субъекта РФсм., например, Постановление губернатора Ленинградской области от 28.09.2011 № 90-пг или муниципалитет асм., например, Постановление администрации Сковородинского района Амурской области от 18.05.2011 № 490 ;
  • в коммерческих организациях - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Но, во-первых, далеко не во всех компаниях есть такие документы. Во-вторых, если даже они есть, то в них не всегда установлен порядок индексации. Этим могут похвастаться в основном крупные компании, в отношении которых действуют отраслевые соглашения, где прямо закреплена обязанность индексировать зарплат усм., например, п. 3.8 Федерального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов РФ на 2011- 2013 гг. ; п. 3.2.4 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности РФ на 2010- 2012 гг. .

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Если в коллективном договоре или соглашении есть условие об индексации зарплаты, но оно не выполняется, трудинспекция может оштрафовать работодателя на 3000- 5000 руб. либо вынести предупреждени ест. 5.31 , ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ . От ответственности не спасет даже ссылка на тяжелое финансовое положение фирмы.

Получается, что порядок индексации (в том числе ее периодичность) целиком оставлен на усмотрение работодателя. И, пользуясь этим, недобросовестные работодатели вполне могут закрепить в своих локальных актах, что в организации индексация проводится... раз в 20 лет. А что? Порядок есть? Есть. А как часто проводить индексацию - это личное дело организации. Трудинспекция уже не сможет придраться к работодателю, а работники останутся с носом...

А бывает еще, что организации просто включают в трудовые договоры фразу типа: «При наличии финансовых возможностей заработная плата Работника может индексироваться согласно приказам (распоряжениям) Работодателя».

То есть прописывается право, а не обязанность работодателя индексировать зарплату сотрудников.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ЯКОВЛЕВ Роберт Андреевич

Главный научный сотрудник Института труда и социального страхования Минтруда России

“ Поскольку в настоящее время Трудовой кодекс не оговаривает механизм индексации зарплаты, по сути получается, что решение о проведении индексации отдано на откуп работодателям. А большинство из них не горят желанием это делать.

Добровольно наш бизнес, особенно мелкий и средний, со своими деньгами точно не расстанется. Между тем, когда в европейских странах инфляция была такой же высокой, как у нас, именно закон обязывал бизнесменов увеличивать зарплаты своим сотрудникам!”

В свою очередь, Роструд считает, что если порядок индексации не предусмотрен в локальных нормативных актах организации, то их нужно дополнить соответствующими положениям иПисьмо Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1 .

Вместе с тем нам удалось найти судебное решение, где говорится, что если условия и порядок индексации не оговорены коллективным или трудовым договорами либо локальными актами, то работодатель вообще не обязан индексировать зарплат уКассационное определение Пермского краевого суда от 10.08.2011 № 33-8127 . При этом суд не принял во внимание позицию Роструда, сказав, что его письмо не является нормативным актом.

Возникает вопрос: может ли трудинспектор, пришедший на проверку по жалобе работников, оштрафовать работодателя, у которого не установлен порядок индексации, в силу чего он длительное время не индексирует зарплату? Вот что нам разъяснил специалист Роструда.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Начальник Правового управления Федеральной службы по труду и занятости

“ Полагаю, что в этой ситуации инспектор труда вправе вынести работодателю предписание, обязывающее его в определенный срок внести соответствующие изменения (дополнения) в локальные акты организации либо в трудовые договоры.

Если же предписание не будет выполнено к назначенной дате, то руководитель организации и организация-работодатель могут быть оштрафованы за невыполнение предписания трудинспектора по ст. 5.27 КоАП за нарушение трудового законодательств а” .

Не исключено, что компанию и ее руководителя трудинспекция может также оштрафовать по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания в установленный срок.

Если принято решение об индексации

Тогда первым делом нужно определиться с порядком ее проведения и закрепить его в локальном нормативном акте, например в положении об оплате труда сотрудников. Посмотрим, что в нем следует прописать.

Какие выплаты индексируются, а какие нет. Например, можно индексировать оклады, но не индексировать премии в твердой сумме. Работодателю также никто не мешает установить пороговую сумму, в пределах которой доходы сотрудников будут индексироваться в полном объеме. Вот как это можно сформулировать:

2.2. Индексации подлежат следующие выплаты сотрудникам:
- оклад в пределах суммы, не превышающей 20 000 руб.;
- тарифные ставки;
- сдельные и повременные расценки.

2.3 Индексации не подлежат:
- часть оклада, превышающая 20 000 руб.;
- доплаты, надбавки, премии, установленные в твердой сумме;
- заработок, сохраняемый за уволенными работниками на период трудоустройства.

