Прямые зарубежные иностранные инвестиции. Иностранные инвестиции в экономике России — современный этап и перспективы

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Кательницкая Екатерина Владимировна

студент Южного Федерального Университета, РФ, г. Таганрог

E-mail: katelnickaya 1991@ mail . ru

Шевченко Инна Константиновна

научный руководитель, д-р экон. наук, профессор Южного Федерального Университета, РФ, г. Таганрог

На современном этапе перестройки в структуре российской экономики на первое место выдвигает проблему, связанную привлечением прямых иностранных инвестиций в обрабатывающий сектор промышленности.

В настоящее время в сложной экономической ситуации, характеризующейся включая острый дефицит ресурсов для производственного инвестирования и модернизации экономики, значимость не спекулятивных, долгосрочных зарубежных инвестиций для России трудно переоценить. Учитывая серьезную технологическую проблему не успеваемости российской экономики в большинстве позиций, требуется иностранный капитал, который может принести современные методы управления и новые технологии, и будет способствовать развитию отечественных инвестиций.

Финансовые ресурсы, обращаются в капитал в денежной форме и рассчитанные для формирования производственного процесса. Будучи запущенны в оборот, они несут доход. Оборот денег осуществляется путем передачи в ссуду и вложения их в предпринимательство. Долгосрочные вложения финансовых ресурсов представляют собой инвестиции. Целью инвестиций является выгодное вложение капитала .

Поэтому, представляется возможным, определить инвестиции как совокупность долгосрочных финансовых вложений, материальных и трудовых ресурсов (как государственных, так и частных) в различные сферы национальной (внутренние инвестиции) или зарубежной (заграничные инвестиции) экономики с целью увеличения накоплений и получения прибыли.

Прямыми инвестициями являются инвестициями прямых инвесторов, то есть инвестиции физических и юридических лиц, владеющих не менее 11 % акционерного капитала или акций предприятия, дающих право на участие в управлении предприятием; кредиты от совладельцев предприятия; взносы в уставный фонд; стоимость оборудования, переданного прямым инвестором; реинвестированный доход.

Прямые иностранные инвестиции являются участниками иностранного капитала и реализуют инвестиционные проекты на территории стран-реципиентов инвестиций, которые характеризуется активным участием инвестора (или его представителей) в деятельности организации. Наиболее востребованная форма капиталовложений для развивающихся экономик, позволяет реализовывать большие и важные проекты, а при этом в страну поступают новейшие технологии, новые практики корпоративного управления.

Прямые иностранные инвестиции:

· Комбинируют перенос практических навыков и управленческого профессионализма с взаимовыгодным объемом ноу-хау.

· Обладают мультипликативным эффектом, положительно отражающемся на производственно и на других секторах экономики.

· Активизируют конкуренцию и могут способствовать развитию малого и среднего бизнеса.

· При правильной организации, стимулировании и размещении в состоянии ускорить восстановление профилирующих отраслей и регионов.

· Стабилизируют занятость и повышают уровень доходов населения .

Таким образом, Прямые Иностранные Инвестиции являются эффективным средством модернизации экономики развивающихся стран.

Опыт большинства развивающихся стран показывает, что всплеск инвестиционной активности в экономике начинается с поступлением иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, привнесенных иностранным капиталом. Здесь представляется целесообразным рассмотреть и оценить разные подходы к определению экономического содержания инвестиционной деятельности, структуры инвестиций, других составляющих элементов инвестиционной сферы, и в частности способов государственного воздействия на ее развитие .

Увеличение потока иностранных капитальных вложений и повышение эффективности инвестиционной деятельности, идущих в российскую экономику может стать одним из главных направлений изменения курса современных экономических реформ.

Объем поступлений иностранных инвестиций в экономику России неуклонно возрастает, начиная с 2010 года. При этом доля прямых инвестиций в 2013 году достигла максимального значения за рассматриваемый период и составила 15,35 %. Ежегодные объемы поступления иностранных инвестиций, и их структура по типам представлена в таблице:

Таблица 1.
Динамика ПИИ в экономике России за период с 2010 по 2013 гг.

Источник: данные Росстата, расчеты НРА

Наряду с ростом фактических объемов ПИИ в 2010-2013 годах также отмечалось улучшение позиций России в одном из ведущих международных исследований, посвященных ПИИ в индексе доверия прямых иностранных инвестиций .

Если в 2010 году Россия занимала только 18 место, то по итогам 2013 года вплотную приблизилась к десятке лидеров, заняв 11 место. Продвижение России в данном рэнкинге свидетельствует о росте интереса международных компаний к прямым инвестициям в российскую экономику.

Статистика по притоку ПИИ в Россию внешне выглядит достаточно благоприятной, однако относиться к этим цифрам следует с известной долей осторожности. Значительная доля поступающих в Россию ПИИ возникает в результате так называемого «круговорота капитала» - явления, при котором поступающие в страну инвестиции возникают в результате возвращения капитала, ранее выведенного в офшорные юрисдикции.

