Список дотационных. Крупнейшие дотации из бюджета получат дагестан, чечня и камчатка

Дотационные регионы - это те субъекты РФ, которые получают денежные средства из федерального бюджета РФ без необходимости их возврата на безвозмездной основе. Цели расходования дотаций в законе РФ не указаны, поэтому регион может распоряжаться ими по своему усмотрению.

С другой стороны, государство направляет средства бюджета для поддержания местного производителя. Таковыми могут быть любые крупные предприятия, чья значимость для всей достаточно велика. Например, предприятия по в Республике Саха (это дотационные регионы). Список топ-20 регионов-лидеров России представлен ниже.

Регионы России, получающие дотационные трансферы

Наиболее удобно представить такого рода информацию в виде таблицы с указанием объема полученных безвозмездных трансферов из Бюджетного Центра.

В таблице указаны данные за 2013 год по объему полученных дотаций без разбивки на ее виды.

Список дотационных регионов России

Наименование субъекта РФ

Всего объем дотаций

Республика Саха (Якутия)

Тамбовская область

Ивановская область

Кабардино-Балкария

Республика Северная Осетия

Ростовская область

Магаданская область

Республика Ингушетия

Курганская область

Кировская область

Приморский край

Республика Алтай

Архангельская область

Пензенская область

Карачаево-Черкесская Республика

Воронежская область

Саратовская область

Республика Марий Эл

Брянская область

Данные за 2013 год неутешительны - 79 из 83 субъектов РФ попали в список дотационных регионов России. Они получили государственные дотации на выравнивание бюджета. Произошло так ввиду многих факторов, среди которых:

Снижение субсидирования региональных бюджетов.

Рост общей массы непрозрачных дотаций, направленных на корректировку бюджета субъекта РФ.

Из таблицы видно, что Якутия получила наибольший объем дотаций из федерального бюджета. Но можно ли вообще такую сумму назвать дотацией? Ответ на вопрос не так очевиден, как хотелось бы. Дело в том, что большая часть средств Федерального Центра направляется в Якутию для освоения новых месторождений полезных ископаемых, экономика России от которых до сих пор сильно зависит - это нефть и газ. И конечно, строительство магистрального нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" на сумму трансфера в республику повлияло в значительной степени.

Куда уходят деньги?

Правительство направляет дотации в те регионы, в которых те или иные государственные программы реализуются в соответствии с указами Президента РФ.

Они могут быть связаны с социальной сферой, например строительством спортивных объектов, как это было в Сочи, (данные по дотациям за 2014 год будут позже), либо программами по развитию медицины в регионе, например, строительством раковых центров в северных районах России.

Мысли вслух

Прослеживается и еще одна интересная особенность, связанная с получением дотаций регионами. Дотационные регионы - это территориально отдаленные области и округа. Чем больше расстояние от Москвы, тем больший объем средств они получают. Но эта информация ничем не может быть подтверждена. Дотационные регионы - это такие субъекты, которые получают безвозмездный трансфер и имееют на него данное право. Расчет производится при анализе более 200 показателей и сопоставления результатов нормативным показателям.

Распределение средств полученных трансферов в части выполнения указов Президента РФ контролируется Счетной палатой. При этом регионы, не исполнившие свои обязательства, с большой долей вероятности на следующий год могут не получить необходимую сумму.

Новые дотации в Крым и Севастополь. Ситуация нынешняя

Присоединении Севастополя и Крыма к РФ произошло более 2 мес. назад.

На данный момент составляет 85 единиц. Налоговое законодательство России и Украины построено по разному принципу. В России 90% налоговых отчислений организаций (т. е. налог на прибыль) остается в бюджете области, на территории которой происходит ее деятельность. На Украине такого рода налоговые отчисления направляются в государственную казну в полном объеме. При этом региону ничего не остается.

На тему Крыма

Всем известно, что Крым в первую очередь - курорт. Соответственно, и вся его инфраструктура устроена для отдыхающих. гостиницы и мини-пансионаты раньше отчисляли налоги в госбюджет Украины. Теперь России необходимо время для изменения законодательства и налаживания способов его следования для частных предпринимателей и юридических лиц.

