Микроэкономика лекции. Микроэкономика (краткий курс) необходимый минимум для студентов заочной формы обучения

КУРС ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

Тема1. Современная микроэкономика:

предмет и методология

Вопросы лекции:

1. Предмет микроэкономической теории

2. Координация индивидуальных решений: цена и рынок

3. Методология микроэкономического анализа

1-вопрос. Микроэкономика изучает вопросы рационального поведения индивидуальных экономических субъектов и координирования предпринимательской деятельности посредством ценовой системы и рынков. Современная микроэкономика-наука о принятии решений. Микроэкономическая теория закладывает основу для понимания предпринимательских решений и индивидуального выбора.

Ограниченность экономических ресурсов создает дисбаланс между безграничными потребностями в товарах и услугах и средствами удовлетворения этих потребностей. Следовательно возникает проблема дефицита. Дефицит- общая проблема, с которой сталкиваются все страны. Дефицит экономических ресурсов заставляет людей делать выбор между альтернативными вариантами использования ограниченных ресурсов. Осуществляя выбор экономические субъекты должны соизмерять полезность использования ресурсов для определенной цели с платой за возможность такого выбора. Ежедневно принимая решения экономические субъекты обеспечивают функционирование экономики.

Ограниченность экономических ресурсов требует делать выбор для решения следующих основных вопросов любой экономической системы: 1.Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить? 4. Какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой - для будущего? Современная микроэкономика изучает, как решаются эти вопросы.

1. Что производить? Принимаются решения о том, как распределить ресурсы между альтернативными товарами и услугами, требующимися в каждый год. Кроме того, принимаются решения о объеме и структуре товаров и услуг.

2. Как производить? Для производства товаров и услуг могут быть использованы альтернативные средства. При использовании наличных ограниченных ресурсов ресурсов избранный способ производства должен обеспечить максимальный объем выпуска с минимальными затратами этих ресурсов.

3. Для кого производить? Решения, принимаемые индивидуальными экономическими субъектами и государством влияют на характер распределения дохода общества. Если благосостояние потребителя зависит от количества потребляемых ежегодно товаров и услуг, то люди с отосительно более высоким годовым доходом приобретают большее количество товаров и лучшего качества по сравнению с имеющими более низкий годовой доход.

4. Какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой - для будущего? Экономические субъекты принимают решения о том, как использовать свои ресурсы. Люди могут использовать весь свой текущий доход для теущего потребления или часть текущего дохода сберегать для будущего потребления. Аналогично предприниматели должны решить, сколько занять или сберечь для увелечения производственных мощностей.

2-вопрос. Координирования экономических решений осуществляется при помощи рыночных цен и рынка. При помощи рыночных механизмов оптимально распределяются ограниченные ресурсы. Покупатели принимая решения о том, как потратить свой ограниченный доход учитывает цены альтернативных благ. Ибо цены показывают, от чего необходимо отказаться, чтобы получить каждую единицу желаемых товаров и услуг. Цены влияют на прибыльность производства альтернативных благ и услуг. Цены побуждают продавцов выбирать оптимальные варианты использования ограниченных ресурсов. Таким образом, цены способствуют рациональному распределению товаров, услуг и экономических ресурсов между альтернативными вариантами использования.

Координирования деятельности экономических субъектов осуществляется посредством рынка. Рынок есть пространство или место где встречаются продавцы и покупатели, где заключаются сделки. Конкуренция и сделки на рынках устанавливают цены, основе чего принимаются практически все решения. Рынок служит средством коммуникации. Продавцы и покупатели на рынке получают информацию о состоянии рынка. А информацию сигнализируют цены. Вопросы рационального поведения индивидуальных экономических субъектов и координирования их деятельности посредством ценовой системы и рынка, также являются объектом изучения микроэкономической теории.

3-вопрос. Методология анализа экономических явлений – это способы и методы познания микроэкономических явлений и процессов. При анализе экономических явлений делаются многие упрощения, чтобы выделить основные ограничения, при которых люди вынуждены принимать решения. Микроэкономическая теория, как и любая теория упрощает реальность, делая предположения о факторах, которые влияют на наблюдаемое явление. В экономических теориях делаются предположения о поведении людей. Затем при помощи логики прослеживаются выводы из этих предположений. В микроэкономических моделях наиболее часто используется поведенческая предпосылка о том, что поведение людей мотивируется желанием максимизировать выгоду в виде дохода, прибыли, или полезности, получаемый при осуществлении рыночных операций. Роль предположений и упрощений в микроэкономическом анализе имеет важное значение.

Основная задача микроэкономической теорий выявление причинно-следственных связей между экономическими явлениями и процессами. Микроэкономика стремится понять факторы, влияющие на выбор экономических субъектов. Теория –это способ описания того, как факты связаны между собой. Выявление причинно-следственных связей между экономическими явлениями есть суть экономической теории. Теория охватывает более общие высказывания об экономических зависимостях. Микроэкономическая модель - упрощенная теория. Она имеет отношение к частным зависимостям и представляется в виде графической и математической форме.

Целью экономической модели- помочь понять, как функционирует данный сектор экономики, как экономический субъект принимает решение и как на экономические переменные влияют экономические условия. Экономические переменные рассматриваются как экзогенные и эндогенные переменные. Экономические переменные, чьи значения принимаются в модели в качестве заданных, называются экзогенными переменными. Значения переменных, которые выявляются в ходе анализа называются эндогенными переменными. В моделях определяется как экзогенные переменные влияют на эндогенные переменные.

