Состояние экономики и населения в 1990 1991. Начало экономической реформы

Социально-экономическая ситуация. В 1991 г. руководство РФ оказалось перед лицом сложных экономиче­ских проблем, уже вызвавших фактический распад СССР: разрыв экономических связей, высокая инфляция и обесценение денежных вкладов граждан, тотальный дефицит многих товаров и продук­тов питания. Нарушилось денежное обращение, на место которого встал бартер - прямые товарообменные операции между предприя­тиями. Требовались решительные меры по изменению макроэконо­мической ситуации. В октябре 1991 г. Правительство России пред­ставило программу радикальных реформ. С 1 января 1992 г. предпо­лагалось отпустить цены на большинство продуктов, ввести свободу торговли, провести приватизацию государственной собственности. ^ Начало реформ. В январе 1992 г. цены были отпущены на сво­боду. За год они выросли в 100-150 раз, продолжился их рост и в по­следующие годы. Заработная же плата выросла в 10-15 раз. Уже в 1992 г. потребление основных продуктов питания в целом по стране уменьшилось: мяса - 81 % от уровня 1991 г., овощей - 84 %, молока и рыбы - 56 %. Почти половина населения страны оказалась за чер­той бедности. Все это привело к тому, что в 1990-е гг. население Рос­сии ежегодно сокращалось более чем на 1 млн человек. С 1 октября 1992 г. началась приватизация. Каждый житель стра­ны получил приватизационный чек стоимостью в 10 000 рублей. Предполагалось, что такой подход обеспечит равные условия для всех граждан страны. На практике же падение реальной стоимости ваучеров было еще более быстрым, чем денег. Реальные денежные капиталы из страны вывозились. Огромные масштабы приобрела коррупция. Единственным положительным результатом реформы стало становление рынка и насыщение его товарами. ^ Экономическая политика 1993-1998 гг. В этот период была сде­лана попытка укрепления роли государства, прежде всего, в топлив­но-энергетической и оборонной отраслях. Средства для поддержа­ния этих отраслей привлекались при помощи государственных крат­косрочных обязательств (ГКО). Чтобы выплачивать держателям ГКО большие проценты, государство построило «финансовую пирами­ду». 17 августа 1998 г. Правительство объявило дефолт - прекрати­ло выплаты по ГКО и отменило «валютный коридор». В короткий срок рубль по отношению к доллару подешевел в 5 раз. Бюджет стра­ны на 1999 г. составил всего 20 млрд долларов (меньше чем у Нью-Йорка или Финляндии). Ситуацию спас рост цен на нефть на миро­вых рынках. Либеральная мечта о «достойном месте» России в ми­ровой экономике не сбылась. Россия стала сырьевым придатком Запада. По уровню промышленного производства она оказалась толь­ко на 55 месте в мире. ^ Последствия экономических преобразований. С начала 1990-х гг. в России постепенно складываются рыночные отношения. Стали формироваться рынки: труда, жилья, продовольствия, капи­талов (фондовый). Рубль стал конвертируемым. Приватизация при­вела к образованию большого негосударственного сектора экономики. Начал формироваться средний класс - основа социальной стабиль­ности и прочности любого общества. Остался нерешенным земель­ный вопрос. Продолжился спад производства во всех секторах эко­номики. В 1995 г. по сравнению с 1991 г. спад внутреннего валового продукта (ВВП) страны составил почти 50 %. Продукция промыш­ленности уменьшилась до 48,5 %; сельское хозяйство снизило свои показатели до 70 %, капитальные вложения упали до 28,5 %. Прива­тизация обернулась большим обманом. К середине 1990-х гг. почти 40 000 промышленных предприятий оказались в руках преступных группировок. Теневая экономика стала давать почти 25 % ВВП. Изменилась структура общества. Богатые составили 3 % населе­ния. Средний класс - 7 %, 25 % - бедные, а 65 % - нищие Государственные расходы на нужды образования, здравоохранения, социального обеспечения сократились в десятки раз. В конце 1999 г. Президент России ^ Б. Н. Ельцин ушел в отставку, назначив своим преемником В. В. Путина. На прошедших в 2000 г. выборах Путин одержал победу. Тогда же новый президент стра­ны сформулировал курс на укрепление стабильности, в том числе и социально-экономической. Но внутреннее положение пока остает­ся сложным и противоречивым. Практически все достигнутые успе­хи являются результатом продолжавшегося весь этот период роста цен на энергоносители на мировых рынках.

