Оценка промышленного производства россии. Нужно искать уникальный путь

Развитие промышленности

Промышленность пореформенной России развивалась гораздо быстрее, чем сельское хозяйство. Основными процессами, определившими лицо отечественной индустрии 1860–1890-х гг., можно считать: завершение промышленного переворота; развитие капиталистических отношений; формирование новых промышленных районов и центров (Донбасс, Бакинские нефтепромыслы); возникновение новых отраслей промышленности (нефтехимической, электротехнической).

К началу 80-х гг. XIX в. в России в основных сферах промышленного производства машинная техника уже вытеснила ручную, водяное колесо практически вытеснил паровой двигатель. Паровые машины и механические станки завоевали господствующее положение в горнодобывающей, металлообрабатывающей и текстильной отраслях промышленности. Важным показателем промышленного переворота явился бурный рост в 1860–1870-е гг. парового механизированного транспорта.

Важным источником средств для развития промышленности стали не только внутренние капиталы (частные или государственные), но и иностранные инвестиции . Дж. Юз в 1872 г. финансировал угледобычу и металлургию Донбасса, Л. Нобель владел машиностроительными предприятиями в Петербурге и с 1876 г. занимался нефтедобычей в Баку, Ф.Л. Кнопп в 1870-е гг. владел большим числом предприятий легкой промышленности в северо-западном районе.

Государство проводило покровительственную политику в отношении отечественной промышленности. Уже в 1861 г. был предпринят ряд мер, направленных на поощрение отечественного машиностроения.

Министры финансов Н.Г. Бунге (1881–1886 гг.), И.А. Вышнеградский (1887–1892 гг.) и особенно С.Ю. Витте (1892–1893 гг.) старались содействовать промышленному росту путем стабилизации национальной валюты, развития транспортной инфраструктуры и введения покровительственных таможенных тарифов.

Особенно преуспел С.Ю. Витте. В 1894 г. введена винная монополия государства. В 1895–1897 гг. проведена денежная реформа. Рубль получил золотое содержание и стал основной монетной единицей страны. Развитие индустрии стимулировалось активным железнодорожным строительством. С 1861 по 1900 гг. совокупная длина железнодорожного пути в России увеличилась почти в 32 раза.

Показатели промышленного роста пореформенной России впечатляют.

Если в 1861 г. производилось 11 млн. пудов стали, то в 1891 г. – 45 млн. пудов. В 1861 г. выплавлялось 14 млн. пудов чугуна, а в 1891 г. – 60 млн. пудов.

Среди новых отраслей особенно динамично развивалась нефтедобыча, возникшая в начале 1870-х гг. В 1871 г. добывалось 3 млн. пудов нефти, а в 1891 г. – 275 млн. пудов.

К началу XX в. Россия производила 6% мировой промышленной продукции, твердо занимая пятое место в мире (после Великобритании, США, Германии, Франции) по этому показателю. Россия была одной из лидирующих стран мира по темпам промышленного развития.

Пореформенная промышленность России производила в основном предметы потребления, однако, начиная с 1880-х гг., растёт удельный вес производства средств производства.

Впервые пореформенные десятилетия промышленный облик страны определяла лёгкая промышленность, ведущую роль в которой занимала текстильная. Московский, Петербургский и Прибалтийский районы были главными текстильными районами России: здесь сосредотачивалось 75% ткацких станков, 80% мощности паровых машин и 85% рабочих всей текстильной промышленности страны.

Другой важнейшей отраслью промышленности была горнодобывающая, которая в первые пореформенные десятилетия сосредотачивалась на Урале. В пореформенной России, наряду с развитием старых, традиционных районов – Московского, Петербургского, Прибалтийского, Урала, прибавились новые: южный угольно-металлургический (Донбасс и Южная Украина), Бакинский нефтедобывающий. Возникли крупные промышленные центры – Баку, Харьков, Юзовка (Донецк), Горловка. Значительные успехи сделало отечественное машиностроение. Крупными центрами транспортного машиностроения (паровозов, вагонов, пароходов) стали Сормово и Коломна. Центрами сельскохозяйственного машиностроения – Харьков, Одесса, Бердянск, Александровск, Елисаветград.

В 1879 г. в Европейской России в фабрично-заводских посёлках было занято 47% фабрично-заводского пролетариата, в 1890 – уже 51,5% от общего числа рабочих крупной промышленности. Число крупных предприятий (с 1000 и более рабочих) за период с 1886 по 1890 гг. выросло вдвое, число рабочих в них – вдвое, а сумма производства – впятеро. Россия отличалась наиболее высоким уровнем концентрации промышленности. Основным источником формирования класса наёмных рабочих явилось разорённое крестьянство. В связи с процессом расслоения крестьянства, а также с ростом аграрного перенаселения, деревня отпускала в город всё большее количество работников. Если в 1860-х гг. ежегодно выдавалось около 1,3 млн. паспортов на отход, то в 1890-х – уже свыше 7 млн. Процесс формирования промышленной буржуазии начался ещё в дореформенную эпоху. Социальной базой формирования русской промышленной буржуазии служили купечество, мещанство, но преимущественно зажиточное крестьянство. Известные династии русских фабрикантов – Гучковы, Коноваловы, Кондрашовы, Гарелины, Зубковы, Морозовы, Прохоровы, Рябушинские вышли из крестьян. В 1870–1880-х гг. возникают организации буржуазии для защиты её интересов: в 1871 г. «Совет съезда горнопромышленников Юга России», в 1880 г. – «Совет съезда горнопромышленников Уральской горной области», в 1888 г. – «Совет съезда мукомолов» и «Совет съезда бакинских нефтепромышленников».

Несмотря на очевидные успехи российской промышленности, говорить о полной победе капиталистических отношений в пореформенной России не приходится.

Во-первых , процесс промышленного развития находился под постоянным контролем государства, которое всегда имело возможность повернуть его в нужное для себя русло.

Во-вторых , в условиях сохранения самодержавия позиции буржуазии в политической жизни были слабыми, несмотря на её возрастающую экономическую роль.

Транспорт

В пореформенной России на первое место выходит железнодорожный транспорт .

Его развитие стало одним из главных стимуляторов промышленного скачка конца XIX в.

Создававшаяся транспортная сеть давала возможность перемещать огромное количество сырья, продукции, рабочей силы, осваивать новые районы.

Широкомасштабное железнодорожное строительство обеспечило спрос на строительный материалы, металл и оборудование, стало импульсом для создания современной тяжелой промышленности. Выдавались государственные кредиты на строительство паровозо - и вагоностроительных заводов. Закупка подвижных составов за границей в 1876 г. была фактически запрещена. Поощрялось производство рельсов (с 1880 гг. – из уральской стали).

Началась «железнодорожная горячка». По темпам железнодорожного строительства Россия занимала одно из первых мест в мире. За период с 1861 г. по 1900 г. железнодорожная сеть увеличилась с 1500 до 48 тыс. км (в 32 раза!). Среднегодовой прирост составлял более тысячи километров железных дорог. В этот период были построены железные дороги: Москва – Курск, Москва – Нижний Новгород, Москва – Воронеж, Курск – Одесса. Столицы (Петербург и Москва) получили железнодорожное сообщение с основными промышленными и сельскохозяйственными районами страны (Уралом, Донбассом, Украиной, Поволжьем). В 1891 г. по инициативе С.Ю. Витте началось строительство Транссибирской магистрали (7 тыс. верст). Эта дорога связала Европейскую часть страны с Дальним Востоком.

До 1880-х гг. большинство железных дорог находилось в частной собственности, однако правительство, оценив их стратегическое значение, начало выкупать дороги в казну. В середине 1890-х гг. около 60% дорог принадлежало государству.

В результате объединенных усилий государства и общества была создана крупная сеть железных дорог, достигнуто транспортное обеспечение товарных потоков, возникла современная база тяжелой промышленности, обеспечившая также нужды армии. Но все же Россия отставала от передовых стран по протяженности и плотности железных дорог.

Общее число речных судов увеличилось в 4 раза, они перевозили значительную часть сырья и готовой продукции. При этом количество речных пароходов выросло в 6 раз.

Торговля

Увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства, а также развитие транспортной сети обусловили резкий рост внутренней и внешней торговли в пореформенной России.

Для внутренней торговли самым значительным стал хлебный рынок, обеспечивавший возросшее в 3 раза население городов, а также сотни фабричных поселков. Создававшаяся индустриальная система являлась сама потребителем промышленной продукции – металла, топлива, машин. Продукция легкой промышленности предназначалась не только для горожан, но и для жителей деревни. Возникали новые товарные биржи, развивались сети розничной магазинной торговли, однако, самые большие обороты по-прежнему сохраняли ярмарки.

Объем внешней торговли России в среднем вырос в 4 раза.