Поэтому вопрос о том, Крым - дотационный регион или нет, у всех на устах. После присоединения была проведена оценка обеспеченности бюджета каждой автономной республики (Крым и Севастополь). Результатом стал вывод о том, что Крым нуждается в дотациях так же, как и Кавказский регион.

Что изменится в Крыму?

Новые дотационные регионы - это Севастополь и Крым. В них должны будут обеспечить нужный уровень зарплат бюджетников (учителя, врачи, полицейские и т. д.). Что касается обеспеченности Крыма и Севастополя ресурсами (газ, свет и вода), пока все это Крым и Севастополь получают из Украины. Поэтому одно время в СМИ были заявления Украины о неоплате счетов за данные блага Россией и Крымом в частности. Сельское хозяйство было на грани краха, так как поля засыхали, урожай был под угрозой. Но российские власти урегулировали данный вопрос. На сегодняшний день в Крыму уже оборудовали новые водонапорные башни, которые вполне смогут обеспечить потребности всего полуострова для орошения земель.

Крым - дотационный регион или нет? Так как работоспособное население Крыма будет пополнять бюджет РФ своими отчислениями, а полуостров станет центром российского туризма и будет процветать, узнать об этом можно будет только в будущем. Никакие выводы сейчас относительно перспектив развития полуострова сделать нельзя. Но можно предположить такую тенденцию: большие суммы безвозмездно будут перечисляться в казну автономных республик Крым и Севастополь для их развития. Также государство будет поддерживать регионы для улучшения и привлечения инвесторов.

Список дотационных регионов Украины 2014

1. Черниговская область - 1 370 000 гривен.

2. Кировоградская область - 1 470 000 гривен.

3. Харьковская область - около 3 200 000 гривен.

4. Одесская область - около 3 200 000 гривен.

5. Львовская область - 3 920 000 гривен.

6. Днепропетровская область - 4 040 000 гривен.

7. Донецкая область - 5 090 000 гривен.

Конечно, список, в котором предствалены дотационные регионы Украины, не полный. По данным официальных источников, всего несколько областей выполняют свой бюджет в полном объеме и не нуждаются в дотациях из Киева.

Напоследок

Проблемы есть в каждом государстве. Последние мировые события, волнения и непризнание до сегодняшнего момента властями Украины примыкания Севастополя и к территории России - все эти факторы, хоть и косвенно, но все же усложняют жизнь обычным гражданам. Крымчане и Севастопольцы хотят работать и кормить своих детей, многие из них - простые пенсионеры, им хочется спокойствия на старости лет. Все эти люди, как и граждане России, во многом далеки от политики и склонны делать выводы только из общедоступной информации. Но, как известно, СМИ каждого государства трактует все события исключительно в своих интересах, поэтому обыватели могут только рассуждать, сидя за чашкой чая, о событиях мирового характера. Жить россияне после присоединения двух автономных областей хуже не стали.

Минфин со следующего года вновь меняет методику, по которой предоставляет дотации регионам на бюджетную обеспеченность. Но пятерка крупнейших получателей, от Дагестана до Чечни, не изменится и заберет себе 30% всех таких дотаций

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. ​Дотация региону составит 27 млрд руб. (Фото: Алексей Никольский / ТАСС)

Тринадцать российских регионов из 85 получат ровно половину дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, выделяемых Минфином на будущий год, следует из материалов к проекту федерального бюджета на 2018-2020 годы. В общей сложности на этот вид дотаций регионам федеральный центр выделит в 2018 году 645,1 млрд руб. — на 5% больше, чем в 2017-м.

В прошлом году Минфин объявил, что региональных бюджетов — было решено сократить выдачу бюджетных кредитов (а теперь от них и вовсе ) и увеличить объем средств на предоставление дотаций. В сентябре этого года министр финансов Антон Силуанов также пояснял, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличатся в 2018 году на величину прироста того 1% налоговой базы по налогу на прибыль, который с 2017 года и распределяется между нуждающимися в поддержке субъектами.