Своим мнением по поводу того, какого принципа придерживаться при индексации доплат, надбавок и премий, с нами поделился специалист Роструда.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Полагаю, что названные выплаты, установленные в процентах от оклада, индексировать не нужно, так как они после индексации будут рассчитываться от уже проиндексированного оклада. Эти же выплаты, установленные в твердой сумме, в идеале следовало бы проиндексировать наряду с тарифной частью зарплаты (окладом, тарифной ставкой), чтобы не было реального снижения уровня заработной платы.

Вместе с тем работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, самостоятельно определяют, какие составные части заработной платы индексироват ь” .

Роструд

Периодичность индексации. Ее можно проводить хоть каждый месяц. Но удобнее это делать пореже: ежеквартально, раз в полугодие или ежегодно.

3.1. Индексация доходов сотрудников производится один раз в полугодие в соответствии с коэффициентом индексации.

Как рассчитать коэффициент индексации. ТК увязывает индексацию с ростом потребительских цен на товары и услуг ист. 134 ТК РФ . Но в отсутствие единого порядка проведения индексации работодатель волен сам выбрать себе ориентир для индексации. С этим согласен и специалист Роструда.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Исходя из положений ст. 134 Трудового кодекса РФ работодатель имеет возможность предусмотреть в соответствующих актах любой порядок индексации заработной платы. Таким образом, величина индексации может определяться, в частности:

  • <или> исходя из официально установленного по итогам определенного периода (например, квартала, полугодия, года) индекса потребительских цен по России или по региону;
  • <или> величины инфляции, зафиксированной в ежегодном федеральном законе о федеральном бюджете или бюджете соответствующего регион асм., например, п. 1 ст. 1 Закона Камчатского края от 14.11.2011 № 676 ; п. 1 ст. 1 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 30.12.2011 № 129-РЗ ; п. 1 ст. 1 Закона Астраханской области от 01.12.2011 № 97/2011-ОЗ ;
  • <или> роста прожиточного минимума трудоспособного населения (по России или по конкретному региону)” .

Роструд

Давайте пробежимся по каждому из перечисленных показателей.

Общероссийские индексы потребительских цен как по годам, так и по месяцам вы найдете: сайт Росстата → Цены → Потребительские цены Региональные индексы потребительских цен как по годам, так и по месяцам можно найти на сайтах территориальных органов Росстата. Например, индексы по Москве можно найти: сайт Мосгорстата → Цены и тарифы → Оперативная информация → Потребительские цены

1. Индекс потребительских цен официально устанавливается как в целом по стране, так и по конкретному региону. Его ежемесячно публикуют соответственно Росстат и его территориальные органы по субъектам РФ. Так, за 2011 г. индекс потребительских цен по России составил 106,1%.

2. Прогнозируемый уровень инфляции в РФ, предусмотренный, к примеру, Законом о федеральном бюджете на 2012 г., - не выше 6%п. 1 ст. 1 Закона от 30.11.2011 № 371-ФЗ .

3. Величина прожиточного минимума определяется в целом по РФ Правительством ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата, а по конкретному региону - в порядке, предусмотренном соответствующим законом субъекта РФпп. 1, 2 ст. 4 Закона от 24.10.97 № 134-ФЗ .

Величину прожиточного минимума по России и по ряду субъектов вы найдете: раздел «Справочная информация» системы КонсультантПлюс

Так, к примеру, рост прожиточного минимума трудоспособного населения за I квартал 2012 г. по сравнению с IV кварталом 2011 г. составил:

  • по России - 1,74% (6827 руб.Постановление Правительства от 19.06.2012 № 613 / 6710 руб.Постановление Правительства от 28.03.2012 № 247 х 100 – 100);
  • по Москве - 1,39% (10 490 руб.Постановление Правительства Москвы от 05.06.2012 № 258-ПП / 10 346 руб.Постановление Правительства Москвы от 20.03.2012 № 94-ПП х 100 – 100).

Повторимся: все вышеперечисленные величины не являются обязательными. В принципе, для индексации заработной платы работодатель может выбрать и любой другой ориентир, учитывающий рост стоимости жизни.

Собственно порядок индексации. Вот как можно его сформулировать, привязав индексацию, например, к индексу роста потребительских цен в целом по России:

3.2. Значение коэффициента индексации рассчитывается на основании официальных данных о росте индекса потребительских цен по России за предыдущее полугодие.

3.3. Значение коэффициента индексации рассчитывается главным бухгалтером в конце первого месяца текущего полугодия путем перемножения ежемесячных индексов роста потребительских цен по России за предыдущее полугодие. При этом используются официальные данные Федеральной службы государственной статистики об уровне инфляции по России за предыдущее полугодие. Полученный коэффициент применяется с 1 января и с 1 июля.