Практически все ПИИ, поступающие из Кипра или Британских Виргинских островов, имеют российское происхождение, что подтверждается, в частности, тем, что указанные территории входят одновременно в число крупнейших инвесторов в российскую экономику и в число крупнейших реципиентов российских инвестиций. Несмотря на то, что в течение 2013 года о необходимости деофшоризации неоднократно говорилось на самом высоком уровне, конкретных результатов в этом направлении добиться пока не удалось, о чем прямо было сказано в Послании Президента Федеральному Собранию, озвученном в декабре 2013 года.

Вложения из офшорных зон по-прежнему составляют значительную долю в общем притоке иностранных инвестиций, и рассматривать данные по ПИИ нужно обязательно с учетом этой особенности.

Еще одной проблемой, связанной с ПИИ, является неоднородность их распределения между регионами России. Показатель притока ПИИ может быть использован в качестве индикатора эффективности региональной инвестиционной политики, однако его практическое использование осложняется тем, что в него включаются офшорные ПИИ, возникновение которых не связано с созданием благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов. Напротив, широкое распространение офшорных схем может быть следствием неудовлетворительных условий ведения бизнеса, вынуждающих предпринимателей регистрировать свои компании в офшорных зонах для минимизации налогов, защиты бизнеса или с иными целями. Объем ПИИ может выступить в роли индикатора инвестиционной привлекательности регионов только в случае исключения из общего притока ПИИ вложений, осуществляемых из офшорных зон .

Российские регионы имеют огромный потенциал в привлечении иностранных инвестиций. Однако неразвитость инфраструктуры, слабость формальных и неформальных институтов ведут к спаду инвестиционной активности.Один из важнейших факторов резкого замедления экономического роста в России в 2013 г. - не просто стагнация, а падение инвестиций в основной капитал. Если в целом по экономике они в январе-июне по предварительной оценке Росстата сократились на 1,4 %, то по отчетности крупных предприятий в рамках региональной статистики (что в чем-то показательнее оценок на макроуровне с досчетами) они в январе-мае упали гораздо сильнее - на 6,6 %.

Если бы не подстегиваемый завершающимися олимпийскими стройками рост инвестиций в Южном федеральном округе (21,1 %), то падение инвестиций в экономике было бы еще больше - при гипотезе о нулевом росте инвестиций на юге темп роста совокупных инвестиции упал бы, по оценкам аналитиков, еще приблизительно на 2 % .

Негативное влияние замедления инвестиционной динамики состоит в том, что оно выглядит чрезмерным даже с учетом замедления роста экономики в целом, что, в общем-то, ведет к стабилизации уровня загрузки мощностей и снижению потребности в инвестициях. Но даже с учетом этого фактора рост инвестиций должен был бы быть выше при прочих равных, так как во всех построенных нами спецификациях инвестиционной функции для России значимость роста экономики в предшествующий год определяется с эластичностью от 0,7 до 1,2. Это значит, что рост инвестиций должен был бы в этом году быть на уровне не ниже 3,0-3,7 %, а аналитики пока наблюдают заметное их падение, заставляющее говорить о настоящем инвестиционном провале .

И было бы неправильно объяснять его исключительно резким снижением сальдированного финансового результата экономики (почти на 22 % за январь-май), которое в соответствии с российской инвестиционной функцией могло вычесть, 2,5-2,8 п.п., но никак не реальные 6,6-8,6% (с учетом и без учета инвестиционного «спурта» ЮФО).

Таблица 2.

Рост инвестиций и его факторов в федеральных округах России, % г/г


Примечание: МСБ - малый и средний бизнес

По ряду прогнозов, объем инвестиций в России в 2017 году возрастет благодаря развитию металлургической, химической, автомобильной промышленности.

Изз официальной статистики доступны только данные оценки платежного баланса РФ, опубликованные на сайте Банка России на конец первого полугодия текущего года. Однако даже из этих цифр видна неплохая позитивная тенденция. Так, прямые инвестиции нерезидентов в небанковский сектор экономики России в первом полугодии 2017 года составили 13,7 миллиардов долларов. Эта цифра в 1,9 раза больше, чем за тот же период прошлого года, когда они остановились на отметке в 7,2 миллиардов долларов.

А вот объем портфельных инвестиций нерезидентов в активы небанковского сектора РФ в первом полугодии 2017 года снизился. Негативная динамика составила 5,6 миллиардов долларов по сравнению с ростом на 2,1 миллиарда за первое полугодие 2016 года. Однако во втором квартале текущего года снижение инвестиций нерезидентов шло в 10 раз меньшими темпами, нежели в первом квартале (0,5 миллиарда против 5,1 миллиардов долларов).