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности растет последние шесть лет, говорит старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр Шураков, увеличение на 5% — это незначительный рост (в 2017 году объем дотаций вырос на 20%, в 2015-м — на 10,9%). «Помимо роста дотаций произошло их перераспределение между регионами. Соответственно, для тех регионов, у которых [на 2018 год] выросли дотации, суммарный рост составил 48 млрд руб. Как за счет 30 млрд руб., на которые общая сумма увеличилась, так и за счет 17,4 млрд руб., на которые были уменьшены дотации другим регионам», — подсчитал Шураков.

Кому пойдут дотации

Самым крупным получателем дотаций на выравнивание третий год подряд станет Дагестан — из федерального бюджета республика получит более 59 млрд руб., на 6,6 млрд руб. больше, чем в текущем году. А наибольший прирост по объему дотаций в 2018 году продемонстрирует Якутия — в следующем году республика получит на выравнивание бюджетной обеспеченности на 7,3 млрд руб. больше и станет вторым по объему получателем этой дотации. Третья по величине дотация — более 39,3 млрд руб. — будет направлена в Камчатский край.


Эти регионы входят в число высокодотационных, у которых доля зависимости от федеральных трансфертов максимальна: доля федеральных дотаций в доходах их бюджетов превышает 40%, объясняет завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. Также к высокодотационным относятся Алтайский край (в 2018 году дотация на выравнивание вырастет на 4,5 млрд руб., до 27,1 млрд), Чечня (дотация составит 27 млрд руб.), Крым (17,7 млрд руб.), Тыва (15,7 млрд руб.), Ингушетия (9,2 млрд руб.), Карачаево-Черкесия (9,1 млрд руб.). Доходы бюджета Чечни на 84% складываются из безвозмездных поступлений из федерального центра (дотации, субвенции, субсидии и прочие поступления), а доходы бюджета Крыма — на 67%, следует из уточненных законов о бюджетах на 2017 год двух республик.

В целом разрыв в бюджетной обеспеченности регионов таков, что первая пятерка самых дотируемых субъектов получит 30% всех дотаций на выравнивание в 2018 году.

Как считаются дотации

Объем дотации рассчитывается в зависимости от уровня финансовой обеспеченности на душу населения, объясняет Климанов, при этом учитываются два показателя — налоговый потенциал территории (сколько налогов генерируется, поступает в региональный бюджет) и удорожающий коэффициент, так называемый индекс бюджетных расходов. «На Камчатке и в Якутии — один из самых высоких удорожающих коэффициентов. Это происходит в силу того, что стандартный набор бюджетных услуг, который должен быть получен одним гражданином, в Якутии или на Камчатке будет стоить в разы дороже, чем в европейской части России», — говорит Климанов.

Объем дотаций Дагестану объясняется многочисленностью населения в республике, так как дотации рассчитываются по среднедушевому принципу и умножаются на число жителей. Еще одна причина — низкая бюджетная обеспеченность республики, добавляет Шураков. Это обусловлено низким уровнем налоговых и неналоговых доходов, которые способна генерировать экономика региона. «Порядка 72% поступлений по налогу на доходы физических лиц генерируются в бюджетных секторах экономики — госуправление, образование, здравоохранение. Существенную часть зарплат в данных секторах платит региональный бюджет», — говорит он.


Объем трансферта увеличится для 47 регионов, у 26 регионов объем дотаций сократится. Самое значительное сокращение дотации ждет Пермский край — на 2,6 млрд руб. Красноярский край получит меньше на 2,4 млрд, Челябинской области дотацию сократят на 1,4 млрд руб., Липецкой области — на 1,1 млрд. Снижение дотаций на 2018 год обусловлено улучшением состояния их экономик, считает Шураков, они в этом году получили больше доходов из-за роста цен на сырье. Все эти регионы в разное время бывали и регионами-донорами, то есть не получали дотации на выравнивание, указывает Климанов. «Это регионы с экономикой больших предприятий, они во многом могут зависеть от состояния отрасли и принципов учета доходов в этой отрасли для формирования налогового потенциала», — поясняет эксперт.

При этом 12 регионов в 2018 году не получат трансферт на выравнивание бюджетной обеспеченности вообще, как и в этом году. Это Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа, Тюменская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Московская и Ленинградская области, Татарстан, а также Москва и Санкт-Петербург. Все они являются регионами-донорами и не получают дотации на выравнивание.

