Социальные и экономические функции правового государства в рыночных условиях.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение понятия и сущности медицинского страхования. Анализ обязательного и добровольного медицинского страхования. Преимущества новой страховой системы здравоохранения. Особенности и перспективы развития различных видов медицинского страхования.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2011

    Изучение понятия страхового случая. Особенности обязательного и добровольного страхования. История возникновения и развития медицинского страхования. Законодательные основы медицинского страхования в России. Структура тарифа на оплату медицинской помощи.

    презентация , добавлен 14.02.2016

    Субъекты и непосредственные участники медицинского страхования, его функции. Сущность и особенности обязательного и добровольного медицинского страхования. Страховые медицинские организации Красноярского края. Виды и условия оказания медицинской помощи.

    презентация , добавлен 20.12.2011

    Использование добровольного медицинского страхования как эффективного инструмента мотивации работников предприятия. Специфика заключения договора добровольного медицинского страхования. Проблемы развития добровольного медицинского страхования в России.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2014

    Выявление особенностей и общая характеристика системы медицинского страхования Российской Федерации. Обязательное и добровольное страхование как модели медицинского страхования РФ. Анализ отличительных особенностей добровольного медицинского страхования.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2011

    Этапы исторического развития добровольного медицинского страхования. Законодательная база и особенности добровольного медицинского страхования в сравнении с обязательным страхованием. Перспективы развития добровольного медицинского страхования в России.

    курсовая работа , добавлен 05.07.2010

    Рассмотрение целей и принципов медицинского страхования, системы его финансирования и перспектив развития. Отличительные особенности добровольного медицинского страхования в Российской Федерации. Гарантируемый минимум бесплатной медицинской помощи.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2014

Функции государства представляют собой основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач для достижения определенных целей. Реализуя свои функции, государство посредством реформ, различного рода преобразований, правового регулирования социальных связей воздействует на состояние общественных процессов.

Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в государственных целях, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.

В научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по разным критериям.

Например, по времени действия выделяют постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования, и временные функции, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением.

По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства подразделяются на внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние

Деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими странами. Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика во многом зависит от внутренних условий существования общества.

По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной области.

Следует отметить, что социальные функции государства заключаются в обеспечении социальной защищенности личности, нормальных условий жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. В правовом государстве распределение материальных благ осуществляется и помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и потребителями.

Становление социального правового государства проходит сложный и болезненный путь. Первоначально развитие и обогащение общества ведет к расслоению его на бедных и богатых. Формально провозглашение равенства воспроизводит неравенство материальное, порождающее кризис и острые социальные конфликты в обществе. И лишь постепенно правовое государство приобретает черты государства социального, дополняет формальные гарантии свободного развития личности материальными гарантиями социальной защищенности. В целом же современное правовое государство гарантирует реальную социальную защищенность всем, кто находится в экономически невыгодном положении, и постоянно увеличивает ассигнования на социальные нужды всего населения страны.

В бывших тоталитарных государствах, где происходит становление правовых основ общественной и государственной жизни, социальное регулирование по принципу уравниловки постепенно вытесняется. Уравниловка как явление примитивно-потребительское выгодна только уравнивающей бюрократии. Такой способ социального регулирования насаждается и поддерживается принудительной силой тоталитарного государства. Возможность бюрократии иметь более высокий уровень потребления по сравнению с основной массой населения создается искусственно за счет присвоения результатов чужого труда, ограничения материального стимулирования трудового вклада в производство социальных благ. В итоге это ведет к сдерживанию социальной активности и предприимчивости производителей, снижению уровня научно-технического прогресса, падению культуры и нравственности народа, приводит общество в состояние застоя и разобщенности.

Только в условиях понимания критериев свободы, общественного контроля и экономической самостоятельности производителей материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны.

Экономические функции государства состоят в выработке и координации стратегических направлений развития экономики в условиях рыночных отношений. Рассмотрим подробнее, что они в себя включают.

Разработка и утверждение правовых основ экономики. В социальной рыночной экономике особое место отводится законодательству, регулирующему социальные отношения. Государство в лице своих парламентских и правительственных структур определяет правила экономической игры, которую ведут экономические субъекты (производители, потребители, государство). Когда говорят о правилах экономической игры, то имеют в виду правовую основу, созданную государством. В свою очередь, под правовой основой подразумевают законы и другие нормативные акты, регулирующие экономическую деятельность (например, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность и др.). Государство устанавливает продолжительность рабочей недели, минимальную заработную плату, определяет механизм обязательного социального страхования, порядок начисления пенсий. Кроме этого разрабатываются специальные законы, гарантирующие населению социальную стабильность. Ими устанавливаются помощь семьям, различного вида пособия, возможность получения образования, жилья, доступность услуг здравоохранения.

Антимонопольное регулирование. Целью антимонопольного регулирования является предотвращение последствий, связанных с несовершенством конкуренции. Государство посредством соответствующего законодательства устанавливает контроль за ценами, препятствует слиянию крупных фирм. Оно не просто борется с монополиями, а пытается обеспечить широкий доступ к достоверной информации о ситуации на рынке и о состоянии экономики в целом.

Стабилизация экономики. Правительство, используя финансовую и денежную политики, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы. Известны два пути проведения стабилизации экономики: увеличение государственных расходов при снижении налогов или сокращение государственных расходов при увеличении налогов. Эта функция направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание экономических показателей на определенном уровне.

Распределение ресурсов. Реализуя экономическую политику, государство регулирует деятельность предприятий на микроэкономическом уровне. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на здравоохранение, образование.

Перераспределение ресурсов. Перераспределение доходов представляет собой изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим или добровольная передача доходов одними лицами другим, более нуждающимся. Через налоговое перераспределение доходов, реализацию программ социальной защиты государство берет на себя заботу о незащищенных гражданах.

Обеспечение социальных гарантий. Государство гарантирует выполнение своих обязательств на уровне минимальных социальных стандартов.

Средства государственного регулирования экономики подразделяются на административные и экономические.

Административные средства - запрещение, разрешение, принуждение. Запрещение - запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредной. Продукт не допускается к использованию, применению. Разрешение - это согласие, выданное в письменной форме на ведение экономической деятельности. Принуждение - это метод управления, основанный на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных норм.