Что до обязательств федеральных органов управления РФ перед нерезидентами по портфельным инвестициям в первом полугодии 2017 года, они увеличились на 7,6 миллиардов долларов против роста на 3,1 миллиарда в первом полугодии 2016 года (рост в 2,5 раза).

Стоит напомнить: два предыдущих года, 2015-й и 2014-й, были, мягко говоря, весьма негативными с точки зрения притока в отечественную экономику иностранного капитала. Так, в 2014 году Россия – впервые за последнее десятилетие – не вошла в рейтинг 25 стран, являющихся самыми привлекательными для прямых инвесторов стран мира.

В том году зафиксировано падение объема инвестиций в нашу страну более чем в 3 раза: они составили 22 миллиарда долларов, по сравнению с 2013 годом – 69 миллиардов долларов.

В 2015 году объем иностранных инвестиций в экономике России снизился еще почти в 3 раза и составил 6,7 миллиардов долларов. Где-то две трети от общей суммы пришло с Кипра, Виргинских, Багамских и Бермудских островов; скорее всего, большая часть новых вложений является возвратом ранее выведенных из страны средств.

Алексей Кудрин: санкции сократили иностранные инвестиции в 7 раз

За последние несколько лет прямые инвестиции в российскую экономику из-за границы стали меньше в 7 раз, виной тому санкции против России . Об этом заявил Алексей Кудрин , глава Центра стратегических разработок и бывший министр финансов России.

Выступая на форуме Moscow Exchange Forum 2017 в Нью-Йорке , Алексей Кудрин рассказал, что 8 лет назад прямые капиталовложения от иностранных инвесторов достигали $70 млрд. В текущем году ожидается лишь около $10 млрд. Он считает, что это одно из последствий введения антироссийских санкций. Режим экономических ограничений сказался и на недополучении ВВП: с 2013 по 2015 гг. страна потеряла из-за санкций 1% ВВП, с 2016 по 2017 гг. меньше – 0,5%. Из-за этого российская экономика не может перейти в стадию роста, хотя экс-министр уверен, что такое было бы возможно даже с учетом падения цен на нефть. При этом проведение необходимых реформ на 90% зависит от причин внутреннего характера.

Рекордные 140 млн долларов инвестиций в Россию

Только за последнюю неделю января страны ЕС вложили в российские облигации 140 млн долларов инвестиционного капитала. Это стало своеобразным рекордом за три года - практически за весь период начала санкций и контрсанкций. Примечательно, что с конца 2016 года экономика РФ получила порядка 700 млн долларов иностранных вливаний.

В последнее время заметны явные признаки «оттепели» в плане инвестиционного климата в России . Среди причин этого эксперты называют повышение цен на нефть и обозначившиеся после избрания Дональда Трампа президентом некоторые перспективы улучшения российско-американских взаимоотношений. Кроме этого, в Европейском Союзе активнее звучат голоса недовольства санкционными мерами против РФ. По многочисленным прогнозам, позитивные тенденции сохранятся. Этому также могут способствовать снижение инфляции и постепенное уменьшение Центробанком ставки.

За последнее время выросли и российские фондовые индексы. ЮНКТАД в своем докладе свидетельствует: за 2016 год экономика РФ получила 19 млрд долларов прямых инвестиций (62% роста) на фоне общего мирового осложнения инвестиционного климата.

2013: Первое полугодие +32%

Приток прямых иностранных инвестиций в экономику РФ в первом полугодии 2013 года вырос на 59,8% (Росстат). Поступление иностранных инвестиций в Россию составило 98,795 миллиарда долларов, из них прямые иностранные инвестиции - 12,139 миллиарда долларов (12,3% от общего объема поступлений). Российские инвестиции за рубежом в первом полугодии выросли в 1,8 раза, достигнув 126,4 миллиарда долларов.

"По состоянию на конец июня 2013 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил 370,6 миллиарда долларов , что на 10,7% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года", - говорится в материалах Росстата.

Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе, - 66,9% (на конец июня 2012 года - 59,0%), доля прямых инвестиций составила 31,2% (38,5%), портфельных - 1,9% (2,5%) .

Александр Ивлев, управляющий партнер компании по России, говорит: «Согласно полученным данным, в 2013 году Россия впервые вышла на третье место по инвестиционной привлекательности после США и Китая. Приток прямых иностранных инвестиций достиг 71 млрд. евро, что на 83% выше показателя 2012 года. Россия обошла Великобританию, Францию, Германию, Сингапур и Бразилию. Также на 2% увеличилось количество созданных за счет прямых иностранных инвестиций рабочих мест. Это очень хороший результат, особенно на фоне казателей 2012 года, когда объем ПИИ сократился на 16,5%».

Прямые вложения подразумевают активное участие инвестора в деятельности компании.