Социально-экономическое развитие СССР в 1983-1991_

В 1989-1990 экономическая ситуация в стране быстро ухудшалась. Старая административная система управления лущилась, новая, рыночная, не создавалась из-за нерешительности властей. Антиалкогольная кампания, падение цен на нефть, расходы, вызванные аварией на Чернобыльской АЭС в 1986 и землетрясением в Армении в 1988, вынудили правительство прибегнуть к иностранным займам. Государственный долг к 1990 более чем вдвое превысил уровень 1985 Стремительно исчезали товары первой необходимости, особенно дешевые. Товарный голод вел к ажиотажному спросу, ещё большее усиливавшему дефицит. На местах вводились карточки потребителя, призванные оградить местных жителей от конкуренции иногородних покупателей. В 1991 сахар, табачные изделия, водку даже в Москве м.б. приобрести только по талонам. Правительство Н. И. Рыжковав 1990г. предложило программу преодоления кризиса, разработанную группой под руководством академика Л. И. Абалкина. Программа была рассчитана на постепенный переход к рынку в три этапа" в течение 1991- 1992 Переход к конвертируемости рубля, разрешение иностранных инвестиций предполагались лишь после 1993 Предварительным условием перехода к рынку авторы программы считали экономическую стабилизацию. Слабым местом этой программы было то, что она предлагала постепенно встраивать элементы рынка в сохраняющийся механизм государственного регулирования. Но именно это и привело экономику на грань катастрофы. Одновременно группа молодых экономистов под руководством Г. А. Явлинского подготовила программу "500 дней". За этот срок предполагалось коренным образом реформировать экономику, провести приватизацию государственного имущества, отказаться от государственного ценообразования. Попытка согласовать обе программы не удалась. М. С. Горбачёв, ставший в МР 1990 Президентом СССР, в ОК 1990 отверг программу Явлинского и поддержал курс Абалкина-Рыжкова. Ряд современных исследователей, в т.ч. либеральных рыночников, считают, что программа "500 дней" была утопичной. Однако отказ от нее Горбачёва был вызван политическими факторами. Во-первых, программу поддерживало российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным, с которым союзный центр во главе с Горбачёвым конфликтовал. Во-вторых, эта программа требовала перераспределения полномочий от центра к республикам, на что Горбачёв не соглашался.

Увеличение импорта продовольствия в СССР в 1985 г. (по сравнению с 1970 г.)

В ЯН 1991 новый премьер-министр В. С. Павлов (правительство Рыжкова ушло в отставку в ДК 1990) осуществил обмен 100- и 50-рублевых купюр на купюры нового образца. Проводился он в течение трёх дней, суммы обмена были жестко ограничены. Формально эта мера направлялась против теневых дельцов, якобы накопивших огромные суммы в крупных банкнотах. На практике из обращения было изъято всего 5% той суммы, которая считалась избыточной. Оздоровить экономику это, конечно, не могло, и лишь усилило недовольство населения. В АП 1991 правительство Павлова вдвое повысило все государственные цены (в торговле, на транспорте, в бытовом обслуживании и т.д.). Но механическое повышение цен, не сопровождавшееся реформой ценообразования, также не могло оздоровить экономику, оно лишь усилило и без того начавшуюся скрытую инфляцию. К к.1991 экономическая ситуация в стране стала катастрофической. Страна готовилась к голодной зиме. Для преодоления этой ситуации требовались радикальные меры, которые неизбежно д.б. вызвать тяжёлые социальные последствия.