Для того, чтобы выделить основные, существенные стороны сложных причинно-следственных связей в моделях делаются предположения и многие упрощения о поведении экономических субъектов.

Микроэкономические теории и модели не претендуют на зеркальное отражение реальности. Выводы из экономической модели выражаются в форме гипотез, которые представляют собой утверждения о причинах и следствиях, которые могут быть подтверждены или опровергнуты фактами. Следовательно, теории постоянно проверяются путем их сравнения с наблюдаемыми данными. Вместе с тем, знание теории позволяет осуществлять анализ причин и последствий любого экономического явления, позволяет установить контроль за результатами анализа.

Методы анализа микроэкономических процессов и явлений. Общие методы: позитивный и нормативный метод, системный метод, диалектический метод (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстракция, единства логического и исторического). Специфические методы: предельный анализ, функциональный анализ, равновесный подход, математические методы и модели.

Общие методы исследования знакомы студентам из курса Экономическая теория. Предельный анализ предполагает рассмотрение экономических явлений в постоянно изменяющемся виде, исследование изменеий (приростов) экономических величин. Функциональный анализ позволяет выявить существенную и характерную черту изучаемого явления, затем определяются факторы, влияющие на нее. После установления факторов определяется способ их взаимосвязи с ранее выделенной характеристикой- функция. Равновесный подход к исследованию динамичных экономических явлений предполагает выявление и изучение таких состояний в ней, которые характеризуются относительной стабильностью.

Теория и практика. Полезность теорий проверяется практикой. Теория и прогнозы. Микроэкономические теории являются основой для прогнозирования. Благодаря этому теория является важным инструментом для менеджеров и людей, ответственных за проведение государственной политики. Теория и политика. При помощи микроэкономической теории можно проанализировать эффекты от политических изменений.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дефицит – общая проблема, с которой сталкиваются только бедные страны. Верно ли данное утверждение?

2. Приведите примеры экономических переменных, которые модель стремится объяснить и предсказать?

3. Почему микроэкономику иногда называют «теорией цен» ?

4. Допустим в стране принят закон, отменяющий наказание за кражу автомобилей. Как это повлияет на рынок автомобилей?

5. Постройте кривую производственных возможностей и покажите альтернативность выбора.

6. Раскройте сущность предельного, функционального, равновесного, позитивного и нормативного анализа в микроэкономике?

7. Почему делая предсказание, основанное на экономической модели, необходимо вводить ограничение « при прочих равных условиях»?

8. Каков конечный критерий полезности микроэкономической теории?

Основная литература

1. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. В.Лукашевича и др.; Под общ.ред.Б.Лисовика и В. Лукашевича.-М., 1996.

2. Кулекеев Ж.А.,Султанбекова Г.К. Микроэкономика: Учебное пособие для ВУЗов, 2-е издание.- Алматы РГП «Казстатинфром» 2001.

3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учебник для ВУЗов - М: НОРМА – ИНФРА, 2000.

Название : Микроэкономика - Конспект лекций.

Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рассматриваются закономерности экономической организации общества, механизмы рынков современной несовершенной конкуренции, теория производства и предельной производительности факторов, а также другие аспекты микроэкономики.

Для студентов экономических вузов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет


Функционирование рынка и экономики в целом обеспечи
вается уравновешенными отношениями куплипродажи. В свя
зи с этим на рынке действуют покупатели и продавцы как
самостоятельные экономические субъекты. Продавцы реали
зуют готовую продукцию, услуги, полуфабрикаты и пр., а поку
патели предъявляют на все это спрос.
Спрос - это экономическая категория, показывающая
стремление покупателя к приобретению нужной ему продук
ции с учетом текущего процесса ценообразования и прочих
экономических показателей. В роли товара могут выступать
любые предметы производства в зависимости от его специа
лизации: продукты, ткани, услуги, идеи и все то, что может
быть оценено экономическими субъектами как благо, имею
щее высокую полезность.
Для определения места спроса в системе экономических
отношений необходимо ввести такое понятие, как закон спроса. Он характеризуется тем, что количество приобретаемой субъектом на рынке продукции определяется главным обра
зом ее стоимостью или рыночной оценкой.