Во второй половине XIX в. Россия (наряду с США и Австралией) становится одним из главных экспортеров хлеба в мире. В конце века за границу вывозилось около 20% производимого в стране зерна. Второе место в списке экспортных товаров прочно удерживал лес. Далее шли лен, пенька, сахар, шерсть. Постепенно развивался экспорт нефти, возрастал вывоз тканей. Российская промышленная продукция составляла небольшой процент экспорта и была востребована только в отсталых странах. Российское сырье закупали Германия (в конце XIX в. – главный торговый партнер), Великобритания, Нидерланды, Франция, Италия, Австрия. Россия импортировала станки и оборудование, хлопок, чай.

Экспорт ежегодно превышал импорт, что давало стране возможность накопления финансовых ресурсов.

Промышленность России одна из самых конкурентоспособных в мире, способна производить товары практического любого типа. Она занимает значительную часть ВВП России — 29%. Так же 19% работающего населения заняты в промышленности.

Российская промышленность делиться на следующие отрасли: самолетостроение, и , переработка и , производство вооружения и военной техники, автомобильная промышленность, электротехника, космическое производство, легкая (), пищевая, агропромышленный комплекс (животноводство, растениеводство, ).

Значительная часть промышленных предприятий располагаются непосредственно вблизи с сырьевых месторождений, баз, что значительно сокращает расходы на их транспортировку и в конечном итоге создает более низкую себестоимость конечного продукта.

Главной отраслью является машиностроение, сосредоточенное в крупных городах — Москва, Санкт-Петербурге, Западной Сибири, на Урале, Поволжье. Комплекс производит почти 30% от общего объема промышленной продукции и обеспечивает оборудованием и машинами другие сферы экономики.

Машиностроение включает в себя более 70 отраслей, среди которых: электротехника, электроника, робототехника, вагоностроение, судостроение, приборостроение, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение,самолетостроение, судостроение и оборонную промышленность.

Химическая и нефтехимическая промышленность играет не менее важную роль в российской экономике. Выделяется добыча горно-химического сырья (апатитов и фосфоритов, поваренной и калийной солей, серы), химию органического синтеза и основную химию. Основная химия производит минеральные удобрения, хлора, соды, серной кислоты. Химия органического включает производство пластмасс, синтетического каучука, синтетических смол, химических волокон. Химическая промышленность так же сосредоточена в крупных городах, может похвастаться крупнейшем в мире Соликамском месторождении (на севере Пермской области).

Топливно-энергетический комплекс снабжает топливом электроэнергией все остальные сферы промышленности. Продукция ТЭК основа экспорта России. Добыча и переработка различных видов топлива, электроэнергетика, а так же добыча, обработка, транспортировка нефти, угля, газа. Порядка 85% газа добывается в Западной Сибири и экспортируется в страны СНГ, дальнего зарубежья и страны Балтии. Россия занимает лидирующие место по запасам угля.

Металлургический комплекс производит добычу руд металлов, их обогащение, выплавку металла, производство проката. Делится на цветную и черную, которая занимает около 90% от общего числа используемых металлов в народном хозяйстве — сталь. цветную металлургию. В состав черной металлургии входят такие типы предприятий: металлургические заводы полного цикла, производящие чугун, сталь и прокат; сталеплавильные и сталепрокатные заводы; производство ферросплавов сплавов железа с хромом, марганцем, кремнием и другими элементами; малая металлургия - производство стали и проката на машиностроительных заводах. Цветная же уступает в объемах производства, но имеет большую ценность. Включает в себя тяжелые металлы (цинк, медь, никель, хром, свинец), легкие (алюминий, магний, титан), благородные (золото, серебро, платина).

Космическая промышленность России одна из самых мощных во всем мире, лидирует в запусках на орбиту и пилотируемой космонавтике. Россия так же имеет собственную навигационную спутниковую систему ГЛОНАСС.

Агропромышленный комплекс Российской Федерации специализируется на производстве сельхозпродукции, ее переработке и хранении. Сельскохозяйственные угодья России около 219,6 млн. га. Основами сельскохозяйственных культур есть: зерновые, сахарная свекла, подсолнечник, картофель, лен. К зерновым культурам относятся рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза, просо, гречиха, рис, а также зернобобовые (горох, фасоль, соя, чечевица). По Объемам производства зерновых и зернобобовых культур Россия находится на четвертом месте в мире.

Атомная энергетика РФ является сильней в мире, как в отдельных ядерных технологиях, так и в целом. Россия занимает первое место по количеству одновременно сооружаемых АЭС на своей территории. В общем в нашей стране эксплуатируется 10 АЭС.

Автопромышленность держит уверенные темпы роста по количеству производимых моторных транспортных средств. Крупным производителем является АвтоВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ.

Промышленные центры России

  1. Лидером по промышленному производству является Москва. Предприятия машиностроения, пищевой и фармацевтической промышленности, переработки нефти и газа, НИОКР.
  2. Санкт-Петербург — предприятия пищевой и химической промышленности, машиностроения, черной металлургии, производства стройматериалов, НИОКР.
  3. Сургут — добыча и переработка нефти и газа, город также располагает крупными предприятиями, работающими в отраслях электроэнергетики, пищевой промышленности и НИОКР.
  4. Нижневартовск, Омск и Пермь, Уфа — добыча и переработка нефти и газа. В Омске, Уфе, Перми также находятся предприятия машиностроения и пищевой промышленности.
  5. Норильск — цветная металлургия.
  6. Челябинск — черная металлургия, машиностроение и пищевая промышленность.
  7. Новокузнецк — черная и цветная металлургия, угольная промышленность.
  8. Краснодарский край — аграрное производство.

Перспективы промышленности России

  1. Техническое перевооружение и применение новой техники.
  2. Быстрое развитие перерабатывающих отраслей в сравнении со скоростью развития сырьевых производств.
  3. Курс на .

Тяжёлый случай лёгкой промышленности

Какие меры необходимы для оживления российского легпрома? Чаще всего понятие лёгкой промышленности у большинства людей ассоциируется с чем-то несерьёзным. Что такое рубашка по сравнению с атомным ледоколом? Один среднемагистральный авиалайнер, скажем, Boeing-767-300ER, стоит примерно 115,5 млн долл. США . Чтобы выручить такую же сумму, необходимо произвести и продать 5,77 млн штук среднестатистических футболок-поло. Однако если присмотреться к деталям, картина начинает играть совсем другими красками.

В крупнейшей экономике мира Китае (ВВП по ППС 21,2 трлн долл. за 2016 год) на долю лёгкой промышленности пришёлся 21% . Это всего на 2% меньше, чем Поднебесная получает за счёт сельского хозяйства , и половина от совокупной доли обрабатывающей промышленности страны. Больше доля только у Португалии – 22%. У других стран меньше: Италия – 12%, Германия – 6%, США – 4%. Но учитывая размеры их экономик, это всё равно значительные деньги и серьёзный вклад в общую занятость трудоспособного населения. Последнее в особенности важно, учитывая нынешние кризисные тенденции как в мировой экономике, так и в экономике России . Таким образом, вопрос развития лёгкой промышленности в РФ приобретает особую важность, в том числе и потому, что эта отрасль отличается существенно более высокими темпами отдачи от инвестиций по сравнению с тяжёлой промышленностью, автомобилестроением или вычислительной техникой.

Китайская швейная фабрика в Ганьджоу

Мировая практика показывает, что новый радиоэлектронный завод окупается в среднем за 5–6 лет, в то время как швейная фабрика на самоокупаемость выходит уже через 2,5–3 года. И по инвестиционной ёмкости она значительно ниже, чем новый прокатный стан.

К тому же продукция лёгкой промышленности – это постельное бельё, одежда, обувь, то есть товары буквально повседневного спроса , мало чем, по сути, отличающиеся от продовольствия. Почему же тогда доля российского легпрома с 11,9% в 1990 году рухнула до 1% и только недавно едва дотянулась до 1,5% ВВП?

Международное разделение «лёгкого» труда

Прежде чем браться за анализ перспектив развития отечественной экономики , необходимо рассмотреть внешние условия, влияющие на доступность возможностей и динамику процессов в целом.

В самых общих чертах мировой легпром представлен следующими ключевыми направлениями: текстильное, обувное и швейное, из которых текстильная промышленность занимает основное место (свыше 65%). Важной отличительной чертой отрасли является прогрессирующая неравномерность в распределении доходов от продажи готовой продукции.

Если век назад производители сырья получали до 50% выручки , а производители полуфабрикатов и фурнитуры забирали ещё до 25%, то сегодня свыше 60% прибыли формируется производством готовых изделий и каналами сбыта, а на долю исходного сырья приходится менее 10%.

Последнее особенно важно, так как прямо указывает на крайне высокую степень конкуренции, препятствующей простому и быстрому возрождению производства необходимых видов сырья в России. Если выделка кожи привязана к животноводству, которое, кроме шкур, дает ещё мясо и молоко, то возделывание хлопка и шёлка теснейшим образом связано с климатическими условиями , которые в Китае, на Тайване, в Южной Корее , Индии, Турции и даже Средней Азии существенно лучше российских.