При проведении каждой индексации целесообразно издавать приказ за подписью руководителя, в котором нужно указать конкретное значение коэффициента индексации и дату, с которой он применяется. Приказ будет основанием для начисления бухгалтерией зарплаты работникам в увеличенном размере. Вот его образец.

ООО «Торговая компания “Азимут”»

ПРИКАЗ № 23
об индексации заработной платы

г. Москва

В целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы в соответствии со статьями 130, 134 Трудового кодекса РФ и Положением об индексации доходов сотрудников ООО «Торговая компания “Азимут”»

ПРИКАЗЫВАЮ:

2. Старшему бухгалтеру М.И. Осечкиной начислять заработную плату с учетом индексации с 1 июля 2012 г.

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера Н.С. Маслова.

С приказом ознакомлен:

Индексация = повышение зарплаты?

Является ли индексация зарплаты ее повышением и изменением обязательного условия трудового договора об оплате труд аст. 57 ТК РФ ?

В Роструде считают, что является.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Индексация заработной платы влечет за собой изменение ее размера или размера ее составляющих (оклад, надбавки, доплаты). Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада)) работника относятся к обязательным условиям трудового договора и должны в него включатьс яст. 57 ТК РФ .

Таким образом, изменение размера заработной платы отражается в трудовых договорах с работникам ист. 72 ТК РФ ” .

Роструд

Но чтобы работодателю перед каждой индексацией не готовить огромное количество документов, можно в трудовом договоре с каждым работником прописать, что зарплата работника - это оклад с учетом индексации. А также указать, что индексация окладов проводится в соответствии с Положением об оплате труда сотрудников организации.

4.3. Работнику установлен оклад 20 000 руб., который индексируется один раз в полугодие в соответствии с Положением об оплате труда ООО «Торговая компания “Азимут”» от 01.06.2005 № 23-/06-11, с которым Работник был ознакомлен до подписания настоящего трудового договора.

Правда, есть и другая точка зрения, согласно которой индексация заработной платы в связи с инфляцией не является ее повышением, ведь реальное содержание зарплаты остается неизменным. Кроме того, обязанность работодателя индексировать зарплату работников в связи с ростом потребительских цен прямо предусмотрена в ТК РФ. Однако если согласиться с таким подходом, то индексацию зарплаты, в частности окладов, нельзя будет учитывать при исчислении среднего заработка для оплаты командировок, отпускных и т. п.п. 16 Положения, утв. Постановлением Правительства от 24.12.2007 № 922

С сожалением приходится констатировать, что в настоящее время обязанность по индексации носит декларативный характер. Однако, на наш взгляд, периодическая индексация зарплаты выгодна работодателю хотя бы тем, что она в разы повышает мотивацию и лояльность сотрудников. Ведь, индексируя зарплату, работодатель демонстрирует работникам свою заботу о них.

Один из самых актуальных вопросов для работодателей, сотрудников бухгалтерии и работников - что такое индексация заработной платы, и как ее производить в бюджетных и коммерческих компаниях. Также всем необходимо помнить о том, что указанные действия могут проводиться различными способами и методами. Кроме того, важно не забывать о санкционных мерах, применяемых к организациям, которые не осуществляют индексацию.

Что такое индексация заработной платы?

В обязанности каждого работодателя входит проведение индексации согласно требованиям статьи 134 российского Трудового кодекса. В указанной норме сказано, что в коммерческих и бюджетных организациях в обязательном порядке осуществляется увеличение уровня трудового дохода из-за повышения цен на различные товары и услуги для граждан.

Согласно письму № 1073-6-1, изданному Рострудом 19 апреля 2010 года, несмотря на отсутствие в нормах Трудового кодекса указаний на механизм проведения процедуры индексации и сроки, она в обязательном порядке должна реализовываться в каждой компании. Кроме того, она должна закрепляться в нормативных локальных актах фирмы или положениях об индексации заработной платы.

Правовая основа проведения индексации

После рассмотрения вопроса, что такое индексация заработной платы, следует изучить нормативно-правовую базу, регулирующую данный вопрос. В области трудовых отношений законодательство Российской Федерации обеспечивает защиту прав работников на практике с помощью различных способов.

Один из вариантов реализации этого принципа - это индексация заработной платы работников. Отсутствие этого механизма в организации способствует ухудшению уровня жизни сотрудников из-за несоответствия уровня заработка размерам цен на различные услуги и товары для граждан.

Тема по большей части раскрывается в российском Трудовом кодексе.

