Влияние глобализации мировой экономики на выбор стратегии развития экономики россии. Состояние мировых валютных систем и проблемы экономической устойчивости

экономика

ный бюджет социальных расходов, отсутствующих в бюджетах развитых государств, свести бюджет без дефицита невозможно. Поскольку макроэкономическая стабилизация и сбалансированный бюджет являются основными условиями успешного проведения институциональных преобразований, государство проводит секвестр тех бюджетных расходов, которые должны были быть направлены на поддержку производства. По мере продвижения по пути реформ, проявле-

ния «ментальности скупца» обычно смягчаются, но в данном случае мы несомненно наблюдаем именно это явление под маской заботы о чистоте рядов экспортеров. Действительно, лжеэкспортеры наносят большой ущерб бюджету. Однако все меры борьбы с уклонением от уплаты налогов должны быть разумными и основанными на строжайшем исполнении законов. Эпоха «кавалерийского наскока» на экономическую экономику закончилась.

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

B.C. ВАСИЛЬЕВ, ст. преп. кафедры экономической теории

Под глобализацией необходимо понимать стремление и возможности отдельных индивидуумов и различных групп к взаимодействию в социальных и экономических процессах без обязательного, как это бывало в прошлом, участия государства. Благодаря появлению новых технологий, либерализации в политической и социально-экономической сферах таких возможностей стало гораздо больше. Не только государственные мужи стали понимать, что высвобождение творческой энергии людей наилучшим образом способствует максимизации индивидуального благополучия, но и наоборот, простые люди, далекие от проблем выбора стратегических магистралей развития, стали осознавать, что пользование плодами научно-технического прогресса не может быть эксклюзивным.

Осознание того, что развитие мировой экономики, хозяйственных, политических, культурных и иных связей идет по пути глобализации, проявляется уже в трудах мыслителей XVIII в., в частности А. Тюрго. Прямое приветствие глобализации содержится в трудах Ф. Бастиа. С началом эпохи империализма процесс постепенного формирования глобального общества замедлился.

Подлинный прорыв в деле научного толкования процесса глобализации как соз-

дания ноосферы был осуществлен великим русским ученым В.И. Вернадским.

В целом тенденция глобализации международно-хозяйственных и культурных взаимоотношений является глубоко позитивной. Это не в состоянии отрицать наиболее вдумчивые националисты. Так, последовательно националистически настроенные эксперты из движения «Духовное наследие» являются сторонниками глобализации при условии, что эта тенденция не будет монополизирована несколькими государствами в узконациональных интересах.

Плоды глобализации на исходе тысячелетия очевидны: это ускоренное развитие, высокий уровень жизни, новые творческие возможности. Однако наряду с положительными стали возникать и побочные отрицательные явления. Как указывает Генеральный секретарь ООН К. Аннан, «глобальный рынок еще не руководствуется правилами, в основе которых лежали бы общие социальные цели... если завтра бедные пойдут по тому же пути, который привел сегодняшних богатых к благосостоянию, земные ресурсы скоро окажутся исчерпанными. Поэтому наша главная задача сделать так, чтобы глобализация стала позитивной силой для всех жителей Земли, а не оставляла позади себя миллиарды людей в крайней нищете» .

Подобного рода соображения высказываются не только Генеральным секретарем ООН. Сходные мысли в России высказывались многими стратегическими аналитиками: можно указать на статью В.Л. Макарова «Российская модель общества» в сборнике «Реформы глазами американских и российских ученых». Необходимо отметить, что очень схожие тревожные мысли движут и принципиальными противниками глобализации, будь то французские «новые правые» Алена де Бенуа или крайне левые и экологисты-радикалы. Неприемлемость их экстремистских действий не должна закрывать нам глаза на всю серьезность проблемы противостояния.

Понимание отрицательных сторон глобализации ни в коем случае не должно привести к ее торможению. XX век вошел в историю как век борьбы национального изоляционизма с мировой свободой. Незадолго до начала первой мировой войны один из выдающихся теоретиков марксизма Рудольф Гильфердинг в своей работе «Финансовый капитал» с громадной силой убеждения показал, как стремление традиционной аристократии в союзе с финансовым капиталом оградить национальные рынки от конкуренции неизбежно приведет к войне за передел мира из-за нехватки наличных ресурсов. Жизнь подтвердила правоту Гильфердинга: обе мировые войны имели одной из причин нехватку ресурсов, необходимых для поддержания нормального уровня жизни в странах, опоздавших к разделу мира на сферы экономического влияния. Великая Депрессия, имевшая одной из причин протекционизм в торговле, только усугубила негативные мировые процессы. По мнению крупнейших западных аналитиков, таких, например, как небезызвестный 3. Бжезинский, несмотря на процессы демократизации в мире, неизбежны серьезные конфликты между либеральным «западным миром» и «нелиберальными демократиями» развивающихся стран, которые неправильная организация экономики внутри своих границ и сохраняющиеся пережитки протекционизма в международных отношениях, плюс ответственность перед