СОДЕРЖАНИЕ
ЛЕКЦИЯ № 1. Общая характеристика рыночной экономики 3
1. Спрос: его факторы и закон 3
2. Предложение: факторы предложения, закон 5
3. Понятие эластичности, эластичность спроса 7
4. Эластичность предложения 9
5. Равновесие спроса и предложения на рынке. Равновесная цена 11
ЛЕКЦИЯ № 2. Теория потребительского поведения 14
1. Потребление, потребность и полезность 14
2. Предельная полезность, закон убывающей предельной полезности 16
3. Теория потребительского выбора 18
4. Общая модель поведения потребителя 19
5. Эффект дохода и эффект замещения 21
6. Бюджетное ограничение и понятие потребительской корзины 23
7. Кривые безразличия 25
8. Производственные возможности и Парето-эффективность 27
9. Функции полезности. Количественная и порядковая полезность 28
ЛЕКЦИЯ № 3. Товарно-денежная характеристика экономики 31
1. Организация натурального хозяйства 31
2. Понятие товарного хозяйства 33
3. Товар и его свойства 35
4. Понятие денег и их эволюция 37
5. Денежные агрегаты, функции денег 39
6. Закон денежного обращения 41
ЛЕКЦИЯ № 4. Рынок 44
1. Понятие рынка, условия его возникновения 44
2. Функции рынка 46
3. Рыночная власть фирмы, ее индексы 48
4. Ценовая дискриминация на рынке несовершенной конкуренции 50
5. Положительные и отрицательные аспекты существования рыночной системы 52
6. Необходимость государственного регулирования 55
ЛЕКЦИЯ № 5. Рынок несовершенной конкуренции, его механизм 57
1. Монополия 57
2. Естественная монополия 59
3. Антимонопольное регулирование экономики 61
4. Олигополия 63
5. Монополистическая конкуренция 65
ЛЕКЦИЯ № 6. Теория производства 68
1. Понятие производственной функции, масштаб производства 68
2. Основные факторы производства современной экономики 70
3. Взаимозаменяемость ресурсов 72
4. Отдача от масштаба производства 74
5. Понятие износа основных производственных фондов.76
6. Амортизация на предприятии 79
ЛЕКЦИЯ № 7. Рынок труда и его характеристики 82
1. Понятие труда и рабочей силы 82
2. Рынок труда: его особенности и основные виды 84
3. Государственная политика на рынке труда 88
4. Занятость: ее принципы и виды 90
5. Понятие безработицы, ее виды 92
6. Заработная плата: сущность, принципы формирования, регулирование 95
7. Тарифная система 98
ЛЕКЦИЯ № 8. Рынок капитала и земельных ресурсов 101
1. Понятие капитала. Рынок капитала 101
2. Номинальная и реальная ставки процента 102
3. Дисконтирование и принятие инвестиционных решений 104
4. Фактор «земля», рынок природных ресурсов, ограниченность предложения земельных ресурсов 107
ЛЕКЦИЯ № 9. Рынок совершенной конкуренци и 110
1. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде 110
2. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде 112
3. Излишек потребителя и излишек производителя 114
4. Издержки производства. Виды издержек 116
ЛЕКЦИЯ № 10. Теория организаци и 120
1. Понятие фирмы, ее функции 120
2. Понятие предприятия 122
3. Внутренняя и внешняя среда организации 125
4. Неопределенность внешней среды 129
5. Дифференциация бизнес-единиц в экономике 132
6. Прибыль: функции и основные виды 134
ЛЕКЦИЯ № 11. Неопределенность экономики 138
1. Сущность рисков и их виды, страхование 138
2. Инфляция и ее виды 141
3. Источники возникновения инфляции, ее последствия 143
4. Налоги и их виды 148
5. Налоговая политика, принципы и функции налогообложения 150
6. Инвестиции и их типы 153

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Микроэкономика - Конспект лекций - Тюрина А.Д. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Тема 1. Введение в микроэкономику

Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора. Концепция экономического рационализма. Роль цен в размещении ресурсов. Применение и границы микроэкономической теории. Микроэкономическая теория и практика. Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ.

Микроэкономика имеет свой особый объект исследования, предмет и метод исследования. Микроэкономика изучает экономическую деятельность отдельных субъектов по поводу экономических благ в условиях ограниченного выбора. Экономические субъекты – это любые отдельные самостоятельно действующие в экономике единицы.Цель экономической деятельности людей - удовлетворение их потребностей. Поэтому она включает в себя такие компоненты как потребности, ресурсы (факторы производства), технологии, продукты и их использование. Экономическая деятельность людей представлена конкретнымэкономическим поведением , которое осуществляется в конкретных формах, зависящих от взаимосвязей людей и отношений в экономике. Эти взаимосвязи и отношения, становясь устойчивыми способами, нормами и правилами экономического поведения, закрепляются в соответствующихинститутах и общественных структурах (рынок, собственность и т.д.). Таким образом,объектом микроэкономики является экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами и их системами. Объектом экономической деятельности являетсяблага – любые предметы, как материальные, так и нематериальные, способные удовлетворить определенные потребности потребителя или производителя. Экономические действия субъектов можно характеризовать как принятие решений и их осуществление. Микроэкономика исследует процесс принятия решений. Таким образом,предметом микроэкономики является принятие экономическими субъектами экономических решений по поводу экономических благ.

Микроэкономика использует принципы а) индивидуализма, т.е. рассматривает поведение отдельного субъекта; б) рационализма действий экономических субъектов, в) равновесного подхода; г) функционального анализа; д) предельного анализа.

Данные принципы реализуются в ходе экономического моделирования. Экономическая модель – это упрощенное представление об экономических процессах, устраняющее несущественные для понимания главных свойств и взаимосвязей в исследуемом объекте. Модели могут быть словесными (вербальными), графическим и символическими (аналитическими). В любой модели имеются определенные предпосылки. В модели используется два вида переменных: экзогенные (внешние) и эндогенные (существующие внутри модели). Модели описывают влияние экзогенных переменных на эндогенные.

Тема 2. Теория поведения потребителя

Оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход). Аксиомы ординалистского подхода. Функция полезности и кривые безразличия потребителя. Бюджетные ограничения. Графическая интерпретация равновесия потребителя. Изменение цены товара и сдвиги бюджетной линии. Изменение дохода и сдвиги бюджетной линии. Эффект дохода и эффект замещения. Рыночный спрос и построение кривой рыночного спроса.

Спрос на товар и услуги предъявляет потребитель и поэтому для изучения спроса необходимо разобраться, чем руководствуются потребители. Решение этой проблемы посвящается теория потребительского выбора. Она пытается выяснить: а) систему предпочтений потребителя; б) описать множество доступных потребителю товаров; в) описать механизм выбора потребителя и свойство лучшего набора товаров;г) выяснить, как изменяется набор товаров при изменении внешних условий. Теория потребительского выбора предполагает, что существует суверенитет потребителя и каждый поступает рационально.

