Деятельность центрального банка россии. Валютные интервенции


В последнее время в связи с увеличением числа методов и инструментов денежного регулирования монетарные власти ряда развитых в экономическом отношении стран перешли к формированию целевых ориентиров показателей денежной массы, прежде всего в соответствии с агрегатом М2. Хотя опыт целевого определения (таргетирования) ориентиров денежной массы был не всегда достаточно эффективным, в России таргетирование показателя М2 играло важнейшую роль в системе единой государственной денежно-кредитной политики (табл. 15.5).
Таблица 15.5

Основные ориентиры единой государственной денежной политики*

В частности, на 1998 г. планировался рост денежной массы на 18-26%. Фактический рост был равен 21%, т. е. оказался внутри прогнозируемого интервала. Однако инфляция, измеренная индексом потребительских цен, составила 84% против 10-12% по прогнозу. Следовательно, прогноз в форме вилки не всегда соответствует результату, на который рассчитывают власти.
Гораздо более важное значение имеют другие показатели, непосредственно влияющие на предложение денег со стороны ЦБ, а именно:
а) размер эмиссии в результате выдачи кредитов правительству или коммерческим банкам;
б) изменение валютных резервов с соответствующим изменением рублевых средств;
в) покупка драгоценных металлов;
г) объем возможных операций на рынке государственных ценных бумаг.
Особую роль играют внешние заимствования монетарных властей в форме
кредитов и размещения зарубежных ценных бумаг типа еврооблигаций, поскольку для расширения рублевой массы эти средства должны быть конвертированы в национальную валюту.
На рост денежной массы наряду с центробанком существенное влияние оказывает правительство, так как размер кредитной эмиссии зависит от будущего бюджета.
Для многих стран с развивающейся экономикой чрезвычайно важно сотрудничество с МВФ, ибо меры по достижению макроэкономической (финансовой) стабилизации тесно связаны с предоставлением кредитов от международных финансовых организаций. В ответ монетарные власти должны выполнять жесткую денежно-кредитную программу, разработанную МВФ и другими международными организациями. Тесное сотрудничество России с МВФ началось в 1995 г., когда было прекращено финансирование федерального правительства за счет кредитной эмиссии Центробанка и отечественные кредиты были заменены кредитом МВФ. Ключевыми параметрами принятой программы кроме показателя роста агрегата М2 являлись: рост чистых международных валютных резервов (ЧМР) и чистых внутренних резер-
bob (ЧВР). Первый показатель представляет собой разницу между официальными валютными резервами и кредитами международных финансовых организаций, второй - разницу между внутренним кредитом правительству и его резервами. Сам кредит - это сумма кредитов и государственных ценных бумаг, приобретенных негосударственными предприятиями, организациями и частными лицами. Определение этих параметров на перспективу (год, квартал и месяц) дает направления расширения предложения денег, которое связано с ростом валютных резервов и выпуска государственных ценных бумаг. При этом увеличение предложения денег за счет расширения кредитования коммерческих банков и продажи золота практически не предусматривается. После 1995 г. единственным исключением из этого правила была кредитная эмиссия, зафиксированная в Федеральном законе о федеральном бюджете на 1999 г. Ее размер не должен был превышать одну четвертую от всего планового объема финансирования дефицита.
После того как определено направление расширения предложения денег, в расчетах денежной программы обычно увязываются изменения параметров денежной базы с показателем денежной массы (агрегат М2) через мультипликатор (коэффициент связи), который с трудом поддается внешнему регулированию. Сам мультипликатор тесно связан со скоростью обращения денег. Обычно считается, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой ЦБ, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения может значительно уменьшиться.
Таким образом, методы денежно-кредитной политики взаимоувязаны с регулированием объема и структуры денежной массы. Эффективное применение этих методов и инструментов может улучшить экономическую ситуацию в стране, но лишь в условиях сбалансированной денежно-кредитной политики властей и при точном прогнозировании ее влияния на реальное производство.
К сфере денежно-кредитного регулирования примыкает контроль за деятельностью специализированных финансовых институтов, работающих с финансовыми активами. К финансовым активам относятся как собственно денежные средства (наличная национальная и иностранная валюта, средства на счетах банковской системы, банковские кредиты), так и другие формы активов (ценные бумаги, резервы страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и т. д.). Обращение этих активов тесно связано с обращением денежных средств, а деятельность финансовых организаций подлежит лицензированию и надзору.