избирателями популистски ориентированных лидеров может толкнуть на путь военной экспансии. И хотя исход такого конфликта можно считать предрешенным в военном смысле, последствия такого решения проблем отбросят мировую цивилизацию в средневековье.

Отсюда следует, что правильным подходом может быть только последовательное распространение на Сферу международных отношений принципов либерализма, в духе разработанного Ф. фон Хайеком «усвоения моральных практик», выработанных человеческим сообществом за годы своего развития и успешно прошедших эмпирическую проверку. Ни в коем случае для управления процессами глобализации не следует поддаваться на идею создания некоего «мирового правительства». Любая попытка создать такой институт приведет только к усилению противоречий между развитыми и развивающимися странами. Наоборот, существующие государства должны продолжать самостоятельное существование, а их упра-вительные механизмы должны совершенствоваться. Необходимо идти по пути укрепления уже существующих международных институтов, и действовать на основе системы специально выработанных общих правил и ценностей, уравнивающих всех участников в правах.

Действия в духе либерализма предполагают высвобождение творческой энергии личности. Поэтому задачей правительств становится обеспечение возможностей действия неправительственных организаций, ученых, общественных деятелей, коммерческих и благотворительных организаций, особенно на пути вложений в «человеческий капитал». Цель двоякая: с одной стороны, достигается ускорение темпов экономического роста, с другой - создаются возможности для достижения с помощью неправительственных структур тех социальных целей, которые не должны брать на себя правительства. Так, например, сравнительно небольшие инвестиции в базовое образование, оснащенное новыми информационными технологиями, позволят сделать все виды

знаний доступными не только на глобальном уровне для развивающихся стран, но и на микроуровне для учащихся с низким уровнем дохода. Одновременно, общедоступное современное образование ведет к ускорению темпов развития в развивающихся странах ц позволяет избежать разрушительного воздействия на природу.

Действия в духе либерализма предполагают совершенствование и по возможности унификацию управления и норм законодательства на национальном уровне. Только те государства могут успешно интегрироваться в национальную экономику, которые могут создать привлекательный инвестиционный климат и демократическую среду обитания для иностранных инвесторов. Поэтому необходима такая реформа законодательства, которая позволила бы организовать управление государством на принципах «прозрачности и подотчетности». Речь может идти даже не об унификации, а именно о либерализации в духе раннелиберальных законов Великобритании, когда необычайно большая свобода была предоставлена индивидуумам с тем, чтобы избавиться от первоначального чрезмерного вмешательства государства во все сферы.общественной жизни. Разумеется, все действующие нормы законов надлежит строго исполнять и контроль государства в лице его уполномоченных институтов должен быть весьма и весьма жестким, если даже не жестоким. Особо следует обратить внимание на регулирова-

ние деятельности транснациональных корпораций, памятуя о печальном опыте XX в. Ни в коей мере нельзя позволить таким хозяйственным структурам вести собственную политику, идущую вразрез с интересами тех стран, в которых они действуют.

И, наконец, последнее, в чем на мой взгляд заключается эксклюзивная возможность для России на пути глобализации. Сейчас, когда мировым лидером по сути остаются одни США, роль России в развивающемся мире должна сводиться к роли демократического посредника между развитым и развивающимся миром, к роли проводника идей творческой демократии и справедливой интеграции народов. Именно Россия должна от имени всего развивающегося мира ставить вопрос о смягчении долгового бремени и подлинном открытии рынков развитых стран для товаров стран развивающихся.

Литература

1. Аннан К. Ключ к искоренению всемирной нищеты. - Независимая газета, 21.12.2000.

2. Гильфердинг Р. Финансовый капитал. - Петербург, 1918.

3. Подберезкин А.И. Русский путь. - М.: РАУ--Университет, 1999.

4. Реформы глазами американских и российских ученых / Под ред. О.Т. Богомолова // Российский экономический журнал - 1996.

5. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. - М.: Новости, 1992.

К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ

В.С. ВАСИЛЬЕВ, ст. преп. кафедры экономической теории

Анализ процесса приватизации в России следует проводить по нескольким направлениям. Это, в первую очередь, анализ теоретических положений, лежащих в основе приватизационного процесса. Далее, это анализ последовательности мероприятий по перестройке экономического механизма, со-

ставной частью которых является приватизация. И, наконец, это анализ последствий приватизации. В такой последовательности мы и рассмотрим данный вопрос.

1. Теоретическая база приватизации. Как ни парадоксально, в России мало задумываются над тем, какие именно теории

В настоящее время существуют два ряда глобальных проблем. С одной стороны, это так называемые глобальные проблемы человечества: загрязнение окружающей среды; демографический взрыв и перенаселение во многих странах мира; нехватка продовольствия и голод; сохранение мира, разоружение и конверсия. Перечисленные проблемы имеют комплексный характер и находятся на стыке экономики, политики, социальной сферы, науки, техники и технологии. В первую очередь они обусловлены кризисом традиционных технологий и нарушением законов взаимодействия человека и природы. С другой стороны, следует выделить глобальные проблемы экономики.

Проведём различие между понятиями "глобализация" и "глобальная экономика". Глобализация мировой экономики -- современная стадия интернационализации производства и капитала, которая началась и продолжается около 100 лет. После Второй мировой войны процесс интернационализации ускорился и углубился, что выразилось, с одной стороны, в резком расширении масштабов деятельности транснациональных банков, а с другой стороны, в развитии интеграционных экономических процессов, которые с микроуровня перешли на макроуровень и приняли форму региональных экономических интеграционных объединений. В начале 70-х годов XX в. осознание качественных изменений в характере и содержании мирохозяйственных связей выразилось в появлении экомических концепций взаимозависимости национальных экономик, планов модернизации международного разделения труда, определении роли транснациональных корпораций как мощного фактора формирования современного мира наряду с национальными государствами. В 90-е годы произошел переход в новое качество, позволяющий говорить о начале следующего этапа интернационализации, который можно назвать глобализацией. Ее следствием является создание глобальной мировой экономики с определенными специфическими особенностями, чертами и структурами, ранее не имевшими места. Чтобы понять специфику процесса глобализации, нужно сравнить его с интернационализацией производства и капитала на ее более ранних стадиях. Первое, что бросается в глаза, -- это разница в масштабах как в территориальном плане, так и по охвату сфер международных экономических отношений. Дело здесь не только и не столько в масштабности происходящего, сколько в качественно новой глубине проникновении транснациональных процессов в национальные экономики.

В функциональном плане глобальная экономика проявляется в следующих аспектах:

Глобальной финансовой системе, которая постепенно становится таковой благодаря развитию электронных средств связи и использованию компьютерных технологий;

Глобальной системе обмена результатами интеллектуальной деятельности начиная с традиционной торговли лицензиями на использование технологий и кончая компьютерными информационными сетями;

Глобальной системе продвижения товаров и услуг, включая транспортировку, хранение, страхование, маркетинг, рекламу и oрганизацию товарных потоков и другие необходимые операции. Глобализация, имея объективную материальную основу, заложенную научно-технической революцией и транснационализацией, отличается также тем, что организуется, так сказать, "сверху".

Глобализация предполагает передачу от стран части своих национальных функций управления наднациональным органам. Особенно это видно на примере деятельности Всемирной торговой организации (ВТО). Кроме торговли товарами ВТО с недавнего времени начала регулировать торговлю услугами, средствами инвестирования, по которым были приняты соответствующие решения, требующие изменений в национальных законодательствах, стала принимать на себя торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Обсуждаются вопросы экологических требований к товарам и даже трудовые стандарты. Делается небывалая попытка унификации норм и правил международной торговли и связанных с ней видов внешнеэкономической деятельности, беспрецедентная по степени вмешательства в вопросы международного регулирования, всегда бывшие объектом национальной юрисдикции отдельных стран.