Потому не стоит удивляться, что 30% хлопчатобумажных тканей в мире производит Китай, 14% – Малайзия, 10% – Индия, 7% – Турция. Из 30–35 млрд м² мирового производства хлопчатобумажных тканей в год доля России составляет всего 1,4 млрд. Не последнюю роль тут сыграла советская ориентация текстильной промышленности на лён, шерсть и шёлк, доля которых в современном мировом потреблении сократилась до 10% и продолжает снижаться. Например, совокупное потребление шерстяных тканей в 2015 году составило всего 3 млрд м².

В свою очередь, наблюдается бурный рост спроса на смесовые ткани , где доля натурального волокна не превышает 50%, остальное составляют искусственные материалы, например, вискоза. В настоящий момент их потребление достигло 35–40 млрд м² и продолжает расти темпами в 7% ежегодно.

Хлопок и синтетика – наиболее широко используемые ткани в мире.

Важно отметить, что ткацкое производство достаточно тесно связано с производством исходного сырья, но ещё критичнее оно зависит от расположения швейных фабрик . Причина кроется в логистических расходах.

На одно и то же расстояние перевезти хлопок-сырец стоит в 5,5–6 раз дешевле, чем изготовленную из него ткань, и почти в 11 раз дешевле, чем сшитую из этой ткани одежду. Потому сегодня швейные производства локализованы прежде всего в регионах с дешёвой рабочей силой.

Так, в частности, средняя почасовая ставка работника в Индонезии составляет 0,24 долл. США; в Пакистане – 0,4; в Индии и Китае – 0,6; в США – 13 (с перспективой выхода к 2020 году до 15); во Франции – 14–15; в Германии – 21–22 долл. США.

В итоге весь сегмент массового производства занят всё теми же Китаем, Индонезией, Индией, Пакистаном и Турцией , а во Франции, Германии и США остаются только мелкосерийные объёмы очень дорогих, потому строго нишевых брендов.

Исключений из этого правила немного, пожалуй, разве что испанская Zara, которая производит 50% одежды в Галисии.

Ткацкая фабрика в Малайзии. Сотрудники там не только работают, но и ночуют . Так было в Японии в конце XIX – начале XX века.

В части потребления мир выглядит строго наоборот. Примерно 32% продукции лёгкой промышленности потребляет Европа , около 28% – США , до 30% – Китай . На весь остальной мир приходятся оставшиеся 10%.

Нужно искать уникальный путь

Анализ внешних условий показывает, что лёгкая промышленность для России важна и вполне может служить важным локомотивом экономики страны. В конце концов, в СССР она обеспечивала на порядок больший вклад в ВВП. Но в нынешних внешних и внутренних условиях идти традиционным путём через возрождение собственного производства, или делая ставку на низкую стоимость рабочей силы, мы не можем.

Сводные показатели лёгкой промышленности РФ за 2013–2016 годы

Средняя месячная зарплата работника лёгкой промышленности в нашей стране, по данным Минлегпрома, – 18 596 рублей, или 1,96 долл. в час, что втрое выше уровня Китая и в пять раз выше Пакистана, не говоря уже о Бангладеш или африканских странах.

Причём если для Африки 40 центов в час являются вполне существенными деньгами, то менее двух долларов в час в России считается явно недостаточным уровнем. Означает ли это заведомую невозможность успешной конкуренции с нынешними лидерами? Безусловно, нет. Если считать не через зарплату в час, а переходить, как это начали делать некоторые китайские производители, на размер издержек на единицу продукции. И учитывать специфику спроса.

Климатические условия не позволяют России выращивать конкурентоспособный хлопок. Однако при этом мы располагаем источниками сырья (нефть и газ) для производства искусственных нетканых материалов, спрос на которые растёт. Особенно в сегментах технических тканей, отделочных материалов (например, в автомобилестроении и мебельной промышленности), товаров для отдыха (особенно плащевые ткани, а также ткани для туристической амуниции) и для пошива верхней одежды (например, демисезонных и зимних курток). Если в 1950 году спрос на искусственные материалы составлял всего 5–7% от общего потребления, то сегодня более 70% – это смесовые ткани . Один только мировой рынок технического текстиля оценивается в 130 млрд долл., в то время как в России он едва превышает 77 млрд рублей. Это по меньшей мере странно, учитывая, например, программу импортозамещения в автомобильной промышленности, где доля текстильных компонентов достигает 20 кг на один автомобиль. К сожалению, на 92–98% там по-прежнему применяется импорт. В частности, тот же Китай за последние три года нарастил объём выпуска полиамида на 170%, полиэфирных волокон – на 200% и к настоящему моменту контролирует 46% рынка нетканых материалов. В 2015 году их в Россию было импортировано на сумму в 3 млрд долларов.

Вообще говоря, в части продукции лёгкой промышленности отечественный рынок демонстрирует откровенно неоднозначную ситуацию. С одной стороны, отрасль как бы растёт. За 2017 год данных пока нет, но за предыдущий, 2016-й, рост составил 20% в долевом отношении и 18% в размере поступлений в бюджет. При этом доля экспорта растёт незначительно, практически вся продукция потребляется на внутреннем рынке, где от 60 до 80% предложения составляет импорт, половина из которого – контрафакт.

В то же время мы пока не имеем возможности успешно конкурировать с малайзийскими или индийскими швейными предприятиями в Европе , но только перекрытие контрафактных поставок (чаще всего из Польши и стран Восточной Европы) позволяет минимум утроить ёмкость внутреннего рынка для товаров отечественного производства. Особенно в таких сегментах, как, например, постельное бельё, где фактор бренда ключевой роли не играет, в то время как качество является определяющим. Потенциально это может обеспечить рост выручки на 100–120 млрд рублей только в одной нише и до триллиона рублей по отрасли в целом.

О том, что именно так правильно, говорят итоги импортозамещения. После начала санкционной войны и введения ограничений на ввоз продукции из Евросоюза , под которые попали и источники контрафакта, доля отечественного трикотажа на российском рынке поднялась с 4% в 2014 до 12% в 2016 году, а прибыль до налогообложения по средним и крупным предприятиям увеличилась с 9 до 19%.

Вклад текстильной и швейной промышленности в экономику РФ

Напрашивается очевидный вывод.

Чтобы выйти на экономические показатели, позволяющие успешно конкурировать на мировом рынке с нынешними ведущими мировыми производителями, российской лёгкой промышленности необходимо минимум на полпорядка нарастить масштабы производства.

Только так возможно оптимизировать издержки и развить до нужного уровня логистику. Для этого необходимо вернуть контроль над внутренним рынком, заодно восстановив и уровень производственной компетентности. Потому что доля импорта в продаваемых в стране швейных изделиях держится на уровне 82–84%, обуви – 85–88%.

Причём в первую очередь вопрос касается общего потребительского рынка, а не бурно растущего сегмента рабочей спецодежды. Да, потенциально сегмент спецодежды в стране «пустой» более чем на 3/4, но его завоевание принесёт пользу только в части наращивания производства отечественных тканей, тогда как непосредственно пошивом заняты прежде всего предприятия Федеральной службы исполнения наказаний, что исключает возможность их эффективного использования для пошива одежды других видов, требующей принципиально иного подхода к дизайну, качеству и ассортименту.

Внутренние препятствия росту

Однако лёгкая промышленность – это не надстройка из цехов и швей, это ещё и фундамент из средств производства. Более чем десятикратное сокращение отрасли за прошедшую четверть века привело не только к снижению производства самой продукции, куда важнее, что вместе с этим полностью перестало существовать производство средств производства, то есть ассортимента оборудования, необходимого отрасли.

По состоянию на 2016 год доля станков со сроком эксплуатации до 10 лет составила 37%; от 11 до 20 лет – 24%; более 20 лет – 39%. Если учесть, что средний срок использования оборудования сегодня в мире колеблется около 15–18 лет, приходится признать, что львиная доля производственного парка отрасли безнадёжно устарела и необходимых технических (и экономических) показателей обеспечить не в состоянии. Но заменить его, кроме импорта, пока нечем. Сложился замкнутый круг.

Промышленные предприятия не берутся за разработку и организацию производства станков для лёгкой промышленности по причине отсутствия на них массового спроса ввиду незначительности размеров отрасли. Но отрасль наращивать размеры не может, потому что ресурсы имеющегося технического парка исчерпаны, а обновить его нечем. Российская промышленность конкурентоспособного оборудования не предлагает, а импорт дорог. К тому же дело усложняется различными коллизиями внешнеполитического характера. Тупик.

Предполагается, что помочь отрасли должна принятая Министерством торговли и промышленности России «Стратегия развития лёгкой промышленности до 2025 года», и многое в ней действительно пойдёт на пользу. Однако приходится признать, что ключевого вопроса – стимулирования разработки и производства отечественного оборудования – она как раз почти не касается. А без него отвоёвывать даже внутренний рынок представляется достаточно проблематичным. Равно как и без развития собственного производства сопутствующей фурнитуры (от ниток до заклёпок, молний и пуговиц).