Новая методика

В 2018 году изменится и методика расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Методика меняется практически каждый год, указывает Шураков, нынешняя редакция станет уже 11-й. Но при этом состав регионов-лидеров по объему получаемых дотаций сильно не менялся уже лет пять, указывает он.

Во-первых, Минфин вводит 20-процентное ограничение на прирост дотаций каждому региону год к году. Во-вторых, согласно материалам Минфина, в формулу включается еще один элемент: объем дотации ставится в зависимость от коэффициента долговой нагрузки. В новой редакции методики значительно большее внимание уделяется долгу регионов и расходам на его обслуживание, указывает Шураков, Минфин таким образом пытается снизить долговую нагрузку на регионы. «Действительно, выплаты процентов для ряда регионов — существенная статья расходов регионального бюджета», — говорит он. Это же, по его мнению, является одной из причин роста дотаций отдельным регионам.

Нововведения, предложенные Минфином, дадут ведомству возможность более гибко подходить к расчетам объемов дотаций регионам, считает Климанов. «Это элемент некоего ручного управления. Минфин будет настаивать, что это тоже формула, но жесткая формула может привести к резким всплескам или падениям, ненужным для всей финансовой системы. Для этого введена третья составляющая, которая дает возможность гибче подойти к этой ситуации», — считает эксперт. Новая методика даст Минфину возможность маневра, чтобы избежать «проседаний» по дотациям из-за простого математического счета.

Другие дотации еще не распределены

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности являются наиболее формализованными и прозрачными среди всех федеральных трансфертов регионам. В бюджете также предусмотрены дотации на частичную компенсацию расходов регионов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы по майским указам, дотации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала и дотации на сбалансированность бюджетов отдельных регионов.


Дотации на балансировку региональных бюджетов на 2018 год предусматриваются в сумме 48,7 млрд руб., сообщил РБК первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Ремезков. Представленный в парламент проект бюджета не расшифровывает эти ассигнования, они будут распределены ко второму чтению бюджета. В действующей редакции бюджета на 2017 год такие дотации выделялись, в частности, Чечне, Крыму и Севастополю по отдельным, «именным» статьям расходов — эти регионы получили по ним дополнительно около 40 млрд руб. В проекте бюджета на 2018 год таких «именных» статей нет, говорит Ремезков, соответственно Чечне, Крыму и Севастополю отдельная от других регионов дотация на сбалансированность предоставляться не будет. Но, возможно, она будет включена в общую сумму дотаций на сбалансированность (48,7 млрд руб.). Пресс-служба Минфина не ответила на запрос РБК о распределении этих дотаций.

Сохранить

При участии: Екатерина Копалкина

В соответствии с заявлениями, сделанными премьер-министром Дмитрием Медведевым на совещании по балансировке территориальных бюджетов, проходившем в конце декабря, размер дотаций, направленных регионам России в 2017 году, возрастет минимум на 13%. Таким образом, общая сумма поддержки составит более 1,5 трлн руб.

Нововведения в систему дотаций регионам России в 2017 году

Кроме того, с нынешнего года изменится подход к распределению дотаций. Отныне, по заявлению премьер-министра, федеральные трансферты будут перечисляться, исходя из реально существующих приоритетных потребностей. Таковыми, в частности, будут причисляться нужды на развитие перспективных экономических отраслей и социальных сфер.

Для обеспечения межбюджетного баланса Дмитрием Медведевым было подписано несколько важнейших постановлений, которые призваны коренным образом переменить правила предоставления государственной поддержки регионам в 2017 году.

Первое касается ответственности, которую будут нести все получатели дотаций федерального уровня в результате договоренностей, достигаемых с Министерством финансов России. С начала нового года каждый регион, получающий средства в рамках межбюджетных трансфертов, должен официально брать на себя обязательства по достижению конкретных показателей. В общем смысле «последнее относится к преумножению и реализации экономических потенциалов и сведение количества неэффективных трат к минимуму», – заявил Медведев.