Внешние инвестиции позволяют обеспечить не только поступление непосредственно денежных средств, но и позволяют внедрить новейшие технологии производства, использовать последние разработки, ориентироваться на новые формы ведения маркетинговой деятельности и корпоративного управления.

Прямые внешние инвестиции классифицируются по нескольким признакам:

  • по виду актива выделяют реальные (в производственный объект), финансовые (в ) и нематериальные инвестиции (в нематериальные права, в том числе патенты, лицензии);
  • по форме собственности выделяют государственные (инвестор – другое государство), частные (инвестор – частное лицо) и смешанные инвестиции;
  • по характеру использования выделяют предпринимательские (цель – от бизнеса, получение дивидендов) и ссудные инвестиции (цель – получение процентного дохода).

Цель деятельности иностранного инвестора заключается в получении дополнительной прибыли как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. При этом страна-реципиент должна гарантировать право инвестора на контроль над хозяйственной деятельностью субъекта вложений и право на получение дохода от этой деятельности.

Необходимость иностранных вложений

Инвестиции от нерезидента прямого характера считаются главным фактором модернизации экономики страны, которая влечет за собой повышение способности отечественных товаропроизводителей конкурировать на мировых рынках. Одной из особенностей этого вида вложения капитала является тот факт, что инвестор лично заинтересован в отдаче инвестиционных средств. Именно поэтому он будет всесторонне помогать реципиенту организовать высокотехнологичное производство и эффективную сбытовую структуру.

Прямые внешние инвестиции выполняют следующие функции в экономике страны-реципиента:

  • активизируют инвестиционный процесс в целом;
  • способствуют наращиванию материальной базы экономики;
  • обеспечивают возможность обмена последними достижениями технологий производства, менеджмента и маркетинга, необходимыми для выхода на мировой уровень;
  • стимулируют развитие малых и средних предпринимательских форм;
  • ускоряют развитие отраслей экономики в целом и отдельных регионов страны;
  • помогают в стимулировании внедрения инноваций и ориентировании экономики на потребителя.

Иностранные вложения прямого характера благоприятно сказываются на уровне занятости, оказывают воздействие на увеличение доходов населения, расширяют базу для налогообложения.

Основной целью иностранного инвестора является за счет вложений в такие отрасли других стран, которые имеют большую доходность по сравнению со страной выхода капитала.

Если компании или государство собираются инвестировать свои средства, всегда проводится оценка прибыльности и рисков. Выделяют экономические, политические и конкурентные мотивы инвестирования.

Политические мотивы основываются на действиях государства, связанных с торговыми отношениями. Поскольку органы власти стараются контролировать уровень иностранных поступлений товаров на национальный , ограничение или стимулирование иноземных вкладов позволяет влиять на процесс роста всей национальной экономики.

Экономические мотивы обусловлены экономией мировых компаний на масштабе производства. Значительная экономия расходов происходит в таких отраслях как разработки, исследования, распространение товаров, и другие. Кроме экономии на масштабах производства многонациональные компании легче переносят критические моменты на локальных рынках.

Конкурентные мотивы в основном схожи с экономическими и политическими. Они обусловлены желанием обезопасить свой от негативного влияния колебаний экономики либо возможной конкуренции.

Формы инвестирования

Выделяют несколько способов привлечения прямых зарубежных вложений, главными из которых являются:

  • инвестиции с нуля – инвестор создает в другой стране филиал или , которое будет находиться в 100% его собственности;
  • поглощение или покупка – осуществление сделки по покупке иностранной фирмы или слиянию с ней;
  • финансирование филиала, открытого за рубежом;
  • покупка имущественных прав – инвестор вкладывает капитал, покупая право на пользование природными ресурсами или земельными участками;
  • предоставление прав на – предоставление в использование своих технологий, патентов, ноу-хау;
  • покупка акций в уставном капитале – вложение средств, дающее право участвовать в деятельности иностранной фирмы.

Основными формами вложения зарубежного капитала принято считать создание совместных и дочерних предприятий и компаний, открытие собственных филиалов и покупка акций фирм, работающих в стране-реципиенте.

Компания с долей иностранных инвестиций может иметь три формы:

  • филиал – 100% собственность инвестора;
  • дочерняя компания – более половины капитала принадлежит инвестору;
  • ассоциированная компания – инвестор располагает менее, чем 50% капитала фирмы.

В современном экономическом пространстве можно наблюдать своего рода разбросанность акций. Так, если обычно решающая доля капитала составляет 50%, то акциями современных компаний владеют значительно большее количество инвесторов. И даже покупка 5% акций может иметь решающий голос. Причиной служит то, что другие инвесторы инвестировали меньшее количество капитала. Например, в экономике США прямые инвестиции составляют 10% и более участия в капитале. Если доля акций меньше, такие инвестиции относят к портфельным.