Есть проблема и с финансами . Нынешняя банковская система умеет финансировать либо проекты, гарантированные государством, либо проекты, сулящие быстрый оборот и высокую прибыль. Лёгкая промышленность банкирами воспринимается как только своего рода магазин одежды. Тому способствует сезонная специфика работы отрасли, сосредоточивающая бизнес-процессы вокруг сезонных коллекций. Дизайнеры быстро, в пределах 8–10 недель, придумали линию моделей следующего сезона. Технологи за 2–3 недели разложили её в конкретные выкройки и подробный техпроцесс, а завод за три месяца сшил партию, которая ещё через две недели поступила в розничную сеть. 3/4 расходов на партию товара отбивается за первые 5–6 недель продаж. Потому банки полагают, что дольше чем на 2–2,5 года выдавать кредиты предприятиям смысла нет. Причём по коммерческим ставкам, одним из самых высоких по сравнению с другими отраслями. И требования к залогам минимум на 20% выше, чем для других видов деятельности. Тем самым отрасль оказывается сильно ограничена в финансовых ресурсах для собственной модернизации.

На форуме лёгкой промышленности , проведённом под эгидой Минпромторга РФ, ведущие представители отрасли предложили правительству концептуальную программу развития, включающую предложения по решению финансовых затруднений, в том числе механизмом целевых программ. Есть надежда, что если не все, то значительная часть её пунктов будет реализована на практике.

Пока же следует отметить, что кризис – это не только проблемы и сложности. Недаром в китайском языке это понятие обозначается сочетанием двух иероглифов, означающих опасность и шанс (возможность). Санкции, падение курса рубля , снижение покупательской способности населения, вызванное замедлением темпов роста экономики страны, – всё это, безусловно, создаёт проблемы. Однако в то же время это открывает и новые возможности. Так, например, в стране в частности, да и на рынке в целом, набирает темп тенденция снижения привлекательности брендов. Потребителю не так важно, что написано на логотипе, главное, насколько изделие удобно, красиво, функционально и доступно по цене. Опросы показывают, что интерес к брендовой одежде и обуви в Европе за прошедшие два года сократился на 26%. В России этот показатель оказался даже больше – 34,7%. Тем самым расширяется ниша для отечественных производителей. В особенности это касается мужских костюмов и мужской и женской верхней одежды, прежде всего курток.

В целом отечественные предприятия шить красиво и достаточно качественно уже научились. Осталось нарастить объём производства до такого уровня, когда шить внутри России станет так же выгодно, как заказывать в Турции или странах ЮВА. Уже в этом случае экономия на логистике даст существенное преимущество. Остаётся нарастить масштабы до отметки, позволяющей успешно конкурировать по цене конечной продукции не только на внутреннем, но и на экспортных рынках, по крайней мере в Европе.

— важная составная часть хозяйственного комплекса Российской Федерации, ведущая роль которой определяется тем, что она обеспечивает все отрасли экономики орудиями труда и новыми материалами, служит наиболее активным фактором научно-технического прогресса и расширенного в целом. Среди других отраслей хозяйства промышленность выделяется комплексо- и районообразующими функциями.

В 2008 г. в России действовало 456 тыс. промышленных предприятий , где было занято 14,3 млн. чел., обеспечивших выпуск продукции в объеме 20613 млрд. руб.

Промышленность России имеет сложную диверсифицированную и многоотраслевую структуру , отражающую изменения в развитии , в совершенствовании территориального разделения общественного труда, связанную с научно-техническим прогрессом.

Современная промышленность характеризуется высоким уровнем специализации. В результате углубления общественного возникло множество отраслей, подотраслей и видов производств, образующих в своей совокупности отраслевую структуру промышленности. В действующей классификации промышленности выделены 11 комплексных отраслей и 134 подотрасли.

Отраслевая структура российской промышленности* (в % к итогу)

Отрасли промышленности 1992 1995 2000 2004
Промышленность — в целом 100 100 100 100
В том числе: 8,1 10,5 9,2 7,6
14,0 16,9 15,8 17,1
Из них: нефтедобывающая 9,0 10,9 10,4 12,1
нефтеперерабатывающая 2,3 2,6 2,3 2,1
газовая 1,4 1,8 1,7 1,5
угольная 1,2 1,5 1,4 1,3
черная металлургия 6,7 7,7 8,6 8,2
цветная металлургия 7,3 9,0 10,3 10,3
машиностроение и металлообработка 23,8 0 20,5 22,2
химическая и нефтехимическая 6,4 19,2 7,5 7,2
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 5,0 6,3 4,8 4,3
производство строительных материалов 4,4 5,1 2,9 2,9
легкая 5,2 3,7 1,8 1,4
пищевая 14,5 2,3 14,9 15,4
мукомольно-крупяная и комбикормовая 4,0 2,0 1,6 1,2

С 2005 г. в отечественной статистике перешли на несколько иную классификацию отраслей, которая обозначается как деление объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг на три группы отраслей:

  • добыча полезных ископаемых;
  • обрабатывающие производства;
  • производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

При этом 2/3 приходится на обрабатывающие производства, доля которых медленно увеличивается, более 1/5 — на добычу полезных ископаемых и примерно 1/10 — на третье подразделение.

Отраслевая структура промышленности определяется многими общественными и экономическими факторами, основными из которых являются: уровень развития производства, технический прогресс, общественно-исторические условия, производственные навыки населения, природные ресурсы. Наиболее существенным из них, характеризующим изменения отраслевой структуры промышленности, выступает научно-технический прогресс.

Промышленность подразделяется на:

  • добывающую , к которой относят отрасли, связанные с добычей и обогащением рудного и нерудного сырья, а также с добычей морского зверя, ловлей рыбы и других продуктов моря;
  • обрабатывающую , к которой относятся предприятия по переработке продукции добывающей промышленности, полуфабрикатов, а также по переработке продукции сельского хозяйства, лесного и иного сырья. Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу тяжелой индустрии.

По экономическому назначению продукции вся промышленность делится на две большие группы : группу “А” — производство средств производства и группу “Б” — производство предметов потребления. Однако следует отметить, что деление промышленности на данные группы не совпадает с отраслевой структурой промышленного производства, так как натуральная форма произведенной продукции еще не определяет ее экономического назначения. Поскольку продукция многих предприятий может предназначаться как для производственного, так и для непроизводственного потребления, то ее и относят к той или иной группе — в зависимости от фактического использования.

Отраслевая структура промышленности современной России характеризуется:

  • преобладанием отраслей по добыче и первичной переработке топлива и сырья;
  • низкой долей верхних, наиболее сложных в техническом отношении производств;
  • низкой долей легкой промышленности и других отраслей, ориентированных на непосредственные нужды населения;
  • высоким удельным весом отраслей военно-промышленного комплекса.

Такую структуру промышленности нельзя считать эффективной. Отрасли топливно-энергетического комплекса, металлургии и военно-промышленного комплекса называют “тремя китами российской индустрии” , ибо они определяют ее лицо и роль в международной системе территориального разделения труда.

В период экономического кризиса 1990-х гг. наибольшее сокращение производства наблюдалось в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой индустрии. Одновременно отрасли добывающей промышленности и первичной переработки сырья увеличили удельный вес в промышленном производстве России. Изменения в отраслевой структуре промышленности обусловлены также физическим износом и моральным старением оборудования, что отразилось на верхних этажах промышленности, производящих технически сложную продукцию. На начало 2008 г. степень износа в группе отраслей, добывающих полезные ископаемые, превысила 53%, в обрабатывающих производствах — 46%, а в отраслях, занимающихся производством и распределением электроэнергии, газа и воды — 52%.

С выходом из экономического кризиса наблюдается оживление практически во всех отраслях промышленности, особенно динамично развиваются машиностроение, пищевая, целлюлозно-бумажная промышленности и отдельные производства химии и нефтехимии. И все же сегодня отраслевая структура промышленного производства России имеет гораздо больше черт развивающейся, чем развитой в экономическом отношении страны.

Формы территориальной организации промышленности. Пространственное сочетание отраслей и отдельных производств складывается под влиянием многих факторов. К ним относится обеспеченность минерально-сырьевыми, топливно-энергетическими, материальными и трудовыми ресурсами. Отмеченные факторы тесно связаны между собой, оказывая определенное воздействие на размещение предприятий и различных отраслей экономики. В процессе размещения промышленного производства сложились различные формы ее территориальной организации.

Крупные экономические зоны представляют собой обширные территориальные образования с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил.

На территории Российской Федерации выделяют две крупные экономические зоны:

  • Западную , включающую европейскую часть страны вместе с Уралом, для которой характерен дефицит топливно-энергетических и водных ресурсов, высокая концентрация промышленного производства и преобладающее развитие отраслей обрабатывающей промышленности;
  • Восточную , включающую территорию Сибири и Дальнего Востока, которая отличается наличием больших запасов топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, слабой освоенностью территории и преобладанием отраслей добывающей промышленности.