К регулирующим вопрос нормам относятся следующие:

  • Статья 22, которая перечисляет основные требования к работодателю по отношению к работникам. Несмотря на отсутствие прямого указания повышать реальную заработную плату, эта норма содержит упоминание об ответственности работодателя за несоблюдение положений законодательства о труде.
  • Статья 46, регламентирующая структуру различных коллективных договоров и соглашений между работодателями и работниками. Одной из особенностей этой нормы является указание на обязательное включение в установленные акты информации о способах и мерах обеспечения реального увеличения уровня трудового дохода сотрудников.
  • Статья 130 раскрывает нормативы, затрагивающие вопросы реализации установленных законом гарантий социального характера в отношении работников, которые связаны с исполнением ими своих трудовых обязанностей. Также эта норма устанавливает конкретные виды и типы гарантий в сфере оплаты за труд, включая индексацию.
  • Статья 134 устанавливает прямую обязанность работодателя проводить индексацию в нынешнем году и за предыдущие периоды времени, закрепляя право издания соответствующих актов в отношении работников бюджетной и государственной сферы за определенными субъектами.

Особенности индексации для различных компаний

В Трудовом кодексе нет указаний на прямую обязанность работодателя проводить работникам индексацию заработной платы во внебюджетной сфере. При этом существуют разъяснения некоторых органов государственной власти и судебные решения (к примеру, разъяснения российского Конституционного суда).

Согласно указанным пояснениям, работодатель, независимо от того, какой формы собственности и организационно-правовой структуры его организация, должен повышать уровень трудового дохода сотрудников в зависимости от роста цен на различные услуги и товары для граждан. Исключением в этом вопросе является наличие различных законов федерального уровня или других правовых актов, затрагивающих сферу труда специалистов в бюджетной сфере.

Важно помнить о том, что индексация заработной платы в организации может осуществляться разными методами на основании некоторых показателей. Независимо от применяемых вариантов, процедура увеличения дохода должна проводиться в обязательном порядке.

Напрямую рост предельного уровня трудового дохода не связан с МРОТ. При этом трудовое законодательство дает работодателям право на использование этого показателя при расчете индексации заработной платы.

При этом необходимо помнить следующее: независимо от того, какой показатель используется работодателем, заработная плата сотрудников не должна быть ниже уровня МРОТ по соответствующему региону в указанный год. Если МРОТ увеличивается, минимальный уровень заработной платы должен пропорционально увеличиться.

Индексация трудового дохода в 2018 году для бюджетных и государственных организаций и учреждений

Вопросы индексации заработной платы бюджетникам в основном регулируются положениями отдельных документов ведомственного типа. Из-за последствий экономического кризиса шестого апреля 2015 года был издан федеральный закон № 68, согласно которому трудовой доход государственных служащих не индексировался до 2018 года.

С нынешнего года этот мораторий отменен. Коэффициент индексации заработной платы в текущем году для сотрудников сферы государственной службы составил четыре процента. Так как с мая 2018 года на территории Российской Федерации действует новый размер МРОТ, а до этого увеличение минимального показателя проводилось меньше полугода назад, для специалистов в бюджетной сфере четырехпроцентный показатель может быть увеличен.

Индексация трудового дохода в нынешнем году затрагивает более двух миллионов специалистов в бюджетной сфере и сфере государственной службы. Согласно последним новостям об индексации заработной платы, отмена действия моратория положительно повлияла на огромное количество сотрудников указанных сфер. Особенно это отразилось на финансовом положении тех, кто не попал под предыдущее увеличение трудового дохода.

Индексация заработной платы в коммерческих организациях в 2018 году

Самое большое количество вопросов возникает у тех работодателей и сотрудников, которые трудятся во внебюджетной хозяйственной сфере. На основании того, что 134-я статья российского Трудового кодекса определяет, что порядок осуществления индексации и увеличения размера трудового дохода должен фиксироваться в нормативных локальных актах фирмы или соответствующих положениях, работодатели считают увеличение размера трудового дохода не обязанностью, а правом.

Разъяснения о необходимости осуществления процедуры индексации заработной платы и расчет ее размеров содержатся в следующих нормативных актах:

  1. Определение № 26188-О, изданное Конституционным судом 19 ноября 2015 года.
  2. Письмо № 1073-6-1, изданное Рострудом 19 апреля 2010 года.
  3. Письмо № 14-3/В-1135, изданное Рострудом 26 декабря 2017 года.

Отдельные указания содержатся также в других информативных и разъяснительных актах, что подтверждает неотъемлемое право на индексацию зарплаты сотрудников.

Права работодателя в сфере индексации

Работодатель в сфере индексации трудового дохода сотрудников наделен не только обязанностями, но и правами. В первую очередь, это заключается в возможности самостоятельно определять, какие пункты будут содержаться в положении об индексации заработной платы, которое должно быть разработано в каждой организации.