Основные понятия теории являются потребность и полезность. Потребность – это чувство удовлетворённости, которое человек желает продлить или состояние неудовольствия, от которого желает избавиться.Полезность – это свойство товаров удовлетворять потребность человека. Полезность является субъективной оценкой каждого отдельного человека. Полезность рождается из отношения между средством(благом) и целями (потребностями) экономической деятельности субъекта.

Выделяют общую и предельную полезность. Общая полезность – это та выгода, которую получает человек при потреблении определённого количества товара за определенный период времени.Предельная полезность – это та выгода, удовлетворение, которые получает субъект при потреблении дополнительной единицы блага (дополнительный глоток воды). Предельную полезность можно описать производной от общей полезности:

В теории существует два подхода к анализу поведения потребителя: количественная теория и порядковая теория. В соответствии с количественной теории каждый субъект может определять общую и предельную полезность каждого потребляемого блага и руководствуется двумя положениями, которые получили названиезаконы Госсена и в экономической теории считается классической логикой принятия решений, на основе которой объясняются действия потребителей.

I закон: Величина удовлетворения (предельная полезность) от каждой дополнительной единицы блага данного вида убывает, достигая нуля в точке полного насыщения.

II закон : Для максимизации удовлетворения потребностей, в условиях когда запасы благ недостаточны для полного насыщения, необходимо остановить потребление благ в точках, где интенсивность удовлетворения от потребления благ становится одинаковой.

Общая полезность принимает вид функции полезности от объема благ U 1 =f(X 1). Такой подход основан на идее о независимости полезностей отдельных благ. Но необходимо учитывать взаимозаменяемость и взаимодополняемость товаров, приносящих субъекту больше удовольствия, чем обособленное потребление каждого отдельного блага. Поэтому пришли к выводу, что необходимо рассматривать полезность потребления всего набора потребляемых благ и учитывать, что экономическое благо может удовлетворять несколько разных потребностей человека.

В первой трети ХХ века были сформулированы основные понятия порядковой теории полезности , которая утверждает, что субъект осуществляет свой выбор, не оценивая количественную полезность того или иного товара, а сравнивается полезность экономических благ и выбирается то благо, которое является более предпочтительным. При этом не столь важно, по каким критериям отдаётся предпочтение тому или иному благу (могут быть привычки или выбор по определённым критериям).

Основным понятием порядковой теории является кривая безразличия , которая показывает различные сочетания двух товаров, которые субъекту приносят одинаковую полезность (Рис.2.1).

Рис. 2.1 Кривая безразличия

В основе анализа кривой безразличия лежат 3 аксиомы :

1. Если субъект считает, что набор блага А предпочтительнее набора блага В, а набор блага В предпочтительнее набору С, то, следовательно, набор А предпочтительнее набора С.

2. Сравнивая два блага можно сделать один и только один вывод: набор Xпредпочтительнее набораY, наборXменее предпочтителен набораY, наборXбезразличен наборуY.

3. Если набор Xимеет такое же количество единиц блага, как и наборY, то можно утверждать, что он безразличен или тождественен наборуY. ЕслиXсодержит хотя бы на 1 единицу блага больше, чем наборY, то можно утверждать, что он будет предпочтительнее набораY.

Отталкиваясь от этих положений, можно сформулировать свойства кривой безразличия :

    Кривая безразличия имеет отрицательный наклон.

    Кривые безразличия не могут пересекаться. На основании данного свойства можно строить карту кривых безразличия, то есть множество кривых, характеризующих различную степень удовлетворения потребностей человека.

    Через любую точку на плоскости можно провести кривую безразличия.

    Кривые безразличия выпуклы к началу координат и предельная норма замещения (MRS) убывает при движении по кривой сверху вниз.

Предельная норма замещения ( MRS ) показывает от какого количества одного блага надо отказаться, чтобы увеличить потребление другого блага на единицу, оставаясь на той же кривой безразличия.

Из данного свойства есть два исключения:

А) абсолютно взаимодополняемые блага (правая и левая перчатка): кривая безразличия имеет форму прямого угла, а MRSравна 0

Б) абсолютно взаимозаменяемые блага (автобус и троллейбус): кривая безразличия – прямая наклонная линия, а MRSравна постоянному числу.

Анализируя поведение потребителя, можно утверждать, что решение о покупке товаров производится не только на основании полезности товара, но и на оценке финансовых возможностей субъекта. В силу этого в экономическом анализе вводится понятие бюджетное ограничение - сумма денег, которой располагает субъект и которую он может направлять на покупку экономических благ. Бюджетное ограничение можно трактовать как различные максимальные комбинации экономических благ, которые может приобрести субъект при полном расходовании своего бюджета и существующих ценах. Бюджетное ограничение имеет вид:

Наклон бюджетного ограничения определяется соотношением цен. Точки пересечения с осями показывают количество соответствующих благ, которые может быть приобретено, если весь бюджет направить на покупку только данного блага (рис.2.2).

Рис.2.2 Бюджетное ограничение

Бюджетное ограничение может изменяться под воздействием двух обстоятельств:

А) изменение дохода. При прочих равных условиях кривая бюджетного ограничения параллельно смещается.

Б) изменение цен на блага. В этом случае изменяется реальная покупательская способность дохода, что отражается изменением угла наклона кривой.