Основным экономическим средством государственного регулирования является финансовая политика государства.

Оно воздействует на экономику, преодолевая "провалы рынка", связанные с устранением негативных последствий рыночного механизма, и осуществляя перераспределение доходов и ресурсов. Способность государства предоставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми оно располагает.

Государственная политика довольно сильно зависит от прямой деятельности правительства. Так, косвенно или прямо государство влияет на экономический баланс внутри страны, обеспечивая замедление инфляции и стабильность. Как бы не была государственная власть вовлечена в развитие экономики и как бы ее не регулировала, без нее не возможно было бы осуществлять коммерческую деятельность на должном уровне.

Государство может влиять разными способами: правовыми, финансовыми. Регулируя правила игры на рынке и финансовые потоки, держа в тонусе предпринимателей, государство обеспечивает необходимую дисциплину в частном секторе. Его степень влияния определен, в первую очередь, степенью развития областей предпринимательства.

Экономическая политика государства

Главной задачей государства в экономике является его уровень вмешательства в экономику и его контроль правительством. На данный момент существует три основные модели государственной политики:

  • классическая модель политики,
  • регулирующая,
  • командная.

Все три модели различаются лишь степенью вмешательства в дела предпринимателей, но обо всем по порядку.

Классическая модель экономической политики

Данный тип характерен для развитых стран и в своей основе представляет невмешательство в развитие экономики внутри страны. По классическому типу экономики, государство должно заниматься лишь общими функциями: защитой территории, долгами и социальными программами. Для развития той или иной области внутри страны, правительство может занимать политику протекции — поддержкой отстающих областей экономики или в целях защиты национального производителя путем введения дополнительных налогов, пошлин или принятия соответственного постановления или закона.

Регулирующая экономическая политика

Данная модель представляет из себя формулу 50/50. Суть ее в том, что 50% экономических решений зависит от собственника и столько же от вмешательства государства в экономику. Здесь государство выступает жестким регулятором экономических взаимоотношений и занимается перераспределением денежных потоков. В основном такой вид экономической политики можно встретить в развивающихся странах, яркими примерами являются такие страны, как Беларусь и Казахстан.

Командно-административная модель экономической политики

Вмешательство государства в дела бизнеса наибольшее. Государство полностью контролирует весь бизнес внутри страны, и принимать важные решения возможно лишь по согласованию с государственными органами. Правительство полностью определяет схему и законодательство ведения бизнеса. Все природные ресурсы принадлежат государству и без государственной доли в добыче или переработке компанию открыть невозможно. Яркий пример такого типа экономики — Китай. Здесь регулируется абсолютно все, открытие компании зарубежными инвесторами невозможно до момента, пока зарубежный инвестор не создаст конгломерат с местной компанией.

Уровни вмешательства

Государственный аппарат может по разному влиять на экономику. Все зависит от заинтересованности государства в той или иной сфере или модели экономики. Существует прямое и косвенное вмешательство в дела экономики.



Прямое вмешательство

Здесь государство полностью является локомотивом, который тянет экономику страны. От государства зависит все. Прямое вмешательство предполагает очень большой государственный сектор экономики. Правительство, как горячие пирожки издает законодательство, увеличивает дотации и кредиты. Всё, от транспорта до образования, в разной степени принадлежит государству. Прямое вмешательство характерно для стран бывшего СССР и тоталитарных режимов. Уровень частного сектора в медицине, транспорте, электроэнергетике, промышленности очень мал или вообще отсутствует.

Косвенное вмешательство

Косвенное вмешательство характерно для стран с развитой экономикой. Здесь государственная доля очень мала и все вмешательство страны в экономику заключено в налогообложении, пошлинах и в социальной политике.

Государство все равно будет наблюдать и контролировать экономику страны. Все это необходимо для сглаживания инфляции, создания равных условий ведения бизнеса и недопущения развития монополий. Также, государство регулирует баланс доходов. Так государственный аппарат заботиться об инвалидах, пенсионерах, стариках и малоимущих. Государство — первый в стране конгломерат научных разработок и исследований. Без государственной поддержки бизнес бы не развивался настолько быстро и яро.

Государство поддерживает все неприбыльные отрасли, которые не может или не хочет, ввиду убыточности, поддерживать частный сектор.

Функции государства в условиях рыночной экономики

Государство представляет собой роль арбитра в экономике, выполняя свою самую главную функцию — обеспечение равенства развития отраслей экономики.

Государственные структуры должны быть хладнокровны и выдержаны при принятии тех или иных регуляционных мер, независимо от того, как это будет отражаться на отдельной отрасли, если это решение принесет положительный результат для всей экономики страны.

Регуляцию экономики государство выполняет через следующие функции:

  • Юридическую. Самым первым и самым важным шагом для стабильного развития экономики является нормативно-правовая база. Правительство занимается развитием правовой системы, определяет права и обязанности, создает законы, таким образом, влияя на экономику.
  • Стабилизационную. Здесь правительство использует все свои бюджетно-налоговые и денежные возможности. Главными задачами этой функции постоянная поддержка отраслей экономики, уменьшение инфляции, стабилизации курса национальной валюты, уменьшение уровня безработицы и регулирование цен на социально значимые группы товаров.
  • Социальную. Главными аспектами этой функции является перераспределение финансов между слоями общества, защита незащищенные слоев общества, организация и поддержание в отличном состоянии отраслей, которыми не занимается частный бизнес: медицина, транспорт, наука, оборону, связь, образование.
  • Социальные гарантии. Государство должно и обязано гарантировать минимум. Обеспечивать граждан минимальной пенсией по старости либо инвалидности, обеспечивать граждан получением заработной платы не меньше установленного минимума, обеспечивать пособие по безработице.

Монополии

Очень важная миссия государства не указанная выше — это недопущение развития огромных трестов и монополий. Государство не может допустить больших монополий на рынке одной отрасли, это приводит к изменениям в экономике страны. Так, монополии довольно серьезно влияют на ценообразование в стране. Обычно они завышают реальную стоимость товаров на 30-50%, пользуясь превосходством положения. Такие образования государство просто обязано ликвидировать. Да, допускаются малые монополии, но здоровая конкуренция предполагает, что участники рынка конкурируют, что приводит к снижению цен и большего спектра товаров и услуг на выбор.

