Российская экономика в 1993 1999. Всенародный референдум по новой Конституции

Недавно ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения им. В.В. Тихомирова» (НИИП) обнародовал довольно подробную информацию о разрабатываемой им новой радиолокационной системе управления (РЛСУ) с фазированной антенной решеткой (ФАР) «Ирбис», предназначенной для применения на новых модификациях истребителей семейства Су-27 – в первую очередь на самолете Су-35 и модернизированном истребителе Су-27СМ2. В прошлом году предприятие оформило рекламный паспорт на РЛСУ «Ирбис-Э», что теперь позволяет рассказать о некоторых особенностях конструкции и возможностях нового радиолокатора.

РЛСУ «Ирбис», разработка которой ведется в НИИП с 2004 г. под руководством главного конструктора Владимира Загороднего на основе опыта создания РЛС с пассивными ФАР «Барс» и «Оса», предназначена для решения в составе интегрированного комплекса БРЭО самолета-носителя широкого круга задач по обнаружению и сопровождению воздушных, наземных и надводных целей, определению их госпринадлежности, распознаванию класса и типа воздушных целей, определению количества воздушных целей в группе, формированию радиолокационного изображения подстилающей поверхности (карты местности) в режимах низкого, среднего и высокого разрешения, информационному обеспечению маловысотного полета при облете и обходе препятствий, коррекции навигационных систем, измерению дальности, наведению ракет с радиолокационными головками самонаведения (РГС) и т.д.

Конструктивно РЛСУ «Ирбис-Э» представляет собой многофункциональную радиолокационную систему X-диапазона с пассивной ФАР, размещенной на двухстепенном гидроприводе (по азимуту и крену), с использованием перспективной вычислительной системы ЕКВС-Э с БЦВМ «Соло-35». Антенное устройство на базе пассивной ФАР диаметром 900 мм с вертикальной поляризацией волны и временем переключения луча при электронном управлении 0,4 мс сканирует при электронном управлении лучом по азимуту и углу места в секторах не менее 60°. Кроме того, двухстепенной электрогидропривод механически доворачивает антенну по азимуту на угол до 60° и по крену на угол 120°. Благодаря этому, максимальный угол отклонения луча по азимуту при электронном управлении и механическом довороте антенны увеличивается до 120°. При этом вертикальная поляризация волны может быть изменена на горизонтальную для улучшения условий наблюдения надводных целей.

Передатчик, выполненный на базе твердотельного задающего генератора «Олива» и цепочки из двух усилителей мощности на лампах бегущей волны типа «Челнок», обеспечивает максимальную пиковую мощность на обзорных частотах не менее 20 кВт при средней мощности 5 кВт, а также среднюю дискретную непрерывную мощность передачи на частотах подсвета не менее 2 кВт. Четырехканальный приемник на базе малошумящего входного усилителя принимает и первично преобразовывает ВЧ-сигналы при коэффициенте шума 3,5 дБ. Первичная цифровая обработка принятых сигналов происходит в программируемом сигнальном процессоре на базе БЦВМ «Соло-35.01», а обработка данных и управление работой РЛСУ – в БЦВМ «Соло-35.02», которые совместно образуют БЦВС ЕКВС-Э.

При разработке РЛСУ «Ирбис-Э» используется ряд уже хорошо отработанных устройств из состава РЛСУ «Барс», применяемой на самолетах Су-30МКИ. К их числу относятся синхронизатор, НЧ- и СВЧ- приемники, задающий генератор. Двухстепенной привод ЭГСП-27 РЛСУ «Ирбис-Э» является дальнейшим развитием одностепенного привода «Барса» – ЭГСП-6А. Новая пассивная ФАР разработана на основе технических и технологических решений, апробированных при разработке ФАР радиолокаторов «Оса» и «Барс». Усилитель передатчика разработан на базе выходного усилителя мощности на базе лампы бегущей волны «Челнок», созданного в рамках программы БРЛС Н011М (прототипа «Барса») и прошедшего проверку в составе БРЭО опытного самолета Су-27М №712 на этапе летно-кон- структорских испытаний, обеспечив значительное увеличение дальности действия системы.