Равновесие потребителя - это состояние, при котором потребитель получает набор благ, приносящий ему максимально возможное удовлетворение при расходовании всего дохода. Графически равновесие потребителя выглядит точкой касания кривой безразличия и бюджетного ограничения (Рис.2.3). Любая точка на графике, расположенная выше бюджетного ограничения (точка С), недостижима для субъекта, то есть он не может приобрести данное количество благ. Любая точка, расположенная ниже бюджетного ограничения (точка А), свидетельствует о том, что субъект не расходовал весь свой бюджет. Точка В, лежащая на пересечении бюджетного ограничения и кривой безразличия, свидетельствует о нерациональном использовании денег при покупке благ, так как не достигается максимально возможное удовлетворение потребностей.

Рис. 2.3 Равновесие потребителя

Равновесие потребителя достигается в том случае, если субъект покупает такое количество благ, что отношение предельной полезности к цене будет одинаковым по каждому приобретаемому благу. При этом субъект должен расходовать весь свой бюджет, то есть выполняться условие:

Выбор потребителя обусловлен рядом ограничений: а) вкусами, которые ранжируют товары для потребителя; б) размером бюджета, которым он обладает; в) уровнем цен покупаемых товаров.Равновесие потребителя может меняться под воздействием трех обстоятельств:

1) изменение вкусов потребителей. В этом случае изменяется характер кривой безразличия (новая может пересекать старую), в результате чего меняется комбинация приобретенных товаров при неизменном доходе и ценах на эти блага. Субъект чувствует себя удовлетворенным в большей степени.

2) Изменение дохода. Повышается доход и покупательская способность субъекта. Бюджетное ограничение смещается вверх и это позволяет субъекту перейти на новую более высокую кривую безразличия, то есть он покупает большее количество благ. Если соединить точки равновесия, то мы получимкривую «доход-потребление», которая показывает, как изменится потребление различных товаров при росте дохода субъекта. Если оба товара являются нормальными, то рост дохода будет вести к росту потребления обоих благ. Если рост дохода приведет к тому, что одно из благ станет некачественным, то кривая «доход-потребление» наклонится в сторону нормального товара.

На основе кривой «доход-потребление» можно построить кривую Энгеля , которая показывает какое количество блага потребляется при росте дохода субъекта. Исследования Энгеля позволили выявить следующие закономерности : а) доля дохода семьи, расходуемого на продукты питания, имеет тенденцию к сокращению по мере роста доходов; б) расходы на услуги, связанные с образованием, здравоохранением, отдыхом растут быстрее, чем растет доход.

3) Изменение цен на товары и услуги , так как изменяется реальная покупательская способность имеющегося дохода. В этом случае на графике изменяется угол наклона бюджетного ограничения, что позволяет перейти на новую кривую безразличия, достигнуть более высокого удовлетворения своих потребностей. Если мы соединим точки равновесия, то получимкривую «цена-потребление», которая фактически является кривой спроса для данного товара.Функция спроса - это определяемая в процессе потребительского выбора предельная полезность блага, выраженная в денежном масштабе, соответствующем оптимальному составу покупки.

Изменение цены одного блага сказывается на потреблении и других благ, так как действует эффект замены и эффект дохода . Снижение цены одного товара приведет к сокращению потребления другого товара, так как субъект считает, что лучше повысить потребление блага, которое стало для него более дешевым (эффект замены). Эффект дохода заключается в том, что снижение цены одного блага делает возможным увеличение покупки не только данного, но и другого блага в результате роста реального дохода субъекта. Рассмотрение эффекта дохода и эффекта замены, показало, что если благо является нормальным, то эффекты и дохода и замены действуют в одном направлении. Если товар некачественный, то эффект дохода и эффект замены действуют в разные стороны, но эффект замены по абсолютной величине превосходит эффект дохода. Из некачественных товаров выделяюттовар Гиффена, который характеризуется ростом потребления блага при повышении его цены. Товары Гиффена должны быть не только некачественными благами, но и занимать значительное место в бюджете субъекта (расходы на продукты питания для семей с низкими доходами).

Обмен, который совершает потребитель, приносит ему выгоду. Покупатель обменивает деньги на определенный товар потому, что полезность данного товара он оценивает выше полезности денег, которые он отдает за данное количество товара. Продавец обменивает товар на деньги, так как считает, что данное количество денег имеет для него большую полезность, чем продаваемое количество товара. Используя такой подход, была сформулирована теорема Смита , согласно которой обмен на рынке приносит выгоду обеим сторонам.

Рассмотрение поведения потребителя привело к появлению понятия «излишек потребителя» , под которым понимается выгода, удовлетворение, которые получает субъект при покупке данного товара «бесплатно». Возникает излишек потребителя из-за того, что общая полезность при приобретении блага превышает сумму денег, которую платит субъект за данное количество товаров, так как покупатель платит одинаковую цену за все единицы приобретенного блага, равную предельной полезности последней приобретенной единицы данного блага. В результате такой сделки общая полезность, получаемая субъектом от потребления всего количества покупаемого блага, больше суммы денег, выплаченных за это благо. Поэтому потребительский излишек оценивается как разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за благо, и той, которую он реально платит.

Введение

Часть I. Введение в микроэкономику

Лекция 1. Что такое равновесие?