Факторы привлечения зарубежных инвестиций

Приток импортных инвестиций в страну позволяет ей постепенно нарастить долю прибыли от внешнеторговых операций по экономике в целом. Вовлечь как можно больше денежных средств наиболее активно стремятся развивающиеся страны. Наиболее крупными и серьезными инвесторами считаются транснациональные компании американского и европейского происхождения.

Сам механизм инвестирования обычно затрагивает работу инвестиционных фондов, которые аккумулируют иностранные капиталы. Инвестор тщательно выбирает , проводя особый анализ, учитывающий три фактора:

Политическая стабильность в стране . Важную роль играет не только стабильная политическая обстановка, но и эффективность политических технологий регулирования бизнеса. Законодательство государства-реципиента должно гарантировать инвестору его права и защищать его интересы.

Уровень развития экономики и макроэкономическая ситуация. Инвестор, вкладывая свой капитал, должен понимать, на какую прибыль он может рассчитывать. Он оценивает основные макроэкономические показатели страны, прогнозы развития ее отдельных отраслей и экономики в целом.

Опыт и репутация самого фонда. Работа инвестора и фонда должна отвечать принципу взаимовыгодных отношений. Инвестора интересует опыт работы фонда, прибыльность представляемых им проектов, примеры успешной работы. Фонд же желает работать с надежными и крупными инвесторами, стараясь размещать средства в выгодные проекты.

Контроль прямых зарубежных инвестиций

Значение иностранных капиталовложений в экономике современного государства возрастает, все чаще они имеют еще и политический оттенок, поэтому требуют регулирования и контроля на международном и национальном уровне.

Национальное регулирование инвестиций, поступающих из-за рубежа, основывается на традиционных правовых институтах, однако последнее время правительства многих стран выступают за создание специальных законов, кодексов и других нормативных положений, регулирующих данные вопросы. В основе таких законодательных актов при их разработке должны быть учтены условия инвестирования в принимающей капитала стране, а также выполнение правовых гарантий для инвесторов.

Регламентирование зарубежных инвестиций на национальном уровне содержит:

  • государственные гарантии: отсутствие дискриминации по отношению к местным инвесторам, наличие защитных механизмов от рисков политического характера, природных бедствий, гарантия свободного вывоза прибыли;
  • право на использование льготных режимов: лояльный налоговый режим, льготы таможенного и иного административного характера;
  • обеспечение страхования инвестиций;
  • создание правовой базы для быстрого и справедливого разрешения инвестиционных споров;
  • исключение повторного налогообложения.

В России реализация проектов с участием иностранных инвестиций регулируется законодательно, кроме того, выделен орган, занимающийся разработкой политики страны в сфере инвестиций – Министерство развития экономики РФ. Специальные структуры есть и на региональном уровне.

Международное регулирование внешних инвестиций включает в себя свод специальных соглашений межгосударственного уровня, который регламентирует отношения в процессе инвестиционного процесса с частным капиталом. Правовой режим в таком виде может действовать на двусторонней основе и регулировать отношения двух отдельно взятых государств, а также быть многосторонним.

Двустороннее соглашение о регулировании иностранных инвестиций – это соглашение, заключаемое между двумя государствами, которые предоставляют свой правовой режим для инвестиций второй стороны. В этом случае, государства «обмениваются» инвестициями в экономику друг друга. Вместе с соглашением об инвестициях принимается положение об их защите, а также порядок урегулирования всех возможных споров в этой сфере сотрудничества.

Основу международного режима регулирования вложений средств в экономику других стран составляют многосторонние договоры, носящие универсальный характер. Все соглашения, относящиеся к этой группе, заключены в рамках международных организаций, таких как МВФ, ЮНКТАД, МБРР и других. В границах Европейского союза дополнительно действует свое многостороннее соглашение, заключенное еще в середине прошлого века. Римский договор 1957 года является примером регулирования инвестиций на национальном уровне с учетом нескольких сторон.

В связи с востребованностью инвестиций других государств в многие страны стремятся присоединиться к уже действующим соглашениям, а также разработать национальную систему регулирования капиталовложений из-за рубежа. Так как многосторонние кодексы международного уровня считаются универсальными, создание отдельных институтов права в конкретной стране бывает нецелесообразным. Действующие документы дорабатываются и изменяются и в настоящее время в связи с изменениями политической и экономической обстановки в мире.

Согласно проведенным исследованиям UNCTAD и ОЭСР прямые внешние инвестиции предполагают:

  • положительный эффект от иностранного инвестирования достигается только при четко сформулированной и отработанной программе государства. Такая программа предполагает грамотное взаимодействие с инвестором и эффективную политику по привлечению инвестиций;
  • отсутствие грамотной политики в вопросе привлечения иноземного капитала может негативно отразиться на конкурентоспособности и экономическом росте страны на мировой арене;
  • для наиболее положительного влияния иностранных вложений на прогресс экономики страны, средства должны быть вложены в отрасли с высокой степенью конкуренции.