Такое деление на крупные экономические зоны используют при анализе и определении перспективных территориальных пропорций хозяйственного комплекса страны.

Промышленные районы представляют собой крупные территории с относительно однородными природными условиями, с характерной направленностью развития производительных сил, с соответствующей сложившейся материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой.

На территории России выделяют около 30 промышленных районов , из которых 2/3 расположены в Западной зоне страны . Наиболее высокая концентрация промышленных районов наблюдается на Урале — 7 (Тагильско-Качканарский, Екатеринбургский, Челябинский, Пермский, Верхне-Камский, Южно-Башкирский и Орско-Халиловский), в Центре — 4 (Московский, Тульско-Новомосковский, Брянско-Людиновский и Ивановский) и на севере Поволжья (Самарский, Нижнекамский, Южно-Татарский). На востоке страны промышленные районы в основном расположены в зоне Транссибирской магистрали — Кузнецкий в Западной Сибири, Иркутско-Черемховский в Восточной Сибири, Южно-Якутский и Южно-Приморский на Дальнем Востоке. Для Крайнего Севера характерно очаговое размещение промышленных районов — Кольский на Европейском Севере, Среднеобский и Нижнеобский в Западной Сибири, Норильский в Восточной Сибири. Специализация хозяйства каждого промышленного района отражает направление развития экономики района, на территории которого он находится.

Промышленные агломерации — территориальные экономические образования, отличающиеся высоким уровнем концентрации предприятий различных отраслей хозяйства, инфраструктурных объектов и научных учреждений, а также высокой плотностью населения. Экономическими предпосылками развития промышленной агломерации являются высокий уровень концентрации и диверсификации производства, а также возможность максимально эффективного использования систем производственной и социальной инфраструктуры.

Компактное размещение группы предприятий различных отраслей хозяйства приводит к сокращению занимаемой территории, необходимой для промышленного строительства, в среднем на 30%, на 25% уменьшает количество зданий и сооружений. Экономия достигает 20% затрат на общие объекты благодаря созданию единых комплексов подсобно-вспомогательного назначения, производственной и социальной инфраструктуры.

В стране имеются крупные промышленные агломерации : Московская, Нижегородская, Санкт-Петербургская, Ярославская и др. Однако чрезмерное развитие и концентрация производства за известными пределами оказывают негативное воздействие, значительно сокращающее экономический эффект. В первую очередь это связано с вопросами охраны окружающей среды и развитием социальной сферы.

Промышленный узел рассматривается как группа производств, компактно размещенных на небольшой территории. Главным его признаком является участие в системе территориального разделения труда страны, наличие производственных связей между предприятиями, общность системы расселения, социальной и технической инфраструктуры. Промышленные узлы планируются и развиваются как элементы расчлененных пространственных структур территориально-производственных комплексов и представляют собой качественно новое явление в регулируемом процессе развития территориальной структуры хозяйства.

Подобные формы территориальной организации хозяйства получают развитие не только в старопромышленных районах (например, в Железногорском, связанном с добычей и обогащением железных руд Курской магнитной аномалии, и в Чебоксарском, развитию которого способствовали Чебоксарская ГЭС, тракторный завод и химический комбинат с сопутствующими производствами), но и в районах нового освоения (Саяногорском, формирующемся на базе электроэнергетики, вырабатываемой Саяно-Шушенской и Майнской ГЭС, и энергоемких производств).

Промышленные центры в большинстве своем не имеют между собой технологических связей, поэтому такое размещение снижает возможности развития кооперации, следовательно, и их эффективность роста. Примером служат областные центры.

Под промышленным пунктом понимают территорию, в пределах которой размещается одно или более предприятий одной отрасли (малые города и рабочие поселки).

В последние десятилетия в России получили свое развитие и такие формы промышленной организации, как технополисы и технопарки, которые могут быть использованы для перестройки производства на новой технологической основе, сохранения научно-технического потенциала и финансирования науки, привлечения инвестиций.

В России технополисы и технопарки создаются на базе учебных и научно-исследовательских институтов, поддерживающих тесные связи с промышленностью. Они существуют в форме совместных предприятий (СП), акционерных обществ (АО), ассоциаций и т. д. Такие формы территориальной организации хозяйства получают развитие в Москве, Санкт-Петербурге, Томске. Проектируется создание технопарков в Самаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Челябинске (закрытые города ВПК).

Народное хозяйство — исторически сложившийся комплекс (совокупность) отраслей производства данной страны, взаимосвязанных между собой разделением труда.

— важная составная часть хозяйственного комплекса Российской Федерации.

Промышленность России имеет сложную диверсифицированную многоотраслевую структуру, отражающую изменения в развитии производительных сил, в совершенствовании территориального разделения общественного труда, связанную с научно-технических прогрессом.

Отрасли промышленности

Топливно-Энергетический комплекс

Один из межотраслевых комплексов, который представляет собой совокупность тесно взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей топливной промышеленности и электроэнергетики, обеспечивающих потребности народного хозяйства и населения в топливно-энергетических ресурсах.

ТЭК — важнейшая структурная составляющая экономики России, один из факторов развития и размещения производительных сил страны. Доля ТЭК в 2007 году достигла в экспортном балансе страны 60%.

Топливная промышленность. Минеральное топливо является основным источником энергии в современном хозяйстве. По топливным ресурсам Россия занимает первое место в мире.

В ТЭК входят такие отрасли как:
  • Газовая промышленность
  • Угольная промышленность
  • Нефтяная промышленность
  • Электроэнергетика

Газовая промышленность

— самая молодая и быстро развивающаяся отрасль . Она занимается добычей, транспортировкой, хранением и распределением природного газа.

Добыча газа в 2 раза дешевле добычи нефти и в 10-15 раз дешевле добычи угля. На территории России сосредоточено около 1/3 разведанных мировых запасов природного газа. На европейскую часть приходиться 11,6% на восточные районы 84,4%. Свыше 90% природного газа добывается в Западной Сибири.

Развитие газовой промышленности тесно связано с газопроводным транспортом. Для транспортировки газа в России создана Единая система газоснабжения. Наиболее часто газопроводы ведут из территории западной Сибири на запад.

Газопроводы России:
  • Братство
  • Сияние Севера
  • Ямал-Европа (соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с конечными потребителями в Западной Европе)
  • Голубой поток(по дну Черного моря в Турцию)
  • Южный поток (по дну Черного моря в Италию и Австрию)
  • Северный поток (по дну Балтийского моря в Германию)

Нефтяная промышленность

— занимается добычей и транспортировкой нефти, а также добычей попутного газа.

Россия располагает довольно большими разведанными запасами нефти (около 8% общемировых запасов, 6 место в мире)

Крупнейшие месторождения нефти:
  • Самотлорское
  • Усть-Балыкское
  • Мегионское
  • Юганское
  • Холмогорское
  • Варьегонское

Угольная промышленность

— занимается добычей и первичной обработкой каменного и бурого угля и является самой крупной отраслью топливной промышленности по численности рабочих и стоимости производственных основных фондов.

Добыча угля. Китай США германия, индия

Добыча угля в России:
  1. кузнецкий угольный бассейн (Кузбас) (кемеровская область) (55%)
  2. Канско-Ачинский угольный бассейн — добыча открытая и себестоимость самая низкая.Томск, Красноярск — города потребления (одна седьмая)
  3. Южно-якутский угольный бассейн (9%) добывается открытым способом, обладает высоким качеством (добывается каменные уголь) значительная часть угля экспортируется в Японию,
  4. Печерский уг.бассейна находиться на территории Якутии, на его долю приходиться 7 — 8 %, уголь очень дорогой, добывается шахтным способом. Используется в череповечком металлургическом комбинате)
  5. Восточное крыло домбасса. Добыча шахтная. Уголь дорогой по себестоимости добычи. порода имеет очень маленькую толщину
Угольные бассейны местного типа:
  • Каменноугольные (кизеловский иркутский, буриинский александровский)
  • буроугольный (подмосковный бассейн, челябинский, южно-уральский, нижнезейский)
  • Перспективные бассейны (те бассейны которые не разрабатываются) (Ленский в бассейне реки Лены и Тунгусский в бассейне Енисея)

Электроэнергетика

— часть ТЭК, обеспечивающая производство и распределение электроэнергии и тепла.

По производству электроэнергетики Россия занимает четвертое место в мире после США, Китая и Японии.

Производтство электроэнергии осуществляется ТЭС, ГЭС и АЭС.

ТЭС

ТЭС дают две трети энергии в РФ

Сооружаются они относительно быстро и с меньшими затратами.и размещаются либо в районах добычи топлива, либо в районах потребления.