РЛСУ «Ирбис-Э» может обнаруживать и одновременно сопровождать до 30 воздушных целей при сохранении непрерывности обзора пространства (режим сопровождения на проходе), обеспечивать одновременный обстрел двух целей двумя ракетами с полуактивными РГС и до восьми целей восемью ракетами с активными РГС, в т.ч. до четырех целей на дальности свыше 300 км. В режиме «воздух-поверхность» комплекс обеспечивает картографирование земной и водной поверхности и обнаружение наземных целей в режимах обзора реальным лучом (низкое разрешение), с доплеровским обужением луча (среднее разрешение) и обзора с адаптивным фокусированным синтезированием апертуры (режимы высокого и сверхвысокого разрешения).

Дальность обнаружения воздушных целей с ЭОП 3 м2 на встречных курсах у РЛСУ «Ирбис-Э» составляет не менее 350-400 км, а на догонных курсах – не менее 150 км (при высоте цели 10 км и более). Обнаруживать «сверхмалозаметные» цели с ЭОП 0,01 м2 станция может на дальностях до 90 км. Разрешающая способность при распознавании плотной групповой цели (на расстоянии 50 км) составляет: по дальности – 50-100 м, по скорости – 5 м/с и по угловым координатам – 2,5°.

Являясь логическим развитием «Барса», РЛСУ «Ирбис», таким образом, имеет значительно более высокие характеристики: расширенную (более чем вдвое) полосу рабочих частот, увеличенную с 70 до 120о зону обнаружения и сопровождения воздушных целей по азимуту, значительно возросшую дальность действия, улучшенную помехозащищенность и т.д. По этим показателям «Ирбис» находится на уровне самых современных зарубежных разработок в этой области, превосходя большинство американских и западноевропейских РЛС с пассивными и активными ФАР и практически не уступая самой совершенной системе такого класса – РЛС AN/APG-77 американского истребителя F-22. А.Ф.

Итоги первого года реформы в России подводились на VII Съезде народных депутатов РФ в декабре 1992 г. Он признал работу правительства неудовлетворитель­ной и отправил Е.Т. Гайдара в отставку. Новый каби­нет возглавил В.С. Черномырдин. Прежний курс на создание в стране рыночной экономики был сохранен, преобразования продолжались в заданном направлении. Своими приоритетами новое правительство объя­вило финансовую стабилизацию, укрепление рубля, борьбу с инфляцией, т.е. налицо был прежний монетаристкий подход.

В течение 1993 г. завершилась либерализация цен - были отпущены цены на энергоносители и сельхозпродукты, над которыми до этого сохранялся контроль. И хотя элементы их регулирования в ряде случаев оста­лись, к концу года государство практически перестало вмешиваться в процесс торговли и ценообразования.

Либерализация экономической деятельности спо­собствовала появлению в России иностранного капитала. Западные компании попытались проникнуть в са­мые доходные отрасли - нефтяную промышленность, металлургию, лесное хозяйство. Однако их быстро вы­теснили оттуда российские предприниматели. Деятельность иностранцев оказалась более успешной в пище­вой, парфюмерной, косметической и т.п. промышлен­ности. Там они, как правило, сразу занимали ведущие места в отрасли и начинали теснить российских конкурентов. Собственностью иностранцев стали пивной за­вод "Балтика", кондитерская фабрика "Покров" и дру­гие хорошо известные потребителю предприятия. За­падный капитал давал российской промышленности инвестиции (так, Nestle, купив кондитерскую фабрику "Россия", вложила в нее 80 млн. долл.), предоставил возможность российским предприятиям делать займы в западных банках под гарантии иностранных акционе­ров, принес опыт управления и организации производ­ства, приучал отечественного потребителя к новому качеству продукции, а получал то, за чем пришел в Россию - большие доходы.

