Рыночная экономика что для. Рыночная экономика

Вопрос 4. Рыночная экономика и ее характеристика

Предварительно на семинарском занятии прослушать фрагмент аудиокниги «Последняя республика», глава 2.

Фундаментальные вопросы экономики ЧТО, КАК, ДЛЯ КОГО и КОГДА по-разному решаются в различных экономических системах. Экономическая система в самом общем виде представляет собой совокупность взаимосвязанных экономических элементов (людей, фирм, гос. учреждений), образующих экономическую структуру общества.

Для классификации разнообразных систем используют два основных критерия:

♦ способ координации и управления экономической деятельностью.

♦ преобладающая форма собственности на средства производства;

Почему принципиально важен вопрос о способе координации деятельности отдельных субъектов экономики. Потому что современное производство немыслимо без разделения труда с двумя его сторонами специализацией труда и кооперацией труда. Значение разделения труда на уровне фирмы было великолепно описано А.Смитом в примере с булавочной мастерской. Вопросы специализации и кооперации решает хозяин мастерской в поистине диктаторском характере. Но специализация труда на уровне общества (между фирмами и отраслями) и на уровне планеты (между странами) немыслимо без соответствующей кооперации труда. Такая кооперация может выглядеть как добровольный обмен (рынок) или централизованный диктат (план). Поэтому СССР иногда сравнивали с мега-фабрикой или супер-корпорацией.

С большой долей условности можно выделить модели традиционной, командной и рыночной экономики.

Традиционная экономическая система характерна для аграрного общества. Способ координации – традиции, обычаи, табу, заветы предков. Форма собственности на основное средство производства (землю) – общая (общинная).

В современном обществе традиции и обычаи влияют главным образом на частную жизнь людей. Это касается прежде всего деления профессий и домашних работ на «мужские» и «женские», некоторых способов потребления благ в небольших социальных группах.

Рыночная экономическая система основывается на частной собственности на средства производства и рынке как способе координации деятельности фирм и потребителей. Внутри фирм жесткая дисциплина (план). В идеологической оболочке присутствуют идеи свободы выбора и конкуренции (невидимой руки рынка). По словам Адама Смита, «человек «невидимой рукой» направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это».

Чистая рыночная экономика исключает государственное вмешательство и регулирование и предполагает полную свободу рыночных сил. Государство лишь контролирует соблюдение «правил игры».

Плановая (командная) экономическая система основывается преимущественно на общественной (государственной) собственности на средства производства. Все решения о производстве, обмене и распределении материальных благ принимаются централизованно. Фактически и потребление подконтрольно государству.

В идеологической критике выделяются такие её характерные черты: монополизация производства и, как следствие, торможение научно-технического прогресса. Полная занятость всех экономических ресурсов сочетается с дефицитностью производимых благ, поскольку централизованная координация не в состоянии обеспечить все многообразие потребностей членов общества. На самом деле те, кто наверху, используют ограниченные ресурсы для решения тех задач, что сами решают важными, не очень-то интересуясь мнением низов. Дело не в невозможности, а в нежелании!

В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы двух или всех трех систем.

Рассмотрим, как функционирует рыночная экономика и каковы ее основные характеристики. Хозяйственные отношения, как показывает практика, могут быть двух типов: натуральные (предполагающие производство для собственного потребления) и товарные (базирующиеся на меновых отношениях, эквивалентном обмене, свободной купле-продаже всех товаров и услуг). Именно второй тип связей и осуществляется посредством рынка. Рынок можно определить как особую форму взаимоотношений между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйственными субъектами, между покупателями и продавцами.

Выделяют структуру и инфраструктуру рынка.

Инфраструктура рынка представляет собой совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование. Инфраструктура рынка включает такие элементы, как:

♦ биржи (товарные, фондовые, валютные);

♦ аукционы, ярмарки;

♦ предприятия оптовой и розничной торговли;

♦ банки, страховые компании, фонды;

♦ биржи труда;

информационные центры;

♦ аудиторские и консалтинговые фирмы и т.п.

Структуру рынка можно определить как внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Очевидно, что единой рыночной структуры не существует. Подобно тому, как собранные вместе разнородные предметы могут быть классифицированы на темные и светлые, мягкие и жесткие, круглые и угловатые и т.д., так и рыночная структура может быть рассмотрена с самых разных точек зрения.

По каким критериям классифицируют структуру рынка?

Во-первых, по объектам рыночных отношений или по товару: рынок потребительских товаров и услуг, рынок промышленных товаров, рынок сырья, рынок ценных бумаг и т.д.

Во-вторых, по субъектам рынка: рынок покупателей и рынок продавцов.

В-третьих, критерием выступают географические границы рынка.

В-четвертых, критерием классификации может служить степень ограничения конкуренции на рынке.

Рыночная структура может быть классифицирована также по отраслевому признаку (автомобильный или нефтяной рынки); по характеру продаж (оптовый, розничный рынки); по соответствию действующему законодательству (легальный и нелегальный рынки, «теневой» рынок) и т.д.

Как показывает исторический опыт, рыночный механизм обладает рядом преимуществ, присущих только ему.

1. Обеспечивает Парето- эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов,

2.позволяет предприятиям успешного функционировать при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными являются сведения об уровне цены и издержках),



3. обеспечивает гибкость и высокую адаптивность к быстро меняющимся условиям.

4. В условиях рыночной экономики наиболее рационально используются достижения науки и техники (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии).

5. Только рынок позволяет регулировать и координировать деятельность людей без прямого принуждения. Прокомментируйте значение слов «без прямого принуждения».

Вместе с тем рыночный механизм не является идеальным.

Лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев однажды сравнил систему свободного предпринимательства с гигантским компьютером, «способным решать свои собственные проблемы автоматически», добавив при этом, что «каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могут действовать без присмотра». Экономисты называют подобные ситуации провалами рынка.

Провалы рынка - экономические ситуации, при которых рыночный механизм не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование экономических ресурсов.

Несостоятельность рыночного механизма проявляется в его неспособности обеспечить в необходимых объемах производство общественных товаров (образование, здравоохранение, оборона и т.п.), сохранить невоспроизводимые ресурсы, выработать экономический механизм защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты). Рынок не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу малообеспеченных, не обеспечивает стабильное экономическое развитие (ему свойственны циклические подъемы и спады, инфляция, безработица) и т.п.

Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

В экономической теории выделяют три основных субъекта рыночных отношений - домохозяйства, фирмы и государство. Наиболее общее представление о взаимосвязи экономических субъектов рынка может дать так называемая модель кругооборота доходов .

При рассмотрении деятельности экономических субъектов экономическая теория предполагает, что они действуют рационально. Рациональное поведение - это поведение, направленное на получение максимального результата (максимальной прибыли для фирм или максимальной полезности для домохозяйств и т.д.) при имеющихся ограничениях (в ресурсах, в денежных средствах и т.д.). Это допущение является научной абстракцией, поскольку в реальной жизни люди не всегда ведут себя рационально. Более того, в отдельных случаях рациональное поведение субъекта не является правильным с житейской или нравственной точки зрения.

Рыночная экономика может функционировать в рамках сразу нескольких моделей, обладающих в ряде случаев довольно несхожими признаками. Какие критерии могут предопределять соответствующую разницу? Какие из моделей наиболее распространены в концепциях современных теоретиков?

Признаки рыночной экономики

Рыночная система экономики обычно характеризуется следующими основными признаками: преобладанием частной собственности в фондах предприятий, свободой конкуренции, ограниченным вмешательством властей в хозяйственные процессы. Данная модель предполагает, что компании, стремясь добиться наивысшей рентабельности, максимально повышают свою эффективность, во многом в аспекте удовлетворения запросов клиента. Одним из ключевых механизмов такого явления, как рыночная система экономики, является свободное формирование спроса и предложения. Оно предопределяет, прежде всего, уровень цен на товары, а значит, объем оборачиваемости капитала. Отпускная стоимость товара - это также индикатор, отражающий, насколько оптимально выстроено соотношение спроса и предложения.