Потребление основных продуктов питания в СССР в 1950-й1985 гг., на душу населения, кг в год

Обратить внимание

Необходимо показать, что реформы были необходимы, но стратегия их проведения отсутствовала. По мере того как становилось очевидно, что ни административные меры, ни изменения технологии и инвестиционной политики не способны разрешить ситуацию, приходило осознание неизбежности глубокого реформирования экономической системы. Однако властей не решались на реформы в области собственности и ценообразования, боясь неблагоприятных социальных последствий. М.тем старая административная система перестала функционировать, а новый рыночный механизм не был создан. Это привело к распаду экономических связей и поставило страну на грань экономической катастрофы и голода.

Вопросы для повторения

1. Расскажите об основных принципах экономической реформы 1965 года и развитии хозяйственного расчета в 1960-1970 годах.

2. Как проходила экономическая реформа в сельском хозяйстве?

3. Чем обусловлен процесс отхода от принципов экономической реформы?

4. Расскажите о проявлениях теневой экономики в 1970-1980-х годах.

5. Какие изменения происходили в составе трудовых ресурсов страны в 1970-1980-х годах?

6. Как осуществлялся на практике лозунг «Нефть любой ценой» в 1960-1980-х годах?

7. Как были использованы нефтедоллары в экономике СССР?

8. Расскажите о выполнении Продовольственной программы, Программы мелиорации и переброски части стока сибирских рек.

9. Что вы знаете о начале «перестройки» в СССР? Какие иллюзии существовали в этот период в обществе?

10. Что означал курс на «ускорение социально-экономического развития страны»?

11. Как проходила экономическая «перестройка» СССР?

12. Что вы можете рассказать о военных расходах СССР в конце 1980 - начале 1990-х годов?

13. Что вы знаете о положении в сельском хозяйстве в конце 1980 - начале 1990-х годов?

14. Как происходило ослабление экономического и политического единства Советского Союза?

15. Расскажите об экономической обстановке в СССР в 1990-1991 годах и денежной реформе 1991 года.

16. Каковы экономические причины распада СССР?

ГЛАВА 15. Экономические и социальные преобразования в России в конце XX - начале XXI вв.

Осенью 1991 года положение в экономике СССР ухудшалось буквально на глазах и приближалось к катастрофическому. Потребительский рынок практически не существовал, прилавки магазинов в городах были пустыми, торговля проводилась по талонам и карточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами. Причем реальная угроза голода в крупных городах возникла не из-за плохого урожая и нехватки продовольствия в стране. Просто сельскохозяйственным предприятиям было невыгодно продавать государству урожай по официальным ценам и они выжидали роста закупочных цен. А поскольку цены на «черном» рынке были в несколько раз выше, то хлеб скупался и вывозился контрабандой за рубеж. Так, к ноябрю 1991 года правительство закупило менее 20% урожая.

Дефицит бюджета составлял 20% ВВП и практически вышел из-под контроля. Иностранные кредиты были полностью исчерпаны, и зарубежные банки не хотели больше предоставлять их, поскольку в декабре 1991 года страна не могла выплатить по ним проценты. Золотовалютные резервы были исчерпаны и достигли небывало низкого уровня - всего 289,6 т, что было несопоставимо с неотложными финансовыми обязательствами и потребностями страны. В преддверии зимы города испытывали большие проблемы с энерго- и теплоснабжением из-за неритмичных поставок топлива.



В этих экстремальных обстоятельствах, требовавших чрезвычайно быстрых и решительных мер, ответственность за судьбу страны в ноябре-декабре 1991 года взяло на себя российское правительство во главе с президентом Б.Н. Ельциным, предложившее два варианта дальнейших действий .

В соответствии с первым вариантом следовало сначала стабилизировать экономическую обстановку при помощи традиционных советских методов: ужесточения снабженческо-сбытовой системы, сбалансирования цен путем их очередного подъема, расширения сферы карточного распределения потребительских товаров. И только после этого можно было приступать к подготовке условий по либерализации экономики и проведению институциональных реформ. Такую последовательность действий предусматривала Программа 500 дней.