Активно шла приватизация госсобственности. На ее первом этапе было разгосударствлено около 14 из 25 тыс. крупных и средних государственных предприятии и свыше 106 тыс. муниципальных. Магазины, кафе, рес­тораны предприятия бытового обслуживания к концу 1994 г стали в основном частными. Было также прива­тизировано около 40% дорожно-транспортных предприятии. Интенсивно формировалась финансовая инф­раструктура, включавшая в себя банки, валютно-финансовые биржи, страховые компании, кредитные орга­низации. В сфере финансовых услуг тоже стали преоб­ладать частные фирмы. За первые три года реформ око­ло 60% работников страны переместились в частный сектор.

С июля 1994 г. начался второй, денежный, этап при­ватизации государственной собственности. Предприя­тия стали продаваться через аукционы, на которые го­сударство выставило "по смешным ценам" локомоти­вы российской индустрии - нефтяные, металлургические и т.п. компании. Борьба за раздел собственности про­должилась, но теперь олигархи проявили себя публич­но. После недолгой подковерной борьбы лучшие пред­приятия с богатым экспортным потенциалом также ока­зались в их руках.


Олигархи, первоначально обосновавшиеся преиму­щественно в банковской сфере, интенсивно концентри­ровали капитал, поглощая другие крупные и средние банки, вели агрессивную экспансию в регионы. "Мате­ринские" банки быстро рождали целые семейства раз­личных компаний из посреднических фирм, торговых домов, промышленных предприятий, и таким образом в России появились холдинги, или финансово-промыш­ленные группы (ФПГ). В других случаях ФПГ создава­лись промышленными гигантами (Газпром, ВАЗ, ЛУ­Койл), учреждавшими для своих нужд финансовые структуры. К началу 1996 г. в России было официально зарегистрировано 28 ФПГ. Крупнейшие из них называ­лись "империями": империя Менатепа (включавшая около 60 юридических лиц), Моста (42 юр. лица), ОНЭКСИМ банка (более 30 юр. лиц), Инкомбанка (бо­лее 30 юр. лиц) и т. д.

Олигархический характер политики российских вла­стей еще отчетливее обозначился, когда с осени 1995 г. начались залоговые аукционы. Государство, нуждавше­еся в средствах, стало передавать в залог по символичес­ким ценам государственные пакеты акций крупнейших промышленных объектов частным компаниям, как пра­вило, банкам, на короткий срок (передача "в доверительное управление"). Если государство не возвращало в срок долг, что стало правилом, банки становились вла­дельцами предприятий. Самыми "громкими" события­ми в этом ряду, вызвавшими скандалы, в том числе политические, стали передача РАО "Норильский никель" фи­нансово-промышленной группе "ОНЭКСИМ" за 170 млн. долл. и продажа ей же "по дешевке" государственного пакета акций компании "Связьинвест".

Получив огромное богатство, олигархи стали круп­ными работодателями. Они привлекали лучших специа­листов, платя им непривычно высокие зарплаты. В круп­ных компаниях появились новые стандарты работы - точность, дисциплинированность, безукоризненный внешний вид, знание не только своей профессии, но и компьютера, иностранного языка. Богатели фирмы, об­служивавшие эти компании. Олигархи способствовали развитию невиданной в советские времена службы сер­виса. Быстро менялась среда обитания богатых, а попут­но хорошели и крупные города. Именно олигархи, а не государство формировало российский средний класс.

Самой сложной проблемой в ходе проведения рефор­мы оказалось достижение финансовой стабилизации -установление контроля за инфляцией и снижение ее до минимума, а также формирование бюджета, в котором расходы государства лишь в незначительной степени (не более чем на 6% от ВВП) превышали бы доходы.

Снижению инфляции правительство уделяло перво­степенное внимание, поскольку она была главным ог­раничителем развития экономики в первые годы ре­форм. На этом пути были достигнуты некоторые успе­хи. Проделав несколько скачков, инфляция, ежегодно снижаясь, уменьшилась до 12,5% в 1997 г. Но это про­изошло на искусственной основе - благодаря завыше­нию курса рубля с помощью установленного прави­тельством в 1995 г. фиксированного обменного курса, т.н. "валютного коридора", а также хронической задер­жке зарплаты бюджетникам и спаду вследствие этого платежеспособного спроса населения.