Кроме того, работодатель сам определяет периодичность увеличения выплат работникам, а также способы и методики вычисления объема положенных трат из бюджета компании. Если руководитель компании не будет индексировать заработную плату работникам, ему грозит привлечение к ответственности.

Несмотря на обязанности различных организаций разрабатывать положения по индексации, законодательство содержит исключение из этого правила. Например, микропредприятия вправе не издавать установленные акты, а вносить пункты об увеличении размера трудового дохода в трудовые соглашения с сотрудниками.

В связи с тем, что в доход работников входит много элементов, работодатель вправе самостоятельно определять, в отношении какого элемента дохода проводить индексацию заработной платы. В коммерческих организациях и учреждениях бюджетной сферы основным требованием является общее повышение дохода сотрудников, независимо от того, какая составляющая часть заработной платы была увеличена.

Законодательство также дает право работодателям индексировать выплаты стимулирующего характера. То есть оклад и тарифная ставка по итогам календарного года оставались неизменными, но уровень заработной платы вырос за счет премирования и других выплат стимулирующего характера.

Правила расчета индексации зарплаты сотрудников внебюджетной сферы в 2018 году

Так как работодатель сам устанавливает порядок проведения индексации трудового дохода сотрудников, он вправе также сам выбирать формы закрепления этой обязанности в различных актах нормативного характера (положение, локальный нормативный акт, коллективный договор или трудовой договор).

Также в РФ индексация заработной платы проводится согласно периодам, которые устанавливаются работодателем. Существует четыре варианта выбора периода, в который происходит увеличение трудового дохода сотрудников.

  • Ежегодно. Согласно правовым нормам, это максимальный срок, который может применяться в организации для непроведения процедуры индексации в компаниях коммерческого типа. Чаще всего работодатели инициируют индексацию трудового дохода сотрудников в декабре текущего года.
  • Раз в полгода. Такой срок позволяет работодателю сделать более плавным рост расходов организации, повысить уровень мотивации у сотрудников и обеспечить благосостоянию работников стабильное и равномерное увеличение.
  • Ежеквартально. Этот способ является наиболее распространенным вариантом у руководителей российских компаний.
  • Ежемесячно. Этот срок является минимальным для проведения процедуры индексации. Это связано с тем, что именно ежемесячные показатели ценового потребительского роста публикуются учреждениями официального типа. Частое проведение индексации повышает нагрузку процессуального характера на организацию и ее сотрудников.

Механизмы индексации

Механизмы для проведения индексации различаются по следующим показателям:

  1. Размер минимальной оплаты за труд (МРОТ). Законодательство Российской Федерации дает работодателям право «привязывать» индексацию трудовых доходов сотрудников к изменению размера прожиточного минимума или МРОТ. Это связано с тем, что с мая нынешнего года эти показатели являются идентичными. Если применяется данный показатель, индексация осуществляется прямо пропорционально изменению размера минимальной оплаты за труд. Изменения в размер зарплаты могут вноситься одновременно с увеличением установленного показателя или в другом порядке. При этом максимальный срок внесения изменений составляет не более одного года, а общий размер проводимой индексации не должен быть ниже индекса увеличения цен на потребительские товары и услуги.
  2. Уровень инфляции. Работодателям дается также право ориентироваться при проведении индексации трудовых доходов работников на прогнозируемые на грядущий год показатели роста цен. Несмотря на возможность использования этого показателя, работодатель должен следить за тем, чтобы уровень индексации был не ниже, чем коэффициент увеличения цен на потребительские товары и услуги.
  3. Индекс увеличения потребительских цен. Последняя индексация заработной платы должна была осуществляться минимум на четыре процента в связи с тем, что это соответствует индексу увеличения цен на товары и услуги для граждан. Даже при использовании другого показателя для расчета размера увеличения трудового дохода работников индекс цен считается ключевым для определения соблюдения работодателем норм трудового законодательства или их нарушения.

Порядок осуществления индексации в организациях

Проведение мероприятий по индексации заработной платы в коммерческой или бюджетной организации требует от руководителя компании строгого соблюдения определенного порядка действий. Также работодателю необходимо принимать во внимание обязательность некоторых процедур процессуального характера и наличие важных документов (внутренних).