Таким образом, принимающая сторона определяет эффективность иностранных инвестиций на основе стимулирования или торможения конкуренции в отраслях хозяйствования.

Оценка притока инвестиций на конкурентоспособность принимающей страны позволяет сделать такие выводы:

  • действия страны-реципиента определяют степень эффективности инвестиций. Политика страны должна быть направлена на рост прозрачности экономики, рост уровня конкуренции, повышение свободы финансовых институтов и снижение бюрократизации экономики;
  • грамотная инвестиционная программа стимулирует содействие иностранных и национальных бизнесов;
  • положительный эффект инвестиций достигается благодаря долгосрочным инвестициям. Краткосрочно вложений капитал наоборот негативно влияет на экономику и стимулирует финансовую неустойчивость страны.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

1

В статье рассматривается сущность и состав прямых иностранных инвестиций, их роль в формировании и модернизации отечественной экономики, сложности, затрудняющие поступление иностранного капитала в РФ, а также тенденции и проблемы развития отечественной экономики. Прямые иностранные инвестиции оказывают огромное влияние на развитие экономик всех стран, способствуют поступлению инноваций, пополнению государственного бюджета, а также ускорению экономического роста принимающего государства. Вследствие этого требуется разработка рационального подхода по разрешению проблемы притока иностранных инвестиций, развитию инструментов для устранения барьеров на пути их поступления в страну. В статье показана динамика притока прямых иностранных инвестиций в мире и распределение прямых иностранных инвестиций в Россию, что позволило выделить определенные виды деятельности, к которым проявляют интерес иностранные инвесторы. Наряду с этим в статье представлены результаты анализа динамики внешнего долга РФ и его влияние на объем поступающих прямых иностранных инвестиций, а также статистика поступления инвестиций по странам-инвесторам. Систематизированы подходы и мероприятия по устранению барьеров, затрудняющих поступление иностранного капитала, и улучшению инвестиционного климата в РФ.

прямые иностранные инвестиции

инвестиционный климат

экономический рост

1. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции / Л.А. Зубченко. – М.: Изд. Книгодел, 2006. – 160 с.

2. Власенко Р. Д., Строганова А. В. Прямые иностранные инвестиции как фактор роста российской экономики // Молодой ученый. – 2015. – № 21.1. – С. 116–121.

3. Министерство иностранных дел [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/home (дата обращения: 10.04.2017).

4. World Investment Report 2016, United Nations Conference on Trade and Development [Электронный ресурс]. – Режим доступа:Систем.требования: AdobeAcrobatReader unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2016_en.pdf (дата обращения: 12.04.2017).

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения 30.04.2017).

6. Центральный банк. Статистика внешнего сектора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs (дата обращения: 15.04.2017).

7. О порядке воплощения иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и сохранности страны [Текст]: Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ // Собрание законодательства. – 2008. – № 18. – Ст. 1940.

8. Центр гуманитарных технологий информационно- аналитический портал (Рейтинг стран мира по уровню прямых иностранных инвестиций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/research/foreign-direct-investment-index/info (дата обращения 02.04.2017).

Мировой инвестиционный обмен считается одной из ведущих форм партнерства государств на современном этапе развития мирового хозяйства. Капиталовложения поступают в другие страны с целью преодоления барьеров внешнеторговой деятельности, размещения производственных компаний в зонах ключевых рынков сбыта, что позволяет существенно уменьшить транспортные расходы и принимать во внимание особенности покупательского поведения и потребности зарубежных потребителей. В существующих обстоятельствах обострения стоимостной конкуренции на глобальных рынках весомым аргументом для вложения капитала стали «дешёвые» производственные средства в принимающих государствах.

Таким образом, целью работы является исследование роли прямых иностранных инвестиций в формировании и модернизации отечественной экономики, а также разработка предложений по устранению барьеров, затрудняющих поступление иностранного капитала, и улучшению инвестиционного климата в РФ.

Значительное падение темпов экономического роста обусловливает необходимость применения любых возможностей активизирования производства. Привлечение зарубежных вложений является одним из факторов преодоления неблагоприятных явлений в развитии экономики РФ. Притом, в этом случае необходимо говорить именно о прямых иностранных инвестициях, принимая во внимание характер и особенности их использования. В отличие от портфельных инвестиций, которые представлены в виде покупки ценных бумаг для дальнейшего получения дохода в виде процентов или дивидендов, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) позволяют вести непосредственный контроль над деятельностью предприятия на территории страны либо дают возможность осуществлять управленческий контроль .

Если в 1990-х гг. случился стремительный упадок иностранных вложений из-за уменьшения привлекательности для ПИИ, то начиная с 2000-х гг. динамика изменилась: внутренние инвестиции показали существенное увеличение. Но подобное положение дел никак не отразилось на оттоке денежных средств из государства, который на настоящий момент достаточно значительный, а фактором такого стремления является уход от налогов .