Большие трудности у правительства вызывало фор­мирование сбалансированного (бездефицитного) бюд­жета. Проблема наполнения его доходной части казалась неразрешимой. Неупорядоченность налоговой си­стемы (очень высокие налоговые ставки и в то же вре­мя наличие сотен налоговых льгот, самовластие регио­нальных бюджетов и т. п.) привела к тому, что предпри­ятия и физические лица в массовом масштабе стали ук­лоняться от уплаты налогов - в 1994-1996 гг. налоговые поступления составляли лишь 70% от запланированной суммы. Не смогла навести порядок даже созданная в октябре 1996 г. ВЧК - Временная чрезвычайная комис­сия по укреплению налоговой и бюджетной дисципли­ны при президенте России. Бюджет недополучал также большую часть экспортной выручки и средств от начав­шейся массовой продажи госпредприятий в частные руки. В то же время в возрастающих масштабах шла утечка капиталов из России за границу.

Недоборы в доходную часть бюджета и, соответ­ственно, недостаток средств вызвали рост задолженнос­ти государства населению по зарплате, пенсиям и соци­альным выплатам. Власти пытались уменьшить дефи­цит бюджета с помощью сокращения военных расхо­дов, ассигнований на здравоохранение, образование и культуру. Но при этом не сокращали, а увеличивали расходы на содержание выросшего в несколько раз го­сударственного аппарата, сохраняли всевозможные льготы в нефтяной и газовой промышленности, в сель­ском хозяйстве, внешней торговле. В результате бюд­жетный дефицит так и не был преодолен и составлял 12-15% в 1994-1996 гг.

Несмотря на постепенное замедление инфляции, со­кращение темпов спада производства, признаков эконо­мического роста в стране не возникало. Более того, ВВП снизился за 1993-1996 гг. на 28%. Шел устойчивый спад промышленного производства, достигавший в отдель­ных отраслях 50-70%. "Шоковая терапия" вызвала раз­вал целых отраслей промышленности, в первую оче­редь ВПК. В особо тяжелом положении оказались нау­коемкие отрасли (электроника, точное машиностроение и др.), которые являются основой современного эконо­мического роста. "Коридорная" валютная политика (удержание цены доллара на низком уровне) провоци­ровала рост импорта, что создавало иллюзию изобилия на прилавках и губительно сказывалось на отечествен­ных производителях. Не выдерживали конкуренции легкая, пищевая и другие отрасли промышленности, ориентированные на внутренний рынок. Устойчиво развивались только работавшие на экспорт топливно-энергетические и сырьевые отрасли. С 1990 по 1996 гг. доля ТЭК в общем объеме промышленного производ­ства выросла с 11 до 36%, металлургии - с 11 до 16, а доля машиностроения за тот же срок сократилась с 30 до 17%, легкой промышленности - с 12 до 2%. Таким образом, Россия фактически превращалась в сырьевой придаток мировой экономической системы.

Обозначились очень тревожные процессы - преступ­ность, коррупция, уродливые формы бизнеса, особен­но малого, в значительной мере оказавшегося под кон­тролем криминальных структур. Самыми криминаль­ными сферами оказались внешняя торговля и финансы. В 1992-1993 гг. из государственных кредитов, проходив­ших через коммерческие банки, было похищено не­сколько триллионов рублей. Летом 1994 г. начались финансовые скандалы, связанные с деятельностью т.н. "пирамидальных" частных компаний (АО "МММ", "Властелина", Русский Дом "Селенга", "Хопер-инвест", "Тибет" и др.), которые выплачивали дивиденды своим акционерам за счет следующих вкладчиков. Обещани­ем огромных прибылей они выманили у людей и при­своили огромные суммы. Только в Москве от них пострадали 2 млн. чел.