Рыночная экономика: теория и практика

Вышеописанные признаки, которыми характеризуется рыночная система хозяйствования, изложены нами на уровне теории. На практике тот самый оптимальный баланс спроса и предложения, как считают многие эксперты, встречается не слишком часто. Рынки многих стран, которые, казалось бы, характеризуются полной свободой в аспекте предпринимательства, не всегда формируют среду, где бизнесы имеют по-настоящему равные возможности. В рамках национальных экономик мира, по мнению ряда экспертов, могут развиваться модели олигополии, или же проявляться монополистические тенденции.

Таким образом, рынок в чистом виде так или иначе может иметь склонность превращаться из высококонкурентной среды со свободным ценообразованием в систему, где цены устанавливают крупнейшие предприятия, они же влияют на спрос и покупательские предпочтения посредством рекламы, пропаганды и иных ресурсов. Рыночная система хозяйствования не настолько саморегулируема, как это может звучать в теории. Вместе с тем в силах государственных институтов максимально приблизить ее свойства к идеальным моделям, которые описаны в теоретических концепциях. Вопрос лишь в том, как корректно выстроить систему регулирования рынка.

Этапы развития рыночной экономики

Изучить возможные варианты влияния государства на свободную экономику мы можем попробовать, начав с исследования исторических моделей функционирования соответствующих хозяйственных систем. Какова может быть периодизация становления рынка? Эксперты считают, что развитие экономики (если говорить о моделях, сформировавшихся сегодня в развитых странах) происходило в рамках четырех основных этапов - так называемого классического капитализма, периода смешанных хозяйственных систем, а также социально-ориентированных рыночных моделей.

Начнем с классического капитализма. Историки полагают, что данная система функционировала в течение достаточно долгого периода - с XVII века по первые десятилетия ХХ столетия. Основные признаки рынка соответствующего типа были следующими:

Основной ее признак - значимая роль государственного сектора в бизнесе, а также активное вмешательство властей в развитие рынка. Главным образом в тех сегментах, которые требовали вложения значительных ресурсов - транспортной инфраструктуре, каналах связи, банковской сфере. Государственное вмешательство предполагает, что конкурентный рынок все еще будет присутствовать и характеризоваться свободой отношений, однако в тех пределах, что определены на макроуровне, то есть предприниматели не смогут устанавливать слишком низкие или высокие цены в монопольном порядке, экономить на зарплате персонала или совершать действия в своих интересах, которые могут навредить национальной хозяйственной системе. В смешанной экономике предприниматели стали охотнее объединяться - в холдинги, тресты, картели. Стали распространяться формы коллективной собственности на частные активы - прежде всего в виде акций.

От капитализма - к социальной ориентированности

Следующий этап экономического развития - появление социально-ориентированных хозяйственных систем. Дело в том, что при чистом капитализме и смешанной модели в деятельности предприятий все-таки преобладал принцип максимального извлечения прибыли для владельца бизнеса, приоритет вложений в активы. Однако со временем игроки рынка стали осознавать, что целесообразнее иметь в приоритетах другие ценности. Такие как, например, вложения в таланты. Капитал стал производной частью этих компонентов. В социальной рыночной экономике также сохранился конкурентный рынок. Однако критерием лидерства на нем стали не только капиталы, но также и общественная значимость действий компании. Условно говоря, успешным бизнесом стал считаться не только тот, у которого выручка и рентабельность выше, а тот, что исполнил ощутимую социальную роль - к примеру, создал продукт, изменивший предпочтения людей и сделавший их быт проще.

Современная экономика большинства развитых стран мира, как полагают некоторые эксперты, в целом обладает признаками "социальности". Вместе с тем между хозяйственными системами разных стран имеются существенные различия, обусловленные национальной спецификой, традициями бизнеса, особенностями внешней политики. В некоторых государствах экономика может иметь значительный уклон в сторону "чистого капитализма", в других - быть в большей степени похожей на смешанную модель или же иметь очень сильно выраженную "социальность".

Экономический и социальный порядок

Есть мнение, что современная экономика развитых стран функционирует так, чтобы обеспечить оптимальный баланс между приоритетами бизнеса, государства и общества. Взаимодействие между этими сферами, как правило, выражается в способах решения задач, которые стоят перед соответствующими субъектами - предпринимателями, властью, гражданами. Все они стремятся к некоторому порядку. Эксперты выделяют две его основных разновидности - экономическую и социальную. Рассмотрим их особенности.

Экономический порядок - это совокупность институтов, а также норм, которые регулируют течение хозяйственных процессов. Основные области регулирования здесь - право собственности, валютная и денежная политика, конкуренция, внешнеэкономическое сотрудничество. Социальный порядок - это, в свою очередь, институты и нормы, которые влияют на состояние общества в целом и на отдельные его группы, отношения людей между собой. Основные области регулирования в данном случае - сфера труда, социальная помощь, имущественное, жилищное, экологическое право.

Таким образом, хозяйственная система социально-ориентированного типа сочетает в себе приоритеты основных субъектов, участвующих в становлении как экономического, так и социального порядка. В первом случае ведущая роль - за бизнесом (при регулятивном участии государства), во втором - за государством (при вспомогательной функции предпринимателей). Общество же является субъектом, главенствующим в обоих типах порядков. Потому-то экономика и называется социально-ориентированной.

О рыночных структурах

Несмотря на значительную роль государства в современных хозяйственных системах, а также существенный контроль с его стороны над соблюдением интересов общества, главной движущей силой, предопределяющей рост, является бизнес. Предприимчивость частных лиц предопределяет внедрение в быт результатов технического прогресса. Во многом именно инициативы бизнеса влияют на создание новых рабочих мест, а в ряде случаев даже на успешность внешней политики государства. Без предпринимателей власти и социум были бы неспособны выстраивать эффективную и конкурентоспособную национальную экономику.

Власть осуществляется посредством институтов государственных, общество функционирует в рамках социальных. Бизнес, в свою очередь, опирается на различные рыночные структуры. Что они представляют собой, согласно современным теоретическим концепциям? Какова характеристика рыночных структур?

Начнем с определения этого термина. Одно из самых распространенных звучит так: рыночная структура - это совокупность признаков и характеристик, которые отражают особенности функционирования экономики в целом или какой-то ее отрасли в частности. В зависимости от того, что конкретно представляет собой тот или иной признак, определяются модели рынков. Какие они бывают? Исходя из методологических подходов, устоявшихся в современной российской экономической теории, выделяют три основные модели рынка: совершенная конкуренция, монополия, олигополия. Некоторые эксперты склонны выделять еще одну модель. Речь идет о так называемой монополистической конкуренции.

Другое определение термина, что встречается в экспертной среде, подразумевает несколько иное его прочтение. В этом случае речь идет о как характеристиках элементов и субъектов тех процессов, что происходят в экономике. Таковыми могут выступать, например, количество продавцов, число покупателей, а также факторы, формирующие барьеры для входа на какой-либо из сегментов.

Рыночные структуры являют собой совокупность свойств в рамках которой функционируют предприятия. Это может быть, например, общее количество зарегистрированных в отрасли компаний, обороты отрасли, количество потенциальных клиентов или покупателей. Характеристики соответствующих структур могут влиять на равновесие на рынке в аспекте спроса и предложения. Совокупность определенного рода показателей может свидетельствовать о том, какая из четырех моделей рынка в конкретный момент функционирует - на уровне национальной экономики, региона или же, возможно, конкретного населенного пункта. Но, как правило, экономисты вычисляют некую усредненную совокупность параметров для определения свойств общегосударственной хозяйственной системы.