Задача регулирования

Регулирование в той или иной мере обязано быть в каждой экономике. Это вопрос безопасности и стабильности. Это можно сравнить с учителем в школе: при отсутствии учителя в классе хаос, гул и все ученики творят, что им вздумается, при нахождении учителя в классе — класс смирен и покорен.

Главной целью регулирования экономики есть ее стабилизация. Инфляция, цены, ценные бумаги, уровень спроса и предложения, банки, фондовые биржи — все должно быть под контролем. С этого контроля государство имеет дивиденды, поступающие в казну. За счет этих средств строятся и поддерживаются все общественноважные объекты: школы, ВУЗы, дороги, медицинские учреждения и социальные нормы: пенсии, зарплаты, пособия.

Роль государства РФ в экономике

На сегодняшний момент довольно сильно экономика России зависит от государственной политики. За последние 13 лет, с 2002 по 2015 год, государство РФ инвестирует огромные средства во все отрасли страны, особо это видно на фоне судостроения, авиастроения и машиностроения.

Именно благодаря умелым действиям правительства на сегодняшний момент Россия получает свой доход не из экспорта полезных ископаемых, а из экспорта собственной продукции. Доля государства в экономике велика и составляет около 18% от всех работающих граждан страны. Это позволяет мягко регулировать ценообразование во многих сферах производства. Благодаря экономическим и правовым функциям государства, уровень налогообложения составляет не больше 30%.

Государство РФ выполняет экономическую, социальную, культурно-воспитательную, охранную функции. Т.е. столп экономики России — это ее государство. Особо это стало заметно на фоне кризиса 2008-2009 года и санкций 2014-2015 года. В этот период государство активно поддерживало бизнес и предоставляло льготные кредиты и займы. Многие компании таким образом выжили или остались на плаву до реорганизации.

Если вывести итог, то можно сказать, что сейчас государственный сектор в России поддерживает всю экономику. Экономика РФ не совсем зрелая и для ее поддержания необходимо и государственное вмешательство, что на данном этапе играет только на руку стране.

Роль государства в экономике США

Для того чтобы понять уровень регулирования экономики США государством нужно знать становление экономики. Штаты долгое время являлись примером подражания того, как нужно вести бизнес. Этот стало возможно благодаря тому, что правительство волнами вмешивается в экономику страны.

В начале своего существования, государство не вмешивалось в контроль экономики и сохраняло лишь общественно важные функции. Однако позже, когда рынок США стал превращаться в хаос, правительство взяло борозды правления в свои руки, наладив поступление денежных потоков, защитив страну от развала. После, государство брало в свои руки лишь отдельные части экономики, занимаясь протекцией.

Однако позже, из-за закрытых глаз правительства, в первой трети XX века наступил самый большой кризис в истории США, который произошел по вине необузданных банков и фондовых бирж — Велика депрессия. Выйти из данного положения стало возможно благодаря «Новому курсу» Рузвельта. В это время экономика и социальные нормы страны были полностью возложены на государство: обеспечивалось все от медицины до создания рабочих мест.

В XXI веке государство США более мягче относится к своей экономике и выполняют все функции классической экономики. Борется с внешним и внутренним долгом, занимается протекцией и социальными функциями.

Краткий итог

Государственная политика в экономике — самый важный инструмент здоровых коммерческих отношений. Да, очень часто, как бы не всегда, коммерция хитрит и плохо регулируется государством, но без государства все еще хуже — исчезает доверие и надежность, что плохо влияет на бизнес.

На самом деле можно утверждать, что государство — это и есть его экономика. От каждого решения политиков зависит то, как страна будет жить. Малейший просчет государства в экономике, социальных программах или плохо организованной защите, влияет на бизнес и благосостояние граждан, что в итоге приводит к недовольствам и политическим кризисам, которые разрешаются лишь сменой власти и внедрения полного государственного регулирования.

Кратко и понятно о роли государства в экономике на answr.pro

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Текущая страница: 5 (всего у книги 27 страниц) [доступный отрывок для чтения: 18 страниц]

2.2.3 Признаки и структура гражданского общества

В настоящее время гражданское общество определяется как совокупность внегосударственных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Для гражданского общества характерно наличие следующих признаков :

1) невмешательство государства в частную жизнь граждан;

2) равенство всех перед законом, юридическая защищенность личности;

3) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

4) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

5) политический и идеологический плюрализм;

6) самоуправляемость;

7) легитимность и демократичный характер власти.

Гражданское общество – это не государственно-политическая, а, главным образом, социально-экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей. Это свободное демократическое правовое, цивилизованное общество разумного баланса интересов различных социальных групп. Центральное место в гражданском обществе занимает человек, гражданин, личность.

Гражданскому обществу присуща определенная структура , то есть внутреннее строение, отражающее многообразие и взаимодействие всех его составных частей, обеспечивающее целостность и динамизм его развития. Составными элементами структуры гражданского общества выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи между ними. Гражданское общество включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.

В гражданском обществе выделяют три уровня общественных отношений .

Первый уровень связан с производством самого человека, его духовным совершенствованием и общением. Он охватывает сферу семьи, быта, культуры, то есть комплекс социокультурных отношений.

Второй уровень охватывает область экономики, включая в себя производство, распределение, обмен и потребление.

На третьем, высшем уровне гражданского общества его члены вступают в политическую жизнь. Этот уровень предполагает формирование у индивидов конкретных политических позиций.

Соответственно этим уровням структура гражданского общество включает себя следующие элементы :

а) негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

б) совокупность независимых от государства производителей;

в) общественные объединения и организации;

г) политические партии и движения;

д) сфера воспитания и негосударственного образования;

е) система негосударственных средств массовой информации;

з) церковь.

Гражданское общество является сообществом свободных индивидов. Каждый индивид свободен в выборе форм собственности, определении вида труда и распоряжении его результатами. Индивид имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и через определенные механизмы может ограничивать своеволие государственных структур в отношении себя.

Гражданское общество – это открытое социальное общество, в котором люди взаимодействуют относительно свободно, без непосредственного вмешательства государства, обеспечивающего свободу слова, информации. Оно открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в мировом масштабе.

Гражданское общество – сложная плюралистическая система. Наличие многообразных общественных и экономических форм и институтов позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов.

Гражданское общество – саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, устанавливая между собой разнообразные отношения, обеспечивают гармоничное целенаправленное развитие общества без вмешательства властной силы государства.