Дотации российским регионам: Чеченская и Крымская республики

Государственные средства, направляемые на поддержание Чеченской республики, в новом году останутся практически неизменными. Такое решение окончательно было принято и одобрено в конце 2016 года; на него не повлияли даже довольно жесткие высказывания Р. Кадырова, выразившего по этому поводу своё возмущение. Все необходимые правки были внесены, и бюджет был принят государственной думой без обсуждения. Финансовая поддержка от государства, предоставляемая в новом году Крымской республике будет несколько ниже, нежели в прошлом и составят немногим более 37 млрд руб.).

Эти суммы будут переданы следующим образом.

  1. Часть денежных средств поступит в местные бюджеты в рамках выравнивания их обеспеченности. Такой порядок представлен в официальных документах, которые были подписаны в комитете по бюджету, в состав которого вошли сотрудники министерства финансов и члены правительства. В соответствии с этим документом, в новом году Чеченская республика получит 24 млрд, Крымская – 18,5 млрд руб.. В бюджет же Севастополя отдельно поступит более 2, млрд руб. (на выравнивание межбюджетного баланса).
  2. Другая часть будет передана в региональные бюджеты на соблюдение баланса между ними. Так, например, Чеченская республика примет 16,5 млрд руб., в Крымскую республику поступит чуть более 18,5 млрд, а в Севастопольский бюджет – более 5 млрд. Это решение было одобрено комитетом особым порядком. Бюджетов иных регионов поправки в своем содержании не касались.

Иные регионы России, которые получат крупные дотации

Учитывая все сказанное выше, Чеченская и Крымская республики по-прежнему будут являться одними из самых высоко снабжаемых регионов, однако в числе первых будут стоять не они.

Денежные средства в рамках государственной поддержки в более крупных размерах будут переданы: в Дагестан (более 52 млрд руб.), Якутию (более 36 млрд руб.), Камчатка (более 37 млрд руб). Указанные регионы оказались самыми обеспечиваемыми со стороны государства и в минувшем году.

Каких-либо конкретных пояснений своим приоритетам ни члены правительства, ни представители руководящих постов в комитете по слушанию бюджета пока не давали. Что же касается депутатского корпуса, то ни у кого из них такая позиция вопросов не породила.

По данным предварительной калькуляции, размер дотаций, передаваемых регионам России в 2017 году, составит более 738 млрд руб. Эта сумма по меньшей мере на 15% превысит результаты минувшего года. Такие данные приводились в материалах проекта федерального бюджета на момент подготовки его ко второму чтению. Т.о. без серьезных изменений остались размеры государственной финансовой поддержки бюджетов Чеченской и Крымской республик.

Дотации регионов России в 2017 году: нюансы

По свидетельству корреспондентов ТАСС, глава Чеченской республики Р. Кадыров активно выступал против запланированного министерством урезания объемов финансовой поддержки региона, находящегося в его ведении. Такая позиция имела следующую мотивацию. По мнению главы республики, согласие на сокращение бюджета, которое имело место с его стороны раньше, не могло привести к неисполнению взятых им обязательств. Однако же нынешняя позиция федеральных властей может привести именно к такому исходу

Данная реплика Рамзана Кадырова получила ответ от министра финансов. В том числе было сказано, что опасения главы республики кажутся преждевременными.

Что касается властей Крыма и непосредственно Севастополя, то никаких официальных просьб о повышении государственной поддержки с их стороны не поступало. Между тем, для этих регионов федеральные власти подготовили внушительный пакет поправок, который был вынесен на второе чтение.

Регионы-доноры и регионы-реципиенты - извечная тема, которая активно обсуждается в российском обществе. Кто кого содержит и куда уходят уплаченные налоги наших граждан. В условиях текущей экономической ситуации регионы активно набирают долги.

Следующий год для многих регионов будет достаточно сложным. На конференции Общероссийского народного фронта Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова отметила, что государственный внутренний долг регионов составляет 2,172 трлн руб. и имеет тенденцию к росту. Она подчеркнула: «Регионы, когда планируют бюджеты, в первую очередь, должны спланировать погашение и обслуживание долга, потому что, если это не будет осуществлено, бюджеты регионов будут находиться в дефолте. Это означает, что регион не может платить по своим долгам».