Монополизм

Чем характеризуется монополистический рынок и рыночные структуры соответствующих ему типов? Прежде всего это наличие у достаточно узкой группы производителей ресурса, позволяющего влиять на общую ситуацию в своем сегменте экономики (или на национальном ее уровне в целом). Ряд экспертов называют подобного рода инструмент "рыночной властью", держателями которой являются монополии - как правило, это крупные бизнесы или холдинги. В зависимости от степени вовлеченности в экономику властей, они могут быть частными или же государственными. Что касается монополистической конкуренции - одной из форм рынка, дополняющей три основные, то при ней допускается, что бизнесы, не входящие в структуры "рыночной власти", все же имеют шанс на то, чтобы влиять на цены. На практике это может прослеживаться на том уровне, где функционирует бизнес. Если это, условно говоря, небольшой продуктовый магазин, то он может влиять на цену некоторых групп товаров в своем районе или улице. Если речь идет о сетевом бизнесе, то масштабы влияния на отпускную стоимость реализуемой продукции могут быть расширены до города или даже региона. То есть конкуренция имеется, но она несет в себе монополистические признаки. Равновесие на рынке здесь практически не формируется. Хотя, безусловно, политика выстраивания цен учитывает локальный спрос. В то же время по мере роста количества предприятий в отрасли, в городе или в отдельно взятом его районе монополистическая конкуренция и рыночные структуры, ей соответствующие, могут перерасти в другую экономическую модель.

Олигополия

Рассмотрим Эта рыночная структура в достаточной мере близка к монополии. Ряд экспертов полагает, что вторая - одна из форм первой. В любом случае различия между олигополией и монополией есть. Первую формируют рыночные структуры, если говорить о них, подразумевая элементы экономических систем, которые характеризуются частой встречаемостью прецедентов, отражающих присутствие в отраслях нескольких ведущих и, как правило, крупных бизнес-структур. То есть при монополии есть, главным образом, один ведущий игрок, сосредоточивший в своих руках "рыночную власть". В олигополии их может быть несколько. При этом сотрудничество между ними вовсе не обязательно может подразумевать управление ценами. Как раз наоборот, в рамках такой рыночной структуры, как олигополия, конкуренция может быть вполне выраженной. И, как следствие, формирование отпускной стоимости товаров - вполне свободным. Яркий пример - противостояние на IT-рынке гигантов уровня Samsung, LG, SONY. Если бы какая-то из этих компаний характеризовалась монопольными признаками, то цена на соответствующие девайсы бы диктовалась ею. Но сегодня мы имеем достаточно конкурентный, как полагают эксперты, рынок электронных устройств, цена на единицы которых в последние годы если даже и растет, то, как правило, не опережая инфляцию. А то и вовсе иногда снижается.

Совершенная конкуренция

Противоположность монополии - это совершенная конкуренция. При ней ни один из субъектов хозяйственной системы не обладает так называемой "властью рынка". При этом возможности для консолидации ресурсов с целью последующего совместного контроля над ценами, как правило, ограничены.

Основные рыночные структуры, если понимать их как составные части экономических процессов, характеризуются в совершенной конкуренции признаками, значительно отличающимися от тех, что свойственны для монополии и олигополии. Далее мы рассмотрим их соотношение для каждой из моделей хозяйственных систем.

Сравнение рыночных структур

Мы изучили понятие рыночной структуры. Увидели, что трактовка этого термина двойственна. Во-первых, под "рыночной структурой" может пониматься как таковая модель рынка - монополия или, например, олигополия. Во-вторых, под этим термином может подразумеваться характеристика какого-либо субъекта, участвующего в экономических процессах. Мы привели несколько типовых вариантов, если говорить о современных экономических концепциях: количество компаний, присутствующих на рынке или в отдельном его сегменте, число покупателей, а также барьеры входа для тех и других.

Самое главное, что следует отметить - и те и другие трактовки термина могут тесно соприкасаться. Каким образом? Нам поможет понять механизм взаимодействия моделей или элементов, составляющих собой рыночные структуры, таблица, которую мы сейчас составим.

Рыночная структура как характеристика элемента экономической системы/Как хозяйственная модель

Монополия

Олигополия

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Количество предприятий в сегменте или на национальном рынке в целом

Одно ведущее

Несколько ведущих

Много с равным статусом

Несколько с равным статусом

Количество покупателей или клиентов

Как правило, много

Как правило, много

для предпринимателей

Очень значительны

Значительны

Минимальны

Преодолимы

Барьеры входа для покупателей

Минимальны

Отсутствуют

Сведены к минимуму

Не наблюдаются

Подобная визуализация позволит нам нагляднее видеть разницу между соответствующими моделями хозяйственных систем - в национальном или более локальном масштабе. При этом следует отметить: если речь идет об экономике города или региона, она может характеризоваться признаками, делающими ее несхожей с таковой для других населенных пунктов. И в этом случае будет достаточно сложно однозначно определить, какая модель ближе, в свою очередь, национальной экономике.

  • Закон убывающей отдачи:
  • Экономические агенты и интересы хозяйствующих субъектов
  • Общественное производство, его сущность и цели. Экономический кругооборот. Стадии общественного производства
  • Процесс труда
  • Процесс производства
  • Производственные отношения Производительные силы
  • Основные факторы общественного производства и закономерности их развития
  • Производство
  • Факторы производства
  • Простое и расширенное воспроизводство, его содержание, структура и виды. Типы экономического роста производства
  • Раздел II микроэкономика Лекция 3. Рынок и механизм его функционирования
  • По географическому признаку
  • Краткие выводы
  • Понятие, условия возникновенияи виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность
  • Характерные черты типов конкуренции
  • Монополистическая конкуренция.Олигополия. Монополия. Монополистические объединения
  • 3.6. Антимонопольное законодательствои государственное регулирование экономики. Рыночная власть
  • Формы государственного регулирования
  • Краткие выводы
  • Лекция 4. Теория спроса и предложения
  • Спрос. Факторы спроса. Закон спроса.Эластичность спроса
  • Предложение. Факторы предложения. Законпредложения. Эластичность предложения
  • Равновесная цена.Механизм рыночного равновесия
  • Шкала спроса, предложения и рыночное равновесие
  • Рынок труда. Спрос и предложение труда.Заработная плата, ее сущность, виды, формы, системы
  • Основные формы и системы заработной платы
  • Рынок капитала.Основной и оборотный капитал. Процентная ставка и инвестиции
  • Структура производственных фондов предприятий
  • Рынок земли. Рента. Цена земли
  • Краткие выводы
  • Сущность и основные чертыпредприятия (фирмы). Классификация предприятий (фирм)
  • Организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие и некоммерческие организации
  • Правовые формы предприятий
  • Преимущества и недостатки открытого акционерного общества
  • Малые предприятия. Интеграции предприятий
  • Юридические лица и их регистрация. Банкротство, его причины и последствия
  • Экономическое содержание издержек. Видыи структура издержек предприятия (фирмы)
  • Себестоимость и классификация затрат
  • 1. Материальные затраты:
  • 2.Затраты на оплату труда:
  • 3.Отчисления на социальные нужды:
  • Выручка и прибыль.Принципы максимизации прибыли. Эффекты масштаба
  • Издержкипредприятия Выручка от реализации
  • Краткие выводы
  • Лекция 5 . Здоровье как экономическая категория. Факторы, влияющие на уровень здоровья населения и здравоохранение
  • 5.1 Здоровье как результат деятельности в здравоохранении.
  • Лекция 5 контрольные вопросы
  • Литература
  • Лекция 6. Национальная экономика.Экономический рост и развитие.
  • 6.1. Национальная экономика. Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве. Национальное богатство
  • 5)Осуществление макроэкономической стабильности.
  • Система национальных счетов: сущность и структура
  • Цикличность развития экономики. Фазы экономического цикла
  • 6.7. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса
  • Совокупное предложение.Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения
  • Макроэкономическое равновесие совокупного спроса и предложения
  • Краткие выводы
  • Лекция 7. Инфляция и безработица
  • 7.1. Инфляция: сущность, виды и причины ее возникновения.
  • 7.2. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства
  • 7.3. Сущность, причины и формы безработицы. Закон Оукена
  • Краткие выводы
  • 7.7. Государственные финансы. Государственный бюджет
  • 7.5. Налоги и налоговая система
  • 7.6. Классификация налогов. Виды налогов и сборов в России
  • 7.7. Деньги и их функции.
  • 7.8. Денежно-кредитная политика. Кредит: сущность, функции и виды
  • 7.9. Банки и их функции. Банковская система
  • Краткие выводы
  • Тема №8. Доходы населения и социальная политика
  • 8.1. Доходы населения: сущность, виды и принципы распределения
  • 8.2. Дифференциация доходов: сущность и причины
  • 8.3. Социальные трансферты. Социальная политика государства
  • 8.4. Сущность мировой экономики. Международное разделение труда. Международные экономические отношения: сущность и формы
  • 8.5. Мировая торговля. Внешнеторговая политика
  • 8.6. Валюта: сущность и виды.
  • Лекция 9. Особенности переходной экономики России
  • 9.1.Переходная экономика: сущность, закономерности, этапы
  • 9.2. Экономическая политика государства в переходный период в России
  • 9.3. Перестройка отношений собственности в переходной экономике. Особенности российской приватизации
  • 9.4. Содержание и признаки предпринимательства. Основные черты предпринимателя
  • 9.5. Предпринимательская среда и функции предпринимательства
  • 9.6. Организационно-правовые формы предпринимательства в России
  • 9.7. Формирование конкурентной среды предпринимательства
  • 9.9. Теневое предпринимательство в переходной экономике
  • Организованная преступность
  • 9.10. Экономико-правовое содержание налоговых правонарушений
  • Характеристика рыночной экономики