Второй вариант открывал перспективу быстрого проведения рыночных реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями, направленными на стабилизацию ситуации: ограничением бюджетного дефицита, рестриктивной кредитной политикой и т.д. При этом институциональные реформы дополняли бы макроэкономическую стабилизацию.

Первый вариант был более понятен как для руководителей всех уровней, так и для народа, ожидавшего от государства быстрейшего преодоления хозяйственных трудностей. Но реализация этого варианта упиралась в одну проблему: в стране на этот период не было политических и организационных механизмов, которые смогли бы осуществить «административную стабилизацию». Фактически распалась жесткая властная вертикаль, органы принуждения и правопорядка были основательно подорваны, т.е. Россия получила в наследство от СССР ослабленные государственные институты, которые надо было теперь создавать заново.

Второй вариант был сложен и малопонятен как для населения, так и для хозяйственных руководителей. Этот вариант в любом случае делал политиков, осуществлявших его, крайне непопулярными среди народа, так как был связан с болезненными шагами. Экономика страны должна была очень быстро переходить к совершенно новым методам хозяйствования, к чему никто не был подготовлен. Этот путь был сопряжен и с обязательным скачком цен, связанным с существованием огромного инфляционного «денежного навеса». Такие шаги сразу отбрасывали романтическую «перестроечную» иллюзию о всесильном и популярном правительстве.

Президент Б. Ельцин после некоторого колебания сделал выбор в пользу второго варианта, и в ноябре 1991 года было сформировано новое правительство . В этот период всем казалось, что основная политическая борьба в стране завершена и что все силы должны быть направлены на проведение экономических преобразований. Исходя из этого, Президент России приостановил реформу политической системы, сохраняя ее прежней, что, как оказалось позже, было большой ошибкой. Ведь в советской Конституции не было четкого разграничения полномочий между ветвями власти (да этого и не требовалось в условиях тоталитарного строя). Этот фактор стал в скором времени одним из важнейших препятствий на пути экономических реформ.

Кроме того, сохранялась неопределенность в отношениях с некоторыми бывшими союзными республиками, поскольку их руководители принимали решения, которые шли вразрез с курсом российского руководства, что непосредственно отражалось на состоянии экономики России. И лишь подписание договора о создании СНГ дало возможность правительству России взять под свой контроль финансовую и денежную систему, начать разработку и проведение независимой экономической политики.

Читайте также:
  1. Бывают ситуации, когда человек обращается к старцам, а потом обращаются к духовникам, и те говорят нечто противоположное сказанному старцем… Как быть в этом случае?
  2. В данной ситуации включение ГВ любым способом – категорически запрещено!
  3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕРСОНАЛАДОМА РЕБЕНКАС МЛАДЕНЦАМИ В СИТУАЦИИ КОРМЛЕНИЯ
  4. Возможные аварийные ситуации и предотвращение ущерба окружающей среде
  5. Возможные аварийные ситуации и предотвращение ущерба окружающей среде 125