В качестве топлива используют:
  • Уголь: Назаровская, Ирша-Бородинская, Березовская (в Канско-Ачинском бассейне)
  • Мазут: группа сургутскийх электростанций
  • Газ: конакокская
  • Торф: ивановская

Разновидностью ТЭС является ТЭС располагаются только в районах потребления так как радиус их действия не превышает 25 километров.

АЭС

14% электроэнергии

Сооружаются они в районах потребления, где нет собственных энергоресурсов, так как один килограмм урана заменяет 2500 тонн угля.

Наибольшая плотность размещения АЭС в Европейской части России.

Россия пионер в освоении атомной энергетики.

АЭС в России:
  • Кольская
  • Ленинградская (40 км от Сантк-Петербурга)
  • Калининская
  • смоленская
  • курская
  • нововоронеская, ростовская
  • Балаковская
  • Белоярская
  • Биливинская (на чукотке)
ГЭС

15% от общей выработки электроэнергии.

ГЭС сооружаються на крупных реках. У нас самые мощные гидроэлектростанции. Самая мощная бывшая Саяно-Шушенская)

  • Саяно-Шушенская 6.4
  • Красноярская
  • Братская 4.5
  • Усть-илимская 4.3

Эти находятся на Енисее. Менее мощные мы соорудили на реке Волга. Они имеют разную мощность (максимальное 2.2 млн киловатта в год)

Разновидностью ГЭС являются ПЭС (приливные электростанции). наиболее выгодно строить в скалистых районах (например на Кольском полуострове, называется кислогубская).

Новый вид — гэотермальные электростанции — вырабатывают электроэнергию от внутреннего тепла земли, вблизи вулканов, наприимер на якутии пауржетская гтэс, и недавно выпущенная майнутновская.

Металлургический комплекс

В металлургический комплекс входят черная и цветная металлургия .

Черная металлургия включает полный цикл (чугун > сталь > прокат) — это меттаругия полного цикла, а также существует передельная металлургия, в ней чугун отсутствует (сталь > прокат).

Россия занимает первое место в мире по черной металлургии, по добыче четвертое.

Первое место по добыче в России "Курская магнитная аномалия".

Факторы, которые влияют на размещение черной металлургии:
  • наличие сырья
  • Наличие топлива
  • наличие воды
  • наличие электроэнергии

В соответствии с этим металлургические комбинаты размещаются либо в районах добычи сырья (Липецк, Старый Оскол) либо в районах добычи топлива (Новокузнецк) либо между ними (Череповецк).

На территории России сложилось три металлургических базы . Одна из низ Уральская — самая мощная 45% металла, и самая старая по времени возникновения. Здесь действуют четыре металлургических комбината полного цикла (Челябинск Магнитогорск, Новотроицк Нижний Тагил); все они расположены на восточной части Урала. Передельные заводы расположены на западных склонах Урала (Златоуст, Чусавой, Серов).

Центральная металлургия дает 37% металла и выделяют две подзоны (южная — здесь железная руда своя, уголь рядом, но остро стоит проблема воды (Липецк и Старый Оскол) и северная подзона — это Череповецкий металлуригический комбинат, где железная руда идет из Карелии, а уголь из Печоры.

Передельные заводы находятся в Волгограде, Нижнем-Новгороде, Выксе, Кулебаках.

Третья металлуригическая база — Сибирская (18% черных металлов) здесь два завода полного цикла — Западносибирский и Новокузнецкий.

Сырьё в ЦМ имеет две особенности:
  • низкое содержание металла в руде
  • многокомпонентный состав
Производство цветных металлов включает:
  • добыча
  • обогащение
  • производство концентрата
  • производство чернового металла
  • рафинирование
Факторы размещение Цветных металлов:
  • сырьевой
  • топливно-энергетический

По физическим свойства ЦМ делят на две группы:

  • легкие металлы (алюминий, титан, магний)
  • Тяжелые металлы (медь, свинец, цинк, никель, олово)
В зависимости от этой гарадации ЦМ делят на две подотрасли:
  • металлургия легких металлов;
  • металлургия тяжелых металлов
Металлургия легких металлов

сырьем для производства алюминия ялвются бокситы и никилины

Произвосдво алюминия включает две стадии:
  • производство глинозема, которое размещается у сырья.
  • производство металлического алюминия, которое очень электроёмка и размещается вблизи крупных источников дешевой электроэнергии. (это Красноярск, Братск, Саяно-Горск, Шелехов, — все эти четыре завода расположены в восточной Сибири, Волгоград, Волхов, Надвоицы, Кандалакша, в основе всех этих заводов лежат гидроэлектростанции, а вот Новокузнецк, каменск-уральский находятся на базе ТЭС, которые обеспечивают их работу.
Металлургия тяжелых металлов

Очень материалоёмко. и как правило размещается вблизи источников сырья (на производство одной тонны меди идет 100 тонн руды, одна тонна олова — 300 тонн руды)

Медная промышленность

Основные месторождения меди расположены на территории Урала, районах восточной Сибири и северного района.

Никель-кобальтовое производство.

Основные запасы — север восточной Сибири, Урал, мурманская область.

Алюминий медь и никель — восточная Сибирь, Урал и северный экономический район — их все вместе производят только здесь. запады олова расположены на севере 85 %.

полиметаллические руды (свинец и цинк) полиметаллические руды расположены в горных районах по южным границам (северный Кавказ, северная Осетия, юг западной Сибири, юг восточной Сибири и в приморском крае на дальнемвостоке.)

Факторы размещения Машиностроения:
  • Специализация и кооперирование производства
  • Наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов
  • Наличие потребителя
  • Наличие сырья
  • Транспортно-географическое положение

Автомобильная промышленность

Определяющее воздействие на размещение оказывает все кроме сырья. Первое место по объему производства: экономические районы Тольятти, Ульяновск, Энгельс, набережные Челны., второе место Волговятский район — Нижний Новгород, Павлово, третье место центральные районы — Голицино, Ликено, Серпухов, Иваново, последнее место Урал — Ижевск, Курган, Миасс, новые центры.

Вагоностроение

Определяющие факторы:

  • сырье
  • транспортно-географическое положение

Виды вагонов:

  • Грузовые вагоны: Абакан, Новоалтайск
  • Пассажирские вагоны — Тверь, Королёв
  • Вагоны трамвайные — г.Усть-Катав,
  • Вагоны для метрополитена: Мытищи, Ленинградский завод имени Егорова
  • Электропоезда: Рига, район Денюхова

Локомотивостроение подразделяется на электровозы и тепловозы.

К факторам размещение электровозов — прибавляется исторический факторов. в СССР самый крупный был Тбилиси, сейчас Новочеркасск.

Производство тепловозов — Коломна, Людиново, Удельная, Муром, Брянск

Судостроение

факторы размещение:

  • специализация и кооперирование самый главный
  • трудовые ресурсы
Морское судостроение

Крупные заводы: Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, на севере Северодвинск и Архангельск.

Речное судостроение — на Волге — Нижний-новгород Волгоград Астрахань, на Оби Тюмень, на Ениее Красноярск, на Амуре Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-амуре.

Тракторостроение

Факторы размещения:
  • сырье
  • потребитель
Тракторы выпускают:
  • сельскохозяйственные — Липецк, Челябинск, Волгоград, Рубцовск,
  • промышленные — Кировец (Санкт-Перербург) Чебоксары.
  • трелёвочные трактора — город Петрозаводск (где есть леса)
  • картофельноуборочные — Рязань
  • льноуборочные — Бежевск, Тверская область

Сельскохозяйственное машиностроение размещается у потребителя но с учетом специфики сельского хозяйства данной территории. Ростов-на-дону, Таганрог, Красноярск.

Лесопромышленный комплекс

Особенности:

  • преобладание хвойных пород (90%)
  • преобладание спелых и перестойных древостоев (60 лет для лиственных пород, для хвойных 100 лет)
  • неравномерность размещения
В составе лесной промышленности выделяют три отрасли: Лесозаготовка размещается в лесоизбыточных районах:
  • северный район(архангельская область, республика Коми и Карелия)
  • уральский район (пермский край и свердловская область)
  • западная сибирь (юг тюменской области и томская область)
  • восточная сибирь (юг красноярского края, иркутская область и дальний восток (амурская область, харабовский и приморский края)
Деревообрабатывающая промышленность

Размещается в районах лесозаготовки, в низовьях сплавных рек, при пересечение сплавных рек с дорогами, в районах потребления.

Целлюлозно-бумажная промышленность факторы размещения:
  • наличие сырья
  • наличие электроэнергии
  • наличие воды
Производство бумаги:
  • Первое место по производству занимает северный район — он дает более половины всей бумаги — Архангельск, Котлас, Сыктывкар, Сегежа, Кандапога.
  • Второе место по производству бумаги производят бумагу — производят особую бумагу — гербовую — Соликамск, Краснокамск, Красновишевск, Новая Ляля,
  • Третье место занимает волго-вятский экономический район — Волжск, Балахна, Правдинск
  • Четвертое место — северо-западный район — Светогорск
  • Пятоеместо восточная Сибирь — Братск и Усть-Илинск. и дальний восток. город Амурск

а вот на территории западной Сибири нет целлюлозно бумажной промышленности.