    Основные черты рыночной экономики:

      основа экономики - частная собственность на средства производства;

      многообразие форм собственности и хозяйствования;

      свободная конкуренция;

      рыночный механизм ценообразования;

      саморегулирование рыночной экономики;

      договорные отношения между хозяйствующими субъектами;

      минимум вмешательства государства в экономику

    Основные достоинства:

    Основные недостатки:

    1) стимулирует высокую эффективность производства;

    2) справедливо распределяет доходы по результатам труда;

    3)не требует большого аппарата управления и др.

      усиливает социальное неравенство в обществе;

      вызывает нестабильность в экономике;

      безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе и др.

    Рыночная экономика свободной конкуренции сложилась в XVIII в., но значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную экономику.

    Основные черты рыночной экономики свободной конкуренции:

      частная собственность на экономические ресурсы;

      рыночный механизм регулирования экономики, основанной на свободной конкуренции;

      большое число самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

    Современная рыночная экономика (современный капи тализм) оказалась наиболее гибкой, она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Ее основные черты:

      многообразие форм собственности;

      развитие научно-технического прогресса;

      активное воздействие государства на развитие национальной экономики.

    Традиционная экономика - это экономическая система, в которую научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями.

    Основные черты традиционной экономики:

      частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев;

      крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов;

      общинное ведение хозяйства, натуральный обмен;

      преобладание ручного труда

    Административно-командная экономика (централизо­ванно-плановая экономика) - это экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, берущим на себя функции организатора хозяйственной деятельности общества. Все экономические и природные ресурсы находятся в собственности государства. Для административно-командной экономики характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из «центра» управления плановыми заданиями.

    Основные черты административно-командной эконо мики:

      основа - государственная собственность;

      абсолютизация государственной собственности на экономические и природные ресурсы;

      жесткая централизация в распределении экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности;

    4) существенные ограничения или запрещения частного предпринимательства.

    Положительные стороны административно-командной эко номики

      Путем концентрации ресурсов она может обеспечить достижение самых передовых позиций в науке и технике (достижения СССР в области космонавтики, ядерного вооружения и т.п.).

      Административно-командная экономика в состоянии обеспечить экономическую и социальную стабильность. Каждому человеку гарантированы работа, стабильная и постоянно возрастающая заработная плата, бесплатное образование и медицинские услуги, уверенность людей в будущем и т.д.

      Административно-командная экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т.д.).

    Отрицательные стороны административно-командной экономики

      Исключает частную собственность на экономические ресурсы.

      Оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйственной инициативы, исключает свободное предпринимательство.

      Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.

    Смешанная экономика органично соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.

    Россия практически первая в мире применила опыт административно-командной экономики в форме государственного социализма. На современном этапе Россия начинает использовать основные элементы смешанной экономики.

    Смешанная экономика - тип современной социально-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика носит многоукладный характер, ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая с государственной соб­ственностью (20-25%)На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства (крупное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия (организации, учреждения)).Смешанная экономика" - это рыночная система со свойственной ей социальной ориентацией экономики и общества в целом. Интересы личности с ее многосторонними потребностями выдвигаются в центр социально-экономического развития страны. Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, смешанная экономика в США характеризуется тем, что государственное регулирование здесь представлено в значительно меньшей степени, чем в других странах, т.к. размер государственной собственности невелик. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей степени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее в США сложилась определенная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных законов.

    Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства. Рассмотрим некоторые наиболее известные национальные модели экономических систем.

    Американская модель построена на системе поощрения, предпринимательской активности, развития образования и культуры, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жизни. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.

    Шведская модель отличается сильной социальной направленностью, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.

    Главной для шведской модели является социальная направленность за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП). Достоинство шведской модели сочетание относительно вы­соких темпов экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране к минимуму сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан.

    Японская модель характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигают снижения себестоимости продукции и резкого повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества в ущерб интересам конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особен­ность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики.

    Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит реко­мендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдель­ные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Японской модели свойственно сохранение своих традиций и при этом активное заимствование из других стран всего, что нужно для развития страны.

    Российская модель переходной экономики. После длительного господства административно-командной системы в экономике России в конце 1980 - начале 1990-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача российской модели переходной экономики-это формирование эффективной рыночной экономики с социальной направленностью.

    Условия для перехода к рыночной экономике сложились не благоприятными для России. Среди них:

      высокая степень огосударствления экономики;

      почти полное отсутствие легального частного сектора при увеличении теневой экономики;

      длительное существование нерыночной экономики, что ослаб­ляло хозяйственную инициативу большинства населения;

      искаженная структура Национальной экономики, где веду­щую роль играл ВПК, а роль других отраслей народного хозяйства была снижена;

      неконкурентоспособность отраслей промышленности и сель­ского хозяйства.

    Основные условия формирования рыночной экономики в России:

      развитие частного предпринимательства на основе частной собственности;

      создание конкурентной среды для всех хозяйствующих субъектов;

      эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для эффективного роста;

    Любое общество независимо от того, насколько оно богато или бедно, решает три основных вопроса экономики: какие товары и услуги необходимо производить, как и для кого. Эти три основополагающих вопроса экономики являются решающими (рис. 1.1).

    Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном районе и в данное время ?

    При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги ?

    Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

    Для кого?

    Основные вопросы экономики

    Что из товаров и услуг должно быть произведено и в ка ком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что необходимо в данный момент производить: мороженое или рубашки? Небольшое количество дорогих качественных рубашек или много дешевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или необходимо больше выпускать товаров производственного назначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в будущем поднимут производство и потребление?

    Иногда выбор может быть достаточно трудным. Существует слаборазвитые страны, настолько бедные, что усилия большей части рабочей силы тратятся, чтобы только накормить и одеть население. В таких странах, чтобы поднять жизненный уровень населения, необходимо наращивать объемы производства, но для этого необходимы перестройка национального хозяйства, модернизация производства.

    Как должны быть произведены товары и услуги? Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого экономического блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строительства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие государство. Решение о выпуске автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой частные фирмы.

    Для кого должен быть произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограничено, возникает проблема их распределения. Чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения продукта. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать пользу? Должны все члены общества получать одинаковую долю или нет? Чему должен быть отдан приоритет интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судьбы? Решения данных проблем определяют цели общества, стимулы его развития.

    Основные экономические проблемы в различных социально-экономических системах решаются по-разному. Например, в рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы (что, как, для кого) определяет рынок: спрос, предложение, цена, прибыль, конкуренция.

    «Что» решается платежеспособным спросом, голосованием денег. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять желания потребителя.

    «Как» решается производителем, который стремится получить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях конкуренции производитель должен произвести и продать как мож­но больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.

    «Для кого» решается в пользу различных групп потребителей с учетом их доходов.


    Рыночная экономика – это экономика, основанная на товарно-денежных отношениях, господстве частной собственности и свободной конкуренции производителей и потребителей.
    В настоящее время рыночная экономика является одним из основных типов экономических систем. Основные экономические решения принимаются самостоятельно производителями и потребителями. Первые на свой страх и риск решают, какие продукты производить, в каком количестве, посредством какой техники и для кого.
    Вторые самостоятельно делают выбор, какую продукцию приобретать и у каких производителей. Выбор осуществляется под воздействием таких факторов, как цена, качество и т. п.
    Сбалансированность экономики достигается посредством рыночного механизма. Его основными элементами являются спрос и предложение. С учетом их соответствия формируется цена на продукты. Уровень цены является сигналом для увеличения или сокращения их производительности.
    Рыночная экономика сформировалась в XVIII в. и является наиболее гибкой экономической системой, которая под влиянием внутренних и внешних факторов имеет свойство трансформироваться и видоизменяться. В своем историческом развитии она проходит следующие этапы: классический капитализм и постиндустриальная хозяйственная система, наиболее типичной формой которой является смешанная экономика. Рассмотрим каждую из них отдельно.
    Классический капитализм
    Этот вид рыночной экономики существовал в ныне развитых странах с XVII в. до первых десятилетий XX в. Именно он исследован К. Марксом. Классический капитализм характеризуется следующими признаками:
    наличие частной собственности на экономические ресурсы;
    свободная конкуренция, обеспечивающая беспрепятственный вход на рынок и перелив капитала из одной отрасли экономики в другую;
    наличие множества независимых производителей, которые сами решают, что, для кого и как производить;
    наличие множества независимых потребителей, принимающих самостоятельное решение о том, какую продукцию и у каких товаропроизводителей покупать;
    личная свобода всех участников рынка, которая позволяет предпринимателю определять сферу бизнеса, а работнику свободно передвигаться на рынке труда;
    стихийный характер установления цен под влиянием спроса и предложения;
    эквивалентный обмен по стоимости;
    ориентация предпринимателей на максимизацию прибыли, заставляющая их экономить ресурсы, бережливо относиться к живому и овеществленному труду.
    Классический капитализм развивался стихийно и не предусматривал государственного регулирования экономики. Он исповедовал принцип А. Смита «laisserfaire» («предоставьте свободу действовать»), т. е. невмешательства государства в экономику.
    Однако в начале XX в. его хозяйственный механизм уже не соответствовал новым потребностям. Поэтому в большинстве развитых стран он постепенно трансформировался в постиндустриальную, или новую, экономику (как теперь ее называют).
    Новая (постиндустриальная) экономика – экономика смешанного социально ориентированного типа.
    Что же такое постиндустриальная хозяйственная система, или новая экономика? Если рассматривать процесс развития общества линейно, поступательно, непременно от худшего к лучшему, от несовершенного к совершенному, от низшего к высшему, то постиндустриальная хозяйственная система (новая экономика) представляет собой на сегодня высшую ступень экономического развития человечества. Постиндустриальное общество – это общество, которое приходит на смену «классическому капитализму». В системе исторических координат с тремя ступенями развития производства оно занимает самое высокое место.
    Выдающийся вклад в определение важнейших характеристик западного общества последней четверти ХХ в. принадлежит Д. Беллу. Он полагал, что история развития цивилизации складывается из трех больших этапов (доиндустриального, индустриального и постиндустриального; аграрного, индустриального и информационного; «первой», «второй» и «третьей» волн). Они разделены между собой переходами, содержание которых может быть квалифицированно как социальные революции. Понятие «постиндустриальное» противопоставляется понятиям «доиндустриальное» и «индустриальное».
    Доиндустриальный сектор является в основном добывающим, он базируется на сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, рыболовстве, заготовке леса и других ресурсов, вплоть до природного газа или нефти. Индустриальный сектор имеет прежде всего производящий характер, он использует энергию и машинную технологию для изготовления товаров. Постиндустриальный является обрабатывающим, и здесь обмен информацией и знаниями происходит в основном при помощи телекоммуникаций и компьютеров.
    Переход к «новой экономике» обусловлен начавшейся в середине ХХ в. научно-технической революцией, которая качественно преобразовала производительные силы, кардинально изменив материально-техническую базу производства, привнеся в нее автоматизацию, огромный информационный ресурс, который образовал самостоятельную отрасль знаний – теорию информационной экономики, а также компьютерную технику с мировой системой Интернет, ставшей классическим примером так называемых всеобщих производительных сил, создаваемых и используемых только коллективно. Возник новый сектор производства – информация. Преобразования, происходящие в производительных силах, потянули за собой длинную цепь модификаций, которые и сделали постиндустриальное общество новой экономикой. Рассмотрим их.
    1. Изменившиеся производительные силы модифицировали производственные отношения, т. е. отношения собственности. На смену собственнику-капиталисту, который доминировал в индустриальную эпоху, пришел собственник-менеджер и собственник – специалист компьютерных сетей.
    2. Возник новый вид конкуренции: конкуренция сетей, и новый фактор производства – «время», ибо скорость получения информации определяет итог конкуренции производителей и выявляет ее лидера.
    3. Развитие сети Интернет привело к поиску новых условий рациональности. Классическая, неоклассическая и постклассическая школы увязывали рациональность с эгоизмом «экономического человека».
    С появлением сети Интернет вырабатываются новые критерии рациональности. Они обусловлены работой главного субъекта Интернета, названного В. В. Тарасенко «человеком кликающим», пальцы которого «кликают» на то, что ему хочется, что удобно, практично, рационально и утилитарно (Тарасенко В. В. Антропология Интернет: самоорганизация «человека кликающего» // Общественные науки и современность. 2000. N 5).
    Возникает новая экономическая рациональность, новая структура утилитарности. Кнопка приобретает рыночную стоимость, так как «кликающий человек», владеющий кнопкой, получает доступ к чужой информации и чужой собственности. Он не отказывается от соблазна ею завладеть. А значит, принимает участие в ее возможном переделе.
    За счет деятельности «кликающего человека» система отношений собственности приобретает новые существенные стороны, которые становятся объектом изучения экономической теории. Не исключено, что «кликающий человек» как объект экономического анализа придет на смену «экономическому человеку» А. Смита и станет элементом новой парадигмы, рожденной реалиями постиндустриального общества.
    4. Обострилось негативное свойство наследия индустриальной экономики – ее природоразрушительный характер. Экологическая борьба «зеленых» стала влиятельным политическим течением, а сама экология – еще одним фактором производства. Это значит, что к системообразующим факторам (труд, земля, капитал), которые изучались политэкономией, постиндустриальное общество добавило еще три: экологию, информацию, время, ставшие объектом исследования экономической теории. Производительные силы и производственные отношения, претерпев существенные изменения, насытили «новую экономику» рядом отличительных признаков.
    Отличительные признаки постиндустриальной (новой) экономики
    1. Произошло радикальное изменение роли и места в производстве человеческого фактора. Автоматизация производства резко сократила объем физического труда и вывела человека из непосредственного производства, поставив его рядом с производством контролером и регулировщиком. Всеобщая компьютеризация привела к победе сложного умственного труда. Интеллектуальный труд восстановил доминирование работника над средствами производства: если на доиндустриальной стадии работник подчинял себе средства производства, ибо это была эпоха ручного труда, в индустриальном производстве средства производства технологически подчиняли себе работника (он становился придатком машины), то в постиндустриальном производстве, когда высокие технологии вновь индивидуализируются, работник вновь подчиняет себе средства производства.
    2. Все это отразилось на роли собственности на средства производства: в постиндустриальном обществе ее экономическая значимость стала ниже, чем в индустриальном. Индивидуальный частный собственник теряет свое значение. Преобладают ассоциированные формы собственности (кооперативные, коллективные, акционерные, партнерские, корпоративные, смешанные).
    3. Изменилась общественная организация производства в соответствии с его научно-техническим характером: массовый интеллектуальный труд потребовал приоритета личности работника, поэтому обезличенное экономическое принуждение эпохи «классического» капитализма вытесняется, так как становится экономически невыгодным.
    4. В структуре экономики стала преобладать сфера услуг, информации и интеллектуального труда. Развитие сферы услуг и сферы информации при снижении роли традиционных отраслей привело к «деиндустриализации» (снижению доли промышленности относительно других сфер экономики). Теперь в сфере непосредственного материального производства занято только 10–15 % трудоспособного населения, тогда как 80–85 % – интеллектуальным трудом и сервисным обслуживанием.
    5. Существенно изменились акценты в цепочке «производство-потребление». Приоритетный статус отводится ныне сфере потребления. Считается, что только потребление наделяет производство целевой функцией, предотвращая опасность возникновения «производства ради производства» и обеспечивая свободу потребительского выбора.
    6. Существенно возросла роль институтов, в частности государства, которое призвано стать гарантом экономических, социальных и политических прав личности. Через политику социальных трансфертов государство корректирует распределение доходов, определяемое рынком.
    7. Постиндустриальная (новая экономика) предполагает создание открытых национальных хозяйств с включением их в мировой процесс глобализации. Из этого следует, что предметом анализа экономической теории становится изучение таких проблем, как:
    закономерности развития открытого национального хозяйства;
    особенности рыночной трансформации экономики России с использованием иностранного опыта и собственной самобытности;
    необходимость вхождения в мировой процесс глобализации с соблюдением своих национальных интересов.
    Понятно, что перечисленные признаки являются лишь обобщенной моделью «новой экономики», которая в разных странах реализуется далеко не одинаково. Следует признать, что сегодня постиндустриальное общество не является «зрелым», оно лишь формируется, постепенно обретая определенную модель. Поэтому сегодня дать такому обществу однозначную социально-экономическую характеристику крайне затруднительно. Спор разгорается по поводу того, считать ли его по-прежнему капиталистическим, либо с доминантой социалистических признаков в лице государственного регулирования и социальной защиты, либо какой-то иной экономической моделью. В результате дискуссий в экономический лексикон вошли три понятия: «централизованно планируемая экономика» (социализм), «экономика частного предпринимательства» (капитализм) и «смешанная экономика».
    8. Дискутируя о социально-экономической сущности постиндустриальной хозяйственной системы, экономисты склоняются к ее смешанной сущности. Рассмотрим ее.
    Социально ориентированная смешанная экономика
    Социально ориентированная смешанная экономика содержит в себе два начала: «социальность» и «смешанность». Они сформировались и тем более объединились в единую систему не сразу и в некотором роде представляют собой конгломерат достижений как социалистической, так и капиталистической системы хозяйства. Рассмотрим каждую из них отдельно. Обратимся сначала к понятию «социальная экономика».
    Методологические основы теории «социального рыночного хозяйства» были заложены еще в 30-40-е гг. ушедшего столетия авторами «теории порядка». Ими являются: В. Ойкен, Ф. Бем, В. Репке, А. Рюс-тов, Л. Микш, А. Мюллер-Армак. Наиболее интересны взгляды профессора Фрейбургского университета, основоположника Фрейбург-ской школы Вальтера Ойкена (1891–1950). Он ввел в научный оборот понятие «хозяйственный порядок» и определил два его идеальных типа: «централизованно управляемое хозяйство» и «рыночное» (меновое). По мнению Ойкена, рыночное (меновое) хозяйство предпочтительнее централизованного, так как последнее не может выяснить потребности членов общества. Поэтому государственное вмешательство в экономику не должно быть чрезмерным. Однако экономический порядок не может устанавливаться сам по себе, его создание требует вмешательства государства. Во-первых, государство должно ограничивать деятельность монополий, поддерживая высокий уровень свободной конкуренции. Во-вторых, сохраняя частную собственность неприкосновенной, государство должно препятствовать чрезмерному разрыву в доходах отдельных социальных групп, осуществляя через бюджетное финансирование перераспределение совокупного дохода в пользу малоимущих. В-третьих, государство обязано проводить правильную денежную политику. Соблюдая эти условия, государство обеспечивает в стране «хозяйственный порядок».
    «Теория порядка» явилась предтечей концепции «социального рыночного хозяйства», одним из основных авторов которой стал Людвиг Эрхард (1897–1977). Согласно Эрхарду, современный либерализм не может не допускать заметной роли государства в экономических процессах. Эту концепцию Эрхард использовал для послевоенного экономического обновления Германии, когда в стране старый тоталитарный режим – «централизованно управляемое хозяйство» – рухнул, а «меновое (рыночное) хозяйство» уже успело породить анархию и «черный рынок». В стране царила гиперинфляция, деньги перестали выполнять свои функции, а самой надежной «валютой» считались сигареты (в основном американские). Порядок был настолько необходим, что без него было немыслимо возрождение страны. Поэтому разработанная в 30-40-е гг. «теория порядка» послужила методологической основой создания социального рыночного хозяйства ФРГ.
    Обратимся теперь к концепции «смешанности».
    В определении понятия «смешанная экономика» у экономистов нет единства. Точки зрения не совпадают по вопросу о том, что в этой экономике смешивается. Так, Клаус Эклунд в известной книге «Эффективная экономика. Шведская модель» (М.: Экономика, 1991. С. 85) пишет, что смешанная экономика – это та, которая «обладает чертами как планового, так и рыночного хозяйства». Здесь налицо указание на два начала: «план» и «рынок». С. Фишер, Р. Дорбуш, Р. Шмалензи замечают: «Все современные экономики являются смешанными – находятся в промежутке между двумя крайностями: чисто командной и чисто рыночной системами… Спор возникает именно по поводу той роли, которую должны играть государство и рынок в экономике» (Экономика / Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: Дело ЛТД, 1993. С. 14). Такое определение наиболее типично. В нем противопоставляются два элемента – «рынок» и «государство». Оппонентом такой точки зрения выступает О. Ю. Мамедов. По его мнению, «рынок» и «государство» являются логически непротивопоставимыми элементами: «рынку» можно противопоставить только «нерынок», т. е. «рыночной» организации производства – «нерыночную», а «государственному» (общественному) – «негосударственное» (частное). Смешанная экономика пребывает между «чисто рыночной» и «чисто нерыночной» (Смешанная экономика. Двухсекторная модель. Ростов-на-Дону: Феникс; М.: КноРус, 2001. С. 7).
    Было бы несправедливым считать бесспорным какое-либо одно из приведенных выше определений смешанной экономики и умалять другие. Каждое из них оттеняет одну из ее многих сторон и именно на ней акцентирует внимание. Полная картина вырисовывается при рассмотрении всей совокупности ее аспектов: в исследовании «рыночного» и «нерыночного» секторов экономики, в выяснении соотношения между «невидимой рукой рынка» и «регулирующей рукой государства», в изучении возможности использования «плана» и «рынка».
    Модели смешанной экономики
    Каждая страна имеет свою модель смешанной экономики. Рассмотрим некоторые из них. Эти модели (американская, немецкая, китайская и др.) имеют как общие черты, так и свою специфику.
    Общим в них является, во-первых, то, что они основаны на принципах свободного предпринимательства (многообразие форм собственности, конкуренция, свободные цены); во-вторых, их объединяет то, что они порождены новым этапом развития производства – его постиндустриальной стадией, которая определила необходимость укрупнения собственности (от частной к акционерной), переходом к новой организации труда (с ведущей ролью системы Интернет), увеличением роли человеческого фактора, государственного регулирования и социальных гарантий населению.
    Специфика моделей определяется ресурсной базой страны, исторической традицией населения, материально-технической базой общества и другими факторами.
    Американская модель. Размеры государственной собственности в ней невелики. Главные позиции в экономике занимает частный капитал, развитие которого регулируется институциональными структурами, правовыми нормами и налоговой системой. Однако государственное вмешательство достаточно значимо. Оно осуществляется следующими методами:
    система правительственных заказов. Она вовлекает в осуществление государственных программ частный бизнес и формирует этим обширный государственный рынок. Через эту систему перераспределяется основная масса бюджетных средств;
    обеспечение производственной и социальной инфраструктуры, научной и информационной базы, создание которой не под силу или невыгодно частному капиталу;
    главное воздействие на экономику государство осуществляет через косвенные рычаги – госбюджет, кредитно-денежную систему, хозяйственно-правовое законодательство.
    Система социального обеспечения в США включает в себя: социальное страхование (пенсии, пособия, медицинские услуги лицам, охваченным страховкой, страховые пособия по безработице) и помощь малоимущим. Эти выплаты идут из госбюджета. Но государственные ресурсы как бы дополняют затраты на социальные услуги частного сектора, который является главным источником социального финансирования. Несмотря на то что американская экономика в полной мере является постиндустриальной, перемены в социальной сфере значительно отстают от экономических преобразований.
    Британская модель. Смешанная экономика Великобритании формировалась под воздействием активной роли государственного регулирования. После Второй мировой войны в Великобритании была проведена частичная национализация ряда отраслей, создана единая система государственного здравоохранения и социального обеспечения. В результате были созданы обширный государственный сектор и разветвленная система государственного регулирования, которое выражалось:
    в обеспечении частного сектора правительственными заказами;
    в развитии ВПК;
    в финансировании НИОКР;
    в финансировании социальной сферы и т. д.
    Но к 1980 г. в Великобритании произошло снижение эффективности хозяйства и ослабление ее позиций в мировой системе. Все это потребовало ограничения государственного вмешательства в экономику и предоставления большей свободы рыночным силам: в 1980–1990 гг. была проведена приватизация большинства государственных предприятий, в том числе естественных монополий – телефонной связи, газо– и электроснабжения, водоснабжения и т. д. Одновременно шел процесс поощрения частного предпринимательства. Проводилась также политика дерегулирования: ликвидировался контроль над ценами, зарплатой, дивидендами. Усилился адресный характер бесплатной медицинской помощи. Все это позволило повысить эффективность и конкурентоспособность британской экономики.
    Французская модель. Система государственного регулирования во Франции – одна из наиболее развитых в Западной Европе. Франция – единственная европейская страна, сумевшая реализовать концепцию экономического развития на основе индикативного планирования, позаимствованного из опыта СССР. Пятилетние планы во Франции составляются с 1947 г. Государственные планы-программы во многом определили успехи реконструкции и экономического роста в послевоенный период. Франция позднее других европейских стран вступила на путь либеральных реформ, но крупномасштабная приватизация не устранила, а лишь усложнила формы государственного регулирования. Попытки усилить свободный рынок не привели к уходу государства из экономики.
    Итальянская модель. Смешанная экономика в Италии – это своеобразный вариант западноевропейской модели, который характеризуется:
    обширным государственным сектором;
    высокоразвитым крупным частным бизнесом;
    укладами, оставшимися от раннего капитализма;
    большим удельным весом малого бизнеса;
    развивающимся кооперативным сектором.
    Государственный сектор занимает ключевые позиции. Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные реформы не внесли радикальных изменений в положение государственного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.
    Скандинавская модель (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия). Особенностью этой модели является ведущая роль частного сектора. Низкий удельный вес государственной собственности сочетается с весомой ролью (особенно в Швеции) общественного сектора. Существенную роль (особенно в Дании) играет кооперативный сектор в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, жилищном строительстве, банковском и страховом деле.
    Для Скандинавских стран характерна высокая степень социализации экономики, проявляющаяся в перераспределении через налоговую систему значительной части ВВП, что позволяет проводить активную социальную политику. Шведская модель смешанной экономики весьма популярна благодаря книге Класа Эклунда «Эффективная экономика» (М.: Экономика, 1991).
    Японская модель. Особенность смешанной экономики в Японии – оптимальное сочетание тенденций мирового подхода с национальной спецификой. Реформы японской экономики начались после Второй мировой войны, когда японская буржуазия совместно с американским монополитическим капиталом решили превратить Японию в «мастерскую Азии». Хребтом реформ стал роспуск дзайбацу, т. е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных концернов. Акции были пущены в свободную продажу. Таким образом, из-под контроля холдингов вышло много фирм, а благодаря разукрупнению гигантов образовались новые фирмы. Была проведена аграрная реформа, в результате которой 80 % помещичьих земель за выкуп передано крестьянам. Основная ставка в развитии страны делалась на новые (пусть даже заимствованные) технологии и развитие человеческого капитала. Важным источником гибкости японской экономики служит широкое развитие среднего и мелкого предпринимательства. Для Японии характерна более высокая степень контроля государственной власти над экономикой по сравнению с другими индустриально развитыми странами. Особенностью японской модели смешанной экономики является ее ориентация на сбережение, производство и экспорт при вспомогательной роли личного потребления. Такие институты, как приоритет производителя над другими правами человека, система пожизненного найма, «зарплаты по старшинству», коллективная ответственность и инициатива, сыграв положительную роль в экономическом успехе страны, не отвечают потребностям развития современного общества. Назрела смена моделей экономического развития.
    Германская модель. Корни современной смешанной экономики Германии уходят в 50-е гг. ХХ в., когда стала давать плоды экономическая программа, разработанная рядом видных немецких экономистов под руководством министра экономики Баварии Людвига Эрхар-да. Реформа Эрхарда началась с непопулярной денежной реформы, которая заключалась в отмене хождения на территории Германии рейхсмарки и замене ее дойчмаркой. Через 3 дня после денежной последовала реформа цен, которые были отпущены на свободу. Главная ставка в ходе дальнейших реформ была сделана на развитие малого и среднего бизнеса – «основы благосостояния для всех», которому обеспечивались максимально благоприятные условия. Вмешательство государства в экономику было существенно ограничено. Были ограничены расходы на оборону, поддержание безопасности и государственное управление.
    Результаты реформы Эрхарда оказались потрясающими. Уже 1953 г. был назван «годом потребителя», а к началу 60-х гг. страна вошла в десятку наиболее экономически развитых стран мира. В 60-е и 70-е гг. несущей опорой экономического развития стали крупные корпорации, повысилась роль государства, которое провозгласило курс на построение общества социально-партнерских отношений с высокой степенью социальной защиты населения. Социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической стали характерной чертой немецкой модели смешанной экономики. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды.
    Китайская модель. Основное отличие Китая от других стран состоит в том, что он является страной, которая не отреклась от социалистической доктрины и возглавляется коммунистической партией. После Второй мировой войны в Китае было проведено несколько экономических реформ, значительно отличающихся друг от друга по своим задачам и методам. Первыми были преобразования, направленные на строительство социалистической экономики. Они начались в 1949 г., когда правительство КНР национализировало собственность китайской и иностранной буржуазии.
    С 1956 по 1958 г. в Китае проводилась политика «большого скачка», суть которой заключалась в попытке резко поднять уровень обобществления средств производства и собственности. В это время по всей стране были созданы народные коммуны. С 1960 г. начался отход от политики «большого скачка». Однако вскоре, в 1966 г., в стране началась «культурная революция», продолжавшаяся до 1976 г. и вновь затормозившая экономический рост.
    К концу 70-х гг. сложились основные черты экономической системы Китая. Ее характерная особенность – сверхцентрализация. Государство полностью изымало все доходы предприятий и покрывало все их расходы. Отрицалась роль рынка и товарная (рыночная) экономика. Обычным стал товарный дефицит.
    В 1978 г. на партийно-государственном уровне был принят курс на рыночные реформы.
    Первый этап реформы продолжался до 1984 г., в это время упор делался на сельские районы. Важным элементом новой политики был переход на семейный подряд, в результате основной хозяйственной единицей в деревне стал крестьянский двор.
    Второй этап хозяйственных реформ начался в 1984 г. с реформирования городской экономики и промышленности. Смысл реформ сводился к тому, чтобы усилить хозяйственную самостоятельность предприятий: при условии выполнения плана предприятию разрешалось вести производство с учетом потребностей рынка. Разрешалась деятельность небольших частных и коллективных предприятий, кустарных мастерских, допускалось частное предпринимательство в сфере торговли и обслуживания, привлекался иностранный капитал. Начался курс на трансформацию директивно-плановой экономики в рыноч-но-смешанную, социально ориентированную. В результате страна вышла на динамично высокий уровень экономического роста.
    Российская модель только начинает складываться. В соответствии со статьей 7 Конституции России Российская Федерация объявлена социальным государством.