В 1989 - 1990 гг. экономическая ситуация в стане быстро ухудшалась. Старая административная система управления рушилась, новая, рыночная, не могла быть создана из-за нерешительности властей. Антиалкогольная кампания, падение цен на нефть, расходы, вызванные аварией на Чернобыльской АЭС в 1986 г. и землетрясением в Армении в 1988 г. вынудили правительство прибегнуть к иностранным займам. Государственный долг к 1990 г. более чем вдвое превысил уровень 1985 г. Стремительно исчезали товары первой необходимости, особенно дешевые. Товарный голод вел к ажиотажному спросу , еще больше усиливавшему дефицит . На местах вводились карточки потребителя , призванные оградить местных жителей от конкуренции иногородних покупателей. В 1991 г. сахар, табачные изделия, водку даже в Москве можно было приобрести только по талонам. Правительство Н. И. Рыжкова в 1990 г. предложило программу преодоления кризиса, разработанную группой под руководством академика Л. И. Абалкина. Программа была рассчитана на постепенный переход к рынку в три этапа в течение 1991 - 1992 гг. Переход к конвертируемости рубля, разрешение иностранных инвестиций предполагались лишь после 1993 г. Предварительным условием перехода к рынку авторы программы считали экономическую стабилизацию. Слабым местом этой программы было то, что она предлагала постепенно встраивать элементы рынка в сохраняющийся механизм государственного регулирования. Но именно это и привело экономику на грань катастрофы. Одновременно группа молодых экономистов под руководством Г. А. Явлинского подготовила программу "500 дней" . За этот срок предлагалось коренным образом реформировать экономику, провести приватизацию , отказаться от государственного ценообразования. Попытка согласовать обе программы не удалась. М. С. Горбачев, ставший в марте 1990 г. Президентом СССР, в октябре 1990 г. отверг программу Г. Я. Явлинского и поддержал курс Абалкина - Рыжкова. Ряд современных исследователей, в том числе либеральных рыночников, считают, что программа "500 дней" была утопичной. Однако отказ М. С. Горбачева от этой программы был вызван политическими факторами. Во-первых, программу "500 дней" поддерживало российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным, с которым союзный центр во главе с М. С. Горбачевым конфликтовал. Во-вторых, эта программа требовала перераспределения полномочий от центра к республикам, на что М. С. Горбачев не соглашался. В январе 1991 г. новый премьер-министр В. С. Павлов (правительство Н. И. Рыжкова ушло в отставку в декабре 1990 г.) осуществил обмен 100- и 50-рублевых купюр. Обмен на купюры нового образца проводился в течение трех дней, суммы обмена были жестко ограничены. Формально эта мера направлялась против теневых дельцов, якобы накопивших огромные суммы в крупных банкнотах. На практике из обращения было изъято всего 5% той суммы, которая считалась избыточной. Оздоровить экономику это, конечно, не могло и лишь усилило недовольство населения. В апреле 1991 г. правительство В. С. Павлова вдвое повысило все государственные цены (в торговле, на транспорте, в бытовом обслуживании и т. д.). Но механическое повышение цен, не сопровождавшееся реформой ценообразования, также не могло оздоровить экономику, оно лишь усилило и без того начавшуюся скрытую инфляцию . К концу 1991 г. экономическая ситуация в стране стала катастрофической. Страна готовилась к голодной зиме. Для преодоления этой ситуации требовались радикальные меры, которые неизбежно должны были вызвать тяжелые социальные последствия.