Гражданское общество – правовое демократическое общество. Правовое государство создает наиболее благоприятные условия для его развития и функционирования.

2.2.4 Становление и развитие гражданского общества

Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе.

Отдельные элементы гражданского общества существовали в некоторых странах Древнего мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли породило товаро-денежное производство, получившее оформление и закрепление в ряде институтов частного права.

Формирование же гражданского общества в масштабе целых стран началось в Новое время. При этом выделяют три этапа в развитии гражданского общества .

На первом этапе, в XVI-XVII в.в. складывались экономические, политические и идеологические предпосылки гражданского общества. К ним относятся развитие промышленности и торговли, специализация видов производства, развитие товаро-денежных отношений.

На втором этапе с конца XVII – до конца XIX в.в. в наиболее развитых странах начало формироваться гражданское общество в виде первоначального капитализма, основанного на частном предпринимательстве. Обособление общества от абсолютной власти государства произошло в ходе буржуазных революций XVII – XVIII в.в. и последующих реформ. В результате началось оформление современного представительного государства, развивались тенденции все большего подчинения его общественному контролю и влиянию. В структуре государственных органов появлялись и устанавливались в качестве постоянных общенациональные представительные учреждения парламентского типа. Возникновение и развитие представительной демократии – явление, свойственное эпохе формирования гражданского общества. На смену вертикальным феодальным структурам пришло преобладание горизонтальных отношений, основанных на юридическом равенстве и договорных началах свободных людей, отношений, составляющих суть гражданского общества. Замена сословного неравенства всеобщим юридическим равенством определила качественно новое социальное положение личности.

Начало реальному функционированию гражданского общества положило принятие и утверждение Биллей о правах в Англии, США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.

Кроме того, в процессе развития гражданского общества и представительного государства возникает представление о конституции как не только о законе, определяющем устройство высших органов власти, но и основном законе страны, обязательно закрепляющем права и свободы граждан. В результате сама конституция становится соглашением общества и государства о разграничении сфер их деятельности.

Началом третьего этапа развития гражданского общества считают конец XIX – начало XX в.в. К этому времени ведущее место в промышленности и торговле перешло от частных предпринимателей и торговцев к индустриальным, торговым и финансовым корпорациям. Под влиянием растущих организаций наемных рабочих, создания профсоюзов, социально-демократических партий и массовых движений за социальные права и свободы начинается становление социального, правового, демократического государства.

В России до середины XIX века так и не были полностью созданы основы гражданского общества. Лишь реформы 60-х г.г. XIX в. открыли возможность его формирования. Но экономическое развитие России сдерживалось абсолютистской формой правления. Только с ее ограничением гражданское общество реально начало развиваться. В социалистической же России идея независимого гражданского общества была отвергнута, так как препятствовала вмешательству государства в жизнь самих граждан, прежде всего контролю за ними, не соответствовала концепции абсолютного коллективизма, приоритета интересов государства над интересами личности. Кроме того, идея экономической свободы и развития частной собственности также не соответствовала тоталитаризму, характерному для России этого периода.

Лишь в конце 80-х г.г. XX в. начавшиеся преобразования в стране создали возможность формирования предпосылок гражданского общества. В настоящее время создание гражданского общества становится одним из необходимых условий развития России, одной из целей модернизации российского общества. Гражданское общество не нашло четкого отражения в новой российской Конституции, которая не содержит этого термина, хотя отдельные элементы гражданского общества в ней закрепляются. Но Россия провозгласила эту цель, равно и как формирование правового государства.

Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества, превращение его членов в свободных граждан.

Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. В условиях демократии гражданское общество добивается децентрализации государственной власти за счет передачи части властных полномочий органам самоуправления и стремится осуществлять оптимальное бесконфликтное взаимодействие с государством через открытые политические системы, участие субъектов гражданского общества в организации и деятельности органов государственной власти. В свою очередь государство осуществляет государственно-правовую регламентацию функционирования субъектов гражданского общества, закрепляет их конституционноправовой статус, а также возлагает на себя обязанности по его обеспечению и устанавливает границы вмешательства в частную жизнь граждан.

Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга, одно немыслимо без другого. Правовое государство возникнет в России только в том случае, если сформируется полноценное гражданское общество. Без развитого гражданского общества государственная власть приобретает тоталитарный характер. Только благодаря гражданскому обществу эта власть становится на службу человеку. Формирование гражданского общества предполагает разгосударствление многих сторон его жизни и деятельности, формирование рыночной экономики. Деятельность государства в гражданском обществе должна протекать в демократических правовых формах, направляться на защиту прав человека, регулирование социальной сферы.

Становление гражданского общества в России – долговременная задача. Признание естественных прав человека, свободы личности, многообразия форм собственности, идей правового государства, политического плюрализма, развитие частной инициативы – существенные шаги на пути к гражданскому обществу.

2.3 Государство, право и экономика
2.3.1 Соотношение государства, права и экономики

Экономика – это естественная основа общественной жизни, она представляет собой материальную базу развития общества и определяется как совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества. Цикл экономических отношений начинается с производства материальных благ и завершается их потреблением. Экономика неразрывно связана с государством и правом, причем это не просто соотношение, а взаимодействие, взаимовлияние.

Согласно теории Маркса, экономика относится к базису общественных отношений, а право – к его надстройке, так как именно экономические отношения являются основным двигателем общества, предопределяют его функционирование, а их уровень обусловливает характер права. Право является естественной формой экономических отношений, которые могут стабильно функционировать только будучи закрепленными в нормах права. Непосредственное воздействие экономики на право происходит как с помощью прямого (заработная плата, пенсионное обеспечение), так и косвенного влияния. Право не может стоять выше экономики, оно может лишь, в свою очередь, воздействовать на нее. При этом право может оказывать на экономику либо прогрессивное воздействие, учитывая объективные законы ее развития, либо тормозить ее развитие. Следовательно, происходит обоюдный процесс взаимодействия экономики и права.

С помощью права осуществляются : фиксация правового статуса собственности; определение видов субъектов хозяйственной деятельности; контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов; установление основ налоговой системы; обеспечение общего правового режима хозяйствования.