Падение производства вызвало массовую безработи­цу. Снизился жизненный уровень населения. За пять лет с начала преобразований реальная зарплата уменьши­лась на 40%. Сократился объем потребляемых населени­ем благ. Ухудшилась структура расходов из-за роста зат­рат на продукты питания. До невиданных размеров до­шла дифференциация в уровне денежных доходов и потребления населения разных социальных групп и разных регионов. Обострились старые социальные проблемы, появились новые. Стремительно стала расти смертность и падать рождаемость. Обобщенным выражением со­циального неблагополучия России стала начавшаяся в 1992 г. депопуляция - естественная убыль населения. Характерной чертой российской экономики в пер­вой половине - середине 90-х гг. были, с одной сторо­ны, утечка российских капиталов за рубеж, а с другой, крупномасштабные государственные внешние займы, с помощью которых правительству удавалось поддер­живать бюджет. Россия вступила в Парижский клуб стран-кредиторов, размещала на Западе еврооблига­ции. Займы усиливали зависимость России от МВФ и развитых стран Запада. Российский внешний долг (вме­сте с полученным по наследству долгом СССР) вырос с 1992 по 1995 с 69 до 130 млрд. долл.

Испытывая хроническую нехватку финансов, прави­тельство широко использовало для пополнения госу­дарственной казны внутренние источники, занимая деньги, где только можно. С 1994 г. оно, подобно частным фирмам, начало строить пирамиду заимствований из го­сударственных долговых бумаг ГКО и ОФЗ под неви­данно высокие в мире "доходы". Поначалу они дохо­дили до 200%, что позволило хозяевам банков, в том числе и российских, покупателям этих бумаг, присво­ить значительные средства. Созданная финансовая пи­рамида государственных краткосрочных обязательств (ГКО) позволила российскому правительству в течение ряда лет привлекать огромные средства и затыкать бюд­жетные дыры, но в итоге сыграла роковую роль. Если в первые несколько лет реформы основной угрозой для развития экономики была инфляция и борьба с ней яв­лялась первоочередной задачей правительств, то в сере­дине 90-х гг. (1996-1997 гг.) место инфляции заняла дру­гая "угроза" - стремительно увеличивающийся внут­ренний государственный долг, образовавшийся в ре­зультате выпуска ГКО. Пирамидальная архитектура российской экономики стала главным, хотя и не един­ственным, препятствием для ее развития.

В 1997 г. формирование сбалансированного госбюд­жета стало приоритетной задачей для властей и отодви­нуло все другие экономические проблемы. Основной упор был сделан на соблюдение жесткой финансовой дисциплины и сокращение расходов. Был произведен секвестр госбюджета в социальной части. В результате повсеместным явлением стала невыплата зарплаты разным категориям работников. Выросло социальное на­пряжение в стране, начались забастовки. Шахтеры в знак протеста стали перекрывать железные дороги, подрывая и без того слабую российскую экономику. Выплачивая по внутренним долгам держателям ГКО высокие про­центы, правительство "скармливало" финансовым спе­кулянтам огромные суммы, а наемные работники, пен­сионеры, больные и дети лишались средств к существо­ванию: им не выдавались их мизерные зарплаты, пен­сии, детские пособия, медицинские страховки. За гранью бедности или у ее черты оказалось около половины на­селения страны.

Экономическое развитие 1993 - 1998 гг. осложнялось нестабильной политической ситуацией. В Верховном Совете, а затем в Государственной думе большинство принадлежало оппозиции. С 1994 г. началась война в Чечне, потребовавшая колоссальных средств.

Правительству удалось в целом обеспечить финансовую стабилизацию и снизить инфляцию. Однако продолжался спад производства, особенно в отраслях ВПК и в целом в обрабатывающей промышленности. Противники реформ утверждали, что спад вызван приватизацией. Реформаторы отвергали упрек, подчеркивая, что состояние приватизированных предприятий лучше государственных и чем ниже доля собственности, оставшаяся за государством, тем меньше спад производства на предприятии. Вместе с тем они признавали, что приватизация повлекла за собой спад, но спад производства неконкурентоспособной продукции.