Другим мощным рычагом организованной глобализации является новая стадия кардинальной либерализации международной торговли, исходящая также от ВТО. Преобладавший ранее в мировой торговле протекционизм, лишь несколько смягчаемый решениями ГАТТ, на протяжении всего послевоенного периода заменяется другой идеологией. Действительно, из всех известных инструментов национального внешнеторгового регулирования для основной массы товаров согласно решениям Уругвайского раунда ГАТТ/ВТО вскоре останется лишь импортный таможенный тариф, средняя ставка которого не будет превышать 3, 9% от стоимости ввозимых товаров (не считая оплаты услуг таможни). Акцент будет перенесен на косвенные методы регулирования, связанные со стимулированием экспорта посредством государственного страхования экспорта, льготного и межфирменного кредитования и др. (которые, кстати, в России находятся в зачаточном состоянии). Количественные ограничения в международной торговле и экстренные меры защиты внутреннего рынка смогут найти применение только в отдельных, особо оговоренных случаях (демпинг, структурные преобразования в отрасли страны с переходной экономикой и др.).

Еще одним аспектом направляемой глобализации является развитие средств связи и информационных сетей. На их базе финансовая сфера получает возможность перейти к новой ступени глобализации и известной самодостаточности. Это влечет за собой новые возможности в области инвестирования и кредитования, хотя и создает почву для невиданных по масштабам спекуляций.

В наибольшей степени глобализацией охвачена именно финансовo-банковская сфера. Многие банки и другие финансовые институты осуществляют операции в глобальных масштабах, что вполне объяснимо. Несмотря на имеющиеся трудности, сделать это им легче, дешевле и проще, чем производственным компаниям, большинство из которых пока предпочитают действовать на региональном уровне. Анализ побывает, что в первую очередь речь идет о производных финансовых инструментах. С финансовой глобализацией связан ряд рисков, которые способны подрывать стабильность мировой экономики.

Таким образом, мировая экономика в настоящее время становится новой глобальной системой, которая требует и качественно нового подхода к ее изучению и пониманию.


Искусственная изоляция советской экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отставания нашей промышленности, а также технологического уровня продукции. Отечественные предприятия не смогли воспользоваться преимуществами международного разделения труда. Закрытость экономики сопровождалась автаркией, т.е. формированием самодостаточной экономической системы, в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие виды продукции можно было дешевле покупать за рубежом. Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей продукции. Экономическая теория утверждает, что закрытость экономики ведет к упадку промышленности и экономической отсталости. С автаркической экономикой нет ни одной развитой страны.
Современная стадия интернационализации производства и капитала выражается в резком расширении масштабов деятельности транснациональных банков в развитии интеграционных экономических процессов. Мировая экономика перешла в новое качество, позволяющее говорить о начале следующего этапа интернационализации, называемого глобализацией.
Представления о глобализации экономических процессов стали доминировать тогда, когда в странах Запада начался устойчивый экономический подъем, сопровождаемый бурным ростом и распространением новых информационных и электронных технологий. Благодаря этим технологиям резко ускорилось свободное движение товаров и услуг, но что особенно важно, свободное движение идей и капиталов, перемещение огромных масс финансовых средств. Рост транснациональных корпораций и их контроль за производством подавляющего большинства новых высокотехнологичных товаров позволяют говорить не только о финансовой, но и о производственной, а также инфраструктурной глобализации, о финансовых, товарных, производственных потоках, которые пронизывают ставшие прозрачными границы. Особенно это касается прямых капиталовложений, финансовых операций, процесса глобализации финансовых рынков, что привело к тесной взаимосвязи между движением валютных курсов, банковским процентом и корректировками акций в разных странах. Все это часто трактуется как наступление принципиально нового состояния мировой экономики, для которой характерны черты глобализации, слияние экономик отдельных стран в общемировую экономику. Слияние экономик осуществляется не только посредством торговли, но и на основе расширения сети транснациональных экономических отношений, созревания социальных общепланетарных условий для формирования интегрированных связей, общемировых программ, проектов и т.д. В законодательных актах стран по целому ряду экономических вопросов уже используется не национальный, а мировой режим. Таким образом, функционирование национальных экономик выходит за пределы своих территориальных границ и соответственно их экономическая конъюнктура формируется в транснациональных условиях.
В настоящее время идет зарождение качественно нового механизма глобального макрорегулирования, опирающегося на следующие мирохозяйственные связи:
финансовые (регулирование финансовых потоков на межгосударственном уровне);
организационные (создание и функционирование различных международных экономических правительственных и неправительственных организаций);
информационные (сбор экономической информации, необходимой для макрорегулирования, например, через систему национальных счетов и т.д.);
производственные (процессы интеграции производства на глобальном уровне);
воспроизводственные (выбор типа, темпов и основных пропорций национальной экономики с учетом включения ее в глобальную экономическую систему).
Динамика современной экономической жизни характеризуется дальнейшим развитием процесса глобализации и фор-мирования на его основе глобальной мирохозяйственной системы. Попытки игнорировать данную объективную тенденцию могут обернуться потерей хозяйственного суверенитета для той страны, которая попытается в одиночку воспрепятствовать втягиванию своего хозяйства в глобальную систему. Выход видится в создании нескольких взаимодействующих экономи-ческих центров, выражающих интересы групп стран, призванных реализовать политику сбалансированности хозяйственных интересов различных стран.
Таким образом, в настоящее время происходит качественное изменение экономического пространства, в котором функционирует экономика России. Субъекты глобального макрорегулирования воздействуют на все воспроизводственные процессы российской экономики.
Процессы глобализации - это не отдаленное будущее, а новая реальность, с которой приходится считаться, принимая то или иное экономическое решение.
Глобализация предполагает передачу странами части своих национальных функций наднациональным органам. Особенно видно это на примере деятельности ВТО.
Без сомнения, вхождение России в мировую экономику важно, чтобы не остаться на «обочине» цивилизации. Значение интеграции в мировую экономику в настоящее время особенно усиливается в связи со стремительной глобализацией хозяйственной жизни, интернационализацией науки и повышением роли информации и знаний как источника экономического развития. Знания распространяются не только путем передачи патентов и лицензий, но и через системы образования, научную литературу и контакты между людьми. Поэтому чем выше открытость страны, тем больше у нее возможностей увеличить свой научно-технический потенциал за счет «перелива» новых знаний из-за рубежа.
Выбор Россией после обретения независимости новой модели экономического развития требует разработки и реализации адекватной концепции ее интеграции в мировое хозяйство. Такая концепция должна строиться на поиске путей оптимальной международной специализации отраслей российской экономики с учетом национальных социально-экономических реалий и тенденций развития мирохозяйственных связей, т.е. на основе существующей и потенциальной конкурентоспособности отдельных ее отраслевых подразделений.
Формирование новой международной специализации России займет не одно десятилетие. Проблема повышения экспортного потенциала российской экономики, в первую очередь индустриального сектора, может быть решена только на основе тесной взаимосвязи активных целенаправленных мер государственной промышленной и внешнеторговой политики.
Важнейшим принципом государственного содействия улучшению международной специализации российской экономики представляется комплексное соединение различных направлений и средств регулирования экономичеких процессов. При этом конечной целью является улучшение качества жизни населения, а главной точкой приложения усилий - повышение конкурентоспособности предприятий. В принципе у России есть реальная возможность занять достойное место в мировом хозяйстве, участвовать в процессах глобализации в качестве ее полноценного и равноправного субъекта, а не периферийного объекта. 1.