Эти направления обеспечиваются деятельностью всех трех ветвей государственной власти. Законодательная власть создает экономическое законодательство. На исполнительную власть ложится бремя непосредственного его исполнения. Судебная власть выступает арбитром в различного вида спорах, вытекающих из экономических отношений.

Поэтому необходимо рассматривать соотношение экономики не только с правом, но и с государством. Взаимозависимость государства и экономики обусловлена самим фактом их существования. Государство и возникает на определенной ступени развития экономических отношений, в результате этого развития. Государство и экономика не выбирают друг друга, а предопределены развитием общества. Если право воздействует на экономику изнутри как способ саморегулирования экономики, то государство обеспечивает внешние условия функционирования экономики, и в то же время само является наиболее сложным хозяйствующим субъектом.

Формы взаимодействия государства, права и экономики могут быть различны и обусловливаются объективными факторами общественного развития, уровнем развития экономики, этапом развития того или иного государства и государственным режимом, а также господствующими идеологическими установками и научными доктринами.

Можно выделить три основные формы соотношения государства, права и экономики : невмешательство государства и права в экономику; полный контроль над экономикой; оптимальное вмешательство в экономику.

Популярные в XIX – начале XX в.в. либеральные теории государства (например, теория государства – «ночного сторожа») и экономические теории (либерализма и свободного рыночного хозяйства) основывались на отрицании необходимости вмешательства государства в экономическую сферу жизни общества , считая рынок основным регулятором экономики, утверждая, что свобода личная и политическая не может существовать без свободы экономической.

Такое взаимоотношение государства, права и экономики было присуще многим странам Европы и Америки до экономического кризиса 1929-1933 г.г. Государство рассматривалось лишь как сила, призванная охранять существующие отношения, ограничиваясь установлением общих правил. Это привело к обострению социальных и экономических противоречий, нестабильности в обществе.

Другое крайнее проявление взаимоотношений государства и права с экономикой, а именно полный контроль государства над экономикой , было характерно для всех стран социалистического лагеря, в том числе и России. При этом вся экономическая деятельность являлась практически исключительно государственной деятельностью. Государственная собственность на средства производства составляла более 90 %. Управление экономикой осуществлялось командно-административными методами. Интересы производства выдвигались на первый план и преобладали над интересами человека. Общая схема соотношения экономики, государства и права представлялась следующим образом: право есть концентрированное выражение политики, а сама политика – концентрированное выражение экономики. Воздействие государства охватывало и производство, и обращение, и потребление. В этом случае происходит огосударствление экономики, при котором государство берет управление хозяйством на себя, осуществляет планирование производства, не учитывая объективные экономические законы. Чрезмерное воздействие государства на экономику проявляется в излишней административной заурегулированности экономических отношений, приводит к отсутствию экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов, порождает диспропорции в общественном хозяйстве.

Таким образом, господствующее положение государства в экономике ущемляет экономическую свободу, сводит на нет экономическую инициативу, препятствует гармоничному развитию и функционированию экономики, приводит к коррупции государственного аппарата, к возникновению так называемой «теневой экономики».

Поэтому вмешательство государства и права в экономику должно быть наиболее оптимально. Западными экономистами разработана модель либерализации и свободы в экономике . Она означает весьма сдержанное правовое регулирование экономических отношений, сдержанное от чрезмерного вмешательства государства в рыночную систему.

С конца 30-х г. XX в. теория «государство – ночной сторож» сменилась теорией регулируемого капитализма, основоположником которой является английский ученый – экономист Джон Кейнс. По его мнению, государственное воздействие является непременным спутником здоровой рыночной экономики. В основе его теории лежит идея о стимулировании экономики путем расширения платежеспособности населения. При этом важнейшим объектом регулирования, согласно программе Кейнса, должны были стать эффективный спрос и инвестиции, которые он рассматривал как необходимое условие для успешного функционирования личной инициативы. Государство облагало прибыли корпораций и крупные индивидуальные доходы высокими налогами, за счет чего проводилась активная социальная политика. Но рост налогов и социальных расходов создавал предпосылки для инфляции дестабилизированием финансов. Поэтому во второй половине XX в. государства ограничили свое влияние на негосударственный сектор в экономике. Началось формирование смешанной экономики , и на сегодняшний день практически все государства характеризуются именно такой формой соотношения. Основной ее чертой является распределение большей части ресурсов при помощи торговых сделок, но при существенной роли государственных органов власти и управления.

Следовательно, основное назначение государства в сфере экономики – установление основ ее функционирования. Выделяются следующие основные сферы деятельности современного государства в рыночной экономике :

а) определение целей, задач и принципов рыночных отношений, а также тенденций их развития;

б) гарантирование всех форм собственности и осуществление права государственной собственности;

в) государственная регистрация хозяйствующих субъектов;

г) лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности;

д) определение поведения хозяйствующих субъектов и контроль за соблюдением участниками экономических отношений установленных правил;

е) экономическое регулирование, поддержка и стимулирование субъектов рыночных отношений;

ж) защита прав участников экономических отношений от любых правонарушений.

Контроль государства в экономической сфере может быть как прямым, так и косвенным. Косвенный контроль включает в себя систему льгот и налогов, ценовую политику, регулирование занятости населения, информационное обеспечение и т. д. К прямому государственному контролю относятся финансовый контроль, экологический контроль, санитарный контроль, пожарный надзор, контроль за мерой весов и денежной единицы, контроль за качеством продукции.

Таким образом, основными формами государственного воздействия на рыночную экономику должны быть регулирование, контроль и использование государственной собственности. Государство является источником основных правил регулирования экономических отношений в обществе.

В настоящее время в разных странах складываются различные модели смешанной экономики. Необходимо определить пределы вмешательства государства в экономику для наиболее эффективного ее развития, найти наиболее оптимальный вариант связи «государство – право – экономика» с учетом знания закономерностей функционирования экономики.

2.3.2 Система экономических отношений в государстве и ее правовое закрепление

Экономические отношения могут стабильно функционировать, только если они закреплены в правовой форме. Система экономических отношений определяется и закрепляется, прежде всего, Конституцией РФ. Так, п. 1 ст. 8 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности. Экономическая система государства, в первую очередь, определяется формами собственности. В п. 2 ст. 8 Конституции РФ указано, что «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Основу гражданско-правового регулирования отношений собственности на территории Российской Федерации составляют ст.ст. 35, 36 Конституции РФ. Согласно п.п. 1, 2 ст. 35 Конституции РФ «право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами».