Кроме этого, у 85 регионов в 2015 году доходы составили 9 трлн руб., а расходы 10 трлн руб. "Это означает, что в целом консолидированные бюджеты регионов дефицитны на 1 трлн руб. То есть на одну десятую расходов. Это значит, что расходы изначально спланированы таким образом, что они не могут быть до конца осуществлены", - пояснила Татьяна Голикова.

Минфин России утвердил распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2016 год, и итоговая сумма составила 515 млрд руб. Хотелось бы для начала пояснить, что такое дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности региона. Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету региона на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, например, капитальный ремонт дорог, строительство новых научных центров, школ, больниц. Кроме этого, у дотации нет целевого назначения - то есть, что горит и на что срочно не хватает денег, туда средства и отправляются. Дотации предоставляются в том случае, когда налогов собрали в регионе мало.

Самое интересное в том, что всегда в массы поддается миф, что все деньги идут в центр, в Москву. Да, действительно у нас высокая степень централизации бюджетных средств, практически, как в СССР, до 80% средств поступает в федеральный бюджет. Но федеральный бюджет - это ведь не бюджет одного субъекта (в данном случае города федерального значения, Москвы). Я решил самостоятельно поискать в официальных документах Минфина России, как в следующем году буду раздавать средства регионам и каким из них повезет больше. Так вот, Москвы там никогда и не было. В рейтингах, например, Regnum.ru, упор делается на то, что все средства идут на Северный Кавказ, и ни слова о том, что значительные средства поступают в Якутию и Камчатский край . В общем домыслов хватает, что ж инициативно беремся за составление точного и непредвзятого рейтинга регионов.

Ценность данного рейтинга заключается в том, что в российских СМИ основной уклон делается на подчеркивание, что больше всего денег идет на Северный Кавказ, забывается о том, что высокодотационным является такой золото- и алмазодобывающий регион, как Республика Саха (Якутия) . Камчатский край тоже остается в лидерах получателей помощи из федерального бюджета. Итак, анализ официальных документов на сайте Минфина России дает нам рейтинг 10 самых дотационных регионов России на 2016 год (в расчете на млрд. руб.):

  • 1) Республика Дагестан - 46,7;
  • 2) Республика Саха (Якутия) - 43,1;
  • 3) Камчатский край - 37,5;
  • 4) Республика Крым - 22,3;
  • 5) Чеченская Республика - 22,2;
  • 6) Алтайский край - 16,9;
  • 7) Республика Тыва - 13,5;
  • 8) Республика Бурятия - 13,2;
  • 9) Ставропольский край - 12,3;
  • 10) Республика Башкортостан - 11,0;

Регионами-донорами на 2016 г. стали: Москва, Московская область, Ленинградская область, Республика Татарстан, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Ненецкий А.О., Ханты-Мансийский А.О., Ямало-Ненецкий А.О.

Проведя анализ распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, можно развеять стереотип, который давно существует в российском обществе, что все деньги идут в столицу. Как мы видим из данных, Москва не получает дотаций из федерального бюджета, в отличие от других регионов, и сама является регионом-донором. И этому есть вполне логическое объяснение. В Москве население составляет около 12 млн чел., в этом мегаполисе самое высокое поступление налога на доходы физических лиц - это 22% от всех доходов по данному виду налога, который уплачиваются в самой Москве.

Однако многие регионы набирают долги, и это достаточно опасная тенденция в сложившихся обстоятельствах. По информации Счетной палаты Российской Федерации, расходы на обслуживание долга регионов за 10 месяцев 2015 года возросли в структуре расходов регионов более, чем на 30%.

Ожидать, что доходы регионов вырастут, пока не приходится. Например, размер реальных заработных плат упал до уровня 1999 г., об этом свидетельствуют данные Росстат. Соответственно, к 2017 году список регионов-доноров сократится еще.

По идее, донор - это тот, кто отдаёт в бюджет больше, чем получает из него, - говорит Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики . - У нас же при определении, какой регион записывать в доноры, а какой нет, обычно смотрят на то, получает ли он дотации на выравнивание бюджета из фонда финансовой поддержки регионов.