Лекция 2. Спрос

Лекция 3. Предложение

Лекция 4. Конкуренция и монополия

Лекция 5. Индивидуальный и рыночный спрос

Лекция 6. Индивидуальное и рыночное предложение

Лекция 7. Эластичность спроса и предложения

Лекция 8. Заменяемость и дополняемость

Лекция 9. Стабильность равновесия

Лекция 10. Регулирование рынка

Часть II. Теория потребления и спроса

Лекция 11. Свобода выбора, суверенитет и рациональность потребителя

Лекция 12. Количественная полезность и спрос

Лекция 13. Порядковая полезность и спрос

Лекция 14. Равновесие потребителя

Лекция 15. Реакция потребителя на изменение дохода и цен

Лекция 16. Эффект замены и эффект дохода

Лекция 17. Излишек потребителей

Лекция 18. Потребительский выбор во времени

Лекция 19. Уровень жизни и его измерение

Лекция 20. Дифференциация доходов

Часть III. Теория производства и предложения

Лекция 21. Производство и обмен

Лекция 22. Теория производства

Лекция 23. Затраты

Лекция 24. Фирма и рынок

Лекция 25. Совершенная конкуренция

Лекция 26. Монополия

Лекция 27. Ценовая дискриминация

Лекция 28. Монополистическая конкуренция

Лекция 29. Олигополия

Лекция 30. Государство и рыночные стрктуры

Часть IV. Рынки факторов производства

Лекция 31. Факторы производства

Лекция 32. От чего зависит спрос на ресурсы

Лекция 33. Структура рынка ресурса: двусторонняя конкуренция, монополия

Лекция 34. Структура рынка ресурса

Лекция 35. Рынок труда

Лекция 36. Экономическая рента

Лекция 37. Рынок заемных средств

Лекция 38. Капитализация

Лекция 39. Функциональное распределение дохода

Лекция 40. Теория прибыли

Часть V. Теория общественного благосостояния

Лекция 41. Теория общего равновесия

Лекция 42. Общественное благосостояние и экономическая эффективность

Лекция 43. Эффективность и справедливость

Лекция 44. Перераспределение дохода

Лекция 45. Внешние эффекты

Лекция 46. Общественные блага

Лекция 47. Общественный выбор

Лекция 48. Монопольная власть

Лекция 49. Асимметрия информации

Лекция 50. Провалы государства

ВВЕДЕНИЕ

Чему учит экономическая теория? Делать деньги? Или тратить их? Скорее всего - нет.

Чтобы научиться этому, - если этому вообще можно научиться, - следует отправиться в одну из многочисленных сегодня школ бизнеса или менеджмента или на курсы домоводства.

Хотя... ведь греческое слово oikonomia в буквальном переводе как раз и значит "искусство ведения домашнего хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя новой науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города (греч. poliz, отсюда - политическая экономия), но и в пределах крупного региона, страны, всего мира. Оно организовано не только по территориальному, но и по производственному признаку - в рамках предприятий, отраслей, фирм, корпораций, некоторые из которых являются многонациональными и влияют на жизнь людей разных континентов.

Мы не будем давать строгого определения экономики как науки, да это и не так просто. Говорят, что экономика - это то, чем занимаются экономисты, а иногда, что экономисты - это те, кто занимается экономикой. Будет лучше, если мы просто расскажем об основных задачах, которые приходится решать экономистам.

Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности. Ограничено время, которое он может уделить тому или иному занятию. Ограничены средства, которые он мог бы использовать для достижения желанной цели. А ведь мир так богат и разнообразен.

И не только отдельный человек, все общество, даже если рассматривать его в планетарном масштабе, ограничено в своем стремлении к свободе, счастью, благополучию. И хотя за века и тысячелетия своей истории люди существенно раздвинули рамки этих ограничений, но и сегодня, как в любой другой момент времени в прошлом или будущем, ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния.

Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Если бы ресурсы не были ограничены, не было бы необходимости заботиться о наилучшем, оптимальном их распределении между различными целями, не было бы нужды экономить ресурсы, повышать эффективность их использования, устанавливать какие-либо принципы распределения потребительских товаров и услуг. И нам ничего не стоило бы воплотить в жизнь лозунг-мечту: "каждому - по потребностям".

Заметим, что не все блага являются ограниченными, некоторые из них не ограничены и "распределяются" посредством простого присвоения, как например атмосферный воздух.

Такие блага называются свободными в отличие от ограниченных благ, называемых экономическими. Ближайшим следствием ограниченности ресурсов является конкуренция за их использование. Это еще не конкуренция между отдельными людьми. Это конкуренция между альтернативными целям использования ресурсов. Ведь почти все ресурсы могут использоваться для удовлетворения самых разнообразных нужд.

Например, нефть служит сырьем для получения котельного, дизельного, реактивного топлива. В результате ее вторичной переработки можно получить исходные вещества для производства синтетических волокон, пластмасс, красителей, моющих средств и многого другого. Но и это не все. Валютная выручка от экспорта нефти и продуктов нефтепереработки может быть использована для закупок продовольствия, медикаментов, других потребительских товаров, оборудования для легкой, пищевой, химической промышленности, новейшей техники и технологии. И все эти альтернативные цели конкурируют за использование всегда ограниченного, а в последние годы и сокращающегося объема добываемой в стране сырой нефти. Увеличив экспорт нефти, мы должны будем сократить поставки топлива для сельскохозяйственной техники, что отрицательно скажется на объеме сельхозпродукции. Но, быть может, выручка от ее экспорта позволит импортировать продовольствие в объеме, перекрывающем потери от снижения урожая, или, закупив нефтебуровое оборудование, на будущий год увеличить добычу нефти и, значит, поставки топлива сельскому хозяйству.

Иначе говоря, перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.

Экономисты исходят в своих рассуждениях из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение - это поведение, направленное на достижение максимума результатов при имеющихся ограничениях. Обычно предполагается, что индивиды максимизируют удовлетворение своих потребностей, или полезность, предприятия - прибыль, тогда как государство должно максимизировать нечто, называемое общественным благосостоянием.