Содержание права собственности включает в себя право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение означает хозяйственное господство собственника над вещью, возможность иметь у себя данное имущество, фактически обладать им. Пользование означает извлечение из вещи полезных свойств путем ее потребления. Распоряжение – возможность определить юридическую судьбу имущества.

Положения Конституции развиваются, в первую очередь, в Гражданском кодексе РФ, а также в законах и иных нормативных правовых актах, регулирующих отдельные виды экономических отношений. Из содержания статей 212-215 ГК следует, что частная собственность подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, а государственная собственность – на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам. В качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ. Запреты в экономике должны быть минимальными. Основной принцип в сфере экономики общедозволительный: разрешено все, что прямо не запрещено законом.

Концепции «информационного общества» разрабатывали … Д.Белл, Э. Тоффлер

К признакам правового государства относятся - реальное гарантирование основных прав и свобод.

Каким нормативно-правовым актом регулируется социальное партнерство в РФ? на основе Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» и других

Какое специализированное учреждение ООН занимается вопросами регулирования трудовых от-

ношений? нормативных правовых актов. ТК РФ Международная организация труда (МОТ)

Кого относят к субъектам социального партнерства ? работников, работодателей и государство.

Какие основные модели социального партнёрства можно выделить по степени и форме участия работников в управлении предприятием? представительскую, прямой представительской демократии, плюралистическую.

Какие есть основные формы социального диалога? Соц. диалог осуществляется между сторонами соц. диалога соответствующего уровня в формах: обмена информацией; консультаций; согласительных процедур; коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений.

Какая модель социального партнерство в зависимости от количества участвующих сторон,используется в РФ? В зависимости от количества участников соглашения могут быть 2-х и 3-х и многосторонними.

Кто является участниками соглашения на федеральном уровне в РФ? трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Р.Ф.

Какие основные виды соглашений, заключаемых в рамках социального партнерства, используются в РФ? В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое),территориальное и др.соглашения.

Каковы основные формы социального партнерства в РФ? В ведении коллективных переговоров по подготовке проектов КД соглашений и заключению КД, взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; участия работников, их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Кто может представлять интересы сторон в переговорном процессе в РФ? Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа...

Какие элементы включает в себя российская система и модель социального партнерства? Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: цели, задачи, принципы, стороны, уровни, формы и механизмы функционирования.

Кого охватывает система обязательного социального страхования ? всех членов общества;

Какой из базовых институтов социальной защиты построен на принципах солидарной взаимопомощи и самоответственности трудозанятого населения и работодателей ? Социальное страхование

Каковы виды социальных страховых рисков в соответствии с законом? 1. необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каковы основные виды обязательного социального страхования в РФ? Каждому виду соц. страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного соц.страхования являются: 1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; 2) пенсия по старости; 3) по инвалидности; 4) по случаю потери кормильца; 5) пособие по временной нетрудоспособности; 6) пособие в связи с трудовым увечьем и проф. заболеванием; 7) пособие по беременности и родам; 8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5лет; 9) по безработице; 10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; 11) единовременное пособие при рождении ребенка; 12) пособие на санаторно-курортное лечение; 13) соц.пособие на погребение; 14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Какие основные формы соц. страхования существуют в РФ. обязательное и добровольное

Какие виды пенсий предусмотрены действующим пенсионным законодательством РФ ? Пенсия за выслугу лет; по старости; по инвалидности; по случаю потери кормильца; Социальная пенсия.

К чему относится определение: Система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка или иного дохода, получаемого ими до достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности или потери кормильца? пенсионное страхование

Каковы источники формирования средств Пенсионного фонда РФ ? страховые взносы; средства федерального бюджета; суммы пеней и иных финансовых санкций; доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; средства выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости; средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата; иных источников, не запрещенных законодательством Р. Ф.

Какие федеральным фонды социального страхования созданы в РФ? Фонд соц. страхования РФ Внебюджетные фонды РФ

Каковы основные тенденции в изменении соц.государства на современном этапе? снижение роли государства в соц. политике и рост активности других субъектов (бизнеса и др.) стимулирование граждан к профессиональной самореализации

Какие основные идеи составляют идейно-мировоззренческую основу современного соц.государства? свобода,справедливость,солидарность

Какая модель соц. государства обеспечивает высокий уровень бюджетных расходов на соц.нужды общества? общественная, Это – перераспределительная модель соц. политики. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Именно оно, в данном случае, берет на себя большую часть ответственности за социальное благополучие своих граждан.

Каковы основные разновидности «государства благосостояния» (по Т. Маршаллу, К. Эспин-Андерсону, Т. Тилтону, Н. Фернису)? Маршалл - государство как особенное сочетание демократии, благосостояния и капитализма. Т. Тилтон и Н. Фернис: позитивное государство соц. защиты (англо-американская и англо-саксонская модели), государство соц. безопасности (государство соц. защищенности, государство соц. защиты), соц.государство всеобщего благосостояния (государство всеобщего благосостояния, Соц. государство всеобщего благоденствия); К. Эспин-Андерсон критериями типологии соц. государства предлагает изменения в системах стратификации, степень расширения соц.прав и общественно-частная организация соц. обеспечения; он выделяет либеральный, консервативно-корпоративистский и социал-демократический (универсальный, скандинавский) типы

Какой элемент соц.структуры общества, составляет, по мнению многих специалистов, соц.фундамент соц.государства? средний класс

Какие модели социального государства выделяются на основе их политической природы ? Скандинавская (социал-демократическая) Континентально-европейская (смешанная) Англо-саксонская (либеральная)

Корпоративная модель социального государства предусматривает создание условий, активизирующих участие в социальной деятельности государства бизнес-структур, а также проведение ими эффективной социальной политики по отношению к работникам и местному сообществу.

Кто первым в истории разработал проект идеального государства ? Платон

Кто первым использовал термин «социальное государство» в середине 19 в.? Л. Фон Штайн

Каковы основные этапы развития соц. государства и почему 1-й этап в истории развития соц.государства (с 70-х гг. ХIХ в. до 30-х гг. ХХ в.) в литературе именуется как социалистический?