В нынешнем году действия по индексации трудового дохода сотрудников в компании осуществляются следующим образом:

  • Работодатель разрабатывает нормативные локальные акты, в соответствии с которыми будет проводиться процедура индексации трудового дохода сотрудников в конкретном году или на постоянной основе. Наиболее распространенной формой локальных актов является положение, в котором подробно расписаны все действия в рамках индексации.
  • Заключение дополнительного соглашения об изменениях размера зарплаты работника. Этот пункт обусловлен тем, что трудовой доход сотрудников относится к информации обязательного характера, которая фиксируется в трудовом договоре каждого работника. Поэтому любые изменения, касающиеся заработной платы, также должны быть документально закреплены обеими сторонами.
  • Издание приказа о повышении размера трудового дохода сотрудников. На основании факта увеличения зарплаты необходимо составить документ, в котором будут отражены субъекты повышения и его размер. Допускается как издание общего приказа для всех работников, так и отдельных бумаг по каждому из них.
  • Внесение соответствующих изменений в штатное расписание, которое действует в организации. Изменения вносятся только в пункты, касающиеся размеров трудового дохода сотрудников.
  • Внесение соответствующих изменений в ранее действовавшие в организации нормативные локальные акты, которые регламентируют размер трудового дохода или правила его индексации.

Ответственность за нарушение правил индексации

Если руководитель организации не осуществляет индексацию заработной платы (образец ниже), за подобные действия его могут привлечь к ответственности административного характера. Санкционные меры за соответствующие нарушения предусмотрены статьей 5.27 российского кодекса об административных правонарушениях.

В статье сказано, что за нарушение норм законодательства о труде на работодателя могут наложить штрафные санкции в пределах пяти тысяч рублей (непосредственно на руководителя или на сотрудника, ответственного за установление правил и порядок начисления и выдачи зарплаты) либо в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей (на организацию, которая имеет статус юридического лица).

Если работодателем фактически было обеспечено проведение процедуры индексации трудового дохода сотрудников при отсутствии нормативных локальных актов, который регулирует порядок ее осуществления, к нему будет применена более мягкая санкционная мера. Трудовая инспекция в этом случае вправе вынести предписание об обязательном составлении указанного локального документа.

Помимо административной, работодатель может быть привлечен к гражданской ответственности, если индексация трудового дохода не была осуществлена, а работник обратился в суд. В этом случае может быть вынесено решение о взыскании в пользу сотрудника недополученной части дохода, а также дополнительной компенсационной выплаты. Вторая часть взыскания является добровольной и, согласно материалам судебной практики, применяется довольно редко.

Также в вопросах индексации имеет место привлечение работодателя к ответственности за уклонение от перечисления в казну налогов из-за непроведенной процедуры индексации. Это обусловлено тем, что при увеличении размера трудового дохода сотрудника увеличиваются и налоговые отчисления с его зарплаты. Соответственно, отказ от повышения зарплаты влечет за собой незаконное уменьшение налоговой базы.

Работодателям и их сотрудникам важно четко понимать, что такое индексация заработной платы, как часто она должна проводиться и в каком размере. Знание и исполнение соответствующих норм поможет работодателю избежать ответственности, а работнику получать должную зарплату.

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.

Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В условиях высокой инфляции в первой половине 90-х гг. данный показатель утратил связь с прожиточным минимумом.

В 1994-1999 гг. МРОТ колебался в пределах 10-20% от прожиточного минимума и поэтому в небольшой степени влиял на реальную оплату труда лишь в бюджетной сфере.

Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).

Индексация доходов

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия.

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Гак, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

Поддержка бедных слоев населения

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

Абсолютная черта бедности - это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.

Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджета низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания (общей калорийностью 2300 ккал. в сутки) и 79 непродовольственных товаров. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.

Относительная черта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах - членах ЕС - менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.

Бедность также характеризуется распространенностью (число бедных) и глубиной. В большинстве стран с переходной экономикой в середине 90-х гг. она затрагивала существование почти четверти населения (в России в 1995-1997 гг. - 20-25%).

Глубина бедности - это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума. Так, в России в среднем для бедного это отклонение составляет более 40% (в Эстонии - 25%, в Польше и Венгрии -- 20%), т.е. бедность в нашей стране отличается большей глубиной, чем в странах Центральной и Восточной Европы.

Дефицит дохода оценивается как величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума. Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП. Так, совокупный дефицит доходов населения по отношению в ВВП составлял в 1997 г.: в России - 3%; Эстонии - 2,7; Польше - 0,6 и Венгрии - 0,2%.

Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200. товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания.

Структура минимального потребительского бюджета, %: питание -45,1; непродовольственные товары - 39,0;услуги - 13,2; налоги и сборы - 2,7.

Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат - в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы, %: продукты питания - 30; непродовольственные товары - 47 (из них ткани, одежда, обувь - 20, мебель, предметы культуры и быта - 18, прочие товары - 9%); все услуги -23.

Дифференциация населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

  • 1) "бедные" семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму;
  • 2) "малообеспеченные" семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом;
  • 3) "обеспеченные" семьи, душевой доход в которых находится в интервале между минимальным потребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом;
  • 4) "богатые" семьи, уровень душевого дохода в которых выше рационального потребительского бюджета.