Россия в 1992-1993гг. Экономическая ситуация, сложившаяся к концу 1991 г., была катастрофической: спад производства, острейший дефицит товаров, отсутствие золотых и валютных резервов, разрыв традиционных хозяйственных связей, огромное количество не обеспеченных материальными ценностями денег на руках населения. С 1 января 1992 г. правительство, фактическим руководителем которого был Е. Т. Гайдар, приступило к осуществлению программы так называемой шоковой терапии. Были отпущены цены, решение о том, по какой цене продавать тот или иной товар, отныне устанав^ ливал производитель и продавец. Началась ваучерная приватизация государственной собственности: каждый гражданин России получил приватизационный чек (ваучер), который мог быть вложен в акции предприятий.
Первые итоги состояли в том, что удалось насытить рынок минимальным набором необходимых товаров, но при этом цены к середине года выросли в сотни раз, тогда как доходы населения - в 10-15 раз. Денежные накопления граждан фактически обесценились. Спад промышленного производства остановлен не был. Во второй половине 1992 г. под давлением парламентской оппозиции и директорского корпуса правительство увеличило денежные вливания в экономику, но эти уступки привели к подстегиванию инфляции. В декабре 1992 г. Верховный Совет добился отставки Е. Т. Гайдара, председателем правительства стал В. С. Черномырдин, с которым антиреформаторское большинство в парламенте связывало надежды на отказ от преобразований. Реформы действительно подверглись корректировке. Возросли финансовые вливания в убыточные предприятия, топливно-энергетический комплекс, однако общий курс на создание основ рыночной экономики (приватизация, свободное ценообразование, свобода внешней торговли) остался прежним. Социальная ситуация была сложной: инфляция оставалась крайне высокой, ускорилось имущественное расслоение, усилилась безработица.
В этой ситуации резко обострилось противостояние Президента Ельцина и Верховного Совета, реформаторски настроенной исполнительной власти и противившейся реформам власти законодательной. Последняя опиралась на поддержку так называемой непримиримой оппозиции (коммунисты и национал-патриоты). Вопрос стоял о продолжении или прекращении рыночных преобразований, о том, отойдет ли Россия от советской политической системы, утвердится ли она на демократическом пути развития. К весне 1992 г. Ельцину удалось добиться подписания почти всеми субъектами Федерации (за исключением Чечни и Татарстана) Федеративного договора. Это был шаг к новому конституционному устройству. Президентский проект предусматривал превращение России в президентскую республику. Верховный Совет такой вариант не устраивал, парламентарии вели дело к созданию парламентской республики с номинальным, не обладающим реальной властью президентом. Всенародный референдум в апреле 1993 г. показал, что общество твердо поддерживает Президента, проводимые социально-экономические преобразования и президентский вариант конституционной реформы. Однако референдум не прекратил противостояния: на вопрос о необходимости досрочных выборов парламента избиратели ответили отрицательно. Открытое столкновение становилось неизбежным.
21 сентября 1993 г. Президент издал указ о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов и назначил на декабрь выборы в новый парламент. Одновременно с выборами должен был пройти референдум о принятии новой Конституции. Парламент объявил этот указ неконституционным, а Президента низложенным. К присяге был приведен вице-президент А. В. Руцкой. Началось двухнедельное противостояние. 2-3 октября в Москве вспыхнули массовые беспорядки, было захвачено здание мэрии, организован штурм телебашни в Останкино. В ответ Президент ввел чрезвычайное положение, ввел в Москву войска. 4 октября после артиллерийского обстрела здание Верховного Совета было занято войсками, руководители беспорядков арестованы. С обеих сторон были человеческие жертвы. Общество восприняло происшедшее как трагедию.
12 декабря 1993 г. на референдуме был одобрен президентский вариант Конституции России. Согласно Конституции, Россия является демократическим федеративным правовым социальным государством с республиканской формой правления. Президент получил весьма широкие полномочия. Но президентской республикой Россия в точном смысле слова не стала, ибо за Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы, было закреплено право участвовать в формировании правительства (председателя правительства назначает по предложению Президента Государственная Дума), выносить импичмент Президенту. Конституция объявила носителем суверенитета и высшим источником власти в стране многонациональный народ России, закрепила многопартийность, многообразие форм собственности, гарантировала широкий круг прав и свобод человека. С принятием Конституции 1993 г. советский период истории нашего Отечества завершился.