1)- с 50-х г.19в. до 30-х г.20в.- социалистический. переход от "полицейского" государства, "государства общественного договора", "государства как высшей формы власти" к государству,осуществляющему соц. функции. 2) становления соц. государства, длившийся с 30-х до конца 40-х г.XX в30 3)(40-е - 60-е г.20в.) 4) период с начала 60-х и до середины 80-х г.20в. 5)развития соц.государства (с начала 80-х до середины 90-х г.ХХ в.) можно обозначить как период деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия.

Каковы предпосылки, в наибольшей степени, способствующие социальной ориентации государства и становлению социального государства. 1.Наличие достаточно широкой экономической и соц. базы общества. 2.Ускоренное развитие общества на основе научно-технического и соц. прогресса. 3.Всемерное развитие демократии, в том числе на производстве (экономическая демократия), форм общественного самоуправления, активизация участия граждан в государственной жизни. 4.Усиление законности, расширение реальных прав и свобод человека в сочетании с его ответственностью перед обществом и государством.

Каковы принципы социального государства? Принцип справедливости – недопущение значительного имущественного и социального расслоения между людьми. солидарности – практическое выражение сострадания к жертвам несправедливости, т. е. всемерную помощь и поддержку обиженным. социальной защиты – гарантии экономической и иной обеспеченности каждому гражданину страны.

Каковы признаки социального государства? Поддержка соц. незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов); Охрана труда и здоровья людей; Поддержка семьи, материнства, детства; Устранение соц.неравенства путем перераспределения доходов; Поощрение благотворительной деятельности; Финансовая поддержка образовательных и культурных программ; Борьба с безработицей.

Лонгитюдное исследование – это вид исследования при котором ведется длительное пе-риодическое наблюдение над одними и теми же лицами или социальными объектами по определенной программе.

Легитимация власти -обоснование законности, правомерности существования существующей политической власти в глазах населения в первую очередь на основе общепринятых в обществе моральных представлений

Либеральная модель соц. - государство отвечает лишь за сохранение минимальных доходов людей и адресную поддержку социально уязвимых слоев населения, предполагаетминимальные гарантии государства населению и стимулирование частной инициативы

Метод включенного наблюдения это когда наблюдатель лично участвует в процессе. Методы социологических исследований включают – способы построения и обоснования соц. Знаний. Методы обработки и анализа данных включают методы : факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный, ранжирование, шкалирова-ние, индексирование и т.д. Метод системного анализа это Метод тестирования применяется для исследования интеллекта и достижения личности. Метод системного анализа в соц. управления – способ изучения объектов в процессе их взаимодействия. Методы социологических исследований включают в себя: методы сбора информации, обработки и анализа данных, методы построения теории Малые группы рассматриваются как самостоятельные субъекты общественных отношений на уровне первичной социальности или первичной социальной структуры как социальная микросреда личности.

Межличностные отношения – соц. отношения, субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемые людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения

Межличностные отношения – соц.отношения, возникающие в процессе совместной деятельности, общения. Междисциплинарный характер в теории соц. управления объясняется объединение некоторых отраслей научным знанием.

Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически дли-тельные процессы. Макросоциологическая ориентация в системе управления господствовала до конца 20-х го-дов 20 века. Метасоциология исследует обоснование методов и логики построения социологических знаний. Микросоциология исследует малые соц.структуры, группы и непосредственные межличностные отношения.

Многомерная стратификация – это вычленение соц. слоев или групп, осуществляемых на основе нескольких критериев.

Минимальные государственные соц. стандарты - государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах (за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов) гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.

Модели соц. государства различаются механизмами реализации принципов социального государства.

Модели социального общежития – соц. Конфликт,социальное партнерство, социальное отчуждение

Миссия соц. политики, характерная для эпохи светского тоталитарного государства - массовая социальная селекция для обеспечения тотального повиновения

Миссия соц. политики, характерная для эпохи светского демократического государства социальная селекция, ориентированная на нужды индустриального воспроизводства финансово-экономического капитала

Миссия соц. политики, характерная для эпохи древних мифо-династических государств утверждение родства социальной и небесной иерархии мироздания

Миссия соц. политики, характерная для религиозно-династического государства утверждение веры в Бога и праведной земной жизни верующего ради обретения им вечной жизни.

Минимальное участие государства в социальной политике Англо-саксонская (либеральная)

Международный этический и гуманистический союз (МГЭС) основан в году. 1952

На чем основано соц. государство у Платона? Соц. государство у Платона основано на власти политиков-философов, обеспечивается справедливым трудом всех сословий, а наилучшее устройство общества предполагает также общность имущества, жён и детей

На каких принципах строится соц.политика в сфере доходов населения? Адресная помощь Социальная политика есть система мер государства, направленных на смягчение неравенства в распределении доходов, урегулирование противоречий между участниками рыночной экономики. На взаимопроникновении каких двух идей основано соц. правовое государство как особый исторический вид соц.государства? Постоянное взаимопроникновение и взаимное отталкивание правового начала и социального, т.е. по существу капиталистических и социалистических элементов. На раскрытие общих черт и особенностей развития соц.систем ориентирует сравнительный метод исследования. Научная теория соц. управления стала развиваться на основе изучения исторического опыта управления. Наиболее тесно социолог. управления связана с такими науками как соц.менеджмент и соц.организации Наука об обществе как целостном соц. организме о соц. общностях, о соц. процессах соц.организации, о взаимодействии личности и общества, о закономерностях соц. поведения людей – это социология. правовой нигилизм населения; Наиболее существенными недостатками правовой основы российского государства можно считать правовой нигилизм населения; Нормативное разделение ответственности за соц политику между государством, бизнесом и гражданами в РФ состоит в том, что государство оставляет за собой минимальные и равные гарантии соц. поддержки (минимальные зарплаты, минимальные пенсии, минимальная продовольственная корзина), а остальные – передаёт другим субъектам Негосударственное пенсионное обеспечение - пенсионное обеспечение, осуществляемое негосударственными пенсионными фондами за счет страховых взносов страхователей с целью возмещения части утраченного заработка при наступлении страхового события путем выплаты пенсии на протяжении всего страхового случая. На какие категории членов общества распространяется ответственность социального государства? Государство гарантирует всем гражданам равенство социальных условий, равные социальные права Обязанностью, какого социального института является организация социального страхования? социальный институт, стратификации, Отношение людей друг к другу, складывающее в исторически определенных, общественных– соц.отношения.Отношение между соц. субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий и становления развития личности, удовлетворение потребностей – соц.отношения.

Оказание в денежной и/или натуральной форме, адресной помощи безработным и/или нетрудоспособным гражданам и семьям с детьми, предоставляемой с учетом законодательно установленных гарантий по соц.обеспечению? Социальная помощь, социальная поддержка

Общественное настроение – это социально-психологическое явление, которое выражается в определенном состоянии групп, в определенный период времени и накладывающий отпечаток на их поведение.

Объектом изучения теории соц.управления является роль человека в механизме управления

Органическая теория общества основана Г.Спенсером

Отраслевая социология – это совокупность отраслей социальной науки, изучающих соци-альные явления, системы и процессы в отдельных сферах общественной жизни.

Обязательное социальное страхование - один из базовых институтов социальной защиты, построенный на принципах солидарной взаимопомощи и ответственности занятого населения и работодателей и имеющий целью компенсацию социальных рисков утраты или заработков или значительных дополнительных расходов вследствие утраты места работы, болезни, несчастного случая, утраты трудоспособности в связи со старостью, а также получение гражданами медицинской и реабилитационной помощи, санаторно-курортного лечения. Социальное страхование выполняет функцию воспроизводства рабочей силы в ситуациях наступления социальных рисков.

Органы гос. власти современной России содействуют осуществлению материальной обеспеченности человека - руководствуясь минимальными государственными стандартами.

Один из наиболее известных принципов социализма «от каждого по его способностям, каждому – по его труду» сформулировал … А. Сен-Симон

Определение человека как политического животного дал Аристотель

Основная проблема с переходом предпринимателей в «средний класс » состоит вотсутствии стимулов к развитию социальной (публичной) ответственности

Основные идеи, составляющие идейно-мировоззренческую основу современного социального государства свобода,справедливость, солидарность

Ограничения публичной этнокультурной идентичности и терроризм характерны для Светских демократических

Органы, гос.власти современной России, содействуют осуществлению материальной обеспеченности человека руководствуясь минимальными государственными стандартами.

Основные акторы соц. активности, направленной на обеспечение прав человека - институты государства и институты гражданского общества

Основные тенденции в изменении соц. Государства снижение роли государства в соц.политике и рост активности других субъектов (бизнеса и др.)стимулирование граждан к профессиональной самореализации

Основная и активная роль государства в соц. поддержке населения Скандинавская (социал-демократическая)

Официальная соц. политика в период 1990-х в Р. Ф. была связана со снижением участия государства и средств госбюджета в обеспечении социальных программ и созданием нового класса собственников

Основными формами участия работников в управлении организацией являются: учет мнения представительных органов работников в техили иных регламентированных случаях; проведение консультаций с данными органами по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащихнормы трудового права; предоставление работодателем информации по вопросам,непосредственно затрагивающим интересы работников; обсуждение с работодателем работы организации, проблемее улучшения; участие в разработке и реализации коллективных договоров; иные формы, предусмотренные в организации.

Основные функции социальной политики - противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, предотвращение массовой бедности населения, сдерживание процесса имущественного расслоения на очень бедных и очень богатых; минимизация отрицательных последствий массовой безработицы; целенаправленная помощь населению, попавшему в кризисное состояние.

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Патернализм - (от лат. pater - отец, patemus - отцовский) идеология, политика и практика благотворительности, «отцовской заботы», осуществляемая: 1) государством по отношению к своим гражданам; 2) администрацией фирм, корпораций, учреждений к своим работникам и др. организациям; 3) одной страной по отношению к другой и т.д.

Пенсионная система - совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление материального обеспечения в виде пенсии гражданам при достижении ими установленного законом возраста, наступлении инвалидности, утрате кормильца, а также по другим основаниям, определенным законодательством Российской Федерации.

Под «экономической демократией» понимается право работников делегировать своих представителей в органы управления предприятием;

Приоритетами государственной социальной политики следует считать обеспечение роста денежных доходов населения;

Процедурами реализации специфического метода в социологии управления являются генетические, оргструктурные, социотехнические, коммуникационные.

Программа социологического исследования- это определение проблемы, обзор литературы, выбор гипотезы, разработка проекта, проведение самого исследования, интерпретация результата, написание отчета.

Профиль стратификации – это распределение страт по всему социальному пространству, соотношению численности социальных страт. Под понятием «социальная система» подразумевают объединение людей.

Понятие «социальное управление» включает в себя целенаправленную деятельность людей

Понятие «механизм социального управления» включает в себя принципы и формы соц.управления.

Под системой, выделяемой в системе управления: структурно-функциональная, информационно-поведенческая, подсистема саморазвития системы управления

Предметом социологии управления является отношение управления и процессы их институционализации.

Предпосылками развития социологии управления явилась потребность в многоуровневом

Политическая демократия предусматривает формирование властных структур путем свободного волеизъявления граждан в условиях политического плюрализма и общественного контроля за деятельностью властных структур, обеспечивает политическое и правовое равноправие всех граждан и их объединений, сочетание решений большинства с обеспечением интересов меньшинства.

Правовое государство - особая организация публичной политической власти, основанная на праве и законе, реализуемая преимущественно в правовых формах и пределах, ограниченных правами (законом). Правовое государство провозглашает основные права и свободы человека и гарантирует их реальное осуществление.

Правовая основа социального государства - совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства.

Признаки социального государства - это совокупность важнейших качественных характеристик социального государства, позволяющих отличать социальное государство от иных государственных образований. К числу этих признаков относят: ответственность государства за уровень личного благосостояния каждого члена общества, соблюдение прав и свобод человека, наличие государственной системы социальной защиты и социального обеспечения, ответственность государства за развитие демократических основ общественной жизни, создание условий для эффективной деятельности гражданского общества и др.

Приоритетной задачей современного этапа становления в России соц. государства является : сглаживание социального неравенства в обществе;

Принципы социального государства - это система важнейших положений, лежащих в основе деятельности социального государства. К числу этих принципов относят: экономическую свободу человека; доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, государственное регулирование рыночных отношений; становление эффективного социального рыночного хозяйства, социальную справедливость, социальную солидарность, гендерное равенство мужчин и женщин; участие граждан в управлении государственными и общественными делами и участие работников в управлении производством.