Химический комплекс

Горная химия

Это добыча химического сырья — апатиты Кольского полуострова (первое место в мире по добыче)

Основная химия

Производство минеральных удобрений кислот, щелочей и соды

Промышленность минеральных удобрений, производство калийных удобрений - размещается у сырья.

Березники, Соликамск, (пермский край уральский район)

В Уральском эк.районе производятся все виды удобрений.

Фасфатные удобрения , размещаются у потребителя так как из одной единицы сырья получают все единицы готовой продукции.

Производство азотных удобрений

Имеет самый свободный характер размещения так как в качестве сырья используют уголь (кемерово)

отходы металлургического производства (сернистый газ) Череповецк, Липецк, Магнитогорск, и третий вид сырья это природный газ — город Невинномыск на северном Кавказе, Новомосковск (тульская область) Великий Новгород. новгородская область ее бюджет больше всего пополняется за счет минеральных удобрений.

Сельское хозяйство и АПК

Три сферы образования:

  • отрасли промышленности обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающие отрасли средствами производства
  • вторая сфера — сельское хозяйство
  • третья сфера — отрасли которые перерабатывают сельскохозяйственное сырье (пищвая промышленность)

Таким образом, из табл.3 видно, что промышленное производство России с каждым годом растет, набирая обороты.

В процессе статистического учета и анализа отраслевая структура промышленности определяется обычно путем нахождения удельного веса отраслей в общем объеме производства продукции, численности занятых и стоимости основных производственных фондов промышленности. Определим удельный вес каждой отрасли в общем объеме производства (рис.3) .

Рис.3. Удельный вес отраслей промышленности в общем объеме производства

Из данных процентных соотношений рис.3 видим, что наибольший удельный вес в общем объеме производства занимает машиностроение.

II. Перспективы развития промышленного производства в России

Перспективы развития промышленного производства России целесообразно рассматривать в двух направлениях: перспективы развития добывающей отрасли и перспективы развития обрабатывающих отраслей.

2.1. Перспективы развития добывающей отрасли

Как известно, устойчивость минерально-сырьевой базы (МСБ) в значительной степени зависит от сбалансированности соотношения между уровнями добычи и приростом запасов полезных ископаемых. Начиная с 1991 г. добыча абсолютного большинства видов полезных ископаемых обеспечивается в основном созданным ранее заделом запасов за счет доразведки ранее открытых залежей, а также перевода запасов из предварительно оцененных в разведанные .

До середины 90-х объемы прироста запасов нефти и газа на континентальной части страны превышали их добычу. В период с 1990 по 1997 год произошло резкое падение объемов воспроизводства, вызванное снижением объемов геологоразведочных работ (ГРР). Главная причина состоит в том, что существовавшая в СССР государственная система воспроизводства МСБ была разрушена, а полного комплекса условий для ее восполнения создано не было. Современное состояние российской МСБ углеводородов по различным источникам оценивается в диапазоне от критического до «угрожающего национальной безопасности». За последние 10 лет восполнение запасов МСР составило по нефти 73 %, газу – 47 %, меди – 33 %, цинку – 57 %, свинцу – 41 % .

Негативные тенденции наиболее показательны при анализе МСБ нефти. На протяжении последних лет не было разведано ни одного значимого месторождения. Доказанные запасы нефти в последнем десятилетии ежегодно сокращаются в среднем на 1, 3 %, в то время как в мире за вычетом добычи они систематически прирастают на 1, 2-1, 6 %.

Происходит серьезное отставание развития и качественное ухудшение сырьевой базы добывающих отраслей МСК. Это означает необходимость принятия чрезвычайных мер по усилению поисковых и разведочных работ, поскольку выработка кондиционных запасов нефти при действующем уровне добычи в условиях прогнозируемого на первую половину текущего столетия трех - пятикратного роста мирового потребления сырьевых ресурсов завершится в 2010-2015 гг. Это подтверждается, в частности, тем, что у крупных нефтяных компаний время обеспеченности добычи нефти доказанными запасами незначительно (от 15 до 35 лет) .

По сравнению с уровнем 1994 г. в настоящее время в три раза сократилось финансирование геолого-разведочных работ за счет средств федерального бюджета. Кроме того, доля бюджетных средств (включая региональные), выделяемых на ГРР по всем источникам финансирования, постоянно снижается: в 2000 г. она составила 36,5 %, в 2004-2005 гг. - менее 12, 0 %. Крупные вертикально-интегрированные компании России не торопятся привлекать инвестиционные ресурсы на осуществление ГРР. Благодаря этому выбывающие при эксплуатации запасы в течение длительного времени не компенсируются их приростами, что неминуемо ведет к истощению МСБ. Тем не менее целенаправленной государственной политики в этой области не осуществляется .

Однако проблема добывающей отрасли состоит не только в исчерпании запасов, но и в ухудшении их качественных характеристик, поскольку отечественная практика разработки месторождений значительно отстает от зарубежного технического и технологического уровней. Значительную часть в структуре запасов нефти, газа, углей составляют трудноизвлекаемые и низкокачественные запасы.

Далеко не идеальный, но единственный поощряющий ГРР механизм (отчисления на воспроизводство МСБ), который необходимо восстановить, был ликвидирован при введении налога на добычу полезных ископаемых в 2002 г. В настоящее время налоговые льготы для компаний, ведущих ГРР, не предусмотрены.

Значительную проблему составляет фискальный характер налоговой системы применение с 1 января 2002 г. специфической, привязанной к мировым ценам на нефть и не учитывающей ренту положения ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Построенная на таких принципах налоговая система носит фискальный характер. Она ориентирована на валовые показатели по добыче, не обладает регулирующими функциями, направленными на развитие добывающей отрасли. Необходима разработка более эффективной системы взимания НДПИ, учитывающая значительные различия в горно-геологических условиях месторождений и позволяющая создать недропользователям равные условия для разработки месторождений .

Что касается нехватки инвестиционных ресурсов на разработку месторождений и ведение ГРР, то данная проблема решается при помощи осуществления долгосрочного некоммерческого кредитования отрасли из ГВИКФ.

В целях упорядочения системы управления геолого-разведочным процессом и организации его финансирования следует признать целесообразной идею о создании Национальной геолого-разведочной компании, необходимой для активизации геолого-разведочных работ.

Решение же остальных вышеуказанных проблем тесно связано с повышением качества государственного контроля в сфере недропользования.

Применительно к анализу проблем экстенсивного развития добывающей отрасли нельзя не затронуть проблему сбора и утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) в России. Этот побочный продукт нефтедобычи в связи с неподготовленностью инфраструктуры для его сбора, транспортировки и переработки просто сжигается добывающими компаниями в факелах. В результате ежегодные потери экономики России от сжигания ПНГ составляют по меньшей мере 25 млрд. куб. м (годовая добыча природного газа Китая). Сжигание ПНГ также причиняет значительный экологический ущерб.

Масштабы этой проблемы уже заставили обратить на нее внимание президента Российской Федерации, который недавно поставил перед правительством Российской Федерации задачу свести к минимуму объемы сжигаемого в факелах ПНГ.

Для решения этой проблемы требуются следующие управленческие действия и решения: установление обязанности недропользователя оснастить нефтяные месторождения замерным оборудованием, контролирующим расход ПНГ, разработка технического регламента по сжиганию ПНГ, введение в лицензионные соглашения требования утилизировать ПНГ, введение прямого запрета сжигания ПНГ в законодательстве, предоставление государственного кредита для возведения инфраструктуры по переработке и транспортировке ПНГ (при помощи предлагаемого к созданию ГВИКФ) .

2.2. Перспективы развития обрабатывающей промышленности

Развитие этого сегмента экономики определяет позиционирование страны на мировом рынке, способствует диверсификации и устойчивости экономического развития. Несмотря на рост в обрабатывающих отраслях в 1999-2006 гг., объемы производства здесь все еще существенно ниже уровня 1990 г. При этом темпы роста обрабатывающих отраслей, за исключением черной металлургии, заметно отстают от темпов роста экономики в целом, а их доля в промышленном производстве снижается (см. табл. 3).

По оценкам экспертов Всемирного банка, уровень производительности труда на предприятиях обрабатывающей промышленности России отстает не только от развитых стран Европы, но и от стран Центральной и Восточной Европы, осуществивших переход к рынку, и от многих развивающихся стран, таких как Бразилия или ЮАР. Российские предприятия обрабатывающей промышленности по показателю производительности труда близки к китайским и индийским фирмам, но заметно проигрывают им по стоимости рабочей силы, что снижает их конкурентоспособность как на мировом, так и на российском рынке.