Прямые иностранные инвестиции увеличивают финансовые возможности страны, куда они поступили, обеспечивают расширение внешнеэкономической торговли товаров и услуг, формируют дополнительные рабочие места. Совместно с заграничными капиталовложениями в страну прибывают инновации в сфере производства и управления. Рассматривая динамику мировых ПИИ с 2013 по 2015 г., представленную в табл. 1, наглядно видно, что их поступление сильно варьируется в анализируемом периоде.

Мировым инвестиционным тенденциям можно дать следующую характеристику: поступление ПИИ в развитые страны увеличилось практически в 2 раза, достигнув 962 млрд долларов. Вследствие этого в структуре мировых ПИИ снова стали преобладать страны с развитой экономикой, доля которых составила 55 % против 41 % в 2014 г. В развивающихся странах был достигнут новый максимум притока ПИИ - 765 млрд долл., на 9 % выше, чем в 2014 г. . В странах с переходной экономикой, к которым также относится и Россия, приток ПИИ показал падение до уровня десятилетней давности. Причиной тому служат сочетания низких сырьевых цен, обесценивание национальной валюты и влияния геополитических рисков.

На рис. 1 мы видим, что в целом динамика поступлений ПИИ в РФ отвечает международной, но амплитуда колебаний значительно больше. В России ПИИ в 2015 г. упали на 56,5 %.

Исследование видовой структуры ПИИ в отечественную экономику дает возможность установить, что значительная часть прямых иностранных инвестиций никак не влияет на основные фонды (табл. 2). Основная часть вложений направляется в виде долговых инструментов.

Рис. 1. Динамика поступлений прямых иностранных инвестиций в Россию (млн долл. США)

В 2013 г., вплоть до вступления санкций в силу, в структуре ПИИ, направленных в РФ, самую значительную долю составляли долговые инструменты, которые никоим образом не влияют на прирост капитала. В общем, структурный состав прямых иностранных инвестиций в Россию указывает на предусмотрительность трейдеров, их нежелание нести риски, сопряженные с образованием и управлением бизнесом. Часть инвестиций в участие капитала постепенно стала показывать отрицательную динамику с 54 млн долл. США в 2013 г. до 34 в 2015 г. При этом долговые инструменты сократились с 36 млн долл. США в 2010 г. до 3 млн долл. США в 2016 г. Если говорить о внешнем долге России, по данным на 1 декабря 2015 г. он только немного превосходил 50 миллиардов долларов - это ниже, нежели у остальных масштабных экономик, как в абсолютном значении, так и по отношению к ВВП - примерно 15 процентов. А долговые обязательства банков, и тем более фирм, большую часть которых составляют крупные организации с госучастием, довольно значительны. Они занимают приблизительно 90 процентов внешнего долга РФ .

Видя динамику, представленную на рис. 2, мы можем с уверенностью сказать, что главным аргументом столь быстрого сокращения размера внешнего долга остаются западные санкции, отрезавшие отечественные фирмы от внешних рынков капитала.

Важный вклад в понимание происходящих в регионах инвестиционных процессов дает статистика накопленных ПИИ в разрезе стран. В целом по России она представлена в табл. 3. По состоянию на 01.01.2017 на первые 7 стран-лидеров приходится 44,5 % накопленных ПИИ в РФ. С Нидерландами, Ирландией и Кипром ситуация сложнее (в 2015 г. на эти страны приходится 75,7 %). В свою очередь, 29 % из общего объема ПИИ занимают страны, которые в той или иной степени используются как офшоры: Люксембург, Багамы, Бермуды, Британские Виргинские острова.

Таблица 1

Динамика поступлений прямых иностранных инвестиций в 2013-2015 гг.

Таблица 2

Виды прямых инвестиций в Россию

Показатели

Прямые инвестиции

В Российскую Федерацию

Участие в капитале

Реинвестирование доходов

Долговые инструменты

Прочие секторы

Участие в капитале

поступило

Реинвестирование доходов

Долговые инструменты

получено

погашено

Рис. 2. Динамика внешнего долга России за последние 10 лет (млрд долл.)

Данные государства зачастую принимают участие в бизнес-схемах отечественных фирм. Факторами регистраций там материнских компаний с целью реализации проектного финансирования являются практичность правовой концепции и четкость законодательства. Кроме того, Нидерланды считаются посредниками среди отечественных и заграничных компаний, которые находятся в офшорной зоне (Антильские острова, входящие в состав Нидерландов). Нидерланды не случайно являются мировым лидером по прямым иностранным инвестициям .

Распределение ПИИ по видам экономической деятельности позволяет исследовать приоритеты иностранных инвесторов и то, насколько существует равенство этих приоритетов национальным интересам России в развитии высокотехнологичных обрабатывающих отраслей.