Не нужно думать, что рациональное поведение - это непременно правильное поведение, скажем питание в строгом соответствии с физиологическими нормами, занятия утренней гимнастикой, отсутствие вредных привычек и т. п. Понять, что подразумевается под рациональным поведением, вам могут помочь слова героя повести Ф. М. Достоевского "Записки из подполья": "И с чего взяли все эти мудрецы, что человеку нужно какого-то нормального, какого-то добродетельного хотения? С чего это вообразили они, что человеку надо непременно благоразумно выгодного хотения? Человеку надо одного - только самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность ни стоила и к чему бы ни привела". С этой точки зрения одинаково рациональным будет признано поведение и заядлого курильщика, и чревоугодника (хотя и то и другое заведомо вредно), и вполне добропорядочного человека, все свое поведение подчинившего заботе о сохранении здоровья.

Экономисты не претендуют на определение целей, которые должны ставить перед собой отдельные люди или общество, оставляя заботу об этом религиозным мыслителям, социальным реформаторам и политикам. Их интересует лишь то, как люди реализуют свои "самостоятельные хотения", или субъективно понимаемые интересы, в мире ограниченных возможностей и что из этого может получиться.

В процессе выбора, навязанного нам ограниченностью наличных ресурсов, люди, как считают экономисты, сталкиваются с необходимостью решения трех фундаментальных задач: что, т. е. какие товары и услуги и в каком количестве производить? как, т. е. с помощью каких ограниченных ресурсов и технологических способов, производить нужные людям блага? для кого производить эти ограниченные жизненные блага?

При обсуждении этих и других, связанных с ними задач экономисты широко пользуются разного рода моделями, хотя и упрощающими реальную действительность, но позволяющими тем не менее в компактной форме получать и демонстрировать определенные содержательные результаты.

Попробуем и мы с помощью простейшей модели сформулировать основную экономическую проблему "что, как и для кого производить". Предположим, что жители какой-то гипотетической страны, скажем Швамбрании, могут использовать свои природные и людские ресурсы для производства средств производства и предметов потребления. Построим график производственных возможностей Швамбрании (рис. 1).

Рис. 1. График производственных возможностей Швамбрании.

По оси абсцисс будем откладывать количество предметов потребления (X), по оси ординат - количество средств производства (Y). Кривая АВСD, называемая границей производственных возможностей, характеризует максимально возможные объемы производства средств производства и предметов потребления при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

Значит, каждая точка на этой кривой представляет определенную комбинацию товаров этих двух видов. Например, точка В представляет комбинацию Х B единиц предметов потребления и Y B единиц средств производства. Рис. 1 позволяет нам составить более четкое представление о трех взаимосвязанных понятиях ограниченности ресурсов, выборе и затратах как они понимаются в экономике.

Возьмем точку F внутри области производственных возможностей. Очевидно, что она представляет такую комбинацию средств производства и предметов потребления, которая существенно меньше, чем могло бы производиться при полном и эффективном использовании всех ресурсов. Выбрав такую точку, мы смирились бы либо с наличием неиспользуемых ресурсов (например, с безработицей), либо с низкой эффективностью их использования (например, с большими потерями, в том числе и рабочего времени).

Наоборот, точка Е характеризует такой выпуск продукции, который недостижим при полном использовании наличных производственных ресурсов и существующей сегодня технологии. Таким образом, кривая АВСD, т. е. граница области производственных возможностей, характеризует одновременно и возможный, и желательный выпуск продукции. Именно из точек, лежащих на этой кривой и представляющих различные возможные сочетания выпуска средств производства и предметов потребления, мы и должны (в силу гипотезы о рациональном поведении) выбрать ту, которая для нас наиболее предпочтительна.

Сравним точки В и С. Выбрав точку В, мы предпочтем производство меньшего количества предметов потребления (X B) и большего количества средств производства (Y B),чем выбрав точку С (X C , Y C). Точнее, при переходе из точки В к точке С мы получим дополнительно DХ = ОX C - ОX B в единиц предметов потребления, пожертвовав для этого АY = ОYB - ОYC единиц средств производства. Экономисты называют количество одного товара, которое необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара на единицу, альтернативными затратами, или затратами упущенных возможностей (орроrtunity cot). Заметим, что экономист определяет альтернативные затраты как потери других, альтернативных товаров и услуг, которые могли бы быть произведены с помощью тех же производственных ресурсов, тогда как бухгалтер регистрирует в качестве затрат расход самих ресурсов, точнее, их стоимость.

Посмотрим внимательнее на форму кривой АВСD. Она выпукла вправо вверх (вогнута к началу координат). Это связано с тем, что одни ресурсы могут использоваться более производительно при производстве предметов потребления, другие - средств производства. Двигаясь по границе производственных возможностей вправо вниз и изменяя таким образом структуру производства в пользу увеличения выпуска предметов потребления, нам придется вовлекать в производство все в большей мере сравнительно малоэффективные для производства предметов потребления ресурсы. Поэтому каждая дополнительная единица выпуска предметов потребления будет требовать все большего сокращения производства средств производства. По мере приближения к любой из осей координат наклон кривой (к данной оси) будет увеличиваться, а значит, будут расти и альтернативные затраты. Может ли общество выйти за границу своих производственных возможностей, точнее, сдвинуть ее верх и вправо? Конечно, может. Либо за счет технических и экономических нововведений, либо за счет увеличения производственных ресурсов (открытие новых месторождений полезных ископаемых, вовлечение в производственную деятельность ранее не работавших, включая эмигрантов, строительство новых предприятий и т. д.). Если новая техника, новые технологические процессы будут внедряться одновременно и равномерно во всех отраслях, то граница производственных возможностей АD на рис. 2 сдвинется в положение линии A 1 D 1 , возможности выпуска и средств производства, и предметов потребления при тех же ресурсах увеличатся примерно в равной степени. И точка Е, лежащая вне прежних границ области производственных возможностей ОАD, окажется теперь вполне достижимой.