В России во второй половине 90-х гг. на бедные семьи приходилось 30-35% населения, малообеспеченные - 35-40, обеспеченные - 20-25, состоятельные и богатые - 6-6,5%.


Одной из составляющих доходов населения являются компенсационные и дотационные выплаты в связи с повышением потребительских цен. Защита доходов населения от инфляции на практике осуществляется разными способами. Среди них: адаптация, т. е. повышение пенсий и доходов старых назначений в соответствии с динамикой цен и уровня жизни; компенсация - прямой пересмотр ставок и окладов при заключении коллективных договоров, что применяется при повышении цен на определенные группы товаров широкого потребления; индексация доходов населения - основная форма социальной защиты населения.
Индексация - это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Она направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи. Индексация доходов должна быть дифференцированной по группам населения. Полная индексация невозможна, поскольку имеется предельный уровень доходов, сверх которого она не применяется. Различают индексацию ожидаемую (с учетом прогнозируемого повышения цен) и ретроспективную (в соответствии с ростом цен за прошедший период) как наиболее частую. При этом устанавливается порог повышения индекса цен по фиксированному набору товаров и услуг, который и служит своеобразным сигналом корректировки доходов.
Индексации подлежат денежные доходы граждан, не носящие единовременного характера: государственные пенсии, пособия, стипендии, оплата труда (ставки, оклады), суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей. Индекса
ции не подлежат денежные доходы населения от собственности, так как они формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите.
С 1 января 2002 г. вступили в силу новые федеральные законы, касающиеся пенсионного обеспечения. По новому законодательству в трудовой стаж при расчете так называемой «трудовой пенсии» время учебы не засчитывается, а время ухода за ребенком определяется в регламенте 1,5 года при одном ребенке и 3 года - при двух и более детях. Рассчитываемый индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП) базируется на трудовом стаже и заработной плате. Базовый ИКП по трудовому стажу равен 0,55 при трудовом стажер женщин 20 лет, у мужчин - 25 лет. За каждый дополнительный год работы ИКП увеличивается на 0,01, но значение ИКП ограничено сверху: он не может превышать 0,75. При расчете пенсии выбираются либо любые шестьдесят месяцев (подряд), либо последние два года - в зависимости от того, когда заработная плата работника была выше. Средняя зарплата в выбранный период делится на среднюю зарплату по стране и получается еще один коэффициент, верхний уровень которого тоже ограничен: он не может превышать Затем первый и второй коэффициенты перемножаются. Это дает окончательное значение ИКП, которое умножается на принятую среднюю заработную плату в России. Принимая среднюю зарплату равной 1671 руб., максимальный размер пенсии по старости у нас в стране будет такой: 0,75 (при трудовом стаже 45 лет у мужчин и 40 лет у женщин) х 1,2 х 1671 =1503 руб. Величина средней заработной платы 1671 руб. «заморожена» с августа 2001 г., при установлении другой величины все трудовые пенсии будут пересчитаны. Работающие пенсионеры у нас в стране получают пенсию полностью. С 1 февраля 2002 г. все трудовые пенсии проиндексированы на 6,5%.
Действуют положения, касающиеся определенных номинаций пенсионеров: увеличен размер базовой пенсии для лиц, достигших 80 лет, для инвалидов 1-й группы пенсия не может быть менее 900 руб. Если же на их иждивении находится один нетрудоспособный член семьи, базовая пенсия увеличивается до 1050 руб., двое -до 1200, трое и более -1350 руо. Жители блокадного Ленинграда получают специальную добавку к пенсии. Более высокими пенсиями отмечены государственные служащие, имеющие не менее 15 лет государственной службы, участники Великой Отечественной войны, нетрудоспособные граждане, лица, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф. Для этих категорий пенсионеров с 1 января 2002 г. принят специальный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Начинается формирование накопительных пенсий, которые будут действовать для тех, кому предстоит выйти на пенсию начиная с 2003 г.