Еще по теме 8.7. Влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики:

  1. 2.2. Глобализация в финансовой сфере и ее влияние на усиление нестабильности и неустойчивости национальных экономик
  2. Вопрос 36. Макроэкономика и ее проблемы. Модель экономического оборота на уровне национальной экономики Вопрос 37. Общая характеристика макроэкономических показателей Вопрос 38. Валовой национальный продукт и методы его исчисления Вопрос 39. Национальное счетоводство: балансовый метод, метод системы национальных счетов
  3. 3.2. Комплексный подход к критериям «кризисоустойчивости» национального фондового рынка в условиях глобализации
  4. 9.1 Национальный фонд Республики Казахстан:экономическая сущность, роль и необходимость в развитии национальной экономики

В результате глобализация подрывает рыночный, конкурентный характер мировой экономики, задерживая ее развитие, и превращается в орудие установления экономического и политического диктата в мире со стороны группы наиболее развитых стран.

Большое влияние глобализация оказывает на страны с переходной экономикой, поскольку из-за несовершенства законодательных аспектов, отсутствия продуманных стратегий их экономика поставлена в большую зависимость от мировых рынков.

С глобализацией связано создание рыночных институтов, в частности принятие новых законов и образование организаций, способствующих рыночному распределению ресурсов, например, правила регулирования торговли в рамках ВТО. На практике эти правила не всегда подходят к условиям конкретной страны. Поэтому важно совершенствовать свои экономические законы и порядки внутри страны, направленные на обеспечение экономического роста.

43 Фискальная политика: сущность, виды

фискальная политика представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции) .

Сущность экономически верной фискальной политики и состоит в стратегически правильном формировании государственного бюджета через систему налогообложения и манипулировании средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей.