Правительство в 1995 г. разработало программу стимулирования инвестиций, но реализовать ее не смогло. Росту инвестиций препятствовали нестабильная политическая ситуация, война, отсутствие частной собственности на землю, полноценного законодательства (Земельного кодекса, Налогового кодекса и т. п.). Отечественные предприниматели предпочитали вывозить деньги за границу или "прокручивать" их в коммерческих банках. Из-за непомерно высоких и разорительных налоговых ставок широкие масштабы приобрело уклонение от уплаты налогов (использование бартерных сделок, "черного нала", подпольных счетов и т. п.). Население предпочитало не вкладывать деньги в покупку акций отечественных предприятий, а покупать наличную иностранную валюту, преимущественно доллары и марки. Продолжали нарастать неплатежи предприятий друг другу.

В то же время Дума, стремясь усилить социальную поддержку различных слоев населения, принимала законы, требовавшие больших затрат и не позволяла сформировать реальный жесткий бюджет.

В результате казна столкнулась с нехваткой средств для выплаты зарплаты бюджетникам, особенно работникам науки, учителям, врачам и военным. Нерегулярно выплачивалась зарплата и работникам акционированных предприятий, особенно шахтерам и работникам оборонных отраслей. Задержки зарплаты составляли в ряде регионов до полугода.

Основными источниками пополнения бюджета стали доходы от приватизации, внутренние и внешние займы. Государственный долг быстро рос. В 1997 г. по инициативе А. Б. Чубайса, ставшего первым вице-премьером, был осуществлен секвестр расходных статей бюджета.



В 1997 г. в экономике появились признаки оздоровления. Золотовалютные ресурсы возросли в первом полугодии с 2,8 до 10,7 млрд долл., уровень инфляции снизился до 9,3% за восемь месяцев против 16,2% за тот период 1996 г. Наметился небольшой экономический рост. Казалось, худшее уже позади.

Августовский кризис 1998 г.

Однако с осени 1997 г. экономика России подверглась новым тяжелым испытаниям. Разразился азиатский финансовый кризис, одновременно резко упали цены на нефть - основной продукт российского экспорта.

Весной 1998 г. Б. Н. Ельцин отправил в отставку В. С. Черномырдина и назначил главой правительства С. В. Кириенко, сторонника радикальных реформ. Процедура утверждения С. В. Кириенко Думой из-за сопротивления левой оппозиции затянулась. Новое правительство столкнулось с острейшими проблемами: шахтерские забастовки, сопровождавшиеся перекрытием железнодорожных магистралей, стремительный рост государственного долга, резкое падение валютных запасов Центрального банка. В апреле 1998 г. государственные доходы впервые превысили расходы. Однако привлечь инвесторов все же не удалось. Бремя долгов стремительно нарастало, особенно в связи с ростом процентных ставок по государственным краткосрочным обязательствам (ГКО).

В результате 17 августа 1998 г. правительство провело девальвацию (границы ранее установленного валютного коридора были расширены с 6 руб. до 9,5 руб. за 1 доллар) и объявило дефолт (отказ платить долги). Был введен мораторий на выплату долгов коммерческих банков иностранным инвесторам. 23 августа Б. Н. Ельцин отправил правительство С. В. Кириенко в отставку.

После отставки Кириенко валютный курс превысил 20 рублей за 1 доллар. Российская банковская система оказалась на грани краха. Многие крупные банки и фирмы разорились. Вклады населения в коммерческих банках упали на 15% в рублевом исчислении, а в реальном выражении на 52%. Вкладчики не могли получить свои деньги из коммерческих банков иногда в течение нескольких месяцев. Во многих случаях выплаты проводились по старому курсу. Резко увеличились цены на товары широкого потребления. Сотни тысяч людей, принадлежавших к "среднему классу", потеряли работу и доходы.

После распада СССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. Некоторые бывшие союзные учреждения и ведомства передавались в распоряжение российских управленческих структур. Резиденцией президента страны стал Московский Кремль.

Главной задачей либерально-приватизационного курса реформ являлось тотальное разрушение монополии государства на хозяйственную деятельность.