Исходя из основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики, Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. Ориентиры роста денежной массы определяются, в частности, исходя из таких макроэкономических показателей, как динамика валового внутреннего продукта (ВВП), уровень роста цен в прогнозируемом периоде, и устанавливаются на контрольный период (как правило, на год), в течение которого могут корректироваться.

В настоящее время Банк России в качестве ориентира денежно – кредитной политики использует денежный агрегат М2. Этот показатель служит монетарным индикатором, который с определенным краткосрочным временным лагом оказывает влияние на инфляцию. С учетом ослабления статистической зависимости между темпами роста денежной массы и индексом цен, Банк России считает возможным выход за границы расчетных параметров роста денежного агрегата М2. Это означает, что отклонения фактического увеличения объема денежной массы от прогнозных количественных ориентиров в краткосрочном периоде не влечет за собой немедленной автоматической корректировки денежной политики.

В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» на очередной год устанавливается диапазон прироста денежного агрегата, на который ориентируется Банк России при реализации выработанной денежно-кредитной политики. Например, в 2008 году темп прироста денежного агрегата М2 составил около 28%, что находилось в рамках диапазона, предусмотренного основными направлениями на 2008 год.

Основным источником увеличения денежной массы в Российской Федерации в условиях экономического роста был прирост требований к нефинансовым организациям и населению со стороны кредитных организаций, который в 2007-08 годах превышал увеличение средств в национальной и иностранной валюте, привлеченных банками от населения и нефинансовых организаций. За 2008 год прирост требований банков к нефинансовым организациям и населению составил 30%. Важным источником формирования денежной массы являлось увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования, которые в январе-сентябре 2008 года выросли на 17,1%.

Несмотря на снижение со второго полугодия 2007 года темпов роста денежной массы, фактический рост денежного предложения на протяжении последних полутора лет превышал рост спроса на деньги, поддерживая повышение внутреннего спроса в экономике. Это сказалось на высоких темпах инфляции в 2007-2008 годах.

Показателем денежного предложения со стороны Центрального банка выступает денежная база. По методологии банка России выделяют широкую и узкую денежную базу.

Денежная база в широком определении включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций), средства на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России, средства на корреспондентских и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России, вложения кредитных организаций в облигации Банка России, а также иные обязательства Банка России по операциям с кредитными организациями в валюте Российской Федерации.

Денежная база в узком определении включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги и средства на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России.

Объем денежной базы в широком определении на фоне экономического роста постоянно увеличивался. Например, за 2007 год он вырос на 11,3%. Но за первые девять месяцев 2008 года денежная база снизилась на 3,6%. Изменение динамики денежной базы обусловлено сочетанием двух тенденций – существенного замедления динамики международных резервов органов денежно-кредитного регулирования (за январь- сентябрь 2008 года объем международных резервов в долларовом эквиваленте по фиксированным кросс-курсам валют к доллару США повысился на 18% по сравнению с 35% за тот же период 2007 года) и более значительного прироста остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России (около 2,6 и 2,0 трлн. рублей соответственно), происходящего в условиях масштабного увеличения доходов и профицита консолидированого бюджета (по данным Федерального казначейства, за январь-июль 2008 года профицит консолидированного бюджета по отношению к ВВП достиг 13,7% по сравнению с 10,5% за первые семь месяцев предыдущего года).

Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на сум­марный спрос и предложение денег.

Основным принципом политики валютного курса является ры­ночное курсообразование с использованием режима управляемого плавающего курса рубля к иностранным валютам. В условиях меня­ющейся ситуации на мировых финансовых и товарных рынках этот режим способствует снижению возможного дестабилизирующего влияния внешних факторов на российскую экономику. Использова­ние режима плавающего курса не предполагает установления коли­чественных ориентиров курсовой динамики.