различают два вида фискальной политики государства: Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

44.Рычаги фискальной политики

Основной рычаг фискальной политики государства - изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Влияние налогов на объем ВНП осуществляется через механизм налогового мультипликатора. Вторая составляющая фискальной политики - изменение государственных расходов. Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом

45Виды фискальной политики: стимулирующая, сдерживающая

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

Увеличение государственных закупок;

Снижение налогов;

Увеличение трансфертов.

При этом снижение налогов и увеличение трансфертов фирмам (субсидий) ведет к росту и совокупного спроса, и совокупного предложения. Происходит не только рост совокупного выпуска но и снижение уровня цен поэтому эти инструменты могут использовать как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме ("перегреве" экономики), направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией

Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

Сокращение государственных закупок;

Увеличение налогов;

Снижение трансфертов.

Интернационализа́ция - технологические приёмы разработки, упрощающие адаптацию продукта (такого как программное или аппаратное обеспечение) к языковым и культурным особенностям региона (регионов), отличного от того, в котором разрабатывался продукт. Есть важное различие между интернационализацией и локализацией. Интернационализация - это адаптация продукта для потенциального использования практически в любом месте. Интернационализация производится на начальных этапах разработки.

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран.

Экспортоориентированная модель. Суть экспортоориентированной модели промышленной политики состоит в поощрении производств, ориентированных на экспорт своей продукции. Приоритетной задачей считается производство конкурентоспособной продукции и выход с ней на международный рынок. Происходит ориентация промышленности страны на мировую конъюнктуру с целью захвата как можно большей доли мирового рынка. Важными преимуществами этой модели является включение страны в мировое хозяйство и доступ к мировым ресурсам и технологиям; развитие сильных конкурентных отраслей экономики, которые обеспечивают развитие остальных отраслей и являются основным поставщиком денежных средств в бюджет; привлечение валютных средств в страну и их инвестирование в развитие производства и сферы услуг национальной экономики.

Негативные факторы при реализации экспортоориентированной модели связаны в основном с сырьевым экспортом, поскольку чрезмерное его присутствие в структуре экспортируемой продукции грозит привести к примитивизации структуры национальной промышленности.

Модель импортозамещения. Модель импортозамещения представляет собой стратегию обеспечения внутреннего рынка на основе развития национального производства. Импортозамещение предполагает проведение протекционистской политики и поддержание твёрдого курса национальной валюты (тем самым предотвращается инфляция).

Импортозамещающая модель способствует улучшению структуры платёжного баланса, нормализации внутреннего спроса, обеспечению занятости, развитию производства, научного потенциала.

Негативными сторонами импортозамещающей модели промышленной политики являются самоизоляция от новых тенденций в мировой экономике; возможность технологического отставания от развитых стран. Кроме того, поскольку целью данной модели является насыщение внутреннего рынка, при том, что производимая продукция неконкурентоспособна и не пользуется спросом на внешнем рынке, государство вынуждено реализовывать её (чтобы окупить понесённые затраты), ограничивая реализацию более качественной импортной продукции, что не идёт на пользу не национальному производству, ни потребителям.

Закономерности интеграции национальной экономики в мирохозяйственную систему.

Современная международная интеграция представляет собой объективный процесс устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по своему развитию. Интеграция ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, созданию региональных комплексов. В своем развитии интеграционный процесс проходит несколько стадий, включая создание единого рынка с унификацией юридических и экономико-технических условий торговли, движения капитала и рабочей силы, образование экономического и валютного союза.

Конец XX - начало XXI века является периодом формирования новой системы мирового хозяйства со свойственной ей иерархией тех или иных национальных экономик в международном разделении труда (МРТ), на международном рынке капиталов, ресурсов.

Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений в международном разделении труда находится в самом начале. Несмотря на формальное расширение в начале 90-х годов участия в МЭО доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается. Так, например, удельный вес российской внешней торговли в международной торговле, резко снизившийся в начале 90-х годов, в конце 90-х годов составлял чуть более 1%. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только около одной четверти российской экономики "завязано" на внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна. Предпосылками к ее решению могут стать:

Прохождение Россией основных ступеней развития экономики рыночного типа, которые в свое время миновали экономически более развитые страны;

Восстановление нарушенных связей, экономическая интеграция в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в мировое хозяйство.

Одновременно с этими процессами должна осуществляться выработка механизма взаимодействия с промышленно развитыми, развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными торгово-экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий.

Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от мировых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство необходимо: