Условия предоставления жилья по договору соц найма. Как получить жилье по социальным программам

Социальный найм - это право использования квартиры из числа объектов муниципального жилого фонда. Обладание таким правом означает возможность проживать к квартире, исполнять обязанности и использовать свои права.

Что такое социальный наем квартиры

Если отступить от юридических формулировок и перевести их на язык доступного разъяснения, то следует обратить внимание на несколько важных пунктов, по которым граждане обращаются с вопросами к адвокатам:

  1. Собственником квартиры остается тот, кто предоставил ее в наем - то есть организация, осуществляющая управление жилищным фондом. Из этого вытекают права нанимателя и обязанности собственника, причем законодательство рассматривает их логично и взвешенно.
  2. Квартира по социальному найму является местом постоянного проживания нанимателя и членов его семьи, но важным условием признания их прав является внесение проживающих в договор социального найма жилого помещения. Кого наниматель может внести в этот список?
  3. Наниматель квартиры по договору социального найма может вселять в нее членов своей семьи, к которым относятся дети, супруги, родители. В законодательстве, регулирующем вопросы социального найма, сделан ряд оговорок относительно лиц, которые относятся к родственникам нанимателя - это “другие родственники”, а том числе и недееспособные, но при условии, что наниматель и они имеют совместное хозяйство, то есть общие расходы, семейный бюджет.
  4. В отличие от полной собственности на квартиру, куда владелец вправе поселять кого угодно, наниматель социального жилья должен согласовывать это решение со всеми, кто внесен в договор социального найма и с собственником квартиры.

Законодательство устанавливает за нанимателем почти одинаковые права с прочими лицами, внесенными в договор социального найма. Это очень важная деталь, которая практически сводит к минимуму чье-либо главенство в вопросах управления такой квартирой.

Можно ли выселить из социальной квартиры при длительном отсутствии

Периодически возникают вопросы, касающиеся временного добровольного или вынужденного отсутствия нанимателя и членов семьи.

Законодательство не предусматривает автоматического расторжения договора социального найма или исключения из него лица при длительном отсутствии.

Такое решение находится в юрисдикции суда, который изучает обстоятельства, приведшие к отсутствию. Так, причиной расторжения договора (исключения из него) может стать добровольное выселение, которое не связано с конфликтом, учебой, лечением, заболеванием. Во всех других случаях суд примет сторону отсутствующего.

Необходимо правильно понимать и некоторые тонкости в отношении оплаты жилья по договору социального найма. Так, законодательство предписывает рассматривать как уважительную причину неплатежей длительные задержки заработной платы, отсутствие работы (но тогда придется доказывать, что вы прилагали усилия к ее поиску), наличие в семье инвалидов. Формулировка “тяжелое материальное положение” требует обоснования.

Передается ли социальная квартира по наследству или завещанию

Один из вопросов, с которым часто обращаются к юристам, это наследование квартиры по договору социального найма.

Относительно прав на использование неприватизированного жилья родственниками нанимателя в Законодательстве указано, что пожизненное использование квартиры по договору социального найма остается только за родственниками покойного, внесенными в этот договор. Но тут же следует очень важная оговорка - условием является ведение совместного хозяйства с нанимателем.

Итак, становится понятно, что квартира по социальному найму не является наследуемым имуществом, и право проживания в ней не может рассматриваться как завещательное. Относительно проживания в квартире сторонних лиц, которые были приняты нанимателем, сказано, что после смерти последнего они не имеют права на пожизненное проживание, в отличие от членов семьи.

Этот пункт очень важен, поскольку он четко указывает, что любое стороннее лицо, которое занималось уходом за нанимателем, вносило из своих средств платежи по договору социального найма, не имеет прав на проживание в квартире пожизненно.

Права и обязанности нанимателя социальной квартиры не передаются по наследству или завещанию. После смерти нанимателя, проживающие в квартире члены семьи покойного должны сами решить, кто из них станет нанимателем. При этом необходимо письменное согласие всех проживающих родственников.

Условием для перехода обязанностей нанимателя к родственнику покойного является не только проживание в квартире, но и ведение совместного хозяйства, и внесение при жизни нанимателя в договор социального найма.

Российские граждане, доход которых ниже прожиточного минимума в конкретном регионе, наделены конституционным правом получения бесплатного или льготного жилья от государства.

Условия выделения бесплатных квартир государством

Каковы условия выделения бесплатного жилья в 2019 году

Отвечая на вопрос, как получить муниципальное жилье, стоит рассмотреть ключевые условия выделения бесплатных домов и квартир.

Жилищный кодекс РФ рассматривает обеспечение малоимущих нуждающихся граждан в порядке очередности с учетом таких критериев:

  1. Финансовое положение претендентов на жилье (за основу оценки берется доход семьи, после чего определяется, сможет ли она приобрести жилище в ближайшие 20 лет).
  2. Не участие в программах приватизации (такие граждане уже обладают недвижимостью на условиях социального найма).
При выделении жилья обязательно учитывается порядок очередности. Однако, если документы на бесплатное жилье подают особо нуждающиеся граждане, перечень которых был приведен выше, то жилище предоставляется вне очереди.

Необходимые документы


Для того, чтобы встать в очередь на получение жилья от государства необходимо представить в муниципалитет подготовленный заблаговременно пакет справок.

Он состоит из таких документов:

  • Заявки от всех юридически дееспособных членов семьи;
  • Копии паспортов, свидетельств о рождении, СНИЛС, а также документа о заключении брака;
  • Документы, содержащие сведения о доходах (2- НДФЛ или 3- НДФЛ);
  • Копия справки о наличии у заявителей налогооблагаемого имущества;
  • План квартиры, составленный БТИ;
  • Выписной лист из домовой книги и лицевой счет;
  • Справка о том, что лицо (семья) проживает в населенном пункте не меньше 10 лет;
Все копии документов должны пройти обязательное нотариальное заверение.

Получение квартиры от государства в РФ может потребовать представления и иных дополнительных документов для предоставления права на получение жилой площади. При этом, передавая их на рассмотрение комиссии важно попросить расписку от принимающего лица.

Представленные заявителем документы детально изучаются на протяжении 30 дней, после чего заявитель получает положительное решение или отказ (в письменном виде) в присвоении статуса нуждающегося благоустроенной жилплощади.

Заявитель может оспорить отрицательный ответ жилищного отдела муниципалитета в судебном порядке.

Какой размер жилой площади может предоставить государство

Российское жилищное законодательство четко устанавливает, какое именно жилое помещение может быть выделено нуждающимся гражданам в рамках соглашения о социальном найме:

  • От 15 до 18 кв. метров на человека;
  • Как минимум, однокомнатная квартира или комната в общежитии.
Если в числе членов семьи есть беременная женщина, срок беременности которой составляет 22 и более недель, то размер выделяемой площади увеличивается, как минимум на 15 квадратных метров.

Помимо выполнения норм по числу квадратных метров жилплощади, выдвигаются и иные требования к предоставляемым государством домам и квартирам:

  1. Жилая площадь должна отвечать критериям благоустроенного жилища (обеспечена коммуникациями и социальной инфраструктурой).
  2. Строение должно иметь место в черте населенного пункта.
  3. В доме должны быть предусмотрены условия для граждан, имеющих инвалидность (пандусы и др.).

Когда могут отказать в предоставлении жилья

Гражданин подал документы на получение бесплатного жилья от государства, однако в выделении квартиры ему могут отказать, если он умышленно ухудшил условия своего проживания:

  • Обменял благоустроенный дом на ветхое или аварийное жилье с доплатой;
  • Продал или оформил дарственную на вполне пригодное для проживания жилище;
  • Намеренно ухудшил состояние места проживания (разрешение или порча произошли по его вине);
  • Вселил и прописал в доме третьих лиц (кроме супругов, детей, родителей).
Все указанные выше действия должны иметь место в течение последних пяти лет (проверяется только пятилетняя жилищная история).

Что предусматривает договор социального найма

Получение бесплатного жилья от государства предусматривает оформление договора социального найма, в котором прописываются такие аспекты, как:

  • Законное право владельца на проживание в рамках выделенной жилой площади;
  • Необходимость оплаты коммунальных платежей за предоставленные удобства (вода, газ, отопление и др.);
  • Ежемесячная оплата квартиры, полученной на условиях социального найма;
  • Право на прописку в жилище родственников и иных лиц.
Получатели муниципального жилья от государства имеют право в дальнейшем приватизировать его в стандартном порядке.

Какие запреты распространяются на муниципальное жилье

Определившись относительно того, как получить жилье от государства, следует четко уяснить - какие действия с муниципальной жилплощадью могут быть признаны незаконными.

  1. Владелец не имеет права продавать, обменивать, дарить выделенную муниципальную квартиру.
  2. Исключается возможность сдачи бесплатных квартир в аренду.
  3. Хотя хозяин жилища имеет право прописывать в ней других лиц, он не может завещать ее своим наследникам.

Такие ограничения на муниципальное жилье вполне обоснованы: право собственности на него остается у государства, следовательно, владелец не может определять его юридическую судьбу.

Если гражданин пренебрежет правилами и проведет с квартирой, находящейся в социальном найме, незаконную сделку, то такие действия не только повлекут конфискацию жилой площади, но даже могут стать основанием для уголовной ответственности.

Основные варианты получения квартир от государства


Над тем, можно ли получить квартиру бесплатно задумываются многие российские граждане. Следовательно, важно рассмотреть варианты выделения благоустроенной жилой площади.

На такую опцию могут рассчитывать:

  • Полные и неполные молодые семьи с детьми и без детей, имеющие статус малоимущих и нуждающихся в жилье (возраст супругов - до 35 лет);
  • Военнослужащие;
  • Лица, которые в текущий момент живут в коммуналках;
  • Работники космодрома «Байконур»;
  • Участники ликвидации последствий радиоактивных катастроф;
  • Инвалиды и пенсионеры (в первую очередь те, кто жил и работал в условиях Крайнего Севера);
  • Многодетные семьи;
  • Лица, переселившиеся из иных стран по причине политических, национальных и религиозных гонений.

Если гражданин участвует в одной госпрограмме на получение бесплатной квартиры, то в иные программы обеспечения жильем он не может подавать документы. Если военнослужащий участвует в НИС, то на получение квартиры по программам для нуждающихся он не имеет права).

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Как получить квартиру от государства

18 февраля 2017, 00:10 Мар 3, 2019 13:50

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям ().

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим. Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ().

Ознакомиться с судебными решениями по спорам, связанным с предоставлением жилья по договорам социального найма, признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях либо снятием с соответствующего учета, можно в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих ( , ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления ().

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (). Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв. м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях ():

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения , но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в , является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш. Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м. (то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму. Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было. Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия , то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ " "). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Договор социального найма жилого помещения - это документ, который дает право на пользование государственной или муниципальной собственностью жилого помещения. Жилищный кодекс регулирует права как нанимателя, так и наймодателя, которые подписали такой акт.

Как получить договор социального найма и на какой срок он действителен? Кто может претендовать на государственную помощь и к кому нужно обращаться? Это часто задаваемые вопросы людей, у которых нет возможности самостоятельно приобрести или арендовать жилплощадь для проживания. Малоимущим семьям с минимальными доходами и без места проживания необходимо ознакомиться с возможностями социальной помощи.

Жилье в социальном найме

Квартира по договору социального найма - это возможность приобрести жилую площадь в собственное пользование на льготных условиях. Правила и порядок передачи такой собственности регулируется законом РФ главами семь и восемь Жилищного кодекса.

Федеральное и местное законодательство определяет граждан, которые имеют права на приобретение такого жилья. Получение государственного жилища происходит в порядке живой очереди. Для этого необходимо подать документы и стать на учет.
Договор социального найма жилого помещения предусматривает, что после его заключения есть возможность приватизировать квартиру на общих основаниях. Это дает жильцу возможность на сдачу в аренду, на дарение, продажу или на обмен квартиры или дома.

Кто имеет привилегии на социальную жилплощадь

Возможность получить общественное жилье есть у которые нуждаются в квартире. Основные условия для получения помощи от государства:

  • члены семьи не заключали ранее соглашение социального найма;
  • если у граждан или их есть жилплощадь меньше установленной нормы;
  • если граждане проживают в квартире, которая не соответствует необходимым требованиям.
  • дети, которые остались без родителей;
  • тяжелобольные люди с хронической формой болезни;
  • люди, которые живут в помещениях, непригодных для жизни.

Права на получение квартиры из государственного фонда имеют люди особой категории, которых определяют специальным федеральными законами. К ним относятся:

  • люди с первой и второй группой инвалидности;
  • пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской атомной электростанции;
  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • граждане, утратившие свою жилплощадь во время катастрофы или стихийного бедствия;
  • военнослужащие, которые получили на службе серьезные травмы.

Договор социального найма: как получить и где оформить

На основании решения о передаче жилой площади в общественную аренду подписывается контракт. Подписать и получить его можно в государственных органах или в муниципалитете. Все зависит от того, кто предоставляет социальную помощь. Такой договор включает в себя:

  • точные данные наймодателя и данные арендатора;
  • данные объекта сделки;
  • полный список жильцов, которые будут проживать;
  • права и обязанности сторон, заключивших сделку;
  • прописаны условия расторжения договора;
  • подписи обеих сторон.

Для заключения контракта гражданам необходимо подать определенный пакет документов. Требуемый перечень документов:

  1. Копии документов всей семьи: свидетельства о рождении, паспорта, свидетельства о браке и так далее.
  2. Свидетельство, которое подтверждает разрешение на выдачу квартиры.
  3. Если граждане проживают в аварийном помещении, то нужно предъявить акт о сносе здания или переведения его в
  4. Справка из домовой книги по месту прописки всех членов семьи.
  5. Выписку из банка о финансовом состоянии.
  6. Выписка, которая подтверждает отсутствие жилого имущества.

После предоставления требуемого пакета документов будет выдана расписка и назначена дата для заключения контракта.

Особенности договора и виды жилплощади

Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма, не могут быть общими комнатами или неизолированным жилым помещением. К жилплощади относятся:

  1. Дом или половина дома.
  2. Квартира или половина квартиры.
  3. Комната в квартире или доме.

Согласно документу о найме, жилая площадь передается от хозяина к другому лицу на временное пользование за оговоренную плату. В сделке фигурируют две стороны:

  1. Наймодатель - собственник жилья. Если это общественная жилплощадь, то собственником являются муниципальный жилищный или государственный фонд.
  2. Наниматель - это физическое лицо, которое будет проживать в квартире или доме и вносить за него определенную оплату.

В контракте социального найма должен быть указан объект сделки. В соглашении должны быть указано:

  • полные данные жилплощади для социального найма;
  • точный адрес, квадратная площадь и этаж;
  • точное описание самого помещения и предметов, которые находятся в нем.

Расторжение сделки

Срок договора социального найма не устанавливается и является бессрочным согласно статье шестидесятой Жилищного кодекса России. Но бывают ситуации, когда контракт аренды расторгается на законных основаниях. Житель, который арендовал жилое помещение, может в любой момент прекратить сделку и переехать в другое место проживания. Собственник может расторгнуть контракт, руководствуясь обстоятельствами:

  1. Если проживающий человек использует арендную площадь не по назначению.
  2. Если происходит нарушение правил проживания и нарушение спокойствия окружающих жильцов.
  3. Договор социального найма (по Жилищному кодексу) предусматривает расторжение, если арендосъемщик не платит за жилье в течение шести месяцев.
  4. Не оплачиваются коммунальные услуги на протяжении шести месяцев и больше.
  5. Расторжение контракта происходит также в случае смерти нанимателя или если жилплощадь становится аварийной для проживания.

Размеры жилой площади для малоимущих людей

Размер жилого помещения определяется согласно статье пятидесятой (часть первая и вторая) Жилищного кодекса. Нормы социальной жилплощади устанавливают местные органы самоуправления. Для каждого жильца предоставляется жилплощадь с соответствующей площадью согласно закону. Размер площади зависит от количества проживающих людей:

  • для одного жителя предоставляется 33 квадратных метра;
  • для двух жильцов - 42 квадратных метра;
  • для трех жителей и больше предоставляется по 18 квадратных метров на каждого проживающего.

Квадратная площадь помещения может быть уменьшена на десять процентов, если отсутствует необходимое жилое помещение.

Необходимые оплаты

Как получить договор социального найма и сколько нужно платить ежемесячно? Общие правила существуют для всех нанимателей, если жилплощадь в коммерческом найме, социальной аренде или безвозмездном пользовании. Проживающие должны оплачивать своевременно коммунальные услуги, производить оплаты по обслуживанию или ремонту.

Коммерческая аренда не имеет льготных скидок по оплате коммунальных услуг, а уплата за жилье намного выше социального найма. Если был подписан контракт на безвозмездное пользование, то во время оплаты коммунальных услуг наниматели могут воспользоваться скидками и льготами. За само жилое помещение жильцы не платят. Плата за наем по договору социального найма предусматривает льготы и скидки на коммунальные услуги и на оплату жилья.

Права и обязанности нанимателя

Обязанности и права по договору социального найма прописаны для обеих сторон. В статье шестьдесят седьмой регулируются права и обязанности для арендосъемщика. Обязанности нанимателя:

  1. Использовать жилую площадь исключительно по назначению.
  2. Сохранить помещение и имущество в нем в целости и сохранности.
  3. Поддерживать квартиру в надлежащем виде.
  4. По необходимости провести ремонтные работы.
  5. Оплачивать своевременно и в полном размере деньги за аренду жилья.

Права арендосъемщика:

  1. Сдавать в аренду.
  2. Вселять в квартиру лиц, не указанных в контракте.
  3. Требовать от наймодателя выполнения условий контракта.
  4. Разрешить временно проживать другим лицам.
  5. Совершить обмен жилья.

Права и обязанности наймодателя

Статья шестьдесят пятая ЖК РФ регулирует права и обязанности собственника. Обязанности:

  1. Предоставить съемщику свободное помещение.
  2. Качественно обеспечить коммунальными услугами.
  3. При необходимости сделать ремонт.
  4. Участвовать в жизнедеятельности дома.

Права владельца недвижимости:

  1. Своевременно получать оплату за жилое помещение.
  2. Требовать оплату коммунальных услуг.
  3. Требовать возмещения ущерба причиненному имуществу или помещению.

Согласно сделке социального найма, для двух сторон могут быть указаны дополнительные права и обязанности.

Необходимые действия для получения квартиры

Договор социального найма составлен, как получить жилье? Существует специальный алгоритм действий, который нужно пройти, чтобы получить жилье по контракту социального найма. Последовательность действий:

  1. Нуждающемуся жителю стать на жилищный учет.
  2. Получение письменного решения о предоставлении квартиры.
  3. Сбор нужного пакета документов.
  4. На основании контракта вселиться в квартиру.

По закону, такое жилье предоставляется жителю в том же районе, в котором он имеет прописку.

Договор социального найма: как получить в Москве социальное жилье

Договор является основным документом для аренды жилплощади. Ордер - это документ, который только устанавливает привилегии на пользования. Ордер без договора не подтверждает законное владение социальным помещением.

Московский департамент жилищного фонда и политики исполняет полномочия наймодателя (только в Москве). С 1999 года осуществляют подписание социального контракта с москвичами. Без подписания такого документа у москвичей будут проблемы с Жилищно-эксплуатационным контролем и с другими государственными органами. Без данного документа проживающий человек не будет считаться законным нанимателем.

В соответствии с законодательством, московский департамент должен гражданам, которые имеют ордера или другие акты пользования, обеспечить регистрацию и заключение сделки социального жилья от имени города Москвы.

Выселение жителей из квартир социального найма

Чтобы выселить нанимателя с социальной квартиры, необходимо обращаться в суд. Варианты выселения:

  1. Замена жилого помещения с более комфортными условиями проживания. Такая ситуация возникает, если дом подлежит сносу, если необходимо жилое помещение перевести в нежилое или если дом требует полной реконструкции. Кроме того, если жилое помещение по закону необходимо отдать религиозной организации.
  2. Переселение в общежитие, если размер помещения будет соответствовать требованиям законодательства.
  3. Выселение без предоставления жилья. Такая ситуация может быть, если проживающий и его семья используют квартиру или дом не по назначению, нарушая законные права соседей. Без предоставления другого жилья могут выселить родителей, которые лишились родительских прав.

Других вариантов выселения нет.

Предоставление бесплатного жилья - мера беспрецедентная для всякого государства.

Безвозмездная передача государственных домовладений в личное пользование крайне ограничена и находится под строжайшим контролем муниципальных и общественных организаций. Для того, чтобы претендовать на бесплатное получение жилья надо удовлетворять обширному комплексу условий, иметь возможность документально подтвердить свое право на улучшение жилищных условий и обладать поистине стоическим терпением.

По правде говоря, в наше время получить социальное жилье способны граждане России, проживающие в крайне стесненных обстоятельствах, насчет которых государство абсолютно уверено, что другим способом они жилплощадь не получат.

Кто может претендовать на получение социального жилья

Основные претенденты на получение муниципального жилья по договору социального найма это граждане Российской Федерации, которые признаны местным органом власти:

а) малоимущими;

б) нуждающимися в предоставлении жилья.

Обе этих категории сложные и неоднозначные. Для того, чтобы уяснить, имеет ли право гражданин на улучшение жилищных условий, необходимо провести непростые вычисления по формулам, содержащим ряд параметров, значения которых меняются ежеквартально, а информация разбросана по различным источникам.

Получить социальное жилье в Москве могут только малоимущие, в столице на это установлено жесткое ограничение, но и стоимость жилья очень высока. В Санкт-Петербурге к малоимущим добавляются многодетные семьи с тремя и более детьми, ветераны Великой Отечественной войны или боевых действий, инвалиды, Герои Советского Союза, а также реабилитированные коренные ленинградцы, утратившие жилище в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями.

Признание граждан малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилья ограничено рядом условий и требует предоставления немаленького пакета документов. Попробуем разобраться в технологии определения правоспособности и алгоритме постановки на учет на получение социального жилья.

Основные термины и законы

Гарантируя право на жилище, Конституция Российской Федерации не определяет механизм и условия его получения. Для этого существует Жилищный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 марта 2005 года.

В Жилищном кодексе установлены основные принципы, условия социального найма; требования к претендентам на получение социального жилья. Все, кто предполагает, что имеет право на улучшение жилищных условий за государственный счет должен в первую очередь изучить главу 7 Жилищного кодекса, поскольку остальные законодательные и подзаконные акты должны не противоречить Кодексу.

Социальное жилье

Социальное жилье - жилое помещение, принадлежащее государству или муниципалитету, которое предоставляется гражданам по договору бессрочного социального найма.

В настоящее время к социальному жилью относятся все жилые помещения, которые не прошли приватизацию и находятся в государственном или в муниципальном жилищном фонде.

Жилым помещением называется недвижимое имущество, которое обладает следующими признаками: изолированность, и пригодность для постоянного проживания людей. В скобках замечу, что к недвижимому имуществу относятся, в частности, океанические лайнеры и космические корабли, но Жилищный кодекс ограничивается понятиями «жилой дом», «квартира» и «комната».

Важным для понимания некоторых положений Кодекса являются термины «общая площадь жилого помещения», «площадь жилого помещения», «норма предоставления», «учетная норма площади».

Общая площадь жилого помещения (площадь квартиры)

К общей площади жилого помещения (п.5 ст.15 ЖК РФ) относится суммарная площадь всех частей жилого помещения, включая кухню, ванную и туалет, чуланы и др., за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Понятие общей площади жилого помещения по ЖК РФ соответствует понятию площади квартиры по "Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации" (утв. приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37, с последующими изменениями от 04.09.2000 и 19.05.2008, именуемая далее Инструкция), на которую ссылаются СНИПы (например, СНИП 31-01-2003). Согласно Инструкции «показатели площади квартиры используются для целей официального статистического учета жилищного фонда в Российской Федерации, оплаты жилья и коммунальных услуг, определения социальной нормы жилья и иных целей». Иными словами именно этот показатель должен по идее определять уровень обеспеченности граждан жильем. Это и естественно, ведь живем то мы с вами не на балконе.

Однако на деле некоторые субъекты, включая Москву, имеют свое представление на этот счет. В Москве действует Закон города Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14 июня 2006 года (в последней редакции от 05.10.2011), именуемый далее Закон Москвы. В частности, в нем расшифровываются основные понятия, где описание общей площади жилого помещения совпадает с ЖК РФ (п. 4 ст.1 Закона Москвы), но в целях определения социальных норм не используется — вместо этого все нормы отталкиваются от площади жилого помещения с учетом балконов и лоджий. В Законе Москвы общая площадь вспоминается лишь единожды — в ст. 39 о праве жителей города Москвы на замену своего жилого помещения на жилое помещение меньшего размера (!).

Площадь жилого помещения (общая площадь квартиры)

Площадь жилого помещения включает все, что находится за входной дверью: комнаты с кухней и санузлом, террасы, балконы и др. Методики расчета площади жилого помещения ЖК РФ не устанавливает, впрочем как и не вводит даже такого понятия, поэтому из текста ЖК РФ не понятно, чем именно отличается общая площадь от «просто» площади. Однако ЖК РФ содержит следующее (п.7 ст. 57 ЖК РФ): «При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности». Также именно такая формулировка площади возникает и в ст. 50, посвященной норме предоставления и учетной норме.

Москва, естественно, воспользовалась невнятностью ЖК РФ и в своем Законе Москвы ввела понятие площади жилого помещения как «суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас» (п.3 ст.1). Никакого понижающего коэффициента для балконов и лоджий при этом в Законе Москвы не предусматривается. Именно такое понимание о площади использовано в Москве для определения норм предоставления и учетных норм.

Аналогом понятия площади жилого помещения по Инструкции является общая площадь квартиры, рассчитываемая как «сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых — 1,0». Согласно Инструкции показатель общей площади квартиры используется для «государственного статистического наблюдения объемов жилищного строительства в Российской Федерации (завершенного и незавершенного жилищного строительства за соответствующий период) и иных целей». То есть данный показатель необходим для статистики валового ввода жилья в эксплуатацию — тут нельзя не учитывать площади балконов, так как они все же «строятся» и должны влиять на статистку, пусть и с понижающим коэффициентом.

Как видите, московские власти воспользовались лазейкой и для определения социальных норм используют совершенно не те показатели площади. Доказать же незаконность такой методики невозможно — ЖК РФ, хотя и невнятен по трактовкам, но является законом более высокого ранга, чем Инструкция.

Норма предоставления

Норма предоставления - «минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма» (п.1 ст. 50 ЖК РФ). Эта норма устанавливается органами местного самоуправления исходя из местных реалий. То есть в соответствии с этой нормой и будут предоставлять жилье по социальному найму.

Согласно Закону Москвы (п.5 ст.1) «норма предоставления площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления) - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого городом Москвой».

Ну и, наконец, п.3 ст.20 Закона Москвы: «Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека».

Учетная норма

Учетная норма - минимальный размер жилого помещения в расчете на одного жильца. По учетной норме отсчитывается граница уровня обеспеченности общей площадью жилья (п.4 ст. 50 ЖК РФ). Учетная норма устанавливается местным органом самоуправления. По сути — по действующей учетной норме в конкретном регионе принимается решение, нуждается ли гражданин в улучшении условий или нет. Учетная норма не может превышать норму предоставления (п.5 ст. 50 ЖК РФ) — хотя понятнее было бы сформулировать наоборот — норма предоставления не может быть меньше учетной нормы, то есть предоставляют столько же, либо больше.

Для Москвы, аналогично ситуации с нормой предоставления, учетная норма отталкивается именно от площади жилого помещения (с лоджиями и балконами). На текущий момент согласно п.3 ст.9 Закона Москвы норма составляет 10 кв.м. на человека. То есть, чтобы быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, например, в однокомнатной квартире площадью 33 кв.м. должно быть «прописано» минимум 4(четыре) человека, причем никто из них не должен иметь иной жилплощади в собственности или в пользовании (п.1-2 ст. 9 Закона Москвы).

Малоимущие - как определяется уровень обеспеченности

Для Жилищного кодекса понятие «малоимущие» вовсе не означает людей, зарплата которых меньше прожиточного минимума. Основным критерием отнесения семьи к категории малоимущих является возможность приобретения жилья для обеспечения всех членов семьи по норме предоставления жилплощади, ориентируясь на среднюю стоимость домовладений в регионе.

Если имущественная обеспеченность семьи меньше стоимости жилой площади, которую необходимо приобрести для обеспечения членов семьи по норме предоставления на одного человека, семья признается малоимущей.

С первого взгляда определить, является семья малоимущей или нет, довольно затруднительно. В формулу расчета входит с десяток не всегда очевидных показателей. Например, понятие «член семьи» в данном случае выступает как правовая категория, а не биологическая и означает проживающих на одной площади в рамках одного лицевого счета. Если лицевые счета разделены - то и семьи врозь, невзирая на родную кровь. Некоторые законы безапелляционно манипулируют родственными связями: «Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи» (закон г. Москвы от 18 июня 2008 года № 24).

По столичному региону методика расчета признания жителей Москвы малоимущими с целью постановки на учет на улучшение жилищных условий приведена в Постановлении Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП.

Определение имущественной обеспеченности

Имущественная обеспеченность складывается из дохода семьи и стоимости имущества, подлежащего налогообложению.

а) Расчет дохода семьи

Доход семьи рассчитывается по формуле, включающей разницу между ежемесячным совокупным доходом членов семьи и суммарным прожиточным минимумом, умноженную на расчетный период в месяцах (по Москве - 20 лет, то есть 240 месяцев).

Совокупный доход берется за последние 2 года перед подачей заявления.

Прожиточный минимум на душу населения берется из действующего в регионе на день подачи заявления нормативного акта, который обновляется ежеквартально.

Данные по конкретному региону лучше искать на официальных сайтах по субъектам Российской Федерации, там информация актуализируется чаще. По Москве, например, сведения Росстата уже устарели. Новый прожиточный минимум утвержден Постановлением Правительства Москвы от 20.03.2012 г. № 94-ПП и составляет 9128 рублей на душу населения.

б) Расчет стоимости имущества семьи, подлежащей налогообложению

Стоимость имущества семьи складывается из собственности, принадлежащей членам семьи, за исключением помещений, пригодных к проживанию:

  • земельные участки в полной или долевой собственности, рассчитанные по кадастровой стоимости;
  • дачные дома, гаражи и иные нежилые помещения (по рыночной стоимости);
  • автомобили и другие регистрируемые транспортные средства (по оценочной среднерыночной стоимости);
  • паенакопления в любых кооперативах;
  • имущественные доли, акции и ценные бумаги.

Стоимость жилья, находящегося в собственности членов семьи, при исчислении имущественной обеспеченности не прибавляется к доходам, но учитывается при определении обеспеченности жильем. То есть комната, квартира, часть жилья, принадлежащая членам семьи, прибавляется не в денежном выражении, а к метражу общей площади, не зависимо от того, где бы эта собственность не находилась: под Магаданом или на Кипре.

Исчисление стоимости необходимой жилплощади

Площадь, необходимая для проживания семьи, вычисляется как разница между площадью, которую получила бы семья в соответствии с принятыми в регионе нормативами и общей площадью жилья, находящегося в собственности у членов семьи. Соответственно, если у семьи во владении по частям или в целостном варианте имеется жилплощадь в объемах больше норматива, такая семья на учет не ставится и малоимущей не признается.

О принятых в регионах нормативах предоставления жилой площади информацию надо искать на сайтах местной исполнительной власти. В Москве, Санкт-Петербурге с областями этот норматив составляет 18 кв.м. В Новосибирской области - 15 кв.м., в Калининграде от 15 до 18 кв.м. на каждого члена семьи.

При исчислении стоимости этой абстрактной жилплощади следует ориентироваться на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по регионам России, ежеквартально утверждаемую Министерством регионального развития РФ. Последний такой приказ был подписан 29 марта 2012 г. № 143. Согласно данным на 2 квартал 2012 года, среднерыночная стоимость квадратного метра жилья больше всего в Москве - 85 тысяч 500 рублей, и в Московской области: 44 тысячи 250 рублей. Ненамного отстает Санкт-Петербург - 50 800 рублей и Ненецкий автономный округ - 47 050 рублей. Самое дешевое жилье в Карачаево-Черкесской Республике - 20 700 рублей, Чеченской Республике - 21 050 руб. и Республике Ингушетия - 21 100 рублей. В Центральном федеральном округе самая низкая рыночная стоимость жилья в Курской и Орловской областях, соответственно: 22 700 рублей и 25 300 руб. Невысока среднерыночная стоимость одного квадратного метра жилья в Саратове - 23 750 рублей, Ульяновской области - 25 400 рублей и Ставропольском крае - 24 500 рублей.

Порядок признания малоимущим в Москве и необходимые документы

В Москве до прошлого года признание граждан малоимущими осуществлял Департамент социальной защиты населения города, но с апреля 2011 года эта функция совершенно логично перешла к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, сосредоточив дела жилищные в одних руках (Постановление правительства Москвы от 22.02.2011 г. № 44-ПП).

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП в окружной отдел Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предоставляются:

1. Заявление по образцу, опубликованному на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html ;

2. Паспорта заявителя и членов его семьи старше 14 лет и свидетельства о рождении на детей;

3. Свидетельство или уведомление ИНН (о присвоении идентификационного номера налогоплательщика) на каждого совершеннолетнего члена семьи;

4. Документы, определяющие состав семьи: свидетельства о заключении брака, рождении детей; единый жилищный документ на квартиру, где проживает заявитель.

5. Документы, подтверждающие виды и размер совокупного дохода семьи. В первую очередь, это справки о доходах по месту работы всех работающих членов семьи по форме № 2-НДФЛ за два календарных года, а также трудовые книжки. Полный перечень документов о доходах содержит 21 пункт и охватывает все возможные источники получения денег, от стипендий до доходов от акций, за исключением единовременных страховых выплат и пособия на погребение.

6. Документы, подтверждающие наличие в собственности членов семьи имущества, подлежащего налогообложению (кроме помещений, пригодных для проживания):

  • выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • документы о праве собственности на земельный участок, дачу, гараж; о праве собственности на транспортное средство;
  • справка Бюро технической инвентаризации о стоимости дачи, гаража или иного нежилого строения;
  • справка о кадастровой стоимости земельного участка;
  • справка о стоимости паенакоплений (выдается кооперативом);
  • отчет независимого оценщика о стоимости имущества членов семьи заявителя.

В спорных случаях дополнительно прилагается решение суда о вселении члена семьи в жилое помещение. При проживании в одном жилом помещении разных семей необходимо представить договор социального найма (коммерческого найма, безвозмездного пользования и др.).

Если Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы принимает решение о признании заявителя малоимущем, на его адрес направляется извещение. Итоговый документ - копию Решения заявитель может получить в окружном филиале Департамента.

Условия для признания гражданина или семьи нуждающимися в жилом помещении

После признания семьи малоимущей в установленном порядке можно приступать к следующему этапу: к признанию в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В Москве, согласно уже упомянутому выше Закону Москвы (№ 29 от 14 июня 2006 года) на постановку на учет в качестве нуждающихся в социальном жилье могут претендовать малоимущие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на территории Москвы не менее 10 лет (суммарно) и не ухудшавшие жилищные условия последние 5 лет.

Необходимым условием является одна из ситуаций:

1) Размер площади жилого помещения на каждого члена семьи меньше учетной нормы.

Учетная норма устанавливается в каждом регионе. В Москве, Подмосковье, Краснодаре, Челябинске и др. учетная норма составляет 10 кв.м. на человека в отдельной квартире и 15 кв.м. в коммуналке; в Санкт-Петербурге - 9 кв.м., в Калининграде - 12 кв.м., в Оренбурге - 12,5 кв.м., в Череповце и Владивостоке - 13 кв.м., и так далее. В Республике Марий Эл в одном районе учетная норма 14 кв. м на человека, а в другом 18 кв. м.

При определении площади, закрепленной за семьей, приплюсовывается площадь жилья, находящегося в собственности у каждого из лиц, перечисленных в заявлении о постановке на учет.

2) Семья проживает в ветхом и не подлежащем ремонту жилье.

Ветхий и не подлежащий ремонту дом должен быть признан непригодным для проживания в установленном порядке по заключению межведомственной комиссии на основании акта обследования помещения. Орган исполнительной власти (в данном примере - Правительство Москвы) принимает решение о признании жилого дома аварийным; в решении устанавливаются сроки отселения жильцов, источники финансирования по отселению из жилого дома и др.

3) В коммуналке проживает хронически больной в тяжелой форме жилец.

Перечень тяжелых болезней, делающих невыносимой соседство в коммунальной квартире дан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. Это такие болезни, как туберкулез в открытой форме, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей и др.

4) В доме отсутствуют хотя бы одно из следующих удобств: электричество, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка.

5) Члены семьи не являются собственниками жилья и вообще не обладают никаким жилищем, но имеют право проживания на территории Москвы и могут это доказать.

Из перечисленных условий наибольшую сложность вызывает вопрос намеренного ухудшения жилищных условий.

В Жилищном кодексе, в статье 70 за нанимателем жилого помещения, иначе - ответственным квартиросъемщиком, закреплено право на вселение членов семьи: супруга, своих детей и родителей, а также других родственников на свое усмотрение. Но пользоваться этим правом претенденту на улучшение жилищных условий следует осмотрительно, чтобы не совершить такого, за что могут исключить или отодвинуть по очереди назад.

Московские правила досконально описывают запрещенные и разрешенные действия.

Ответственный квартиросъемщик, не опасаясь санкций, может вселять:

  • своих несовершеннолетних детей;
  • супруга (супругу) и других родственников только при условии, что они ранее стояли на жилищном учете в Столице;
  • нетрудоспособных родителей, оставшихся без жилья в результате его ветхости и аварийности либо добровольно и безвозмездно от него отказавшихся;
  • временных жильцов.

Влекут ухудшение жилищных условий:

  • сделки, меняющие порядок пользования жилым помещением, обмены и размены;
  • изменение состава семьи, в том числе за счет расторжения брака, а также вселение иных членов семьи;
  • продажа, дарение и иные действия, направленные на отчуждение помещений, принадлежащих членам семьи;
  • выдел доли собственниками жилых помещений.

Здесь приведены наиболее часто встречающиеся моменты. Полный список разрешенных и запрещенных действий смотрите в ст. 10 Закона Москвы.

Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Если все условия соблюдены, составляется заявление по форме, утвержденной региональным органом власти, которое подписывается всеми членами семьи заявителя, пожелавшими быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Поскольку в Москве действует «Служба одного окна», то процесс признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении с 2011 года проводится за одну стадию, хотя малоимущность можно подтвердить отдельно. Формы бланков и образцы заполнения заявлений опубликованы на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html, а процесс подачи заявления и набор необходимых документов изложены в Регламенте рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы от 7 апреля 2011 г. N 115-ПП.

В Санкт-Петербурге решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении и учет граждан, претендующих на социальный найм осуществляют жилищные отделы администраций районов Санкт-Петербурга, а документы принимают в Многофункциональных центрах предоставления государственных услуг. Форма заявления и перечень документов для постановки на учет опубликованы на информационном портале «Государственные услуги в Санкт-Петербурге»: http://gu.spb.ru .

Документы для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

В Москве по месту жительства заявителя необходимо подать заявление, подписанное всеми заинтересованными членами семьи, а также следующие документы (копии и оригиналы для сверки):

  • паспорта, свидетельства о рождении на несовершеннолетних детей и иные документы, на гражданина Российской Федерации, подтверждающие личность и место жительства заявителя и членов его семьи;
  • свидетельства о браке, разводе и об иных родственных отношениях, связывающих лица, указанные в заявлении;
  • копия решения о признании семьи малоимущей, если заявитель озаботился об этом заранее, либо пакет документов, подтверждающий размер доходов за последние два года, и сведения об имеющемся имуществе (кроме жилья, пригодного для проживания).

В особых случаях дополнительно прилагаются документы:

  • о праве собственности членов семьи на жилые помещений, пригодные для проживания, в том числе расположенные за пределами города Москвы или Российской Федерации за последние 5 лет;
  • о наличии прав на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма, которыми обладают граждане, проживающие в ветхих строениях, дети-сироты, бывшие заключенные и демобилизованные из Вооруженных Сил РФ, а также тяжело больные граждане по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.

Также ответственному квартиросъемщику необходимо доказать факт проживания в Москве не менее 10 лет, если он в этот период выезжал за пределы муниципального округа, предъявив соответствующие выписки из домовой книги.

Документы из БТИ, выписку из домовой книги и другие документы по текущему месту жительства заявителя сотрудники «Службы одного окна» запросят самостоятельно.

В случае принятия положительного решения о постановке семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, а этот вопрос решается теоретически в течение месяца, заявителю направляется соответствующее извещение. Копию Решения можно получить в течение 10 дней после обращения в уполномоченный орган (в Москве - окружное отделение Департамента жилищной политики и жилищного фонда).

На что можно претендовать и кто первый в очереди

В Москве договор социального найма заключается на жилье общей площадью не менее 18 кв.м. на человека. При этом, в силу архитектурных особенностей городского строительства, супружеская пара может претендовать на однокомнатную квартиру площадью до 44 квадратных метров; не пара - на двухкомнатную квартиру до 50 кв.м.; супруги с ребенком получат двухкомнатную квартиру до 62 кв.м. а на троих самостоятельных граждан придется трехкомнатная квартира площадью до 74 кв.м.

Если в семье есть тяжело больной хроник по федеральному списку болезней, ему полагается изолированное жилое помещение в квартире.

В первую очередь социальное жилье получают сироты, демобилизованные и вернувшиеся из заключения москвичи, если они за время отсутствия утратили жилье. Во вторую очередь - тяжело больные хроники; в третью - жильцы аварийных домов, не пригодных для проживания.

За что снимают с учета или отодвигают очередь

Причины очевидны: выезд на постоянное место жительства из Москвы; изменение жилищных условий в результате получения жилья, изменения состава семьи; утрата правовых оснований на социальный наем; получение субсидий на доступное жилье.

Московские власти проверяют жилищные и имущественные условия стоящих на учете граждан раз в пять лет, за год до подхода очереди на получение жилья и непосредственно перед выдачей ключей на новую квартиру. Проверки проходят без участия очередников: в компетентные организации рассылаются запросы и в случае выявления несоответствия или утраты основания для получения жилья, семья снимается с учета.

Если при окончательной проверке перед выпиской ордера на жилье в Москве обнаружится, что очередник совершил действия, квалифицированные как ухудшение жилищных условий, его задвинут в очередь на несколько лет назад.

Также в конец очереди на следующий год могут отправить за три отказа от предлагаемых квартир.

Реально ли получить социальное жилье?

Кто-то же получает! Согласно данным Росстата в 2010 году всего по России жилье получили 244 тысячи семей (включая одиноких), из них в жилье в Москве - 9701, в Санкт-Петербурге - 16602. Правда, на учете остается 2,8 миллиона нуждающихся в получении жилья, да и тенденция не радует: последние шесть лет жилье получает по 5-6% семей, стоящих на учете. Такими темпами срок ожидания составит 19-20 лет.

Государственные чиновники делают все, чтобы барьеры на пути получения бесплатного социального жилья были как можно выше и круче. Закон цепляется за любой повод, который может послужить причиной отказа. Санкции за намеренное ухудшение жилищных условий является самым распространенным приемом.

Рассмотрим теоретическую житейскую ситуацию: семья из четырех человек (наниматель с женой и его родители) проживают в квартире общей площадью 38 квадратных метра. У супруги имеется в собственности часть квартиры площадью 15 кв.м. в городе Коряжма Архангельской области, где проживает ее непутевый брат с третьей женой и детьми. Факт наличия собственности зафиксирован в Едином реестре, и скрывать его бесполезно.

В семье рождается ребенок. В квартире становится очень тесно, но с учетом наличия у жены собственности в дальнем краю, суммарный размер площади все равно превышает 10 кв.м. на каждого члена семьи.

Варианты, спасающие ситуацию: развод с формальной выпиской жены из квартиры; избавление от собственности в городе Коряжма; прописка кого-нибудь из многочисленных племянников жены; разделение лицевого счета и выделение родителям отдельной доли с постановкой только их на учет - смотрите в подпункте 2 статьи 10 закона г. Москвы № 29-2006 г. «Действия, повлекшие ухудшение жилищных условий». Пять лет в нарушении прав постановки на учет на получение жилья гарантировано!

Это тот самый случай, когда наследство умершей бабушки может заставить искренне скорбеть о покойной даже очень толстокожих внуков.

Известна история, когда отказывали в постановке на учет ветерану войны в связи с тем, что его дочка продала принадлежащую ей часть другой квартиры, то есть намеренно ухудшила жилищные условия семьи. «Ждите 5 лет», - предложили 85-летнему ветерану оптимисты из Департамента жилищной политики.

Для того чтобы за двадцать лет ожидания не нарушить правила и условия получения бесплатного жилья надо быть не слишком успешной, довольно терпеливой и очень стабильной семьей. Гораздо проще и выгоднее принять участие в какой-нибудь государственной или городской программе, типа «Молодой семье - доступное жилье» или социальной ипотеке, либо в других мероприятиях, частично субсидируемых из местного или федерального бюджета.

Законы и подзаконные акты

«Жилищный кодекс Российской Федерации», утвержденный Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»

Закон города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

Закон города Москвы от 25 января 2006 года № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

Постановление Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»