Политика валютного курса осуществляется с учетом мониторин­га широкого круга индикаторов состояния международных финан­сово-экономических отношений, развития внешней и внутренней конъюнктуры. Меры политики валютного курса должны быть направ­лены на достижение баланса интересов экспортеров и импортеров, укрепление доверия к национальной валюте, повышение привлека­тельности вложений в российские финансовые активы. Усилия Бан­ка России направляются на дальнейшее развитие внутреннего валют­ного рынка, обеспечение равных возможностей доступа на него всех экономических агентов, а также устранение несбалансированности спроса на иностранную валюту и ее предложения.

Банк России осуществляет действия по либерализации валют­ных отношений, способствующие улучшению инвестиционного кли­мата в стране. Особое внимание уделяется мероприятиям, направ­ленным на сокращение утечки капитала из страны.

Установление ориентиров роста денежной массы

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких пока­зателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. К числу основных показателей денежной массы относятся: ■ уровень инфляции; ■ скорость обращения денег, ■ уровень спроса на денежную массу; ■ темпы роста денежной массы; ■ уровень монетизации экономики (коэффициент монетиза­ции); ■ структура денежной массы; ■ значение денежного мультипликатора, рассчитанного по де­нежной базе в широком определении; ■ динамика денежного мультипликатора; ■ уровень спроса на кредитные ресурсы; ■ скорость оборачиваемости денежных средств кредитных орга­низаций по корреспондентским счетам, открытым в учреждениях Банка России; ■ ликвидность в банковской системе, в том числе отношение остатков средств на корреспондентских счетах к депозитам нефинан­сового сектора экономики, объем остатков средств на корреспондент­ских счетах, объем депозитов коммерческих банков в Банке России.

Прямые количественные ограничения

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление, лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные огра­ничения, касающиеся всех кредитных организаций, в исключитель­ных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ. Ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев Банк России имеет право только в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписа­ний Банка России, непредставления информации, представления не­полной или недостоверной информации. Ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций Банк России может в случае неисполнения в установленный им срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков).

Применять прямые количественные ограничения Банк России может только в исключительных случаях и в целях проведения еди­ной государственной денежно-кредитной политики. Решения Сове­та директоров Банка России по вопросам прямых количественных ограничений обязательно публикуются в «Вестнике Банка России» в течение 10 дней со дня принятия решений.

6) установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из направлений единой государственной кредитно-денежной политики;

7) прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными

организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применить прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультации с Правительством РФ;

8) эмиссия облигаций от своего имени, которые подлежат размещению и обращению среди кредитных организаций. При этом предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой этих резервов, определенной исходя из действующего норматива резервирования.

Имеющийся опыт эмиссии облигаций Банка России (ОБР) продемонстрировал невозможность оперативно воздействовать на уровень банковской ликвидности с помощью этого инструмента, поскольку существующий порядок эмиссии и обращения ОБР устанавливает слишком большой временной лаг между принятием Банком России и проведением операции поэтому с 2002 г. операции по выпуску Банком России собственных облигаций не проводятся.

2. Проблемы и диспропорции Банка России

Среди проблем, стоящими перед Центральным Банком Российской Федерации, важными являются: высокий уровень инфляции; низкая эффективность банковского надзора; технически несовершенная система проведения платежей; слабость национальной валюты. Рассмотрим проблемы и пути из решения более подробно.

2.1 Высокий уровень инфляции

Под инфляцией понимается повышение общего уровня цен. Однако необходимо дать некоторые комментарии к этому наиболее часто встречающемуся определению. В нем одно из наиболее распространенных последствий инфляции смешивается с ее сущностью. Дело в том, что рост цен – характерный инфляционный признак в современной рыночной экономике. Уровень инфляции измеряют разными способами, но всегда показатели отражают, насколько повысились цены.

Суть инфляции более точно можно понять, связывая ее с нарушениями закона денежного обращения и прежде всего несовпадением динамики денежной массы и номинального ВНП. Примерно такой же точки зрения придерживался и известный экономист М. Фридман. При этом при опережающих темпах роста денежной массы по сравнению с увеличением номинального ВНП возникают инфляционные процессы, а при обратном соотношении рассматриваемых показателей – дефляция. Хотя последняя – это более редкое явление, все же она иногда встречается.

Следует отличать инфляцию и дефляцию, которые носят макроэкономический характер, вызваны общеэкономическими причинами и затрагивают практически все товары и услуги, хотя и в разной степени, от изменения цен по отдельным продуктам, возникающих в результате воздействия локальных факторов. К ним, в частности, можно отнести сезонное снижение цен на овощи и фрукты из-за резкого увеличения их предложения, повышение цен на туристические путевки в сезон массовых отпусков и т.д. Эти микропроцессы связаны, конечно, и с общим характером изменения цен в стране, но не они являются основной причиной инфляционных и инфляционных процессов.

При опережении темпов роста денежной массы темпов роста реального ВНП, например за счет чрезмерной эмиссии денег, последствия будут следующие.

В административной системе образуется дефицит товаров. Относительный избыток денег при фиксированных ценах ведет в соответствии с законом денежного обращения к их обесценению. На ту же сумму можно приобрести меньшее количество товаров. Потребители же, исходящие из номинальной стоимости денег, стремятся приобрести большее количество товаров, чем это можно сделать при имеющихся ценах.

В рыночной экономике нарушение соответствия спроса и предложения на рынке продуктов и услуг приведет к компенсирующему росту цен при том же предложении денег.

Применительно к рыночной экономике выделяют две основные формы инфляции – спроса и предложения.

Суть инфляции спроса можно выразить достаточно образно: слишком много денег «охотится» за малым количеством товара, т.е. совокупный спрос заметно превосходит совокупное предложение.

Инфляция издержек означает, что совокупный спрос практически не растет, а, может быть, даже уменьшается, а издержки и цены повышаются.

В реальной экономике инфляция спроса и издержек тесно взаимосвязаны, эти формы могут переходить одна в другую или действовать в разных секторах экономики.

В то же время между двумя формами инфляции имеется существенное отличие. У инфляции спроса нет естественного ограничителя. Инфляция издержек ограничивает сама себя, поскольку из-за роста последних уменьшаются предложение товаров, объем производства и занятости, а это ведет к стабилизации цен и издержек. Но если нет факторов, которые способствуют росту деловой активности, то инфляция издержек может перейти в стагфляцию, при которой объем производства практически не растет, а цены медленно поднимаются.

Считается, что состояние финансов и денежного обращения в стране более или менее нормальное, если выполняются два условия.

1. Доходы владельцев ресурсов увеличиваются с небольшим отставанием от темпа цен (при постоянном объеме производства, а также отсутствии сдвигов в производительности труда и структуре капитала).

2. Скорость обращения денег приблизительно постоянна.

Нарушение хотя бы одного из этих условий может оказаться достаточным для перехода в гиперинфляционный режим.

2.2 Низкая эффективность банковского надзора

С переходом Российской Федерации на рыночную экономику банковская система России претерпела существенные изменения, т.е. от многобанковской структуры перешла к двухуровневой системе с Центральным банком РФ на верхнем уровне и всеми видами кредитных организаций на втором уровне.

Двухуровневая банковская система имеет как несомненные достоинства, так и определенные недостатки. Положительными моментами является то, что ЦБ РФ обладает реальными возможностями координации и регулирования деятельности банков и кредитных организаций, может поддерживать с ними не только прямую, но и обратную связь. Двухуровневая система предполагает многообразие банковских организаций, их функций, разнообразие осуществляемых ими операций. Однако банковская система имеет и недостатки. Так, укрупнение банковской системы затрудняет контроль за денежной массой. Ошибки в политике ЦБ РФ при его огромной власти могут сказаться как на банковской системе, так и на экономике государства в целом.

Согласно ст. 56 Федерального закона "О Центральном банке РФ" Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, в частности, установленных ими обязательных экономических нормативов. Главные цели банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.


Таргетирование, т. е. установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период, получило развитие в связи с усилением в 70-х годах инфляционных процессов, влияющих на увеличение темпов роста денежной массы, а также введением режима плавающих курсов, ослабивших воздействие внешних факторов на динамику денежной массы. В 1975 г. целевые ориентиры динамики денежной массы стали устанавливаться в США, в 1976 г. - во Франции, в 1977 г. - в Великобритании и Японии. В настоящее время этот процесс наблюдается во многих странах, однако роль целевых ориентиров в ограничении прироста денежной массы в различных странах неодинакова.
По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений роста объемов денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров, является порядок установления последних: в форме контрольных цифр (во Франции), депозита (в США), прогнозов (в Японии).
Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность.
Использование Центральным банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Каковы основные задачи банковского надзора?
Назовите основные государственные органы, осуществляющие контроль за деятельностью кредитных организаций.
Какие основные целевые установки банковского регулирования отображены в Инструкции ЦБ РФ № 1?
ГЛОССАРИЙ
Валютное регулирование- регулирование валютного курса посредством прово-димой денежно-кредитной политики и валютными интервенциями, т. е. через куплю- продажу Центральным банком иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Источник средств для валютной интервенции- официальные валютные (иногда золотые) резервы и кредиты по соглашениям «своп» между Центральными банками разных стран.
Денежно-кредитная политика Центрального банка- совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических задач: укрепления денежной единицы, стабилизации цен, структурной перестройки экономики, стабилизации темпов экономического роста.
Длинная открытая валютная позиция- активы и внебалансовые требования, количественно превышающие пассивы и внебалансовые обязательства.
Инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка составляют:
процентные ставки по операциям Центрального банка;
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке (резервные требования);
операции на открытом рынке;
рефинансирование банков;
валютное регулирование;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения.
Корпоративные долговые обязательства- облигации, обеспеченные ипотекой, коммерческие векселя и др.
Короткая открытая валютная позиция- пассивы и внебалансовые обязательства количественно превышающие активы и внебалансовые требования.
Механизм регулирования денежно-кредитной политики - административные и экономические методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне.
Нормативы обязательных резервов - обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральный банк, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.
Операции на открытом рынке - купля-продажа Центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг; краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Операции на открытом рынке лимитируются.
Основные направления денежно-кредитной политики- анализ состояния и прогноз развития экономики страны и основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.
Открытая валютная позиция - разница остатков средств в иностранных валютах, которые формируют количественно несовпадающие активы и пассивы (с учетом внебалансовых требований и обязательств по незавершенным операциям) в отдельных валютах.
Процентная политика- процентные ставки по операциям Центрального банка. Центральный банк регулирует уровень процентных ставок через фиксацию ставки рефинансирования и контроль ставок кредитных учреждений.
Прямые количественные ограничения- это установление лимитов на финансирование банков и на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
Рефинансирование- предоставление Центральным банком кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг, а также через механизм организации кредитных аукционов. Формы, порядок и условия рефинансирования меняются.
Рестрикционная денежно-кредитная политика- ограничительная политика, направленная на ужесточение условий предоставления кредита и повышение уровня процентных ставок.
Стратегия денежно-кредитной политики- планирование возможных изменений на денежном рынке длительной перспективе, позволяющее предвосхитить грядущие колебания конъюнктуры и учесть их.
Установление ориентиров роста денежной массы - целевые ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы определяемые исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Экспансионистская денежно-кредитная политика- поощрительная политика, направленная на расширение масштабов кредитования, понижение уровня процентных ставок и ослабление контроля над приростом количества денег в обращении.
Эмиссия - выпуск в обращение ценных бумаг, денежных знаков во всех формах.
Эмиссионная деятельность - прерогатива Центрального банка страны, связанная с печатанием, дизайном или оформлением денежных купюр, разработкой способов защиты их от подделки, а также изъятием денежных купюр и ценных бумаг из оборота и минимизацией затрат на эмиссию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Закон РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)».
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон "О банках и межбанковской деятельности № 17-фЗ от 03.02.96 г."».
Мхнтарян Ю.И. и др. Организация управления банковской деятельностью. Новосибирск, 1994.
Банковское дело/Под ред. Лаврушина О.И. М., Банковский биржевой научно- консультационный центр, 1992.
Банковское дело/Под ред. Колесникова В.И. и др. М., Финансы и статистика, 1997.
Инструкция № 1 ЦБ РФ.