Рис. 2. Равномерное расширение производственных возможностей.

Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях. производящих средства производства, увеличение области производственных возможностей будет скошенным вправо, как показано на рис. 3.

Рис. 3. Перенос в сторону производства средств производства.

Выйти на более высокую границу производственных возможностей можно и за счет увеличения накопления, увеличения физического капитала общества (строительства новых заводов и фабрик). Такой переход может оказаться связанным с сокращением текущего потребления. Посмотрите на рис. 4. Общество первоначально находится в точке С на кривой АD. Чтобы выйти на более высокую кривую А 1 D 1 , ему нужно создать новые производственные мощности. Для этого сначала ему потребуется перейти из положения С в положение В, т. е. сократить производство предметов потребления, а значит, и само потребление с Х С до X B , направив высвобождающиеся ресурсы на увеличение выпуска средств производства с Y C до Y B . Введя эти новые средства производства в эксплуатацию, общество сможет перейти на более высокую границу производственных возможностей А 1 D 1 и выбрать на ней положение Е, при котором обеспечивается больший объем производства и средств производства и предметов потребления по сравнению с положениями В и С. Заметьте, что Х Е - объем производства предметов потребления в точке E - превышает весь возможный объем их производства даже при 100% использовании на эти цели всех ресурсов, которыми общество располагало до индустриализации, т. е. при границе производственных возможностей AD (точка X E лежит правее D). Значит, жители Швамбрании пожертвовали своим сегодняшним благосостоянием во имя благосостояния будущих поколений. Заметьте, что, осуществив первоначальное накопление, или индустриализацию, они могли бы двинуться из точки В не в точку Е, а в точку G, т. е. продолжить накопление капитала в ущерб текущему потреблению. Производство, таким образом, начинает работать само на себя, забыв о нуждах и потребностях людей.

Рис. 4. Индустриализация

Поэтому весьма важно, кто и каким способом осуществляет выбор определенного положения на одной и той же границе производственных возможностей (В или С на рис. 1, G или Е на рис. 4). Ведь этот выбор в конечном счете и предопределяет распределение ресурсов между конкурирующими, или альтернативными, целями.

Человечество в своем развитии выработало несколько способов упорядоченного распределения ограниченных ресурсов и результатов производства между конкурирующими целями. Эти способы могут быть сведены в три основные группы:

1) основанные на традициях и обычаях;

2) основанные на командно-административных методах;

3) основанные на рыночном механизме.

Эта классификация в известной мере условна. В действительности регулирование конкуренции осуществляется с использованием различных методов. При этом, например, командно-административные методы могут сочетаться с использованием системы цен, играющей, конечно, более важную роль в рыночном механизме, а также учитывать сложившиеся в данном обществе традиции и обычаи и даже влиять на их формирование и изменение. Тем не менее в различных обществах или в одном обществе, но на разных стадиях его развития тот или иной способ разрешения конкуренции и осуществления выбора оказывается явно преобладающим.

Людей никогда не покидала мысль о желательности так или иначе покончить с конкуренцией. Но для этого необходимо преодолеть ограниченность ресурсов, либо сократив потребности до уровня возможностей общества, либо развив эти возможности до уровня потребностей. Многие религиозные мыслители, философы проповедовали необходимость ограничения потребностей до некоторого разумного уровня простого, живущего в естественных условиях человека. Другие, наоборот, связывали будущее с высочайшей степенью развития производительных сил, в результате которого сам собою осуществится принцип "каждому по потребностям".

Рыночный механизм не претендует на то, чтобы полностью преодолеть ограниченность ресурсов, но он может по-своему ослабить, смягчить эту ограниченность. С одной стороны, рыночный механизм стимулирует эффективность использования наличных ресурсов. И страны с развитой рыночной экономикой лидируют сегодня в научно-техническом прогрессе и уровне жизни населения. С другой же стороны, рыночный механизм возлагает бремя ограничения потребностей на каждого отдельного человека, причем не посредством установления какого-то разумного их уровня, а путем "преобразования" потребностей в платежеспособный спрос. Это может нравиться или не нравиться, но рынок ориентирован не на удовлетворение потребностей потребителей, а на удовлетворение спроса покупателей. Таким образом, абсолютная "самостоятельность хотения" автоматически ограничивается.

В условиях ограниченности ресурсов проблема выбора, порождаемая конкуренцией за их использование, неустранима, а борьба с ней - бесполезна. Можно заставить конкуренцию принять ту или иную форму, облегчить или затруднить осуществление выбора. Задача состоит не в устранении конкуренции, а в том, чтобы придать ей цивилизованные, человеческие формы, заставить ее работать на благо людей. О том, как устроен рыночный механизм, как он функционирует, как решает задачу выбора - что? как? для кого? - вы узнаете из этого и последующих выпусков журнала, который вы держите в руках. Вы узнаете, что рынок не всемогущ, что он не может решить всех человеческих проблем, а иногда дает и неприемлемые решения. Вы узнаете, что несовершенство рыночного механизма не является еще достаточным основанием для передачи его функций государству с его командно-административными методами. То, с чем не может справиться рынок, может оказаться не по зубам и государству. Но обо всем этом впереди.