Ситуация усугубляется тем, что в среднесрочной перспективе объективные условия функционирования российских предприятий окажутся, вероятно, более жесткими. Российская экономика становится все более открытой как для потоков товаров, так и для иностранных фирм, работающих на территории России. Экстенсивные дешевые источники экономического роста уже исчерпаны.

Опережающими темпами будут, скорее всего, расти и цены на ресурсы для производственных целей, в первую очередь на топливо, энергию, землю и т. д. Сохранение конкурентных позиций требует значительного роста эффективности использования этих ресурсов, что, в свою очередь, предполагает коренное техническое перевооружение, смену номенклатуры выпускаемой продукции, повышение ее качественных характеристик. В противном случае российские предприятия вряд ли смогут выдержать конкуренцию с фирмами крупных развивающихся стран, таких как Китай, промышленность которого создана на более современной технической базе. Кардинальная модернизация производства невозможна без значительных инвестиций. Но при том уровне рентабельности, который характерен для большинства российских промышленных предприятий, они не являются привлекательным объектом для внешних инвесторов, а собственных средств для решения масштабных задач модернизации недостаточно .

Выходом из положения могло бы стать создание в отраслях обрабатывающей промышленности новых, высокоэффективных предприятий, не обремененных наследием устаревшей технической базы и тяжелым финансовым положением. Пока новые предприятия в основном ориентируются на внутренний рынок России и/или на импортозамещение, возникая в тех сегментах, которые относительно защищены от внешней конкуренции и не способны радикально изменить сырьевое позиционирование России в глобальной экономике. Кроме того, создание новых предприятий тормозится целым рядом факторов, в частности недостаточно благоприятным инвестиционным климатом, высокими административными барьерами, ужесточением доступа к инфраструктуре (инженерные и транспортные коммуникации, энергообеспечение) и к дешевым источникам топлива (прежде всего газа), обострением дефицита квалифицированных кадров.

Анализ ситуации на микроуровне показывает, что за низкими средними показателями скрываются гигантские различия в уровне и динамике эффективности на отдельных предприятиях.

Таким образом, российская обрабатывающая промышленность отличается значительной многоукладностыо, причем наименее конкурентоспособный сегмент попал в порочный круг неэффективности. По сути, задача повышения конкурентоспособности и заключается в том, чтобы разорвать этот порочный круг: увеличить число и повысить устойчивость конкурентных преимуществ лидеров и сократить долю неконкурентоспособных предприятий.

Результаты обследования позволяют говорить о наличии в промышленности, причем в различных отраслях, группы предприятий-лидеров и группы аутсайдеров. По разным оценкам (с использованием различных критериев), к группе конкурентоспособных можно отнести 20-25 % предприятий. Из них около половины не только имеют более высокий уровень производительности труда, но и одновременно расширяют выпуск, увеличивают производительность темпами, превышающими среднеотраслевые. Именно эти предприятия обладают сегодня наибольшим потенциалом роста, являясь двигателем экономического развития .

Вместе с тем 35-40 % предприятий выборки составляют группу аутсайдеров, которые демонстрируют низкие уровень и динамику эффективности производства и очевидно теряют свою конкурентоспособность. В перспективе эти предприятия должны быть либо серьезно реструктурированы, либо вытеснены с рынка более эффективными компаниями.

Анализ показал, что вероятность оказаться в группе конкурентоспособных предприятий повышается с ростом, размера компании, при размещении предприятия в крупном городе со статусом федеральной или региональной столицы. Так, среди предприятий с численностью более 1000 человек доля компаний с высокой конкурентоспособностью более чем вдвое превышает соответствующий показатель в группе 100-250 человек. Таким образом, концентрация производства на крупных предприятиях в промышленных агломерациях, как и прежде, во многом предопределяет позиции компании.

В то же время даже в группе конкурентоспособных лидеров далеко не все благополучно. Так, половина предприятий с высокой конкурентоспособностью не занималась в последние три года технологическими инновациями, а 9 % - ни технологическими, ни организационными. Физический износ оборудования в группе лидеров также достиг угрожающей степени: только у 1/4 из них парк машин и оборудования можно считать приемлемым, а у половины оборудование совершенно изношено. Следовательно, можно сделать вывод о том, что группа конкурентоспособных лидеров неустойчива. При сохранении сегодняшних тенденций, вероятно, через 3-5 лет доля конкурентоспособных предприятий в обрабатывающей промышленности сократится вдвое - до 10-12 % .

Заключение

Промы́шленность - совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности, а также добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, заготовкой леса и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве, производством потребительских товаров. Промышленность - важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества .

Промышленность состоит из двух больших групп отраслей - добывающей и обрабатывающей промышленности. К добывающей промышленности относятся предприятия по добыче горно-химического сырья, руд чёрных и цветных металлов и нерудного сырья для металлургии, неметаллических руд, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, лёгких природных заполнителей и известняка, а также гидроэлектростанции, водопроводы, предприятия лесоэксплуатации, по лову рыбы и добыче морепродуктов.

К обрабатывающей промышленности относятся предприятия машиностроения, предприятия по производству чёрных и цветных металлов, проката, химических и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и др. строительных материалов, продуктов лёгкой и пищевой промышленности, а также предприятия по ремонту промышленных изделий (паровозоремонтная, локомотиворемонтная) и теплоэлектростанции.

Достижение стратегических целей развития России в среднесрочной перспективе возможно только при условии воссоздания экономики роста. При этом чрезвычайно важны не только количественные, но и качественные характеристики экономической динамики.

Позитивное будущее России может быть основано только на опережающем развитии перерабатывающих отраслей промышленности. Именно их динамика определяет, с одной стороны, уровень инвестиционной активности и технологического обновления производства, а с другой – динамику и структуру потребления населения. Потребительские стандарты населения, в свою очередь, определяют формирование и воспроизводство трудовых мотиваций, а, следовательно, и возможный вклад социальных факторов в повышение эффективности производства.

Развитие отечественной обрабатывающей промышленности и строительства способно обеспечить кардинальное повышение качества жизни россиян, создать возможности позитивного изменения условий проживания за счет масштабного предложения доступного жилья, эффективной дальнейшей автомобилизации и опережающего развития инфраструктуры.

Первичный сектор экономики России, добывающая промышленность и особенно экспортно-ориентированные отрасли представляют собой важнейший материальный ресурс экономического роста и поддержания уровня и динамики экспортных доходов. Последнее особенно важно в период восстановления технологического потенциала обрабатывающего сектора промышленности, строительства и транспорта. Выполнение первичным сектором экономики задач материального обеспечения экономического роста в России и поддержания в среднесрочной перспективе положительных значений чистого экспорта также требует развития в рамках добывающей промышленности комплексной переработки сырья, увеличения доли конечной продукции в экспорте.

Список литературы

    Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. Дело и Сервис, 2007. – 496 с.

    Богданов И.А. Экономическая безопасность России: теория и практика. - М.: ИСПИРАН, 2005.

    Воронин Ю.М., Селезнев А.З., Чередниченко Л.Г. Россия: экономический рост. – М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2004.

    Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / Под ред. Морозовой Т.Г. – М.: ЮНИТИ, 2005.

    Загашвили В.С. Экономическая безопасность России. - М.: Гардарика, 2004.

    Ивашковский С.Н. Макроэкономика. М.: Дело, 2002. - 472 с.

    Лисин В. Макроэкономическая теория и политика экономического роста: Монография. – М.: Экономика, 2004.

    Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность: Учебник / Под ред. Лисова В.И. – М.: экономика, 2007.

    Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 6-е изд., 2006.

    Экономическая безопасность: Производство - Финансы - Банки / Под. ред. В.К. Сенчагова. - М.: Финстатинформ, 2004.

    И перспективы развития производства туалетного мылаРеферат >> Культура и искусство

    ... Современное состояние и перспективы развития производства туалетного мыла. Современный про­цесс производства ... вопросов. 3. Анализ ассортимента туалетного... Производство мыла в России : (проблемы сырья) Л.Н.Лишаева, В.И.Почерников //Масложировая промышленность ...

  1. Современное состояние и перспективы развития кредитного страхования в Российской Федерации

    Дипломная работа >> Банковское дело

    Тему: «Современное состояние и перспективы развития кредитного страхования... Автокредит» 2.4 Анализ рынка кредитного... общественного производства и... Торгово-промышленной палаты... В.В.//Некоторые итоги и перспективы развития страхового рынка России // Финансы. - ...

  2. Анализ современного состояния и направлений развития машиностроения Красноярского края

    Реферат >> Экономика

    ... Анализ современного состояния и направлений развития ... перспективы развития ... промышленности . Авиационная промышленность . В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства ... экономику России : Учеб...

  3. Современное состояние и перспективы развития издательской и полиграфической деятельности

    Контрольная работа >> Менеджмент

    ... СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ... производство ... промышленности . 2.Тенденции развития издательской и полиграфической деятельности. В развитии современной издательской системы России ... Книжный рынок России : анализ , проблемы, перспективы / Под...