К наиболее приоритетным для инвесторов иностранных государств в структуре по видам экономической деятельности относятся обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, добыча полезных ископаемых. Большой удельный вес инвестиций в торговлю достигнут благодаря активной деятельности международных операторов розничных сетей - «Ашан» и «Метро» занимают первые строки, также большой вклад внесли PhilipMorris и Toyota, PepsiCo, Volkswagen и Mercedes/Daimler и др. Существенную роль в объеме иностранных инвестиций играет Федеральный Закон от 29 апреля 2008 г. «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», который ограничивает участие иностранного капитала в сырьевых отраслях . С 2013 г. растут иностранные инвестиции в обрабатывающие производства, их доля в общем объеме ПИИ в 2016 г. составляет 24 % и является доминирующей отраслью по показателю притока иностранного капитала. Здесь осуществляется самое большое количество инвестиционных проектов в связи с многогранной структурой, в которую входят металлургическое, химическое, производство нефтепродуктов и ядерных продуктов, таким образом, они неблагоприятно влияют на окружающую среду. Как отмечают эксперты, именно производства с высокотехнологичным циклом получают менее 18 % от иностранных инвестиций от общего объема инвестиций в обрабатывающие производства. Проанализировав структуру ПИИ по видам экономической деятельности, можно сделать вывод, что главным направлением для привлечения иностранного капитала является доступ к ресурсам и рынкам.

Согласно данным, представленным в табл. 4, можно заключить, что в структуре ПИИ существует высокая концентрация по ограниченному числу регионов: на Москву приходится почти половина всех поступающих ПИИ, на следующие 7 регионов приходится еще 37 %, доля каждого из которых превышает 3 %. Анализ инвестиционной активности по регионам выявляет существенную географическую дифференциацию. Все регионы страны можно разделить на 3 типа . К первому типу относятся регионы, в которых наибольшая доля прямых иностранных инвестиций направляется в отрасль, осуществляющую деятельность, связанную с добычей полезных ископаемых (Сахалинская и Тюменская области, вместе с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами). На этих территориях осуществляются масштабные инвестиционные проекты по овладению нефтегазовых месторождений («Сахалин-1», «Сахалин-2», «Ямал СПГ» и другие). Здесь концентрируется большое количество экспортно-ориентированных предприятий, что является одним из ключевых мотивов для иностранных инвесторов.

Таблица 3

Накопленные прямые инвестиции в Россию по странам-инвесторам на 01.01.2017

Страны и территории

Млн долл. США

Доля в РФ, %

Страны и территории

Млн долл. США

Доля в РФ, %

Нидерланды

Виргинские острова, США

Люксембург

Ирландия

Финляндия

Виргинские острова, Брит.

Германия

Швейцария

Соединенное королевство

Республика Корея

Рис. 3. Отраслевая структура ПИИ по видам экономической деятельности в России по состоянию на 31.12.2016

Таблица 4

Регионы-лидеры по доле в общем объеме накопленных ПИИ в России на 31.12.2016

Российская Федерация, в том числе:

462 697 млн долл. США

г. Москва

Нижегородская область

Сахалинская область

Кемеровская область

Тюменская область

Новгородская область

г. Санкт-Петербург

Приморский край

Красноярский край

Республика Татарстан (Татарстан)

Вологодская область

Республика Саха (Якутия)

Московская область

Новосибирская область

Липецкая область

Ярославская область

Челябинская область

Белгородская область

Свердловская область

Республика Башкортостан

Пермский край

Тульская область

Ленинградская область

Хабаровский край

Самарская область

Республика Коми

Краснодарский край

Ставропольский край

Калужская область

К другому типу можно отнести «столичные» регионы (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область), которые привлекают значительные иностранные притоки капитала в связи с наилучшей развитостью инфраструктуры в сравнении с другими областями и регионами, но основным инвестором данных территорий является «офшор» Нидерланды.

К третьему типу отнесем регионы с благоприятным «инвестиционным климатом» (Белгородская область, Калужская область, Республика Татарстан, Приморский край), где эффективная инвестиционная политика создала привлекательный инвестиционный климат для вкладчиков. Неравномерность распределения зарубежных вложений по регионам объясняется тем, что инвесторов привлекают высокий потребительский спрос, развитая инфраструктура и концентрация экспортно-ориентированных предприятий.

Таким образом, прямые иностранные инвестиции оказывают непосредственное влияние на экономический рост и способствуют модернизации экономики любого государства. К сожалению, в настоящее время иностранный капитал не оказывает существенного влияния на развитие социально-экономического потенциала России, так как в полной мере не созданы и не реализуются условия, которые бы стали эффективным инструментом для создания благоприятного инвестиционного климата как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Библиографическая ссылка

Сбитнева А.Е., Шалыгина Н.П., Селюков М.В. РОЛЬ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 9-1. – С. 237-242;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41735 (дата обращения: 22.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»