    ВВЕДЕНИЕ

    Человечество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы. В современной экономической науке понятие экономическая система означает совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм. Системы отличаются подходом и методами решения основных экономических вопросов: что? как? для кого? Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества. В рамках каждой системы возможно существование региональных моделей, различия между которыми обуславливаются уровнем развития производительных сил в стране, национальными традициями и обычаями, культурным и историческим прошлым, ресурсо-обеспеченностью и географическим положением.

    Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйственный механизм и конкретные экономические связи между субъектами экономики.

    В последние полтора-два столетия развития человеческого общества в мире действовали разнообразные экономические системы. Среди них отчетливо выделяются две рыночные системы - рынок свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - командно-административная и традиционная.

    Актуальность темы курсовой работы отвечает потребностям развития национальной экономики и современного общества, актуальность заключается в том, что рыночная экономика является на сегодняшний момент самой распространённой, и как считается самой эффективной современной экономической системой. Рыночная экономическая система является господствующей формой экономической жизни современного общества. Понятие рынка является исходным понятием в теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов. Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы - что, как и для кого производить - решаются главным образом через рынок. Поэтому проблемы, с которыми мы сталкиваемся, довольно часто, раскрываются в этой теме.

    Цели и задачи этой курсовой работы состоят в том, чтобы разобраться в деталях функционирования рыночной экономики, понять главную особенность этой системы, выяснить условия возникновения и развития. Выяснить фундаментальные проблемы общества – «что?», «как?» и «для кого?» производить, которые решаются в смешанной экономике во взаимодействии рыночного механизма и государственного регулирования экономики. Разобраться в особенностях и сущности сложной рыночной экономической системы, в ее сложных взаимодействующих между собой структурах. Выделить главные функции. Выяснить в чем сущность и необходимость ее государственного регулирования.

    Объектом исследования в данном случае выступает современная экономическая система рыночной экономики, рассматриваемая главным образом с позиций особенностей организационно-хозяйственной структуры, роль государства в ее регулировании и функции, которые она выполняет.

    1. Основные экономические системы.

    Выделяют следующие экономические системы в зависимости от организационно-хозяйственного механизма:

    · Традиционная

    · Рыночная

    · Смешанная

    · Централизованно-планируемая (командная)

    · Переходная

    Фундаментальные вопросы экономики: «Что?», «Как?» и для «Кого?» производить по-разному решаются в различных экономических системах. Для выделения этих систем используют два основных критерия:

    1. форма собственности на средства производства (Средства и предметы труда);

    2. способ координации и управления экономической деятельностью;

    Дадим более подробную характеристику экономическим системам, о которых говорилось ранее в разделе «Введение».

    · Традиционная экономическая система

    Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью.

    Такой тип экономики сохранился сегодня в некоторых слаборазвитых странах, куда технических прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих странах обычаи и традиции.

    · Рыночная экономическая система

    Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения.

    Основные особенности капиталистической экономики:

    · Частная собственность

    · Свобода предпринимательского выбора

    · Конкуренция

    · Опора на рыночную систему

    · Ограниченная роль государства

    В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

    Производитель стремится производить (ЧТО?) ту продукцию, которая удовлетворяет потребности покупателя и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

    Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК?" производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими издержками, чем его конкурент, с тем, чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

    Вопрос "ДЛЯ КОГО?" решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

    В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

    · Командная экономическая система

    Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

    Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос: « как производить», указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

    Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

    · Смешанная экономическая система

    Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов. Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь, осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения. Главная черта смешанной экономики: и государство, и частный сектор (предприятия и потребители) играют важную роль в ответах на вопросы что? как? и для кого? В ней получают довольно широкое распространение плановые методы: на микроэкономическом уровне как планы развития отдельных фирм на основе маркетинговых исследований, на макроуровне - как конкретное государственное вмешательство. Планы - результат приспособления субъектов экономики к требованиям рынка. Планы разных экономических уровней влияют на структуру и количество производимой продукции, обеспечивая их большее соответствие общественным потребностям.

    · Переходная экономика - это современная экономическая система, существующая в странах, где идёт преобразование централизованно планируемой экономики в рыночную экономику. В эту группу стран входят бывшие социалистические страны Восточной Европы, государства, ранее входившие в состав СССР, а также Китай, Монголия, Вьетнам. С точки зрения хозяйственного механизма в переходной экономике ещё существуют элементы централизованного управления экономикой, особенно в отношения предприятий государственного сектора. Вместе с тем этот механизм был в основном разрушен в 90-е годы ХХ века.

    Одновременно в переходной экономике возникли и развиваются рыночные экономические структуры, развивается механизм распределения ресурсов общества посредством рынка, где соотношение спроса и предложения, рыночные цены указывают, как лучше использовать ресурсы. Центральное место в процессе формирования нового экономического механизма принадлежит разгосударствлению и приватизации, рыночному ценообразованию, новой макроэкономической политике, индикативному централизованному планированию. Таким образом, главные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - в переходной экономике решаются в результате сложного взаимодействия отживающих директивных методов централизованного управления народным хозяйством и развивающегося рыночного механизма распределения и использования ресурсов.