С этой целью предполагалось проведение следующих мер:

Свободное ценообразование (в целях ликвидации товарного дефицита)

Либерализация торговли

Массовая приватизацию жилья, госпредприятий.

Результаты реформ оказались глубоко противоречивы: с одной стороны, в России был введен рынок, либерализована торговля, ликвидирован товарный дефицит, с другой стороны, продолжился спад промышленного производства.

1993-1994 гг. Главой правительства был В.С. Черномырдин. При сохранении общего направления движения в сторону рынка ставка была сделана на поддержку государственных предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам. Протекционизм являлся главной чертой политики Черномырдина. К концу 1993 г. было приватизировано почти 40 тыс. предприятий. Выросло количество частных банков и бирж. В сельском хозяйстве на долю предприятий с государственной формой собственности приходилось не более 15% земельных угодий. Продолжился спад производства. Прекратили свою деятельность 14 тыс. фермерских хозяйств.

1995-1997 гг. В рассматриваемый период правительство сосредоточило свои усилия на стабилизации уровня жизни населения, поощрении предпринимательской деятельности граждан, целевой поддержке наименее защищенных слоев населения, привлечении иностранных инвестиций. Приоритетной задачей была провозглашена жесткая финансовая политика. В марте 1997 г. президент отправил в отставку правительство, оставив на посту председателя В.С. Черномырдина(его первыми заместителями были назначены А.Б. Чубайс; который стал одновременно министром финансов; и Б.Е. Немцов). В качестве основных направлений деятельности нового правительственного кабинета были названы: реформы правительственного аппарата, реформирование естественных монополий, пенсионная и коммунальная реформы. К весне сложная ситуация в сфере финансов, которая привела к принятию закона о секвестрировании расходов федерального бюджета России, который предусматривал сокращение государственных трат на 108 трлн. руб. В это же время произошло ухудшение конъюнктуры мирового рынка: падение цен на сырье (начало 1998 г).

В марте 1998 г. разразился очередной правительственный кризис, за которым последовала отставка В.С. Черномырдина с поста премьер-министра. Государственная дума утвердила нового главу правительства С.В. Кириенко (24 апреля 1998 г.). Правительство Кириенко приняло антикризисную (стабилизационную) программу. В августе 1998 г. последовал очередной социально-экономический кризис. 23 августа правительство С.В. Кириенко было отправлено в отставку.

11 сентября 1998 г. новым главой правительства был утвержден Е.М. Примаков. Главными принципами политики нового состава правительства стали: борьба против криминализации в сфере экономики, введение более жесткого государственного регулирования рынка, по возможности ограничение эмиссии в размерах, не допускающих гиперинфляцию. Последовало административное регулирование валютного рынка под руководством Центробанка РФ, была введена госмонополия на алкогольную продукцию с 1 октября 1998 г.

В мае 1999 г. правительство Е.М. Примакова было отправлено в отставку. Новым главой кабинета министров стал С.В. Степашин.

Общественно-политическая обстановка в России. Демократизация политического процесса, начавшаяся в период перестройки, привела к утверждению принципа разделения властей в политической системе Российского государства. Противостояние двух ветвей власти вызвало в стране глубокий политический кризис. 21 сентября Президент подписал указ, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти и референдуме о новой Конституции. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новый законодательный орган России - двухпалатное Федеральное Собрание (верхняя палата - Совет Федерации, нижняя - Государственная Дума).

12 декабря 1993 г. была принята новая Конституция России. Российская Федерация (Россия) провозглашалась президентской республикой.

16 июня 1996 г. состоялись выборы Президента России. 3 июля в ходе второго тура победу одержал Б.Н. Ельцин. Официально в России в 1995 г. было зарегистрировано 60 политических партий.