Сказать по чести, это абсолютная условность. Доноры получают другие формы федеральной поддержки. Например, Тюменская обл. в этом году на выравнивание ничего не получает, зато получает гигантские (до четверти доходной части!) дотации на сбалансированность бюджета, поскольку все налоговые сборы от добычи полезных ископаемых ушли в федеральный центр. А 10% консолидированного бюджета Татарстана составляют федеральные субсидии на объекты капитального строительства - в Казани готовятся к Универсиаде.

Единственная попытка "по гамбургскому счёту" выяснить, кто в России кого кормит, была предпринята в конце 90-х гг. Тогда получилось, что донорами оказались 33-35 регионов! Полагаю, примерно так же дело обстоит и поныне. Никак не могу отнести к реципиентам (получателям. - Ред.) помощи Белгородскую, Ярославскую, Калининградскую, Нижегородскую, Оренбургскую области, Башкортостан, Красноярский край...

По размерам полученной в этом году федеральной помощи (данные на январь - август) субъекты Федерации расположились так: Чечня (50 млрд руб., при этом по графе "выравнивание" проходит лишь четверть), Республика Саха (36 млрд), Дагестан (31,6 млрд), Камчатка (25,5 млрд), Ставропольский край (17 млрд), Кабардино-Балкария (9,2 млрд), Северная Осетия (7,9 млрд), Магаданская область (7 млрд), Карачаево-Черкесия (6 млрд).

Вот только напрямую сравнивать эти цифры нельзя: в Чечне живёт более миллиона человек, а на Камчатке 340 тысяч! При этом Дальневосточный федеральный округ, из которого продолжается отток населения, получает практически такой же объём федеральной помощи, как и Северо-Кавказский, в котором, напротив, население активно прибавляется. Но если у определённой части российского общества популярен лозунг "Хватит кормить Кавказ", то лозунга "Хватит кормить Дальний Восток" не слышно...

Остальные регионы РФ, получающие дотации на выравнивание бюджета

Регионы Дотации, тыс. руб./чел. Дотации на регион, млрд руб.
Амурская область 8,2 7,1
Республика Адыгея 7,9 3,5
Кабардино-Балкарская Республика 7,5 6,7
Забайкальский край 7,4 8,3
Республика Северная Осетия - Алания 6,8 4,8
Псковская область 6,7 4,6
Алтайский край 6,6 16,4
Республика Калмыкия 6,6 1,9
Ивановская область 6,5 6,9
Курганская область 6,5 6,1
Архангельская область 6,1 7,6
Тамбовская область 6,1 6,7
Сахалинская область 5,6 2,9
Республика Марий Эл 4,8 3,3
Приморский край 4,8 9,6
Кировская область 4,7 6,6
Брянская область 4,6 5,9
Пензенская область 4,6 6,3
Хабаровский край 4,5 6,3
Орловская область 4,3 3,5
Ставропольский край 3,7 10,1
Костромская область 3,6 2,5
Республика Мордовия 3,3 2,7
Республика Карелия 3,2 2,2
Чувашская Республика - Чувашия 3,1 3,9
Воронежская область 2,9 6,8
Ростовская область 2,9 12,3
Владимирская область 2,7 3,9
Иркутская область 2,7 6,7
Республика Хакасия 2,7 1,5
Тверская область 2,5 3,4
Смоленская область 2,4 2,3
Ульяновская область 2,4 3,2
Саратовская область 2,3 6,0
Томская область 2,3 2,4
Курская область 1,9 2,2
Рязанская область 1,9 2,2
Новосибирская область 1,5 3,8
Астраханская область 1,3 1,3
Мурманская область 1,3 1,1
Волгоградская область 1,2 2,9
Республика Коми 1,2 1,1
Краснодарский край 1,2 6,2
Омская область 1,2 2,5
Красноярский край 1,1 3,2
Челябинская область 1,1 3,9
Удмуртская Республика 1,0 1,5
Калужская область 0,9 0,9
Тульская область 0,9 1,4
Республика Башкортостан 0,8 3,4
Калининградская область 0,8 0,7
Новгородская область 0,8 0,5
Нижегородская область 0,6 1,9
Оренбургская область 0,6 1,3
Белгородская область 0,4 0,6
Кемеровская область 0,4 1,1
Ярославская область 0,4 0,5
Московская область 0,4 2,9