Что касается возмещения населению потерь от обесценивания сбережений, находящихся во вкладах в банках, то они в основном осуществляются путем изменения процентных ставок в установленном порядке с учетом индекса цен, т. е. способом компенсации.
В наших условиях процент, выплачиваемый населению по вкладам, не выполняет присущих ему функций и не является реальной платой населению за использование его средств в качестве кредитных ресурсов. Он не только не приносит дохода вкладчикам, но и не компенсирует их потери от возможной инфляции (хотя частично их снижает).
В зарубежных странах принят широкий диапазон дифференциации процентных ставок в зависимости от вида и срока хранения вкладов, но всегда действует принцип, согласно которому процентная ставка должна быть не ниже темпов роста индекса цен (инфляции). При этом ставки по вкладам неизменно регулируются в зависимости от уровня инфляции. Так, в целях стимулирования сбережений, особенно на продолжительный срок, кредитные учреждения США выплачивают от 5,7 до 9,2%, Англии - от 3,0 до 11,2%, Франции - от 4,5 до 7,5% годовых.
Индексация процентных ставок по вкладам пока не принята у нас, поэтому должна быть более активной политика компенсационных выплат владельцам сбережений.
В экономически развитых странах индексация доходов населения выступает одной из форм их государственного регулирования наряду с налоговой системой и политикой цен. По некоторым видам доходов (в основном заработной платы наемных работников) она была введена после второй мировой войны, в период резкого повышения цен, хотя Великобритания, США, Норвегия, Австрия используют индексацию с 1920-х гг. Сейчас индексация доходов в связи с повышением цен практикуется в 11 западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии, Австралии. В общенациональном масштабе она осуществляется в Бельгии, Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Австралии, где она фиксируется в соглашениях предпринимателей, профсоюзов и государства.
В других же странах (США, Японии, Швейцарии, Великобритании) индексация доходов происходит на уровне отдельных фирм и отдельных отраслей, не носит гарантированного характера и проводится по соглашению между предпринимателями и профсоюзами. Германия, Австрия, Ирландия, Португалия, Швеция вообще не имеют механизма индексации, гарантирующего автоматическое повышение заработной платы с учетом роста потребительских цен. В этих странах покупательная способность

заработной платы поддерживается путем пересмотра тарифных ставок и окладов в периоды заключения новых коллективных договоров, т. е. применяется метод компенсации.
Периодичность индексации заработной платы: в США - 4 раза в год, в Италии - 1 раз в год, в Бельгии и Люксембурге - ежемесячно. В одних случаях применяется шкала пунктов (в Дании, Италии); в других - шкала процентов (в США, Бельгии, Люксембурге, Швеции, Испании).
В последние годы индексация доходов населения, в первую очередь заработной платы, в экономически развитых странах начинает терять свое значение. Заработная плата все больше ставится в зависимость от результатов экономической деятельности. Существенно (в среднем на 40-50%) снизилась степень возмещения потерь населению от инфляции. Достигнутый высокий уровень жизни и дальнейшее его повышение позволяют трудящимся соглашаться лишь на частичную компенсацию своих доходов в определенные периоды (своего рода "сделка по уступкам"). Уровень жизни наиболее уязвимых слоев населения поддерживается с помощью выплат гарантированного минимального дохода, периодического пересмотра минимальных пенсий и пособий и минимальных ставок заработной платы и т. д. В частности, практически все социальные пособия, кроме пенсий, как правило, тоже не индексируются, они регулярно корректируются. Пенсии индексируются в большинстве стран с 60-х гг. ежегодно или два раза в год в зависимости от повышения потребительских цен.
Литература к главе 5 Бедность в России: государственная политика и реакция населения / Под ред. Джени Клугман. - Вашингтон: Всемирный банк, 1992. Доклад о развитии человека за 1998 год. - ПРООН, Нью-Йорк, Оксфорд, Оксфорд юниверсити пресс, 1998. Елисеева И. И., Костеева Т. В., Хоменко Л. Н. Международная статистика. - Минск: Вышэйшая школа, 1995. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. Изд. 4-е, перер. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1998. КирутаА. Я., Шевяков А. Ю. Совершенствование методологии распространения данных выборочных бюджетных обследований на генеральную совокупность. - М.: ЦСЭИ, 1999. Методологические положения по статистике. Вып. 1. - М.: Госкомстат России, 1996.
Национальноесчетоводство:Учебник/Подред. Г. Д. Кулагиной. - М.: Финансы и статистика. 1997. Национальные счета России в 1989-1998 годах. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 1999. Организационно-методологические основы обследования бюджетов домашних хозяйств в системе государственной статистики // Вопросы статистики. - 1999. - № 8. Панкратьева Н. Методы оценок доходов различных групп населения в динамическом и региональном разрезах // Вопросы статистики. - 1995. - № 5. Полляк Г. Бюджет и семья // Экономическое обозрение. - 1934. - № 3. Российский статистический ежегодник. 1999. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 1999. Рябушкин Б. Т. Основы статистики финансов: Учебное пособие. - М.: Финстатинформ, 1997. СиденкоА. В., Башкатов Б. И., Матвеева В. М. Международная статистика: Учебник. - М.: Дело и сервис, 1999. ХиксДж. Стоимость и капитал. - М.: Прогресс, 1993. Экономическая статистика: Учебник/Под ред. Ю. Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 1998.