В 1993 году чековая приватизация продолжалась. К концу года было приватизировано почти 40 тысяч предприятий. Росло количество частных банков (к концу года их стало 2000) и бирж (303). В сельском хозяйстве на долю предприятий с государственной формой собственности приходилось не более 15% земельных угодий. Однако главными производителями продукции по-прежнему оставались 24000 колхозов. Из-за роста трудностей прекратили свою деятельность 14 тысяч фермерских хозяйств. Тем не менее в негосударственном секторе экономики было занято 40% работающих. Продолжался спад производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. В первом случае он составил 16, 2%, во втором – 4% по сравнению с.1992 г. По этой причине сократилось число грузовых перевозок, на 25% увеличился объем незавершенного строительства. Бюджетный дефицит составил свыше 12 трлн. рублей.

Осложнение экономической ситуации не могло не вызвать и обострения социальных проблем. Цены на потребительские товары за 1993 г. выросли в 9 раз, а на платные услуги – в 25 раз. Ускорилось расслоение общества на богатых и бедных. К началу 1994 г. доходы 10% наиболее обеспеченных в 11 раз превышали доходы такой же доли наименее обеспеченных. К этому времени 40 млн. человек имели денежный доход ниже прожиточного минимума. Численность безработных составила почти 8 млн. человек. Однако, несмотря на угрожающую статистику, число забастовок в стране сократилось по сравнению с 1992 г. в 4 раза. Первые годы реформ привели к демонтажу основных элементов отжившей административной системы и переходу к экономическим методам регулирования. Завершилась первая стадия приватизация, в результате чего почти полностью истребленная прежде частная собственность вновь стала реальностью. Произошла определенная адаптация производителей и потребителей к рынку. Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли привела к тому, что заработал потребительский рынок. Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить, внутреннюю конвертируемость рубля, пополнить золотой и валютный запасы. Россия постепенно интегрируется в мировое хозяйство.

2.3.Современный российский рынок.

Приватизация системы материально-технического снабжения, проведенная по отдельным фрагментам и даже организациям (базам, складам и т.п.), привела к разрушению ранее сложившейся схемы движения товаров и финансовому ослаблению оптовых организаций. В условиях высокой инфляции многие из них для «выживания» стали выполнять функции мелкооптовых и даже оптово- розничных организаций, сдавать в аренду складские помещения и оборудование. По своим масштабам и «старые» (приватизированные), и «новые» организации оптовой торговли несопоставимы с универсальными и специализированными организациями материально-технического снабжения и не могли обеспечивать массовые закупки продукции предприятий за собственный счет; возможности делать это за счет заемных средств были на первых этапах ограничены высоким ссудным процентом и нехваткой средств у коммерческих банков.

Произошло разрушение инфраструктуры оптового рынка, и предприятия- производители стали выходить на него со значительной частью своей продукции непосредственно.

Согласно официальной статистике, на современном российском оптовом рынке промышленной продукции большой удельный вес в продажах занимают производители – около 80%.

Основная масса сделок крупным оптом осуществляется предприятиями. Причем они реализуют не только собственную продукцию, но и перепродают продукцию, полученную по бартеру, включая потребительские товары.

В то же время предприятия, особенно крупные, получившие в ходе реформ прямой выход на оптовый рынок, оказались в организационно-техническом и финансовом плане не готовы к условиям работы на этом рынке. Это объясняется не только широким распространением бартерных сделок в российской экономике (по оценкам экспертов, примерно 70% продаж), но и суммарным представлением в официальной статистике продаж продукции предприятиями конечным потребителям и мелким посредникам.

Тенденцию продажи промышленных товаров видно увеличение объема продаж и товарных сделок на оптовом ранке РФ в период с 1996 по 1997г. Однако, предприятиям приходится работать на нестабильном рынке, где нет «демпфирования» спроса и предложения, обычно осуществляемого крупными организациями оптовой торговли. Величина спроса на их продукцию колеблется в значительном диапазоне, ее изменение, а также динамику цен трудно прогнозировать.

Спрос на таком рынке формируется в значительной мере «случайными» партнерами, а это предполагает, что из всего, возможного спектра сделок на оптовом рынке преобладают сделки с наличным товаром деспот), для осуществления которых предприятия должны иметь резервы готовой продукции, то есть замораживать часть своих оборотных средств. В этих условиях предприятия берут на себя функции оптовой торгов, ли в части стабилизации рынков.