На выборах в Государственную Думу неожиданную победу одержала Либерально-демократическая партия В. В. Жириновского. На второе место вышел «Демократический выбор России» Е. Т. Гайдара. Удачно выступила КПРФ Г. А. Зюганова. Итоги выборов отразили общественное недовольство ходом реформ, растерянность, шок от происшедших в октябре событий. Россия в 1994-1996гг. Социально-экономическая ситуация в эти годы продолжала оставаться напряженной. Спад производства не был остановлен, инфляция оставалась высокой, динамика доходов свидетельствовала об углублении пропасти, разделявшей немногочисленный слой «новых русских» и основной массы населения. Вместе с тем появились и обнадеживающие признаки. Падение доходов населения к 1995 г. замедлилось, а в 1996 г. - прекратилось. Потребительский рынок демонстрировал уверенные тенденции к росту. Росло значение дополнительных источников доходов, в том числе - от предпринимательской деятельности. Однако этих обнадеживающих тенденций основная масса населения не замечала. Волновало и то, что дорожал транспорт, недоступными стали санатории и детские лагеря, платными становились отдельные услуги образования, здравоохранения.
Отношения исполнительной и законодательной власти в 1994-1995 гг. в целом складывались хотя и напряженно, но предсказуемо. Определенную позитивную роль сыграло подписание основными политическими силами (кроме КПРФ и аграриев) в апреле 1994г. Договора об общественном согласии.
В ноябре 1994 г. Президент РФ издал указ о вводе войск в Чечню с целью восстановления там конституционного порядка. Началась затяжная и кровопролитная чеченская война, завершившаяся в августе 1996 г. подписанием в Хасавюрте мирного договора: российские вооруженные силы из Чечни выводились. Военный конфликт в Чечне, унесший тысячи жизней, был крайне болезненно воспринят в российском обществе.
Кризис в экономике, снижение жизненного уровня населения, неудачная война в Чечне стали причиной неблагоприятных для Президента парламентских выборов 1995 г. Убедительную победу одержали коммунисты, второе место заняла ЛДПР. «Наш дом- Россия» - партия власти, возглавляемая В. С. Черномырдиным, оказалась лишь третьей.
Россия в 1996-2000 гг Летом 1996г. на президентских выборах в напряженной борьбе с лидером КПРФ Г.А.Зюгановым победил Б. Н. Ельцин."Избиратели в очередной раз показали, что возвращения в прошлое (а именно такой представлялась им альтернатива курсу на продолжение реформ) они не хотят. Второй срок президентского правления Ельцина в целом надежд россиян не оправдал. С 1997 по 1999г. четырежды менялся глава правительства (В. С. Черномырдин - С. В. Кириенко - Е. М. Примаков - С. В. Степашин - В. В. Путин). В августе 1998 г. произошел тяжелейший экономический кризис, перечеркнувший достижения предыдущих лет по финансовой стабилизации, укреплению курса рубля, росту доходов населения. Росла преступность. В обществе и средствах массовой информации обсуждался вопрос о коррупции в высших эшелонах власти, о всесилии так называемых олигархов (крупных предпринимателей, тесно связанных с властью). Отношения Президента и правительства, с одной стороны, и парламента - с другой, имели в эти годы конфликтный характер.
Вместе с тем с конца 1998 г. появились признаки экономического роста, который в 1999 г. принял устойчивый характер. Экономисты связывают его с кризисом 1998г., заставившим потребителей вернуться к приобретению более дешевых отечественных товаров и тем самым стимулировавшим рост производства, и высокими ценами на нефть на мировом рынке.
Выборы в Государственную Думу 1999 г. изменили политическую ситуацию в стране. Большинство в Думе получило движение «Единство», открыто заявлявшее о своей проправительственной ориентации, и готовые к сотрудничеству с исполнительной властью группа «Регионы России», фракция Союза правых сил и др. Центристские позиции в Думе заняло движение «Отечество - вся Россия». Левая оппозиция (КПРФ, аграрии) осталась в меньшинстве.
Россия на современном этапе. 31 декабря 1999 г. Президент Ельцин объявил о досрочном уходе в отставку. В марте 2000 г. на всенародных выборах убедительную победу одержал В. В. Путин, с августа 1999 г. занимавший пост главы правительства. С его именем население связывает твердую позицию в чеченском вопросе: летом 1999 г. террористические группы чеченцев и иностранных наемников вторглись на территорию Дагестана. В сентябре террористы взорвали жилые дома в Буйнакске, Москве, Волгодонске. Ответом стало решение о начале контртеррористической операции в Чечне.
Президент заявил о продолжении либеральных экономических реформ, стремлении обуздать коррупцию и преступность, твердом намерении повысить эффективность государственного аппарата, установить диктатуру закона. Одним из первых шагов стали его указы об учреждении в России семи федеральных округов и назначении в них полномочных представителей Президента, о реформе Совета Федерации, о приведении законодательства субъектов Федерации в соответствие с федеральным.
В 2000 -2003 гг. в социально-экономическом и политическом развитии страны произошли серьезные позитивные перемены. Продолжился экономический рост. Отношения исполнительной и законодательной властей приобрели конструктивный характер, что позволило приступить к проведению налоговой, судебной, земельной, банковской реформ, принять закон о государственной символике РФ и др. Одобрен Земельный кодекс. К важнейшим достижениям следует отнести стабнлизащч социально-экономической С1Пации в России.